Сочинение на тему «Женские образы Островского. Женские образы в произведении Островского на примере пьес "Гроза" и "Бесприданница"

Во все времена, в жизни и в произведениях литературы, дома и не балах, с мужчиной или с подругами, женщины оставались и остаются разными. У каждой из них свой характер, свои идеалы, увлечения и стремления. Одна половина женской части человечества совершенно противоположна второй, и это нормально, это течение жизни, но порой бывает так, что эти самые антиподы враждуют между собой и выигрывает, конечно же, тот, кто сильнее и властнее. Так, например, в произведении Островского Александра Николаевича «Гроза» под одной крышей уместились два совершенно противоположных образа.

Первый женский образ – Катерина . Это очень честная и добрая девушка, которая любит и уважает всех, она никогда никого не оскорбляет, не строит и не поучает. Девушка выросла в очень хорошей семье, где её любили, и она была свободной всю свою девичью жизнь до того момента, пока не встретила Тихона и не вышла за него замуж. С самого детства Катерина была открыта всему новому, миру и людям, а ещё она искренне верила в бога и помогала своим родителям. Попав в дом Тихона, она попала и в руки его матери, и была поражена, насколько здесь всё по-другому. Девушке ничего не оставалось, как слушать Кабанову и мучиться-мучиться, пока смерть не придёт за ней, или, как получилось на деле – она не пойдёт навстречу к своей смерти.

Кабанова – властная и деспотичная женщина, которая с одной стороны считала, что мужчина в семье главный и его нужно слушаться, а с другой – командовала своим сыном и его женой. В доме Кабановой царствовали порядки «Домостроя», она требовала слушаться её, уважать и выполнять любую работу, которую она даёт. Катерину она постоянно унижала, обращалась с ней не как с личностью, давила на неё, а когда та, совершив грех, раскаялась, женщина обрадовалась, ведь это новый повод для того, чтобы мучить бедную девушку. Всем понятно, что это не могло продолжаться вечно. К сожалению, из этого не вышло ничего хорошего, и Катерина совершила самоубийство, а Кабаниха, которая пыталась всем навязать своё мнение, заставить подчиняться ей и жить по традициям и выполнять обычаи, в конце концов осталась одна, от неё отвернулся даже сын, на которого она возлагала огромные надежды. Но, как известно, добро всегда сильнее зла, оно побеждает его, а справедливость в итоге торжествует. Так и в этом произведении, Кабаниха получила по заслугам, пусть и такой ценой, как смерть несчастной молодой девушки.

К несчастью, Кабанова всё же сумела довести невестку до такого состояния, но и Катерина, будучи набожной и очень честной, не смогла жить с мыслью о том, что она совершила огромный грех, и не то что Кабанова – она сама не простит его себе никогда.

Конечно, в жизни не бывает только чёрного и белого. Так и в «Грозе», здесь присутствует ещё один образ – Варвара . Это дочь деспотичной Кабанихи, которая несмотря на нравы своей матери, продолжала гулять со своим возлюбленным. Она не была такой, как её брат, она была свободнее. Именно поэтому Варвара и помогала главной героине. Она устроила свидание с Борисом и всегда поддерживала её словами. Варвара бесспорно была доброй, но эта доброта перестаёт быть таковой, когда мы вспоминаем о том, кто её мать. Варвара – сломлена Кабанихой, поэтому априори не может быть положительным персонажем.

Вот так под одной крышей и на страницах одной книги уместились такие разные женщины.

Вариант 2

Женский образ занимает значительную часть в русской литературе. Именно женщины становятся примером настоящей жизни с переживаниями и трудностями в произведениях великих русских классиков.

Известный не только в 19 веке, но и в современном мире драматург Александр Островский так же уделил особое внимание женскому образу. Все героини в его произведениях разнообразны, с неидеальным характером, ярким поведением и своей индивидуальностью. Хорошо проследить многообразие образов можно в драматическом рассказе «Гроза».

«Гроза» была написана в 1859 году. Действия происходят в вымышленном городе на берегу реки Волги. Главными героями является семья Кабановых. Молодая девушка Катерина по наставлению родителей вышла замуж за пьяницу Тихона, потому что тот выходец из знатной семьи. В новом доме всем правит мать Тихона - Кабаниха. Хозяйка дома всячески унижает и притесняет свою невестку, заставляя ее делать глупые вещи. И только в Варваре, дочери Кабанихи, Катерина находит понимание и сочувствие. В центре произведения находятся социальный конфликт и яркие женские образы, которые противопоставлены между собой.

Первым женским образом является образ главной героини Катерины. Героиня представлена искренней, мечтательной и романтичной девушкой. Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в совершенно другой дом, наполненный злобой и ненавистью. Утешение девушка находит в Варваре и новом возлюбленном Борисе. Но Катерина не может совладать со своими чувствами и выбирает путь самоубийства.

Следующим образом выступает Марфа Кабанова или Кабаниха. Этот женский образ Островский противопоставил Катерине. Кабаниха властная и жестокая купчиха, которая находит радость в унижении окружающих. Все живущие в ее доме должны поступать только по наставлениям хозяйки. Марфа Кабанова является символом жестокости, тирании и деспотизма.

Не менее ярким образом является Варвара, дочь Кабанихи. Живая, идущая против системы и правил своей матери, Варвара помогает Катерине и оказывает поддержку. Но в открытую героиня не действует, она предпочитает хитрость и ложь. В конце Варвара сбегает со своим возлюбленным Кудряшом, пренебрегая законами матери.

Каждая из героинь по-своему интересна, ведь каждая представляет эпоху того времени.

Как часто слышим мы от окружающих, да и сами нередко употребляем в речи, множество поговорок и пословиц. Не зря их называют зернами мудрости народа. Ведь и правда: высказывания коротенькие – зерна тоже небольшие, а из зерна вырастает плод

  • Образ и характеристика Спицына в повести Дубровский Пушкина

    Антон Пафнутьич Спицын - персонаж второго плана известнейшего произведения Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский»

  • Женские образы в пьесах Островского

    Женский образ в русской литературе многолик и многогранен. Немало выдающихся русских писателей и поэтов почли за честь отобразить течение жизни через призму женской судьбы. Татьяна Ларина Пушкина и Анна Каренина Толстого, княжна Мери Лермонтова и сестры Прозоровы Чехова - каждая из женских судеб, раскрытых авторами с теплотой и любовью, по-своему отражает течение русской жизни на протяжении нескольких столетий...

    Женщины в пьесах Островского зависят от окружающей их социальной среды. Это определяет конфликт в подавляющем большинстве пьес. Конфликт между желаемым и действительным, между тем, что «дозволено», и тем, что «не дозволено», определяет многое в построении женского образа Островским.

    Как правило, главную героиню в пьесе непременно окружают героини второго плана. Они представляют собой как бы вариации на основную тему, отвечая на вопрос: «А что было бы, если бы героиня поступила не так, а иначе?» Это позволяет глубже взглянуть на события, происходящие с персонажами пьесы.

    В связи с этим замечательны разнообразные и вместе с тем выступающие как одно целое маменьки Островского, пекущиеся о своих чадах, безраздельно любящие их, но зачастую не понимающие их желаний и возможностей. Это матушки Елены Карминой и Липочки Большовой, видящие счастье своих дочерей исключительно в замужестве (причем для них не важно, что это будет за муж, главное, чтобы «приличия» были соблюдены, а там уж «стерпится - слюбится»), Харита Игнатьевна Огудалова - несчастливая мать своих настрадавшихся дочерей, и даже мать Тихона Кабанова - страшная Кабаниха, по-своему безответно любящая своих сына и дочь, желающая им какого-то одного ей понятного счастья...

    По-разному складываются судьбы их дочерей. Например, героиня «Женитьбы Белугина» сумела победить в себе мелкодворянское чванство и по-настоящему полюбить «не подходящего» ей по сословию мужа. Елена Кармина - одна из немногих героинь Островского, заслужившая свое женское счастье в полной мере.

    У Липочки из пьесы «Банкрот, или Свои люди - сочтемся» другая судьба, как, впрочем, другая и мечта. Замужество для нее - лишь возможность уйти из-под угнетающей родительской опеки, выйти, что называется, «в свет» (при этом она в полной мере дитя своего сурового и нечуткого отца: не видя от него в детстве ласки и родительской доброты, она, естественно, не может ответить ему тем же, хладнокровно отправляя его в долговую яму ради собственного благополучия). За судьбу Липочки, ставшей Олимпиадой Самсоновной, можно не опасаться, ибо такие выживают в любых жизненных перипетиях... Однако самые яркие, наполненные женские образы, созданные Островским, говорят о том, что понятие счастья для женщины несовместимо с понятиями обмана, несправедливости, лжи себе и другим. Ни Катерина, ни Лариса Огудалова не смогли жить в неправде, обмане самих себя ради внешнего благополучия.

    Катерина, живя в доме матери мужа, где все подчинено ханжеству Кабанихи, невозможности раскрытия истинного чувства, не умеет «выставиться» и «похвалиться», но готова всему подчиняться. Не видя со стороны мужа доброго к ней отношения (которое скрыто под маской страха перед матерью), Катерина безудержно ищет возможности любить и быть любимой. Борис для нее - это скорее быстро осуществляемая мечта, чем реальный человек. Он олицетворяет возможность свободы, полета, достижения счастья. Нереальность объединения своих желаний и окружающей ее действительности заставляет предельно честную с самой собой Катерину уйти из жизни. Ее смерть - это подтверждение ее силы и свободы, воли и независимости.

    Протестом против подлости и низости, бесхарактерности и пресмыкания звучат и поступки, совершенные Ларисой Огудаловой. Это как ее отъезд с Паратовым за реку, так и отказ принять «помощь» зарвавшихся купцов - Кнурова и Вожеватова. Возможность оставаться самой собой (пусть брошенной, но любящей женщиной, не ставшей игрушкой в чужих руках) вполне оплачена Ларисой, ее смертью. Карандышев, пожалуй, пусть невольно, совершает один из самых честных поступков по отношению к Ларисе: он лишает ее жизни, тем самым не давая ей даже возможности пасть.

    Образы женщин в творчестве Островского принадлежат к лучшим образцам русской литературы, знаменуя собой новый этап в драматургии.

    Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.
    Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы “Гроза”. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины

    Против Кабанихи – это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости “темного царства”. Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал героине “Грозы” имя Екатерина, что в переводе с греческого означает “вечно чистая”. Катерина – натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно красота природы натуральна и искренна. “Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”, – рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудесами, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает как птица. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: “Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать, – ангелы ведь это”. Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!
    Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия – это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера – это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости. “… До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится”, – вспоминает она.
    Неволя – главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но “здесь все как будто из-под неволи”, – говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. “А горька неволя, ох, как горька”, – говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли подталкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился “решительный, цельный русский характер”, который “выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе”.
    Варвара – полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться |из “темного царства”. На слова Катерины о том, что она |не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: “Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь |дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. Варвара презирает бесхарактерность брата и возмущается бессердечностью матери, но Катерины ей не понять. Ее интересует и волнует только внешняя сторона жизни. Она смирилась и приспособилась к законам окружающего ее старого мира.
    Лариса, в отличие от Катерины, выросла и была воспитана в условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее имя в переводе с греческого означает “Чайка”. Эта птица ассоциируется с чем-то белым, легким, пронзительно кричащим. И этот образ полностью соответствует Ларисе.
    У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества.
    Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.
    У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и перестала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.

    Ви зараз читаєте: Женские образы в пьесах А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”

    Коллекция сочинений: Женские образы в пьесах А. Н. Островского "Гроза» и "Бесприданница»

    Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме - положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Кате­рины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.

    Катерина отличается по складу характера от всех дей­ствующих лиц драмы "Гроза». Честная, искренняя и прин­ципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изво­ротливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи - это борьба светло­го, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости "темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал герои­не "Грозы» имя Екатерина, что в переводе с греческого оз­начает "вечно чистая». Катерина - натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно природы на­туральна и искренна. "Встану я, бывало, рано утром; ле­том, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», - рассказывает она о своем детстве. Ее душа по­стоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудеса­ми, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она ле­тает как птица. О желании летать она заговаривает не­сколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: "Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговари­вать, - ангелы ведь это». Какой любящей женой и мате­рью была бы она в других условиях!

    Искренняя вера Катерины отличается от религиознос­ти Кабанихи. Для Кабанихи религия - это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера - это поэтический мир сказочных образов и высшей справедли­вости. "... До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бы­вало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится», - вспоминает она.

    Неволя - главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но "здесь все как будто из-под неволи», - говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюби­вой душой героини. "А горька неволя, ох, как горька», - говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли под­талкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился "решитель­ный, цельный русский », который "выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе».

    Варвара - полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться |из "темного царства». На слова Катерины о том, что она |не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: "Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь |дом на том держится. И я не обманщица была, да выучи­лась, когда нужно стало». Варвара презирает бесхарактер­ность брата и возмущается бессердечностью матери, но Ка­терины ей не понять. Ее интересует и волнует только вне­шняя сторона жизни. Она смирилась и приспособилась к законам окружающего ее старого мира.

    Лариса, в отличие от Катерины, выросла и была воспитана в условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейпшй. В ее характере нет той цельности, которая есть вКатерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее имя в переводе с греческого означает "Чайка». Эта птица ассоциируется с чем-то белым, легким, пронзительно кричащим. И этот образ полностью соответствует Ларисе.

    У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные ха­рактеры, разный возраст, но объединяет их желание лю­бить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодоле­вая препятствия созданные устоями общества.

    Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.

    У Ларисы положение более сложное. Она разочарова­лась в любимом человеке и перестала верить в существова­ние любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и об­ман, Лариса видит два выхода из сложившегося положе­ния: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но ав­тору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщи­ну, и она уходит из жизни.

    Среди драматургов А.Н. Островский отличается от многих классиков русской литературы. У него нет него идеальных героинь, как, например Елена (роман "Накануне"), Ольга (роман "Обломов"), Островский реалистичен. Ни одного персонажа в его пьесах нет идеального.

    Пестрая галерея женских образов в «Грозе», как и в других его драматических произведениях, реалистична и жизненна.

    (Ирина Зарубина в роли Варвары Кабановой из к/ф "Гроза", СССР, 1933 )

    Первым персонажем, который представлен в пьесе, является Варвара Кабанова. Эта девушка - дочь Марфы. Будучи умной и хитрой, Варвара презирает устои Домостроя. Она пытается поступать по-своему. Ветреная, беззаботная субретка, уговаривает пойти на свидание с Борисом Катерину. Девушка считает что нужно поступать только так, как хочешь, но нельзя при этом сознаваться в грехах. Героиня не выступает открыто против жестокости порядков. Борется она за свою свободу, пользуясь ложью. А когда мать приказывает запереть дочь, Варвара убегает из дома с Кудряшом, стремясь начать жизнь иную, не основанную на патриархальных законах, проповедуемые ей матерью.

    (Фаина Шевченко в роли Кабанихи, драматическая постановка, 1934 )

    Второй, не менее яркий образ — купчиха Кабаниха. Марфа Кабанова, олицетворяет тиранию и жестокость, деспотизм в семье, которые присущи Калинову. Она считает сложившиеся в ее семье устои Домостроем. Осуждает невестку, поступающую не так, как предписывает закон. А когда Катерина сознается в своем проступке, жестокая купчиха ощущает себя счастливой от того, что у нее появилась причина постоянно унижать женщину, топча обостренное чувство свободы, привитое Катерине в родном доме. В конце пьесы старшая Кабанова остается в пустом доме одна. Дочь убежала с сердечным другом Кудряшом, презрев Домостроевские законы города. Даже любимый сын, который никогда не противоречил матери, отказался от нее. Ее мир и убеждения потерпели крах.

    (Кирюшина Галина Александровна в роли Катерины, сцена Малого театра )

    Катерина - главная героиня пьесы. Именно ее душевные страдания наблюдают зрители на протяжении всей пьесы. Будучи искренней, чувствительной, молодая женщина детства жила в окружении любви и заботы родителей. Потому она выросла романтичной мечтательницей. Но девушка выходит замуж и оказывается в другом мире, который пропитан злобой и деспотизмом матери Тихона. Тихон во всем подчиняется маменьке. Жить так ей становится невыносимо, И тогда, решив что-то изменить, Катерина соглашается на уговоры Варвары и идет на свидание с Борисом. Она влюбляется в Бориса. Не сумев справиться с угрызениями совести, молодая женщина погибает, бросившись в воду. Перед смертью Катерина прилюдно кается в греховной любви к Борису. Она идет к обрыву потому, что не видит выхода.

    (Нина Алисова в роли Ларисы из к/ф "Бесприданница" 1936 )

    Лариса из Пьесы «Бесприданница» схожа с Катериной по некоторым чертам характера и тем, что обе погибли. Лариса воспитывалась в неполной семье, мать во всем подчиняла девушку себе, решала важные вопросы сама. Именно по ее указанию Лариса должна была выйти замуж за нелюбимого человека.

    Мать Ларисы, вдовая дворянка, считала, что нужно быть хитрой. Но без этого женщина выжить просто не смогла бы

    Все женские образы в пьесах, выписаны реалистично. И несмотря на социальную зависимость, они играют главную роль в произведении. Именно их присутствие в произведении помогло раскрыть суть конфликта. Островский был против насильственных изменений в обществе, хотя и осуждает подобное. А образ Катерины показывает на назревший конфликт отсталых устоев, необходимость изменений в обществе.