Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир. В какой момент жизни Андрей Болконский (Л

«Война и мир» - великое произведение. Какова история создания романа-эпопеи? Л. Н. Толстой и сам не раз задавался вопросом о том, почему в жизни случается так, а не иначе... Действительно, почему, для чего и как протекал творческий процесс создания величайшего произведения всех времён и народов? Ведь на его написание ушло семь долгих лет

История создания романа «Война и мир»: первое свидетельство начала работы

В сентябре 1863 года в Ясную Поляну приходит письмо от отца Софьи Андреевны Толстой - А.Е. Берса. Он пишет о том, что накануне они со Львом Николаевичем вели долгую беседу о народной войне против Наполеона и о той эпохе в целом - граф намерен приступить к написанию романа, посвященного тем великим и памятным событиям в истории России. Упоминание о данном письме не случайно, поскольку оно считается «первым точным свидетельством» начала работы великого русского писателя над романом «Война и мир». Подтверждением тому служит и ещё один документ, датированный тем же годом месяцем позже: Лев Николаевич пишет родственнице о своей новой задумке. Он уже включился в работу над романом-эпопеей о событиях начала века и до 50-х годов. Сколько нравственных сил, энергии ему необходимо для осуществления задуманного - говорит он, и скольким он уже обладает, он уже пишет и обдумывает всё так, как он «ещё никогда не писал и не обдумывал».

Первая идея

История создания романа Толстого «Война и мир» указывает на то, что первоначальным замыслом писателя было создать книгу о непростой судьбе декабриста, вернувшегося в 1865 году (время отмены крепостного права) в родные края после долгих лет ссылки в Сибири. Однако вскоре Лев Николаевич пересмотрел свою идею и обратился к историческим событиям 1825 года - времени В итоге и сия затея была отброшена: молодость главного героя проходила на фоне Отечественной войны 1912 года, грозной и славной поры для всего русского народа, которая, в свою очередь, была ещё одним звеном в неразрывной цепи событий 1805 года. Рассказывать Толстой решил начать от самых истоков - начала 19 века - и оживил полувековую историю государства российского с помощью не одного главного героя, а множества ярких образов.

История создания романа «Война и мир» или «Три поры»

Продолжаем… Бесспорно, яркое представление о работе писателя над романом дает его история создания («Война и мир»). Итак, время и место действия романа определены. Автор проводит главных действующих лиц - декабристов, через три исторически значимых отрезка времени, отсюда и первоначальное название произведения «Три поры».

Первая часть охватывает период времени от начала 19 века вплоть до 1812 года, когда молодость героев совпала с войной между Россией и наполеоновской Францией. Вторая - это 20-е годы, не без включения самого главного - восстания декабристов в 1825 году. И, наконец, третья, заключительная часть - 50-е годы - время возвращения восставших из ссылки по дарованной императором амнистии на фоне таких трагических страниц российской истории, как бесславное поражение в и смерть Николая I.

Что ж, роман по своему замыслу и размаху обещал быть глобальным и требовал иную художественную форму, и она была найдена. По словам самого Льва Николаевича, «Война и мир» - это не исторические хроники, и не поэма, и даже не просто роман, а новый жанр в художественной литературе - роман-эпопея, где судьбы многих людей и целого народа сопряжены с грандиозными историческими событиями.

Терзания

Работа над произведением шла очень нелегко. История создания («Война и мир») говорит о том, что множество раз Лев Николаевич делал первые шаги и тут же бросал писать. В архиве писателя насчитывается пятнадцать версий первых глав произведения. Что мешало? Что не давало покоя русскому гению? Желание в полном объёме высказать свои мысли, свои религиозно-философские идеи, изыскания, своё видение истории, дать свои оценки тем общественно-политическим процессам, огромной роли не императоров, не предводителей, а целого народа в истории страны. Это требовало колоссального напряжения всех душевных сил. Не раз он терял и вновь обретал надежду исполнить задуманное до конца. Отсюда и замысел романа, и названия ранних редакций: «Три поры», «Всё хорошо, что хорошо кончается», «1805 год». Менялись они, как видно, не один раз.

Отечественная война 1812 года

Таким образом, долгие творческие метания автора закончились сужением временных рамок - Толстой сосредоточил всё своё внимание на 1812 году, войне России против «Великой армии» французского императора Наполеона, и лишь в эпилоге затронул тему зарождения декабристского движения.

Запахи и звуки войны… Для их передачи требовалось изучение огромного количества материала. Это и художественная литература того времени, и исторические документы, мемуары и письма современников тех событий, планы сражений, приказы и распоряжения военных начальников… На не жалел ни времени, ни сил. С самого начала он отверг все те исторические хроники, которые стремились изобразить войну как поле боя двух императоров, превознося то одного, то другого. Писатель не умалял их заслуги и их значимость, но во главу угла ставил народ, его дух.

Как видно, у произведения невероятно интересная история создания. "Война и мир" может похвастаться еще одним интересным фактом. Между рукописей сохранился ещё один небольшой, но тем не менее немаловажный документ - листок с заметками самого писателя, сделанными во время его пребывания на На нём он запечатлел линию горизонта, точно указав, где какие деревни находились. Здесь же видна и линия движения солнца во время самой битвы. Всё это, можно сказать, голые эскизы, наброски того, чему было суждено впоследствии под пером гения превратиться в настоящую картину, изображающую великое полную движения, жизни, необыкновенных красок и звуков. Непостижимо и удивительно, не правда ли?

Случай и гений

Л. Толстой на страницах своего романа много рассуждал о закономерностях истории. Выводы его применимы и к жизни, в них укладывается многое, что касается великого произведения, в частности история создания. «Война и мир» прошла много этапов, чтобы стать настоящим шедевром.

Наука говорит, что всему виной случай и гений: случай предложил с помощью художественных средств запечатлеть полувековую историю России, а гений - Лев Николаевич Толстой - воспользовался им. Но отсюда вытекают новые вопросы о том, что такое этот случай, что такое есть гений. С одной стороны, это просто слова, призванные объяснить то, что на самом деле необъяснимо, а с другой - невозможно отрицать и некую их пригодность и полезность, по крайней мере, они обозначают «известную степень понимания вещей».

Откуда и как появился сам замысел и история создания романа «Война и мир» - до конца узнать невозможно, в наличии только голые факты, поэтому говорим «случай». Дальше - больше: читаем роман и представить себе не можем ту силу, тот дух человеческий или, скорее, сверхчеловеческий, который сумел облечь глубочайшие философские мысли и идеи в удивительную форму - поэтому говорим «гений».

Чем длиннее проносящаяся перед нами череда «случаев», чем больше блистает граней гениальности автора, тем, кажется, ближе мы к раскрытию тайны гения Л. Толстого и некой непостижимой истины, заключенной в произведении. Но это иллюзия. Что же делать? Лев Николаевич верил в единственно возможное понимание мироустройства - отречение от знания конечной цели. Если мы признаем, что конечная цель создания романа нам недоступна, отречёмся от всех причин, видимых и невидимых, побудивших писателя взяться за написание произведения, мы постигнем или, по крайней мере, восхитимся и насладимся сполна его бесконечной глубиной, призванной служить целям общим, не всегда доступным человеческому пониманию. Как говорил сам писатель во время работы над романом, конечной целью художника является не неоспоримое разрешение вопросов, а подведение и подталкивание читателя к тому, чтобы любить жизнь во всех её бесчисленных проявлениях, чтобы он плакал и смеялся вместе с главными героями.

Роману «Война и мир» Л.Н. Толстой посвятил шесть лет напряженного и упорного труда. 5 сентября 1863 года А.Е. Берс, отец Софьи Андреевны, жены Толстого, послал из Москвы в Ясную Поляну письмо со следующим замечанием: «Вчера мы много говорили о 1812 годе по случаю намерения твоего написать роман, относящийся к этой эпохе». Именно это письмо исследователи считают «первым точным свидетельством», датирующим начало работы Толстого над «Войной и миром». В октябре того же года Толстой писал своей родственнице: «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе. И работа эта есть у меня. Работа эта - роман из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени... Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал».

О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю создания романа.

Первоначально Толстой задумал роман о декабристе, возвратившемся после 30-летней сибирской ссылки. Действие романа начиналось в 1856 году, незадолго до отмены крепостного права. Но затем писатель пересмотрел свой замысел и перешел к 1825 году - эпохе восстания декабристов. Вскоре писатель оставил и это начало и решил показать молодость своего героя, совпавшую с грозной и славной порой Отечественной войны 1812 года. Но и на этом Толстой не остановился, и так как война 1812 года находилась в неразрывной связи с 1805 годом, то и все сочинение он начал с этого времени. Перенеся начало действия своего романа на полвека вглубь истории, Толстой решил провести через важнейшие для России события не одного, а многих героев.

Свой замысел - запечатлеть в художественной форме полувековую историю страны - Толстой назвал «Три поры». Первая пора - это начало века, его первые полтора десятилетия, время молодости первых декабристов, прошедших через Отечественную войну 1812 года. Вторая пора - это 20-е годы с их главным событием - восстанием 14 декабря 1825 года. Третья пора - 50-е годы, неудачный для русской армии конец Крымской войны, внезапная смерть Николая I, амнистия декабристов, их возвращение из ссылки и время ожидания перемен в жизни России. Однако в процессе работы над произведением писатель сузил рамки своего первоначального замысла и сосредоточил внимание на первой поре, коснувшись лишь в эпилоге романа начала второй поры. Но и в таком виде замысел произведения оставался глобальным по своему размаху и потребовал от писателя напряжения всех сил. В начале работы Толстой понял, что привычные рамки романа и исторической повести не смогут вместить все богатство задуманного им содержания, и начал настойчиво искать новую художественную форму, он хотел создать литературное произведение совершенно необычного типа. И ему это удалось. «Война и мир», по утверждению Л.Н. Толстого, - не роман, не поэма, не историческая хроника, это - роман-эпопея, новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе.

«ЛЮБЛЮ МЫСЛЬ НАРОДНУЮ»

«Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную основную мысль. Так в «Анне Карениной» я любил мысль семейную, в «Войне и мире» люблю мысль народную вследствие войны 1812 года» (Толстой). Война, решавшая вопрос национальной независимости, открыла перед писателем источник силы нации - социальную и духовную мощь народа. Народ творит историю. Эта мысль озарила все события и лица. «Война и мир» стала историческим романом, получила величественную форму эпопеи…

Появление «Войны и мира» в печати вызвало самую разноречивую критику. Радикально-демократические журналы 60-х гг. встретили роман ожесточенными нападками. В «Искре» за 1869 появляется «Литературно-рисовальное попури» М. Знаменского [В. Курочкина], пародирующее роман. Н. Шелгунов отзывается о нем: «апология сытого барства». На Т. нападают за идеализацию барской среды, за то, что оказалось обойденным положение крепостного крестьянства. Но роман не получил признания и в реакционно-дворянском лагере. Некоторые его представители договорились до обвинения Толстого в антипатриотическом направлении (см. П. Вяземского, А. Нарова и др.). Особое место занимает статья Н. Страхова, к-рый подчеркивал обличительную сторону «Войны и мира». Очень интересна статья самого Толстого «Несколько слов по поводу «Войны и мира» (1868). Толстой как бы оправдывался в некоторых обвинениях, когда писал: «В те времена тоже любили, завидовали, искали истины, добродетели, увлекались страстями; та же была сложная умственно-нравственная жизнь...»

«ВОЙНА И МИР» С ВОЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Роман гр. Толстого интересен для военного в двояком смысле: по описанию сцен военных и войскового быта и по стремлению сделать некоторые выводы относительно теории военного дела. Первые, то есть сцены, неподражаемы и, по нашему крайнему убеждению, могут составить одно из самых полезнейших прибавлений к любому курсу теории военного искусства; вторые, то есть выводы, не выдерживают самой снисходительной критики по своей односторонности, хотя они интересны как переходная ступень в развитии воззрений автора на военное дело.

ГЕРОИ О ЛЮБВИ

Андрей Болконский: «Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить. Это совсем не то чувство, которое у меня было прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она и там все счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныние и темнота... Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив...»

Пьер Безухов: «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить...»

«МАТЕРЫЙ ЧЕЛОВЕЧИЩЕ»

Уже в годы советской власти Ленин не раз высказывал свое чувство огромной гордости гением Толстого, он хорошо знал и любил его произведения. Горький вспоминал, как в одно из посещений Ленина он увидел на его столе том «Войны и мира». Владимир Ильич сразу же заговорил о Толстом: «- Какая глыба, а? Какой матерый человечище! Вот, это, батенька, художник... И, - знаете, что еще изумительно? До этого графа подлинного мужика в литературе не было.

Кого в Европе можно поставить рядом с ним?

Сам себе ответил:

Некого»

«ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»

С одной стороны, гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны - помещик, юродствующий во Христе.

С одной стороны, замечательно сильный, непосредственный и искренний протест против общественной лжи и фальши, - с другой стороны, «толстовец», т. е. истасканный, истеричный хлюпик, называемый русским интеллигентом, который, публично бия себя в грудь, говорит: «я скверный, я гадкий, но я занимаюсь нравственным самоусовершенствованием; я не кушаю больше мяса и питаюсь теперь рисовыми котлетками».

С одной стороны, беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны, - юродивая проповедь «непротивления злу» насилием.

ПЕРЕОЦЕНКА

«В январе 1871 года Толстой отправил Фету письмо: «Как я счастлив... что писать дребедени многословной вроде «Войны» я больше никогда не стану»

6.12.1908 года Толстой записал в дневнике: «Люди, любят меня за те пустяки - «Война и мир» и т.п., которые им кажутся очень важными»

«Летом 1909 года один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность за создание «Войны и мира» и «Анны Карениной». Толстой ответил: «Это все равно, что к Эдисону кто-нибудь пришел и сказал бы: «Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку». Я приписываю значение совсем другим своим книгам».

ТОЛСТОЙ И АМЕРИКАНЦЫ

Американцы объявили главным романом всех времен и народов четырехтомное произведение Льва Толстого «Война и мир». Эксперты журнала Newsweek составили список из ста книг, объявленных изданием лучшими из всех, которые когда-либо были написаны. В результате отбора в первую десятку, помимо романа Льва Толстого, попали: «1984» Джорджа Оруэлла, «Улисс» Джеймса Джойса, «Лолита» Владимира Набокова, «Шум и ярость» Уильяма Фолкнера, «Человек-невидимка» Ральфа Эллисона, «На маяк» Вирджинии Вульф, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Божественная комедия» Данте Алигьери.

ВОЙНА И МИР

Роман-эпопея Л.Н. Толстого .


Роман «Война и мир» был написан в 1863– 1869 гг. в период жизни писателя в Ясной Поляне. Первые главы появились в журнале «Русский вестник» в 1865 г. под названием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант названия, уже не конкретно-исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». Затем роман был значительно переработан и получил название, под которым стал всемирно известен, - «Война и мир». Впервые полностью роман был опубликован в 1867–1869 гг.
Действие романа охватывает период с 1805-го по 1820-е гг. Последние сцены эпилога относятся ко времени создания тайных обществ декабристов . События развиваются в Москве , в Петербурге , в провинции, а также в Европе - на местах знаменитых сражений эпохи наполеоновских войн.
В романе показаны все слои общества, люди разных поколений и убеждений. Действующих лиц - около 600: представители столичного дворянства (см. ), простые крестьяне (см. ) и солдаты, много реальных исторических персонажей, среди них - император , Наполеон, фельдмаршал М.И. Кутузов , знаменитые генералы русской и французской армий.
Главные герои романа: Андрей Болконский , Пьер Безухов , - вымышленные, но имеющие реальные прототипы персонажи, чьи характеры и судьбы типичны для дворянства первой четверти ХIХ в. Жизнь героев, которые оказываются в центре исторических событий, определивших во многом их судьбы, неразрывно связана с историей страны и является ее частью. Обращаясь к истории, писатель стремился найти ответы на важнейшие вопросы общественного развития и нравственного состояния современной России.
Все персонажи романа-эпопеи находятся в нравственных исканиях, в поиске смысла жизни. Толстой не скрывает своих симпатий к героям, выражающим так называемую идею «непротивления злу насилием», смирение и принятие жизни такой, какая она есть, осознание себя частицей русского народа. Главный выразитель этих философских взглядов в романе - простой солдат Платон Каратаев.
В этом романе, по воспоминаниям жены писателя С.А. Толстой, Толстой любил «мысль народную» : народ изображен в мирной жизни и на войне как движущая сила армии и партизанского движения.
Завершается роман эпилогом в двух частях. Первая часть показывает героев романа через 7 лет после событий Отечественной войны 1812 г. Вторая часть представляет собой историко-философский трактат, в котором выражено понимание писателем движущих сил истории, философских категорий свободы и необходимости. Толстой предлагает читателю свою, не совпадающую с официальной, историческую концепцию: считая, что всеобщим ходом истории руководит высшее божественное начало, он полностью отрицает влияние на развитие истории отдельных личностей и развенчивает культ Наполеона, долгие годы существовавший в России.
Роман «Война и мир» многие годы включается в школьные (см. ) программы по литературе. Его герои и события хорошо известны и вошли в культурно-историческую память народа, особенно некоторые эпизоды (первый бал Наташи Ростовой, размышления раненого Андрея Болконского на Аустерлицком поле, встреча Пьера Безухова с Платоном Каратаевым и др.), а также философские рассуждения Толстого о ходе истории, о войне, о человеке на войне.
Изображенные в романе Аустерлицкое сражение 1805 г., Бородинское сражение (см. ), пожар Москвы 1812 г., изгнание остатков французской армии из России являются лучшим художественным воплощением этих исторических событий в русской литературе. С ними ассоциируются картины, посвященные Отечественной войне 1812 г.: панорама Ф.А. Рубо «Бородинская битва» (1911 г.), «Эпизод из войны 1812 года» И.М. Прянишникова (1874 г.), «Совет в Филях» А.Д. Кившенко (1880 г.).
Роман неоднократно экранизировался. Одна из лучших экранизаций - четырехсерийный фильм «Война и мир» режиссера С.Ф. Бондарчука (1968 г.).
По роману «Война и мир» написана одноименная опера С.С. Прокофьева (1942–1943 гг.).
Некоторые цитаты из романа стали крылатыми словами, например выражение дубина народной войны стало образным названием партизанской войны.
«Первый бал Наташи Ростовой». Художник Л.О. Пастернак. 1893 г.:

«Пьер на батарее Раевского». Художник Д.А. Шмаринов. 1953 г.:


Кадр из фильма «Война и мир». Бородинское сражение:


Кадр из фильма. Наташа Ростова - Л. Савельева, Андрей Болконский - В. Тихонов:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое "ВОЙНА И МИР" в других словарях:

    Война и мир - Война и миръ … Википедия

    Война и Мир - Война и миръ Литературный альбом. «Война и мир», роман гр. Л. Н. Толстого. Картина П. О. Ковальского, грав. Шюблер. Жанр: роман эпопея

    ВОЙНА И МИР - ВОЙНА И МИР, СССР, Мосфильм, 1965 67, цв., 431 мин. Кинороман. По одноименному роману Л.Н.Толстого. Теперь, может быть, не все уже помнят, что грандиозный замысел Сергея Бондарчука вряд ли был бы осуществлен, если бы не уязвленное чувство… … Энциклопедия кино

    "Война и мир" - ВОЙНА и МИРЪ, первый частн. воен. ежемѣс. журналъ, издававшійся въ 1906 (съ марта) и 1907 гг. шт. кап. Александр. воен. уч ща В. Т. Свистунъ Ждановичемъ. По программѣ журналъ ставилъ себѣ цѣлью служить взаим. ознакомленію и сближенію арміи съ… … Военная энциклопедия

    «ВОЙНА И МИР» - Инсценировка одноименного романа (1863 1869) Льва Николаевича Толстого (1828 1910). При жизни Булгакова не ставилась и не публиковалась. Впервые: Булгаков М. Пьесы. М.: Советский Писатель, 1986. На автографе В. и м. Булгаков записал:… … Энциклопедия Булгакова

    Война и мир - Жарг. шк. Шутл. ирон. 1. Школьная жизнь. Bytic, 1991 2000; ШП, 2002. 2. Шум в классе. Максимов, 67. 3. Поведение учеников на перемене. Максимов, 67 … Большой словарь русских поговорок

    Война и мир (фильм, 1968) - Война и мир Жанр историческая драма Режиссёр Сергей Бондарчук Автор сценария Сергей Бондарчук Василий Соловьев по роману … Википедия

    Война и мир (значения) - Война и мир роман Льва Толстого. Война и мир (опера) опера Сергея Прокофьева по одноимённому роману Л. Толстого. Война и мир (рок опера) рок опера Николая Рыбникова по одноимённому роману Л. Толстого, 2011. Экранизации … Википедия

    Война и мир (книга) - Война и мир Война и миръ Литературный альбом. «Война и мир», роман гр. Л. Н. Толстого. Картина П. О. Ковальского, грав. Шюблер. Жанр: роман эпопея

Задание 2

Л. Н. Толстой написал автобиографическую трилогию:

1. « Детство. Отрочество. Юность»

2. « Детство. Юность. Мои университеты».

Задание 3

Какой временный период охватывает роман « Война и мир»:

  1. Время между Великой французской революцией и пожаром Москвы в войне 1912 годов.
  2. Время периода подготовка и проведения восстания декабристов.
  3. Период войны 1805 – 1812 годов.
  4. 1812 – 1825 годы.

Задание 4

Действие романа Л. Н. Толстого происходит во времена правления:

  1. Александра II.
  2. Николая II.
  3. Александра I
  4. Екатерины II

Задание 5

1. На балу

2. Во время приезда к армии после разгрома нашествия Наполеона.

3. Во время смотра перед Аустерлицким сражением.

Задание 6

Патриархальное московское дворянство представлено в образах (найдите лишнее):

  1. Графини Безуховой.
  2. Дарьи Дмитриевны Ахросимовой.
  3. Семьи Ростовых.

Задание 7

Л. Н. Толстой показал в романе « Война и мир» два полюса в историческом облике крестьянства крепостнической России. Найдите соответствие:

1. Философия фатализма, смирения, покорности, призвания узаконенности своего положения.

2. чувство долга перед Родиной, бунтарство, осознание собственной значимости.

 Лаврушка, Тихон Щербатый

 камердинер князя Тихон, Платон Каратаев

Задание 8

Что больше отражает недовольство крепостных крестьян в романе:

  1. Монотонное возрастание.
  2. Нарастание и спад, возращение к прежнему уровню и стабильность положения.

Задание 9

Ярко прозвучала в романе тема « двух наций», показавшая читателю истинных и «ложных» патриотов России. Найдите соответствие:

1. А. Курагин, Б. Трубецкой, А. П. Шерер, графиня Безухова.

2. Тушин и Тимохин, А. Болконский, Тихон Щербатый.

 истинные патриоты

 «ложные» патриоты

Задание 10

Драматический путь духовного развития какого героя романа был типичен для передовой молодежи эпохи формирования декабристов:

1. Анатолия Курагина.

2. Бориса Друбецкого.

3. Николая Ростова.

4. Андрея Болконского.

Задание 11

Борьба духовного с чувственным лежит в основе внутреннего развития:

  1. Пьера Безухова.
  2. Анатоля Курагина.
  3. Бориса Друбецкого.

Задание 12

Кого из героев романа. Типичного представления первой четверти XIX века, А Герцен назвал « дрянью Александровского поколения»:

  1. А. Болконского.
  2. Б. Друбецкого.
  3. Д. Долохова.

Задание 13

Какое из событий 1812 года не появилось эпизодом народной войны:

  1. Смоленское отступление.
  2. Бородинское сражение.
  3. Тарутинское сражение.
  4. 4. Партизанское движение.

Задание 14

Эпилог – это:

  1. дополнительный элемент композиции, отделенный от основного повествования и следующий после его завершения.
  2. Дополнительный элемент композиции, предшествующий завязке.
  3. Относительно короткий текст, помещенный автором перед началом произведения и призванный кратко выразить основное содержание или идейный смысл следующего за ним произведения.

Задание 15

После войны 1812 года многое изменилось, и представители русской интеллигенции в 1825 году оказались по разные стороны баррикад. Один из героев романа в эпилоге так сформулировал задачи общества: « мы только для того, чтобы Пугачев не пришел заразить и моих и твоих детей и чтоб Аракчеев не послал меня в военное поселение». Кому принадлежат эти слова:

  1. Д. Долохову.
  2. Пьеру Безухову.
  3. Николаю Ростову.
  4. Денисову.

Задание 16

Кому принадлежит следующее портретные характеристики:

  1. «… Был неуклюж, толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками. Он, как говорится, не умел войти в салон и ещё менее умел из него выйти… »
  2. «… был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами… с усталым, скучающим взглядом».
  • Князь Андрей

Задание 17

Кому принадлежит столь противоречивые. На первый взгляд, высказывания о Наполеоне:

  • Наполеон велик, потому что он встал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати - и только потому приобрел власть .
  • Как, какою связью был он соединен с тем великим событием, которое было предсказано в Апокалипсисе, он не знал. Но он ни на минуту не усомнился в этой связи… но он решил положить придел власти зверя… прекратить несчастия Европы».
  1. А. Болконскому.
  2. Денисову
  3. Н.Ростову
  4. П. Безухову.

Задание 18

О какой войне приведено высказывание Пьера Безухова:

«Если б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу, но … против величайшего человека в мире … это нехорошо».

  1. Война 1805 года
  2. Война 1807 года
  3. Война 1812 года
  4. Война 1805-1807 годов

Задание 19

Что такое счастье? Герои романа понимают его по своему. Определите, кому принадлежат следующие высказывания:

  1. «Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того – свобода выбора занятий, то есть образа жизни.»
  2. « … Ему пришло в Глову, что ему-то именно предназначено вывести армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе».
  • Пьер Безухов
  • Андрей Болконский

Задание 20

Князь Андрей взволнованно думает о своей личной славе: «Но где же она? Как выразится мой Тулон? В каком из эпизодов, по вашему мнению, герой пытается реализовать свои мечты о славе:

  1. Он не избегал опасности, « шагая через тела и под страшным огнем французов», помог забытому капитану Тушину и отдал ему должное как герою дня.
  2. В ночь перед генеральным сражением он почувствовал приближение своего Тулона, в мечтах нему представлялись фантастические успехи, гениальные решения, которые он принимает и которые приносят спасение армии, а ему – славу...

Задание 21

Во время какого сражения состоялась встреча княхя Андрея и Наполеона, которая имела огромное значение в судьбе героя:

«Он не знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполен казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками».

  1. Аустерлицкое сражение
  2. Шенграбенское сражение
  3. Бородинское сражение
  4. Красненское сражение

Задание 22

По приведенным портретным характеристикам определите, кому они принадлежат:

  1. «Вся фигура была круглая, голова. . . спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носи, как всегда собираясь обнять что-то, были круглые», ему «должно быть было за пятьдесят лет».
  2. «Вся потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют живущие в холе сорокалетние люди».
    • Наполеон
    • Платон Каратаев

Задание 23

Кто из героев романа «Война и мир» не ступит на Сенатскую площадь, согласно своим убеждениям:

«Тайное общество – враждебное и вредное, которое может породить только зло. . . долг иприсяга превыше всего». «Вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить – ни на секунду не задумаюсь и пойду».

  1. Пьер Безухов
  2. Н. Ростов
  3. А. Болконский
  4. Денисов

1) «…тоненькая миниатюрная брюнетка с мягким, оттенённым длинными ресницами взглядом, густою чёрною косою, два раза обвивавшую её голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнажённых худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее».

2) «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями…»

3) «Высокая красивая дама с огромной косой и очень оголёнными белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов…»

3 . С кем стрелялся на дуэли Пьер Безухов? а) Николай Ростов; б)Анатоль Курагин; в)Долохов; г) Андрей Болконский.

4. Кто из героев романа мечтает « солдатом быть, просто солдатом. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» ?

А) Болконский, б) Тушин, в) Николай Ростов, г) Пьер Безухов

5. В какой момент жизни Андрей Болконский разочаровался в своей мечте о славе и подвигах? а) Во время приезда в имение отца,

Б) После Бородинского сражения
в) После сдачи Москвы
г) После ранения под Аустерлицем

6. Какая семья в романе «Война и мир» живет «умом сердца»? а) Болконские
б) Курагины
в) Безуховы
г) Ростовы

7. Какой общей идее, по утверждению Л.Н.Толстого, подчинено все действие романа «Война и мир»? а)«мысли семейной», б) историческому событию, в) «мысли народной», г) у Л.Н.Толстого не было общей идеи

8. Указать имя критика, который определил особенности психологизма Толстого как «диалектику души». а) Н.А.Добролюбов, б) В.Г.Белинский, в) Д.И.Писарев, г)Н.Г.Чернышевский

9 . Какое изобразительно-выразительное средство является основным в произведении «Война и мир »? а) метафора, б) антитеза, в) гипербола, г) оксюморон

10. С какого эпизода начинается действие романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?

а) с описания войны в) с характеристики семьи Ростовых

б) с описания вечера у А. П. Шерер г) с описания Петербурга.

11. Кто из героев романа и о ком говорит : «Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; и, боже мой, чего бы я дал теперь, чтобы не быть женатым!» а) Пьер об Элен, б) Болконский о Наташе Ростовой, в) Болконский о Лизе, г) Пьер о Ростовой

12 . Назвать имение в романе Л. Н.Толстого «Война и мир», которое старый князь Николай Болконский отдал своему сыну Андрею Болконскому еще при жизни. а) Отрадное, б)Лысые Горы, в) Богучарово,

13. В какую историческую эпоху развивается действие романа Л. Н.Толстого «Война и мир»?

а) эпоха Екатерины II в) эпоха Александра I

б) времена правления Николая II г)эпоха Александра II

14. Вспомните генеалогическое дерево князей Болконских. Кто из русских князей был основателем их рода? а) Рюрик, б) Романов, в)Мономах

10 класс. Тестовая работа по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

2 вариант

1 . Сколько действующих лиц насчитывается в романе? а) более 350, б) более 550, в) более 140, г) около 500.

2.Соедините имя героя и его внешнее описание:

1) « Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твёрдым, наглым и умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица».

2) «… был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами лица».

3) « Массивный толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке».

А. Николай Ростов;

Б. Пьер Безухов;

В. Фёдор Долохов;

Г. Андрей Болконский.

3. - Обещай, Андрюша, - сказала (кн. Мария), сунув руку в ридикюль и в нем держа что-то, но еще не показывая, как будто то, что она держала, и составляло предмет просьбы и будто прежде получения обещания в исполнения просьбы она не могла вынуть из ридикюля это что-то». Что это было? а) крест, б) письмо, в) образок, г) портрет отца.

4. Кто и где, и по какому поводу сказал слова : «Вот прекрасная смерть!» а)Ростов о Тушине, Аустерлицкое сражение, б) Наполеон о Болконском, Аустерлицкое сражение, в) Александр 1 о Ростове, Бородино, г) Кутузов о Болконском, Бородино.

5 . Кто и о ком говорит слова: «Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога – это дорога чести»? а) Кутузов о Болконском, б) Коротаев о Пьере, в) Александр 1 о Болконском, г) Александр 1 о Ростове

6. Зачем князь Андрей отправляется на войну 1805 года? а) вынужден подчиниться воле отца, б) мечтает о своем Тулоне, в) считает это своим долгом, г) вынуждают семейные обстоятельства.

7. Кто стремился женить своего сына, «Беспокойного дурака», на богатой княжне? а) старый граф Безухов, б) Князь Николай Болконский, в) Василий Курагин, г) кн.Друбецкая.

8. Какие персонажи романа являются любимыми героями Л. Н. Толстого? а) Николай Ростов, Долохов, Вера б) Элен Безухова, Трубецкой, Наполеон в) Князь Андрей, Пьер Безухов, Наташа Ростова г) Жюли Карагина, Петр Ростов, капитан Тушин

9. Какое сражение является кульминацией романа Л. Н. Толстого «Война и мир» ? а)Шенграбенское сражение, б) Бородинское сражение, в) Аустерлицкое сражение, г) Красненское сражение
10
.Под мелодию какой песни танцевала Наташа Ростова в доме дядюшки после охоты? а)«По улице мостовой…», б) «Я встретил Вас – и все былое», в)«Кармен». г)«Я тебя никогда не забуду…»

11.Кто из перечисленных героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» не является истинным патриотом России? а)Пётр Ростов б)капитан Денисов в)Анатоль Курагин г)Андрей Болконский.

12. Временные рамки написания романа-эпопеи: а) 1860-1870, б) 1863-1865, в) 1863-1869, г)1870-1875.

13. К «мудрецам» в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого можно отнести следующий ряд героев: а) Наполеон, Пьер Безухов, Андрей Болконский б) Тушин, Кутузов, Каратаев
в) Кн. Николай Болконский, Николай Ростов, Пьер Безухов г) Сперанский, Наполеон, Каратаев.

14. . Действие романа «Война и мир» начинается в: