Покровитель галины вишневской. Галина Павловна Вишневская

Вишневская с неизменным успехом пела в крупнейших театрах мира – "Ла Скала", "Метрополитен", "Ковент-Гарде", "Гранд-опера". Ее прощальным спектаклем стала опера П. И. Чайковского "Пиковая дама". Сейчас Галина Вишневская живет в Москве, руководит Центром оперного пения, который носит ее имя.

– Галина Павловна, вы не раз говорили, что голос ваш – от Бога. Помните ли вы тот момент, когда поняли, что обладаете уникальным голосом?

– У меня голос был поставлен от природы. По рассказам моей бабушки, я начала петь почти тогда же, когда и говорить. Да я и сама помню – мне, наверное, года три, сидят за столом подруги бабушкины: "Галька, спой!" Я лезу под стол и пою там "Очи черные". Первое такое воспоминание.

– Как–то вы сказали в интервью, что, если бы не детство, вы не стали бы великой певицей. Что же такое было в вашем детстве? Почему оно так повлияло на вас?

– Прежде всего, потому, что мои родители подбросили меня бабушке, матери моего отца.

– То есть они от вас практически отказались …

– Ну, конечно, да. Шести недель меня бабушка взяла от моей матери. Та с удовольствием меня отдала, как я понимаю. Меня бабушка при живых родителях называла сироткой, жалобно так говорила: "Сиро-о-отка ты моя". Я совершенно не выносила этого слова. Какая я вам сиротка? Я королева! Было болезненное осознание того, что со мной так плохо поступили, что оказалась я не нужна. Я хотела обязательно кем-то стать, чтобы все видели, какая я. И мечтала, как потом они будут раскаиваться, что меня подбросили и не хотели мною заниматься. Я думаю, это имело большое значение.

– А еще вы пережили войну в детском возрасте…

Лучшие дня

– Мне было 14 лет, когда война началась. Живые воспоминания – это первые дни, недели войны, когда в Петровском парке, в Кронштадте, бомба попала в линкор "Марат". Он стоял в гавани, бомбой ему отрубило нос. Он так всю войну и простоял там. Помню первую убитую снарядом женщину. Мы прятались в подворотне, туда попал снаряд. Когда мы потом выходили, она лежала уже мертвая. И, конечно, блокада и та страшная зима, когда люди теряли человеческий облик, чего уж там говорить.

– Бабушка умерла в блокаду?

– Бабушка не просто умерла, она сгорела прямо в комнате. У нее была парализована левая сторона. Однажды она, видно, грелась у нашей "буржуйки". Я дремала, закутанная, под одеялами. Проснулась оттого, что бабушка кричит. На ней платье вспыхнуло, его, видно, каким-то образом затянуло в дверцу этой печурки. Через три дня она умерла от ожогов.

– Вы ведь тоже избежали смерти только чудом?

– Вы знаете, меня тогда спасли мечты об искусстве. Я лежала под одеялами и грезила. Мне снились какие-то замки, короли, королевы. У меня не было даже мучительного звериного ощущения голода. Я просто засыпала. Так бы, наверное, в конце концов и умерла – во сне…

– Если бы?..

– Если бы не наступила весна и не пришли женщины, искавшие покойников по квартирам. Они зашли в квартиру, которая была совершенно пуста – все соседи уехали, – а я лежала там под одеялами и услышала: "Эй, кто тут есть!" Потом они по комнатам пошли, увидели – девчонка лежит. "Ты что, живая?" – "Живая". – "А что ты тут делаешь?" – "Живу".

– Галина Павловна, как вы попали в Театр оперетты?

– Уже был конец 1942 года, когда я переехала из Кронштадта в Ленинград. Там я поступила в музыкальную школу и полгода училась – это все мое музыкальное образование, между прочим. В 44-м стала петь в Театре оперетты. В 52-м – в Большом театре.

– А что такое был Большой театр в 1952 году? Отличался ли он от Большого театра хрущевского, брежневского периода?

– Я попала туда еще в то время, когда в полном расцвете был этот стиль – сталинский театр. Сталин любил Большой театр, на оперу чаще всего ходил. Последняя опера, которую он посетил, была "Пиковая дама". Каждый старался петь как можно лучше.

– А вы пели, когда присутствовал Сталин?

– Нет, я его не видела никогда. Меня еще не пускали в такие дела. Проверку не прошла, видно (смеется).

– 1955 год, Прага. Молодая Галина Вишневская приезжает туда на гастроли, выступает, а в жюри Международного конкурса виолончелистов сидит Ростропович…

– Но я его в жюри не видела. До этого я познакомилась с ним в ресторане "Националь" и тут же забыла об этом знакомстве. А буквально через месяц оказалась в Праге, где мы с ним встретились. Через четыре дня я стала его женой. Когда я вышла за него замуж, я даже не знала, что он еще и на рояле играет. И когда мне нужно было ехать, кажется, в Таллин – у меня был сольный концерт, – он говорит: "Я бы тебе хотел аккомпанировать, чтобы тебе не петь с другим мужчиной-аккомпаниатором".

– Он, видно, ревновал?

– Ревновал, конечно. Я говорю: "Ты что, на рояле играешь?" Он отвечает: "Да, я когда консерваторию заканчивал, играл концерт Рахманинова". Кроме того, что он был гениальный виолончелист, он проходил класс фортепьяно, а у Дмитрия Дмитриевича Шостаковича – класс композиции. Короче говоря, я была потрясена совершенно. Он отрепетировал со мной программу, и я с тех пор все 52 года, что мы прожили вместе, играла концерты только с ним, больше ни с кем не могла. Это был уникальнейший музыкант! Абсолютно неповторимое явление двадцатого века. После него ни с кем нельзя было вообще выходить на сцену.

– Говорят, что музыка – это самое прямое божественное проявление. А как жить с гением?

– Ну, вот видите, 52 года прожили. Сама удивляюсь, Боже мой, как же? Мы разъезжали очень часто: я была очень много занята в театре, он ездил за границу. Уезжал на месяц, на два, потом возвращался. И мы встречались, как будто вновь. Я думаю, то, что мы расставались, имело большое значение. Потому что если бы изо дня в день мы друг друга видели с нашими темпераментами, характерами, индивидуальностью – я не знаю, сохранился бы наш брак или нет.

– А какие привычки были у Мстислава Леопольдовича?

– Ну, такие же, как у всех мужчин – разбрасывать вещи, бумаги. Сначала это раздражало, потом что же делать – терпи. Переделать нельзя ни мужчину, ни женщину. Поэтому я всегда своим дочерям говорю: не старайтесь переделать мужа. Вышла замуж, знала, за кого выходила, вот и живи с таким. А если не можешь терпеть его привычки, то расходись как можно скорее, потому что переделать его невозможно. Тебя можно переделать? Нельзя. Вот и его нельзя.

– А как вы познакомились с Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем?

– С Дмитрием Дмитриевичем я познакомилась в первый год работы в театре. Кстати, в это время он был музыкальным консультантом в Большом. Ему выдумали должность, чтобы он получал хоть какую-нибудь зарплату, ведь его музыка была запрещена после постановления 1948 года о формалистах и космополитах. Он попал в эту группу, и его музыка не исполнялась совершенно, все было запрещено. Чтобы он не умер с голоду, наши вожди (в Большом театре же все сверху всегда идет) выдумали ему эту должность.

– Приходилось ли вам когда-либо участвовать в правительственных концертах?

– Вначале – да. Ужасно, когда ты, допустим, в Георгиевском зале стоишь на сцене, как крепостная девка, а перед тобой этот стол… Меня избавил от этих концертов Булганин. Он за мной ухаживал, и я ему пожаловалась, что меня вербуют (в театре же вербовали, все через вербовку прошли). И все прекратилось, больше на эти правительственные концерты меня не вызывали.

– В вынужденной эмиграции вы окунулись в мировую музыкальную жизнь. Чем она отличалась от советской?

– Нового для нас ничего не было. И я, и Слава ездили за границу с 1955 года, бывали там много раз и знали все это очень хорошо. Но одно дело, когда ты приезжаешь и чувствуешь за собой дом, и другое дело, когда за тобой опустилась стена, и ты знаешь, что возврата нет. В 1978-м нас лишили гражданства. Это совершенно другое чувство. А ностальгии, надо сказать, у меня не было никакой. Потому что я была настолько оскорблена тем, что с нами сделали, что у меня не было и тени тоски. Что касается музыкальной индустрии – мы привыкли к другому стилю работы. У нас ансамблевый, репертуарный театр, там же контрактная система. Мы свалились как снег на голову, но нас знали, и уже через полгода все контракты были подписаны.

– Галина Павловна, что вы считаете своими наибольшими успехами в творческом плане в период вынужденной эмиграции?

– Вы знаете, я приехала за границу, когда у меня было за плечами тридцать лет работы на сцене. Мне было 47 лет, как и Славе. За границей не было отношений с одним театром и группой постановщиков. Не было, конечно, таких условий, как в Большом театре. Были спектакли в разных театрах, успех – где больший, где меньший. Это была работа и репертуар.

– Вы довольны сегодняшним временем? И вообще – что такое категория времени для Галины Вишневской?

– Для меня это моя работа, мои студенты. Я хочу учить русских артистов. Могла бы делать это в других странах, но не хочу. То, что я имею, я получила в России, от моих великих учителей. Я хочу свои знания – а знаю я очень и очень много – отдать русским певцам. Я должна это все оставить им, пусть пользуются. Ради этого живу.

В среду у великой Галины Вишневской юбилей. началась с записи в трудовой книжке: "Артистка оперетты 1-й категории в Ленинградском областном театре". А потом были 22 года работы в Большом театре до того самого момента, когда в 1974 году Галина Вишневская вместе с Мстиславом Ростроповичем и дочерьми не покинула СССР, уже будучи самой яркой фигурой среди касты безусловных оперных примадонн советской империи. И только в январе 1990 года Михаил Горбачев своим указом отменил постановление 1978 года и вернул выдающимся музыкантам гражданство страны, которой оставалось жить немногим больше полутора лет. Но Вишневская и Ростропович по-прежнему пользуются паспортами княжества Монако, дарованными им принцессой Грейс.

Празднество по случаю дня рождения примадонны, как и следовало ожидать, планировалось в Большом театре. Но Галина Вишневская категорически отказалась от этой идеи в знак протеста против последней премьеры театра, на которой она побывала. Поэтому сегодня все многочисленные и именитые гости соберутся в столичном Концертном зале имени Чайковского. Накануне юбилея с Галиной Вишневской встретилась обозреватель "Известий" Мария Бабалова.

вопрос: Вы спровоцировали нешуточный переполох в оперном семействе, устроив Большому театру публичную отповедь за "Евгения Онегина"...

ответ: И ничуть об этом не жалею. В конце концов, кто-то должен был сказать то, что давно уже висит в воздухе. И не только в России, но и во всем мире. Все возмущаются, но заявить об этом певцы, работающие в театрах, боятся. Я могу быть откровенной. Не хочу брюзжать, чтобы все подумали, что я стара и консервативна. Нет. Но есть вещи, которые трогать нельзя. Ведь почему-то даже из самых благих побуждений никому в голову не приходит пририсовать что-нибудь Джоконде, например. Тебе не нравится опера - не ставь ее. Напиши свою, и делай с ней все, что только пожелаешь, а шедевры не погань.

в: Но из-за этого вы отказались праздновать день рождения в Большом театре...

о: Я вообще была против пышных торжеств. Хотела устроить домашний праздник в своей школе. Но все вокруг стали убеждать меня, что хочет прийти очень много народу, и в школе все разместиться не смогут, поэтому мы и взяли Концертный зал Чайковского.

в: А кого бы вы хотели видеть среди гостей на вашем юбилее?

о: Многих уже нет, кого бы я хотела видеть. Большинства уже нет. А из тех, кто есть, - Бориса Александровича Покровского, конечно. Ему уже 95 лет.

в: Говорят, Мстислав Леопольдович на ваш юбилей созвал много монарших особ...

о: Нет, конечно. Это слухи. Приедут коллеги-музыканты, кто в этот день будет свободен, друзья. Наша большая семья, конечно, соберется в полном составе. Ольга из Америки прилетит с двумя детьми, и Лена - с четырьмя из Парижа. Моему старшему внуку 24 года будет, он в мой день рождения родился.

в: Вам по душе юбилейные хлопоты?

о: Юбилеи разные бывают. Например, когда мой юбилей был в Большом театре в 1992 году - 45 лет творческой деятельности - это солидное дело. И когда 80 лет исполняется, это тоже не кот начхал, стоит отметить. А когда пируют на всю страну по поводу 30-летия, это как-то странно. Ну и что, в общем-то? А когда 80 лет, все-таки есть о чем подумать.

в: О чем в первую очередь?

о: Жизнь пролетела очень быстро. Иногда мысленно напишу "80" и думаю: "Не может быть. Ко мне это не относится. По-моему, какая-то ошибка!" Я абсолютно не ощущаю времени.

в: И ностальгии не испытываете?

о: У меня нет времени ностальгировать. Моя жизнь всегда была заполнена. Мне было 14 лет, когда началась война. Надо было выживать. Никаких покровителей у меня не было. Никогда!

в: Даже когда были звездой?

о: Я в них не нуждалась. Моя судьба сложилась на редкость честно. Сначала я в оперетте работала. Песенки пела, мотаясь по деревням, колхозам - по дырам всяким, где я только не была! Всю страну изъездила. А потом в Большой театр поступила без всякой протекции. У меня путь был усыпан розами.

в: Без шипов?

о: Без шипов. Даже странно. Ведь я попала в театр без образования. У меня семь классов было. Война, блокада - со школой было покончено. Консерватория долго была в эвакуации. А у меня от природы был поставленный голос, и уже в 17 лет я начала работать. И, конечно, это было невероятно, чтобы из всего конкурса в Большой взяли меня одну. И никто не спросил даже, какое у меня образование. Это Москва. В моем любимом, дорогом Петербурге такое было бы невозможно. Он бы заставил быть такой, как положено: если хочешь петь в театре, ты должна то, то и то... А Москва, она широкая. Я понравилась, и всем было плевать, откуда я, чего я...

в: Вы живете фактически на три дома - Москва, Петербург, Париж. Какой город - ваш фаворит?

о: Петербург, конечно. Я обожаю, почитаю этот город, считаю самым красивым городом мира. Москву тоже люблю. Париж, он красивый город, но он все равно всегда будет чужим, каким бы изысканным ни был. Хотя там у меня тоже дом, там мои дети живут - младшая дочь с четырьмя детьми. Я благодарна Парижу, всем людям, которые нас приняли там, когда мы оказались без копейки денег, выброшенными из страны. Но родина моя - Петербург, мое детство, юность, все, что я пережила вместе со всеми и осталась жива.

в: У вас всегда была репутация примадонны с характером...

о: Мой характер из детства. Я же воспитывалась сиротой при живых родителях. Меня шести недель от роду подсунули бабушке и забыли. Бывало, накинется на меня кто-нибудь из соседских: "Капризная, ничего не умеет делать, белоручкой растет". А бабушка в ответ: "Ладно уж, за своими смотри! Накинулись все на сиротку! Радуются..." Я до сих пор помню, чувствую, как ужасно это слово "сиротка" меня обижало и оскорбляло. И я хотела родителям обязательно доказать, как они были не правы в том, что меня бросили. Я всем твердила: "Вырасту и буду артисткой!" Я все время пела. Меня дразнили "Галька-артистка". Думала, вот родители будут плакать, когда поймут, кого они бросили, а я буду проходить мимо них с гордо поднятой головой.

в: В издательстве "Вагриус" выходит ваша книга. Это продолжение нашумевшей автобиографии "Галина"?

о: Нет. Та же самая книга. В прошлом году я просто дописала два-три эпизода и прибавила еще какие-то забавные случаи из жизни. Например, как я в консерватории сдавала "марксизм-ленинизм". Но пока у меня нет желания писать продолжение. Для подобного шага внутри меня должна накопиться "бомба", которая взорвется, если этого не высказать. Именно так у меня было с книгой. Эти бесконечные политические интервью об одном и том же, чужая речь вокруг тебя. Не напиши я свою "Галину", я бы просто "разорвалась". А сейчас я успокоилась.

в: Вы не пожалели, что написали экстремально откровенную книгу?

о: Нет. Я еще не все написала. Там можно было еще очень много написать. Очень много! Ну это уж пусть со мной останется. Это действительно было бы чересчур. В жизни каждого человека есть моменты, которые он будет помнить всегда, но не скажет о них ни слова.

в: А ведь были еще планы экранизировать "Галину"...

о: Буквально через неделю, после того как вышла книга, ко мне в Вашингтон приехали из Голливуда с контрактом на ее экранизацию. Я согласилась, но с одним-единственным условием - обязательным одобрением сценария с моей стороны. Но они на это не пошли. Они хотели уложить меня в постель со всеми мужиками, какие только были на моем пути. В чем мало чести и абсолютная неправда. Но я бы совсем не возражала, если бы сняли стоящий фильм с хорошими артистами. Получилась бы не столько картина обо мне, сколько рассказ о стране. Что-то вроде "Доктора Живаго".

в: Отъезд из СССР стал ключевым моментом в вашей и человеческой, и артистической судьбе...

о: Мы не хотели никуда уезжать. Нас вынудили это сделать. Когда Ростропович заступился за Солженицына, которого травили, гонение перешло и на него. Ему не давали выступать и, если бы мы не уехали, он бы погиб. Мы боялись доноса, боялись разговаривать по телефону. Я до сих пор по телефону не могу говорить. "Да", "нет" - только информация. Я никогда не писала писем, чтобы не оставлять каких-то доказательства того, что я что-то не то сказала. Все под контролем: каждое слово, каждый шаг. В жизни была игра. А на сцене можно было быть откровенной. В нашем парижском доме хранятся два досье КГБ с пометкой "совершенно секретно" на меня и на Ростроповича. Из них мы узнали изнанку жизни многих знакомых. Слава богу, что мы забыли о них, хотя прошло совсем немного лет. Так устроена человеческая память. А тогда стоял вопрос о спасении моей семьи. И я приняла решение - уезжать. Когда мы оказалась за границей, то мое имя уже было достаточно известно в мире, так как с 1955 года я была "выездной" солисткой Большого театра. И на Запад я приехала продолжать и заканчивать свою певческую карьеру.

в: Правду говорят, что сцена - наркотик...

о: Я бы так не сказала. Если бы я осталось вне сцены в 40 лет - это была бы настоящая трагедия. А я ушла со сцены, когда мне было 64 года. И ушла с триумфом с партией Татьяны в 1982 году, спев восемь спектаклей "Евгения Онегина" на сцене парижской Grand Opera. Через 30 лет после своего первого выступления в этой роли на сцене Большого театра. Но после я еще несколько лет пела концерты. Потом почувствовала, что у меня нет больше счастья и стремления быть на сцене. Я просто устала. Я оставила сцену совершенно спокойно. Для меня в этом не было никакой трагедии. Приходит определенный критический возраст, после которого есть только натуга выползти на сцену во что бы то ни стало. Толстая, потная, измученная женщина поет что-то с гримасой муки на лице. Зачем?! Это не надо ни ей, ни публике.

в: Что вам самой больше всего нравилось в певице Галине Вишневской?

о: Я ее воспринимаю только как голос. Может быть, потому, что я певица. Несмотря на то что я, конечно, вижу: прекрасная фигура, тонкие черты лица - все есть. К тому же актриса. Красивая женщина, что тут кокетничать, я что - маленькая. Но для меня самое главное в ней - это голос молодой девушки, серебристого тембра. Я всегда пела партии молодых: Наташа Ростова, Татьяна, Лиза, Марфа - абсолютное слияние голоса и образа.

в: Кого из певиц молодого поколения вы могли бы признать своими наследницами?

о: Не знаю. Сейчас все настолько изменилось. Даже с хорошими голосами они сейчас мотаются по миру без толку, "полуфабрикаты" какие-то, не превращаясь в личности. Только деньги зарабатывают. Театров стало очень много. Нет, они, конечно, профессионалы, но это все не сделано в полную силу, так, как должно быть на сцене.

в: А в чем, по-вашему, формула успеха?

о: В профессионализме, который достигается только титанической работой и отношением к искусству - уважением к себе и к своей публике. Тогда и вдохновение приходит, радость и счастье быть на сцене. Всю жизнь на сцене надо вкалывать так, чтобы безукоризненность была во всем - техническая, вокальная, физическая. Даром ничего не дается. И на руках со сцены на сцену тебя никто носить не будет. Когда ко мне приходят толстые студентки, я сразу говорю: "Наполовину похудеешь, значит, будем дальше заниматься, нет - через три месяца попрощаемся". И худеют. Тают на глазах. Меня страх пополнеть преследует всегда, так что я всю жизнь хожу голодная.

в: Светские львицы и хроникерши с завистью гадают, как же удается Вишневской без пластических операций и всяких прочих ухищрений шикарно выглядеть?

о: Не знаю. Я никогда ничего с лицом не делала и не делаю. Боже сохрани массажи лица делать. Только с 15-16 лет, крем на ночь. Дешевый или дорогой - без разницы, лишь бы жирный. Когда блокада, конечно, ничего не было, но если мне попадался малюсенький кусочек сала, то я его не съедала, а на лицо мазала. Может быть, поэтому и сохранилась кожа, что я никогда ее не дергала. Я стала пудриться после 50 лет. А губы красить и того позднее. У меня был всегда очень яркий цвет лица. Кожа светлая, румянец во всю щеку, глаза горят, губы красные. Если я еще косметику добавляла, то вид получался у меня ужасно вульгарный, как будто я вся размалеванная.

в: Но все-таки вам приходилось гримироваться, а грим - штука очень вредная...

о: Да, но я же не каждый день гримировалась. В Большом театре мы пели, ну, три раза в месяц от силы. Больше не выходили сознательно: хватит с нас и трех раз за такие копейки. Я получала 550 рублей. Это была самая высокая ставка в Большом театре, которую имели я, Архипова, Плисецкая и еще пара человек. Вот и все. Каждый старался петь как можно меньше, потому что пять спектаклей споешь - 550 рублей. Ничего не поешь - тоже 550 рублей. Уравниловка была ужасная. Я два килограмма теряла за такой спектакль, как "Аида", не говоря уже о том умении, каким надо было обладать, чтобы петь эти спектакли. А разница была максимум вполовину с самым "маржовым" артистом. Какой же смысл мне надрываться.

в: Закулисье Большого театра постоянно удивляет своими нравами и порядками.

о: Мы все были в Большом театре как скорпионы в банке. Такова была система. Куда я при советской власти уйду из Большого театра? Я что, ненормальная?

в: Но Большой театр был первым и лучшим театром страны...

о: Бесспорно. И он подарил мне массу уникальных встреч. В Большом я встретила Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, другом которого имела честь и счастье быть много лет. А главное - я встретилась с Ростроповичем. Страшно поверить, мы вместе уже 52-й год. Благодаря ему я слушала столько замечательной музыки! Во-первых, я всегда бывала на его концертах, и мы много вместе выступали. Он же аккомпанировал мне все мои сольные концерты. Он пианист абсолютно феноменальный! Гениальный, уникальный музыкант нашего столетия. Другого столь одаренного человека в музыке я просто не знаю. Не беря его как виолончелиста, пианиста или дирижера, а вообще. А как пианист, он аккомпанировал только мне. Я закончила петь, и он больше никому никогда не играл. И не будет играть.

в: Вы ревнивы?

о: В искусстве - да.

в: А в дружбе и любви?

о: Я довольно разумный человек. Но не могу сказать, что я безразлична, если что-то мне не нравится...

в: Говорят, что равновеликие заряды отталкиваются, а как вам удалось 52 года быть вместе?

о: Мы очень часто разъезжались с самых первых дней нашего брака. Когда подходило время и два наших темперамента вместе уже высекали огонь, то он уезжал, то я уезжала. Соскучились, приехали: "Слава богу, опять вместе!" Так... Думаю, что это помогло, конечно. Потому что всю жизнь вот так вот если, с утра до вечера... Взорвались бы, лопнули, наверное. Но сначала было трудно. Я скандалила, спорила, потому что я - молодая женщина, и мне хочется куда-то пойти, я же не пойду с кем-то... Если кто-то меня от театра до дома провожал, то вся Москва уже гудела: "А вы знаете, Вишневскую с кем видели?!". И он тут же заводился.

в: А вы много поводов для ревности давали Ростроповичу?

о: Поводов было... Всегда на сцене есть повод, потому что я артистка... А в опере всегда объятья и любовь...

в: Среди ваших поклонников были и те, ухаживания которых было не так уж просто отвергнуть...

о: Вы имеете в виду Булганина? Это была ситуация, из которой постоянно надо было выкручиваться таким-то образом, чтобы и врага себе не нажить, и в то же время не пойти на какую-то связь со стариком. Поэтому когда он звонил: "Галя, приезжайте ко мне ужинать". Я говорила: "Мы приедем, спасибо". Выходили вдвоем с Ростроповичем, а у подъезда нас уже ждала машина - черный "ЗИС". Вот такой был у меня роман "втроем". Старик, конечно, жутко злился. Тут же при Славе начинал мне в любви объясняться.

в: До драки дело не доходило?

о: До драки - нет. Но напивались они, конечно, вдвоем прилично. А я сидела и смотрела.

в: Вам не жаль, что никто из ваших детей или внуков не стал продолжать династию?

о: С детьми надо было заниматься, а я не имела возможности. Я была занята, была отдана театру. Это чудо, что я родила двоих детей. Во всей труппе я не знаю, у кого из певиц было двое детей. Они обе Juilliard School окончили, так что они профессиональные музыкантши: одна - пианистка, другая - виолончелистка. Но чтобы в искусстве быть наверху, надо работать как лошади. А они не были расположены работать. Им нравится жить. Они вышли замуж, и все было кончено с карьерой. А внуки даже и не хотели серьезно заниматься музыкой. А заставлять с валидолом за щекой и с ремнем за спиной, я считаю, бессмысленно. Ну, вырастет хороший середняк в лучшем случае. Зачем? Середняком быть неинтересно.

в: А в кино у Сокурова вам было интересно сниматься?

о: Да. Мне интересна только хорошая, то есть сильная, роль. Красоток играть мне никогда не хотелось, и поздно теперь уже таких дамочек мне изображать. Но как Сокуров меня подвиг на эту работу, до сих пор не понимаю. Говорит: "Я для вас напишу сценарий". Я думаю, болтает. Отвечаю: "Пишите". И вдруг он мне присылает вот этот чеченский сценарий. Я сначала отказалась из-за того, что эта история не имеет ко мне никакого отношения - ни как к персоне, ни к тому, что я делала в жизни. Это моего возраста женщина, может, чуть помоложе. Совсем седая и без малейшей краски на лице. Она приезжает к внуку в Грозный, где он служит в чине капитан-лейтенанта. Она хочет своими глазами увидеть, что там происходит. А я думала: "Ну, а мне-то, собственно, что? Что я играть-то буду?" Но Сокуров все-таки заставил.

в: А в Грозном страшно было?

о: Ну что значит страшно... Я все это уже видела. Совершенно разбитый город, как были разрушены Ораниенбаум, Гатчина, Петергоф, Царское Село в войну. Стоят дома-призраки с пустыми глазницами окон. Целые городские кварталы вымерли. Нас охраняли круглосуточно. Жила я в воинской части ФСБ. Возили в машине с сопровождением в пять вооруженных солдат. И шофер был вооружен, а рядом с ним охранник с автоматом наготове. Первый день как-то странно, а потом привыкаешь. Я только спросила: "Слушайте, что мы так несемся быстро - 80-90 км по абсолютно разбитым дорогам. Хоть поосторожнее, а то всю душу вытряхнете". Говорят: "Галина Павловна, если мы поедем медленнее, то, когда будут стрелять, в нас попадут. Если мы едем больше 80 км, то есть шанс, что мы проскочим". Ну, ничего, ни разу в нас не стреляли. Я снималась каждый день - за 30 дней ни одного выходного, хотя жара была больше 40 градусов в тени.

Сейчас идет процесс монтажа, в ноябре будем озвучивать. Наверное, к Новому году фильм будет готов. В нашем фильме нет ни крови, ни драки, ни бомбежки - ничего. Была задумка, не знаю, насколько у нас это получилось, чтобы глазами этой простой женщины посмотреть на все то, что с нами происходит. Потому стрельба, кровь, мозги на асфальте, весь тот кошмар, что нам так любят в новостях показывать, проблем наших не разрешат, а только, наоборот, мне кажется, иммунитет ко всем этим ужасам у нас вырабатывают.

в: Не будем больше о грустном, вернемся лучше к разговору о вашем юбилее. Скажите, а платье именинницы уже готово?

о: Почти. Платье шьется специально. Ткань очень красивая. Вишневская - значит, быть ему вишневым. Я люблю, когда для меня шьют. К своим концертным платьям я всегда с трепетом относилась. Из некоторых своих платьев я уже "выросла", но у меня есть какая-то привязанность к вещам, связанным с определенными жизненными эпизодами, а потому значащими для меня очень многое. Думаю, я не одинока в этом. Вот и висят десятки платьев, с которыми я не могу расстаться, в шкафу на вечном хранении. Я до сих пор с 45-го года храню в Ленинграде свое первое концертное платье. Ничего нельзя купить, в магазинах шаром покати, ничего нет, по карточкам все выдавали. У меня есть несколько вещей, которым по 30-40 лет. От моей любимой портнихи, которая шила на меня больше 20 лет. Я привозила из-за границы материю - красивую, настоящую - и модные журналы, чаще всего - "Офисьель". Из Эстонии ко мне приезжала моя портниха вместе с сестрой. И за месяц она мне шила штук 20 вещей. И все - я была одета на год.

в: Наряды из зарубежных поездок разве не легче было привозить?

о: Сегодня я, конечно, часто покупаю наряды в магазинах. А тогда, в советские времена, я купить хорошие готовые вещи за границей не могла, не было на это денег, потому что в реальности получала копейки. Хоть вам миллион заплатили, вы больше 200 долларов за выступление не могли получить. А все "излишки" сдавались в посольство. Поэтому она меня и одевала - моя Марта Петровна, великолепная была мастерица. Она любое платье могла скопировать - Валентино, Диор - все что хотите. Когда в начале 90-х Мстислав Леопольдович давал с Вашингтонским оркестром концерт в Таллине, я тоже поехала. И обратилась по телевидению с просьбой откликнуться тех, кто хоть что-нибудь может сказать про мою Марту Петровну. Пришла ее сестра - Эля, старенькая и абсолютно нищая. Марта Петровна уже умерла. Я дала Эле денег, чтобы она безбедно могла жить. Мне повезло, что я успела ей помочь. Мне это согревает душу.

в: А что вы сами себе желаете ко дню рождения?

о: Я хочу чувствовать себя востребованной. Чтобы я могла сделать то, что хочу и могу. Чтобы цель, которую я поставила себе со своей школой, была достигнута. Моя жизнь сейчас - моя школа. Я хочу помочь молодым людям, у которых есть талант, но не хватает умения проявить себя. Больше я ничего не хочу. Ну, чтобы моя семья была здорова. Господи, и про меня не позабудь, как говорится.

Н а написание стихотворения «Слушая пение» Анну Ахматову вдохновил голос Галины Вишневской. О судьбе певицы рассказал в опере «Галина» французский композитор Марсель Ландовски. В ее жизни было всё: нищета и слава, предательство и великая любовь, изгнание и триумфальное возвращение .

Галька-артистка

Будущая примадонна Галина Иванова родилась в Ленинграде в семье рабочих. Родители вскоре разошлись, и девочку воспитывала бабушка Дарья. Детство будущей певицы прошло в Кронштадте. За музыкальность и артистизм ее еще в школе прозвали Галькой-артисткой. Великую Отечественную 14-летняя Галина встретила в Эстонии, где гостила у отца: «…это было и не отступление, а просто паническое бегство. Остановились и опомнились уже в Торжке. Так началась для меня война. Так кончилось мое детство» . Вернувшись в Кронштадт, девочка оказалась в числе почти трех миллионов блокадников - жителей Ленинграда и пригородов. В феврале 1942 года умерла бабушка Дарья.

Галину спасли женщины, искавшие еще живых по домам и квартирам. Пятнадцатилетняя девушка попала в отряд местной противовоздушной обороны, работала наравне со взрослыми, а по вечерам пела в самодеятельности. К этому времени обладательница звонкого чистого сопрано уже решила: она будет певицей. В 1943 году после прорыва блокады Галина уехала в Ленинград, училась в музыкальной школе, а вечерами работала помощником осветителя в ДК.

И вот я впервые сижу в зале Михайловского театра и слушаю «Пиковую даму» Чайковского То волнение, потрясение, которое я пережила там, было не просто наслаждением от спектакля: это было чувство гордости за свой воскресший народ, за великое искусство, которое заставляет всех этих полумертвецов - оркестрантов, певцов, публику - объединиться в этом зале, за стенами которого воет сирена воздушной тревоги и рвутся снаряды.

Галина Вишневская. «Галина: История жизни»

В 1944 году Галина Иванова вышла замуж за моряка Георгия Вишневского. Скоропалительный брак распался через два месяца, но звучную «сценическую» фамилию Галина сохранила. В том же году Вишневская устроилась в Ленинградский областной театр оперетты, который колесил по разрушенной войной стране. Однажды на гастролях Галина, знавшая наизусть весь репертуар, спасла спектакль: заменила заболевшую певицу. Так из хора она попала в солистки.

После войны Вишневская стала выступать на эстраде. Ее увлечение оперой началось со знакомства с Верой Гариной, педагогом по вокалу. До революции Гарина выступала в Европе, училась у венской примадонны Паулины Лукки. «Лукка была поющей актрисой , - отмечал музыковед Абрам Гозенпуд. - Знатоки находили, что в ее вокальной технике много недостатков, что в этой области она не может соперничать с Патти и Нильсон Но точно так же Патти и Нильсон не могли сравняться с Луккой в драматической силе передачи партии, не говоря о диапазоне ее творческой индивидуальности» . Век спустя так же характеризовали дарование оперной «внучки» Паулины Лукки - Галины Вишневской.

В 1952 году 25-летняя певица почти случайно попала на прослушивание в стажерскую группу Большого театра - так бывшая эстрадная и опереточная артистка стала солисткой главного театра СССР. Все могло сложиться иначе, узнай руководство, что отец Вишневской, бросивший ее в детстве, был осужден как «враг народа».

Галина Вишневская в партии Татьяны в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин». Фотография: bolshoi.ru

Галина Вишневская в партии Лизы в опере Петра Чайковского «Пиковая дама». Фотография: bolshoi.ru

Галина Вишневская в партии Наташи Ростовой в опере Сергея Прокофьева «Война и мир». Фотография: bolshoi.ru

«Нокаут в глаза и в уши»

Первыми партиями Галины Вишневской в Большом театре были Татьяна в «Евгении Онегине» Чайковского (кстати, голос молодой Вишневской в этой партии можно услышать в фильме «Евгений Онегин» 1958 года) и Леонора в «Фиделио», первой постановке этой оперы в СССР. Над обеими ролями певица работала с режиссером Борисом Покровским , который создавал новый театр, основанный на принципах Станиславского , - в противовес клише, которыми за столетия оброс условный по своей природе оперный жанр.

Главный дирижер Большого театра Александр Мелик-Пашаев посвятил молодую солистку в музыкальные тонкости профессии. Под его руководством она спела свои лучшие роли: Аиду Джузеппе Верди, Баттерфляй Джакомо Пуччини, Купаву в «Снегурочке» Николая Римского-Корсакова , Наташу Ростову в «Войне и мире» Сергея Прокофьева , Лизу в «Пиковой даме» Петра Чайковского и многие другие.

«Она откуда-то вдруг появилась в Большом театре. Нежданно-негаданно, никому не известная, но совершенно готовая, в высшей мере профессионал. Как будто кто-то свыше для проверки нашего художественного чутья и справедливости заслал к нам молодую, красивую, умную, энергичную женщину с экстраординарными музыкально-вокальными данными… с актерским обаянием, темпераментом, природным сценическим самочувствием и ядовито-дерзкой правдой на устах».

Борис Покровский

В 1959 году Галина Вишневская впервые отправилась на гастроли в США. Как вспоминала сама певица, американцы не ожидали увидеть коммунистку - светскую даму. Ее выступление назвали «нокаутом в глаза и в уши» . Западные критики на протяжении всех последующих лет искали корни ее драматизма в романах Достоевского и «великом русском немом кино». Галине стали поступать предложения из зарубежных театров, но такие решения принимали в Союзе не артисты, а Министерство культуры, поэтому выступления Вишневской за рубежом не были систематическими.

В 1955 году после четырех дней знакомства певица вышла замуж за виолончелиста Мстислава Ростроповича . Брак оказался счастливым, у артистов родились две дочери - Ольга и Елена. «Странно, что, несмотря на такую молниеносную женитьбу, мы не открыли для себя в будущем никаких неприятных сюрпризов… Сюрпризом оказалось то, что он - большой музыкант, а я - хорошая певица» , - писала Вишневская. Их тандем был еще и творческим: она пела, он аккомпанировал на рояле. В камерном жанре незаменимым оказался эстрадный опыт Вишневской, когда без декораций и костюмов за несколько минут она погружала слушателя в воображаемый мир.

В тембр голоса Галины Вишневской были влюблены видные композиторы той эпохи. Вокальные циклы и симфонические произведения для нее писали Борис Чайковский, Бенджамин Бриттен, Кшиштоф Пендерецкий, Марсель Ландовски. Особое место в репертуаре Вишневской занимала музыка Дмитрия Шостаковича - близкого друга семьи. Для Галины он написал партию сопрано в 14-й симфонии, вокальные циклы на стихи Александра Блока и Саши Черного , оркестровку «Песен и плясок смерти» Модеста Мусоргского . Выдающийся дирижер Герберт фон Караян отзывался о фильме «Катерина Измайлова» по произведению Шостаковича с Вишневской в главной роли как о лучшей экранизации оперы. В 1971 году Караян выпустил запись «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского, где партию Марины Мнишек исполнила Галина Вишневская.

Галина Вишневская в партии Марфы в опере Николая Римского-Корсакова «Царская невеста». Фотография: bolshoyvopros.ru

Галина Вишневская в заглавной партии в опере Джакомо Пуччини «Тоска». Фотография: bolshoi.ru

Галина Вишневская в партии Виолетты в опере Джузеппе Верди «Травиата». Фотография: bolshoi.ru

Изгнание и возвращение

В 1970 году Мстислав Ростропович написал открытое письмо редакторам главных советских газет в защиту опального писателя Александра Солженицына . За двенадцать лет до этого, в разгар травли Бориса Пастернака , Галина Вишневская отказалась подписывать письмо творческой интеллигенции против писателя. Правительство начало чинить препятствия к выступлениям Ростроповича за рубежом и в СССР. Вишневская продолжала работать в Большом, но ее перестали упоминать в СМИ. В 1974 году супруги добились разрешения выехать из СССР в «творческий отпуск», и спустя несколько лет их лишили советского гражданства. Вернули его только в 1990 году - с этого времени артисты стали регулярно бывать в России.

В годы вынужденной эмиграции семья жила в США, Франции, Великобритании. Вишневскую приглашали работать крупнейшие театры. Одной из заметных ее работ того периода стала Леди Макбет в «Макбете» Джузеппе Верди, исполненная на Эдинбургском фестивале. В 1982 году певица приняла решение покинуть оперную сцену, дав серию спектаклей «Евгений Онегин» в парижской Гранд-опера. «Мне приятно думать, что после 30 лет карьеры я смогла спеть роль, с которой дебютировала в Большом, и спеть ее хорошо» , - сказала она позже в одном из интервью. Творческое долголетие действительно редко встречается в опере, и тем удивительнее, что Вишневская покинула сцену на пике формы. «Лучше уйти на несколько лет раньше, чем на день позже» , - любила повторять она.

В 1984 году вышла автобиографическая книга певицы «Галина: История жизни» на английском языке. В России ее впервые издали в 1991 году. В 1993 году вышел фильм «Провинциальный бенефис» по пьесам Александра Островского , где Галина Вишневская исполнила главную роль. На сцене МХАТа им. Чехова она играла Екатерину II в спектакле «За зеркалом». Специально для Вишневской Александр Сокуров написал сценарий фильма «Александра», который зрители увидели в 2007 году.

В 2002 году в Москве открылся Центр оперного пения Галины Вишневской, где начинающие исполнители получают последипломное образование.

«Я - русская женщина, русская певица, и считаю своим долгом передать именно русским оперным певцам то, что я знаю, то, чему меня научили мои незабвенные учителя» , - говорила она. С 2006 года проводится Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской - еще одна возможность для молодых певцов заявить о себе.

Галины Вишневской не стало 11 декабря 2012 года. Ее преемницей в руководстве многими проектами стала дочь Ольга Ростропович.

Детство Галины Вишневской

Родным городом певицы является Ленинград. Галина была совсем маленькой девочкой, когда её родители развелись. Она оказалась у бабушки (матери отца) в городе Кронштадте, куда её отдали на воспитание.

Война началась, когда ей было всего четырнадцать. Бабушка скончалась, не пережив блокады, и оставшаяся одна Галя была принята в местный отряд ПВО. В семнадцать лет девушка поступила на работу в дом культуры города Выборга, где трудилась помощником осветителя.

Галина Вишневская - Каста Дива

В 1943-ем году начала работать музыкальная школа. Там Галина училась петь. Когда блокаду сняли, девушку приняли в хор Театра оперетты. Очень скоро вокальные данные Вишневской были замечены, и она начала исполнять сольные партии. Чтобы совершенствовать вокал, Галина брала уроки. Ради подработки юная певица выступала в филармонии и на эстраде.

Начало карьеры певицы Галины Вишневской

В 1952-ом году Галина отправилась на организованный Большим театром Всесоюзный конкурс. При том что у неё отсутствовало классическое музыкальное образование, её пригласили в Большой в качестве стажёра. Там оперной певице сразу предложили в «Фиделио» исполнить партию Леоноры.

Обладание не только вокальными, но ещё и актёрскими данными сделало её сразу любимицей публики. Вскоре она появилась в «Снегурочке» и в «Евгении Онегине». Прошло ещё немного времени, и Галина начала выходить на сцену в качестве исполнительницы главных партий в «Аиде», «Войне и мире», «Каменном Госте», «Лоэнгрине» и др.

Галина Вишневская - прима оперной сцены

Вишневская в пятидесятых-шестидесятых годах стала примой оперной сцены. С гастрольным турне в 1959-ом году она отправилась в Америку, а в 1962-ом году выступила в Лондоне, где впервые предстала в «Аиде». Отправившись в 1964-ом в Милан, Галина Павловна пела со сцены «Ла Скала».

В 1966-ом году на экраны вышел фильм-опера с участием певицы. Он назывался «Катерина Измайлова». Музыку же к этому фильму написал Дмитрий Шостакович . Зрители смогли оценить не только голос Вишневской, она смогла раскрыться и как драматическая актриса.

Галина Вишневская в эмиграции

В конце шестидесятых годов семья Галины Павловны поддержала Александра Солженицына, который в тот период был исключён из Союза писателей. Это послужило причиной того, что о Вишневской прекратили писать в журналах и газетах, хотя она и продолжала петь со сцены Большого театра.

Галина Вишневская - Ария Аиды

Вскоре её гастроли оказались под запретом, не разрешали выезжать за границу, а также записывать пластинки. Всё это стало причиной того, что Галина Павловна уговорила мужа уехать за границу. Это было весной 1974-го года. Сначала на зарубежные гастроли отправился Мстислав Ростропович, который был мужем певицы, позже Вишневская отправилась вслед за ним вместе с дочерьми. Официально это было оформлено, как длительная заграничная командировка. На самом же деле, возвращаться они не собирались. Семья жила во Франции, в США и в Великобритании.

Когда же в Союзе стало известно, что Вишневская с мужем купила квартиру в Париже, их лишили советского гражданства.

Спустя некоторое время Ростропович был приглашён в США. Национальный симфонический оркестр предложил ему место главного дирижёра. Семья переехала вслед за ним. Галина Павловна всё время выступала на сценах лучших театров. Только в середине восьмидесятых годов гениальная певица перестала выходить на сцену, закончив карьеру выступлением в «Гранд-опера» в Париже. Она занялась постановкой спектаклей, выступая в качестве режиссёра, преподавала, снималась в кино и писала мемуары.


Её книга вышла в Вашингтоне и была названа «Галина». В ней, в расчете на иностранного читателя, описывалась жизнь в Союзе, благодаря чему читатели, как выразилась Галина Павловна, могли понять, что же такое – Россия.

Возвращение Галины Вишневской на Родину

В девяностых годах Вишневская с мужем вернулась на Родину, где вскоре им вернули все ордена и регалии, а также советское гражданство. Тем не менее супруги отказались от гражданства.

С 1993-го года певица работала в театра имени Чехова. В постановке «За зеркалом» она сыграла Екатерину II. Был у певицы и опыт съёмки в кино. Так, Галина Павловна снялась в главной роли в кинокартине «Катерина Измайлова» по одноименной опере Д. Д. Шостаковича.

Центр оперного пения Галины Вишневской

С 2002-го года певица стала руководителем Центра оперного пения. В 2007-м году Вишневская вновь сыграла в кино главную роль. На этот раз это была кинокартина «Александра», которую снял А. Сокуров. Известно, что режиссёр написал сценарий специально для Вишневской.

Смерть Галины Вишневской

В декабре 2012-го года знаменитая оперная певица скончалась. Ей было восемьдесят шесть лет. Она умерла, как сказали врачи, по причине «естественного угасания».

Личная жизнь: Галина Вишневская и Мстислав Ростропович

Георгий Вишневский стал первым мужем семнадцатилетней Галины. Спустя два месяца они расстались, но фамилию девушка не меняла, так и оставшись Вишневской. Её муж был морским офицером.

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович

Марк Рубин стал следующим мужем певицы. Их разница в возрасте составляла двадцать два года. В то время он работал в должности директора Ленинградского театра оперы. В 1945-ом году их двухмесячный ребёнок умер. Вскоре Галина заболела туберкулёзом. Муж настоял, чтобы она поехала в санаторий. Со временем болезнь удалось победить.

В 1955-ом году Мстислав Ростропович стал третьим мужем Галины Павловны. Они начали встречаться на фестивале молодёжи в Праге, а спустя время поженились. Через год у них появилась дочь Ольга, а ещё через два года певица родила вторую дочку, которой дали имя Елена. Вместе супруги прожили пятьдесят два года. Ростроповича не стало в 2007-ом году.

Галина Павловна Вишневская (урождённая Иванова). Родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде - умерла 11 декабря 2012 года в Москве. Советская и российская оперная певица (сопрано), актриса, театральный режиссёр, педагог. Народная артистка СССР (1966).

Практически все ее детство прошло в Кронштадте.

Отец был репрессирован перед войной. Перенесла блокаду Ленинграда, в возрасте шестнадцати лет служила в частях ПВО. Одновременно участвовала в концертах: пела в сопровождении джаз-оркестра на кораблях, кронштадтских фортах, в землянках.

В 1943-1944 годах в течение полугода училась Музыкальной школе для взрослых им. Н. А. Римского-Корсакова в Ленинграде, в классе сольного пения И.С. Дид-Зурабова.

С 1947 года работала в Ленинградской филармонии.

С 1951 года брала уроки вокала у В. Н. Гариной в Ленинграде, чередуя занятия классическим вокалом с выступлениями в качестве эстрадной певицы.

В 1952 году приняла участие в конкурсе в стажёрскую группу Большого театра, была принята, несмотря на отсутствие консерваторского образования, и вскоре, по образному выражению Б.А. Покровского, стала «козырной картой в колоде Большого театра», ведущей солисткой главного оперного театра страны, где исполнила более чем 30 партий.

В это время певице покровительствовал находившийся последние годы на службе Н.А. Булганин.

С 1955 года гастролировала за рубежом: Чехословакия, ГДР, Финляндия, Великобритания, Италия, Франция, Бельгия, США, Канада, Югославия, Австрия, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др.

Выступала в «Ковент-Гарден» (Лондон) «Метрополитен-Опера» (Нью-Йорк), Парижской национальной опере, Ла Скала (Милан), Венской государственной опере, Баварской государственной опере, Опере Сан-Франциско.

В 1966 году окончила экстерном Московскую консерваторию.

В 1966 году снялась в заглавной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (режиссёр М. Г. Шапиро).

Много выступала с концертами. В камерном репертуаре певицы - произведения М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. Шумана, Р. Вагнера, К. Дебюсси, Р. Штрауса, М. де Фальи и др. Была первой исполнительницей ряда посвящённых ей сочинений Д. Д. Шостаковича, Б. Бриттена и других выдающихся современных композиторов. Под впечатлением от прослушивания её записи «Бразильской бахианы» написано стихотворение А. А. Ахматовой «Слушая пение» (1961).

Выступала и записывалась с крупнейшими дирижёрами: Г. фон Караяном, О. Клемперером, И. Б. Маркевичем, Г. Абендротом, А. Ш. Мелик-Пашаевым, Б. Э. Хайкиным и др.

Была партнёршей выдающихся певцов: С. Я. Лемешева, И. С. Козловского, Г. М. Нэлеппа, И. И. Петрова, И. К. Архиповой, за рубежом - Д. Фишера-Дискау, П. Доминго, Н. Гедды и др.

Стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой оперной сцене (изданная на компакт-дисках трансляционная запись спектакля 1964 года театра «Ла Скала» (Милан) «Турандот» Дж. Пуччини, где она выступила вместе с Ф. Корелли и Б. Нильсон, зафиксировала её триумфальный успех в партии Лиу).

Обширная дискография певицы содержит записи опер и камерной музыки.

В сентябре 1969 года Г. Вишневская и М. Ростропович предложили проживать на своей даче А. И. Солженицыну, в октябре 1970 года написали открытое письмо в его поддержку. В ответ на это власти практически полностью исключили упоминание о певице в СМИ, ввели ограничения творческой деятельности. Тем не менее певица продолжала выступления в Большом театре, с успехом гастролировала за рубежом, в 1971 была награждена Орденом Ленина.

В марте 1974 года вместе с мужем обратились к с просьбой о разрешении выезда за границу, которая была удовлетворена. В том же году выехала с мужем и детьми за границу на длительный срок, что было оформлено как командировка Министерства культуры СССР.

Во время пребывания за рубежом, в марте 1978 года, Г. Вишневская и М. Ростропович были лишены советского гражданства и государственных наград - «за действия, порочащие звание гражданина СССР».

Проживали в США, во Франции. Певица выступала в крупнейших театрах мира, ставила в качестве режиссёра оперные спектакли. Прощальное выступление Г. Вишневской состоялось в парижской Гранд-Опера в октябре 1982 (в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, дирижировал М. Ростропович), после чего оставила профессиональную сцену и занялась преподавательской деятельностью. Продолжала концертную деятельность, записывала пластинки, проводила мастер-классы.

В январе 1990 года, после обращений ряда деятелей искусств, Г. Вишневской и М. Ростроповичу было возвращено гражданство СССР, Указ Президиума Верховного Совета СССР о лишении государственных наград был отменён.

В феврале 1990 года вернулась в СССР, стала почётным профессором Московской консерватории. От гражданства отказались, заявив, что они не просили его у себя ни отбирать, ни возвращать. До конца своих дней прожила со швейцарским паспортом.

С 1993 года выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХТ им. Чехова в Москве (роль Екатерины Второй в пьесе Е. А. Греминой «За зеркалом»), сыграла главные роли в фильмах «Провинциальный бенефис» (по мотивам пьес А. Н. Островского, режиссёр А. А. Белинский, 1993) и «Александра» (режиссёр А. Н. Сокуров, 2007).

С 2002 года - руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской в Москве.

С 2006 - председатель жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Президент Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге.

В 1984 году ею была написана книга «Галина», в которой певица рассказывает о своей жизни, крайне отрицательно оценивает общественный строй в СССР. Книга была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках. В СССР книга была издана в годы Перестройки. 24 октября 2011 года Г. Вишневская представила новое издание книги «Галина. История жизни», приуроченное к её юбилею.

Скончалась 11 декабря 2012 года на 87-м году жизни в Москве. Церемония прощания проходила 13 декабря в Центре оперного пения. 14 декабря состоялось отпевание в Храме Христа Спасителя.

Похоронена на Новодевичьем кладбище вместе с Мстиславом Ростроповичем.

В честь Галины Вишневской названы:

Улица Галины Вишневской в московском районе Новокосино. 26 июня 2013 года Правительство Москвы решило присвоить проектируемому проезду № 326, расположенному на территории района Новокосино Восточного административного округа города Москвы между Суздальской и Новокосинской улицами, наименование - улица Галины Вишневской.
- Лайнер Airbus A321 авиакомпании «Аэрофлот» «Г. Вишневская».
- Колледж музыкально-театрального искусства № 61 имени Г. Вишневской в Москве.
- Детская музыкальная школа № 8 в Кронштадте названа именем Г. Вишневской.
- Малая планета Солнечной системы № 4919.

Рост Галины Вишневской: 161 сантиметр.

Личная жизнь Галины Вишневской:

Трижды была замужем.

Первый муж - Георгий Вишневский, военный моряк. Брак продлился несколько месяцев в 1944 году.

Второй муж - Марк Ильич Рубин, директор Ленинградского областного театра оперетты. Гражданский и официальный брак продлился с 1944 по 1955 год. У пары родился сын - Илья Рубин (умер в младенчестве в 1945 году).

Третий муж - (1927-2007), дирижёр, виолончелист.

Вышла за него замуж в 1955 году - спустя четыре дня после знакомства. Впоследствии в ансамбле с ним выступала на самых престижных концертных площадках мира (М.Л. Ростропович сначала работал в качестве пианиста, а впоследствии и дирижёра).

Состояли в браке с 1955-го по 2007-й год.

У них родились две дочери.

Старшая дочь - Ольга Мстиславовна Ростропович (род. 1956), виолончелистка, возглавляет музыкальный фонд М. Ростроповича, помогающий молодым музыкантам и проводящий ежегодные фестивали, также в настоящее время - художественный руководитель Центра оперного пения.

Младшая дочь - Елена Мстиславовна Ростропович (род. 1958), пианистка, руководит международным медицинским фондом «Вишневская - Ростропович», который занимается вакцинацией детей по всему миру.

Шестеро внуков: Иван, Сергей, Настасья, Олег, Александр, Мстислав.

Фильмография Галины Вишневской:

1966 - Катерина Измайлова (фильм-опера) - Катерина Львовна Измайлова
1972 - Звезда в ночи - Аделина Патти
1990 - Мстислав Ростропович. Возвращение (документальный)
1992 - Наш любимый юный дед (документальный)
1993 - Провинциальный бенефис (по мотивам пьес А. Н. Островского) (режиссёр А. А. Белинский) - Кручинина
1994 - Альфред Шнитке. Портрет с друзьями (документальный)
2006 - Элегия жизни. Ростропович. Вишневская (режиссёр А. Н. Сокуров) (документальный)
2007 - Александра (реж. А. Н. Сокуров) - бабушка Александра Николаевна
2008 - Женское лицо войны. «Катюша» (документальный)
2009 - Двое в мире. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович (документальный)
2010 - Владимир Максимов (из цикла документальных фильмов Острова на телеканале «Культура»)
2011 - Свидетели. Галина Вишневская. Роман со славой (режиссёр А. Гречиха) (документальный)

Работы Галины Вишневской в Ленинградском областном театре оперетты:

«Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова - Яринка
«Продавец птиц» К. Целлера - Христина
«Фиалка Монмартра» И. Кальмана - Нинон

Галина Вишневская - Аида

Оперные премьеры Галины Вишневской:

Большой театр:

1953 - «Евгений Онегин» П. И. Чайковского - Татьяна
1954 - «Фиделио» Л. ван Бетховена - Леонора
1955 - «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова - Купава
1957 - «Укрощение строптивой» В. Шебалина - Катарина
1957 - «Свадьба Фигаро» В. Моцарта - Керубино
1957 - «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини - Баттерфляй
1958 - «Аида» Дж. Верди - Аида
1959 - «Пиковая дама» П. И. Чайковского - Лиза
1959 - Война и мир" С. С. Прокофьева - Наташа Ростова
1962 - «Фальстаф» Дж. Верди - Алиса Форд
1962 - «Фауст» Ш. Гуно - Маргарита
1962 - «Каменный гость» А. С. Даргомыжского - Донна Анна
1962 - «Судьба человека» И. И. Дзержинского - Зинка
1964 - «Травиата» Дж. Верди - Виолетта
1964 - «Октябрь» В. Мурадели - Марина
1965 - «Человеческий голос» Ф. Пуленка - Героиня
1970 - «Семён Котко» С. С. Прокофьева - Софья
1970 - «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова - Марфа
1971 - «Тоска» Дж. Пуччини - Флория Тоска
1973 - «Франческа да Римини» С. Рахманинова - Франческа
1974 - «Игрок» С. С. Прокофьева - Полина

Другие театры:

1964 - «Турандот» Дж. Пуччини - Лиу (Ла Скала, Милан)
1969 - «Отелло» Дж. Верди - Дездемона (Москва)
1976 - «Макбет» Дж. Верди - Леди Макбет (Эдинбург)
1981 - «Иоланта» П. Чайковского - Иоланта (Вашингтон)
1983 - «Тюрьма» М. М. Ландовского (Экс-ан-Прованс)

Галина Вишневская - Болеро

Концертные премьеры Галины Вишневской:

1957 - Девятая симфония л. ван Бетховена - партия сопрано
1958 - «Реквием» Дж. Верди - партия сопрано
1961 - «Сатиры» Д. Д. Шостаковича
1962 - «Песни и пляски смерти» М. П. Мусоргского в инструментовке Д. Д. Шостаковича
1962 - Торжественная месса Л. ван Бетховена (Эдинбург)
1963 - «Военный реквием» Б. Бриттена (Лондон)
1963 - Вторая симфония Г. Малера (Вена)
1965 - «Эхо поэта» Б. Бриттена
1965 - Четвёртая симфония Г. Малера
1967 - Вокальный цикл Д. Д. Шостаковича на стихи А. А. Блока
1969 - Четырнадцатая симфония Д. Д. Шостаковича
1972 - Вокальный цикл «Без солнца» М. П. Мусоргского с оркестром
1979 - «Ребёнок зовёт» М. М. Ландовского (Вашингтон)
1981 - Те Deum К. Пендерецкого (Вашингтон)
1983 - «Польский реквием» К. Пендерецкого (Вашингтон)