Механизмы познания и понимания человека человеком. Механизмы межличностного познания

Механизмы межличностного познания

Механизм интерпретации – состоит в соотнесении, отождествлении личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. Основу механизма интерпретации составляет такое свойство человеческой психики, как сравнение своей личности, поведения и состояния с другими людьми. Механизм интерпретации может функционировать как осознанно, так и бессознательно и является одним из базовых механизмов межличностного познания. Осознание механизма интерпретации происходит при возникновении трудностей понимания воспринимаемого (отклонение от норм поведения, ограниченность информации о нем и т. д.). Запуск механизма интерпретации облегчается сходством между воспринимающим и воспринимаемым.

Механизм идентификации – это способ понимания другого человека через отождествление, уподобление его самому себе или самого себя с другим человеком. В работе этого механизма важная роль принадлежит воображению, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ формируется постепенно, и развито у разных людей неодинаково. Субъект познания как бы погружается в смысловое поле объекта͵ условия его жизни. Механизм идентификации может работать как бессознательно, так и осознанно, когда не срабатывает механизм интерпретации и воспринимающий осознанно ставит себя на место воспринимаемого. Этот механизм осуществляется в рациональном (через рассуждение) и эмоциональном (через сопереживание, сочувствие, эмпатию) направлениях. Результатом механизма идентификации должна быть:

1) собственно идентификация себя с другим человеком через одинаковое с ним рассуждение, сочувствие, сопереживание и даже поведение;

2) деидентификация через понимание и сопереживание, но автономное относительно этого человека поведение.

Механизм каузальной атрибуции – приписывание воспринимаемому определœенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности. Этот механизм используется в случае, когда истинные причины поведения объекта не известны или недостаточно информации для их понимания.

Факторы, влияющие на меру и степень приписывания:

1) степень типичности поступка (типичное поведение, предписанное ролевыми образцами легко поддается однозначной интерпретации) и его уникальности (уникальное поведение можно интерпретировать по разному, что дает простор для приписывания ему причин и характеристик);

2) от степени социальной желательности (соответствия социальным и культурным нормам, способствующим однозначному объяснению) или нежелательности (с нарушением норм поведения и расширением диапазона возможных объяснений) поступка.

Виды приписывания:

1) личностное – причина приписывается лично совершающему поступок;

2) объектное – причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;

3) обстоятельственное – причина приписывается обстоятельствам.

Механизм рефлексии другого человека – осмысление субъектом того, как он сам воспринимается объектом. В результате рефлексии другого человека происходит тройное отражение:

1) отражение мнения субъекта о себе;

2) отражение этого мнения в сознании другого человека;

3) отражение субъектом представления объекта о субъекте.

Для работы данного механизма необходим определœенный уровень развития личности, ее способность к саморефлексии, познание других людей и фиксация признаков обратной связи от объекта. На базе обратной связи осуществляется постоянное слежение за объектом межличностного познания и коррекция процесса формирования образа воспринимаемого.

Функционирование механизмов межличностного познания происходит от простого (механизм интерпретации) к сложному (идентификация, каузальная атрибуция и рефлексия другого человека).

Механизмы межличностного познания - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Механизмы межличностного познания" 2017, 2018.

Механизм интерпретации – заключается в соотнесении, отождествлении личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. Основу механизма интерпретации составляет такое свойство человеческой психики, как сравнение своей личности, поведения и состояния с другими людьми. Механизм интерпретации может функционировать как осознанно, так и бессознательно и является одним из основных механизмов межличностного познания. Осознание механизма интерпретации происходит при возникновении трудностей понимания воспринимаемого (отклонение от норм поведения, ограниченность информации о нем и т. д.). Запуск механизма интерпретации облегчается сходством между воспринимающим и воспринимаемым.

Механизм идентификации – это способ понимания другого человека через отождествление, уподобление его самому себе или самого себя с другим человеком. В работе этого механизма важная роль принадлежит воображению, которое формируется постепенно, и развито у разных людей неодинаково. Субъект познания как бы погружается в смысловое поле объекта, условия его жизни. Механизм идентификации может работать как бессознательно, так и осознанно, когда не срабатывает механизм интерпретации и воспринимающий осознанно ставит себя на место воспринимаемого. Этот механизм осуществляется в рациональном (через рассуждение) и эмоциональном (через сопереживание, сочувствие, эмпатию) направлениях. Результатом механизма идентификации может быть:

1) собственно идентификация себя с другим человеком через одинаковое с ним рассуждение, сочувствие, сопереживание и даже поведение;

2) деидентификация через понимание и сопереживание, но автономное относительно этого человека поведение.

Механизм каузальной атрибуции – приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности. Этот механизм используется в случае, когда истинные причины поведения объекта не известны или недостаточно информации для их понимания.

Факторы, влияющие на меру и степень приписывания:

1) степень типичности поступка (типичное поведение, предписанное ролевыми образцами легко поддается однозначной интерпретации) и его уникальности (уникальное поведение можно интерпретировать по разному, что дает простор для приписывания ему причин и характеристик);

2) от степени социальной желательности (соответствия социальным и культурным нормам, способствующим однозначному объяснению) или нежелательности (с нарушением норм поведения и расширением диапазона возможных объяснений) поступка.

Виды приписывания:

1) личностное – причина приписывается лично совершающему поступок;

2) объектное – причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;

3) обстоятельственное – причина приписывается обстоятельствам.

Механизм рефлексии другого человека – осмысление субъектом того, как он сам воспринимается объектом. В результате рефлексии другого человека происходит тройное отражение:

1) отражение мнения субъекта о себе;

2) отражение этого мнения в сознании другого человека;

3) отражение субъектом представления объекта о субъекте.

Для работы данного механизма необходим определенный уровень развития личности, ее способность к саморефлексии, познание других людей и фиксация признаков обратной связи от объекта. На основе обратной связи осуществляется постоянное слежение за объектом межличностного познания и коррекция процесса формирования образа воспринимаемого.

Функционирование механизмов межличностного познания происходит от простого (механизм интерпретации) к сложному (идентификация, каузальная атрибуция и рефлексия другого человека).

Механизм интерпретации - заключается в соотнесении, отождествлении личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. Основу механизма интерпретации составляет такое свойство человеческой психики, как сравнение своей личности, поведения и состояния с другими людьми. Механизм интерпретации может функционировать как осознанно, так и бессознательно и является одним из основных механизмов межличностного познания. Осознание механизма интерпретации происходит при возникновении трудностей понимания воспринимаемого (отклонение от норм поведения, ограниченность информации о нем и т. д.). Запуск механизма интерпретации облегчается сходством между воспринимающим и воспринимаемым.

Механизм идентификации - это способ понимания другого человека через отождествление, уподобление его самому себе или самого себя с другим человеком. В работе этого механизма важная роль принадлежит воображению, которое формируется постепенно, и развито у разных людей неодинаково. Субъект познания как бы погружается в смысловое поле объекта, условия его жизни. Механизм идентификации может работать как бессознательно, так и осознанно, когда не срабатывает механизм интерпретации и воспринимающий осознанно ставит себя на место воспринимаемого. Этот механизм осуществляется в рациональном (через рассуждение) и эмоциональном (через сопереживание, сочувствие, эмпатию) направлениях. Результатом механизма идентификации может быть:

1) собственно идентификация себя с другим человеком через одинаковое с ним рассуждение, сочувствие, сопереживание и даже поведение;

2) деидентификация через понимание и сопереживание, но автономное относительно этого человека поведение.

Механизм каузальной атрибуции - приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности. Этот механизм используется в случае, когда истинные причины поведения объекта не известны или недостаточно информации для их понимания.

Факторы, влияющие на меру и степень приписывания:

1) степень типичности поступка (типичное поведение, предписанное ролевыми образцами легко поддается однозначной интерпретации) и его уникальности (уникальное поведение можно интерпретировать по разному, что дает простор для приписывания ему причин и характеристик);

2) от степени социальной желательности (соответствия социальным и культурным нормам, способствующим однозначному объяснению) или нежелательности (с нарушением норм поведения и расширением диапазона возможных объяснений) поступка.

Виды приписывания:

1) личностное - причина приписывается лично совершающему поступок;

2) объектное - причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;

3) обстоятельственное - причина приписывается обстоятельствам.

Механизм рефлексии другого человека - осмысление субъектом того, как он сам воспринимается объектом. В результате рефлексии другого человека происходит тройное отражение:

1) отражение мнения субъекта о себе;

2) отражение этого мнения в сознании другого человека;

3) отражение субъектом представления объекта о субъекте.

Для работы данного механизма необходим определенный уровень развития личности, ее способность к саморефлексии, познание других людей и фиксация признаков обратной связи от объекта. На основе обратной связи осуществляется постоянное слежение за объектом межличностного познания и коррекция процесса формирования образа воспринимаемого.

Функционирование механизмов межличностного познания происходит от простого (механизм интерпретации) к сложному (идентификация, каузальная атрибуция и рефлексия другого человека).

МЕХАНИЗМЫ ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ

Восприятие человека человеком в процессе активации. Направляясь первоначально только внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздражителях и тем более информационный голод не позволяют восприятию выполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде.

Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия при формировании конкретного образа направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.

Относительно субъекта и объекта межличностного восприятия в традиционных исследованиях установлено более или менее полное согласие в том, какие характеристики их должны учитываться при исследованиях межличностного восприятия. Для субъекта восприятия все характеристики разделяются на два класса: физические и социальные. В свою очередь социальные характеристики включают внешние (формальные ролевые характеристики и межличностные ролевые характеристики) и внутренние (система диспозиций личности, структура мотивов и т. д.). Соответственно такие же характеристики фиксируются и у объекта межличностного восприятия.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия, потому что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения. Но в обыденной жизни люди не всегда знают действительные причины поведения другого человека. Тогда в условиях дефицита информации они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и какие-то общие характеристики. Предположение о том, что специфика восприятия человека человеком заключается во включении момента причинной интерпретации поведения другого человека, привело к построению целого ряда схем, претендующих на раскрытие механизма такой интерпретации.

Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает этот процесс. Каждая схема запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношение к наблюдателю.

Фактор превосходства запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру – уму, росту, материальному положению и т. п.). Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по какому-либо важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше усилий нужно для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Фактор привлекательности обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера по общению как привлекательного внешне, при этом ошибка состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них социально-психологическим параметрам. Существует так называемый стереотип привлекательности: что красиво – то хорошо. Дети усваивают этот стереотип очень рано: Золушка, и Белоснежка красивые – значит, хорошие; сводные сестры и колдунья безобразные – значит, плохие.

В процессе восприятия и понимания человека человеком важную роль играют установки, приводящие к возникновению различных социально-психологических эффектов. Более всего исследованы три из них: эффект ореола, эффект новизны (или первичности), эффект стереотипизации.

Эффект ореола заключается в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, «прочитывается» определенным образом, накладываясь на то представление о нем, которое было создано заранее. Прежде выработанное представление выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола ярко проявляется при формировании первого впечатления о человеке: общее благоприятное впечатление о нем приводит к позитивным оценкам и его неизвестных качеств. И наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

В психологии было установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется в условиях, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств.

С этим эффектом тесно связаны также эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект первичности проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т. е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

В более широком смысле все эти эффекты можно рассматривать как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, – явления стереотипизации. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются в общении как средством «сокращения» процесса узнавания. Стереотипы в общении имеют специфические происхождение и смысл. Как правило, они возникают в условиях ограниченного прошлого опыта при стремлении строить выводы на основе ограниченной информации.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. В первом случае это приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека. Тогда стереотип не обязательно несет оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который хотя и не способствует точности построения образа другого, часто заставляет заменить его штампом. Тем не менее в определенном смысле такой подход необходим, поскольку помогает сокращать процесс познания.

Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.

Предубеждения особенно отрицательно проявляются в жизни, когда могут нанести серьезный вред взаимоотношениям людей. Наиболее распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Общение включает определенные способы воздействия индивидов друг на друга; основные из них – заражение, внушение, подражание.

Заражение – это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям, форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей.

Особой ситуацией, в которой усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние. Непосредственной причиной паники является появление какого-либо известия, способного вызвать своеобразный шок.

Внушение есть целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется воздействие на другого, основанное на некритическом восприятии сообщения или информации.

В отличие от заражения, которое носит, как правило, невербальный характер (музыка, эмоции и т. п.), внушение, напротив, отличается вербальным характером, т. е. осуществляется посредством речевого сообщения. С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, неуверенных в себе.

Подражание как способ воздействия проявляется в следовании какому-либо примеру, образцу посредством его воспроизведения. Особое значение подражание имеет в процессе психического развития человека.

Изучение процесса восприятия и понимания людьми друг друга (перцепция) показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу. К механизмам межличностной перцепции относят механизмы:

Познания и понимания людьми друг друга (идентификация, эмпатия);

Познания самого себя (рефлексия);

Формирования эмоционального отношения к человеку (аттракция).

Термин «идентификация» буквально означает уподобление другому. Это один из самых простых способов понимания другого человека. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. И в этом аспекте идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Близким по значению к идентификации механизмом познания другого служит также эмпатия . В отличие от идентификации при эмпатии происходит не рациональное осмысление проблем другого человека, а скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. То есть эмпатия – эмоциональное понимание другого. Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

При характеристике общения как познания особое значение имеет также механизм рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого или понимание его, но и знание того, как этот другой понимает тебя.

В процессе общения человек познает себя через понимание другого человека, осознавая оценку себя этим другим и сопоставляя себя с ним. В процесс включены два человека, каждый из которых является активным субъектом, и по сути, осуществляется одновременно как бы «двойной» процесс – взаимного восприятия и познания (поэтому само противопоставление субъекта и объекта здесь не вполне корректно). При построении стратегии взаимодействия двух людей, находящихся в условиях этого взаимопознания, каждому из партнеров приходится принимать в расчет не только свои собственные потребности, мотивы, установки, но и потребности, мотивы, установки другого.

Существует большое количество исследований каждой из этих сторон процесса межличностного восприятия. Естественно, что идентификация понимается здесь не в том ее значении, как она первоначально интерпретировалась в системе психоанализа. В контексте изучения межличностного восприятия идентификация обозначает тот простой эмпирический факт, установленный в ряде экспериментов, что простейший способ понимания другого человека есть уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальном общении между собой люди часто им пользуются: предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением – эмпатией, которая также является особым способом понимания другого человека. Но здесь имеется в виду не столько рациональное осмысление проблем другого человека, сколько стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. При этом эмоции, чувства субъекта эмпатии не тождественны тем, которые переживает человек, являющийся объектом эмпатии. То есть если я проявляю эмпатию к другому человеку, я просто понимаю его чувства и линию поведения, но свою собственную могу строить совсем по-иному. В этом отличие эмпатии от идентификации, при которой человек полностью отождествляет себя с партнером по общению и, соответственно, испытывает те же чувства, что и он, и ведет себя подобно ему.

Безотносительно к тому, какой из этих двух вариантов понимания исследуется (а каждый из них имеет свою собственную традицию изучения), необходимо решить еще один вопрос: как будет в каждом случае тот, «другой» воспринимать меня, понимать линию моего поведения? От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами, процесс взаимодействия осложняется явлением рефлексии. Общая модель образования рефлексивной структуры может быть представлена следующим образом.

Есть два партнера А и Б. Между ними устанавливается коммуникация АБ и обратная информация о реакции Б на А: Б?А. Кроме того, у А и Б есть представление о самих себе А? и Б? соответственно, а также представление о другом. У А это представление о Б – Б?, а у Б представление об А – A?. Взаимодействие в коммуникативном процессе осуществляется так: А говорит в качестве А?, обращаясь к Б?. Б реагирует в качестве Б? на А?. Насколько все это оказывается близко к реальным А и Б, неизвестно, так как ни А, ни Б не знают о существовании несовпадающих с объективной реальностью А?, Б?, А? и Б?. При этом между А и А?, а также между Б и Б? нет каналов коммуникации. Явление рефлексии имеет место тогда, когда А пытается понять, представить себе А?, или Б – Б?.

Построение моделей типа рассмотренной имеет большое значение. В ряде исследований делаются попытки анализа рефлексивных структур группы, объединенной совместной деятельностью. Тогда сама схема возникающих рефлексий относится не только к диадическому взаимодействию, но и к общей деятельности группы и опосредованных ею межличностных отношений.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 5. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована еще в первом тысячелетии до нашей эры древнегреческим врачом Алкмеоном Кротонским (VI в. до

Из книги Социальные коммуникации автора Адамьянц Тамара Завеновна

Из книги Диагностика способности к общению автора Батаршев Анатолий

Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и

Из книги Интуиция автора Майерс Дэвид Дж

Два пути познания Мы увидели, что и в науке психологии, и в популярной психологии интуиция (как бы она ни называлась) живет и здравствует. Наш разум обрабатывает огромный объем информации за рамками сознания и языка. Внутри нашего постоянно активного мозга существует

Из книги Око духа [Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира] автора Уилбер Кен

Из книги Вера и любовь автора Амонашвили Шалва Александрович

Слезы познания Удивительный мой Учитель, Дейда Варо!Как любили мы Сандрика, сына великого режиссера Сандро Ахметели. Родителей репрессировали, и он не знал, где они и живы ли. Вы, наверное, смотрели в театре им. Руставели постановки Ахметели и потому воспринимали сына

Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

Эгозащитные механизмы - механизмы психологической защиты Механизмы эгозащиты впервые были описаны Анной Фрейд (1936–1966). Не все психологи и психиатры принимают психоаналитические концепции и идею активного бессознательного. Д. Хамлин (1985), профессор философии

Из книги Избранные работы автора Наторп Пауль

Из книги Психология день за днем. События и уроки автора Степанов Сергей Сергеевич

Становление психологии познания Оформление научной школы или направления трудно точно датировать. Подобно тому, как историю города принято отсчитывать от первого письменного упоминания о нем, так и в истории науки принято отмечать символические даты первых публикаций.

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

1. Побудительные механизмы активности (поведения) человека и

Из книги Философия психологии. Новая методология автора Курпатов Андрей Владимирович

О формах познания Научное познание традиционно делится на «эмпирическое» и «теоретическое». И, несмотря на традиционность этого разделения, путаница происходит здесь постоянно. В переводе с греческого empeiria означает «опыт», а слово theoria – «наблюдение, рассматривание,

Из книги Психология этнического общения автора Резников Евгений Николаевич

1.2. Зрительное восприятие человека человеком в этническом общении При анализе зрительного восприятия рассматриваются особенности субъекта, влияющие на восприятие представителей других народов, и этнофор как объект зрительного восприятия.Этнофор как субъект

Из книги Измени себя сам. Как найти свой уникальный путь к успеху и счастью автора Гэбэй Джонатан

Плоды познания В книге Бытия рассказывается о том, что Господь сотворил Адама и Еву обнаженными. Это обстоятельство парочку ничуть не смущало. И только после того как они вкусили запретный плод, сорванный с Древа познания добра и зла, они заметили свою наготу и, как

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

38. Механизмы межличностного познания Механизм интерпретации – заключается в соотнесении, отождествлении личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. Основу механизма интерпретации составляет такое свойство человеческой психики, как сравнение своей

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

11 Старайся стать не успешным человеком, а настоящим человеком Времена меняются, и некоторые ценности становятся более востребованными. В кризисные времена, такие, как сейчас, взаимовыручка и скромность более важны для выживания и развития, а несколько десятков лет

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

К. М. РОМАНОВ

В последние годы интерес психологов к проблеме познания человека человеком заметно возрос. Одним из наименее представленных в разнообразном спектре направлений исследований, посвященных разработке этой проблемы, является направление, изучающее зависимость межличностного познания от особенностей совместной деятельности людей. Между тем решение этой проблемы имеет большое практическое и теоретическое значение. Как отмечает А.А. Бодалев , люди познают друг друга не ради праздного любопытства, а в силу требований тех задач, которые им совместно друг с другом приходится решать в жизни . В реальности люди встречаются не как объекты и субъекты межличностного познания, а как партнеры по общению и совместной деятельности. Данная ситуация межличностного познания является наиболее распространенной в жизни и исходной в генетическом плане. Люди открывали друг

друга не на основе теоретического созерцания, а в процессе и при посредстве совместной трудовой деятельности (К. Маркс).

В советской психологии изучение межличностного познания в связи с деятельностью людей было начато А.А. Бодалевым и его сотрудниками , . Однако в исследованиях этого периода не было определено реальное место деятельности среди других факторов, определяющих межличностное познание. Деятельность человека рассматривалась просто как одна из форм проявления его внутренней психологической сущности.

Позднее интерес к данной проблеме обострился в связи с разработкой теории коллектива. В качестве методологической основы конкретно-эмпирических исследований социальной перцепции был предложен принцип деятельностного опосредствования , . Деятельность стала рассматриваться в качестве основной детерминанты межличностного познания. Все остальные факторы, от которых так или иначе зависимо это познание, а также его механизмы и закономерности были поставлены в связь с деятельностью. Но поскольку этот принцип оформился в рамках социальной психологии, то он здесь и получил свою специфику. Она состоит в том, что деятельность понимается как групповая (совместная), а не индивидуальная. Соответственно и само межличностное познание изучается в связи с совместной деятельностью. Перед нами же стояла задача с позиций теории деятельности разработать общепсихологическую модель межличностного познания и показать зависимость межличностного познания от особенностей индивидуальных действий людей, посредством которых они включаются в совместную деятельность с другими людьми.

Решение этих задач упирается в теоретическую проблему соотношения индивидуальной и совместной деятельности. Являясь родственными по своей общественно-исторической природе, они, тем не менее далеко не тождественны между собой. Первое существенное различие этих деятельностей касается их структурных особенностей. Хотя структура совместной деятельности и имеет некоторые аналоги со структурой индивидуальной деятельности, в общем-то это разные системы .

Другое важное различие касается их генетических отношений. Совместная деятельность является родовой и генетически более ранней по отношению к индивидуальной деятельности. Генетические отношения той и другой на примере формирования психики в онтогенезе показал Л.С. Выготский . Он выделял два плана деятельности: «интерпсихологический», т.е. внешний разделенный между людьми, и «интрапсихологический », т.е. внутренний план индивидуального сознания. Первый из них он считал генетически более ранним. Филогенетические отношения совместной и индивидуальной деятельности показал А.Н. Леонтьев. Совместная деятельность рассматривалась им как главное условие формирования индивидуальной деятельности и ее основной составляющей - сознательного действия .

На примере исторически ранних форм А.Н. Леонтьев в принципе показал и функциональные отношения между совместной и индивидуальной деятельностью. С одной стороны, совместная деятельность невозможна без действий отдельных индивидов, из которых она образуется. С другой стороны, действия каждого отдельного индивида возможны не иначе, как только в системе действий других индивидов, поскольку они обретают здесь свой разумный смысл.

Индивидуальная деятельность не растворяется в совместной, а входит в нее своим собственным содержанием, т.е. это две разные психологические реальности. Поэтому межличностное познание детерминируется не только совместной, но и индивидуальной деятельностью людей, посредством которой они входят в эту совместную деятельность. Причем детерминация межличностного познания индивидуальной деятельностью - это далеко не одно и то же, что и детерминация его совместной деятельностью.

Рассматривая познание человека

человеком как одну из форм психического отражения, мы предположили, что к нему приложимы все основные положения, накопленные в общей психологии применительно к предметному (объектному) познанию. Мы рассматриваем межличностное познание как познавательную деятельность или систему познавательных действий субъекта, направленных на «вычерпывание » и последующую обработку информации о другом человеке или о самом себе и фиксацию ее в форме образов и понятий. Сами познавательные действия могут быть по форме как внутренними (собственно психическими), так и внешними (предметно-практическими). По своей структуре они являются опосредствованными специальными социоперцептивными средствами, в качестве которых выступают социальные эталоны и стереотипы, образы «я», образы других, каузальные схемы и др. Согласно этим представлениям, субъект межличностного познания является изначально активным. Причем он не только расшифровывает («читает») внешне наблюдаемое поведение другого человека - объекта познания, но и заставляет его демонстрировать это поведение, как бы обнажая в нем те или иные стороны своими реальными поведенческими актами (предметно-практическими, экспрессивными, речевыми).

Методика. Для выявления зависимости межличностного познания от особенностей действий людей, посредством которых они включаются в совместную деятельность, была разработана экспериментальная методика. Испытуемым, объединенным по двое, предлагалось выполнять краткосрочное совместное задание (на 25-30 мин), предполагающее координацию взаимных действий и общение. По окончании выполнения задания испытуемые в свободной форме должны были письменно охарактеризовать друг друга. С целью ограничения влияния прошлого опыта в каждую экспериментальную пару подбирались не знакомые друг с другом испытуемые. Кроме того, с помощью специальной ширмы были полностью исключены зрительные средства межличностного познания, с которыми связано большинство социальных эталонов и стереотипов, а значит, и социально-перцептивных автоматизмов. Такие методические ограничения позволили дополнительно выделить зависимость межличностного познания от характеристик деятельности.

Эксперименты проводились в лаборатории индивидуально с каждой парой испытуемых. В каждой серии приняли участие 55 пар испытуемых - студентов университета. Всего было выполнено три серии экспериментов, отличающихся между собой содержанием и характером выполняемых заданий. В I серии испытуемые осуществляли совместный поиск фигур геометрически неопределенной формы. Причем один испытуемый должен был вербально описывать заданную фигуру, а другой искать ее среди аналогичных . Во II серии испытуемые интерпретировали сюжетные рисунки - иллюстрации к сказкам, и в III серии выполняли психомоторное задание на модели гомеостата. Задания отличались между собой по следующим параметрам: содержание, сила мотивации, функционально-ролевое распределение партнеров, точность, временная ограниченность, средства деятельности и др.

В качестве методов обработки эмпирического материала были использованы: контент-анализ речевых характеристик, контент-анализ общения испытуемых, психологический анализ деятельности испытуемых, беседа. Для анализа речевых характеристик были введены такие категории: внешний облик, поведенческий облик, внутренний облик и отношение. Три первые из них были подразделены на более мелкие подкатегории (всего 33 категории).

Результаты и их обсуждение. Результаты эмпирического исследования показали, что межличностное познание определяется характеристиками той деятельности людей, в контексте которой оно осуществляется. Анализ впечатлений испытуемых друг о друге, возникающих в условиях разных заданий, показал отличие их между собой по таким параметрам, как содержание, структура, полнота, генетический уровень отражения. Например, в содержательном

плане все три серии обнаружили статистически значимые различия (по критерию χ 2 0,05 =3,84) по большинству категорий анализа речевых портретов (между I и II серией - 14 (42,4%), II и III серией - 23 (69,6%), I и III серией - 22 (66,6%).

Качественно-количественный анализ соотношения между структурно-содержательными особенностями впечатлений испытуемых друг о друге и характеристиками соответствующих экспериментальных заданий показал наличие тесной связи между ними.

Для выявления других особенностей межличностного познания мы рассмотрели соотношение серий по основным категориям анализа суждений (таблица). Такой анализ впечатлений испытуемых друг о друге имеет большое значение, поскольку за теми или иными суждениями лежат соответствующие им формы межличностного отражения. Суждениям категории «внешний облик» соответствует конкретно-чувственное отражение или межличностное восприятие, суждениям категории «внутренний облик» - обобщенное отражение или межличностное понимание, суждениям категории «отношение» - аффективное отражение.

I серия

II серия

III серия

количество суждений

количество суждений

количество суждений

Внешний облик

16,1

13,4

Поведенческий

25,1

26,3

44,7

облик

Внутренний

57,5

58,2

47,8

облик

Отноше ние

Всего

1593

1509

1230

Особый интерес вызвали суждения, отнесенные нами к категории «поведенческий облик». Традиционно их включали в категорию «внешний облик», поскольку в них фиксируются конкретные поведенческие характеристики другого человека. Как видно из таблицы, такие суждения занимают довольно большое место: от 25,1 до 44,7%. Мы считаем, что за этими суждениями лежит относительно самостоятельная форма межличностного отражения. От обобщенного отражения она отличается конкретностью и невербальностью , от конкретно-чувственного отражения - тем, что не связана непосредственно ни с одной из основных сенсорных модальностей. Генетически конкретно-инструментальное отражение является, видимо, наиболее ранним. Это доказывается прежде всего фактом прямой связи этого отражения с практическими действиями субъекта, посредством которых он вступает во взаимодействие с другими людьми.

Из таблицы видно, что впечатления испытуемых друг о друге, формирующиеся в условиях заданий «поиск» и «интерпретация», значимо отличаются только по категории «внешний облик» (χ 2 (1-2) =3,84<6,3). По всем остальным категориям, в том числе и по полноте, они обнаружили большое сходство. Это говорит о примерном сходстве их генетического уровня отражения. В условиях задания «гомеостат» отражение отличается меньшей полнотой (χ 2 (1-3) =3,84<40; χ 2 (2-3) =3,84<28,4) и более низким генетическим уровнем, поскольку для него характерна самая высокая представленность категории «поведенческий облик» (44,7%) и наиболее низкая представленность категории «внутренний облик» (47,8%).

Для выяснения вопроса о роли индивидуальной деятельности субъекта в познании им других людей - партнеров по совместной деятельности - мы выявили зависимость межличностного познания от функционально-ролевой позиции. Выполняя в экспериментах одну и ту же совместную деятельность, испытуемые занимали при этом разные функционально-ролевые позиции. Например, в условиях перцептивно-поискового задания один из испытуемых осуществлял вербальное описание фигуры, а другой должен был искать ее среди серии аналогичных. Такие ролевые отношения сильно отразились на

характере их впечатлений друг о друге они значимо отличались между собой по полноте, содержанию и структуре. В этой ситуации другой человек оценивался испытуемыми не абстрактно, а в конкретной функциональной позиции, которая открывалась им только через свою собственную функционально-ролевую позицию. По полученным данным 45% суждений испытуемых были связаны с конкретной ролевой позицией объекта оценки. Это говорит о том, что субъект познает других людей - партнеров по совместной деятельности - в той мере и так, в какой мере и как он входит в эту деятельность.

О включенности в познавательный процесс собственной активности субъекта свидетельствует также факт ее представленности в речевых описаниях испытуемых, например: «Если я переходил на символический способ описана фигурки, она затруднялась в поиске», «Мне показалось, что это очень сообразительный человек», «Когда я затруднялся в поиске, ее описания не становились нагляднее» и др. Этот факт нельзя считать случайным, поскольку количество таких суждений достаточно велико во всех трех сериях (от 13,8 до 23,3%). Испытуемые фактически не могли характеризовать другого, не характеризуя при этом и самих себя. Их собственная активность включалась в содержание отражения как его неотъемлемая составная часть.

Дальнейший анализ подобных суждений испытуемых позволил установить, что они отличаются между собой в зависимости от формы презентированной в них субъектной активности. Это может быть либо внутренняя психическая, либо внешняя практическая активность. Внутренняя субъектная активность представлена суждениями типа: «Мне кажется, что он добрый», «Я думаю, что это неглупый парень» и т.п. В этих суждениях подчеркивается сам факт причастности субъекта к отражению тех или иных свойств др угого человека, но при этом они не осознают, какова эта активность и как именно она связана с отражением. В содержательном плане в таких суждениях представлены главным образом обобщенные характеристики человека. Практическая субъектная активность представлена такими суждениями: «Когда я переходил на математический способ описания, она затруднялась в поиске», «Если я ошибался, она сильно нервничала» и т.п. В содержательном отношении в этих суждениях представлено конкретное поведение другого человека в связи с конкретным же практическим поведением самого субъекта. В них подчеркивается факт зависимости практических действий объекта от собственных практических действий субъекта.

Полученный материал говорит о том, что межличностное познание осуществляется не только посредством внутренних, но также и посредством внешних предметно-практических действий субъекта. С помощью последних субъект не только воздействует на других людей, но и познает их. Та поведенческая реальность, которая открывается субъекту в процессе взаимодействия с другими людьми (общения или совместной деятельности), не является для него некой данностью. Она производится его же собственными практическими (а также речевыми и экспрессивными) действиями, ориентированными на других людей. В этом состоит одна из основных когнитивных функций социально ориентированных практических действий.

О включенности в познавательный процесс социально ориентированных практических действий субъекта свидетельствует также факт снижения среднего времени совместного поиска одной фигурки в задании I серии (с 5,2 до 2,7 мин). Одной из основных причин сокращения времени поиска было снижение количества неуспешных действий. Так, при поиске первой фигурки среднее количество поисковых попыток равнялось 3, а при поиске последней фигурки - 1,6. На первых этапах выполнения задания действия испытуемых носили ярко выраженный пробующий характер. Они как бы прощупывали друг друга такими действиями, т.е. осуществляли практическую ориентировку. К концу выполнения задания действия партнеров становились более

уверенными и носили уже скорее исполнительный, чем ориентировочный характер.

Более глубокий анализ эмпирического материала позволил выявить и такие когнитивные функции социально ориентированных практических действий, как анализ, синтез, оценку, умозаключение. Рассмотрим для примера формальную схему некоторых практических познавательных действий: «Если мои действия характеризовались свойством «а», то его действия характеризовались свойством «б» или «Его действия характеризовались свойством «б», так как мои действия характеризовались свойством «а». Как видим, такие схемы ничем не отличаются от известных логических схем, с помощью которых описываются мыслительные действия. Все это существенно сближает внешние практические социально-перцептивные познавательные действия с внутренними психическими.

Отличительной особенностью этих познавательных действий является то, что их когнитивные функции вплетены в контекст пр актических действий субъекта. Есть основания предполагать, что социально ориентированные практические действия людей представляют собой генетически исходную форму социо-перцептивного познавательного действия. «Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную действительность и в материальное общение людей...» .

В этом отношении результаты нашего исследования совпадают с эмпирическими данными других авторов (И.М. Сеченов, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др.), развивают их теоретические положения и представляют собой их дальнейшую конкретизацию.

В заключение остановимся на вопросе о роли зрения в межличностном познании. Этот вопрос остается до сих пор неизученным, поскольку большинство исследовательских процедур построено таким образом, что зрение выступает основным средством познания другого человека. В условиях наших экспериментов испытуемые были лишены этого средства, что, однако, не послужило помехой при формировании их впечатлений друг о друге. Причем в их содержание входила не только характеристика поведения, внутреннего облика и отношения, но и характеристика внешнего визуального облика (от 6,7 до 16,1%). Это говорит о том, что зрение является хотя и важным, но не обязательно необходимым средством межличностного познания. Важнейшей особенностью межличностного познания в условиях исключения зрения является существенное возрастание когнитивных функций актуальной деятельности, в контексте которой оно осуществляется.

Таким образом, мы показали, что межличностное познание детерминируется не только совместной, но и индивидуальной деятельностью субъекта, по поводу которой и посредством которой он включается в совместную деятельность с другими людьми. Тем самым мы подтверждаем гипотезу об активно-деятельностной природе межличностного познания и конкретизируем принцип деятельностного опосредствования. Кроме того, было показано, что межличностное познание осуществляется при посредстве не только внутренних, но и внешних предметно практических действий субъекта.

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

2. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Л., 1965. 123 с. Вопр . психол. 1980. № 3. С. 20-31.

Поступила в редакцию 27. VI 1984 г.