День Святой Троицы. История и традиции праздника Троицы

В этом году православная церковь отмечает праздник Троицы 27 мая. В жизнь верующих — это один из значимых праздников в календаре, когда стоит пойти в церковь, обратится молитвой к Всевышнему, пересмотреть свои поступки и покаяться. Историю и суть Троицы необходимо понимать каждой православной семье, чтобы передавать эти знания своим потомкам.

Троица праздник что означает, суть, история, значение в православии: история возникновения праздника

День Святой Троицы является одним из важнейших праздников в христианстве. Он выпадает на пятидесятый день после Пасхи. Следовательно, каждый год, как и Светлое Воскресение, дата празднования Троицы отличается от предыдущей.

Как известно, каждому верующему из Святого Писания на 40 день после чудесного Воскресения произошло вознесение духа Иисуса Христа на небо, а на десятый день после этого события на его апостолов снизошел Святой Дух. Праздник Святой Троицы происходит ровно через семь недель после Пасхи.

Святое писание повествует о чуде, которое произошло с апостолами Иисуса Христа. В тот день все ученики Спасителя вместе с Богородицей Марией собрались в одном доме в Иерусалиме. В городе было много представителей еврейского народа из разных стран, которые собрались по случаю праздника Пятидесятница, который посвящен дню, когда иудеям было дарованы Торы на горе Синай при исходе из Египта.

Внезапно апостолы услышали сильный шум, напоминающий ветер и идущий прямо с неба. В комнате появились языки пламени, которые замерли над каждым из верных учеников Христа. Апостолы наполнились Духом Святым и обрели неведомые ранее знания языков мира, чтобы прославлять имя и дела Спасителя для разных народов.

По еврейскому счету времени произошло это чудо в три часа дня, для верующих нашей страны на часах было десять утра.

Когда гости города услышали необыкновенный шум, то с любопытством собрались у дома с апостолами. Многие евреи из других стран были поражены услышать речь на своем родном языке. Кто-то из толпы предположил, что вышедшие из дома ученики Иисуса не трезвы. Тогда апостол Петр поведал собравшимся, что сбылось предсказание пророка Иоиля и на них снизошел Дух Святой, чтобы нести слово Божье и прославлять Иисуса Христа.

Слова проповедей просветленных апостолов на разных языках мира так взволновали слушавших, что многие приняли веру и приняли крещение. Около трех тысяч человек в тот день стали частью Церкви Христовой.

Троица праздник что означает, суть, история, значение в православии: значение этого дня для верующих

Когда Дух Святой снизошел на апостолов, это подтвердило им тройственность Бога, о которой проповедовал Иисус Христос своим ученикам при жизни. Суть Троицы лежит в понятии, что Бог един в трех своих проявлениях: Боге Отце, Боге Сыне и Боге Святом Духе. Каждый верующий знает, что все молитвы заканчиваются словами "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа."

Языки пламени, которые освятили верных последователей учения Иисуса несут свой особый смысл. По словам Иоанна Златоуста "огонь служит знаком обилия и силы". Сила огня способна опалять грешные дела, очищать мысли и сознание, согревать и освящать души пришедших к вере людей.

Языки пламени и огонь можно интерпретировать как источник света и тепла, уничтожение всего плохого и очищение места для нового.

День схождения Духа Святого на апостолов считается началом образования Новозаветной апостольской церкви.

Троица праздник что означает, суть, история, значение в православии: отображение в иконописи

Привычный сюжет на иконе, который известен верующим как Троица, отображает другую историю из Писания. В 18-й главе книги Бытия описывается встреча праотца Авраама с тремя ангелами, которые были приглашены в дом и за столом поведали ему и его жене Сарре о чудесном рождении сына Исаака и том, что от Авраама произойдет "народ великий и сильный".

Три ангела, которые по мнению многих христиан и являются прообразом пресвятой и единосущной Троицы, изображены за трапезой за столом в доме Авраама.

Икона, которая передает суть приближающегося праздника, имеет другой сюжет. Иконописцы изображают апостолов, а в верхней части иконы — лучи света и пламени, которые опускаются на головы учеников Спасителя. Икона с такими символами называется "Сошествие Святого Духа."

Праздник Троицы очень почитаем церковью и истинно верующими людьми. В этот день дома украшаются зелеными веточками деревьев и цветами, как символом жизни и цветущих плодов добродетелей, а так же в память в той роще, где Авраам встретил трех ангелов. В церкви после воскресной литургии традиционно совершается вечерня с чтением коленноприклонных молитв о даровании верующим Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия.



Все происходившее в те великие времена было отражено в Новом Завете. А с целью сохранения памяти обо всей череде незабываемых дней, основание христианства и церкви празднуют именно в День Святой Троицы, потому что тогда явился апостолам Святой Дух.

Этот праздник называют еще Пятидесятница, потому что прошло пять раз по десять дней. Она привязана не к календарю, а ко Дню Святой Пасхи – это одновременно и день основания, и повод вспомнить великое событие, и это один из 12 главных религиозных праздников людей, исповедующих истинную веру, в каком бы уголке мира они не проживали.

Что празднуют в этот день, и в чем его значимость

Распространение христианской веры началось после того, как в одном уголке Земли прошла цепь событий, ставших поводом для ее основания. С тех пор миллионы людей, объединенных верой в Триединого Бога, черпали в ней вдохновение, силы и наставления.

Распространилась вера в Бога благодаря апостолам, которые пошли в мир, и стали проповедовать, и почти все погибли во имя великого дела. Перед тем, как вознестись в Царствие Небесное, (этот день христиане знают, как Вознесение), Иисус Христос обещал своим апостолам, что Святой Дух сойдет с небес на Землю, чтобы дать им утешение от Отца Небесного.




И когда апостолы пребывали в Сионской горнице, где ранее собирались для вознесения молитв и чтения Святого Писания, они увидели языки огня (для каждого из них – свой) и услышали шум. Так они обрели знание всех земных языков, чтобы нести всем народам свет истинной религии и душевные силы, чтобы передавать его язычникам.

Важно! Сакральный смысл праздника Святой Троицы состоит в том, что именно в этот день апостолам Веры явился смысл существования и истинность Триединого Бога, когда вознесение Сына к Отцу и сошествие Святого Духа явили миру свет истинной религии и возможность его распространения избранными для этой цели.

Смысл этого великого дня был закреплен только в 381, когда Вселенский Собор, второй по счету, проходивший в Константинополе, определил полноту Святой Троицы и утвердил учение о Трех Ипостасях Единого Бога: Отца и Сына, и Святого Духа. Для закрепления это христианского постулата был провозглашен святотроицев день, один их 12 (по числу Христовых апостолов) самых больших праздников христианства.

Верования и обряды православных

Православие, в отличие от других ветвей христианства – доброе и благостное течение, призванное дать людям мир не только в душе, но и в происходящем вокруг. Чтобы славянам-язычникам было легче принять свет истинной веры, оно постепенно приняло и адаптировало многие традиции и обряды, или приурочило их к своим датам. Троица, как праздник, у древних славян, означала прекращение тяжелой работы в поле и перехода к ожиданию воздаяния и щедрых плодов за труды свои.

Обратите внимание! Зеленые святки значили отдых, покой и благость, переход от весны к лету, наступление теплых и добрых дней единения с Землей-кормилицей и Щедрой Природой. Нельзя было пренебрегать существовавшими обычаями и игнорировать устоявшиеся традиции, потому что, по мнению трудившегося народа, от них зависели благополучие и доброта всего остального года. Поэтому христиане празднуют этот день не так, как католики, и даже не в ту дату.




Святотроицев день и зеленые святки, как и множество других языческих верований, принятых Святой Церковью в свои постулаты дня, стал не только церковным, но и народным праздником, в котором укоренились славянские обычаи, верования и приметы. Отсюда и необходимость украсить свой дом зеленой травой и ветками. В этот праздник несут в дом букеты из трав, полевых цветов и зелени, с которыми верующие идут в храм.

Для справки!
В Родительскую субботу, которая предшествует великому воскресенью, поминают усопших, но не в слезах и горе, а припоминая радость, веселье, хорошие жизненные моменты и дни душевной благодати. Посетить накануне Троицы могилы близких, поставить за них свечи в церкви и помолиться от всего сердца, а затем вспомнить добрым словом – самый верный путь попросить у Бога в этот день прощения и упокоения в мире.

Эта традиция – тоже из языческих времен, так же, как и священнодействия с растениями. Православие приняло традиции своих прихожан, и зелень в Храме, в один из самых значимых церковных праздников, по сути своей, традиция язычников, обрела новый смысл и дала возможность духовного слияния.

Смысл народных обрядов на Троицу

Основная часть менталитета славянского народа – любовь к Земле-кормилице, Природе-Матушке, обретение мира и единения с окружающими реалиями и щедрого воздаяния за праведный труд. Зелень в Храме, как и остальные обряды и верования – способ не только задобрить своих богов, но и извлечь из этого пользу:

Убрав и украсив свое жилище зелеными молодыми ветками, славяне надеялись, что они принесут в дом благополучие и достаток;
оформляя ворота и дом березовыми ветвями (а береза – исконно славянское дерево с особым значением и целебными свойствами), просили о здоровье и защите от злых сил, охраняли свои дома от нечистых сил;
убирая ветвями, Церковь и посыпая в ней полы травой, признавали религию и извлекали из этого дополнительную пользу (траву из-под ног использовали, как средства для приготовления целебных отваров, ветки клали в горшки, где выращивали рассаду;
народные гуляния, ярмарки, песни, игры и поминание предков в один и тот же день должно было охватить весь естественный круговорот – от зарождения новой жизни до ее упокоения, получения защиты и заступничества от Бога триединого, и умерших предков, души которых в этот день с умилением смотрели на Землю.




Интересно! Предки проводили это воскресенье в березовом лесу. Береза в славянском менталитете – особое дерево, которому придается сакральное значение. Считалось, что она растет не так, как другие деревья, а потому обладает целительной силой и защищает от нечисти.

Смысл языческих верований в березовых ветках воплощал и использование их в утилитарных целях (для дальнейших лечебных процедур). Кроме этого березовые ветви имеют и сакральный смысл. Их используют, чтобы спастись от нечисти и мышей, порчи продуктов и землероек. Их можно положить на чердак от возможного пожара.

На Троицу есть очень много обрядов и поверий для незамужних девушек. И в этом есть тоже особый смысл – продолжение рода и здоровое потомство возможны только в чистоте духа, и верований, тяжелой повседневной работы, дающей со временем щедрые плоды, и дней отдыха, когда можно насладиться всем этим в полной мере.




Не стоит пытаться повторить за предками гуляния в березовом лесу и отгонять русалок освященными ветками, если человек живет в городе, и у него для этого нет особых возможностей. Смысл Святой троицы – в единении покоя, мира, доброты и знаний о божественном, которые приведут человека в Церковь с пучком зелени не для языческих обрядов, а чтобы воссоединить в своем сознании мирское и церковное и обрести единую и истинную веру. Таков менталитет Православия и славян – помнить о прошлом, смотреть в будущее и жить в настоящем.

Празднование в честь Пресвятой Троицы – одно из любимых в народе. В Свято–Троицком-Серафимо–Дивеевском женском монастыре – именно так звучит полное официальное название Дивеевской обители – этот праздник престольный. Его торжественно встречают, помнят историю праздника и благоговейно почитают образ Пресвятой Троицы, запечатленный на иконе. Давайте и мы вспомним историю и посмотрим, как готовятся к празднику Троицы в Дивеево.

День Святой Троицы – история праздника

Праздник в честь Святой Троицы и День Святого Духа (празднуется на следующий день после Троицы) установлен апостолами, и онизаповедалиежегодно праздновать день сошествия Святого Духа всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). Праздновали Троицу древние христиане по-особому: существовал обычай крестить в этот день оглашенных, подобно тому, как после проповеди апостольской крестилось три тысячи человек.

Праздник Троицы у первых христиан и в Византии был распространен повсеместно. Но на Руси о нем узнали не сразу. Лишь благодаря стараниям Преподобного Сергия Радонежского, посвятившего самый первый храм в своей обители Пресвятой Живоначальной Троице, почитание этого праздника стало приобретать массовый характер. Это событие послужило отправной точкой – на Руси стали появляться монастыри и храмы в честь Живоначальной Троицы.

Праздник Троицы как символ духовной весны

На Троицу всегда много зелени и цветов, хотя она, является переходящим праздником. И это не случайное совпадение. Вот что написано об этом в брошюрке А. Стрижева – «Цветы и храм».

«Зелень, цветы символизируют весну духовную, саму Церковь Христову, которая явлением в ней благодати Святого Духа процвела, «как крин». Благоухание цветов знаменует собой благоухание духовные даров, подающихся душам верующих Духом Истины, Господом Животворящим».

И эта связь, весны земной с весной духовной ощущается совершенно необъяснимым образом. С ним же связаны и старинные обычаи. На Троицу никогда не работали в поле – считалась, что в этот день земля отдыхает и трогать ее нельзя. В этот день следили и за погодой – если стояла жара, и не было даже маленького дождичка – это было грозным предвестником очень жаркого лета. Но как правило, Господь в этот добрый праздник посылал свою милость – дождь на Троицу, хоть маленький, но бывает.

Еще интересным обычаем было хранить Троицкую траву. Ту самую, которой на праздник устилали полы в храме. Трава считалась целебной, а также помогала от грызунов и насекомых в доме.

Кто изображен на иконе Святая Троица, и что она означает?

История иконографии знает примеры икон, изображающих Троицу в Византийском церковном искусстве. Но именно Андрею Рублеву удалось придать изображению цельный и самостоятельный характер.

Рублевская Троица настолько уникальна, что ее можно сравнить с законченным богословским текстом. Вот что можно прочесть в описании иконы:

«На светлом фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом - гора, за левым - палаты. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи, будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше - голова тельца. Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва.

Троица Андрея Рублева - это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами».

, который отмечается на 50 день после Пасхи, напрямую связан с Ветхозаветной традицией и считается днем рождения церкви.

Об этом "Апострофу" рассказал протоиерей Андрей Дудченко.

"У людей, которые жили по законам Ветхого Завета, был праздник Пятидесятницы, установленный Моисеем после исхода из Египта. На пятидесятый день в пустыне у горы Синай народ получил закон. Бог дал Моисею заповеди. Этот день получения закона, пятидесятый день после исхода из Египта, праздновали как Пятидесятницу.

В Новом Завете на этот день приходится событие, ставшее днем рождения христианской Церкви. Это Сошествие Духа Святого. После Вознесения Иисус завещал своим ученикам не отлучаться из Иерусалима, но ждать, пока исполнится то, что Он обещал от Отца Небесного - послать им Святого Духа Утешителя", - пояснил священник.

Также он сообщил, что именно в этот день в Иерусалиме апостолы приняли Святого Духа.

"Как описывает книга Деяний апостольских, на них сошел Святой Дух в виде языков пламени. То есть они услышали как бы шум с неба, а благодать Духа Святого сошла на них в виде пламени. И результатом этого было то, что они получили дар проповедовать на иных языках. Это было нужно для того, чтобы люди, пришедшие отовсюду, услышали, как апостолы проповедуют на их языке. Ведь многие из них уже не понимали того языка, на котором читали святые книги, на котором разговаривали в Иерусалиме", - сообщил Дудченко.

"И в тот день к первому сообществу христианской Церкви, к апостолам присоединились уже несколько тысяч людей. Потому этот день является днем рождения Церкви", - отметил священник.

Днем Святой Троицы этот день стал называться, так как в библейской истории начались взаимоотношения Бога и человечества.

"И вот этот третий момент, когда третье лицо Святой Троицы - Дух Святой - приходит к людям, к Церкви. И здесь это откровение для человека - это откровение уже третьего лица Святой Троицы, Бога как Троицы.

Поэтому этот праздник в народе более известен как день Святой Троицы. Ибо мы знали Отца, знали Сына, теперь узнали и Духа Святого. Три лица: единое Божество, единая слава, единое царство. И мы празднуем день рождения Церкви, день нашей радости. Потому что каждый христианин - это тот человек, у которого есть общность со Святым Духом. И наша личная Пятидесятница, наше личное принятие Святого Духа - это тогда, когда после крещения человек, становясь христианином, принимает помазание святым миром, что является таинством передачи принятия Святого Духа. Когда человек помазан миром после крещения, то говорится: "Печать дара Духа Святого". То есть человек принимает Святого Духа", - пояснил Дудченко.

Троица — это великий христианский праздник, который является переходящим (двунадесятым) праздником у православных верующих и отмечается на 50-й день после Пасхи, в воскресенье.

Другие его названия - День сошествия Святого Духа, День святой Троицы, Пятидесятница.

Свое первое название светлый праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса.

Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога и его единство.

После этого события апостолы получили благословения от самого Господа на строительство духовного храма.

Что означает Троица

В Библии сказано, что благодать, дарованная апостолам Святым Духом, снизошла на них именно в этот день.

Люди увидели третье лицо Бога — Святой Дух, и узнали, что единство Бога проявляется в трех лицах – Отец, Сын и Дух.

Можно сказать, что значение Троицы в том, что Бог людям открывается поэтапно, а не сразу.

В современном христианстве Троица означает то, что Отец, создавший все живое, послал людям Сына — Иисуса Христа, а затем и Духа Святого.

Для верующих людей значение Пресвятой Троицы сводится к восхвалению Бога во всех его ипостасях.

Этот день признан знаменательной датой, к которой причислено первое появление церкви на Земле.

История Троицы

Согласно книге Деяний апостолов, которая входит в Новый Завет, Святой Дух сошел на апостолов именно на 50-й день после Воскресения Христова. О том, что это произойдет, Иисус поведал своим ученикам ещё при жизни.

После воскресения Иисус Христос еще сорок дней был со Своими учениками, укрепляя их в вере, готовя к будущему служению. На сороковой день Иисус вознесся на небо, пообещав, что пошлёт Дух Божий, который сойдёт на учеников, давая им силу проповедовать Его учение.

Через десять дней после вознесения ученики Иисуса и его мать Мария собрались в Иерусалиме в Сионской горнице.

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов. Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников. И начали говорить они на разных языках.

Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов.

Дух Божий сошел на учеников, и они получили особые дары - дар говорить на разных языках, дар целительства, дар проповедовать о делах Божьих.

После сошествия Святого Духа св. апостол Петр произнес свою первую проповедь, в которой сообщил и о славном событии, совершившемся в этот день. Обращение апостола было кратким и простым, после него многие иудеи покаялись, уверовали и крестились.

А в IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне.

Сам праздник Святой Троицы в воспоминание великого события сошествия Святого Духа был установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа ученики Христа начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16).

На следующий день после Троицы отмечается Духов день, который посвящен прославлению Святого Духа.

Этот день посвящается воспоминанию и прославлению сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Дата праздника переходящая, но всегда она выпадает на понедельник.

Традиции празднования Троицы

В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году.

Накануне, в субботу вечером (Троицкая родительская суббота) служится праздничное всенощное бдение.

На утрене служится полиелей и читается Евангелие от Иоанна, 65-е зачало; на утрени поются два канона этого праздника: первый написан Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.

В сам праздник служится праздничная литургия.

После литургии служится девятый час и великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, во время вечерни трижды молящиеся во главе со священником совершают коленопреклонение - встают на колени, а священник читает семь молитв о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых») - этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

По народному календарю Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками.

По русской традиции, пол храма (и домов верующих) в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются березовыми ветвями, а цвет облачений - зеленый, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа (в других православных Церквах употребляются также облачения белого и золотого цветов).

В народе же перед Троицей принято было убирать жилище, а после этого украшать его зеленой травой и полевыми цветами.

Смысл этого обычая в том, что молодые растения обязательно принесут семье благополучие, процветание и хороший урожай.

Прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев для освящения, дома украшались березками.

Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.

Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную).

Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.

Ближе к вечеру народ собирался на массовые гуляния с играми и песнями. Также в этот день организовывались ярмарки.

Троицкие празднества включали в себя и поминовение умерших. Они проводились в Троицкую субботу, предшествующую дню святой Троицы и считавшуюся у русских главным весенним поминальным днем, и в Духов день. Поминая предков в дни возрождения природы, люди надеялись на их помощь, защиту, доказывали, что для умерших нет забвения.

Славянские обычаи на Троицу — березовый праздник

Воскресенье проводили в лесу, где росли березки.

Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.

Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой.

Семик — весенний народный праздник, отмечавшийся в четверг на седьмой неделе после Пасхи. Неделя, на которую он приходился, называлась семицкой (семиковой) неделей и заканчивалась Троицей.

Семик считается древним языческим праздником — одним из тех, что играли важную роль в весеннем периоде жизни людей.

Во многих деревнях в дни Семицкой недели перед Троицей исполнялись чисто девичьи обряды, которые символизировали готовность девушек к браку.

Ведь расцвет природы весной рассматривался, как женское начало, и ассоциировался с девушками, достигшими брачного возраста.

Завить березку (завивание березы) - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем. Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления.

Завивание березки - один из главных обрядов Семика, суть которых состояла в чествовании возрождающейся после зимы природы.

В деревнях центральной и южной части Европейской России, а также в Сибири культ растительности принял особенно яркие формы. Основой обрядности здесь стало завивание березки, начальный этап которого приходился на Семик, а окончание - на Троицу.

Обряд совершали девушки, которые втайне от мужского населения деревни отправлялись в четверг семицкой недели в лес, на берег реки или к ржаному полю для выбора ритуального дерева.

Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зеленые;
Не к вам девушки идут,
Не к вам красные;
Не вам пироги несут,
Лепешки, яичницы,
Ио, ио, Семик да Троица.
Радуйтесь, березы,
Радуйтесь, зеленые!
К вам девушки идут…

Выбрав березу с плакучими ветвями, девушки начинали завивать их, т. е. скручивать ветви друг с другом, заплетать в косы, пригибать к земле и там закреплять колышками, связывать несколько веток ленточками и т.п.

После этого вокруг березы водили хороводы:

Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красные пришли,
Пирога принесли
Со яичницей.

Затем под ней устраивали пиршество, основными блюдами которого были яйца, яичница, лепешки, пироги, пиво.

На Троицу девушки отправлялись в лес развивать березку. Они расплетали ветки, развязывали ленты, а затем опять устраивали праздничную трапезу с яичницей и лепешками, водили хороводы, пели песни.

Кумление - один из обрядов Семика-Троицы, который исполняли девушки брачного возраста. Он проводился, как правило, в день завивания березки.

Наиболее распространенным был вариант, когда девушки две близкие подруги - подходили с двух сторон к завитому на березе венку, троекратно целовались через него, говорили друг другу: «Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться». Затем обменивались нательными крестиками и небольшими подарками.

Кумление могло происходить и несколько иначе. Желающие покумиться девушки заплетали две «мотушки» - косы из ветвей березы и ленточки, приговаривая: «Кукушка, кукушка, сбереги мою мотушку», а затем обменивались крашеными яйцами, лепешками.

Покумившиеся девушки называли друг друга кумой, кумочкой, гуляли вместе по деревне, не ссорились, поверяли секреты, шептали друг другу разные пожелания, дарили друг другу подарки.

Русские крестьяне считали, что покумившиеся девушки вступали в своего рода духовное родство, аналогичное тому, которое возникает между людьми, крестившими в церкви одного ребенка.

Через неделю, обычно в воскресенье, следовавшее за Троицей, девушки снова отправлялись на место кумления. Там они под песню «Я в лес пойду, я венок разовью, раскумися, кума, разбранися, душа» развивали венки, расплетали «мотушки», возвращали друг другу подарки. Это означало, что узы, связавшие покумившихся девушек, распадались.

Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы.

Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.

После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку.

Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех самая красивая из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни.

На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» - и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).

В некоторых областях в троицкое воскресенье березу выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.

Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит».

На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При этом вслух поселяне оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.

В сам праздник принято было ходить друг к другу в гости, чтобы поздравить и одарить подарками.

В обычай также вошел запрет на купание в открытых водоемах из-за русалок, которые там жили.

Считалось, что они могут заманить к себе в воду и там защекотать до смерти.

Троицкое гадание на венках

Гадание на троицких венках было одним из самых популярных у славян.

Венки на Троицу делали, конечно же, из березовых веток, вплетая туда полевые цветы и украшая лентами.

В Троицкое воскресенье девушки расставались с венком, сплетенным в Семик.

Бросали его на воду и громко спрашивали, суждено ли выйти замуж в этом году, а затем наблюдали.

Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, и вообще, к неприятностям. Но еще худшим знаком считалось, если венок расплетется в воде и вытянется в цепочку.

Если венок вертится на одном месте – означает семейные ссоры и то, что свадьба неожиданно расстроится.

Если венок остается на одном месте, никуда не уплывая, – замужество будет не скорое.

Если венок быстро плывет – хороший знак, а если уплыл дальше всех и почти скрылся из глаз – означает крупное везение.

Но самым лучшим знаком считается, если венок, проплыв какое-то расстояние, пристал к берегу – это означает и удачное замужество, и счастье в браке.

Пословицы, поговорки и приметы на Троицу

Бог любит Троицу.

Без Троицы дом не строится.

Троица перстов крест кладет.

Троица три дня строится.

Троица Троицей, а трех свечей на стол не ставят.

Троица – граница между весной и летом.

На Троицу дождь – много грибов.

На Троицу дождь – к теплой погоде.

Если на Троицын день идет дождь, то в продолжение лета будет много.

От Троицы до Успения хороводов не водят.

Троица тремя праздниками богата – цветами, травами и румяным летом.

На Троицу каждая веточка – помощник и лекарь.

На Троицу не купаются – русалки лютуют, на дно заманивают.

Плыви мой венок на тот бережок, кто поймая мой венок - то будя женишок.

Если парень девушку на Троицу под березой поцелует, быть девице его женой.

Если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.