Художественные особенности романа «Что делать». Несостоятельность идеалистических взглядов на развитие общественного сознания

Несостоятельность как качество личности – неспособность решить задачи, ради которых получено человеческое воплощение; неспособность достойным образом реализовать свою природу, добросовестно исполнять свой долг, обязанности; склонность демонстрировать свою неполноценность в довольно широком наборе ситуаций, иметь длинную историю неудач.

Одна замужняя женщина жалуется другой на несостоятельность мужа в постели: — Снизу его положишь — задыхается, сверху — засыпает, сбоку — телевизор, гад, смотрит!

Две подруги: одна замуж выходит, другая у нее - свидетельницей, решили накануне бракосочетания устроить девичник. Свидетельница, похотливо потягиваясь, говорит: Надо позвать 64 мужика! Невеста даже привстала со стула: Опа, а куда так много? Ну, прикинь,- отвечает свидетельница.- Из них половина точно окажется голубыми. Ну, допустим,- отвечает невеста. - Остается 32. Не многовато будет? Половина из этих окажется несостоятельными - свидетельница согнула указательный палец вниз. — Ну, да? Чо, прямо - половина несостоятельных? - невеста даже вынула чупа-чупс от волнения. — Хуже! Половина из оставшихся напьется и тоже ничего не сможет! - ответила, сморщившись, более опытная свидетельница.

– Вот же сволочи! - невеста сморщила лобик и стала считать в уме.- Остается четыре. Правильно,- свидетельница показала два пальца на одной руке, два - на другой. Пальцы показывали вверх. А зачем четыре, спросила невеста и снова засунула чупа-чупс в рот. Ну, как же. Ты совсем, что ли девочка? - свидетельница уже теряла терпение от такой умственной несостоятельности своей младшей подруги. — А вдруг нам захочется по два раза!

Несостоятельный человек – банкрот жизни. Жизненное фиаско – расписка в собственной несостоятельности. Жизнь пролетела, как мгновение, но другие за это мгновение успели сделать всё возможное, чтобы максимально близко приблизиться по своим качествам личности к Богу. Другие развивали разум, занимались самоосознанием, взращивали в себе положительные качества личности, совершенствовались, личностно росли, поднимая потенциал своего развития до вершин духовности.

Несостоятельный человек – не состоялся как жил только для себя, корысть была его знаменем. Он ничего не сделал полезного людям, всю жизнь завидовал, осуждал и обвинял других, оправдывал себя в самых немыслимых ситуациях, бросался с пеной у рта защищать свою важность и значимость, хотя в глазах окружающих он выглядел тусклым нолём без даже тонюсенькой палочки.

Несостоятельный человек так и остался незрелой, нецелостной и дисгармоничной личностью. Он не смог найти свой путь в жизни, поэтому по праву может называться беспутным человеком. Он вёл бесцельный образ жизни, украв у себя счастье, идти по предназначенному ему пути. Он только плакался в жилетку на несправедливость жизни.

Сказал лист белоснежной бумаги: — Пусть обвиняют меня в том, что я не выполнил своё предназначение, что остался несостоятельным. Чистым я сотворён и пребуду чистым вовеки- веков. Пусть лучше меня сожгут и обратят в пепел, чем я позволю чему-то тёмному или нечистому даже близко ко мне подойти, не то, что прикоснуться! Чернильница слышала, что говорила бумага, и в чёрном сердце своём смеялась над ней, однако приблизиться так и не посмела. Слышали её и цветные карандаши, но подступить к ней тоже не отважились. И остался белоснежный лист бумаги чистым и несостоятельным навсегда - чистым и несостоятельным - и пустым.

Несостоятельному человеку никогда не приходила в голову мысль взять ответственность на себя за всё, что происходит в его жизни. Он, как самосвал, всю жизнь сваливал ответственность на других. Всегда был прав и никогда не был виноватым.

Несостоятельный человек так и не понял, что за свободой выбора следуют обязательства, которые нужно свято исполнять всю жизнь. Свобода не в том, что женился, настрогал пять детей и потом, как свободная» личность, побежал за очередной юбкой. Свобода состоятельного человека – добровольно сделать выбор, например, жениться и, в то же время понимать, что за этим возникают пожизненные обязательства защищать, содержать и заботиться о членах своей семьи.

Елена Петровна Блаватская писала: «Долг – это то, что должно отдать человечеству, нашим близким, нашим соседям, нашей семье, и, прежде всего то, что мы должны всем тем, кто беднее и беззащитнее нас. Такова наша обязанность, и неисполнение её в течение жизни делает нас духовно несостоятельными и приводят к состоянию морального краха в нашем будущем воплощении».

Несостоятельный человек обычно оперирует фразами: — У всех так! Что я, один такой, что ли?

В фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» есть признание несостоятельного человека и реплика его жены: «Всё не то!… Мне тридцать пять лет!.. Всё погибло, всё! Саша!.. Александра!.. Всё погибло!.. Тридцать пять лет!.. Что?.. Я ноль, я ничтожество!.. Ноль!.. Мне тридцать пять лет!.. Лермонтов — восемь лет, как лежал в могиле!.. Наполеон был генералом!.. Вот!.. А я ничего в вашей проклятой жизни не сделал, ничего!.. Саша!.. Вы погубили мою жизнь. Я ничтожество по вашей милости!.. Александра!.. Где я?!.. Бездарный калека!.. Где мои силы, ум, талант?!.. Пропала жизнь!…

Что?! И ты здесь, хранительница очага, в котором давно уже ничего не тлеет… Ложь, обман, как я ненавижу тебя с твоими канарейками, борщами… Я знаю, тебе деваться некуда также как и мне. Боже мой! Каждый день видеть тебя, слышать твой голос, презирать тебя и себя и знать, что никуда не деться… Куда мы все денемся, куда?!

Мишенька… Мишенька родной мой, муж мой. Ты жив,.. значит и я живу. Я очень тебя люблю Мишенька,… я люблю тебя любого…. Весь мир для меня это ты… И мы снова будем счастливы… и будем жить долго… и нам повезёт, и мы увидим жизнь новую, светлую, чистую… Только надо любить, любить, Мишенька! Пока будем любить, будем жить долго и счастливо…

Психолог Руслан Нарушевич отмечает, что такова природа психики мужчины, что, когда он сталкивается с какой-то непреодолимой проблемой, он просто перестает действовать вообще, если он видит свою некомпетентность. Для того, чтобы не терпеть позора своей несостоятельности, он просто делает вид, что ему неинтересно.

Ни один мужчина по своей природе, зная, насколько это серьезное оскорбление, услышать от кого-то предложение о помощи, если он о ней не просил, зная, что это для него, в первую очередь, – признание его некомпетентности, его несостоятельности, его слабости, никогда сам добровольно не предложит помощь, зная, насколько это неприятно. Мужчины просто чокнуты на чувстве вины. Из-за чувства вины мужчине везде мерещатся упреки женщины, везде ему кажется, что его упрекают в несостоятельности, некомпетентности.

Несостоятельность может стать способом осуществления манипуляций человеческим сознанием. Манипулятор использует несостоятельность в качестве защитной линии поведения. Психологи отмечают, что как манипулятивная игра, демонстрация несостоятельности имеет свою внутреннюю выгоду и цель: «Если меня признают несостоятельным, я имею право быть оставленным в покое». Демонстрация несостоятельности может выражаться по-разному. Человек может разыгрывать Дурика, Жертву, Неудачника, тупить, переживать личностную беспомощность и фрустрацию, у него может все валиться из рук.

Истоки демонстрации несостоятельности. Изначально, демонстрация несостоятельности детям не присуща. Как защитное поведение, демонстрация несостоятельности выучивается ими (образцов всегда достаточно) в раннем детстве, как правило, от года до четырех, и используется в той мере, насколько старшие эту манипулятивную игру разрешают и принимают. Со временем эта игра для многих становится просто дурной привычкой. Неопытные родители допускают у детей демонстрацию несостоятельности, разрешают ее, умелые и опытные родители дают детям другие, более успешные образцы поведения.

Воспитанный человек демонстрацию несостоятельности обычно не устраивает. Демонстрация несостоятельности — проявление невоспитанности, когда человек просто не имеет хороших образцов и не знает, как вести себя правильно. Что делать? Учить себя хорошим манерам и эффективному влиянию.

Петр Ковалев

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Любимова Тамара Георгиевна. Товарно-денежные отношения при социализме и их трактовка в буржуазной экономической литературе: ил РГБ ОД 61:85-8/598

Введение

Глава первая. Критика буржуазных трактовок характера социалистического производства, соотношения плана и рынка 8

1.1. Товарно-денежные отношения в социалистической экономике 8

1.2. Критика буржуазных трактовок товарной формы производства при социализме 14

1.3. Несостоятельность буржуазных трактовок процесса совершенствования хозяйственного механизма при социализме 47

Глава вторая. Критика буржуазных трактовок законов и категорий товарно-денежных отношений при социализме 60

2.1. Несостоятельность взглядов буржуазных экономистов на действие законов стоимости, спроса и предложения, денежного обращения при социализме 60

2.2. Критика буржуазных трактовок денег, прибыли,цены в социалистическом хозяйстве 120

Заключение 151

Приложение 157

Литература 163

Введение к работе

В условиях обостроения общего кризиса капитализма, ухудшения международной обстановки в мире защитники интересов монополий усиливают идеологическую обработку масс, извращают марксистско-ленинское учение об экономических основах социалистического общества. Происходит дальнейшее усиление идеологической борьбы. В этих условиях одншл из направлений развития общественных наук, на котором в соответствии с решениями ХХУІ съезда КПСС, необходимо сосредоточить усилия, является "критика антикоммунизма, буржуазных и ревизионистских концепций общественного развития, разобла- чеяие фальсификаторов марксизма-ленинизма. В настоящее время партия ставит задачу создать единую динамичную и эффективную си-стему контрпропаганды. Составной частью этой системы является критика буржуазных теорий социализма. Этим обусловлена актуальность избранной темы.

Критике буржуазных и ревизионистских концепций социализма посвящено в советской науке немало книг и статей. В работах таких известных советских специалистов в области критики буржуазных теорий, как М.С.Атлас, В.С.Афанасьева, Р.Х.Васильевой, К.Б.Козловой, В.Н. Мазура, А.Н.Малафеева, А.Г.Милейковского, Н.М.Осадчей, Ю.Я.Ольсевича, А.Д.Смирнова, Г.Н.Сорвиной, Л.Н.Сперанской, Л.Г.Суперфин, С.А.Хавиной, Г.Б.Хромушина, В.Ф.Цата, Р.М.Энтова и др. раскрыта несостоятельность буржуазных трактовок ряда категорий и законов товарно-денежных отношений при социализме. Однако в советской экономической литературе нет пока специальных 1 Материалы ХШ. съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981, с.145, 146.

1983 года. - М.: Политиздат, 1983, с.7. обобщающих исследований, посвященных избранной теме.

Бее это предопределило выбор темы диссертационной работы и предмет исследования.

Предметом нашего исследования является критика буржуазных трактовок товарно-денежных отношений при социализме за период с I960 по 1983 гг. Выбор данного периода обусловлен тем, что, начиная с 60-х гг., экономика социалистических стран вступает в качественно новый этап своего развития. Необходимость обеспечения дальнейшего ускоренного развития производительных сил социалистического общества требует перехода на путь преимущественно интенсивного развития экономики, что обусловливает определенные изменения в области управления, планирования и экономического стимулирования производства, совершенствования планомерного использования товарно-денежных отношений. Однако именно эти изменения попытались ^дискредитировать буржуазные экономисты.

Цель работы заключается в том, чтобы,проанализировав буржуазную экономическую литературу за период с I960 по 1983 гг., вскрыть с позиций марксизма-ленинизма несостоятельность буржуазных трактовок товарно-денежных отношений при социализме и показать их классовую направленность.

В соответствии с этой общей целью в работе ставятся следующие задачи: исследовать концепции буржуазных экономистов, по-разному интерпретирующих товарную форму производства при социализме; показать несостоятельность буржуазных трактовок процесса совершенствования хозяйственного механизма социалистического общественного производства; вскрыть теоретическую и фактическую несостоятельность буржуазных трактовок законов и категорий товарно-денелшых отношений при социализме; - .5 - дать классификацию буржуазных взглядов на экономические законы и категории товарного производства в условиях социализма; показать классовое содержание и направленность буржуазных теорий по данной проблеме.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней:

Выяснена несостоятельность антимарксистских трактовок использования товарно-денежных отношений в процессе совершенствования социалистического хозяйственного механизма за период с I960 по 1983 гг.

Впервые дан критический анализ взглядов Ф.Хаффнера, Р.Бирнса, Г.Стоуна, Г.Халма по проблеме действия законов стоимости, спроса и предложения, денежного обращения, Г.Лептина, діс.Вильчинского по вопросу о прибыли в социалистической экономике.

Приведены новые доводы, опровергающие измышления П.Уайлза, Дж.Вильчинского, Р.Портеса о наличии инфляции в СССР.

Выяснена необоснованность трактовки рядом буржуазных экономистов мер по совершенствованию хозяйственного механизма в социалистических странах, как имеющих якобы капиталистическое содержание.

Показано, что с позиций буржуазных теорий "командной экономики", абсолютизирующей административные методы управления, а также теорий "конвергенции", "рыночного социализма", признающих возможность использования только капиталистических товарно-денежных отношений, объективно невозможно отразить реальный процесс совершенствования социалистического механизма хозяйствования.

Теоретической и методологической основой диссертации являются положения, разработанные классиками марксизма-ленинизма, Конституция СССР, Программа КПСС, материалы съездов КПСС, Пленумов ЦК КПСС, Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по экономическим вопросам, труды ведущих ученых-экономистов СССР, работы специалистов в области критики антимарксистских теорий.

В качестве материала для критического анализа использованы периодическое издание Института советских и восточноевропейских исследований университета Глазго (Англия) "Советские исследова-ния" за период с I960 по 1983г.г., монографии, журнальные статьи, учебная литература, энциклопедии, энциклопедические словари буржуазных экономистов США, Англии, Австралии и др.

Информационной базой для обоснования фактической несостоятельности буржуазных трактовок товарно-денежных отношений при социализме послужили статистические сборники ЦСУ СССР, статистические ежегодники стран-членов СЭВ, монографии и статьи в советской периодической печати, материалы конференций, посвященных вопросам критики антимарксистских теорий социализма.

Предмет, цель и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав и заключения.

Первая глава - "Критика буржуазных трактовок характера социалистического производства, соотношения плана и ринка".

Дискуссионность вопроса о товарно-денежных отношениях при социализме в советской экономической литературе вызвала необходимость определить позицию автора по данному вопросу. В данной главе показана несостоятельность буржуазных интерпретаций товарной формы социалистического производства представителями теорий "командной экономики", "конвергенции", "рыночного социализма", а также фальсификация процесса совершенствования хозяйственного механизма в социалистических странах в исследуемом периоде.

Вторая глава - "Критика буржуазных трактовок законов и категорий товарно-денежных отношений при социализме" посвящена анализу буржуазных взглядов на закон стоимости, закон спроса и предложения, закон денежного обращения при социализме, критике буржуазных интерпретаций планомерного использования денег, прибыли, цены в условиях социалистического производства.

В заключении содержатся выводы, полученные в результате исследования.

Товарно-денежные отношения в социалистической экономике

Товарно-денежные отношения при социализме представляют собой "общественные отношения, складывающиеся в социалистическом обществе в процессе планомерного производства продукта, необходимого для удовлетворения потребностей общества и поступающего в потреб-ление посредством планомерного товарного обмена..

Вопрос о сохранении товарного производства в, условиях социализма в настоящее время остается дискуссионным в советской экономической науке. Наша задача - не вступая в полемику, изложить свою позицию по данному вопросу, на основе которой будет осуществляться анализ буржуазных трактовок товарно-денежных отношений при социализме.

Мы придерживаемся точки зрения тех советских экономистов, которые рассматривают товарно-денежные отношения при социализме как особую форму непосредственно общественных отношений. Так, Д.А.Смол-дырев отмечает, что "самое главное и общее выражение их (товарів Экономическая Энциклопедия. Политическая экономия (в 4 томах) отношений - Л.Т.) исторической специфики, отличия от известных двух исторических типов в том, что они органически вплетаются в систему непосредственно-общественного социалистического производства, не могут быть выражены вне этой системы с тем, чтобы не потерять свою качественную особенность как социалистического типа товарных отношений. С другой стороны, система непосредственно-общественного производства при социализме не может быть выражена вне и вопреки товарным отношениям."5 Член корр. АН СССР Пашков А. подчеркивает, что "социалистическое, планомерно организованное товарное производство служит особой формой социалистического, планомер-но организованного непосредственно общественного производства" . Товарная форма, считает Я.Кронрод, "корнями своими "уходит" в особенности социалистической собственности, свойственна и социалистическому непосредственно общественному производству..."

Данные экономисты, рассматривая социализм, как низшую фазу коммунистического способа производства, исследуют его производствен?», ные отношения как единую целостную систему, в которую входят три группы отношений: во-первых, общекоммунистические отношения, сушествующие в исторически специфической для социализма форме (отношения собственности на средства производства, непосредственно общественный труд и т.д.); во-вторых, отношения, присущие только социалистической фазе коммунистического способа производства (отношения распределения по труду и т.д.); в-третьих, отношения, продолжающие свое существование и при социализме, но приобретающие новое социально-экономическое содержание (товарно-денежные отношения). Эти три группы отношений "не просто присутствуют при социализме, они ему внутренне присущи, - пишет Я..Кронрод, - имманентны; всем им свойственна специфически социалистическая форма.

В этом и состоит их системное единство, их целостность" . Именно с позиций этого системно-методологического подхода к целостности производственных отношений.товарно-денежные отношения выступают как особая форма непосредственно-общественных отношений при социализме.

Как известно, марксистско-ленинская экономическая теория не признает явлений и категорий, не зависящих от конкретных исторических социально-экономических условий. В.И.Ленин в работе "Империализм, как высшая стадия капитализма", критикуя Каутского, подчеркивал, что абстрагирование от специфики изучаемого явления, стремление отговориться от существующих противоречии, забыть самые важные из них, вместо вскрытия всей глубины противоречий такая теория ничего общего с марксизмом не имеет. "Самое надежное в вопросе общественной науки, - писал В.И.Ленин, - ... самое важное, чтобы, подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь."

Несостоятельность буржуазных трактовок процесса совершенствования хозяйственного механизма при социализме

Критический анализ буржуазных трактовок социалистического про-иизводства показал, что они основаны на двух концепциях-"командной экономики" и "рыночного социализма", созданных в 30-40 г.г. (теория "рыночного социализма") и в 50-х г.г. (теория "командной экономики"). С позиций этих ненаучных представлений буржуазные экономисты пытаются объяснить процесс совершенствования хозяйственного механизма в социалистических странах, происходивший в период с 60-х г.г. по настоящее время.

Начиная с 60-х г.г., европейские социалистические страны вступили в качественно новый этап экономического развития. Этот период характеризуется проведением определенных изменений в области управления, планирования, экономического стимулирования производства. Необходимость обеспечения дальнейшего ускоренного развития производительных сил социалистического общества требовала перехода на путь преимущественно интенсивного развития экономики,использования достижений научно-технического прогресса, обеспечения сбалансированного роста различных отраслей народного хозяйства, Однако, именно эти изменения попытались дискредитировать буржуазные экономисты. Так, в 1973г. известный американский экономист, профессор экономики Мичиганского университета М.Борнстейн писал:" В начале 60-х г.г. все большее число экономистов (советских - Л.Т.)

Качало осознавать и выражать необходимость экономической реформы как части сдвига от более централизованной экономической системы в "экстенсивной" фазе экономического развития к менее централизованной системе в "интенсивной " фазе. Эта формулировка была политически удобна, потому что она давала им возможность доказывать потребность в изменении без изменения... традиционной системы." В действительности, основная причина перестройки хозяйственного механизма в 60-х и 70-х годах была связана с качественным своеобразием экономики развитого социализма, с ее новыми возросшими требованиями к системе и методам управления, планирования и экономического стимулирования производства. Главной задачей развития экономики становится повышение эффективности общественного производства, основным способом обеспечения которого является интенсификация производства.

Необходимость перевода социалистической экономики на интенсивный путь развития обусловлена рядом объективных причин, к которым относятся: во-первых, создание мощного производственного научно-технического потенциала, требующего наиболее полного и эффективного его использования; во-вторых, все более широкое развертывание в современных условиях научно-технической революции; в-третьих, исчерпыванием в значительной степени традиционных (экстенсивных) факторов экономического роста.

Таким образом, переход к воспроизводству интенсивного типа не "политическая формулировка", как считает М.Борнстеин, а закономерность социалистического хозяйства, вступившего в стадию развитого социализма, продиктованная, в первую очередь, объективными экономическими условиями.

Перевод общественного производства на рельсы интенсивного развития - очень длительный и сложный процесс. Большое внимание в исследуемом периоде буржуазные экономисты уделяли экономическим реформам, проводимым в середине 60-х годов в социалистических странах Европы.

Среди буржуазных экономистов нет единства во взглядах на экономические реформы социалистических стран, что объясняется отсутствием единой экономической теории социалистического общества в буржуазной политической экономии.

Многообразие точек зрения буржуазных экономистов по данному вопросу обусловило дифференцированный подход советских экономистов к их анализу. В частности, Сутырин С.Ф., изучив взгляды советологов за период с 1966 по 1972 г.г., выделил три направления в трактовках хозяйственной реформы в СССР: концепцию "сползания к капитализму"; трактовку хозяйственной реформы представителями тео-рии "конвергенции"; концепцию "безрезультатности реформы", f Анализ буржуазной экономической литературы за период с 1966 по 1983 г.г. по данной проблеме позволяет уточнить и несколько расширить данную классификацию.

Мы выделяем четыре группы буржуазных экономистов, по-разному трактовавших хозяйственные реформы 60-х г.г. 1969г. профессор экономики Массачусетского университета (США) В.Холесовский писал, например,что экономическая реформа в ЧССР должна восстановить и сохранить полезность Чехословакии для советской экономической империи". Подобную точку зрения отстаивал уже в 1976 году английский экономист В.Кусин. Дискредитируя саму идею экономических реформ, данный автор для "убедительности" свои "аргументы" облекает в "теоретическую" оболочку. Сначала он дает общее определение реформы: "Общим знаменателем различных реформ, - пишет В.Кусин, - является "изменение к лучшему" или "прогрессу" . Однако, считая "официальное значение" слова "реформа" обманчивым, он определяет социалистическую экономическую реформу следующим образом: "Под реформой я буду понимать... определенный шаг в теории или в политике, посредством которого установленная коммунистическая система, действовавшая в СССР... и введенная в Восточную Европу после второй мировой войны, будет изменяться в направлении большего национального участия и более независимого идеологического, экономического, политического и культурного развития".

Несостоятельность взглядов буржуазных экономистов на действие законов стоимости, спроса и предложения, денежного обращения при социализме

Буржуазные трактовки товарно-денежных отношений при социализме основаны на отрицании трудовой теории стоимости К.Маркса, поэтому необходимо, по нашему мнению, вкратце охарактеризовать отношение буржуазных экономистов к экономическому учению марксизма.

В нашем исследовании мы анализріруем отношение буржуазных экономистов к трудовой теории стоимости Маркса с точки зрения ее применимости к социалистической экономике. "Аргументы" буржуазных теоретиков, с помощью которых они пытаются отрицать возможность использования трудовой теории стоимости К.Маркса, можно выделить в три тесно переплетенные между собой группы.

Во-первых, утверждения ряда буржуазных экономистов (М.Блауг, Л.Сирк и др.) о том, что теория Маркса якобы устарела, основаны на том, что она была написана для капиталистической экономики XIX века, а потому будто бы не соответствует действительности в капиталистическом и социалистическом обществах. "Экономическое учение Маркса (economics По данному поводу Л.Сирк,-было, намного лучше достижений многих его современных эпигонов-но он писал сто лет тому назад.

Таким образом, формально, исходя только из факта времени создания трудовой теории стоимости, буржуазные экономисты пытаются убедить своих читателей в том, что она якобы не годится для современных условий производства.

Во-вторых, широко используются "аргументы", направленные на то, чтобы попытаться доказать "теоретическую несостоятельность" трудовой теории стоимости.

В западной литературе часто утверждается в связи с этим, что цены, установленные на ее основе, не решают проблему что, сколько и каким способом производить, как распределять произведенный продукт, каким образом рационально выбирать, распределять и использовать наличные ресурсы производства. "На основе этой теории (трудовой теории стоимости Маркса - Л.Т.), - пишет М.Борнстейн, - официальная советская экономика долго отрицала вклад в производство нетрудовых факторов, таких, как капитал и земля, игнорировала роль спроса и ограниченности в определении стоимости и вообще препятствовала марашналистским расчетам. Однако буржуазные экономисты трактуют маршшализм только в узком смысле этого понятия. Дело в том, что при анализе маркина-лизма необходимо разграничивать его значение в широком и узком смысле. В широком смысле маржинализм представляет собой совокупность экономико-математических методов анализа предельных величин, методов оптимальных решений, прогнозирования экономики. В.узком смысле слова маржинализм представляет собой ряд буржуазных теорий "предельной полезности" и "предельной производительности" факторов производства, направленных на завуалирование классовых антагонизмов капиталистического общества, на интерпретацию экономического равновесия капиталистического хозяйства как гармонию классов. В этом заключается апологетическая, идеологическая.функция маржинализма.

Марксистско-ленинская экономическая наука отрицает социально-экономические выводы буржуазных теорий "предельной полезности", "предельной производительности" и др., доказывает их несостоятельность, используя арсенал экономико-математических методов для развития экономической теории социализма. Как справедливо отмечает И.В.Котов: "Было бы глупой ошибкой видеть в использовании предельных величин, методов маржинального анализа противоречие с марксизмом, так как применение математики в экономике невозможно без использования предельных величин, методов предельного анали-за94 . Выступая против трудовой теории стоимости К.Маркса, буржуазные идеологи часто утверждают, что так как Маркс и Энгельс не дали ответа на конкретные проблемы, существующие в социалистической экономике, то их теория якобы не применима к социализму. В частности, М.Борнстейн пишет: "Маркс и Энгельс не предлагают совета по таким важным вопросам, как внутренняя организация производственных единиц и их координация во внутреннем (и внешнем) масштабе, или методов распределения редких ресурсов для достижения общественно оптимального выпуска товаров и услуг. Таким образом, вклад марксизма в экономическую теорию социализма - и в советскую эко-номическую политику и практику очень ограничен" . Такое толкование экономической теории марксизма носит тенденциозный характер. Классики марксизма никогда не ставили перед собой задачу дать конкретную картину будущего социалистического общества. Марсе, как отмечал Ф.Энгельс, "... о том, что будет после социального переворота... говорит в самых общих чертах" . Свои прогнозы в отношении социализма К.Маркс и Ф.Энгельс строили на основе обобщения тенденций развития капитализма, глубоко научно обосновав неизбежность гибели капиталистического способа производства и победы пролетарской революции, а также создав общее учение о переходном периоде от капитализма к социализму и двух фазах коммунистического способа производства, для которых общественная собственность на средства производства и планомерный характер развития - являются определяющими чертами.

Критика буржуазных трактовок денег, прибыли,цены в социалистическом хозяйстве

Буржуазные трактовки законов товарно-денежных отношений при социализме конкретизируются в их интерпретациях категорий товарного производства в плановом хозяйстве.

Экономические категории "выражают в форме абстрактных понятий... отношения между людьми, общественные производственные отношения. Исследуя экономические категории марксистско-ленинская экономическая наука, раскрывает сущность производственных отношений того способа производства, в котором они действуют. Как экономические категории, категории товарного производства при социализме выражают социалистические производственные отношения. Буржуазные трактовки экономических категорий товарно-денежных отношении в социалистическом хозяйстве также основаны на отрицании трудовой теории стоимости К.Маркса и на использовании буржуазных концепций, существующих в официальной экономической теории капиталистического общества.

Одной из важнейших категорий товарного производства являются деньги. Советские экономисты справедливо критикуют буржуазные представления о деньгах в социалистической экономике. В частности, отмечается, что представители теории " командной экономики" (Г.Грос-ман, П.Уайлз и др.) рассматривают деньги при социализме только как "пассивные" деньги, выполняющие функцию "единицы расчета" для контроля за выполнением плана. Однако, причины такой буржуазной трактовки денег при социализме раскрыты в советской экономической литературе недостаточно. По нашему мнению, не совсем полностью объясняет эти причины, такое, например, утверждение М.С.Атлас: "Из ложной посылки, что при социализме использование денег вызывается лишь "удобством" для планирования и учета, сторонники концепции "командной экономики" делают вывод об их превращении в номинальные, счетные деньги, не имеющие внутренней стоимости." их

Причина буржуазных интерпретаций денег в социалистическом обществе как "расчетных единиц" кроется в бурсуазной "теории денег, которая представляет собой современный вариант старой номиналист тической теории денег, отрицающей внутреннюю стоимость денег ж их товарную природу.

Буржуазная "теория денег" не рассматривает деньги как специфический товар, за которым закрепляется роль всеобщего эквивалента. Само определение денег, их сущности не имеет единственной трактовки. Одни экономисты определяют деньги, как "все, что угодно, что является вообще приемлемым в качестве уплаты долга." Другие отождествляют деньги с богатством. Так, американские экономисты Т.Бирнс и Г.Стоун пишут: "Что такое деньги? Неясность в этом вопросе лежит в общей несостоятельности различать богатство и деньги. Ваше богатство является разностью между стоимостью ваших активов и стоимостью ваших пассивов. В добавок, будучи активом сшли по себе, деньги имеют уникальное свойство выступать еди-ницей, с помощью которой измеряются другие активы и пассивы". Третьи рассматривают деньги, как "доход", 4 четвертые - как М. Pedersen J. Essays in Monetary Theory and Related Subjects."средство сокращения затрат рыночной торговли". и т.д. Таким образом, отсутствие единого определения категории денег уже гово-рит о ненаучности буржуазной "теории денег", которая еще ярче проявляется в трактовках функций денег в товарном производстве.

Буржуазная "теория денег", как правило, признает только три функции денег: деньги как "средство обмена", деньги как "единица расчета" и деньги как средство "сохранить стоимость".

Определяющей функцией денег считается функция денег как "средство обмена", которая определяется, например, следующим образом: "Товары могут быть обменены на деньги, которые затем могут обменяться на другие товары и отсюда деньги служат как средство, с помощью которого облегчается обмен. Способность выполнять эту функцию является, фактически, определяющей характеристикой денег." 6

В противоположность буржуазной трактовки денег марксистская теория рассматривает деньги как всеобщий эквивалент, выделяет в качестве главной их функции функцию денег как меры стоимости."Именно потому, - пишет К.Маркс, - что все товары как стоимости представляют собой овеществленный человеческий труд и, следовательно, сами по себе соизмеримы, - именно поэтому все они могут измерять свои стоимости одним и тем же специфическим товаром, превращая таким образом этот последний в общую для них меру стоимости, т.е. деньги". Таким образом, логически выделяя деньги из товарного мира, К.Маркс определяет их сущность и функции.

В различные эпохи истории общества господствовали различные общественные взгляды, общественные идеи, политические, эстетические, философские теории. В чем причина общественного изменения идей, взглядов, теорий?

Идеалисты ищут ответа на эти вопросы в самих идеях, в их изменении и развитии. Они рассматривают развитие общественного сознания как самодовлеющий процесс, независимый от условий материальной жизни общества. Одни идеалисты, как, например, Гегель, видят причины развития общественного сознания в развитии «абсолютной идеи», «мирового духа». Но «абсолютная идея», или «мировой дух», это не более как фикция, вымысел идеалистов. Гегель отрывает сознание людей, их духовную деятельность от самих людей., от жизненной основы - от условий материальной жизни общества и тем самым мистифицирует общественные идеи.

Другие идеалисты ищут источник развития общественного сознания в таинственных извечных свойствах «национального духа» или расы. Но реально в общественной жизни не существовало и не существует никаких неизменных свойств «народного духа» или расы. История доказывает, что идеи и взгляды людей изменяются в зависимости от изменения условий их жизни. В одну и ту же эпоху различные общественные классы, принадлежащие к одной и той же расе и нации, являются сторонниками совершенно противоположных общественных идей, политических взглядов и общественных теорий. Никакими свойствами расы, «национального духа» нельзя объяснить этой противоположности идей, взглядов, теорий. История свидетельствует о том, что даже один и тот же общественный класс, например буржуазия в лице ее идеологов, в различные периоды своего развития может придерживаться совершенно различных взглядов на природу, на государственное устройство, на демократию, на свободу и национальный суверенитет народов и т. д. Недаром говорят, что, если бы Линкольн или Джефферсон появились в современной Америке, правительство США обвинило бы их в антиамериканской деятельности, нашло бы их образ мыслей «не американским», и им пришлось бы предстать перед комиссией Конгресса США по расследованию антиамериканской деятельности.

Само собой понятно, что причины такой метаморфозы политических взглядов буржуазии лежат не в сфере «национального духа», не в духовной жизни, а в изменившихся условиях материальной жизни буржуазного общества, в превращении буржуазии из класса прогрессивного в класс реакционный.

Фридрих Энгельс, критикуя идеалистические взгляды буржуазных идеологов, писал, что все они в объяснении идеологического процесса исходят из ложных, призрачных причин. Истинные побудительные силы, обусловливающие развитие общественной мысли, остаются для них неизвестными. Рассуждая об идеологическом процессе, социолог-идеалист «выводит как содержание, так и форму его из чистого мышления - или из своего собственного, или из мышления своих предшественников. Он имеет дело исключительно с материалом мыслительным; без дальнейших околичностей он считает, что этот материал порожден мышлением, и не занимается исследованием никакого другого, более отдаленного и от мышления независимого источника. Такой подход к делу кажется ему само собой разумеющимся, так как для него всякое человеческое действие кажется основанным в последнем счете на мышлении, потому что совершается при посредстве мышления». (К.Маркс и Ф.Энгельс, Избранные письма, 1947, стр. 462). «...Видимость самостоятельной истории форм государственного устройства, правовых систем, идеологических представлений в любой области прежде всего и ослепляет большинство людей».(Там же, стр. 463).



Глубочайшей причиной такого превратного, идеалистического представления о развитии общественного сознания, общественных идей, политических и философских взглядов и теорий является отделение умственного труда от физического, монополизация умственного труда эксплуататорскими классами и их идеологами. Только в этих условиях могло возникнуть и упрочиться представление о развитии идеологии, форм общественного сознания, как самодовлеющем процессе, не зависимом от условий материальной жизни общества.

Классовые интересы побуждают идеологов буржуазии извращать действительную связь явлений общественной жизни,отрывать духовный процесс от условий материальной жизни общества. К чему приводит на практике такой идеалистический взгляд на происхождение идей, можно судить по книге американского историка Мак Говерна «От Лютера до Гитлера» (Бостон). Мак Говерн ищет истоки реакционной идеологии германского фашизма в учениях Макиавелли, Лютера, Гегеля, Гоббса, Дж. Чемберлена. Он сознательно или инстинктивно не затрагивает действительной основы, на которой вырастает фашизм и его идеология. Эта основа - монополистический капитализм, империализм. Понятно,почему буржуазные социологи боятся касаться этого действительного корня, источника фашистской реакционной империалистической идеологии: указание на эту причину показало бы внутреннее родство всей реакционной идеологии империалистической буржуазии с фашистской идеологией.

«Одного яйца два раза не высидишь », ? Козьма Прутков

Если анализировать все т.н. «коммунистические» публикации периода после 1991 года, то станет ясно, что их авторы до сих пор не поняли, как их бывшие руководители на основе марксизма-ленинизма довели СССР до краха и породили горе-теоретиков типа Гайдара (ныне уже покойного). Многие помнят широко тиражируемый лозунг: «Учение Маркса всесильно потому, что оно верно». А между тем 1991 и последующие годы не только поставили под сомнение всесильность этого учения, но и обнажили неработоспособность методологии бездумных лозунговых прорывов, заканчивающихся известным: «Хотели как лучше…».

История не терпит сослагательных наклонений; мы получили ровно то, что было возможно в рамках господствовавшего учения, ибо обеспечение устойчивости созданной на его базе общественной системы к любым внутренним и внешним воздействиям и является мерилом его практической полезности. Когда всё рушится, как карточный домик, то истоки краха следует искать не в отдельных ошибках, а в фундаменте. Лимит доверия к теории Маркса? марксизму? исчерпан. Марксизм, как теоретическая платформа и государственная идеология, оказался несостоятельным, в результате чего СССР потерпел поражение в информационной (холодной) войне и был уничтожен, а народ богатейшей по-прежнему во всех отношениях страны мира? России? влачит постыдно жалкое существование. Настала пора простому человеку, в отличие от поджидающей очередных лозунгов “элиты”, заменить веру фальшивым авторитетам собственным, адекватным Объективной реальности, мировоззрением и проистекающим из него миропониманием (т.е. представлением о Мире в лексике), и самостоятельно разобраться в основах экономики и финансов.

Любопытно то, что марксизм, порождённый системой надгосударственного (глобального) управления, и по сию пору сохраняет свою неприкасаемость. Вы, наверное, заметили, что единые закулисные хозяева «правых» и «левых» не допускают критику Маркса ни теми, ни другими. Даже на буржуазно-либеральном Западе марксизм? вне критики. Более того, обострившийся системный кризис привёл к очередной реанимации марксизма: как сообщали СМИ во многих странах Запада, с началом финансово-экономического кризиса в 2008 году выросли продажи произведений Маркса и марксистов. Дело здесь в том, что закулисные хозяева сатанинской системы глобального управления издревле применяют уловку: подконтрольные ей бéсы разделяются системой на две идеологически непримиримые группы («правых» и «левых»); и когда мир зовёт на помощь, пытаясь спастись от одной из них, вторая группа приходит в обличии ангелов и вытесняет первую. На этот раз мир зовёт на помощь, пытаясь спастись от «правых», и тут в обличии ангелов-спасителей приходят и навязчиво предлагают себя «левые» бесы, пытаясь вытеснить «правых»…

Начнём с важнейшего звена? с политэкономии марксизма . Политическая экономия (политэкономия) вообще? это действительно полезная общественная наука, изучающая экономические законы, управляющие производством и распределением материальных благ, законы развития производственных, т.е. экономических, отношений людей. И есть ещё одна полезная наука? метрология. Это? наука об измерениях. Так вот марксизм? это метрологически несостоятельное учение. Он оперирует исключительно фикциями, которые невозможно измерить на практике и связать с жизнью, с решением практически значимых задач. Если взять любое производство, то на его складе не удастся измерить объёмы «необходимого» и «прибавочного» продукта. Ни одни часы не покажут, когда закончилось «необходимое» рабочее время и началось «прибавочное». То есть реальный бухгалтерский учёт не может вестись на базе марксистской политэкономии. Марксизм полностью обнажил свою несостоятельность уже к началу 1950-х годов; с той поры и возник усугубляющийся со временем кризис псевдокоммунистического развития СССР.

Жёсткое разоблачение марксизма и фактически смертный приговор ему вынесен в 1952 году Сталиным в работе «Экономические проблемы социализма в СССР». Это обстоятельство, на наш взгляд, было решающим. Именно по этой причине работы Сталина были фактически, хотя и не юридически, запрещены, а он сам убит (факт его убийства 5 марта 1953 года прямым неоказанием медицинской помощи считается установленным). Вслушайтесь в текст работы Сталина: «Я думаю, что необходимо откинуть и некоторые другие понятия, взятые из «Капитала» Маркса, (…) искусственно приклеиваемые к нашим социалистическим отношениям. Я имею в виду, между прочим, такие понятия, как «необходимый» и «прибавочный» труд, «необходимый» и «прибавочный» продукт, «необходимое» и «прибавочное» время. (…). Я думаю, что наши экономисты должны покончить с этим несоответствием между старыми понятиями и новым положением вещей в нашей социалистической стране, заменив старые понятия новыми, соответствующими новому положению. Мы могли терпеть это несоответствие до известного времени, но теперь пришло время, когда мы должны, наконец, ликвидировать это несоответствие ».

Это? заявление чрезвычайной методологической важности. Терминологический аппарат? это основа основ в управлении и, по сути, пункт обвинительного заключения в адрес отечественной экономической “науки”. За терминами политэкономии марксизма нет измеряемых (мерных) óбразов. Термины? фикции. Отсюда первый результат, которого добился марксизм, сводится к тому, что при простом упоминании этой темы «среднестатистическому человеку» становится скучно и у него пропадает интерес к собеседнику.

Далее про философию. Очевидная бесполезность философии марксизма в жизненной практике проистекает из изначально ошибочной постановки основного вопроса философии, касающегося соотнесения материи и сознания: что первично, материя или сознание? Способно ли сознание правильно отразить Мир?

Первая часть вопроса лежит вне сферы логических доказательств. Сознание (по-другому? информация, идея, óбраз, дух) и материя (по-другому? вещество, вещь) ? это две нераздельные составляющие одного явления. Что из них первично? ? Вопрос из области «приколов». Такого вопроса в Объективной реальности не существует, разве что в чьём-то неадекватном ей воображении. Потому что в Объективной реальности не бывает абстрактной материи без конкретных информационных характеристик, как не бывает информации без материального носителя. «Нет вещи без óбраза», ? гласит русская пословица. Об этом же свидетельствует и многовековой беспредметный и бессмысленный спор философских школ материалистов и идеалистов. Хозяева сатанинской системы глобального управления включили эти школы в свою стандартную алгоритмику? «разделяй, стравливай и властвуй». Кроме того, даже если бы что-то из них и было первичным, ? от этого ничего бы не изменилось на практике, поскольку этот факт пришлось бы принять как объективную данность, не подчинённую субъективному произволу философов и их учеников.

По второй части вопроса всякому понятно, что мнения о Мире могут соответствовать Миру, а могут и не соответствовать. А вот основной вопрос практически полезной философии ? вопрос о предсказуемости последствий человеческой деятельности, последствий применения тех или иных мнений, претендующих быть научным знанием, к решению практических задач? остаётся за рамками марксизма .

Единственно здравая постановка основного вопроса философии сводится к выявлению и реализации человеком объективных возможностей предвидеть будущее. Будущее, которое имеет много вариантов. Такое предвидение позволяет осуществить выбор наилучшего в некотором смысле варианта для воплощения его в жизнь? в масштабах личной судьбы человека, семьи, страны и, наконец, всего человечества. В соответствии с исследованием этого вопроса человек и должен избирать вариант наилучшего поведения как сегодня, так и в обозримом будущем. На протяжении всей истории нашей цивилизации именно к таким вопросам никогда не ослабевает интерес. Подобные воззрения на основной вопрос жизненно полезной философии высказывались и современниками Маркса, но они остались незамеченными ни наукой, ни широкой политической общественностью. Например, этнограф Тайлор (1832 - 1917) заявил о «философии истории в обширном смысле как об объяснении прошедшего и предсказании будущих явлений в мировой жизни человека на основании общих законов» (см. «Первобытная культура», Москва, «Политиздат», 1989, стр. 21). Известно и сходное по смыслу высказывание Наполеона Бонапарта: «Предвидеть? значит управлять».

Марксизм не просто ошибочен. Он целенаправленно создаёт искажённое восприятие Объективной реальности, нужное его заказчикам (хозяевам марксизма). Например, марксистская интерпретация основы развития природы и общества гласит: развитие происходит путём борьбы противоположностей, которая царит во всей природе и общественной жизни. Отсюда и появилась наукообразная ересь? марксистский закон «единства и борьбы противоположностей». Это? точный слепок с сатанинской концепции управления по принципу «разделяй, стравливай и властвуй». Но Мир устроен иначе. Основой развития является не борьба, а взаимодействие разнокачественных явлений. При этом надо понимать, что взаимодействие может быть не только парным; и оно вовсе не обязательно выражается в форме борьбы на уничтожение. Кровавая бойня в России «белых» и «красных» (1917 - 1920 гг.) ? неизбежное следствие марксизма; дескать, в стране реализовалась безальтернативная необходимость. Марксизм провоцирует классовую борьбу, умышленно противопоставляя предпринимателей (организаторов производства) и наёмных сотрудников. А для чего? А для того, чтобы скрыть истинные механизмы угнетения в равной степени как одних, так и других. Их системное ограбление и, как правило, разорение реализуется узаконенным банковским ростовщичеством через кредитно-финансовую систему с ненулевым ссудным процентом. Маркс скрыл от малопонимающей в финансовых технологиях толпы истинную роль ростовщичества как инструмента управления с целью порабощения? низвёл его в умах малопонимающего большинства с высоты управленческого уровня на уровень предпринимательства, назвав ростовщичество всего лишь «плохим предпринимательством». В действительности же собственник средств производства (т.е. субъект, взявший на себя обязательство перед обществом организовать безопасное производство полезного продукта) и наёмный сотрудник «сидят в одной лодке», хотя и имеют принципиально разные функции в схеме распределения личных доходов, в схеме реализации доступа к потреблению продукта общественного производства. Производство действительно общественное, поскольку никто не в состоянии единолично произвести с нуля ничего из того, что потребляет он сам и его семья; всё ? продукт коллективного труда на основе той или иной организации производства и потребления. И в этой системе результат может быть достигнут лишь в процессе взаимодействия обеих категорий участников производства. И если представители обеих категорий являются носителями человечного (добронравного) типа психики, то противоречий между ними не может быть в принципе. Наличие экономических и иных противоречий в обществе или их отсутствие зависит не от формы собственности на средства производства (частная или государственная), а от доминирования того или иного типа психики в обществе в целом и на производствах, в частности. Отсюда основная задача государственной политики? воспитание человечного типа психики и искоренение нечеловечного (злонравного). Всё остальное приложится. Этот пример хоть и частный, но он точно иллюстрирует целевые установки одного из законов марксистской диалектики . Диалектика вообще? это действительно полезная наука о наиболее общих законах развития природы и общества. Марксистский же закон «единства и борьбы противоположностей» сводится к целенапрвленному разжиганию противоречий в едином общественном организме через назначенных противников. Следующее за этим саморазрушение страны списывается, по оглашению, на якобы объективный ход вещей, на роль подставной, подготовленной в обход сознания личности в истории, которая осуществила эту якобы безальтернативную необходимость общественно-исторического развития. При этом марксизм ничего внятно не говорит об управлении, как о возможности выведения управляемой системы на одну из заранее намеченных и наиболее предпочтительных целей из множества возможных.

Формулировка ещё одного наукообразного закона марксистской диалектики? «переход от количественных изменений к изменениям качественным» ? поверхностна и расплывчата. В Объективной реальности качество обусловлено не только количеством, но и мерой, упорядоченностью. Например, из одного и того же набора атомов можно получить молекулы разных веществ, которые будут обладать одинаковым химическим составом, но разными химическими свойствами (разными качествами), обусловленными упорядоченностью и взаимосвязями в молекуле (это явление в химии получило название «изомерия»). Таким образом, к качественным изменениям ведут как количественные, так и порядковые изменения. В свою очередь качественные изменения выражаются в изменениях количественных и порядковых.

Теперь обратимся к марксистскому закону «отрицание отрицания». Этот закон не менее вредоносен для общества, чем два предыдущих. К нему, конечно, можно придумывать всякие облагораживающие комментарии, дескать, под отрицанием понимается выход на качественно новый уровень развития. Но ведь отрицание в форме разрушения тоже вполне укладывается в формулировку этого закона. Ведь разрушение? это бесспорное отрицание того, что до него было. Закон «отрицание отрицания» абсолютизирует одну из граней процесса, а название этого процесса? «череда преображений». И когда произрастает дуб, то главное в этом процессе вовсе не в том, что отрицается жёлудь. Развитие общества? это не последовательность отрицаний в виде маеты и хождения по кругу, а последовательность преображений на основе внутреннего и внешнего порядка во взаимодействии разных качеств. Закон же «отрицание отрицания» уводит от поиска всегда имеющихся немногочисленных путей к истинному преображению в лучшее качество. Зачем созидать, если за этим последует отрицание? Зачем бороться за народное счастье, если всё равно наступит отрицание победы? Этот закон не несёт пользы, зато плодит в общественном бессознательном пофигизм, безалаберщину и являет собой наукообразное выражение библейских наваждений: «14 Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё ? суета и томление духа»; «7 время раздирать, и время сшивать, время молчать, и время говорить; 8 время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру. 9 Что пользы работающему от того, над чем он трудился?», ? Ветхий завет, сокр. (Еккл), главы 1 и 3. Вот вам и нравственно-психологическая подоплёка методологических основ марксизма, который и во всех остальных вопросах является не более чем светской модификацией библейской доктрины порабощения человечества, но не в грубых, а утончённо-цивилизованных, научнообразных формах. Всё сказанное подытоживают слова марксистского «Интернационала»: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…»; в результате? революция, гражданская война, разруха, голод, мор…

Вредоносен и такой марксистский термин, как «общественное разделение труда», ибо в общественном производстве на самом деле имеет место обратный процесс? объединение труда множества индивидов для получения единого результата, происходящее на основе профессиональной специализации.

В текущий момент глобальная марксистско-троцкистская мафия («левые» бесы), отталкиваясь от мирового системного кризиса, предпринимает активные попытки реабилитации, повторного внедрения марксизма в общественные системы. Не получится. «Одного яйца два раза не высидишь», ? как говаривал Козьма Прутков.

Сегодня в России существует партия, именующая себя коммунистической. Всё изложенное выше свидетельствует, что у неё нет будущего, ибо её лидерами не осмыслена вредоносность той теоретической платформы, за которую она держится и по сию пору. Её вождь Зюганов Г.А. на 13-ом съезде КПРФ заявил, что КПРФ «намеревается строить социализм ХХI века на основе идей марксизма-ленинизма». Ну, а объединить марксизм и церковное “православие” в системе партийной идеологии? это шизофрения.

Все остальные парламентские и прочие партии точно так же, как и “коммунистическая”, будучи разделены на борющиеся меж собой и внутри себя за место у кормушки «правую» и «левую» группы, реализуют, таким образом, принцип закулисной сатанинской концепции порабощения человечества? «разделяй, стравливай и властвуй», и даже не подозревают об этом. За ними стоит одна и та же вредоносная социологическая и экономическая наука. В итоге все они на словах провозглашают одно, а делают другое. Такое явление именуется в народе одержимостью; в нашем определении? психический троцкизм, возникший задолго до появления «беса мировой революции» Л.Д. Бронштейна-Троцкого, который был ярким представителем такого типа психики в марксизме. Библия такой тип психики символизирует колеблемой ветром тростью: «7 (…) чтó смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? », ? Новый завет, сокр. (Мф), глава 11. Вывод : марксизм способен быть только ширмой для прикрытия далеко идущего политического аферизма и лицемерия, но не научной основой политики построения коммунистического общества, а равно и какой-либо иной политики.

1. Кому был посвящён роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»?

а) Н.Г.Чернышевскому

б) Н.А.Некрасову

в) Н.А.Добролюбову

г) В.Г.Белинскому

2. Несостоятельность взглядов Базарова раскрывается:

а) в идейных спорах Базарова и П. П. Кирсанова

б) в любовном конфликте с Одинцовой

в) в диалогах с Аркадием Кирсановым

г) в отношениях с Ситниковым и Кукшиной

3. К какому сословию принадлежал Базаров?

4. Чем закончилась дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

а) смертью Базарова б) смертью Кирсанова в) Кирсанов был ранен

г) герои отказались от подобного способа решения споров

5. И. С. Тургенева заслуженно называют «мастером русского пейзажа. Каков характер пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова)?

а) романтический б) социальный

в) психологический г) философский

6. Укажите, какой тип КОМПОЗИЦИИ использовал автор в романе «Отцы и дети».

а) кольцевая или циклическая

б) последовательная

в) параллельная

7. Что понимает под «нигилизмом» И. С. Тургенев?

а) полное отрицание знаний, накопленных человечеством

б) революционно-демократическое мировоззрение

в) отрицание политической системы, государственного строя

г) естественнонаучные теории

8. Какой герой романа И. С. Тургенева »Отцы и дети» является по сути выразителем точки зрения автора?

а) Павел Петрович Кирсанов

б) Евгений Базаров

в) Николай Петрович Кирсанов

г) Анна Сергеевна Одинцова

9. Определите героя по портрету.

Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.

а) Фенечка б) Евдоксия Кукшина в) Катя Лаптева г) Анна Сергеевна Одинцова 10. Почему А. С. Одинцова не ответила взаимностью на чувство Базарова?

а) она не испытывала к Базарову чувства любви

б) она презирала Базарова, так как он был низкого происхождения

в) она испугалась любви Базарова и решила, что <спокойствие все-таки лучше всего на свете»

г) Базаров был всего лишь ей любопытен

11. Какому критику принадлежит следующее высказывание о Базарове?

«Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг»

а) В. Г. Белинскому б) Н. Г. Чернышевскому

в) М. А. Антоновичу г) Д. И. Писареву

12. Какова судьба Павла Петровича Кирсанова после дуэли и смерти Базарова?

а) продолжает по-прежнему жить в имении с братом

б) уезжает за границу

в) вернулся в Петербург я ведет светский образ жизни

г) занялся хозяйством и благоустройством имения и стал хорошим хозяином

13. В романе И. С. Тургенева »Отцы и дети» важную роль для характеристики героя играет предметно-бытовая деталь. Найдите соответствие между предметно-бытовой деталью и героем романа.

а) серебряная пепельница в форме лаптя

б) томик стихов А. С. Пушкина

в) клетчатый балахон с кистями

г) вензель из волос в черной рамке и диплом под стеклом

А) Василий Иванович Базаров

Б) Павел Петрович Кирсанов

В) Николай Петрович Кирсанов

Г) Евгений Базаров

14. К какому литературному направлению относится творчество И. С. Тургенева?

а) классицизм б) сентиментализм

в) романтизм г) реализм

15. Укажите, как называлось родовое имение И. С. Тургенева?

а) Карабиха

б) Ясная поляна

в) Спасское-Лутовиново

г) Мураново

16. По происхождению И. С. Тургенев был:

а) дворянином

б) мещанином

в) разночинцем

17. В основе романа «Отцы и дети» лежит конфликт:

а) отца и сына Кирсановых (конфликт поколений)

б) помещиков и крепостных крестьян (социальный конфликт)

в) разночинцев-демократов и либеральных дворян (идейный конфликт)

г) Базарова и Одинцовой (любовный конфликт)

18. В каком году начинается действие романа «Отцы и дети»?

а) январь 1840 г.

б) март 1849 г.

в) май 1859 г.

г) сентябрь 1861 г.

19. В спорах Базаров отрицал искусство, любовь, при роду. Кто из героев романа был главным оппонентом Базарова по эстетическим вопросам?

а) Аркадий Кирсанов

б) Павел Петрович Кирсанов

в) Анна Сергеевна Одинцова

г) Николай Петрович Кирсанов

20. Кого из героев романа «Отцы и дети» Д. И. Писарев назвал «маленьким Печориным»?

а) Е. В. Базарова

б) П. П. Кирсанова

в) Аркадия Кирсанова

г) Н. П. Кирсанова

21. Аркадий Кирсанов рассказывает Е. Базарову историю жизни своего дяди, П. П. Кирсанова, для того чтобы:

а) удовлетворить любопытство Базарова

б) занять скучающего друга

в) расположить Базарова в пользу дяди

г) оправдать сибаризм П. П. Кирсанова

22. Какое слово в лексиконе Е. Базарова относится к ругательным?

а) прогресс

б) либерализм

в) романтизм

г) «принсипы»

23. Какую роль играют женские образы в произведениях И С. Тургенева?

а) введены для развития сюжета

б) с их помощью проверяются личностные качества героя

в) они вдохновляют героев-мужчин на поступки

г) они противопоставлены главному герою

24. Базаров и П. П. Кирсанов противопоставлены друг другу образом жизни, мыслей, внешностью. Есть ли в характерах этих героев черты сходства? Укажите черту сходства этих героев.

а) «сатанинская гордость» б) низкое происхождение

в) цинизм г) прагматизм

25. Для чего И. С. Тургенев поставил демократа Базарова рядом с одним из лучших представителей дворянства, Павлом Петровичем Кирсановым?

а) для того, чтобы показать несостоятельность взглядов Базарова

б) для того, чтобы показать несостоятельность дворянского класса и моральное превосходство демократа над аристократом

в) для того, чтобы унизить демократа Базарова

г) для того, чтобы подчеркнуть аристократизм П. П. Кирсанова

а) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, бесполезны

б) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, преждевременны, опережают время

в) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, не принесут ничего России, кроме вреда

г) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, уникальны, не типичны для России

27. К какому сословию принадлежал Базаров?

а) дворянство б) мещанство в) разночинцы г) крестьянство

а) герой вызывает презрение

б) герой вызывает сочувствие

в) герой обрисован иронически

29. Какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе «Отцы и дети»?

Места, по которым они проезжали, не могли называться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона... Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами... Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями...

а) эстетическую

б) социальную

в) философскую

г) психологическую

Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

    а- б б- в в-г г- а