Белый Брасс-рок и ранний джаз-рок (White Brass-Rock, Early Jazz-rock). Лучшие джаз-рок альбомы Jazz rock fusion легендарные группы


Первые ансамбли, начавшие исполнять музыку, получившую название «джаз-рок», состояли из молодых исполнителей, выросших в рок-среде, но склонных к джазовой эстетике, к импровизационной инструментальной музыке. Практически это были рок-группы с секцией духовых инструментов.

Данное направление можно отнести к истокам всего стиля fusion

Прежде всего, группы этого направления используют вокал. Основная тема в каждой пьесе поется как песня, а не играется, как в более поздней инструментальной музыке . Правда, после вокальной части нередко играются импровизационные соло и, конечно, искусно прописанные оркестровые проигрыши для духовых. А затем, как это принято в поп-музыке, вокалист завершает пьесу.

Такая схема была типичной для наиболее ярких американских групп, заявивших о себе в 1968 году - " ” и " ”. Духовая секция этих коллективов включала в себя всего три или четыре разных инструмента, как правило - труба, тромбон и саксофон, причем оркестровки для них делались таким образом, что в сочетании с гитарой, бас-гитарой и клавишными они звучали как настоящий биг-бэнд. Вскоре приобретает огромную популярность группа " ”, которую создал трубач Билл Чейз (Bill Chase). Особенность ее звучания была в том, что духовая секция состояла из четырех труб, игравших в высоком регистре. К несчастью, в 1974 году Билл Чейз с тремя своими коллегами погиб в авиакатастрофе и группа распалась.

Обычно все лавры пионеров джаз-рока достаются группам "Chicago” и "Blood, Sweat & Tears”, хотя попытки соединить два таких течения делались и другими музыкантами, параллельно, а иногда и раньше их. Например, еще в 1965 году возникла нью-йоркская группа "The Free Spirits” (это название почему-то позаимствовал Джон Маклафлин при создании своего трио в 1993 году), уже тогда исполнявшая то, что смело можно причислить к джаз-року. В ней начинал свою карьеру ставший впоследствии звездой музыки «фьюжн» гитарист Ларри Кориэл (Larry Coriell).

Белый блюзмен из Чикаго Майкл Блумфилд (Michael Bloomfield) в 1967 году создал группу ”The Electric Flag”, назвав ее «Оркестром Американской музыки». Это был ансамбль, состоявший из блюз-рок группы с добавленной секцией духовых, что придавало белому блюзу дополнительную мощь.

У американских групп такого направления была своя идеология - создать в США нечто, противостоящее волне «Британского вторжения», захлестнувшей Соединенные Штаты.
В 1969 году инструментальную рок-музыку с импровизациями начал исполнять, продюсировать , это вечный нигилист и эпатирующий экспериментатор. При его содействии вышли на высокий уровень известности многие музыканты стиля «фьюжн». Нельзя не вспомнить и рок-группу "The Flock”, в которой играл джазовый скрипач, прославившийся впоследствии своим участием в первом составе "Mahavishnu Orchestra” Джона Маклафлина (John McLoughlin).

В 1970 году джазовый барабанщик создал группу "Dreams”, которая была сперва заметно похожа по манере оркестровок на своих предшественников - "Chicago” и "Blood, Sweat & Tears”. Разница была в том, в "Dreams” приняли участие блестящие джазовые импровизаторы, такие как Майкл Брекер (Michael Brecker) и Рэнди Брекер (Randy Brecker), игравший на первой пластинке в "Blood, Sweat & Tears”, а также гитарист Джон Аберкромби (John Abercrombie) не говоря уже о самом Билли Кабэме. Все эти музыканты прославились вскоре как звезды стиля «фьюжн», участвуя в самых известных ансамблях.

А группу "Dreams” уже нельзя назвать белым «брасс-роком», поскольку она была смешанной в расовом отношении, и, несмотря на внешнюю схожесть с "Chicago”, это был скорее «рок-джаз», то есть джаз, напоминавший рок. (Напоминаю читателю, что в английском языке первое из двух слов является определением второго.) В тот же самый период, то есть сразу после того, как пришла мгновенная слава к пионерам джаз-рока, некоторые известные американские джазмены начали играть по-новому, используя ритмы, заимствованные из ритм-энд-блюза, музыки «соул» и «фанк».
Нельзя не отметить появление на грани 60-х и 70-х годов ряда проектов, направленных не столько на создание принципиально новой музыки, сколько на популяризацию джаза путем исполнения по-новому произведений, взятых из поп-культуры, из классической музыки. Джазовый тромбонист Don Sebesky сделал тогда ряд интересных экспериментальных записей с большими оркестрами.

Критики, еще не разобравшиеся в происходящем, окрестили такую музыку «поп-джазом», несмотря на то, что по своей структуре она была неизмеримо сложнее того, что подходит под термин «поп». Ряд выдающихся джазовых музыкантов игравших в 60-х «соул-джаз» и «хард-боп», в первой половине 70-х под продюссированием Грида Тейлора, сделали ряд записей, которые смело можно отнести к формам джаз-рока. Это, прежде всего - Джордж Бенсон (George Benson), Фредди Хаббард (Freddie Hubbard), Стенли Таррентайн (Stanley Turrentine), Хьюберт Лоуз (Hubert Laws). Но эта линия раннего джаз-рока не получила своего дальнейшего развития.
Со временем, когда рок-культура была сметена эпохой диско, классики джаз-рока были причислены к истории джаза, их имена стали заноситься в джазовые энциклопедии, справочники и словари. Замена термина "Jazz-rock’ на "Fusion” была во многом связана с приходом в джаз-рок черных музыкантов, не желавших ассоциироваться с белой рок-культурой, и придавших всему этому течению характер музыки "funk”.

В термине «фьюжн» имеется не только музыкальный, а и социальный подтекст, говорящий о том, что «сплав» произошел не только на уровне музыкальных культур, но и между различными этническими группами слушателей и исполнителей.
Особенно ярко это было продемонстрировано Майлзом Дэйвисом, который выступил на концертах в "Fillmor West” перед аудиторией белых хиппи с музыкой авангардного «фанки», в составе с белыми исполнителями.

В Великобритании

В Англии картина зарождения того, что мы условно назовем джаз-роком, была несколько иной, прежде всего потому, что там не было расовых противоречий, не существовало двух параллельных культур - белой и черной. Когда в 1957 году Англию посетили черные блюзмены из США - Биг Билл Брунзи (Big Bill Broonzie) и Мадди Уотерс (Muddy Waters), зародился так называемый «Британский блюз». Его пионерами стали лондонские джазмены Крис Барбер (Cris Barber), Сирил Дэйвис Cirill Davis), Алексис Корнер (Alexis Corner) и другие.

Потрясенные близким контактом с истинным блюзом, эти джазмены стали создавать свой вариант белого блюза.
В лондонских клубах возникает ряд коллективов, наиболее известными из которых стали "Blues Incorporated”, "Graham Bond Organisation” и "Blue Flames”. В этой среде прошли хорошую школу будущие звезды самых разных направлений, - Мик Джэггер (Mick Jagger), Брайен Джонс (Braian Johnes), Дик Хексталь-Смит (Dick Heckstal-Smith), Джон Маклафлин (John McLoughlin), Джек Брюс (Jack Bruce) и много других.


В Великобритании во второй половине 60-х возникло немало разных по эстетике рок-групп, применивших духовые инструменты и элементы импровизации. Традиционно их относят к таким направлениям как «прогрессив-рок» или «арт-рок», но по сути они являются типичными представителями раннего джаз-рока. Это группы "Soft Machine”, "Colosseum”, "If”, "Jethro Tull”, "Emerson, Lake & Palmer”, "Air Force”, "The Third Ear Band” и ряд других.

Британская школа раннего арт-рока, (прогрессив- или джаз-рока) конца 60-х годов характерна заметным влиянием ритм-энд-блюза, с одной стороны, а с другой - наоборот - особой глубиной и содержательностью, присущей многовековой европейской культуре.
Музыка этого вида, созданная в тот короткий период в Англии во многом уникальна и недооценена массовой аудиторией.
Начальный период формирования джаз-рока характерен поисками чего-то нового как со стороны небольшого количества джазменов, так и со стороны явных рок-исполнителей. Тогда возникали довольно необычные сочетания музыкантов. Яркий представитель хард-рока гитарист из "Deep Purple” Томми Болин (Tommy Bolin) ищет контактов с джазменами, записывается на диске "Spectrum” с Билли Кабэмом (Billy Kobham). Рок-гитарист Джеф Бек (Jeff Beck) делает запись с клавишником Яном Хаммером (Ian Hammer), ставшим заметной фигурой в джаз-роке после его участия в "Mahavishnu Orchestra”. Рок-бас-гитарист Джек Брюс (Jack Bruce), известный своим участием в краткой жизни супер-группы "Cream”, играет некоторое время в "Soft Machine”, а затем записывается в проекте американского джазового барабанщика Тони Уильямса (Tony Williams) "Lifetime”. Барабанщик группы "Genesis” Фил Коллинз (Phil Collins) сотрудничает с гитаристом Элом Ди Меолой (Al Di Meola), играет в группе "Brand X”. И таких примеров немало.

Но уже в этот период заметна тенденция постепенного превращения джаз-рока в музыку чисто инструментальную. Вокалиста заменяет виртуоз-импровизатор. Духовая секция становится необязательной. Состав джаз-рок ансамблей формируется по принципу джазовых комбо - ритм группа плюс солисты. Акустические инструменты заменяются электронными. Вместо контрабаса используетя бас-гитара, вместо рояля - клавишные (Wutlitzer piano, Rhodes piano, позднее - синтезаторы). Электро-гитара с «примочками» приходит на место джазовой акустической гитары.

В ранний период джаз-рока преобладает ритмическая концепция, пришедшая из рок-культуры, то есть, основанная на ритм-энд-блюзе, на музыке «соул». Дальнейшая судьба джаз-рока в процессе его постепенного превращения в музыку «фьюжн» связана с переходом на абсолютно другое ощущение ритма, на концепцию стиля «фанк». Джаз-рок становится музыкой импровизаторов, поскольку его судьба переходит в руки выдающихся джазовых деятелей, таких как Майлз Дэйвис (Miles Davis), Чик Кориа (Chick Corea), Джо Завинул (Joe Zavinul), Джон Маклафлин (John McLoughlin), Хэрби Хенкок (Herbie Hancock), Уэйн Шортер (Wayne Shorter).

Алексей Козлов.

О таком направлении в музыке как джаз-рок или фьюжн, как его потом стали называть, стало известно в 70-е годы прошлого века, когда появились такие группы как Mahavishnu Orshestra, Weather Report, Return To Forever, Larry Coryell Eleventh House, New Lifetime, а также Al Di Meola, Jean Luc Ponty, Billy Cobham, Stanley Clarke в США; Brand X, Soft Machine, Gong, National Health, Colosseum II, Bill Bruford, Steve Hillage в Великобритании. Были джаз-рок группы и в других странах Европы: Edition Speciale, Transit Express, Volkor, Coincidience, Spheroe во Франции; Iceberg, Iman, Guadalquivir, Musica Urbana, Borne, Pegasus в Испании; Perigeo, Barichentro, Nova в Италии, Sloche в Канаде.
Это был золотой век джаз-рока.

В 80-е годы наметился закономерный спад. Такого количества музыкальных шедевров уже не было. Новых групп появилось немного, но они были. В первую очередь, нужно сказать о канадской Uzeb, самой интересной новой джаз-рок группе 80-х годов, в составе которой играл знаменитый бас-гитарист Alain Caron.
В 80-е годы появилось много групп, играющих джаз-рок в Японии: Ain Soph, Kenso, Prism, Keep, Space Circus, GAOS. В СССР были Арсенал, Квадро, Касеке, Радар, Гунеш. Во Франции Didier Lockwood Group. В США Drama, Ken Watson, Scott Lindemuth, Woodenhead, Karizma.

В 1984 г. John Mclaughlin воссоздал Mahavishnu Orshestra, Chick Corea создал новый проект Electric Band, Joe Zawinul 2 группы: Weather Update и Syndicate, Billy Cobham собрал новую группу. Свои сольные альбомы стали записывать
гитаристы Allan Holdsworth, John Scofield,
Kazumi Watanabe,
Bill Connors,
бас-гитаристы Jeff Berlin, Bunny Brunel, клавишник T Lavitz.

В 90-е г.г. главными джаз-рок проектами стали такие группы как Tribal Tech и Mark Varney Project. Frank Gambale записал несколько сольных альбомов.
А также гитарист Jeff Richman, бас-гитаристы Adam Nitti и Victor Bailey. Клавишник Adam Holzman создал свою группу. Другой клавишник Mitch Forman создал группу Metro. Бас-гитарист Uzeb Alain Caron создал новую группу LeBand. В США появилось несколько новых групп: Gongzilla
гитариста Bon Lozaga, Stratus, Gamalon, Jam Camp.
В Канаде The Code, 5 After 4.
В Германии Matalex, 7For4, Jazz Pistols, Susan Weinert, Leni Stern. В Японии Side Steps, Fragile, Group Therapy, Kehell, Wisywyg, WINS.
В Великобритании Persy Jones Tunnels, Network, Sphere3.

В 2000 г.г. появилось много групп играющих джаз-рок: в Японии Exhivision, IzgitNine, Trix; несколько проектов из Франции - Fugu, Jac La Greca, Fusion Project, Quidam; Италии - Virtual Dream, Zaq, Periferia Del Mondo; Испании - Planeta Imaginario, Onza, Gurth. В Нидерландах Richard Hallebeek Project. В США Garaj Mahal, Helmet Of Gnats, Bad Dog U, Kick The Cat, Code3, Whoopgnash, Savant Guard, Facing West, Rare Blend, Ecstazy In Number, Redshift.
Барабанщик Dennis Chambers, который участвовал в самых лучших группах современного джаз-рока: Cab, Niacin, Uncle Moe"s Space Ranch, "Boston T Party" с T Lavitz и Jeff Berlin, "Extraction" с Greg Howe и Victor Wooten, "Gentle Hearts" с Greg Howe и Tetsui Sakurai.

Особую роль в возрождении джаз-рока играет лэйбл Tone Center Records, созданный Марком Варни(Mark Varney) и Стивом Смитом(Steve Smith) в 1998 г.
Для этого лейбла Стивом Смит создал несколько проектов: Vital Tech Tones вместе с гитаристом Scott Henderson и басистом Victor Wooten; GHS с гитаристом Frank Gambale и басистом Stuart Hamm), диск "Strangers Hand" со знаменитым скрипачом Jerry Goodmen, басистом Oteil Burbridge; "Cause and Effect" с гитаристом Larry Corryel и клавишником Tom Coster; "Count Jam Band Reunion" с гитаристом Larry Corryel, басистом Kai Eckhardt.

Также на этом лэйбле вышли 2 диска группы Tribal Tech 99 и 2000г.г. Переизданы два диска знаменитой группы начала 90-х г. Mark Varney Project.
Самые лучшие группы современного джаз-рока изданные Tone Center Records: Cab, Uncle Moe"s Space Ranch, "Boston T Party" с T Lavitz и Jeff Berlin, "Extraction" с Greg Howe и Victor Wooten, во всех этих проектах участвовал барабанщик Dennis Chambers.

Также были изданы записи таких групп как Bass Extremеs бас-гитаристов Steve Bailey и Victor Wooten; Jing Chi с участием гитариста Robben Ford, бас-гитариста Jimmy Haslip и барабанщика Vinnie Colaiuta, сольные диски бас-гитариста Bunny Brunel "La Zoo", гитаристов Greg Howe и Scott Henderson, Steve Khan, Bill Connors.
Альбомы "Cosmic Farm" с участием Wasserman, Erickson, Lavitz, Sipe; "Endangered Species" с участием Herring, Lavitz, Harward, Gradney.

С середины 2000-х г.г. ведущим лейблом в области джаз-рока становится Abstract Logix Label. Так на Abstract Logix вышли новые альбомы таких музыкантов как John Mclaughlin, Lenny White, Jimmy Herring, Anthony Jackson, Gary Husband, Project Z, Sebastiaan Cornelissen, Alex Machacek, Scott Kinsey. Кроме этого Abstract Logix осуществляет дистрибуцию дисков джаз-рок групп со всего мира.

Английское слово fusion (сплав) лучше всего определяет название джазового направления, соединяющего элементы фанк, метал, фолк, джаза, хип-хопа, R&B, регги и других стилей. В одном альбоме jazz fusion может встречаться музыка всех вышеперечисленны х направлений, что делает их интересным для тех, кто ищет свой стиль и экспериментирует с джазом.

Исполнители

Jazz fusion — «сплав» джаза с элементами самых разных направлений: метала, электроники, регги, фолка, поп, рока, хип-хопа, этники и т.д. Зачастую даже в одном альбоме исполнителя вы обнаружите гремучую смесь из вышеперечисленно го. Фьюжн зародился в конце 60-х годов прошлого века, когда джазмены стали экспериментирова ть с электронной музыкой, роком, ритм-энд-блюзом. В то же время рок-музыканты не были чужды джазовых элементов и с их помощью разнообразили свои композиции. В 70-х годах fusion достиг своего расцвета, но и в последующие десятилетия он пользовался стабильной популярностью у исполнителей и слушателей. Этот стиль можно назвать систематизирован ным, специалисты рассматривают его как подход или музыкальную традицию, поэтому фьюжном считают, например, прогрессив-рок.

Наиболее яркими представителями fusion были музыканты, исполняющие джаз-рок, например, группы «Eleventh House», «Lifetime». Зарождение фьюжна было связано с такими оркестрами, как «Mahavishnu Orchestra» и «Weather Report», исполняющими яркую, интересную и разнообразную музыку, часто удачно экспериментируя с направлениями. Среди отдельных фьюжн-музыкантов особенно выделяются барабанщик Ronald Shannon Jackson, гитаристы Pat Metheny, John Scofield, John Abercrombie и James «Blood» Ulmer, саксофонист и трубач Ornette Coleman.

Фьюжн отличается инструментальнос тью, сложными тактами, метром, длинными композициями с включениями импровизаций. Большинство музыкантов, исполняющих эту музыку, легко узнаваемы благодаря высокому уровню техники, что редко встречается в подобных формах. В США fusion получает не много эфирного времени из-за свой сложности, отсутствию вокальной составляющей. Однако в Японии, Европе, Южной Америке существуют целые радиостанции, вещающие для большого количества поклонников стиля.

Джаз-рок (англ. jazz rock ) - направление музыки, название которого говорит само за себя. Эта уникальная смесь джаза и рока появилась сравнительно недавно - в 60-х годах ХХ века, когда некоторым прогрессивно настроенным джазменам рамки своего обширного стиля показались слишком узкими. Традиционно возникновение джаз-рока географически приписывают Соединенным Штатам, но и в Старом Свете также хватало самородков, которые независимо от своих коллег из-за океана осваивали новое звучание.

Уже в начале 60-х в Великобритании существовали группы такие, как Georgie Fame and the Blue Flames и Graham Bond Organisation, музыканты которых пытались совместить в своем творчестве джаз и ритм-н-блюз. Отголоски джаз-рока слышны и в альбоме 1964 года «The Five Faces of Manfred Mann» Манфреда Мэнна . Однако маститые музыкальные критики первой работой в джаз-роке склонны считать пластинку американского джазового вибрафониста Гэри Бертона (Gary Burton) «Duster», которая появилась в продаже в 1967 году. На этом диске в качестве гитариста выступил молодой техасский музыкант Ларри Кориелл (Larry Coryell). Именно он стоит у истоков стиля, который принято называть джаз-роком.

За год до работы с великим Гэри Бертоном Ларри успел отметиться в группе The Free Spirits, которая также пыталась в своих экспериментах смешивать джаз с роком. Когда стало понятно, что два независимых жанра музыки вполне совместимы, в хит-парадах появился «Miles in the Sky» Майлза Дэвиса (Miles Davis). С этого момента джаз-рок начал набирать обороты. Коллективы, играющие в новом ключе, возникали независимо друг от друга по обе стороны океана и звучали очень разнообразно. И это разнообразие определялось широкими рамками обоих жанров. Сравнить, к примеру, американцев Blood, Sweat and Tears с британцами The Soft Machine - абсолютно разный подход к музыке, но обе группы в определенные моменты творчества можно вполне отнести к данному направлению.

Джаз-рок характеризуется значительной продолжительностью композиций, импровизацией, своей джазовой основой со всеми вытекающими последствиями и использованием роковых инструментов. Во время расцвета этого направления в 70-х годах появились такие коллективы, как The Mahavishnu Orchestra, Weather Report, Brand X, Chicago, Return to Forever - группы, которые по сей день считаются классикой жанра. Последующие годы несколько расширили границы джаз-рока, добавив к нему world, фанк и элементы поп-музыки, включая электронику. Появилось множество поджанров, но их основой является все тот же неизменный джаз.

Джаз-рок также иногда называют термином "фьюжн" (англ. fusion), появление которого связано с приходом в джаз-рок черных музыкантов, не желавших себя ассоциировать с белой рок-культурой. Характерной особенностью фьюжн является уклон в funk. Но, в большей степени, термин "фьюжн" содержит в себе не музыкальный, а социальный подтекст, отмечающий осуществление «сплава» не только на уровне музыкальных культур, но и между различными этническими группами исполнителей и слушателей. Ярким примером такого социального сплава стало выступление чернокожего Майлза Девиса на концертах в Fillmorе West в 1970 году перед аудиторией белых хиппи в составе с белыми и черными исполнителями.

Miles Davis “In A Silent Way” (1969)

О корнях и происхождении джаз-рока (фьюжна) знатоки еще могут поспорить. Однако момент, когда джаз-рок стал знаменитым, обсуждению не подлежит. Музыкальный гений Майл Дейвис первым стал монтировать сложные инструментальные треки из различных сессий. И, что самое важное, побудил своих коллег исследовать новый путь в музыке. Этот и следующий альбомы Дейвиса – “Bitches Brew”, относятся к абсолютной классике жанра.

Mahavishnu Orchestra “The Inner Mounting Flame” (1971)

Гитарист Джон Маклафлин, принимавший участие в записи двух вышеназванных альбомов Майлза Дейвиса, собрал группу выдающихся инструменталистов – барабанщика Билли Кобэма и скрипача Жан-Люк Понти. Альбом The Inner Mounting Flame преподаст урок мастерского исполнения для многих рок-звезд от Deep Purple до Metallica и Dream Theater. Послушайте, что вытворяет с гитарой Маклафлин.

Herbie Hancock “Mwandishi” (1971)

На знаменитого клавишника и композитора Херби Хэнкока также очень повлияла совместная работа с Майлзом Девисом. К началу 70-х музыкант покинул лейбл Blue Note и начал коллекционировать новые электронные инструменты. Mwandishi означало имя самого Хэнкока на языке суахили, и ему принадлежит первенство по интеграции синтезаторов в джазовое полотно. Тем, кому звучание “Mwandishi” покажется слишком авангардным и импровизационным, следует обратить на фанковый проект Хэнкока “Head Hunters” (1973), получивший широкий отклик публики.

Return to Forever: Hymn of the Seventh Galaxy (1973)

Еще один пианист – Чик Кориа, после сотрудничества с Майлзом в 70-х сменил фокус интереса от авангарда к джаз-року. На альбоме проекта Return To Forever вместе с Кориа играет гитарист Билл Конорс, Стэнли Кларк на басу и Ленни Уайт на барабанах. Hymn of the Seventh Galaxy – это уже скорее не джаз-рок, а рок-джаз. Виртуозы-исполнители создают настоящий хард-роковый замес. Доселе неслыханный сплав электро, джаза, фанка и хард-рока, т.е. настоящий фьюжн (fusion — сплав).