В каком веке жил и творил мусоргский. Асафьев о симфонической и камерной музыке мусоргский

Скорбной была жизнь этого человека, наделенного потрясающим душу дарованием живописать в звуках стихию человеческого горя, страдания, уродства, мятежа и терпеливой покорности, пьяного угара и тихой кротости, наивной веры и дикого суеверия, жгучей остроты любовного сгорания от ревности и лукавой ласки притворства. И все это ярко и правдиво до последней степени выразительности и убедительности, ибо ни один звук не вырвался у Мусоргского, не коснувшись его сердца. Все лично пережито и слезой терпкой овеяно: в итоге над миром творческого наследия, оставленного Мусоргским, наследия великого, единственного и неповторимого ни в каких других странах, ни в малейшем к нему приближении, лежит неизгладимая печать сострадания, снисхождения и участия к человеческому греху и юродству. Мало этого, чуткий наблюдатель и острый, проницательный «знаток» всех тончайших сокровенных изломов души
человеческой, Мусоргский пытается осилить ужас, который вселяется в душу каждого, кто захочет порыться в тенетах человеческого зла,— осилить ужас растворением этого ужаса в смешном, в комическом претворении страшного в нечто обыденное и повседневное. Но тогда становится еще страшнее, ибо повседневное принимает у него вид только нелепого и только карикатурного (преувеличенного, напряженно изломанного). В этом отношении Мусоргский близок к Гоголю.

Правда, в музыке его были и точки опоры: такой образ, как Пимен — летописец в «Борисе Годунове», являет нам мудрое и кроткое приятие мира в непостижимом вознесении над пошлостью и издевкой. Но Пимен — один. И Мусоргский сам не смог, удержаться в состоянии непорочного незлобия. Всю тяжесть горя и скорби, какую он носил в душе своей, всю неистощимость неправды, пожирающей людей, он начал рассеивать в вине. К этому повлекло еще то обстоятельство, что Мусоргского затравили люди и что он остался одиноким особенно среди музыкантов-специалистов, совершенно не понимавших его стремлений и мыслей. Одни его превозносили за новизну звукового материала, другие за это же проклинали. Для Мусоргского дело было совсем не в тех или иных звучаниях и построениях, не в звуковой прелести и даже не в самом творчестве: он не мог, видя страдание одних, тупость и злую жестокость других, не кричать от боли и не молить о сострадании. Он стонал и терзался, а люди твердили о неряшливости и корявости его голосоведения, о его технической незрелости, о его желании попрать все правила музыкального благозвучия и т. п.

Для Мусоргского музыка была средством и языком, с помощью которого он умел ярко и образно выражаться. Тут и речи не может быть об искусстве как строительстве форм культурного делания, как о великом памятнике свободы человеческого сознания, создающего упорно и настойчиво устойчивые формы среди безостановочного разложения и растворения вещей. Мусоргский— чуткий, впечатлительный, остро отзывающийся на раздражение человек с чистой, светлой, наивной душой — не в силах был созерцать столь жестко коловший его мир неправды: он взвыл от отчаяния, а так как он был музыкант, то есть человек, владевший даром музыкальной речи, он заговорил, на языке звуков, нисколько не помышляя ни о чем другом, кроме как о выражении «правды», то есть движений человеческой души. Звук для него был той средой, где он мог изливать свое страдание и страдание других. Мрачнее и мрачнее становилось его творчество: «Без солнца» и «Песни и пляски смерти» — циклы (сборники, объединенные одним замыслом) его романсов 1874—1877 годов, прошедшие при его жизни мало замеченными, теперь раскрывают нам весь ужас его отчаяния и одиночества перед лицом горя, нищеты и бездной смерти.
Мусоргский родился 9/21 марта 1839 года в селе Кареве в Псковской губернии, в уезде Торопецком, С детства он впитал в себя деревенские впечатления и с детства полюбил народ русский беззаветно и бесповоротно. Что он его любил и знал, показывает любая народная сцена в операх Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина») и его бытовые романсы: «Светик Савишна», «Гопак», «Каллистратушка», «Колыбельная Еремушки», «Трепак» (в «Плясках смерти»), «Семинарист» и др. Нельзя было думать по первоначальным шагам Мусоргского в жизни
(блестящий офицер Преображенского полка), кем он станет! Но под влиянием внутренних причин, еще не вполне выясненных, и под влиянием знакомства с композиторами Даргомыжским и Балакиревым (впоследствии руководителем кружка знаменитой «Могучей кучки» из пяти даровитых и жадно жаждавших обновления музыки юношей-композиторов: Балакирева, Кюи, Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова) Мусоргский вышел в отставку, прослужив на военной службе неполных три года (1856—1859). Но судьба не дала ему возможности всецело отдаться музыке: взамен военщины он должен был ради куска хлеба взвалить на себя обузу чиновничьей службы. К счастью, сперва Мусоргский попал в среду людей с волей и с устойчивыми взглядами. Он успел создать «Бориса» (1869—1872), ряд поразительных по драматизму и характерности письма и выражения романсов (вернее, целых сцен, ибо это не столько романсы, сколько требующие сцены драматические образы), начал свою оставшуюся неоконченной историческую хронику «Хованщина» и задумал в 1874 году «Сорочинскую ярмарку» — малороссийскую оперу на сюжет из повести Гоголя того же названия.

Но понемногу обнаружилось расхождение между. Мусоргским и его друзьями-музыкантами: они пошли по пути познания музыки (строго говоря, один Римский-Корсаков), по пути изучения и усвоения музыкального строительства прошлого и современного. Мусоргский же презирал музыкальную традицию, наследие и привычки прошлого и не верил в нужность музыки как самодовлеющей силы. Не сознавая этого, он губил себя, ибо опасаясь на кого-либо быть похожим и гордо отстаивая свою правду, свое творчество, он отвыкал он необходимой в каждой специальности упорной и длительной работы над овладением тем материалом, той массой, из которой надо что-либо строить. Мусоргский наивно думал, что достаточно знать что надо выразить и хотеть этого, чтобы все остальное вышло само собой. По существу, он был прав, потому что каждая нота у него — голос его души; и только потому музыка его своеобразна и ни с чьей не сравнима, что он в ней изживал свои ощущения, тоже ни с какими не сравнимые.
До своих музыкальных новшеств он дошел не как музыкант, а как человек, искавший средств высказать еще не высказанное. Но все у него было так ново и так необычайно, что понять этого никто не хотел и не мог. Мусоргский стал чуждаться людей, прежде ему близких., И возможно, что в некоторых отношениях новые приятели Мусоргского больше его понимали и разбирались хоть ощупью в его душе, в то время как «специалисты» иногда глядели на него свысока, обвиняя его в гордости. В этом отношении очень поучительно познакомиться с отзывом о последних годах жизни Мусоргского в книге его друга Римского-Корсакова «Летопись моей музыкальной жизни»,
Несколько раз бросая и вновь поступая на чиновничью службу, Мусоргский в последние годы жизни стал жить заработком музыканта-аккомпаниатора, выступая на многих концертах. Но для человека безвольного и лишенного устойчивых связей с жизнью потеря даже такой точки опоры, как казенная служба, была опасным шагом. Здоровье его было подорвано на полдороге, и 16/28 марта 1881 года Мусоргский скончался в Николаевском военном госпитале от паралича сердца после ряда нервных ударов.
Те сочинения Мусоргского, какие находятся в данной программе: вступление и гопак из «Сорочинской ярмарки», «Ночь на Лысой горе» и ария-монолог (т. е. собеседование с самим собою, раздумье о себе, о своей - судьбе) Бориса Годунова,—.выявляют облик композитора недостаточно ярко. За исключением арии «Бориса», это — произведения инструментальные (для оркестра), а подлинная сила Мусоргского — в сочетании звука и слова, в том «мерном сказе» (речитативе), в каком написаны его лучшие сочинения. Но знакомство с Мусоргским через его оркестровые сочинения все же необходимо, так как они содержат совершенно своеобразный звуковой материал.

«Ночь на Лысой горе», задуманная еще в 1866 году как звуковая картина под названием «Ведьмы», несколько раз видоизменялась и переделывалась. Мусоргский намеревался вставить ее как «видение парубка Грицко, заснувшего на Лысой горе», в «Сорочинскую ярмарку», но опера эта осталась незаконченной. По смерти композитора Римский-Корсаков собрал, переработал и положил на оркестр материал «Ночи». Так создалась последняя редакция (обработка) этого многострадального сочинения. Тот дикий вой, пляс, топот, что слышится в этом смелом по яркости и выразительности произведении имеют мало чарования сказочного: это, скорее, бред и кошмар испуганной души, чем сказочное повествование. Для восприятия и понимания «Ночь на Лысой горе» не трудна: в ней очень четко чередуются чрезвычайно отточенные исследования мотивов. Замечателен конец произведения; пробуждение и просветление, когда утренняя заря рассеивает тени ночных ужасов и страх смерти. Мусоргский дал два раза потрясающие картины восхода, но не во внешнем смысле описания, а как восприятие света, солнечного луча после ночного трепета и мглы: «второй восход» мы имеем во вступлении к опере «Хованщина», где свет стремится рассеять ужасы накануне свершенных казней,
Мусоргский любил такие яркие сопоставления. Он понимал силу и обаяние театральности- и в своих операх дал ряд потрясающих остротою переживаемого напряжения картин. В этом отношении Мусоргский полная противоположность Бородину; здоровая, спокойная уравновешенность последнего совершенно несовместима с постоянными «преувеличениями» первого.
Что касается отрывков из «Сорочинской ярмарки», то они были переделаны и переложены для оркестра композитором Лядовым, Вступление, по мысли Мусоргского, передает впечатление «жаркого дня в Малороссии». Гопак является заключительной сценой оперы. Надо думать, что Мусоргский задумал эту бытовую и просто жизненную, вне больших преувеличений оперу как отдых, как солнечное светлое пятно в своей жизни, но справиться с такой задачей не мог.

Монолог «Бориса Годунова» один из наилучших примеров выразительной музыкальной речи у Мусоргского. Сдержанное сперва, волнение, мало-помалу ширящееся, доходит до трепета и изливается в вопле с тем, чтобы поникнуть во мраке безнадежного отчаяния и полном бессилии и безволии. Оно звучит как вопрос, страшный и жуткий, который не раз задавал Мусоргский и себе, и людям, и судьбе: зачем солнце, свет, жизнь, когда в конце виднеется лишь смерть, а в средине горе, нищета и людское уродство?!

Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям... - вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться.
Из письма М. Мусоргского В. Стасову от 7 августа 1875 г.

Какой обширный, богатый мир искусство, если целью взят человек!
Из письма М. Мусоргского А. Голенищеву-Кутузову от 17 августа 1875 г.

Модест Петрович Мусоргский - один из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, гениальный композитор, далеко опередивший свое время и оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства. Он жил в эпоху высочайшего духовного подъема, глубоких социальных сдвигов; это было время, когда русская общественная жизнь активно способствовала пробуждению у художников национального самосознания, когда одно за другим появлялись произведения, от которых веяло свежестью, новизной и, главное, поразительной реальной правдой и поэзией настоящей русской жизни (И. Репин).

Среди своих современников Мусоргский был наиболее верным демократическим идеалам, бескомпромиссным в служении правде жизни, как бы ни была солона , и настолько одержим смелыми замыслами, что даже друзья-единомышленники часто бывали озадачены радикальностью его художественных исканий и не всегда одобряли их. Детские годы Мусоргский провел в помещичьей усадьбе в атмосфере патриархального крестьянского быта и впоследствии писал в Автобиографической записке , что именно ознакомление с духом русской народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций... И не только импровизаций. Брат Филарет вспоминал впоследствии: В отроческих и юношеских годах и уже в зрелом возрасте (Мусоргский. - О. А.) всегда относился ко всему народному и крестьянскому с особенной любовью, считал русского мужика за настоящего человека .

Музыкальное дарование мальчика обнаружилось рано. На седьмом году, занимаясь под руководством матери, он уже играл на фортепиано несложные сочинения Ф. Листа. Однако в семье никто всерьез не помышлял о его музыкальном будущем. Согласно семейной традиции, в 1849 г. его отвезли в Петербург: вначале в Петропавловскую школу, затем перевели в Школу гвардейских подпрапорщиков. Это был роскошный каземат , где учили военному балету , и, следуя печально известному циркуляру должно повиноваться, а рассуждения держать при себе , всячески выбивали дурь из головы , поощряя негласно легкомысленное времяпрепровождение. Духовное созревание Мусоргского в этой обстановке протекало весьма противоречиво. Он преуспевал в военных науках, за что был удостоен особенно любезным вниманием... императора ; был желанным участником вечеринок, где ночи напролет разыгрывал польки и кадрили. Но в то же время внутренняя тяга к серьезному развитию побуждала его изучать иностранные языки, историю, литературу, искусство, брать уроки фортепианной игры у известного педагога А. Герке, посещать оперные спектакли, вопреки недовольству военного начальства.

В 1856 г. после окончания Школы Мусоргский был зачислен офицером в гвардейский Преображенский полк. Перед ним открывалась перспектива блестящей военной карьеры. Однако знакомство зимой 1856/57 г. с А. Даргомыжским, Ц. Кюи, М. Балакиревым открыло иные пути, и постепенно назревавший духовный перелом наступил. Сам композитор писал об этом: Сближение... с талантливым кружком музыкантов, постоянные беседы и завязавшиеся прочные связи с обширным кругом русских ученых и литераторов, каковы Влад. Ламанский, Тургенев, Костомаров, Григорович, Кавелин, Писемский, Шевченко и др., особенно возбудило мозговую деятельность молодого композитора и дало ей серьезное строго научное направление .

1 мая 1858 г. Мусоргский подал прошение об отставке. Невзирая на уговоры друзей и родных, он порвал с военной службой, чтобы ничто не отвлекало его от музыкальных занятий. Мусоргского обуревает страшное, непреодолимое желание всезнания . Он изучает историю развития музыкального искусства, переигрывает в 4 руки с Балакиревым множество произведений Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шуберта, Ф. Листа, Г. Берлиоза, много читает, размышляет. Все это сопровождалось срывами, нервными кризисами, но в мучительном преодолении сомнений крепли творческие силы, выковывалась самобытная художественная индивидуальность, формировалась мировоззренческая позиция. Все больше привлекает Мусоргского жизнь простого народа. Сколько свежих, нетронутых искусством сторон кишит в русской натуре, ох, сколько ! - пишет он в одном из писем.

Творческая деятельность Мусоргского начиналась бурно. Работа шла взахлест , каждое произведение открывало новые горизонты, даже если и не доводилось до конца. Так остались незавершенными оперы Царь Эдип и Саламбо , где впервые композитор попытался воплотить сложнейшее переплетение судеб народа и сильной властной личности. Исключительно важную роль для творчества Мусоргского сыграла незаконченная опера Женитьба (1 акт 1868 г.), в которой под влиянием оперы Даргомыжского Каменный гость он использовал почти неизмененный текст пьесы Н. Гоголя, поставив перед собой задачу музыкального воспроизведения человеческой речи во всех ее тончайших изгибах . Увлеченный идеей программности, Мусоргский создает, подобно собратьям по Могучей кучке , ряд симфонических произведений, среди которых - Ночь на Лысой горе (1867). Но наиболее яркие художественные открытия были осуществлены в 60-е гг. в вокальной музыке. Появились песни, где впервые в музыке предстала галерея народных типов, людей униженных и оскорбленных: Калистрат, Гопак, Светик Савишна, Колыбельная Еремушке, Сиротка, По грибы . Поразительно умение Мусоргского метко и точно воссоздать в музыке живую натуру (Я вот запримечу кой-каких народов, а потом, при случае, и тисну ), воспроизвести ярко характерную речь, придать сюжету сценическую зримость. А главное, песни пронизаны такой силой сострадания к обездоленному человеку, что в каждой из них обыденный факт поднимается до уровня трагического обобщения, до социально-обличительного пафоса. Не случайно песня Семинарист была запрещена цензурой!

Вершиной творчества Мусоргского 60-х гг. стала опера Борис Годунов (на сюжет драмы А. Пушкина). Мусоргский начал писать ее в 1868 г. и в первой редакции (без польского акта) представил летом 1870 г. в дирекцию императорских театров, которая отклонила оперу якобы из-за отсутствия женской партии и сложности речитативов. После доработки (одним из результатов которой явилась знаменитая сцена под Кромами) в 1873 г. при содействии певицы Ю. Платоновой были поставлены 3 сцены из оперы, а 8 февраля 1874 г. - вся опера (правда, с большими купюрами). Демократически настроенная публика встретила новое произведение Мусоргского с истинным энтузиазмом. Однако дальнейшая судьба оперы складывалась трудно, ибо это произведение самым решительным образом разрушало привычные представления об оперном спектакле. Здесь все было новым: и остросоциальная идея непримиримости интересов народа и царской власти, и глубина раскрытия страстей и характеров, и психологическая сложность образа царя-детоубийцы. Непривычным оказался музыкальный язык, о котором сам Мусоргский писал: Работою над говором человеческим я добрел до мелодии, творимой этим говором, добрел до воплощения речитатива в мелодии .

Опера Борис Годунов - первый образец народной музыкальной драмы, где русский народ предстал как сила, которая решающим образом влияет на ход истории. При этом народ показан многолико: масса, одушевленная единою идеею , и галерея колоритных, поразительных в своей жизненной достоверности народных характеров. Исторический сюжет давал Мусоргскому возможность проследить развитие народной духовной жизни , осмыслить прошлое в настоящем , поставить многие проблемы - этические, психологические, социальные. Композитор показывает трагическую обреченность народных движений и их историческую необходимость. У него возникает грандиозный замысел оперной трилогии, посвященной судьбам русского народа в критические, переломные моменты истории. Еще в период работы над Борисом Годуновым он вынашивает замысел Хованщины и вскоре начинает собирать материалы для Пугачевщины . Все это осуществлялось при активном участии В. Стасова, который в 70-х гг. сблизился с Мусоргским и был одним из немногих, кто по-настоящему понимал серьезность творческих намерений композитора. Я посвящаю Вам весь тот период моей жизни, когда будет создаваться "Хованщина"... ей же начало Вами дано , - писал Мусоргский Стасову 15 июля 1872 г.

Работа над Хованщиной протекала сложно - Мусоргский обратился к материалу, далеко выходящему за рамки оперного спектакля. Однако писал он интенсивно (Работа кипит !), хотя и с большими перерывами, вызванными множеством причин. В это время Мусоргский тяжело переживал распад Балакиревского кружка , охлаждение отношений с Кюи и Римским-Корсаковым, отход Балакирева от музыкально-общественной деятельности. Чиновничья служба (с 1868 г. Мусоргский состоял чиновником Лесного департамента Министерства государственных имуществ) оставляла для сочинения музыки лишь вечерние и ночные часы, а это приводило к сильнейшему переутомлению и все более продолжительным депрессиям. Однако вопреки всему, творческая мощь композитора в этот период поражает силой, богатством художественных идей. Параллельно с трагической Хованщиной с 1875 г. Мусоргский работает над комической оперой Сорочинская ярмарка (по Гоголю). Это хорошо как экономия творческих сил , - писал Мусоргский. - Два пудовика: "Борис" и "Хованщина" рядом могут придавить ... Летом 1874 г. он создает одно из выдающихся произведений фортепианной литературы - цикл Картинки с выставки , посвященный Стасову, которому Мусоргский был бесконечно признателен за участие и поддержку: Никто жарче Вас не грел меня во всех отношениях... никто яснее не указывал мне путь-дороженьку ...

Идея написать цикл Картинки с выставки возникла под впечатлением посмертной выставки произведений художника В. Гартмана в феврале 1874 г. Он был близким другом Мусоргского, и его внезапная кончина глубоко потрясла композитора. Работа протекала бурно, интенсивно: Звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успевая царапать на бумаге . А параллельно один за другим появляются 3 вокальных цикла: Детская (1872, на собств. стихи), Без солнца (1874) и Песни и пляски смерти (1875-77 - оба на ст. А. Голенищева-Кутузова). Они становятся итогом всего камерно-вокального творчества композитора.

Тяжело больной, жестоко страдающий от нужды, одиночества, непризнания, Мусоргский упрямо твердит, что будет драться до последней капли крови . Незадолго до кончины, летом 1879 г. он совершает вместе с певицей Д. Леоновой большую концертную поездку по югу России и Украины, исполняет музыку Глинки, кучкистов , Шуберта, Шопена, Листа, Шумана, отрывки из своей оперы Сорочинская ярмарка и пишет знаменательные слова: К новому музыкальному труду, широкой музыкальной работе зовет жизнь... к новым берегам пока безбрежного искусства !

Судьба распорядилась иначе. Здоровье Мусоргского резко ухудшилось. В феврале 1881 г. случился удар. Мусоргского поместили в Николаевский военно-сухопутный госпиталь, где он скончался, так и не успев завершить Хованщину и Сорочинскую ярмарку .

Весь архив композитора после его смерти попал к Римскому-Корсакову. Он закончил Хованщину , осуществил новую редакцию Бориса Годунова и добился их постановки на императорской оперной сцене. Мне кажется, что меня даже зовут Модестом Петровичем, а не Николаем Андреевичем , - писал Римский-Корсаков своему другу. Сорочинскую ярмарку завершил А. Лядов.

Драматична судьба композитора, сложна судьба его творческого наследия, но бессмертна слава Мусоргского, ибо музыка была для него и чувством и мыслью о горячо любимом русском народе - песнью о нем ... (Б. Асафьев).

О. Аверьянова

Сын помещика. Начав военную карьеру, продолжает в Петербурге изучение музыки, первые уроки которой он получил ещё в Карево, и становится прекрасным пианистом и хорошим певцом. Общается с Даргомыжским и Балакиревым; в 1858 году выходит в отставку; освобождение крестьян в 1861 году отражается на его финансовом благосостоянии. В 1863 году, находясь на службе в Лесном департаменте, становится членом «Могучей кучки». В 1868 году поступает на службу в Министерство внутренних дел, после того, как ради поправки здоровья провёл три года в имении брата в Минкино. Между 1869 и 1874 годами работает над различными редакциями «Бориса Годунова». Подорвав вследствие болезненного пристрастия к алкоголю и без того слабое здоровье, сочиняет с перерывами. Живёт у разных друзей, в 1874 - у графа Голенищева-Кутузова (автора стихотворений, положенных Мусоргским на музыку, например, в цикле «Песни и пляски смерти»). В 1879 году совершает очень удачное турне совместно с певицей Дарьей Леоновой.

Годы, когда появился замысел «Бориса Годунова» и когда создавалась эта опера, - основополагающие для русской культуры. В это время творили такие писатели, как Достоевский и Толстой, и более молодые, как Чехов, художники-передвижники утверждали приоритет содержания над формой в своём реалистическом искусстве, воплощавшем нищету народа, пьянство священников, жестокость полиции. Верещагин создавал правдивые картины, посвящённые русско-японской войне, а в «Апофеозе войны» посвятил всем завоевателям прошлого, настоящего и будущего пирамиду из черепов; великий портретист Репин обращался также к пейзажной и исторической живописи. Что касается музыки, то самым характерным в это время явлением была «Могучая кучка», которая поставила своей целью повысить значение национальной школы, используя народные предания для создания романтизированной картины прошлого. В сознании Мусоргского национальная школа представала как нечто древнее, поистине архаическое, неподвижное, включающее извечные народные ценности, почти святыни, которые можно было найти в православной религии, в народном хоровом пении, наконец, в том языке, что ещё хранит могучую звучность далёких истоков. Вот некоторые из его мыслей, высказанные между 1872 и 1880 годами в письмах Стасову: «Ковырять чернозём не впервые стать, да ковырять не по удобренному, а в сырье хочется, не познакомиться с народом, а побрататься жаждется... Чернозёмная сила проявится, когда до самого днища ковырнёшь...»; «Художественное изображение одной красоты, в материальном её значении, грубое ребячество - детский возраст искусства. Тончайшие черты природы человека и человеческих масс , назойливое ковырянье в этих малоизведанных странах и завоевание их - вот настоящее призвание художника». Призвание композитора постоянно побуждало его повышенно чувствительную, мятежную душу стремиться к новому, к открытиям, что приводило к непрерывному чередованию творческих подъёмов и депрессий, с которыми были связаны перерывы в деятельности или её растекание по слишком многим направлениям. «До такой степени я становлюсь строгим к себе, - пишет Мусоргский Стасову, - умозрительно, и чем строже становлюсь, тем делаюсь беспутнее. <...> На мелкие вещи настроения нет; впрочем сочинение маленьких пьес есть отдых при обдумывании крупных созданий. А у меня отдыхом становится обдумывание крупных созданий... так-то всё у меня в перекувырку идёт - сущая беспутность».

Едва ли кто-то из русских классиков сравним с М.П.Мусоргским, гениальным композитором-самоучкой, в оригинальности, дерзновенности и самобытности путей воплощения идей, во многом предвосхитивших музыкальное искусство ХХ века.

Даже среди единомышленников он выделялся смелостью, устремленностью и последовательностью в отстаивании идеалов

Вокальное творчество Мусоргского

Вокальная музыка занимает определяющее место в творческом наследии композитора. В сборнике «Юные годы» (50-60-е гг.) он продолжает развивать линию А.Даргомыжского с тенденцией к усилению. Сборник ознаменовал наступление творческой зрелости композитора и определил круг образов и настроений (за исключением сатирических, которые появятся позднее); большая роль принадлежит образам крестьянской жизни, воплощению характеров персонажей-представителей народа. Неслучайно кульминацией сборника считаются романсы на слова Н.Некрасова(«Калистрат», «Колыбельная Еремушке»).

М.П.Мусоргский

К концу 60-х гг. произведения композитора наполняются сатирическими образами (целая галерея сатир воплощена в «Райке»). На грани зрелого и позднего периодов появляется цикл «Детская» на собственный текст, представляющий собой ряд психологических зарисовок (мир глазами ребенка).

Позднее творчество Мусоргского отмечено циклами «Песни и пляски Смерти», «Без солнца», балладой «Забытый».

Вокальные произведения Модеста Петровича в целом охватывают следующий круг настроений:

  • лирика , присутствующая в самых ранних сочинениях и окрашивающаяся впоследствии во все более трагические тона. Лирико-трагической кульминацией этой линии выступает вокальный цикл «Без солнца» (1874);
  • линия «народных картинок», зарисовок, сценок крестьянской жизни («Калистрат», «Колыбельная Еремушке», «Сиротка», «Цветик Савишна»), приводящая к таким вершинам, как баллада «Забытый» и «Трепак» из цикла «Песни и пляски Смерти»;
  • линия социальной сатиры (романсы 60-70х гг.: «Семинарист», «Классик», «Козел» («Светская сказочка»), кульминация – «Раек»).

Отдельную группу произведений, не относящихся ни к одной из вышеперечисленных, составляют вокальный цикл «Детская» (1872) и «Песни и пляски Смерти» (кроме «Трепака»).

Развиваясь от лирики через бытовое начало, сатирические или социальные зарисовки, вокальная музыка композиторп Мусоргского все более наполняется трагическими настроениями, которые становятся едва ли не определяющими в позднем творчестве, со всей полнотой воплотившись в балладе «Забытый» и «Песнях и плясках Смерти». Иногда более, иногда менее отчетливо, но трагическая тема звучала и ранее – уже в «Калистрате» и «Колыбельной Еремушке» ощутим остродраматический надрыв.

Он переосмысливает семантическую суть колыбельной, сохраняя лишь внешние признаки жанра. Так, и «Калистрат», и «Колыбельная Еремушке»

(которую Писарев назвал «мерзкой колыбельной»)

— не просто убаюкивание; это – мечта о счастье для ребенка. Однако остро звучащая тема несопоставимости реальности и мечты превращает колыбельную в плач (кульминацию этой темы представит цикл «Песни и пляски Смерти»).

Своеобразное продолжение трагической темы наблюдается

  • в « Сиротке» (крошечный ребенок, просящий милостыню),
  • « Светик Савишна» (горе и боль отвергнутого купчихой юродивого, – образ, наиболее полно воплотившийся в Юродивом из оперы «Борис Годунов»).

Одной из трагических вершин музыки Мусоргского выступает баллада «Забытый» — произведение, объединившее таланты Верещагина (в написанной им антивоенной серии, увенчанной «Апофеозом войны», есть картина «Забытый», что легла в основу идеи баллады), Голенищева-Кутузова (текст). Композитор вводит в музыку также образ семьи солдата, используя прием контрастного сопоставления образов: наивысшая степень трагизма достигается сопоставлением на фоне колыбельной обещаний матери, баюкающей сына и говорящей о скором возвращении отца, и финальной фразы:

«А тот забыт – один лежит».

Вокальный цикл «Песни и пляски Смерти» (1875) — кульминация вокального творчества Мусоргского.

Исторически в музыкальном искусстве образ смерти , подстерегающей и отбирающей жизнь зачастую в самые неожиданные моменты, выражался в двух основных ипостасях:

  • мертвой статикой, застылостью (в эпоху Средневековья таким символом стала секвенция Dies irae);
  • изображение смерти в Dance macabre (пляски смерти) – традиция, идущая от испанских сарабанд, где похороны проходили в движении, торжественном траурном танце; находит отражение в творчестве Берлиоза, Листа, Сен-Санса, т.д.

Новаторство Мусоргского в связи с воплощением данной тематики заключается в том, что Смерть теперь не только «пляшет», но и поет.

Масштабный вокальный цикл состоит из 4-х романсов, в каждом из которых смерть подстерегает жертву:

  • 1 ч. «Колыбельная». Смерть поет колыбельную над кроваткой ребенка;
  • 2 ч. «Серенада». Принимая облик странствующего рыцаря, Смерть поет серенаду под окном умирающей девушки;
  • 3 ч. «Трепак». Крестьянин замерзает во вьюжной, морозной степи, а Смерть поет ему свою песню, обещая свет, радости и богатство;
  • 4 ч. «Полководец». Грандиозный финал, где Смерть появляется на поле битвы как полководец, обращаясь к павшим.

Идейная суть цикла – протест и борьба против всесилия смерти с целью изобличить ее ложь, что подчеркнуто «фальшивостью», неискренностью в использовании каждого из бытовых жанров, что лежат в основе его частей.

Музыкальный язык М.П.Мусоргского

Речитативную интонационную основу и мастерски разработанную фортепианную партию вокальные произведения композитора реализуют посредством форм, зачастую отмеченных признаками индивидуального авторского стиля.

Оперное творчество

Так же, как и вокальная музыка, оперный жанр у Мусоргского ярко раскрывает самобытность и композиторскую силу таланта так же, как и его передовые взгляды, идейные и эстетические устремления.

Завершенными в творческом наследии являются 3 оперы

«Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка»;

нереализованными остались

«Саламбо» (исторический сюжет),

«Женитьба» (есть 1 действие),

ряд замыслов, вообще неосуществленных.

Объединяющим моментом для опер (кроме «Женитьбы») является наличие народных образов в качестве основополагающих, причем они используются:

  • в общем плане как коллективный образ народа, народ как единый герой;
  • индивидуализированное представление отдельных героев-представителей народа.

Важным для композитора было обращение к народным сюжетам. Если в замысле «Саламбо» лежала история столкновения Карфагена с Римом, то в других операх его волнует не древняя история, но – Русь в моменты наивысших потрясений, в наиболее смутное время своей истории («Борис Годунов», «Хованщина»).

Фортепианное творчество Мусоргского

Фортепианное творчество у этого композитора представлено единственным циклом «Картинки с выставки» (1874), вошедшим, тем не менее, в историю музыки как яркое, выдающееся произведение русского пианизма. В основе замысла – произведения В.Гартмана, его же памяти посвящен цикл, состоящий из 10 пьес (« Гном», «Старый замок», «Тюильрийский парк», «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Два еврея», «Лиможский рынок», «Катакомбы», «Баба-Яга», «Золотые ворота» или «Богатырские ворота»), периодически чередующихся с особого значения темой – «Прогулкой». С одной стороны, она изображает самого композитора, прогуливающегося по галерее работ Гартмана; с другой, олицетворяет русское национальное начало.

Жанровое своеобразие цикла, с одной стороны, отсылает к типичной программной сюите, с другой – к рондальной форме, где «Прогулка» выступает рефреном. А с учетом того, что тема «Прогулки» ни разу не повторяется в точности, проявляются черты вариационности.

Кроме того, « Картинки с выставки» вбирают выразительные возможности фортепиано:

  • колористические, благодаря чему достигается «оркестральность» звучания;
  • виртуозность;
  • в музыке цикла ощутимо воздействие вокального стиля композитора (как песенности, так и речитативности и декламационности).

Все эти черты делают «Картинки с выставки» уникальным в истории музыки произведением.

Симфоническая музыка М.П.Мусоргского

Показательным произведением в области симфонического творчества является «Иванова ночь на Лысой горе» (1867) — шабаш ведьм, продолжающая традицию Берлиоза. Историческое значение произведения – в том, что это один из первых в русской музыке образцов злой фантастики.

Оркестровка

Новаторство М.П.Мусоргского как композитора в подходе к оркестровой партии не было понято сразу: открытие новых горизонтов воспринималось рядом современников как беспомощность.

Главным принципом для него являлось достижение максимальной экспрессии в выражении при минимальном использовании оркестровых средств, т.е. его оркестровка приобретает природу вокала.

Суть новаторского подхода к использованию музыкально-выразительных средств музыкант формулировал примерно так:

«…создавать экспрессивные формы речи, а на их основе – новые музыкальные формы».

Если сравнить Мусоргского и , великих русских классиков, в чьем творчестве одним из главных является образ народа, то:

  • в отличие от Глинки, для которого характерен портретный метод показа, для Модеста Петровича главное – показ народных образов в развитии, в процессе становления;
  • Мусоргский, в отличие от Глинки, выделяет из народной массы индивидуальные персонажи, представляющие народ. Кроме того, каждый из них выступает носителем определенного символа (например, Пимен из «Бориса Годунова» — не просто мудрец, но – олицетворение самой истории).
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Идеи и мысли М. П. Мусоргского (1839-1881), гениального композитора-самоучки, во многом опередили своё время и проложили дорогу музыкальному искусству XX века. В данной статье мы постараемся наиболее полно охарактеризовать список произведений Мусоргского. Всё написанное композитором, который считал себя последователем А. С. Даргомыжского, но пошел дальше, отличается глубоким проникновением в психологию не только отдельно взятого человека, но и масс народа. Как и всех членов «Могучей кучки», Модеста Петровича вдохновляло национальное направление в его деятельности.

Вокальная музыка

Список произведений Мусоргского произведений этого жанра охватывает три вида настроений:

  • Лирические в ранних сочинениях и переходящие в более поздних в лирико-трагические. Вершиной становится созданный в 1874 году цикл «Без солнца».
  • «Народные картинки». Это сценки и зарисовки из жизни крестьян («Колыбельная Ерёмушке», «Светик Савишна», «Калистрат», «Сиротка»). Их кульминацией станут «Трепак» и «Забытый» (цикл «Пляски смерти»).
  • Социальная сатира. К ним следует отнести романсы «Козел», «Семинарист», «Классик», созданные в течение 1860-х годов последующего десятилетия. Вершиной становится сюита «Раёк», в которой воплотилась галерея сатир.

В списке отдельно стоят созданный на его собственные слова в 1872 году вокальный цикл «Детская» и «Песни и пляски смерти», в которых всё наполнено трагическими настроениями.

В балладе «Забытый», созданной по впечатлению от картины В. В. Верещагина, впоследствии уничтоженной художником, композитор и автор текста противопоставили образ лежащего на поле брани солдата и ласковую мелодию колыбельной, которую крестьянка поёт сыну, обещая встречу с отцом. Но её ребёнок никогда его не увидит.

«Блоху» из Гёте с блеском и всегда на бис исполнял Федор Шаляпин.

Средства музыкальной выразительности

М. Мусоргский обновил весь музыкальный язык, взяв за основу речитатив и крестьянские песни. Его гармонии совершенно необычны. Они соответствуют новым чувствам. Их диктует развитие переживания и настроения.

Оперы

Нельзя не включить в список произведений Мусоргского его оперное творчество. За 42 года жизни он успел написать всего лишь три оперы, но какие! «Борис Годунов», «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». В них он смело соединяет трагические и комические черты, что напоминает о произведениях Шекспира. Образ народа выступает основополагающим началом. При этом каждому персонажу придаются личные черты. Более всего композитора волнует родная страна во время смуты и потрясений.

В «Борисе Годунове» страна стоит на пороге Смуты. В ней отражаются отношения царя и народа как единой личности, которая одушевлена одной идеей. Народную драму «Хованщина» композитор написал по собственному либретто. В ней композитора интересовал стрелецкий бунт и церковный раскол. Но он не успел её оркестровать и скончался. Закончил оркестровку Н. А. Римский-Корсаков. Роль Досифея в Мариинском театре исполнял Ф. Шаляпин. В ней нет привычных главных героев. Общество не противостоит личности. Власть оказывается в руках то одного, то другого персонажа. В ней воссозданы эпизоды борьбы старого реакционного мира против петровских реформ.

«Картинки с выставки»

Творчество для фортепиано представлено у композитора одним циклом, созданным в 1874 году. «Картинки с выставки» являются уникальным произведением. Это сюита из десяти разнохарактерных пьес. Будучи виртуозом-пианистом, М. Мусоргский воспользовался всеми выразительными возможностями инструмента. Эти музыкальные произведения Мусоргского настолько ярки и виртуозны, что поражают своей «оркестровостью» звучания. Шесть пьес под общим названием «Прогулка» написаны в тональности си бемоль мажор. Остальные - в си минор. Кстати, их часто перекладывали для оркестра. М. Равелю это удалось лучше всех. Вокальные мотивы композитора с их речитативностью, песенностью и декламационностью органично вошли в это произведение М. Мусоргского.

Симфоническое творчество

Ряд музыкальных произведений Модест Мусоргский создаёт в этой области. Самым важным является «Иванова ночь на Лысой горе». Продолжая тему Г. Берлиоза, композитор изобразил шабаш ведьм.

Он первый показал России злые фантастические картины. Главным для него была максимальная выразительность при минимуме используемых средств. Современники не поняли новизны, а приняли её за неумелость автора.

В завершение надо назвать самые известные произведения Мусоргского. В принципе мы их почти все перечислили. Это две большие оперы на историческую тему: «Бориса Годунова» и «Хованщину» ставят на лучших мировых сценах. К ним же относятся вокальные циклы «Без солнца» и «Песни и пляски смерти», а также «Картинки с выставки».

Гениальный автор был похоронен в Санкт-Петербурге на Советская власть, делая перепланировку, уничтожила его могилу, залила это место асфальтом и сделала автобусной остановкой. Так у нас относятся к признанным мировым гениям.

Хоры

«Иисус Навин», хор для солистов, хора и ф-п;; соч.: 1866 (1-я ред.), 1877 (2-я ред.); посв.: Надежде Николаевне Римской-Корсаковой; изд.: 1883 (в ред. и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова).

«Марш Шамиля», для тенора, баса, хора и оркестра; соч.: 1859; посв.: Александру Петровичу Арсеньеву.

«Поражение Сеннахериба» для хора с оркестром на слова Дж. Н. Г. Байрона из «Еврейских мелодий»; соч.: 1867 (1-я ред.), 1874 (2-я ред.; приписка Мусоргского: «Второе изложение, улучшенное по замечаниям Владимира Васильевича Стасова»); посв.: Милию Алексеевичу Балакиреву (1-я ред.); Владимиру Васильевичу Стасову (2-я ред.); изд.; 1871 (1-я ред. для хора с ф-п.).

«Ах, ты, пьяная тетеря» (Из похождений Пахомыча), песня на слова композитора; соч.: 1866; посв.: Владимиру Васильевичу Никольскому; изд.: 1926 (в ред. А. Н. Римского-Корсакова).
«Без солнца», вокальный цикл на слова А. А. Голенищева-Кутузова (1. «В четырех стенах»; 2. «Меня ты в толпе не узнала»; 3. «Окончен праздный шумный день»; 4. «Скучай»; 5. «Элегия»; 6. «Над рекой»); соч.: 1874; посв.: А. А. Голенищеву-Кутузову; изд.: 1874.
«Веселый час», застольная песня на слова А. В, Кольцова; соч.: 1858; посв<: Василию Васильевичу Захарьину; изд.: 1923.
«Вечерняя песенка» на слова А. Н. Плещеева; соч.: 1871; посв.: Софье Владимировне Сербиной (Фортунато); изд.: 1912 (в свободной ред. В. Г. Каратыгина), 1929 (авт. ред.).
«Видение», романс на слова А. А. Голенищева-Кутузова; соч.: 1877; посв.: Елизавете Андреевне Гулевич; изд.: 1882 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова), 1934 (авт. ред.).
«Где ты, звёздочка», песня на слова Н. П. Грекова; соч.: 1858; посв.: И, Л. Грюнберг; изд.: 1909 (только с франц. текстом), 1911 (с русск. и нем. текстом в ред. В. Г. Каратыгина).
«Гопак», песня на слова из поэмы «Гайдамаки» Т. Г. Шевченко в пер. Л. А. Мея; соч.: 1866; посв.: Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову; изд.: 1933.
«Горними тихо летела душа небесами», романс на слова А. К. Толстого; соч.: 1877; изд.: 1882 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова), 1934 (авт. ред.).
«Детская» (Эпизоды из детской жизни), вокальный цикл на слова композитора (1. «С няней»; соч.: 1868; посв.: А. С. Даргомыжскому; 2. «В углу», соч.: 1870; посв.: В. А. Гартману; 3. «Жук»; соч.: 1870; посв.: В. В. Стасову; 4. «С куклой», колыбельная; соч.: 1870; посв.: Тане и Гоге Мусоргским; 5. «На сон грядущий»; соч.: 1870; посв Саше Кюи); изд.: 1871 (№ 2, 3, 4), 1872 (полностью) и 1907 (с добавлением песен «Кот Матрос» и «Поехал на палочке»).
«Детская песенка» на слова Л. А. Мея из «Руснацких песен» (№ 2 «Нана») соч.: 1868; изд.: 1871.
«Дуют ветры, ветры буйные», песня на слова А. В. Кольцова; соч.: 1864; посв.: Вячеславу Алексеевичу Логинову; изд.: 1909 (Париж; только с франц. текстом), 1911 (в ред. В. Г. Каратыгина), 1931 (авт. ред.).
«Еврейская песня» на слова Л. А. Мея (из «Песни песней»); соч.: 1867;
посв.: Филарету Петровичу и Татьяне Павловне Мусоргским; изд.: 1868

«Желание», романс на слова Г. Гейне в пер. М. И. Михайлова; соч.: 1866; посв.: Надежде Петровне Опочининой («в память ее суда надо мной»); изд.: 1911 (в ред. В. Г. Каратыгина), 1933 (авт. ред.).
«Забытый», вокальная.баллада на слова А. А. Голенищева-Кутузова «с Верещагина»; соч.: 1874; посв.: В. В. Верещагину; изд.: 1874 (не разрешена к выпуску в свет) и 1877.
«Злая смерть», надгробное письмо для голоса с ф-п. на слова композитора; соч.: 1874 (под впечатлением кончины Н. П. Опочининой); изд.: 1912 (в ред. В. Г. Каратыгина, досочинившего последние 12 тактов).
«Из слез моих выросло много», романс на слова Г. Гейне (в пер. М. И. Михайлова); соч.: 1866; посв.: Владимиру Петровичу Опочинину; изд.: 1933.
«Калистрат», песня на слова Н. А. Некрасова (несколько измененные); соч.: 1864; посв.: Александру Петровичу Опочинину; изд.: 1883 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова), 1931 (авт. ред.).
«Классик», муз. памфлет на слова композитора; соч.: 1867; посв.: Надежде Петровне Опочининой; изд.: 1870.
«Козел», светская сказочка на слова композитора; соч.: 1867; посв.: Александру Порфирьевичу Бородину; изд.: 1868.
«Колыбельная Еремушки», песня на слова Н. А. Некрасова; соч.: 1868; посв.: «Великому учителю музыкальной правды Александру Сергеевичу Даргомыжскому»; изд.: 1871.

«Кот Матрос», песня на слова композитора для цикла «Детская» (см.), № 6; соч.: 1872; изд.: 1882 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова, вместе с песней «Поехал на палочке» под общим названием «На даче») и 1907 (как № 6 цикла «Детская»).
«Листья шумели уныло», муз. рассказ на слова А. Н. Плещеева; соч.: 1859; посв.: Михаилу Осиповичу Микешину; изд.: 1909 (Париж, с одним франц. текстом), 1911 (с русск. текстом, в ред. В. Г. Каратыгина), 1931 (авт. ред.).
«Малютка», романс на слова А. Н. Плещеева; соч.: 1866; посв.: Л. В. АзарьевоЙ, изд.: 1923.
«Много есть у меня теремов и садов», романс на слова А. В. Кольцова; соч.: 1863; посв.: Платону Тимофеевичу Бориспольцу; изд.: 1923.

«Молитва», романс на слова М. Ю. Лермонтова; соч.: 1865; посв.: Юлии Ивановне Мусоргской; изд.: 1923.
«Непонятная», романс на слова композитора; соч.: 1875; посв.: Марии Измаиловне Костюриной; изд.: 1911 (в ред. В. Г. Каратыгина), 1931 {авт. ред.).
«Но если бы с тобою я встретиться могла», романс на слова В. С. Курочкина; соч.: 1863; посв.: Надежде Петровне Опочининой; изд.: 1923, 1931 (авт. ред.).

«Ночь», фантазия на слова А. С. Пушкина; соч.: 1864 (1-я ред.), 1871
(2-я ред. со свободным изложением пушкинского стихотворения); посв.: Надежде Петровне Опочининой; изд.: 1871 (2-я ред.), 1923 (1-я ред.), 1931 (авт. ред.). «Озорник», песня на слова композитора; соч.: 1867; посв.: Владимиру Васильевичу Стасову; изд.: 1871.
«Ой, честь ли то молодцу лен прясти», песня на слова А. К. Толстого;
соч.: 1877; изд.: 1882 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова), 1934 (авт. ред.).

«Отверженная», опыт речитатива на слова Ив. Г. М.; соч.: 1865; изд.: 1923.

«Отчего, скажи, душа-девица», песня на слова неизвестного автора; соч.: 1858; посв.: Зинаиде Афанасьевне Бурцевой; изд.: 1867. «Песни и пляски смерти», вокальный цикл на слова А. А. Голенищева-Кутузова (1. «Колыбельная»; соч.: 1875; посв.: Анне Яковлевне Петровой-Воробьевой; 2. «Серенада»; соч.: 1875; посв.: Людмиле Ивановне Шестаковой; 3. «Трепак»; соч.: 1875; посв.: Осипу Афанасьевичу Петрову; 4. «Полководец»; соч.: 1877; посв.: Арсению Аркадьевичу Голенищеву-Кутузову); изд.: 1882 (в ред. И. А. Римского-Корсакова), 1928 (авт. ред.).
«Песнь старца» на слова И. В. Гете (из «Вильгельма Мейстера»); соч.: 1863; посв.: Александру Петровичу Опочинину; изд.: 1909 (Париж, с одним франц. текстом), 1911 (с русск. текстом в ред. В. Г. Каратыгина), 1931 (авт. ред.). «Песня Мефистофеля» на слова И. В. Гёте (из «Фауста» в пер, А. Н. Струговшикова); соч.: 1879; посв.: Дарье Михайловне Леоновой; изд.: 1883 (в ред. И. А. Римского-Корсакова), 1934 (авт. ред.). «Пирушка», рассказ для голоса и ф-п. на слова А. В. Кольцова; соч.:
1867; посв.: Людмиле Ивановне Шестаковой; изд.: 1868. «По грибы», песенка на слова Л. А. Мея; соч.: 1867; посв.: Владимиру Васильевичу Никольскому; изд.: 1868. «Поехал на палочке», песня на слова композитора для цикла «Детская» (см.), № 7; соч.: 1872; посв,: Дмитрию Васильевичу и Поликсене Степановне Стасовым; изд.: 1882 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова вместе с песней «Кот Матрос» под общим названием «На даче») и 1907 (как № 7 цикла «Детская»). «По-над Доном сад цветет», песня на слова А. В. Кольцова; соч.: 1867;
изд.: 1883 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова), 1929 (авт. ред.). «Раёк», муз, шутка для голоса с ф-п. на слова композитора; соч.:
1870; посв.: Владимиру Васильевичу Стасову; изд.: 1871. «Рассевается, расступается», песня на слова А. К. Толстого; соч.: 1877; посв.: Ольге Андреевне Голенищевой-Кутузовой; изд.: 1882 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова), 1934 (авт. ред.). «Светик Савишна», песня на слова композитора; соч.: 1866; посв.:
Цезарю Антоновичу Кюи; изд.: 1867. «Семинарист», песня на слова композитора; соч.: 1866; посв.: Людмиле Ивановне Шестаковой; изд.: 1870.
«Сиротка», песня на слова композитора; соч.: 1868; посв.: Екатерине Сергеевне Протопоповой; изд.: 1871,
«Спесь», песня на слова А. К. Толстого; соч.: 1877; посв.: Анатолию Евграфовичу Пальчикову; изд.: 1882 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова).
«Спи, усни, крестьянский сын», колыбельная песня на слова А. Н. Островского (из комедии «Воевода»); соч.: 1865; посв.: Памяти Юлии Ивановны Мусоргской; изд.: 1871 (2-я ред.), 1922 (1-я ред.).
«Странник», романс на слова А. Н. Плещеева; соч.: 1878; изд.: 1883 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова), 1934 (авт. ред.).
«Стрекотунья-белобока», шутка для голоса с ф-п. на слова А. С. Пушкина (из стихотворений «Стрекотунья-белобока» и «Колокольчики звенят»— с небольшими изменениями); соч.: 1867; посв.: Александру Петровичу и Надежде Петровне Опочининым; изд.: 1871.
«Царь Саул», еврейская мелодия на слова Дж. Н. Г. Байрона в пер.
П. А. Козлова; соч.: 1863 (1-я и 2-я ред.); посв.: Александру Петровичу Опочинину (1-я ред.); изд.: 1871 (2-я ред.), 1923 (1-я ред.).
«Что вам слова любви», романс на слова А. Н. Аммосова; соч.: 1860; посв.: Марии Васильевне Шиловской; изд.: 1923.
«Meines Herzens Sehnsuchb («Желание сердца»), романс на немецкий текст неизвестного автора; соч.: 1858; посв.: Мальвине Бамберг; изд.: 1907.