Русские художники. Егоров Алексей Егорович

Сила большого искусства.
Неумолимо бежит время. Прошло уже много лет, как художника нет с нами. Но жива память, живы работы, в которых заключена частичка его души, значит, жив и их автор.
Первое признание пришло к Валерию Егорову в 1959 году. Его картина «Мстера», которая экспонировалась на Всесоюзной выставке самодеятельных художников, принесла ему премию: этюдник, мольберт и зонт. Это был успех, который ошеломил девятнадцатилетнего художника и определил весь его дальнейший творческий путь. «Мстера» была посвящена всем художникам и мастерам, которые помогли ему, ещё подростку, учащемуся мстерской художественной школы, не только развить талант, но и зало¬жить основы верного и истового служения искусству.
Валерий Егоров родился в Коврове, в сороковом году. Во время войны семья переехала в Юрьевец на Волге. Небольшой городок, просторы великой русской реки стали для мальчишки настоящей вселенной разно¬образнейших эмоций. Волжская ширь, протяжные гудки белых пароходов, серые чайки на крыле высокой волны и печально зовущий за собой клин журавлей в холодно-голубом осеннем поднебесье. Все это – Волга, и она навсегда оставила след в сердце мальчишки.
В конце сороковых семья Егоро¬вых вернулась в Ковров. Валерий вспоминал, что уже в десятилетнем возрасте он ощущал необъяснимое же¬лание выразить свои чувства на бумаге с помощью кисти, что познакомился с парнишкой – Витькой, который умел рисовать так хорошо, что ему соседи даже заказывали картины. И это было для Валеры чудом. Сам он любил черчение. А Витька говорил: «Если тебе нравится черчение, значит, ты сможешь и рисовать, давай рисуй», – и звал его на этюды.
Так и пошло, собирается утром Валера, буд¬то в школу с портфелем, а сам с Витей - на этюды. Прогуливал уроки, было, а после семилетки решил в Ивановское художественное училище поступать. Но родители в Иваново не пустили: «Там чужой город, там шпана. Лучше во Мстеру поезжай, там хоть родствен¬ники есть».
Так Валерий оказался во Мстере. Пришел в художественную школу, посмотрел шкатулки - и обмер. Ничего подобного прежде не видел. Шкатулки его поразили, он не знал, что есть такое письмо и что он может этому письму научиться… В 1959 году он с отличием закончил художественную школу, через год вернулся в родной Ковров. Там стал заниматься живописью. Но в память о годах учебы во Мстере в семье Валерия Егорова по сей день хранится его работа – шкатулка, выполненная по мотивам пушкинских «Бе¬сов».
В 1960 году Валерий Егоров переехал во Владимир. Атмосфера владимирского искусства в те годы была совершенно уникальной – здесь царил дух творческого поиска, большого эксперимента, соревновательности. Объединенная общей целью, во Владимире работала группа художников-единомышленников, решавших большие новаторские задачи в искусстве. На владимирской земле рождалась новая живопись - жизнеутверждающая, свежая, неформальная, получившая в дальнейшем самую широкую известность.
Молодой художник быстро вошел в круг молодежи, рядом со старшими товарищами включившейся в цветовые поиски и эксперименты. Наступило время напряженной работы. Валерию хотелось много сделать, познать, постичь. В эти годы он активно ведет поиски своего творческого лица, участвует во многих серьезных российских и зарубежных выставках. В 1967г. Валерий Егоров становится членом Союза художников СССР.
Во владимирском искусстве Валерий Егоров был одним из тех художников, кто писал работы, где фигуры людей являлись не просто красивым дополнением, стаффажем. Персонажи в его произведениях выходили на первый план, были главными героями - они занимались своими будничными делами, хлопотами, жили повседневной жизнью.
В одном из интервью Валерий Егоров говорил: «Я считаю важным писать так, чтобы природа и чело¬век на моем холсте были равнознач¬ными героями. Нужно одинаково хоро¬шо знать природу села и природу человека, писать их, не умаляя достоинства ни того, ни другого. Для этого нужно много. Я об этом думаю всегда. И когда иду по улице, и когда обедаю, и даже когда делаю какие-то второстепенные дела. В таком напря¬женном состоянии сюжеты работ, бывает, даже снятся».
В среде владимирских художников безусловным творческим лидером был Владимир Юкин. Для Егорова этот удивительный человек и большой художник был непререкаемым авторитетом. «Владимир Яковлевич Юкин – личность неординарная, че¬ловек, непохожий на других, он многое дал мне в понима¬нии жизни и живописи» - говорил художник.
Есть у Валерия Егорова работа, посвященная Юкину, это «Автопортрет с порт¬ретом Юкина». На холсте - две фигуры. На первом плане художник изобразил себя. Он сидит и смотрит прямо на нас. В фигуре, во взгляде, в руках художника чувствуется напряжение. Он находится в поисках, в терзаниях, но взгляд его полон решительности.
Несмотря на то, что художник изобразил себя на первом плане, прямо у кромки холста, все же он находится в тени фигуры сидящего сзади него за столом Юкина. В фигуре Юкина прекрасно схвачена пластика, характерная поза, взгляд. Думается, этим двойным портретом Егоров хотел нам сказать многое о себе, о непростом постижении искусства, о значимости личности Юкина во владимирском искусстве.
Глядя на эту картину, почему-то, всплывают в памяти слова московского художника Г.Мызникова, сказанные в 1970 году: «Когда бываешь на выставках владимирских художников, проскальзывает мысль, что большинство ваших художников – юкинята. Все они находятся в тени большого дерева по имени Владимир Яковлевич Юкин. А это и легко и очень трудно. Не каждому дано выйти на собственный путь, найти себя».
Валерий Егоров нашел себя в искусстве, нашел собственный путь, собственный почерк. Всю жизнь художник был предан любимой теме – пейзажу русской провинции. В пейзажах художника выражена простая и естественная радость человека от общения с природой, наслаждение ее красотой. Произведения Валерия Егорова обладают той чудотворной силой настоящего искусства, высокой степенью живописного благородства, которая духовно обогащает, делая нашу жизнь красивее, совершеннее.
Имя этого автора вошло в когорту замечательных владимирских мастеров, принадлежащих своей кистью к широко известной художественной школе, получившей название «Владимирский пейзаж». Произведения Егорова находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи (картина «Праздник в Юрьевце на Волге»), многих региональных музеях страны, частных собраниях в нашей стране и за рубежом.
Н.Севастьянова – научный сотрудник ВСМЗ

Алексей Егорович Егоров – является выдающимся художников в плеяде конца 18-19 века. Не зря он получил негласное второе имя «Русский Рафаэль», пожалуй, лучше чем он и по сей день никто не может изобразить человеческое тело.

Биография Алексея Егоровича Егорова: Молодые годы.

Ничего или практически ничего не известно о начале жизни талантливейшего русского художника. Приблизительной датой его рождения называют год 1776. Он и сам ничего не мог вспомнить о первых годах своей жизни, единственным его воспоминанием остались шелковый халат, расшитые сапоги да кибитка. Поэтому биография калмыцкого мальчика начинается с того момента, когда подобрали его во время военного похода казаки. Какое-то время найдёныш провел в воспитательном московском доме, до тех пор, пока в 1782 году не был отправлен в Воспитательное Училище при Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге, где учился у лучших профессоров того времени Угрюмова и Акимова. Учеба давалась будущему светилу российской живописи более чем легко, за свои работы с натуры он не раз удостаивался золотых и серебряных медалей. По окончании академии, Егоров был удостоен высочайшей чести преподавать в академических классах рисование, что было очевидным признанием его таланта и мастерства.

Биография Алексея Егоровича Егорова: Зрелые годы.

В 1803 году, наконец воспользовался правом заграничной поездки, данным ему академией и отправился в Рим. Итальянский период его жизни и творчества стал одним из самых ярких и породил массу легенд вокруг личности талантливого художника. Итальянцы, хранители мировых традиций в области портретной живописи, и уверенные в том, что лучше них самих никто не может изобразить человеческое тело, были вынуждены признать в молодом русском живописце очевидный талант. Поговаривали, что горожане готовы были платить за портреты столько золота, сколько монет умещалось на картине. Его мастерство было удостоено наивысших похвал от итальянских и не только коллег. Такие гиганты классицизма, как Канова и Камуччини, даже использовали его эскизы в своих работах, а Папа Римский предложил ему навсегда остаться в Италии в роли придворного живописца. Это хоть и польстило Алексею Егоровичу, однако от заманчивого предложения он отказался и в 1807 году, как только истёк срок его пенсионерства, возвратился в уже ставший родным для него Петербург. Вернувшись летом, он получил должность адьютанта-профессора Академии Художеств, а уже в сентябре, за эскиз картины «Положение во гроб» стал академиком. Родная академия как всегда отнеслась к нему благосклонно, уже в 1812 году Егоров стал профессором исторической живописи, в 1831 году удостоился профессорского звания первой степени, а еще через год дослужился до высшего в иерархии заслуженного профессора.

Большую часть его творчества занимали работы религиозной направленности. Во многих петербуржских церквях представлены его работы (церковь Преображения, конного полка, Казанский собор, церковь Святой Екатерины, Сионский собор и многие другие). Также Егоров очень много пишет на сюжеты из Священного Писания. Многие из его картин и по сей день считаются эталонами академического искусства. Вся жизнь Алексея Егоровича прошла в служении искусству и неразрывно была связана с Академией художеств, где он пользовался неизменным авторитетом и уважением как среди коллег, так и среди учеников. Потому, он никак не ожидал той злой шутки, которую сыграла с ним судьба в последние годы жизни. Императору Николаю I, почитавшему себя человеком многое в искусстве разумеющим, не понравились картины для церкви Царского села. И в году 1835 он повелел внести выговор, всем принимавшим в их написании участие. Среди попавших под недовольство государя был и Егоров. Еще через пять лет император уже потребовал увольнения именитого и уважаемого художника. Ни совет, спешно собранный Академией для защиты мастера, ни прошения от учеников положительного результата не возымели. Однако это не только не испортило репутацию художника, а скорее наоборот подняло её в глазах его многочисленных учеников, которые до конца дней учителя обращались к нему и за советами, и за рецензиями. Умер Алексей Егорович за работой в 1851 году.

Самые известные картины Алексея Егоровича Егорова.

Егоров прожил долгую и плодотворную жизнь, написав не одну сотню удивительных картин. Самыми известными его творениями считаются: «Отдых на пути в Египет», «Явление Христа Марии Магдалине», «Мадонна с Христом и Иоанном», «Истязание спасителя», портрет Княгини Галициной, «Купальщицы», «Сусанна», «Явление ангела Апостолу Петру».

Принадлежность картин Алексея Егоровича Егорова к художественным стилям.

Период, в который творил Егоров, а также несколько лет, проведенные в Италии, не могли не оставить след на его творчестве. Само собой стилистика его картин была продиктована великим классицизмом. В любых его работах, не важно, были то портреты или жанровые композиции или картины с религиозным содержанием, дух классицизма неизменно проглядывался в них невооружённым глазом.

Музеи и галереи – места выставок картин Алексея Егоровича Егорова.

Картины выдающегося художника представлены по большей части в Государственном Русском Музее и Государственной Третьяковской Галереи .

Посмотреть все картины художника Егорова А.Е. можно

© Художник Егоров. Биография художника Егорова. Картины, описание картин художника Егорова

Егоров Алексей Егорович (1776-1851)

Один из самых одаренных мастеров академического рисунка, А. Е. Егоров недаром получил у современников имя "русского Рафаэля". Вся его жизнь связана с Петербургской Академией Художеств.

О ранних годах художника не известно почти ничего. Русские казаки подобрали ребенка-калмыка в степи во время боевого похода. Смутными воспоминаниями детства для него навсегда остались кибитка, шелковый халат и расшитые сапожки. Перед тем как попасть в Петербург, мальчик недолго жил в московском Воспитательном доме, а в 1782 г. был определен в Воспитательное училище при АХ.

В академических классах Егоров учился у профессоров И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова. Здесь он быстро приобрел славу лучшего рисовальщика, упроченную медалями за рисунки с натуры.

Окончив в 1797 г. АХ с правом заграничной поездки для совершенствования в искусстве, Егоров лишь в 1803 г. вместе с другими выпускниками попадает в Рим. До этого времени он был оставлен преподавать рисование в академических классах - честь редкая для вчерашнего выпускника.

О пребывании Егорова в Италии ходило множество легенд. Из одной узнаем, что при первом же посещении натурного класса русский художник поразил присутствующих своим мастерством, изобразив натурщика очень быстро и, что особенно важно, в сложнейшем ракурсе. Егоров рисовал, сидя почти у ног модели, потому что к моменту его прихода в класс более удобные места оказались занятыми. Другая легенда рассказывает, как Егоров отстоял честь русского искусства: в ответ на заявление местного художника, утверждавшего, что русскому никогда не нарисовать человеческую фигуру так мастерски, как это сделает итальянец, Егоров взял уголь и со словами: "А вот так вы умеете?" - изобразил на беленой стене человека одним очерком, начав с большого пальца левой ноги. Говорили, что после этого случая за рисунок Егорова итальянские любители искусства платили столько золотых монет, сколько укладывалось на поверхности изображения.

Егоров приобрел в Италии необычайную популярность. Его талант высоко ценили ведущие мастера классицизма - А. Канова и В. Камуччини, последний даже использовал эскизы Егорова для своих композиций. Па па Пий VII предлагал ему остаться в Италии в качестве придворного живописца. Однако художник не воспользовался этой возможностью и летом 1807 г., по окончании срока пенсионерства, возвратился в Петербург. Здесь он был определен на должность адъюнкт-профессора АХ, а уже в сентябре признан академиком за эскиз композиции "Положение во гроб" для Казанского собора.

Дальнейшая, более чем тридцатилетняя, служба в АХ принесла ему постепенное восхождение к вершинам академической карьеры. В 1812 г. он становится профессором исторической живописи, в 1831-м - профессором 1-й степени, а в 1832-м - заслуженным профессором - высшее звание в академической иерархии.

Картины художника

Автопортрет (в юношеском возрасте

Апостол Андрей Первозванный

Богоматерь с младенцем Христом и Иоанном Крестителем


Голова юноши. Портрет В.П.Суханова


Истязание спасителя

Купальщица


Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем


Егоров Андрей Афанасьевич (1878-1954).Зимний пейзажист.

Егоров Андрей Афанасьевич (1878‑1954) родился 2 июля 1878 года в деревне Арукюла Харьюмааского уезда в Эстонии в семье крестьянина. Потомок тверских крестьян, переселенных Петром в окрестности Ревела. Из-за полученной в раннем детстве травмы он стал глухонемым . В 1887 - 1896 гг. А. А. Егоров учился в Петербурге в школе для глухонемых, причем уже там проявились его способности к рисованию.Петербургское общество попечительства о глухонемых предоставило А. А. Егорову возможность за счет этой организации в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Вслед за тем он был в 1901 - 1909 гг. вольнослушателем Петербургской Академии Художеств. В Совет Императорской Академии художеств в Петербурге сын эстонского крестьянина Андрей Афанасьевич Егоров направил прошение, в котором говорилось: "Имею честь покорнейше просить... о допущении меня к испытательному экзамену на живописное отделение..." Репинская мастерская при Академии художеств в Петербурге, которой руководил Д.Кардовский, и стала духовной родиной начинающего живописца. Это было в 1901 году, а до этого глухонемого мальчика из Арукюлаской волости местный священник Кирилл Янсен помог устроить в училище глухонемых в Петербурге, где он получил образование и приобрел специальность столяра.Рисование занимало все его свободное время, и за девять лет учебы он изучил технику масляной живописи и акварели. Писал все, что видел вокруг.

На санях. Далее.... ">

Возвращение с охоты.

Директор училища, видя тягу Егорова к искусству, определил его в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, а затем он блестяще выдержал конкурсный экзамен в Академию художеств.Традиция русской реалистической школы во многом определила выбор тематики его живописи, манеру исполнения. Егорову были близки пейзаж, городские мотивы, спокойная природа родной Эстонии. Самостоятельная работа А.А. Егорова в качестве художника началась в России, в числе прочего он расписывал церкви в Таганроге и Саратове. Впервые картины А. А. Егорова экспонировались на весенней выставке Академии Художеств в 1908 г. В 1913 г. - Выставка русских художников в Лондоне. В годы Гражданской войны (1919 - 1920) А.А. Егоров числился художником политотдела знаменитой красной 1-ой Конной армии.


Мостки.

Полоскание белья.

Стирка.

Возвратившись на родину в 1922 году, он оказался в пестрой круговерти течений и направлений, определявших художественную жизнь Эстонии 20-30-х годов. Он ездил по городам Эстонии, посещал острова, изучал каждый уголок старого Таллина, по-новому всматриваясь в краски родной природы. В своей книге "Живописец Андрей Егоров" Борис Энст так писал об этом периоде творчества художника: "Лишенный возможности служить, Егоров занимался "торговлей вразнос", отбирал несколько картин и шел с ними по редакциям газет и министерствам, а то и просто - на рынок. Он знал своего покупателя, уровень его обеспеченности, поэтому писал картины маленькие на дешевой фанере или картоне, да и брал за них небольшую плату. Писал зиму, виды Таллина и для туристов, которые развозили картины Егорова по всем материкам".


Сани.

В годы войны Егоров жил на Урале, преподавал рисунок в небольшом поселке. Вернулся на родину в ноябре 1944 года, много работал, был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Эстонии, участвовал в выставках. Умер художник в 1954 году в возрасте 76 лет.

Зимний пейзаж .

Зимой .

Каким же видится его творческое наследие сегодня? Много картин находится в Художественном музее Эстонии, в Тарту, в Петербурге, но больше всего живописи Егорова в частных коллекциях. Сохранились картины и во многих домах любителей живописи, видимо тех, кто приобретал их у мастера по доступной цене на том самом рынке, который так часто изображал он на своих картинах.

Старый рынок в Таллине.Ратушная площадь.

Зима.

Зимний пейзаж.

Весна.

Морской пейзаж.

Порт.

Городская улочка.

Васильки.

Ромашки.

В огороде.

Картинам уготована судьба менять своих владельцев. Галеристы могут рассказать массу интересных историй о попадающих к ним в руки картинах старых мастеров. Недавно в галерею "Риос" поступила картина Егорова, изображающая зимний пейзаж с санями. История ее такова. Однажды, остановившись на мызе, художник получил заказ от хозяина изобразить его хутор, но холста у него не было, и, сняв со стены старый портрет, он попросил художника написать картину прямо на нем. Художник выполнил просьбу, поставил свою подпись, а на обратной стороне картины на холсте осталась надпись, что этот портрет принадлежит собранию рода фон Крузенштернов. При рентгеновском освещении галеристы обнаружили портрет человека в военной форме. Кем он был и какова ценность прежней картины, это уже другая история, потому что зимний пейзаж с санями кисти Егорова приобрел новый владелец.

По воду .

Зимний пейзаж .

На последнем аукционе живописи старых мастеров, которые проводит галерея "Риос", была выставлена на продажу одна из замечательных картин Андрея Егорова "Старый рынок в Таллине", датированная 1915-1920 годами. Оценивалось это полотно в 52 тысячи крон. Продано за 56 тысяч. На картине изображен уголок старого города, давно поменявший в нашем представлении свой облик. Поэтому это не только произведение искусства, но и страница истории. Утренний свет, заливающий площадь, дворник, торопящийся убрать мостовую, первые подводы с лошадями, прибывшие в город. Вся атмосфера пронизана воздухом. Яркие краски черепичных крыш, стройный силуэт церковного купола рождают образ тихого города, живущего по своим привычным законам. Мастерство живописца и состоит в том, чтобы увидеть в каждом изображенном предмете, пейзаже, уголке города приметы вечности, каждый раз открывающиеся зрителю.


(1776-1851)

Один из самых одаренных мастеров академического рисунка, А. Е. Егоров недаром получил у современников имя "русского Рафаэля". Вся его жизнь связана с Петербургской Академией Художеств.

О ранних годах художника не известно почти ничего. Русские казаки подобрали ребенка-калмыка в степи во время боевого похода. Смутными воспоминаниями детства для него навсегда остались кибитка, шелковый халат и расшитые сапожки. Перед тем как попасть в Петербург, мальчик недолго жил в московском Воспитательном доме, а в 1782 г. был определен в Воспитательное училище при АХ.

В академических классах Егоров учился у профессоров И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова . Здесь он быстро приобрел славу лучшего рисовальщика, упроченную медалями за рисунки с натуры.

Окончив в 1797 г. АХ с правом заграничной поездки для совершенствования в искусстве, Егоров лишь в 1803 г. вместе с другими выпускниками попадает в Рим. До этого времени он был оставлен преподавать рисование в академических классах - честь редкая для вчерашнего выпускника.

О пребывании Егорова в Италии ходило множество легенд. Из одной узнаем, что при первом же посещении натурного класса русский художник поразил присутствующих своим мастерством, изобразив натурщика очень быстро и, что особенно важно, в сложнейшем ракурсе. Егоров рисовал, сидя почти у ног модели, потому что к моменту его прихода в класс более удобные места оказались занятыми.
Другая легенда рассказывает, как Егоров отстоял честь русского искусства: в ответ на заявление местного художника, утверждавшего, что русскому никогда не нарисовать человеческую фигуру так мастерски, как это сделает итальянец, Егоров взял уголь и со словами: "А вот так вы умеете?" - изобразил на беленой стене человека одним очерком, начав с большого пальца левой ноги. Говорили, что после этого случая за рисунок Егорова итальянские любители искусства платили столько золотых монет, сколько укладывалось на поверхности изображения.

Егоров приобрел в Италии необычайную популярность. Его талант высоко ценили ведущие мастера классицизма - А. Канова и В. Камуччини, последний даже использовал эскизы Егорова для своих композиций. Па па Пий VII предлагал ему остаться в Италии в качестве придворного живописца. Однако художник не воспользовался этой возможностью и летом 1807 г., по окончании срока пенсионерства, возвратился в Петербург. Здесь он был определен на должность адъюнкт-профессора АХ, а уже в сентябре признан академиком за эскиз композиции "Положение во гроб" для Казанского собора.

Дальнейшая, более чем тридцатилетняя, служба в АХ принесла ему постепенное восхождение к вершинам академической карьеры. В 1812 г. он становится профессором исторической живописи, в 1831-м - профессором 1-й степени, а в 1832-м - заслуженным профессором - высшее звание в академической иерархии.