Как поступить в театральный институт.

Инструкция

Нацельтесь на определенный ВУЗ, в который хотите поступать, потому что каждый из них проводит разные творческие испытания, готовиться к которым надо заранее. Среди учебных заведений, воспитывающих будущих михалковых: Щукинское, Щепкинское театральные училища, ВГИК, ГИТИС, МИТРО, ГИТР, МГУКИ.

Собеседование. Ознакомьтесь с теорией профессии. Ведь если вы собрались посвятить себя какому-то делу, надо знать о нем все. Выучите , драматургов, композиторов, основные термины и историю. На собеседование проверят ваши знания профессии и интеллектуальный уровень в целом.

И наконец, практическая часть. Перед комиссией вас попросят поставить режиссерский этюд с участием таких же поступающих, как вы.

Обратите внимание

Возможный риск - это ваше стеснение. Никогда не тушуйтесь!

Полезный совет

К каждому испытанию отнеситесь со всей ответственностью. На каждом туре отсеивается большое число участников. На одно место претендуют десятки человек. Чтобы поступить, придется выложиться по полной. Но если не получилось – не унывайте! Большинство абитуриентов поступают годами, пока не добьются цели. Ведь многие известные люди тоже попали на режиссерский факультет не с первого раза.

О карьере актера или актрисы мечтают все. И по статистике ежегодно самый большой наплыв абитуриентов переживают именно театральные вузы. Обычно конкурс составляет более 200 человек на место. В актерскую группу ГИТИСа набирают до 23-25 лет, для будущих режиссеров возрастной ценз увеличен до 35 лет, но они уже должны иметь опыт работы в профессиональном или любительском театре.

Инструкция

Перед подачей документов в театральный вуз абитуриенты проходят отборочный тур – творческий . Будущим актерам предстоит показать себя в мастерстве артиста, сценической речи, а также свои знания в истории на е. Для режиссеров конкурс делится на 4 этапа – мастерство артиста, практическая режиссура устно и письменно и коллоквиум по истории театра. Если все три тура творческого будут успешно пройдены, далее вас ждут экзамены по языку и литературе.На экзамене по мастерству оценивается талант абитуриента. Здесь исполняют несколько произведений разных жанров – стихотворение, басня, . При подготовке программы выбирайте те отрывки, которые вам близки по духу, которые вы понимаете и чувствуете каждой клеточкой своего тела. Оцените свое возможное театральное амплуа, программу подбирайте под типаж. Не готовьте длинные отрывки – никто их слушать не будет, лучше подготовить несколько кусочков из разных произведений, так как комиссия может попросить прочитать что-то еще. И самое главное – не пытайтесь изощриться. Оригинальный отрывок – это, безусловно, хорошо, но не забывайте о близости текста вашему внутреннему миру. Иногда лучше показать знакомого и понятного всем с детства Пушкина, нежели сложного Бодлера или Борхеса.Помимо программных произведений комиссия может попросить исполнить импровизированный сценический этюд, станцевать и т.д. Кстати, на таких факультетах, как эстрадный, балетмейстерский, музыкального театра, и вокал входят в программные испытания творческого конкурса.

После успешной сдачи экзамена по мастерству будущие актеры допускаются к коллоквиуму, а режиссеры - к экзамену по режиссуре. Экзамен по режиссуре состоит из экзамена по практической режиссуре, письменной режиссерской работы, выполняемой в аудитории на темы, определяемые экзаменационной комиссией, и коллоквиума.Безусловно, абитуриенты режиссерского факультета должны быть знакомы с основами теории режиссуры, хорошо ориентироваться в истории театра (в том числе и современного), музыке, живописи, кинематографе, литературы и т.д. Устный экзамен по режиссуре представляет собой этюд на заданную тему, ею может стать любое произведение от музыкального до живописного. Для участия в этюде абитуриент может привлекать к участию в своем сценическом действии других поступающих. Здесь важно найти эмоционально-образное выражение мысли, которую будущий режиссер хочет раскрыть в этюде. На этом этапе комиссия проверяет творческую фантазию и вкус абитуриента, а также его инициативность и изобретательность. Письменная режиссерская работа – это постановочный план целой или одной из сцен, по решению комиссии, а также внятно изложенные на бумаге описания замыслов режиссера в части художественного и музыкального оформления.

Коллоквиум – это собеседование, на котором проверяется уровень интеллектуального развития поступающего, эрудиция, интересы, способности к образному мышлению, а также его эстетические взгляды и культурный уровень. Для успешного прохождения этапа необходимо свободно ориентироваться в русской и зарубежной литературе, драматургии, театральной критике, истории режиссуры и драматического театра. На сайте ГИТИСа вывешен литературы, обязательной к прочтению для подготовки к коллоквиуму.

Полезный совет

Три важных «НЕ» при поступлении в театральный вуз:

На прослушивании не мямлите, говорите уверенно и внятно! Это важно, так как на этом этапе проверяется не только актерское мастерство, но и дефекты речи.

Ни в коем случае не говорите, что когда-то вы занимались с педагогом или в театральной студии!

Не одевайтесь броско и ярко. Лучше одеться неброско, но со вкусом. Для девушек обязательным предметом гардероба на прослушивании является юбка, не мини и не макси. Не стоит накладывать и тонну косметики, на прослушивании уместнее скромный незаметный макияж, так как комиссии важно истинное лицо поступающей, а не ее умение нарисовать на себе «Анжелину Джоли». Юношам также нежелательно приходить на отборочный тур в косухе или в джинсах-трубах. Классический костюм или одежда в стиле casual – вот идеальный вариант для прослушивания. Месячная небритость также не уместна, как и длинные немытые волосы или выбритый ирокез. Помните: ваш внешний вид должен сочетаться с тем, что вы будете читать!

Поступить в Щукинское училище – дело очень сложное, особенно если вы нацелены на актерский факультет. ВУЗ с давно сложившимися традициями, историей, преподавательским составом не всех впускает в свои стены. Это одно из самых популярных в России учебных заведений такого рода привлекает сотни абитуриентов каждый год.

Инструкция

Прослушивание. В день, когда состоится прослушивание, пораньше. Этот этап проходит несколько дней, так что, пропустив какую-то дату, у вас есть шанс попробовать еще. Поступающие должны прочесть басню, прозу, стихотворение. Впускать в аудиторию вас будут по 10 человек и вызывать по очереди в центр зала. На этом этапе отсеивается значительная часть абитуриентов. Счастливчики, которым повезло попасть на 1 тур, должны на сайт института и узнать, когда следующий этап.

На более поздних турах абитуриенты исполняют этюды на темы, предложенные комиссией. На каждом этапе отсеивается большая часть поступающих, и из сотен абитуриентов остаются 15-20 человек. Еще одно немаловажное испытание - собеседование. На нем проверяется общий интеллектуальный уровень абитуриентов, знание театра . На сайте Щукинского училища вывешен список пьес, которые нужно прочитать и определить, какого героя вам хотелось бы исполнить.

По окончании каждого испытания абитуриенту выставляются баллы, которые плюсуются с ЕГЭ по и . Набравший максимальные баллы, имеет больше шансов поступить в Щукинское училище . Если не получилось попасть туда в этом году, не переживайте. Заядлые абитуриенты из года в год пытаются попасть в список студентов. Да и поступить – это еще не все. Ведь бывают и случаи, когда после первой же сессии отчисляют за профнепригодность. Так что, если нацелены стать актером, придется выкладываться по полной.

Видео по теме

Обратите внимание

Вас могут попросить исполнить тот же отрывок, но в другом стиле. Например, представить, что вы на войне или в ночном клубе.

Полезный совет

При подборе репертуара выберите несколько разноплановых вариантов. Главное – чтобы они все вам подходили по типажу.
Если вы девушка, приходить надо в платье до колен и сильно не краситься. Естественность превыше всего.

Источники:

  • Официальный сайт Щукинского училища

Каждый год более ста тысяч человек становятся абитуриентами российских медицинских вузов. Поступить на медицинский факультет сложно, для этого требуется хорошая подготовка и серьезное отношение к последующему обучению.

Инструкция

Сделайте выбор в пользу того или иного медицинского учебного заведения. Среди подобных учреждений существует не гласный рейтинг. Первые места принадлежат вузам Курска, Уфы, Москвы, Ярославля и Санкт-Петербурга. Здесь вы приобретете наиболее качественные знания и навыки. В своем выборе руководствуйтесь такими критериями, как образовательная база и инфраструктура вуза. Например, вас должно заинтересовать наличие прикрепленных к учреждению клиник, лабораторий, обширной библиотеки и возможность прохождения интернет-курсов.

Подготовьтесь к вступительным испытаниям. Выбрать необходимые школьные предметы и основательно их изучить желательно как можно раньше, примерно за два года до поступления. Скорее всего вам пригодятся знания в области , и некоторых других дисциплин.

Подготовьте пакет из следующих документов:- паспорт и несколько его копий (две-три);
- аттестат о полном школьном и его нотариально заверенная копия;
- свидетельство о сдаче ЕГЭ и химии, а также несколько их копий (две-три);
- шесть фотографий размером 3*4 см.;
- медицинская справка по форме 086-у.Отнесите необходимые документы приемной комиссии Вуза или , в который вы собираетесь .

Завершающий и самый главный этап – сдача вступительных экзаменов. Вы должны отнестись к этому со всей серьезностью. Никогда не используйте шпаргалки, будьте аккуратны в написании испытательной работы, уверенны в устных ответах. Все, что вы говорите, старайтесь привязывать к .

Полезный совет

Чтобы успешно поступить на медицинский факультет, не стоит рассчитывать на удачу. Как только вы подали документы в приемную комиссию, забудьте о ночных тусовках и загородном отдыхе. Теперь главная задача – успешное прохождение вступительных испытаний. Только по их завершении можете слегка расслабиться. Но не забывайте, что обучение в медицинском вузе – серьезное и ответственное дело.

Московский государственный университет культуры и искусств был основан еще в 30-х годах. Сначала это был библиотечный институт, но постепенно в его стенах стали воспитывать будущих музыкантов, режиссеров, актеров. Ежегодно МГУКИ привлекает большое количество абитуриентов.

Инструкция

Выберите факультет, на который будете поступать. В МГУКИ их несколько: театрально-режиссерский, хореографический, факультет социально-культурной деятельности и . На каждом факультете можно выбрать одну из нескольких специальностей.

Пройдите дополнительные испытания. Абитуриентов ждет творческий конкурс. Абитуриентам актерского факультета предстоит проверка вокальных, пластических данных. К прослушиванию приготовьте басню, прозу и стихотворение. Желающих стать режиссерами ждут задания на проверку воображения. Например, вас могут попросить написать автобиографию в художественной форме. Поступающие на хореографический факультет должны представить приемной комиссии оригинальный танец и импровизацию. И конечно, после творческих заданий – собеседование на знание будущей профессии.

Сдайте ЕГЭ и , если выбрали специальность «социальная работа» или « и ». Поступающие на международный факультет сдают . Дизайнерам также придется пройти творческий экзамен, где нужно предоставить свои эскизы и рисунки. Также в МГУКИ есть музыки, масс-медиа, культурологии, . Представители творческих направлений должны показать все свои способности, а гуманитарии – отличные знания.

Принесите результаты экзаменов в приемную комиссию, пройдите дополнительные испытания. Если последнее закончилось для вас успешно, значит, время сдавать оригиналы документов (аттестат, результаты ЕГЭ). Подать документы на очное отделение нужно до 5 июля, а на заочное - до 20. Если вы поступаете на , тогда предоставьте комиссии диплом об окончании первого ВУЗа.

Источники:

  • МГУКИ

Тип мышления – важнейшая характеристика личности. То, каким образом человек получает и перерабатывает информацию, определяет его склонности, интересы, а также вид деятельности, где он сможет лучше всего раскрыть себя. Чтобы определить свой тип мышления , внимательно прочтите пять списков утверждений, расположенных ниже. Каждый из них соответствует определенному складу ума. Выберите тот список, который лучше всего раскрывает ваши качества.

Инструкция

Предметно-действенное мышление. Неразрывно связано с действием, с манипулированием предметами. Про людей с этим типом мышления часто говорят «золотые руки», самую блестящую идею будет сложно реализовать без них. Среди представителей этой категории могут быть как слесари, водители, сборщики мебели, так и артисты, танцоры, спортсмены. Этот тип мышления ваш, если вы согласны с высказываниями: - Сделать табуретку своими руками – это интереснее, чем проектировать ее на бумаге.- Истинно то, что можно потрогать руками.- При звуках музыки вас тянет потанцевать.- Урок труда был вашим любимым предметом в школе.- В детстве вам нравилось играть с конструктором.- Вам легче что-то сделать, чем объяснять мотивы этих действий. - Вам нравится заниматься рукоделием. - Делая что-то, вы идете методом проб и ошибок.

Абстрактно-символическое мышление. Физики-теоретики, программисты, математики, экономисты и другие люди науки зачастую обладают этим типом мышления . Им легче всего познавать мир с помощью формул, математических кодов и т.п. Вы находитесь среди этой категории людей, если:- Вам нравится работать с компьютером.- Вы умеете и любите играть в шашки или шахматы.- Алгебра для вас интереснее геометрии.- Вам интересно разбираться в схемах и чертежах.- Вам нетрудно было бы освоить иероглифы.- Изучение иностранных языков не вызывает у вас затруднений.- Вам интереснее точные науки.- Вам интересны языки программирования, работа программистом.

Словесно-логическое. Люди с этим типом мышления становятся хорошими преподавателями, учеными, переводчиками, писателями, журналистами, телеведущими. Они легко выражают мысли словами и доносят их до других. Этот тип мышления преобладает у вас, если:- Вам художественную литературу.- Для вас не составляет труда высказать и свои мысли устно, и письменно.- Вам кажется интересной работа или телеведущего.- Для вас не составит труда завязать разговор с незнакомым человеком. - Вам важен не только смысл сказанного, но и форма этого высказывания. - В школе вам нравилось писать сочинения. - Вам нравится рассказывать друзьям истории, новости, читать им вслух.

Наглядно-образное. Данный тип мышления отличает людей с художественным складом ума: художников, поэтов, писателей, режиссеров, архитекторов. Они тонко чувствую красоту, мыслят образами и могут представить в своем воображении самые фантастические вещи. Вы среди этой категории, если:- Вас интересует живопись, скульптура.- Знакомые мелодии, запахи вызывают у вас в голове картины прошлого.- Вам нравится поэзия.- Достоевский был прав, говоря, что красота спасет мир.- Сюжет фильма или прочитанной книги вы вспоминаете как ряд образов.- Для вас не составит труда представить себе несуществующее животное.- Вам кажется интересной работа писателя, сценариста или -оформителя.- Вы любите посещать зрелищные мероприятия, а вот музеи вам кажутся скучными.

Творческое мышление (креативность). Исследователи, как правило, не относят креативность к отдельному виду мышления , так как она может быть свойственна каждому из них и позволяет добиться успеха в любой сфере деятельности. Вы мыслите творчески и умеете находить нестандартные решения, если согласны с утверждениями:- Абстрактная живопись будит вашу фантазию.- Работа, на которой все четко определено и регламентировано, . - Вы любите фантазировать. - Процесс деятельности зачастую более интересен, чем ее конечный результат.- Обилие увлечений делает жизнь интереснее.- Вы нередко сомневаетесь даже в том, что другим кажется очевидным. - Даже хорошо налаженный процесс можно . - Вам не нравится ходить одним и тем же путем и вообще подчинять жизнь определенным схемам.

Обратите внимание

Инструкция

Актерский факультет готовит студентов по специальности "Актерское искусство" и специализации "Артист драматического театра и кино". Срок обучения составит 4 года на очной форме обучения. Поступить во ВГИК и воплотить свою мечту стать актером не так легко, тем более что многие известные артисты не смогли поступить с первого раза. Для того чтобы поступить на этот факультет, необходимо работать над собой с полной силой. Постоянная работа над собой - это основа актерского мастерства.

Чтобы поступить на факультет, нужно пройти два тура. Первый - это традиционный экзамен, написание сочинения либо диктанта. Второй - творческий экзамен, где необходимо будет раскрыться во всей красе своего таланта. Для поступления важны оба экзамена, но заключительной точкой при выборе станет творческий экзамен, где каждый абитуриент должен показать свои способности. Творческий экзамен предполагает подготовку монолога, басни, музыкального номера, пения и танца. Помимо всего с каждым абитуриентом будет проводится собеседование о знании искусства театра, кино, литературы и музыки. Здесь важно знать всех знаменитых кинорежиссеров, актеров театра и кино, писателей и композиторов.

Одного желания поступить недостаточно, при этом вы должны понимать, что таких как вы много и все хотят поступить. Обычно на бюджетное место большой конкурс, поэтому ваша цель проявить себя и заявить о себе, что вы достойны учиться во ВГИКе. Репетиции - залог успеха любого выступления. Чем больше репетиций, тем вы уверенней в своих силах. Начать репетиционный процесс лучше задолго до поступления, при возможности это необходимо начинать делать за год.

Экзамены оцениваются по 100-бальной шкале. Положительная отметка - 41 балл. Вступительные экзамены начинаются с 1 по 15 июля. При себе нужно иметь: заявление, свидетельство о результатах ЕГЭ, аттестат, диплом, 6 фотографий, паспорт и его копия. Для заочного факультета требуется предъявить: справку с места работы и копию трудовой книжки.

Абитуриентам, которые не прошли по конкурсу, по решению комиссии может быть предложено обучение на платной основе. Если у поступающего имеется диплом о высшем образовании, возможно обучение только на коммерческой основе. Если абитуриент не согласен с результатами вступительных экзаменов, он имеет право оспорить решение экзаменационной комиссии и подать апелляцию.

Полезный совет

При сдаче творческого экзамена следует показывать номера в такой очередности: монолог, басня, музыкальный номер и только потом танцевальный.

Поступление - мать учения! Каждый человек после окончания школы, как правило, осознанно делает первые шаги на пути к будущей карьере. Есть и такие выпускники, которые еще не определились, кем хотят стать в дальнейшем, но, вследствие возвышения определенных жизненных установок и с оглядкой на собственную интуицию, считают приоритетной для себя ту или иную специальность.

Результат логических взвешиваний или крик души?

Важно отметить, что существует две категории профессиональных направлений, между которыми проходит едва заметная грань. К первой относятся распространенные профессии общего характера: экономисты, юристы, педагоги, инженеры и т. п. Во вторую же группу входят более узкие специализации, отличительными особенностями каковых являются определенные рамки в карьере и всех её аспектах, а также индивидуальная предрасположенность сотрудника той или иной сферы к своей деятельности. Другими словами, человек, который не имеет ни малейшего представления о своей роли в определенном деле, не говоря уже о хотя бы толике любви к нему, едва ли сможет добиться значимых высот в своей работе. Данное утверждение справедливо по отношению к медицинским работникам, ветеринарам, журналистам, сотрудникам МЧС, программистам, палеонтологам и, конечно же, творческим лицам - актерам, режиссерам, художникам и так далее.

Формирование окончательного решения

Таким образом, каждый выпускник при наступлении того самого момента должен определиться хотя бы с категорией его будущей деятельности. Очень здорово, если он четко будет понимать, с какой профессией желает связать свою жизнь.

Как правило, твердое и неоспоримое решение принимают выпускники, чья будущая деятельность относится ко второй категории специальностей (см. выше), среди которых и присутствуют и творческие профессии. В данном случае человек отчетливо понимает, куда ему нужно поступить. Театральный вуз - единственное решение для него, принятое не без влияния генетической предрасположенности и с учетом доверия собственной интуиции или же после прочтения или выслушивания великолепных отзывов обучающихся в заведениях творческого характера.

Естественно, что после принятия следует незамедлительно действовать. Ведь впереди выпускников ожидает нелегкий путь, в конце которого лишь уверенные в себе и действительно одаренные творческие личности достигнут невероятных высот.

Разнообразие театральных вузов в Москве и основные нюансы процесса обучения

Следствием вышесказанного является умозаключение о том, что поступить в театральный вуз в Москве - задача не из легких, именно поэтому после принятия итогового решения творческой личности необходимо взять себя в руки и уверенно идти к цели. Столица России насчитывает немалое количество вузов с театральным уклоном, кроме того, и некоторые другие университеты могут похвастаться наличием в своей структуре актёрских или режиссёрских факультетов.

В какой театральный вуз лучше поступать? Следует отметить, что относительно огромного множества творческих заведений России наиболее яркие таланты обучаются в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург. Там ведется профессиональное преподавание сценического искусства, возможна организация мероприятий при самых масштабных театрах, а также донесение до студентов тонкостей актёрского мастерства посредством работы с известными личностями.

Если выпускник поставил перед собой четкую цель поступить в театральный вуз в Москве, то в первую очередь целесообразным для него будет рассмотрение передовых учебных заведений. Среди них первое место занимает ГИТИС (РАТИ). Данный вуз поистине является мечтой начинающих звезд. Не меньшей популярностью в обществе пользуются такие заведения, как при Малом театре России, Столичный институт имени Бориса Щукина при театре им. Вахтангова, ВГИК имени С. Герасимова, Школа-студия имени Немировича-Данченко МХАТ и другие.

Критерии отбора

При рассмотрении вопроса о том, как поступить в театральный вуз, определенно, следует учитывать ряд качеств, которыми обязан обладать выпускник. Таким образом, в ходе проведения отбора настоящие профессионалы своего дела, педагоги и известные личности строго оценивают поступающих по ряду критериев:

  • В плане возраста предпочтение отдается, как правило, более молодым кандидатам.
  • Лишь выпускники средней школы, а также колледжей с творческим уклоном имеют право на практике рассматривать вопрос о том, как поступить в театральный вуз.
  • Предпочтение отдается человеку с яркой внешностью, который сможет растопить сердца строгих членов комиссии.
  • Такое врожденное качество личности, как харизма, по праву вознаграждается высокой оценкой, ибо только при данном условии зрителям будет интересно следить за деятельностью артиста на сцене. Рассматриваемое качество может проявляться в оригинальном выражении лица, необычной мимике или же нестандартном голосе.
  • Поскольку при участии в творческих номерах выпускникам зачастую необходимо исполнять различные композиции, члены комиссии отдают предпочтение тем, у кого в большей мере развито
  • И наконец, как поступить в театральный без внутреннего обаяния? Наверное, никак. Согласитесь, настоящий артист должен уметь покорить зрителей эмоциональной игрой, ибо только так люди поверят в искренность истории, разыгрывающейся на сцене.

Путь к успешной карьере: пошаговый план действий

Как поступить в театральный вуз при наличии вышеприведенных качеств? Очень просто, если ответственно подойти к делу и выполнить все требования предстоящих этапов, которых насчитывается, как правило, три:

  1. Для начала следует хорошо сдать ЕГЭ (русский язык и литературу), а затем предоставить результаты его в приемную комиссию того или иного вуза.
  2. Второй этап заключается в выявлении талантов выпускника посредством коллоквиума. Поступить на бюджет в театральный вуз не составит труда, если будущий артист сумеет грамотно и харизматично ответить на поставленные членами комиссии вопросы, а они могут быть самыми неожиданными. Как правило, их список начинается стандартно: почему поступающий выбрал творческое учебное заведение и кем он видит себя в дальнейшем?
  3. Третий этап является самым содержательным, ибо включает в себя три составляющие. Сначала приемная комиссия оценивает речь выпускника, поэтому ему просто необходимо заранее выучить несколько отрывков из художественных произведений. Таким образом члены жюри смогут убедиться в правильной постановке голоса и дикции человека, а также оценить способ подачи информации зрителю, характерные для поступающего. Затем происходит рассмотрение творческого мастерства артиста, а также его вокальных и хореографических данных, что позволяет здраво оценить и спрогнозировать возможности и перспективы человека, которому предстоит нелегкая, но такая интересная карьера.

Вспомогательные инструменты для успешного поступления

Как же выпускнику осуществить грамотную подготовку, чтобы успешно пройти все этапы, рассмотренные выше? Каждый сам выбирает для себя тот или иной путь постижения нового. Кто-то упорно развивает в себе талан, тренируясь перед зеркалом, кто-то читает басни в кругу друзей, другие же осваивают курсы для поступающих в театральные вузы.

Важно отметить, что многие учебные заведения, а также творческие центры Москвы успешно продвигают практику обучения абитуриентов актерскому или режиссерскому мастерству. Кроме того, анализ процентного соотношения поступивших за многие годы показал, что для абитуриента более целесообразной является творческая подготовка именно в том вузе, куда планируется дальнейшее поступление. Таким образом, в Москве имеются подобные курсы практически во всех театральных учебных заведениях. Это является оптимальным вариантом как для выпускников школ, так и для вузов, которые могут получить неплохой доход от реализации рассматриваемой услуги.

Актёр - это состояние души

В мире существует немало нестандартных личностей, которые, благодаря своему непревзойденному таланту, способны внести огромный вклад в развитие творческого потенциала родной страны. К таковым относятся и профессионалы актерского мастерства. Огромным преимуществом представленной деятельности являются многочисленные гастроли, благодаря которым у артиста появляется уникальная возможность посетить различные страны мира. Как правило, данная профессия предполагает немыслимые временные затраты, поэтому у настоящих мастеров искусства редко появляется возможность повидаться с семьей. Не зря в обществе говорят, что актер - это стиль жизни.

Если же человек совершенно уверен в своей готовности принять все условия новой жизни, то остается лишь собраться с силами и сделать первый шаг, который предполагает поступление в соответствующий вуз. Например, в высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина, Российский университет театрального искусства — ГИТИС, Школу-студию МХАТ или же Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова.

Режиссер как одна из самых творческих профессий на рынке труда

Для тех, кто видит себя в будущем абсолютным лидером в сфере кинематографа или театрального искусства, есть такая профессия, как режиссер-постановщик. Важно отметить, что такие люди должны обладать отменным творческим мышлением и бескрайней фантазией, ведь написание художественных сценариев - задача не из легких. Более того, деятельность мастера представленного дела весьма разнообразна: постановка фильмов различных жанров (от документальных до комедийных картин), театральных спектаклей, музыкальных мероприятий, цирковых программ и так далее.

Только при условии абсолютной предрасположенности к данной профессии абитуриенту можно попытаться сделать первый шаг в красивое будущее. А помогут ему в этом вопросе такие учебные заведения, как Российский университет театрального искусства - ГИТИС, Театральный институт им. Б. Щукина, и искусств (МГУКИ), Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. и другие.

Профессионализм педагогов - важнейший фактор красивого будущего страны в творческой сфере

Несомненно, каждая известная личность нынешнего времени не смогла бы самостоятельно пройти этот нелегкий путь и все-таки добраться до самой вершины своей карьеры. Соответственно, особую роль в процессе обучения каждого творческого человека играют наставники. Более того, чем выше их профессионализм, тем качественнее будет осуществляться работа со студентами вузов с театральным уклоном.

Большинство творческих учебных заведений Москвы может похвастаться высочайшим уровнем донесения знаний, и это, бесспорно, радует. Доказать данное суждение можно на примере одного из наиболее известных вузов Москвы. Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина (институт) при Государственном академическом малом театре России славится непревзойденным уровнем преподавания, ибо там имеет место применение инновационных инструментов. Наставники данного вуза создают индивидуальные мастерские по различным направлениям. Это обеспечивает невероятно комфортную атмосферу в процессе приобретения новых знаний студентами учебного заведения.

Насколько возможно получить образование на бесплатной основе?

После получения подробной информации о конкурсах на определенные специальности творческих учебных заведений многие выпускники серьезно задумываются о том, стоит ли поступать в театральный вуз, поскольку операция в действительности невероятно сложная, особенно если речь идет об образовании за государственный счет. Соответственно, только при условии невероятной заинтересованности и полной предрасположенности к будущей профессии можно пытаться добиться осуществления своей мечты.

Вполне естественно, что абитуриенты первоначально стараются поступить на бюджет, а получение платного образования рассматривают как второстепенный вариант. Следует отметить, что практически все театральные вузы Москвы распределяют процентное соотношение студентов, обучающихся на бесплатной и платной основе, в соответствии с правилом пропорциональной зависимости количества бюджетных мест от общего показателя. При этом каждое учебное заведение формирует данную зависимость индивидуально.

В какой театральный вуз легче поступить?

Как выяснилось, с творческим уклоном необходимо иметь талант и основательную целенаправленность. Зачастую будущие студенты планируют хотя бы часть трудностей, организованных вступительной кампанией, обойти стороной. Именно поэтому они пытаются найти легкие пути решения вопроса.

Но в какой театральный вуз поступать, если хочется обеспечить абсолютную минимизацию усилий? Дело в том, что будущие профессии с творческим уклоном выбирают лишь немногие абитуриенты, так как на планете относительно немного поистине талантливых в плане искусства людей. А если одна их таких специальностей четко определена в подсознании будущей звезды, то любой вуз примет выпускника с распростертыми объятиями. Несомненно, те, у кого есть талант, обязательно поступят без особых сложностей, ведь они будут гореть желанием получать знания в определенном вузе. Нужно учитывать лишь то, что в лучших учебных заведениях каждый год наблюдается огромный наплыв абитуриентов, и, в соответствии с этим, здраво оценивать свои возможности, ведь только сам человек располагает таким количеством информации о себе, как никто другой.

Востребованы ли выпускники творческих вузов на рынке труда?

Следует учесть, что в Москве занимается активной деятельностью немалое количество театральных вузов, поэтому ежегодно выпускается много артистов, режиссеров и продюсеров. Но проблема в том, что не все они продвигают себя в области искусства. Почему так случается?

Дело в том, что некоторые выпускники, отчаявшись в поисках работы по специальности, выбирают принципиально другое направление. Они идут работать экономистами, юристами, менеджерами по продажам или даже в сферу обслуживания. В общем, в те места, где гарантированно обеспечивается стабильная заработная плата и функциональная система работников. Лишь самые «пробивные» студенты театральных вузов Москвы находят свое место на вершине той самой башни под названием искусство. Среди выпускников отмечается немалый процент работающих по специальности, но при этом не добившихся особых успехов. Они наслаждаются собственной деятельностью, и этого вполне хватает для простого человеческого счастья.

Нынешние звезды как гордость ведущих вузов страны

«Как поступить в театральный вуз?» - таким вопросом в свое время задавались когда-то нынешние актёры, художники, режиссеры и музыканты. Они еще не знали, что спустя немалое количество лет станут известны не только в своем учебном заведении, но и во всем мире. Ярким примером тому является знаменитая певица Катя Лель, которая обучалась в Российской академии музыки (РАМ) имени Гнесиных. Сегодня она своим волшебным голосом покоряет многочисленным зрительные залы, наверное, только потому, что с детства была уверена в том, что посвятит свою жизнь музыке. Профессиональное образование имеет и Лолита, получавшая знания в Московском институте культуры. Важно отметить, что у нее в свое время сформировался весьма серьезный подход к будущей деятельности, но тогда она вряд ли знала, каких высот сможет достигнуть.

В общем, перечисление звезд мирового масштаба можно продолжать бесконечно, ведь с каждым годом их становится все больше и больше. Но не это главное, ведь талант всей страны в совокупности гораздо важнее. Именно поэтому каждый абитуриент, планирующий осваивать творческую деятельность, должен ответственно подойти к данному вопросу и подробно рассмотреть все аспекты получения образования на выбранном факультете. После этого остается лишь верить в свои силы и уверенно шагать в красивое будущее!

Училище Щукинское - высшее театральное учебное заведение, в которое поступает лишь каждый сотый абитуриент. Для тех же, кто победил в этой колоссальной конкуренции, испытания только начинаются. Каждый год здесь проводится День первокурсника, на котором студенты старших курсов показывают наглядно новичкам, что им предстоит пережить на протяжении следующих четырех лет. Кто управлял Щукинским училищем сто лет назад? Почему в этом заведении разрешается преподавать только его выпускникам? Как поступить в один из самых престижных России?

Давайте учиться!

23 октября 2014 года училище Щукинское отметило столетний юбилей. Первые годы существования этого учебного заведения пришлись на непростое для России время. Оно было создано в 1914 году. Основатель - Евгений Вахтангов - ученик Станиславского, того самого, который хронически не верил актерской игре. Согласно легенде, бывший подопечный знаменитого театрального реформатора произнес знаменательную фразу: «Давайте учиться!» Именно с нее и начало Щукинское театральное училище свое существование.

Захава

Тогда учебное заведение было всего лишь небольшой театральной студией. Но не зря великий Станиславский уверял, что преподавать по его системе никто не может лучше Евгения Вахтангова. Первые постановки принесли огромную известность среди московских театралов. В 1922 году зрители увидели знаменитую постановку «Принцессы Турандот». Но основатель студии не дожил до премьеры. И следующим руководителем стал Борис Захава. Талантливый актер и режиссер возглавлял Щукинское театральное училище, хотя и с перерывами, но на протяжении почти полувека. Именно он заложил основные принципы преподавания, которыми педагоги руководствуются в стенах легендарного вуза и сегодня.

Борис Щукин и особенности преподавания

Преподавать в этом вузе может лишь тот, кто когда-то был его студентом и успешно окончил обучение. Руководители уверены, что это единственный и основной способ сохранить театральную школу, которой славится училище Щукинское, в каноническом виде. К слову сказать, известное название было дано этому заведению лишь в 1939 году. Борис Щукин - один из любимых учеников основателя студии. Этот человек является одним из ярчайших представителей советской реалистической школы. Он более двадцати лет проработал в театре. Щукин также известен тем, что стал одним из первых актеров, которые смогли воплотить на сцене образ Ленина. Существует мнение, что именно благодаря этим заслугам училище и назвали в честь него.

Достижения

В институт преобразовали училище Щукинское в 2002 году. За сто лет существования учебное заведение выпустило столь внушительную плеяду талантливых актеров, что по праву считается рекордсменом среди прочих российских театральных вузов. В народе его называют «Щукой». Большой конкурс на ежегодно стабилен.

Знаменитые выпускники

Из стен этого института вышли такие знаменитости, как Юрий Любимов, Андрей Миронов, Владимир Этуш, Никита Михалков. Среди более молодого поколения следует отметить Сергея Маковецкого, Максима Аверина. Безусловно, это далеко не полный список.

Обязанности художественного руководителя, как известно, исполняет Владимир Этуш. Ректор Института - Евгений Князев.

Режиссерский факультет

До конца пятидесятых годов поступить в Щукинское училище стремились только те, кто мечтал об актерской славе. Других специалистов этот вуз не выпускал. В 1959 году здесь стали готовить также и будущих режиссеров. Однако форма обучения на режиссерском факультете - только заочная. Конкурс на него не столь суров - всего три человека на место. Правила, по которым работает приемная комиссия, таковы, что поступить на режиссерский факультет в училище Щукинское не может вчерашний школьник, мечтающий о лаврах Захарова и Мейерхольда. Сюда принимают тех, кто имеет за своей спиной профессиональную практику театрального постановщика.

На режиссерский факультет едут учиться со всей страны, и отнюдь не для того, чтобы завоевать столицу. Ведь абитуриентов ждут в родных театрах. И именно на своей родине студентам предстоит впоследствии поставить свои дипломные работы.

Актерский факультет

Будущие режиссеры пребывают в стенах института не более двух месяцев в году, чего нельзя сказать о тех, кто учится здесь актерскому ремеслу. Для будущих артистов, помимо профильной дисциплины, предусмотрено изучение следующих предметов:

  • пластическая выразительность;
  • музыкальная выразительность;
  • сценическая речь.

На актерском факультете есть также кафедра истории и философии.

Правила приема

Экзамен по специальности проводится в три этапа:

  1. Чтение басен Крылова, двух-трех стихотворений и отрывка из прозы.
  2. Проверка музыкальных, ритмических и голосовых данных.
  3. Исполнение небольшого сценического этюда.

Если абитуриент выдержал экзамен по специальности, он допускается к сдаче русского языка и литературы (письменно), а также коллоквиума, который имеет целью выявить уровень знаний в области культуры, искусства, литературы и отечественной истории.

В институте действуют подготовительные курсы. Зачисление на них осуществляется после прослушивания, на котором необходимо зачитать отрывок из прозаического произведения, стихотворение или басню. Обучение на подготовительных курсах проводится по выходным дням и состоит из семидесяти двух

Учебный театр

На протяжении обучения студенты представляют на суд зрителей свои первые работы. Учебный театр Щукинского училища - это полноценное подразделение, в котором трудится целая команда профессионалов. Свои дипломные работы студенты выпускают вместе с режиссерами-педагогами. Учебный театр Щукинского училища в течение семидесяти лет хранит традиции, которые были заложены еще учениками основателя этого легендарного вуза. Дипломная работа выявляет творческую индивидуальность каждого студента. Завзятые театралы Москвы имеют возможность увидеть спектакли талантливых и молодых актеров. Такова традиция, которой не изменяет на протяжении почти всего своего существования Щукинское училище.

Спектакли с участием студентов имели не раз ошеломительный успех. Истории института известны случаи, когда, дабы попасть на просмотр одной из дипломных работ, москвичи простаивали в длинных очередях к театральной кассе часами.

Ежегодно обновляется репертуар учебного театра. На учебной сцене ставятся пьесы по произведениям как русских, так и зарубежных авторов. Среди них - «Господин де Мольер» (по роману Михаила Булгакова), «Бедность не порок» (А.Н. Островский), «Прощание с Матерой» (по повести Валентина Распутина).

Как добраться?

В самом сердце столицы находится Щукинское училище. Адрес этого учебного заведения - Большой Николопесковский переулок, д. 15, стр. 1. Пешком от станции метро «Арбатская» можно дойти в течение десяти-пятнадцати минут.

Основные критерии отбора при поступлении в театральный ВУЗ.

«Существуют только два критерия при поступлении в театральное училище: это у будущего студента можно исправить, это исправить не удастся никогда… Из этого и надо исходить!» Леонид Волков, великий театральный педагог.

При поступлении в театральный ВУЗ , училище или во ВГИК существуют критерии отбора абитуриентов. Еще недавно перед педагогами по актерскому мастерству, которые слушали абитуриентов на заключительном творческом конкурсе, перед каждым педагогом по мастерству актера , лежал разлинованный лист бумаги, в который педагог ставил свою оценку напротив того или иного творческого критерия абитуриента. Примитивно, по пунктам.

Сейчас таких «листочков» нет, но для каждого педагога по актерскому мастерству, профессионала своего дела, такие «пунктики» существуют в их головах. Эти пункты – параметры, творческие критерии, критерии отбора напротив которых педагог умозрительно проставляет абитуриенту баллы. Попробуем разобраться. Что же это за пункты?

Первым пунктом стоят: «Внешние данные абитуриента театрального ВУЗа».

Для актера – его внешние данные – его визитная карточка. Это то, что он не может развивать, это – от Бога и родителей. Глаза, лицо, улыбка, рост, фигура, белизна зубов, форма губ, цвет и натуральность волос, отсутствие явных физических недостатков, – это реальность и на это, естественно, педагоги по мастерству актера (актерскому мастерству) обращают первостепенное внимание.

Но не надо путать «внешние данные» абитуриента театрального ВУЗа с его/ее «сценическим обаянием» . Пока, в первом пункте, оно не рассматривается. Как и сексуальность. Как и красота.

Понятие красоты, кстати, условно и субъективно. Понятие красоты, особенно женской, меняется у человечества, как и мода. Для эпохи Возрождения - Джоконда Леонардо да Винчи - была эталоном красоты.

Но…если мы сегодня поставим рядом фотографию какой-нибудь Мисс Вселенной и репродукцию Джоконды – уверяю Вас – выбор современного среднестатистического мужчины падет не на «эталон да Винчи».

Выставляя мысленно оценку в строке «внешние данные» - педагог по мастерству актера (актерскому мастерству) смотрит не на Вашу красоту, а на степень выразительности ваших внешних данных.

Можно быть далеко не красавицей, но иметь такие выразительные и проникновенные глаза, которые, кажется, отражают малейший «шорох Вашей души», как говорил великий К.С.Станиславский.

Или, опять же, не быть красавцем, но иметь такую живую мимику («живое лицо»), - которая «зеркалит» любой нюанс Ваших переживаний. Можно иметь редкие «внешние данные» . Например, очень смешные, внешние данные комика . Вам встречались на жизненном пути люди, первый взгляд на которых вызывает улыбку? Не часто, но, наверняка, встречались.

Или – наоборот, - посмотришь на человека – и оторопь берет!

Настолько он кажется каким-то необычным, ярким, его лицо, глаза, движения – будоражат, вызывают эмоциональный отклик . Еще реже такое случается – но случается.

Вот такую природную редкость мы, педагоги по мастерству актера , называем уникальными внешними данными. Но это редкость! Наличие этих выразительных средств зависит не от нас с Вами. Повторюсь, это объективная реальность – именно на нее и обращают в первую очередь педагоги. Потому что знают, большинство из нижних строк «оценочной ведомости» (голос, дикция, пластика, даже, музыкальный слух), можно будет развить у студента в процессе обучения, а вот внешние данные и их природная выразительность развитию не подлежат.

Они или есть, или их нет…

(Из статьи Эльдара Тагиева «Кого принимают в театральные училища?» - газета «Культура» сентябрь 1993 год.)

Да, существует понятие «сценическое обаяние» - тоже очень важный критерий при отборе при поступлении в театральные ВУЗы. Но что такое «сценическое обаяние»? Это – «подпункт» того о чем я говорил выше. Сценическое обаяние – опять же не путайте с красотой – вытекает из «внешних данных».

«Сценическое обаяние» - это то, попросту говоря, что объясняет почему нам - интересно, приятно, увлекательно наблюдать за человеком, находящимся на сценическом пространстве. Это, опять же, объективный фактор: или он есть, или его нет.

«Сценическое обаяние» может быть как положительное, так и отрицательное.

Например, возьмем всем известный пример – фильм «Брат»: Данила Багров (актер Сергей Бодров – младший) - положительное обаяние, его брат (актер Виктор Сухоруков) – отрицательное обаяние.

Но нам зрителю увлекательно, интересно, приятно наблюдать за существованием в кадре этих разнополюсных актеров. Наш глаз не устает ни от того, ни от другого.

У обоих присутствует магия «сценического (в данном случае - кинематографического) обаяния».



Сцена и экран обладают поистине магическим действием.

Порой красавцев в жизни – они превращают в серую посредственность, и – наоборот! Не спорю, существуют всемирно признанные эталоны мужской и женской красоты на сцене и экране. Например, Мерилин Монро – эталон женской красоты и сексуальности для многих американцев. Она была очаровательна и в жизни, и на сцене. Но, согласитесь, Мерилин Монро – никогда не была признана Великой Актрисой.

Мир «молился» на нее, как на икону очарования. К объективным факторам (критериям, которым невозможно исправить) я отношу, как кому бы ни показалось странным, чувство ритма.

Его спросили: - "Юрий Андреевич, можно ли без музыкального слуха стать актером?

Юрий Андреевич ответил:

«Слух нужен, хотя порой мы принимаем в театральный ВУЗ абитуриентов с приторможенным музыкальным слухом. Но если возникает проблема ритма, то тогда – все. И хочется взять человека, и даже иной раз берешь, но к третьему курсу понимаешь: это непреодолимо. Ребята без слуха начинают петь через ритмы, и слух налаживается. Но если ритм хромает, человек даже слышать и воспринимать не сможет, куда там воспроизводить. Педагоги выпускают его из вуза, понимая, что выпускают на гибель. Бог дал ему многое другое: обаяние, подвижность, хорошую восприимчивость – все в нем есть, а элементарное действие он выполнить не способен. Он может случайно проткнуть кого-то шпагой, нанести кому-то случайный удар, он выпадает из танцевальных номеров, а главное, он неподвижен в речи, а речь вся – на ритмах. Он не воспринимает особую стилистику автора, он везде одинаков: бубухает, бубухает, бубухает….»

И третьим «китом» из тех критериев, что даны абитуриенту Богом (после внешних данных и чувства ритма ), я считаю, это - внутренняя эмоциональность и заразительность.

Думаю, не стоит объяснять детально, что под этим подразумевается.

Для меня «заразительность» - это когда у меня от эмоционального переживания актера начинают по спине « бегать мурашки». Но в отличие от первых двух критериев, Вашу эмоциональность, к счастью, развить можно и ее в хорошем театральном ВУЗ е развивают.

И по окончании театрального ВУЗа хороший актер этим всю жизнь и занимается – он с каждой ролью «растит» свою эмоциональность , повышает градус воздействия на зрителя.

Прежде, чем решиться выбрать себе профессию, связанную с театром, кино, изобразительным искусством, хореографией и т.д., сто раз подумайте, для чего вам это надо.
Конкурс в театральные ВУЗы составляет более 200 человек на место.

Если вы считаете, что у вас все-таки есть о чем сказать со сцены, то теперь трезво взгляните на самого себя.

Что вы умеете делать на настоящий момент?
Вы хоть раз выходили на сцену не перед своими родственниками?
Вы хоть раз ставили спектакль?
Вы хоть раз заходили на съемочную или репетиционную площадку?
Вы представляет себе практически, чем вам предстоит заниматься?
Если да, то идем дальше.

Выбор театрального ВУЗа:
Не занимайтесь ерундой. Определитесь только с городом (Москва, Питер или другие). Поступать надо сразу во все театральные ВУЗы данного города. Почему? Потому что, во-первых, не вы выбираете ВУЗ, а вас выбирают, во-вторых, шансы, что где- то вам удастся пройти все три тура резко возрастают.

Однако, конечно и обязательно, вам необходимо узнать все о театральных институтах города. Кто набирает курс (это очень важно), что за человек, что сделал, что ему нравится и не нравится, что такое "школа" данного ВУЗа (Щепкинское училище кардинально отличается от Щукинского и МХАТовского ). Чтобы попытаться понять "Школу" - просмотрите как можно больше спектаклей в театре-шефе. Заранее посетите кафедру, познакомьтесь с педагогами, спросите их рекомендации, попросите разъяснить их аспекты условий приема (за спрос денег не берут, а вас, может быть, запомнят). Главное - без наглости.

Для того чтобы иметь право подать документы для экзаменов, практически во всех театральных институтах вам необходимо пройти сначала творческий конкурс, то есть прослушивание. Без этого у вас документы не возьмут. Это естественно, иначе учебная часть потонула бы в аттестатах и справках сотен абитуриентов. Что такое прослушивание? Оно обычно проводится в три тура. У каждого ВУЗа свои критерии для туров, их не лишне узнать.

Часть 1 - Прослушивание. Что это?
Часть 2 - Программа. Какая она должа быть?
Часть 3 - Технические подробности. Одежда, макияж.
Часть 4 - Практические советы для подготовки и поступления.

ЧАСТЬ 1 - ПРОСЛУШИВАНИЕ

Первый вопрос, который задает человек, ни с того ни с сего собравшийся поступать "в театральный " есть следующий:
" ЧТО ТАКОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ И ЧТО ТАМ СО МНОЙ БУДУТ ДЕЛАТЬ?"
Отвечаем:

Прослушивание это такое занятное мероприятие, на котором вы должны прочитать НАИЗУСТЬ стихи, басню и прозаический отрывок перед представителями театрального института, которые, на основании этого, будут оценивать степень вашего таланта.
Прослушивания состоят из
-отборочной консультации" - считайте тур, в некоторых вузах заменяется 1 туром.
- 1 тур
- 2 тур
- 3 тур.
- конкурс

С каждой ступенькой абитуриентов становится все меньше, а конкрус и давка локтями все больше. Задания на турах тоже разнятся от вуза к вузу. В некоторых, например, на втором туре проверяют пластику и вокал, и не зщаставляют уже читать программу, в других это происходит на третьем туре с обязательной читкой программы, в третьих это вообще проверяют между делом и особенно не зацикливаются. Что не отменяет вашей обязанности быть готовыми в любой момент к любому испытанию.

Как это происходит?
(волокита нетворческая)

О дате начала прослушиваний или отборочных консультаций вы узнаете, позвонив в приемную комиссию вуза (см. наш справочник). В назначенный день вы с утреца приходите в институт. Обычно первые туры проходят в порядке живой очереди.
Сами понимаете, толпа желающих поступить - невообразима. Очередь будет большая, так что расчитывайте, что проведете в институте целый день. Для организации дикой толпы жаждущих, приемные комиссии обычно используют такую форму, как составление списка очереди. Это может быть- простой список
- ваша личная запись-анкета.
Задав громкий вопрос в толпу абитуры: "Где здесь записываются?" - вы получите ответ, куда и к кому вам направить свои стопы. Обычно все бумажки вы можете получить у студентов того же вуза, которые помогают в работе приемной комиссии, они же вас будут вызывать на прослушивание. Либо те же бумажки и списки составляются прямо на кафедре или комнате приемной комиссии.
Записались - можете расслабиться часа на два и пообщаться с будущими конкурентами. Но далеко не убегайте, потому что периодически будет появляться студент и выкликать 10 или 5 имен, которые пойдут сейчас прослушиваться.Наконец, вызывают вас. Идите, куда поведут, старайтесь успокоить свои нервы и восстановить внезапно сбившееся дыхание. Помните - во всяком случае вы точно уйдете отсюда живыми.:)) Вас и еще 9 испуганных товарищей ведут в какую-нибудь комнату, сажают на стулья и начинают вызывать по одному. Прослушивать вас может как и будущий мастер курса, так и (на первых турах) другие педагоги этого курса. Обычно перед тем, как слушать вашу программу, педагог или мастер задаст вам несколько вопросов: как вас зовут, что будете читать, сколько вам лет, чем вы занимались раньше.

ВНИМАНИЕ №1 От того, как вы представитесь, уже зависит первое впечатление о вас. Старайтесь говорить уверенно, внятно, не выказывая того ужаса, в который вас повергает один вид этой комнаты и сидящей комиссии.:)) Т.е., как говорят в театре, "не умирайте".

ВНИМАНИЕ № 2 Никогда не признавайтесь в том, что вы занимались в театральной студии или с каким-нибудь педагогом (если этот факт присутствует в вашей биографии). Объяснить почему это так - невозможно.
Поэтому примите за аксиому: ВЫ НИГДЕ НИКОГДА НИ С КЕМ РАНЬШЕ НЕ ЗАНИМАЛИСЬ ТЕАТРОМ. Ну, можете соврать что-нибудь про школьный КВН в 7 классе:)) . Далее вы начинаете читать свою программу. О составлении программы мы поговорим ниже. Вы видите, что товарищи в комиссии что-то пишут, смотрят в потолок, иногда даже смотрят на вас. Не обращайте внимания. Для них прослушивание - не дикий стресс, как для вас, а рутинная надоевшая до смерти работа. О вашей успешности или неуспешности их реакция ровным счетом ничего не говорит. Вы отчитали, вам сказали спасибо. Вы садитесь, дослушиваете остальных и удаляетесь в коридор. Затем выходит студент или студентка и объявляет, кто прошел на следующий тур, а кто нет. Все. Как видите, ничего страшного:)). Предположим, вы прошли все три тура, далее идет конкурс - самое обидное мероприятие, где "летят щепки", т.е. последний отсев. Тут отбор самый строгий, а напряжение - самое высокое. Бывает, что комиссия заседает до 12 ночи.Далее идет сочинение и коллоквиум. Мероприятия уже гораздо менее значимые, но все-таки, постарайтесь не написать сочинение на 2 и имейте что сказать на коллоквиуме. Поясняем, коллоквиум - это мероприятие, на котором будут проверять вашу общую эрудицию, информированность в истории театра, знание того, что такое система Станиславского, Михаила Чехова, кто такой Мейерхольд и Таиров, общие знания литературы, драматургии в частности, и истории. В общем, такая вольная беседа... Ну уж не лопухнитесь:))

ЧАСТЬ 2 - ПРОГРАММА

Программа это СТИХИ, БАСНЯ, ПРОЗА, выученные наизусть. И не в одном экземпляре, а в нескольких. Ибо в любой момент вам могут сказать: "Прочтите что-нибудь еще" или "А другого чего-нибудь нет?" От того, как вы составите себе программу зависит то, что о вас подумают на прослушивании.

САМЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ

1) "Трагедийность" и "распереживаемость". Абитуриенты, особенно девушки, часто очень неадекватно оценивают свои внешние и внутренние психологические данные. Их очень часто тянет в трагедию и они считают, что трагический, эмоциональный отрывок в их исполнении и есть НАСТОЯЩАЯ демонстрация их таланта. И начинается. Выходит такая тихая-тихая девушка, с перепуганными детскими глазами, скромная и застенчивая и вдруг объявляет: Цветаева "Могила" :)) Начинается абсолютно замогильный текст про могилу, прочитанный сбивающимся тоненьким голоском и нервно трясущимися руками. Честное слово, очень трудно удержаться от смеха.:)) Либо обратный вариант. Тоже выходит такая 16-летняя нимфетка в мини-юбке и сексапильными губами в яркой помаде и тоже объявляет Цветаеву. И начинается. С завывающими интонациями, упирая на все возможные прилагательные, закатывая глаза она изо всех сил изображает из себя трагическую актрису и выдавливает типа слезу. Тоже очень смешно выглядит:)), потому что рассуждать про разбитую любовь, порушенную жизнь и т.п. может только тот человек, который через это прошел или хотя бы рядом постоял. У 16-летних это выглядит настолько смешно, что словами не передать:)) (типа, мы с ним встречалиСЯ три дня, была великЫЯ лУбов, а потом он ушел к моей ПА-а-адру-у-уге...). Короче, вывод: берите тот текст, тот материал, который вы способны понять. Не почувствовать смутно и сумбурно, а именно понять каждое слово, каждую запятую. Пусть это будет не Цветаева, а Агния Барто, но главное, чтобы это было (стало) ваше. Чтобы чуждый текст автора стал вашими словами, а не наигрышем. Именно наигрыш, стремление "показаться" будут верным залогом того, что вас выгонят еще с 1 тура.
Автор этих строк лично был свидетелем следующего случая. Слушалась десятка на первом туре. Страсти кипели прям шекспировские. Кто-то не читал, а прям кричал, кто-то плакал и т.п.:)) Высокие, высокие отношения, в общем:))... И вышла девушка, не отличающаяся ни особенными внешними данными, ни чем-то таким харизматическим. Она просто села на стул и спокойным абсолютно голосом прочитала какой-то отрывочек из Чехова (грешна, не помню) про какой-то дом. Весь отрывок заключался в том, что там шло описание дома, который стоял в косой улочке, сам кособокенький и старенький... и т.д. ... Она просто рассказала нам про этот дом, и мы его мигом представили себе. Всё. Без страстей, без эмоций, без криков и воплей. Результат: девушка прошла на второй тур, и никто больше.
2) Короче, здраво оцените свое возможное театральное амплуа (типаж). Кто вы - романтический герой, характерный герой, комик, инженю и т.п. Понятно, что девушка с объемами 110-90-120 при росте 160 вряд ли сможет играть Джульетту. Поэтому НЕ НАДО учить ее монолог, если вы, конечно, не хотите насмешить комиссию. Может быть вам стоит выучить, например, Зощенко или Шукшина, проявив свой комический талант? Или что-нибудь из репертуара "возрастных железных дам" (типа Вассы Железновой), если у вас не комический талант, а более... характерный? Представьте себя на месте режиссера и подумайте, какую роль вы могли бы сыграть с вашими внешними данными? Если у вас многоплановый типаж - замечательно!! Учите несколько разноплановых отрывков и предъявляйте все.
3) Подготовка длиннющих отрывков на 2-3 страницы.
Не рассчитывайте на то, что вас будут слушать часами. Отрывок (особенно прозаический) должен емко, коротко и сразу докладывать о вас и ваших способностях. Не надо думать, что вот сейчас я прочту вступление, а минуты через три у меня пойдет тот самый надрывный кусок, где я и покажусь во всей красе. Вас могут просто не дослушать и прервать. Поэтому, выбирая отрывок выбирайте его сразу с того самого куска, который вы хотите прочесть. Не обязательно читать весь текст автора, вы можете его сократить, вырезать некоторые предложения, абзацы. Главное, чтобы логика не потерялась.Ваш отрывок должен иметь логическое начало - развитие - и какое-то завершение.
4) Напряженное желание выпендриться. Многие думают, что если они найдут отрывок, "который никто до них не читал", это произведет благоприятное впечатление на комиссию. И вот начинается чтение из Милорада Павича, поиск басен у Дениса Давыдова и проч.
Во-первых, не надо предполагать, что вас будут прослушивать малообразованные люди:)) Уж в том, что касается басен, басня Давыдова "Голова и ноги" не является для них открытием уж точно:)) И новинки литературы до них доходят с той же скоростью, если не ранее, чем до вас.

Выбор отрывка для себя должен производиться не по принципу оригинальности, а по принципу близости вам. Можно читать и Павича, если вы его понимаете и сумеете передать его художественные особенности. Можно читать псалмы Давидовы, если вы правильно освоили ритмику библейского стиха. Но если вам близок, например, Пушкин, зачем из пустого оригинальничания читать Борхеса?

ЧАСТЬ 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ НЮАНСЫ

На прослушивание лучше всего являться в неброской, "нормальной" повседневной одежде. Для девушек ОБЯЗАТЕЛЬНА ЮБКА. Подчеркиваю, не миниюбка до признаков пола, а нормальная юбка в пределах колен. Приготовьтесь к тому, что если вы пришли в макси, вас могут попросить поднять подол до колен и показать ноги. Сие не есть сексуальное домогательство, а элементарная проверка, не совсем ли кривые ли ноги у абитуриентки. Раздражает также чрезмерная сексуальность в одежде. Вы пришли не на кастинг "Мисс мира" или стрип-шоу. Вас просят показать не сиськи, пардон, а талант:) Для мужчин не рекомендуется приходить в прикиде Дэцла, скина, рокера. Вызывает антипатию. Джинсы (брюки), рубашка с галстуком или без, либо сдержанных расцветок свитер... Необшарпанно, чистенько, прилично. В общем, вы понимаете. Рекомендуется также быть выбритым, а не с месячной щетиной, только если вы не считаете, что растительность на вашем лице придает вам тот самый неповторимый стиль, который вы стремитесь продемонстировать. То же самое касается волос - не допускайте засаленных лохм:)) или голого затылка, выбритого в полосочку:)). Если длинные волосы и небритость действительно вам идет и стильно - ради бога. В крайнем случае, если вы понравитесь комиссии, вам посоветуют выбриться (или подстричься) к следующему туру.

Соизмеряйте стиль своей одежды с тем, что вы собираетесь читать.

Девушки, реально оцените ваш макияж. Если не понимаете о чем я, походите по вузам до начала прослушиваний и посмотрите на студенток. В большинстве своем у них очень скромный макияж, практически незаметный. Зато каждое лицо - оригинально. Не делайте так, чтобы тонны помады, туши и углем подведенные брови загораживали истинное ваше лицо, которое при умеренной косметике будет свежеее, оригинальнее.

Часто смотришь на абитуриенток, тусящихся во двориках театральных вузов, и понимаешь, что никого и запомнить-то невозможно, настолько их макияж стандартен: последний номер "Космополитена" в домашнем исполнении:)). Как в какой-то книге высмеивалось: "В двери вошла еще одна Мерилин Монро" ... Не уподобляйтесь:)).

ЧАСТЬ 4. КАК ЛУЧШЕ ПОДГОТОВИТЬСЯ?

1. Начинать готовиться надо не накануне и не за месяц, а уж точно за год, если не за два до предполагаемой попытки. Торопливо выученный текст не является тем, что нужно комиссии. Вас просят не память демонстрировать, а умение присваивать текст, делать его своим, анализировать и визуализировать проанализированное:)) По актерской (профессиональной) примете на усадку разобранного текста в голове требуется не меньше 2 недель. Это после всех репетиций, разборок и проч. 2 недели чистого времени существования в этом тексте для профессионала. А ведь вы еще не профессионал?

2. Готовиться лучше всего с репетитором, т.е. с человеком, который знает что это такое - театр. Лучше всего в качестве репетитора попытаться найти педагога театрального вуза. Просто потому, что они умеют объяснять, что требуется, ибо каждый день делают это со своими студентами. Стоимость таких занятий в Москве от 20 до 40 долларов за 2 часа. По отзывам тех, кто пользовался услугами репетиторов, частные уроки действительно дают очень много нового, доходящего до буквальных откровений.
Только помните: НИКОГДА НЕ ПРИЗНАВАЙТЕСЬ НА КОМИССИИ, ЧТО ВЫ ЗАНИМАЛИСЬ ТЕАТРОМ где-либо или с кем-либо:))

3. Готовиться можно и на подготовительных курсах, которые обячно есть при каждом театральном вузе (во всяком случае в Москве). Обычно курсы длятся от месяца до трех, занятия один-два дня в неделю. Опять же по отзывам пробовавших, лучшие подготовительные курсы в Москве - это курсы при Щукинском училище. Они продолжаются 3 месяца, занятия идут по выходным, по две пары в день. Изучаются принципы сценической речи, азы актерского мастерства, ритмика, а также читаются лекции по истории театра. Последнего не встречается нигде в Москве, а кафедра истории театра в Щуке - самая сильная среди прочих вузов (ИМХО, конечно). Стоимость курсов около 3500 рублей (данные на 2003 год).
В школе-студии МХАТ курсы продолжаются месяц и стоят около 50 долларов.
На курсы надо поступать, т.е. проходить нечто вроде прослушивания. Однако отбор туда гораздо менее строгий, отсеивают уж совсем неподходящих товарищей.
Занятия на курсах идут в группе, поэтому уступают по качеству и насыщенности занятиям с частным педагогом. Хотя полезно совмещать педагога и курсы. На курсах вы имеете возможность узнать общий уровень тех, кто будет поступать в этом году (как говорится, на других посмотреть и себя показать), познакомиться с преподавателями конкретного училища и с требованиями, которые предъявляются к абитуриентам.

4. Самообразование обязательно. Надо читать много и упорно. Тут знанием школьной программы не обходится. Тут надо ее осмысление.:))
Кроме того, требуется знание трудов Станиславского, Чехова (и выработанное собственное мнение по этому поводу), почитать побольше по истории театра и литературы. Вы ж все-таки в творческий вуз поступаете, а не на машинный завод:)). Актер не может быть тупым и необразованным.

5. Если у вас нет возможности пользоваться услугами репетиторов и курсов. Тяжело, конечно. Но, в конце концов, статистика говорит, что самые большие наши звезды - жители как раз провинции. Обычно также они, достигнув зенита славы, все-таки признаются, что участвовали в самодеятельности или посещали театральную студию:)). Что касается моего личного мнения, представляется весьма сомнительным, что можно поступить в театральный вуз никогда не имея дела со сценой ранее. Возможно, педагоги театральных вузов в чем-то правы, опасаясь выпускников театральных самодеятельных студий... Ибо, конечно, велик шанс того, что вы там получите хороший штамп. Но ведь и вам дана голова на то, чтобы не штамповаться, а работать над собой. Ни один из нормальных руководителей театральных студий не терпит и не любит штампы. Ровно так же, как и маститые театральные деятели. По моим наблюдениям, наличие или отсутствие штампа зависит только от личности актера. Одни покупаются на первые аплодисменты, которые получают, прочитав стих на новогодней елке в 5 классе, - и вот продолжают и дальше читать так же, как и перед Дедом Морозом, типа - я уже умный, как играть знаю:)). Другие и награды на фестивалях и конкурсах не воспринимают как предел своих возможностей, а внимательно анализируют свои видеозаписи, читают, думают, шлифуют технику и речь.

6. О совсем самостоятельной работе (она же и самая главная). Помните, заниматься театром нельзя по расписанию. Этим либо занимаются всегда, либо не занимаются вовсе. Т.е. у вас в голове должна идти непрерывная работа над отрывками, над накоплением фактического материала, наблюдение за окружающими. Все-все тащите в "свою копилку" актерского опыта.

НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ ПО РАЗБОРУ ТЕКСТА (ну очень некоторые:))
Приступая к разборке текста, возьмите в руки карандаш и подчеркните подлежащее и сказуемое. Это - главное, о чем говорится в предложении и что вы должны донести до зрителей.
- Выберите главные предложения (1-3) в целом отрывке. Это то, к чему вы должны стремиться, выстроить весь интонационный и ритмический рисунок отрывка.
- Помните, что интонационная точка (полная точка) может стоять у вас только в конце отрывка. Но никак не в середине и никак не после каждого предложения. В письменном виде очень трудно объяснить интонационное различие последней (большой) точки от точки промежуточной. Ну, скажем, до тех пор, пока вы не добрались до конца отрывка, точка в конце предложения произносится с меньшим понижением тона, чем в конце отрывка. Точка в конце отрывка напоминает камень, который вы бросаете в глубину озера. Точка в середине отрывка больше даже напоминает запятую, не должно чувствоваться смыслового окончания, а скорее должно даваться ощущение дольнейшего продолжения, как будто вы вместо точки видите там союз "и".
- В стихотворном тексте всегда идет повышение интонации и пауза в конце стиха (т.е. строчки, для тех, кто не знает). Помните, главное отличие стиха от прозы - его ритмичность (повторяемость сходных явлений через равные промежутки:))
Надеемся, что через какое-то время в нашей библиотеке появятся статьи по сценической речи. А пока на сем позвольте пожелать вам успехов на вступительных экзаменах и откланяться:))