Основные политические идеологии. Какая идеология в современной России? Либерализм - государственная идеология россии

Одной из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующей на содержание отношений власти, является политическая идеология. Именно с ее помощью политические действия приобретают конкретную направленность и задается та или иная направленность преобразований социальных отношений, влияющих на массовые и групповые настроения.

С момента распада Советского союза политики, политологи и общественные деятели ищут национальную идею. До сих пор эти поиски мало к чему привели. Некоторые считают, что это бесполезная трата сил и времени, что некоторые государства живут без национальной идеи, и живут хорошо, как, например, Швейцария. Поиск новой российской идеологии остается проблемой поиска и развития наиболее оптимальных форм совокупности разных идеологий.

Идеологией современной России, по моим представлениям, является консервативный либерализм. Давайте посмотрим на Конституцию Российской Федерации. Уже в первой статье Конституции Россия объявляется демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Вторая статья провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина вменяются в обязанность государства. В последующих статьях закрепляется социальный и светский характер государства, утверждается разделение властей, равенство всех перед законом, многообразие форм собственности, многопартийность, идеологический плюрализм и т. д. Все эти положения и есть основа либеральной идеологии. Но несмотря на это, в пункте 2 статьи 13: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», мы наблюдаем некое противоречие.

Очевидно, что идеология есть, но нет общенациональной идеи. Общенациональная идея должна выражать интересы всех социальных слоев российского общества. Она должна объединить их усилия с целью социального созидания и достижения благополучия и стабильности во всем российском обществе.

Как личность, человек формируется в сфере идеологии, духовной основы государства и гражданина.

Самосознание человека определяется на уровне его этнической и конфессиональной принадлежности, а также пола. Таким образом, он не выделяет себя из семьи, народа и его веры.

Самосознание человека как гражданина – это вторая ступень в его развитии, когда он идентифицирует себя с государством.

Самосознание человека как личности – это третья, и в то же время высшая ступень в его развитии, когда он нередко выходит за пределы своей этнической или конфессиональной принадлежности.

В России сегодня граждан явно в меньшинстве. Сознавая проблемы государства, они не могут повлиять на его судьбу даже на выборах. Но личностей в России, к сожалению, сегодня еще меньше. Массовая культура процветает, люди все больше поддаются манипулированию со стороны. Неудивительно, ведь это упрощает жизнь: преподносят общедоступные образы, понятия, схемы, и ловят тебя на крючок. Именно так сейчас происходит с молодым поколением. Ведь его куда проще убедить, оно не станет тщательно анализировать поступающую информацию, а просто намотает на ус. Говорят, что это хорошо, значит, так оно и есть. Общество подчиняется шаблонам, которые создают профессионалы, и не пытается копнуть глубже. А именно там, в глубине под поверхностностью кроется истина. Но к сожалению, людям внушают информацию, выгодную кому-то выше, а мы ее поглощаем и становимся частью массы.

Но почему для нас сегодня так важен сам факт официального признания государственной идеологии России? Да потому, что органы государственной власти и местного самоуправления, которые по сути тоже являются органами власти, не могут вести идеологическую работу, если у государства нет идеологии, у общества – национальной идеи. Они будут продолжать движение без конечной цели, в никуда, в лучшем случае, бегая по кругу. А в это время обществу будут навязывать чужую идеологию.

В. В Путин представил в своем ежегодном Послании Федеральному собранию идею патриотизма. В самом деле, Путин впервые предложил патриотизм не как вспомогательное средство, мобилизующее народ на достижение неких высоких целей, а как суть всей российской политики. В его предложенных подходах нет ничего удивительного, все довольно прозрачно: признание суверенитета и территориальной целостности России, признание ее федеративного характера, равноправия и ценности каждого из живущих в нашей стране этносов и т. д.

Но возможно ли еще достучаться до общества и привить ему эту идею? Безусловно, на словах все выглядит замечательно, и я поддерживаю это направление, как и, скорей всего, многие граждане нашей страны. Но этого недостаточно. Совсем недавно произошел инцидент в Республике Коми, связанный с сожжением книг, «чуждых российской идеологии». Но опять же, кто возглавил этот своего рода ритуал? И какова доля участия общества в этом случае? Все было решено сверху, и это решение вывешено на обозрение. На этом все и закончилось.

Я считаю, что путь к идеологии государства лежит, прежде всего, через народ. Одного вмешательства органов власти здесь недостаточно. Общество должно осознать свою роль в государстве и первым сделать шаг вперед. Мы не должны быть жертвами внушения, наша задача – предлагать. Только преодолев этот барьер, мы ступим на новый уровень развития гражданского общества в России.

Текст большой поэтому он разбит на страницы.

Существует расхожее мнение, что России по Конституции запрещено иметь государственную идеологию (13 статья), а если нет идеологии, то нет целей, а значит, движемся в никуда.

На самом деле государств без идеологий не бывает в принципе, а 13 статья Конституции РФ не совсем запрещает идеологию. Читаем внимательно: 13.1 В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. - это значит, что идеологий может быть сколь угодно много (коммунизм, либерализм, национализм и всё, что заканчивается на -изм). Но следующий пункт гласит: 13.2 Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. - это значит, что хоть идеологий может быть сколь угодно много, но органы государственной власти не имеют права руководствоваться ими в своей работе, а обществу не может быть навязана ни одна из них в качестве обязательной для вероисповедания.

В чём тут парадокс?
1) Конституция - основной закон страны, обязательный для всех, в первую очередь для органов государственного управления (статья 15)
2) Конституция запрещает этим органам руководствоваться какой-либо идеологией.
3) Но тут же в самой Конституции прописано не что иное, как либеральная идеология , которая (см. первый пункт) обязательна для исполнения органами государственной власти. Все эти пункты Конституции про частную собственность, разделение властей, про свободу личности, средств массовой информации, свободу предпринимательства - всё это описание либеральной идеологии.

Идеология, по которой живёт общество, всегда находит своё отражение в законах, в том числе в главном законе - Конституции. Например, в советской Конституции была прописана коммунистическая идеология, а в российской - либеральная. Не полностью, конечно, но основные моменты были прописаны: кому что принадлежит и кто кому подчиняется.

Да, в нашей Конституции нет пункта: "Государственной идеологии Российской Федерации является либерализм" , - но этого и не требуется . Если мы откроем определение либерализма и сравним с тем, что написано в Конституции , то мы увидим удивительные совпадения:





(Не) удивительные (не) совпадения - 10 из 10. Американские советники, писавшие нам Конституцию в 1993 году, чётко отработали по методичке. Либерализм по факту - государственная идеология России.

И поэтому, когда людей отправляют на поиски "национальной идеи", то получается, как в сказке про Федота-стрельца, когда царь посылает его "пойти туда - не знаю куда, принести то - не знаю что", лишь бы отослать его подальше и завладеть его женой. Когда царь-Ельцин в 1996 посылал учёных мужей на поиски "национальной идеи", а те якобы искали, но не нашли, на самом деле это увод людей в сторону от Конституции-1993, в которой эта самая "национальная идея" прописана в качестве обязательной. Как известно, прятать лучше на самом видном месте.

В итоге Конституция противоречит сама себе, с одной стороны запрещая государственную идеологию, а с другой - прописывая либеральную идеологию в качестве обязательной , т.к. Конституция - основной закон страны и её нарушать нельзя никому.

В тоже время, возвращаясь к 13 статье Конституции, идеология, как таковая не запрещена (признается идеологическое многообразие), то есть нет никаких запретов государству неофициально:
а) сформировать такую идеологию, расписать свои цели, идеалы в простых, понятных, притягательных обществу формулировках;
б) распиарить эту идеологию в обществе с помощью подконтрольных СМИ, т.е. сделать так, чтобы эта идеология стала преобладающей в обществе;

В итоге народ будет голосовать на выборах только за тех политиков, которые соответствуют этой новой не государственной и не обязательной идеологии. Из этих новых политиков будут формироваться Госдума и Совфед, а в их руках находится Конституция. Переписываем Конституцию под эту не государственную и не обязательную идеологию, которая уже и так господствует в обществе, легализуем её на референдуме и вот вам настоящий государственный суверенитет.

Поэтому, когда кто-то говорит, что у России нет идеологии или, что нам запрещено её иметь по Конституции, - это всё враньё. Если бы у элиты было желание, ни что бы не помешало уже давно внедрить новую (не либеральную) идеологию и изменить Конституцию. Проблема в том, что любая не либеральная идеология автоматически лишает элиту её привилегированного положения в обществе. Поэтому надежда остаётся только на народ.

Если мы хотим поменять либеральную идеологию на справедливую , то Конституцию придётся менять, рано или поздно, при чём менять кардинально. И народ, я надеюсь, постепенно подходит к этому пониманию. Но элита не может допустить, чтобы народ сам себе написал новую Конституцию, а то ведь могут всё отобрать и поделить. Поэтому они будут пытаться возглавить и форсировать этот процесс (по принципу "не можешь победить - возглавь"). Задача элиты во внутренней политике проста - сохранение своего привилегированного положения по под маской победы народно-освободительного движения. Затея рискованная, т.к. народ реально может победить, но игра стоит свеч.

Народу же, чтобы не быть в очередной раз обманутым, следует взять ответственность за происходящее у себя в стране, а так же на всём постсоветском пространстве, а в пределе - во всём мире, исключительно на себя и не идти на поводу у элиты. Никаких компромиссов, никаких половинчатых решений! Конституцию надо менять кардинально, а не какие-то отдельные пункты. Никаких "утром деньги, вечером стулья"!

Все разговоры о том, что народу достаточно отменить пару статей Конституции, ограничивающих наш суверенитет, а наша элита всё остальное сделает сама (построит сильное справедливое государство), просто не состоятельны.

КАКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ НУЖНА РОССИИ?

Общество не может жить без идеологии, часто определяющей смысл жизни людей, их духовную и гражданскую идентичность. Идеология бывает правдивой и ложной, реальной и иллюзорной, она может возвышать и принижать человека; одним словом, ее роль в обществе трудно переоценить. Какая же идеология сегодня нужна России?

Проблемы идеологии приобрели в современных условиях первостепенное значение как для России, так и для всего мирового сообщества. Это объясняется переломным характером исторической эпохи, в которую вступило человечество в конце XX века в связи с распадом советского союза, а точнее целенаправленным развалом Российского государства, что не только нарушило баланс мировых сил, но и поставило под угрозу стабильное развитие всей земной цивилизации. Вот почему центральным вопросом идеологической борьбы у нас стал вопрос: по какому пути пойдет развитие мира вообще, России в частности?

Крах коммунистического эксперимента подтвердил острую необходимость для России иметь свою национальную идеологию. Развал СССР и падение могущества его важнейшей составной части - Российской Федерации - это и результат, и следствие идеологического банкротства КПСС.

Ныне мало у кого вызывает сомнение, что России нужна новая идеология. Вот почему с новой силой вспыхнули идеологические страсти вокруг вопроса: какая идеология нужна России? В среде общественно-политических сил, партий и движений развернулись жаркие дискуссии.

А все дело в том, что идеология и демократов, и коммунистов, и многих других политических движений все больше теряет поддержку населения, граждан России, потому что она им либо чужда, либо не отвечает потребностям современного этапа развития страны. По этой причине и пошли разговоры о необходимости выработать новую идеологию для России. Идеологии складываются из всего уклада жизни общества и назревших общественных потребностей, они вбирают в себя сложившиеся ценности и устоявшиеся традиции.

В последнее время все больше людей сознает, что единственно разумный, достойный и реальный выход из сложившейся современной ситуации состоит в том, чтобы российскому обществу договориться об общезначимых ценностях и национальных приоритетах нашего дальнейшего развития, обозначить перспективную стратегию России внутри страны и за рубежом, то есть, в конечном счете, найти себя в новом мире.

Какая же идеология, на самом деле, возможна и нужна России? Какие духовные идеалы и ценности помогут сплотить ее народ?

Очевидно, что российское общество, вступающее в постиндустриальную эпоху, нуждается в сугубо демократической идеологии, отвечающей вызовам современности и лучшим традициям отечественной культуры. Эта идеология по необходимости должна иметь светский и научный характер, вобрать в себя все лучшее, что накоплено мировой цивилизацией и культурой, отражать интересы абсолютного большинства граждан данного общества, то есть быть действительно гражданской идеологией. Без такой идеологии нет ни единого народа, ни самодостаточной нации. Данная идеология не только возможна, она особенно необходима сегодня, поскольку в ходе неолиберальных реформ большинство россиян оказалась во многом в сходном экономическом и социальном положении. Эта схожесть положения и интересов составляет определенную основу для единства взглядов, ценностей и идеалов.

Сегодня такое признание стало повсеместным. Общечеловеческие интересы существуют. Это, прежде всего, защита людей от ядерной угрозы и акций международного терроризма, охрана окружающей среды, разрушение которой таит в себе угрозу самому существованию человечества. Реально существуют и общегражданские интересы. Это, прежде всего, обеспечение высокого уровня здравоохранения, образования и занятости, гарантия демократических прав и свобод личности, всеобщность и доступность культуры, забота о социально уязвимых слоях общества, и т.д. В осознании и решении этих проблем и проявляется реальность общих интересов. Отсюда же вырастают общие идеалы, цели и ценности, которые, в свою очередь, сплачивают людей в единый народ.

Выше уже отмечалось, что она должна иметь не религиозный, а светский характер.

Это, во-первых, обусловлено тем, что в России существует множество религий, а общество и государство одно. Во-вторых, между религией и светской идеологией существуют принципиальные различия. Религия - это форма духовной жизни, основой которой является стремление людей за пределы материального бытия, их индивидуальная вера в Бога, духовная связь с ним. Светская идеология - это такая сфера общественного сознания, которая основана на знании и понимании идей.

В основу общегражданской идеологии не может быть положен и партийный принцип.

Любая партийная идеология частична и конфликтна, ибо нацелена на борьбу с другими партиями. Поэтому она не может объединить всех граждан и даже их большинство.

Очевидно также, что общегражданская идеология, по своему содержанию и сути, должна быть гуманистической.

Современная постиндустриальная эпоха поставила в центр общественного прогресса человека с его потребностями, интеллектуальными и творческими способностями.

Подчеркнем еще раз, современной России необходима идеология, выражающая интересы подавляющего большинства общества, то есть, по сути своей, она должна быть демократической, светской и общегражданской. Ее основу могут составить идеалы и ценности, выработанные человечеством в ходе его сложной и противоречивой истории. Разумеется, подобную идеологию нельзя навязывать людям, но ее поддержка со стороны различных общественных структур была бы весьма полезным делом.

Социальный идеал и ценности новой идеологии.

На наш взгляд, к числу таких ценностей относятся, прежде всего, «права человека», «справедливость», «свобода», «солидарность», «демократия», «патриотизм» и др. Однако, прежде чем раскрыть их содержание применительно к российской действительности, следует, очевидно, ответить на главный вопрос: какой социальный идеал нужен современной России?

Исходя из этого, можно предложить следующую формулу социального идеала для России: свободный человек в справедливом и демократическом обществе.

Очевидно, что эта краткая формула нуждается в раскрытии.

Первое место в этой формуле принадлежит понятию свободный человек. К нему, как известно, одинаково положительно относятся и либералы, и социалисты, и современные консерваторы- «почвенники». Это важнейшее понятие отражает смысл и конечную цель истории.

Не менее важна для общегражданской демократической идеологии такая ценность, как справедливость. В России она всегда занимала одно из первых мест подобно ценности свободы у американцев. Ее обычно понимали (и понимают поныне) как правду человеческих отношений, включая отношения в процессе труда, отношения человека и государства, власти и общества. Ради справедливости россияне шли на баррикады, сражались с иноземными захватчиками, боролись за свободу и демократию. Поэтому создание будущего российского общества мыслится обычно как реальное преодоление несправедливости в человеческих отношениях.

Из сказанного со всей очевидностью следует, что в России будущего не должно быть состояния, консервирующего нынешнюю социальную ситуацию. Справедливое общество означает, что все его члены располагают равными правами и возможностями, и не существует непроходимого рва между процветающими верхами и бедствующим большинством. Это не означает возврата назад к уравнительности советских времен, но это говорит о том, что российское государство, должно, согласно Конституции, в полной мере выполнять свой долг перед обществом, гарантируя социальную защиту всем своим гражданам.

Демократия, как ценность, означает право и возможность каждого человека участвовать в принятии политических и экономических решений, как на уровне предприятия и региона, так и на уровне государства. Насколько реализуется это право, настолько и демократично общество. У новой России накоплен определенный опыт, связанный с функционированием многопартийной политической системы и появлением гражданского общества. Однако до идеала здесь еще очень далеко. Гражданское общество в России пока не является партнером власти при принятии важных политических решений.

Известно, что высшее руководство России неоднократно заявляло и заявляет о своей приверженности демократии и ее институтам. Означает ли это, что и российская идеология также должна иметь демократический характер? Думается, да! Однако создание такой идеологии в нашей стране наталкивается на ряд серьезных трудностей. Так, исчезновение на наших глазах действенной политической оппозиции, овладение «партией власти» практически всеми административными и идеологическими ресурсами ведения политической борьбы извращают и дискредитируют становящуюся демократию в российском обществе.

Обратимся теперь к такой ценности, как солидарность. Известно, что она может быть реализована в различных формах, отражая уровень развитости человеческих отношений, и быть, как позитивной (конструктивной), так и негативной. Истории России известны разные формы ее проявления. Не удаляясь в далекое прошлое, напомним хотя бы, что в ХХ веке была, с одной стороны, солидарность народа в борьбе против фашизма, при послевоенном восстановлении народного хозяйства, в первые годы перестройки, а, с другой - массовая поддержка репрессий 30-х годов, гонений на творческую интеллигенцию после войны, молчаливое согласие с произволом «реформаторов» в 1990-е годы, и т.д.

При этом очевидно: если власть призывает к солидарности во имя созидательных ценностей (борьба за мир, помощь социально незащищенным и пострадавшим от стихийных бедствий, защита от агрессора), она сплачивает и объединяет народ. Если же она ставит перед обществом нереальные цели, демонизирует оппозицию, провоцирует «охоту на ведьм», не выполняя, одновременно, своего долга, то, в конечном счете, не объединяет, а раскалывает общество.

Близка по содержанию к солидарности такая ценность как патриотизм. Для либералов-западников патриотизм ассоциируется с рыночными отношениями. Для них патриотом является лишь тот, кто верит в священность частной собственности, безусловное всемогущество рынка и боготворит демократию в ее «западном», «американизированном» варианте даже тогда, когда она насильственным путем навязывается суверенным странам. идеология демократический гуманизация

Патриотизм широкое понятийное поле. Он может стать и прибежищем негодяев, и прибежищем честных людей. Все зависит от того, какое конкретное содержание вкладывается в это слово.

Последние десятилетия в повсеместный обиход вошло понятие глобализация. Может ли оно стать ценностью для российской идеологии? Все зависит от того, как его трактовать. Если в глобализации видеть исторически неизбежную форму интеграции социально-экономической жизни человеческого общества, рожденную новыми видами техники и технологии, связывающими человечество в единое целое, то это понятие можно только приветствовать. В этом случае оно объединяет людей разных цивилизаций, стран и народов, способствует их общению, взаимопониманию и развитию, подготавливает объективные предпосылки новой мировой цивилизации, в которой не будет границ, военных конфликтов, расовой и национальной нетерпимости. Такая, по сути дела, гуманистическая цивилизация может стать в будущем «миром миров», где каждому человеку и народу будет гарантированно его свободное и благополучное существование.

Но если под глобализацией понимать процесс господства одной сверхдержавы над мировой периферией, «золотого миллиарда» над остальными пятью миллиардами, то ему следует активно сопротивляться. В специальной литературе такой негативный процесс глобализации нередко именуют «глобализмом». Очевидно, что «глобализм» не может быть ценностью для новой российской идеологии.

Говоря о формировании новой российской идеологии, следует избегать поверхностного противопоставления различных политических ценностей. Напротив, необходима их своеобразная интеграция, о чем уже. уже говорилось выше. Такая интеграция, по существу, уже идет. Так ценности свободы, справедливости и эффективности в определенной мере разделяют и консерваторы, и либералы и социалисты. То же можно сказать о таких ценностях, как демократия, солидарность, всеобщий мир и др. Они нужны всем перед лицом угроз и вызовов, с которыми столкнулось сейчас человечество. Все эти ценности могут быть реализованы на практике, если сложится более-менее четкое представление о том, к какому обществу, к какой модели общественного развития следует стремиться России.

January 14th, 2018

Бытует мнение, что идеологии — это пережиток прошлого, атрибуты XX века, когда таковые представляли собой, казалось бы, нерушимые скалы. Идеология сегодня представляется как нечто искусственное, внедрённое извне, навязанное человеку «вопреки его природе».

Не является исключением в такой оценке и буржуазная Россия, которая на законодательном уровне закрепляет своё отношение к этому явлению. Так, статья 13 Конституции РФ запрещает устанавливать государственную или обязательную идеологию. Такое положение закона якобы является «вакциной от болезней прошлого», призванной не допустить повторения «тоталитаризма», закрепления «враждебной человеку идеологии» .

Однако даже правящий класс и его обслуга признают, что в стране всё не так хорошо, как того хотелось бы: то Запад вставляет палки в колёса , то выясняется, что немалая доля самих россиян — это «неуспешные люди» и надобно бы их заменять иностранцами , которые уж точно не будут лежать на печи, а бросятся поднимать с колен увядающую экономику России.

И весь свет буржуазной общественной мысли ломает голову: как же экономике и обществу вообще выбраться из того болота, в котором они увязли? Положение настолько критично, что, к удивлению, время от времени федеральные СМИ даже поднимают тему срочной необходимости создания для страны «новой государственной идеологии» . Такая идеология должна якобы объединить народ, сплотить его в мощный кулак для противостояния западной цивилизации. Ведь Советский Союз руководствовался идеологией (как мы знаем, коммунистической, о чём буржуазные пропагандисты предпочитают умолчать) и был сверхдержавой, контролировавшей половину земного шара. Поэтому наличие государственной идеологии вполне оправданно для «возвращения былого величия».

Красноречивые лакеи капитала предлагают самые различные варианты, начиная от православия и заканчивая идеей т.н. «русского мира». Подобная постановка вопроса настраивает адресата информационного потока на мысль, согласно которой в России действительно нет идеологии — иначе зачем её «создавать» и «выбирать»?

Общественная повестка даже не ставит вопрос о существовании у РФ идеологии, которой руководствуется государство при решении социально-экономических проблем. Она ставит вопрос о необходимости таковой для государства. Генеральная линия подобных разговоров - у РФ вовсе нет идеологии. Так ли это на самом деле? Попробуем ответить на данный вопрос с точки зрения марксизма.

Согласно определению, которое даёт Большая Советская Энциклопедия, идеология — это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер, отражая положение данного класса, его интересы.

Исходя из вышеуказанного становится ясно, что в любом обществе существует идеология, поскольку оно состоит из людей, которые вынуждены взаимодействовать с окружающей их действительностью и между собой (с целью выживания, продолжения рода, технологического развития и т.п.). А любая идеология в классовом обществе выражает интересы определенного класса и направлена на их удовлетворение.

Нынешнее российское общество есть общество классовое , господствует в котором буржуазия , государство в котором принадлежит буржуазии. Следовательно, и доминирующая идеология тут носит классовый характер, отражает интересы господствующего класса. Взгляды и идеи этого общества направлены на укрепление существующей общественно-экономической формации. Буржуазия готовит специально обученных людей, которые профессионально занимаются идеологической обработкой населения. Она строит государственные образовательные программы в ключе получения узкого набора навыков , необходимых для исполнения специфической, строго ограниченной трудовой функции. Образование больше не учит по-настоящему методам научного познания, не дает систему знаний. Это делает любого формально образованного человека легким объектом управления, позволяет манипулировать его сознанием через информационное воздействие, который он сам не в состоянии отфильтровать и проанализировать, не в состоянии выявить его сущность и обнаружить его влияние на себя. Образование готовит человека-функцию, который так нужен работодателям.

В. И. Ленин в своей работе «Что делать?» выделял два идеологических направления в капиталистическом обществе: буржуазное и социалистическое . Не существует никакого «третьего пути», «золотой середины», поскольку в классовом обществе невозможно наличие надклассовой идеологии. «Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной ».

Следовательно, за разговорами о порочности социалистической идеологии, перекладыванием всех нынешних проблем РФ на Советский Союз и его «тоталитарную» идеологию скрывается укрепление буржуазной идеологии в её различных формах, удобных правящему классу.

И. В. Сталин ещё в начале XX века, давая оценку политическому горизонту Российской империи, в своей работе «Анархизм или социализм?» писал, что идеология существует не только у пролетариата в виде социализма. Таковая существует и у класса-антагониста. Её название — либерализм.

Ответ на этот вопрос, пожалуй, сегодня один из самых главных. Какая идеология нужна России? Вообще – нужна ли ей идеология? Вот создатели ельцинской Конституции считали, что, нет, не нужна. И потому даже отдельной статьей запретили появление государственной идеологии в стране.

А ведь идеология есть не что иное, как … маршрут в автобусе. Нет маршрута, никто до конечной станции не доедет. Поругаются, подерутся. Будут заставлять водителя ехать сразу в нескольких направлениях. В итоге будут топтаться на месте или двигаться каким-то курсом, но очень медленно. Рывками. Неуверенно.

Появится у пассажиров автобуса утвержденный маршрут – споры сразу прекратятся. Спорить не о чем – не хочешь ехать в эту сторону, можешь сойти.

Вот в Китае нет споров именно потому, что маршрут утвержден, автобус по нему едет. И по мере продвижения вперед пассажиры убеждаются, что «едут правильным курсом».

Есть ли в Китае государственная идеология?

Есть, конечно. И она закреплена Конституцией Китайской Народной Республики. Китай строит социализм с национальной китайской спецификой. При этом главным лозунгом современного китайского общества стало не построение коммунизма, а «великое возрождение нации Китая». Никаких «общечеловеческих ценностей», никакого глобализма. Четко и понятно – возрождение нации Китая. То есть возрождение, развитие, усиление НАРОДА китайского государства.

А какая идеология нужна нам? Проще сказать – какая идея. Ведь идеология и есть идея, просто обточенная со всех сторон, завернутая в красивые одежды, но от этого она ИДЕЕЙ быть не перестает.

Нужна? Идея нам сегодня очень нужна. С этой мыслью не согласится только самый отпетый либерал. Любой другой гражданин России согласится с тем, что именно отсутствие этой четко сформулированной идеи сегодня тормозит развитие страны.

Патриотизм в чистом виде в России не может быть национальной идеей. Почему? Потому, что любовь к Родине, в России действительно сильно развитая исторически, не отвечает на вопрос, какой должна стать страна, куда она идет и что предлагает миру. Мы любим Россию, любим её за то, что она есть. Но какой она должна стать, одно только чувство патриотизма само по себе, нам понять не поможет.

Поэтому нам нужна идеология, нам нужна идея, в которой патриотизм станет лишь все усиливающимся следствием, но никак не причиной! Это значит — любим страну все сильнее, потому, что она движется в правильном направлении, усиливается и отвечает запросам и чаяниям граждан. Вызывает все большее уважение в окружающем мире.

Разрабатывая национальную идею, идеологию (назовите, как хотите), мы должны учитывать несколько аспектов, иметь ввиду несколько уровней её будущего восприятия:

  1. Идеология (идея) России должна гармонично сочетаться с исторически сложившимся менталитетом многонационального народа страны, который куда более схож, нежели различен, у разных частей российского народа.
  2. Предлагаемая Идеология (идея) должна в обязательном порядке делать Россию сильнее, сплоченнее. Если хотите – больше. В смысле влияния в мире и желания «стать, как мы, стать нами».
  3. Новая идеология России должна быть привлекательна «на экспорт». Она должна приносить нам новых союзников, не отметая старых. Она должна достойно конкурировать с другими идеями-идеологиями, которые и есть суть мировых цивилизационных проектов.

В новой идеологии России все должно быть прекрасно – и внутреннее содержание и внешняя форма.

Есть ли сегодня такая идея.

Есть. Мы готовы её предложить нашему народу.

Это Идея Гармонии. Идея Гармонии трех союзов.

О каких союзах идет речь?

Начнем изнутри страны. Сегодня социальное расслоение в нашем обществе приняло невиданные масштабы. Разница в доходах буквально разрывает общество на части, делает его аморфным и крайне уязвимым для внешнего воздействия.

Поэтому первый из трех Союзов, который мы предлагаем.

1.Социальный союз.


Единое общество, в котором государство ограничивает возможность и стремления одной социальной группы извлекать выгоду за счет других социальных слоев. В первую очередь ты — гражданин России и только во вторую наемный работник, предприниматель или чиновник. Солидарность вместо конкуренции и безудержной эксплуатации.

Изменение законодательства так, чтобы любой гражданин России чувствовал себя социально защищенным. Был членом социального общества на деле, а не как сегодня – только на бумаге.

Справедливость — вот главное слово в нашей новой Идее Гармонии Трех Союзов (ИГТС). Все, что не отвечает принципу справедливости, начиная от шкалы подоходного налога и кончая наказанием за наглую езду без прав по детским площадкам, должно быть изменено. В сторону справедливости, что немедленно добавит в наше общество Гармонии и снизит в нем напряжение.

  1. Союз национальностей.

Россия есть союз евразийских народов, свободно объединившихся вокруг государствообразующего русского народа. В этом свободном союзе всех национальностей ценна каждая часть мозаики, каждый народ и народность бесценны, и за их уникальность готова бороться вся многонациональная Россия.

В этом уникальном союзе равных и уважающих друг друга национальностей, есть место и для других народов. Чья историческая уникальность и даже сохранность ставится под сомнение современной глобализацией. Мы никого не хотим делать такими, как мы. И в этом наше коренное отличие от США и «европейских ценностей». Будьте сами собой, оставайтесь такими, как вам завещали ваша история, культура и традиции. Хотите – вместе будем охранять традиции, веру и культуру от попыток все одинаково «отглобалить».

Россия предлагает миру новый цивилизационный проект. Вернее говоря, он вполне себе старый – Русский проект. Только в новом оформлении. Внутри него два Союза: социальный союз и союз национальностей.

Это все та же Россия. Она называлась по-разному в разные периоды. Она была Российская империя, она была Советским Союзом. Но справедливость всегда была написана более или менее четко на наших знаменах. Так давайте не будем этого стесняться и ясно снова напишем на них слово «справедливость»!

А вот для внешнего мира нам нужен ещё третий союз.

  1. Союз цивилизаций.


Россия уже дала миру уникальный опыт успешного мирного развития в рамках одной страны совершенно разных народов, религий и культур. Россия сама есть союз цивилизаций в миниатюре, где объединились совершенно разные (казалось бы!) общности, которые мирно развиваются на протяжении веков. Это пример для всего остального мира. Там, где были мы, наша цивилизация, там никто не исчез, все обрели письменность, национальную интеллигенцию и даже государственность. Там, где нас не было, исчезали народы целых континентов, уничтожалась культура и история. Переплавленные в безликие монеты произведения искусства инков и ацтеков – наглядная иллюстрация того, что происходило везде, куда приходила НЕ НАША ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Россия предлагает миру союз цивилизаций. Мы защищаем свою самобытность, готовы помочь защитить вашу. Мы протягиваем руку дружбы и не требуем за это душу народа.

Россия за всепланетную цивилизацию, состоящую из свободных народов, а не безликих «потребителей», не имеющих национальности, не знающих своих предков и корней.

Это значит, что мы за мир, против войны, против насильственной переделки одних людей в других.

Сегодня, когда никто на планете не может чувствовать себя уверенно, когда любую страну и любого правителя не имеющего ядерного оружия могут просто уничтожить из-за «свидетельств» в фейсбуке или твиттере, такая позиция может быть крайне востребована.

Давайте оттачивать идею. Давайте устроим мозговой штурм, в размере всей страны.

Нам нужна новая национальная идея – идеология.

Идея Гармонии Трех Союзов – новая идеология, которую Россия может предложить миру.