Скульптуры древнего рима образы и смысл. Скульптура древнего рима - фото и описание

Древние римляне любили украшать скульптурами свои города. В Риме к началу 4 в. н.э. было около 4 тысяч бронзовых статуй, в том числе 22 больших конных памятника, из которых сохранилась только конная статуя Марка Аврелия (римского императора, правившего с 161 по 180 г.). (Копия статуи стоит на Капитолии, а оригинал хранится в Капитолийском музее.) Мраморных же статуй было огромное множество. Скульптуры и статуи устанавливали на надгробных памятниках, они украшали частные дома римских граждан, улицы, площади и храмы Вечного города. На Римском Форуме стояли статуи императоров, полководцев, прославленных ораторов и др. знатных граждан. В одном только Колизее в 240 его арках было установлено 160 статуй императоров и римских богой!

Одна из древнеримских статуй 1 века, установленна на Капитолии в основании лестницы Микеланджело перед Дворцом Сенаторов (нынешней резиденцией мэра Рима).
01.

Римская скульптура - это не только изображение богов и императоров во весь рост. Большого мастерства достигли древние римляне в портретном искусстве, развитию реализма которого способствовало то, что древние римляне снимали восковые маски с лиц усопших. Этот обычай существует уже более двух тысяч лет. У древних же римлян изготовление посмертных масок было связано с погребальной церемонией, когда в похоронной процессии наёмные артисты надевали маски умерших предков знатного и богатого покойного, подчёркивая таким образом знатность аристократического рода, провожая таким образом его в последний путь. Маски хранили у домашнего алтаря. Корни подобного погребального культа были восприняты римлянами у этрусков, где портрет также был чрезвычайно развит.
02.

Большого искусства достигли древние римляне и в барельефах, большая часть которых была на саркофагах, на которых реалистически изображались не только сцены воинских сражений, но и обыденная жизнь, например, свадьбы.

03.
Ватикан. Бельвердерский дворик.

Барельеф на триумфальной арке Константина.
04.

Колонна Траяна .
В 106 году император Траян одержал победу над Дакией (современной Румынией, превратив её в римскую провинцию. В ознаменование этой победы в 112 году был построен Форум Траяна, посреди которого около двух тысяч лет возвышается Колонна Траяна, высотой в 30 метров.
Всю колонну спиралью обвивает скульптурный барельеф с эпизодами войны с даками. Длина развёрнутого рельефа около 200 метров. Это настоящее реалистическое повествование о войне римлян с дакийцами и сарматами. На барельефе изображено около 2.500 фигур!
05.


Колонна Марка Аврелия (Colonna di Marco Aurelio)
Колонна воздвигнута в 193 году в память о Маркоманской войне Марка Аврелия (121 — 180 гг. н.э.), прототипом колонны послужила колонна Траяна.
Высота колонны составляет 29,6 м, её пьедестала — 10 м. Общая высота монумента составляла 41,95 м, однако 3 метра её основания после реставрации 1589 года оказались ниже поверхности земли. Ствол колонны состоит по разным данным из 27 или 28 блоков карарского мрамора 3,7-метрового диаметра.
Рельеф колонны Марка Аврелия заметно отличается от рельефа колонны Траяна большей экспрессивностью. На нём гораздо сильнее выражена игра света и тени, поскольку резьба по камню более глубокая, несколько увеличены головы фигур, чтоб можно было точнее передать выражение лиц. В то же время отмечается снижение уровня проработки деталей оружия и одежды.
06.

Как и колонна Траяна, эта колонна полая, внутри находится винтовая лестница с 190—200 ступенями, ведущими к вершине, где в древности была установлена скульптура Марка Аврелия. Лестничная клетка освещается через небольшие прорези, которые хорошо видны на снимках здесь.
В Средние века восхождение по лестнице на вершину колонны было столь популярным, что право взимать входную плату ежегодно выставлялось на аукцион.
07.

Развалины Древнего Рима.

В I тысячелетии до н. э. вокруг города Рима возникло государство, которое стало расширять свои владения за счет соседних народов. Эта мировая держава просуществовала около тысячи лет и жила за счет эксплуатации рабского труда и завоеванных стран. Риму принадлежали все прилегающие к Средиземному морю земли как в Европе, так и в Азии и в Африке. Поэтому и искусство, особенно архитектура, было призвано показывать всему миру мощь государственной власти. Бесконечные войны, жажда завоеваний, в которых мужал и рос Рим, требовали напряжения всех сил, поэтому основой римского общества стали твердая дисциплина в войске, твердые законы в государстве и твердая власть в семье. Превыше всего римляне ставили умение властвовать над миром. Вергилий утверждал:

Ты же народами править властительно, римлянин, помни!
Се — твои будут искусства: условья накладывать мира,
Нисповерженных щадить и нисповергать горделивых!
(«Энеида»)

Римляне подчинили себе все Средиземноморье, включая Элладу, но Греция сама полонила Рим, т. к. оказала сильнейшее влияние на всю культуру Рима — в религии и философии, в литературе и искусстве.


Этрусская волчица, которая по легенде выкормила Ромула и Рема (этрусское литье)



Легенда гласит, что узурпатор Амулий захватил трон своего брата, царя Альбы Лонги, Нумитора - деда близнецов Ромула и Рема, а младенцев повелел бросить в Тибр. Отец близнецов Марс спас своих сыновей, и их выкормила посланная богом волчица. Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция. Когда братья выросли, они убили Амулия, вернули власть деду и на том месте, где их нашла волчица, основали город. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора, и Ромул убил Рема. Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем.Часть культуры была заимствована римлянами у других народов. Многое - у этрусков, но больше всего - у греков. Римляне заимствовали у этрусков гладиаторские бои, сценические игры, характер жертвоприношений, веру в добрых и злых демонов. Римляне, как и этруски, из искусств предпочитали скульптуру, причем не ваяние, а лепку - из глины, воска, бронзы.

Здание украшенное полуколоннами



Однако, главной предшественницей Римского искусства все-таки была Греция. Даже многие свои верования и мифы римляне взяли у греков. Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола.
Научились строить более разнообразные сооружения, например, круглое здание Пантеон - храм всех богов, оно имело в диаметре более 40 метров. Пантеон был перекрыт гигантским куполом. который на протяжении столетий был образцом для строителей и архитекторов.
У греков римляне переняли умение строить колонны. В честь полководцев римляне строили триумфальные арки.
Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечения римской знати. Самый большой римский цирк - К о л и з е й, вмещал 50 тысяч зрителей. Это был а м ф и т е а т р - подобным образом и теперь строят цирки и стадионы.
Своеобразными местами отдыха и развлечений были также римские бани, которые назывались т е р м ы. Там были комнаты для мытья, раздевалки, бассейны для плаванья, залы для прогулок, спортивные площадки и даже библиотеки. Просторные залы были перекрыты сводами и куполами, стены облицованы мрамором.
На краю площадей нередко сооружали большие судебные и торговые здания - б а з и л и к и. В Риме были созданы и дворцы правителей, и многоэтажные дома для бедняков. Римляне со средним достатком жили в отдельных домах, который окружал открытый дворик - а т р и у м. посредине атриума был бассейн для дождевой воды. Позади дома был двор с колоннами, садом, фонтаном.

Триумфальная арка императора Тита


В 81 г. в честь императора Тита и его победы над Иудеей была возведена однопролетная, шириной 5,33м, Триумфальная арка на священной дороге, ведущей к Капитолийскому холму. Мраморная арка была высотой 20 метров. Над пролетом была высечена надпись, посвященная Титу, арку также украшали рельефы с изображением победного шествия римлян, выполненные в сложных поворотах и движениях.

Пантеон - вид внутри



Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138г.г.). Храм построен из камня, кирпича и бетона. Круглое здание имеет высоту 42,7 м и перекрыто куполом 43,2 м в диаметре. Снаружи здание достаточно скромно, его украшает лишь портик с коринфскими колоннами из красного гранита. Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши. Пол храма выложен мраморными плитами. Стена разделена по высоте на два яруса. В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов. Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамора. Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона. Пол под этим «глазом» имеет едва заметный скат для стока воды.

Пантеон снаружи



Название здания говорит само за себя - "пантеон", храм пантеону древнеримских богов. Надо отметить, что здание, которое стоит и поныне, не первый храм на этом месте. При императоре Августе был построен первый храм, но затем он сгорел при пожаре в Древнем Риме. В память о первом строителе, сподвижнике импратора Августа, Марке Агриппе на фасаде высечена надпись «М. Agrippa l f cos tertium fecit».

Колизей снаружи



При императорах Веспасиане и Тите, в 75-82 г.г. был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев -Колизей (от латинского «колоссеум» - колоссальный). В плане он прдставлял собой эллипс, длиной 188 м, шириной 156 м, высотой 50 м. Стена разделена на три яруса. В верхнем натягивали тент от дождя и солнца. В нижних стояли статуи. На арене могли размещаться до 3000 пар гладиаторов. Арену можно было затопить водой и тогда разыгрывали морские бои.

Колизей внутри


Акведук



Римский Акведук представляет собой водопровод, но одновременно функциональное и тщательно продуманное, совершенное искусство. Поверху шел канал, отделенный карнизом, ниже - арки, еще ниже - зрительно обособленные от арок опоры. Длинные непрерывные горизонтали скрывали высоту и подчеркивали бесконечность уходящего вдаль водопровода.

Конная статуя Марку Аврелею в Риме


Скульптура вначале ввозилась из Греции. Затем ее стали копировать с греческой. Однако, была и самостоятельная, римская скульптура. Это были скульптурные портреты и рельефные изображения, памятники императорам, полководцам.

Портрет римлянина

Портрет юноши

Рельефная скульптура


Статуя императора Августа из Прима-Порта.


Период правления Октавиана Августа античные историки называют »золотым веком» Римского государства. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры. Император изображен в спокойной, величественной позе, рука поднята в призывном жесте; он словно появился в одежде полководца перед своими легионами. Август изображен с непокрытой головой и с обнаженными ногами, что является традицией греческого искусства, представляющего богов и героев обнаженными или полуобнаженными. Лицо Августа носит портретные черты, но тем не менее несколько идеализировано. Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи.

Колонна Траяна в Риме



До наших дней сохранилась колонна, построенная архитектором Аполлодором в честь императора Траяна. Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Завершалась колонна бронзовой фигурой Траяна, которую в 16 веке заменили статуей апостола Петра. Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г.г.) : сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками, их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим.

Фрагмент колонны Траяна



В конце 4-го и в 5-м столетии происходит "великое переселение народов" - на территории Римской империи поселяется многочисленное племя готов, их горячо поддерживают восстающие рабы и порабощенные Римом народы. Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим. Римская империя распадается. А в 476году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам. Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества.

Без фундамента, заложенного Грецией и Римом, не было бы и современной Европы. И у греков, и у римлян было свое историческое призвание -- они дополняли друг друга, и фундамент современной Европы -- их общее дело.

Художественное наследие Рима значило очень много в культурном фундаменте Европы. Более того, это наследие явилось едва ли не решающим для европейского искусства.

В завоеванной Греции римляне вели себя вначале как варвары. В одной из своих сатир Ювенал показывает нам грубого римского воина тех времен, «ценить не умевшего художества греков», который «в доле обычной» разбивал «кубки работы художников славных» на мелкие куски, чтобы украсить ими свой щит или панцирь.

А когда римляне прослышали о ценности произведений искусства, уничтожение сменилось грабежом -- повальным, по-видимому, без всякого отбора. Из Эпира в Греции римляне вывезли пятьсот статуй, а сломив еще до этого этрусков, -- две тысячи из Вей. Вряд ли все это были одни шедевры.

Принято считать, что падением Коринфа в 146 г. до н.э. заканчивается собственно греческий период античной истории. Этот цветущий город на берегу Ионического моря, один из главных центров греческой культуры, был стерт с лица земли солдатами римского консула Муммия. Из сожженных дворцов и храмов консульские суда вывезли несметные художественные сокровища, так что, как пишет Плиний, буквально весь Рим наполнился статуями.

Римляне не только навезли великое множество греческих статуй (кроме того, они привозили и египетские обелиски), но в самых широких масштабах копировали греческие оригиналы. И уже за одно это мы должны им быть признательны. В чем же, однако, заключался собственно римский вклад в искусство ваяния? Вокруг ствола колонны Траяна, воздвигнутой в начале II в. до н. э. на форуме Траяна, над самой могилой этого императора, вьется широкой лентой рельеф, прославляющий его победы над даками, царство которых (нынешняя Румыния) было, наконец, завоевано римлянами. Художники, выполнившие этот рельеф, были, несомненно, не только талантливы, но и хорошо знакомы с приемами эллинистических мастеров. И все же это -- типичное римское произведение.

Перед нами подробнейшее и добросовестное повествование . Именно повествование, а не обобщенное изображение. В греческом рельефе рассказ о реальных событиях подавался аллегорически, обычно переплетался с мифологией. В римском же рельефе еще со времен республики ясно видно стремление как можно точнее, конкретнее передать ход событий в его логической последовательности вместе с характерными чертами участвовавших в них лиц. В рельефе колонны Траяна мы видим римские и варварские лагеря, приготовления к походу, штурмы крепостей, переправы, беспощадные бои. Все как будто действительно очень точно: типы римских воинов и даков, оружие их и одежда, вид укреплений -- так что этот рельеф может служить как бы скульптурной энциклопедией тогдашнего военного быта. Общим своим замыслом вся композиция, скорее, напоминает уже известные нам рельефные повествования бранных подвигов ассирийских царей, однако с меньшей изобразительной мощью, хотя и с лучшим знанием анатомии и от греков идущим умением свободнее располагать фигуры в пространстве. Низкий рельеф, без пластического выявления фигур, возможно, навеян несохранившимися живописными образцами. Изображения самого Траяна повторяются не менее девяноста раз, лица воинов чрезвычайно выразительны.

Вот эти же конкретность и выразительность составляют отличительную черту всей римской портретной скульптуры, в которой, пожалуй, сильнее всего проявилось своеобразие римского художественного гения.

Чисто римская доля, внесенная в сокровищницу мировой культуры, прекрасно определена (как раз в связи с римским портретом) крупнейшим знатоком античного искусства О.Ф. Вальдгауэром: «...Рим есть как индивидуальность; Рим есть в тех строгих формах, в которых возродились под его владычеством древние образы; Рим есть в том великом организме, который разнес семена античной культуры, давая им возможность оплодотворить новые, еще варварские народы, и, наконец, Рим есть в создании цивилизованного мира на основании культурных эллинских элементов и, видоизменяя их, сообразно с новыми задачами, только Рим и мог создать... великую эпоху портретной скульптуры...».

Римский портрет имеет сложную предысторию. Его связь с этрусским портретом очевидна, равно как и с эллинистическим. Римский корень тоже вполне ясен: первые римские портретные изображения в мраморе или бронзе были, всего лишь, точным воспроизведением восковой маски, снятой с лица умершего. Это еще не искусство в обычном смысле.

В последующие времена точность сохранилась в основе римского художественного портрета. Точность, окрыленная творческим вдохновением и замечательным мастерством. Наследие греческого искусства тут, конечно, сыграло свою роль. Но можно сказать без преувеличения: доведенное до совершенства искусство ярко индивидуализированного портрета, полностью обнажающего внутренний мир данного человека, -- это, по существу, римское достижение. Во всяком случае, по размаху творчества, по силе и глубине психологического проникновения.

В римском портрете раскрывается перед нами дух Древнего Рима во всех его аспектах и противоречиях. Римский портрет -- это как бы сама история Рима, рассказанная в лицах, история его небывалого возвышения и трагической гибели: «Вся история римского падения выражена тут бровями, лбами, губами» (Герцен).

Среди римских императоров были благородные личности, крупнейшие государственные деятели, были и алчные честолюбцы, были изверги, деспоты,

обезумевшие от безграничной власти, и в сознании, что им все дозволено, пролившие море крови, были сумрачные тираны, убийством предшественника достигшие высшего сана и потому уничтожавшие каждого, кто внушал им малейшее подозрение. Как мы видели, нравы, рожденные обожествляемым единодержавием, подчас толкали даже наиболее просвещенных на самые жестокие деяния.

В период наибольшего могущества империи крепко организованный рабовладельческий строй, при котором жизнь невольника ставилась в ничто и с ним обращались, как с рабочей скотиной, накладывал свой отпечаток на мораль и на быт не только императоров и вельмож, но и рядовых граждан. И вместе с тем поощряемое пафосом государственности возрастало стремление к упорядочению на римский лад социальной жизни во всей империи, с полной уверенностью, что более прочного и благотворного строя быть не может. Но эта уверенность оказалась несостоятельной.

Непрерывные войны, междоусобные распри, восстания провинций, бегство рабов, сознание бесправия с каждым веком все более подтачивали фундамент«римского мира». Покоренные провинции все решительнее проявляли свою волю. И в конце концов они подорвали объединяющую власть Рима. Провинции уничтожили Рим; Рим же сам превратился в провинциальный город, подобный другим, привилегированный, но уже не господствующий более, переставший быть центром мировой империи... Римское государство превратилось в гигантскую сложную машину исключительно для высасывания соков из подданных.

Идущие с Востока новые веяния, новые идеалы, поиски новой правды рождали новые верования. Наступал закат Рима, закат античного мира с его идеологией и социальным укладом.

Все это нашло свое отражение в римской портретной скульптуре.

Во времена республики, когда нравы были суровее и проще, документальная точность изображения, так называемый «веризм» (от слова verus -- истинный), не уравновешивалась еще греческим облагораживающим влиянием. Это влияние проявилось в век Августа, подчас даже с ущербом для правдивости.

Знаменитая статуя Августа во весь рост, где он показан во всей пышности императорской власти и воинской славы (статуя из Прима-Порта, Рим, Ватикан), равно как и его изображение в виде самого Юпитера (Эрмитаж), конечно, идеализированные парадные портреты, приравнивающие земного владыку к небожителям. И все же в них выступают индивидуальные черты Августа, относительная уравновешенность и несомненная значительность его личности.

Идеализированы и многочисленные портреты преемника его -- Тиберия.

Посмотрим на скульптурный портрет Тиберия в молодые годы (Копенгаген, Глиптотека). Облагороженный образ. И в то же время, безусловно, индивидуальный. Что-то несимпатичное, брюзгливо замкнутое проглядывает в его чертах. Быть может, поставленный в иные условия, этот человек внешне вполне пристойно прожил бы свою жизнь. Но вечный страх и ничем не ограниченная власть. И кажется нам, что художник запечатлел в образе его нечто такое, чего не распознал даже проницательный Август, назначая Тиберия своим преемником.

Но уже полностью разоблачителен при всей своей благородной сдержанности портрет преемника Тиберия -- Калигулы (Копенгаген, Глиптотека), убийцы и истязателя, в конце концов заколотого своим приближенным. Жуток его пристальный взгляд, и чувствуешь, что не может быть пощады от этого совсем молодого властителя (он закончил двадцати девяти лет свою страшную жизнь) с наглухо сжатыми губами, любившего напоминать, что он может сделать все, что угодно: и с кем угодно. Верим мы, глядя на портрет Калигулы, всем рассказам о его бесчисленных злодеяниях. «Отцов он заставлял присутствовать при казни сыновей, -- пишет Светоний, -- за одним из них он послал носилки, когда тот попробовал уклониться по нездоровью; другого он тотчас после зрелища казни пригласил к столу и всяческими любезностями принуждал шутить и веселиться». А другой римский историк, Дион, добавляет, что, когда отец одного из казнимых «спросил, можно ли ему хотя бы закрыть глаза, он приказал умертвить и отца». И еще у Светония: «Когда вздорожал скот, которым откармливали диких зверей для зрелищ, он велел бросить им на растерзание преступников; и, обходя для этого тюрьмы, он не смотрел, кто в чем виноват, а прямо приказывал, стоя в дверях, забирать всех...». Зловеще в своей жестокости низколобое лицо Нерона, самого знаменитого из венценосных извергов Древнего Рима (мрамор, Рим, Национальный музей).

Стиль римского скульптурного портрета менялся вместе с общим мироощущением эпохи. Документальная правдивость, парадность, доходящая до обожествления, самый острый реализм, глубина психологического проникновения поочередно преобладали в нем, а то и дополняли друг друга. Но пока была жива римская идея, в нем не иссякала изобразительная мощь.

Император Адриан заслужил славу мудрого правителя; известно, что он был просвещенным ценителем искусства, ревностным почитателем классического наследия Эллады. Черты его, высеченные в мраморе, вдумчивый взгляд вместе с легким налетом печали дополняют наше представление о нем, как дополняют наше представление о Каракалле портреты его, подлинно запечатляющие квинтэссенцию звериной жестокости, самой необузданной, насильнической власти. Зато истинным «философом на престоле», мыслителем, исполненным душевного благородства, предстает Марк Аврелий, проповедовавщий в своих писаниях стоицизм, отрешение от земных благ.

Подлинно незабываемые по своей выразительности образы!

Но римский портрет воскрешает перед нами не только образы императоров.

Остановимся в Эрмитаже перед портретом неизвестного римлянина, исполненным, вероятно, в самом конце I в. Это несомненный шедевр, в котором римская точность изображения сочетается с традиционным эллинским мастерством, документальность образа -- с внутренней одухотворенностью. Мы не знаем, кто автор портрета -- грек ли, отдавший Риму с его мироощущением и вкусами свое дарование, римлянин или иной художник, императорский подданный, вдохновившийся греческими образцами, но крепко вросший в римскую землю, -- как неведомы авторы (в большинстве, вероятно, рабы) и других замечательных изваяний, созданных в римскую эру.

В этом образе запечатлен уже пожилой человек, много видевший на своем веку и много переживший, в котором угадываешь какое-то щемящее страдание, быть может, от глубоких раздумий. Образ настолько реален, правдив, выхвачен так цепко из гущи людской и так искусно выявлен в своей сущности, что кажется нам, мы встречали этого римлянина, знакомы с ним, вот именно почти так -- пусть и неожиданно наше сравнение, -- как знаем мы, например, героев толстовских романов.

И та же убедительность в другом известном шедевре из Эрмитажа, мраморном портрете молодой женщины, условно названной по типу лица «Сириянкой».

Это уже вторая половина II в.: изображенная женщина -- современница императора Марка Аврелия.

Мы знаем, что то была эпоха переоценки ценностей, усилившихся восточных влияний, новых романтических настроений, зреющего мистицизма, предвещавших кризис римской великодержавной гордыни. «Время человеческой жизни -- миг, -- писал Марк Аврелий, -- ее сущность -- вечное течение; ощущение смутно; строение всего тела -- бренно; душа -- неустойчива; судьба -- загадочна; слава -- недостоверна».

Меланхолической созерцательностью, характерной для многих портретов этого времени, дышит образ «Сириянки». Но ее задумчивая мечтательность -- мы чувствуем это -- глубоко индивидуальна, и опять-таки она сама кажется нам давно знакомой, чуть ли даже не родной, так жизненно резец ваятеля изощренной работой извлек из белого мрамора с нежным голубоватым отливом ее чарующие и одухотворенные черты.

А вот опять император, но император особый: Филипп Араб, выдвинувшийся в разгар кризиса III в. -- кровавой «императорской чехарды» -- из рядов провинциального легиона. Это его официальный портрет. Тем более знаменательна солдатская суровость образа: то было время, когда во всеобщем брожении войско стало оплотом императорской власти.

Нахмуренные брови. Грозный, настороженный взгляд. Тяжелый, мясистый нос. Глубокие морщины щек, образующие как бы треугольник с резкой горизонталью толстых губ. Могучая шея, а на груди -- широкая поперечная складка тоги, окончательно придающая всему мраморному бюсту подлинно гранитную массивность, лаконичную крепость и цельность.

Вот что пишет Вальдгауэр об этом замечательном портрете, тоже хранящемся в нашем Эрмитаже: «Техника упрощена до крайности... Черты лица выработаны глубокими, почти грубыми линиями с полным отказом от детальной моделировки поверхности. Личность, как таковая, охарактеризована беспощадно с выделением самых важных черт».

Новый стиль, по-новому достигаемая монументальная выразительность. Не есть ли это влияние так называемой варварской периферии империи, все сильнее проникающее через провинции, ставшие соперницами Рима?

В общем стиле бюста Филиппа Араба Вальдгауэр распознает черты, которые получат полное развитие в средневековых скульптурных портретах французских и германских соборов.

Громкими делами, свершениями, удивившими мир, прославился Древний Рим, но мрачным и мучительным был его закат.

Заканчивалась целая историческая эпоха. Отжившему строю предстояло уступить место новому, более передовому; рабовладельческому обществу -- переродиться в феодальное.

В 313 г. долго гонимое христианство было признано в Римской империи государственной религией, которая в конце IV в. стала господствующей во всей Римской империи.

Христианство с его проповедью смирения, аскетизма, с его мечтой о рае не на земле, а на небесах, создало новую мифологию, герои которой, подвижники новой веры, принявшие за нее мученический венец, заняли место, некогда принадлежавшее богам и богиням, олицетворявшим жизнеутверждающее начало, земную любовь и земную радость. Оно распространилось постепенно, и потому еще до своего узаконенного торжества христианское учение и те общественные настроения, которые его подготовили, в корне подорвали идеал красоты, засиявший некогда полным светом на Афинском Акрополе и который был воспринят и утвержден Римом во всем ему подвластном мире.

Христианская церковь постаралась облечь в конкретную форму незыблемых религиозных верований новое мироощущение, в котором Восток со своими страхами перед неразгаданными силами природы, вечной борьбой со Зверем находил отклик у обездоленных всего античного мира. И хотя правящая верхушка этого мира вознадеялась новой всеобщей религией спаять дряхлеющую римскую державу, мироощущение, рожденное необходимостью социального преобразования, расшатывало единство империи вместе с той древней культурой, из которой возникла римская государственность.

Сумерки античного мира, сумерки великого античного искусства. Во всей империи еще строятся, по старым канонам, величественные дворцы, форумы, термы и триумфальные арки, но это уже лишь повторения достигнутого в предыдущие века.

Колоссальная голова -- около полутора метров -- от статуи императора Константина, перенесшего в 330 г. столицу империи в Византию, ставшую Константинополем -- «Вторым Римом» (Рим, Палаццо консерваторов). Лицо построено правильно, гармонично, согласно греческим образцам. Но в этом лице главное -- глаза: кажется, что закрой их, не было бы самого лица... То, что в фаюмских портретах или помпеянском портрете молодой женщины придавало образу вдохновенное выражение, здесь доведено до крайности, исчерпало весь образ. Античное равновесие между духом и телом явно нарушено в пользу первого. Не живое человеческое лицо, а символ. Символ власти, запечатленной во взгляде, власти, подчиняющей себе все земное, бесстрастной, непреклонной и недоступно высокой. Нет, даже если в образе императора сохранились портретные черты, это уже не портретная скульптура.

Внушительна триумфальная арка императора Константина в Риме. Архитектурная ее композиция строго выдержана в классическом римском стиле. Но в рельефном повествовании, прославляющем императора, стиль этот исчезает почти бесследно. Рельеф настолько низкий, что маленькие фигуры кажутся плоскими, не изваянными, а выцарапанными. Они монотонно выстраиваются в ряд, лепятся друг к другу. Мы глядим на них с изумлением: это мир, вовсе отличный от мира Эллады и Рима. Никакого оживления -- и воскресает, казалось бы, навечно преодоленная фронтальность!

Порфирное изваяние императорских соправителей -- тетрархов, властвовавших в ту пору над отдельными частями империи. Эта скульптурная группа знаменует и конец, и начало.

Конец -- ибо решительно покончено в ней с эллинским идеалом красоты, плавной округлостью форм, стройностью человеческой фигуры, изяществом композиции, мягкостью моделировки. Та грубость и упрощенность, которые придавали особую выразительность эрмитажному портрету Филиппа Араба, стали здесь как бы самоцелью. Почти кубические, топорно высеченные головы. На портретность нет и намека, словно человеческая индивидуальность уже недостойна изображения.

В 395 г. Римская империя распалась на Западную -- латинскую и Восточную -- греческую. В 476 г. Западная Римская империя пала под ударами германцев. Наступила новая историческая эпоха, именуемая Средневековьем.

Новая страница открылась в истории искусства.

До XX века история античной скульптуры выстраивалась в хронологической последовательности − вначале Греция (расцвет искусства V–IV вв. до н. э), затем Рим (пик подъёма I–II вв. н. э). Искусство (Roma) считалось поздним выражением греческих культурных традиций, завершением творчества периода античности.

После опубликования работ искусствоведов Рануччо Бьянки-Бандинелли, Отто Бренделя антиковеды признали римское искусство самобытным и неповторимым явлением. Скульптура древнего Рима стала рассматриваться как школа классического мастерства, история которой ещё не написана.

В VIII в. до н. э. древнеримские мастера оттолкнулись от традиций эллинских ваятелей и начали осваивать самостоятельное творчество.

История древнеримского искусства делится на четыре этапа:

  1. Древнейшая эпоха (VIII–V вв. до н. э.)
  2. Республиканская эпоха, период становления (V - I вв. до н. э.)
  3. Расцвет римского имперского искусства (I − II вв. н.э.)
  4. Эпоха кризиса (III − IV вв. н.э.)

Истоки древнеримской скульптуры − искусство италиков и этрусков, создавших своеобразные памятники культуры. Самый известный артефакт − воин из Капестрано (Guerriero di Capestrano).

Ваятели древнейшей эпохи создавали портретные образы, каменные барельефы, которые отличались от греческих произведений средним качеством исполнения.

Получила развитие храмовая терракотовая скульптура с декоративной и культовой функциями. Появились крупные статуи богов, превосходящие размерами греческие изваяния. В 1916 году на территории древнего города этрусков Вейи (Veii) были найдены великолепные терракотовые статуи Аполлона, Гермеса, Венеры, которые создавались для наружного украшения храма Аполлона (550 − 520 года до н.э.).

Особенности древнеримской скульптуры

Авторы научных исследований (Оскар Вальдгауер, Грант Майкл, В.Д. Блаватский) считают, что скульптуру древнего Рима нельзя назвать слепым подражанием эллинским образам, т.к. памятники культуры отличаются особенностями, характерными для каждой эпохи развития.

Римские мастера отошли от традиций греческих скульпторов и не создавали образы идеального человека. Индивидуальность проходит через всю историю римского портрета, в основе которой лежит религиозный обычай создавать посмертные маски.

Патриции имели право хранить в домах облик умершего предка. Чем больше портретов, тем знатнее род. Этим объясняются характерные черты римской скульптуры: реалистичность, конкретность, знание мимики и мускулатуры лица.

Греческий скульптор, вдохновляясь идеями гуманизма, воспевал своих богов в мраморе по образу совершенного человеческого тела. Древнеримские мастера предпочитали работать с камнем, глиной и бронзой. Их боги имели непредсказуемый характер, внушали страх стать жертвой гнева высших сил. В скульптуре преобладает аллегория и символика. Только в I веке до н.э. в Риме начали использовать мрамор.

Работы отличает эмоциональная холодность и отстранённость. Открытой пластике греческих скульптур противопоставляется образ римлянина, накрывшего голову краем одежды при молитве.

Эллинские мастера видели тип человека: атлет, философ, полководец. Римские скульпторы создавали портреты в духе предельного натурализма, конкретизировали качества характера человека, его индивидуальные особенности.

К греческим образцам пластического искусства (статуе, герме) ваятели Рима добавляют новую форму портретных изображений − бюст.

Скульптор-эллин связывал творчество с поэтическим мифом. Римский ваятель воспринимает мир в отчётливых формах.

В отличие от греков, в период Поздней Республики (264 − 27 гг. до н.э.) римляне мало занимались монументальной скульптурой. Предпочтение отдавали бронзовым статуэткам выдающихся деятелей и богов.

Постановления Сената регламентировали размер, материал, характер статуи. Конный и панцирный портрет мог устанавливаться только в случае военного триумфа. Задача скульпторов состояла в необходимости запечатлеть фамильные, родовые черты, социальный ранг и статус римлянина.

Многие произведения идентифицированы или имеют надпись на постаменте с информацией о модели, но имена древнеримских портретистов не сохранились.

Виды и жанры

Скульптура древнего Рима состоит из двух видов:

  1. Рельеф («высокий» − горельеф; «низкий» − барельеф).
  2. Круглая скульптура (статуя, бюст, композиция, статуэтка)

Учёные комплексной науки об античности выделили главные жанры римской скульптуры:

  • исторический;
  • мифологический;
  • аллегорический;
  • символический;
  • батальный;
  • портретный.

Один из основных видов изобразительного искусства Рима − рельеф. Мастера склоняются к анализу, детальному изображению образов, достоверно фиксируют исторические события. Шедевром времени раннего принципата признана парадная ограда Алтаря Мира в Риме (13 − 9 гг. до н. э), рельефы имперского периода − арки Траяна в Беневенто (114 − 117 гг.).

Особенности скульптуры эпохи расцвета

Смена имперских династий повлияла на стилистические особенности древнеримской скульптуры.

Время принципата Августа

Антиковеды называют время правления , прозванного Августом (Octavianus Augustus), «золотым веком» Римского государства (27 г. до н. э. − 14 г. н. э.).

Греческая скульптура классического периода со строгими формами служит примером для правителя при создании величественной империи. В портретной скульптуре сглаживаются индивидуальные черты. Типичным эталоном становится общий облик, угодный принципату.

Установленная норма проявляется в портретных бюстах самого Октавиана, который требовал изображать себя молодым, атлетически сложенным правителем.

Идеализация образа хорошо видна в статуях, установленных на форуме, перед (Panthevm), римским храмом Марса-мстителя (Tempio di Marte Ultore nel Foro di Roma). В 1863 году у Прима Порта (Prima Porta) была найдена двухметровая бронзовая статуя, изготовленная по заказу Римского Сената.

Август представлен величественным потомком богов, у ног которого расположился Амур на дельфине. Рельеф на панцире рассказывает народу о победах императора в многочисленных битвах. (Музей Кьярамонти − Museo Chiaramonti − Ватикан).

Мастера создают самостоятельные женские портреты. Впервые появляются скульптурные образы детей. Изображённая на левом рельефе Алтаря Мира (Ara Pacis) красивая Богиня Земли Теллус (Tellus) держит на коленях двух младенцев в окружении фигур упитанных животных.

Искусство призвано возвеличить процветание Рима при первом императоре.

  • Советую почитать про:

Время Юлиев - Клавдиев (27 − 68 гг. до н. э.) и Флавиев (69 − 96 гг. до н. э.)

Во время правления Юлиев - Клавдиев и Флавиев на первый план выходит монументальная скульптура. Воспевание власти привело к тому, что мастера придавали даже богам характерные черты императоров.

Впервые в портретах появляется реалистичность. Например, статуя Клавдия (Tiberius Claudius Caesar Augustus Germanicus) состоит из двух разных частей: головы с реалистическим изображением стареющего лица великого понтифика и идеальной фигуры греческого бога Юпитера.

Облик правителя показан с использованием объёмной лепки: широкий лоб с морщинами, дряблое лицо, оттопыренные уши.

Новый стиль заменил сглаженность индивидуальных черт портретных бюстов реалистичным изображением римских императоров. В мраморных портретах применяются для подкрашивания губ краски, глазные яблоки тонируются слоновой костью. В бронзовых бюстах для придания блеска глазам в зрачки вставляют полудрагоценные камни (портрет хитрого ростовщика Помпеи Цецилия Юкунды).

По двум направлениям развивается жанр женского портрета: классицистический и «веристический». Беспощадная правдивость нашла отражение в портрете пожилой римлянки (Ватиканские музеи, Григорианский светский музей − Museo Gregoriano Profano).

Худое беспокойное лицо, морщинистый лоб, мешки под слезящимися глазами говорят о надвигающейся старости. По-иному представлен женский образ в статуе незнакомки, найденной у античных ворот святого Себастьяна (Porta San Sebastiano).

Полуобнажённая римлянка изображена Афродитой. Женщина гордо изогнула стан, подбоченилась, выставила вперёд ногу, закрытую закреплённой тканью. Портретная голова немолодой властной римлянки мало соответствует идеальной фигуре богини (Ватикан. Капитолийские музеи − Musei Capitolini).

Время Траяна (98-117) и Адриана (117 − 138 гг.)

Во время правления императора Траяна и Адриана скульптура продолжает выражать величие Империи. Использование разных форм определило два этапа художественного развития: траянский и адриановский.

Лаокоон и сыновья

Мраморная скульптурная композиция изображает смертельную борьбу Лаокоона (Laocoon), жреца бога Аполлона, и его сыновей со змеями.

Работа создана в 50 г. I века до н. э., является копией несохранившегося бронзового памятника греческих ваятелей (Пергам, 200 г. до н.э.). (Michelangelo Buonarroti), посланный Папой Юлием II для оценки находки, подтвердил достоверность работы и отметил невероятную динамичность и пластичность творения древнеримского ваятеля. Одна из самых знаменитых скульптур древнего Рима хранится в (Museo Pio-Clementino), Ватикан.

Глиняная урна VI века до н.э. является образцом памятников погребального культа.

Крышка выполнена в виде человеческой головы, украшенной бронзовой маской (Canopus Chiusi). Этрусский мастер пытался сохранить внешний облик умершего: крупные черты лица, большой нос, узкие губы, прочерченные в глине прямые волосы. Портретное сходство было залогом потустороннего бессмертия. Ручки ритуального сосуда выполнена в форме рук человека. Стремление создать достоверный образ стало основой для появления этрусского портрета (Париж, Музей Лувра − Musee du Louvre).

Воин из Капестрано

Античная статуя VI века до н.э. (найдена в 1934 году) изображает спокойно стоящего воина (Guerriero di Capestrano) племени пиценов.

Автор отходит от характерного образца древнегреческой пластики − куроса (статуя юноши-атлета), делающего шаг левой ногой. Неизвестный скульптор иначе, чем греки, изображает фигуру с утрированными массивными бёдрами, широкими плечами, маской на лице, шлемом с полями невероятных размеров. Построение объёмной формы с боковыми колоннами, просветами между икрами ног и талией убеждают, что статуя воина на пьедестале относится к круглой скульптуре. Древний артефакт выставлен в Национальном Археологическом музее (Chieti).

Крылатые терракотовые кони

Декор храма Ара делла Регина (Dell’Ara della Regina) в Тарквинии выполнен в IV веке до н.э.

Установленные на фронтоне культового сооружения фигуры коней выгнули шеи, расправили крылья, перебирают ногами в готовности унести ввысь божественного всадника. Сказочные существа приближены к реальным образам за счёт напряжения мышц и нервозности движений. Крылатых коней можно увидеть в Национальном археологическом музее Тарквинии (Tarquinia).

Химера из Ареццо

Химера из Ареццо (Arezzo), выполненная в V веке до н.э., считается вершиной древнего бронзового литья.

Фантастическая фигура льва с козлиной головой и хвостом в виде змеи − пример символизма в скульптуре. Животное воплощает триединый образ Великой матери Богов: символ рождения и вскармливания − Козёл; символ жизни − Лев; смерти − Змея. Найденная в XVI веке бронзовая скульптура высотой 79 см экспонируется в Археологическом музее Флоренции (Museo Archeologico Nazionale di Firenze).

Голова угрюмого мужчины

Голова угрюмого мужчины («Мальвольта») высотой 16,2 см выполнена во второй половине V в. до н. э.

Неприступный вид скульптурному образу придают глаза, одновременно старые и юные, капризный рот. Искусствоведы находят поразительное сходство «Мальвольты» с головой св. Георгия скульптуры (Donatello), созданной мастером спустя тысячелетия. Найденная в Вейях скульптура хранится в римском музее виллы Джулия (Museo Villa Giulia).

Мраморный рельеф с Алтаря мира Августа

Капитолийский Брут

Часть бронзовой скульптуры (голова мужчины), обнаруженная при раскопках в Риме в 1564 году, произвела фурор своей сохранностью.

Работа, выполненная в 300 − 275 гг. до н.э., считается шедевром этрусского искусства по силе выразительности образа и технике исполнения. Одна из самых древних найденных скульптур предположительно представляет портрет основателя Римской республики Луция Юния Брута (Lucius Iunius Brutus, Bruto Capitolino). Лицо кажется живым благодаря инкрустации пластинками из слоновой кости и вставленному в зрачки цветному камню. Скульптор передаёт характер незаурядного человека. Борец с тиранией не отступает перед трудностями. (Капитолийские музеи, Дворец консерваторов).

Статуя Авла Метелла

Бронзовая статуя оратора Авла Метелла (Arringatore), созданная около 100 г. до н.э., была найдена в 1566 году на дне Тразименского озера.

Оратор, римский магистр Авл Метелл (Aulus Metellus) вытянул вперёд руку и призывает к вниманию. Портретное изображение лишено идеализации, откровенно воспроизводит натуру: полнеющая фигура, лицо в морщинах, кривой рот. Работа является первым примером раннего римского портрета. Надпись на кайме тоги сообщает в честь кого воздвигнута статуя. (Национальный археологический музей, Флоренция − Museo archeologico nazionale di Firenze).

Статуя Германика

Мраморное изваяние конца I в. до н.э. представляет героизированную фигуру римского военачальника и государственного деятеля Германика (Germanicus).

Усыновлённый племянник Тиберия (второго римского императора) был человеком редкой красоты и храбрости. В возрасте 34 лет он стал жертвой дворцовых интриг и был отравлен медленнодействующим ядом. Красноречивый, способный к наукам полководец пользовался заслуженной любовью народа. Неизвестный скульптор передаёт юношескую грацию фигуры и идеализированный образ Германика, кончина которого вызвала всеобщую скорбь римлянин. (Париж, Музей Лувра − Musee du Louvre).

В XV веке при раскопках древнейшей торговой площади Рима (Бычий форум) была найдена позолоченная бронзовая скульптура Геркулеса.

Фигура высотой 241 см представляет образ греческого мифологического героя Геракла. Работа выполнена во II веке до н.э. Стройный, мускулистый атлет победил Кака, укравшего у него коров. В правой руке героя находится опущенная палица, в левой − золотые яблоки Гесперид. Статуя стояла в храме Геркулеса Победителя, построенном на Бычьем форуме, где ранее продавали скот. (Рим, Капитолийские музеи −Musei Capitolini).

Женский скульптурный портрет времени Флавиев

Мраморный портрет молодой римлянки (I в. н.э.) отражает стремление жён императоров, их дочерей и знатных римлянок блеснуть красотой и модой.

Высокая сложная причёска, миндалевидные глаза, пушистые брови, длинная шея, красиво очерченные губы придают образу особую поэтичность. Смягчение облика за счёт сглаживания поверхности мрамора ваятель добился техникой исполнения с применением бурава. Работа, выполненная в особой художественной манере, выставлена в экспозиции Капитолийских музеев (Musei Capitolini), Рим.

Поэтичный образ юности и красоты представлен мраморным бюстом, выполненным в конце I века н.э.

Индивидуальные черты юноши подчёркивают грустные глаза, крепкий подбородок, красиво очерченный рот. Ваятель умело передаёт густые волосы, блеск глаз, эластичность кожи, но не идеализирует образ. Поворот головы, гибкая шея, атлетический разворот плеч соответствуют скульптурам эллинского искусства. (Лондон, Британский музей − British Museum).

Конная статуя Марка Аврелия

Единственная дошедшая до нас конная статуя Марка Аврелия (Marcus Aurelius Antoninus), последнего из пяти «хороших императоров» Рима, была создана во II в. н.э. Монументальная, первоначально позолоченная, скульптура представляет Марка Аврелия в образе мыслителя, которого современники называли философом на троне.

Император, не обладающий воинственным характером, одет в тунику, на обнажённых ногах − сандалии. Идеализированный облик правителя идентифицировали в XV веке по отчеканенным монетам: густые вьющиеся волосы, выступающие скулы, выпуклые глаза. Памятник античности уцелел, потому что христианская церковь приняла облик всадника за императора Константина. (Капитолийские музеи − Musei Capitolini − Дворец консерваторов).

Коллекция Эрмитажа

В римских залах Эрмитажа (The State Hermitage Museum) представлено 120 работ древних мастеров. В одной из лучших коллекций мира нет копий. Все экспонаты − подлинные. Скульптуры сохранили «живыми» прототипы образов, показали суть человеческой натуры. Невозможно перепутать солдатского императора Филиппа Араба (Marcus Iulius Philippus) с самодовольным соправителем Марка Аврелия − красавцем Луций Вером (Lucius Verus).

В залах представлены не только портреты императоров и членов их семей, но и скульптуры частных лиц. Безымянные мастера идеально передали принадлежность натуры к социальному типу. Хранитель римского портрета Эрмитажа, кандидат искусствоведения А. А. Трофимова называет бронзовый бюст неизвестного римлянина редким музейным экспонатом.

Эмоциональный, трагический образ мужчины с умным ироничным взглядом до сих пор вызывает споры специалистов о прототипе героя. Статуэтки, бюсты, скульптуры древнего Рима поражают многообразием пластических форм и богатством характеров.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Искусство Рима начинается с портрета, как этруски римляне делали восковые или гипсовые слепки с лица умершего. Все детали лица превращались в средство характеристики образа, где нет места идеалу, каждый таков какой он есть.

Беря за образец греческое искусство, (после 146 г. до н.э. в эпоху Августа), римляне стали изображать императоров в бесчисленных идеализированных статуях патрициев, атлантов и богов, хотя модель, конечно, героизирована, а голова – портрет императора.

    Статуя Августа из Примапорте.

    Август в образе Зевса.

Но чаще портретная скульптура римлян – это бюст.

Начало Iв. до н.э. – характеризует нарочитая простота и сдержанность.

    Портрет Нерона

К середине Iв. н.э. – усиливается стремление к декоративности, сильным световым эффектам. (Это эпоха Флавиев)

Портреты напоминают эллинистические образы, появляется интерес к человеческой личности, тонкая характеристика чувств передается без изменений идеализации, но очень выпукло. Художник использует сложную технику обработки мрамора, особенно в женских, вычурных прическах.

    Женский портрет.

    Портрет Виттелия.

Во IIв. н.э. (эпоха Адриана, Антонинов) – портреты отличает мягкость моделировки, утонченность, погруженный в себя взгляд, дымка грусти и отрешенности.

    Портрет Сирпанки.

Направленность, одушевленность взгляда теперь подчеркивается вырезанным зрачком (ранее его рисовали, окрашивали).

Около 170 г. было отлита конная статуя императора Марка Аврелия (сейчас стоит на пл. Капитолия в Риме). Предполагаемая героика образа не совпадает с обликом императора – философа.

IIIв. ознаменован чертами близящегося конца античной цивилизации. Сложившийся в римском искусстве сплав местных и античных традиций разрушается междоусобными войнами, разложением рабовладельческой экономической системы.

Скульптурный портрет полон жестокими и грубыми образами, навеянными самой жизнью. Изображения правдивы и беспощадно – разоблачительны, несут в себе страх и неуверенность, мучительную противоречивость. IIIв. н.э. называют эпохой солдатских императоров или эпохой веризма.

    Портрет Каракканы.

    Портрет Филиппа Аравитянина.

Римляне явились создателями так называемого исторического рельефа.

    Стена Алтаря Мира (13-9 год до н.э.) – в торжественной процессии подношений богини Мира шествуют император Август с семьей и приближенными.

    Колонна Траяна (113 год н.э.) – тридцатиметровая колонна возвышается на форуме Траяна (Рим) поставлена в честь победы над даками. Рельеф, подобно ленте шириной около одного метра и длиной 200 метров обвивает по спирали весь ствол колонны. В исторической последовательности изображены основные события похода Траяна: сооружение моста через Дунай, переправу, саму битву, осаду крепости даков, шествие пленных, триумфальное возвращение. Траяна во главе войска, все изображено глубоко реалистически и пронизано пафосом прославления победителя.

Живопись Древнего Рима

К середине 1 в. до н.э. Древний Рим становится богатым государством. Строятся дворцы и виллы, которые украшали фресками. Полы и внутренние дворики украшались мозаикой – наборной живописью из натуральных камушек, а так же из цветной стеклянной пасты (смальты). Особенно много фресок и мозаик сохранилось в виллах Помпей (которые погибли в результате извержения Везувия в 74 г. н.э.)

В доме Фавна в Помпеях (название возникло от бронзовой фигуры фавна, найденном в доме) раскрыта мозаика 15 кв.м., изображавшая битву А. Македонского с персидским царем Дарием. Прекрасно передано возбуждение битвы, портретные характеристики полководцев, подчеркнуты красотой колорита.

Во ІІв. до н.э. фреска подражала цветному мрамору, так называемый инкрустационный стиль.

В Ів.до н.э. развивается архитектурный (перспективный) стиль. Как образец – росписи Виллы Мистерий: на красном фоне стены, почти на всю ее высоту, располагаются большие многофигурные композиции, в том числе фигуры Диониса и его спутниц – танцовщиц, поражают живописной статуарностью, пластикой движений.

В период империи Ів. н.э. создается третий стиль, который называют орнаментальный или канделябрный, отличающийся египетскими мотивами, напоминающими канделябры (дом Лукреция Фронтина).

Во второй половине Ів. н.э. росписи наполняются изображением архитектуры садов и парков, иллюзорно раздвигающей пространство комнат, в центре стены, как отдельная картина в раме пишутся мифологические сюжеты (дом Веттиев).

По росписям римских вилл мы можем составить представление об античной живописи, влияние которой будет ощущаться еще многие столетия.