Главные персонажи О. Бальзака

Роль денег в современном обществеглавная тема в творчестве Бальзака.

Создавая "Человеческую комедию", Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников.

Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота. Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака - "Гобсек" и "Евгения Гранде".

Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читателей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака - настоящая кладовая жизненного опыта.

Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все человеческие чувства, заглушают все другие начала.

Единственное, к чему он стремится, это обладать все большими и большими богатствами. Кажется абсурдом, что человек, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая извозчика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков.

Ведя скромную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во что не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощаден, настолько глух ко всем их мольбам, что напоминает скорее какую-то бездушную машину, чем человека. Гобсек не пытается сблизиться ни с одним человеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встречается, это его партнеры по профессии. Он знает, что у него есть наследница, внучатая племянница, но не стремится найти ее. Он ничего не хочет знать о ней, потому что она - его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому что он не может смириться с тем, что он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством.

Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не переживает, не сочувствует людям, всегда остается безразличным ко всему окружающему.

Гобсек убежден, что только золото правит миром. Однако автор наделяет его и некоторыми позитивными индивидуальными качествами. Гобсек умный, наблюдательный, проницательный и волевой человек. Во многих суждениях Гобсека мы видим позицию самого автора. Так, он считает, что аристократ ничем не лучше буржуа, но свои пороки он скрывает под личиной порядочности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по векселям.

Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине.

Папаша Гранде - коренастый "добряк" с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фантастическая, как Гобсек. Биография его вполне типична: сколотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде становится одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Однако богач Гранде отличается внешним добродушием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить в доме, он не чинит лестницу, потому что ему жаль гвоздя.

Несмотря на все это, он по-своему любит жену и дочь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые периодически его навещают, поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться за его счет. Он только делает вид, что любит своего брата и заботится о его чести, на самом же деле делает лишь то, что ему выгодно. Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее.

Страсть к деньгам делает его совершенно бесчеловечным: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества.

Пользуясь безграничным доверием дочери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей собственности, поэтому его потрясает то, что Евгения посмела сама распорядиться своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ночам часто пересчитывает свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алчность Гранде особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позолоченный крест.

Оноре де Бальзак начал писать романы для заработка. И очень быстро удивил мир абсолютной зрелостью своего стиля. «Шуаны, или Бретань в 1799 году» - первое произведение Бальзака, подписанное его настоящим именем, включает в себе все составные творчества писателя, который начал как автор коммерческих романов о вампирах («Бирагская наследница», «Столетний старец») и вдруг решил создать серьезный роман. В учителя себе Бальзак взял Скотта и Купера. У Скотта его привлекал исторический подход к жизни, но не нравились серость и схематизм характеров. Молодой писатель решает пойти в своем творчестве путем Скотта, но показывать читателям не столько моральный образец в духе собственного этического идеала, а описывать страсть, без какой не существует по-настоящему гениального творения. Вообще, отношение к страсти у Бальзака было противоречащим: «убийство страсти значило б убийство общества», - говорил он; и добавлял: «страсть это крайность, она - это зло». То есть Бальзак в полной мере осознавал греховность своих персонажей, но и не думал отказываться от художественного анализа греха, который его очень интересовал и, практически, составлял основу его творчества. В том, как Бальзак интересовался человеческими пороками, безусловно, чувствуется определенная часть романтического мышления, которое было свойственно великому реалисту всегда. Но человеческий порок Бальзак понимал не как зло, а как порождение определенной исторической эпохи, определенного отрезка существования страны, общества. Мир романов Бальзака несет в себе четкую определенность материального мира. Личная жизнь очень тесно связана с официальной, поэтому большие политические решения не с неба спускаются, а обдумываются и обсуждаются в гостиных и нотариальных конторах, в будуарах певиц, сталкиваются с личными и семейными отношениями. Социум является исследованным в романах Бальзака настолько детально, что, даже, современные экономисты и социологи изучают состояние общества за его романами. Бальзак показывал взаимодействие между людьми не на фоне Бога, как это делал Шекспир, он показывал взаимодействие между людьми на фоне экономических отношений. Общество у него выступает в виде живого существа, единственного живого организма. Это существо постоянно двигается, изменяется, как античный Протей, но суть ее остается неизменной: более сильные поедают более слабых. Отсюда и парадоксальность политических взглядов Бальзака: глобальный реалист никогда не скрывал свои роялистские симпатии и иронизировал над революционными идеалами. В очерке «Две встречи за один год» (1831) Бальзак неуважительно отозвался на революцию в 1830 г. и на ее достижение: « После драки наступает победа, после победы наступает распределение; и тогда победителей оказывается намного больше, чем тех, кого видели на баррикадах». Подобное отношение к людям вообще является характерным для писателя, который изучал человечество так, как биологи изучают животный мир.

Одной из самых серьезных страстей Бальзака, начиная с детских лет, была философия. В школьном возрасте он немного не обезумел, когда в католическом пансионе познакомился со старинной монастырской библиотекой. Он не начал серьезный писательский труд, пока не проштудировал труды всех более или менее выдающихся философов старых и новых времен. Поэтому и возникли «Философские этюды» (1830 - 1837), которые можно считать не только художественными произведениями, но и достаточно серьезными философскими трудами. К «Философским этюдам» принадлежат и роман «Шагреневая кожа», фантастический и одновременно глубоко реалистичный. Фантастика, вообще, является явлением характерным для «Философских этюдов». Она играет роль deus ex machine, то есть выполняет функцию центральной сюжетной посылки. Как, например, кусок давней, полуразрушенной кожи, которая случайно достается бедному студенту Валантену в лавке антиквара. Покрыт давними письменами, кусок шагрени выполняет все желания своего обладателя, но при этом сжимается и тем же сокращает жизнь «счастливчика». «Шагреневая кожа», как и много других романов Бальзака, является посвященным теме «потерянных иллюзий». Все желания Рафаэля были выполнены. Он мог купить все: женщин, ценные вещи, изысканное окружение, он не имел только естественной жизни, естественной молодости, естественной любви, и потому не имел смысла жить. Когда Рафаэль узнает, что стал наследником шести миллионов, и видит что шагреневая кожа опять уменьшилась, убыстряя его старость и смерть, Бальзак отмечает: «Мир принадлежал ему, он мог все - и не хотел уже ничего». «Потерянными иллюзиями» можно считать и поиски искусственного алмаза, в жертву каким Вальтасар Клаас приносит собственную жену и детей («Поиски Абсолюта»), и создание супер-творения искусства, которое приобретает значение маниакальной страсти для художника Френхофера и воплощается в «хаотическом сочетании мазков».

Бальзак говорил, что дядя Тоби из романа Л. Стерна «Тристрам Шенди» стал для него образцом того, как нужно лепить характер. Дядя Тоби был чудаком, у него был «конек» - он не хотел вступать в брак. Характеры бальзаковских героев - Гранде («Евгения Гранде»), Гобсек («Гобсек»), Горио («Отец Горио») построены по принципу «конька». В Гранде таким коньком (или манией) является накопление денег и драгоценностей, в Гобсеке - обогащение собственных банковых счетов, у отца Горио - отцовство, служение дочерям, которые требуют все больше денег.

Бальзак охарактеризовал повесть «Евгения Гранде» как буржуазную трагедию «без яда, без кинжала, без кровопролития, но для действующих лиц более жестокую, чем все драмы, которые происходили в знаменитом роде Атридов». Власти денег Бальзак боялся больше, чем власти феодалов. На королевство он смотрел, как на единственную семью, в которой король является отцом, и где существует естественное положение вещей. Что к правлению банкиров, которое началось после революции в 1830 г., то здесь Бальзак увидел серьезную угрозу для всего живого на земле, потому что почувствовал железную и холодную руку денежных интересов. А власть денег, которую он разоблачал постоянно, Бальзак отождествлял с властью дьявола и противопоставил ее власти Бога, естественному ходу вещей. И здесь с Бальзаком трудно не согласиться. Хотя взгляды Бальзака на общество, которые он выражал в статьях и листах, не всегда можно принимать всерьез. Ведь он считал, что человечество является своеобразной фауной, со своими породами, видами и подвидами. Поэтому и ценил аристократов как представителей лучшей породы, какая якобы вывелась на основу культивации духовности, которая пренебрегает пользой и никчемным расчетом. Бальзак в прессе поддерживал ничтожных Бурбонов как «меньшее зло» и пропагандировал элитарное государство, в котором сословные привилегии будут неприкосновенными, а избирательное право будет распространяться только на тех, кто имеет деньги, ум и талант. Бальзак, даже, оправдывал крепостничество, которое видел в Украине, и которым увлекался. Взгляды Стендаля, который ценил культуру аристократов только на уровне эстетики, выглядят в этом случае намного более справедливыми.

Бальзак не воспринимал никаких революционных выступлений. Во время революции в 1830 г. он не прервал отдыха в провинции и не поехал в Париж. В романе «Крестьяне», выражая сожаление к тем, кто является «большим через свою тяжелую жизнь», Бальзак говорит о революционерах: «Мы поэтизировали преступников, мы миловались палачами, и мы почти создали кумира из пролетария»! Но не случайно говорят: реализм Бальзака оказался умнее самого Бальзака. Мудрым является тот, кто оценивает человека несогласно его политическим взглядам, а согласно ее моральным качествам. И в произведениях Бальзака, благодаря попытке объективного изображения жизни, мы видим честных республиканцев - Мишеля Кретьена («Потерянные иллюзии»), Низрона («Крестьяне»). Но главным объектом изучения творчества Бальзака, является не они, а самая главная сила сегодняшнего времени - буржуа, те же «ангелы денег», которые приобрели значение главной двигающей силы прогресса и нравы которой разоблачал Бальзак, разоблачал детально и не суетливо, на подобие биолога, который исследую повадки определенного подвида животных. «В коммерции месье Гранде был похож на тигра: он умел залечь, свернуться в клубок, долго присматриваться к своей добыче, а потом ринуться на нее; раскрывая ловушку своего кошелька, он глотал очередную судьбу и опять укладывался, как удав, который переваривает еду; все это делал он спокойно, холодно, методически». Увеличение капитала выглядит в характере Гранде чем-то на подобие инстинкта: перед смертью он «страшным движением» хватает золотой крест священника, который склонился над обморочным человеком. Другой «рыцарь денег» - Гобсек - приобретает значение единственного бога, в который верит современный мир. Выражение «деньги правят миром» ярко реализуется в повести «Гобсек» (1835). Маленький, неприметный, на первый взгляд, человек, держит в своих руках весь Париж. Гобсек казнит и милует, он является по-своему справедливым: может довести почти до самоубийства, того, кто пренебрегает благочестием и из-за этого влезает в долги (графиня де Ресто), а может и отпустить чистую и простую душу, которая работает день и ночь, и оказывается в долгах не через собственные грехи, а через сложные социальные условия (белошвейка Огонек).

Бальзак любил повторять: «Самим историком должно быть французское общество. Мне остается лишь служить его секретарем». Эти слова указывают на материал, на объект изучения творчества Бальзака, но замалчивают средства его обработки, которые «секретарскими» нельзя назвать. С одной стороны Бальзак опирался в ходе создания образов на то, что видел в реальной жизни (имена практически всех героев его произведений можно найти в газетах того времени), но на основе материала жизни он выводил определенные законы, за которыми существовало, да и, к сожалению, существует общество. Он делал это не как ученый, а как художник. Поэтому такое значение приобретает в его творчестве прием типизации (от греческой typos - отпечаток). Типичный образ имеет конкретное оформление (внешность, характер, судьба), но одновременно он воплощает определенную тенденцию, которая существует в обществе на определенном историческом отрезке. Бальзак создавал типичные обиды по-разному. Он мог быть нацеленным только на типичность, как например, в «Монографии о рантье», а мог заострять отдельные черты характера или создавать обостренные ситуации, как например, в повестях «Евгения Гранде» и «Гобсек». Вот, например, описание типичного рантье: «Практически все лица этой породы имеют на вооружении тростник или табакерку. Подобно всем лицам из рода «человек» (млекопитающие), он имеет семь клапанов на лице и, скорее всего, владеет полной костной системой. Его лицо бледно и часто имеет форму луковицы, оно не имеет характерности, что и есть его характерным признаком». А вот набит испорченными консервами, никогда не топленый камин в доме миллионера - Гобсека, безусловно, является чертой обостренной, но именно эта заостренность подчеркивает типичность, разоблачает тенденцию, которая существует в реальности, предельным выражением которой выступает Гобсек.

в 1834 - 1836 гг. Бальзак выдает 12-томне собрание собственных произведений, которое получает название «Этюды о нравах ХІХ века». А в 1840-1841 гг. вызревает решение об обобщении всей творческой деятельности Бальзака под названием «Человеческой комедии», которую часто называют «комедией денег». Взаимоотношения между людьми у Бальзака преимущественно определяются денежными отношениями, но не только они интересовали автора «Человеческой комедии», который разделил свой гигантский труд на следующие разделы: «Этюды о нравах», «Физиологичных этюдах» и «Аналитических этюдах». Таким образом перед нами предстает вся Франция, мы видим огромную панораму жизни, огромный живой организм, который постоянно двигается за счет беспрестанного движения его отдельных органов.

Ощущение постоянного движения и единства, синтетичности картины возникает за счет персонажей, которые возвращаются. Например, Люсьена Шардона мы впервые встретим в «Потерянных иллюзиях», и там он будет пытаться покорить Париж, а в «Блеске и бедности куртизанок» мы увидим Люсьена Шардона, которого покорил Париж и превратил в безропотные орудия дьявольского честолюбия аббата Ерреры-Вотрена (еще один сквозной персонаж). В романе «Отец Горио» мы впервые встречаемся с Растиньяком, добрым парнем, который приехал в Париж получать образование. И Париж предоставил ему образование - простой и честный парень превратился в богача и члена кабинета министров, он покорил Париж, понял его законы и вызывал его на поединок. Растиньяк победил Париж, но уничтожил себя самого. Он сознательно убил в себе парня из провинции, который любил работать на винограднике и мечтал получить юридическое образование, чтобы улучшить жизнь своих матери и сестры. Наивный провинциал превратился в бездушного эгоиста, потому что иначе в Париже не выжить. Растиньяк прошел через разные романы «Человеческой комедии» и приобрел значение символа карьеризма и пресловутой «социальной успешности». Максим де Трай, семейство де Ресто постоянно возникают на страницах разных произведений, и у нас возникает впечатление об отсутствии точек в конце отдельных романов. Мы читаем не собрание произведений, мы разглядываем огромную панораму жизни. «Человеческая комедия» является ярким примером саморазвития произведения искусства, которое никогда не уменьшает величие произведения, а наоборот - предоставляет ему величие чего-то предоставленного от Природы. Именно такой могучей, намного превышающей личность автора, и есть гениальное творчество Бальзака.

Золото - вот духовная сущность

Всего нынешнего общества.

О. де Бальзак. Гобсек

Как много примеров в истории человечества, когда Люди, переоценивая власть денег, становились их рабами, теряя все лучшее, чем обладали до этого: моральные принципы, семьи, друзей. Люди сами превратили капитал, богатство в чудовище, монстра, безжалостно глотающего человеческие души, чувства, судьбы.

С растлевающей властью денег мы сталкиваемся и на примере многих героев из романа Оноре де Бальзака "Отец Горио".

Страшна судьба самого Горио, которого предали его любимые дочери. Бывший рабочий-вермишельщик, сумевший своей ловкостью, бережливостью, предприимчивостью, тяжелым трудом сколотить себе в молодости порядочный капитал, Горио бесконечно любил свою жену, после смерти которой перенес это чувство на дочерей. Счастье этих девушек стало единственной целью в жизни отца, однако, на мой взгляд, он неправильно понимал смысл этого счастья, которое для него заключалось в удовлетворении всех капризов и желаний, общественных почестях. С малых лет дочери Горио не знали недостатка ни в чем, любые их прихоти выполнялись незамедлительно. Так и выросли они, не зная цену деньгам, привыкшие только брать, но не отдавать, видящие в отце лишь источник богатства, неспособные ценить человеческую привязанность и преданность.

Отец Горио отдал своим дочерям все, что у него было, все, чем он дорожил когда-то: деньги, любовь, душу, всю жизнь. А умер нищим, одиноким, больным, среди чужих людей. На последние гроши его хоронят два бедных студента, а дочери, высосавшие жизнь из старика, не только не дали на лекарство и похороны ни копейки, но даже не явились, чтобы проводить отца в последний путь: "Дочери выжали лимон, а корку бросили на улицу". Конечно, они были очень заняты, когда отец Горио умирал, - готовились к балу. А после бала одна из них разбиралась с обманутым ею мужем, а другая, прихватив насморк, боялась заболеть еще сильнее. Кажется, что в этих людях умерло все человеческое, когда деньги заняли трон в их душе.

С губительной силой богатства, капитала столкнулся и Эжен Растиньяк, выросший в обедневшей аристократической семье, к которой был нежно, всем сердцем привязан. Родным молодого человека, воспитанного в провинции, "пришлось обречь себя на тяжкие лишения", чтобы дать ему возможность жить и учиться в Париже. Большие надежды возлагались на Эжена, от успехов которого зависело счастье и благосостояние всей семьи.

Понимая и ценя самоотверженность родных, Растиньяк верит, что трудолюбие, способности, настойчивость помогут ему сделать карьеру, достичь материального достатка, спасти семью от дальнейшего обнищания.

Однако жизнь в Париже быстро рассеяла его надежды на возможность разбогатеть честным трудом. Эжен понимает, что без связей, первоначального капитала, обмана и лицемерия не добиться успеха в этом жестоком мире. Пока он молод, часто наивен и простодушен, честен перед собой, способен на искренние проявления сочувствия и милосердия и этим выгодно отличается от большинства представителей высшего света, куда его ввела знатная родственница. Но надолго ли хватит его добродетели, не забудет ли он о собственной семье в погоне за успехом и достатком, если, пораженный и возмущенный расчетливой жестокостью "света", он бросает ему вызов в конце романа, объявляет войну, а не возвращается к учебе и труду.

Мне кажется, что, борясь с несправедливостью и бездуховностью такими же методами, человек не может выйти победителем из битвы, а лишь растеряет те нравственные ценности, которыми обладал до этого.

Славе предшествовала юридическая эра и работа журналиста. Бальзак даже успел открыть собственную типографию, которая со временем прогорела. Он взялся создавать романы ради заработка. И очень быстро привел в удивление мир абсолютной зрелостью своего стиля. «Последний шуан, или Бретань в 1800 году» (1829) и «Сцены частной жизни» (1830), даже, вызвали мысль: после этих произведений Бальзак уже больше не рос как художник, а просто выпускал в мир одно произведение за другим, за две недели создавая очередной роман. Как бы там не было, «Последний шуан» - первое произведение Бальзака, подписанное его настоящим именем, вбирает в себя все составляющие творчества писателя, который начал как автор сугубо коммерческих романов о вампирах («Бирагская наследница», «Арденский викарий», «Столетний старец») и вдруг решил создать серьезный роман.

В учителя себе Бальзак избрал В. Скотта и Ф. Купера. У Скотта его привлекал исторический подход к жизни, но не удовлетворяли тусклость и схематизм характеров. Молодой писатель решает пойти в своем творчестве путем Скотта, но показывать читателям не столько моральный образец в духе собственного этического идеала (как это делал Скотт), а живописать страсть, без которой не существует по-настоящему гениального творения. Вообще, отношение к страсти у Бальзака было противоречивым: «убийство страстей означало бы убийство общества», - говорил он; и прибавлял: «страсть является крайностью, она есть злом». Т. е. Бальзак в полной мере сознавал греховность своих персонажей, но и не думал отказываться от художественного анализа греха, который его очень интересовал и, практически, составлял основу его творчества.

Романтик Мюссе говорил о своей нацеленности на изучение зла. И в том, как Бальзак интересуется человеческими пороками, безусловно, ощущается определенная судьба романтического мышления, что было присуще большому реалисту всегда. Но человеческий порок Бальзак, в отличие от романтиков, понимал не как зло онтологическое, а как порождение определенной исторической эпохи, определенного отрезка существования страны, общества. Т. е. порок для Бальзака является явлением намного более понятным, чем для романтиков.

Мир романов Бальзака несет в себе четкую определенность материального мира. Частная жизнь очень тесно связана с жизнью официальной, так как большие политические решения не с неба спускаются, а осмысливаются и обсуждаются в гостиных и нотариальных конторах, в будуарах певиц, сталкиваются с личными и семейными отношениями. Социум исследован в романах Бальзака настолько детально, что, даже, современные экономисты и социологи изучают состояние общества по его романам. Бальзак показывал взаимодействие между людьми не на фоне Бога, как это делал Шекспир, он показывал взаимодействие между людьми на фоне экономических отношений. Общество у него выступает в виде живого существа, единого живого организма. Это существо постоянно движется, изменяется, как античный Протей, но суть его остается неизменяемой: более сильные поедают более слабых. Отсюда и парадоксальность политических взглядов Бальзака: глобальный реалист некогда не скрывал своих роялистских симпатий и иронизировал над революционными идеалами. В очерке «Две встречи за один год» (1831) Бальзак непочтительно откликнулся на революцию 1830 г. и на ее достижения: « После битвы наступает победа, после победы наступает распределение; и тогда победителей оказывается намного больше чем тех, кого видели на баррикадах». Подобное отношение к людям вообще является характерным для писателя, который изучал человечество так, как биологи изучают животный мир.

Одной из самых серьезных страстей Бальзака, начиная с детских лет, была философия. В школьном возрасте он чуть не сошел с ума, когда в католическом пансионе познакомился со старинной монастырской библиотекой. Он не начал серьезную писательскую работу, пока не проштудировал работы всех более-менее выдающихся философов старых и новых времен. Поэтому и возникли «Философские этюды» (1830 - 1837), которые можно считать не только художественными произведениями, а и довольно серьезными философскими работами. К «Философским этюдам» принадлежит и роман «Шагреневая кожа»(1830-1831), фантастический и одновременно глубоко реалистический.

Фантастика, вообще, является явлением характерным для «Философских этюдов». Она играет роль deus ex machine, т. е. выполняет функцию центральной сюжетной посылки. Как, например, кусок давней, полуразрушенной кожи, которая случайно достается бедному студенту Валантену в лавке антиквара. Покрытый давними письменами кусок шагрени выполняет все желания своего властителя, но при этом сжимается и тем самым сокращает жизнь «счастливчика».

«Шагреневая кожа», как и много других романов Бальзака, является посвященной теме «утраченных иллюзий». Все желания Рафаэля были выполнены. Он мог купить все: женщин, ценные вещи, изысканное окружение, он не имел только естественной жизни, естественной молодости, естественной любви, и потому не имел смысла жить. Когда Рафаэль узнает, что стал наследником шести миллионов, и видит, что шагреневая кожа снова уменьшилась, ускоряя его старость и смерть, Бальзак отмечает: «Мир принадлежал ему, он мог все - и не хотел уже ничего».

«Утраченными иллюзиями» можно считать и поиски искусственного алмаза, в жертву которым Вальтасар Клаас приносит собственную жену и детей («Поиски Абсолюта»), и создание супер-произведения искусства, которое приобретает значение маниакальной страсти для художника Френхофера и воплощается в «хаотичном объединении мазков».

Бальзак говорил, что дядя Тебе из романа Л. Руля «Тристрам Шенди» стал для него образцом того, как нужно лепить характер. Дядю Тебе был чудаком, у него был «конек» - он не хотел вступать в брак. Характеры бальзаковских героев - Гранд («Евгения Гранд»), Гобсек («Гобсек»), Горио («Отец Горио») построены по принципу «конька». У Гранд таким коньком (или манией) является накопление денег и ценностей, у Гобсека - обогащение собственных банковских счетов, у отца Горио - отцовство, служение дочерям, которые требуют все больше денег.

Бальзак охарактеризовал повесть «Евгения Гранд» (1833) как буржуазную трагедию «без яда, без кинжала, без пролития крови, но для действующих лиц более жестокая, чем все драмы, которые происходили в знаменитом роде Атридов».

Власти денег Бальзак боялся больше, чем власти феодалов. На королевство он смотрел, как на единую семью, в которой король является отцом, и где существует естественное состояние вещей. Что до правления банкиров, которое началось после революции 1830 г., то здесь Бальзак увидел серьезную угрозу для всего живого на земле, так как ощутил железную и холодную руку денежных интересов. А власть денег, которую он разоблачал постоянно, Бальзак отождествлял с властью дьявола и противопоставил ее власти Бога, естественному ходу вещей. И здесь с Бальзаком тяжело не согласиться. Хотя взгляды Бальзака на общество, которые он высказывал в статьях и письмах, не всегда можно воспринимать серьезно. Ведь он считал, что человечество является своеобразной фауной, со своими породами, видами и подвидами. Поэтому и ценил аристократов как представителей лучшей породы, которая якобы вывелась в основу культивации духовности, которая пренебрегает пользой и низким расчетом.

Бальзак в печати поддерживал никчемных Бурбонов как «меньшее зло» и пропагандировал элитарное государство, в котором состоятельные привилегии будут нетронутыми, а избирательное право будет распространяться только на тех, кто имеет деньги, ум и талант. Бальзак, даже, оправдывал крепостничество, которое видел в Украине, и которым увлекался. Взгляды Стендаля, который ценил культуру аристократов только на уровне эстетики, выглядят в этом случае намного более справедливыми.

Бальзак не воспринимал никаких революционных выступлений. Во время революции 1830 г. он не прервал отдыха в провинции и не поехал в Париж. В романе «Крестьяне», высказывая сочувствие к тем, кто есть «великим из-за своей трудной жизни», Бальзак говорит о революционерах: «Мы поэтизировали преступников, мы любовались палачами, и мы почти создали кумира из пролетария!».

Сочинение

Роль денег в современном обществе – главная тема в творчестве Бальзака.

Создавая \"Человеческую комедию\", Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников.

Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота. Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака - \"Гобсек\" и \"Евгения Гранде\".

Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читателей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака - настоящая кладовая жизненного опыта.

Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все человеческие чувства, заглушают все другие начала.

Единственное, к чему он стремится, это обладать все большими и большими богатствами. Кажется абсурдом, что человек, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая извозчика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков.

Ведя скромную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во что не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощаден, настолько глух ко всем их мольбам, что напоминает скорее какую-то бездушную машину, чем человека. Гобсек не пытается сблизиться ни с одним человеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встречается, это его партнеры по профессии. Он знает, что у него есть наследница, внучатая племянница, но не стремится найти ее. Он ничего не хочет знать о ней, потому что она - его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому что он не может смириться с тем, что он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством.

Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не переживает, не сочувствует людям, всегда остается безразличным ко всему окружающему.

Гобсек убежден, что только золото правит миром. Однако автор наделяет его и некоторыми позитивными индивидуальными качествами. Гобсек умный, наблюдательный, проницательный и волевой человек. Во многих суждениях Гобсека мы видим позицию самого автора. Так, он считает, что аристократ ничем не лучше буржуа, но свои пороки он скрывает под личиной порядочности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по векселям.

Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине.

Папаша Гранде - коренастый \"добряк\" с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фантастическая, как Гобсек. Биография его вполне типична: сколотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде становится одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Однако богач Гранде отличается внешним добродушием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить в доме, он не чинит лестницу, потому что ему жаль гвоздя.

Несмотря на все это, он по-своему любит жену и дочь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые периодически его навещают, поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться за его счет. Он только делает вид, что любит своего брата и заботится о его чести, на самом же деле делает лишь то, что ему выгодно. Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее.

Страсть к деньгам делает его совершенно бесчеловечным: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества.

Пользуясь безграничным доверием дочери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей собственности, поэтому его потрясает то, что Евгения посмела сама распорядиться своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ночам часто пересчитывает свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алчность Гранде особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позолоченный крест.