Основная проблема произведения война и мир. "Война и мир" - проблемы романа

Проблема настоящей жизни.
Князь Андрей Болконский. Он пытался найти настоящую жизнь на войне, уйдя в армию и разочаровавшись в той жизни, которую вел. Князь понял одно: скучная, однообразная светская жизнь не для него. На войне он жаждал славы, признания, желал отличиться, составляя стратегические планы и представляя, как он спасет армию в критический момент. Но после ранения под Аустерлицем, когда князь Андрей вернулся домой и здесь на его глазах умерла жена, оставив ему маленького сына, все, к чему он стремился на войне, отошло на второй план. Болконский осознал, что это не есть настоящая жизнь, и его поиски таковой продолжились.
Проблема счастья в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Пьер возвращается в общество ранее оставленное им, возвращается в поисках счастья, но, с какой-то стороны, его спасает война развязавшаяся с французами. Он пытается посвятить себя войне, для того, чтобы снова постараться забыть былое и отыскать так нужное ему счастье. Но как всегда попытки его тщетны и ни какая армия ему не только не в счастье, но даже и в тягость. Пьер понимает, что он не рожден для военной жизни. И все снова возвращается на круги своя.

Проблема великого человека

В своем романе Л. Н. Толстой ярко выразил мысль о том, что великим человек может быть только в том случае, если он неразрывно связан с народом, если он искренне разделяет его взгляды, стремления, веру. Если он живет теми же идеалами, мыслит и поступает так же, как поступил бы любой сознательный человек. Только в народе главная сила, только в связи с народом может проявиться настоящая, сильная личность.

Показ особого характера войны 1812 года как войны народной.

Народный характер войны показан Толстым различными способами. Используются авторские историко-философские рассуждения о роли личности и народа в истории вообще и войне 1812 года в частности, рисуются живые картины выдающихся исторических событий; народ может изображаться (хотя и крайне редко) как целое, общее (например, замечания о том, что мужики не везли в Москву сено, что все жители покидали Москву и т, д.) и как бесчисленное множество живых рядовых персонажей. Побуждения и чувства всей нации концентрируются в образе представителя народной войны полководца Кутузова, ощущаются лучшими представителями дворянства, сблизившимися с народом.

Проблема истинного и ложного патриотизма.

Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным.
Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые афишки, призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина.

Тема урока:

«Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Проблематика, образы, жанр».

Эпиграф:

от крика

вспышки чувства умирающего старика, все

всё есть в этой картине.

Н. Страхов .

Цели урока:

Образовательная: - познакомить с историей создания романа, раскрыть его жанровое своеобразие; - раскрыть смысл названия романа – эпопеи; - раскрыть смысл понятий «мир», «война»; - выявить проблематику; Развивающая: - развивать творческий потенциал студентов; - развивать у студентов умение выражать свои мысли и чувства правильным литературным языком; - совершенствовать умение создавать собственные высказывания (формулировать выводы), совершенствовать монологическую речь студентов. Воспитательная: - формировать у студентов нравственные качества личности, взгляды и убеждения, воспитание чувства гордости за русскую землю, народ; - воспитывать внимательное, бережное отношение к родному слову.

Тип урока : Урок изучения нового материала.

Методы и приемы : эвристический метод, слово учителя; Оборудование урока : ноутбук, экран, проэктор, презентация;

Литература : Ю.В. Лебедев Литература 10 класс (2 часть); Библиографический словарь; Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля.

Интернет-ресурсы:

Слайд №1

Сегодня мы приступаем к изучению необычного произведения. Вот уже более 150 лет интерес к нему не угасает во многих странах мира. Роман «Война и мир» Л.Н.Толстого - одно из самых патриотических произведений в русской литературе 19 века.

Из всех художественных созданий Толстого, а они все прекрасны, самым значительным, возвышенным, нравственно чистым и жизнеутверждающим является именно этот его роман.

Слайд №2

К.Симонов, известный поэт и прозаик 20 века, вспоминал: «Для моего поколения, увидевшего немцев у ворот Москвы и у стен Сталинграда, чтение «Войны и мира» в тот период нашей жизни стало навсегда запомнившимся потрясением не только эстетическим, но и нравственным... Именно «Война и мир» стала в годы войны той книгой, которая самым прямым образом укрепляла дух сопротивления, охвативший страну перед лицом вражеского нашествия... «Война и мир» была первой книгой, которая приходила нам на память тогда, на войне».

Слайд №3

Запишите тему урока: «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Проблематика, образы, жанр».

Слайд №4

Эпиграф:

Все страсти, все моменты человеческой жизни,

от крика новорождённого ребёнка до последней

вспышки чувства умирающего старика, все

горести и радости, доступные человеку, -

всё есть в этой картине.

Н. Страхов .

Слайд №5

Первая читательница романа, жена писателя Софья Андреевна Толстая, писала мужу: «Перечитываю «Войну и мир» и меня очень поднимает нравственно, т.е. духовно твой роман». Над романом «Война и мир» Л.Н. Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Это была самая лучшая пора его жизни. Шестидесятые годы 19 века. Он был в том возрасте, который древние греки называли «акмэ», - возраст полного созревания всех физических и духовных сил человека.

Семь лет работал он над романом как художник и как историк. Нередко главы переписывались 12-13 раз. Роман потребовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряжения всех духовных сил. В этот период Толстой говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

Он взял для него эпохальное событие, потрясшее в 19 веке мир, - Отечественную войну России с Наполеоном и его войсками, собранными почти со всех стран Западной Европы.

Наука и искусство слились в нерасторжимое единство. Справедливо писал об этом Достоевский: «Я вывел неотразимое заключение, что писатель - художественный, кроме поэмы должен знать до мельчайшей точности (исторической и текущей) изображаемую действительность. У нас, по-моему, один только блистает этим - граф Лев Толстой».

Современники были очарованы, восхищены, и, конечно, немедленно приступили к острым и долгим спорам. Славянофилы признали в Толстом своего единомышленника. Д.И. Писарев, злой и непримиримый критик дворянства, снисходительно корил автора романа за идеализацию дворянства, за его «невольную и естественную нежность» к своим героям-дворянам.

Слайд №6

Во многих вопросах нам предстоит разобраться в процессе изучения романа «Война и мир», а сегодня мы будем работать по следующему плану:

1.Время создания и историческая основа романа

2.Смысл названия

3.Система образов

4.Жанровое своеобразие

5.Проблематика романа

Слайд №7

А мы приступаем к первому пункту нашего плана.

Время создания и историческая основа.

Сообщение студента:

Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабристы», от нее осталось всего три главы. Софья Андреевна Толстая, жена писателя, замечает в своих дневниках, что сначала Л.Н.Толстой собирался писать о вернувшемся со своей семьей из Сибири декабристе, и действие романа должно было начаться в 1856 г. (амнистия декабристов по указу императора Александра 2), накануне отмены крепостного права. В процессе работы писатель решил рассказать о восстании 1825 г., затем отодвинул начало действия к 1812 г. - времени детства и юности декабристов. Но так как Отечественная война была тесным образом связана с кампанией 1805-1807 гг. Толстой решил начать роман с этого времени.

По мере продвижения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому, что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора - 1812 год.

Так появилась иная дата, и первые главы романа публиковались в журнале «Русский вестник» под заглавием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно - исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И, наконец, в 1867 г. - еще одно название, где историческое и философское образовали некое равновесие, - «Война и мир».

Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими материалами. Писатель использовал русские и иностранные источники о войне 1812 г., тщательно изучил в Румянцевском музее архивы, масонские книги, акты и рукописи 1810- 1820-х г.г., прочитал мемуары современников, фамильные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечественной войны, встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы. Посетив и внимательно осмотрев Бородинское поле, он составил карту расположения русских и французских войск. Писатель признавался, рассказывая о своей работе над романом: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалом, из которых у меня во время работы накопилось и образовалась целая библиотека книг».

Слово учителя

Итак, роман был написан в 60-е годы 19 века, года начиналась новая, пореформенная эпоха русской истории. Правительство Александра 2 отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, и они бунтовали. Вернуло из Сибири декабристов, но осудило на 20-летнюю каторгу Чернышевского. Государство было подорвано неудачами Крымской войны.

Участник сражений в Севастополе, Толстой приезжает в Петербург. В это же время из Сибири возвращаются по амнистии декабристы со своими семьями. Именно в это время у писателя возникает мысль написать роман о декабристах. Но к выполнению этого замысла он приступил лишь в 1863 году.

Слайд №8

Давайте посмотрим как определил замысел сам

1856 год - начало замысла.

1856 г., когда вслед за окончанием Крымской войны монаршая милость даровала узникам Сибири прощение, и герой "Декабристов" возвращается в своё родовое московское гнездо.

«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию».

1825 год . Но затем Толстой решил перейти к эпохе заблуждений своего героя и начать рассказ с 1825 г. В это время его герой уже зрелый человек.

«Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».

1812 год - война. В сюжете выпадало решающее звено - молодость героя, совпавшая с Отечественной войной 1812 г.

«Чтобы понять моя героя, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».

1805-1807 годы - заграничные походы русской армии.

«Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».

Слово учителя

Таким образом, автор начинает повествование с 1805 г., с его неприятной для русской армии кульминацией – Аустерлицем (Россия проиграла это сражение) - «временем наших неудач и нашего срама», как заметит Толстой. По выражению Толстого, ему было «совестно писать о торжестве русского оружия в борьбе с бонапартовской Францией, не описав неудач в войне 1805-1807 г.г.».

Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856г.г. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812г., и героем романа стал русский народ. Л.Н. толстой писал: «Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема - судьба народа, народ - основа нравственных и моральных устоев общества.

Слайд №9

Хронология романа.

В романе «Война и мир» рассказывается о борьбе России и наполеоновской Францией. Роман включает в себя 4 тома и эпилог .

В 1-м томе описываются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на её территории.

Во 2-м томе - 1806 - 1811 г.г., когда русские войска находились в Пруссии.

3-й том - 1812 г. - войска Наполеона вторглись на территорию России.

4-й том - 1812 - 1813 г.г.- Отечественная война и ее последствия.

3-й и 4-й тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую Россия вела на родной земле.

В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так действие романа охватывает 15 лет. Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события - в Австрии и в России.

Слайд №10

Смысл названия.

Л.Н. Толстой начал публиковать роман ещё до завершения работы над ним. В 1865 - 1866 г.г. в журнале «Русский вестник» появился вариант первого тома под заглавием «1805 год». И лишь в конце 1866 года появилось заглавие «Война и мир».

Знаете ли вы, что в 19 веке слова МИРЪ и МiРЪ в русском языке различались по значению? Вот какие значения имеют эти слова в словаре В.И. Даля:

МИРЪ -

Отсутствие войны, ссоры - Согласие, единодушие - Спокойствие

МiРЪ -

Вселенная - Земной шар - Все люди - Община, общество крестьян

В современном русском языке существует единое написание данного слова. Они считаются омонимами, причём каждое слово в свою очередь многозначно. (Привести пример со словом «фарфор»:1.сервиз; 2.материал).

Вот как определяются значения этих слов в Академическом словаре :

МИР 1

1.Все формы материи в земном и космическом пространстве 2. Земной шар, Земля 3. Всё живое, всё окружающее 4. Люди вообще 5. Порядок, строй жизни

МИР 2

1.Согласие, отсутствие разногласий 2. Отсутствие войны 3. Прекращение военных действий, мирный договор 4. Покой, благополучие

Слово учителя

Как вы понимаете такие понятия, как «мир», «война»?

Слайд №11

Давайте запишем в тетради смысл слов «война», «мир» в понимании Л.Н. Толстого:

    Война (в толстовском повествовании) - не только военные столкновения враждующих армий, это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, ложь, лицемерие, низость в человеческих отношениях.

    Мир - это жизнь народа без войны, это весь народ, без различия сословий, объединённый единым чувством боли за судьбу отечества.

Таким образом, «Мир» - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди. «Война» - не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда. Из названия романа вытекает его основная идея, которую удачно определил Луначарский: «Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды».

Слайд №12

Система образов.

В романе около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели: Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др; показаны представители дворянства и народа.

Всех героев условно можно разделить на любимых люди мира» ) и нелюбимых люди войны» ). Кутузов, Болконские, Ростовы, Тимохин, Платон Каратаев - люди мира, т.к. ими движет жажда согласия . Они ненавидят не только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей.

Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Князь Василий, его дети, граф Растопчин, Друбецкие - люди войны, т.к. ими движет чувство зависти, эгоизма. Это люди (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях), несущие разъединение, вражду, преступную аморальность.

Слово учителя

Таким образом, люди мира, любимые герои Толстого, ищут смысл жизни, ошибаются, страдают, живут сложной внутренней жизнью. Нелюбимые делают карьеру, достигают определённых успехов, но не меняются внутренне.

Слайд №13

Жанровое своеобразие.

Уже современники Л.Н.Толстого почувствовали, что «Война и мир» - книга сложного жанра. И.С. Тургенев писал, что это произведение включает в себя эпопею, исторический роман и очерк нравов. Работая над произведением, Толстой понимал, что на его страницах не сможет отразиться «вся русская жизнь того времени». Поэтому предметом изображения становиться не жизнь человека, не жизнь поколения, а «деятельность всех людей, принимавших участие в событии». Постепенно произведение становится «рассказом не о людях, не о событиях, а о жизни вообще, о течении жизни». Изменившийся замысел потребовал не только изменения названия, но и новой жанровой формы. Сам Толстой называл своё детище просто книгой, не принимая «научных» характеристик «Войны и мира».

Рассмотрим основные признаки эпопеи. Напомню, в романе около 600 персонажей, их них около 200 - лица исторические.

Во время работы над произведением писателю пришлось перечитать много исторической литературы. Проделав такую огромную работу, Толстой пришёл к выводу, что почти везде события описаны «со слов разных генералов». Он фактически создал новый метод изображения исторических событий. Частный человек в представлении писателя включен в историю не только тогда, когда он непосредственно участвует в войнах, сражениях, но и всей своей частной жизнью он постоянно, порой бессознательно творит историю.

Давайте разберемся с понятием «роман-эпопея ».

Сам Толстой говорил: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».

А выразил он в форме романа – эпопеи.

По Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева:

Роман - эпопея - наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще не сколько томов.

*Роман-эпопея (от « эпос» и греч . Poieo – творю) это большое по объему художественное произведение эпического характера. Одним из самых известных примеров эпопеи служит «Илиада» Гомера. Эпос – это один из трех родов литературы, отличающийся объективно-повествовательным характером.

Слайд №14

Итак, выделим характерные черты эпопеи:

В центре повествования решающее историческое событие, которое важно для всей нации в целом, а главной движущей силой его является народ;

Повествует о великих деяниях народных героев, исторических личностей;

Одной из характерных черт эпопеи считается многосюжетность, сюжеты накладываются на судьбы различных личностей, семей, в произведении много действующих лиц;

Изображает большой промежуток времени, целую эпоху в жизни народа.

Слайд №15

Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир».

- Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).

События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).

Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).

Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).

Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.).

Огромное количество человеческих характеров.

Большая протяженность во времени (15 лет).

Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино

Слово учителя

Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.

Слайд №16

Проблематика романа

Что такое проблематика?

Ответ: Проблематика - выделение и осмысление автором тех сторон явлений и характеров, которые наиболее интересуют писателя.

Сложность и глубина содержания «Войны и мира» требовали, чтобы в этой книге переплелись компоненты многих жанров реалистической прозы.

Напомню, что роман-эпопея предполагает несколько аспектов изображения жизни:

Исторический - обращение к реальным историческим событиям;

Философский - раздумья о законах жизни, о месте человека в историческом процессе;

Нравственный - глубокий и многоплановый показ внутреннего мира человека, поиски смысла жизни.

Слайд №17

Опираясь на вышесказанное, давайте попытаемся определить жанровые элементы в романе-эпопее «Война и мир».

1. Семейно-бытовой (в центре повествования несколько поколений, несколько семей, « семейная проблематика»: любовь, помолвка, свадьба, рождение и воспитание детей и т.д.);

2. Психологический (показ взросления героев, формирование личности, анализ «диалектики души» героев (психологический анализ);

3. Философский (взгляды на исторический процесс; жизнь и смерть, война и мир, мироздание и человек; концепция непротивление злу насилием);

4. Исторический (наличие реальных исторических лиц; использование исторических документов; социальные и политические конфликты эпохи).

Слайд №18

Подведение итогов:

Толстой сумел поставить коренные вопросы народной жизни и

создать героическую эпопею в то время, когда во многих радикальных кружках сама мысль о России вызывала лишь досаду или откровенные насмешки. Мы наблюдаем, как в романе одно поколение сменяет другое. В эпопее показан большой промежуток времени с 1805 по 1820 годы. Толстой показал целую эпоху.

Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», - я выбрал бы «Войну и мир».

Домашнее задание

Выставление оценок

Проверочная работа. Цель: выявить степень усвоения материала.

Ответьте кратко на вопросы.

1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?___________________________________________________________________

2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты._______________________________________________________________________

3. Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________________

4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Главные герои романа - Андрей Болконский и Пьер Безухов заняты напряжённой духовно-интеллектуальной работой - поиском ответа на вопросы: В чём состоит смысл жизни? Что есть истина? Именно эти вопросы являются ключевыми в проблематике «Войны и мира». В оппозиции «истинное - ложное » автор рассматривает темы семьи, красоты, патриотизма, героизма, движущих сил истории и т.д. Истинная и ложная красота С первых страниц произведения автор ставит перед читателем проблему истинной и ложной красоты . Используя приём «сцепления эпизодов» (сцены приёма в салоне А.П. Шерер и именин в доме Ростовых) и антитезу (портретные описания в сцене первого бала Наташи), писатель противопоставляет телесному совершенству Элен Курагиной одухотворённую прелесть Наташи Ростовой. Свою мысль о том, что истинная красота всегда духовна, автор выражает с помощью приёма контраста , изображая на фоне подчёркнуто некрасивой внешности княжны Марьи Болконской её прекрасные лучистые глаза, а также создавая в эпилоге портрет замужней Наташи - располневшей, утратившей девичье очарование, растворившейся в заботе о детях, но не потерявшей своей привлекательности для мужа. «Мысль семейная». Тема семьи С темой истинной и ложной красоты в романе тесно связана «мысль семейная» . Автор создаёт на страницах «Войны и мира» несколько моделей семейных отношений. Перед мысленным взором читателя проходят семьи Курагиных, Болконских, Ростовых, Бергов, Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной, Пьера Безухова и Элен, Пьера и Наташи, Николая Ростова и Марьи. Эти семьи можно сгруппировать на основе оппозиции «истинное - ложное». В толстовском понимании только та семья соответствует своему названию, в которой отношения между её членами основываются не только на кровном родстве, но и на духовной общности, любви и взаимопонимании. Таковы семьи Ростовых, Болконских, Пьера и Наташи, Николая и Марьи. Высокие гражданско-патриотические устремления, неукоснительное соблюдение законов чести свойственны отцу и сыну Болконским, в целом эту семью характеризуют духовные интересы, чувство долга, верность нравственным идеалам. Тёплая, любовная атмосфера царит в доме Ростовых, все радости и несчастья эта дружная семья переживает сообща. Судьбы Ростовых и Болконских неотделимы от народной судьбы. Вполне закономерно, что и у Наташи Ростовой, и у Марьи Болконской сложились счастливые семьи. Резкий контраст семьям Болконских, Ростовых составляют Курагины, Берги. Князь Василий тяготится своими отцовскими обязанностями, его главная забота - поскорей «сбыть с рук», выгодно пристроить своих отпрысков. Расчётливость и развращённость, эгоизм и бездушие, подлость - вот всё, чем наградило «семейное» воспитание Анатоля, Ипполита и Элен Курагиных. Автор подчёркивает противоестественность отношений этих людей, показывая, что мать Элен завидует собственной дочери, что Анатоль целует голые плечи сестры (об этом эпизоде с отвращением вспоминает Пьер). Убоги в своих потугах на светскость, в жажде приобретательства Берги (вспомним метания Берга по Москве, когда он в дни народных бедствий скупает за бесценок мебель, обустраивая «семейное гнёздышко»). Одержим стремлением приблизиться к светской верхушке Борис Друбецкой, именно этот мотив стал определяющим в выборе невесты - богачки Жюли Карагиной. Несостоятельность семейных отношений Пьера и Элен, Бергов и Друбецких проявляется в отсутствии детей у этих супружеских пар. «Мысль народная». Истинный и ложный патриотизм. Истинный и ложный героизм Говоря о своём произведении, Л.Н. Толстой отмечал, что в «Войне и мире» он любил «мысль народную» . Исследуя народный характер, автор создаёт образы Платона Каратаева и Тихона Щербатого - это два представителя народа, воплощающие в себе наиболее значимые, по мнению Толстого, национальные черты: незлобливость, соборность, «роевое» начало, «дух простоты и правды» (Платон Каратаев) и отвагу, мужество и героизм (Тихон Щербатый). Тихон идеально приспособлен к боевым действиям, на войне он «один из самых нужных, полезных и храбрых людей» , но писатель-гуманист, не принимая жестокости, тяготеет к людям каратаевского склада: ему ближе Давыдов, «не желавший марать честь солдата», «не имевший на совести ни одного человека» , отпускавший пленных под расписку, и Петя Ростов, «чувствовавший любовь ко всем людям» , нежели Долохов, не оставлявший врага в живых. Именно благодаря тому, что Отечественная война 1812 г. стала народной, Россия смогла разгромить наполеоновскую армию, обратить вспять французское нашествие. Народ, по мнению создателя эпопеи, является носителем нравственности и духовности. Все герои романа проходят проверку на истинность и жизненность по главному критерию - их способности приблизиться к народной жизни. Всем своим существом близка к народной жизни Наташа Ростова. Мы любуемся юной «графинечкой», пляшущей русский народный танец («Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух; откуда взяла она эти приёмы?» - недоумевает и восхищается автор), проникаемся гордостью за Наташу и её семью, жертвующих домашним скарбом, «детским» ради спасения раненых («Люди собирались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтоб отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые» ). Готова разделить участь своего народа Марья Болконская: как замечает автор, ей было всё равно, что с ней станет, но она не могла согласиться принять покровительство «цивилизованных» захватчиков, как предлагала ей компаньонка-француженка Бурьен, т.к. это противоречило её нравственному чувству и патриотическому сознанию. Высшим званием для Андрея Болконского становится характеристика, данная ему солдатами: «наш князь». Пройдя длинный путь увлечений ложными идеалами, Пьер Безухов в итоге приходит к осознанию необходимости жить общей жизнью с народом: «Солдатом быть, просто солдатом! - думал Пьер, засыпая. - Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» . «Мысль народная» проявляется и в освещении проблем истинного и ложного патриотизма и героизма . Истинный патриотизм и героизм проявляют любимые герои Толстого. Только настоящих патриотов автор «допускает» на Бородинское поле, делает участниками решающего сражения - мы не встретим там ни карьеристов Друбецкого и Берга, ни даже государя императора. Кутузов, Болконский, Безухов, Тушин, Тимохин, безымянные солдаты, партизаны под предводительством Василия Денисова, Тихон Щербатый, старостиха Василиса, мужики Карп и Влас, купец Ферапонтов, жители Смоленска, Москвы, простые обыватели - вот кому, по мнению автора, обязана Россия своим освобождением от захватчиков. Всех этих людей объединяет «скрытая теплота патриотизма», непоказной героизм, состоящий в забвении собственных интересов ради общего дела - спасения Отечества. Меньше всего истинные патриоты думают о наградах. Навалившись «всем миром», они изгоняют врага с родной земли. Иначе ведут себя лжепатриоты, прикрывающие высокопарными речами свои низменные интересы. Таковы штабные офицеры, расценивающие службу как возможность сделать карьеру, нахватать побольше чинов и наград; таковы завсегдатаи салонов А.П. Шерер, Элен Безуховой, таков комендант Москвы Растопчин. В тот момент, когда решалась судьба России, «...спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения» . До сатирического обличения поднимается негодующий голос автора, описывающего поведение Берга, притворяющегося патриотом: «…такого геройского духа, истинно древнего мужества российских войск, которое они - оно, - поправился он, - показали или выказали в этой битве 26 числа, нет никаких слов достойных, чтоб их описать... Я вам скажу, папаша (он ударил себя в грудь так же, как ударял себя один рассказывавший при нем генерал, хотя несколько поздно, потому что ударить себя в грудь надо было при слове "российское войско"), - я вам скажу откровенно, что мы, начальники, не только не должны были подгонять солдат или что-нибудь такое, но мы насилу могли удерживать эти, эти... да, мужественные и древние подвиги, - сказал он скороговоркой» . «Какая сила движет народами?» Личность и история Среди множества проблем, освещённых в романе-эпопее, одно из важнейших мест занимает проблема роли личности в истории . В своих философских отступлениях Толстой рассуждает о соотношении свободы и необходимости в жизни человека и народа. По мнению писателя, свободой выбора в большей степени располагает личность, стоящая внизу социальной лестницы. Чем выше положение, занимаемое личностью, тем более ограничена её возможность свободного выбора. В наименьшей степени вольны предпринимать какие-либо самостоятельные шаги люди, стоящие на вершине власти. Движение истории, по мысли Толстого, не может совершаться в результате волевых усилий одного человека - оно осуществляется под воздействием «силы, равной всему движению народов», то есть равнодействующей «всех произволов людей, участвующих в этих событиях». Таким образом, народ - главная движущая сила истории , а великая личность только до тех пор будет стоять во главе этого движения, пока она удовлетворяет потребностям эпохи, пока воля этой личности направлена в то же русло, что и воля народа: «Солдаты французской армии шли убивать русских солдат в Бородинском сражении не вследствие приказания Наполеона, а по собственному желанию. Вся армия: французы, итальянцы, немцы, поляки - голодные и измученные походом, в виду армии, загораживавшей от них Москву, чувствовали, что "вино откупорено и надо его выпить". Ежели бы Наполеон запретил им теперь драться с русскими, они бы его убили и пошли бы драться с русскими, потому что это было им необходимо» . Решая проблему роли личности в истории художественными средствами, Л.Н. Толстой противопоставляет Наполеона «из диспозиции его ничего не было исполнено, и во время сражения он не знал про то, что происходило впереди его. Стало быть, и то, каким образом эти люди убивали друг друга, происходило не по воле Наполеона, а шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей, участвовавших в общем деле. Наполеону казалось только, что все дело происходило по воле его» . Хотя личность, наделённая властью, сама является «орудием истории» , ибо «что должно произойти, то произойдёт независимо от её воли» , однако никто не снимает нравственно-этической ответственности с исторического лица. Именно поэтому Толстой обращает внимание читателя на заботу Кутузова о простых солдатах и снижает образ Наполеона, показывая его бездушие на фоне гибнущих при переправе через Неман польских кавалеристов: «Уланы цеплялись друг за друга, сваливались с лошадей, лошади некоторые тонули, тонули и люди, остальные старались плыть кто на седле, кто держась за гриву. Они старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали» . Итак, «в исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименование событию, которые, так же, как ярлыки, менее всего имеют связи с самим событием» . Л.Н. Толстой не на все свои вопросы дал читателю ответ, т.к. он считал, что «цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях» . Видеолекция «Тематическое разнообразие и широта проблематики романа ""Война и мир""» :

Роман «Война и мир» своего рода роман-исследование, затрагивающий важные темы, волнующие любого человека. Проблематика романа «Война и мир» до сих пор является причиной жарких споров между историками и литераторами. Автор постарался отразить в произведении все существующие на тот момент в России проблемы. Среди которых можно выделить проблему семьи и брака, бытовые проблемы, ложный и истинный патриотизм, проблемы, связанные с войной, напыщенная, покрытая фальшивым лоском жизнь аристократов.

Проблема семьи

Проблема семейных отношений глубоко волновала Толстого. На примере нескольких семей автор высказал свою точку зрения о том, каким в идеале должен быть домашний очаг, где царит любовь, тепло и забота друг о друге.

Семья Курагиных

Для этих людей нет ничего святого. Поддержка и забота друг о друге им чужда. Им наплевать на проблемы других, каждый думает лишь о себе. Глядя на них не подумаешь, что это семья. Слишком явно выражена в них злоба, зависть и собственный эгоизм. Подлые, низкие люди, способные с легкостью нанести удар, подставив близкого человека. В достижении целей пойдут на все, но могут ввести в заблуждение незнакомых людей, создав видимость благополучия и гармонии в семье.

Ростовы и Болконские

Ростовы и Болконские являются полной противоположностью Курагиных. В семье Ростовых все пропитано любовью. В доме царит гармония и уважение к каждому члену семьи. Они привыкли решать проблемы вместе, искренне переживая друг за друга. Семья Болконских вызывает явную симпатию Толстого. Три поколения, описанные в романе, свято чтут семейные традиции. Для них не пустые слова честь, достоинство, отвага. На примере этих двух семей Толстой показал, что только те семьи счастливы, в которых отсутствует злоба и фальшь. Другим счастья не видать. Немалую роль играет воспитание детей, моральные принципы родителей.

Проблема народа и личности

Проблема народа является лидирующей по важности для Толстого. Он ценил в людях доброту, искренность, честность. Только тогда жизнь человека имеет ценность, когда он вместе с народом, а не отдельно от него.

Во время войны людям пришлось объединиться. Общее горе сближает. Именно в беде проявляются лучшие качества человека. Неважно, к какому сословию относился человек, какого пола, в душе каждого смогла найти место огромная любовь к Родине. Подтверждали люди любовь не пустыми словами и красивыми фразами, а настоящими поступками, рискуя собственной жизнью.

Толстой поднял проблему патриотов и лжепатриотов, воспользовавшихся сложившейся ситуацией себе во благо. Пока другие проливали кровь на поле боя, лжепатриоты протирали до дыр штаны в штабах, думая лишь об одном, как подняться по карьерной лестнице и прицепить на лацкан мундира очередной орден.

Проблема человеческого поступка

Толстой словно специально провел героев романа через тернии на пути к счастью. Явный пример Пьер Безухов. Неприятности одна за другой. Вечные стычки с женой, неприятие образа жизни, который они ведут, душевное расстройство после дуэли с Долоховым. Пьер задумался, для чего он живет, к чему стремится, что хорошо, а что плохо. Масонский деятель помог Безухову обрести себя, направив в правильное русло. Творить добро – вот выход. Принося пользу людям, ощущаешь свою значимость. Сделав много добрых дел, Пьер стал жить в ладу с совестью, а ощущение правильности сделанных поступков придало уверенности в жизни.

Проблема личности. Ее влияние на ход истории

Толстой был твердо убежден, что ход истории зависит не от одного человека. Ее делают массы. Пример этому Кутузов и Наполеон. Кутузов в отличие от Наполеона жил интересами солдат, народа. Наполеон никогда не жил интересами войска. Он был тщеславен и эгоистичен. По мнению Толстого личность может влиять на ход истории в том случае, если ее интересы совпадают с интересами народа.

39. нравственная и философская проблематика романа «война и мир». Философская проблематика романа . Философская проблематика романа. Основные фило­софские темы романа: человек и его место в мире, место человека в истории (проблема личной свободы воли и исторической необходимости: проблема роли отдельной личности в истории, взаимосвязь личной судьбы и исторической перспективы), смысл истории (первопричина исторических событий, в первую очередь войны; оценка деятельности тайных обществ, в том числе декабристов), экзистенциальные проблемы (смысл человеческой жиз­ни), концепция этики: определение нравственных импе­ративов, вытекающих из такой картины мира (герои раз­мышляют о том, как стать «вполне хорошим» (чье это выражение?), как обрести гармонию жизни). Эти про­блемы в романе обнаруживаются на всех уровнях сюже­та («война» и «мир», частные судьбы и судьба России, мысли и поступки вымышленных героев и деятельность реальных исторических лиц) и на надсюжетном уровне (философские рассуждения Толстого).Поскольку в романе конструируется очень четкая этическая система, то на каждом из вышеназванных уровней сюжета легко можно обнаружить отрицатель­ный и положительный «полюса», воплощаемые в героях (Кутузов и Наполеон, Наташа и «злая» Вера и т. д.).Мир и человек. Место человека в мире. Мировое «все­единство». Картину мира у Толстого полезно сравнить с картиной мира у Достоевского. Достоевский воссозда­ет христианскую персоноцентрическую модель мира: отдельная личность равноценна целому миру, человек воссоединяется с Богом через Богочеловека - Христа. Главный герой произведения Достоевского - личность как таковая, в ней отражается Мир. Поэтому герои Достоевского - это в какой-то степени символические фигуры, воплощающие духовные, метафизические нача­ла. Толстой воссоздает пантеистическую модель мира: человек - лишь один из элементов бесконечного эволю­ционного процесса, он - песчинка в огромном мире-космосе. Здесь нет понятия «Богочеловек», а Бог - это философский синоним понятий «вся жизнь», «приро­да», «история», «мир как целое», «всеединство». Итак, на первом месте Мир, потом уже человек. Формула, ус­лышанная Пьером Безуховым в его московском сне («Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Жизнь - это непре­рывное самосознание Божества»), отсылает к восточным религиозно-философским традициям (для христианства мир - не непрерывное самосознание Бога, а его едино-кратное творение). Можно сказать, что Достоевский изображает скорее «мир в человеке», а Толстой - «чело­века в мире». Человек у Толстого - прежде всего части­ца большого Мира - семьи, народа, человечества, при­роды, невидимого исторического процесса. Обратим внимание, например, что в «Преступлении и наказании» сравнение человечества с муравейником предполагает уничижительный характер, а в философских отступле­ниях Толстого сравнение человеческих сообществ с ро­ем, ульем или стадом возникает совершенно естественно и не предполагает никакого отрицательного смысла.Если сравнить два близких по времени написания романа - «Преступление и наказание» и «Война и мир», то мы увидим сходную проблематику, но рассмотренную с принципиально разных сторон. Оба названия заключа­ют в себе идею полярности, антитезы положительного и отрицательного начал, но название романа Достоев­ского указывает на индивидуальный внутренний мир ге­роя, а название романа Толстого указывает на мировой масштаб изображаемого, на общность и связь многих человеческих судеб. «Наполеоновская» тема также по-разному выглядит в этих романах: для Достоевского это этический вопрос, обращенный к отдельному человеку («Имеешь ли ты право быть Наполеоном?»), а для Тол­стого это скорее историософский вопрос, обращенный к человечеству («Был ли Наполеон великим челове­ком?»). Поэтому Наполеон становится персонажем Тол­стого, а Достоевский никогда не писал ничего похожего на исторический роман.Все это не означает, что Толстой принижает ценность отдельной человеческой личности: ведь подразумевает­ся, что каждый человек - необходимая частица мира, без которой мир был бы неполным.В романе Толстого часто используется символика час­ти и целого (ступени лестницы и звенья цепи в «масон­ском» монологе Пьера на пароме в Богучарове; гармо­ническое слияние музыкальных голосов в видении Пети Ростова; состоящий из отдельных капель водяной шар в сновидении Пьера, где шар символизирует мир, а кап­ли - человеческие судьбы; рассуждение о «личной» и «роевой» жизни человека в одном из авторских фило­софских отступлений; метафоры, связанные с ульем, роем, стадом (найдите их в тексте романа); рассуждение о том, что невидимая историческая воля складывается из «миллиардов воль»). Все эти символы выражают идею мирового «всеединства», в толстовском его понимании. Каждый элемент большого целого является неотъемле­мым.В соответствии с этой картиной мира в романе рас­сматривается вопрос о роли и месте отдельного человека в истории, природе, обществе, государстве, народе, семье. Это и есть философская проблематика романа.Смысл исторического процесса. Роль личности в ис­тории. Эта тема в романе впервые подробно рассмат­ривается в историософском рассуждении о причинах войны 1812 г. (начало второй и начало третьей частей третьего тома). Рассуждение это полемически направле­но против традиционных концепций историков, кото­рые Толстой считает стереотипом, требующим переос­мысления. Согласно Толстому, нельзя объяснить начало войны чьей-то отдельной волей (например, волей Напо­леона). К этому событию Наполеон объективно причастен также, как любой капрал, отправляющийся в этот день на войну. Война была неизбежна, она началась со­гласно невидимой исторической воле, которая складыва­ется из «миллиардов воль». Роль личности в истории практически ничтожна. Чем больше люди связаны с дру­гими, тем более они служат «необходимости», т. е. их воля переплетается с другими волями и становится ме­нее свободной. Поэтому общественные и государствен­ные деятели являются наименее субъективно свободны­ми. «Царь - раб истории». (Как эта мысль Толстого проявляется в изображении Александра?) Наполеон заблуждается, когда думает, что может влиять на ход со­бытий. «...Ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участ­вующих в этих событиях, и... влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное» (гл. XXVIII второй части третьего тома). Кутузов прав в том, что предпочитает четко следовать объективному процессу, а не навязывать свою линию, «не мешать» то­му, что должно произойти. Заканчивается роман форму­лой исторического фатализма: «...необходимо отказаться от несуществующей свободы и признать неощущаемую; нами зависимость».Отношение к войне. Война оказывается не поединком Наполеона с Александром или с Кутузовым, это поеди­нок двух начал (агрессивного, разрушительного и гармо­нического, созидательного), которые воплощаются не только в Наполеоне и Кутузове, но и в персонажах, фи­гурирующих на других уровнях сюжета (Наташа, Платон Каратаев и др.). С одной стороны, война - противное всему человеческому событие, с другой - это объектив­ная реальность, означающая для героев личный опыт. Нравственное отношение к войне у Толстого отрицатель­ное (антивоенный пафос чувствовался уже в автобиогра­фических ранних военных рассказах). Для сравнения:

Достоевский осуждал только гражданскую («братоубий­ственную») войну, но в международных войнах усмат­ривал положительный смысл: укрепление патриотизма, героического начала (см.: Ф. М. Достоевский. «Дневники писателя», глава «Парадоксалист»). Обратим внимание, что Достоевский, в отличие от Толстого, никогда лично не принимал участия в военных событиях. В мирной жизни тоже происходит своеобразная «вой­на»: между «войной» (агрессивное начало) и «миром» (позитивное, гармоническое начало). Осуждаются герои, представляющие светское общество, карьеристы - сво­его рода «маленькие наполеоны» (Борис, Берг), а также те, для которых война - место реализации агрессивных побуждений (дворянин Долохов, крестьянин Тихон Щер­батый). Эти герои принадлежат к сфере «войны», в них воплощается наполеоновское начало.«Личная» и «роевая» жизнь человека. Может пока­заться, что такое видение мира глубоко пессимистично: отрицается понятие свободы, но тогда жизнь человека теряет смысл. На самом деле это не так. Толстой разде­ляет субъективный и объективный уровни человеческой жизни: человек находится в малом круге своей биогра­фии (микрокосм, «личная» жизнь) и в большом круге всеобщей истории (макрокосм, «роевая» жизнь). Чело­век субъективно сознает свою «личную» жизнь, но не может видеть, в чем состоит его «роевая» жизнь. На «личном» уровне человек наделен достаточной свободой выбора и способен отвечать за свои поступки. «Роевой» жизнью человек живет бессознательно. На этом уровне он сам ничего решить не может, его роль навсегда останется той, которую отвела ему история. Этический принцип, вытекающий из романа, состоит в следующем: человеку не следует сознательно относить­ся к своей «роевой» жизни, ставить себя в какие-либо отношения с историей. Любой человек, который пытает­ся сознательно участвовать в общеисторическом процес­се и воздействовать на него, заблуждается. В романе дискредитируется Наполеон, ошибочно полагавший, что судьба войны зависит от него - на самом деле он был игрушкой в руках неумолимой исторической необходи­мости. Реально он оказался лишь жертвой процесса, затеянного, как он думал, им самим. Все герои романа, пытавшиеся быть наполеонами, рано или поздно расста­ются с этой мечтой или плохо кончают. Один из при­меров: князь Андрей преодолевает иллюзии, связанные с государственной деятельностью в кабинете Сперанско­го (и это правильно, независимо от того, насколько «прогрессивен» Сперанский). Закон исторической необходимости люди выполняют неведомо для себя, слепо, ничего не зная, кроме своих частных целей, и лишь подлинно (а не в «наполеонов­ском» смысле) великие люди оказываются способными отрешиться от личного, проникнуться целями историче­ской необходимости, а это единственный способ стать сознательным проводником высшей воли (пример - Кутузов). Идеальное бытие - состояние гармонии, согласие с миром, т. е. состояние «мира» (в смысле: не война). Для этого личная жизнь должна быть разумно согласова­на с законами «роевой» жизни. Неправильное бытие - вражда с этими законами, состояние «войны», когда ге­рой противопоставляет себя людям, старается навязать миру свою волю (это путь Наполеона). Положительные примеры в романе - Наташа Росто­ва и ее брат Николай (гармоничная жизнь, вкус к ней, понимание ее красоты), Кутузов (умение чутко реагиро­вать на ход исторического процесса и занять в нем свое разумное место), Платон Каратаев (у этого героя личная жизнь практически растворяется в «роевой», у него как бы нет своего индивидуального «Я», а только коллектив­ное, народное, общечеловеческое «Мы»). Князь Андрей и Пьер Безухов на разных этапах сво­его жизненного пути то уподобляются Наполеону, ду­мая, что могут своей личной волей повлиять на истори­ческий процесс (честолюбивые планы Болконского; ув­лечение Пьера сначала масонством, а потом тайными обществами; намерение Пьера убить Наполеона и стать спасителем России), то обретают правильный взгляд на мир после глубоких кризисов, душевных потрясений, разочарований. Князь Андрей после ранения в Бородин­ском сражении умер, пережив состояние гармониче­ского единства с миром. К Пьеру подобное состояние просветления пришло в плену (обратим внимание, что в обоих случаях герои наряду с простым, эмпирическим опытом получают также и мистический опыт посредст­вом сна или видения). (Найдите это в тексте.) Однако можно предположить, что честолюбивые планы снова вернуться к Пьеру, он увлечется тайными обществами, хотя Платону Каратаеву это, возможно, не понравилось бы (см. разговор Пьера с Наташей в эпилоге). В связи с представлением о «личной» и «роевой» жиз­ни показателен спор Николая Ростова с Пьером о тай­ных обществах. Пьер сочувствует их деятельности («Тугендбунд - это союз добродетели, любовь, взаимная по­мощь; это то, что на кресте проповедовал Христос»), а Николай считает, что «тайное общество - следова­тельно, враждебное и вредное, которое может породить только зло, <...> составь вы тайное общество, начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни бы­ло, я знаю, что мой долг повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить - ни на секунду не задумаюсь и пойду. А там суди как хо­чешь». Этот спор не получает однозначной оценки в романе, он остается открытым. Можно говорить о «двух прав­дах» - Николая Ростова и Пьера. Мы можем сочувство­вать Пьеру вместе с Николенькой Болконским. Эпилог заканчивается символическим сном Николеньки на тему этого разговора. Интуитивное сочувствие делу Пьера сочетается с мечтами о славе героя. Это на­поминает юношеские мечты князя Андрея о «своем Тулоне», которые когда-то были развенчаны. Таким об­разом, в мечтах Николеньки есть нежелательное для Толстого «наполеоновское» начало - есть оно и в поли­тических идеях Пьера. В связи с этим важен диалог Наташи и Пьера в гл. XVI первой части эпилога, где Пьер вынужден признать, что Платон Каратаев (чело­век, с которым для Пьера связаны главные нравствен­ные критерии), «не одобрил бы» его политической дея­тельности, зато одобрил бы «семейную жизнь». Подлинный смысл жизни. Заключительная фраза в ро­мане провоцирует читателя сделать пессимистический вывод о бессмысленности жизни. Однако внутренняя логика сюжета «Войны и мира» (в котором не случайно воссоздается все многообразие жизненного опыта чело­века: как сказал А. Д. Синявский, «сразу вся война и весь мир») говорит об обратном. Смысл жизни существует, но многие его не понимают, продолжая жить по инерции или ставя перед собой «наполеоновские» цели. Наиболее умные, мыслящие герои романа (и вместе с ними сам автор) говорят о том, что смысл жизни открывается при условии гармонических отношений (единения, прими­рения) человека с миром (с народом, с природой, с «во­лей истории»). Можно привести следующий пример: ко­гда Пьер рассказывает князю Андрею о масонстве и зна­комит его с символикой «ступеней лестницы», «звеньев цепи» и т. д. (разговор в Богучарове), Болконский отве­чает, что это всего лишь книжное «учение Гердера», ко­торое слишком абстрактно: «Жизнь и смерть - вот что убеждает». Можно было бы возразить князю Андрею: то, что он говорит, тоже довольно абстрактно. Однако всем ходом сюжета Толстой дает читателю возможность по­нять, что подразумевается под этим выражением Бол­конского. Речь идет о том, что смысл жизни можно воспринять спонтанно и непосредственно, через конкретный жиз­ненный опыт. Прежде всего это переживания, свя­занные с ключевыми моментами человеческой жизни («коренные ситуации бытия») - любовью, рождением, смертью. Так, смерть жены и рождение сына, любовь к Наташе составляют неотъемлемый жизненный опыт для князя Андрея, но окончательно смысл жизни ему открывается только перед смертью. Болконский испытал близость смерти дважды - сначала под Аустерлицем (и это тоже стало важной вехой в его жизни), а потом - под Москвой. (Перечитайте главы, в которых говорится о последних днях жизни князя Андрея. Обратите внима­ние на символику «двери» и на сравнение смерти с «пробу­ждением» (понимание реальности как сна, а смерти как пробуждения характерно прежде всего для восточных ре­лигиозно-философских систем.) Для многих героев пере­живание близости смерти оказывается важной вехой личностного роста (первый бой Николая Ростова, пре­бывание Пьера на батарее Раевского и в плену). Однако момент откровения не обязательно связан с близостью смерти. Толстой показывает весь драматизм человеческого опыта и все его многообразие: многое от­крывается в ситуациях повседневной жизни (карточный проигрыш Николая Ростова), при общении с природой (вспомним описание охоты, знаменитый дуб в Отрад­ном, обратим также внимание на частые ситуации, когда герой смотрит на небо и размышляет о вечном: Пьер и комета, князь Андрей и небо Аустерлица, Наташа и звездная ночь в Отрадном), при общении с людьми (жизнь Николая Ростова в полку). (Сопоставьте две сюжетные линии: история разоча­рования князя Андрея в Наполеоне и история разочарова­ния Николая Ростова в Александре. Чем отличаются чувства Болконского и Ростова по отношению к «куми­ру»? Как при этом каждый из них воспринимает самого себя? Какие у них возникают мысли о родных и близких? Как происходит разочарование? Каковы психологические последствия разочарования в «кумире» для каждого из ге­роев? Сделайте выводы о характерах Болконского и Рос­това.) Для людей эгоцентрического типа жизнь в конечном счете обесценивается, сводится к суетливому служению своим прихотям (пример этого - семейство Курагиных). Некоторые герои способны ощутить полноту бытия, наполненность жизни глубоким смыслом в самых про­стых, повседневных ситуациях - прежде всего таковы Наташа и Николай Ростовы (см. описание бала, сцены охоты). Другие герои приходят к такому ощущению только через посредство исключительных (экстремаль­ных, кризисных, «пороговых») ситуаций, или как пишет Толстой, «коренных ситуаций бытия» (по выражению князя Андрея: «Жизнь и смерть - вот что убеждает»). Для князя Андрея примером такой встречи с «жизнью и смертью» служит Аустерлиц, смерть жены Лизы, и осо­бенно Бородино. Для Пьера это дуэль с Долоховым, Бо­родино и особенно пребывание в плену после казни поджигателей, поразившей героя. Именно пережив та­кие сложные моменты, князь Андрей и Пьер начинают лучше понимать смысл жизни или, скорее, ощущать на­полненность жизни смыслом. «Путь Наполеона». Наполеон - воплощение волюн­таризма и крайнего индивидуализма. Он стремится навя­зать миру (т. е. огромным массам людей) свою волю, но это невозможно. Война началась в соответствии с объек­тивным ходом исторического процесса, но Наполеон ду­мает, что он начал войну. Проиграв войну, он чувствует отчаяние и растерянность. Образ Наполеона у Толстого не лишен гротескно-сатирических оттенков. Для Напо­леона характерно театральное поведение (см., например, сцену с «римским королем» в гл. XXVI второй части третьего тома), самолюбование, тщеславие. Выразитель­на сцена встречи Наполеона с Лаврушкой, остроумно «домысленная» Толстым по следам исторических мате­риалов. Наполеон - основная эмблема волюнтаристическо­го пути, но этим путем идут в романе и многие другие герои. Их тоже можно уподобить Наполеону (ср. «ма­ленькие наполеоны» - выражение из романа). Тщесла­вие и самоуверенность свойственны Бенигсену и другим военачальникам, авторам всевозможных «диспозиций», обвинявшим Кутузова в бездействии. Многие люди светского общества также духовно подобны Наполеону, потому что всегда живут как бы в состоянии «войны» (светские интриги, карьеризм, стремление подчинить других людей собственным интересам и т. д.). Прежде всего это относится к семейству Курагиных. Все члены этого семейства агрессивно вмешиваются в жизнь других людей, стараются навязать свою волю, использовать остальных для выполнения собственных желаний. Некоторые исследователи указывали на сим­волическую связь любовного сюжета (вторжение веро­ломного Анатоля в мир Наташи) с историческим (втор­жение Наполеона в Россию), тем более, что в эпизоде на Поклонной горе используется эротическая метафора («И с этой точки зрения он [Наполеон] смотрел на ле­жавшую перед ним, невиданную еще им восточную кра­савицу [Москву], <...> уверенность обладания волновала и ужасала его» - гл. XIX третьей части третьего тома). Истинное и ложное в жизни человека. Одно из важ­ных идейных противостояний для Толстого в романе «Война и мир» - Истина и Ложь. Противопоставление истинного (подлинного, естественного) и ложного (мни­мого, искусственного) - сквозной мотив романа. Это противопоставление имеет следующие важные аспекты. Истинное и ложное общение между людьми. Истин­ное общение предполагает естественность и непосредст­венность («простоту»). Это свойственно прежде всего семейству Ростовых, а также некоторым другим персо­нажам (Денисов, Марья Дмитриевна, капитан Тушин, Кутузов и др.). «Простота» сближает их и с народом. Ложное общение подразумевает искусственность, это общение по правилам, оно наигранно, театрально, в ко­нечном счете неискренне и лицемерно. Так принято об­щаться в великосветском обществе (салон Анны Пав­ловны Шерер, семейство Курагиных) и в политических кругах (Сперанский). Князь Андрей Болконский перво­начально склонен жить по правилам светского общест­ва, но постепенно эти правила для него обесцениваются. Пьер Безухов впервые задумывается о лживости светско­го общества после дуэли с Долоховым. Для него «раз­врат» и «зло» света воплощены в его жене Элен, дочери Василия Курагина и сестре Анатоля. В дальнейшем во­площением «простоты, добра и правды» для него стано­вится солдат из крестьян Платон Каратаев, с которым Пьер познакомился в плену. Истинный и ложный патриотизм. Толстой развенчи­вает традиционные эмблемы патриотизма (например, «знамена»), подразумевающие отождествление родины с государством и его официальной политикой. Не вызы­вает сочувствия псевдопатриотическая риторика Растопчина: этому персонажу противопоставляется сдержанно-мудрый Кутузов, не говорящий красивых слов о Москве и России, но действительно всерьез задумывающийся о том, как поскорее «прогнать» французов. Истинная и ложная красота. Здесь основное проти­вопоставление - живая (естественная, «теплая») и мерт­венная (искусственная, «холодная») красота. Другое важ­ное противопоставление - красота внутренняя (душев­ная) и внешняя (телесная). Рассмотрим портрет Элен. Изображая «красавицу», Толстой использует метафоры, отсылающие к неживой материи («мраморные» плечи, на которых был словно лак от взглядов, и т. д.). Ей про­тивопоставляется Наташа, чья красота естественна и по­этому хороша (кроме того, у Наташи сочетается внешнее обаяние и внутренняя, душевная красота). Обратите внимание также на портрет княжны Марьи («некрасивое лицо», но «лучистые глаза») и на портрет Кутузова (фи­зическая немощность, но при этом внутренняя сила духа). Вообще, создается впечатление, что Толстой не­высоко ценит внешнюю (телесную) красоту, словно не доверяет ей. Примечательно, что Наташа Ростова в эпи­логе романа теряет свою девичью живость, но автор при этом упрямо любуется ею. Такое отношение к теме красоты связано с важным для Толстого конфликтом этического и эстетического начал, идеалов Красоты и Добра. Высказывание Дос­тоевского о том, что «красота спасет мир», невозможно у Толстого. Советуем прочитать позднюю статью Толсто­го «Что такое искусство?», в которой писатель со своих этических позиций анализирует историю понятия красо­ты в европейской культуре и философии. Истинное и ложное величие. Эта тема возникает в связи с Наполеоном. «Для нас, с данною нам Христом мерою хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет ве­личия там, где нет простоты, добра и правды».