Василий теркин описание произведения. Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны (По поэме А

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Урок литературы в 10 классе

Раскольников и Соня Мармеладова. «Правда» Сони.

подготовила

учитель русского языка и литературы

Радькова Юлия Николаевна

Брянск-2018

Цель:совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения;

показать, в чём Достоевский видит источник обновления жизни; осмыслить последние

страницы романа, ответить на вопрос: «Как происходит открытие христианских

ценностей Раскольниковым через любовь к Соне?»; воспитывать гуманную личность,

ответственную за свои поступки.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

- Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему:

«Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть

не только светить, но и греть». Кто же в романе несет этот тёплый свет?

Соня Мармеладова.

- Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова.

Именно Сонечка, беззащит- ная жертва жестокого мира, привела к покаянию убийцу,

взбунтовавшегося против несправедливос- ти и бесчеловечности, пожелавшего

подчёркивает в Соне Достоевский? В чём «правда» героини? Над этими вопросами мы

и поразмышляемсегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

- Расскажите о жизни Сони.

Мачеха Сони, Катерина Ивановна, фактически обрекает ее на жизнь по

желтому билету. Исто- щенные голодом дети выжили только благодаря Соне. Она

отдает Мармеладову последние «гре- ховные гроши» на его непристойное пьянство в

трактире… После гибели отца, смерти мачехи именно Соня смысл своей жизни

видит в заботе об осиротевших малолетних детях.

- Жизнь тяжела и дня Сони, и для Раскольникова. Но одинаково ли её

воспринимают герои?Как смотрит на жизнь Раскольников и по каким законам живет

Соня Мармеладова?

Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он

протестует против несправед- ливости. Теория толкает его на путь насилия над

другими ради своего благополучия. Он готов пере- ступить через трупы других,

стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить

жизнь, стремится возвыситься над этим «муравейником». Идея и преступление

Расколь- никова рождают конфликт в его душе, ведутк разъединению с людьми,

заставляют героя прези- рать себя больше всего за человечность и чуткость к

страданиям других. Соня идет другой доро- гой.Она смиряется и страдает. Ее

жизнь строится по законам самопожертвования. Во имя любви к людям она

избирает путь насилия над собой, ради спасения других берёт на себя тяжести

- Зачем Раскольников идёт к Соне? Как он сам объясняет свой первый визит к

Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале

Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони.

Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению и хочет понять, как она с

этим живёт, что поддерживает ее, во имя чего она преступила.

- Почему Раскольников задаёт вопросы, которые доводят Соню до исступления?

Почему он беспощаден в своих прогнозах?

Раскольников специально пришёл мучить Соню, чтобы испытать глубину её

человеческого терпе- ния, «ненасытного страдания», её стойкости, истокикоторой

ему непонятны. Он считает, что Соня –более преступница, чем он сам, ведь она

напрасно погубила себя, ничего в мире не изменив. Отдалив гибель своих близких, Соня

не может и не пытается уничтожить на земле зло.

- «Никому ты этим не помогаешь, и никого ни от чего не спасаешь», - говорит

герой Соне, но, дума- ется, говорит и сам себе. Мы знаем, что, убив старуху,

Раскольников тоже никому этим не помог и никого ни от чего не спас.

Отправляясь к Соне, Раскольников ожидал увидеть человека,

сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за

малейшую надежду, но увидел нечто иное, поро- дившее вопрос: «Почему она так

слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в

силах была броситься в воду».Что же дает Соне силы жить дальше?

Вера, глубокая, способная творить чудеса. Соня уповает на Бога и ждет

избавления.

- Религиозность Сони влияет на него, и он просит ее прочитать легенду о

воскрешении Лазаря.Почему выбран именно этот эпизод из Евангелия?

Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но

не сознает себя живым –сознает мертвым, он –Лазарь, который 4 дня как во гробе.

Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в «этой нищенской

комнате убийцу иблудницу, странно сошед- шихся за чтением вечной книги»,

теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскресение.

- Обратимся к тексту. Каково состояние Сони во время чтения Евангелия?

преобразилась. Она читала, желая, чтобы Раскольников, ослепленный и неверующий,

уверовал в Бога, и дрожала от радостного ожидания чуда.

- Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по

иным законам, зако- нам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и

жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь и сострадание живут в

героине.Слушая рассказы Сони о Катерине Ивановне, её проникновенное чтение

Евангелия, Раскольников понимает, что Соня «переступила» ради блага го- лодных

детей, думая не о себе, а о своих ближних. Уходя от девушки, он говорит, что скажет,

кто убил: «Знаю и скажу… тебе, одной скажу! Я тебя выбрал». В романе важно не

квартире у портного Капернаумова, где Соня снимает комнату. Капернаумов –

фамилия значимая.

Иисус Христос после то- го, как оставил Назарет, и Капернаум стал называться «Его

городом». В Капернауме Иисус совершил много чудес и исцелений. «И когда Иисус

возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с ним и учениками

Его. Увидевши то, Фарисеи сказали ученикам Его: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с

нуждуво враче, но больные».

Так и в комнате Сони в квартире портного Капернаумова сходятся грешники,

страдальцы, убогие –все больные и жаждущие исцеления. Сюда приходит и

Раскольников, чтобы сознаться в преступле- нии. Почему именно Соне герой

признается в убийстве? Что она испытывает к нему?

Соня полна сострадания к Раскольникову и думает только о том, как тяжело

ему жить, испыты- вая мучения совести. Говорит: «Говори, я про себя пойму». Все

окружающее она воспринимает сердцем, душой, а не разумом, как Раскольников.

- Почему, прежде чем признаться Соне, Раскольников предложил ей дилемму?

Если бы Соня ответила, что лучше жить Катерине Ивановне с детьми, чем

Лужину, то Расколь- ников тем самым был бы ею оправдан: вышло бы, что он имел

право убить процентщицу. Но Соня не может решать: кто должен жить, а кто

-Как Соня принимает признание Раскольникова?

Она понимает, как мучается Раскольников, и сама испытывает эти мучения

вместе с ним.

- Почему Соня считает, что Раскольникова Бог «дьяволу предал»?

Выслушав его исповедь, Соня поняла, что произошла страшная подмена

ценностей: истинное, Божие было заменено в душе Раскольникова дьявольским.

Рассудочная, бездушная теория стала его верой и законом.

-Какой путь предлагает Соня Раскольникову?

«Страдание принять и искупить себя им, вот что надо», - говорит Соня. Она

считает, что един- ственный путь спасения – через покаяние и искупление

страданием. Но героиня понимает, что Раскольникову одному не справиться со своей

гордыней, и готова идти с ним до конца, да и себя она считает грешницей.

- Чуда воскрешения ждет теперь Раскольников от Сони. На Сенной площади,

когда он вспоминает советы Сони, у него рождается ощущение полноты жизни: «...

все разом в нем размягчилось, и хлы- нули слезы... он стал на колени среди площади,

поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием».

Окончательное освобождение Раскольникова от его прежних идей

предстаёт герой на каторге?

«…Он не раскаивался в своём преступлении…он вновь обсудил и обдумал все

прежние свои поступки и совсем не нашёл их так глупыми и безобразными, как

казались они ему в то роковое время, преж- де», «Вот в чём одном признавал он своё

преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною». Каторжане

его не любили и избегали, «его даже стали …ненавидеть…Презирали его, смеялись

над ним».

- А как каторжане относились к Соне?

Её все полюбили, встретив Соню, каторжане снимали шапки и кланялись. «Они

любили даже её походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идёт, и хвалили

её… к ней даже ходили лечиться».

- Возрождение приходит к Раскольникову как преодоление болезни. Какие сны

видит он в это время?

Раскольников видит сон о моровой язве: претворение в жизнь его теории. Все

люди вообразили себя Героями, причастными к высшей истине, и стремятся повести

человечество в царство счастья и справедливости. Но никто не желает идти вслед:

ведь гением- предводителем чувствует себя каждый. Разгораются споры, которые

переходят в драки, вспыхивают войны. Во имя счастья всего человечества люди

убивают друг друга –«все и всё погибало».

- Пустая земля, где люди перебили друг друга, - вот логический итог теории

В романе «Преступление и наказание» Соня и Раскольников являются основными действующими лицами. Через образы этих героев Фёдор Михайлович пытается донести до нас главную идею произведения, найти ответы на жизненно важные вопросы бытия.

На первый взгляд, между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым нет ничего общего. Их жизненные дороги переплетаются неожиданно и сливаются в одну.

Раскольников – бедный студент, забросивший учёбу на юридическом факультете, создавший страшную теорию о праве сильной личности и замысливший жестокое убийство. Человек образованный, гордый и тщеславный, он замкнут и необщителен. Его мечта ‒ стать Наполеоном.

Софья Семёновна Мармеладова – робкое «забитое» существо, по воле рока оказывается на самом дне. Восемнадцатилетняя девушка необразованна, бедна и несчастна. Не имея другой возможности заработать, она торгует своим телом. Вести подобный образ жизни её заставила жалость и любовь к близким и родным людям.

У героев разные характеры, разный круг общения, уровень образования, но одинаково несчастная участь «униженных и оскорблённых».

Их объединяет совершённое преступление. Оба преступили нравственную черту и оказались отверженными. Раскольников убивает людей ради идеи и славы, Соня нарушает законы морали, спасая от голодной смерти свою семью. Соня страдает под тяжестью греха, а Раскольников не чувствует себя виноватым. Но их непреодолимо тянет друг к другу…

Этапы отношений

Знакомство

Странное стечение обстоятельств, случайная встреча сталкивает героев романа. Их отношения развиваются поэтапно.

Родион Раскольников узнаёт о существовании Сони из запутанного рассказа пьяного Мармеладова. Судьба девушки заинтересовала героя. Их знакомство произошло гораздо позже и при достаточно трагических обстоятельствах. Молодые люди встречаются в комнате семьи Мармеладовых. Тесный проходной угол, умирающий чиновник, несчастная Катерина Ивановна, испуганные дети – вот обстановка первого свидания героев. Родион Раскольников бесцеремонно разглядывает девушку, которая вошла, «робко озираясь». Она же готова умереть от стыда за свой непристойный и неуместный наряд.

Свидания

Дороги Сони и Раскольникова в романе «Преступление и наказание» часто пересекаются как будто совершенно случайно. Сначала Родион Раскольников помогает девушке. Он отдаёт ей последние деньги на похороны отца, разоблачает подлый замысел Лужина, пытавшегося обвинить Соню в воровстве. В сердце молодого человека ещё нет места для большой любви, но ему всё больше хочется общаться с Соней Мармеладовой. Его поведение кажется странным. Избегая общения с людьми, расставшись с родными, он идёт именно к Соне и только ей признаётся в своём страшном преступлении. Раскольников чувствует внутреннюю силу, о которой не подозревала и сама героиня.

Жалость к преступнику

Родион Раскольников и Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» два отверженных человека. Их спасение друг в друге. Наверное, поэтому истерзанная сомнениями душа героя тянется к обездоленной Соне. Он идёт к ней, чтобы пожалеть, хотя сам не меньше нуждается в сострадании. «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём», – думает Раскольников. Неожиданно Соня открывается для Родиона с другой стороны. Она не пугается его признания, не впадает в истерику. Девушка читает вслух библию «Историю о воскресении Лазаря» и плачет от жалости к любимому человеку:«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» Сила убеждения Сони такова, что заставляет покориться. Родион Раскольников по совету подруги идёт в участок и делает чистосердечное признание. На протяжении всего пути он чувствует присутствие Сони, её незримую поддержку и любовь.

Любовь и преданность

Соня – натура глубокая и сильная. Полюбив человека, она готова для него на всё. Не задумываясь, девушка едет за осуждённым Раскольниковым в Сибирь, решив находиться рядом долгие восемь лет каторги. Её жертвенность поражает читателя, но оставляет равнодушным главного героя. Доброта Сони находит отклик в душах самых жестоких преступников. Они радуются её появлению, обращаясь к ней, говорят: «Мать ты наша, нежная, болезная». Родион Раскольников по-прежнему холоден и груб при свиданиях. Его чувства проснулись только после того, как Соня тяжело заболела и слегла. Раскольников вдруг понимает, что она стала ему необходимой и желанной. Любовь и преданность слабой девушки сумели растопить застывшее сердце преступника и пробудить в нём добрые стороны его души. Ф. М. Достоевский показывает нам, как, пережив преступление и наказание, их воскресила любовь.

Победа добра

Книга великого писателя заставляет задуматься над вечными вопросами бытия, поверить в силу настоящей любви. Она учит нас добру, вере и милосердию. Доброта слабой Сони оказалась гораздо сильнее того зла, которое поселилось в душе Раскольникова. Она всесильна. «Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное», – сказал Лао-цзы.

Тест по произведению

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова - два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова - нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони - идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения - тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня - высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина - Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание - к искуплению вины.

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, - она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом - оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, - восклицает Раскольников, - тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом - любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, - страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».