Афродита милосская. Богиня Афродита - кто такая Афродита в греческой мифологии? Вторая скульптура афродиты находится в мехико

Афродита (Венера) Милосская. Около 300 до н.э. Мрамор. Лувр. Париж.

Весной 1820 г. греческий крестьянин с острова Милоса по имени Юргос, копая землю, почувствовал, что его лопата, глухо звякнув, натолкнулась на что-то твердое.
Юргос принялся копать и обнаружил статую очень красивой женщины из белоснежного мрамора, помещенную в каменной нише. Тот, кому когда-то принадлежала эта статуя, видимо, очень дорожил ею и сделал все возможное, чтобы на нее не влияло время. Как свидетельствует надпись (впоследствии ее прочитали ученые), автора изваяния звали Агесандр, или Александр (точно установить не удалось), ибо несколько букв стерлось. Жил он в конце III или начале II в. до н. э. Полуобнаженная фигура, сильная и одновременно женственная, - такой изобразил скульптор Афродиту, богиню любви. Мягкие складки одеяния подчеркивают красоту и упругость обнаженного тела. В зависимости от того, откуда смотреть на статую, она кажется то гибкой и подвижной, то спокойной и сосредоточенной. Удивительную жизненность придает богине и посадка головы немного влево и чуть вниз. Богиня любви, она чуть торжественна в своей возвышенной и строгой красоте и в то же время глубоко человечна.
Остров Милос принадлежал в те времена Турции. Иностранцы посещали его редко, и поэтому покупателя на удивительную находку найти было трудно. Юргос уступил ее за бесценок местному священнику, который задумал принести ее в дар кому-то из султанских вельмож.
В это время о находке узнал французский посол в Турции и послал на Милос своего секретаря на военном корабле. Французы прибыли в тот момент, когда статую грузили на турецкое судно. Секретарь попытался тут же в порту перекупить замечательное творение греческого искусства, но священник категорически отказался.
Тогда французы решили отнять драгоценную статую силой. Завязалась драка. Турецких матросов было меньше, чем французских военных моряков, и им пришлось уступить, но статуя при этом потеряла обе руки.

Французский посол отправил находку Юргоса — «Афродиту (Венеру) Милосскую» (так ее назвали в честь острова, где она была найдена) в Париж, в музей Лувр. Там ее поместили в отдельном зале, как одно из самых больших сокровищ этого музея.
Излюбленными изображениями в III-I в.в. до н.э. становятся изображения резвящихся нимф, сатиров, амуров и богини любви - Афродиты. И в Лувре, и в Эрмитаже, и в других музеях мира можно найти множество подобных произведений. Но ни одно из них не сравнится по своей известности с Афродитой Милосской (II век до н.э.).
Когда посетители входят в Лувр , то они обычно задают два вопроса: как пройти к Венере Милосской (этим римским именем называют еще греческую богиню) и где находится Джоконда ?

Фигура богини любви лишена рук, покрыта щербинами, но однажды увидев ее уже никогда не забудешь ее красоты и гордого образа. Легкий наклон небольшой головы на стройной шее, одно плечо чуть приподнято, второе немного опущено, гибкий, изогнутый стан. Нежность и мягкость кожи оттенена соскользнувшей на бедра накидкой. И невозможно оторвать взгяд от пронизанной женственностью и лиризмом скульптуры, ни на минуту не сомневаясь, что перед глазами совершенство - богиня любви.
Афродиту Милосскую долго относили к периоду поздней классики. Величавость осанки, плавность контуров, спокойствие лица делают ее близкой произведениям IV века до н.э.. Вместе с тем, удлиненные пропорции, изображение волос, складок накидки, приемы обработки мрамора говорят о более позднем, где-то на два столетия, изображении Венеры. Возможно автора просто вдохновляли более ранние произведения.

Глеб Успенский писал:"Художник создал вам образчик такого человеческого существа, которое вы, считающий себя человеком и живущий в теперешнем человеческом обществе, решительно не можете себе представить способным принять малейшее участие в том порядке жизни, до которого вы дожили... Желание выпрямить, высвободить искалеченного теперешнего человека... для светлого будущего радостно возникает в душе". В этих словах отражена мечта русского писателя о гармоничном, совершенном человеке, которого он не мог найти в современном ему мире.

Красивые предания и легенды о древних богах, когда люди жили в гармонии с природой, и во всем происходящем видели божественную причину и замысел, по сей день будоражат воображение творческих людей. Богиня Афродита, самая прекрасная обитательница Олимпа – ей посвящена данная статья.

Кто такая Афродита

Влияние соседних народов, а также торговля с другими странами накладывали отпечаток на верования и религию древних греков, иногда происходило слияние похожих культов и существующие боги обогащались новыми характерными чертами. Кто такая Афродита в греческой мифологии – историки и археологи считают, что культ кипрской богини изначально был семитического происхождения и привнесен в Древнюю Грецию из Аскалона, где богиня Афродита звалась Астартой. Афродита входит в пантеон 12 главных богов Олимпа. Сферы влияния и функции богини:

  • плодовитость природы;
  • по своему усмотрению одаривает людей красотой;
  • покровительствует влюбленным, заключению браков и рождению детей;
  • сладострастие;
  • влюбленность;
  • чувственность;
  • насылает эротические фантазии и сны;
  • наказывает тех, кто отвергает чувство любви.

Как выглядит Афродита

С приходом культа богини любви, произошел скачок в развитии искусства: греки стали уделять большое внимание воспроизведению обнаженного тела в картинах, фресках и скульптуре. Богиня Афродита, на первоначальном этапе отличалась от изображений других богов греческого пантеона тем, что была полностью обнажена. Внешность богини говорила сама за себя:

  • прекрасная, с длинными волосами цвета золота дева;
  • нежные и тонкие черты лица;
  • вечно юная;
  • изящная и грациозная как лань;
  • глаза цвета изумрудов.

Атрибуты Афродиты:

  1. Золотая чаша с вином – человек, испивший из чаши, становился бессмертным и обретал вечную молодость.
  2. Пояс Афродиты – даровал сексуальные чары и усиливал того, кто его надевал. В мифах, Афродита иногда давала пояс в пользование другим богиням по их просьбе для обольщения мужей или любовников.
  3. Птицы – голуби и воробьи, символ плодовитости.
  4. Цветы – роза, фиалка, нарцисс, лилия - символы любви.
  5. Яблоко – плод искушения.

Богиня красоты Афродита часто сопровождается спутниками:

  • нимфы – духи природы;
  • хоры – богини времени и порядка в природе;
  • Эрос – божество-лучник поражающий стрелами любви;
  • хариты – богини веселья и радости прислуживают богине, одевают ее в прекрасные наряды и расчесывают золотые волосы.

Афродита - мифология

Мифы, согласно которым появилась Афродита древнегреческая богиня, по-разному трактуют это событие. Традиционный способ рождения, описанный Гомером, где мать Афродиты морская нимфа Диона, а отец - сам верховный громовержец Зевс. Существует версия, в которой родителями богини являются богиня Артемида и Зевс – как объединение мужского и женского начала.

Другой миф, более архитипический. Богиня Земли Гея разгневалась на мужа бога Неба Урана, от которого рождались ужасные дети. Гея попросила сына Кроноса оскопить отца. Кронос отсек серпом гениталии Урана и забросил их в море. Вокруг отсеченного органа образовалась белоснежная пена, из которой появилась уже взрослая богиня любви. Произошло это событие у о. Кифера в Эгейском море. Ветер доставил ее на морской раковине до Кипра, и она вышла на берег. Хоры надели на нее золотое ожерелье, диадему и отвели на Олимп, где боги в изумлении взирали на богиню и каждый хотел взять ее в жены.

Афродита и Арес

Афродита в греческой мифологии известна своей любвеобильностью, в числе ее возлюбленных и боги и простые смертные. В исторических источниках указано, что муж Афродиты бог кузнечного ремесла Гефест был хромым и не блистал красотой, поэтому частенько богиня любви утешалась в объятьях мужественного и воинственного . Однажды, Гефест желая уличить Афродиту в связи с богом войны сковал тонкую бронзовую сеть. Утром, проснувшись, любовники обнаружили себя спутанными сетью. Гефест в отместку пригласил желающих поглазеть на голых и беспомощных Афродиту и Ареса.

От любви с богом разрушения и войны родились дети Афродиты:

  1. Фобос - бог сеющий страх. Верный спутник своего отца в битвах.
  2. Деймос - олицетворение ужаса войны.
  3. Эрот и Антерос - братья-близнецы, отвечающие за влечение и взаимную любовь.
  4. Гармония – покровительствует счастливому браку, жизни в единении и согласии.
  5. Гимерот – бог пламенной страсти.

Афродита и Адонис

Афродита - греческая богиня познала в любви и муки страдания. Прекрасный юноша Адонис, который превзошел по красоте даже богов Олимпа, покорил сердце Афродиты с первого взгляда. Страстью Адониса была охота, без которой он не смыслил свою жизнь. Афродита сопровождала возлюбленного и сама увлеклась охотой на диких зверей. В один ненастный день, богиня не смогла пойти с Адонисом охотиться и просила его внять ее мольбам поберечь себя, но произошло так, что собаки Адониса напали на след дикого вепря и юноша поспешил в предвкушении добычи.

Афродита почувствовала смерть любимого отправилась на его поиски, продираясь через заросли, вся израненная от шипов терновника и острых камней впивавшихся в нежные ноги, богиня отыскала Адониса бездыханного со страшной рваной раной оставленной клыками вепря. В память о возлюбленном из капель его крови Афродита создала цветок анемон, ставший ее атрибутом. Зевс видя горе богини, договорился с Аидом, что полгода Адонис проводит в царстве мертвых- это время зима, пробуждение природы олицетворяет время когда Адонис на полгода воссоединяется с Афродитой.

Аполлон и Афродита

Миф про Афродиту, самую прекрасную из богинь Олимпа противопоставляется мифам об Аполлоне, который олицетворяет самого прекрасного из божественного греческого пантеона. Аполлон - бог солнца ослепителен в своей красоте и любвеобилен. Сын Афродиты Эрос, исполняя волю матери, частенько поражал своими стрелами блистательного Аполлона. Аполлон и Афродита не были любовниками, но являлись своего рода эталонами мужской и , нашедших отражение в эллинском искусстве скульптуры.

Афина и Афродита

Богиня Греции Афродита решила испробовать себя в каком-нибудь другом ремесле, кроме любовного и остановила свой выбор за прядением. Афина - богиня войны и ремесел застала богиню за прялкой, от чего возмущению ее не было предела. Афина посчитала это посягательством и вмешательством в ее сферы и полномочия. Афродита не захотела ссориться с Афиной, извинилась и пообещала больше не прикасаться к прялке.

Афродита и Венера

Древняя богиня Афродита настолько приглянулась воинственным римлянам, что они переняли культ Афродиты и назвали ее Венерой. Римляне считали богиню своей прародительницей. Гай Юлий Цезарь гордился и постоянно упоминал, что его род происходит от великой богини. Венера Победоносная почиталась как дающая победу римскому народу в сражениях. Афродита и Венера идентичны по функциям.

Афродита и Дионис

Дионис – бог плодородия и виноделия, тщетно добивался благосклонности Афродиты долгое время. Богиня часто утешалась в случайных связях, и удача улыбнулась Дионису. Сын Диониса и Афродиты, Приап, появившийся в результате мимолетного увлечения был настолько безобразен, что Афродита отказалась от ребенка. Огромные гениталии Приапа, которыми его наделила мстительная Гера стали символом плодородия у греков.


Афродита и Психея

Древнегреческая Афродита была наслышана о красоте земной женщины Психеи и решила сгубить ее, отправив Эрота поразить Психею стрелой любви к самому безобразному из мужчин. Но Эрот сам влюбился в Психею и сделал ее своей, разделяя с ней ложе только при полной темноте. Психея, подговоренная сестрами решила взглянуть на мужа, пока тот спит. Зажгла светильник и увидела, что сам Эрот в ее постели. Капля воска упала на Эрота, тот проснулся и в ярости покинул Психею.

Девушка разыскивает возлюбленного по всему свету и вынуждена обратиться к матери Эрота Афродите. Богиня дает бедняжке невыполнимые задания: рассортировать разные виды зерен сваленных в одну огромную кучу, добыть золотое руно с взбесившихся овец, набрать воду из Стикса и в подземном царстве добыть снадобье для лечения ожога Эрота. С помощью сил природы, Психея справляется с трудными поручениями. Выздоровевший бог любви, тронутый заботой просит у небожителей Олимпа узаконить брак с Психеей и даровать ей бессмертие.

Афродита и Парис

«Яблоко раздора» самый древнегреческий миф о Афродите, Афине и Гере. Парис, сын троянского царя Приама развлекался игрой на флейте и любовался красотами природы, как вдруг увидел, что по направлению к нему идет сам вестник богов Гермес, а с ним три великие богини Олимпа. Со всей прыти побежал от страха Парис, но Гермес окликнул его, сказав, что Зевс велит рассудить юноше кто из богинь самая красивая. Гермес вручил Парису золотое яблоко с надписью «Наипрекраснейшей».

Богини решили подкупить Париса дарами, чтобы получить плод. Гера обещала Парису власть и правление над Европой и Азией. Афина пообещала вечную славу среди мудрецов, и победы во всех сражениях. Афродита подошла и ласково пообещала любовь самой красивейшей из смертных – Елены Прекрасной. Парис, возжелавший Елену, отдал Афродите. Богиня помогла выкрасть Елену и покровительствовала их союзу. По этой причине вспыхнула Троянская война.

Афродита и Посейдон

Афродита, богиня любви, была небезразлична и богу морской стихии Посейдону, который воспылал к ней вожделением, увидев ее обнаженную в постели с Аресом, в тот момент, когда те были пойманы в сеть Гефеста. Афродита, для встряски чувства ревности у Ареса, ответила Посейдону взаимной вспышкой кратковременной страсти. Богиня родила дочь Роду, ставшую женой Гелиоса – солнечного божества.

«Вене́ра Мило́сская» (Афродита с острова Ми́лос) - знаменитая древнегреческая скульптура, созданная приблизительно между 130 и 100 годами до нашей эры.

Многочисленные завоевания Александра Македонского способствовали распространению греческой культуры далеко за пределами Эллады. Отныне непосредственными соседями Греции стало множество различных народов. Это принесло новый реализм в искусство того периода. Художники стали отдавать предпочтение изображению различных граней человеческой природы. Даже статуи богинь теперь имели человеческие лица.

Статуя богини любви Афродиты (середина II в. до н. э.), из белого мрамора. Считается, что создателем её является скульптор Агесандр (или Александрос) Антиохийский (надпись неразборчива). Прежде приписывалась Праксителю.

Скульптура представляет собой тип Афродиты Книдской (Venus pudica, Венера стыдливая): богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние (впервые скульптуру такого типа изваял Пракситель, ок. 350 до н. э.). Пропорции - 86х69х93 при росте 190м

Была найдена в 1820 г. на острове Милос (Мелос) - одном из Кикладских островов в Эгейском море при следующих обстоятельствах:

Французский моряк Вутье, Оливье решил, сойдя на берег, поискать древности (в то время был бум на древности) для продажи. На пару с местным крестьянином Йоргосом Кентротасом он откопал статую на развалинах древнего амфитеатра. Вутье попытался уговорить капитана немедленно плыть в Константинополь, чтобы получить разрешение на вывоз, но капитан отказался и Вутье махнул рукой на свою находку. Но другой морской офицер Жюль Дюмон-Дервиль отправился в Константинополь и получил разрешение. По возвращении он обнаружил статую на русском судне, капитану которого один турецкий чиновник заплатил, чтобы он перевёз статую в Константинополь. После тяжёлых переговоров с островитянами, Дюмон-Дервиль всё-таки добился выкупа статуи. Позже турецкие власти, взбешённые тем, что такая ценная находка ушла от них, приказали подвергнуть наиболее влиятельных жителей острова Милос публичной порке.

Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками (владельцами острова), которые имели то же намерение.



Дюмон-Дюрвиль сразу понял, что единственная возможность сорвать сделку (а статую уже увезли в порт, чтобы отправить в Стамбул) - это попытаться перекупить Елену. Узнав, сколько турок заплатил за находку (а заплатил он буквально гроши), Дюмон-Дюрвиль, с согласия дипломата, предложил сумму вдесятеро большую. И уже через несколько минут толпа греческих крестьян во главе с прежним хозяином Елены мчалась к порту. Турки как раз грузили статую на фелюгу. Крестьяне потребовали от турка увеличить плату. Тот конечно же отказался. И тут начался бой, в котором французский королевский флот не участвовал, но присутствовал. В результате сражения статуя рухнула за борт. Началась эпопея по подъему ее наверх. Причем бои местного значения не прекращались, и до последнего момента не было ясно, кому же достанется этот шедевр. К тому же бухта оказалась глубокой и каменистой. Неудивительно, что, когда наконец статую подняли и отбили у турок, оказалось, что она потеряла руки. Их так и не нашли. По сей день. Существует описание статуи, сделанное Дюмон-Дюрвилем, который объясняет, почему крестьяне сначала называли ее Еленой Прекрасной - они с детства помнили о том, как Парис дарил яблоко, а потом женился на Елене. Но забыли, что яблоко досталось богине любви Венере.



Классификация и местонахождение

Статуя была приобретена в 1821 году и в настоящее время хранится в специально подготовленной для неё галерее на 1-м этаже Лувра. Код: LL 299 (Ma 399).

В начале статую отнесли к классическому периоду (510-323 гг. до н. э.). Но оказалось, что со статуей привезли и постамент, на котором было написано, что Александр сын Менидеса, гражданин Антиохии на Меандре, сделал эту статую. И оказалось, что статуя относится к эллинистическому периоду (323-146 г.г. до н. э.). Впоследствии постамент пропал и до сих пор не найден.

Рождение богини Афродиты (Венеры). - Туалет богини Венеры. - Тип и отличительные признаки богини Афродиты (Венеры). - Афродита небесная и Афродита земная. - Миф о скульпторе Пигмалионе и его статуе. - Афродита Книдская. - Афродита Анадиомена. - Венера Милосская.

Рождение богини Афродиты (Венеры)

Рожденная из морской пены, окрашенной кровью раненого бога Кроноса (Урана), богиня красоты и любви Афродита (в римской мифологии - богиня Венера ) была сперва вынесена морскими волнами на берег острова Кифера, а затем на остров Кипр. Остров Кипр стал любимым местопребыванием богини любви .

Согласно мифам древней Греции, всюду, где бы богиня Афродита ни появлялась, под ее ногами вырастали прекрасные цветы. Обаянию красоты богини Афродиты (Венеры) покорялись все боги, люди и даже звери.

Существует несколько разноречивых мифов о рождении богини Афродиты. Но художники, изображая рождение богини красоты, представляют Афродиту всегда выходящей из морской пены. Древние греки производили имя богини любви от слова ἀφρός [афро́с], что в переводе с древнегреческого языка значит «морская пена».

На античных картинах богиня Афродита (Венера) обыкновенно лежит в простой морской раковине.

На античных монетах богиня Афродита (Венера) изображается на колеснице, везомой тритонами. На многочисленных барельефах богиня Афродита является в сопровождении морских коней или морских кентавров.

В XVIII веке французские художники, и главным образом - Буше, любили изображать этот поэтический миф о рождении Афродиты на плафонах и декоративных картинах.

Рубенс написал замечательную по свежести колорита и блеску красок картину «Праздник Венеры», она находится в Венском музее.

Из произведений новейших художников большой известностью пользуется картина Бугеро «Рождение Венеры».

Туалет богини Венеры

Туалет богини Венеры - излюбленный сюжет для художников и поэтов.

Горы, или Часы, занимаются воспитанием прелестной богини любви. Грации присутствуют при туалете Венеры и всячески помогают богине красоты.

«Венера - самая красивая из всех богинь, вечно юная, вечно пленительная, прекрасные очи богини Венеры сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви, и даже гордая Юнона, желая вернуть любовь Юпитера, просит богиню Венеру одолжить ей этот пояс. Золотые украшения богини Венеры горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают» (Готфрид Мюллер).

Множество картин изображает туалет Венеры и прислуживающих ей Граций. Все лучшие художники позднейших времен писали на эту мифологическую тему, в том числе Буше, Прудон, Рубенс, Альбано, Тициан и много других.

Тип и отличительные признаки богини Афродиты (Венеры)

Культ богини Афродиты, по мнению многих ученых исследователей, был занесен в древнюю Грецию из Сирии, где почитали подобную же богиню любви под именем Астарты.

Когда древнегреческое искусство перешло от грубых и бесформенных примитивных изображений богини Афродиты к более совершенным, оно стало стремиться к созданию идеального типа богини красоты, в котором бы соединялись и воплощались все обаятельные качества и красота, какими так щедро наделило богиню Афродиту воображение древних греков, этих страстных поклонников красоты.

Богиню Афродиту стали изображать сидящей на троне. Афродита обыкновенно покрыта длинной одеждой, складки которой, мягко ниспадая, отличаются особенным изяществом. Вообще, отличительный признак всех статуй Афродиты есть именно изящество, элегантность драпировок и движений.

Во всех произведениях школы Фидия и его последователей в типе богини Афродиты выражена, главным образом, женственность ее натуры. Чувство любви, которое Афродита должна возбуждать, есть чувство чистое и продолжительное, не имеющее ничего общего с вспышками чувственными. И только позднейшее аттическое искусство стало трактовать и видеть в богине Афродите именно только олицетворение женской красоты и чувственной любви, а не могущественную богиню, покоряющую силой своей прелести и женственности всю вселенную.

Вот что говорит римский поэт Овидий о всемогуществе богини Афродиты: «Богиня Венера дает оплодотворенные семена растениям. Венера первая соединила общественной и семейной жизнью людей, раньше отличавшихся грубостью и жестокостью. Богиня Венера научила каждое живое существо искать союза с другими существами. Венере обязаны мы размножением птиц и животных. Благодаря могуществу богини Венеры живут и размножаются рыбы и все живущие в безбрежных морях и других водах (Венера Морская). Богиня Венера первая придала людям более мягкую, приятную внешность, она же ввела украшения и заботы о наружности».

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.

Кто такая Афродита? Самая прекрасная из всех олимпийских богинь, перед чарами которой были бессильны люди и бессмертные боги. Олицетворение любви, весны и бесконечной юности. Поэты воспевали ее красоту, а художники пытались запечатлеть на своих бессмертных творениях. С именем Афродиты связано множество преданий и легенд, о которых мы узнаем в статье.

Афродита - что это за божество?

Афродита - одна из самых почитаемых и любимых Важность ее может подтвердить то, что она входила в ряд двенадцати великих олимпийцев. Афродита - это, в первую очередь, богиня любви и красоты. Также она является покровительницей брака и деторождения, олицетворением вечной весны. Силам Афродиты были послушны не только люди, но и бессмертные боги, за исключением Афины, Артемиды и Гестии. Женщин она благословляет красотой и дарит им счастливый брак, а в сердцах мужчин разжигает огонь истинной и вечной любви.

Мифы о происхождении и жизни богини

Греческая богиня Афродита фигурирует и в мифе о Пигмалионе. По легенде, он был талантливым скульптором, изваявшим статую прекрасной девушки. Чем больше любовался он ею, тем сильнее влюблялся. Когда чувство его стало настолько сильным, что он уже не мог с ним справиться, то начал просить Афродиту, чтобы она подарила ему жену, похожую на его скульптуру. В ответ на мольбы богиня оживила прекрасную статую. Эта девушка и стала его женой.

Интересен миф о том, как муж богини Гефест узнал о ее связи с Аресом. Рассердившись, он выковал золотую сеть, чрезвычайно крепкую, но тонкую и невесомую, как паутина, и тайком прикрепил ее к кровати. Затем он сказал жене, что собирается отлучиться на несколько дней. Недолго думая, Афродита позвала к себе Ареса. Утром любовники обнаружили, что оцеплены сетью и не могут освободиться. Вскоре появился Гефест. Арес освободился, лишь пообещав заплатить богатый выкуп, чего, впрочем, он так и не сделал.

Отношения Афродиты и смертных

У Афродиты было много любовников среди богов. Но и со смертными у нее были очень близкие отношения. Одним из наиболее известных мифов является история о чувстве богини и молодого юноши Адониса. Он был, пожалуй, самой сильной любовью Афродиты. Адонис был талантливым охотником, единственным мужчиной, с которым богиня забывала о своей красе. Она боялась за его жизнь и просила избегать хищных зверей. Но однажды на Адониса напал вепрь, натравленный на него ревнивым Аресом. Богиня любви и красоты не могла помочь своему избраннику, и Адонис погиб. Из крови его выросли прекрасные цветы - анемоны.

Афродита покровительствовала любящим, но в то же время жестоко мстила тем, кто отвергал ее помощь. К примеру, на дочь жреца Мирру, не желавшую исполнять обряды в честь богини, она наслала противоестественную страсть к ее отцу. Нарцисса, отвергнувшего любовь нимфы Эхо, она покарала смертью.

Аналоги Афродиты в других культурах

Зная, кто такая Афродита, можно перечислить богинь из других мифологий, соответствующих ей. Так, например, у древних римлян покровительницей любви была Венера. У древних египтян ее аналогом была Исида, а у финикийцев - Иштар.

В славянской мифологии богинь, полностью соответствующих Афродите, не было. Но можно отождествить ее с Мокошью, олицетворяющей плодородие. По мнению некоторых мифологов, в славянском пантеоне была и своя богиня любви, покровительница семьи - Лада. Впрочем, большинство авторитетных ученых считают ее фикцией.

Прекраснейшая в кругу олимпийских богов

Образ этой богини удивительно притягателен, и не в последнюю очередь - своей двойственностью. Она и благосклонно покровительствует влюбленным и жестоко мстит тем, кто отрицает это высокое и светлое чувство. Это и воплощение греха, и образец чистейшей красоты.

Так кто такая Афродита: красота или пошлость, одухотворенность или чувственность? Можно сказать, что Афродита - это сама любовь во всех ее проявлениях, земная и возвышенная одновременно. И по сей день она остается прекраснейшей богиней в истории человечества.