Скульптор афродиты. Богиня Афродита - кто такая Афродита в греческой мифологии? Мифы о происхождении и жизни богини

Афродита (Венера) Милосская. Около 300 до н.э. Мрамор. Лувр. Париж.

Весной 1820 г. греческий крестьянин с острова Милоса по имени Юргос, копая землю, почувствовал, что его лопата, глухо звякнув, натолкнулась на что-то твердое.
Юргос принялся копать и обнаружил статую очень красивой женщины из белоснежного мрамора, помещенную в каменной нише. Тот, кому когда-то принадлежала эта статуя, видимо, очень дорожил ею и сделал все возможное, чтобы на нее не влияло время. Как свидетельствует надпись (впоследствии ее прочитали ученые), автора изваяния звали Агесандр, или Александр (точно установить не удалось), ибо несколько букв стерлось. Жил он в конце III или начале II в. до н. э. Полуобнаженная фигура, сильная и одновременно женственная, - такой изобразил скульптор Афродиту, богиню любви. Мягкие складки одеяния подчеркивают красоту и упругость обнаженного тела. В зависимости от того, откуда смотреть на статую, она кажется то гибкой и подвижной, то спокойной и сосредоточенной. Удивительную жизненность придает богине и посадка головы немного влево и чуть вниз. Богиня любви, она чуть торжественна в своей возвышенной и строгой красоте и в то же время глубоко человечна.
Остров Милос принадлежал в те времена Турции. Иностранцы посещали его редко, и поэтому покупателя на удивительную находку найти было трудно. Юргос уступил ее за бесценок местному священнику, который задумал принести ее в дар кому-то из султанских вельмож.
В это время о находке узнал французский посол в Турции и послал на Милос своего секретаря на военном корабле. Французы прибыли в тот момент, когда статую грузили на турецкое судно. Секретарь попытался тут же в порту перекупить замечательное творение греческого искусства, но священник категорически отказался.
Тогда французы решили отнять драгоценную статую силой. Завязалась драка. Турецких матросов было меньше, чем французских военных моряков, и им пришлось уступить, но статуя при этом потеряла обе руки.

Французский посол отправил находку Юргоса — «Афродиту (Венеру) Милосскую» (так ее назвали в честь острова, где она была найдена) в Париж, в музей Лувр. Там ее поместили в отдельном зале, как одно из самых больших сокровищ этого музея.
Излюбленными изображениями в III-I в.в. до н.э. становятся изображения резвящихся нимф, сатиров, амуров и богини любви - Афродиты. И в Лувре, и в Эрмитаже, и в других музеях мира можно найти множество подобных произведений. Но ни одно из них не сравнится по своей известности с Афродитой Милосской (II век до н.э.).
Когда посетители входят в Лувр , то они обычно задают два вопроса: как пройти к Венере Милосской (этим римским именем называют еще греческую богиню) и где находится Джоконда ?

Фигура богини любви лишена рук, покрыта щербинами, но однажды увидев ее уже никогда не забудешь ее красоты и гордого образа. Легкий наклон небольшой головы на стройной шее, одно плечо чуть приподнято, второе немного опущено, гибкий, изогнутый стан. Нежность и мягкость кожи оттенена соскользнувшей на бедра накидкой. И невозможно оторвать взгяд от пронизанной женственностью и лиризмом скульптуры, ни на минуту не сомневаясь, что перед глазами совершенство - богиня любви.
Афродиту Милосскую долго относили к периоду поздней классики. Величавость осанки, плавность контуров, спокойствие лица делают ее близкой произведениям IV века до н.э.. Вместе с тем, удлиненные пропорции, изображение волос, складок накидки, приемы обработки мрамора говорят о более позднем, где-то на два столетия, изображении Венеры. Возможно автора просто вдохновляли более ранние произведения.

Глеб Успенский писал:"Художник создал вам образчик такого человеческого существа, которое вы, считающий себя человеком и живущий в теперешнем человеческом обществе, решительно не можете себе представить способным принять малейшее участие в том порядке жизни, до которого вы дожили... Желание выпрямить, высвободить искалеченного теперешнего человека... для светлого будущего радостно возникает в душе". В этих словах отражена мечта русского писателя о гармоничном, совершенном человеке, которого он не мог найти в современном ему мире.

СС конца V в. до н. э. и особенно в период эллинизма Афродита во всей греческой ойкумене стала в первую очередь олицетворять богиню любви и красоты. А потому её скульпторы любили создавать статуи этой красивейшей богини.

Афродита Книдская

Не всегда Афродиту изображали нагой, как мы привыкли её видеть. Первым кто решился дерзнуть и изобразить богиню обнаженным, был греческий скульптор Пракситель, лучший из ваятелей (350—330 гг. до н. э.). Согласно легенде, натурой мастеру послужила его возлюбленная гетера Фрина, что вызвало большой скандал.
Афиней продолжает: "Но еще более прекрасны были те части тела Фрины, которые не принято показывать, и увидеть ее обнаженной было совсем не просто, потому что обычно она носила плотно облегающий хитон и не пользовалась публичными банями. Но когда вся Греция собралась в Элевсинии на праздник Посейдона, она на глазах у всех сняла с себя одежду, распустила волосы и нагая вошла в море; именно это подсказало Апеллесу сюжет для его Афродиты Анадиомены. Знаменитый скульптор Пракситель также был одним из поклонников Фрины и использовал ее как модель для своей Афродиты Книдской".
Его прославленная мраморная статуя стояла в храме на острове Книде. Плиний, назвавший ее лучшей скульптурой в мире, писал, что многие отправлялись на Книд только для того, чтобы увидеть это гениальное произведение. Глядя на статую, все понимали, почему в знаменитом мифе о суде Париса Афродита победила Афину и Геру.
Как сообщает древнеримский писатель Плиний, Пракситель одновременно изваял две статуи - одну, как было принято, покрытую одеждой, другую - обнаженную. Жители Коса, для которых выполнялся заказ, модерна не поняли, поэтому купили статую в одежде. Об этой работе потом пропал и слух.


«Афродита Браски» . I в. до н. э. Глиптотека . Мюнхен

Статуя изображает полностью обнажённую женщину, прикрывающую лоно правой рукой. Это относит её к категории Venus Pudica (Венера Стыдливая), куда также входят Капитолийская и Медичейская Венеры. Богиня держит в руках ткань, складки которой спускаются на кувшин (с точки зрения конструкции это становится еще одной дополнительной опорой). Высота скульптуры составляла 2 метра, материал — паросский мрамор (Пракситель не любил бронзу).

Предполагают, что статуя была вывезена в Константинополь и там погибла во время восстания Ника в 532 году, когда почти половина города была сожжена и уничтожена. До настоящего времени скульптура дошла до нас только в повторах и копиях (около пятидесяти).


Пракситель. Голова Афродиты Книдской (Афродита Кауфмана). Лувр

Философ Платон под впечатлением от творения Праксителя написал две эпиграммы:

В Книд чрез пучину морскую пришла Киферея-Киприда,
Чтобы взглянуть на свою новую статую там,

И, осмотрев ее всю, на открытом стоящую месте,

Вскрикнула: «Где же нагой видел Пракситель меня?»
Нет, не Пракситель тебя, не резец изваял, а сама ты

Нам показалась такой, как ты была на суде.

Афродита Книдская из коллекции Ватиканского музея является, пожалуй, наиболее верной копией.

К этому же типу относится и Венера Капитолийская .

Палаца Нуово

Афродита Анадиомена

Не меньшей славой пользовалась картина Апеллеса, нарисовавшего Афродиту Анадиомену (выходящую из моря). Леонид Тарентский (III в. до н. э.) так описал эту картину:

Киприду, вставшую из лона вод
И мокрую еще от пены, Апеллес
Не написал здесь, нет! - воспроизвел живой,
Во всей ее пленительной красе. Смотри:
Вот руки подняла, чтоб выжать волосы,
И взор уже сверкает страстью нежною,
И - знак расцвета - грудь кругла, как яблоко.
Афина и жена Кронида говорят:
«О Зевс, побеждены мы будем в споре с ней».

Некоторые ученые считают фреску из Помпей римской копией прославленной греческой картины. Едва ли это соответствует действительности, фреска не походит на описание картины, оставленное в своей прекрасной эпиграмме Леонидом Тарентским (III в. до н.э.). Но я все равно её приведу, поскольку она мне нравится. Особенно цветовая гамма.


Под именем Афродиты Анадиомены известны все статуи этой богини, на которых Афродита изображена выжимающей свои роскошные волосы. В переводе с древнегреческого языка слово Анадиомена (ἀναδυομένη) значит «выныривающая».
Вдохновленный картиной Апеллеса скульптор Полихарм сделал статую Афродиты Анадиомены. Как и произведение Праксителя, она в разнообразных вольных копиях воспроизводилась в течение нескольких столетий.

Афродита, (Анадиомена), римская копия, 1 век до нашей эры


Афродита, выходящая из воды (Анадиомена), римская копия

Афродита Родосская, 2 век до нашей эры

Венера Сиракузская. 2 в. н. э

Афродита Анадиомена, Рим (Aphrodite Chiaramonti)

Ве нера Каллипига (В енера Прекраснозадая)

Оригинал ок. 225 г до н. э., Статуя приподнимает одежду, демонстрируя свои красоты. Найдена в Золотом доме Нерона. Спиралеобразное построение композиции позволяет фигуре выглядеть одинаково выигрышно с любой точки. Хранится в Национальном археологическом музее Неаполя с 1802 г, дар папы Бенедикта XVII. В период викторианский считалась крайне неприличной (одному английскому художнику потребовалось специальное разрешение на то, чтобы ему позволили её зарисовать в альбом).

Венера из Арля (Венера Арлезианская)
Хранится в Лувре, была найдена в 1651 г на развалинах античного театра Арля (Франция) в виде трёх разрозненных фрагментов. Голова была отделена от тела, а руки утрачены. В нынешний вид её привел Франсуа Жирардон. По-видимому, «Венера из Арля» восходит ко второй знаменитой Афродите работы Праксителя — Афродите Косской.

Афродита в садах (Aphrodite I en Kipois)
Дошла до нас только в не всегда внятных репликах. Работа ученика Фидия — Алкамена представляла собой спокойно стоящую богиню, слегка склонившую голову и изящным движением руки откидывающую с лица покрывало; в другой руке она держала яблоко, дар Париса.. Время создания статуи — 2-я пол. 5 в. до н. э., древность ощущается и в том, что богиня не разоблачена окончательно, пусть одеяния и облегают её достаточно откровенно. В Аттике даже существовал особый культ Афродиты Урании в Садах. Афродита представлялась как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «Афродита в садах», «священносадовая», «Афродита в стеблях», «Афродита на лугах».


К типу Афродита в садах относится статуя Венера-Прародительница . Она выступает здесь как прародительница правящего рода Юлиев. Именно ей Цезарь поставил на Форуме. Иногда также по месту находки называется "Aphrodite Frejus". Относится к типу "Афродиты в садах", избранного, видимо, благодаря заметной скромности и целомудрию, отличавших статую 5-го века от изображений богини в другой функции.

Венера Медичи (Медицейская)
Была раскопана в 1677 г. на портике Октавиана в Риме в виде 11 фрагментов. Римская копия с оригинала Клеомена 1 в. до н. э.С неё Сандро Боттичелли взял позу своей рождающейся Афродиты.

Венера Милосская
Была найдена в 1820 г. на Милосе, одном из Кикладских островов Эгейского моря, от которого получила свое название. Руки ее были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти ее в свою страну, и турками, которые имели то же намерение. Венера Милосская - самая известная из всех статуй в мире. Хранится в Лувре. Надпись гласит, что сделал ее Александр - или Агесандр, неразборчиво. Ок. 130-120 г. до н.э. Пропорции Венеры Милосской - 86х69х93 при росте 164 (в пересчете на рост 175 пропорции 93х74х99).

Афродита, Пан и Эрос
Скульптура с острова Делос. Ок. 100 г до н. э. Национальный археологический музей Афин.

Купающаяся Венера, онаже Венера Дайдоласа
Представлена в копиях. Оригинал был создан во 2-й пол. 3 в. до н.э.

Ватикан

Она же из Вифинии
Венера Мазарини
Относящаяся примерно к 100-200 гг. г.э. эта римская копия была найдена на территории Рима около 1509 г. (спорно). Точно так же спорен тот факт, что когда-то эта скульптура принадлежала знаменитому кардиналу Мазарини, что не помешало ей получить подобное прозвание. Выделяется, пожалуй, тем, что она - одна из немногих, обладающих именем и находящихся на территории США. Музей Гетти.

Венера Эквилинская
Была откопана в Риме в 1874 г., и с того момента находится в Капитолийских музеях (1 в. до н.э.). Есть вариант и в Лувре. Руки ей восстанавливать не стали. Английский художник Edward Poynter попытался реконструировать их хотя бы визуально в своей картине "Diadumene ", предположив, что статуя изображала женщину, подбирающую волосы перед купанием. Предположение основывается на том, что сзади на голове богини виден остаток от руки - мизинец. Следует также упоминуть версию, что эта статуя является изображением Клеопатры - поскольку на вазе, на которую накинуты драпировки, изображена кобра - атрибут египетской царицы

Афродита Синуэсская
Найденная в 1911 г. в местечке Мондрагоне (античный город Синуэсса) при возделывании виноградника, эта статуя, которую относят к 4 в. до н.э. в настоящий момент находится в Неаполе, Национальном музее.

Венера из Капуи
Вариант того, как могла бы выглядеть Венера Милосская. Одной ногой богиня в этом варианте опирается на шлем, что, видимо, должно выразить идею об ее победоносном могуществе - идею о том, что против ее власти ничто не может устоять (Афродита-Никифорос, т.е. Победительница). В руке, предположительно, она держала полированный щит, в который смотрелась, как в зеркало. Хранится в Неаполе. Считается, что эта статуя может быть копией произведения Лисиппа. 330 - 320 гг. до н.э.

Венера Таврическая Стату
я, найденная в окрестностях Рима в 1718 г и приобретенная Петром I, экспонируется в Эрмитаже и представляет собой переработанный тип Афродиты Книдской. Согласно письменным источникам, папа, который запретил вывозить древности из Италии, в конце концов, обменял её на мощи св. Бригитты, возвращенные Петром. Имя «Таврическая» статуя приобрела от названия Таврического сада, в котором по прибытии была выставлена.


Венера Хвощинского
Вторая из находящихся в России Венер хранится на Волхонке, в ГМИИ им. Пушкина и также восходит к праксителевской Афродите Книдской. Своё прозвание она получила по имени приобретшего её собирателя.

«Вене́ра Мило́сская» (Афродита с острова Ми́лос) - знаменитая древнегреческая скульптура, созданная приблизительно между 130 и 100 годами до нашей эры.

Многочисленные завоевания Александра Македонского способствовали распространению греческой культуры далеко за пределами Эллады. Отныне непосредственными соседями Греции стало множество различных народов. Это принесло новый реализм в искусство того периода. Художники стали отдавать предпочтение изображению различных граней человеческой природы. Даже статуи богинь теперь имели человеческие лица.

Статуя богини любви Афродиты (середина II в. до н. э.), из белого мрамора. Считается, что создателем её является скульптор Агесандр (или Александрос) Антиохийский (надпись неразборчива). Прежде приписывалась Праксителю.

Скульптура представляет собой тип Афродиты Книдской (Venus pudica, Венера стыдливая): богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние (впервые скульптуру такого типа изваял Пракситель, ок. 350 до н. э.). Пропорции - 86х69х93 при росте 190м

Была найдена в 1820 г. на острове Милос (Мелос) - одном из Кикладских островов в Эгейском море при следующих обстоятельствах:

Французский моряк Вутье, Оливье решил, сойдя на берег, поискать древности (в то время был бум на древности) для продажи. На пару с местным крестьянином Йоргосом Кентротасом он откопал статую на развалинах древнего амфитеатра. Вутье попытался уговорить капитана немедленно плыть в Константинополь, чтобы получить разрешение на вывоз, но капитан отказался и Вутье махнул рукой на свою находку. Но другой морской офицер Жюль Дюмон-Дервиль отправился в Константинополь и получил разрешение. По возвращении он обнаружил статую на русском судне, капитану которого один турецкий чиновник заплатил, чтобы он перевёз статую в Константинополь. После тяжёлых переговоров с островитянами, Дюмон-Дервиль всё-таки добился выкупа статуи. Позже турецкие власти, взбешённые тем, что такая ценная находка ушла от них, приказали подвергнуть наиболее влиятельных жителей острова Милос публичной порке.

Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками (владельцами острова), которые имели то же намерение.



Дюмон-Дюрвиль сразу понял, что единственная возможность сорвать сделку (а статую уже увезли в порт, чтобы отправить в Стамбул) - это попытаться перекупить Елену. Узнав, сколько турок заплатил за находку (а заплатил он буквально гроши), Дюмон-Дюрвиль, с согласия дипломата, предложил сумму вдесятеро большую. И уже через несколько минут толпа греческих крестьян во главе с прежним хозяином Елены мчалась к порту. Турки как раз грузили статую на фелюгу. Крестьяне потребовали от турка увеличить плату. Тот конечно же отказался. И тут начался бой, в котором французский королевский флот не участвовал, но присутствовал. В результате сражения статуя рухнула за борт. Началась эпопея по подъему ее наверх. Причем бои местного значения не прекращались, и до последнего момента не было ясно, кому же достанется этот шедевр. К тому же бухта оказалась глубокой и каменистой. Неудивительно, что, когда наконец статую подняли и отбили у турок, оказалось, что она потеряла руки. Их так и не нашли. По сей день. Существует описание статуи, сделанное Дюмон-Дюрвилем, который объясняет, почему крестьяне сначала называли ее Еленой Прекрасной - они с детства помнили о том, как Парис дарил яблоко, а потом женился на Елене. Но забыли, что яблоко досталось богине любви Венере.



Классификация и местонахождение

Статуя была приобретена в 1821 году и в настоящее время хранится в специально подготовленной для неё галерее на 1-м этаже Лувра. Код: LL 299 (Ma 399).

В начале статую отнесли к классическому периоду (510-323 гг. до н. э.). Но оказалось, что со статуей привезли и постамент, на котором было написано, что Александр сын Менидеса, гражданин Антиохии на Меандре, сделал эту статую. И оказалось, что статуя относится к эллинистическому периоду (323-146 г.г. до н. э.). Впоследствии постамент пропал и до сих пор не найден.

>> Венера-Афродита

Венера-Афродита

Среди двенадцати великих богов Древней Греции, правящих Землей с высоты Олимпа, первой красавицей всегда считалась Афродита. Греки почитали ее как Богиню любви и красоты, покровительницу браков и рождения детей, “детопитательницу”, богиню женского начала и плодородия, вечной жизни и бесконечной весны. Сопротивляться Афродите в ее желании все подчинить срасти и любви не могли не боги, не люди, только лишь другие покровительницы женщин, Афина-Паллада, целомудренная Артемида и богиня семейного очага Гестия, могли игнорировать чары Афродиты и безмолвно завидовать ее абсолютной власти, поскольку истинная любовь не знает границ. Несмотря на нежность и кажущуюся хрупкость, Афродита не терпит тех, кто посмел отвергнуть ее любовь и безжалостно будет преследовать врагов, победой над которыми провозглашая торжество величайшего чувства, единственного, которое может подарить новую жизнь. Расформировавшись под влиянием восточных культов, особенно богини Астарт, родом из завоеванной греками Финикии, Афродита становится вечной покровительницей и богиней красоты, любви, радости, смеха, брака. В переводе с древнегреческого Афродита значит “рожденная из пены”. Прекрасен и сам миф, рассказывающий о появлении Афродиты на свет: она вышла обнаженной из белоснежной воздушной морской пены и добралась к берегу в жемчужной раковине. Есть несколько пикантное продолжение мифа, может быть, морская пена не была такой уж обычной: великий Крон, отец всех олимпийских богов, оскопил своего отца Урана, и бросил гениталии в море, и из его семени появилась богиня Афродита, а из крови - не знающие пощады эринии (фурии) и гиганты. Ученые-историки говорят о том, что появлении Афродиты на греческих берегах со стороны моря лишний раз доказывает ее якобы “заморское” рождение. Есть и богини и другое имя - Киприда, от названия острова, первый шаг по которому она сделала на Земле, на Кипре Афродиту почитали и почитают до сих пор как богиню-покровительницу острова.

Если следовать логике греческих мифов, то Афродита входит в число древнейших богов Олимпа, она старше самого Зевса. Как только в еще только рождающемся мире появилась Афродита, она подарила ему любовь и красоту. В более поздней трактовке, Афродита - дочь Зевса и океаниды Дионы, но эта версия противоречит сама себе, как может дитя любви появиться раньше самого понятия любви?

Специалисты в мифологии утверждают, что образ и все атрибуты Афродиты греки позаимствовали у нескольких восточных богинь, куда более древних и грозных, чем юная пенорожденная Афродита: у финикийской Астарт, египетской Исиды и ассирийской Иштар. В подобных утверждениях нет ничего удивительного, все перечисленные божественные дамы прежде всего символизируют женское начало и способность женщины дарить новую жизнь. Воинственной греческой цивилизации, ее тесные связи со всеми культурами Малой Азии вполне могли способствовать рождению тождества между богинями. Раз уж дело коснулось заимствований из Азии, то и великолепную Европу Зевс украл из Малой Азии. Почитание любви и ее животворящего начала послужило зарождению греческого культа Афродиты, богини прекрасной, немного ветреной и любвеобильной.

В растительном мире Афродите были отданы во власть и вечное распоряжение митр, роза, яблоко, мак, нарциссы, анемоны, фиалки и лилии. Символом плодородия, связанного с культом Афродиты, были воробьи и голуби. Дельфин являлся символом ее появления из морских глубин. Чаще всего Афродиту изображают обнаженной, на ее талии дорогой золотой пояс, а в руках золотой сосуд с колдовским вином, только пригубив которое человек получает бессмертие и вечную молодость. Афродиту постоянно сопровождает Эрот, олицетворяющий влечение мужчины и женщины; три богини-Хариты, несущие в мир веселье, изящество и привлекательность; богини-Оры, дочери Зевса, следящие за сменой времен года и плодородными качествами растений; легкомысленные нимфы, олицетворения всех сил природы. Для сравнения, Матерь Богов Иштар всегда сопровождали Страсть и Красота. Афродиту могли сопровождать дикие звери, которых она укротила и которым даровала способность к вечному размножению, в этом тоже можно найти аналогии с Иштар и Кибелой.

Уже в античные времена великие философы и мыслители спорили о истинном происхождении Афродиты. Гесиод в “Теогонии” утверждал, что Афродита рождена из семени Урана, попавшего в морскую пучину и родившего удивительную пену, из которой появилась богиня у берегов острова Кифера, но остров по каким-то причинам не понравился Афродите и она попросила ветер отнести раковину, служившую ей плотом, к Кипру, где и коснулась ее изящная ножка поверхности Земли первый раз. На берегу пенорожденную Афродиту ждали Оры, увенчанные золотыми диадемами. Оры преподнесли в дар юной Афродите золотой венец, ожерелье и серьги, олимпийские же боги сразу были покорены ее красотой и развязали вечный спор о том, кто возьмет в жены прекрасную Афродиту.

Эпинемид заявлял, что Афродита дочь титана Кроноса. В учении школы орфиков верной считается теория, что Афродита рождена из пены, но пена эта образовалась от страстного влечения Зевса к богине дождя и влаги Дионе. Выростил Афродиту в этом случае мудрый старец Нерей, покровитель моряков.

Гера, царственная супруга Зевса, испытывала ревность к Афродите, поэтому она выступила инициатором брака между Афродитой и Гефестом, самым некрасивым богом Олимпа. Гефест - бог огня, самый искусный мастер из всех кузнецов, постоянно трудился в небесной кузнице, а Афродита принимала развлекалась, принимая в гостях Афину и Геру. Гефест подарил ей дивный золотой гребень, чтобы длинные струящиеся волосы Афродиты затмевали блеском даже Солнце.

Такова уж натура Афродиты, дарить любовь и чувство страсти, поэтому от ее чар не спаслись олимпийские боги, а Гефест часто испытывал на себе клеймо мужа неверной супруги. Среди побед Афродиты Посейдон, Арес, Гермес. Обладая волшебным золотым поясом, который мог влюбить в его обладательницу любого смертного или бессметного, Афродита была воистину безоговорочной повелительницей любви. Гера часто в тайне от Зевса просила этот пояс у Афродиты, чтобы обуздать страсть своего супруга-Громовержца и немного освободиться из-под его власти.


Легендарное место рождения Афродиты в Пафосе(Кипр).

Зевс часто испытывал страстное желание к Афродите не без помощи ее колдовского пояса, поэтому часто пытался отомстить. К слову, Зевс и Афродита никогда не делили ложа, игривая богиня и ставила целью соблазнить повелителя Олимпа, лишь позлить его своей властью. Зевс задумал унизить богиню, разбудив в ней горячую страсть к просто смертному юноше Анхису, результат союза Афродиты и Анхиса - Эней. Анхис возгордился любовью богини и стал хвалиться этим, в наказание то ли сама Афродита, то ли разгневанный неуважением Зевс наслали на него расстройство всех членов. Однажды Афродита спасла от сирен аргонавта Бута и подарила храброму путешественнику несколько незабываемых ночей на маленьком необитаемом острове посреди бушующего моря, злые языки утверждают, что сделала она это только ради того, чтобы вызвать ревность Адониса. Знаменитый спор, затеянный богиней ссор и распрей Эридой, о том, кто красивее - Афина, Гера или Афродита, выиграла последняя, именно Афродите троянский царевич Парис отдал золотое яблоко с надписью “Прекраснейшей”. В благодарность Афродита подарила Парису любовь Елены Прекрасной и помогла похитить ее у сурового Агамемнона. Во время Троянской войны Афродита поддерживала сторону троянцев, даже участвовала в бою на их стороне, спасая своего сына Энея от Диомеда, который осмелился поднять руку на богиню и ранить ее. Также существует легенда, что именно Афродита не дала погибнуть Парису во время смертельного поединка с братом Агамемнона Менелаем.

У Афродиты есть лишь одна вечная обязанность - дарить любовь всем живым существам. Есть удивительная легенда о том, как Афина застала Афродиту за рукоделием, вечная соперница так обиделась на Афродиту, что пообещала бросить покровительство над ткачихами и прочими мастерицами по шитью, поскольку это входило в обязанности Афины. Афродита извинилась и поклялась никогда более не прикасаться ни к одному ремеслу или работе. Другая же легенда говорить, что Афина и Афродита все-таки устроили соревнование в ткаческом искусстве.

Афродита (Венера) Милосская. Около 300 до н.э. Мрамор. Лувр. Париж.

Весной 1820 г. греческий крестьянин с острова Милоса по имени Юргос, копая землю, почувствовал, что его лопата, глухо звякнув, натолкнулась на что-то твердое.
Юргос принялся копать и обнаружил статую очень красивой женщины из белоснежного мрамора, помещенную в каменной нише. Тот, кому когда-то принадлежала эта статуя, видимо, очень дорожил ею и сделал все возможное, чтобы на нее не влияло время. Как свидетельствует надпись (впоследствии ее прочитали ученые), автора изваяния звали Агесандр, или Александр (точно установить не удалось), ибо несколько букв стерлось. Жил он в конце III или начале II в. до н. э. Полуобнаженная фигура, сильная и одновременно женственная, - такой изобразил скульптор Афродиту, богиню любви. Мягкие складки одеяния подчеркивают красоту и упругость обнаженного тела. В зависимости от того, откуда смотреть на статую, она кажется то гибкой и подвижной, то спокойной и сосредоточенной. Удивительную жизненность придает богине и посадка головы немного влево и чуть вниз. Богиня любви, она чуть торжественна в своей возвышенной и строгой красоте и в то же время глубоко человечна.
Остров Милос принадлежал в те времена Турции. Иностранцы посещали его редко, и поэтому покупателя на удивительную находку найти было трудно. Юргос уступил ее за бесценок местному священнику, который задумал принести ее в дар кому-то из султанских вельмож.
В это время о находке узнал французский посол в Турции и послал на Милос своего секретаря на военном корабле. Французы прибыли в тот момент, когда статую грузили на турецкое судно. Секретарь попытался тут же в порту перекупить замечательное творение греческого искусства, но священник категорически отказался.
Тогда французы решили отнять драгоценную статую силой. Завязалась драка. Турецких матросов было меньше, чем французских военных моряков, и им пришлось уступить, но статуя при этом потеряла обе руки.

Французский посол отправил находку Юргоса — «Афродиту (Венеру) Милосскую» (так ее назвали в честь острова, где она была найдена) в Париж, в музей Лувр. Там ее поместили в отдельном зале, как одно из самых больших сокровищ этого музея.
Излюбленными изображениями в III-I в.в. до н.э. становятся изображения резвящихся нимф, сатиров, амуров и богини любви - Афродиты. И в Лувре, и в Эрмитаже, и в других музеях мира можно найти множество подобных произведений. Но ни одно из них не сравнится по своей известности с Афродитой Милосской (II век до н.э.).
Когда посетители входят в Лувр , то они обычно задают два вопроса: как пройти к Венере Милосской (этим римским именем называют еще греческую богиню) и где находится Джоконда ?

Фигура богини любви лишена рук, покрыта щербинами, но однажды увидев ее уже никогда не забудешь ее красоты и гордого образа. Легкий наклон небольшой головы на стройной шее, одно плечо чуть приподнято, второе немного опущено, гибкий, изогнутый стан. Нежность и мягкость кожи оттенена соскользнувшей на бедра накидкой. И невозможно оторвать взгяд от пронизанной женственностью и лиризмом скульптуры, ни на минуту не сомневаясь, что перед глазами совершенство - богиня любви.
Афродиту Милосскую долго относили к периоду поздней классики. Величавость осанки, плавность контуров, спокойствие лица делают ее близкой произведениям IV века до н.э.. Вместе с тем, удлиненные пропорции, изображение волос, складок накидки, приемы обработки мрамора говорят о более позднем, где-то на два столетия, изображении Венеры. Возможно автора просто вдохновляли более ранние произведения.

Глеб Успенский писал:"Художник создал вам образчик такого человеческого существа, которое вы, считающий себя человеком и живущий в теперешнем человеческом обществе, решительно не можете себе представить способным принять малейшее участие в том порядке жизни, до которого вы дожили... Желание выпрямить, высвободить искалеченного теперешнего человека... для светлого будущего радостно возникает в душе". В этих словах отражена мечта русского писателя о гармоничном, совершенном человеке, которого он не мог найти в современном ему мире.