Сочинение-описание по картине И.И. Левитана «Осенний день

Описание картины Левитана «Осенний день. Сокольники»

Нельзя не вспомнить знаменитое полотно Исаака Ильича Левитана «Осенний день. Сокольники».
Написал он егов 1879 году и по сей день оно находиться на почетном месте в Третьяковской галерее.
Знаменитой и эксклюзивной эту картину делают два аспекта, то, что это единственный пейзаж в котором художника изобразил фигуру человека, и то, что эту одинокую даму, гуляющую по парке, нарисовал не сам автор, а его друг, брат известного писателя, Николай Павлович Чехов.
Время написания картины было очень тяжелым для нашего автора.
После указа о запрещении пребывания еврее в Москве Левитан был вынужден переехать в Салтыковку.
Все его пейзажи того периода печальные и ностальгические.

На картине мы видим темные высокие сосны.
Они навевают какую-то тоску и переживания.
Вдоль тропинки растут маленькие деревья.
Желтые листья, еле держатся на маленьких веточках через бушующий ветер.
Этот же ветер поприбивал копна листьев к краям тропинки, как бы освобождая проход загадочной даме.
И что это за женщина? Может быть, это просто случайная прохожая, гуляет по парку осенним днем.
А возможно, это неслучайная женщина.
Может, она что-то значила для автора.

Глядя на картину, можно понять настроение автора.
Эти тусклые цвета, затянутое небо, развевающееся от сильного ветра деревья и темная фигура женщины, говорят о его тоске.
А сам тот факт, что женщина нарисована не самым художником придает ее еще больше таинственности и загадочности.

Наверное, большим достижение было для Левитана признание его картины и ее место в Третьяковской галерее.
И хотя еще много произведений автора нашли там свое пристанище, но именно темная фигура женщины всегда будет первой.
Все его пейзажи многие называют музыкальными, лирическими, поэтическими.
Так и картина «Осенний день.
Сокольники» стала вдохновением для многих поэтов и музыкантов.

Нельзя не вспомнить знаменитое полотно Исаака Ильича Левитана «Осенний день. Сокольники». Написал он егов 1879 году и по сей день оно находиться на почетном месте в Третьяковской галерее. Знаменитой и эксклюзивной эту картину делают два аспекта, то, что это единственный пейзаж в котором художника изобразил фигуру человека, и то, что эту одинокую даму, гуляющую по парке, нарисовал не сам автор, а его друг, брат известного писателя, Николай Павлович Чехов. Время написания картины было очень тяжелым для нашего автора. После указа о запрещении пребывания еврее в Москве Левитан был вынужден переехать в Салтыковку. Все его пейзажи того периода печальные и ностальгические.

На картине мы видим темные высокие сосны. Они навевают какую-то тоску и переживания. Вдоль тропинки растут маленькие деревья. Желтые листья, еле держатся на маленьких веточках через бушующий ветер. Этот же ветер поприбивал копна листьев к краям тропинки, как бы освобождая проход загадочной даме. И что это за женщина? Может быть, это просто случайная прохожая, гуляет по парку осенним днем. А возможно, это неслучайная женщина. Может, она что-то значила для автора.

Глядя на картину, можно понять настроение автора. Эти тусклые цвета, затянутое небо, развевающееся от сильного ветра деревья и темная фигура женщины, говорят о его тоске. А сам тот факт, что женщина нарисована не самым художником придает ее еще больше таинственности и загадочности.

 Наверное, большим достижение было для Левитана признание его картины и ее место в Третьяковской галерее. И хотя еще много произведений автора нашли там свое пристанище, но именно темная фигура женщины всегда будет первой. Все его пейзажи многие называют музыкальными, лирическими, поэтическими. Так и картина «Осенний день. Сокольники» стала вдохновением для многих поэтов и музыкантов.

Осенний день. Сокольники - Исаак Ильич Левитан. 1879. Холст, масло. 63,5 x 50 см


Картину «Осенний день. Сокольники» можно назвать одной из самых главных произведений в жизни Исаака Левитана, ведь именно с неё берёт начало известность живописца.

А началось всё с того, как переманил свой в натурный класс юного художника Исаака от . Под руководством Саврасова произошло полное перевоплощение Левитана. Сложная нищенская жизнь начинающего живописца не превратилась в обличительные сюжеты, а наоборот, перевоплотила Исаака Ильича в тонкого лирика, чувствующего и созерцательного. Именно этого от него требовал Саврасов: «…пишите, изучайте, но главное – чувствуйте!» И молодой Исаак изучал…и чувствовал, разумеется.

Уже в 1879 году появляется замечательная картина, посвящённая парку Сокольники в один из хмурых осенних дней. На девятнадцатилетнего студента Московского училища живописи, ваяния и зодчества сразу же обратила внимания публика, и главное, Павел Третьяков. Острый глаз этого выдающегося русского мецената не пропускал ни одного значимого произведения, особенно, когда в нём читалась не только техника, но и поэзия цвета, сюжет, правдивость, душа, наконец. «Осенний день. Сокольники» отвечал всем этим параметрам, поэтому неудивительно, что он купил работу прямо с ученической выставки, чем сразу привлёк пристальное внимание общества к её автору.

Что же мы видим на картине? Пустынная аллея парка, усыпана жёлтыми опавшими листьями. Трава ещё зелёная, но цвет этот не такой яркий как летом, а наоборот, по-осеннему пожухлый. Вдоль дороги растут молодые деревья. Их совсем недавно посадили, оттого они такие тонкие, с редкой осыпающейся листвой, а кое-где оная и вовсе отсутствует. Как контраст этой молодой поросли края картины «обступили» старые деревья парка. Высокие, могучие, тёмно-зелёные и чуть мрачноватые. И над всем этим поэтическим пейзажем плывут облака, серые и хмурые, создавая ощущение сырого пасмурного дня.

Центральным элементом картины является героиня, но её присутствие «не ворует» у природы главную роль. Скорее, она выступает своеобразным камертоном настроения, создаваемого этим парком и осенним днём. Как не имел никакого отношения к медведям со своей самой знаменитой работы, так и Левитан не автор этой примечательной, одинокой фигуры. Девушку в тёмном платье, идущую прямо с полотна навстречу к зрителю, написал Николай Чехов, русский художник и родной брат знаменитого писателя Антона Павловича.

Общее настроение полотна грустно-настальгическое, и этому есть своё объяснение. Именно в этот период Левитан подвергся первому выселению из , согласно указу, запрещающему проживание евреев в городе. Живя в Салтыковке, Левитан вспоминал любимые пейзажи, любовно перенося их на холст.

Близкое рассмотрение картины обнажает широкую манеру письма – размашистым мазком написана и дорога, и кроны. Однако сделав пару шагов от рамы, все эти широкие движения кисти сливаются в переливающуюся гладь, а размытость палитры добавляет воздушности пейзажу.

Ещё одно удивительное свойство полотна – звукоизобразительность. Кажется, можно вполне чётко расслышать порывистые, но короткие движения осеннего ветра, скрип высоких сосен, одинокие шуршащие шаги по дорожке, шорох листьев.

В этой картине всё удивительно и атмосферно. Взгляд упрямо цепляется за отдельные элементы, которые выстраиваются в цельный, лаконичный, но эмоциональный образ. И последняя деталь – быстрый взгляд на название, броское и ёмкое. Словно блоковское сакраментальное «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека», у Левитана не менее исчерпывающее – «Осенний день. Сокольники».

Картина Исаака Ильича Левитана «Осенний день в Сокольниках» 1879 года является для художника единственной в своём роде и счастливой!

Дело в том, что на этой картине первый и последний раз в художнической жизни Левитана на работе был изображен человек. Одинокую хрупкую фигурку женщины писал не сам Исаак Ильич. В этом ему помог его друг, брат писателя Антона Павловича Чехова, Николай Павлович Чехов.

История именно это картины чудесно описана в эссе Константина Паустовского «Исаак Левитан».

Левитан не окончил Училища живописи, ваяния и зодчества. У него не было диплома, не было денег. Ко всему, по царскому указу евреям запрещалось жить в столице, и его выселили в расположенную под Москвой Салтыковку. Там впервые Исаак Ильич, которому было в тот момент восемнадцать лет, начал писать на воздухе, учась по совету Алексея Кондратьевича Саврасова, передавать в картине «воздух».

Поскольку художник не имел заработка, то был чрезвычайно беден и не считал возможным общаться с тем кругом дачников, который находился в тот момент в посёлке.

Всё лето провёл молодой человек в тростниках, на лодке с этюдником, стремясь передать летнее состояние сельского пейзажа.

Смех, пробегающие дети и молодой голос поющий романсы взволновали юношу. Однажды он увидел свою соседку в конце лета быстрым шагом, идущую мимо его обиталища. В руках у неё был небольшой зонтик, и рукава её изящного платья были оторочены чёрными кружевами, подчёркивающими белизну рук. Тоска, навеянная словами романса, красота Подмосковья послужили художнику поводом написать осенний пейзаж. Высокое облачное светлое небо почти смыкается у горизонта с усыпанной опавшими листьями дорожкой. Лес, ещё тёмный и трава ещё зелёная, но молодые клёны, посаженные вдоль дрожки, уже сияют осенним пламенем желтого, оранжевого и красного листа.

Воспоминания о таинственной соседке заставили Левитана обратиться к своему соученику Николаю Чехову, который и вписал печальный силуэт в пейзаж.

Хрупкая женская фигура кажется такой одинокой, такой маленькой в этом бесконечном воздушном пространстве обрамлённым таинственной тёмной стеной леса. Женщина одета в чёрное, как будто носит траур по лету.

Эта картина была первой, из купленных у Левитана Третьяковым для его собрания.

Всю жизнь художника Исаак Ильич Левитан был под пристальным вниманием Третьякова, который частенько покупал у него работы.

Творчество Левитана отмечено особым умением «разговаривать» с природой и показать красоту и очарование совершенно простых неприметных уголков своей страны.

1879. Холст, масло. 63,5 x 50. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Эта проникновенная работа стала свидетельством усвоения Левитаном поэтических традиций и достижений русского и европейского пейзажа и своеобразия его лирического дара. При том, что похожие изображения узкой аллеи, усыпанной осенними листьями, встречаются и , а оживление паркового пейзажа одинокой женской фигурой у Левитана, видимо, было связано и с впечатлением от демонстрировавшихся на выставке 1879 года картин Поленова «Бабушкин сад» и «Заросший пруд», работа отличается самодостаточностью и органичностью. В ней чисто и совершенно звучат уже специфически и достигнута, пожалуй, небывалая для отечественной живописи мера единства этюдной непосредственности и «картинной» поэтической содержательности пейзажа.
Картина «Осенний день. Сокольники» была замечена зрителями и получила, пожалуй, высшую из возможных в то время оценок - приобретена Павлом Третьяковым, основателем знаменитой Государственной Третьяковской Галереи, чутким любителем пейзажной живописи, выше всего ставившим не «красоты природы», но душу, единство поэзии и правды. В последствии Третьяков уже не выпускал Левитана из поля своего зрения, и редкий год не приобретал у него новых работ для своего собрания.
Александр Пушкин.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
В 1879 году полиция выселила Левитана из Москвы в дачную местность Салтыковку. Вышел царский указ, запрещавший евреям жить в «исконной русской столице». Левитану было в то время восемнадцать лет.
Лето в Салтыковке Левитан вспоминал потом как самое трудное в жизни. Стояла тяжелая жара. Почти каждый день небо обкладывали грозы, ворчал гром, шумел от ветра сухой бурьян под окнами, но не выпадало ни капли дождя.
Особенно томительны были сумерки. На балконе соседней дачи зажигали свет. Ночные бабочки тучами бились о ламповые стекла. На крокетной площадке стучали шары. Гимназисты и девушки дурачились и ссорились, доигрывая партию, а потом, поздним вечером, женский голос пел в саду печальный романс:
Мой голос для тебя и ласковый и томный…
…………………………..
Лето кончилось. Все реже был слышен голос незнакомки. Как-то в сумерки Левитан встретил у калитки своего дома молодую женщину. Ее узкие руки белели из-под черных кружев. Кружевами были оторочены рукава платья. Мягкая туча закрыла небо. Шел редкий дождь. Горько пахли цветы в палисадниках. На железнодорожных стрелах зажгли фонари.
Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик, но он не раскрывался. Наконец он раскрылся, и дождь зашуршал по его шелковому верху. Незнакомка медленно пошла к станции. Левитан не видел ее лица, — оно было закрыто зонтиком. Она тоже не видела лица Левитана, она заметила только его босые грязные ноги и подняла зонтик, чтобы не зацепить Левитана. В неверном свете он увидел бледное лицо. Оно показалось ему знакомым и красивым.
Левитан вернулся в свою каморку и лег. Чадила свеча, гудел дождь, на станции рыдали пьяные. Тоска по материнской, сестринской, женской любви вошла с тех пор в сердце и не покидала Левитана до последних дней его жизни.
Этой же осенью . Это была первая его картина, где серая и золотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце.
По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном — та незнакомка, чей голос Левитан никак не мог забыть. «Мой голос для тебя и ласковый и томный…» Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости.
«Осенний день в Сокольниках» — единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то его написал Николай Чехов. После этого люди ни разу не появлялись на его полотнах. Их заменили леса и пажити, туманные разливы и нищие избы России, безгласные и одинокие, как был в то время безгласен и одинок человек.
Константин Паустовский. Исаак Левитан

Александр Пушкин.
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит поздное молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг… люблю… твоя… твоя!..