Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха

Токката и фуга ре минор, - произведение для органа, приписываемое Иоганну Себастьяну Баху и предположительно написанное им во время его пребывания в Веймаре в качестве придворного органиста (). Это сочинение своим мощным звучанием, виртуозными средствами, драматизмом близко оперно-ораториальной музыке.




Характерная черта токкат состоит в том, что технические фигуры постоянно проводятся в пьесе то в левой, то в правой руке. Токката - свободный виртуозный жанр, где чередуются эпизоды с техникой пассажного склада, с дугообразными имитационными построениями, с аккордовым звучанием и гармонической полнотой. Сочетание контрастных по характеру и типу изложения музыкальных построений – признак токкаты.






Особенностью этого полифонического цикла является непрерывность развития музыкального материала (без перерыва между токкатой и фугой). Размер произведения 4/4. Оно имеет три раздела: токкату, фугу и коду, которая, перекликаясь с токкатой, образует тематическую арку. Так складывается трёх частность.


Токката начинается ярко выделяющимся мордентом, который повторяется октавой ниже. Секвенции, пассажи начала произведения звучат напряженно. В токкате нет противопоставления внутренних контрастных образов. Каждое построение отделено одно от другого яркими каденциями.


Первые 2 построения - свободное варьирование темы. 3-е заключительное построение суммирует весь материал и его развитие. Напряженность движения возрастает от раздела к разделу. Начинаясь с allegro, токката заканчивается в темпе adagio на третьей ступени ре минора (фа), что добавляет незавершенность и дает понять, что это ещё не финал.





Выдержанные противосложения и сложные контрапунктические приемы развития уступают место свободной разработке с использованием разнообразного материала. Частые развернутые в большие построения интермедии вносят в фугу элемент импровизационности. Интермедия и средняя часть отклоняются в параллельный тонике фа мажор.


Реприза возвращает фугу в ре минор и начинается со стретты. Внутреннюю часть 2-х частей цикла закрепляет кода фуги, напоминающая токкату из-за контрастных эпизодов. Пьеса завершается плагальной каденцией от субдоминантового трезвучия к тоническому секстаккорду.

Философия фуги

  1. Фуга как высшая форма полифонических произведений.
  2. Интеллектуальный смысл жанра фуги.
  3. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги.
  4. И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор.

Художественный материал:

  1. М. Чюрленис. Фуга.

Музыкальный материал:

  1. И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа (слушание);
  2. И. С. Бах. Фуга № 8, Ре диез минор ХТК, Том 1 (слушание);
  3. И. С. Бах. Фуга № 2, До минор ХТК, Том 1 (слушание);
  4. И. С. Бах. Фуга № 4, До диез минор ХТК, Том 1 (слушание).

Характеристика видов деятельности:

  1. Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха).
  2. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодико-гармонической организации, использованию полифонических приёмов и форм) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (И. С. Баха).
  3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.
  4. Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Фуга - это форма полифонических произведений, в начальная которой тема проводится поочерёдно во всех голосах. Тема фуги представляет собой яркую и выразительную мелодию. Встречаются темы песенного, танцевального, сосредоточенного характера.

Различные способы работы с темой – изменение тональности, ритмическое увеличение или уменьшение, зеркальное отражение (изложение звуков в противоположном направлении) не только обогащают её звучание, но придают ей интеллектуальный (интеллектуальный – мыслительный, умственный) смысл.

Порой фуга привлекала не только композиторов, но и тех, кто пытался в другие виды искусства внести идею музыки, музыкальности.

Внимательно рассмотрите картину «Фуга» М. Чюрлёниса.

Музыкальная картина Чюрлениса «Фуга» - это уникальное явление в мировой живописи, не имеющее до сих пор аналогов. Удивительный ритм ёлочек, напоминающих ноты, изысканность прозрачных звучащих красок, всё это вместе создаёт ощущение соприкосновения с той нездешней музыкой, по сравнению с которой земная есть слабое её отражение. Чюрленис, синтезируя музыку и живопись, как бы сам уплотнял звуки в живописные, пластические формы, делая последние утончёнными и прозрачными.

«Зримая» музыка этой картины угадывается в передаче идеи музыкального многоголосия, зеркального отражения и ритмического увеличения.

Нет ничего удивительного в том, что тайна фуги притягивала многих и многих композиторов.

Фуга в переводе с латинского языка означает «бег». Она строится по определённым исторически сложившимся правилам, которые обеспечивают ей внутреннюю уравновешенность, стройность и строгость. Так, фуга пишется обычно для определённого числа голосов.

Первый раздел фуги называется экспозицией (в переводе означает изложение). В ней тема излагается во всех голосах последовательно. В среднем разделе фуги – разработке - даётся интенсивное развитие темы при помощи различных средств: усиления динамики, частой смены тональностей, гармонической неустойчивости. С возвращения главной тональности начинается третий раздел фуги - реприза. С французского языка это слово переводится как возобновление, повторение. Тема в репризе звучит только в основной тональности. В противовес разработке с её тональной неустойчивостью реприза должна создать у нас ощущение тонального равновесия, устойчивости и завершённости всего произведения.

Для Баха полифония была не только средством выражения музыкальных мыслей:
Бах был подлинным поэтом полифонии…

Так, И. С. Бах, этот величайший из великих музыкантов, огромный круг своих музыкальных замыслов воплотил именно в фуге - то монументальной, то лирической, то строгой, то шутливой.

Один из ярчайших примеров воплощения фуги – полифонический двухчастный цикл Органная токката и фуга ре минор И. С. Баха. Это произведение, столь сильное по своему эмоциональному воздействию, известно во всём мире. В нём сочетаются мощь и сила, нежность и лирика. Всё это великолепно передано в звучании органа – инструмента поистине безграничных выразительных возможностей.

Орган - инструмент, которым Бах, подобно Генделю, владел в высшем совершенстве. По своим выразительным возможностям он до некоторой степени заменял ему одновременно оркестр, клавир и даже хор. В общении с этим «инструментом-наперсником» полнее всего раскрывались характерные черты его артистической натуры. Нигде более не бывал он так патетически вдохновенен, мощен, богат полифонически, виртуозно блестящ. И ни в какой инструментальной сфере не изливалась так искренне его интимная лирика, исповеди его души.

Старые итальянские мастера называли в XVI веке токкатой фантазии для клавишных инструментов. Слово это произошло от toccare - касаться (имеется в виду касание клавиш органа или клавесина). В токкате композитор свободно переходит от одного эпизода к другому: сменяют друг друга пассажи, аккорды, напоминающие торжественное звучание хора, а иногда и строгие полифонические фрагменты типа фугато.

Токката Баха - это разлив импровизации. («Импровизация» в переводе с итальянского языка означает непредвиденный. Импровизировать - значит играть, одновременно сочиняя, или, вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочинение.) Бах отводит ей роль вступления, она создаёт атмосферу, которая необходима для восприятия более глубокой мысли, заложенной в фуге. Эта токката - грандиозное вступление к фуге, которая как монументальное здание вырастает на наших глазах.

Фуга возводится, как на фундаменте, на теме, которая звучит одноголосно и напоминает колокольный звон.

Только она отзвучала, её подхватывает выше другой голос. Затем тема появляется в третьем голосе в ещё более высоком звенящем органном регистре. Наконец, в сопровождении трёх голосов мы слышим тему, величаво гудящую в басу. Экспозиция закончилась показом темы во всех четырёх голосах. Если бы, слушая эту токкату, вы засекли время, то обнаружили бы: не прошло и минуты, а как уже выросло это музыкальное здание.

В разработке Бах проводит тему в новых тональностях, в разных регистрах. Между её проведениями он располагает новые интермедии. Они очень похожи на галереи, соединяющие разные части здания, или изогнутые арки, возносящие вверх всю постройку.

В репризе тема звучит в основной тональности, сплетаясь с новыми голосами. Нам уже кажется, что здание наше достигло своей вершины и сейчас автор увенчает его шпилем. Но нет! Ещё одна импровизация. Фуга заканчивается виртуозными пассажами, похожими на токкату, и полнозвучными органными аккордами.

Вот как великий музыкант-архитектор возводит здание своей фуги.

Эмоциональная и философская сущность музыки Баха - в глубочайшей человечности, в самозабвенной любви к людям. Он сострадает человеку в горе, разделяет его радости, сочувствует стремлению к правде и справедливости. В своём искусстве Бах показывает самое благородное и прекрасное, что таится в человеке; пафосом этической идеи исполнено его творчество. Не в активной борьбе и не в героических подвигах изображает Бах своего героя. Сквозь душевные переживания, размышления, чувства отражено его отношение к действительности, к окружающему миру. Бах не уходит от реальной жизни. Именно правда действительности, тяготы, претерпеваемые немецким народом, рождали образы потрясающего трагизма; недаром тема страдания проходит через всю баховскую музыку.

Но безотрадность окружающего мира не могла уничтожить или вытеснить извечного чувства жизни, её радостей и великих надежд. Темы ликования, восторженного воодушевления переплетаются с темами страдания, отражая действительность в её контрастном единстве.

Наследие Баха давно стало достоянием человечества и в наши дни оказывает могучее эстетическое и нравственное воздействие на массы людей, жадно тянущихся ко благам мира и свободы, к культуре и знанию, к свету и художественной красоте.

Вопросы и задания:

  1. Какое музыкальное произведение называется фугой?
  2. Расскажите о своём впечатлении от прослушивания Органной токкаты и фуги ре минор И. С. Баха. Какие чувства переданы в этой музыке?
  3. Назовите особенности фуги, которые запечатлены на картине М. Чюрлёниса. Как вы считаете, эта картина – точное изображение фуги или в большей степени метафора?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бах. Фуга № 8 Ре диез минор ХТК, Том 1, mp3;
Бах. Фуга № 2 До минор ХТК, Том 1, mp3;
Бах. Фуга № 4 До диез минор ХТК, Том 1, mp3;
Бах. Токката из Органной токкаты и фуги ре минор, mp3;
Бах. Фуга из Органной токкаты и фуги ре минор, mp3;
Бах. Токката и фуга ре минор BWV 565, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

В презентации даётся слушание фрагментов Органной токкаты и фуги ре минор И. С. Баха по частям, а также в едином варианте.

«Песни о войне» - Исследовательская работа: ««Кто сказал, что места нету песне на войне…». Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. Не топтать фашистским гадам Степи и угодины. «Темная ночь». К.Листова, сл. Идея «оживить» эпизод в землянке лирической песней возникла спонтанно. музыка Анатолия Новикова слова - Якова Шведова.

«Джаз» - Джаз-бэнд (jazz – живость, энергия band – команда, оркестр). Рэгтайм. Джаз. JAZZ. Как появился джаз Джаз-бэнд Великие исполнители. Джордж Гершвин Автопортрет (1898-1937). Blues - уныние, печаль. Rag - рваный tame - время. Новый Орлеан начало XX века. Элла Фицждеральд. Ритм. Блюз. Колыбельная. Луи Армстронг.

«Военные песни» - Песни с ветеранами старели, Но в строю остались до сих пор. Песни военных лет. Буторина Светлана Викторовна Учитель математики МОУ Бакчарская СОШ. Премьера песни состоялась в 1938 году. Песня “Катюша” Музыка М.И.Блантера, слова М.В.Исаковского. Написанная для фильма “Два бойца” . Тематический классный час.

«Молодёжные музыкальные культуры» - Жанр рок-оперы объединил в себе черты рока и классической музыки. Этническая музыка. Классический музыкальный авангард (avant-garde). Рэп (rap). Родина рэпа - бедный район Нью-Йорка – Южный Бронкс. Рейв (rave). Хэви - метал (heavy metal). Мюзикл (musical). Поп-музыка (pop music). Глэм-рок (glam rock).

«Джаз музыка» - Направления джаза. Цель: дать представление об истоках джаза, особенностях джазовой музыки. Джаз - дитя двух культур. Инструменты джазистов. Истоками джаза считаются: Блюзы Рэгтаймы Спиричуэлсы. Что такое джаз? История джаза- часть истории 20-го века. Джаз многолик. Труба Тромбон Кларнет Рояль Контрабас Гитара Банджо.

«Песня танец марш» - Танец. Опера – музыкальный спектакль, где артисты поют. Марш. Марш приведёт нас в симфонию. Куда ведут нас три кита? Песня. В балете участвуют танцоры, оркестр, управляет дирижёр. Три кита в музыке. В опере участвуют солисты, хор, оркестр. Танец приведёт нас в балет. Танец приведёт нас в оперу. Марш приведёт нас в балет.

Всего в теме 12 презентаций

Бурый скалозуб (рыба ФУГУ)* Бурый скалозуб
(рыба ФУГУ)

Фугу

*Фугу –
маленькая
рыбка размером
всего с ладонь,
которая может
плавать
хвостом
вперед. Вместо
чешуи у нее
тонкая
эластичная
кожа.
*Фугу

Строение тела

*Вместо чешуи
тело рыбы
покрыто мелкими
шипами, которые
проявляются в
момент
опасности. В
спокойном
состоянии шипы
спрятаны в поры
кожи.
Строение тела

Если фугу испугать,
она мгновенно
раздуется и примет
форму шара,
утыканного острыми
шипами. В таком
состоянии она в три
раза превышает свои
первоначальные
размеры. Происходит
это за счет воды,
которую рыбка резко
всасывает в себя.

*Рыба содержит
смертельный яд –
тетродотоксин.
Яд вызывает
сильнейшие боли и
конвульсии. В
одной рыбке этого
вещества
хватит, чтобы
убить сорок
человек.

Среда обитания

*Среда обитания
Обитает в
субтропических и
тропических морях. В
водах Японского моря у
берегов Кореи, Китая
и Японии. В водах
России отмечена в
водах Южного
Приморья

Особенности питания рыб Фугу

*У фугу сросшиеся зубы
представляют собой
четыре пластины. Они
очень прочны. С их
помощью иглобрюхи
раскалывают панцири
крабов и раковины
моллюсков, чтобы
добывать корм.
*Особенности
питания рыб Фугу

Продолжительность жизни

*Фугу живут
довольно долго
10-12 лет.
*Продолжительность
жизни

Приготовление в пищу

* Приготовление в
пищу
* Фугу считается
деликатесом, её
употребляют в пищу с
целью «пощекотать себе
нервы». Приём в пищу
неправильно
приготовленного фугу
может быть опасен для
жизни. Поэтому для
приготовления фугу в
специальных ресторанах.
японским поварам
приходится пройти
специальное обучение и
получить лицензию.

С 2004 по 2007 годы в Японии 15 человек погибло, отравившись фугу, и около 115 человек были госпитализированы

*
С 2004 по 2007 годы в Японии 15
человек погибло, отравившись фугу, и
около 115 человек были
госпитализированы


первая часть фактически заканчивается на 3-й четверти 49-го такта, т. е. на 195-й (48 4 + 3) четверти a1 = 195. первая часть фактически заканчивается на 3-й четверти 49-го такта, т. е. на 195-й (48 4 + 3) четверти a1 = 195. Хроматическая фантазия разделена на первую и вторую части в золотой пропорции:


Русский советский музыковед Э. К. Розенов (1861-1935) Вывод: Хроматическая фантазия, произведение свободного по форме жанра, буквально соткано из золотых пропорций. Пожалуй, эстетическое впечатление от математического анализа Хроматической фантазии имеет не меньшую силу, чем прослушивание бессмертного творения Баха. А взятые вместе - чувственное впечатление и рациональный анализ, безусловно, позволяют еще на один шаг приблизиться к сокровенным тайникам гения.


Фуга Фуга (от лат. fuga - бег) является наиболее совершенной формой многоголосной музыки (полифонии). Фуга строится на многократных проведениях основной музыкальной темы в разных голосах. Проведения основной темы обычно перемежаются в фуге с промежуточными вставками, интермедиями Фуга в отличие от фантазии имеет четко определенный закон построения Но тем не менее точность "математического" построения фуги ре минор просто поражает!


7 пар"проведение-интермедия" пять пар строго подчиняются закону золотого сечения. Строение фуги ре минор И. С. Баха: Целые числа указывают число четвертей в фуге Дробные - теоретическое значение золотых сечений Золотые пропорции в более крупных частях фуги отмечены фигурными скобками Центры симметрии – кружками П – проведение И - интермедия.


Вывод: Простой математический анализ, не выходящий за рамки арифметики, позволяет совершенно иными глазами взглянуть на музыкальное произведение, увидеть его скрытую внутреннюю красоту, которую мы только ощущаем, слушая произведение, и которую мы "видим", проводя его математический анализ.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.