Анатомо физиологические механизмы устной речи в норме. Презентация на тему "анатомо-физиологические механизмы речи"

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т.е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет представить сложный механизм речи.
Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Строение речевого аппарата.

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (регулирующего) речевого аппарата и периферического (исполняющего) речевого аппарата.

1. Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из:
— коры головного мозга (преимущественно левого полушария)
— подкорковых узлов
— проводящих путей
— ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга)
— нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов ?

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается в основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого).

Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока).

Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражители (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи.

— Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга .

Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме).

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность речевого аппарата – центробежные (двигательные) нервные пути . Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.

От периферии к центру, т.е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути . Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах.

Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставныхповерхностях двигающихся органов. Проприорецепторы возбуждаются под действием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная деятельность.

Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. Когда мы говорим происходит раздражение проприо- и барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга.

Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов.

В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (иннервация – обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами, клетками) черепно-мозговыми нервами . Главными из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.

Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть;

Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движение губ, надувание и втягивание щек;

Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца.

Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

Но этот путь от центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи – от периферии к центру.

2. Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:
1. Дыхательного
2. Голосового
3. Артикуляционного (звукопроизводящего)

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей .

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голособразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной – газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании.

Понятно, что для более длительного выдоха необходим ибольший запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза). Вдох при речи становится более коротким и более глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхаемых мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину, и кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможно звучная речь.

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.

Сверху гортань переходит в глотку . Снизу она переходит в трахею .
На границе гортани и глотки находится надгортанник . Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет её полость от попадания пищи и слюны.


Механизм голосообразования таков. При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии (рис 2). Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а так же под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т.е. среднее положение, с тем, чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т.д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т.е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу.
В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.
При шепоте голосовые складки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Голосовые складки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края маленькой треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается нами в виде шепота.
Голос обладает силой, высотой, тембром.
Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых складок, которая определяется величиной воздушного давления, т.е. силой выдоха. Значительное влияние на силу голоса оказывают такие резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются усилителями звука.
Величина и форма резонаторных полостей, а также особенности строения гортани влияют на индивидуальную «окраску» голоса, или тембр . Именно благодаря тембру мы различаем людей по голосу.
Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок, а она в свою очередь зависит от длины, толщины и степени напряжения. Чем длиннее голосовые складки, тем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса.
Кроме того, высота голоса зависит от давления воздушной струи на голосовые складки, от степени их напряжения.

Артикуляционный отдел . Основными органами артикуляции являются:
— язык
— губы
— челюсти (верхняя и нижняя)
— твердое небо
— мягкое небо
— альвеолы
Из них язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные – неподвижными (рис. 3).

Главным органом артикуляции является язык.

Язык — массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксирована и носит название корня языка . В подвижной части языка различают: кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку.
Сложное сплетение мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень положения языка. Это имеет очень большое значение, т.к. язык участвует в образовании гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных).

Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому небу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к небу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам.
Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам . Резонаторы расположены во всей надставной трубе.

Надставная труба – это всё то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.

У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков. У животных (например, у обезьяны) полости глотки и рта связаны очень узкой щелью. У человека же глотка и рот образуют общую трубку – надставную трубу. Она и выполняет важную функцию речевого резонатора. Надставная труба у человека сформировалась в результате эволюции.

Надставная труба благодаря своему строению может меняться по форме и объему. Например, глотка может быть вытянутой и сжатой и, наоборот, очень растянутой. Изменения формы и объема надставной трубы имеют большое значение для образования звуков речи. Эти изменения формы и объема надставной трубы и создают явление резонанса . В результате резонанса одни обертоны речевых звуков усиливаются, другие — заглушаются. Таким образом, возникает специфический речевой тембр звуков. Например, при возникновении звука а ротовая полость расширяется, а глотка сужается и вытягивается. А при произнесении звука и , наоборот, ротовая полость сжимается, а глотка расширяется.

Одна гортань не создает специфического речевого звука, он образуется не только в гортани, но и в резонаторах (глоточном, ротовом и носовом).
Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани).
Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и зубами, между языком и твердым небом, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органами.

При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) образуются звонкие и сонорные согласные.

Ротовая полость и глотка принимают участие в произнесении всех звуков русского языка. Если у человека правильное произношение, то носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и н и мягких вариантов. При произнесении остальных звуков небная занавеска, образуемая мягким небом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.

Итак, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй – для образования голоса, третий – является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом, характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

Для того, чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляционной программы . Артикуляционная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора — в дыхательной, фонационной и резонаторной системах.

Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируется устная (или экспрессивная) речь.

П о н я т и е о б о б р а т н о й с в я з и . Выше мы говорили о том, что нервные импульсы, поступающие от центрального речевого аппарата, приводят в движение органы периферического речевого аппарата. Но имеется и обратная связь.

Как же она осуществляется?

Эта связь функционирует по двум направлениям: кинестетическому пути и слуховому.

Для правильного осуществления речевого акта необходим контроль:
1. с помощью слуха;
2. через кинестетические ощущения.

При этом особо важная роль принадлежит кинестетическим ощущениям, идущим в кору головного мозга от речевых органов. Именно кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук произнесен.

Слуховой же контроль действует лишь в момент произнесения звука. Благодаря звуковому контролю человек замечает ошибку. Чтобы устранить ошибку, нужно исправить артикуляцию и проконтролировать её.

Обратные импульсы идут от речевых органов к центру, где контролируются, при каком положении органов речи произошла ошибка. Затем от центра посылается импульс, который вызывает точную артикуляцию. И снова возникает обратный импульс – о достигнутом результате. Так происходит до тех пор, пока не будут согласованы артикуляция и слуховой контроль. Можно сказать, что обратные связи функционируют как бы по кольцу – импульсы идут от центра к периферии и далее – от периферии к центру.

Так осуществляется обратная связь и формируется вторая сигнальная система . Важная роль при этом принадлежит системам временных нервных связей – динамическим стереотипам, которые возникают благодаря многократному восприятию элементов языка (фонетических, лексических и грамматических) и произнесению. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи.

Одним из ключевых моментов, отличающих развитие человека от животного (как в физиологическом, так и в социально-психологическом плане), является речь. Она представляет собой процесс общения между людьми посредством языка. В повседневной практике понятия «речь» и «язык» часто употребляются как синонимы. Однако, если подходить к вопросу с научной точки зрения, то данные понятия следует различать.

Языковая структура

Язык представляет собой систему знаков, служащую средством осуществления человеческого общения и мышления (Психологический словарь / Под. ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова). Он вырабатывается в процессе общественного развития, представляя собой форму отражения общественного бытия в сознании индивидов. При этом важно отметить, что человек получает уже готовый язык, который был сформирован задолго до рождения данного конкретного индивида. Однако, становясь носителем данного языка, индивид одновременно становится и потенциальным источником его развития.

В структуру языка входят следующие компоненты:

Лексика (система значащих слов),

Грамматика (система форм слов и словосочетаний),

Фонетика (определенный звуковой состав, свойственный только конкретному языку).

Семантическая специфика языка

Основная специфика языка заключается в том, что он, как система знаков, обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения. Таким образом, значение слова является обобщенной характеристикой. Например, слово «город» может объединяет в себя множество конкретных городов - от маленьких и малоизвестных до настоящих мегаполисов, знакомых всем и каждому. С другой стороны, если мы имеем в виду какой-то конкретный населенный пункт (например, Нижний Новгород или Прагу), то мы также будем использовать понятие «город», но подразумевать при этом именно тот объект, о котором идет речь.

Механизмы речи

Речь представляет собой исторически сложившуюся форму общения людей посредством языка (Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко). Она может иметь повествовательную, вопросительную либо побудительную структуру. При этом психологические механизмы речи как системы общения посредством языка не менее сложные, чем механизмы самого языка. В процессе передачи какой-либо информации с помощью речи необходим не только подбор соответствующих слов, имеющих определенное значение, но также и их конкретизация. Так как каждое слово, как уже упоминалось выше, является обобщением, то в речи необходимо сужение его до уровня определенного смысла. Как это происходит? Основную роль так называемого «фильтра» в данном случае играет контекст, посредством которого данное слово вводится в речь. Механизмы речи с психологической стороны, соответственно, могут определяться такими понятиями, как контекст, подтекст и эмоционально-выразительная составляющая.

Смысловой контекст

Так, в нашем примере со словом «город» важно понимать, что именно мы хотим узнать про него: «Что это за город?» Если вопрос звучит как: «Где этот город?», следовательно, речь идет о пространственной характеристике (расположение на карте, как добраться, сколько километров, что находится поблизости и т. д.). Если нас интересует вопрос: «Чем интересен этот город?», значит, речь может идти о каких-то достопримечательностях (например, историко-культурных либо экономических). Соответственно, сам по себе вопрос как языковая конструкция («что это за город») имеет недостаточную смысловую нагрузку и требует дополнительного контекста. Конструирование данного контекста, в свою очередь, осуществляется в процессе речи.

Подтекст речи

Особое значение имеет тот смысл сообщения, который субъект желает передать через речь. Механизмы речи, осуществляемые в рамках смыслового подтекста, являются отражением мотивационной стороны нашего высказывания. Как известно, не всегда истинное значение той или иной фразы находится на поверхности - зачастую мы говорим одни вещи, но подразумеваем при этом нечто другое (манипуляция, лесть, желание перевести тему разговора и т. д.).

Эмоционально-выразительная сторона речи

Также значимым отличием речи от языка является эмоциональная окраска. Посредством словесных значений мы не только передаем некое содержание, информацию об объекте - мы выражаем при помощи речи собственное эмоциональное отношение к тому, что говорим. Данная характеристика представляет собой эмоционально-выразительную сторону речи и формируется за счет тона звучания слов, используемых нами для произнесения высказываемой фразы.

Интонационные механизмы речи

Развитие речи как целостный процесс охватывает все аспекты вербальной сферы индивида, в том числе интонационную сторону.

Интонационная сторона - мелодика (просодика) речи - непосредственно связана с ее чистотой, правильностью и красотой. Интонация играет огромную роль, усиливая значение слов и выражая иногда больше смысла, чем собственно сами слова. Кроме того, интонационно выразительная звучащая легче воспринимается, так как позволяет выделить наиболее важные в смысловом значении части высказывания.

Интонационный механизм формирования речи относится к паралингвистическим Это неязыковые (невербальные) средства, включенные в речевое сообщение и передающие вместе с языковыми (вербальными) средствами смысловую информацию.

Они могут подразделяться на три вида (Шевцова Б. Б., "Технология формирования интонационной стороны речи"):

Фонационные (особенности произнесения звуков, слов, высказываний; звуковые заполнители пауз);

Кинетические (жесты, мимика, телодвижения);

Графические (особенности почерка, заменители букв и слов). Фонационные средства включают в себя и интонацию.

Интонация, в свою очередь, представляет собой совокупность звуковых средств языка, фонетически организующих речь, устанавливающих смысловые отношения между частями фразы, сообщающих фразе повествовательное, вопросительное или восклицательное значение, позволяющих говорящему выражать различные чувства. Механизмы позволяют выразить ту или иную интонацию при помощи знаков препинания.

Формирование интонационной стороны речи затрагивает такие компоненты, как мелодика, тембр, темп, ритм, ударение и паузы.

1. Мелодика

Является основным компонентом интонации. Мелодика речи определяет изменение частоты основного тона, развертывающееся во времени (Торсуева И. Г.). Функции мелодики:

Выделение ритмических групп и синтагм в структуре высказывания,

Выделение наиболее значимых моментов высказывания,

Связывание отдельных частей высказывания в единое целое,

Определение отношения субъекта к произносимому тексту,

Выражение подтекста, модальных оттенков.

Мелодика высказывания образуется за счет сочетания нескольких мелодических мотивов - минимальных единиц мелодики, связанных с ритмическим рядом. Мелодику высказывания образуют либо несколько различных мотивов либо повторы одного и того же мотива.

Речевая мелодика и мелодика музыкальная - это не одно и то же. Речевая мелодика достаточно редко сохраняет ровный тон, постоянно то повышаясь, то понижаясь. Так же часто меняются ее интервалы, а тоны не имеют определенной длительности. В отличие от музыкальной, речевая мелодика не укладывается в схему определенной музыкальной гаммы.

Одним из компонентов мелодики, определяющим анатомо-физиологические механизмы речи, является частота основного тона (ЧОТ) - самая низкая составляющая в спектре звука величина, обратная периоду колебания голосовых связок. В нормальной речи при разговоре происходит постоянное изменение частоты основного тона. Что же касается диапазона данных изменений, то он определяется индивидуальными особенностями речи говорящего, а также его эмоционально-психическим состоянием.

Физиологические механизмы речи применительно к ЧОТ:

Мужчины: 132 Гц,

Женщины: 223 Гц,

Дети: 264 Гц.

Что касается различения звуков по высоте, то его определяет скорость колебания голосовых складок человека. В свою очередь, механизм порождения речи за счет колебаний складок зависит от таких параметров, как скорость воздушного потока, проходящего через голосовую щель; ширина голосовой щели; уровень упругости голосовых складок; массы вибрирующей части складок.

При постоянном изменении частоты основного тона в звучащей речи мелодика выполняет связующую функцию для отдельных частей речевого потока и одновременно - разделительную.

2. Тембр

С мелодикой непосредственно связана такая характеристика, как тембр речи. Однако однозначного подхода к понятию тембра в исследованиях, направленных на механизмы восприятия речи, нет. С одной стороны, под тембром подразумевают особую качественную окраску звучания, которая создается за счет специфического соотношения силы основного тона и его обертонов (зависит от формы резонатора). С точки зрения данной позиции тембр связывается с чистотой и яркостью звучания голоса. Таким образом, если голосовой тон для многих людей может быть общим, то тембр является индивидуальной характеристикой.

С другой стороны, тембр может рассматриваться в качестве дополнительной окраски звучания, которая придает голосу различные эмоциональные оттенки. Данный подход характерен прежде всего для лингвистики (фонологии). Как считают исследователи, тембровые характеристики не имеют основной коммуникативной нагрузки, проявляясь только в выражении различного рода эмоций посредством изменения окраски голоса.

3. Ритм

Является последовательным чередованием ударных и безударных элементов речи (слов, слогов) через конкретные промежутки времени. Определяет эстетическую организацию художественного текста, упорядочивая его звуковое выражение.

4. Темп

Темп характеризует речь индивида с точки зрения скорости произнесения речевых элементов (слоги, слова, синтагмы). Оценивается количество данных элементов, произнесенных в определенную единицу времени (например, секунду). Так, например, средний темп речи при разговоре составляет около 5-6 слогов за одну секунду.

Среди основных функций темпа принято выделять следующие: поддержание интонационной целостности речевого высказывания и разделение значимых/незначимых моментов в высказывании. Так, например, на более важных моментах высказывания человек, как правило, замедляет темп. И наоборот, если речь идет о чем-то не очень значимом, речь индивида ускоряется. Также можно наблюдать ускорение темпа речи, когда индивид не хочет привлекать внимания собеседника к тем или иным моментам в высказывании (часто можно встретить в рекламе).

Кроме того, темп может характеризовать индивидуальные психологические особенности говорящего, определяющие его механизмы речи. Также немаловажным является социальный статус говорящего, его желание создать определенное впечатление и т. д.

5. Ударение

Прием, используемый для выделения какого-либо элемента речи (слога, слова) из ряда подобных элементов. Осуществляется за счет изменения определенных акустических характеристик данного элемента - повышения тона произношения, увеличения интенсивности и др.

Выделяют такие виды ударения, как:

Словесное (фонетическая целостность слова),

Синтагматическое (границы синтагмы),

Логическое (подчеркивание наиболее важного слова),

Фразовое (завершение высказывания).

6. Пауза

Представляет собой перерыв (элемент, останавливающий речь). Механизмы речи в данном случае могут быть двух видов:

Звучащая речь временно прекращается, наступает тишина (действительная пауза),

Создание эффекта перерыва в звучащей речи за счет изменения мелодики, темпа либо силы ударения на границе синтагм (психологическая).

Интонационной культуре речи в ораторском искусстве всегда уделялось значительное внимание, начиная еще со времен Античности. Теоретики ораторского искусства в Древней Греции и Древнем Риме изучали речевую мелодию, отличали ее от музыкальной, характеризовали темп, ритм, паузы, оценивали важность выделения в речи определенных смысловых частей.

К. С. Станиславский в своих исследованиях роли интонации в системе театрального искусства писал о том, что характер интона-ции, окраска голоса зависят от звучания как глас-ных, так и согласных: «Гласные - река, согласные - берега». Для овладения в совершенстве интонацией надо знать определенные анатомо-физиологические механизмы речи:

Необходимые положения рта, губ, языка, которые образуют те или иные звуки (устройство речевого аппа-рата и его резонаторов),

Специфику оттенка звука в зависимости от того, в какой полости он резони-рует и куда направлен.

Впоследствии данные наблюдения оказали большое влияние на развитие технологий выразительного чтения и речи.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Для того, чтобы правильно представлять сложный механизм речевой деятельности в норме, дифференцированно подходить к анализу речевых нарушений и грамотно определять пути и направления коррекционной работы, необходимо знание анатомо-физиологических механизмов речи.

3 слайд

Описание слайда:

Речь – одна из сложных высших психических функций человека, которая обеспечивается деятельностью головного мозга. Исследованиями П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и др. установлено, что основой всякой высшей психической функции являются сложные функциональные системы, в формировании которых принимают участие различные участки мозга, объединенные механизмом рефлекса. Речевой аппарат состоит из центрального и периферического отделов.

4 слайд

Описание слайда:

Строение речевого аппарата 1 – головной мозг; 2- носовая полость; 3 – твердое небо; 4 – ротовая полость; 5 – губы; 6 – резцы; 7 – кончик языка; 8 – спинка языка; 9 – корень языка; 10 – надгортанник; 11 – глотка; 12 – гортань; 13 – трахея; 14 – правый бронх; 15 – правое легкое; 16 – диафрагма; 17 – пищевод; 18 – позвоночник; 19 – спинной мозг; 20 – мягкое небо.

5 слайд

Описание слайда:

К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг – его кора, подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов. Главенствующее значение в образовании речи имеет лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины являются речедвигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Брока). Височные извилины, будучи речеслуховой областью (центр Вернике), отвечают за восприятие чужой речи.Теменная доля коры мозга обеспечивает понимание речи, а затылочная, являясь зрительной областью, имеет значение для усвоения письменной речи. Подкорковые ядра отвечают за ритм, темп и выразительность речи. Проводящие пути связывают кору головного мозга с периферическими органами речи. От центра к периферии идут центробежные пути, а от периферии к центру – центростремительные нервные пути.

6 слайд

Описание слайда:

В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие следующие черепно-мозговые нервы: Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, которые осуществляют движение губ, щёк; Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Языкоглоточный нерв также является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца; Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи; Подъязычный нерв дает возможность совершать языку разнообразные движения.

7 слайд

Описание слайда:

Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового и артикуляционного отделов. Дыхательный отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, голосовой– для образования голоса, артикуляционный – образует характерные звуки нашей речи в результате деятельности органов артикуляционного аппарата. Дыхательный отдел включает в себя грудную клетку с лёгкими, бронхами и трахеей. Речь образуется в фазе выдоха, поэтому во время речи выдох намного длиннее вдоха (1:20 или даже 1:30). Длительный выдох нуждается в большем запасе воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается почти в 3 раза. У ребенка речевое дыхание вырабатывается постепенно, в процессе речевого развития. Вначале ребенок пользуется в речи навыками жизненного дыхания. Такое дыхание остается в случаях рано возникающей речевой патологии. Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Вверху гортань граничит с глоткой, а внизу – с трахеей.

8 слайд

Описание слайда:

В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых складок гортани, на которые воздействует воздух, поступающий под определенным давлением из бронхов и лёгких. Колебания передаются в окружающую среду, и мы воспринимаем их как звуки голоса. Основными органами артикуляционного отдела являются: язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы, альвеолы, язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть – это подвижные органы артикуляции; зубы, альвеолы и твердое нёбо – неподвижные, которые не изменяют своего положения, но также участвуют в образовании звуков.

9 слайд

Описание слайда:

Профиль органов артикуляции 1 - губы, 2 – резцы; 3 – альвеолы; 4 – твердое небо; 5 – мягкое небо; 6 – голосовые складки, 7 – корень языка; 8 – спинка языка; 9 – кончик языка.

10 слайд

Описание слайда:

Язык – самый активный и подвижный орган артикуляции, система мышц языка даёт возможность менять его форму, положение и степень напряжения. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Передняя часть языка подвижна и в ней различаюткончик, передний края, боковые края и спинку. Задняя часть языка фиксирована и называетсякорнем языка.

11 слайд

Описание слайда:

От середины нижней поверхности языка ко дну ротовой полости спускается складка слизистой оболочки (так называется уздечка), которая ограничивает крайние движения языка. У некоторых детей эта уздечка укороченная от рождения. В грудном возрасте это затрудняет сосание, а позднее мешает правильно произносить звуки. В раннем возрасте уздечку подрезают. В более позднем возрасте необходима помощь логопеда и специальные упражнения для языка, помогающие растянуть уздечку.

Речь является продуктом психической деятельности человека и результатом сложного взаимодействия разных мозговых структур. Реализация устной речи происходит благодаря координированной работе периферического двигательного аппарата, которая обеспечивается центральной нервной системой.

В речепроизводстве участвуют дыхательный, фонаторный и артикуляционный отделы периферического речевого аппарата.

Дыхательный отдел периферического речевого аппарата составляет энергетическую основу речи, обеспечивая так называемое речевое дыхание. Анатомически этот отдел представлен грудной клеткой, легкими, межреберными мышцами и мышцами диафрагмы. Легкие обеспечивают определенное подсвязочное давление воздуха. Оно необходимо для работы голосовых складок, модуляций голоса и изменений его тональности.

При физиологическом дыхании (т.е. вне речи) вдох происходит активно за счет сокращения дыхательных мышц, а выдох - относительно пассивно за счет опускания стенок грудной клетки, эластичности легких. Фазы вдоха и выдоха в покое мало отличаются по длительности. По способу преимущественного расширения грудной полости физиологическое дыхание подразделяется на различные типы: 1) реберное (грудное); 2) брюшное; 3) смешанное (грудо-брюшное). В свою очередь, реберное дыхание бывает трех разновидностей: а) ключичное; б) верхнереберное; в) нижнереберное. Ключичное и верхнереберное дыхание относится к нерациональным способам дыхания, так как расширение грудной клетки ограничено вследствие малой подвижности реберных стенок. При брюшном дыхании дыхательный объем существенно не отличается от такового при нижнереберном дыхании, однако дыхательные движения при этом пластичнее. Более рациональным является грудо-брюшное дыхание, которое нередко в практике называют диафрагмальным. При этом типе дыхания обеспечивается не только достаточный объем воздуха, но и оптимальная пластичность дыхательных движений. Этот тип дыхания наиболее адекватен и для фонации.

В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через нос и рот, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. “Речевой” вдох характеризуется наличием определенного объема воздуха, способного обеспечить поддержание под связочного давления. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания (т.е. синтагмы).

Фонаторный отдел периферического речевого аппарата анатомически представлен гортанью и ее голосовыми складками. Вне речи складки раздвинуты. При фонации голосовые складки напрягаются, смыкаются и производят колебательные движения. Именно колебательные движения голосовых складок и порождают звуковые волны.

Частотная и силовая характеристики человеческого голоса являются отражением амплитуды и частоты колебания голосовых складок.

Основной и дополнительный тоны голоса модулируются системой резонаторов. Основными резонаторами человеческого голоса являются глотка, ротовая полость и полость носа с его придаточными пазухами, а также лобная полость. Кроме того, определенный тембр голосу придают полости трахеи и бронхов, грудной клетки в целом, полости гортани. Резонаторы отличаются у отдельных людей по форме, объемам, особенностям их использования во время речи, что придает голосу индивидуальную тембровую окраску.

В эффекте резонанса принимает особое участие мягкое небо и те мышцы, которые перекрывают пространство между носоглоткой и ротоглоткой.

Резонаторы, которые образуются костями черепа, а именно: носовая полость, лобная полость, не меняют своего объема, поэтому генерируют звуки на очень узкий диапазон.

Частотный диапазон голоса человека измеряется в герцах. Частотный диапазон разговорного голоса составляет лишь 1/10 от общего диапазона голоса. У мужчин частотный диапазон голоса составляет 80-150 Гц, у женщин - 120-400 Гц, у детей он значительно выше. Так как человеческий слух неодинаково чувствителен к звукам разной частоты, то воспринимаемая громкость голоса зависит не только от абсолютной силы, но и от его частотных характеристик. Высокие голоса ощущаются, как более громкие.

В голосовом диапазоне существуют тембровые различия, которые по аналогии с музыкальными инструментами носят название голосовых регистров. В человеческом голосе различают три регистра: грудной, головной и средний (смешанный).

Знание анатомо-физиологических механизмов речи (строения и функциональной организации речевой деятельности) позволяет, во-первых, представить сложный механизм речи в норме, во-вторых, дифференцированно подойти к анализу речевой патологии, в-третьих, определить оптимальные направления коррекционного воздействия.

К функциональной системе речи имеют отношение различные анализаторы - в первую очередь, двигательный, слуховой и зрительный.

Каждый анализатор состоит из рецепторного аппарата, воспринимающего раздражения, проводящих путей и центрального отдела в коре головного мозга, где происходит высший анализ и синтез получаемых раздражений.

Корковый анализатор представлен первичными, вторичными и третичными полями. «Центры» речи, как ограниченные участки мозга, где «заложена» конкретная функция, выделяются достаточно условно. Они расположены в третичных зонах. В осуществлении речевой деятельности главенствующее значение имеют лобная, височная, теменная и затылочная доли доминантного полушария (левого у правшей).

Непосредственная реализация устной речи происходит с участием нижних отделов лобных извилин, где локализован центр Брока (задняя треть нижней лобной извилины). Его функция - линейная организация речевого потока, переключение с одной языковой единицы на другую. За центральной Роландовой бороздой находится дополнительная моторная область, отвечающая за формирование и воспроизведение артикуляционных укладов. Решающую роль в восприятии слышимой речи играют височные извилины, где локализован центр Вернике (средняя треть верхней височной извилины). Различие фонем, «узнавание» слов, понимание их точного значения. Область под зоной Брока отвечает за речеслуховую память. Значение слова осознается благодаря зрительному образу. Зрительные образы явлений и предметов, известных человеку, «хранятся» в зонах теменной области. Так же в теменных долях находятся семантические поля. В процессе речевой деятельности все «центры» задействованы.

Результатом деятельности речевых областей мозга являются импульсы - команды, которые по проводящим путям поступают в периферический отдел речевого аппарата. Центробежные нервные пути идут от центра к периферии. Центростремительные - несут информацию от рецепторов в зоны коры головного мозга.

Подкорково-мозжечковые ядра обеспечивают основные просодические компоненты звучной речи, регулируют дыхание. Мозжечок обеспечивает точность и целенаправленность речевых движений.

Ретикулярная формация ствола мозга и некоторые подкорковые образования (красное ядро, чёрная субстанция мозгового ствола) составляют так называемую экстрапирамидную систему. В то время как роль пирамидной системы сводится к проведению основного двигательного импульса, задача экстрапирамидной системы - подготовка двигательного акта.

Проводящие пути от коры головного мозга несут импульсы к ядрам черепно-мозговых нервов , которые расположены в стволе мозга. Непосредственно 6 пар нервов иннервируют мышцы речевого аппарата. Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв - мимическую мускулатуру, мышцы губ, надувание и втягивание щёк; языкоглоточный и блуждающий нервы - мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца.Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв иннервирует мускулатуру языка, в частности обеспечивает движение вперёд - назад.

Периферический речевой аппарат состоит из 3 отделов: дыхательного, голосового (фонаторного), артикуляционного.

1. Дыхательный отдел обеспечивает речевое дыхание. Анатомически он представлен грудной клеткой, лёгкими, бронхами, трахеей, межрёберными мышцами и мышцами диафрагмы.

Речевое дыхание включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования. В момент речи число дыхательных движений вдвое меньше. Дыхание в речи связано с её разнообразным течением и чередованием речевых звеньев. Главным звеном процесса является выдох, он значительно длиннее вдоха. Вдох происходит через рот и нос, выдох - через рот. Объём вдыхаемого воздуха увеличивается в 3 раза. Для этого подключается максимальное количество мышц (в том числе, мышцы брюшного пресса). Более рациональным и адекватным для фонации является или диафрагмальное (грудно-брюшное) дыхание. При этом типе дыхания обеспечивается не только достаточный объём воздуха, но и оптимальная пластичность движений.

2. Фонаторный (голосовой) или фонационный отдел представлен гортанью и находящимися в ней голосовыми складками. Гортань вверху граничит с глоткой, внизу с трахеей и представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из хрящей и мягких тканей. На границе гортани и глотки находится надгортанник.

Внутри гортани располагаются голосовые складки. При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника. Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через широкую голосовую щель. При фонации голосовые связки сомкнуты. Мощная воздушная струя раздвигает их. Они в силу упругости смыкаются. В результате смыкания и размыкания, т.е. колебания голосовых складок, возникают колебания воздуха, которые передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса. Голос обладает силой, высотой и тембром.

3. Артикуляционный отдел. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти, твёрдое и мягкое нёбо. Активными органами являются язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть. Языку принадлежит ведущая роль в артикуляции звуков всех языков мира, а в русском он осуществляет 81% артикуляционных движений. Язык - это сложное мышечное образование, без сухожилий, включающее группу внешних мышц. Каждый речевой звук - результат сложных мышечных синергий, т.е. одновременных сокращений разных мышечных волокон, относящихся к разным функциональным группам.