"Демон" Врубеля - гениальное творение эпохи. Тема демона в творчестве Михаила Врубеля

Среди заказов, которые в Москве появились у Михаила Врубеля, были и такие, которые позволили ему вновь обратиться к теме Демона. Издательство Кушнерова заказало ему серию иллюстраций к юбилейному изданию книги стихов М.Ю.Лермонтова.

Как раз в это время Врубель закончил первую большую картину, которая прославила его на века. Это был «Демон сидящий». Художник работал над ним больше месяца, живя в доме Саввы Мамонтова в Москве. В письмах сестре он пишет, что на его картине Демон – это уныло-задумчивая полуобнаженная молодая фигура с крыльями, которая сидит, обхватив колени сильными руками, и смотрит на поляну в цветах. И добавляет, что это вовсе не тот, будущий монументальный Демон, которого он еще напишет когда-нибудь.

Демоническая эпопея Врубеля

Врубелевские демоны прекрасны, однако те, что дошли до нас - не самые лучшие работы из созданных художником. В своих воспоминаниях его современники утверждают, что многие рисунки, наброски и эскизы были уничтожены Врубелем. Часть работ и вовсе пропала, а некоторые художник, не удовлетворенный собой, переписывал заново.

Для Михаила Врубеля в Демоне не было ничего дьявольского. Он говорил, что демон в переводе с греческого означает «душа» или «дух». Образ демона художник воплощал не только на холсте. Были и глиняные скульптуры, и рисунки, а единственным уцелевшим свидетельством того, что в конце 80-х годов 19 века художник постоянно трудился над этой темой, является гипсовая голова Демона. Ее искусствоведы оценивают как произведение патетическое, созданное на грани претенциозности и напыщенного мистицизма. Однако благодаря интеллигентной живописной манере, художнику всегда удавалось не перейти эту грань.

Образ Демона

Внешность Демона в определенной степени навеяна театральными впечатлениями Врубеля. В голове с огромными горящими глазами, с копной волос критики находили сходство с актером Киевской оперной труппы, где роль Демона исполнял И.В.Тартаков, обладавший почти львиной гривой из черных кудрявых волос. Ничего удивительного нет в том, что впечатления от театральных постановок художник привнес в свои работы, посвященные Демону. Только у врубелевского демона пышная шевелюра становится настоящим хаосом, в котором страсть автора картины проявляется в точных мазках, выбранной палитре и моделировании композиции.

Фигура Демона вызывает ощущение могучей силы, которая скована столь же могучей тоской. Лицо его, одновременно аскетическое и искаженное желаниями, напоминает чертами лицо тридцатилетнего Александра Блока. Возможно, поэт был для Врубеля воплощением эпохи.

«Демон сидящий» - картина, в которой мастеру удалось выплеснуть на холст свое отношение к герою и миру. Демон молодой, с могучим, почти классическим, торсом. Фигура кажется исполинской - ей тесно в пространстве картины. Образ Демона наполнен какой-то нездешней печалью, как будто его гнетет ненужное ему могущество.

Исследователи жизни и творчества Михаила Врубеля сходятся во мнении, что в нем нет особого автобиографического сходства с мятущейся душой художника. Но то, что Врубелю близок основной нервный импульс картины - бесспорно.

Техника живописи

«Демон сидящий» написан в технике, которую можно считать особенной живописной манерой зрелого Врубеля. Она несет огромный эмоциональный заряд. В этой работе техника художника представлена во всей ее полноте и индивидуальности.

Основу манеры Врубеля составляют четкие крупные мазки. Они придают картинам художника особую фактуру и настроение. И Демон, и лиловая даль, и цветы, которых нет в природе - все создано воображением автора. Но не из тех веществ, из которых состоит все живое на Земле, а из самой живописи, которая живет на картине. Из частиц цвета и остроугольных форм художник создает фантастический по фактуре и эмоции мир.

Суть произведения - выражение одиночества, ненужного могущества и угнетенной мечты. Ее Врубелю удалось высказать через свою уникальную живописную манеру. Вроде бы чудные цветы и волшебные неземные краски... Откуда столько горечи и печали от несбывшихся надежд! В этом символизм и мироощущение Врубеля – очищение через страдание, соединение величайшей силы с таким же бессилием.

Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим.

Александр Блок

Сейчас много говорят о России XIX века, пытаются понять причины и суть произошедшего на стыке веков. Исследуют и анализируют экономические, политические и тому подобные процессы. Но есть, мне кажется, и другой путь поиска сути - обратиться не к экономическим, военным или политическим событиями той эпохи, а к искусству. Нет, не потому что причины происходящего - в искусстве, а потому что настоящие художники, писатели, одним словом - люди-философы способны почувствовать и выразить эту суть, своего рода душу истории, гораздо острее и ярче.

Один из таких художников - Михаил Врубель, одна из таких картин - «Демон сидящий». Задуманная в 1885 и законченная в 1890 году, она начала «демоническую серию», продолжившуюся иллюстрациями к лермонтовскому «Демону», затем «Демоном летящим», «Демоном поверженным» и многими другими.

22 мая 1890 года Врубель писал своей сестре: «Милая моя Нюта, я оборвал последнее письмо. Впрочем, оно так и надо - то, на чем я кончил, уже прошло. Вот уже с месяц я пишу Демона. Т. е. не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» - полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами...»

Уныло-задумчивая фигура демона сидящего, а где-то внутри зреет образ демона «монументального»… Необычная тема для конца XIX века - слишком «готично». Тем более интересно, что впервые эта тема возникла, как уже говорилось, в 1885 году, во время работы в Киеве над росписями Кирилловской церкви и Владимирского собора. Тогда появляется первый необычный образ - «Синий ангел», или «Ангел с кадилом и свечой», совсем не похожий на ангела в привычном иконописном виде.

Картина «Демон сидящий» вызвала довольно большой эффект - многие ее не поняли и не приняли. И близкие тоже. Даже кружок Саввы Морозова, даже сам Морозов и его супруга, очень благоволившие к художнику (собственно, заканчивал Врубель эту работу, живя у них в имении, в кабинете Саввы Ивановича). Оно и понятно, само упоминание демонического начала, связанного с чем-то потусторонним, вроде как злым, а стало быть - опасным, не могло казаться привлекательным. А образ, в котором отец художника увидел «злую, чувственную, отталкивающую, пожилую женщину» - тем более. Но для самого Михаила Врубеля всё обстояло совсем не так. Демон - «дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый». В греческом языке, откуда пришло к нам это слово, оно обозначало скорее гения-хранителя, божество, ведущее человека по пути, душу, а точнее, дух человека - вспомним хотя бы даймона Сократа. В этом смысле его понимал и Врубель.

Страдающая и скорбная душа, великая и величавая, но будто скованная и сжатая неведомой силой... Демон Врубеля не вмещается на полотне. Говорят, что по мере работы фигура демона росла, художнику даже пришлось надшивать холст, но всё равно очертания его выходят за рамки картины. Он будто не помещается в привычное и понятное, не вмещается в рамки наших представлений, в рамки нашего понимания. В одном из первых вариантов он имел крылья (об этом пишет и сам Врубель своей сестре), о них сейчас напоминают лишь полукружья цветов за его спиной. Этот демон не имеет крыльев, он более земной, более человечный, более близкий к нам.

Его тело - сжатая пружина, готовая развернуться. Его тело - бугры мышц, узел неведомых, скрытых энергий, готовых к действию. Оно полно великой силы, в нем спит зерно великих свершений… Но вглядимся в вывернутые, изогнутые страшным напряжением пальцы, вглядимся в его лицо, в его глаза - и, возможно, слова Врубеля, сказанные им о картине полушутливо: «Позади цветы, а впереди пустота» совсем не покажутся нам шуткой. Пустота, тоска, неопределенность. Тоска человека, стоящего на распутье и еще даже не знающего, между чем ему предстоит выбирать, еще не осознающего даже самой необходимости выбора, а лишь предчувствующего этот выбор. А эти странные цветы за его спиной, багрово-золотой закат и уже темное, но беззвездное небо?.. Надвигается ночь, и ночь эта не принесёт покоя и отдыха от дневных трудов. Не станет она и радостным ожиданием восхода.


Может быть, именно об этой надвигающейся ночи, об этой тоске, об этом выборе и хотел сказать художник? Как обычный человек иной раз в своих снах и видениях предчувствует свою судьбу, так и великий художник предчувствует судьбу эпохи, с которой он связан. И тогда произведение искусства становится нашим коллективным сном. Сейчас, сто с лишним лет спустя, мы лучше понимаем смысл этого сна. Впрочем, кто-то из философов понял его раньше. В работе «Новое Средневековье» Николай Бердяев писал: «Духовные начала новой истории изжиты, духовные силы ее истощены. Рациональный день новой истории кончается, солнце его заходит, наступают сумерки, мы приближаемся к ночи. Все категории пережитого уже солнечного дня непригодны для того, чтобы разобраться в событиях и явлениях нашего вечернего исторического часа. По всем признакам мы выступили из дневной исторической эпохи и вступили в эпоху ночную. Это чувствуют наиболее чуткие люди… Мы живем в этот час смешения, в час тоски, когда бездна обнажилась и все покровы сброшены…»

Завершался еще один исторический цикл. Рушилась и уходила в прошлое великая некогда эпоха. Изношенная и уставшая эпоха маленького человека, эпоха миллионов лишних, никому не нужных людей, зашедшая в тупик, заплутавшая в бесплодных спорах и поисках. Будущее? Какое будущее у Григория Печорина или Акакия Акакиевича Башмачкина, Петра Верховенского или Василия Семибулатова? Их эпоха смотрит на нас слезящимися, полными страдания и жалости глазами старика Пана с другой картины Врубеля.

А новая, еще не родившаяся, но полная невиданной энергии и мощи с тоской провожала старое солнце, задавая себе вечный вопрос: кто я? Куда мне идти? Может быть, только эта великая сила позволила нам прожить двадцатое столетие. Но путь, который был выбран, и ответ, который прозвучал век назад, оказались не окончательными. Сегодня мы снова пытаемся ответить и выбрать...


Может быть, в этом суть послания «Демона»? Таинственного даймона - российской нашей души, великой своими силами, но всё еще стоящей перед пустотой ночи и выбором. Не стоит, наверное, строить иллюзии, что ночь эта закончилась или хотя бы заканчивается. Судя по всему, до рассвета еще очень далеко. И вопрос: «...доползем ли, долетим ли до рассвета, что же будет с Родиной и с нами?..» - всё еще остается вопросом.

Картина написана в первый год пребывания Врубеля в Москве, в доме Саввы Ивановича Мамонтова, где была студия, которую хозяин уступил Врубелю для работы.
Но мысль изобразить демона или, как выражался Врубель, "нечто демоническое" возникла еще в Киеве.

Показывая отцу осенью 1886 года первые наброски, Врубель говорил, что Демон - дух "не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, ...величавый".

"Он утверждал, - свидетельствует другой мемуарист, - что вообще "Демона" не понимают - путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит просто "рогатый", дьявол – "клеветник", а "Демон" значит "душа"".

Для Александра Блока в этом образе воплатилась "громада лермонтовской мысли" о божественной скуке.

Божественна она, как можно догадаться, потому, что в ней тонет, забывается, теряется само зло - "и зло наскучило ему".

Скука властительнее и первичнее зла.
В представлении поэта врубелевский Демон - "Юноша в забытьи "Скуки", словно обессилевший от каких-то мировых объятий".
В этой фразе Блока слово "Скука" - с прописной буквы: оно выведено как имя собственное, и к тому же взято в кавычки, отсылая, таким образом, к наименованию произведения, которое предполагается известным читателю.

Этим произведением, без сомнения, является Вступление, открывающее Цветы зла Бодлера.
За Бодлером к тому времени уже давно была закреплена репутация "отца декадентов", тогда как во Врубеле некоторая часть критики видела олицетворение декадентства на русской почве.

В упомянутом стихотворении рисуется образ всепоглощающей Скуки, которая превосходит прежде созданных воображением человечества чудищ и химер, олицетворяющих зло и порок:

"Она весь мир отдаст на разрушенье, /
Она поглотит мир одним своим зевком".

В колористических соцветиях Врубеля, "в борьбе золота и синевы" Блок усматривал, и совершенно справедливо, аналогию лермонтовскому:

"Он был похож на вечер ясный: /
Ни день, ни ночь - ни мрак, ни свет".

И, стало быть, как образ - знак колористической тональности, врубелевский Демон - тот, кто призван и послан "заклинать ночь" ("синий сумрак ночи, -пишет Блок, - медлит затоплять золото и перламутр").
Он - "ангел ясного вечера", то есть опять персонификация, аллегория, но не преходяще-земного, а бесконечно длящегося вселенского Вечера.

Картины одного из самых известных, причем на мировом уровне, русских художников – М. Врубеля, притягивают и завораживают. В первую очередь, это его Демоны… Невозможно пройти мимо них, не заглянув в глаза этим «плохим парням». Наверное, с них киношники списывали образы самых известных циников, души которых не каждая женщина может отогреть, но желает всякая.
Интересна, в первую очередь, история создания картины «Демон сидящий».

Многие связывают ее с поэмой М. Ю. Лермонтова «Демон» и они правы. М. Врубель нарисовал около 30 иллюстраций к юбилейному изданию сочинений поэта, среди которых – тот самый Демон. Сейчас эта картина находится в Третьяковской галерее, будоражит мысли не одного поколения людей.

На фоне багрового неба сидит юноша, смотрящий вдаль. В его глазах – боль, грусть, мука, удивление, но не раскаяние. Когда-то давно он был изгнан из рая и скитался по земле. Горы Кавказа, места, где он сейчас, окружают Демона своим безмолвием.

Скиталец одинок, а все его деяния, ужасные и аморальные, навсегда останутся с ним – Всевышний не дает ему забыть о них, «да и не взял бы он забвенья».

Первая параллель, которая приходит в голову всем, кто хоть однажды видел «Демона сидящего» - трагедия Эсхила «Прометей прикованный» - изображенный на картине молодой человек кажется несвободным в собственном теле и жаждет выбраться из него, да вот только не знает как.

Вторая ассоциация – это цвет одежды врубелевского персонажа. Если вы вспомните картины и иконы, которые изображали Бога, Иисуса и Деву Марию, то обратите внимание на то, что в их одеждах преобладают синие цвета или они изображены на фоне голубого неба. Одеяние Демона, на картине, – насыщенного синего цвета, который еще называют цветом «марокканской ночи». Не хотел ли Врубель сказать то, чего не смог сказать Лермонтов, а именно, что Демон все-таки заслужит прощение и вернется на небеса?

Еще одна параллель – поза персонажа на картине – он сидит. Во все времена именно в такой позе сидел человек, которого изображали задумчивым, печальным и грустным. Позже «позу демона» стали использовать и другие художники, ведь она передает скорбь, всеохватывающую и непреодолимую. Руки его сомкнуты «в замок» - психологи говорят, что так ведут себя замкнутые люди или те, кому есть что скрывать. Эти конечности у Демона не подняты, не уперты в бока, они просто безвольно опущены – он устал от скитаний. Четко прописывает художник развитую мускулатуру молодого человека, его взгляд, развевающиеся черные волосы.

Примечательно, что ясно прорисована сама фигура Демона и цветотени вечернего неба – от фиолетового до пурпурного, с вкраплениями золотого солнца, освещающего горизонт, на заднем плане. Остальная композиция картины имеет некий диссонанс – мазки грубые и расплывчатые, мозаичные и плоские.

Цветы, изображенные на картине, чем-то похожи на кристаллы, в них нет жизни. Многие критики говорят, что это – мертвые анемоны.

Если посмотреть на «Демона сидящего» с дальнего расстояния, то возникает ощущение, что это не картина, а витраж или панно. Для достижения такого эффекта художник работал мастихином, кропотливо подчищая его ножом.

В цветовой гамме картины преобладают темные тона. Небо кровавого цвета, причем лишь оно одно имеет плавные переходы. Все остальные границы – четкие, конкретизированные. Ряд цветов «черный – красный - голубой» говорит о некой опасности, ведь само слово «демон» заставляет настораживаться многих. Демонов считают беспощадными, а врубелевский герой изображен светлыми оттенками пастели с подчеркнуто темными линиями, его одежды насыщенного оттенка, – так художник демонстрирует двойственность героя.

Золотое солнце, белые оттенки цветов, красное небо, оранжевые блики заката должны настраивать на позитивный лад, но они только усугубляют общее впечатление. Создается ощущение некой грубой силы, которая вторглась в хрупкий мир природы.
Размеры холста, на котором изображен Демон, нестандартны для того времени – картина продолговатая, неудобная и тесная. На самом деле, это один из художественных приемов Врубеля – все должно подчеркивать внешнюю и внутреннюю скованность героя, и передавать то самое лермонтовское «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет».

Поражает, насколько сильно влияние творчества Лермонтова на М. Врубеля. У поэта демон – не зло в чистом виде, он способен наслаждаться красотой природы Кавказа и чувствовать скорбь Тамары, утешать ее и по-демонически убить поцелуем.

Лермонтовский герой – скорее бунтарь, чем порождение мрака и ада, стремящееся уничтожить все живое на своем пути. То же самое говорил о своем Демоне Врубель. Его, по мнению живописца, напрасно не разграничивают с чертом и сатаной, не углубляются в происхождение названия. Греческим синонимом к слову «черт» является «рогатый», а «дьявол» – означает «клеветник». Демоном жители Эллады называли душу, которая мечется в поисках смысла жизни, не в состоянии усмирить те страсти, которые кипят в его душе. На свои вопросы он не находит ответов не на земле, не на небе.

Что примечательно, многие из критиков литературы и искусства конца 19 – начала 20 века говорили о «непонимании Лермонтова» художником. Этому немало способствовало ухудшение здоровья и психики Врубеля. Последнее породило легенду о человеке искусства, что продал душу сатане.

…После того, как открылась выставка, приуроченная к юбилею творчества М. Лермонтова, М. Врубель закрылся в своей мастерской и продолжал работать над картинами о демонах. Живописец утверждал, что Демон изменялся не только под мазками его кисти, но и являлся ему вживую. Что ж, художник боролся с падшим и изгнанным ангелом, и неизвестно, кто вышел из этой войны победителем.

Творчество Врубеля загадочно и мистично. Если вы еще не удостоверились в этом – посетите Третьяковку или посмотрите на его демонов, изображений которых полно в Сети. Одно можно сказать без сомнения – демоны Врубеля терзают души и многих художников современности.

Врубель и Демон: история создания самого мистического произведения художника

Демон поверженный. 1901. Эскиз

"Дорогая моя жена, чудесная женщина, спаси меня от моего демона, который манит тем, что часы свидания, часы разлуки должны быть ни в радость, ни в печаль....

Ты знаешь, за эти почти 6 месяцев я изорвал около 1000 листов бумаги и все уничтожил" - так писал М.А.Врубель своей жене - оперной певице Н.И.Забеле - Врубель в конце 1902 года.

Мысль о создании образа Демона овладела художником много раньше. Еще в середине 1890-х году близкие друзья семьи и частые гости их дома в своих воспоминаниях указывали на то, что всюду были эскизы и наброски Демона - то он стоял, в тоске заломив за голову руки, то парил высоко в небе, распустив волшебные крылья, то покоился на скалах Кавказа. Словно плененный своим "героем" Михаил Александрович изображал его на обрывках писем, на полях газет, на кло чках бумаги, часто декламируя лермонтовские строки "печальный демон, дух изгнанья".

По обыкновению присутствуя на спектаклях своей жены, и по воспоминаниям современников, всегда волнуясь и жадно следив за ее игрой и пением, как только заканчивалось очередное действие, "Михаил Александрович спешил за кулисы и, как самая тщательная костюмерша, был точен во всех деталях предстоящего костюма к следующему акту, и так - до конца оперы…Он ее обожал!".

Когда же на сцене Русской Частной оперы в 1897 году состоялась премьерная постановка оперы А.Г.Рубинштейна "Демон", Врубель смотрел ее "как израненный человек", не обращая внимания на Надежду Ивановну, исполняющую роль Тамары, он ждал главного героя спектакля! Как только на сцене появился исполнитель партии Демона, Врубель "закрыл руками глаза и, как ужаленный, сквозь зубы сказал: "Не то, не то!"…


Михаил Врубель и Надежда Забела-Врубель

На протяжении ряда лет художник, мучимый душевными расстройствами, пытался воплотить в искусстве преследовавший его образ поверженного, сломленного, но непокорного Духа. В 1902 году на выставке журнала "Мир искусства" был представлен эскиз к будущему полотну "Демон поверженный" (1901, Третьяковская галерея), который хоть и был приобретен Советом Третьяковской галереи, но получил неоднозначную оценку публики и художественной критики. Так, живописец Н.К.Рерих писал: "Появление его маленького демона в Третьяковской галерее волнует и сердит нас".

Сопутствующее на протяжение всей творческой биографии Врубеля неодобрение его картин и непризнание таланта не остановили мастера в дальнейшей работе над произведением. Как вспоминал В.В.фон Мекк, заглянувший к художнику в дом в Лубянском проезде, - "рядом с гостиной была небольшая комната, отделанная аркой. В ней во всю длину, от окна до стены, стоял огромный холст. Врубель с веревкой и углем разбивал его на квадраты. Лицо его было возбужденно веселое. "Начинаю", - сказал он.

Через несколько дней я опять был у него. Работал Михаил Александрович запоем, иногда всю ночь напролет. На холсте уже был почти законченный, гениальный рисунок Демона. Впоследствии Врубель значительно изменил рисунок Демона, изменив даже позу, закинув обе руки за голову. Все эти изменения Врубель объяснял желанием дальше отойти от природы, боясь реализма, слишком земного представления о духе.

Из всех бесчисленных рисунков Демона Врубеля особенно полюбил один <…> и не расставался с ним, всегда носил его в кармане, часто во время разговора вынимал и глядел на него и с него рисовал на большом холсте.

Вскоре холст оказался короток по композиции, и Врубель сам, засучив рукава, принялся старательно пришивать надставку у ног Демона".

А однажды, когда работа уже считалась законченной, Михаил Александрович радостно вбежал в столовую с клочком сахарной бумаги в руках. "Какой божественный тон! Какая красота!" - восторгался он. Этот кусочек сахарной бумаги он приклеил к разорванной одежде Демона и в тон бумаги записал его.

Этот фрагмент до сих пор уцелел на картине!

Чуть позже, Врубель прислал неожиданную записку фон Мекку с просьбой прислать фотографии кавказских гор: "Я не засну, пока не получу их!". После незамедлительного получения фотографий Эльбруса и Казбека, в ту ночь за фигурой Демона выросли жемчужные вершины, "овеянные вечным холодом смерти".


Демон поверженный. 1902

Приехавшие навестить больного художника И.С.Остроухов, В.А.Серов и А.П.Боткина (дочь П.М.Третьякова) увидев картину художника, по-товарищески указали ему на неправильное с анатомической точки зрения изображения правой руки Демона. "Врубель, сильно побледнев, прямо закричал на Серова не своим голосом:

Ты ничего не смыслишь в рисунке, а суешься мне указывать!
И пошел сыпать ругательствами. Дамы: Боткина, и жена Врубеля, сильно смутились. Совершенно спокойно обратился я к Врубелю:
- Что же это ты, Михаил Александрович, оставляешь гостей без красного вина? Зовешь к себе, а вина не ставишь.
Врубель моментально успокоился и заговорил своим обычным тоном:
- Сейчас, сейчас, голубчик, шампанского!
Появилось какое-то вино, но мы уже старались не разговаривать больше о "Демоне" и вскоре с тяжелым чувством на душе ушли".

Будучи членами Совета Третьяковской галереи, Серов, Остроухов и Боткина, долго обсуждали вопрос приобретения картины в музейное собрание, но важным недостатком произведения они посчитали введение художником в красочный слой бронзовых порошков, что со временем изменили бы до неузнаваемости цвет всего полотна.

Как вспоминал Остроухов: "Совет уже входил в переговоры с художником о написании "Демона" нормальными красками на новом холсте для галереи, как случилась катастрофа...невозможно было подозревать, что это будет последняя работа художника. Врубель был молод, в расцвете сил и таланта, и от него ждали в будущем произведений еще более значительных".

"Демона поверженного" у автора приобрел за 3000 рублей В.В.фон Мекк, получивший радостную записку о завершении работы над полотном: "Вчера ночью я был совершенно в отчаянии от моей работы. Она мне показалась внезапно совершенно и вконец неудачной. Но сегодня я дал генеральное сражение всему неудачному и несчастному в картине и, кажется, одержал победу!"

Спустя несколько лет, в 1908 году, Совет Третьяковской галереи выкупил у владельца это произведение, ставшее в настоящий момент одним из центральных в экспозиции музея.

Январь 15, 2012

Наряду с древними мозаиками, камнями, коврами, старинными тканями Врубеля привлекала пластическая красота цветов, в которых художник видел живые драгоценности.

Демон (сидящий)

1890; 114х211 см; холст, масло

Картина написана в первый год пребывания Врубеля в Москве, в особняке Саввы Мамонтова, где была мастерская, которую хозяин дома предоставил художнику для работы. Но мысль изобразить, как выражался Врубель, «нечто демоническое» возникла еще в Киеве под впечатлением оперы русского композитора, пианиста и дирижера Антона Рубинштейна «Демон» и одноименной поэмы Михаила Лермонтова. В понимании Врубеля, Демон — не черт и не дьявол, потому что «черт» по-гречески значит просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «Демон» означает «душа».

Демон в картине 1890 года замер в позе ожидания и созерцания. Его фигура очень укрупнена, стиснута границами картинной плоскости, что делает ее похожей на сжатую пружину, обладающую огромной силой, не находящей выхода. Врубель создает в картине равновесие между фигурой и окружением. Мощный торс Демона отделяет равновеликие части — огромные неземные цветы, занимающие справа всю плоскость полотна, и небесное пространство, открывающееся слева. В колорите, построенном на контрасте теплых и холодных тонов, Блок справедливо усматривал аналогию лермонтовскому:

«Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет»

Фон, то есть декоративное пространство, окружающее Демона, выполнен так, что живопись похожа на мозаику, — особенно это заметно в кристаллических цветах и в полосках заката. Торс и голова Демона написаны пастозно; широкими мазками вылеплены руки, плечи, грудь и шея гиганта, густым мелким мазком написаны его лицо, волосы и светящиеся камни диадемы. Такой крупный пастозный мазок был новшеством в русской живописи 1890-х годов.

Демон поверженный

1902; 139х387 см; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Если «Демон (сидящий)» символизирует Вечер, то «Демон поверженный» является аллегорией Заката, где мотив обреченности сливается с идеей грандиозного великолепия.

Жена Врубеля, видевшая полотно в начале работы, говорила, что это не лермонтовский Демон, «а какой-то современный ницшеанец», а сам художник хотел дать картине название Ikone (икона). Врубель продолжал переписывать картину, когда она уже экспонировалась на выставке «Мира искусства» в 1902 году в Петербурге. Черты и выражение лица, цветовое решение менялись на глазах публики. Александр Бенуа утверждал, что Врубель усиливал в Демоне черты муки, отчаяния, «пыточной вывернутости».

Узкий, вытянутый в длину формат холста подчеркивает трагическую распластанность легкого тела. Бунтарский характер, непокорность «Поверженного» выражены в тусклом сверкании полных страдания и ненависти глаз, жесте заломленных рук, в разметавшихся крыльях. В картине были применены металлические лаки со светящимся эффектом (они уцелели лишь в некоторых фрагментах пейзажного окружения и на диадеме), а в росписи павлиньих перьев — бронзовый порошок.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке, а также временные выставки «Дар Олега Яхонта» и «Константин Истомин. Цвет в окне», проходящие в Инженерном корпусе.

Право бесплатного посещения экспозиций в Главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

В День народного единства - 4 ноября - Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка - с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова - закрыты
Вход платный.

Ждем вас!

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» - вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI - начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.