IV. Беседа по рассказу «Гранатовый браслет

Цели урока:

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;
  • познакомить учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”;
  • на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов;
  • совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы;
  • работая над анализом произведения, формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения;
  • развивать навыки исследования художественного текста.
  • на примере главного героя воспитывать лучшие человеческие качества.
  • воспитывать внимательное отношение к слову.

(При проведении урока используется компьютерная презентация. Приложение №1)

Ход урока

I. Орг. момент. Объяснение целей и задач урока.

Сегодня мы продолжаем с вами изучение творчества А. И. Куприна. На

предыдущем уроке мы говорили о жизни писателя, рассмотрев творчество в общих чертах. На сегодняшнем же уроке наша задача будет заключаться в том, чтобы более детально подойти к этому вопросу: мы остановимся на изучении и анализе рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”.

Перед непосредственным анализом произведения мне бы хотелось напомнить вам о том, что, знакомясь с произведениями литературы, искусства, не нужно делать поспешных выводов: сложно, непонятно.... Помните: чтобы понять, нужно, по замечанию Л. Н. Толстого, “заставить ум свой действовать со всею ему возможною силою”.

II. Литературная пятиминутка, поэтический настрой.

(Почти каждый урок литературы мы с ребятами начинаем с проведения поэтической пятиминутки. На пятиминутках ученики читают наизусть стихотворения, которые им чем-то дороги, близки. Это могут быть произведения как из школьной программы, так и уроков внеклассного чтения. Некоторые учащиеся читают стихи любимых поэтов, творчество которых в школе не изучается. Кроме выразительного прочтения стихотворения выступающий должен провести небольшой анализ: определяет тему, идею прочитанного произведения, высказывает своё отношение. При подготовке к данному уроку я попросила выучить ученика стихотворение А. С. Пушкина “Я вас любил…”) Выразительное прочтение учащимся стихотворения А. С. Пушкина “Я вас любил…”

III. Переход к теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Я думаю, вы поняли, что выбор данного стихотворения неслучайный – тему любви в литературе считают “вечной”, к ней обращались многие писатели: и поэты, и прозаики. А. И. Куприн в этом случае не исключение, а, скорее всего, подтверждение. Но необходимо отметить, что каждый из них по-своему раскрывал её. Как же эта тема раскрывается Куприным в рассказе “Гранатовый браслет”? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо раскрыть проблематику, рассмотреть сюжетно-композиционные особенности и систему образов данного произведения. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова В. Львова-Рогачевского: “В творчестве Куприна отразилась жизнь во всём её бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни”. Убедиться в достоверности слов В. Львова– Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения.

2. Ознакомление учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”. Сообщение ученика “История создания рассказа А. И. Куприна” (индивидуальная домашняя работа учащегося).

“Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата", одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. 15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: “Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. – теперь губернатор в Вильно)”. (Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”) В опубликованных недавно мемуарах “На чужбине” писателя Льва Любимова, сына Д. Н. Любимова, мы можем прочесть:

“В период между первым и вторым замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся ей в любви. Письма эти долго сохранялись в моей семье… Анонимный влюблённый, как потом выяснилось – Жёлтый (в рассказе Желтков) писал, что он служит на телеграфе…, в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…

Вначале эти письма всех забавляли, но потом… моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста. И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к Жёлтому. Всё это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже… ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя “с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека”. Отец рассказал мне, что он почувствовал в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти.

Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо пообещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно”.

3. Аналитическая беседа сопоставительного характера.

– Мы увидели, что рассказ А. И. Куприна имеет реальную основу. Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю? (Отступая от подлинных событий, Куприн сумел создать произведение, полное больших обобщений. Положив в основу своего рассказа “случай из жизни” и несколько изменив его, автор сумел достигнуть типизации. И таким образом он отстаивал своё право писателя быть художником, а не просто репортёром жизни).

– Завершая рассказ трагической развязкой, Куприн хотел оттенить силу великой любви, “которая повторяется только один раз в тысячу лет”. Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?

4. Работа аналитического характера по тексту произведения.

а) Аналитическая работа над жанровой соотнесённостью произведения. Беседы с учащимися по вопросам:

– Жанр своего произведения А. И. Куприн определил как рассказ. Скажите,
пожалуйста, что называется рассказом? (Рассказом называется небольшое
повествовательное произведение, посвященное какому-нибудь отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что с ним было до и после этого события).

– Что вы знаете о композиции рассказа? (В композиции рассказа можно выделить
следующие части: экспозиция, завязка, кульминация, развязка).

– Объясните, что представляют собою вышеназванные части.

Композиция рассказа предусматривает следующие части:

  1. Экспозиция – вступительная часть (факультативная часть), которая на начальном этапе анализа художественного произведения помогает ответить на ряд вопросов: где ? когда ? что происходит? и даёт первоначальное представление о действующих героях.
  2. Завязка – событие, с которого начинается действие.
  3. Развитие действия.
  4. Кульминация – наивысшая точка в развитии действия.
  5. Спад действия.
  6. Развязка – событие, которым заканчивается действие.

Подобным образом любой рассказ, а также и другое художественное произведение небольшой эпической формы можно представить в виде следующей графической схемы:

Далее при аналитической работе определяется соответствие того или иного эпизода произведения соответствующему пункту схемы. В итоге анализа получается сюжетно-композиционная схема, которая наглядно помогает представить цепочку событий, составляющих сюжет произведения, и раскрыть особенности строения изучаемого произведения.

По ходу анализа совершенствуется умение давать индивидуальную и обобщенную характеристику героям, развивается представление о форме повествования и образе рассказчика, углубляются знания о композиции и сюжете.

б) Аналитическая работа по сюжету и композиции рассказа.

(Далее совместно с учащимися работаем над сюжетно-композиционной схемой рассказа, при помощи которой и будет идти дальнейшая аналитическая работа. На доске и в тетрадях рисуем // чертим сюжетно-композиционную схему рассказа, определяя какому пункту схемы соответствует тот или иной эпизод произведения. В момент построения схемы обсуждается каждый пункт, соответствующий тому или иному эпизоду).

– Есть ли в рассказе “Гранатовый браслет” экспозиция?

– Какова роль экспозиции в рассказе? (Она “погружает” читателя в художественное
время и художественное пространство: даёт первоначальное представление о времени, о
месте действия, о герое).

– Что в этот момент мы узнаём о главной героине повествования? Как автор характеризует её?

– В чём заключается их роль? Как в этих эпизодах проявляются характеры героев рассказа?

– Какова художественная функция подробной детализации отдельных моментов?

– Какой эпизод рассказа можно обозначить как кульминационный? Почему?

– Чем заканчивается рассказ? Какой эпизод рассказа является завязкой рассказа?

– Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка? (Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая “большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет”. Герои “любили друг друга только одно мгновение, но навеки”. В пробуждении души Веры большую роль сыграла музыка: через музыку её душа словно соединилась с душой Желткова).

– Какие особенности в композиции рассказа “Гранатовый браслет” можно отметить?

в) Аналитическая работа по тематике рассказа “Гранатовый браслет”.

– Как вы определили тематику рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”? Какие темы поднимает автор в своём произведении? (Тему межчеловеческих отношений; автором рассматриваются такие темы, как: тема любви, дружбы, тема ненависти, эгоизма, чёрствости. Кроме этого автор обращается и к теме “маленького человека”. Образ Желткова помогает раскрыть эту тему, традиционную для русской литературы. В “Гранатовом браслете” нет острой критики буржуазного общества. Господствующие классы обрисованы в мягких тонах. Но в сопоставлении с громадным чувством маленького чиновника Желткова выясняется очерствение души людей, считающих себя выше Желткова. Николай Николаевич Булат-Тугановский в рассказе выступает как человек, символизирующий всё дурное, что бывает в аристократии. Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, но силой своей любви встаёт над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом его жизни).

– Как вы понимаете слова К. Г. Паустовского: “Гранатовый браслет” – один из благоуханных рассказов о любви – и самых печальных”?

– Какова авторская идея, выраженная в рассказе? (Частный случай поэтизирован А. И. Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется, по его мнению, “только один раз в тысячу лет”. Любовь, по Куприну, “всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть”. Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчёркивают их красоту. Можно сказать, что в “Гранатовом браслете” выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве. А. И. Куприн писал, что он стремился “показать духовно преображающую, просветляющую силу всепоглощающего чувства любви”).

Одно из самых известных в русской литературе произведений о трагической любви, в котором Куприн исследует "любовь-трагедию", показывает ее истоки и роль этого чувства в жизни человека, причём исследование это проводится на социально-психологическом фоне, который во многом определяет всё происходящее с героями, но не может до конца объяснить феномен любви как чувства, находящегося, по мнению писателя, за гранью понятных рассудку причинно-следственных связей, зависящего от некой высшей воли.

Творческая история рассказа "Гранатовый браслет", анализ которого мы проведем, широко известна: его герои не выдуманы, у каждого из них есть прототипы, а сама "история с браслетом" и в самом деле произошла в семье видного чиновника князя Д.Н. Любимова (члена Государственного совета), жене которого Людмиле Ивановне был преподнесён метким телеграфным чиновником П. П. Желтковым вульгарный "гранатовый браслет"; подарок этот был оскорбителен, дарителя легко установили и после беседы с мужем и братом Людмилы Ивановны (в рассказе - Николай Николаевич) он навсегда исчез из её жизни. Всё это так, но ведь историю эту Куприн услышал ещё в 1902-м году, а рассказ был написан в 1910-м... Очевидно, писателю понадобилось время для того, чтобы первые впечатления от услышанного воплотились в художественные образы, чтобы история из жизни (довольно смешная в изложении Д.Н. Любимова...) превратилась в подлинно трагическую историю возвышенной любви, "о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины".

Сюжет рассказа "Гранатовый браслет" прост: в день своих именин Вера Николаевна Шеина, "жена предводителя дворянства", получает в подарок гранатовый браслет, посланный её давним, еще с девичьих лет, поклонником, сообщает об этом мужу, а тот, под влиянием ее брата, отправляется к таинственному "Г. С. Ж.", требуют от него прекратить преследование замужней женщины, которая принадлежит к высшему обществу, он просит разрешения позвонить Вере Николаевне, после чего обещает оставить ее в покое - и на следующий день она узнает о том, что он застрелился. Как видим, внешне история почти повторяет жизнь, только в жизни, к счастью, финал не был таким трагическим. Однако психологически все намного сложнее, Куприн не описал, а творчески переработал случай из жизни.

Прежде всего, необходимо остановиться на конфликте рассказа "Гранатовый браслет". Здесь мы видим конфликт внешний - между миром "высшего общества", к которому принадлежит героиня, и миром мелких чиновников, им "не положено" испытывать каких-либо чувств по отношению к таким женщинам, как Вера Николаевна - а Желтков давно, самоотверженно, можно даже сказать, самоотречённо любит её. Здесь же истоки и внутреннего конфликта: любовь, оказывается, может стать для человека смыслом жизни, тем, ради чего он живёт и чему служит, а всё остальное - "по-Желткову" - всего лишь ненужные для человека вещи, отвлекающие его от главного в его жизни предназначения - служить любимому человеку. Нетрудно заметить, что и внешний, и внутренний конфликты произведения становятся главным способом раскрытия характеров действующих лиц, которые проявляют себя в том, как они относятся к любви, как они понимают природу этого чувства и его место в жизни каждого человека.

Вероятно, своё понимание того, что же такое любовь, автор выражает в словах генерала Аносова, сказанных им на дне рождения Веры Николаевны: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться". Авторская позиция в моральном плане, действительно, бескомпромиссна, и в рассказе "Гранатовый браслет" Куприн исследует, почему же такая любовь (а ведь она существует в жизни, автор убеждает читателя в этом!) оказывается обречённой.

Для понимания происходящих в рассказе событий нужно уяснить, какие отношения связывают Веру Николаевну и Василия Львовича Шеиных. В самом начале повествования автор говорит об этом: "Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, искренней дружбы..." Это очень важно: герои знают, что такое настоящая любовь, вот только в их жизни случилось так, что их чувство переродилось в дружбу, которая, наверное, тоже необходима в отношениях супругов, но ведь не вместо любви же?.. Но тот, кто сам испытал чувство любви, может понять другого человека, того, кто любит - в отличие от людей, так и не знавших в жизни, что же это такое - настоящая любовь, поэтому так необычно ведёт себя князь Василий Львович, жене которого пришло такое компрометирующее, если не сказать оскорбительное (именно так воспринимает его брат Веры, Николай Николаевич Тугановский, настоявший на визите к Желткову) поздравление.

На сцене именин, после которой и произошёл разговор супругов Шеиных и Николая Николаевича, следует остановиться подробнее потому, что она очень важна для понимания той роли, которую, как полагает автор, играет любовь в жизни человека. Ведь на именинах княгини Веры собрались вполне благополучные люди, у которых вроде бы "всё хорошо" в жизни, но почему же они так увлечённо говорят об этом чувстве - о любви? Может, потому, что любовь супругов Шеиных превратилась в "дружбу", Анна Николаевна своего "мужа... терпеть не могла, но родила от него двух детей - мальчика и девочку..."? Потому, что любой человек, что бы он ни говорил о любви, втайне верит в неё и ждёт, что и в его жизни будет это светлое чувство, изменяющее жизнь?..

Интересен композиционный прием, который использует Куприн, создавая образ Желткова: этот герой появляется почти что в самом конце рассказа, появляется как бы на мгновение (разговор с гостями), для того, чтобы исчезнуть навсегда, но его появление подготовлено и историей с подарком, и рассказом о его отношении к княгине Вере, поэтому читателю кажется, что он знает этого героя уже давно. И всё-таки реальный Желтков оказывается совсем непохожим на "героя-влюбленного", каким, возможно, его рисовало воображение читателя: "Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти". Сначала он чувствует себя очень неловко, но это именно что неловкость, он не боится своих высоких гостей, а окончательно он успокаивается тогда, когда Николаи Николаевич начинает ему угрожать. Это происходит потому, что он чувствует себя защищенным своей любовью, ее, любовь, у него невозможно отнять, это чувство, определяющее его жизнь, и оно останется с ним до конца этой жизни.

После того, как Желтков получает у князя Шеина разрешение и идёт звонить Вере Николаевне, Николай Николаевич укоряет родственника за его нерешительность, на что Василий Львович отвечает: "И правда, подумай, Коля, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя... Мне жалко этого человека. И мне не только, что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать". Для Николая Николаевича происходящее - "Это декадентство", но Василий Львович, знающий, что такое любовь, чувствует совсем иначе, и сердце его оказывается более точным в понимании того, что происходит... Не случайно же Желтков в разговоре обращался только к князю Василию, и высшая мудрость их беседы была в том, что оба говорили на языке любви...

Желтков ушёл из жизни, но перед смертью он отправил письмо женщине, ради покоя которой он с радостью решился на этот шаг. В этом письме он объясняет, что именно с ним произошло: "Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно меня за что-то вознаградить". Вот он и дал ответ на вопрос, который мучил княгиню Веру: "И что это было: любовь или сумасшествие?". Очень убедительный, неопровержимый ответ, потому что дан он был так, как поступил Желтков, цена этого ответа - жизнь человека...

О том, что Желтков по-настоящему любит княгиню Веру, говорит, помимо всего прочего, и то, что даже своей смертью он сделал её счастливой. Тем, что простил ее - хотя в чем же ее-то вина?.. В том, "что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее"? Но разве, если это случилось, не было ли так суждено свыше, как была послана его трагическая любовь Желткову? Может быть, настоящая любовь, как и говорил генерал Аносов, всегда трагична - и именно это определяет ее подлинность?

Трагический финал рассказа "Гранатовый браслет" не оставляет ощущения безнадежности - несмотря ни на что! Ведь, если в мире существует настоящая любовь, значит, она делает людей счастливыми, что бы при этом ни пришлось им пережить? Желтков умер счастливым, потому что мог сделать что-то для любимой женщины, можно ли его судить за это? Вера Николаевна счастлива потому, что "он меня простил теперь. Всё хорошо". Насколько эта трагическая судьба героев "человечнее" жизни без любви, насколько они, страдавшие и страдающие, духовно выше и по-человечески счастливее тех, кто не знал в своей жизни подлинного чувства! Поистине, рассказ Куприна - это гимн любви, без которая и делает жизнь жизнью...

Нельзя не сказать о потрясающей художественной детали, которая является центральной метафорой рассказа. В описании браслета есть такие строки: "Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину". Этот "странный маленький зеленый камешек" - тоже гранат, только это редкий гранат необычного цвета, распознать который может далеко не каждый, тем более - на фоне "прекрасных гранатов-кабошонов". Точно так же, как и любовь Желткова - это самое настоящее, только очень редко встречающееся, чувство, которое так же трудно распознать, как и гранат в маленьком зеленом камешке. Но от того, что люди не способны понять того, что открывается их взору, гранат не перестаёт быть гранатом, а любовь не перестаёт быть любовью... Они-то есть, они существуют, и не их вина, что люди просто не готовы к встрече с ними... Наверное, это и есть один из главных уроков трагической истории, рассказанной Куприным: нужно очень бережно относиться к себе, к людям, к своим и чужим чувствам, чтобы, когда "бог вознаградит" человека любовью, увидеть, понять и сберечь это великое чувство.

Каждое поколение задает себе вопросы: Есть ли любовь? Какая она? Нужна ли она? Вопросы трудные и невозможно однозначно ответить на них. А. Куприн непревзойденный мастер пера способный задавать такие вопросы, отвечать на них. Куприн любит писать о любви, это одна из самых любимых его тем. Чувство щемящей тоски и одновременно просветления наступает после прочтения «Гранатового браслета».

Скромный почтовый служащий самозабвенно любит княгиню. Семь долгих, томительных лет Желтков любит женщину, с которой даже ни разу не встретился. Он просто ходит за ней, собирает забытые ей вещи, дышит воздухом, которым дышит она. А какие он пишет ей письма! В знак своей любви он дарит ей гранатовый браслет, который ему самому очень дорог. Но Вера Николаевна оскорблена и все рассказывает своему мужу, которого не любит, но очень к нему привязана. Шеин, Муж Веры Николаевны, выясняет отношения с Желтковым. Он просит больше не докучать его жене письмами и подарками, но разрешает написать прощальное письмо с извинениями. Это явилось причиной самоубийства Желткова. Осознание того, что он никогда не добьется любви своего идеала, что дни его будут пусты и холодны, толкнули Желткова на страшный поступок.

«Да святится имя твое!»,- с такими восторженными словами уходит Желтков из жизни. И разве не потеряла Вера Николаевна возможность любить? Любить дано не каждому. Только человек с чистой, незапятнанной душой может отдаться этому чувству. Скромный Желтков, которого в толпе можно не заметить, противопоставлен богатым, черствым людям светского круга. Но душа, какая у него душа... Ее не видно, она не в одеждах. Ее можно только почувствовать, полюбить. Желткову не повезло. Его душу не разглядел никто.

Я плакала, когда читала это произведение. Переживания Желткова перечитывала несколько раз. А его письма к любимой женщине? Их можно выучить наизусть. Какая глубина любви, самопожертвования и самоотречения. Говорят, что сейчас так не могут любить. Наверное. Генерал Аносов в повести говорит, что нет любви, и в наше время не было. Получается, о вечной любви думают все поколения, но узнать ее удается единицам.

Куприн написал «Гранатовый браслет» в 1911 Году. До сих пор его произведение не потеряло актуальности и востребованности. Почему? Потому что тема любви вечна. Если не было бы любви, мы стали все черствыми, железными машинами без сердца и совести. Любовь спасает нас, делает нас людьми. Иногда, так получается, из-за любви проливается кровь. Это больно и жестоко, но это очищает нас.

Хочу в своей жизни испытать счастливую любовь. А если не будет взаимности, ну что ж. Главное, чтобы любовь была.

Вариант 2

В рассказе Александра Куприна с необычайной тонкостью и трагичностью описана истинная любовь, хотя и безответная, но чистая, бесспорная и возвышенная. Кому, как не Куприну писать об этом великом чувстве. «…Почти все мои сочинения – моя автобиография…» - замечал писатель.

Главная героиня Вера Николаевна Шеина, выделявшаяся своей добросердечием, учтивостью, воспитанием, рассудительностью и особенной любовью к детям, которых, она не могла иметь. Она была замужем за князем Шеином, находившегося в состоянии банкротства.

На именины Вере супруг преподнес сережки, сестра – антикварный молитвенник, выполненный в виде записной книжке. На празднике находились лишь близкие родственники, вследствие этого праздник получился хорошим, все поздравляли княгиню. Но, на любом празднике может что-то произойти, так и здесь.

Главной героине приносят еще один презент и письмо. Этот дар – гранатовый браслет для писателя обладал огромным значением, так как он считал это знаком любви. Адресатом данного подношения был тайный поклонник княгини Г.С. Желтков. Это был мужчина в возрасте тридцати пяти лет, худощавого телосложения с одутловатым лицом, трудился чиновником. Его чувства к женщине бурлили на протяжении восьми лет, это была неразделённая любовь, доходящая до безрассудства, Желтков коллекционировал все предметы, которые принадлежали или держала в руках его любимая.

Своим презентом он показал свои чувства перед всем семейством Шеиных. Супруг и родственники решают, что нужно возвратить презент обладателю и растолковать, что с его стороны это неприличный поступок. Муж Веры в разговоре с поклонником показывает свое благородство, он видит, что чувства Желткова подлинные. В скором времени, княгиня из газеты узнает о самоубийстве своего воздыхателя. У нее появляется желание посмотреть на человека, даже после его кончины.

Находясь в квартире почившего, Вера Николаевна осознает, что это был ее мужчина. Чувства к супругу давно угасли, осталось только уважение. Немаловажным символом считается письмо, оставленное Желтковым возлюбленной.

В художественной литературе тема любви считается основной, это одна из главных элементов социума.

Анализ рассказа для 11 класс

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Образ Гринева и Швабрина в повести Капитанская дочка 8 класс

    Центральные персонажи повести, герои-антагонисты (то есть находящиеся в непримиримом противоречии между собой) – Петр Гринев и Алексей Швабрин. Гринев и Швабрин, скорее всего, ровесники, оба из дворянских семей

  • Идейный замысел автора в комедии Ревизор Гоголя

    Идея написать комедию на основе «русского анекдота» возникла у Гоголя в процессе работы над «Мертвыми душами». Свой замысел Гоголь воплотил в комедии «Ревизор», которая представляет собой чиновно-бюрократичную картину

  • Птаха в рассказе Уроки французского: образ и характеристика сочинение

    «Уроки французского» - один из самых ярких рассказов Валентина Распутина. Он повествует о совестливом мальчике, которому довелось пережить трудное послевоенное время.

  • Образ и характеристика Барыни в рассказе Муму Тургенев сочинение

    Главный персонаж рассказа – старая богатая барыня, живущая в большом особняке в центре Москвы. Среди крепостных, окружавших помещицу, был дворник. Герасим был весьма крупного телосложения

  • Мне кажется, учитель должен быть умным, добрым и отзывчивым: кормить кошечек и собачек, помогать нам, выполнить то, что нам тяжело.

(анализ повести А.И.Куприна “Гранатовый браслет”)

В повести А.И.Куприна “Гранатовый браслет” рассказывается о том, что в литературе встречается гораздо чаще, чем в жизни – о чистой и благородной безответной любви. Пылкая влюблённость или быстро прогорает и приходит отрезвление, как в неудачной женитьбе генерала Аносова, или переходит «в чувство прочной, верной, истинной дружбы» к мужу, как у княгини Веры.

И потому усомнился старый генерал – та ли это любовь: «любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть». Именно так любит маленький небогатый чиновник с неблагозвучной фамилией. Восемь лет – немалый срок для проверки чувств, и, однако, за все эти годы он ни на секунду не забывал её, «каждое мгновение дня было заполнено Вами, мыслью о Вас...» И, тем не менее, Желтков всегда оставался в стороне, не унижаясь и не унижая её.

Благородство Желткова заключается в его ненавязчивости, того, что он не заставляет её страдать. Другие могли бы вешаться на шею, подстрекать на развод, преследовать её. Желтков же, понимая, что он не её сословия, что у него нет состояния, и что она уже замужем, а разводиться в то время было сложно, держится в стороне.

И близкие княгини Веры признали в нём благородного человека: брат Николай Николаевич: «Я сразу угадал в вас благородного человека»; муж князь Василий Львович: «этот человек неспособен обманывать и лгать заведомо».

И этот человек, лишившись возможности «хотя бы изредка видеть её», выполнил её просьбу «прекратить всю эту историю» единственно возможным для него способом: прекращением собственного существования – «Вот она идёт, всё усмиряющая смерть, а я говорю – слава тебе!...»

А всё таки я думаю: не прав человек, зациклившийся на своём несчастном чувстве, которого «не интересует в жизни ничто». И какое-то позёрство есть в его самоубийстве в том же городе, чтобы «его Мечта» пришла поглядеть на него и послушала сонату D-dur № 2, op.2. Largo Appassionato, L. Van Beethoven.

Вступление
“Гранатовый браслет” – одна из самых известных повестей русского прозаика Александра Ивановича Куприна. Она вышла в свет в 1910 году, но для отечественного читателя по-прежнему остается символом бескорыстной искренней любви, такой, о которой грезят девушки, и той, что мы так часто упускаем. Ранее мы публиковали этого чудесного произведения. В этой же публикации мы расскажем вам о главных героях, сделаем анализ произведения и поговорим о его проблематике.

События повести начинают разворачиваться в день рождения княгини Веры Николаевны Шеиной. Празднуют на даче в кругу самых близких людей. В разгар веселья виновница торжества получает подарок – гранатовый браслет. Отправитель решил остаться неузнанным и подписал короткую записку лишь инициалами ГСЖ. Однако все сразу догадываются, что это давний поклонник Веры, некий мелкий чиновник, который вот уже много лет заваливает ее любовными письмами. Муж и брат княгини быстро вычисляют личность докучливого ухажера и на следующий день отправляются к нему домой.

В убогой квартирке их встречает робкий чиновник по фамилии Желтков, он безропотно соглашается забрать подарок и обещает больше никогда не появляться на глаза почтенного семейства при условии, что сделает последний прощальный звонок Вере и удостоверится, что она не хочет с ним знаться. Вера Николаевна, конечно же, просит Желткова оставить ее. На следующее утро в газетах напишут, что некий чиновник свел счеты с жизнью. В прощальной записке он написал, что растратил казенное имущество.

Главные герои: характеристика ключевых образов

Куприн – мастер портрета, причем, через внешность он прорисовывает характер персонажей. Каждому герою автор уделяет много внимания, отведя добрую половину повести для портретных характеристик и воспоминаний, что также раскрывают действующие лица. Главными героями повести являются:

  • – княгиня, центральный женский образ;
  • – муж ее, князь, губернский предводитель дворянства;
  • – мелкий чиновник контрольной палаты, страстно влюблен в Веру Николаевну;
  • Анна Николаевна Фриессе – младшая сестра Веры;
  • Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат Веры и Анны;
  • Яков Михайлович Аносов – генерал, военный товарищ отца Веры, близкий друг семьи.

Вера – идеальная представительница высшего света и во внешности, и в манерах, и в характере.

“Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя и довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно увидеть на старинных миниатюрах”

Княгиня Вера была замужем за Василием Николаевичем Шеиным. Их любовь уже давно перестала быть страстной и перешла в ту спокойную стадию взаимного уважения и нежной дружбы. Союз их был счастливым. Детей у пары не было, хотя Вера Николаевна страстно хотела малыша, а потому все свое нерастраченное чувство отдавала детям своей младшей сестры.

Вера была царственно спокойна, со всеми холодно любезна, но вместе с тем весьма смешлива, открыта и искрення с близкими людьми. Ей были не присущи такие женские уловки, как жеманство и кокетство. Несмотря на свой высокий статус, Вера была весьма благоразумна, и зная, как неудачно идут дела у ее мужа, старалась порой обделить себя, чтобы не поставить его в неудобное положение.



Муж Веры Николаевны – талантливый, приятный, галантный, благородный человек. У него потрясающее чувство юмора, он блестящий рассказчик. Шеин ведет домашний журнал, в который заносятся невыдуманные истории с картинками о жизни семейства и его приближенных.

Василий Львович любит жену, возможно, не так страстно, как в первые годы брака, но кто знает, как долго на самом деле живет страсть? Супруг глубоко уважает ее мнение, чувства, личность. Он сострадателен и милосерден к другим, даже тем, кто многим ниже его по статусу (об этом свидетельствует его встреча с Желтковым). Шеин благороден и наделен мужеством признавать ошибки и собственную неправоту.



С Чиновником Желтковым мы впервые встречаемся ближе к концу повести. До этого момента он присутствует в произведении незримо в гротескном образе недотепы, чудака, влюбленного дурачка. Когда долгожданная встреча наконец-то происходит мы видим перед собой человека кроткого и застенчивого, таких принято не замечать и называть “маленькими”:

“Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами”

Его речи, однако, лишены сумбурной блажи сумасшедшего. Он вполне отдает отчет своим словам и поступкам. Несмотря на кажущуюся трусость, этот человек очень отважен, он смело говорит князю, законному супругу Веры Николаевны, что влюблен в нее и ничего не может с этим поделать. Желтков не лебезит перед чином и положением в обществе своих гостей. Он покоряется, но не судьбе, а только лишь своей возлюбленной. А еще он умеет любить – беззаветно и искренне.

“Случилось так, что меня в жизни не интересует ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это”

Анализ произведения

Идею своего рассказа Куприн почерпнул из реальной жизни. В действительности история носила скорее анекдотический характер. Некий бедолага-телеграфист по фамилии Желтиков был влюблен в жену одного из российских генералов. Однажды этот чудак так расхрабрился, что послал своей возлюбленной простенькую золотую цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. Умора да и только! Все смеялись над глупеньким телеграфистом, но пытливый писательский ум решил заглянуть дальше анекдота, ведь за видимым курьезом всегда может таиться настоящая драма.

Также и в “Гранатовом браслете” Шеины с гостями сперва потешаются над Желтковым. У Василия Львовича на этот счет есть даже забавная история в домашнем журнале под названием “Княгиня Вера и влюбленный телеграфист”. Людям свойственно не задумываться над чужими чувствами. Шеины не были плохими, черствыми, бездушными (это доказывает метаморфоза в них после знакомства с Желтковым), просто они не верили, что любовь, в которой признавался чиновник, может существовать..

В произведении множество символических элементов. К примеру, гранатовый браслет. Гранат – камень любви, гнева и крови. Если его возьмет в руку человек в лихорадке (параллель с выражением “любовная лихорадка”), то камень примет более насыщенный оттенок. По словам самого Желткова, этот особый вид граната (зеленый гранат) наделяет женщин даром предвидения, а мужчин защищает от насильственной смерти. Желтков, расставшись с браслетом-оберегом, погибает, а Вера нежданно для себя предсказывает его кончину.

Еще один символичный камень – жемчуг – также фигурирует в произведении. Жемчужные сережки Вера получает в подарок от мужа утром в день именин. Жемчуг, несмотря на свою красоту и благородство, является предзнаменованием дурной вести.
Что-то плохое также пыталась предсказать погода. Накануне рокового дня разразилась ужасная буря, но в день рождения все успокоилось, выглянуло солнце и стояла тихая погода, словно затишье перед оглушительным раскатом грома и еще более сильным штормом.

Проблематика повести

Ключевая проблема произведения в вопросе “Что есть настоящая любовь?” Для того чтобы “эксперимент” был чистым, автор приводит разные виды “любовей”. Это и нежная любовь-дружба Шеиных, и расчетливая, удобная, любовь Анны Фриессе к своему неприлично богатому старику-мужу, что слепо обожает свою половинку, и давно забытая древняя любовь генерала Амосова, и всепоглощающая любовь-поклонение Желткова к Вере.

Главная героиня сама долго не может понять – любовь это или сумасшествие, но заглянув в его лицо, пусть и сокрытое маской смерти, она убеждается – это была любовь. Те же выводы делает Василий Львович, встретившись с воздыхателем жены. И если сперва он был настроен несколько воинственно, то потом не смог злиться на несчастного, ведь, кажется, ему была открыта тайна, которую ни он, ни Вера, ни их друзья не смогли постичь.

Люди по своей природе эгоистичны и даже в любви в первую очередь думают о своих чувствах, маскируя собственный эгоцентризм от второй половинки и даже себя. Истинная любовь, что между мужчиной и женщиной встречается раз в сотню лет, на первое место ставит возлюбленного. Так и Желтков покойно отпускает Веру, потому что только так она будет счастлива. Проблема лишь в том, что без нее ему не нужна жизнь. В его мире самоубийство вполне закономерный шаг.

Княгиня Шеина это понимает. Она искренне оплакивает Желткова, человека, которого практически не знала, но, о боже мой, возможно, мимо нее прошла настоящая любовь, которая встречается раз в сотню лет.

“Я бесконечно благодарен Вам только за то, что вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить… Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твое

Место в литературе: Литература ХХ века → Русская литература ХХ века → Творчество Александра Ивановича Куприна → Повесть “Гранатовый браслет” (1910)