"золотая роза" и писательский труд в рассказе "драгоценная пыль". Шпаргалка: Золотая роза и писательский труд в рассказе Драгоценная пыль

Константин Георгиевич Паустовский уже в юности понял, что настоящим писателем может стать человек, который хорошо знает окружающую жизнь. Он решил отправиться «в люди», год за годом пополнял запас своих жизненных наблюдений.

Представление о сути К.Г.Паустовский изложил в одном из своих поздних произведений, удивительно глубокой по содержанию повести «Золотая роза». Книга состоит из нескольких глав-рассказов, не связанных между собой сюжетом, но направленных для достижения одной цели.

Очень важным для осмысления идеи всей книги является рассказ «Драгоценная пыль» , начинающий произведение. Именно в этой главе писатель открывает тайну золотой розы, появление которой так напоминает рождение истинного произведения художественной литературы.

Главный герой рассказа – Жан Шамет, бывший солдат, принимавший участие в колониальных войнах, впервые увидел дочь своего полкового командира Сюзанну, когда она была еще восьмилетним ребенком. Возвращающуюся на родину девочку впереди ждала неизвестность, поэтому она чувствовала себя одинокой и «все время молчала».

Добрый, чуткий к чужим страданиям солдат с воодушевлением рассказывал Сюзи истории из своей жизни, многие из которых превращались в выдумку. От него девочка узнала о золотой розе, которая, по легенде, приносит счастье всем, кто до нее дотронется. «Найдется и для тебя какой-нибудь чудак», — ответил Шамет, когда маленькая спутница поинтересовалась, подарит ли ей кто-нибудь такую розу.

Голодной и однообразной была жизнь ставшего парижским мусорщиком Шамета, запах «пыли и помоек» он ощущал везде, даже «в охапках мокрых цветов», продаваемых «чистенькими старушками на бульварах». Но и в «желтой мути» дней он умел замечать прекрасное. По-прежнему пахла фиалками синяя лента, оставшаяся у Жана Шамета на память о Сюзи, в воспоминаниях «легким розовым облачком» появлялось старенькое платьице девочки.

«Пять дней над Парижем поднималось необыкновенное солнце», когда рядом с бывшим солдатом снова оказалась Сюзанна, теперь уже молодая женщина. И опять великодушный Шамет проявляет участие в ее судьбе. Прощаясь с девушкой, он напоминает ей о золотой розе.

Золотая роза в рассказе К.Паустовского символизирует мечту о счастье. Выковать для Сюзанны эту волшебную розу – такую цель поставил перед собой Жан Шамет, превратившийся из бедного парижского мусорщика в творца человеческого счастья. Чтобы подарить девушке счастье, «всю нежность, давно уже загнанную в глубину сердца», он готов прослыть чудаком, прятаться, добывая из ювелирной пыли золото.

И когда, наконец, драгоценная пыль превратилась в слиток золота, Шамет осознает, каким непривлекательным он стал: «неуклюжей образиной, ковыляющей на ревматических ногах». Достигнув цели, путь к которой был долгим, Жан узнает, что той, для кого золотая роза была предназначена, уже нет в Париже.

Ожидание встречи превратилось в боль и безысходность, в «колючий осколок», застрявший около сердца. Но созданная для счастья и благодаря вере в это счастье тончайшая золотая роза преобразила жизнь Шамета, изменила ее к лучшему.

История жизни Жана Эрнеста Шамета помогла задуматься купившему розу литератору о сущности труда писателя. Умение выбрать из всего многообразия мира только по-настоящему прекрасное и доброе, из того, что окружает человека в повседневной жизни, из «драгоценной пыли», создать поэму, повесть, роман – значит создать свою золотую розу. И, безусловно, каждое произведение К.Г.Паустовского – это лепестки розы, рожденной творчеством талантливого русского писателя.

Писатели – создатели, хранители и любители книги

I. Организационный момент

(Поздравление с началом учебного года, знакомство, сообщение об объеме курса литературы в 6 классе: три урока в неделю.)

Мы начинаем новый учебный год, он разделяет вашу школьную жизнь пополам. Теперь с каждым днем учиться в школе вам останется все меньше, чем вы уже проучились. А сколько еще надо успеть прочитать, решить, обдумать! Вы взрослеете и все больше умеете делать. Пятиклассники вам уже кажутся маленькими, а ведь еще год назад вы были такими же. Вспомним, что мы читали на уроках литературы, какие книги обсуждали.

II. Актуализация знаний (слайд 1)

– Как называется традиционное начало сказки? (Зачин.)

– Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, бытовые, сказки о животных.)

– Какие сказки мы читали в 5 классе? (Народные сказки «Иван – крестьянский сын и чудо -юдо», «Царевна-лягушка», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»; литературные

сказки В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, А. Погорельского, К.Г. Паустовского, С.Я. Маршака, Х.К. Андерсена.)

– Чем отличаются литературные сказки от народных? (Примерный ответ. У литературных сказок есть автор, у народных сказок автор – народ; литературные сказки не имеют вариантов, в отличие от народных они написаны языком художественной литературы, сюжет их обычно более развернут, картины реальной жизни соседствуют с чудесами и т. д.)

– Героиней какой русской народной сказки является заколдованная красавица? («Царевна-лягушка».)

– В основу какой литературной сказки положена русская народная сказка, записанная А.С. Пушкиным со слов няни Арины Родионовны: «Царевна заблудилася в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. “Ах, – говорят, – тут был кто-то – али мужчина, али женщина: коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра…”»? («Сказка о мертвой царевне…».)

– Определите жанр произведения по следующим признакам: это короткий рассказ, часто стихотворный, обычно о животных, говорящих и действующих по-человечески; в этом

рассказе есть мораль – идея рассказа. (Это басня.)

– Назовите самого известного русского баснописца. (Иван Андреевич Крылов.)

– Какие басни И.А. Крылова вы помните? (Аукцион басен: кто назовет басню последним, тот и выиграл.)

– Из какой поэмы эти строки: «Любезный сын, / Уж я забыл отчизны дальной / Угрюмый край…»? (Из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина.)

– В тексте поэмы «Руслан и Людмила» есть строки: «Лампада гаснет, дым бежит…», «Надежда гибнет, гаснет вера…» Какие слова употреблены в переносном значении? (Бежит,

гибнет, гаснет.)

– Как называются такие средства художественной выразительности? (Олицетворение, метафора.)

– В каком произведении Н.В. Гоголя герой ради любимой совершает необыкновенное путешествие верхом на черте? (В сказочной повести «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

– Какие еще произведения Н.В. Гоголя вы читали? («Заколдованное место».)

– Какое произведение М. Ю. Лермонтова рассказывает о событиях Отечественной войны? («Бородино».)

– Восстановите лермонтовские строки. (слайд 2)

Ну ж был денек!

Сквозь дым… (летучий)

Французы двинулись, … (как тучи),

И все на наш редут.

– Что за слова вы вставили (с точки зрения художественной выразительности)? (Эпитет, сравнение.)

– В каких литературных сказках природа помогает девочкам-героиням? («Снежная королева» Х.К. Андерсена, «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака.)

– Назовите жанр этих произведений. (Сказ.)

– Что вы читали летом? (слайд 3)

– Какие книги вам запомнились?

– Чем вам понравились прочитанные книги?

III. Работа по теме урока

1 Знакомство с учебником (слайд 4)

– Учебник-хрестоматия состоит из двух частей. Кто авторы-составители учебника? (В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.)

– Рассмотрите репродукции картин на обложке и форзацах, прочитайте стихотворения.

– Загляните в оглавление, определите путь на целый год.

Мы будем идти от фольклора к древнерусской литературе, от нее – к русской литературе XVIII, ХIХ и ХХ веков, затем познакомимся с некоторыми поэтическими произведениями народов России и частично – с зарубежной литературой – от древности до ХХ века.

– Как соотносятся разделы литературы, которые предстоит изучать, с иллюстрациями на обложке и форзацах?

Обратите внимание на краткий словарь литературоведческих терминов в конце ч. 2 учебника, который поможет самостоятельно разобраться в некоторых сложных вопросах.

2 Чтение статьи «В дорогу зовущие» (с. 3, 4) (слайд 5)

IV. Закрепление изученного материала

(Работа по вопросам и заданиям 1, 2, 5 рубрики «Проверьте себя» (с. 4, 5).)

V. Подведение итогов урока

Учебниками мы пользуемся на всех уроках, но учебник литературы особенный. С его помощью мы можем не просто прочитать произведения, но и попытаться понять, как они рождаются, окунуться в их глубину, проникнуть в тайны писательского мастерства, научиться читать по-настоящему, т. е. вдумчиво и с радостью.

(слайд 6) У К.Г. Паустовского есть книга о тайнах писательского мастерства – «Золотая роза». Она открывается историей, герой которой, бывший солдат французской армии Жан Шамет, мечтает подарить маленькой девочке Сюзанне необыкновенную золотую розу, приносящую счастье. Но где взять золото мусорщику Шамету?

«Обыкновенно он выбрасывал весь мусор, выметенный за день из ремесленных заведений. Но после этого… он перестал выбрасывать пыль из ювелирных мастерских. Он начал собирать ее тайком в мешок и уносил к себе в лачугу. Соседи решили, что мусорщик тронулся. Мало кому было известно, что в этой пыли есть некоторое количество золотого порошка, так как ювелиры, работая, всегда стачивают немного золота.

Шамет решил отсеять из ювелирной пыли золото, сделать из него небольшой слиток и выковать из этого слитка маленькую розу для счастья Сюзанны».

Сюзанна выросла, жизнь не баловала ее, а она все верила в цветок счастья, о котором ей рассказал Шамет. Но бедный мусорщик умер, так и не встретившись больше с Сюзанной.

А золотая роза попала к писателю, который написал в своих записках: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, – все это крупинки золотой пыли.

Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою “золотую розу” – повесть, роман или поэму».

Почему золотая роза стала символом писательского труда?

Писатель не просто пишет «по вдохновению», он долгое время по крупицам собирает жизненный материал, преобразует его силой своего воображения, «выковывает» произведение, которое может принести читателю счастье.

Домашнее задание (слайд 7)

1 Ответить на вопросы и выполнить задания 3, 4 рубрики «Проверьте себя» (с. 5).

2 Выполнить творческое задание (с. 5).

3 Индивидуально: подготовить сообщение о рождественских и новогодних календарно-обрядовых песнях; подобрать колядки и подготовиться классом.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Писатели – создатели, хранители и любители книг…

Ну ж был денек Сквозь дым … Французы двинулись, …, И все на наш редут.

Какие книги вы читали летом? Что запомнилось? Что хочется перечитать вновь? Познакомимся с учебником

Как следует читать книгу? Почему книга сравнивается с дорогой? Почему так важно знать большое количество книг? Чем была книга для А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого? Какую книгу Л.Н. Толстой считал самой важной? Что из размышлений В. Шкловского вам показалось особенно важным? Работа с учебником. Страница 3-4.

Домашнее задание (по выбору): 1. Ответить на вопросы и выполнить задания 3, 4 рубрики «Проверьте себя» (с. 5) (письменно) 2. Выполнить творческое задание (с. 5) (письменно) 3. Индивидуально: подготовить сообщение о рождественских и новогодних календарно-обрядовых песнях; подобрать к олядки.


В "Золотой розе" писатель обнародовал мысль, что среди всех творений разума и рук человеческих именно искусство слова бессмертно.
Но оно бессмертно только тогда, когда самоотверженно уходит в жизнь всеми своими корнями, когда жадно вбирает в себя все ее соки, запахи, звуки, краски, ее надежды, страдания, борьбу и любовь.
Сам писатель считал, что своеобразие его художественной манеры заключается, помимо прочего, также и в том, что наряду с грубой, неприкрашенной действительностью, подобно "хотя бы и неяркому свету", сверкает у него "легкий романтический вымысел".
К. Паустовский, конечно же, романтик - по интенсивности чувства, по лирической напряженности интонации, по максимальному использованию всего спектра заложенных в природе красок, по своей рыцарской верной любви к прекрасной музе странствий, а главное, по возвышенному благородству своего духа, мятежности темперамента, презирающего покой, и воинствующей человечности.
Но это романтик совершенно особого склада.
Реалистически достоверная и романтически приподнятая проза Паустовского насыщена массой точных знаний и тем легким поэтическим вымыслом, от которого прозаическая строка начинает фосфоресцировать таинственным зыбким блеском.
Этот необыкновенный сплав - точности и лиризма, реальности и вымысла, трезвости и восторга - напоминает отчасти золотую розу Жана Шамета. Созданная из благородного твердого металла, она казалась одухотворенной, трепетной и нежной. Ей, наверное, был свойствен тот же легкий звон, какой мы постоянно слышим в большинстве неизменно музыкальных, как бы перезванивающихся между собой фраз-мелодий К. Паустовского. И в своем рассказе о Золотой розе писатель особо подчеркивал, что создана она была из мусора и сора жизни, то есть из того, что часто окружает людей в их повседневном бытии.
Слова об искусстве, растущем из сора жизни, очень напоминают знаменитые строки Анны Ахматовой, поэтической эмблемой которой была именно роза:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда...
В "Золотой розе" К. Паустовский пишет: "Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - все это крупинки золотой пыли..."
Обратим внимание: огонь, звезды и ночная лужа у К. Паустовского поэтически уравнены. Так же уравнены "незаметное" движение сердца и легкий пух тополя. Но это не натуралистическое всеядство и не эстетское демонстративное равнодушие к разнице между великим и малым, прекрасным и ничтожным. Писатель справедливо полагал, что предметом обостренного внимания искусства должен быть обязательно весь мир - как живая, бесконечно разнообразная сложная данность, как диа лектически противоречивая целостность, или, как говорят философы, универсум.
Но из этого разного и пестрого перепутанного клубка художник обязан выбрать необходимое - тот золотой материал искусства, который, будучи обработанным, даст в конце концов верное представление о многообразии и о сущности жизни, объяснит ее и явит взору ее истинную красоту.
Реалистическое искусство, по глубокому убеждению писателя, в своем постижении действительности ничем не должно брезговать, ничем не может высокомерно пренебрегать или равнодушно отворачиваться. Блеск далекой звезды не обязательно улавливать лишь на поверхности могучих морских вод, в каких-то случаях необходимой может оказаться и лужа.
Это требование реалистического искусства, относящееся к многомерности и объемности изображения жизни, было чрезвычайно близко самой натуре К. Паустовского. Он от природы был щедро одарен исключительно острой наблюдательностью, феноменальной художнической памятью и прямо-таки ненасытной жаждой все новых и новых впечатлений.

Языку и профессии писателя - об этом пишет К.Г. Паустовский. "Золотая роза" (краткое содержание) именно об этом. Сегодня мы поговорим об этой исключительной книге и её пользе как для обычного читателя, так и для начинающего писателя.

Писательство как призвание

"Золотая роза" - особенная книга в творчестве Паустовского. Она вышла в 1955 году, на тот момент Константину Георгиевичу исполнилось 63 года. Эта книга может называться "учебником для начинающих писателей" только отдалённо: автор приоткрывает завесу над собственной творческой кухней, рассказывает о себе, источниках творчества и роли писателя для мира. Каждый из 24 разделов несёт в себе частичку мудрости умудрённого опытом писателя, который размышляет о творчестве исходя из своего многолетнего опыта.

В отличие от современных учебников "Золотая роза" (Паустовский), краткое содержание коей мы рассмотрим дальше, имеет свои отличительные черты: здесь больше биографии и размышлений о природе писательства, а упражнения отсутствуют совсем. В отличие от многих современных авторов Константин Георгиевич не поддерживает идею всё записывать, а писатель для него - не ремесло, а призвание (от слова "зов"). Для Паустовского писатель - голос своего поколения, тот, кто должен культивировать самое лучшее, что есть в человеке.

Константин Паустовский. "Золотая роза": краткое содержание первой главы

Книга начинается легендой о золотой розе ("Драгоценная пыль"). Она рассказывает о мусорщике Жане Шамете, который хотел подарить розу из золота своей знакомой - Сюзанне, дочке полкового командира. Он сопровождал её, возвращаясь домой с войны. Девочка выросла, влюбилась и вышла замуж, но была несчастлива. А по легенде, золотая роза всегда приносит счастье своему владельцу.

Шамет был мусорщиком, у него не было денег на такую покупку. Но он работал в ювелирной мастерской и додумался просеивать пыль, которую выметал оттуда. Прошло много лет, прежде чем крупиц золота стало достаточно для того, чтобы изготовить маленькую золотую розу. Но когда Жан Шамет пошёл к Сюзанне, чтобы вручить подарок, то узнал, что она переехала в Америку...

Литература словно эта золотая роза, считает Паустовский. "Золотая роза", краткое содержание по главам коей мы рассматриваем, полностью проникнута этим утверждением. Писатель, по мнению автора, должен просеять очень много пыли, найти крупицы золота и отлить золотую розу, которая сделает жизнь отдельного человека и целого мира лучше. Константин Георгиевич считал, что писатель должен быть голосом своего поколения.

Писатель пишет, потому что слышит зов внутри себя. Он не может не писать. Для Паустовского писатель - самая прекрасная и самая сложная профессия на свете. Об этом рассказывает глава "Надпись на валуне".

Рождение замысла и его развитие

"Молния" - это глава 5 из книги "Золотая роза" (Паустовский), краткое содержание которой в том, что рождение замысла подобно молнии. Электрический заряд очень долго нарастает, чтобы позже ударить со всей силой. Всё, что писатель видит, слышит, читает, думает, переживает, накапливается, чтобы в один день стать замыслом рассказа или книги.

В следующих пяти главах автор рассказывает о непослушных персонажах, а также о зарождении замысла повестей "Планета Марц" и "Кара-Бугаз". Для того чтобы писать, нужно иметь о чем писать - главная идея этих глав. Личный опыт для писателя очень важен. Не тот, что создан искусственно, а тот, который человек получает, живя активной жизнью, работая и общаясь с разными людьми.

"Золотая роза" (Паустовский): краткое содержание глав 11-16

Константин Георгиевич трепетно любил русский язык, природу и людей. Они восхищали и вдохновляли его, заставляли писать. Писатель придаёт знанию языка колоссальное значение. Каждый, кто пишет, по мнению Паустовского, имеет свой писательский словарь, куда выписывает все новые слова, которые впечатлили. Он приводит пример из своей жизни: слова "глухомань" и "свей" были ему неведомы очень долгое время. Первое он услышал от лесника, второе нашёл в стихе Есенина. Значение его долго оставалось непонятным, пока знакомый филолог не объяснил, что свей - это те "волны", которые оставляет ветер на песке.

Нужно развивать чутье слова, чтобы мочь передать его смысл и свои мысли правильно. Кроме этого, очень важно грамотно расставлять знаки препинания. Поучительную историю из реальной жизни можно прочесть в главе "Случаи в магазине Альшванга".

О пользе воображения (главы 20-21)

Хотя писатель ищет вдохновение в мире реальном, воображение играет в творчестве большую роль, твердит "Золотая роза", краткое содержание коей было бы неполным без этого, переполнена упоминаниями о писателях, чьи мнения насчёт воображения сильно расходятся. Например, упоминается словесная дуэль с Ги де Мопассаном. Золя твердил, что воображение писателю не нужно, на что Мопассан ответил вопросом: "Как же Вы тогда пишете свои романы, имея одну газетную вырезку и неделями не выходя из дома?".

Много глав, в том числе "Ночной дилижанс" (глава 21), написаны в форме рассказа. Это история о сказочнике Андерсене и том, что важно сохранять баланс между реальной жизнью и воображением. Паустовский старается донести до начинающего писателя очень важную вещь: ни в коем случае нельзя отказываться от реальной, полноценной жизни ради воображения и жизни выдуманной.

Искусство видеть мир

Нельзя питать творческую жилу только литературой - главная мысль последних глав книги "Золотая роза" (Паустовский). Краткое содержание сводится к тому, что автор не доверяет писателям, которые не любят другие виды искусства - живопись, поэзию, архитектуру, классическую музыку. Константин Георгиевич высказал на страницах интересную мысль: проза - это также поэзия, только без рифмы. Каждый Писатель с большой буквы читает очень много стихов.

Паустовский советует тренировать глаз, учиться смотреть на мир глазами художника. Он рассказывает свою историю общения с художниками, об их советах и том, как он сам развивал своё эстетическое чутье, наблюдая за природой и архитектурой. Сам писатель когда-то прислушался к нему и достиг таких вершин владения словом, что даже стала перед ним на колени (фото выше).

Итоги

В этой статье мы разобрали главные моменты книги, но это не полное содержание. "Золотая роза" (Паустовский) - книга, которую стоит прочесть каждому, кто любит творчество этого писателя и хочет узнать о нем больше. Она будет полезна также начинающим (и не очень) писателям, чтобы обрести вдохновение и понять, что писатель - не узник своего таланта. Более того, писатель обязан жить активной жизнью.