Столыпинские реформы. Аграрная и другие реформы Столыпина (кратко)

Аграрная реформа в России в начале XX в., получившая название столыпинской в честь премьер-министра Петра Аркадьевича Столыпина, непосредственно была обусловлена не экономическими, а политическими задачами. После крестьянских волнений 1902 –1906 гг. искали возможность умиротворения деревни, и П. Столыпин попытался найти опору власти в крепком мужике. Однако у реформы были и больше экономические основания, заложенные во всем развитии деревни после отмены крепостного права. Помещичий клин, хотя и сократился к 1900 г. на четверть, тем не менее, 30 тыс. помещичьих семей принадлежало столько же земли, сколько 10 млн. крестьянских семей. До 40 % земель возможного сельскохозяйственного использования находилось в удельном и казенном владении. Поэтому главным требованием всех крестьян в ходе волнений начала XX в., был раздел помещичьих и царских земель.

Но правительство в ходе проведении реформы решило сыграть на противоречиях самого крестьянства. Среди крестьян быстро усиливалась социальная дифференциация. К началу XX в. 16,5 млн. крестьян имели земельные наделы в 1 десятину, пятая часть крестьянства оказалась вовсе безземельной – это и были сельские батраки, которых насчитывалось 3,5 млн. или 20 % взрослого мужского населения деревни.

В целом бедняки составляли около 50 % крестьян и использовали лишь около 30 % земли, в то время как 10 % кулацких хозяйств использовали почти половину всей земли. Крестьянский надел в среднем на одну ревизскую душу постоянно уменьшался и составил в 1860-ые гг. – 4,8 десятины, в 1880-ом – 3,5 десятины, в 1900 г. – 2,6 десятины.

Главным препятствием на пути капиталистической модернизации сельского хозяйства в России начала 20 в. было не помещичье землевладение, а общинное. Помещичье хозяйство быстрее крестьянского эволюционировало в сторону рынка, улучшало технологию и организацию хозяйства. Заметим, что доля помещичьего земледелия в Англии, например, была гораздо больше, чем в России. Это не мешало тому, что сельское хозяйство Англии было одно из наиболее развитых в мире. Общинное землевладение в России к началу 20 в. распространилось почти на 100 % используемых крестьянами сельскохозяйственных земель.

С развитием рынка и социальной дифференциации в деревне общинные начала землевладения даже усиливались. Участившиеся переделы земли диктовались попытками бедняцких слоев не столько улучшить свое экономическое положение, сколько ухудшить положение более богатых односельчан. Да и царское правительство вначале даже препятствовало ослаблению общины, так в 1893 г. был принят закон, запрещавший выходить из общины даже тем крестьянам, которые выплатили выкупные платежи за надельные земли, поскольку община с помощью круговой прокрутки облегчала сбор налогов, когда богатый платил за бедного.

Несмотря на то, что аграрная реформа называется столыпинской, основные ее идеи и предложения о направлениях проведения принадлежат С. Витте, который еще в 1896 г. впервые высказался против общинного землевладения и круговой поруки. В 1898 г. в связи с этим он обратился с официальным письмом к царю и в 1903 г. ему удалось добиться отмены круговой поруки, после чего каждая семья теперь полностью отвечала за свои повинности.

После крестьянских волнений 1902 г. при министерстве внутренних дел были созданы особые редакционные комиссии для пересмотра всего законодательства о крестьянах, в том числе о землевладении, об общине, о круговой поруке и т.д. В этом же году было создано особое совещание под руководством С. Витте для выяснения нужд сельскохозяйственного производства. Было образовано и 618 местных комитетов этого совещания. В этих организациях основную массу составляли чиновники и помещики, а крестьяне – лишь 2 % .

На заседаниях и в печати были высказаны основные идеи, положенные позже в основу аграрной реформы. В большинстве выступлении главной причиной неблагополучия крестьян называли техническую отсталость, поэтому предлагалось улучшать технологию хозяйства, переходить к многополью с посевами корнеплодов и трав. А поскольку этой модернизации мешала община, то большинство комитетов делали заключение о необходимости помогать переходу от общинного землевладения к подворному и хуторскому, представив крестьянам право выхода из общин даже без ее согласия. Указывалось и на необходимость разрешать крестьянам, выходящим из общины, продавать свою землю, уровнять крестьян с другими сословиями в хозяйственных и гражданских правах и др. Но тогда виттовское совещание признали слишком левым и распустили.

Однако реформы в деревне давно назрели и даже перезрели, и крестьянские волнения вновь вспыхнувшие в середине 1905 г. заставили приступить к срочным преобразованиям сельского хозяйства еще до П. Столыпина. 12 августа 1905 г. введены новые правила, расширившие деятельность Крестьянского банка. 27 августа был принят закон о казенных землях с той же целью. 3 ноября 1905 г. законом были отметены выкупные платежи за надельную землю. Крестьяне давно уже выплатили сумму выкупа и к этому времени платили только проценты за рассрочку. 14 марта 1906 г. были приняты новые правила о землеустройстве, а 10 марта 1906 г. закон о свободе переселения крестьян.

На пике революционных событий осенью 1905 г. большой популярностью пользовался проект профессора П. Мигулина о немедленной передаче половины помещичьих земель крестьянам. Правительство в это время было готово передать им 25 млн. дес. помещичьих и удельных земель. Но уже в начале 1906 г. после некоторого спада революции эти законопроекты были отвергнуты и помещичьи земли стали неприкосновенными. Вместо этого правительство сделало упор на увеличение числа крепких крестьянских хозяйств за счет беднейших членов общины.

Приход П. Столыпин весной 1906 г. на пост министра внутренних дел, а в июле и на пост председателя совета министров резко ускорил аграрные реформы. Сам П. Столыпин почти не выдвигал новых идей, а его заслуга в том, что он проводил эту реформу последовательно и даже чрезмерно жестко, опираясь на свой полицейский опыт и аппарат. Переход к новому курсу аграрной политики был завершен законом от 9 ноября 1906 г., который назывался «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» или как его по существу называли «о разрушении общины». Заметим, что аграрные законы П. Столыпин проводил непарламентским путем помимо Госдумы, в порядке 87 статьи основных законов, как чрезвычайные и нетерпящие отлагательств. Дума узаконила эти реформы лишь 14 июня 1910 г.

В аграрной реформе можно выделить 3 основных направления: 1. Разрушения общины и изменение крестьянского землевладения. 2. Использование крестьянского поземельного банка для насаждения зажиточных крестьянских хозяйств путем продажи им земель и помощи кредитами. 3. Переселенческая политика на свободные земли северного Кавказа, Урала и Сибири из-за нехватки земли в Центральной России. Эти три направления тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Рассмотрим их более подробнее.

Все крестьянские общины были разделены на две группы: общины не проводившие переделы земли и общины, проводившие такие переделы. Первые были признаны прямо перешедшие к подворному землевладению, и все участки земли закреплялись за отдельными домохозяевами на основе личной собственности. В общинах, где проводились переделы, домохозяин мог в любое время требовать закрепления за ним в личную собственность причитающейся ему по переделу земли. Община была обязана в случае чересполосицы предоставлять участки земли выделившимся в одном месте. Вышедшие крестьяне сохраняли право пользования совместными угодьями (сенокосом, лесом и пр.). Крестьяне выходили на отруба, если продолжали жить в деревне, и на хутора, если переносили дом на свой участок.

В случае, когда в течение месяца община не рассматривала заявление о выходе, то происходило властное вмешательство сверху. Если на момент выхода крестьянин использовал больше земли, чем приходилось в среднем на душу в общине, то он выкупал ее у общины по ценам 1861 г., которые были в 2 – 3 раза ниже фактических цен начала 20 в. Любой выделившийся мог свободно продать свою землю, чем особенно широко пользовались малоземельные, уходившие в город. Хотя закон и ограничивал возможность скупки надельной земли не более 6 душевыми наделами, тем не менее, это давало больше возможности по концентрации земли у богатых хозяев.

О результатах этого направления аграрной реформы можно судить по таким данным. До 1 января 1916 г. всего по европейской России заявили требования о закреплении земли в собственность 2755 тысяч домохозяйств, из них из общины выделились 1008 тысяч с площадью пахотной земли 14123 тысяч дес. Кроме того, получили удовлетворительные акты на закрепление участков, где не было переделов 470 тысяч домохозяев с площадью в 2796 тысяч дес. Итого, вышло из общины и закрепило землю в личную собственность 2478 тысяч домохозяев с площадью 16919 тысяч дес, что составляло по 40 губерниям европейской России около 24 % всех крестьянских дворов.

Наибольшее число выходов из общины приходится на 1908 – 1909 гг. Это объясняется тем, что в это время выходили наиболее заинтересованные, т.е. наиболее зажиточные или те, которые стремились скорее ликвидировать свою землю и землевладельческое хозяйство. В последующие годы, поэтому количество закреплений и выходов сильно уменьшилось. Наибольшее число выходов и закреплений наблюдалась на территориях, капиталистически наиболее развитых, таких как Киевская губерния и Новороссия.

Ко 2-му направлению столыпинской реформы относится деятельность Крестьянского банка по продаже земель и поддержке крепких хозяев среди крестьян. Крестьянский поземельный банк получил право самостоятельной покупки частновладельческих земель в первую очередь помещичьих и продажи их крестьянам. Банк помогал дворянам с выгодой продавать свои имения, раздроблял их, а также предоставление ему казенные и удельные земли, разбитые на участки, и продавал крестьянам. Банк выдавал кредиты на обустройство и развитие крестьянских хозяйств, оказывал содействие по переселению.

За десять лет реформы (1906 –1915 гг.) в земельный фонд Крестьянского банка было передано частных имений на 4326 тысяч дес., а удельных земель лишь на 1258 тысяч дес. Казенные же земли передавались крестьянам только в случае переселения в Сибирь, но и здесь, несмотря на огромные территории, количество готовых к заселению, землеустроенных участков было быстро исчерпано. Цена земли постоянно росла, во многом благодаря спекулятивной деятельности Крестьянского банка, и к 1916 г. поднялась в 1,5 –2 раза. За 1895 –1905 гг. банк покупал у помещиков землю в среднем по 71 рубль за дес., а за 1906 – 1915 по 161 рубль. Это, несмотря на снижение на 80 %, по всем экономическим законам и цена земли должна была упасть. Поэтому даже сам П. Столыпин настаивал на продаже земель, непосредственно самим крестьянам, минуя банк. Продавал Крестьянский банк земли из своего фонда преимущественно самостоятельным крестьянским хозяйствам. Так, за 1907 – 1916 гг. отрубникам продано 54,6 %, хуторянам 23,4 %, сельским обществам –17 % ,причем – 5 % от всех продаж земли.

Продавали землю и крестьяне. За 1908 –1915 гг. 1,2 млн. крестьянских дворов продали свою надельную землю площадью 3,9 млн. дес., причем более половины продавших землю вообще порвали с деревней и уходили в город, другие продавали землю для покупки ее в одном участке и в случае переселения. Крестьянский банк выдавал кредиты для развития хозяйств, но и здесь наблюдалась дифференциация – через общину выдавалось лишь 159 рублей на человека, а на единоличника –500 рублей.

Долгое время царское правительство не только не поощряло переселение крестьян на окраины страны, где много свободных земель, но даже препятствовало этому. Так, закон 1881 г. и 1889 г. ставили переселению всякие ограничения, чтобы не лишать помещичьи хозяйства дешевых арендаторов и работников. Только при строительстве Транссибирской железной дороги началось поощряться переселение. В 1890 – е гг. действовала землеустроенная комиссия генерала И. Жилинского. Было построено 722 переселенческих участка, сотни колодцев, гатей, и водохранилищ. Общие затраты составили 2,5 млрд. рублей – это около двух годовых бюджетов того времени. Только 6 июня 1904 г. законом переселение было объявлено свободным, но и при этом оно делилось на поощряемое правительством (финансовыми и другими льготами) и не поощряемое.

В ходе столыпинской реформы количество безземельных и малоземельных крестьян должно было еще более повыситься, и чтобы ослабить их волнения, стало всячески поощряться переселение на свободные земли, в основном на восток, хотя немного и на Северный Кавказ. Переселению активно помогал Крестьянский банк кредитами и субсидиями. Занятые переселенцами казенные земли обещали передавать в их частную собственность. За Уралом, желающим получить землю бесплатно, передавалось по 15 дес. на хозяина и по 4,5 дес. на каждого члена семьи. Крестьянский банк должен был купить землю у переселенцев на оставляемом месте по рыночной цене. Оказывалась материальная помощь на переезд. Для переселявшихся на Дальний Восток выдавалось по 400 рублей на семью, причем 200 рублей безвозмездно. В среднем получилось по 165 рублей на семью. Переселенцы освобождались от налогов на 3 года и от призыва в армию.

За 10 лет реформ за Урал переселилось более 3 млн. человек, ими было освоено около 30 млн. дес. пустующих земель. Максимума количество переселенцев достигло в 1908 –1909 гг., как и вышедших из общины. Затем оптимистические ожидания на успешный переезд и устройство богатого хозяина на новом месте ослабли, тем более что некоторые переселенцы начали возвращаться назад и рассказывать о неудачах. Землеустроенные комиссии не всегда справлялись со своей работой, не хватало средств на обустройство, часть их вообще разворовывалась, мешало незнание местных природных условий, мучили болезни и т. д. Так, за десять лет реформы умерло более 100 тыс. переселенцев. Постоянно нарастал поток вернувшихся на старое место жительство. Если вначале вернувшиеся составляли лишь 6 – 8 % от всех выехавших, то в последующие годы 20 % -30 % , а в голодный 1911 г. возвратилось вообще 64 %. Всего же из 3 млн. человек, выехавших за Урал, назад вернулось около 0,5 % млн.

Несмотря на первоначальное обещание, частная собственность на землю получила небольшое распространение в Сибири. Большинство земли принадлежало казне или казенному войску. Обычно крестьяне, селившиеся на казенные землях, получали ее не в собственность, а в бессрочное пользование. П. Столыпин рассматривал даже вопрос о продаже казенной земли за Уралом. Это лишь подтверждает незнание им конкретной хозяйственной ситуации, он все-таки больше разбирался в полицейских вопросах.

Крестьянам не всегда хватало средств даже на проезд, не говоря уже об обустройстве. Столыпинская аграрная программа не ограничивалась только этими тремя направлениями. Он делал ряд предложений по улучшению крестьянского землевладения и землепользования, по организации системы государственного страхования крестьянских хозяйств, налаживанию системы начального образования для крестьян и развитию ее вплоть до среднего, при нем к 150 существующим начальным крестьянским школам добавилось еще 150, намечалось изменения в местном самоуправлении. Быстро развивалось кооперативное движение всех видов среди крестьян, центром этого движения был специально созданный Народный банк. Если за 1901 – 1905 гг. в России было создано 641 потребительское общество, то за 1906 –1911 гг. 4715 –рост в 7,4 раза, а число кредитных товариществ за 1905 – 1913 гг. выросло в 6,7 раза. Успешно развивалась и производственная кооперация, например, сибирских маслоделов. Сибирское масло в Европе считалось лучше голландского.

П. Столыпин считал, что аграрная реформа идет успешно, и если он требовал 50 лет на переустройство деревни, то в марте 1910г. заявил, что при такой успешной работе через 6 – 7 лет общины почти не будет, поэтому правительство не станет проводить ее насильственную ломку. В целом в начале XX в. сельское хозяйство развивалось успешно. Росла урожайность, например, по пшенице в 1906 г. составляла 31,3 пуд. с дес., в 1909 –55,4 пуд., в 1913 г. 58,2 пуд.; по ржи соответственно –34,5 пуд., 53,1 пуд., 61,3 пуд. Валовойсбор пшеницы в 1906 составил 565,9млн. пуд., в 1913г. –1082,3млн. пуд. –рост в 1,8раза; ржи соответственно 819,6млн. пуд. и 1299,1млн. пуд. –1,6 раза. Экспорт зерна достиг в 1912 г. 15,5 млн. тонн и вырос по сравнению с 1900 г. в 2 раза.

Хуже обстояло дело с развитием животноводства. С 1900 г. по 1913 г. количество лошадей увеличилось с 19,7 млн. до 22,8 млн. голов, крупнорогатого скота с 31,7 млн. голов до 31,9 млн.; свиней с 11,7 млн. голов до 13,5 млн. а овец даже уменьшилось с 47, 6 млн. голов до 41,4 млн. В расчете на душу населения и на десятину посевов количество скота сократилось. Так, на 100 дес. посевов по 56 губерниям приходилось крупнорогатого скота в 1901 –1905 гг. 46 голов. А в 1913 –43; овец соответственно 66 и 56 голов; количество же свиней увеличилось с 17 голов до 18 голов. Эти факты показывают, что, несмотря на наметившийся в 1900 — 1913 гг. агротехнический подъем сельское хозяйство в основном еще не изжило окончательно трехполье и продолжало развиваться путем расширения зерновых площадей и сокращения кормовых площадей и количества скота, особенно в расчете на душу населения. А это характерно в основном для экстенсивного развития сельского хозяйства путем расширения используемых площадей.

Хотя несколько рос и технический уровень, что проявлялось в увеличении и использования сельскохозяйственных машин и удобрений. Если в 1900 г. потреблялось сельскохозяйственных машин на сумму 27,9 млн. рублей и в 1908 г. на 61,3 млн. рублей, то в 1913 г. уже на сумму в 109,2 млн. рублей. Однако это увеличение числа используемых машин шло, конечно, за счет капитализирующегося помещичьего и кулацкого хозяйства. Общий же технический уровень основной массы крестьянского хозяйства оставался очень низким, большая часть крестьянских полей обрабатывалось сохой, посев хлебов и их обмолот проводились примитивным ручным способом. Так, в 1910 г. во всем сельском хозяйстве России употреблялось 3 млн. деревянных плугов, 7,9 млн. деревянных сох, 5,7 млн. деревянных борон, 15,9 млн. борон с железными зубьями и лишь 490 тыс. полностью железных борон, 811тыс. жатвенных машин и всего 27 тыс. паровых молотилок.

Только перед самой мировой войной количество железных плугов сравнялось с количеством сох и деревянных плугов. Тракторов и других сложных машин не было вовсе. Применение искусственных удобрений — это еще один признак интенсификации сельскохозяйственного производства, по этому признаку Россия сильно отставала от Запада. В 1900 г. было ввезено их 6 млн. пуд., а в 1912 г. уже 35 млн. пуд. Внутреннее же производство фосфатов всех видов составило в 1908 г. 1425 тыс. пуд., к 1912 г. увеличилось до 3235 тыс. пуд., т.е. пока это был в основном заграничный товар.

Еще одним показателем интенсивного развития сельского хозяйства служит расширение посевов. Здесь за 15 предвоенных лет наблюдался существенный прогресс. В наибольшей степени увеличились посевные площади под хлопком – 111,6 %, подсолнухами – 61 %, сахарной свеклой – 39,5 %, табаком – 18,5 % , картофелем –15,8 %, кормовыми травами на 79,3 %. Хотя это расширение шло в основном за счет новых площадей, а не за счет зерновых, как в наиболее развитых странах. Площади под зерновыми в России тоже выросли –на 10,8 %.

Однако эти некоторые успехи в сельском хозяйстве нельзя приписать только столыпинской реформе, поскольку в это время происходил общий мировой подъем в сельском хозяйстве, аграрный кризис закончился еще в конце XIX в. России повезло еще с тем, что кроме 1911 г., все остальные годы приносили хорошие урожаи. В целом П.Столыпину не удалось умиротворить деревню. Социальная дифференциация и противоречия в ней даже обострились. Количество бедняков превысило 60 %, доля безлошадных в 1913 г. составила 31,4 % . По-прежнему все крестьяне солидарно выступали за раздел помещичьих и удельных земель, а бедняки и за раздел кулацких.

Общинное землевладение распространялось на 75 % крестьянских земель. Из-за архаичных отношений в деревне медленно развивались производительные силы и роста урожайность, особенно по сравнению с Западом. Царское правительство консервировало отсталые отношения в деревне вплоть до конца XIX в, поддерживая интересы помещиков и видя свою опору в крестьянкой общине и деревенском середняке. Но в экономические и социально-политические противоречия от этого накапливались и обострялись. Какого накала они достигли, показали крестьянские волнения 1902 г. и 1905 –1906 гг. Заслуга П. Столыпина состояла в том, что он не пытался отмахиваться от этих проблем и заигрывать со всей деревней, а взял твердый курс на укрепление союза только с одной частью крестьянства – крепкими хозяевами.

Но и кулаки не стали прочной опорой царской власти, они сохранили обширные связи со всем крестьянством и не смогли консолидироваться в самостоятельную политическую силу. Как и все крестьяне, они по-прежнему зарились на помещичьи и царские земли, поэтому вместе со всем крестьянством поддержали вначале февральскую революцию, а затем поначалу даже большевиков (в ликвидации помещичьего царского землевладения). Таким образом, аграрные реформы в России запоздали на несколько десятилетий, что сказалось не только в отставании производительных сил, но и в поддержке в целом всеми крестьянами России трехреволюций начала XX в.

Когда к власти пришел П. А. Столыпин, жизнь в государстве значительно поменялась. Новый руководитель пытался поднять экономику страны и способствовать ее дальнейшему развитию в целом, поэтому немедля он выпускает ряд реформ, одной из которых была Аграрная. Основными целями этой реформы было:
передача надельных земель в собственность крестьян;
постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель;
широкое кредитование крестьян;
скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях;
землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы.
Как видим реформа преследовала как долгосрочные, так и краткосрочные цели.
Краткосрочные: разрешение «аграрного вопроса» как источника массового недовольства (в первую очередь, прекращение аграрных волнений). Долгосрочные: устойчивое процветание и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику.
Аграрная реформа Столыпина кратко говорит о том, что документ направлен на усовершенствование крестьянского надельного землепользования и мало затрагивала частное землевладение. Она проводилась в 47 губерниях Европейской России; не затрагивалось казачье землевладение и землевладение башкир. Идея аграрной реформы возникла в результате революции 1905-1907 гг., когда усилились аграрные волнения, и деятельностью первых трех Государственных Дум. Особого размаха аграрные волнения достигли в 1905 г., правительство едва успевало их подавлять. Столыпин в это время был губернатором Саратовской губернии, где волнения были особенно сильными в связи с неурожаем. В апреле 1906 г. П. А. Столыпин был назначен министром внутренних дел. Правительственный проект о принудительном отчуждении части помещичьих земель не был принят, Дума была распущена, а Столыпин назначен председателем Совета министров. В связи с тем, что ситуация с аграрным вопросом оставалась неопределенной, Столыпин принял решение принимать все необходимые законоположения, не дожидаясь созыва II Думы. 27 августа вышел указ о продаже крестьянам государственных земель. 14 и 15 октября вышли указы, расширявшие деятельность Крестьянского земельного банка и облегчавшие условия покупки земли крестьянами в кредит.
9 ноября 1906 г. выходит главный законодательный акт реформы - указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», провозглашающий право крестьян на закрепление в собственность их надельных земель.
Благодаря смелому шагу Столыпина, реформа приобрела необратимый характер. II Дума выражала ещё более негативное отношение к любым начинаниям правительства. Она была распущена через 102 дня. Компромисса между Думами и правительством не произошло.
III Дума, не отвергая правительственного курса, принимала все правительственные законопроекты чрезвычайно долго. В результате, правительство с 1907 г. отказывается от активной законодательной деятельности в аграрной политике и переходит к расширению деятельности правительственных учреждений, увеличению объёма распределяемых кредитов и субсидий. С 1907 г. заявления крестьян о закреплении в собственность земли удовлетворяются с большими задержками (не хватает персонала землеустроительных комиссий). Поэтому главные усилия правительства были направлены на подготовку персонала (прежде всего землемеров). Но увеличиваются и денежные средства, направляемые на реформу, в виде фондирования Крестьянского поземельного банка, субсидирования мероприятий агрономической помощи, прямых пособий крестьянам.
С 1910 года правительственный курс несколько видоизменяется - больше внимание начинает уделяться поддержке кооперативного движения.
5 сентября 1911 года П. А. Столыпин был убит, премьер-министром стал министр финансов В. Н. Коковцов. Коковцов, проявлявший меньшую инициативность, чем Столыпин, последовал намеченным курсом, не привнеся в аграрную реформу чего-либо нового. Объём землеустроительных работ по разверстанию земель, количество земли, закрепляемой в собственность крестьян, количество земли, продаваемой крестьянам через Крестьянский банк, объём кредитов крестьянам стабильно росли вплоть до начала Первой мировой войны.
В течение 1906-1911 гг. были изданы указы, в результате которых крестьяне имели возможность:
взять надел в собственность;
свободно выйти из общины и выбрать другое место жительства;
переселиться на Урал, чтобы получить землю (около 15 га) и деньги от государства на подъем хозяйства;
переселенцы получали налоговые льготы, освобождались от службы в армии.
Это риторический вопрос при оценке деятельности реформаторов, он не имеет однозначного ответа. Каждое поколение будет давать на него свой ответ.
Столыпин остановил революцию и начал глубокие реформы. В то же время он пал жертвой покушения, не смог довести свои реформы до конца и не достиг своей главной цели: за 20 мирных лет создать великую Россию.
За время его правления произошли такие изменения как:
1. Развивалось кооперативное движение.
2. Увеличилось число зажиточных крестьян.
3. По валовому сбору хлеба Россия была на 1 месте в мире.
4. В 2,5 раза увеличилось поголовье скота.
5. На новые земли переселились около 2,5 млн человек.

Петр Аркадьевич Столыпин (2(14) апреля 1862 - 5(18) сентября 1911) - видный государственный деятель в период правления Николая II. Автор ряда реформ, рассчитанных на ускорение экономического развития российской экономики при сохранении самодержавных устоев и стабилизации существующего политического и социального порядка. Разберем кратко по пунктам реформы Столыпина.

Причины проведения реформ

К ХХ веку Россия оставалась страной с феодальными пережитками. Первая Русская революция показала, что у страны имеются большие проблемы в аграрном секторе, обострен национальный вопрос и идет активная работа экстремистских организаций.

Кроме прочего, в России уровень грамотности населения оставался низким, а пролетариат и крестьянство были недовольны своим социальным положением. Слабая и нерешительная власть не хотела решать эти проблемы радикально, пока на пост премьер-министра не был назначен Петр Столыпин (1906-1911 гг.).

Он должен был продолжить экономическую политику С. Ю. Витте и вывести Россию в разряд капиталистических держав, завершив в стране эпоху феодализма.

Отразим в таблице реформы Столыпина.

Рис. 1. Портрет П.А. Столыпина.

Аграрная реформа

Самая главная и известная из реформ касалась крестьянской общины.
Ее целью являлись:

  • Повышение производительности труда крестьян
  • Ликвидация социальной напряженности в крестьянской среде
  • Вывод кулаков из общинной зависимости и конечное разрушение общины

Столыпиным был предпринят ряд мер по решению поставленных целей. Так, крестьянам разрешалось выходить из состава общины и создавать свои личные обособленные хозяйства, продавать или закладывать свои земельные наделы, а также передавать их по наследству.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Крестьяне могли получать кредит на льготных условиях под залог земли или получить ссуду для покупки земли у помещика сроком на 55, 5 лет. Предполагалась и переселенческая политика малоземельных крестьян в государственные земли на необжитых территориях Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Государство брало на себя обязательства поддержать агрономические мероприятия, которые могли бы повысить урожайность или улучшить качество труда в сельском хозяйстве.

Использование данных методов позволило вывести из общины 21% крестьян, ускорился процесс расслоения крестьян - росло число кулаков и повышалась урожайность полей. Однако, в этой реформе были плюсы и минусы.

Рис. 2. Столыпинский вагон.

Переселение крестьян не дало желаемого эффекта, так как больше половины быстро вернулись обратно, а кроме противоречий между крестьянами и помещиками добавился конфликт между общинниками и кулаками.

Проблема реформы Столыпина состояла в том, что сам автор отводил на ее реализацию не менее 20 лет, а критике она подверглась практически сразу после ее принятия. Увидеть итоги своих трудов ни Столыпин, ни его современники так и не смогли.

Военная реформа

Анализируя опыт русско-японской войны, Столыпин первым делом разработал новый Воинский устав. Был четко сформулирован принцип призыва в армию, регламент призывных комиссий, льготы призывников. Увеличивалось финансирование на содержание офицерского корпуса и была разработана новая военная форма, развернулось стратегическое железнодорожное строительство.

Столыпин оставался принципиальным противником участия России в возможной мировой войне, считая, что страна не выдержит подобной нагрузки.

Рис. 3. Строительство железной дороги в Российской империи 20 век.

Иные реформы Столыпина

В 1908 году по указу Столыпина в России в течении 10 лет должно было ввестись обязательное начальное образование.

Столыпин был сторонником укрепления царской власти. Он был один из основных деятелей по установлению «Третьеиюньской монархии» в 1907 году. В этот период правления Николая II усилилась русификация западных территорий, таких как Польша и Финляндия. В рамках этой политики Столыпин провел земскую реформу, согласно которой в органы местного самоуправления выбирались таким образом, чтобы представителей национальных меньшинств было меньшинство.

В 1908 году в Государственной думе были приняты законы о предоставлении работникам врачебной помощи в случае травмы или болезни, а так же установлены выплаты утратившему трудоспособность кормильцу семьи.

Влияние революции 1905 года на обстановку в стране вынудило Столыпина ввести военно-полевые суды, а помимо этого началась разработка единого правового пространства Российской империи. Планировалось определить права человека и зоны ответственности чиновников. Это было своеобразным началом масштабной реформы управления страной.

Что мы узнали?

Из статьи по истории 9 класса мы познакомились с деятельностью Петра Столыпина. Можно сделать вывод, что реформы Столыпина затрагивали все сферы человеческой деятельности и в течении 20 лет должны были решить многие накопившиеся в российском обществе вопросы, однако, сначала его смерть, а затем и вспыхнувшая война не позволили России бескровно пройти этот путь.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 511.

(1862-1911). Он происходил из старинной дворянской семьи, получил блестящее образование. Столы-пин обладал твёрдым, властным харак-тером и блестящими ораторскими способно-стями. Его речи в Думе производили большое впечатление на депута-тов. В 1905 г. Столыпин был назначен губернатором в особенно беспо-койную Саратовскую губернию, где «прославился» жестоким по-давле-нием крестьян-ских бунтов.

Твёрдость и решительность Столыпина были оценены в верхах. В апреле 1906 г. Столыпин был на-значен министром внутренних дел, а в июле того же года - Пред-седателем Со-вета министров. Убеждённый монархист, сторонник «твёрдой власти», Столыпин выступал за модерниза-цию России, развитие экономики и культуры. Суть его программы, выражен-ная во фразе «Сначала успокое-ние, а потом реформы », означала необходи-мость подавления револю-ции и наведения порядка как условие дальнейших преобразо-ваний.

Столыпинская аграрная реформа. Основной прин-цип реформы - замена общинного землепользования индивидуаль-ным земле-владением - предложил ещё в 1902 г. С. Ю. Витте , но тогда царь его отверг. Крестьянское движение в годы революции за-ставило искать пути решения аграрного вопроса, но так, чтобы не нанести ущерба поме-щикам. Про-ведению реформы предшествовал ряд мер: с 1 января 1907 г. отменялись выкупные платежи крестьян. Разрешалась продажа зе-мель крестьянам через Крестьянский банк. Крестьян уравняли с остальными сословиями в паспортном отношении.

Цели аграрной реформы:

1. Разрушить крестьянскую общину.

2. Развивать капитализм на селе без ущерба для помещиков.

3. Ликвидировать малоземелье крестьян и феодальные пережитки.

4. Создать «крепкого» крестья-нина - «опору порядка» в деревне.

5. Ликвидировать революционную активность на селе, выселить особенно беспокойных крестьян за Урал на свободные земли.

6. Создать систему всеобщего начального образования на селе.

Разрушение общины . Суть реформы была изложена в указе 9 ноября 1906 г. Указ устанавливал «право свободного выхода из общины с «укреплением» (закреплением) в собственность «до-мохозяев» (крестьян), переходящих к личному владению, участков из «мирского» (общинного) на-дела». Крестья-нин мог потребовать вместо выделенных ему раз-розненных полос в разных полях предоставления равно-ценного участка в одном месте (óтруб ). Если хо-зяин переносил на него свой двор с хо-зяйственными постройками, то возникал хутор .


Из общины выходили в основном «крайние» по имущественному положе-нию крестьяне - бедняки и зажиточные. Первые старались про-дать свои на-делы и либо уйти в город, либо переселиться на свобод-ные земли Урала и Сибири. Ими было продано свыше 3,4 млн. десятин земли. Покупали эти землю не только богатые, но и крестьяне-середняки. Столыпин не скрывал, что он делает ставку «не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных » крестьян.

Переселение крестьян на земли Урала и Сибири. Пра-витель-ство оказывало содействие пере-селению крестьян на свободные земли. За 1907-1914 гг. за Урал переселилось 3,3 млн. крес-тьян. Они получали денеж-ную ссуду на обзаведение хозяйством. Но не все смогли стать домохозяевами: многие поступили в батраки к местным старо-жилам, свыше по-лумиллиона вернулось обратно в Рос-сию. Причины: нежелание местной ад-министрации помочь переселен-цам; противодействие переселен-цам коренных народов Сибири.

Результаты столыпинской реформы.

Столыпин полагал , что для завершения аг-рарной реформы потребуется 20 лет. За это время он намере-вался провести и ряд других преобразований - в области мест-ного управления, суда, народного просвещения, в национальном во-просе и т. д. «Дайте государству двадцать лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешнюю Россию», - говорил Столыпин.

За 1907-1914 гг. из общины вышло 25 % крестьян , а заявле-ния о выходе подали 35 %. В результате образовалось около 400 тыс. хутор-ских хозяйств (1/6 вышедших). Не все они были «кулац-кими»; зажи-точных хуторян насчитывалось около 60 %. Возникновение слоя хуторян-ферме-ров вызывало протест со стороны крестьян-общинников, которое выражалось в порче скота, посевов, инвентаря, избиении хуторян. Только за 1909-1910 гг. полиция зарегистрировала около 11 тыс. фактов поджога хуторских хозяйств.

В течение 7 лет действия реформы были достигнуты успехи в сельском -хозяйстве: посевные площади возросли на 10 %; на 1/3 уве-личился хлебный экспорт. Крестьяне в 3,5 раза увеличили затраты на покупку сель-скохозяйственных машин - с 38 млн. до 131 млн. рублей. Реформа стимулиро-вала развитие промышленности и торговли. Масса кре-стьян устреми-лась в города, увеличивая рынок рабочей силы. В итоге возрос спрос городов на продукцию сельского хозяйства.

Конец карьеры П. А. Столыпина.

Власт-ный и независи-мый , Столыпин восстановил против себя многих - и слева и справа. Во-круг премьера плели интриги при-дворная знать и Г. Распутин . Царь всё более тяготился Столыпиным. Весной 1911 г. пре-мьер-министр по-дал прошение об отставке, однако царь решил повременить. За 5 лет пребывания Столыпина у власти на него было совершено 10 покушений со стороны революционеров, которые не могли простить разрушения общины - «ячейки будущего кре-стьянского социализма». 1 сентября 1911 г. эсер-максима-лист адвокат Д. Богрóв при попустительстве полиции во время представления в Киевском оперном театре в присутствии царя с семьёй двумя вы-стрелами из браунинга смертельно ранил Столыпина.

Реформы П. А. Столыпина: многообразие мнений.

Существуют две противоположные точки зрения на деятельность П. А. Столыпина:

I. Советская точка зрения :

Столыпин ограничил демокра-тические достижения революции 1905-1907 гг., поскольку он:

1. Репрессировал революционеров, учредил военно-полевые суды.

2. Столыпин был инициаторм третьеиюньского переворота.

3. По подготовленному Столыпиным новому избирательному закону 1907 г. были ограничены избирательные права крестьян и рабочих.

4. Столыпин стоял за ограничение политических прав представителей нерусских национальностей.

5. Столыпинская аграрная реформа была сопряжена с насилием по отношению к общинникам, с ней несогласными.

6. Многие законопроекты Столыпин проводил без участия Думы.

II. Либеральная точка зрения :

Политика Столыпина была направлена на создание правового государства в России в рамках Манифеста 17 октября 1905 г ., поскольку:

1. Столыпин защищал принцип частной собственности, священный в правовом государстве.

2. Борьба Столыпина с революционерами способ-ствовала наведению порядка, торжеству закона.

3. Столыпин был против воз-врата к прежнему режиму самодержавия.

4. Столыпин считал, что создание слоя крестьян-собственников разо-вьёт у крестьян уважение к закону, правовую культуру.

5. Столыпин предполагал расширить систему местного самоуправле-ния, реформировать судебную систему, ликви-дировать волостной суд.

6. Столыпин развивал на селе народное просвещение.

7. Реформы Столыпина должны были способствовать уравнению прав крестьян с другими сословиями.

Таким образом , реформы Столыпина имели как положительные, так и отрица-тельные стороны. С одной стороны, они ставили сельское хо-зяйство на капиталистический путь, стимулировали разви-тие промыш-ленности. С другой стороны, реформы не были завершены, не удалось устранить противоречия между крестья-нами и помещиками, создать массовый слой зажиточного крестьянства. В распоряжении Столыпина не было 20 лет на завершение реформы. Его преобразования были прерваны первой ми-ровой войной и революцией 1917 г . Столыпинские аграрные законы были окончательно отменены декретом Временного правительства в июне 1917 г.

IV Государственная Дума (15 ноября 1912-26 февраля 1917 г.).

Председатель IV Думы - октябрист М. В. Родзянко . Состав Думы:

Октябристы - 98; - националисты и умеренно правые - 88;

Партия центра - 33; - правые - 65;

Прогрессисты и примыкавшие к ним - 32+16;

Кадеты и примыкавшие к ним - 52+7; - «трудовики» - 10;

Социал-демократы - 14 (большевики - 6; меньшевики - 8) и др.

Аграрный вопрос - всегда главный для России

С 1906 г. правительством России под руководством П.А. Столыпина проводился комплекс мероприятий в области сельского хозяйства. Эти мероприятия обобщенно называют «Столыпинской аграрной реформой».

Основные задачи реформы :

  • передача надельных земель в собственность крестьян;
  • постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель;
  • широкое кредитование крестьян;
  • скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях;
  • землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы.

Реформа ставила как краткосрочные, так и долгосрочные цели.

Краткосрочные : разрешение «аграрного вопроса» как источника массового недовольства (в первую очередь, прекращение аграрных волнений). Долгосрочные : устойчивое процветание и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику.

Цели аграрной реформы

Аграрная реформа была направлена на усовершенствование крестьянского надельного землепользования и мало затрагивала частное землевладение. Она проводилась в 47 губерниях Европейской России (все губернии, кроме трёх губерний Остзейского края); не затрагивалось казачье землевладение и землевладение башкир.

Историческая необходимость реформы

П.А. Столыпин (третий слева) во время знакомства с хуторским хозяйством недалеко от Москвы, октябрь 1910 г.

Идея аграрной реформы возникла в результате революции 1905-1907 гг., когда усилились аграрные волнения, и деятельностью первых трех Государственных Дум. Особого размаха аграрные волнения достигли в 1905 г., правительство едва успевало их подавлять. Столыпин в это время был губернатором Саратовской губернии, где волнения были особенно сильными в связи с неурожаем. В апреле 1906 г. П. А. Столыпин был назначен министром внутренних дел. Правительственный проект о принудительном отчуждении части помещичьих земель не был принят, Дума была распущена, а Столыпин назначен председателем Совета министров. В связи с тем, что ситуация с аграрным вопросом оставалась неопределенной, Столыпин принял решение принимать все необходимые законоположения, не дожидаясь созыва II Думы. 27 августа вышел указ о продаже крестьянам государственных земель. 5 октября 1906 г. был издан указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний» , посвящённый улучшению гражданско-правового статуса крестьян. 14 и 15 октября вышли указы, расширявшие деятельность Крестьянского земельного банка и облегчавшие условия покупки земли крестьянами в кредит. 9 ноября 1906 г. выходит главный законодательный акт реформы - указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» , провозглашающий право крестьян на закрепление в собственность их надельных земель.

Благодаря смелому шагу Столыпина (изданию законов по 87 статье. Данная статья позволяла правительству принимать неотложные законы без утверждения Думой в перерыве между роспуском одной Думы и созывом новой), реформа приобрела необратимый характер. II Дума выражала ещё более негативное отношение к любым начинаниям правительства. Она была распущена через 102 дня. Компромисса между Думами и правительством не произошло.

III Дума, не отвергая правительственного курса, принимала все правительственные законопроекты чрезвычайно долго. В результате, правительство с 1907 г. отказывается от активной законодательной деятельности в аграрной политике и переходит к расширению деятельности правительственных учреждений, увеличению объёма распределяемых кредитов и субсидий. С 1907 г. заявления крестьян о закреплении в собственность земли удовлетворяются с большими задержками (не хватает персонала землеустроительных комиссий). Поэтому главные усилия правительства были направлены на подготовку персонала (прежде всего землемеров). Но увеличиваются и денежные средства, направляемые на реформу, в виде фондирования Крестьянского поземельного банка, субсидирования мероприятий агрономической помощи, прямых пособий крестьянам.

С 1910 года правительственный курс несколько видоизменяется - больше внимание начинает уделяться поддержке кооперативного движения.

Крестьянский быт

5 сентября 1911 года П. А. Столыпин был убит, премьер-министром стал министр финансов В. Н. Коковцов. Коковцов, проявлявший меньшую инициативность, чем Столыпин, последовал намеченным курсом, не привнеся в аграрную реформу чего-либо нового. Объём землеустроительных работ по разверстанию земель, количество земли, закрепляемой в собственность крестьян, количество земли, продаваемой крестьянам через Крестьянский банк, объём кредитов крестьянам стабильно росли вплоть до начала Первой мировой войны.

В течение 1906-1911 гг. были изданы указы, в результате которых крестьяне имели возможность:

  • взять надел в собственность;
  • свободно выйти из общины и выбрать другое место жительства;
  • переселиться на Урал, чтобы получить землю (около 15 га) и деньги от государства на подъем хозяйства;
  • переселенцы получали налоговые льготы, освобождались от службы в армии.

Аграрная реформа

Достигли ли цели реформы Столыпина?

Это риторический вопрос при оценке деятельности реформаторов, он не имеет однозначного ответа. Каждое поколение будет давать на него свой ответ.

Столыпин остановил революцию и начал глубокие реформы. В то же время он пал жертвой покушения, не смог довести свои реформы до конца и не достиг своей главной цели: за 20 мирных лет создать великую Россию .

Тем не менее, за время его деятельности были достигнуты следующие результаты:

  1. Развивалось кооперативное движение.
  2. Увеличилось число зажиточных крестьян.
  3. По валовому сбору хлеба Россия была на 1 месте в мире.
  4. В 2,5 раза увеличилось поголовье скота.
  5. На новые земли переселились около 2,5 млн человек.