Виды складов, их классификация и функции. Классификация складов

Склады могут различаться по размерам, конструкции, степени механизации складских операций, по виду складирования, по функциональному назначению. Склад может являться звеном в цепи движения продукции производственного назначения (склады сырья, готовой продукции, специализированные склады и т.д.), либо находиться на участке движения товаров народного потребления (товарные склады).

Классификация складов по назначению

Склады используются во всех функциональных областях логистики: закупочной, производственной, распределительной. В каждой из них функционирование склада связано с определенной специализацией и назначением.

Все виды и типы складов, в зависимости от различных признаков, классифицируют по укрупненным группам:

  • назначению, видам или степени родственности хранимых материалов;
  • типу здания или его конструкции;
  • сфере действия и месту размещения;
  • степени огнестойкости.

При классификации складов по назначению склады подразделяются на:

Материальные склады специализируются на хранении сырья, материалов, комплектующих и др. продукции производственного назначения и осуществляют снабжение производящих потребителей. Внутрипроизводственные склады входят в состав организационной системы производства и предназначены для обеспечения технологических процессов. На этих складах хранятся запасы незавершенного производства, приборы, инструменты, запасные части и т. д.

Сбытовые склады служат для поддержания непрерывности движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Основное их назначение заключается в преобразовании производственного ассортимента в торговый и в бесперебойном обеспечении различных потребителей, включая розничную сеть. Они могут принадлежать как производителям (склады готовой продукции), так и предприятиям торговли (склады оптовой и розничной торговли).

Склады транспортных организаций предназначены для временного складирования, связанного с перемещением материальных ценностей. Сюда относят: склады железнодорожных станций; грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов; терминалы воздушного транспорта. В зависимости от вида или степени родственности хранимых материалов склады подразделяют на универсальные и специализированные. Универсальные склады предназначены для хранения разнообразных видов материалов (как правило, это центральные склады на промышленных предприятиях).

В специализированных складах хранят один или несколько родственных видов материалов. К таким складам относятся склады топлива, металла, шихтовых, электротехнических, химических материалов и др. В зависимости от типа здания или сооружения различают открытые, полузакрытые и закрытые склады, а также складские устройства специальной конструкции. Открытые - это площадки с твердым покрытием (приподнятые и слегка наклоненные), на которых сосредоточен запас материала или изделий, не подвергающихся атмосферным и температурным воздействиям. Полузакрытые - это навесы для защиты материалов от атмосферных осадков в безветренных районах; навесы с 1-3 стенами предохраняют материалы от попадания на них атмосферных осадков под воздействием ветра и защищают работающих под навесами людей. Закрытые склады бывают одноэтажными, многоэтажными, отапливаемыми, неотапливаемыми утепленными и неотапливаемыми неутепленными. Специальные складские устройства - это сооружения бункерного и резервуарного типа.

Рис. 1. Классификация складов

При классификации складов по сфере действия и месту размещения склады делят на:
  • центральные
  • участковые
  • прицеховые

Центральные (общезаводские) склады обслуживают все или большинство подразделений предприятия. В них хранят большое количество одного материала (металл, смазочные материалы, инструменты) или многономенклатурный состав относительно небольших количеств вспомогательных материалов.

Участковые склады предназначены для обеспечения нескольких смежных цехов, потребляющих в основном однородные материалы в значительных количествах.

Прицеховые склады обслуживают один цех, участок производства, где хранимый складом материал является основным видом потребляемого материала, полуфабриката. В зависимости от степени огнестойкости различают несгораемые, полусгораемые и сгораемые склады.

В 2004 году агентство Swiss Realty Group предложила свою классификацию складских помещений в России .

Эта компания произвела выделение семи классов:

  • В первый «А» класс входят здания, рассчитанные на использование в складских целях. Необходимо подчеркнуть, что местоположение, оборудование, отделка, близость автомобильной сети дорог, перепланировка под любой вид груза, большая скорость операций с грузами и надежность хранения должны соответствовать современным принципам складской логистики. Последующая классификация осуществляется с учетом отсутствия каких-либо параметров, которые соответствуют классу «А».
  • Во второй класс «А-» входят 20-30 летние реконструированные здания или помещения. Они имеют схожие с помещениями класса «А» характеристики, но отличаются своим расположением: промзона, черта города.
  • К классу «В+» относятся помещения, созданные в 90-х годах, но не имеющие нескольких параметров, которые присущи классу «А». В связи с тем, что проявляется хаотичный рост инвестиций в сфере строительства складов, такие помещения на рынке представлены в большом количестве.
  • В четвертый класс «В» входят помещения, построенные в 70-80 годах, и имеющие черты, свойственные плановой экономике. Такие здания, как правило, требуют определенной доработки и вложения денежных средств. Это может потребоваться для того, чтобы наиболее оптимально использовать складские площади, например, установить современную охранную сигнализацию, произвести замену или ремонт полов и другое.
  • Пятый класс - это класс «С» . В него входят площади, которые не планировались и не использовались в качестве складов. К ним относятся таксомоторные парки, автобазы и подобные производственные помещения. Эти здания потребуют существенной модернизации, как в техническом, так и в строительном планах. Для этого может потребоваться установка рампы и пандусов, дополнительных ворот, замена или новая установка пожарной сигнализации, отопления, внешняя отделка.
  • Класс шесть - «С-». К ним принадлежат старые здания 30-60 годов постройки. Это могут быть бывшие помещения продуктовых оптовых баз и овощных хранилищ. Такие здания не соответствуют современным требованиям эксплуатации.
  • К классу «Д» относятся не предназначенные для использования в складских целях и помещения. Такие здания с экономической точки зрения проще снести, чем потратить - это связано с огромным количеством денежных средств, на восстановление и приведения в порядок к современным показателям.

Однако, по мнению специалистов компании Knight Frank, предложенная классификация Swiss Realty Group имеет многочисленные несоответствия объективной картине рынка. Основная проблема в том, что эта классификация не проработана и, в целом, составлена неграмотно. По всем классам отсутствуют конкретные числовые показатели по высоте потолков, нагрузке на кв.м. пола, шагу колонн и т.д. Кроме того, по имеющимся числовым показателям, есть явные несоответствия принятым стандартам.

Компания Knight Frank предложила свою классификацию, которая, по ее мнению, является более точной и соответствующей принятым мировым стандартам. Учитывая быстрое становление рынка, данная классификация претерпела большое количество изменений, которые вводились по мере развития рынка и по большинству пунктов данной классификации у профессиональных игроков рынка складской недвижимости нет нареканий.

Классификация складов, разработанная международной консалтинговой компанией Knight Frank (пункты, помеченные «"», желательны, но не обязательны):
  • Складские помещения класса А+
  1. Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 12 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.
  2. Площадь застройки 40-45%.
  3. Высокие потолки не менее 13 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования (6-7 ярусов).
  4. Наличие системы вентиляции.
  5. Автономная электроподстанция и тепловой узел.
  6. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers) (*не менее 1 на 500 кв.м.).
  7. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
  8. Опытный девелопер.
  9. " Ж/Д ветка.
  • Складские помещения класса А
  1. Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 9 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.
  2. Площадь застройки 45-55%.
  3. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли.
  4. Высокие потолки не менее 10 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования.
  5. Регулируемый температурный режим.
  6. Система вентиляции.
  7. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.
  8. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
  9. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (*не менее 1 на 700 кв.м.).
  10. Наличие площадок для отстоя большегрузных автомобилей и парковки легковых автомобилей.
  11. Наличие площадок для маневрирования большегрузных автомобилей.
  12. Наличие офисных помещений при складе.
  13. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).
  14. Оптико-волоконные телекоммуникации.
  15. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.
  16. Расположение вблизи центральных магистралей.
  17. Профессиональная система управления.
  18. " Опытный девелопер.
  19. " Ж/Д ветка.
  • Складские помещения класса В+
  1. Одноэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.
  2. Площадь застройки 45-55%.
  3. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли.
  4. Высота потолков от 8 метров.
  5. Регулируемый температурный режим.
  6. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.
  7. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (не менее 1 на 1000 кв.м.).
  8. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
  9. Система вентиляции.
  10. Наличие офисных помещений при складе.
  11. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).
  12. Оптико-волоконные телекоммуникации.
  13. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.
  14. Расположение вблизи центральных магистралей.
  15. " Профессиональная система управления.
  16. " Опытный девелопер.
  17. " Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
  18. " Автономная электроподстанция и тепловой узел.
  19. " Ж/Д ветка.
  • Складские помещения класса В
  1. Одно-, двухэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.
  2. В случае двухэтажного строения - наличие достаточное количества грузовых лифтов/подъемников, грузоподъемностью не менее 3 тонн (не менее 1 на 2000 кв.м.).
  3. Высота потолков от 6 метров.
  4. Пол - асфальт или бетон без покрытия.
  5. Система отопления.
  6. Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
  7. Пандус для разгрузки автотранспорта.
  8. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
  9. Охрана по периметру территории.
  10. Телекоммуникации.
  11. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
  12. Наличие вспомогательных помещений при складе.
  13. " Система вентиляции.
  14. " Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
  15. " Автономная электроподстанция и тепловой узел.
  16. " Ж/Д ветка.
  • Складские помещения класса С
  1. Капитальное производственное помещение или утепленный ангар.
  2. Высота потолков от 4 метров.
  3. Пол - асфальт или бетонная плитка, бетон без покрытия.
  4. " В случае многоэтажного строения - наличие грузовых лифтов/подъемников.
  5. " Ворота на нулевой отметке.
  6. " Система вентиляции.
  7. " Система отопления.
  8. " Офисные помещения при складе.
  9. " Ж/Д ветка.
  10. " Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
  11. " Пандус для разгрузки автотранспорта.
  12. " Охрана по периметру территории.
  13. " Телекоммуникации.
  14. " Наличие вспомогательных помещений при складе.
  • Складские помещения класса D
  1. Подвальные помещения или объекты ГО, не отапливаемые производственные помещения или ангары.
  2. " Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
  3. " Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
  4. " Система отопления.
  5. " Система вентиляции.
  6. " Офисные помещения при складе.
  7. " Ж/Д ветка.
  8. " Телекоммуникации.
  9. " Охрана по периметру территории

Бесперебойная, ритмичная, четкая работа складов, всего склад-ского хозяйства — одно из решающих условий нормальной работы производящих продукт предприятия, объединения, отрасли народ-ного хозяйства, своевременного выполнения и перевыполнения ими планов производства по объему и номенклатуре выпускаемой про-дукции.

Склад - комплекс со своей инфраструктурой, в которую входят инженерные коммуникации, транспортные пути внутри склада (базы), здания, открытые площадки, навесы, эстакады для размещения хранимых материалов, подъездные пути внешнего транспорта, административные и бытовые сооружения.

Складское хозяйство это отдельный объект, обычно состоящий из:

Капитальных сооружений (здание самого склада, офисное здание);

Вспомогательных построек (электроподстанция, котельная и др.);

Системы коммуникаций (электро-, газо- и водоснабжение, связь, канали-зация);

Системы дорог и стоянок на территории склада;

Системы ограждения территории и зон (ограждение, ворота и др.);

Системы погрузки, разгрузки (мостовые краны, краны-штабелёры , погрузчики, электроштабелёры, рампы);

Внутренние транспортные системы (электроштабелёры , ручные тележки, конвейеры, вагонетки);

Системы переработки грузов (системы штрих-кодирования, линии сортировки, пакетирования, комплектации (комиссионирования) - составления заказов);

Системы хранения грузов (поддоны, стеллажи, резервуары, спецоборудование для сохранения качества грузов);

Системы складского учёта (ручные и автоматизированные);

Специального оборудования для оснащения помещения склада и офисов (упаковочное и весовое);

Персонала склада.

Независимо от выполняемой роли любой склад выполняет следующие ос-новные операции:

Прием, хранение, обработку и отгрузку товаров;

Учет движения товаров;

Обеспечение сохранности товаров.

Место склада в логистической системе и выполняемые им функции (закупочные, производственные и распределительные) напрямую влияют на его техническую оснащенность.

1. Склады сырья и материалов (груз, как правило, в жидком или сыпучем со-стоянии) работают с однородным грузом, с большими партиями поставки и относительно постоянной оборачиваемости, что позволяет полностью механизировать все операции и дает возможность ставить вопрос об авто-матизированной складской обработке груза.

2. Склады продукции производственного назначения (тарных и штучных грузов). Как правило, это грузы с высокой массой относительно однород-ной номенклатуры, требующие в основном высокого уровня механизации и автоматизации складских работ. Они работают с постоянной номенкла-турой с определенной периодичностью и малым сроком хранения, что позволяет добиться автоматизированной обработки груза или высокого уровня механизации проводимых работ.


3. Склады распределительной логистики , основное назначение которых — пре-образование производственного ассортимента в торговый и бесперебойное обеспечение различных потребителей, включая розничную сеть, составляют наиболее многочисленную и внутри себя разнообразную группу. Они могут принадлежать как производителям, так и оптовой торговле.

Склады готовой продукции и распределительные склады производителей в различных реги-онах сбыта (филиальные склады) занимаются обработкой тарных и штучных грузов однородной номенклатуры с быстрой оборачиваемостью, реализуе-мых крупными партиями. Это дает возможность осуществлять автоматизи-рованную и высокомеханизированную обработку груза. Практически это единственная категория складов распределительной логистики, где можно ставить вопрос о целесообразности автоматизированной обработки груза.

4. Склады оптовой торговли товарами народного потребления в основном обеспечивают снабжение розничной сети и мелких потребителей. Такие склады в силу своего назначения концентрируют запасы с очень широкой номенклатурой товара (от нескольких сотен до нескольких тысяч наиме-нований) и неравномерной оборачиваемостью (сезонный товар) товара, реализуемого различными партиями поставки (от объема менее одного паллета до нескольких паллет одной группы товаров). Все это делает не-целесообразным внедрение автоматизированной обработки товаров на таких складах. Здесь может применяться механизированная обработка то-варов, хотя доля ручных операций весьма высока.

5. Склады розничной торговли ведут снабжение розничной торговой сети, объединенные этими складами в единую организационно-хозяйственную единицу. Как и на оптовых складах, здесь хранятся товары очень большого ассортимен-та партий. Реализация со склада осуществляется мелкими партиями частыми поставками. Такие склады, как правило, не бывают крупными, поэтому на них рациональнее всего вводить механизированную обработку груза при ручной комплектации заказа, поскольку практически всегда идет расформирование поступающей на склад грузовой единицы (поддон, контейнер).

6. Склады транспортных организаций, предназначенные для временного складирования, связанного с экспедицией материальных ценностей. Сюда относятся склады железнодорожных станций, грузовые терминалы автотранс-порта, морских и речных портов, терминалы воздушного транспорта. По характеру выполняемых операций грузопереработки они относятся к транзитно-перевалочным.

Срок хранения грузов сведен к минимуму, так как целью существования такого скла-да является эффективное и своевременное снабжение клиентов посредством пере-валки с одного вида транспортного средства на другой. Грузы поступают и отправля-ются крупными партиями, при этом поступающая грузовая единица (поддон или контейнер) на складе не расформировывается. На таких складах необходимо приме-нение высокого уровня механизации.

Группа этих складов может находиться как в рамках закупочной, так и распре-делительной логистики.

7. Контрактное складирование - это партнёрское соглашение между пользователем и провайдером складских услуг.

8. Логистические терминалы могут быть следующих основных типов:

Терминалы на магистральном транспорте, которые создаются в пунктах взаимодействия разных видов транспорта и обеспечивают передачу грузопотоков с одних видов транспорта на другие, преобразовывая параметры транспортных партий грузов;

Терминалы, обеспечивающие снабжение предприятий продукцией производственно-технического назначения (сюда же относятся региональные распределительные центры);

Терминалы в системах оптовой и розничной торговли, на которых перерабатываются промышленные и продовольственные товары народного потребления.

Грузовые терминалы на магистральном транспорте сооружаются на грузовых железнодорожных станциях, в морских и речных портах, в аэропортах.

9. Распределительные (логистические) центры или терминалы — это складские комплексы, которые получают товары от предприятий-изготовителей или от предприятий оптовой торговли (например, находящихся в других регионах страны или даже за рубежом), и распределяющие их (на основе свободной купли-продажи) более мелкими партиями по заявкам потребителей (промышленных или торговых предприятий мелкооптовой и розничной торговли) через собственную или чужую товаропроводящую сеть. Важными задачами распределительных центров является организация эффективных входящих и выходящих грузопотоков товаров на основе принципов деловой логистики. Поэтому их называют также логистическими терминалами.

Распределительный центр по своему организационно-правовому статусу может быть самостоятельным коммерческим предприятием, акционерным обществом (в том числе с участием капитала предприятий-изготовителей, которые продают свою продукцию через этот складской комплекс) или унитарным муниципальным торговым предприятием, данным с участием администрации города, где он расположен, с целью улучшения снабжения товарами населения.

Обычно распределительные центры расположены в районах потребления товаров, т. е. территории целевого рынка. Это позволяет складам установить более тесные и эффективные связи с потребителями и сократить транспортные расходы по доставке товаров потребителям, а соответственно — и розничные цены, или увеличить прибыль распределительного центра. При этом важно обоснованно установить необходимую емкость складов, запасы хранения и номенклатуру грузов, всегда доступную для приобретения потребителями.

Производственные склады делятся на:

Сырьевые;

Склады полуфабрикатов;

Склады заготовок, деталей и сборочных единиц;

Склады готовой продукции;

Склады отходов производства.

Для всех видов перечисленных складов независимо от их технической осна-щенности переработки товаров управление складскими операциями, учет движения ТМЦ и обработка информационных потоков должны быть автома-тизированы.

По техническим характеристикам и оснащению склады можно разделить на четыре класса.

Склад класса А:

Современное одноэтажное складское здание, построенное по современ-ным технологиям с использованием высококачественных материалов. Высота потолка от 10 м, позволяющая установку многоуровневого стеллажного обо-рудования. Ровный пол с антипылевым покрытием. Система пожарной сигнализации и автоматическая система пожаротушения (спринклерная или по-рошковая). Регулируемый температурный режим. Тепловые завесы на воротах. Автоматические ворота докового типа с гидравлическим пандусом,
регулируемым по высоте. Центральное кондиционирование или принуди-
тельная вентиляция.

Система охранной сигнализации и видеонаблюдения. Офисные площади
при складе. Оптико-волоконные телефонные линии. Достаточная территория
для отстоя и маневрирования большегрузных автопоездов. Расположение на
основных магистралях, обеспечивающих хороший подъезд.

Склад класса А-:

По функциональности приближается к складам класса А, но уступает им
по качеству используемого оборудования, по менее выгодному расположе-нию, или же помещения такого уровня не предоставляют полный спектр ус-луг или не полностью соответствуют всем требованиям помещений класса А.

Склад класса В:

Капитальное здание одно- или многоэтажное (реконструированные бывшие
производственные помещения, с необходимыми коммуникациями и оборудова-нием). Высота потолков от 4,5 до 8 м. Пол — асфальт или бетон без покрытия.
Пожарная сигнализация и гидрантная система пожаротушения.

Пандус для разгрузки автотранспорта. Офисные помещения при складе. Телефонные линии. Охрана по периметру территории.

Склад класса С:

Капитальное производственное помещение или утепленные ангары. Вы-сота потолков от 3,5 до 18 м. Пол — асфальт или бетонные плиты. Ворота на нулевой отметке, автомашина заходит внутрь помещения.

Склад класса D:

Подвальные помещения или объекты гражданской обороны, не отаплива-емые производственные помещения или ангары.

Вид складирования предполагает выбор технологичес­кого оборудования для складирование груза и форму раз­мещения его в пространстве складского помещения. На выбор оказывают влияние: складская площадь, высота склада, используемый товароноситель, объемы партий по­ставки, особенности комиссионирования груза, свободный доступ к товару, условия хранения товара, широта ассор­тимента товара, простота обслуживания и капитальные затраты.

Размещение технологического оборудования должно обеспечивать максимальное использование площади и высоты склада.

Выделяются следующие основные виды складирова­ния:

    в штабеле блоками;

    на полочных стеллажах до 6 м;

    на полочных высотных стеллажах;

    на проходных (въездных) стеллажах;

    на передвижных стеллажах;

    на элеваторных стеллажах и т. д.

Существует достаточно большое количество различ­ных классификаций складов, формирующихся в зависи­мости от целей и задач, которые ставятся перед логисти­ческой системой. Рассмотрим классификацию складов , характеризующую логистическую деятельность в процессе складирования с различных точек зрения:

1. По отношению к основным логистическим опера­циям:

> в снабжении; склады сырья и материалов (груз, как правило, в сыпучем или жидком состоянии), работающие с однородным грузом, с большими партиями поставок; уклады продукции производственного назначения (тарных и штучных грузов), как правило, это грузы значительной массы, требующие высокого уровня механизации и авто­матизации складских работ. Фирмы иногда вынуждены создавать свои склады в системе снабжения (закупок) для уменьшения транспортных, издержек, потребностей ком­плектования материальных ресурсов;

> в производстве, различают склады как по организа­ционнойструктуре (заводские, цеховые, рабочих участ­ков и т. п.), так и по видам продукции (склады матери­альных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции), функциональному назначению и другим при­знакам. Цель создания внутрипроизводственных складов состоит в том, чтобы компенсировать неравномерности производственных циклов и ритма производства на раз­личных участках и в цехах предприятия. Особенностями этих складов являются сравнительно небольшие сроки и запасы хранения продукции, возможность прибытия и от­правления продукции небольшими интервалами по вре­мени и даже непрерывным потоком (например, на конвейере);

> склады в распределении , основное назначение которых - преобразование производственного ассортимента в торговый и бесперебойное обеспечение различных потре­бителей, включая розничную сеть, составляют наиболее многочисленную и разнообразную группу. Они могут при­надлежать как производителям, так и оптовой торговле.

Склады готовой продукции и распределительные скла­ды производителей в различных регионах сбыта (фили­альные склады) занимаются обработкой тарных и штуч­ных грузов однородной номенклатуры с быстрой оборачи­ваемостью, реализуемых крупными партиями, что дает возможность осуществлять автоматизированную и высо­комеханизированную обработку груза. Практически это единственная категория складов распределительной ло­гистики, в отношении которых можно ставить вопрос о целесообразности автоматизированной обработки груза.

Склады оптовой торговли товарами народного потреб­ления в основном обеспечивают снабжение розничной сети и мелких потребителей. Такие склады в силу своего на­значения концентрируют товары очень широко и номен­клатуры и неравномерной оборачиваемости (иногда сезон­ные), реализуемые различными партиями поставки (от объема менее одного поддона до нескольких единиц под­донов одной группы товаров). Все это делает нецелесооб­разным внедрение автоматизированной обработки грузов на таких складах, здесь необходимо осуществлять механизированную обработку грузов, возможно даже с ручной комплектацией.

В дистрибьюции склады различают по мощности и обслуживаемой территории (региональные распределительные центры и базы, консигнационные склады, террито­риальные склады и базы в т. д.), по функциональному назначению и по другим признакам, указанным на схеме классификации.

2. По виду продукции можно выделить склады:

    материальных ресурсов;

    незавершенного производства;

    готовой продукции;

    запасных частей;

    возвратных отходов и т.п.

3. По степени специализации:

    универсальные; главными конструктивными элемен­тами универсального склада являются фундамент, сте­ны, колонны, рампы, междуэтажные перекрытия, верхнее покрытие, свесы кровли и козырьки, перего­родки, световые фонари, окна и двери;

    специализированные (химической продукции, бумаги, горюче-смазочных материалов и др.);

4. По виду собственности различают:

    склады частные (корпоративные);

    государственных и муниципальных предприятий;

    общественных организаций - склад признается складом общественного пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой коммерческой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана принимать товары на хранение от любого то­варовладельца (ст. 908 ГК РФ);

    некоммерческих организаций;

6. По отношению к логистическим посредникам:

    собственные склады фирмы;

    товарный склад - организация, осуществляющая в ка­честве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги;

    склады логистических посредников (в системах снабжения и дистрибьюции: торговых, транспортных, экспедиторских, грузоперерабатывающих и т. д.)

7. По функциональному назначению различают:

    склады буферных запасов, предназначенные для обеспечения производственного процесса (склады матери­альных ресурсов, полуфабрикатов, незавершенного про­изводства, производственных запасов, готовой продук­ции, страховых, сезонных и других видов запасов);

    склады перевалки грузов (терминалы) в транспортных узлах, при выполнении смешанных, комбинирован­ных, интермодальных и других видов перевозок;

    склады комиссионирования, предназначенные для фор­мирования заказов в соответствии со специфически­ми требованиями клиентов;

    склады сохранения, обеспечивающие сохранность и защиту складируемых изделий;

    специальные склады (например, таможенные склады, склады временного хранения, тары, возвратных отхо­дов и т. п.).

8. По типу здания, конструкции;

    закрытые - размещаются в отдельных помещениях;

    полузакрытые - имеют крышу и одну, две или три стены;

    открытые - склады, представляющие собой площад­ку без стен и крыши, устроенную на возвышенном месте и огражденную со всех сторон. Площадка долж­на иметь твердое покрытие и уклон к водостокам. От­крытые склады предназначены для наружного хране­ния некоторых строительных материалов (песок, ще­бень и т. п.), навалочных грузов (руда, уголь и т. п,), кратковременного хранения лесоматериалов; в них может также храниться промышленная продукция, не требующая защиты от атмосферных осадков;

    специальные (например, бункерные сооружения, ре­зервуары).

9. По степени огнестойкости:

    несгораемые;

    трудно-сгораемые;

    сгораемые.

10. По степени, механизации складских операций:

немеханизированные; механизированные; комплексно-механизированные; автоматизированные; автоматические.

11. По высоте укладки, грузов:

в одних складах хранится груз не более человеческого роста, в других необхо­димы специальные устройства, способные поднять и точ­но уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.

ВИДЫ СКЛАДСКИХ ПОМЕЩЕНИЙ

Складские помещения являются на сегодняшний день одним из наиболее важных элементов любой предпринимательской или производственной деятельности. Различаются по самым разнообразным критериям:

· по функциональному назначению.

Существуют распределительные, производственные склады либо склады специального назначения;

· по специализации. Склады бывают универсальными и специализированными под какой-либо определенный вид хранения;

· по режиму хранения. Различают склады с фиксированным температурным и влажностным режимом, склады-холодильники, холодные и утепленные склады, отапливаемые и неотапливаемые;

· по конструктивному решению складских зданий. Это могут быть капитальные ж/б здания и легкие склады-ангары, закрытые и открытые складские площадки и площадки под навесом и т. д.;

· по основным потребительским качествам складских помещений, например, виду и качеству инженерных коммуникаций, напольному покрытию, расположению склада, наличию подъездных путей и др.

Цивилизованное развитие рынка в том или ином его сегменте, в частности, на рынке складской недвижимости, предполагает наличие единой классификации как эксплуатируемых, так и строящихся объектов в соответствии с современными требованиями, учитывающими динамику его развития. В России, как и во всем мире, принято условно классифицировать склады и складские комплексы в зависимости от соответствия помещений определенному набору требований, иначе говоря, от их назначения, технических и функциональных характеристик и т. д.

Классификация необходима для оценки того или иного складского помещения по его потребительским качествам и включает в себя особенности конструкции, вид складирования, размеры, степень механизации и многие другие параметры. Так, например, различают складские комплексы классов А+, А- и В+, а также просто склады классов В, С, С- и D (по классификации, предложенной агентством Swiss Realty Group в 2004 году).

Складские помещения класса «А+» представляют собой самую современную модель такого рода помещений, созданную с учетом новейших технологий и достижений в этой области, обладающую необходимым набором технических средств и систем, таких как системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения (сплинкерные и порошковые), системы вентиляции, кондиционирования и отопления, аварийные системы электропитания, системы видеонаблюдения, охранная сигнализация и т. д.

Наличие высоких потолков позволяет установить любое стеллажное (конвейерное и др.) оборудование. Показателем принадлежности к высшей категории является также благоустроенная, озелененная территория, современный дизайн самого здания, предполагающий отделку современными фасадными системами, остекление, витражи и т. д.

Наличие удобных подъездных путей, разворотных площадок, дорожных указателей и прочих атрибутов развитой транспортной инфраструктуры, возможность адаптации под любые виды грузов, самое современное оборудование и многое другое являются гарантией обеспечения высокой скорости грузооборота и сохранности грузов.

Класс «А-», отличается от высшего лишь возрастом зданий (20-30 лет) и их менее престижным расположением.

Складские помещения класса «В наиболее распространены. Это здания, как правило, 90-х годов постройки, подвергнутые реконструкции. Обычно это капитальное одно- или многоэтажное строение на основе железобетонных конструкций. Обладают техническим оснащением, ненамного уступающим помещениям классов «А» и «А-». Такие здания требуют незначительных финансовых вложений, например, может понадобиться замена напольного покрытия либо установка более продвинутых охранных систем и др. Так, в таких помещениях может быть недостаточное по нормам количество ворот, менее удобные подъездные пути и т. д.

Складское помещение класса «В» - это, в большинстве случаев, капитальное здание, построенное в 70-80 годах прошлого века, либо изначально предназначенное для хранения, либо ставшее таковым в результате реконструкции. Поскольку возраст таких строений более 15 лет, их реконструкция сопряжена с дополнительным вложением средств (замена и ремонт полов, установка охранных систем, восстановление и ремонт систем отопления и пожаротушения и т. д.), и хотя инфраструктура, в основном, соответствует нормативам для складских помещений, прогрессивных современных систем здесь не встретишь. Значительная часть оборудования таких складов не автоматизирована, температура воздуха обычно поддерживается на заданном уровне, а не регулируется, как в. складах класса «А». Однако допускается наличие в здании офисных помещений, так же как в складских помещениях более высокого класса.

Складское помещение класса «С» - это капитальное строение, представляющее собой обычное производственное помещение (таксомоторный парк, автобаза и др.), или отапливаемый ангар, не рассчитанные на использование в качестве складов. В данном случае соответствуют необходимым техническим требованиям лишь такие параметры, как температура воздуха в помещении, обеспечиваемая наличием центральной системы отопления и не превышающая 15 градусов С, а также его площадь. Ни подъемного оборудования, ни систем кондиционирования, ни вентиляции и многого другого здесь, как правило, нет. Такие помещения нуждаются в существенных строительных и технических изменениях (установка рамп, пандусов, замена остекления капитальными стенами, а также в некоторых случаях демонтаж устаревшего оборудования и многое другое).

К шестому классу «С-» относят здания 30-60 годов постройки. К ним относятся, например, бывшие помещения продуктовых оптовых баз и овощехранилищ. Как правило, это ветхие, изношенные строения, в большинстве случаев полностью не соответствующие действующим нормам пожарной безопасности. Понятно, что и о соответствии современным техническим, экологическим и эксплуатационным требованиям здесь говорить не приходится. В строительном плане такие здания нуждаются в капитальном ремонте и модернизации, например, может потребоваться установка пандусов, дополнительных ворот, пожарной сигнализации, подведение системы отопления, отделочные работы и т. д. Невыгодное по отношению к основным транспортным магистралям расположение (зачастую это промышленные зоны в черте города), недостаточные по площади и возможностям маневрирования прилегающие территории не добавляют популярности таким складам.

Складское помещение класса «D» - это обычно неотапливаемый ангар, гараж, бомбоубежище или подвальное помещение, в которых не предусмотрено никаких, отвечающих нормам содержания складских помещений, технических систем. С экономической точки зрения такое здание восстановлению не подлежит, поскольку для этого потребуется слишком много финансовых и трудозатрат.

Помимо технического оснащения складские помещения разных классов разнятся и местоположением. Помещения классов «А» и »В» расположены, в основном, вблизи центральных автомагистралей и оборудованы отличной подъездной и парковочной зоной.

Складские помещения классов «С» и «D», как правило, размещены в производственной зоне, либо за городской чертой. Принимая решение о хранении продукции в таких складах, вероятно, стоит тщательно взвесить все за и против такого решения, ведь поскольку такие помещения изначально не отвечают требованиям и нормативам, предъявляемым к хранению той или иной продукции, то получение вместо предполагаемой прибыли убытков может стать вполне реальной перспективой.

Целесообразность существования и соответствие данной классификации реалиям рынка складской недвижимости были подвергнуты сомнению ведущими девелоперскими и логистическими компаниями и, в первую очередь, главным конкурентом компании Swiss Realty Group (Moscow) компанией Knight Frank, контролирующей около 90% рынка. Основной претензией к предложенной Swiss Realty Group классификации была ее недоработанность, выраженная в отсутствии конкретных числовых показателей, в частности, по допустимой нагрузке на квадратный метр пола складского помещения, высоте потолков, шагу колонн и т. д. Причем те показатели, которые нашли отражение в классификации, во многом не соответствовали международным нормам и стандартам. Предложенная международной консалтинговой компанией Knight Frank обновленная концепция классификации складских помещений в России, разработана с учетом как отечественного, так и международного опыта строительства и эксплуатации таких помещений.


В новой классификации уточнена привязка объектов складской недвижимости к годам их постройки. Например, если по версии Swiss Realty Group склады высшей категории (класс А+) - это помещения, изначально рассчитанные на использование в качестве хранилищ и построенные позднее 1994 года, то согласно классификации Knight Frank к высшему классу относят только новые объекты. Обязательным требованием к складским помещениям класса А+ является обеспечение высокой скорости грузооборота, приспособленность для хранения любых видов грузов, близость к основным транспортным линиям. Что касается конкретных числовых значений различных конструктивных и технических параметров, то для зданий класса А+ предполагается наличие потолков высотой не менее 13 м, что делает возможным монтаж многоуровневого (6 - 7 ярусов) стеллажного оборудования. Бетонные выровненные полы в складских помещениях высшей категории должны быть рассчитаны на высокую нагрузку (не менее 5-7 тонн/м2) и обладать антипылевым покрытием, стойким к истиранию и химической агрессии. Пол должен быть приподнят на высоту 1,2 м.

Еще одним обязательным атрибутом складов класса А+ является наличие достаточного количества въездных автоматических ворот докового типа с гидравлическими пандусами, регулируемыми по высоте. На 500 м2 полезной площади складского помещения должно приходиться не менее одной погрузочно-разгрузочной площадки регулируемой высоты.

Оборудование терминалов логистических компаний (логистические компании - это компании, предоставляющие полный спектр услуг, связанных с грузоперевозками, в том числе и складское хранение) включает в себя докшелтеры, иначе говоря, герметизаторы погрузочно-разгрузочных портов, служащие защитой груза от воздействий внешней среды в процессе погрузочно-разгрузочных работ, а также используемые в целях энергосбережения.

Складские помещения класса А+ предполагают наличие всего комплекса инженерных коммуникаций: автономных систем электро- и теплоснабжения, водоснабжения и канализации, тепловых завес на воротах, системы приточно-вытяжной вентиляции, а в некоторых случаях и системы центрального кондиционирования. Также является обязательным обеспечение высокой степени пожарозащиты, достигаемой за счет наличия пожарных резервуаров и устройства автоматической системы пожаротушения и сигнализации.

Дополнительными требованиями, повышающими сохранность продукции, является наличие современных систем видеонаблюдения и охранной структуры, обеспечивающих круглосуточный мониторинг подведомственной территории, ночное освещение периметра комплекса и прилегающей территории, обеспечение строгого контроля доступа сотрудников на территорию складского комплекса.

Степень комфорта таких складов также соответствует самому высокому уровню: современные линии связи, включающие в себя телефонные и оптоволоконные линии, офисные помещения, вспомогательные помещения для персонала, такие как комнаты отдыха и раздевалки, душевые и подсобки, также являются одной из необходимых составляющих внутреннего оснащения складских помещений класса «А+».

Значимыми требованиями к прилегающей к зданию комплекса территории являются ее размеры, наличие площадок для стоянки, удобство для подъезда и маневрирования большегрузных автомобилей. Не лишним является и наличие на территории парковки для легковых автомобилей.

Важной особенностью данных складских комплексов является их наиболее выигрышное в сравнении со складами низших категорий местоположение вблизи развитой сети автодорог, а также железной дороги, предполагающее устройство собственной железнодорожной ветки и железнодорожных дебаркадеров. Расположение предполагает размещение на расстоянии до 40 км от городской черты при условии прямого доступа с автомагистрали.

Согласно классификации, разработанной международной консалтинговой компанией Knight Frank, складские помещения класса «А+» - это современные одноэтажные здания, построенные на основе сэндвич-панелей, либо из легких металлоконструкций, как правило, прямоугольной формы без колонн либо с шагом колонн не менее 12 м, с расстоянием между пролетами не менее 24 м. Площадь застройки комплекса составляет 40-45%. Прилегающая территория, занимающая оставшуюся площадь, включает в себя внутренние дороги, парковки, зоны разворота, озеленение и хозяйственные строения.

Температурный режим в складских помещениях класса «А+» является регулируемым. Электро- и теплоснабжение осуществляются с помощью автономной электростанции и теплового узла. Обязательным для помещений данного класса является наличие автоматизированной системы контроля доступа и учета продукции.


Профессиональная система управления и наличие опытного девелопера также являются обязательным условием принадлежности складского помещения к классу «А+».

Складские помещения класса «А» мало чем отличаются по своим строительным и техническим характеристикам от своих аналогов более высокого класса.

Шаг колонн в одноэтажных складских зданиях должен составлять не менее 9 метров в отличие от аналогичного параметра в 12 м у складов класса «А+». Площадь застройки 45 - 55 %. Высота потолков не должна быть менее 10 метров. Количество автоматических ворот докового типа с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты должно быть не менее 1 на 700 м 2 .

Наличие железнодорожной ветки необязательно. К желательным критериям относят также такие критерии, как наличие опытного девелопера и системы учета и контроля доступа сотрудников, также необязательным является и наличие собственной электроподстанции и теплового узла.

Складские помещения класса В+ согласно классификации Knight Frank представляют собой одноэтажные складские здания, предпочтительно прямоугольной формы, как новые, так и подвергшиеся реконструкции с высотой потолков не менее 8 метров. Площадь застройки аналогична складским помещениям класса «А» и составляет 45-55%. Количество автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers) - не менее 1 на каждую 1000 м 2 .

Наличие пандуса для разгрузки автотранспорта является обязательным. Также необходимо наличие, наряду с телефонной связью, оптоволоконных телекоммуникаций. Облагороженная, освещаемая в ночное время территория, также является одним из требований принадлежности складских помещений к данному классу. Наличие ж/д ветки является желательным, но не обязательным критерием. В остальном строительные и технические характеристики помещений данного класса соответствуют аналогичным параметрам складов класса «А». Такие критерии, как профессиональная система управления, наличие опытного девелопера, система учета и контроля доступа сотрудников, ж/д ветка и автономная электроподстанция и тепловой узел являются необязательными.

Что касается помещений «В» класса, то здесь различия более явственны. Во-первых, складские помещения данного класса могут быть двухэтажными, что требует наличия лифтов/подъемников грузоподъемностью не менее 3 тонн. На 2000 м 2 площади складского помещения должно приходиться не менее 1 такого подъемного механизма. Высота потолков - от 6 метров и выше. Различия коснулись и полов в таких помещениях: это может быть как асфальтовое покрытие, так и просто бетон без покрытия. Система отопления присутствует, однако температурный режим не является регулируемым. Обязательно наличие пожарной сигнализации и системы пожаротушения, автоматической или неавтоматической.

К обязательным критериям относится также наличие системы отопления, пандуса для разгрузки автотранспорта, площадки для стоянки и маневрирования большегрузного автотранспорта, охрана по периметру территории, наличие системы видеонаблюдения и системы охранной сигнализации, телекоммуникации, подсобные и прочие вспомогательные помещения. Необязательным, но желательным является наличие системы приточно-вытяжной вентиляции, системы учета и контроля доступа сотрудников, наличие автономной электроподстанции и теплового узла, офисных помещений при складе, а также наличие железнодорожной ветки.

Классы «С» и «D» относятся к классам низшей категории. Складские помещения класса «С» - это капитальные строения, переоборудованные под складское хранение различных грузов и товаров, зачастую это бывшие производственные цеха с прилегающими вспомогательными площадками, а также утепленные ангары, огромное количество которых можно увидеть на незастроенных пустырях и прочих свободных территориях.

К обязательным критериям принадлежности складского помещения к классу «С» относятся также требования к высоте потолка (не менее 4 метров), напольное асфальтовое покрытие либо бетонная плитка, а также просто бетон без покрытия.

НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ КРИТЕРИИ ЯВЛЯЮТСЯ ЖЕЛАТЕЛЬНЫМИ:

· наличие грузовых лифтов-подъемников (в случае многоэтажности строения);

· ворота на нулевой отметке (нулевая отметка или чистый пол - это отметка пола в створе ворот с учетом его финишной отделки);

· наличие офисных помещений;

· наличие пандуса для разгрузки автотранспорта;

· наличие телекоммуникаций;

· наличие подсобных помещений;

· наличие ж/д ветки.

Складские помещения класса «D» - это неотапливаемые производственные помещения или ангары, а также подвальные помещения или объекты гражданской обороны.

Все остальные критерии принадлежности складского помещения к классу «D» являются желаемыми, но необязательными:

· наличие системы пожаротушения и пожарной сигнализации;

· наличие площадок для стоянки и маневрирования большегрузного автотранспорта;

· наличие систем вентиляции и отопления;

· наличие офисных помещений;

· наличие телекоммуникаций;

· охрана по периметру территории;

· наличие ж/д ветки.

Большое разнообразие складов, связанное с особенностями технологического, технического и организационного характера торговых предприятий, вызывает необходимость их классификации.

В зависимости от характера выполняемых функций склады подразделяются на подсортировочно-распределительные, транзитно-перевалочные, сезонного долгосрочного хранения, накопительные.

Подсортировочно-распределителъные склады принимают из мест производства или оптовых баз крупными партиями товары сложного ассортимента. Поскольку товары хранятся на этих складах непродолжительное время, то к их основным функциям следует отнести приемку товаров по количеству и качеству, подсортировку и подготовку их к отпуску и отправку в розничную торговую сеть. Сюда относят склады оптовых баз, которые расположены в районах потребления, а также склады розничных торговых организаций. Здесь формируют товарные потоки в удобном для розничных предприятий ассортименте и направляют их в торговую сеть.

Транзитно-перевалочные склады размещаются на железнодорожных станциях, водных пристанях. Они служат для принятия грузов на партионное хранение в связи с необходимостью перегрузки их с одного вида транспорта на другой. Эти склады осуществляют приемку грузов, краткосрочное хранение и отправку их целыми тарными местами.

К складам сезонного долгосрочного хранения относят хранилища для картофеля и овощей, а также другие склады, на которых осуществляются обработка и хранение товаров сезонного хранения.

Накопительные склады осуществляют приемку мелких партий товаров от промышленных предприятий и в виде крупно-партионных отправок направляют их в районы потребления.

Одним из важных классификационных признаков является ассортимент товаров, который оказывает влияние на характер выполняемых складами функций, на построение технологического складского процесса.

По ассортиментному признаку склады делят на универсальные и специализированные.

Универсальные склады предназначены для концентрации широкого ассортимента непродовольственных и продовольственных товаров с выделением для этих целей специальных кладовых и секций. Такие склады составляют основную часть складской сети потребительской кооперации.

Специализированные склады служат для хранения товаров одной или нескольких родственных товарных групп.

Широкое разнообразие физико-химических свойств товаров требует дифференцированного подхода к условиям их хранения и вызывает необходимость наличия соответствующей складской сети.

По техническому устройству склады подразделяются на общетоварные и специальные.

Общетоварные склады являются основным видом складов в торговле и предназначены для хранения непродовольственных и продовольственных товаров, не нуждающихся в создании особого режима.

К специальным складам относятся овощехранилища, холодильники и т. д.

В зависимости от этажности и высоты складских помещений различают одноэтажные (высотой 6, 12, 16, 32 м) и многоэтажные склады. С точки зрения наиболее рациональной организации технологического процесса предпочтение отдается одноэтажным складам.

В зависимости от устройства склады подразделяют на открытые, полузакрытые и закрытые.

Открытые склады устраиваются в виде грунтовых площадок или площадок с твердым покрытием. Эти склады предназначены для хранения строительных материалов, топлива, товаров в контейнерах и др.

Полузакрытые представляют собой навесы для хранения строительных материалов и других изделий, требующих защиты от атмосферных осадков.

Закрытые склады - это одно — или многоэтажные здания, которые могут быть отапливаемые и не отапливаемые (утепленные и не утепленные). Отапливаемые склады имеют отопительное оборудование и устройство для вентиляции воздуха. Они предназначены для хранения товаров, требующих поддержания температуры и относительной влажности воздуха в определенных пределах. В не отапливаемых складах хранятся товары, которые не теряют своих свойств при температуре ниже 0°С.

По мере развития рынка наибольшую известность получила классификация складов, основанная на технических параметрах площадей, развитости инфраструктуры, включая инженерные коммуникации. Сейчас принято различать складские помещения по классам «А», «В», «С», «D».

Складские помещения класса «А»

Современные помещения, строившиеся с учетом будущей складской деятельности. Расположение, отделка и оборудование таких складов призваны отвечать следующим принципам современной складской логистики: близость основных транспортных артерий, возможность адаптации под любые виды грузов, высокая скорость грузооборота и гарантии сохранности грузов.

1. Современные одноэтажные здания из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 12 м и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров. Редкая сетка колонн позволяет варьировать размещение рядов стеллажей и оптимизировать движение механизмов и складских работников.

2. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 т/м 2 , на уровне 1,20 м от земли. Высокая проектная нагрузка на поверхность пола позволяет использовать тяжелую погрузочную технику (высотные штабеллеры) и, как следствие, максимально использовать высоту стеллажей.

3. Высокие потолки не менее 13 м, позволяющие установку многоуровнего стеллажного оборудования (6-7 ярусов).

4. Регулируемый температурный режим.

5. Наличие площадок для отстоя большегрузных автомобилей и парковки легковых автомобилей.

6. Наличие офисных помещений при складе.

7. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).

8. Оптико-волоконные телекоммуникации.

9. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.

10. Расположение вблизи центральных магистралей

11. Профессиональная система управления.

12. Автономная электроподстанция и тепловой узел.

13. Железнодорожная ветка.

Складские помещения класса «В»

Складские помещения доперестроечного периода (год постройки 1970-1980). Построены в соответствии с канонами логистики, свойственными плановой экономике, такие помещения часто требуют небольших вложений и изменений для оптимизации складской деятельности.

1. Одноэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.

2. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 т/м 2 , на уровне 1,20 м от земли.

3. Высота потолков от 8 м.

4. Наличие системы пожарной безопасности и автоматической системы пожаротушения.

5. Регулируемый температурный режим.

6. В случае двухэтажного строения наличие достаточного количества грузовых лифтов (подъемников) грузоподъемностью не менее 3 т.

7. Охрана по периметру территории.

10. Наличие вспомогательных помещений на складе.

11. Пандус для разгрузки автотранспорта.

12. Железнодорожная ветка.

13. Система вентиляции.

Складские помещения класса «С»

Большие производственные помещения, таксомоторные парки и автобазы, изначально не приспособленные пол складскую обработку (год постройки 1930-1980). Требуются значительные строительные и технические изменения: врезание дополнительных ворот, создание рамп/пандусов, замена остекления/витражей капитальными стенами, модернизация напольного покрытия и систем отопления и пожаротушения. В большинстве случаев необходим демонтаж установленного оборудования.

1. Капитальное производственное помещение или утепленный ангар.

2. Высота потолков от 4 м.

3. Пол - асфальт или бетонная плитка, бетон без покрытия.

4. В случае многоэтажного строения наличие грузовых лифтов.

5. Офисные помещения на складе.

7. Телекоммуникации.

8. Ворота на нулевой отметке.

9. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.

10. Железнодорожная ветка.

11. Пожарная сигнализация или система пожаротушения.

12. Система вентиляции.

13. Система отопления.

14. Наличие вспомогательных помещений на складе.

Складские помещения класса «D»

Неприспособленные под склады гаражи, подвалы, бомбоубежища, холодные ангары, сельскохозяйственные постройки. Такие помещения нецелесообразно модернизировать и реконструировать. С финансовой точки зрения для повышения класса склада часто выгоднее снести такой объект и построить новое здание. Пригодны лишь для хранения низкооборачиваемых товаров, нетребовательных к условиям хранения: сырья для промышленного производства, горюче-смазочных материалов, резиновых, пластиковых, металлических изделий и т. д.

1. Подвальные помещения или объекты ГО, не отапливаемые производственные помещения или ангары.

2. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.

3. Пожарная сигнализация или система пожаротушения.

4. Система вентиляции.

5. Система отопления.

6. Охрана по периметру территории.

7. Телекоммуникации.

8. Офисные помещения на складе.