История физиогномики.

С древних времен лицо человека привлекало ученых, мыслителей и исследователей. Каждый из них стремился создать свою теорию. К сожалению, все эти теории были несовершенны.

Физиогномикой занимались греческий философ и математик Пифагор (VI в. до н. э.) и ученые Древней Греции и Древнего Рима: выдающиеся врачи Гален (II в. до н. э.) и Цельс (I в. до н. э.), крупные мыслители Цицерон (I в. до н. э.), Плиний-младший (I в. до в. э.), римский оратор Квинтилиан (I в. до в. э.) и др.

Один из самых серьезных трудов, посвященных изучению человеческого лица, принадлежит Аристотелю. Его считают одним из создателей учения о физиогномике. Он применял ее для распознавания душевных качеств людей по внешности. В его работах, например, есть такие слова: «Если люди имеют большие лбы, то они медлительны в движениях; если у них широкие лбы, то они легко подвержены безумию; если же у них лбы закругленные или выпуклые, то они вспыльчивы. Прямые брови являются признаком мягкого нрава. Жесткость характера выражается бровями, которые закругляются к носу. Если брови при этом сходятся друг с другом, тогда, возможно, главной чертой характера является ревность, низко стоящие брови – признак зависти».

Большое внимание Аристотель уделял глазам. На основе своих наблюдений он сделал следующие выводы:

1. О состоянии и возможностях психики человека можно судить на основании оценки особенностей строения его головы и лица.

2. Кроме того, отдельные черты лица человека имеют сходство с животными, которые наделяются якобы свойственными им от природы качествами: «нос толстый, как у быка, означает лень; широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, – глупость; острый, как у собаки, нос – признак холерического темперамента; орлиный нос означает смелость; крючковатый, как у вороны, – настороженность; у кого широкий рот, тот храбр».

3. Также можно установить сходство между отдельным человеком и представителями целых рас и народностей – эфиопов, индийцев, хеттов и др., затем, проанализировав личностные признаки разных народов, определить индивидуальный характер по выраженности соответствующих внешних черт.

4. Если лицо человека несет в себе черты, характерные для проявления определенных эмоциональных состояний (умиротворение, испуг, страсть), то можно утверждать, что именно это состояние фактически является его индивидуальной особенностью. Например, если лицо человека постоянно напоминает маску страха, то он по натуре своей, скорее всего, боязлив.

Положения Аристотеля долго служили основой для наблюдений физиогномистов-исследователей. В средние века, как и многие другие науки, физиогномика «ушла в подполье», но начиная с XV в., снова стала предметом всеобщего интереса, ею занимались врачи, духовные лица, философы, судьи.



Вклад Леонардо да Винчи в изображение и понимание лиц бесценен. Он детально изучал мимику, жесты и другие выразительные движения человека, отмечая, что определенная мимика свойственна не только радости или горю, ненависти или печали, но и различным нюансам этих переживаний. «Тот, кто смеется, не отличается от того, кто плачет, ни глазами, ни ртом, ни щеками, но только неподвижным положением бровей, которые соединяются у того, кто плачет, и поднимаются у того, кто смеется…, брови и рот по-разному изменяются при разных причинах плача». Созданный им портрет Моны Лизы является одним из величайших шедевров искусства. Леонардо да Винчи «изобразил ту восхитительную улыбку, при взгляде на которую испытываешь скорее небесную, чем земную радость…. приглядевшись, готов поклясться, что жилка на ее шее бьется», – писал Визари. Позировавшую даму развлекали нанятые Леонардо музыканты, возможно, этим объясняется ее легендарная улыбка.

Портрет Моны Лизы открыл новый подход к написанию полотен через более глубокое, чем раньше, понимание другого человека со стороны его внутреннего мира, на основе эмпатии – проникновения в чувствования и переживания человека. Когда долго смотришь на портрет, кажется, что он оживает и дама вступает с тобой в диалог.

В своем «Трактате о живописи» Леонардо да Винчи рекомендовал художникам всегда иметь при себе альбом, чтобы в любой момент можно было сделать графический набросок случайно встретившегося интересного лица человека. При этом он советовал обращать внимание на эмоциональные переживания людей – радость, печаль и т. д. и накапливать таким путем наглядный материал о человеческом лице, человеческой мимике, который в дальнейшем может быть полезен при написании больших полотен.

В своих дневниках художник размышляет о практических приемах быстрого запоминания лица: «… об изображении человеческого лица в профиль с одного раза и одного взгляда. Для этого случая тебе необходимо запомнить разнообразие четырех различных частей профиля – носа, рта, подбородка и лба….если ты хочешь обладать легкостью в запоминании выражения лица, то заучи сначала на память глаза, носы, рты, подбородки многих голов, а также горла, шеи и плечи. Примем случай, что носы бывают десяти видов, они хороши, поскольку речь идет о профиле. Спереди носы бывают одиннадцати видов, и также ты найдешь различие в других частях».

Леонардо да Винчи первым дал правильное объяснение связи между стабильным выражением лица и повторными движениями мимической мускулатуры. Для своих исследований в области физиогномики он выбирал людей старых, так как их морщины и изменения черт лица говорили о пережитых ими страданиях и чувствах.

Цюрихский пастор Иоганн (Гаспар) Лафатер (XVIII) был самым известным физиогномистом своего времени, талантливым исследователем и неутомимым тружеником, обладавшим логическим мышлением и необыкновенной интуицией. Ему принадлежит десятитомное сочинение «Искусство познавать людей по физиономиям». Как никто другой, он умел определять характер и будущее человека по лицу. Его работа «Фрагменты физиогномики», опубликованная между 1775 и 1778 гг., была переведена на разные языки и использовалась специалистами разных стран на протяжении многих лет.

Лафатер изучал психологические особенности человека, используя признания прихожан на исповеди, а затем сопоставлял полученные данные с особенностями черт лица. Таким образом были описаны тысячи хорошо известных ему лиц, и на основании этого материала сделаны выводы о взаимосвязи формы профиля и внутреннего склада человека. Так, он считал, что строение и очертания черепа и лба отражают умственную жизнь человека, а строение лицевых мускулов, очертания носа и щек – моральную и эмоциональную жизнь; форма рта и линия подбородка обнаруживают чувственные, животные качества.

Лафатер, определяя особенности характера по рельефу лица и строению черепа, претендовал на роль основателя новой науки: «Лица настолько же доступны чтению, насколько это присуще книгам, разница лишь в том, что они прочитываются в короткое время и меньше обманывают нас».

Однако Лафатер сделал ряд ошибок, недопустимых для серьезного исследователя, и впоследствии его труды вызвали серьезную критику по следующим пунктам:

Предмет его наблюдений составляли не все черты лица и их совокупность, а в основном его нижняя часть и так называемый лицевой профиль.

Отсутствие системного подхода.

Объективные закономерности довольно часто заменялись субъективным мнением автора.

Тем не менее, идеи Лафатера нашли своих почитателей. На его выступления и физиогномические сеансы съезжались люди изо всех стран мира, ему присылали портреты, слепки и маски. Физиогномистом восторгались, его превозносили, но одновременно и побаивались. Например, с ним избегал встреч граф Калиостро – авантюрист и чародей, о котором ходили слухи, что ему 350 лет и он может превращать железо в золото. В большой мере разделял взгляды Лафатера австрийский врач Франц Йозеф Галль, создавший собственную интересную теорию.

Франц Йозеф Галль – известный австрийский врач и анатом занимался изучением мозга. Он первым высказал мнение о том, что особенности мышления надо связывать с особенностями строения мозга. В больших полушариях мозга он хотел найти «центры» для определения всех способностей человека.

Галль создал подробные карты мозга, где указал места концентрации моральных и интеллектуальных качеств человека. Он утверждал, что по форме и местонахождению выпуклостей и впадин на черепе можно определить характер, наклонности и умственные способности каждого. С помощью специальных измерений он находил «шишки способностей» к музыке, поэзии и живописи, «бугры» честолюбия, скупости, храбрости, материнской любви и т. д.

Он утверждал, что за ум, эмоции и чувства отвечают строго определенные участки мозга. Выраженности тех или иных качеств можно определить по выпуклостям в соответствующем месте на черепе. По «буграм» на черепе Галль и его ученики судили не только о преобладании тех или иных умственных или нравственных стремлений того или иного человека, но также предсказывали будущую жизнь ребенка и старались дать советы, каким должно быть его воспитание.

Таким образом сформировалось учение – «френология» (от греческого phren – ум). Слово «френология» введено учеником Галля Шпурцгеймом, сам Галль был против этого термина и пользовался терминами «кефалоскопия» (от греческого kephale – голова), «краниоскопия» (от греческого kranion – череп ), «краниология».

Теория Галля быстро приобрела популярность, а его идеи сыграли положительную роль, так как они:

Стимулировали исследования мозговой ткани;

Послужили источником нового направления в исследованиях по проблеме локализации функций в головном мозге;

Способствовали развитию нейропсихологии.

Поэтому вполне справедливы слова, написанные на могиле Галля: «Будем благодарны ему за то, что он сделал, и воздержимся от обвинений в том, что он не выполнил того, на что другие и не осмелятся, хотя он и проложил путь, по которому они пойдут». В настоящее время учеными составлены подробные карты функций головного мозга.

Теории И. Лафатера и Ф. Галля сыграли определенную роль в формировании теории Чезаре Ломброзо о врожденном преступном типе.

Цезарь (Чезаре) Ломброзо – итальянский психиатр, антрополог, криминалист, профессор Павийского и Туринского университетов.

Всю жизнь Ломброзо работал тюремным врачом и посвятил свои исследования узкой области физиогномики – изучению и описанию типа так называемого «преступного человека». Ему удалось создать классификацию лицевых черт преступников. Признаки для классификации Ломброзо выявил, анализируя особенности внешности 3 839 человек, совершивших преступления, и 383 черепа казненных преступников.

Ломброзо предположил, что преступники не только отличаются по внешнему виду от нормальных людей, но и несут в себе рудиментарные (остаточные) признаки первобытного человека: неправильное строение черепа, асимметрию лица, притупленную чувствительность, неспособность краснеть и т. д. Основываясь на этих признаках, Ломброзо пришел к выводу, что можно не только установить физигномический тип преступного человека, но и найти черты, присущие отдельным категориям преступников, например ворам, убийцам, насильникам. Аномалии в психике этих людей выражаются в мстительности, тщеславии, гордости, слабости рассудка, неразвитости нравственных чувств, особенностях речи и даже особом письме, напоминающем иероглифы древних народов.

В книге «Человек преступный» (1876) он пишет, что «убийцы большей частью брахицефалы (короткоголовые, с большим поперечным диаметром головы) с мощными челюстями, длинными ушами и стекловидными глазами; воры – долихоцефалы (длинноголовые, продольные размеры головы значительно превосходят поперечные) с маленькими глазами; мошенники и совершающие поджоги отличаются кривым носом…».

Форма черепа, нос, уши, цвет волос подвергались наблюдению и измерению и послужили основанием для заключения, что в преступном человеке живут в силу закона наследственности психофизические особенности отдельных предков. Результаты этих исследований описаны в книге «Новейшие успехи науки о преступнике» (1890 г.), в 1892 г. она была издана на русском языке и сразу подверглась активной критике ученых-антропологов. В том же году состоялся Брюссельский международный уголовно-антропологический конгресс, на котором была признана несостоятельность понятия преступного человека как особого типа и всех положений, выводимых из этого понятия (характерная форма носа и ушей).

Таким образом, учение Ломброзо не нашло дальнейшего применения. Конечно, было бы очень легко и удобно опознавать преступников по форме бровей или носа, но опыт криминалистов свидетельствует, что преступления совершаются людьми самой разной внешности, иногда даже вполне приятной и располагающей.

Еще один из выдающийся ученых, внесший в свой вклад в физиогномику, – Чарльз Дарвин. Английский ученый, натуралист, основоположник современной теории эволюции, он проявлял большой интерес к выразительным движениям человека и высших животных. Свои наблюдения и выводы он изложил в работе «О выражении эмоции у человека и животных» (1872 г.). Его идеи послужили основой для создания различных справочников по психологическим толкованиям мимики.

Он вывел общие законы, управляющие проявлением эмоций во всем животном мире, и создал специальную отрасль науки – сравнительную биологию.

Он писал, что «каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, следуя своим личным склонностям, эти мускулы могут быть сильнее развиты и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видными».

Дарвин предположил, что мимические движения образовались из полезных действий, то есть то, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей какое-либо приспособительное значение. Например, оскал зубов при гневе является остаточной реакцией от использования их (зубов) в борьбе; расслабление мышц лица – улыбка, выражающая приветливость, – является противоположностью напряжения мышц, характерного для враждебных чувств; дрожь – это следствие напряжения мышц при мобилизации организма, например для нападения.

Мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных. Отсюда следует, что мимические реакции должны быть тесно связаны с определенными эмоциями.

Теория Дарвина верна лишь отчасти, так как мимическое выражение не полностью обусловлено врожденными факторами. Об этом свидетельствуют многочисленные наблюдения и экспериментальные данные. Множество исследований было посвящено выяснению того, способен ли человек правильно распознавать мимические реакции других людей. В этих исследованиях использовались три вида материала: рисунки мимических реакций, фотографии изображаемых актерами эмоций и фотографии спонтанного выражения эмоций.

Русским последователем физиогномики был русский профессор И. А. Сикорский, в 1861 г. написавший книгу «Всеобщая психология с физиогномикой», в которой дал подробное изложение физиогномики, широко используя литературные примеры и репродукции художественных картин.

В другой своей книге «Физиогномика в иллюстрированном изложении» он дал похожий портрет убийцы: «Большие уши, чрезмерно развитая нижняя челюсть, толстые губы (слабость сознательной воли), слабое сокращение мышц лица».

В этой же работе профессор приводит черты, отличающие здорового человека от больного: сильное напряжение мускулатуры тела (выпрямление туловища), напряжение, бодрость, свежесть, оригинальность ума, прямолинейность бровей, мимика радости. Противоположные черты, по его мнению, будут свидетельствовать о слабости, усталости, болезненности человека.

И. М. Сеченов – создатель русской физиологической школы – в книге «Рефлексы головного мозга» писал: «Психическая деятельность человека выражается, как известно, внешними признаками, и обыкновенно все люди, и простые, и ученые, и натуралисты, и люди, занимающиеся духом, судят о первой по последним, т. е. по внешним признакам… Все без исключения качества внешних проявлений мозговой деятельности, которые мы характеризуем, например, словами одухотворенность, страстность, насмешка, печаль, радость и пр., суть не что иное, как результат большего или меньшего укорочения какой-нибудь группы мышц – акта, как всем известно, чисто механического».

За годы существования и развития физиогномики накоплен поистине бесценный материал, включающий связи между чертами лица и особенностями характера человека. Физиогномика определяет не столько действительный характер и возможное поведение, но и то, как человека в большинстве случаев воспринимает незнакомый непредубежденный человек, увидевший его впервые.

В следующих главах вы найдете всю необходимую информацию, с помощью которой вы сможете «читать» лица. Это умение никогда не будет лишним: знакомство с новым коллегой, партнером или флирт на сайте знакомств, выбор спутника жизни или нового сотрудника. Чего можно ожидать от человека? Как он поведет себя в той или иной ситуации? Подходит ли он лично вам? На все эти вопросы вы легко найдете ответ, дочитав книгу до конца.

Свет мой, зеркальце, скажи…

Физиогномика (от греч. physis - «природа», в данном контексте - «внешний облик, дарованный природой», и gnomon - «мысль», «способность познавать») - не имеющее научного обоснования учение, согласно которому, проанализировав внешние черты и выражение лица и особенности строения тела можно получить информацию о душевных качествах и состоянии здоровья индивидуума.

Эмоциональное восприятие лица человека, идентификация и интерпретация его внешности имели место во все времена. Это отражено в различных фольклорных произведениях, а также в сведениях, которые использовали в своей практике гадатели и знахари. Искусство чтения лиц бедуины называли кийяфа, древние славяне - человидчеством, мусульмане - фирасат, китайцы - сяньженьшо или сянфа, японцы - нинсо и т.д.

Результаты наблюдений, позволяющие выявить взаимосвязь внешнего облика человека и его душевных качеств, были использованы в произведениях древних философов и писателей. Впервые термин «физиогномика» встречается в трудах «отца медицины» Гиппократа и греческого философа Аристотеля.В наши дни выделяют такие виды физиогномики:

Этнологическая (от греч. ethnos - «народ» и logos - «учение») - занимается изучением связи внешнего облика человека с условиями проживания (окружающий ландшафт, климат, температурный режим и т.д.). Описана в труде Гиппократа «О воздухе, водах и местностях» и в работах греческих философов Ксенофонта, Цицерона, Платона;

Астрологическая (от греч. astrum - «звезда», logos - «учение») - акцентирует внимание на связи между небесными объектами (звездами, планетами, знаками Зодиака) и частями лица. Отражена в работах итальянского философа и врача Д. Кардано и натурфилософа и естествоиспытателя, немецкого врача К.Г. Каруса;

Геометрическая, основана на трудах Э. Ледо (Франция). Этот физиолог выделяет и характеризует 5 геометрических типов лиц (треугольное, четырехугольное, овальное, круглое и конусообразное), каждый из которых к тому же подразделен на 3 класса (чистый или основной, длинный и короткий);

Мимическая, последователи которой (такие как П. Кампер, Ч. Белл и Г. Дюшен, Ч. Дарвин, И.М. Сеченов, И.А. Сикорский) утверждают, что на лице человека запечатлены не столько черты его характера, сколько выражаемые им эмоции и чувства;

Патологическая, концентрирующая внимание на диагностике возможных заболеваний (физических либо психических) по внешнему виду человека. Например, немецкий психолог и психиатр Э. Кречмер утверждал, что люди атлетического телосложения склонны к эпилепсии, а нормостеники (индивиды, относящиеся к пикническому типу) чаще страдают от психозов и депрессий;

Этологическая (от гр. еtos - «обычай», «привычка» и logos - «учение») - изучает различные типы поведения человека тех или иных ситуациях (делая акцент на жестикуляции, мимике и т.д.).

В русский язык слово «физиогномика» пришло из греческого языка. На этот счет не существует единого мнения. Одни исследователи (в частности И.А. Сикорский) считают, что слово «физиогномика» действительно был заимствован из греческого языка, причем данный термин является сокращением от «физиогномоника» (physiognomonica), употреблявшегося в значении «внешние признаки, использующиеся для распознавания».

Согласно другой версии, первоначально в русском языке появилось слово «физиономия», заимствованное из французского (фр. physionomie - «облик», «выражение лица») и некоторое время использовалось как синоним слова «физиономика» для обозначения искусства распознавания особенностей характера человека по чертам лица. И лишь со временем словом «физиономия» стали называть лицо, а вместо «физиономики» стали употреблять термин «физиогномика».

И, наконец, бытует мнение, что слово «физиогномика» ввел в обиход русский писатель, поэт, историограф Н.М. Карамзин, упомянувший в своем произведении «Письма русского путешественника» труд богослова, поэта и писателя из Швейцарии И.К. Лафатера «Физиогномические фрагменты» и, тем самым, пробудивший интерес русских авторов к данной отрасли знаний. Однако следует учесть, что и гораздо раньше писатели (особенно прозаики и драматурги), желая ярче выявить те или иные черты характера персонажа, придавали своим героям определенные внешние черты и особенности мимики, поз и жестикуляции.

Предметом изучения физиогномики является лицо человека. В разные периоды времени термину «физиогномика» придавали различное значение. В древности предметом физиогномики (или физиогномоники) являлось все человеческое тело (учитывалось выражение лица, состояние кожи, пропорциональность частей тела и т.д.), которое позиционировалось как физиологическая основа характера и душевных качеств индивидуума. Причем зачастую для обоснования той или иной точки зрения исследователи тех времен приводили в пример характерные морды животных.

В наши дни физиогномика разделилась на несколько областей познания. Жесты и мимика являются предметом изучения кинесики (от гр. kinesis - «движение»); движение глаз во время общения изучает окулесика. Физиогномика же действительно сузила круг интересов, и занимается преимущественно интерпретацией тех или иных черт человеческого лица. Причем внутри данной дисциплины выделились отдельные направления. Например, линии лба изучает метоскопия.

Связь строения поверхности черепа (по мнению австрийского анатома и врача Й.Ф. Галля, отражающее строение мозга, гипертрофированность или недоразвитость участков которого является причиной проявления определенных психических свойств индивидуума) и качеств характера человека пытается обнаружить френология (от гр. phren - «дух», «рассудок» и lоgos - «слово», «учение»). Эта псевдонаука была весьма популярна в начале XIX в. и практически забыта после того, как с развитием нейрофизиологии ученые доказали несостоятельность выводов Й.Ф. Галля.

Физиогномика принимает во внимание только черты лица и врожденные отметины. Механические же повреждения не учитываются. Ошибочное мнение. Конечно, в первую очередь при анализе черт лица учитывают их форму, размер и расположение, а также обращают внимание на цвет кожи, родинки и родимые пятна, выпуклости и вмятины. Однако во внимание принимаются еще и прыщи, бородавки, шрамы и ушибы, следы пластических операций (ринопластики, блефаропластики, липофилинга, ботокса и т.д.) и косметических процедур (например, выщипывания бровей), а также линии и морщины, образовавшиеся рядом с ними или непосредственно на месте ушиба, шрама и т.д.

Самые красивые лица, предрекающие счастливую судьбу человека - идеально симметричные. Это не совсем так. Во-первых, идеально симметричные лица встречаются чрезвычайно редко, доказательством тому служит исследование, в процессе которого лицо человека разделялось пополам, и к каждой из полученных половин добавляли ее зеркальное отражение. В результате получали не две копии испытуемого, а изображение 2 разных людей, совершенно не похожих на облик, который являлся объектом исследования. Во-вторых, не всегда абсолютно симметричные лица считаются наиболее красивыми - наоборот, небольшая асимметрия расценивается окружающими как выражение индивидуальности, в то время как идеально симметричный облик кажется заурядным и неинтересным. И, наконец, физиогномисты по-разному оценивают симметричное лицо. Одни утверждают, что обладатели симметричных лиц отличаются крепким здоровьем, успешны, привлекательны для противоположного пола. Другие же наоборот, считают, что асимметрия (в приделах физиологической нормы) - признак успешности и энергетической силы, а максимальная симметричность черт свойственна людям лишь на пороге смерти.

Изучая внешность собеседника, представители разных народностей акцентируют внимание на различных участках его лица. Это действительно так. Согласно исследованиям, европейцы наибольшее внимание уделяют визуальному изучению глаз и рта нового знакомого, азиаты же сосредоточенно разглядывают область носа собеседника. Причем правы и те, и другие - ученые утверждают, что генетически заложенная в человеке информация наиболее ярко отображается в области уголков рта (к которому столь внимательны европейцы) и кончика носа (который первым делом изучают жители азиатских стран).

Вертикальная морщина, находящаяся в центре лба - знак тяжелой судьбы и бедности. Это не совсем так. Упомянутая линия, именующаяся у физиогномистов Китая «висячей иглой», действительно позиционируется как предзнаменование проблем в супружеских отношениях и ситуаций, представляющих угрозу для личной безопасности человека, на лбу которого имеется такой знак. Однако, во-первых, бедность такая линия не предрекает. Наоборот, говорит об интеллектуальности и успешности человека - чаще всего «висячую иглу» можно видеть на лбу выдающихся актеров и политиков. Во-вторых, при наличии компенсирующих черт (классической формы нос, глаза, брови) воздействие «висячей иглы» может быть сведено к минимуму.

Три вертикальные линии между бровями - знак того, что человек может занять высокое положение в обществе. Смотря как выглядят эти линии. Если они ровные - вышеприведенное утверждение верно. Однако если упомянутые линии искривлены - человек, скорее всего, имеет некоторые психические отклонения, склонен к насилию и противоправным действиям.

Если лоб пересечен одной четкой горизонтальной линией - человек проживет благородную и счастливую жизнь. Да, это так. Но следует внимательно проанализировать место расположения линии. Чем ближе она находится к бровям - тем больше риск для человека в юном возрасте попасть в неприятную ситуацию.

Физиогномика может помочь составить мнение о будущем партнере. По мнению физиогномистов, некоторые линии на лице действительно могут свидетельствовать о темпераменте индивидуума и о том, насколько счастлив он будет в браке. Например, морщинки, которые отходят от внешнего уголка глаза и именуются «рыбьим хвостом» или «гусиными лапками», изобличают человека любвеобильного, не склонного хранить супружескую верность, к тому же хитрого и удачливого в бизнесе.

Эти же линии (в случае, если они ярко проявились уже к 20-летнему возрасту, и некоторые из них загибаются кверху) свидетельствуют о том, что браки в жизни данного индивида будут довольно частыми (как и разводы). Несчастный же брак предрекают 3 вертикальные линии, расположенные под глазами человека, а также расширенная посередине и слегка приплюснутая спинка носа, горизонтально пересеченная мелкими морщинками (эта особенность строения носа является к тому же признаком грядущих материальных трудностей).

Кроме того, физиогномисты рекомендуют обратить внимание на уши будущего партнера. У натуры сладострастной, склонной к супружеской неверности уши, скорее всего, будут плоскими, небольшими, их внутренний ободок будет вывернут наружу. А женщина, обладающая похожими на мужские крупными ушами со слабо развитой мочкой и нечетким рельефом, скорее всего, склонна к однополой любви.

Изучение глаз и интерпретация взгляда человека может дать немало информации о нем. Действительно, глаза могут рассказать не только о характере и темпераменте, но и об интеллектуальных способностях, жизненном опыте, приобретенных и наследственных заболеваниях. Например, если верхние веки у человека постоянно набухшие - человек потерял цель в жизни, энергичность и амбициозность.Однако физиогномисты утверждают, что информацию такого рода лучше всего получать от человека, переступившего 40-летний рубеж, поскольку именно с этого возраста личностные признаки, запечатлевающиеся в глазах, обретают устойчивость.

У интеллектуала взгляд всегда ясный, такой человек весьма активен, постоянно в движении. Не обязательно. Во-первых, умный человек чаще всего отличается непоколебимым спокойствием (как эмоциональным, так и духовным), потому может производить впечатление весьма неактивного и даже сонного. Он вполне может проигрывать в скорости реакции кому-то более расторопному, зато его окончательные выводы в основном верны, в то время как более активный и подвижный оппонент отнюдь не всегда оценивает ситуацию правильно, и действует безошибочно.

Во-вторых, чистый и ясный взор не обязательно является признаком одаренности. Многие гениальные поэты, композиторы, художники смотрели на мир глазами рассеянного мечтателя. Кроме того, даже самый талантливый человек может переживать моменты усталости, депрессии, страдать от каких-либо физических недомоганий - в такие моменты его взгляд становится тяжелым, тупым и мутным, однако это вовсе не является свидетельством интеллектуальной несостоятельности индивидуума.

Чем длиннее нос - тем темпераментнее человек. Физиогномисты действительно считают, что длинный нос является признаком гордого, темпераментного, деятельного, авторитетного и весьма сексуально активного индивидуума. Отвисший же кончик носа (именуемый «висячим галлом», причем имеется ввиду т.н. «чернильный орешек» - нарост, возникающий на листьях растений под действием бактерий, грибков и т.д.), по их мнению, указывает на гиперсексуальность личности, занимающей высокое положение в обществе. В то же время данный признак изобличает человека, потенциально способного на предательство.

Нависший лоб и выступающая нижняя челюсть - внешние признаки преступника. Данное мнение высказывал криминалист Чезаре Ломброзо (Италия). Однако современные исследователи признали несостоятельность данной гипотезы, основываясь на анализе внешнего облика многочисленных преступников. Некоторые нарушители закона (особенно мошенники и насильники) обладают весьма приятной внешностью, общительны и открыты - именно потому люди доверяют им, не подозревая, что такой милый и привлекательный человек намерен посягнуть на их деньги или честь.

Чем больше череп (и размеры мозга соответственно) - тем одареннее человек. Прямой зависимости между упомянутыми параметрами не прослеживается, как утверждают ученые-краниологи (краниология - от греч. kranion - «череп» и logos - «учение»). Обычно вес мозга взрослого человека составляет 1400-1600 гр. Мозг талантливого русского писатели И. Тургенева весил несколько больше - 2012 гр, мозг не менее талантливого и известного писателя-француза Анатоля Франса - 1180 гр, а мозг Эйнштейна - 1230 гр.

Светловолосые люди - спокойные добряки. Белокурые (а также русые и темно-русые) люди действительно чаще всего отличаются добросердечным нравом, робостью и стеснительностью, склонностью к фантазированию. Однако их желание спрятаться от жестокой реальности в некоторых случаях проявляется либо в виде депрессивности, беспокойности и социопатии, либо в виде агрессивности и наглости по отношению к окружающим.

В физиогномике применяют несколько различных методик оценки черт лица. Это действительно так. Множество способов анализа внешности человека подразделяют на 2 большие группы:

Микроанализ, целью которого является определение качеств личности человека по его внешности;

Макроанализ (макроперспектива) - методы, позволяющие в процессе анализа внешности индивидуума определить, какие значимые события и в какой момент времени могут произойти в его жизни, а также выявить потенциально возможный уровень успешности человека в профессиональной деятельности, личной жизни и т.д.

В процессе диагностики такого рода лицо человека «районируется», т.е. разделяется на несколько исследуемых частей различными способами. Например, при диагностике состояние здоровья, в пластической хирургии используется топографическое деление лица. Причем для изучения каждой из выделенных частей используют разные методы: иридодиагностика концентрирует внимание на состоянии глаз человека, волосы - предмет изучения трихологии, аурикулодиагностика проводится по ушной раковине и т.д.

Астрологи разделяют лицо человека на 7 частей, каждая из которых находится под влиянием определенной планеты или знака Зодиака (например, нос находится во власти Марса и Весов, подбородок - сфера влияния Сатурна и Рыб и т.д.). Кроме того, используют также вертикальное (на левую и правую стороны) и горизонтальное (на 3 равных части) деление лица и т.д.

Изучив несколько трактатов по физиогномике можно легко определить характер и нрав собеседника. Ошибочное мнение. Во-первых, как и в любой другой сфере, касающейся межличностного общения и, тем более, определение явных или скрытых качеств характера визави (особенно если он их старательно скрывает), в физиогномике даже большое количество информации, почерпнутой из книг, не заменит личный опыт. Во-вторых, следует учитывать, что анализ некоторых черт лица целесообразно проводить лишь у людей, достигших определенного возраста (некоторые черты четко определяются лишь после 40 лет). В-третьих, даже опытный физиогномист не застрахован от ошибок, порождаемых субъективным восприятием окружающих, воспитанием, особенностями культуры, верованиями и т.д.

Например, неправильно оценивают характер собеседника из-за эффекта красоты (красивые люди, по мнению окружающих, добры, мудры, здоровы, честны и т.д., хотя в действительности данное мнение отнюдь не всегда оказывается правильным), эффекта стереотипизации (проявляется в случае, если человек при первом знакомстве вел себя неподобающе) и т.д.

И, наконец, посредством усиленной работы над собой человек может улучшить черты характера, хотя внешние признаки останутся практически неизменными и опять же могут служить источником заблуждений. Ярким примером тому может служить легенда о Сократе: когда физиогномист заподозрил наличие у философа дурных наклонностей, тот ответил, что в юности действительно обладал не самым лучшим характером. Однако в процессе самопознания и работы над собой ему удалось улучшить свой нрав.

В Китае физиогномика издавна почиталась как наука. Первые упоминания об искусстве определения характера человека и предсказания его судьбы по внешнему облику (сяншу, сянфа и сяньженьшо) обнаружены в трактате Цзочжуань, датированном V веком до н.э., причем упомянутые «искусства» считались одной из отраслей медицины. Однако уже в III веке до н.э. некоторые философы (например, Сюнь-цзы) подвергали сомнению практичность и состоятельность данной науки.

Тема звучала так: "Основы физиогномики " .

Тема академическая и больше похожа на курсовик институтский:-) Попробуем как то поинтересней изучить этот вопрос. Так что же такое ФИЗИОГНОМИКА - учение о выражении человека в чертах лица и формах тела; в широком смысле - искусство толкования внешнего облика наблюдаемых явлений, учение о выразительных формах какой-либо области действительности.

В восьми случаях из десяти человек воспринимает другого человека по впечатлению о внешнем виде. Важнейший элемент в физическом облике человека - его лицо, и большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют своё внимание на лице собеседника и на его глазах.

Специфика технологии личного обаяния в том, что значительная часть времени в ней отводится на так называемое строительство лица - фейсбилдинг. Именно здесь классический постулат о соразмерности формы и содержания получает практическое воплощение.

У Вивиан Коннелл в романе «Золотой сон» описан образ девушки, где отражён тот информационный потенциал, каким обладает лицо: «Она была очень молода, и на лице её он не заметил следов косметики и губной помады. За её яркой внешностью проглядывал древний род, об этом можно было судить по безупречным очертаниям головы от благородного лба до изящного подбородка. Форма носа вызывала в памяти самые совершенные образцы античности. Цвет глаз разглядеть не удалось - они казались просто яркими при свете ламп. Всё лицо её было слеплено для того, чтобы подчеркнуть разум - всё, за исключением губ. Увидеть один раз эти губы - и невозможно совладать со своим желанием, как на полотнах Розетти, такие они были свежие, нежные. Никому они не принадлежали и жили своей собственной жизнью. Весь её облик говорил о том, что она создана для любви, её лишь надо было выращивать, пестовать, как драгоценную розу в весеннем саду».


Итак, мы начинаем изучать «строительство» внешности с познания своего лица: его формы, деталей и их «прочтения» с помощью науки физиогномики, с выяснения эффекта мимики и комплекса упражнений по фейсбилдингу.

Лицо - одна из характеристик внешности человека. Зная ключи прочтения лица, владея соответствующим умением снять информацию с лица собеседника, можно значительно обогатить свою технологию общения.

Внутренняя сущность личности «прочитывается» в лице человека. Об этом мы читаем в стихотворении М. Шаффи:

На каждом лице - истории явный след,

Гнева, любви, страданий, прожитых лет,

Внутренняя сущность хозяина здесь видна,

Эти слова подтверждают мысль о том, что на лице каждого человека отчётливо отражаются беды и радости, симпатии и антипатии - всё самое сокровенное. Прочесть это может каждый, но понять дано не всякому. Те, кто сумел это понять, создали удивительную науку - физиогномику.

Физиогномисты по чертам и выражению лица, по его форме и деталям смогли выявить, «прочитать» скрытые характеристики личности. Это позволяет с ходу ориентироваться в людях, подобрать соответствующий ключ к общению, спрогнозировать модели поведения.

Физиогномика (по-гречески: «physis» - природа и «gnosis» - знание, познание) - изучение или познание природы.

Некоторые учёные считают физиогномику искусством, иные называют её наукой. Так, В.М. Шепель в книге «Имиджелогия: секреты личного обаяния» пишет, что физиогномика - «наука о типах лица, об умении их читать и выявлять по их чертам скрытые характеристики личности».

Физиогномика как искусство познавать по чертам лица и выражению глаз характер человека зародилась в Древнем Китае, а на Западе получила распространение в Древней Греции.

Восточным знатокам издавна удавалось по лицу определить склонности и даже судьбу человека. На Востоке учёные считали, что в жизненных успехах главную роль играют врождённые качества человека. При этом внешние признаки - видимая часть айсберга. В физиогномике есть конституционные признаки, передающиеся генетически. Физические признаки указывают на ярко выраженные черты характера. Так, физические признаки, характеризующие способы словесного выражения, сосредоточены в области рта; признаки, связанные с логическими и оценочными способностями, - в области глаз. Индикатором внутренней уверенности в себе служит отношение длины лица к ширине нижней части лба, широкие ноздри и выпяченный вперёд подбородок и т.д. Иными словами, такие яркие визуальные индикаторы, как лоб, брови, глаза, нос, подбородок, создают лицу эффект информативности.

Следует сказать, что восточная физиогномика отличается от западной, так как каждая культура имеет специфические «ключи прочтения» внешности человека с последующей интерпретацией его как личности. Ключи эти эффективны, если применяются к представителям одной культуры, так как помогают быстро и адекватно воспринимать другого человека. Но далеко не всегда они подходят при восприятии других культур. Так, у вьетнамцев существует примета: большой рот для мужчин означает интеллект, у русских же такой аналогии нет. Поэтому при взаимодействии представителей разных культур механизм физиогномической оценки (редукции) может давать сбой.

Физиогномика - учение о связях внешнего облика человека и его принадлежностью к определённому типу личности.

Творцом физиогномики считают Пифагора. Он с лёгкостью разрешал не только задачи точных наук, но и тайны человеческого лица, а учеников принимал к себе только после того, как тщательно осматривал их с головы до ног, и не брался обучать их математике, если не видел на лице признаков, свидетельствующих о способностях к этой науке.

Косвенные данные говорят о том, что умением “читать лица” обладали еще жители Древнего Египта. Но древнеегипетская цивилизация не оставила об этом искусстве прямых письменных свидетельств, и сейчас принято считать истинными родоначальниками физиогномики народы Востока.

Восточное искусство определения судьбы человека по чертам его лица известно уже более трех тысяч лет. В Китае его основателем считается даосский мудрец по прозвищу Гуйгу-цзы (в переводе с китайского — “учитель из долины оборотней”), который отличался поразительным мастерством физиогномиста. Перу этого автора принадлежит самое раннее из имеющихся на данный момент классическое произведение о предсказании судьбы — “Детальный анализ лица”. У Гуйгу-цзы было много последователей и продолжателей его дела.

Уже во времена Конфуция искусство чтения лиц Сян Миэн (по другим трактовкам — Сианг Мин), достигло полного расцвета. Эти знания считались священными, ревностно охранялись служителями культа как великое сокровище, передавались через поколения от учителя к ученикам и доступны были только высшим правителям, наделенным неограниченной властью. Такая ситуация определяла основное направление мысли древневосточных физиогномистов. В первую очередь они искали на лицах соотечественников признаки, свидетельствующие об принадлежности человека к правящей элите.

Историки и писатели Древнего Китая очень подробно излагали свои наблюдения. По их описаниям можно понять, что основными признаками высокородства тогда считались различные генетические аномалии. Например, у императора Ю (более 2000 лет до н. э.) было по три отверстия в каждом ухе; у правителя Вэня, основателя династии Чжоу, — по два соска на каждой груди; император Сунь, наследник императора Яо, родился с двумя зрачками в каждом глазу. Древние источники утверждают, что у императора Лю Бэя и императора Ву из династии Цзинь были такие длинные руки, что в положении стоя они ладонями касались своих колен. Такие же длинные руки были и у императора Тай Чжу, правившего в период поздней династии Чжоу. А первый министр императрицы Ву Изэтян, Ли Цяо, по свидетельствам летописцев, вообще дышал через уши.

Что из свидетельств китайских историков о необычных чертах своих императоров правда, а что выдумка, сейчас уже не установить. Единственное, что можно сказать с уверенностью: первейшее из направлений исследований древневосточных физиогномистов — это поиски на лицах знаков высшей власти. И те черты, которые на Западе воспринимались как уродство, достойное лишь демонстрации в ярмарочных балаганах, на Востоке считались уделом избранных, свидетельством милости небес.

Не меньше, чем признаки властителей, древних китайцев интересовали финансовые возможности человека и продолжительность его жизни. Эти три направления считались основными, хотя кроме них в понятие “предсказание судьбы” входило еще множество других вопросов — здоровье в разные периоды жизни, отношения с правосудием, семейная обустроенность и т. п. Большое значение имели предсказания отношений с родителями, детьми, братьями и сестрами.

Считалось, что человек с длинными, красивыми и блестящими бровями будет иметь много сестер и братьев, с которыми будет прекрасно ладить, а человек с неровными тонкими бровями будет иметь мало сестер и братьев, да и с теми будет ссориться из-за наследства. Даже последовательность отбытия родственников в мир иной китайские физиогномисты считали предопределенной и читаемой на лице. Так, некоторые авторы утверждали, что если у человека верхняя губа длиннее нижней, то его отец умрет прежде матери, а если нижняя губа длиннее верхней, то первой умрет мать. Причем для подтверждения истинности своих утверждений древнекитайские источники приводят, как правило, один-два примера, считая их вполне достаточными для принципиальных выводов.

Общая цель древневосточной физиогномики — предсказание судьбы. Для достижения этой цели, для точного определения жизненного пути, в восточном искусстве имеет значение ВСЕ. В буквальном смысле этого слова. Нет ни одной черты лица, которая не влияла бы на выводы восточного предсказателя.

Учение физиогномистов начинается с понимания принципа баланса и пропорции. Ни одна черта лица не должна выделяться сильно или выпадать из общего ансамбля. Вот почему над входом в школу Платона была прибита табличка с надписью: «Пусть ни один неизмеренный не входит сюда». Древние греки были прекрасными физиогномистами, поэтому стремились сеять вечное, доброе, светлое в благодатную почву, которая приносила плоды - одарённых и талантливых последователей.

Первый физиогномический трактат приписывается Аристотелю, который заложил основы учения о лице. Он считал, что черты лица и его общее выражение характеризуют определённый тип; по ним можно судить о характере человека, уровне его интеллекта, одарённости.

Взгляды Аристотеля разделял великий целитель Востока Авиценна, который, анализируя выражение лица больного, при постановке диагноза приобщал свои аргументы по физиогномике. Парафизиогномика важна и в современных исследованиях медицины и психиатрии. В этом направлении интересны работы Ч. Ломброзо, который попытался определять преступников по специфическим чертам лица.

Существует множество физиогномических систем, наиболее распространённые из них - системы Галля, Порты, Ломброзо, Лафатера, Ледо.

Учение Франца Иозефа Галля по френологии было подвергнуто критике в начале XIX века, так как не было никаких доказательств того, что способности человека каким-либо образом отражаются на конфигурации черепа. Однако благодаря Галлю были открыты многие до того неизвестные свойства мозга, центры речи, письма, слуха, зрения. Галль первым выдвинул проблему соотношения строения тела и характера.

Основываясь на френологических трактатах Галля, итальянский врач Чезаре Ломброзо считал, что в мозге человека есть участки, из которых исходят побуждения к убийству, краже и другим порочным поступкам. Он провёл наблюдения над 3839 людьми, совершившими разного рода преступления, и исследовал 383 черепа казнённых преступников. Ч. Ломброзо пришёл к выводу, что во внешнем виде преступники имели отклонения от нормы для современного человека - скошенность лба с выдающимися лобными буграми, неспособность краснеть, переносимость боли, склонность к татуировке. Учение Ломброзо о «врождённом преступнике» было с презрением отвергнуто последующими поколениями врачей и юристов.

Швейцарский пастор, богослов и поэт Иоганн Гаспар Лафатер зарисовал тысячи лиц и составил из них «библию физиогномики». Он утверждал, что по чертам лица можно узнать внутреннюю сущность человека. Лафатер считал, что по выражению глаз и очертанию рта можно судить не только о настроении человека в данный момент, но и о характере вообще. Его четырёхтомный иллюстрированный труд был весьма популярен в своё время. Екатерина II проявила к физиогномике особый интерес и направила к Лафатеру в Швейцарию на собеседование русскую делегацию во главе со своим сыном Павлом.

Попробуем только перечислить небольшую часть параметров, подлежащих обязательному определению и интерпретации в китайской физиогномике. К ним относятся:

этническое происхождение (из какой части Китая этот человек);
пол и возраст человека;
тип лица, форма лица, части лица и их соотношение;
структура лица, отдельные органы, их комплексное сочетание и гармоничность;
цвет всего лица, цвет отдельных частей, цвет “точек соответствия”;
всесторонняя и развернутая оценка двадцати ключевых позиций (“трех частей”, “пяти гор” и “двенадцати дворцов”), взаимное влияние этих позиций, оценка различных сочетаний;
взаимовлияние пяти основных элементов (дерева, огня, воды и металла), влияние каждого из этих элементов на каждую из вышеперечисленных позиций;
внешнее сходство с каким-либо животным;
косвенные факторы: голос, мимика, жесты;
время года и время суток, когда проводится исследование;
соответствие частей лица и черт лица географическим точкам и временам года (например, лоб соответствует югу и лету, рот — северу и зиме), соотношение этих соответствий, их разносторонняя оценка.
соответствие определенных точек на лице (их свыше ста штук) определенному возрасту, который приписывается им древними толкователями. Причем сама точка кроме соответствия возрасту, ни о чем не говорит, ее значение предсказатель должен УГАДАТЬ, оценивая увиденное как “благоприятный” или “неблагоприятный” знак.

Для каждого из всех этих признаков обязательны оценки значений: признак может быть хорошим или плохим, благоприятным или неблагоприятным.

Согласитесь, список впечатляет. Мало того, КАЖДЫЙ из перечисленных параметров имеет еще и подразделы. Одних только видов глаз восточные физиогномисты различают более сорока. А если еще добавить, что значение любого знака способно изменить влияние на судьбу любого другого знака, становится очевидным тот факт, что одновременно учесть и объективно оценить все факторы не представляется возможным. Рассуждения некоторых современных авторов физиогномических трактатов о том, что этой системой в полной мере может овладеть любой упорный человек, выглядят по меньшей мере несерьезными.

Необходимо честно признать, что подлинная китайская физиогномика, исходящая из толкований древних мудрецов и обязывающая учитывать влияние “всего на все”, это, скорее, искусство гадания, основанное на врожденном таланте, подобном ясновидению Ванги и Нострадамуса, а вся вышеперечисленная масса признаков является лишь словарем терминов, основой для предсказаний. “Когда не знаешь слов, нечем познавать людей”, — утверждал Конфуций.

Образная условность многих утверждений, иносказательность и размытость большинства формулировок дает возможность любому псевдопрорицателю подогнать свои “предсказания” под реальную ситуацию. Объективный исследователь не может в этом случае проверить истинность выводов.

Можно с уверенностью сказать, что человек, предсказывающий судьбу пользуясь искусством китайской физиогномики, либо обладает незаурядными паранормальными способностями, либо является изрядным шарлатаном.

Европейского читателя, пожелавшего воспользоваться многочисленными пособиями и самостоятельно разобраться во всех хитросплетениях восточного искусства физиогномики, ждет разочарование: дело в том, что все выводы и заключения древних мудрецов касаются только восточного (китайского) типа лица. В отношении европейских лиц эти критерии неприменимы.

Таким образом, для европейца восточное искусство чтения лиц представляет слишком мало практической ценности, поэтому вполне достаточно только ознакомиться с ним, не вдаваясь в подробности.

Между тем на Западе вот уже более двух тысяч лет существует свое собственное искусство физиогномики, которое сильно отличается от восточного и имеет свои законы и принципы. Именно это направление имеет для нас практический интерес.

Т.к тема эта ну очень громадная, подробнее изучить данный вопрос вы можете и сами по ссылкам источникам данным ниже.

У французского композитора Андре Гретри (1741-1813) было три дочери-погодки: старшей - 16, средней - 15, младшей - 14 лет.

Однажды зимним вечером вместе со своей матерью они отправились на бал, в дом, хорошо им знакомый. Когда Гретри вошел, танцы были в разгаре, и его дочери привлекали всеобщее внимание. Все восхищались их красотой и скромным поведением.

Гретри подошел к камину, где стоял какой-то важный с виду господин. Гретри увидел, что и он не спускает глаз с его дочерей. Но смотрел он на девушек, наморщив лоб, в глубоком и мрачном молчании. Вдруг он обратился к композитору:

Милостивый государь, не знаете ли вы этих трех девиц?

Почему-то Гретри не сказал, что это - его дочери, и ответил сухо:

Мне кажется, это - три сестры.

И я думаю также. Почти два часа они танцуют без отдыха, я смотрел на них все это время. Вы видите, что все от них в восхищении. Нельзя быть прекраснее, милее и скромнее.

Отцовское сердце забилось сильнее, Гретри едва удержался от признания, что это - его дети. Незнакомец продолжал; голос его стал торжественным, с интонациями пророка:

Слушайте меня внимательно. Через три года ни одной из них не останется в живых!

Слова незнакомца произвели на Гретри ошеломляющее впечатление. Мрачный господин сразу же ушел. Гретри хотел было последовать за ним, но не смог сдвинуться с места: ноги не слушались его. Придя в себя, он начал расспрашивать окружающих о странном человеке, но никто не сумел назвать его имени. Одно лишь выяснилось: он выдавал себя за физиогномиста, ученика знаменитого Лафатера.

«Странное сие предсказание оправдалось, - писал Гретри позже в своих мемуарах, - в течение трех лет лишился я всех дочерей моих…»

Имя Иоганна Каспара Лафатера (1741 - 1801) сейчас забыто, так же как развитая им физиогномика (физиономика). Не вспоминают и талантливейшего из его учеников - венского врача и анатома Франца Галля, дополнившего физиогномику френологией, теорией, согласно которой можно определить характер и судьбу человека по строению его черепа.

Суть физиогномики Лафатера сводилась к следующему. Человек - существо животное, моральное и интеллектуальное, то есть - вожделеющее, чувствующее и мыслящее.

Эта природа человека выражается во всей его фигуре, поэтому, в широком смысле слова, физиогномика исследует всю морфологию человеческого организма. Так как наиболее выразительным зеркалом души человека является голова, то физиогномика может ограничиться изучением лица.

Интеллектуальная жизнь выражена в строении черепа и лба, моральная - в строении лицевых мышц, в очертании носа и щек, животные черты отражают линии рта и подбородка. Центр лица, его главная деталь - глаза, с окружающими их нервами и мышцами. Таким образом, лицо делится как бы на этажи, соответственно трем основным элементам, составляющим душу каждого. Физиогномика изучает лицо в покое. В движении и волнении его изучает патогномика.

Разработав такую теорию, сам Лафатер не следовал ей на практике. С детства он любил рисовать портреты, был исключительно впечатлительным, и лица, поразившие его красотой или уродством, перерисовывал по многу раз. Зрительная память у него была великолепна. Он заметил, что честность и благородство придают гармонию даже некрасивому лицу.

Лафатер родился в Цюрихе, изучал там богословие и с 1768 года до самой смерти занимал должность сначала приходского дьякона, а потом пастора в своем родном городе. Он продолжал: рисовать уши, носы, подбородки, губы, глаза, профили, анфасы, силуэты - и все это с комментариями. Постепенно Лафатер поверил в свою способность определять по внешности ум, характер и присутствие (или отсутствие) божественного начала в человеке.

Он имел возможность проверять верность своих характеристик на исповедях. В его альбомах были рисунки фрагментов лиц всей его паствы, портреты людей знакомых и незнакомых, выдающихся, великих и обыкновенных. Он анализировал в «Физиогномике» лица великих людей разных времен по их портретам, и некоторые характеристики производили впечатление гениальных психологических догадок.

По Лафатеру, у Фридриха Барбароссы глаза гения, складки же лица выражают досаду человека, не могущего вырваться из-под гнета мелких обстоятельств.

Скупцы и сластолюбцы отличаются одинаково: выпяченной нижней губой.

В лице Сократа есть задатки глупости, славолюбия, пьянства и даже зверства, но по лицу видно, что все это побеждено усилиями воли.

У Брута верхнее глазное веко тонко и «разумно», нижнее - округло и мягко, соответственно двойственности его мужественного и вместе с тем чувствительного характера.

Широкое расстояние между бровями и глазами у Декарта указывает на разум не столько спокойно-познающий, сколько пытливо стремящийся к этому.

Четыре типа темперамента (Флегматик, Холерик, Сангвиник и Меланхолик) в типах внешности

В мягких локонах Рафаэля проглядывает выражение простоты и нежности, составляющих сущность его индивидуальности.

У Игнатия Лойолы, бывшего сперва воином, затем - основателем ордена иезуитов, воинственность видна в остром контуре лица и губ, а иезуитство проявляется в «вынюхивающем носе» и в лицемерно полуопущенных веках.

Изумительный ум Спинозы ясно виден в широком пространстве лба между бровями и корнем носа и т.д. и т.п.

Эти замечания, перемешанные с соображениями о темпераментах, «национальных» физиономиях и даже о мордах зверей, увлекательны и интересны, но научной ценности при отсутствии научных методов наблюдений не имеют.

Изложение основ физиогномики все время прерывается у Лафатера разными лирическими отступлениями: то он поучает читателя, то бранит врагов физиогномики, то цитирует физиогномические наблюдения Цицерона, Монтеня, Лейбница, Бэкона и других философов. Кроме них, у него еще были предшественники: древние греки - Аристотель и Зопир, определивший сущность Сократа, уверенный, что большие уши - признак изысканного ума; Плиний Старший, уверявший, что совсем наоборот, но обладающий большими ушами доживет до глубокой старости.

В своей «Физиогномике» Лафатер временами предается отчаянию при мысли о непознаваемости человеческой природы, иллюстрируя эту мысль изображением кающегося царя Давида, ослепленного небесным светом. И действительно, проникновение в сущность человеческого характера у такого гения как Шекспир не требует описаний внешности. В его пьесах очень редко говорится о чертах лица, однако, читая их, представляешь и Гамлета, и Шейлока, и Отелло, и Яго. Почти всех…

С улыбкой читаешь у Лафатера о Гете: «Гений Гете в особенности явствует из его носа, который знаменует продуктивность, вкус и любовь, словом, поэзию».

Лафатер верил в Калиостро и его чудеса. И когда его надувательства были разоблачены, Лафатер стал утверждать, что это был другой Калиостро, а истинный - святой человек.

Гибкий и длинный, с торчашим носом и выпуклыми глазами, всегда экзальтированный, он походил на взволнованного журавля. Таким он запомнился тем, кто его знал.

Постепенно физиогномика сделалась главной целью его жизни, хотя он продолжал писать и проповедовать. Популярность его росла, слава стала всеевропейской, и посещение им ряда городов Европы превратилось в триумфальное шествие. Он не только определял сущность людей, но и предсказывал им судьбу.

К нему начали приезжать, присылать портреты жен, невест, любовников, приводить детей. Иногда происходили курьезы. Однажды он принял приговоренного к смерти преступника за известного государственного деятеля, но в большинстве случаев он оказывался прав. О нем рассказывали чудеса.

Как-то в Цюрих приехал молодой красавец аббат. Лафатеру не понравилось его лицо. Прошло немного времени, и аббат совершил убийство.

Некий граф привез к Лафатеру свою молодую жену. Ему хотелось услышать от знаменитого физиогномиста, что он не ошибся в выборе. Она была красавицей, и граф надеялся, что душа ее так же прекрасна. Лафатер усомнился в этом и, чтобы не огорчать мужа, попытался избежать прямого ответа. Граф настаивал. Пришлось сказать, что в действительности Лафатер думал о его жене. Граф обиделся и не поверил. Через два года жена бросила его и окончила свои дни в публичном доме.

Одна дама привезла из Парижа дочь. Взглянув на ребенка, Лафатер отказался говорить. Дама умоляла. Тогда он написал что-то на листе бумаги, вложил в конверт, запечатал и взял с дамы слово распечатать его не ранее чем через полгода. За это время девочка умерла. Мать вскрыла конверт и прочитала: «Скорблю вместе с вами».

Лафатер составил и свой собственный психологический портрет:

«Он чувствителен и раним до крайности, но природная гибкость делает его человеком всегда довольным… Посмотрите на эти глаза: его душа подвижно-контрастна, вы получите от него все или ничего. То, что он должен воспринять, он воспримет сразу или никогда… Тонкая линия носа, особенно смелый угол, образуемый с верхней губой, свидетельствует о поэтическом складе души; крупные закрытые ноздри говорят об умеренности желаний.

Его эксцентричное воображение содержит две силы: здравый рассудок и честное сердце. Ясная форма открытого лба выказывает доброту. Главный его недостаток - доверчивость, он доброжелателен до неосторожности. Если его обманут двадцать человек подряд, он не перестанет доверять двадцать первому, но тот, кто однажды возбудит его подозрение, от него ничего уже на добьется…»

Он был убежден, что характеристика беспристрастна.

Поклонники боготворили Лафатера, считали его провидцем. Великие писатели и поэты изучали физиогномику для того, чтобы описания героев их произведений точнее соответствовали их внутреннему миру. Со ссылкой на Лафатера Михаил Юрьевич Лермонтов характеризует внешность Печорина в «Княгине Литовской». Соответствия портретных характеристик с физиогномикой есть во многих произведениях Лермонтова. В феврале 1841 года Лермонтов в письме к А.И. Бибикову сообщил, что покупает книгу Лафатера.

Замечателен портрет ханжи и негодяя Урии Типа у Диккенса, вызывающий отвращение у читателя при первом же знакомстве:

«Низенькие двери под аркой отворились, и то же самое лицо появилось в них снова. Несмотря на замечавшийся в нем красноватый оттенок, свойственный коже большинства рыжеволосых людей, оно показалось мне так же похожим на лицо мертвеца, как и в то мгновение, когда выглядывало перед тем из окна.

Владелец его был действительно рыжий юноша всего только пятнадцати лет, как я узнал впоследствии. Тогда же он показался мне значительно старше. Рыжие его волосы были до чрезвычайности коротко обстрижены под гребенку. Бровей у него почти вовсе не было, ресницы же окончательно отсутствовали. Это придавало его красно-карим глазам совершенно особенное выражение. Они были до такой степени лишены надлежащей тени и покрова, что я не мог представить себе, каким образом устраивался обладатель их для того, чтобы спать.

Это был плечистый и костлявый юноша в черном сюртуке и таковых же брюках и белом галстуке. Костюм казался мне приличным, а сюртук был застегнут на все пуговицы. Особенно бросалась мне в глаза длинная худощавая рука юноши, напоминавшая руку скелета…»

Далее Диккенс описывает, как этот юноша любил беспрестанно потирать руки и временами насухо вытирать их носовым платком. Когда же он пальцем проводил по листу бумаги, казалось, что остается на ней мокрый и скользкий след, как от улитки…»

Оноре де Бальзак в «Человеческой комедии», в части, которая называется «Крестьяне», основываясь на физиогномике Лафатера, дает такую портретную характеристику одному из героев - Тонсару:

«Он скрывал свой истинный характер под личиной глупости, сквозь которую иногда поблескивал здравый смысл, походивший на ум, тем более, что от тестя он перенял «подковыристую речь». Приплюснутый нос, как бы подтверждающий поговорку «Бог шельму метит», наградил Тонсара гнусавостью, такой же, как у всех, кого обезобразила болезнь, сузив носовую полость, отчего воздух проходит в нее с трудом.

Верхние зубы торчали вкривь и вкось, и этот, по мнению Лафатера, грозный недостаток, был тем заметнее, что они сверкали белизной, как зубы собаки. Не будь у Тонсара мнимого благодушия бездельника и беспечности деревенского бражника, он навел бы страх даже на самых непроницательных людей».

Последователей Лафатера в писательской среде было очень много. «Физиогномика» предоставляла богатейший материал. Он был беспроигрышным у выдуманных героев. Им пользовались и поклонники великого физиономиста, и те, кто о нем не слыхал. Приметы внешних черт, соответствующих той или иной особенности характера, распространялись среди представителей разных слоев общества и уже не требовали ссылок на первоисточник. К тому же им могли быть предшественники Лафатера.

Тонкие губы - у злого человека, толстые - у доброго. Черный глаз опасен, голубой - прекрасен. Подбородок, выдающийся вперед, - у волевых людей, скошенный - у слабовольных и т.д. и т.п.

Особенно впечатляющей оказалась легенда о «петлистых ушах». Ее приводит Иван Бунин в рассказе с таким же названием: «У выродков, у гениев, бродяг и убийц уши петлистые, то есть похожие на петлю, - вот на ту самую, которой давят их».

И все было бы прекрасно, если бы каждый мог, как Лафатер, определять характер и предсказывать судьбу, основываясь на его теории. Так как этого не происходило, не получалось закономерностей, а были лишь случайные совпадения, физиогномику начали забывать и, мало того, высмеяли как лженауку.

Одним из вошедших в историю курьезов оказалась попытка определения характера Чарльза Дарвина последователем и почитателем Лафатера, капитаном парусного корабля «Бигль» Фицроем, который верил в физиогномику как в систему, не подлежащую критике.

Он был убежден, что сможет определить способности каждого из приходивших к нему кандидатов на должность натуралиста в кругосветном плавании по форме носа. Внимательно вглядываясь в лицо Дарвина, он почувствовал некоторое сомнение в том, что у человека с подобным носом хватит энергии и решимости вынести предстоящее путешествие. К счастью, Фицрой сумел преодолеть свои сомнения и позднее вынужден был признать, что ошибся.

Жизнь цюрихского пастора могла бы ничем не омрачаться, если бы он не выразил вслух протест против оккупации Швейцарии французами в 1796 году. За это его выслали из Цюриха, но через несколько месяцев он вернулся. Возобновились его проповеди и моральные рассуждения, ничего не прибавлявшие к его славе физиономиста и к его литературной славе. Он написал несколько произведений на библейские темы и сборников религиозной лирики, но как поэт он не имел никакого значения.

Его гибель в 1801 году была результатом наивно-идеалистического взгляда на вещи. Он вздумал пуститься в душеспасительные рассуждения с пьяными французскими мародерами. Один из них выстрелил в него. От этой раны Лафатер и умер. Перед смертью он простил убийцу и даже посвятил ему стихотворение.

Знал ли Лафатер, провидец судеб стольких людей, какая судьба ожидает его самого? На это у него нет никаких указаний.

«Если бы располагали точными изображениями людей, кончивших жизнь на эшафоте (такая живая статистика была бы крайне полезна для общества), - писал Бальзак, - то наука, созданная Лафатером и Галлем, безошибочно доказала бы, что форма головы у этих людей, даже невинных, отмечена некоторыми странными особенностями. Да, рок клеймит своей печатью лица тех, кому суждено умереть насильственной смертью».

Издревле сложилось представление о лице,как "зеркале души". Все, что происходит с человеком на протяжении жизни, оказывает влияние на его организм, изменяет его. А так как наиболее восприимчивы к этим изменениям лицо, то по нему можно воссоздать неповторимую картину личности.

Лицо это миниатюрная сцена на которой разыгрываются все события индивидуальной жизни человека от рождения до смерти.

Во все времена люди верили, что существуют общие правила, с помощью которых по внешним признакам можно определить душевные качества человека (врожденные или приобретенные). Так возникла физиогномика учение об определении характера и душевных свойств людей по их лицу.

Ее творцом считают Пифагора (около 500 г. до н.э.). Известно, что он принимал или, напротив, отказывал в приеме к себе учеников только после того, как тщательно осматривал их в буквальном смысле с головы до ног. А над входом в школу Платона (427 - 347 гг. до н.э.) была прибита надпись: " Пусть ни один неизмеренный не входит сюда".

Учение о линиях лица было известно древним грекам и римлянам: Цицерон (106-43 гг. до н. э.) писал: "У Сократа было выражение постоянно неизменным, так как в душе его не происходило ни каких перемен, которые могли бы отпечататься на его лице. Однако и тогда к физиогномике относились скептически.

До наших времен сохранился любопытный анекдот передаваемый Цицероном и другими авторами, о том, как некий физиономист Зопир нашел по правилам своего искусства, что Сократ (469-399 гг. до н. э.) по природе глуп и женолюбив.

Первый физиогномический трактат, дошедший до нас от греков, приписывается Аристотелю (384-322 гг. до н. э.). В нем говорится, что физиономисты, устанавливая правила определения характера человека по его лицу, шли тройным путем:

  • сравнение животных и людей;
  • наблюдение различных рас;
  • наблюдение" за выражением ощущений и страстей.
  • Поэтому первоначальный принцип, что красивое лицо говорит о хорошем характере, а некрасивое о дурном, у Аристотеля дополняется сравнением с животными. Правда, в том же трактате говорится о ненадежности этих правил.

Несмотря на некоторое недоверие физиогномика процветала и в античном мире. Римский историк Светиной (между 16070 гг. до н. э.) рассказывает, что некий гадатель предсказал Британку (около 41-55 гг. до н. э.) и Титу (39-81 гг. до н. э.), что они будут императорами.

Выдающийся врач Гамн (около 130-200 гг. до н. э.) считал физиогномику весьма полезной и нужной, но обосновать свое мнение не пытался.

Усиленное изучение начинается с XI века н. э. По выражению лица, величине, форме и цвету отдельных его частей пытаются "определить" характер человека.

Рассуждения на эту тему пишет знаменитый врач Авиценна (около 980-1037 г.г). В своем "Медицинском каноне" Авиценна не очень одобрительно пишет о том, что "чтецы по лицам" утверждают, что человек труслив, нерешителен. Однако он с этим не согласен, так как считает, что некоторые выражения лица приводят к постановке диагноза.

От XIII века до нас дошли трактаты Альберта Великого (1193-1280 гг.) и английского врача Михаила Скотта (умер в 1201г.).

В средние века произошло отделение физиогномики от науки. Причиной тому было игнорирование знаний, несогласных с догматами церкви.

На лице человека искали предзнаменование его будущей судьбы, хироманты пытались по чертам лица найти подтверждение информации, прочитанной по линиям на ладони.

Почти все гадатели начинают рассматривать физиогномику в связи с астрологией, т.е. каждый человек находится от рождения под влиянием того или иного из созвездий или планет.

Была создана так называемая планетарная классификация человеческих лиц. Например, " люди Венеры" имеют яркий ум, легкий и уравновешенный характер, стремление к возвышенному; им свойственны большая страсть, вообще - вялые, малоэнергичные и недоверчивые к себе люди.

Каждая часть лица человека по мнению предсказателей, также находилась под влиянием той или иной планеты, того или иного знака.

XVI и первая половина XIII века особенно обильно такого рода

Сочинениями. Одно из них принадлежит итальянскому ученому, врачу, математику, философу, астрологу Джироламо Кардано (1501-1576г.г.)

К своему сочинению он приложил трактат Меламта о родимых пятнах, а само сочинение сопровождалось множеством рисунков человеческого лица, с изображением линий на лбу. Например, "женщина, имеющая на лбу крестообразную линию, будет убита мужем и т. д.".

В то же время эпоха Возрождения открыла пути новым течениям в науке и искусстве. Появляются труды Леонардо да Винчи (1452-1519rj\). В своих трудах он угадывал связь эмоционального состояния человека с характером его мимики. В XII веке началась активная борьба с пророчеством физиогностики. Френсис Бэкон (1561-1626 г.г.) указал на противоречия в оценке лица.

Скептически отнесся к физиогномике знаменитый французский философ Мишель де Монтень (1533-1592 г.г.).В своих "Опытах" он писал:.. что не следует по чертам и выражениям лица определить внутреннюю сущность... Бывают красивые лица не только гордые, но и надменные, не только кроткие, но и не выразительные". Вскоре практика физиогномистов была призвана шарлатанством.

Взрыв интереса физиогномики приходится на конец XIII, начала XIVb; когда вышла в свет книга КЛафатера1 "Искусство познавать людей по их физиономии" он высказал несколько оригинальных мыслей о том, что можно восстановить физиономию человека, никогда невидимому, по его действиям и убеждениям. Эту мысль он пытался применить к изображению Иисуса Христа. В 1775-1777 г.г. вышло в свет сочинение на эту тему с многочисленными иллюстрациями.

Карамзин пропагандировал учения Лафатера, даже Пушкин отдал дань этому учению распознавать характер по чертам лица. В библиотеке Пушкина сохранилось 10-ти томное издание сочинений Лафатера. Ссылки мелькают и в произведениях Пушкина. Например, в "Дубровском" слуги Троекурова за обедом " стали разносить тарелки по чинам" ... т.е. Лафатер так анализирует:" Каждый класс общества, каждая профессия обладает своей физиономией..."

К учению физиогномики можно отнести таких ученых, как Дарвин, Павлов и др.

Лицо человека представляет собой лишь небольшой отдел головы, но является главной характеристикой его внешности. Из миллиардов людей, живущих на Земле, не встретишь и двух с абсолютно одинаковыми лицами. Академик П.К-Анохин писал: "Красота человеческого лица, его искрящаяся индивидуальность, разнообразные проявления его выразительной игры являлись источником вдохновения во все времена и у всех народов.