Скульптор шемякин. Художник Михаил Шемякин: картины, особенности творчества и интересные факты

Родился художник в семье военного, поэтому в детстве на одном месте надолго не задерживался. В 15 лет поступил в школу при Академии художеств. Талантливый, но безудержно несоветский Шемякин довольно быстро оказался в психушке, причем отправил его туда, как ни странно, не КГБ, а Союз художников, решивший таким образом спасти молодое дарование от алкогольного угара, а заодно от привычки резко высказываться о видных деятелях советского искусства.

Шемякин никогда не делал тайны из своего полугодового пребывания в клинике Осипова: «На нас, как на подопытных кроликах, испытывали новые препараты. Мне поставили диагноз «вялотекущая шизофрения». Лежал я в буйном отделении, где не было ни вилок, ни ножей».

После пребывания в больнице Шемякин приобрел свой знаменитый творческий стиль: теперь его картины населяли уродцы, длинноносые и лопоухие - в общем, именно те существа, которые и сделали живопись художника известной и продаваемой.

Уйти от кошмаров, преследовавших после выписки из лечебницы, Шемякину помогал алкоголь. «Ни для кого не секрет, что я был запойным человеком. Я предпочитал водку с пивом. Очень любил ерши делать - выпивал кружек тридцать за вечер. Мои запои продолжались по нескольку дней, а то и недель».

Часто пирушки, которые устраивал Шемякин у себя на квартире, заканчивались пьяными драками. Ходят слухи, что шрам на лице Михаил получил во время одной из таких потасовок. Удивительный дар Шемякина доводить даже самую мелкую ссору до драки Высоцкий увековечил в стихах: «И в лицо трехстопным матом - можешь хоть до драки! Про себя же помни - братом Вовчик был Шемяке».

В 1971 году у Шемякина аннулировали российское гражданство, чем весьма прозрачно намекнули о необходимости покинуть СССР. Художник не заставил себя долго уговаривать и ни разу о своем решении не пожалел: он побил все существующие рекорды востребованности в художественном мире. Памятник Джакомо Казанове в Венеции, композиция «Карнавал Санкт-Петербурга» в Париже, скульптура «Кибела: богиня плодородия» в Нью-Йорке, и это не считая многочисленных выставок и декораций к спектаклям в лучших театрах мира.

А пить Шемякин в конце концов бросил. «Однажды я понял, что доставляю слишком много хлопот тем людям, которых люблю, вспомнил об ответственности перед искусством. И бросил - без помощи всяких химических средств».

Гений против употребления

1957-1958 Шемякин поступает в среднюю школу имени И. Е. Репина при Академии художеств. Первое знакомство с любимым коктейлем - ершом. Отчисление из школы за непонимание советских постулатов в искусстве.

1959-1961 Первая выставка в редакции газеты «Звезда», после которой о Шемякине начинают говорить уже как о художнике, а не как о парне, охотно разбавляющем пьянку дракой. Напропалую флиртует с библиотекаршами из Академии художеств, чтобы достать редкие книги. Становится частым гостем в вытрезвителях.

1962-1966 Отправлен на «лечение» в психлечебницу. Алкоголь Шемякину заменяют психотропные. Во время прогулки залетный психопат ломает художнику челюсть, обвинив его в том, что тот в прошлой жизни был римским легионером и вырезал ни в чем не повинных христиан. В этот период Шемякину хватает развлечений и без алкоголя - он практически не пьет.

1967-1970 Пьет с удвоенной энергией. Создает художественную группу «Санкт-Петербург», в рамках которой осуществляет несколько проектов, имевших успех за границей. Эмигрирует.

1971-1994 Выставки в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Венеции. В этих же городах он занимается исследованием кабаков и забегаловок. Чаще всего его напарник по подобным вылазкам - Володя Высоцкий. Знакомится со своей будущей женой, американкой Сарой де Кей. Начинает выставляться в России, активно сотрудничает с театрами.

1995-2016 Бросает пить и по сей день всячески пропагандирует отказ от служения Бахусу. Дарит Москве люциферианскую скульптурную группу «Пороки», от которой Русская православная церковь впадает в истерику. Возвращается во Францию, иногда наведываясь в Питер по творческим делам.

Собутыльники

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
Шемякин: «Марина Влади удивлялась: «Что связывало вас с Высоцким, кроме таланта и любви к пьянкам?» Но я ей ответил: достаточно хоть первого, хоть второго». В доме Шемякина до сих пор висит гитара Высоцкого, на которой тот играл ему только что сочиненные песни.

ЭДУАРД ЛИМОНОВ
На одной из совместных гулянок Шемякин, по его выражению, «засветил Лимону по физиономии». В своей новелле «Прогулка по Дикому Западу» Лимонов вывел персонажа, обладающего полным набором отрицательных черт и целиком списанного с Шемякина.

СЕРГЕЙ ДОВЛАТОВ
Выпивая вместе, тогда еще малознакомые Довлатов и Шемякин обменялись комплиментами. «Какой вы огромный!» - сказал Шемякин. «Меняю свой рост на ваши заработки», - ответил Довлатов. Шемякин любил про это рассказывать, только «заработки» он менял на «талант».

Его отец, Михаил Петрович Шемякин, происходил из черкесского (кабардинского) рода Кардановых. Он рано осиротел и фамилию Шемякин получил от своего отчима, офицера Белой гвардии Шемякина, точно так же, как и русское имя Михаил взамен данного при рождении — Файзулла. Приемный отец скоро сгинул на полях Гражданской войны, а юный Михаил Шемякин стал красноармейским сыном полка, в 13 лет получил один из первых орденов Красного Знамени, всю жизнь звался Шемякиным и всегда гордился, что принадлежит к кабардинскому роду Кардановых.

Мать — актриса Юлия Николаевна Предтеченская.

Большая часть его детства прошла в оккупированной Восточной Германии, а затем в ГДР. В 1957 году 14-летний Михаил вернулся обратно в СССР, в Ленинград. Он был принят в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где учился с 1957 по 1961 год. Был отчислен за эстетическое развращение однокурсников.

С 1959 по 1971 год он работает в качестве лаборанта, исполняя различного рода работу. Его также подвергают принудительному лечению в клинике для душевнобольных в течение трёх лет и выписывают в состоянии средней тяжести, когда огромными усилиями медицинских специалистов была восстановлена пусть и условная, но дееспособность. Работает такелажником в Эрмитаже.

В 1971 году выслан из СССР. Сначала жил в Париже, затем в США, с 1981 года — в Нью-Йорке, с 1991 — в Клавераке (en:Claverack, New York), штат Нью-Йорк. Въехать обратно в СССР Михаилу Шемякину разрешили только в 1989 году, после 18 лет изгнания. Михаил Михайлович создал Институт философии и психологии творчества в городе Хадсон (США).

В 2007 году Шемякин вновь вернулся во Францию, где поселился недалеко от города Шатору.

Периодически работает в Санкт-Петербурге.

Сейчас Шемякин работает над полнометражным мультфильмом «Гофманиада» вместе со студией «Союзмультфильм».

Личная жизнь

Шемякин дважды женат. Первая жена — Ребекка, от которой у него есть дочь — Доротея, художница, живет в Греции.

В настоящее время жена — Сара Кэй (американка).

Награды

  • Президентская премия 1997 год.
  • Орден Дружбы 4 ноября 2009.
  • премия «Петрополь» 2001 год.
  • Госпремия РФ 1993 год.

Работы

Монументальные

  • «Кибела», бронза; до октября 2006 года находилась на Prince Street в районе СоХо, Нью-Йорк, США
  • Памятник Петру I в Петропавловской крепости, Санкт-Петербург, 1991
  • «Казанова»; Венеция
  • Мемориал «Жертвам политических репрессий», Петербург
  • «Дети — жертвы пороков взрослых»; Москва

Телевизионные проекты

«Воображаемый музей М. Шемякина» — цикл передач на канале «Культура» представляющий собой визуальные лекции об истории искусств.

Персональные выставки

  • Выставка скульптуры в 1995 году в галерее «Дом Нащокина» (Москва, Воротниковский пер. 12).
  • Выставка живописи в 1994 году в галерее «Дом Нащокина» (Москва, Воротниковский пер. 12).

Совместные выставки

В период с 1981—1982 в Нью Йорке несколько совместных выставок с киевским художником Александром Костецким.

Шемякин и Высоцкий

Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий познакомились в Париже (благодаря Михаилу Барышникову) и навсегда остались друзьями. Высоцкий посвящал Шемякину свои песни, тот, в свою очередь, рисовал иллюстрации к произведениям Владимира Семёновича, а после его смерти создал памятник поэту, установленный в Самаре.

Необходимо также отметить, что песни в исполнении Высоцкого пытались записывать многие, но из профессиональных записей Владимира Высоцкого ни одна не может соперничать с коллекцией Шемякина по объёму, чистоте звучания, исключительному подбору песен. Эти записи уникальны тем, что Высоцкий пел не для пластинки, а для близкого друга, чьё мнение он так ценил. Записи сделаны в Париже в 1975—1980 годы в студии Михаила Шемякина. Аккомпанировал Высоцкому на второй гитаре Константин Казанский. Записи были изданы только в 1987 году, после обработки в Нью-Йорке Михаилом Либерманом. Серия включает в себя 7 пластинок.

Михаил Шемякин родился в Москве в 1943 году, детство провел в Германии, в 1957 году переехал с родителями в Ленинград и через четырнадцать лет был вынужден его покинуть. Принудительно высланный из страны, он нашел прибежище в Париже, где получил известность как один из ведущих представителей эстетического диссидентства.

В 1981 году Шемякин переехал в Америку и с тех пор не сидит на месте, странствуя по всему миру в связи с многочисленными заказами, выставками и театральными постановками. Нередко, даже трудно сказать, в какой стране и в каком городе он проводит большую часть времени. Мастер не без иронии отмечает в ряде своих интервью, что чаще всего ему приходится обитать в самолете.
Учась в школе при Академии художеств, М.Шемякин готовил себя к трудному ремеслу скульптора, хотя его этюды уже тогда поражали педагогов своей оригинальностью, предвещая появление крупного живописца с тонким чувством колористических гармоний. Однако в продолжении образования ему было отказано судьбой. После принудительного «лечения» в психиатрической больнице, куда он был помещен за свои религиозные убеждения и запретный тогда интерес к авангардистскому искусству, все пути для начинающего художника оказались закрытыми. Оказавшись на свободе, Шемякин некоторое время странствовал по Кавказу и собрал поучительный опыт общения с отшельниками, юродивыми и бездомными чудаками. По возвращении в Петербург, он устроился такелажником в Эрмитаже. Созерцая ежедневно мировые шедевры, копируя близкие по духу картины, будущий мастер, лишенный возможности продолжать официально профессиональное образование, закончил свою «Академию художеств» в музее. Из-за участия в выставке работ «подсобных рабочих», организованной к 200-летию Эрмитажа (1964) и закрытой властями на третий день, Шемякин лишился последнего источника скудных средств к существованию. Однако он выдержал испытание. Трудности, которые могли бы сломить более слабую душу, пошли ему на пользу. Именно в эти годы Шемякин сложился как мастер со своим оригинально-гротескным видением мира. Отсутствие средств мешало заняться скульптурой; тогда в поисках выхода творческой энергии он обратился к живописи и графике. Последняя, не требовавшая больших расходов - достаточно было карандаша и бумаги, — стала для него главным средством воплощения фантазий своего метафизически ориентированного воображения. Шемякин выработал особую технику рисунка, построенную на тончайших светотеневых переходах. Шемякин создал причудливый мир образов, не затронутый разрушительными влияниями коммунального быта. Он продемонстрировал одну из главных особенностей своего творческого склада: прирожденное чувство красоты, совершенно не зависимое от внешних влияний, идеологий, требований моды и художественного рынка.
Если обычно художники иллюстрируют те или иные произведения по заказу издательств, то Михаил Шемякин руководствовался в выборе сюжетов исключительно внутренними импульсами и мотивами. Со школьных лет в нем живет потребность делать зримыми образы близких по духу писателей. В этом смысле его «иллюстративные» серии во многом носят автобиографический характер, отражая существенные моменты собственного творческого развития. Они — проекции «магического театра», актеры которого объективируют мир, поднимающийся из глубин подсознания художника. Автобиографический характер рисунков отчетливо проступает в серии иллюстраций к «Преступлению и наказанию», выполненных с 1964 по 1969 годы. Шемякин усматривал главные события романа по преимуществу в снах и видениях Раскольникова, ставящих героя перед проблемой «переступания порога». Накопив опыт сопротивления чуждым влияниям, мастер ощущал глубоко родственной идею Достоевского о том, что «новое» может войти в жизнь только в результате отстранения «старого», когда смело переступаются границы, начертанные той или иной традицией. В условиях 1960-х годов авангардист неизбежно оказывался в глазах власть имущих преступным нарушителем идеологических законов, которого могли заключить в психиатрическую больницу, выслать из города и даже из страны.
Почти одновременно Шемякин увлекся так называемыми «галантными сценами». В нем неожиданно проявилась любовь к рафинированной культуре XVIII столетия с ее маскарадами, пасторалями, обостренной эротикой. Из-за этого Шемякина впоследствии начали причислять к запоздалым «мирискусникам». Однако если художники «Мира искусства» были охвачены не лишенной оттенка сентиментальности ностальгией по исчезнувшему миру, то Шемякин скорее пародирует стилистику XVIII века, превращая «галантные сцены» в жутковатые гротески. Персонажи на картинах и раскрашенных от руки гравюрах этого цикла более всего напоминают бездушных кукол. Жизнь предстает как театр марионеток, водимых невидимой рукой демона. При всем том не следует преувеличивать значение литературно-сюжетного элемента в данных произведениях. Гораздо важнее здесь для мастера сложные цветовые гармонии в духе Ватто, виртуозные переплетения линий, игра форм, окрашенных иронией, которая является господствующим настроением его миросозерцания.
Над этой темой «Карнавал Санкт-Петербурга» Шемякин работает - в различных техниках и форматах: от многометровых картин до маленьких гравюр — на протяжении почти трех десятилетий. «Карнавалы» превратились со временем в «энциклопедию» гротесков, основанную на глубоком постижении загадок человеческой природы в ее многообразных искажениях, извращениях и гримасах.


Иллюстрация к «Балаганчику» А.Блока. 1987. Цветная литография


Набережная Фонтанки. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1966


Биржа. 1965. Раскрашенный офорт


Петербургская улица. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1965. Офорт


Раскольников с мещанином. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1967. Офорт


Введенский канал. 1966. Раскрашенный офорт


Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Офорт


Раскольников и Сонечка. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш



Раскольников. Эскиз иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, тушь, акварель


Сон Раскольникова. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш


Сонечка. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш


Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш


Раскольников и старуха-процентщица. Сон Раскольникова. Эскиз иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш


Исповедь на площади. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1965. Бумага, карандаш


Раскольников и старуха-процентщица. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1967. Бумага, графитный карандаш, коллаж


Эскиз к балету по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1985. Бумага, тушь, акварель


Из серии «Прогулка». 1989. Бумага, смешанная техника



Из серии «Прогулка». 1988. Бумага, смешанная техника


Из серии «Прогулка». 1991. Бумага, смешанная техника


Из серии «Прогулка». 1991. Бумага, смешанная техника


Из серии «Прогулка». 1990. Бумага, смешанная техника


Карнавал с утками. Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1993. Бумага, тушь, акварель


Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1991. Бумага, тушь, акварель



Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1990. Бумага, тушь, акварель


Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1980. Бумага, смешанная техника


Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1979. Бумага, смешанная техника

Шемякин & Петербург. Пространство времени. Предисловие В.Иванова. Спб., 2007

В Московском музее современного искусства открывается выставка Михаила Шемякина. 75-летний художник рассказал о том, что на ней можно будет увидеть, и о своих взглядах на творчество, образование и сегодняшнюю Россию

Расскажите, пожалуйста, про выставку. Что-то будет такое, чего москвичи еще не видели?

Да. Будут мои работы и работы моих студентов. Например, моя серия «Тротуары Парижа». Я, наверное, пока один работаю в этой технике. Фотографирую различный мусор на тротуарах, потом распечатываю снимки на офортной бумаге и чуть-чуть трогаю гуашью или цветным карандашом. У меня уже тысячи таких работ. Почему тротуары? Потому что я больше всего фотографирую мусор, подтеки мочи, бумажки. Они создают очень интересные образы. У меня складываются даже серии. «Гражданская война», «Юность отца», «Блокада Ленинграда», «Театр», «Образ смерти».

Михаил Шемякин. Из серии «Чрево Парижа». 1977. Фото: Центр Михаила Шемякина

Это такие ассоциации с мусором?

Это то, что мусор мне рисует, подсказывает. Нужно иметь воображение. Оно у меня довольно развитое. Помню, я лежал в больнице после операции на сердце, и соседи по палате вызвали ко мне врача: им казалось ненормальным, что я подолгу пристально смотрю в экран выключенного телевизора. А я в отражениях в этом экране отчетливо видел мастерскую Рембрандта: мольберт, странных людей, и с большим наслаждением наблюдал за тем, что там происходит.

То же самое с тротуарами. Я работаю обычно ночью. Мы с супругой выходим на улицу, проходим километров 15 и возвращаемся с колоссальным запасом образов. Я пробовал снимать днем, но возникают проблемы. Я снимаю какую-нибудь бумажку или подтек собачьей мочи (собаки, бывает, талантливо писают) — стоит отойти несколько шагов, как подбегает француз и начинает пристально рассматривать, что я снимал. И видит какую-то грязную бумажку. И мне вдогонку несется брань, как будто я его специально разыграл. У французов вообще ужасный характер, они большие скандалисты.

Михаил Шемякин у памятника Петру I. Ленинград, 1991 г. Фото: Сергей Смольский / ТАСС

Что еще в программе?

Еще я выставляю серию «Капли». У меня был довольно паршивый умывальник в Америке. Я долго ругался, но, когда его собрались менять, оставил все как есть, потому что увидел в каплях на нем довольно интересные образы. Я их зарисовывал в течение 11 лет. Мы с супругой насчитали 50 тыс. персонажей, которых мне нарисовала вода.

Вода обладает удивительными свойствами. У нее есть память. И вот что я заметил. Если, например, я сегодня рисую русалку или какое-то морское существо, на следующий день капли воды опять выдают мне эту тему. По этим образам мы с Императорским фарфоровым заводом сделали несколько серий тарелок. Наверное, они тоже будут выставлены.

Третий проект — это «Гербариум». Двенадцать лет я собирал и продолжаю собирать листья во всех странах. Сейчас у меня сотни тысяч листьев, которые являются для меня своеобразной мозаичной палитрой. Я создаю из них тонкие и сложные по цвету геометрические абстракции.

Еще я покажу цветоконструкторы. Это такое устройство, на которое я сейчас получаю патент. Эти шарики-ролики дают студентам художественных вузов возможность оперировать колоссальным количеством цветокомбинаций. В общем, создана многоцветовая модель с неограниченным количеством цветосочетаний. Важный инструмент для постижения тайн колористических гармоний.

Михаил Шемякин. Из серии «Гербариум». 2015. Фото: Центр Михаила Шемякина

Еще будет мой проект по русским загадкам, которые собирал Садовников. Я хочу показать уникальность мышления русского мужика, в котором жесткий реализм сочетается с совершенной небывальщиной. Там есть абсолютно абсурдные загадки, по ним я создаю сюрреалистический рисунок, уводящий еще дальше от разгадки. На сегодняшний день у меня где-то 700 таких рисунков.

По такому же принципу я изображаю слова из словарей русских народных говоров. Выискиваю из них самые забавные и уникальные и перевожу в рисунки. Например, мы знаем слово «растяпа». А слов на одного «растяпу» в русских говорах около 100: «жвака», «оберюхтя» и прочее. Я делаю рисунки этих мужиков-растяп. Это очень смешные образы, которые будут запоминаться вкупе с забавными словами. Дети будут запоминать эти слова в качестве дразнилок.

Ну и будет еще несколько театральных работ, которые никто не видел. Наверное, я сказал достаточно.

Откуда такая любовь к серийности? В «Воображаемом музее» вы тоже действуете по такому принципу.

Да, «Воображаемый музей». Я еще в России заинтересовался этой идеей Андре Мальро. Поиск общего в работах самых разных времен восходит к теории Юнга об архетипах. В доскональных исследованиях сходства мастеров я, пожалуй, шагнул чуть дальше Мальро. Возможно, у нас в роду наследственная тяга к таким штудиям. Один из моих предков, Джероламо Кардано, который изобрел карданный вал, сделал тысячу гравюр, изучая расположение морщин на лицах. Когда я узнал об этом, я был потрясен. У отца тоже была такая системность, он занимался кропотливым изучением китайских войн и анализом боевых действий разных армий в разные эпохи.

Михаил Шемякин. Статуэтка «Карнавал в Санкт-Петербурге». 1995. Фото: Виктор Великжанин/ТАСС

Когда-то вы называли свое направление метафизическим синтетизмом. Насколько это название сейчас актуально для вас?

Это слово звучит очень многозначительно, но объясняется очень просто. В далекие 1960-е годы я основал группу «Петербург». Мы занимались изучением океанийского, африканского и доколумбовского искусства. Брали оттуда лучшее и пытались перевести эти сложные формы на язык современной живописи. Стремились к синтезу. А поскольку все эти искусства были культовыми, то есть относящимися к метафизике, то вот вам и метафизический синтетизм. Это просто точное обозначение того, чем я занимаюсь со своими студентами по сегодняшний день. Я ведь преподаю в Академии Штиглица в Петербурге, уже пятый год веду группу студентов.

Вы очень давно занимаетесь Гофманом, а сейчас на экраны выходит кукольный фильм «Гофманиана», в создании которого вы участвовали. Ваше отношение к этому проекту?

Ну что сказать? С самого начала я предупреждал, что этот фильм обречен на неудачу. Нельзя в один мультфильм запихать столько сложнейших произведений Гофмана. Я в основном делал кукол. Я предложил делать и декорации, но на это денег не нашли. Станислав Соколов — замечательный человек и педагог, но у него, к сожалению, довольно устаревшее мышление. Он из 1960-х годов, когда отношение к детям было, скажем так, специфическим. Это когда Бармалей говорит страшным голосом, а Красная Шапочка пищит. И приблизительно так они начали это озвучивать. Ну нельзя так относиться к современным детям! Они другие. Ну и, как говорится, сценарий никудышный, зато музыка бездарная. В итоге я просто запретил ставить свое имя как главного художника. Плюс Соколов стал сам делать декорации. И получилось, что куклы шемякинские, а все остальное в духе 1960-х. К счастью, мне удалось пригласить других актеров на озвучку — Славу Полунина, Владимира Кошевого (он замечательно сыграл Раскольникова в сериале «Преступление и наказание»), и они блестяще справились. Я даже с одним из работников «Союзмультфильма» начал делать свою, сокращенную версию, выкинул все эти 1960-е. Но Соколов запретил что-то менять, и выпустили фильм в его редакции. Так что сейчас я работаю над мюзиклом по Гофману. Много не могу об этом говорить, но это будет очень смешно. Главные герои — крысы.

Михаил Шемякин. Эскиз «Кухня короля» к балету «Волшебный орех». 2005. Фото: Юрий Белинский/ТАСС

Меняясь как художник, вы чувствуете, что творчество меняет вас как человека?

Меняет человека прежде всего жизнь. Это отражается и на творчестве. Моя лаборатория называется «Институт философии и психологии творчества», мы как раз исследуем, как это происходит. У нас в команде есть и философы, и психиатры. Я изучал, например, случаи нанесения художником ущерба собственному произведению. Когда он, например, делает разрезы на холстах, как Лучо Фонтана, или разрубает свои скульптуры. Выясняется, что все, кто так работает, пережили какую-то травму.

Конечно, я меняюсь. Меня обманывают, меня «кидают», как сегодня модно говорить. Меня долго травили современные искусствоведы. Но сейчас люди начинают понимать, что есть и другое искусство, не обязательно так подражать Западу. Мы становимся смешными и жалкими, когда начинаем этим заниматься. Тем более что потенциал у нас колоссальный. Я работаю с Красноярском, с Новосибирском, с Ханты-Мансийском, там талантливейшая молодежь. У нас великое наследие. Американские абстракционисты все вышли из русского авангарда. А мы всё ищем, что взять от них, причем берем не самое лучшее.

Ребекка Модлен. «Один день Шемякина в Париже». 1971. Фото: Ребекка Модлен / Центр Михаила Шемякина

То есть, прожив столько на Западе, вы, скорее, все же чувствуете себя своим в России?

Ну как своим… Я же в России жил всего 16 лет. Прошел самые страшные советские сумасшедшие дома. Чудом остался жив. Меня выслали из страны. Но российский человек мне очень близок, я тут вижу колоссальную энергетику и необычайно острые умы. Во Франции мы ни с кем не контактируем. Тут красивое кладбище, детский сад… Они думают только о еде и о «вакансах». Когда ты приезжаешь в Россию, то понимаешь, что, если бы не воровство, это была бы страна великого будущего. Но я надеюсь, что этот бред, который творится сегодня, не может продолжаться долго. На сегодняшний день мне лично Россия напоминает советские карикатуры на царскую власть. Наверху — царь, пониже — министры-капиталисты, потом попы с кадилами и внизу — нищий мужик. Газета «Культура» на меня обиделась, когда я сказал, что она попахивает «черной сотней». Ну а если я в 2017 году читаю у них статью, где автор говорит, что таких потрясений, как в 1917-м, у нас не будет, потому что сегодняшний царь отрекаться, в отличие от Николая II, не собирается? Или Вассерман на их страницах на полном серьезе заявляет, что настоящие герои Грибоедова — это Фамусов и Скалозуб, а молодежь должна равняться на Молчалина...

Михаил Шемякин. «Бутылка». 1998. Фото: Центр Михаила Шемякина

Видите ли вы впереди какой-то ориентир, к которому хотите прийти?

Ориентир такой, что никто не вечен. Поэтому я веду переговоры о том, чтобы оставить свое наследство России. У меня колоссальные архивы, среди которых письма Стравинского, Ростроповича, Высоцкого. Кроме того, я пишу автобиографию. В ней не будет ни одной фотографии, она будет вся рисованная. Сейчас надеюсь закончить раздел про российский период. У меня много чего было: и монастырская жизнь, и бродяжничество, и сумасшедший дом. Я недавно почитал автобиографию одного из деятелей нашего андерграунда. Коктебель, интеллектуальные тусовки, веселье… У меня никаких «коктебелей» не было. Мы были небольшой группой подпольных крыс, которые жили своей жизнью. Но самое главное — я хочу, чтобы то, что делаю, например исследовательская лаборатория, продолжало работать и в России. Пиотровский правильно сказал: сейчас искусство является той Дорогой жизни, которая была в осажденном Ленинграде. Поэтому было бы разумно на базе мною наработанного создать франко-русский культурно-исследовательский центр. Нам надо продолжать строить эти дороги.

Московский музей современного искусства (Гоголевский бул., 10)
Метафизическая мастерская Михаила Шемякина
21 ноября 2018 - 27 января 2019

Российский и американский художник и скульптор Михаил Михайлович Шемякин родился 4 мая 1943 года в Москве в семье офицера.

В 1945-1956 годах его семья находилась в Германии, где по окончании Великой Отечественной войны отец служил комендантом в разных городах.

Совместно с философом и искусствоведом Владимиром Ивановым создал теорию "метафизического синтетизма" (соединение противоположностей).

В 1971 году художник был лишен советского гражданства и выслан из СССР. Поселился в Париже (Франция), в 1981 году переехал в Нью-Йорк (США).

В 1974 году впервые был показан его акварельный цикл "Петербургский карнавал", принесший Шемякину мировую славу .

Шемякин не раз устраивал коллективные экспозиции русского "неофициального искусства" за рубежом, в частности, в 1976 году он организовал выставку русского нонконформистского искусства "Современная русская живопись" в Парижском Дворце конгрессов. В 1977 году издал альманах авангардистского искусства и литературы "Аполлон-77", объединивший многих писателей и художников-нонконформистов.

Как график-иллюстратор оформлял сборник "Классическая испанская эпиграмма", книги прозаика Юрия Мамлеева и поэта Михаила Юппа.
В 1980-х годах особую популярность завоевали его графические листы по мотивам стихов и песен Владимира Высоцкого, с которым Шемякина связывала дружба. В 1988 году он выпустил полное собрание произведений Высоцкого в трех томах с комплектом из семи пластинок.

Работы Шемякина выставлялись в Европе, США, Бразилии, Японии, Гонконге.

Возвращение искусства художника в Россию началось в 1989 году, когда в Москве и Ленинграде (Санкт-Петербурге) прошли его персональные выставки.

В 1990-х годах персональные выставки Шемякина проходили в Третьяковской галерее, в галерее "Дом Нащокина" в Москве, в Эрмитаже и в Манеже в Санкт-Петербурге.

В 1991 году Шемякин создал два памятника российскому императору Петру Первому. Один из них был открыт в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, второй — в Шато де Васкей, в Нормандии (Франция).

В 1995 году в Санкт-Петербурге были открыты еще две скульптурные композиции Шемякина — "Жертвам политических репрессий" и "Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга".

Среди наиболее известных скульптурных работ Михаила Шемякина — памятники киноактеру Савелию Крамарову (1997, Сан-Франциско), Джакомо Казанове (1998, Венеция), скульптурные композиции "Диалог между Платоном и Сократом" (1999, Нью-Йорк), "Дети — жертвы пороков взрослых" (2001, Москва), "Царская прогулка" (2003, Стрельна, Ленинградская область), надгробный памятник первому мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку (Санкт-Петербург, 2003), монумент Владимиру Высоцкому (2008, Самара), скульптура "Человек-часы" в Щелково Московской области (2014).

Работы Шемякина находятся в коллекции таких музеев, как "Метрополитен" (Нью-Йорк), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Музей современного искусства (Париж), Музей современного искусства (Тель-Авив).

Театральная деятельность Шемякина началась в 1967 году с постановки оперы Шостаковича "Нос" в студии Ленинградской консерватории. В 1990-х годах вместе с клоуном Вячеславом Полуниным он устраивал шествия и зрелища в Санкт-Петербурге, Москве и Венеции.

Шемякин оформил несколько балетов. Он создал костюмы, маски, декорации балета "Щелкунчик" в Мариинском театре (2001). За этот спектакль художник был удостоен премии "Золотая маска" . В 2003 году он , декораций и костюмов балета "Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство" в Мариинском театре. В 2005 году в Мариинке художник поставил новый балет по мотивам сказки Гофмана "Волшебный орех".

В 2007 году в рамках программы Венецианского карнавала организовал "Посольство Петра Великого" на площади Сан-Марко.

В 2010 году Михаил Шемякин с хореографом Кириллом Симоновым создал новую версию балета Делиба "Коппелия" для Литовского национального театра оперы и балета в Вильнюсе.

В 2016 году по воспоминаниям Михаила Шемякина Театр Стаса Намина выпустил спектакль под названием "Нью-Йорк. 80-е. Мы" .

В ноябре 2016 года в рамках сотрудничества с ювелирным домом SASONKO вышла коллекция ювелирных миниатюр "Михаил Шемякин" .

Михаил Шемякин — народный художник Кабардино-Балкарии, народный художник Республики Адыгея. Обладатель почетной докторской степени Университета Сан-Франциско (1984), Академии искусств Европы (1987), Российского государственного гуманитарного университета и Университета Кабардино-Балкарской республики (), член Нью-йоркской академии наук.

Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1993 года .

Удостоен ордена Рыцаря искусств и литературы министерства культуры Франции (1994). Награжден золотой медалью Российской академии художеств "Достойному" (1998). Лауреат премий "Петрополь" (2001), "Золотой софит" (2001) и "Золотая маска" (2002).

Михаил Шемякин с 2004 года женат вторым браком на Саре де Кэй. Первой его супругой была художница Ребекка Модлина (1934-2014).

Единственная дочь Шемякина от первого брака — Доротея (1964 года рождения) , она также была художницей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников