Башлачев годы жизни. Башлачев александр николаевич, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл

Биография
Александр Николаевич Башлачёв родился 27 мая 1960 года в г. Череповеце Вологодской области, в простой семье. Отец его, Башлачев Николай Алексеевич (1936 г.р.), работал на Череповецком металлургическом заводе в теплосиловом цеху, начальником участка. Мать, Башлачева Нелли Николаевна - в школе рабочей молодёжи №4, преподавателем химии.
В период с 1967 по 1977 Александр учился в средней школе города Череповца. В 1977 году пошёл работать на Череповецкий металлургический комбинат, художником. Но уже в 1978 году уволился и поступил в Уральский государственный университет в Свердловске, на факультет журналистики. Во время отдыха часто ездил домой в Череповец, где помогал местной группе Рок-Сентябрь и писал для них тексты.
В 1983 году появляются первые известные песни. "Грибоедовский вальс" - одна из первых его сочинений, спетых им самим. В этом же году Башлачёв закончил учёбу в университете и вернулся на родину, в Череповец. Поработав в местной молодёжной газете "Коммунист", он написал немало проблемных статей о рок-н-ролле.
В мае 1984 года Башлачёв посетил питерский рок-фестиваль, где, по слухам, купил себе гитару. В этом же году в сентябре на квартире у своего друга Леонида Парфёнова познакомился с опальным в ту пору музыкальным критиком и журналистом Артемием Троицким, где чуть позже показал ему свои песни. Троцкого очень заинтересовало творчество Башлачёва и он пригласил его сначало в Москву, а потом в Питер на квартирники. В Петербурге Александру Башлачёву понравилось и он решил здесь остаться. "В Москве можно жить, а в Лениниграде стоит жить!" - говорил поэт. После этого Башлачёв играет множество квартирников по всей стране и особенно в Питере, но не появляясь на публике.
В марте 1985 года в зале медицинского училища состоялось первое публичное выступление, где он вместе с Юрием Шевчуком спел несколько песен на неофициальном концерте, которые в 1995 году будут изданы фирмой "Manchester Files" на совместном альбоме под названием "Кочегарка". В 1985 году на студии Алексея Вишни в Ленинграде записал альбом "Третья столица". В 1886 он переезжает в Ленинград, где вступает в местный рок-клуби устроился работать в знаменитой котельной "Камчатка".
Январь 1986 года необычайно активный концертный месяц, в течении которого были произведены две записи, впоследствии рассматриваемые издателями как студийные - запись на домашней студии А.Агеева и запись концерта в Театре на Таганке.
В апреле 1986 года на домашней студии А.Липницкого на Николиной горе был записан альбом "Вечный Пост". Оригинал, которого Башлачёв затёр в октябре того же года. В мае, в Череповце была написана последняя из сохранившихся песен - "Вишня"
В начале 1987 года Башлачёв дал несколько квартирных концертов. В период с марта по май Александр снимается в документальном фильме А.Учителя - "Рок". Но неожиданно для всех в процессе съёмок отказывается от своей роли и из фильма вырезаются все кадры с участием Башлачёва.
С 3 по 7 июня в Питере проходил пятый рок-фестиваль, на котором учавствовал Александр Башлачёв и где получил приз "Надежда". Некоторые кадры, снятые во время выступления Башлачёва вошли в уже упомянутый фильм "Рок". После этого Башлачев появился на фестивале в подмосковной Черноголовке, принял участие в работе над фильмом Петра Солдатенкова "Барды проходных дворов" (или "Барды покидают дворы", в прокате назывался "Игра с неизвестным"), однако по неясным причинам в последний момент отказался сниматься. В августе поэт написал последнюю свою песню, которая, к сожалению, не сохранилась. К сожалению, предпринятая тогда же попытка профессионально записать Башлачева для пластинки на ленинградском отделении «Мелодии» так и не удалась.
В последний год своей жизни он явно испытывал внутренний кризис, причины которого остались не до конца ясны. Возможно, это была неадекватность восприятия. Он совершал неоднократные попытки самоубийства (одну из них - накануне пятого рок-фестиваля).
В начале 1988 в настроении Башлачева, казалось, наступил просвет: он дал несколько концертов в Москве и запланировал свои новые выступления. Последним был концерт на квартире Марины Тимашевой, 29 января. Но, к сожалению, 17 февраля 1988 года Александр Николаевич Башлачёв, по возращению в Петербург, покончил с собой, выбросившись с девятого этажа квартиры на проспекте Кузнецова, где он тогда жил. Очевидно, что решение это было принято не под влиянием момента, а стало результатом мучительного выбора. Похоронен под Питером на Ковалевском кладбище
За короткий промежуток времени Башлачев создал более шестидесяти песен, принадлежащих к его «золотому запасу». Хотя на формирование его стиля и поэтического языка, без сомнений, повлияла песенная поэзия Высоцкого и Галича, песни Гребенщикова и Науменко, поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия, Башлачев создал свой собственный художественный мир.
В 1991 петербургское издательство «Новый Геликон» выпустило единственное на сегодня собрание песен и стихов Башлачева «Посошок». Начиная с 1989 вышло более двух десятков пластинок, кассет и компакт-дисков с записями Башлачева.
Он стал одним из наиболее значительных явлений в отечественной рок-музыке. В его многослойных, полных неожиданных ассоциаций, парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и сложных размеров стихах-песнях причудливо переплелись архаика и современность, былинные сюжеты и реалии рок-бытия, высокая трагедия и откровенное скоморошество

27 мая 1960 года Александр родился в городе Череповец. Отец: Башлачев Николай Алексеевич. 1936 г.р. ЧМЗ. теплосиловой цех, начальник участка. Мать: Башлачева Нелли Николаевна. ШРМ №4, преподаватель химии. В период с 1967 по 1977 учился в городе Череповце,в средней школе. С 1977 работал на Череповецком металлургическом комбинате художником.

В 1978 уволился и поступил в Уральский государственный университет (г. Свердловск), на факультет журналистики. В это время часто ездит в Череповец, где пишет тексты для Череповецкой группы «Рок-Сентябрь».

В 1983 году появляется первая известная нам песня - «Грибоедовский вальс». Чуть позднее, в этом же году, появляются несколько других известных произведений. Окончив университет, вернулся в Череповец, где год проработал в газете «Коммунист». Там он писал статьи про завод, а позже про кафе - Буратино.

В мае 1984 года посетил питерский рок-фестиваль, там купил себе гитару. В сентябре того же года на квартире у своего друга Леонида Парфёнова показал свои песни А. Троицкому, с которым незадолго до этого и познакомился. С подачи Троицкого Саша уехал из Череповца в Москву с серией квартирников. Потом в Ленинград, где и остался. Как говорил Саша: «В Москве можно жить, а в Ленинграде стоит жить!»

Он играет бесчисленные квартирные концерты в Москве, Питере, Новосибирске и прочих городах отечества, не участвуя в мероприятиях типа «рок-фестивали».

В 1985 году на студии Алексея Вишни в Ленинграде записал альбом «Третья столица». Январь 1986 года необычайно активный концертный месяц, в течении которого были произведены две записи, впоследствии рассматриваемые издателями как студийные - запись на домашней студии А. Агеева и запись концерта в Театре на Таганке.

Апрель1986 г. - запись на домашней студии А. Липницкого на Николиной горе альбома «Вечный Пост». Оригинал был затерт Башлачевым в октябре того же года. В мае в Череповце написана последняя (из сохранившихся) песня - «Вишня».

1987 г. - редкие квартирные концерты. Весна - съемки в документальном фильме А. Учителя- «Рок». В процессе съемок от участия в них отказался. Из фильма убраны все кадры с участием Башлачёва.

Основное событие этого года с 3 по 7 июня выступление на V Питерском рок-фестивале, где получил приз «Надежда». Август - написана последняя песня. Не сохранилась. С этого дня новых песен не писал, пребывал в постоянной депрессии, совершал неоднократные попытки самоубийства (одну из них - накануне V фестиваля). Сентябрь - съемки в фильме «Барды покидают дворы», от участия в которых в процессе работы отказался.

В 1988 году несколько концертов в Москве. 29 января на квартире Марины Тимашевой был последний концерт Башлачева.

17 февраля 1988 года покончил с собой, выбросившись с девятого этажа.
Похоронен под Питером на Ковалевском кладбище: 3 квартал, 3 участок.

Сайты, посвященные Александру Башлачёву:
http://www.bashlachev.org/
http://bashlachev.spb.ru/

Сегодня мы расскажем, кто такой Александр Башлачев. Биография его будет рассмотрена далее. Речь идет о русском поэте, авторе и исполнителе песен, одном из представителей советского андеграунда.

Биография

Александр Башлачев появился на свет в 1960 г. в Череповце. Его отцом был Николай Алексеевич - начальник участка цеха. Мать Нелла Николаевна - преподаватель химии. Александр Башлачев работал художником. Было это на комбинате. По 1983 г. проходил обучение в УрГУ, в Свердловске. Стал студентом факультета журналистики. После университета возвращается в Череповец. Там на протяжении года работает в газете под названием «Коммунист».

Творчество

Александр Башлачев в 1984 г. в Череповце, будучи у встретился с Артемием Троицким. По приглашению последнего отыграл ряд квартирников в Ленинграде и Москве. Осенью 1984 уезжает из Череповца сперва в Москву, позже в Ленинград.

Первый концерт-квартирник в Москве состоялся у Николы Овчинникова. Второе выступление спустя несколько дней было у Геннадия Кацова. В 1985 г. состоялось дебютное публичное выступление. Оно проходило в Ленинграде совместно с Юрием Шевчуком, в стенах 6 аудитории в Ленинградском ветеринарном институте. Запись этого выступления была издана и получила название «Кочегарка».

В тот же период музыкант записал первый альбом. Организатором выступил Сергей Фирсов. Запись проходила в стенах домашней студии у Алексея Вишни. Позднее эта работа выходила под именем «Третья Столица». С этого времени Фирсов называет себя директором музыканта. Также эту «должность» занимал Игорь Виттель.

Смерть

Александр Башлачев 17 февраля 1988 г. выпал из окна 8 этажа, находясь на съёмной квартире в Ленинграде. Погиб музыкант на месте. Одна из наиболее вероятных версий смерти - самоубийство. При этом причины падения в точности не установлены.

17 февраля 1988 года погиб Александр Башлачев. Из окна восьмого этажа он шагнул в вечность, оставив своим поклонникам песни, которые тектоническим разломом выделяются среди равнины русской рок-музыки.

1. Языковой дар

Башлачев сам не понимал, насколько он одарен. То, что поражало его окружающих, для него было совершенно естественным. У него было редкое языковое чутье, которое проявлялось уже в детстве. Саша очень рано научился читать, хотя никто его этому специально не учил, не зная английского языка, переводил англоязычные тексты, хорошо читал по-польски. Природной языковое чутье редко его подводило, по корням слов он легко угадывал их значение и бегло переводил тексты зарубежных групп. Именно из-за хорошего чувства языка Башлачев успешно работал в газете "с поэтическим названием "Коммунист". Писал полные метафор тексты на производственную тематику.

2. Музыкальный слух

У Башлачева был уникальный музыкальный слух. Александр Измайлов, с которым СашБаш учился в институте, вспоминал, что Башлачев, который никогда до этого не играл на фортепиано, просто сел и начал на слух подбирать аккорды, он чувствовал музыку каким-то внутренним чутьем. Мать музыканта вспоминала, что в детстве Саша говорил ей, что больше всего сочувствует тем детям, которых насильно водят в музыкальную школу, поэтому она не повела его учиться музыке. Поразительно, но Башлачев умел извлекать музыку даже из простой папиросы, на которой он играл как на губной гармошке, а также мастерски играл на двуручной пиле.

3. Рок-музыкант?

Был ли Башлачев рок-музыкантом? Формально - по кругу общения - да, но стихи Башлачева все-таки ближе к поэзии, чем к рок-н-ролльным текстовкам. Музыкальная составляющая песен Башлачева не отличается виртуозностью исполнения. Скорее это бешеная, первобытная энергетика, камлание и безудержный напор. Современники как один вспоминают, как Башлачев разбивал руки в кровь о струны, пел с пеной у рта, забываясь и уходя в некое экстатическое состояние. Стихи Башлачева уходят своими корнями в русскую народную поэзию, они лежат в области поэтической традиции русского Севера. По воспоминаниям, когда Башлачев писал тексты, он часто даже не прописывал слова, писал только начальные буквы, поэтическая стихия рвалась из него сплошным потоком, СашБаш только направлял её в русло ритма. По мнению Бориса Гребенщикова, Бог дал Башлачеву "много и сразу". Справиться с такой ношей было непросто.

4. Свистопляска

"Большая музыкальная карьера" Башлачева началась в сентябре 1984 года, когда Леонид Парфенов привез в Череповец Артемия Троицкого. Башлачев Троицкого поразил. Он сразу же пообещал организовать концерты в Москве и Питере. Через пару недель Башлачев приехал в Москву и закружился в череде "квартирников". Кроме выступлений перед рок-братией, Башлачев отметился также у Александра Градского и Аллы Пугачевой. С Градским "не срослось", хотя именитый музыкант признал за Башлачевым несомненный талант, отметив филигранность текстов. Пугачевой Башлачев понравился, она даже позвала послушать "череповецкого мальчишку" режиссера Марка Захарова, жившего этажом ниже.

Башлачев произвел на столичную публику неизгладимый эффект. Все признавали за ним несомненную гениальность. Возможно, это Башлачева и надломило. Он не был готов к такому призванию, к восхищению и "заглядыванию в рот". Пока он кружился в свистопляске концертов, посиделок "за стаканом" (в разных смыслах), его поэтический талант все меньше стал пробиваться наружу. Его это угнетало. Он говорил про постоянную внутреннюю работу, которая не находит выхода на бумаге. Песни писались все реже, Башлачев стал болезненно реагировать, когда его спрашивали о творчестве. Слава свалилась на него неожиданно. Он оказался в одном кругу с "небожителями", о встрече с которыми мог только мечтать. Постоянное бытовое неустройство, бесприютность только подчеркивали диссонанс между признанием и суровой реальностью.

5. "Ведьма"

В орбиту Башлачева заносило разных людей. Некоторые из них были откровенно деструктивными. К такому типу можно отнести Ирину Линник. Внучка физика-академика Владимира Линника, Ирина занималась научной работой, геологией, но продолжалось это недолго. В 1980-1990-х годах Линник принимала активное участие в тусовке ленинградских рок-музыкантов. На её даче в Комарово бывали многие известные рокеры, в том числе Борис Гребенщиков, Всеволод Гаккель, Святослав Задерий, Константин Кинчев. По воспоминаниям современников, помимо места для концертов и ночёвок, Линник предоставляла гостям различного рода галлюциногенные вещества - "грибочки", "травку". Тем и жила.

С октября 1986 года Башлачёву негде было жить и он переехал на дачу Ирины. Как вспоминает Анастасия Рахлина: "Я туда приезжаю. Они сидят. Какой-то чувак с буддийскими колокольчиками… Ирина играет на пиле. Саня сидит со специально расстроенной гитарой, и они камлают таким образом. При этом зима, люди спать ложатся на рассвете, а просыпаются, когда солнце уже зашло. Недолго и чокнуться… Его там накрыло будьте-нате". Долго Башлачев на даче Линник не прожил, но Константин Кинчев вспоминал, что в тот период СашБаш сильно изменился, постоянные злоупотребления сказались на нем не лучшим образом. Из окна он выпрыгнул через год.

Ирина Линник сыграла свою роль в биографии ещё одного русского рок-музыканта. В 1992 году её чуть не убил лидер группы "Ноль" Фёдор Чистяков, у которого она даже снималась в клипе "Настоящему индейцу". Своё нападение музыкант объяснял тем, что Ирина - ведьма. В итоге Чистяков загремел в сумасшедший дом, а после стал Свидетелем Иеговы. Ирина не успокоилась до сих пор. Четыре года назад ФСКН собрало богатый урожай на её участке в Комарово - 1247 кустов конопли.

6. "Камчатка"

Было в Питере культовое место - "Камчатка". Котельная, через которую прошли лучшие кадры русского рока. Здесь работал Цой, основатель "Алисы" Слава Задерий. Сюда захаживал БГ, Кинчев, Сергей Курехин. Числился кочегаром здесь и Александр Башлачев. Работал Башлачов, по большей части, формально. В то время ещё была в силе статья за тунеядство, запись в трудовой уберегала от неприятностей с представителями закона. Однажды Башлачев все же решил поработать, захотел стать "настоящим кочегаром". Как раз ударили морозы, Башлачеву пришлось серьезно "попахать". Когда пришли сменщики, СашБаш сидел замученный и сказал: «Я не кочегар, я просто сумасшедший поэт».

7. Последний полет

16 февраля СашБаш был у Вячеслава Егорова. Когда он уходил, то на обычное "пока" ответил: "Я не прощаюсь". 17 февраля он должен был сниматься в фильме "Город". Съемочная группа уже снимала один из планов сцены с Башлачевым, дублер СашБаша сидел спиной к камере, когда на площадку пришла Марьяна Цой и сказала: "Не ждите". Александр Башлачев выпрыгнул из окна восьмого этажа. Судя по расстоянию от стены дома, это был именно прыжок. При жизни Башлачев не раз говорил, что хотел стать ветром... СашБаш был похоронен под Ленинградом на Ковалевском кладбище: 3 квартал, 3 участок. Похороны организовывала Марьяна Цой. На кладбище, несмотря на большое количество народа, стояла звенящая тишина. Не было рыданий и традиционных речей. На гроб положили гитару. По иронии судьбы, это была не гитара Башлачева, свою он отдал в ремонт. Комья земли упали на струны, гитара запела и замолкла. Уже навсегда. О смерти Башлачева сообщила "Русская служба Би-Би-Си". Отечественная пресса молчала.

Алексей Рудевич


Один из ярких представителей советского андеграуда, Александр Башлачёв был поэтом и исполнителем собственных песен. Он считается трагическим символом целого поколения «дворников и сторожей» по меткому выражению Бориса Гребенщикова. Александра сравнивали с Есениным и Высоцким, любили, слушали и считали голосом молодежи тех лет. Он дружил с Гребенщиковым, Парфёновым, Троицким и многими, кто вышел из 80-х годов ХХ века. Причиной смерти Александра Башлачёва было самоубийство.

Он родился в 1960 году, в провинциальном Череповце. В 1977-1078 годах работал художником на Череповецком металлургическом комбинате, поступил в УрГУ на факультет журналистики, а после его окончания работал в череповецкой газете «Коммунист». Там Александр познакомился с Артёмом Троицким, который послушав его стихи и песни, посоветовал молодому барду перебираться в столицу. В 1984 году Башлачёв прибыл в Москву, а потом переехал в Ленинград, где начались его «квартирные» концерты.

Весной 1985 года состоялось первое выступление Александра перед аудиторией. Он пел с Юрием Шевчуком в 6-й аудитории Ленинградского ветеринарного института. Среди своих, этот концерт назвали «Четвёртым днём фестиваля» Ленинградского рок-клуба. Концерт получил название «Кочегарка» и был записан. Александр не проявлял особого честолюбия – главным для него было петь для тех, кто хотел слушать его «исповеди». Забываясь, он сбивал себе пальцы в кровь о гитарные струны.

Окончательно поселившись в Ленинграде, Башлачёв был принят на работу в знаменитую котельную «Камчатка», в которой работал и Виктор Цой. Александр вступил в Рок-клуб, начал выступать и в 1987 году получил приз «Надежда» на Пятом Ленинградском фестивале. В этом же году Башлачёв принял участие в съёмках фильма Алексея Учителя «Рок», но потом попросил вырезать из киноленты все кадры с его участием. Позже в его жизни был ещё один фестиваль — в Черноголовке.

Его последний концерт прошёл на квартире Марины Тимашевой в январе 1988 года и, к счастью, был записан на плёнку. Уже в феврале того года Александра не стало. Он, по неизвестным причинам, выпал из окна кухни на 8 этаже по адресу проспект Кутузова, дом 23, где снимал однокомнатную квартиру. Умер на месте. Непосредственных свидетелей этого происшествия нет и никто не знает, как всё случилось. Определяя, почему умер Александр Башлачёв, следственные органы руководствовались показаниями близких певца.

Его гражданская жена Анастасия Рахлина, рассказала, что Александр постоянно находился в состоянии депрессии, усилившейся в последнее время. Он чувствовал себя одиноким, несмотря на кажущуюся общительность. Люди его не понимали, а жизнь не складывалась так, как надо. Многие не видели того, что он чувствовал и понимал: это угнетало Башлачёва, постоянно находившегося в тоске. Ему так и не довелось увидеть своего новорожденного сына, который появился на свет уже после смерти 28-летнего отца.

Александр Башлачёв похоронен на Ковалёвском кладбище Ленинграда.

4269 Просмотров