Скульптор афродиты. Древнегреческие скульптуры

10.10.2016 0 8421


Эта скульптура — одно из наиболее известных произведений искусства, и одно из самых прекрасных. Писатель Шатобриан, увидев ее впервые, воскликнул: «Греция еще не давала нам лучшего свидетельства своего величия!».

Первый исследователь — секретарь Французской Академии художеств Картмер де Кинси — назвал статую Венерой Милосской , хотя вернее было бы дать ей греческое имя — Афродита. Ведь статуя была создана (и найдена) в Греции, а не в Риме. Скульптура богини любви известна каждому. Но если спросить, кто и когда создал Венеру Милосскую, как она выглядела изначально — ответом нам будут только предположения.

Афродита — богиня любви и красоты, олицетворение вечной юности, покровительница мореплавания. Первоначально она считалась богиней моря, неба и плодородия. Ее имя в переводе с греческого означает «рожденная из пены». Культ богини любви был распространен по всей Греции. Храмы Афродиты, в которых приносились бескровные жертвы, привлекали целые полчища молодежи, стремящейся к взаимной и счастливой любви.

Скульптурные изображения Афродиты — не редкость в античном искусстве. Ее изображали и обнаженной, и стыдливо кутающейся в одежды. Многие города заказывали ее статуи для своих храмов. До нашего времени, правда, большинство скульптур не сохранилось: войны и землетрясения, которых немало было в Греции, разрушали целые города.

Греческие статуи Афродиты. Слева направо: Афродита Менофантоса (Menophantos) Греческая скульптура 1-го века до н. э., Италия, Национальный музей Рима. Скульптура Афродита, Эрот и Пан. 100 год до н.э., Дельфы, Греция. Афродита Синуэсская 4 век до н. э. Греческая скульптура. Италия, Неаполь, Национальный археологический музей.

Поэтому подлинников греческого искусства во всех музеях мира очень немного, и представление об этом периоде европейской культуры складывается на основании изучения мраморных копий, исполненных римлянами, подражавшими знаменитым мастерам. Впрочем, иногда земля отдает скрытые в ее недрах сокровища. Благодаря счастливой случайности были найдены статуи Афины, Артемиды, Ники... Олимпийские боги после многовекового заточения возвращаются на землю.

Милос (Мелос) — маленький скалистый островок в Эгейском море. Его покровительницей издавна считалась Афродита, которую римляне называли Венерой. Атрибутом богини считалось яблоко (символ острова), а ее месяцем был апрель.

Поэтому то, что именно на Милосе была обнаружена чудесная статуя этой богини и что произошло это как раз в начале апреля, глубоко символично. В 1820 году крестьянин Иргос вместе со своим сыном обрабатывал свое поле. Рядом находились руины древнего театра. Но Иргос редко обращал на них внимание: хозяйственные заботы занимали все его время.

Распахивая участок, крестьянин наткнулся на остатки стены и вытесанные из камня плиты. Обработанный камень ценился на острове (его использовали как строительный материал), поэтому Иргос решил выкопать свою находку и принялся расширять яму. Через некоторое время ему удалось откопать широкую каменную нишу, в которой глазам потрясенного крестьянина предстала статуя Афродиты, а рядом с ней лежали две статуэтки-гермы и несколько обломков мрамора.

Иргос знал, что иностранцы интересуются древними находками и что за статую можно получить крупное вознаграждение. Поэтому он отправился к французскому консулу Бресту и предложил ему осмотреть скульптуру. Тот был не силен в искусствоведении, но прекрасно знал о том, что французское правительство заинтересовано в пополнении коллекции Лувра. Поэтому Брест обратился к командирам стоящих в гавани французских кораблей с просьбой прислать офицера, разбирающегося в искусстве.

Мнения господ офицеров разделились. Одни полагали, что в статуе нет ничего особенного, другие доказывали, что она уникальна. Брест запросил разрешение на покупку у вышестоящей инстанции, а тем временем в гавань прибыло французское гидрографическое судно «Ла Шеврет». Мичман Дюмон-Дюрвилль (будущий адмирал, исследователь Антарктиды) сразу же понял, насколько ценна находка.

Благодаря его отчету французское правительство распорядилось выделить деньги для покупки статуи. Но к тому времени о Венере узнал Ойкономос Верги — приближенный Мурзуки, в то время фактически управлявшего всеми греческими островами.

Верги потребовал у жителей Милоса продать статую Турции. Когда корабль «Л’Эстафетт» прибыл в Милос, статую уже грузили на турецкую фелюгу. Французы бросились в погоню. Им удалось отбить у турок верхнюю половину статуи, а позже — выкупить и нижнюю часть.

Статуя (точнее, ее фрагменты, которые позже подверглись реставрации) была доставлена во Францию и преподнесена в дар королю Людовику XIII. Принимавшие участие в приобретении шедевра древности Вуатье и Дюмон-Дюрвилль были не только награждены, но и стали настоящими героями в глазах французской художественной богемы.

Король некоторое время пытался скрыть существование статуи (ведь Турция считала ее захват прямым пиратством), но слухи о прекрасном античном творении разошлись по всему миру, и Венера была помещена в Лувр. Первое знакомство с шедевром состоялось 7 мая 1821 года. Посмотреть на Венеру Милосскую приехали послы из Англии, Голландии, Турции.

Присутствовал на церемонии и греческий посол. Но в то время закона об охране ценностей в Греции еще не существовало (он появился в 1834 г.), поэтому греческие сокровища вывозились без всякого разрешения, а страна, в которой были созданы шедевры мирового искусства, не могла даже заявить протест.

Венеру Милосскую приписали резцу Праксителя, известнейшего скульптора древности (этого очень хотел Людовик XIII), хотя со временем было установлено, что скульптура была создана позже — приблизительно в 120 году до н.э. Вопрос о том, кто же является автором Венеры, поднимался неоднократно.

Выдвигалось предположение, что статуя была изваяна другим знаменитым мастером — Скопасом. А несколько позже, благодаря усердию ученика Гро, который зарисовывал скульптуру и привезенные с ней фрагменты мрамора, была обнаружена надпись, сделанная на пьедестале, до сих пор никем не замеченная.

Полустершиеся греческие буквы складывались в слова: «Александр (или Агессандр), сын Менида из Антиохи, исполнил это». После изучения надписи разгорелись дебаты. Одни радовались тому, что «нашелся» настоящий автор скульптуры (кстати, сегодня его имя помещают практически во всех справочниках по искусствоведению).

Другие, более осторожные, полагали, что Александр создал только пьедестал для статуи. А третьи склонялись к мысли, что оставивший подпись мастер был... первым реставратором Венеры Милосской.

На вопрос, что же реставрировал этот мастер, сторонники версии отвечали кратко: руки. Точнее, положение рук. Доказать или опровергнуть это предположение крайне сложно, ведь у Венеры руки отсутствуют.

Куда исчезли руки статуи? Описывая скульптуру, Дюрвилль упоминал о том, что богиня «...в левой поднятой руке держала яблоко, а правой придерживала красиво драпированный пояс, небрежно ниспадавший от бедер до ног». Сын консула Бреста, впрочем, упоминает только об одной руке — левой. Во всяком случае, Жан Экар в книге, вышедшей в 1873 году, приводит множество показаний очевидцев «приключений» скульптуры.

Доводы Экара казались выверенными и правдоподобными... до проведения серьезных исследований. Оказалось, что Экар привел только ту выдержку из отчета Дюрвилля, которая укладывалась в его версию. И «забыл» о приписке, текст которой не оставляет сомнения в том, что статуя лишилась рук значительно раньше, чем разгорелась памятная стычка между турками и французами: «Обе руки у нее были, к сожалению, сломаны». Окончательный вердикт вынесли эксперты: судя по патине (слою окислов) на обломках рук, а также качеству мрамора, руки были отбиты задолго до обнаружения статуи.

До сих пор не прекращаются споры о том, что держала в руках богиня любви. По мнению одних скульпторов — яблоко. Статую пытаются отождествить с мифом о том, как Гера, Афина и Афродита (в римском варианте — Юнона, Минерва и Венера) явились к пастуху Парису с просьбой решить, кто из них прекраснее. Каждая из них сулила юноше дары в случае победы. Парис вручил яблоко Афродите, отдав ей предпочтение перед остальными, а она пообещала ему Елену Троянскую.

Другие полагают, что Венера смотрелась в зеркало, любуясь своей красотой. Профессор Хасс высказывал мнение, что скульптор изобразил Венеру после купания, в тот момент, когда она собиралась умастить свое тело соком. В одной руке она держала фрукт, а в другой — сосуд для сока. Были и другие толкования. Венера сжимала в руках веретено... Держала щит Марса... Защищалась от навязчивого поклонника или, напротив, соблазняла его...

Возможно Венера Милосская выглядела так

Одной из наиболее аргументированных считается версия, которой придерживается целая плеяда ученых: статуя богини любви — часть скульптурной группы. На это указывает незаконченная драпировка с левой стороны и обработка мрамора на спине Венеры.

Искусствоведы расходятся лишь в том, кто же именно входил в группу. Существует несколько реконструкций, представляющих всевозможные скульптурные композиции: Венера и Геракл, Венера и Марс, Венера и Парис... Поза статуи трактуется совершенно по-разному, однако на сегодня она считается самой лучшей для изображения женского тела.

Статуя Афродиты хранит молчание. Все, что мы знаем о ней, — она прекрасна. Остальное — цепочка домыслов. Ведь при желании можно построить сколько угодно предположений. Например, по каким признакам исследователи решили, что перед ними именно статуя богини? Почему не предположить, что это кто-то из великих смертных или героев древности? Например, Елена Троянская? Впрочем, при одном лишь взгляде на статую все вопросы и сомнения кажутся мелкими и неважными.

Вдали от родной земли, через две тысячи лет после того, как скульптор взял в руки резец, она остается живым символом прекрасного. В отличие от древних греков, мы не поклоняемся богине. Но зато поклоняемся Красоте, воплощенной в ее скульптуре. Не случайно Венера Милосская — единственное произведение искусства, которому посвящено огромное количество стихов чуть ли не на всех языках мира.


Взмахом ресниц пробудишься, сон отлетит шаловливый
Зорька, сестрица румяная, твои расцелует ланиты
Злато волос твоих, Ясная, ветер расчешет, игривый
И на чело твое светлое ляжет венок, Паном свитый.

Очи твои, Лучезарная, нежной красою сияют
Волн одежд твоих легких касается зарево нимба
Арфы Небес сладкострунные гимном эфир наполняют
Ножкою легкой ступаешь к гордой вершине Олимпа.

Дева, Богов наделившая силой Любви беззаветной,
Кротко взираешь, как сонмы сердец наполняются радостью,
Смертным, надеждой покинутым, даришь улыбку, Бессмертная,
О, Афродита, слетаются души к тебе с благодарностью!

Зришь ли? Не помня имени, поправ мистерии древние
Женщины смотрятся в зеркало, взыскуя черты твои нежные,
Тихо поют твои песни, коих нигде нет напевнее,
Склонившиеся над младенцами, спящими, так безмятежно…

О, не угаснут светильники в душах живых, Блаженная!
Ибо любовью соткано жизни пространство вечное…
Так пробуждаясь утром гряди к нам, Преображенная!
Благословляй нас, Венера, улыбкой своей беспечной.

Николай Кун - АФРОДИТА

Афродита - первоначально была богиней неба, посылающей дождь, а также, по-видимому, и богиней моря. На мифе об Афродите и ее культе сильно сказалось восточное влияние, главным образом культа финикийской богини Астарты. Постепенно Афродита становится богиней любви. Бог любви Эрот (Амур) - ее сын.
Не изнеженной, ветреной богине Афродите вмешиваться в кровавые битвы. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром.
Никто не может избежать ее власти, даже боги. Только воительница Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой. Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты к грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой.
Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр . Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.

По острову Кипру Афродиту часто называли Кипридой.
Гимерот - бог страстной любви.

Википедия

Венера, Купидон и куропатка (Тициан, ок. 1550 г)

Афродита (др.-греч. Ἀφροδίτη , в древности истолковывалось как производное от ἀφρός — «пена») — в греческой мифологии богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Она также богиня плодородия, вечной весны и жизни. Она — богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинялись боги и люди; неподвластны ей были только Афина, Артемида и Гестия. Была безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Жена Гефеста и позднее Ареса.

Атрибуты

Купидон, развязывающий Пояс Венеры
(Джошуа Рейнольдс)

Афродите, как богине любви, были посвящены мирты, розы, мак и яблоко, а также анемоны, фиалки, нарциссы и лилии; как богине плодородия — воробьи и голубки, составлявшие её свиты; как морской богине — дельфин. Атрибуты Афродиты — пояс (см. Пояс Афродиты) и золотая чаша, наполненная вином, испив из которой, человек получает вечную молодость.

Весна. (Боттичелли 1477-1478) (*1)

(*1) Венера, богиня любви, стоит в центре картины, немного позади других фигур. Справа Зефир, холодный весенний ветер, настигает нимфу Хлорис. Та сбегает от него и превращается во Флору, Весну, одетую как подобает замужней флорентийке из богатой семьи.
Над Венерой Купидон метит свои стрелы в танцующих Граций (справа Красота, в центре Целомудрие, слева Наслаждение). Считается, что прообразом фигур Граций была Симонетта Веспуччи, а правая Грация имеет лицо Катерины Сфорца, также изображенной Боттичелли на известном портрете в Катерина Александрийская из Музея Линденау.
Сад Венеры охраняет Меркурий в шлеме и с мечом, простирающий руку, чтобы разогнать облака невежества кадуцеем, изображенным в виде двух крылатых драконов.

Спутники Афродиты — Эрот, хариты, оры, нимфы. Она напоминает Иштар, чьими спутницами были Красота и Страсть. Её (как и Кибелу) часто могли сопровождать также дикие звери — львы, волки, медведи, усмиренные вселенным в них богиней любовным желанием.

Мифы

Рождение Афродиты

Рождение Венеры (Бугро Адольф-Вильям (1879)

Легендарное место рождения Афродиты в Пафосе (Кипр).
Существуют разные сказания о происхождении Афродиты. У Гомера она считается дочерью Зевса и океаниды Дионы.
Согласно «Теогонии» Гесиода, она родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденная»; подробнее см. Афродита Анадиомена). Ветерок принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры.

Рождение Венеры, (Д.Энгр, Музей Конде)

Сарацинов камень (передний план) и Камень Афродиты (дальний план). Вид на место рождения Афродиты с возвышенности — Бухта Афродиты в Пафосе (Кипр (дальние валуны)).
Классическая Афродита возникла обнаженной из воздушной морской раковины вблизи Кипра — отсюда прозвище «Киприда» — и на раковине добралась до берега. Оры в золотых диадемах увенчали её золотым венцом, украсили золотым ожерельем и серьгами, а боги дивились её прелести и возгорались желанием взять её в жены.
Согласно Эпимениду, она была дочерью Кроноса. По орфикам, вторая Афродита родилась из моря из семени Зевса, охваченного страстью к Дионе. Вскормлена она была Нереем.

Мифы, связанные с Афродитой

Афродита, Эрот и Пан

Супруга громовержца Гера устроила так, что Афродита вышла замуж за Гефеста — самого искусного мастера среди богов и самого некрасивого из них. Хромоногий Гефест трудился в своей кузнице, а Афродита, нежась в опочивальне, расчёсывала золотым гребнем кудри и принимала гостей — Геру и Афину. Любви Афродиты домогались Посейдон, Арес, Гермес и другие боги.
Огромное горе принесла Афродите смерть её возлюбленного Адониса, страстного охотника. Он гибнет от клыков кабана, посланного ревнивым Аресом. Согласно Птолемею Гефестиону, Афродита первой бросилась с Левкадской скалы, чтобы излечиться от любви к Адонису.
Афродита с наслаждением внушала любовные чувства богам и людям и влюблялась сама, изменяя хромоногому супругу. Непременным атрибутом одеяния богини являлся её знаменитый пояс, в котором были заключены любовь, желание, слова обольщения; он делал любого влюбленным в его хозяйку. Этот пояс порой заимствовала у Афродиты Гера, когда хотела разжечь в Зевсе страсть и тем самым ослабить волю своего могущественного супруга (XIV песнь «Илиады»).
Рассказ VIII песни «Одиссеи» описывает реакцию законного мужа Афродиты, узнавшего от Гермеса о её связи с Аресом. Рассерженный Гефест выковал тонкую, как паутина, но удивительно прочную золотую сеть, которую незаметно прикрепил к подножию кровати, опустив с потолка, а затем объявил жене, что отправляется немного отдохнуть на свой любимый остров Лемнос. Стоило только мужу скрыться из виду, как Афродита послала за Аресом, который не заставил себя долго ждать. Наутро любовники обнаружили, что лежат опутанные сетью — голые и беспомощные. Появился Гефест и приглашенные им поглазеть и посмеяться остальные боги (богини из деликатности остались дома). Арес получил свободу только благодаря Посейдону, пообещавшему Гефесту устроить так, что Арес заплатит выкуп, — в конце концов Арес отказался платить и Гефест так и остался без выкупа. Афродита вернулась на Кипр, где вернула себе девственность, искупавшись в море.
Хотя Зевс никогда не делил ложе с Афродитой, под влиянием её волшебного пояса испытывал такой соблазн даже он. Поэтому однажды он решил унизить её, возбудив в ней безоглядную любовь к смертному. Им стал прекрасный Анхис из царского рода дарданов.

Эней - сын Афродиты и Анхиса

За то, что он этим хвастался, она (либо Зевс) насылает на него расстройство членов. Их сын — Эней, предок Юлия Цезаря.
Возлюбленным Афродиты был также спасенный ею от сирен аргонавт Бут; некоторые утверждают, что богиня провела несколько ночей с Бутом единственно для того, чтобы пробудить ревность в Адонисе.
Афродита превратила женщин Коса в коров, когда отплыл отряд Геракла.

Суд Париса (Joseph Hauber)

Во время вызванного Эридой спора о том, какая богиня — Гера, Афина или Афродита — самая красивая, Парис принял решение в пользу Афродиты и отдал ей золотое яблоко. За это она пообещала Парису любовь Елены, помогла ему похитить её и следила за прочностью их союза, хотя Елена и бранила её.

Но, лишь узрела Елена прекрасную выю Киприды...
...В ужас пришла, обратилась к богине и так говорила:
"Ах, жестокая! снова меня обольстить ты пылаешь?
Или меня еще дальше, в какой-либо град многолюдный,
Фригии град иль Меонии радостной хочешь увлечь ты,
Если и там обитает любезный тебе земнородный?
Ныне, когда Менелай, на бою победив Александра,
Снова в семейство меня возвратить, ненавистную, хочет,
Что ты являешься мне, с злонамеренным в сердце коварством?
Шествуй к любимцу [Парису] сама, от путей отрекися бессмертных
И, стопою твоей никогда не касаясь Олимпа,
Вечно при нем изнывай и ласкай властелина, доколе
Будешь им названа или супругою, или рабою!
Я же к нему не пойду, к беглецу; и позорно бы было
Ложе его украшать; надо мною троянские жены
Все посмеются; довольно и так мне для сердца страданий!"

(Гомер Илиада III, 399-412)

Во вспыхнувшей по этой причине Троянской войне Афродита защищала троянцев.

Диомед атакует Афродиту, когда она пытается защитить Енея
(Реконструкция Артура Хайнриха Вильгельма Фитджера)

Согласно «Илиаде», она спасла от гибели Париса во время его поединка с Менелаем, а также своего сына, троянского героя Энея, на которого напал Диомед; последний обрушился на богиню, ранил её и заставил покинуть поле боя.
Богини судьбы наделили Афродиту лишь одной божественной обязанностью — творить любовь, но однажды Афина застала её тайком сидевшей за прялкой. Посчитав это вмешательством в свои дела, Афина пригрозила вообще бросить свои обязанности. Афродита извинилась и с тех пор больше никогда не прикасалась ни к какой работе. Есть также рассказ, как она состязалась в ткачестве с Афиной.

Жертвы Афродиты

Помогая любящим, Афродита преследовала тех, кто пренебрегал её культом и отвергал любовь. Она была причиной смерти Ипполита и Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае и Мирре и наделила отвратительным запахом женщин с Лемноса (см. Гипсипила). Афродита жестоко наказала Аталанту, которая хотела оставаться девственницей, а Главк по воле Афродиты был разорван своими конями за то, что он запретил им покрывать своих кобылиц. Мотив мести Афродиты развивался также в любовной поэзии, особенно эллинистического периода.

Любовники и дети Афродиты

* Боги

O Гефест (муж)
o Арес. Дети от Ареса:
+ Антерос (Антэрот)
+ Эрот (любовь)
+ Гимерот
+ Гармония
+ Деймос, (ужас)
+ Фобос, (страх)
+ Амазонки
o Дионис. Дети от Диониса (версия):
+ Три Хариты — Аглая, Евфросина, Талия
+ Гименей
+ Приап
+ Гермес Хтоний
o Гермес. Дети от Гермеса
+ Эрот (по некоторым источникам)
+ Эвномия
+ Атлантий-Гермафродит
+ Пейфо
+ Приап (по некоторым источникам)
+ Рода. (версия)
+ Тиха.

Эрот, по разным версиям, рождён ею от Гермеса, Ареса, Зевса или Урана.

* Смертные
o Адонис
+ Бероя, Гистапс и Зариадр
o Анхис
+ Эней
+ Лир
o Фаон

Также её дети:

* Ананке. Дочь Афродиты Урании.
* Эрик. От Бута или Посейдона.

Многие Афродиты

Согласно речи Котты, их было четыре:

1. Рождена Гемерой от Урана, её храм в Элиде.
2. Родилась от морской пены, родила от Гермеса Эрота второго.
3. Дочь Зевса и Дионы, жена Гефеста. Родила от Ареса Антэроса.
4. Дочь Кипра и Сирии, зовётся Астартой, жена Адониса. Её святилище в Библе.

Геродот сообщает о почитании Афродиты (то есть богинь, отождествляемых с нею) многими народами.

Афродите соответствует римская Венера.

С Афродитой отождествляют Сирийскую богиню. В Евфрат с неба упало огромное яйцо, рыбы выкатили его на берег, а голубки высиживали, пока из него не вышла Афродита. По её желанию Зевс перенес рыбы в число созвездий.

По рассказу ближневосточного происхождения, Афродита и Эрот подвергаются нападению Тифона и спасаются, превратившись в рыб (миф связан с созвездием Рыб).

Окружение Афродиты

* Гармония. Служанка Афродиты.
* Парегорон. («Уговаривание»). Божество, спутница Афродиты. Статуя работы Праксителя.
* Перистера. «голубка». Некая нимфа, которая помогла Афродите собрать много цветов и победить в состязании Эрота. Тогда Эрот превратил её в голубку.
* Потос («Желание»). Божество, спутник Афродиты. Статуя работы Скопаса. См. Лукиан. Разговоры богов 20, 16; Нонн. Деяния Диониса XXXIII 111.

Венера и Адонис (Франсуа Лемуан, 1729 г)

Культ Афродиты

Центрами культа Афродиты были Кипр, где в городе Пафосе находился её храм, и остров Кифера. Знамениты древнегреческие статуи Афродиты — «Афродита Книдская» (ок. 350 до н. э., Пракситель, известна в римской копии) и «Афродита Милосская» (II век до н. э., оригинал в Лувре, Париж).

Венера и Купидон (William Edward Frost)

Двуполость аналогов Афродиты Андрогин

Известно двуполое изображение (VII в. до н. э., фаянсовая статуэтка обнажённого бога) древнейшего египетского бога-демиурга Тота (грудь и живот молодой женщины, а также пенис). В древности хорошо знали и тот факт, что средиземноморская Афродита (Астарта) «изображалась не только в женском обличье, но и в мужском». Так, на Кипре, где проживало много ханаанеев и греков, была статуя богини с бородой, но с женским телом и в женской одежде, со скипетром, «изображающая богиню как существо мужского пола, поскольку полагали, что она „является и мужчиной и женщиной“ (50.с62)». Шифман отмечает, что подобные указания можно найти в схолиях к «Энеиде» Вергилия, а также в словаре Гелихия. Левий (Макробий) же свидетельствует, что благословляющая Венера появляется то в мужском, то в женском обличье: «Поклоняющийся Венере, благодатному божеству, молится (не акцентируя), женщина оно или мужчина» (то есть единому двуполому божеству). Мужское божество «Афродита» упомянуто и Аристофаном (по словам Макробия). На греческом острове Кос, по словам Плутарха, жрец Геракла (Мелькарта) приносил богу своему жертву, облачённый в женское одеяние и с повязкой на голове. В Сирии жрецы и поклонники некого двуполого бога являлись на богослужение в красноватых, прозрачных женских сорочках и прочем женском одеянии; между тем как женщины одевались в мужское платье и вооружались мечами и копьями. (Зильберман М. И. Религия Ханаана. Гл. 2. Этносы древнего Ханаана)

Эпиклесы Афродиты

По местам почитания Афродиты имела эпиклесы (эпитеты):

* Киприда — от острова Кипр, где Афродита впервые вышла на берег. Эпитет Афродиты.
* Кипрогения — то же. Эпитет Афродиты.
* Пафия, Пафийка, Пафосская богиня — от г. Пафос на Кипре, где находился храм общегреческого значения.
* Киферея (Цитерея) — рождённая близ острова Кифера, другого центра почитания; так как вначале пристала к Киферам, прежде чем родиться у Кипра;
* Идалия (Идалийка) — от города Идалион и по горе Идалии на Кипре, где Афродита почиталась, как главное божество;
* Амафусия (Аматузия) — от города Амафунт на Кипре, центра почитания богини;
* Акидалия — от Беотийского источника.. Также имя некоей героини.
* Эрикина. (лат. Эрицина.) Эпитет Афродиты. Её святилище было не только в Сицилии, но и в Псофиде (Аркадия).

Связь с морским рождением отражена в эпиклесах:

* Афрогенейя («пенорожденная»).
* Анадиомена (выныривающая) — появившаяся на поверхности моря;
* Евплея (Эвплойя) (эпитет Афродиты как покровительницы мореплавания.);
* Понтия (морская).

В эпиклесах

* Меланида (чёрная, мрачная),
* Скотия (тёмная, мрачная),
* Андрофонос (губительница людей) и, в противоположность,
* возможно, Сосандра (спасающая людей),
* Эпитимбия (погребальная),
* Мухейа — богиня тайных мест

Функции подательницы любви и разжигательницы страсти отразились в эпиклесах:

* Дола (обманщица),
* Морфа (дающая красоту),
* Анфея (цветущая),
* Пейто (убеждающая, обольщающая),
* Гетерия — покровительница гетер,
* Порн — покровительница разнузданной страсти источник не указан 105 дн,
* Дарцетос — покровительница праздной лени,
* Диварисатрикс и
* Перибазия (совершающая девиационный сексуальный акт),
* Каллипига (прекраснозадая),
* Кастния (Кастниетида) — покровительница бесстыдства. Только эта богиня принимает в жертву свиней.

А также две ипостаси богини, связанные с греческими философскими категориями (см. выше):

* Афродита-Пандемос. Поклонение ей ввел Тесей. Статуя работы Скопаса в Элиде.
* Афродита-Урания. Ей впервые поклонялись ассирийцы, у афинян ввел его Эгей. По некоторым, старшая из Мойр. Афродите Урании как матери Ананки посвящен LV орфический гимн. Предположительно перевод Meleket Aschamain «царица небес», прозвища Астарты у Иезекииля. Её храм в Кифере воздвигли финикияне.

Другие эпитеты:

* Акрея. Эпитет Афродиты на Книде.
* Алентия. Эпитет Афродиты в Колофоне.
* Апатурос. Эпитет Афродиты. Её храм в Фанагории. Есть миф, что на Афродиту здесь напали гиганты, она призвала на помощь Геракла и спрятала его в пещере, а затем поодиночке приводила их к Гераклу.
* Арента. Эпитет Афродиты.
* Арея. «Воительница». Храм Афродиты Ареи в Спарте. Святилище в Платеях, выстроенное после победы при Марафоне.
* Бербея. Эпитет Афродиты.
* Диона. Эпитет Афродиты.
* Киндиада. Эпитет Афродиты. Её святилище около Баргилий (Кария).
* Колиада. Эпитет Афродиты.
* Колотида. Эпитет Афродиты на Кипре.
* Морфо. Прозвище Афродиты. Её храм в Спарте, там она сидит под покрывалом и с оковами на ногах, которые наложил Тиндарей.
* Филомедея. («Любящая срамной уд»). Эпитет Афродиты.


Афродита в философии

Ужаленный купидон ("Cupid Stung by a Bee" by Benjamin West, 1802)

В поэме Парменида Афродита выступает как мать Эроса.

Эмпедокл неоднократно называет Афродитой свою космическую силу. Афродита создает эйдосы вещей.
Павсаний в своей речи в диалоге Платона «Пир» излагает теорию двух Афродит: «всенародной», или «пошлой», и «небесной». Вопрос о том, в какой степени речь Павсания отражает воззрения самого Платона, спорен. Однако упоминание о небесной и всенародной Афродитах содержится и в речи Сократа в «Пире» Ксенофонта, что показывает наличие этой концепции у самого Сократа.


Очевидно, что платоновский идеал любви, определяемый как «жажда целостности и стремление к ней» («Пир», 193а), строится на гомоэротической основе. Объектом чувственной любви, восходящей к «Афродите всенародной» (Пандемос), считает Платон, могут одинаково быть и юноши, и женщины. Эрот «Афродиты небесной» (Урания) восходит к богине, причастной только мужскому началу, поэтому «одержимые такой любовью обращаются к мужскому полу, отдавая предпочтение тому, что сильней от природы и наделено большим умом».
Согласно Евгемеру, Афродита — женщина, которая изобрела проституцию.
Стоик Зенон истолковывал Афродиту как «силу, которая надлежащим образом связывает отдельные части чего-либо друг с другом».
В философии Плотина Афродита — мировая душа, получающая красоту от ума-Кроноса (Плотин V 8, 13). Плотин неоднократно говорит о двух Афродитах. Первая Афродита существует на умопостигаемом уровне (как «жизнь ума»), вторая — на космическом уровне. Первая — это философское истолкование дочери Крона, вторая — дочери Зевса. Также Плотин вводит и третью Афродиту, точнее — много Афродит, то есть индивидуальных душ, и каждая такая душа рождает отдельных Эротов (Плотин III 5, 4).
В системе Прокла среди двенадцати свободных богов Афродита входит в возвышающую триаду вместе с Гермесом и Аполлоном, она — «первая действующая причина эротического дыхания, пронизывающего всё; она сближает те души, которые ведет ввысь, с прекрасным». Шесть — число Афродиты. Ямвлих, однако, называет Афродитой «пятерицу».
По комментарию Прокла к «Государству» (141—142) и «Тимею» (I 79, II 54), в Афродите нуждаются и Гефест, и Арес, благодаря браку Ареса и Афродиты в космосе противоположности гармонизируются, Афродита — принцип единой и нераздельной гармонии.
В истолковании Марсилио Фичино (комментарий к «Пиру» Платона) небесная Венера — «мышление ангельского ума», вульгарная Венера — порождающая сила мировой души.

Триумф Венеры (Франческо дель Косса (1436-1487)

В литературе

Ей посвящены IV, VI и X гимны Гомера. Действующее лицо трагедии Еврипида «Ипполит».
В поэзии Афродита может воплощать любовь к женщинам в оппозиции Эроту как символу любви к юношам, но может и ассоциироваться с однополой любовью (см. также Гомосексуальность в Древней Греции).

По рассказу Апулея в «Метаморфозах», Афродита ревнует к красоте земной женщины Психеи и посылает своего сына Эрота заставить её влюбиться в самого некрасивого человека в мире. Эрот влюбляется в Психею сам. Афродита преследует невестку. Все кончается хорошо.

Афродита в античной скульптуре

Большинство древнегреческих статуй дошли до нас в виде римских мраморных копий с греческих бронзовых оригиналов.

Венера Милосская
(Venus de Milo Louvre)

* Венера Милосская — была найдена в 1820 г на Милосе, одном из Кикладских островов Эгейского моря, от которого получила своё название. Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками, которые имели то же намерение. Венера Милосская — самая известная из всех статуй в мире, равно как и самая известная из всех картин — Мона Лиза, хранится в Лувре, и точно также своей известностью она обязана не одним своим художественным достоинствам, а мнению, можно сказать, пропаганде, французских авторитетов 19 в.
* Венера Медичи (Медицейская) — была раскопана в 1677 г на портике Октавиана в Риме в виде 11 фрагментов. Римская копия с оригинала Клеомена 1 в. до н. э. Из Рима она была перевезена во Флоренцию, город герцогов Медичи, украшением чьей коллекции она и стала, позаимствовав при этом их семейное имя. До обретения Венеры Милосской именно она считалась эталонным произведением, вызывая всеобщие восторги. С неё Сандро Боттичелли взял позу своей рождающейся Афродиты. В Энциклопедии Дидро мы находим разбор пропорций этой женской фигуры как образцовой. В период итальянских войн в числе прочих трофеев она была вывезена Наполеоном в Париж, по которому случаю даже была отчеканена медаль. Но в 1815 г. Венеру Медичи пришлось вернуть в Италию, и все восторги французских учёных переключились на Венеру Милосскую, которую никому возвращать не надо было. Для описания типа также используется эпитет «Venus pudica» — Венера Стыдливая, поскольку богиня в застенчивости пытается прикрыться — мастера Возрождения будут изображать так Еву.

* Афродита Книдская (изображение см. ниже) — была статуей богини, наиболее прославленной в античные времена. Многочисленные восторги по её поводу мы находим в литературе древности. Её создал Пракситель, лучший из ваятелей, впервые дерзнув изобразить богиню полностью обнаженной (350—330 гг. до н. э.). Согласно легенде, натурой мастеру послужила его возлюбленная гетера Фрина, что вызвало большой скандал. До настоящего времени скульптура не сохранилась, дойдя до нас только в повторах и копиях (около пятидесяти). Во время Византийской империи была увезёна в Константинополь, где и погибла. (Подробнее см. ниже)
* Венера Капитолийская — тип Venus Pudica, имя получила от места своего местонахождения — Капитолийских музеев (Палаццо Нуово). Статую нашли в Риме, на Виминальском холме. Дар папы Бенедикта XIV (1754).
* Венера Каллипига (изображение см. выше) — означает «обладающая прекрасной попой». Статуя богини, несущая на себе отпечаток эпохи эллинизма (оригинал ок. 225 г до н. э.), приподнимает одежду, демонстрируя свои красоты. Спиралеобразное построение композиции позволяет фигуре выглядеть одинаково выигрышно с любой точки. Хранится в Национальном археологическом музее Неаполя с 1802 г, дар папы Бенедикта XVII. В период викторианский считалась крайне неприличной (одному английскому художнику потребовалось специальное разрешение на то, чтобы ему позволили её зарисовать в альбом); с периодом же рококо близка тематически.
* Венера из Арля (изображение см. выше) — ещё одна из статуй, которых можно увидеть в Лувре, была найдена в 1651 г на развалинах античного театра Арля (Франция) в виде трёх разрозненных фрагментов. Голова была отделена от тела, а руки утрачены. В нынешний вид её привел Франсуа Жирардон и, глядя на гравюру 17-го века, мы видим, что если бы он этого не сделал, Франция могла бы иметь целых двух «Венер Милосских». По-видимому, «Венера из Арля» восходит ко второй знаменитой Афродите работы Праксителя — Афродите Косской. История гласит, что по заказу именно жителей Коса была создана величайшая Афродита Книдская, но испугавшиеся слишком вольного решения скульптора заказчики попросили сделать им более целомудренный вариант. На Кос отправилась Афродита Косская, а на Книд — Афродита Книдская, слава, а также огромный поток любивших прекрасное эллинов, что заставило коссцев весьма пожалеть о своей ошибке.
* Афродита в садах (Aphrodite I en Kipois) — дошла до нас только в не всегда внятных репликах. Работа ученика Фидия — Алкамена представляла собой спокойно стоящую богиню, слегка склонившую голову и изящным движением руки откидывающую с лица покрывало; в другой руке она держала яблоко, дар Париса. Тонкое длинное одеяние облегало её тело. Время создания статуи — 2-я пол. 5 в. до н. э., древность ощущается и в том, что богиня не разоблачена окончательно, пусть одеяния и облегают её достаточно откровенно.
* Венера-родоначальница — (Venus Genetrix) богиня выступает здесь как прародительница правящего рода Юлиев. Именно ей Цезарь поставил храм на форуме своего имени. Иногда также по месту находки называется «Aphrodite Frejus». Относится к типу «Афродиты в садах», избранного, видимо, благодаря заметной скромности и целомудрию, отличавших статую 5-го века от изображений богини в другой функции. Хорошо сохранившийся вариант её мы видим в Лувре.
* Венера Киренская - найденная на территории Сев. Африки, представляет собой богиню, выходящую из воды и выжимающую волосы, так, как она была изображена на прославленной картине Апеллеса — Афродита Анадиомена (Выходящая из воды). Множество утрат все же позволяют увидеть её прелесть. Ок. 310 г до н. э. Хранилась в Риме, но встречались упоминания, что президент Италии Берлускони отдал эту прекрасную вещь по месту находки — в Ливию, так как этого требовал Кадафи.
* Венера Капуанская — являет нам вариант того, как могла бы выглядет Венера Милосская до своих приключений. Одной ногой богиня в этом варианте опирается на шлем, что, видимо, должно выразить идею об её победоносном могуществе — идею о том, что против её власти ничто не может устоять (Афродита-Никифорос, то есть Победительница). В руке, предположительно, она держала полированный щит, в который смотрелась, как в зеркало — типичное для женщины использование смертоубийственного оружия. Хранится в Неаполе. Считается, что эта статуя может быть копией произведения Лисиппа. 330—320 гг. до н. э.
* Венера Мазарини — богиню сопровождает дельфин, один из её атрибутов, существо, которое помогло ей выйти из бездн моря. Относящаяся примерно к 100—200 гг. г.э. эта римская копия была найдена на территории Рима около 1509 г (спорно). Точно так же спорен тот факт, что когда-то эта скульптура принадлежала знаменитому кардиналу Мазарини, что не помешало ей получить подобное прозвание. Выделяется, пожалуй, тем что она — одна из немногих, обладающих именем и находящихся на территории США. Музей Гетти.
* Венера Сиракузская — статуя, представляющая богиню, выходящую из воды (Анадиомена), хранится в Сиракузском Археологическом музее. Венеру сопровождает дельфин, а складки одежд подобны раковине. Иногда статую также называют Venus Landolina по имени обнаружившего её в развалинах сицилийского нимфея археолога Saverio Landolina. 2 в. н. э.
* Купающаяся Афродита — она же «Венера Дойдалсаса» — по имени создавшего её скульптора Дойдалсаса из Вифинии, соотечественника прекрасного Антиноя. Дошла во множестве копий различной сохранности, лучшие из которых представлены в Ватикане, Неаполе, Уффици. Оригинал был создан во 2-й пол. 3 в. до н. э., явный отпечаток эллинистической вздыбленности чувствуется. Иногда дополняется различными фигурами — маленьким Эротом, дельфином.

* Венера Эсквилинская (Venus Esquilina) — была откопана в Риме в 1874 г, и с того момента находится в Капитолийских музеях (1 в. до н. э.). Есть вариант и в Лувре. Руки ей восстанавливать не стали. Английский художник Edward Poynter попытался реконструировать их хотя бы визуально в своей картине «Diadumene», предположив, что статуя изображала женщину, подбирающую волосы перед купанием. Предположение основывается на том, что сзади на голове богини виден остаток от руки — мизинец. Следует также упомянуть версию, что эта статуя является изображением Клеопатры — поскольку на вазе, на которую накинуты драпировки, изображена кобра — атрибут египетской царицы.
* Aphrodite Sinuessa — найденная в 1911 г в местечке Мондрагоне (античный город Синуэсса) при возделывании виноградника, эта статуя, которую относят к 4 в. до н. э. в настоящий момент находится в Неаполе, Национальном музее.
* Venus Felix — эпитет Felix богиня Венера приобрела в Риме, как покровительница Суллы, считавшего, что эта богиня приносит ему удачу, и принявшего прозвище «Эпафродит». Музей Пио-Клементино, Ватикан.

Афродита, Пан и Эрос (Ок. 100 г до н. э.)

* Афродита, Пан и Эрос — скульптура с острова Делос. Ок. 100 г до н. э. Национальный археологический музей Афин.
* Афродита Родосская
* Венера Таврическая — статуя, найденная в окрестностях Рима в 1718 г и приобретенная Петром I, экспонируется в Эрмитаже и представляет собой переработанный тип Афродиты Книдской. Согласно письменным источникам, папа, который запретил вывозить древности из Италии, в конце концов обменял её на мощи св. Бригитты, возвращенные Петром. Имя «Таврическая» статуя приобрела от названия Таврического сада, в котором по прибытии была выставленна.
* Венера Хвощинского — вторая из находящихся в России Венер хранится на Волхонке, в ГМИИ им. Пушкина и также восходит к праксителевской Афродите Книдской. Своё прозвание она получила по имени приобретшего её собирателя.

Статуи, известные по упоминаниям в литературе

* Статуя Афродиты, изваянная Фидием для элейцев, попирала ногами черепаху, что Плутарх толковал как знак того, что женщинам подобает домоседство и молчание.

Афродита Книдская (Википедия)

Афродита Книдская (греч. Κνίδια Αφροδίτη Πραξιτέλη ) (350—330 гг. до н. э.) — одна из наиболее знаменитых работ Праксителя, самое прославленное изображение этой богини во времена античности. Статуя не сохранилась, существуют повторы и копии. Афродита Книдская стала первым скульптурным изображением нагого женского тела в древнегреческом искусстве.

История создания и слава

Пракситель впервые дерзнул изобразить богиню полностью обнажённой. Подцвечивание статуи было выполнено знаменитым Никием.

Как рассказывает Плиний, статую Афродиты для местного святилища заказали жители острова Кос. Пракситель выполнил два варианта: богиню голую и богиню одетую. За обе статуи Пракситель назначил одинаковую плату. Заказчики не рискнули и выбрали традиционный вариант, с задрапированной фигурой. Её копий и описаний не сохранилось, и она канула в небытие. А оставшуюся в мастерской скульптора Афродиту Книдскую купили жители малоазийского города Книд, что благоприятствовало развитию города: в Книд стали стекаться паломники, привлечённые знаменитой скульптурой. Афродита стояла в храме под открытым небом, обозримая со всех сторон.

« ...Выше всех произведений не только Праксителя, но вообще существующих во вселенной, является Венера его работы. Чтобы увидеть её, многие плавали на Книд....»

Афродита Книдская пользовалась такой славой и так часто копировалась, что про неё даже рассказывали анекдот, который лёг в основу эпиграммы:

Видя Киприду на Книде, Киприда стыдливо сказала:
«Горе мне, где же нагой видел Пракситель меня?»

Никомед I, царь Вифинии, предложил островитянам простить огромный государственный долг в обмен на скульптуру, но те отказались. Античные писатели упоминают также о том, как ночью влюбленный в неё юноша проник в святилище и на статуе появилось темное пятно. (Лукиан).

Во времена Византийской империи была вывезёна в Константинополь, где и погибла во время пожара, как и многие другие античные подлинники.

Натурщица

Как пишут классики, Пракситель использовал в качестве модели свою возлюбленную, гетеру Фрину. Это было кощунством. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии (340 год до н. э.). Защитником был знаменитый оратор Гиперид. Увидев, что его речь не производит на суд особого впечатления, он сдёрнул с Фрины её одежды (по другим текстам, обнажив только до пояса либо одежды сбросила сама по знаку защитника). Красота женщины произвела такое впечатление на судей, что её оправдали — ведь, согласно греческим представлениям о прекрасном, столь совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии).

Описание

Статуя изображает полностью обнажённую женщину, прикрывающую лоно правой рукой. Это относит её к категории Venus Pudica (Венера Стыдливая), куда также входят Капитолийская и Медичейская Венеры. Богиня держит в руках ткань, складки которой спускаются на кувшин (с точки зрения конструкции это становится еще одной дополнительной опорой). Высота скульптуры составляла 2 метра, материал — паросский мрамор (Пракситель не любил бронзу).

Афродита изображена без одежды, так как готовится купаться — принять легендарную ванну, описанную в мифах, благодаря которой каждый день она возвращала себе девственность.

Копии

До настоящего времени скульптура не сохранилась, дойдя до нас только в повторах и копиях (около пятидесяти), ни одна из которых не способна передать того впечатления, которое вызывал оригинал. Лучше всего сохранились реплики в мюнхенской Глиптотеке и Ватиканских музеях, однако считается, что торс из Лувра, несмотря на все утраты, лучше передаёт все её обаяние. Так называемая «Голова Кауфмана» так же является повторением этой статуи.

Копия Афродиты Книдской в Вилле Адриана

Каким бы это ни казалось странным, у скульптуры, которой не существует на сегодняшний день, и от которой осталось одно название - «Афродита Книдская», автор известен. Это гениальный Пракситель.

Пракситель

Пракситель, живший почти две с половиной тысячи лет назад, известен нам как автор «Гермеса с младенцем Дионисом», который сохранился фрагментарно, «Аполлона, убивающего ящерицу», «Афродиты» из города Кносс, которая не сохранилась. Не дошло до нас лучшее творение скульптора - «Афродита Книдская». Мы знаемего только по описаниям, поздним копиям и скандалу, которое оно вызвало.

Семейная жизнь эллинов

В Древней Греции высоко ценилась мужская дружба и иные внутригендерные отношения, а женщинам уделялось мало внимания. Мужчины жили на своей половине дома, которая называлась андрон. Женщин туда не допускали. Эта красивая часть дома предназначалась для дружеских пиров, бесед, обедов. Его украшали мозаиками, статуями. В нем обязательно было ложе, на котором эллин, полулежа, вкушал еду и питье.

У греков жены и дочери содержались на отдельной половине дома, которая называлась гинекей. Там же находилась спальня супругов. Девочек учили вести домашнее хозяйство и хранить девственность до свадьбы. В отличие от мальчиков, посещавших гимнасии и палестры, их образованию никто не уделял никакого внимания. Брачный союз создавался по договору между родителями невесты и женихом. Жена требовалась для выполнения долга перед богами: продолжения рода. Женитьба была такой же обязанностью гражданина, как участие в войне или в выборах. Вопросы любви в браке не стояли. Ни одна из греческих жен не могла послужить моделью для создания образа богини, какой была Афродита Книдская. Женщину почитали как мать и хозяйку, и этого грекам было достаточно. Чтобы получить наслаждение для ума, узнать животрепещущие новости, эллины шли к гетерам.

Кто такие гетеры

Это были свободные, красивые, умные, образованные девушки, которые сознательно не превращались в рабынь для мужчин и отказывались от уз брака. Гетера переводится как друг или подруга .

В домах гетер, в свободных по нравам Фивах или Афинах, можно было на обеде узнать, над каким произведением сейчас работает Софокл, Еврипид или Эсхил, какую комедию пишет Аристофан. Их обеды украшали своим присутствием самые блестящие умы: Платон, Сократ. Там гости состязались в ораторском искусстве.

В дома гетер эллины шли, чтобы углубить свои познания в риторике и философии, полюбоваться неотразимой красотой хозяйки, которая тщательно следила за собой, пользуясь различными притираниями, массажем и благовониями. Многие из них могли стать образцом для создания скульптуры, которая появилась из рук великого ваятеля, - "Афродита Книдская". Общество гетер было отдохновением от супружеской жизни с необразованной женой, с которой, кроме как о хозяйстве, и говорить было не о чем. Одной из гетер была Фрина.

Гетера Фрина

Она родилась в провинции, в городке Феспия. Отец-врач дал ей, в отличие от других девушек, прекрасное образование, а красота ее лица и фигуры изумляла даже родителей. Чтобы не стать домашней рабыней, чтобы не обзаводиться выводком детей, чтобы не выполнять нудную, отупляющую работу по дому, Фрина уехала в Афины. Именно она послужит моделью для изваяния, которое потом создаст Пракситель, - «Афродита Книдская».

Ей была интересна свободная, насыщенная впечатлениями и обожанием мужчин жизнь. Гетеры свободно входили в общественные собрания. Они показывали всем свою замечательную красоту, подчеркивая ее нарядами и косметикой, что замужней женщине было строго запрещено. В их арсенале было умение вести свободный разговор с любым незнакомым мужчиной, кокетство. Фрина с ее красотой не мыслила в иной ипостаси.

«Афродита Книдская» должна иметь божественное тело и черты лица этой женщины-мечты, решил скульптор. Лучшей модели в то время найти было невозможно.

Приехав в Афины, Фрина не прогадала. Ею восхищалось все высшее мужское общество. Ее ночь стоила все дороже и дороже. Она сама выбирала того, с кем будет продолжаться интимное общение. Если поклонник ей не нравился, то о чем могла идти речь? Деньги ее уже не интересовали.

Но когда она еще не была широко известной, к ней, начинающей юной гетере, обратился влюбленный в красоту художник. Ему заказали скульптуру Афродиты жители острова Кос. Гетера не отказалась стать моделью. Она была стыдлива, и скульптуры художник выполнил в двух вариантах - в легкой одежде и обнаженную. Эта, вторая, и есть «Афродита Книдская».

Царю Лидии, который ее не интересовал, Фрина назначила совершенно неприемлемую сумму, которую он все-таки заплатил. Это зафиксировали историки.

С философом Диогеном, который привлек ее острым умом, Фрина общалась бесплатно.

В двадцать пять лет Фрина была очень богата. У нее был роскошный дом с садом и бассейном, который был убран со всем изобилием и великолепием, полчеркивающим ее высокое положение. В нем проходили обеды-диспуты, на которые приглашались только выдающиеся люди.

Суд над Фриной

В Афинах все оказалось очень непросто после того, как все увидели совершенную статую нагой Фрины. «Афродита Книдская», скульптор, который ее создал, должны понести наказание, решил отвергнутый поклонник Фрины Евфий. Он обвинил гетеру в отсутствии веры в богов. По его требованию собрался высокий суд, и все уже склонялись к мысли, что Фрина виновна.

Тогда ее защитник сорвал с нее одежды, и она предстала перед всеми во всем совершенстве. Это так потрясло судей, которые считали, что в прекрасном теле может быть только возвышенная душа, что гетеру безоговорочно оправдали.

Создание влюбленного Праксителя

Скульптура «Афродита Книдская» показала всем восхищение и восторг, который испытывал художник, по общему мнению, создавший свое лучшее творение. Ее купили жители города Книд в малой Азии. К ним началось паломничество, чтобы полюбоваться Афродитой, которая была поставлена в храме под открытым небом.

Царь Вифании предложил жителям города простить им огромный долг, если они отдадут ему скульптуру, но они отказались. Во времена Византийской империи она была перевезена в Константинополь. Там во время пожаров она сгорела.

Когда Фрина умерла, Пракситель изваял ее статую из золота и поместил в Дельфах, в городе, где почитался Аполлон и все искусства.

Планируя путешествие в Грецию , многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.

Статуя Афродиты , или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.

У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.

Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» - особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр .

Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.

Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.

"Афродита Книдская" со времени своего создания и до сегодняшнего дня считается лучшим скульптурным изображением К сожалению, подлинник работы великого Праксителя не сохранился. Однако копии скульптуры, а также ее изображения на монетах позволяют уловить частичку того чувства, что вызывал шедевр у древних римлян и греков.

Смелое решение

Статую богини заказали мастеру жители острова Кос. Предполагалось разместить ее в храме. Пракситель создал два варианта скульптуры. Одна, которую и выбрали в итоге заказчики, была выполнена в традиционной манере: фигуру богини покрывала тщательно проработанная драпировка. Вторая статуя, которую чуть позже и назовут "Афродитой Книдской", на время осталась в мастерской Праксителя. Эта скульптура изображала полностью обнаженную богиню.

"Афродита Книдская" стала первым подобным творением в эпоху Античности. Для того времени решение было достаточно смелым, именно поэтому жители острова Кос предпочли другой вариант. И ошиблись. Одетая "Афродита" не сохранилась ни в виде копий, ни в описаниях современников. Вторая же статуя принесла славу не только Праксителю, но и храму, где была установлена.

Город Книд

Недолго простоял в мастерской шедевр, который создал Пракситель. "Афродита Книдская" была куплена жителями города, в честь которого ее и назвали позднее. Статую установили в храме под открытым небом, и очень скоро к ней начали стекаться паломники со всей Греции. Город Книд стал процветать. "Афродита" работы Праксителя так же, как иные известные достопримечательности сегодня, обогатила казну за счет притока желающих увидеть историки пишут, что горожане даже отказались отдать ее царю Вифинии Никомеду I в счет уплаты весьма большого долга.

Модель

Античные авторы утверждают, что статуя Афродиты Книдской была скульптурным портретом возлюбленной Праксителя. покорившая мастера своей красотой, послужила моделью для шедевра. Для того времени это было непозволительно. Один из отвергнутых поклонников красавицы, как повествуют античные историки, обвинил ее в безбожии. Как сказали бы сейчас, дело вызвало широкий резонанс. Однако гетера была оправдана. Во время разбирательства по знаку защитника Фрина скинула одежду, и очарованные ее красотой судьи сняли все обвинения. Впрочем, дело было не только в привлекательности женской наготы. В Древней Греции считалось, что настолько красивое тело не может вмещать порочную душу.

В пользу версии существования модели, по мнению экспертов, говорит великолепно исполненное лицо богини. На нем явно присутствуют индивидуальные черты, а не просто обобщенный образ красоты.

Мифологический сюжет

Пракситель запечатлел богиню в момент, когда она готовится к купанию. По греческим легендам, Афродита каждый день принимала особую ванну. Она позволяла богине постоянно возвращать свою девственность. Обнаженная Афродита в одной руке держит одежды, складками ниспадающие на кувшин. Этот элемент выполнял не только декоративную функцию: он являлся дополнительной опорой высокой скульптуры.

В высоту статуя достигала двух метров. Пракситель изготовил ее из мрамора, материала, по его мнению, в большей степени, чем, например, бронза, способного передать нежность и полупрозрачность кожи, игру оттенков поверхности.

Копии

"Афродита Книдская", фото которой можно увидеть в статье, к сожалению, не подлинник. Статуя во время расцвета Византии была отправлена в Константинополь, где и погибла вместе со многими другими шедеврами Античности. Однако сохранились копии скульптуры великого мастера. Сегодня их насчитывается около пятидесяти.

Наибольшую сохранность имеют копии, которые размещены в Глиптотеке (Мюнхен) и Особый интерес представляет и торс богини, находящийся в Лувре. Многие исследователи греческой культуры склонны считать, что именно он дает лучшее представление об оригинале. К сожалению, копии не передают полностью впечатление, которое производил шедевр Праксителя.

Вдохновительница

"Афродита Книдская" была не просто объектом всеобщего обожания и культовым изваянием. В нее влюблялись юноши, ей посвящали стихи. Статуя во все времена оставалась источником вдохновения для многих художников. И в прошедшем столетии шедевр Праксителя не был забыт. Великий мистификатор Сальвадор Дали использовал образ богини при создании своей картины «Явление лица Афродиты Книдской в ландшафте». Однако многим эта работа художника известна не по репродукциям в музеях.

В 1982 году появился первый парфюмерный аромат линии Salvador Dali. Для оформления коробки и дизайна флакона художник использовал свою картину. В основу аромата легли любимые им розы и жасмин. На коробке размещена миниатюрная репродукция картины. Флакон выполнен в виде носа и губ, также запечатленных на полотне и скопированных со статуи Праксителя.

"Афродита Книдская", пусть и сохранившаяся только в виде копий, по праву считается одним из лучших произведений древнегреческих скульпторов. Она воплощает античный эталон красоты, можно сказать, является визитной карточкой эпохи с ее стремлением к гармонии духа и тела, воспеванием одновременно и земного, и небесного. Особая заслуга Праксителя как мастера - в умении выразить подобное в мраморе, а также в его способности сотворить из камня нежное юное тело, так тщательно проработанное, что оно кажется живым.