История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

(лат. Carolus Magnus или Karolus Magnus, нем. Karl der Große, фр. Charlemagne, род. 2 апреля 747, † 28 января 814 года в Ахене) - король франков с 768 (в южной части с 771) года, король лангобардов с 774 года, герцог Баварии c 788 года, император Запада с 800 года. Старший сын Пипина Короткого и Бертрады Лаонской. По имени Карла династия Пипинидов получила название Каролингов. Прозвище «Великий» Карл получил ещё при жизни.

Место и год рождения

Биограф Карла Эйнхард сообщает, что оказался не в состоянии достать сведения о рождении и детстве Карла, но в другом месте замечает, что он скончался на 72-ом году жизни, то есть родиться он был должен в 742 году. В несохранившейся ахенской эпитафии было сказано, что Карл умер на 70-ом году жизни, то есть он родился в 744 году. В одной из раннесредневековых хроник под 747-м годом сказано: «В этом году родился король Карл». В ней же под 751-м годом сказано о рождении младшего брата Карла Карломана, и эта дата сомнению не подвергается.

Место рождения Карла совершенно неизвестно и оспаривается многими городами: Париж, Ингельгейм, Вормс, Люттих, Карсберг в Баварии и многие другие города делают на то притязания, не подкрепляемые, однако, достаточными свидетельствами.

Начало правления. Смерть Карломана

28 июля 754 года Карл вместе с братом Карломаном был помазан на царство в церкви Сен-Дени папой Стефаном II, а после смерти Пипина вступил вместе с братом на престол. По разделу с братом отцовского наследства, Карл получил во владение земли в форме обширного полумесяца, идущего от Атлантической Аквитании до Тюрингии, через большую часть Нейстрии и Австразии, через Фризию и Франконию и со всех сторон охватывающие владения брата Карломана. Резиденцией Карла был Нуайон. Братья не ладили между собой, несмотря на отчаянные старания их матери, Бертрады, сблизить их, вопреки всем и всему. Согласие между ними сохранялось с величайшим трудом, ибо многие из окружения Карломана старались рассорить братьев, и даже довести дело до войны. Когда в 769 году один из сеньоров с юго-запада по имени Гунольд (возможно, это был сын Вайфара) поднял на восстание западных аквитанцев и гасконских басков, Карл был вынужден один отправиться на подавление мятежа, так как Карломан отказался присоединиться к нему со своим войском. Но, несмотря на это, Карл решительно продолжал задуманный поход и своим упорством и твердостью добился всего, чего желал. Он принудил Гунольда бежать в Гасконь. Не оставляя его там в покое, Карл перешёл реку Гаронну и добился у герцога Лупа Гасконского выдачи беглеца.

Опасаясь сговора между Карломаном и королём лангобардов Дезидерием, Карл решил опередить события. Он не только сблизился со своим кузеном герцогом Баварии Тассилоном, который, храня верность традициям своего рода, стал зятем лангобардского короля, но и сам в 770 году, по совету матери Бертрады женился на дочери Дезидерия Дезидерате, отставив на второй план свою законную жену Гимильтруду (которая уже успела родить ему сына Пипина). Конфликт мог разгореться нешуточный, если бы Карломан не умер, причём очень своевременно, в декабре 771 года. Карл привлёк на свою сторону некоторых наиболее близких Карломану деятелей и захватил наследство брата. Его невестка Герберга и племянник Пипин, родившийся в 770 году, нашли убежище у Дезидерия.

Личность и внешность Карла

По свидетельству биографа Карла Эйнхарда, Карл был очень высок (почти семи футов росту), крепко сложен, склонен к полноте. Его лицо отличал длинный нос и большие, живые глаза. У него были длинные светлые волосы. Голос Карла был необычно высоким для такого внушительного мужчины. С годами король начал страдать от хромоты. Прижизненных портретов Карла не сохранилось, и многие художники изображали его согласно своей фантазии, используя лишь некоторые черты из этого описания. Хотя многие принимали описание богатырского телосложения Карла за эпическое преувеличение, эксгумация могилы Карла подтвердила правильность описания: длина скелета составила 192 см.

Король был очень прост и умерен в своих привычках. В обычные дни наряд его мало отличался от одежды простолюдина. Вина он пил мало (за обедом выпивал не более трёх кубков) и ненавидел пьянство. Обед его в будни состоял всего из четырёх блюд, не считая жаркого, которое сами охотники подавали прямо на вертелах, и которое Карл предпочитал всякому другому яству. Во время еды он слушал музыку или чтение. Его занимали подвиги древних, а также сочинение святого Августина «О граде Божьем». После обеда в летнее время он съедал несколько яблок и выпивал ещё один кубок; потом, раздевшись донага, отдыхал два или три часа. Ночью же он спал неспокойно: четыре-пять раз просыпался и даже вставал с постели. Во время утреннего одевания Карл принимал друзей, а также, если было срочное дело, которое без него затруднялись решить, выслушивал тяжущиеся стороны и выносил приговор. В это же время он отдавал распоряжения своим слугам и министрам на весь день. Был он красноречив и с такой легкостью выражал свои мысли, что мог сойти за ритора. Не ограничиваясь родной речью, Карл много трудился над иностранными языками и, между прочим, овладел латынью настолько, что мог изъясняться на ней, как на родном языке; по-гречески более понимал, нежели говорил. Прилежно занимаясь различными науками, он высоко ценил учёных, выказывая им большое уважение. Он сам обучался грамматике, риторике, диалектике и в особенности астрономии, благодаря чему мог искусно вычислять церковные праздники и наблюдать за движением звезд. Пытался он также писать и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время приучать руку выводить буквы, но труд его, слишком поздно начатый, имел мало успеха. Церковь он во все годы глубоко почитал и свято соблюдал все обряды.

Начало войны с саксами

Вскоре после смерти брата Карл начал войну с саксами. Это была самая продолжительная и ожесточенная война в его царствование. С перерывами, прекращаясь и возобновляясь вновь, она продолжалась тридцать три года, до 804 г., и стоила франкам наибольших потерь, так как саксы, подобно всем народам Германии, были свирепы и преданы своим культам. Граница с ними почти везде проходила по голой равнине, и поэтому была неопределённой. Ежедневно здесь происходили убийства, грабежи и пожары. Раздраженные этим франки, в конце концов, на сейме в Вормсе сочли необходимым начать против соседей войну. В 772 г. Карл в первый раз вторгся в Саксонию, разрушил крепость Эресбург и низверг языческую святыню - идола Ирминсула. Но Карл понимал, что прочного умиротворения не будет, пока за пределами королевства существует независимая Саксония, а точнее независимые саксы, так как этот народ делился на западных (вестфальских), центральных (анграрийских), восточных (остфальских) и северных (нордальбингенских) саксов.

Вторжение в Италию

Затем Карл был отвлечен итальянскими делами. В 771 г. Карл развёлся со своей женой, дочерью лангобардского короля Дезидератой, отправил её к отцу и женился на внучке герцога алеманнов Готфрида, Хильдегарде (Гильдегарде). В 772 г. у Карла родился сын от Хильдегарды, получивший тоже имя Карл. Дезидерий не замедлил принять вызов. С первых же дней 772 г. он потребовал от папы Адриана I помазания на царство сына Карломана Пипина и возобновил начатое его предшественниками наступление на Папскую область. Папа обратился за помощью к Карлу. В сентябре 773 г. сильная франкская армия направилась к Альпам. Лангобарды закрыли и укрепили перевалы. Карл решился на обходной маневр. По тайным тропинкам бесстрашный франкский отряд пробрался к врагу с тыла и одним своим появлением произвёл общее замешательство в лангобардском войске и бегство сына короля Дезидерия, Адельхиза. Есть указание, что папа успел посеять измену, как в войске короля лангобардов, так и в его владениях, что именно это обстоятельство и было причиной весьма слабого сопротивления. Опасаясь окружения, Дезидерий покинул перевалы и отступил к своей столице Павии, рассчитывая отсидеться за её толстыми стенами, его сын с вдовой и детьми Карломана укрылся в Вероне. Франки с боем преследовали врага, по пути овладев многочисленными городами Ломбардии. Оставив часть сил под Павией, Карл с остальным войском подступил в феврале 774 г. к Вероне. После короткой осады город сдался, и Карл имел удовольствие овладеть племянниками, которыми так пугал его Дезидерий.

Карл - король лангобардов

В апреле 774 года франки подошли к Риму. Папа Адриан I устроил Карлу торжественную встречу. Карл отнёсся к первосвященнику с величайшим почтением: прежде чем подойти к руке Адриана, он поцеловал ступени лестницы храма святого Петра. Ко многим городам, подаренным папе его отцом, он обещал прибавить новые дарения (это обещание потом не было выполнено). В начале июня, не выдержав тягот осады, Дезидерий вышел из Павии и подчинился победителю. Карл завладел столицей лангобардов и королевским дворцом. Так пало королевство лангобардов, последний король их отведён был пленником во Франкское государство, где его заставили постричься в монахи, а сын его бежал к византийскому императору. Приняв титул лангобардского короля, Карл начал вводить в Италии франкское устройство и соединил Францию и Италию в одно государство.

В 776 году Карл должен был снова прибыть в Италию для усмирения восстания. Герцоги Фриуля и Сполето, поддержанные Адельхизом, устроили заговор, надеясь при помощи византийского флота овладеть Римом и восстановить власть лангобардов. Карл, после того как папа Адриан предупредил его о заговоре, вновь перешёл через Альпы и расстроил план заговорщиков. В результате герцог Фриуля Ротгаут был убит, мятежные города подчинились, а Адельхиз вновь был вынужден бежать.

Продолжение войны с саксами

В 775 г. во главе большой армии Карл углубился на территорию саксов больше обычного, достиг земли остфалов и дошёл до реки Оккер, взял заложников и оставил сильные гарнизоны в Эресбурге и Сигибурге. Следующей весной под ответным натиском саксов Эресбург пал. После этого Карл изменил тактику, решив создать «укрепленный рубеж» (марку), который должен был предохранять франков от вторжений саксов. В 776 г. он, вновь укрепив Эресбург и Сигибург, построил новую крепость Карлсбург и оставил в пограничной зоне священников для обращения язычников-саксов в христианскую веру, которое вначале шло довольно успешно. В 777 г. саксы опять были разбиты, и тогда большинство саксонских эделингов (племенная знать) признало Карла своим повелителем, на собрании в Падерборне.

Ронсевальская битва

В 777 году Карл принял мусульманского губернатора Сарагосы, прибывшего просить его о помощи в борьбе против эмира Кордовы Абд ар-Рахмана. Карл согласился, но в 778 г. оказавшись в Испании во главе огромной армии, он потерпел неудачу под Сарагосой, где его предали вчерашние союзники. На обратном пути, в Ронсевале, когда войско двигалось растянутым строем, как к тому вынуждали горные теснины, баски устроили засаду на вершинах скал и напали сверху на отряд, прикрывавший обоз, перебив всех до последнего человека. Рядом с командующим отрядом Роландом, пали сенешаль Эггихард и граф двора Ансельм. Это сражение, которое произошло 15 августа 778 г., называется Ронсевальским. Эйнхард не дает этого названия, однако, подчеркивает, что только арьергард обоза франков и те, кто шёл в самом конце отряда были разбиты. В оригинальной версии Анналов королевства франков, составленной в 788-793 годах, в событиях, относящихся к 778 году, вообще нет упоминаний об этом сражении. Сказано лишь то, что «после того как были переданы заложники от Ибн-Аль-Араби, Абутария и многих сарацинов, после разрушения Памплоны, покорения басков и наварров, Карл вернулся на территорию Франкии». В исправленной версии Анналов, составленной вскоре после смерти Карла, также нет упоминания об этой битве. Но имеется новый важный пассаж: «Возвращаясь [Карл] решил пройти через ущелье Пиренейских гор. Баски, устроив засаду на самом верху того ущелья, привели в большое смятение всё войско [Карла]. И хотя франки превосходили басков, как оружием, так и храбростью, однако превосходство то было побеждено благодаря неровности места и невозможности для франков вести сражение. В той битве многие из приближенных, которых король поставил во главе своего войска, были убиты, обоз был разграблен; враг же, благодаря знанию местности, тотчас рассеялся в разные стороны». Эйнхард же в своей работе (это третье описание Ронсевальской битвы) делает два основных изменения. Он заменяет «всё войско» из переписанной версии Анналов франкского королевства на «тех, кто шёл в самом конце отряда» и перечисляет только трёх из знатных франков, которые пали в битве (Эггихард, Ансельм и Руотланд, то есть Роланд (префект бретонской марки) герой знаменитого французского эпоса «Песни о Роланде».). Точная дата сражения - 15 августа - известна благодаря эпитафии Эггихарду, стольнику Карла - «она произошла в восемнадцатый день сентябрьских календ». Спустя двадцать лет при описании тех же событий неизвестный переписчик Анналов вставляет такое сообщение, о котором в ранних текстах нет никакого упоминания. По-видимому, привлечение внимания к этому событию было для него важным. Скорее всего, все подробности взяты им из более поздних текстов. Он говорит, что в бой вступило все франкское войско и утверждает, что было убито множество франкских предводителей. Это была настоящая катастрофа. Поражение повергло в панику готских христиан в Испании, среди которых франкское вторжение породило большие надежды, и многие из них укрылись от исламского господства во Франкском государстве.

Видукинд становится во главе сопротивления саксов

По возвращении Карла ждали и другие неприятности: саксы-вестфалы, объединившись вокруг Видукинда, который в 777 г. не явился в Падерборн, а бежал к датскому королю Зигфриду (Сигифриду), забыли свои клятвы и показное обращение и снова начали войну. В 778 г. перейдя границу у Рейна, они поднялись по правому берегу этой реки до Кобленца, всё выжигая и грабя на своём пути, а затем, нагруженные богатой добычей, почти без препятствий возвратились назад. Лишь один раз франкский отряд догнал саксов у Лейсы и нанёс незначительный урон их арьергарду. В 779 г. Карл вторгся в Саксонию и прошёл почти всю страну, нигде не встречая сопротивления. Вновь, как и прежде, в его лагерь явилось множество саксов, которые дали заложников и клятву в верности. Однако король уже не верил в их миролюбие.

Следующий поход 780 г. года был подготовлен Карлом более тщательно. Вместе со своей армией и священнослужителями Карлу удалось продвинуться до самой Эльбы - границы между саксами и славянами. К этому времени у Карла уже был стратегический план, сводившиеся, в целом, к покорению всей Саксонии через христианизацию. В этом начинании Карлу очень помог англосакс Виллегад, доктор богословия, приступивший к активному насаждению новой веры. Всю Саксонию Карл разделил на административные округа, во главе которых поставил графов. 782 год был вновь посвящён саксонским делам. Для усмирения славян-сорбов, напавших на пограничные земли Саксонии и Тюрингии, Карл направил войско, в состав которого входили и верные Карлу саксы. Но как раз в это время из Дании вернулся Видукинд. Вся страна немедленно восстала, сведя на нет все достижения Карла. Множество франков и саксов, принявших новую веру, было перебито, христианские храмы разрушены. Карл вновь потерпел неудачу, поскольку им не была учтена приверженность саксов к своей собственной вере. Войско, посланное против сорбов, попало в засаду возле Везера, у горы Зунталь, и было почти полностью перебито мятежниками. Одновременно усилилось недовольство нововведениями Карла и во Фризии.

Жестокие меры Карла в отношении саксов. Крещение Видукинда

Карл собрал новую армию, явился в Верден, вызвал к себе саксонских старейшин и принудил их выдать 4500 зачинщиков мятежа. Все они в один день были обезглавлены. Видукинд успел бежать. Тогда же был обнародован так называемый «Первый саксонский капитулярий», который предписывал наказывать смертью всякое отступление от верности королю и всякое нарушение общественного порядка, а также рекомендовал меры по искоренению любых проявлений язычества. Битва при Детмольде в 783 г. была нерешительной; Карл должен был отступить, но затем одержал победу на Газе, близ Оснабрюка. Следующие 784 и 785 года Карл почти не покидал Саксонии. В ходе этой упорной войны он бил саксов в открытых сражениях и в карательных рейдах, брал сотни заложников, которых увозил из страны, уничтожал селения и фермы непокорных. Зима 784-785 года, в отличие от предыдущих зим, являвшихся для Карла временем отдыха; была также проведена им в Саксонии, в Эресбурге, куда он переселился вместе с семьей. Летом 785 г. франки перешли Везер. Обескровленный многими поражениями Видукинд запросил пощады и завязал с Карлом переговоры в Бернгау. Осенью вожди саксов Видукинд и Аббион явились, наконец, ко двору Карла в Аттиньи, в Шампани, крестились (причём Карл был крестным отцом Видукинда), присягнули в верности и получили из его рук богатые дары. Это был переломный момент в Саксонской войне. В летописи 785 г. было записано, что король франков «подчинил всю Саксонию». После этого сопротивление побежденных стало постепенно ослабевать.

Военные действия в Бретани

Авторитет короля был почти незыблем в Нейстрии и Австразии, однако Карлу оставалось ещё замирить юг Галлии, и её крайний запад. Карл неоднократно вторгался в Бретань, страну кельтского племени бриттов (бретонцев), обкладывая их данью. На подступах к Бретани в конце 70-х годов возникает британская пограничная марка, включающая города Ренн, Тур, Анжер и Ванн. В 799 г. Ги, представитель влиятельного австразийского рода Ламбертидов, правитель этой провинции, воспользовавшись раздором среди бретонских вождей, осуществил решающую по замыслу экспедицию на полуостров. В 800 г. вожди бриттов принесли Карлу клятву верности в Туре. Однако эта страна не покорилась до конца, сохранив собственные религиозные нравы и обычаи. Уже через несколько лет возникла необходимость в новой компании, она была проведена в 811 г. и показала всю непрочность власти франков в стране, никогда не отказывающейся от своей политической и религиозной независимости.

Военные действия в Аквитании

В Аквитании, с 779 года Карл начал расселять королевских вассалов и систематически направлять туда графов из числа франков. А в 781 г. он возвёл Аквитанию в ранг королевства, и посадил на её трон своего нового сына от королевы Хильдегарды, появившегося на свет 3 года назад и получившего меровингское имя Людовик (Людвиг или Хлодвиг). Аквитания должна была стать обширным плацдармом в борьбе против пиренейских басков и против мусульман Испании. С той же целью он создал графство Тулузу и Септиманию и поставил во главе её в 790-804 гг. своего кузена герцога Гийома. В 90-е годы новым королём Людовиком были предприняты кратковременные походы за Пиренеи, в результате чего появился укрепленный рубеж Испанская марка, состоящий из укрепленной пограничной области с городами Хероной, Урхелем и Виком.

Что касается Карла, то он, невзирая на создание королевства Аквитании, отказался от всякого вмешательства в этом регионе, даже в тех случаях, когда города и целые области (Уржель, Херона, Сердань) заявляли о желании встать под его покровительство, или когда в 793 г. эмир Кордовы совершил рейд до Нарбонна и поставил в трудное положение герцога Гийома. Франки вновь вернули себе инициативу только в самом конце века (с 799 г. власть франков распространилась на Балеарские острова), а первого успеха добились лишь в 801 г., когда король Аквитании Людовик захватил арабский город Барселону, и сделал её сначала центром графства, а затем всей испанской укреплённой зоны (Испанской марки), вскоре расширившей свои границы (к 804-810 годам) до Таррагоны и горных плат к северу от Эбро. В 806 г. была подчинена Памплона.

Папа освящает назначение сыновей Карла королями

В 781 году, в те же дни когда Людовик стал королём Аквитании, Карл учредил для четырёхлетнего Карломана, другого своего сына, рождённого ему Хильдегардой, «королевство Италию», и весной 781 г. в Риме папа, по просьбе Карла освятил это назначение, одновременно с посвящением Людовика. Ребёнок получил по этому случаю королевское имя Пипин, что фактически исключало из наследования его сводного брата сына Химильтруды, уже носящего это имя.

Новое восстание на севере

Однако в 793 г. на севере вновь вспыхнуло восстание, которое охватило не только Саксонию, но и другие территории, на которых жили фризы, авары и славяне. С 794 по 799 гг. вновь шла война, носившая уже характер истребительной, сопровождающаяся массовыми захватами заложников и пленных, с последующим их переселением в качестве крепостных во внутренние области государства. Сопротивление саксов шло с большим ожесточением (особенно упорно в Вихмодии и Нордальбингии). Желая достичь победы над ними, Карл заключил союз со славянами-ободритами, врагами саксов, и вновь вместе с семьей провёл зиму 798-799 в Саксонии в Везере, где разбил лагерь, а по сути выстроил новый город с домами и дворцами, назвав это место Герштель (то есть «Стоянка армии»). Весной, покинув Герштель, он подошёл к Миндену и опустошил всю область между Везером и Эльбой, в то время как его союзники ободриты успешно воевали в Нордальбингии, что позволило решить исход борьбы в пользу Карла. В 799 г. был ещё один поход Карла вместе с сыновьями в Саксонию, в котором сам король не проявил никакой активности.

Карл подчиняет лангобардские герцогства в Италии

После похода Карла в Италию страна представляла собой, за исключением областей франкских и церковных, ещё две лангобардские области: герцогства Сполето и Беневенто. Первое, правда, скоро подчинилось Каролингам, но Беневенто, защищённый горами Абруццо с севера, мог долее удерживать самостоятельность. Война с Беневенто представлена Эйнхардом крайне упрощенно, причём он всё пытается свести к страху Арехиса перед Карлом. В действительности, война была долгой: беневентцы непрерывно восставали, и франкам приходилось вновь совершать карательные походы в их страну. Герцог Беневента Арехис был женат на дочери короля Дезидерия и поэтому считал себя единственным наследственным представителем прав лангобардов. В особенности с тех пор, как королевич Адельхиз, сын Дезидерия, нашёл себе приём в Константинополе и получил здесь сан патриция, сношения Беневента с империей и образование здесь византийской партии были весьма естественными. Карл, знавший о планах соперника от папы Адриана, решил подчинить себе остатки королевства Дезидерия. В конце 786 г. Карл выступил против герцога Беневентского Арехиса. В начале 787 г. Карл был уже в Риме. Арехис, не получивший своевременной поддержки от союзников, направил к Карлу в качестве заложника своего старшего сына Румольда с богатыми дарами с целью остановить нападение Карла на свою территорию. Карл, приняв заложника, всё же перешёл границу и прибыл в Капую. Арехис, отступив к Салерно, направил Карлу в качестве заложников своего второго сына Гримоальда и двенадцать знатных лангобардов, обещая полное повиновение. Карл, согласившись, отпустил в Беневент старшего сына герцога, отправив с ним своих уполномоченных для принятия присяги от Арехиса и его народа, с выплатой ежегодной дани. Однако как только Карл вышел из Италии, Арехис нарушил клятву и заключил союз с Византией для ведения дальнейших боевых действий против Карла. Одновременно с этим Адальгиз, сын Дезидерия, направился со своей армией к Тревизо и Равенне, чтобы подчинить север страны. Все военные достижения Карла были поставлены под угрозу. Но 26 августа 787 г. Арехис неожиданно умер, причём за месяц до этого скончался его сын Румольд, что привело к провалу византийско-беневентский договор, тем более, что второй сын Арехиса, Гримоальд, всё ещё находился в качестве заложника у Карла.

Адальгиз, сын Дезидерия, после смерти своих сторонников пытался продолжить начатые против Карла действия, вступив в контакт с Атабергой, вдовой Арехиса, и начав наступление на папские владения. В ответ Карл, несмотря на призывы папы о помощи, а именно, идти обратно в Италию и продолжать удерживать Гримоальда заложником, поступил противоположным образом. Он не пошёл в Италию и отпустил Гримоальда. Впоследствии это действие помогло Карлу, так как когда началась война с Византией, Гримоальд поддержал франкскую армию, что привело Карла к победе, в результате которой он завладел Истрией.

Подчинение Баварии

Развязав себе руки в Саксонии и Италии, Карл обратился против баварского герцога Тассилона, старого союзника лангобардов. В действительности никакой баварской войны не было. Карл, поскольку ему было известно от папы о заговоре Тассилона, подчинил Баварию с помощью дипломатических переговоров (подкрепленных некоторыми военными действиями), в ходе которых для Тассилона сложилась безвыходная ситуация, заставившая его подчиниться. В 787 г. Карл окружил Баварию с трёх сторон войсками и потребовал от Тассилона возобновить вассальные обязательства, данные им когда-то Пипину. Тассилон вынужден был явиться к франкскому королю и дать ему повторную клятву верности. Герцогство было торжественно передано Карлу, который уступил его в качестве бенефиции Тассилону, но вся баварская аристократия дала клятву верности королю. Но Тассилон, которого его жена Луитберга, дочь Дезидерия, постоянно подбивала к измене, вступил в союз с аварами Паннонии, что грозило нарушить складывающееся на западе равновесие.

Через год, в 788 году, на генеральном сейме в Ингельгейме, Тассилона заставили признаться в плетении интриг вместе со своей женой и приговорили к смертной казни, которую Карл заменил заточением в монастырь в Жюмьеже. Такая же участь была предназначена его жене и детям. Что касается герцогства, Карл включил его в королевство, разделил на несколько графств, подчинив их власти единого префекта, назначив на этот пост своего двоюродного брата Герольда. При этом Карл присоединил к своей территории южно-славянские области Карантанию (Хорутанию) и Крайну. Но прежде чем предпринять полную оккупацию, франкский король выслал многих представителей баварской знати. По-видимому, у Карла были сложности в процессе полного подчинения страны, поскольку спустя шесть лет (в июне 794 г.), во время генерального сейма во Франкфурте, Тассилон был вызволен из монастыря на кратковременный срок и доставлен в город для повторного отказа от притязаний на власть.

Поход против славян

В 789 году Карл совершил экспедицию для защиты мекленбургских ободритов против славянского племени лютичей (вильцев). Франки навели два моста через Эльбу, перешли реку и при поддержке союзников (саксов, фризов, ободритов и лужицких сербов) нанесли страшный удар лютичам. Хотя, согласно летописям, те дрались упорно, но устоять перед огромными силами союзников не смогли. Карл гнал вильцев до реки Пены, всё уничтожая на своём пути. Их столица капитулировала, а князь Драговит покорился и дал заложников.

Война с аварами

Затем началась тяжелая война против аваров, продолжавшаяся с 791 по 803 года. По свидетельству Эйнгарда, она была самой значительной и ожесточенной после саксонской и потребовала от франков очень больших издержек. Авары находились в союзе с Тассилоном. Обещав ему вторгнуться на территорию франков в 788 г., они выполнили своё обязательство (не зная о свержении Тассилона), начав войну против Карла. Летом 791 г. армия Карла тремя различными путями вторглась в страну аваров и дошла до Венского леса, где были их главные укрепления. Покинув свой лагерь, авары бежали вглубь страны, франки преследовали их до впадения реки Раб в Дунай. Дальнейшее преследование прекратилось вследствие массового падежа лошадей. Армия вернулась в Регенсбург, нагруженная большой добычей.

Новое восстание саксов

В 792 году сын Карла от его первой жены Химильтруды Пипин, прозванный Горбатым, узнав, что он отстранён от наследования, поднял восстание. Он сумел увлечь за собой несколько графств, но потерпел поражение. Весь год Карл провёл в Регенсбурге, но от нового похода против авар его отвлекло восстание саксов. Размах его превзошёл даже события 785 года. К саксам присоединились фризы и славяне. Повсюду были разрушены храмы и перебиты франкские гарнизоны. Летом 794 г. Карл и его сын Карл Юный во главе двух армий вторглись в Саксонию. Видя себя окруженными, саксы массами бросились к Эресбургу, принесли клятвы верности, дали заложников и вернулись к христианству. Осенью 795 г. король с сильной армией вновь опустошил Саксонию и дошёл до нижней Эльбы. Узнав, что саксы убили его союзника, князя ободритов, он подверг страну вторичному опустошению, взял до 7000 заложников и возвратился во Франкское государство. Едва он ушёл, восстали саксы в Нордальбингии, стране к северу от Эльбы. Карл должен был обратиться против них.

Продолжение войны с аварами

Война с аварами шла с переменным успехом. Франкскому королю потребовалось мобилизовать все свои силы и заключить союз с южными славянами (как и ранее в войне с саксами) для противостояния кочевникам. Анналы королевства франков (запись 796 г.) так описывают одно из важнейших событий этой войны: франки под предводительством юного сына Карла Пипина в союзе с хорутанским князем Войномиром возобновил войну против авар, взяли «столицу» каганов Ринг, представлявшей собой фактически гигантский укреплённый лагерь, расположенный у слияния рек Дуная и Тисы, и захватили там богатую добычу, вывезенную во Франкское государство обозом из пятнадцати огромных телег. После этого похода, по словам Эйнгарда, в Паннонии не осталось в живых ни одного её обитателя, а место, на котором находилась резиденция кагана, не сохранило и следов человеческой деятельности. Страшный народ аваров, в течение нескольких столетий наводивший ужас на всю Восточную Европу, перестал существовать. Полоса земли идущая от Эна до Винервальда была постепенно захвачена франками и превратилась в Восточную страну (Ост-марк, прародитель Австрии).

Продолжение войны с саксами

Тем временем Карл с сыновьями, Карлом Юным и Людовиком, воевал в Саксонии. Армия прочесала всю страну вплоть до Нордальбингии, а затем возвратилась в Ахен с заложниками и большой добычей. В конце лета - начале осени Карл организовал грандиозную экспедицию в Саксонию по суше и по воде; опустошая всё на своем пути, он подошёл к Нордальбингии. Со всех сторон страны к нему сбежались саксы и фризы, дав большое число заложников. В ходе экспедиции Карл расселил в Саксонии франков, а многих саксов увёл с собой во Францию. Всю зиму он провёл здесь, занимаясь саксонскими делами. Весной 798 г. он подверг полному опустошению земли между Везером и Эльбой. Одновременно союзные франкам ободриты разбили нордальбингов у Свентаны, перебив до 4000 саксов. После этого Карл смог вернуться во Францию, ведя за собой до полутора тысяч пленных. Летом 799 г. король вместе с сыновьями отправился в последний поход против саксов. Сам он оставался в Падерборне. Тем временем Карл Юный завершил усмирение Нордальбингии. Как обычно, Карл вернулся во Францию, ведя с собой множество саксов с женами и детьми для расселения их во внутренних областях государства. Но Карл Великий сумел начать подготовку будущего, издав в 797 г. новый «Саксонский капитулярий», которым отменялся режим террора, установленный капитулярием 785 г. года, и вводилось прогрессивное равенство саксов и франков перед законом. В Миндене, Оснабрюке, Вердене, Бремене, Падерборне, Мюнстере и Гильдесгейме были учреждены саксонские епископские кафедры, принадлежащие отчасти к кёльнской, отчасти к майнцской епархии.

Карл Великий - император Запада

Осенью 800 г. Карл отправился в Рим, где знатные римляне устроили заговор против папы Льва III, арестовав его во время торжественной процессии. Угрожая ослеплением, они требовали от Льва отречься от сана, однако папе удалось сбежать из города и добраться до Падерборна, где в это время находился Карл. По совету Алкуина, Карл обещал папе поддержку. Карл провёл в Риме почти полгода, разбирая распри между папой и местной знатью. 25 декабря он слушал праздничную мессу в соборе святого Петра. Вдруг папа приблизился к своему гостю и возложил ему на голову императорскую корону. Все находившиеся в соборе франки и римляне дружно воскликнули: «Да здравствует и побеждает Карл Август, Богом венчанный великий и миротворящий римский император». Хотя всё это не стало для Карла неожиданностью, он, по свидетельству Эйнгарда, первое время делал вид, что недоволен «самовольным» поступком папы. Карл утверждал даже, что, знай он заранее о намерениях Льва III, он бы в тот день не пошёл в церковь, невзирая на Рождество. Делал он это, как видно, для того, чтобы успокоить Константинопольский двор. Ненависть ромейских императоров, тотчас возникшую, Карл, впрочем, перенёс с великим терпением. В конце концов, византийским императорам пришлось признать новый титул владыки франков. В сложившейся обстановке наметился брачный союз между византийской царицей Ириной и Карлом, с целью соединить, таким образом, Восток и Запад. Западные послы должны были прибыть в Константинополь осенью 802 г. для обсуждения этого вопроса, но в ту же осень 21 октября в византийской столице произошёл дворцовый переворот, лишивший Ирину власти. Престол занял Никифор I, который отказался признать Карла в качестве императора. В ответ Карл после довольно продолжительной войны (806-810) овладел Венецией и Далмацией, которые номинально числились за Византией, но были ослаблены из-за внутренних распрей и, благодаря союзу с Багдадским халифом аль-Амином, заставил Никифора, который вёл войну в Болгарии, пойти в 810 г. на мирные переговоры. Через 12 лет после начала конфликта византийский император Михаил I преемник погибшего в Болгарии Никифора, формально признал новый титул императора, в расчёте на поддержку Запада в борьбе с Болгарией, разгромившей византийское войско в 811 году. За признание своего императорского титула Карл уступил Михаилу I Венецию и Далмацию. Однако законность признания этого титула оспаривалась византийцами в XII и XIII вв.

Однако сам Карл придавал немалое значение своему новому титулу, потребовал после коронования новой присяги (802 г.) и подчеркивал свое положение Богом поставленного попечителя о благе народа и церкви. Полный титул Карла был: Karolus serenissimus augustus a Deo coronatus magnus pacificus imperator Romanum imperium gubernans qui et per misericordiam dei rex Francorum atque Langobardorum (примерно: «Карл милостивейший возвышенный, коронованный Богом, великий властитель-миротворец, правитель Римской империи, милостью божьей король франков и лангобардов»).

Конец войны с саксами и первые столкновения с данами

В 804 г. был положен конец изнурительной саксонской войне. Карл прибыл в Голленштедт и переселил из Нордальбингии 10 тысяч саксонских семей во внутренние области государства. Обезлюдевшая Нордальбингия была передана ободритам. На рубеже VIII-IX вв. франки впервые впрямую столкнулись с данами (датчанами). В 804 г. новый король Южной Дании (Ютландии) - Годфред, занявший место умершего около 800 г. Зигфрида, собрал войско и флот в Слиесторпе (так назывался в латиноязычных источниках Хедебю), на границе с Саксонией, намереваясь напасть на франков. Противники вели переговоры, результат которых неизвестен, но, вероятно, прямое, столкновение было предотвращено. Более активно действовал Годфред в 808 г. Он напал на землю ободритов, заключивших союз с Карлом Великим, и опустошил её так, что ободриты вынуждены были просить его о мире и обещать ему дань. Во время похода Годфред стер с лица земли один из важнейших центров западнобалтийской торговли, Рёрик (Мекленбург или Старый Любек в устье р. Траве), и вывез из него ремесленников и купцов в Хедебю, положение которого благодаря этому упрочилось. Сразу же после похода, согласно «Анналам королевства франков», он построил укрепления на границе с саксами по северному берегу р. Эйдер: вал «от западного океана до восточного залива, ведущего в Балтийское море», с одними воротами, чтобы пропускать всадников и повозки. Со своей стороны, франки в Нордальбингии, вновь отобранной у ободритов, построили несколько крепостей; тем самым было положено начало Датской приграничной марке.

Борьба за торговые пути и центры и за влияние на североморско-балтийскую торговлю объясняет и следующую известную акцию Годфреда: в 810 с большим флотом он прошёл по побережью Фризии, одерживая победы, и вернулся, получив выкуп в 100 фунтов серебра. Обеспокоенный Карл Великий собрал флот для похода в Данию, но необходимость в походе неожиданно отпала: в том же году Годфред был убит своим дружинником, и власть оказалась в руках его племянника Хемминга. Далеко не столь воинственно настроенный, Хемминг согласился на мирные переговоры и в 811 г. заключил договор, которым подтверждалась незыблемость южной границы Дании - по р. Эйдер.

Набеги викингов

В последние годы правления Карла над королевством нависла новая опасность: набеги викингов. С конца 799 г. их парусные суда стали появляться у берегов Вандеи и высаживать банды грабителей. А в 810 г. опасность приблизилась на расстояние нескольких дневных конных переходов от Ахена, как раз в то время, когда Карл был занят в Нордальбингии укреплением Датской марки, в борьбе против беспокойных датчан. Для отражения норманнских набегов Карл велел строить корабли на реках, которые протекали по Галлии и Северной Германии. Во всех портах и устьях судоходных рек по его приказу были устроены стоянки для судов и выставлены сторожевые корабли, дабы предупредить вторжение неприятеля.

Внутренняя политика

Карл Великий и папы римские Геласий I и Григорий I. Миниатюра из молитвенника короля Карла II Лысого.

Своими счастливыми войнами Карл раздвинул границы Франкского государства на огромное расстояние. Столь же неутомимо, входя во все мелочи, заботился он об улучшении государственного устройства, о материальном и духовном развитии своего государства. Военное могущество его он значительно возвысил посредством упорядочения сбора ополчения, а границы укрепил военной организацией марок, управляемых маркграфами. Он уничтожил казавшуюся ему опасной для короля власть народных герцогов. Отдельными округами управляли графы, сосредоточившие в своих руках функции административные, финансовые, военные и отчасти судебные. Два раза в год - в конце весны или в начале лета и осенью - вокруг самого императора собирались государственные сеймы; на весенний могли являться все свободные люди, на осенний приглашались только наиболее важные «советники» государя, то есть люди из придворного круга, высшей администрации и высшего духовенства. На осеннем собрании обсуждались различные вопросы государственной жизни и составлялись по ним решения, получившие форму так называемых капитуляриев. На весеннем собрании капитулярии представлялись на одобрение собравшихся; здесь же государь получил от съехавшихся сведения о состоянии управления, о положении и нуждах той или иной местности.

Карл много заботился о сельском хозяйстве и об управлении дворцовыми имениями; от него остались подробные и обстоятельные постановления, касающиеся этого управления (Capitulare de villis). По приказанию Карла осушались болота, вырубались леса, строились монастыри и города, а также великолепные дворцы и церкви (напр. в Ахене, Ингельгейме). Затеянное в 793 г. устройство канала между Редницем и Альтмюлем, которым соединились бы Рейн и Дунай, Северное и Чёрное моря, осталось недоконченным.

Оказывая энергичное содействие распространению христианства, покровительствуя духовенству и устанавливая для него десятину, будучи в наилучших отношениях с папой, Карл сохранял за собою, однако, полную власть в церковном управлении: он назначал епископов и аббатов, созывал духовные соборы, постановлял на сеймах решения, касавшиеся церковных дел. Карл сам усердно занимался науками; приказал составить грамматику народного языка, в которой установил франкские названия месяцев и ветров; велел собирать народные песни. Он окружал себя учёными (Алкуин, Павел Диакон, Эйнгард, Рабан Мавр, Теодульф) и, пользуясь их советами и содействием, стремился дать образование духовенству и народу. В особенности он заботился об устройстве школ при церквах и монастырях; при своем дворе он устроил род академии для образования своих детей, а также придворных и их сыновей.

В 794 г., на месте термального курорта кельтов и римлян в Ахене, Карл начал строительство огромного дворцового комплекса, законченного в 798 г. Превратившись сначала в зимнюю резиденцию Карла, Ахен постепенно стал постоянной резиденцией, а с 807 г. - постоянной столицей империи. Карл укрепил денье, которое стало весить 1,7 грамма. Слава Карла распространилась далеко за пределами его владений; посольства из чужих земель часто появлялись при его дворе, как, например, посольство Харун ар-Рашида в 798 г.

В феврале 806 г. Карл завещал разделить империю между своими тремя сыновьями. Людовику должны были отойти Аквитания и Бургундия, Пипину - Италия и Германия к югу от Дуная, а Карлу Молодому - Нейстрия, Австразия и Германия к северу от Дуная. Однако в 810 г. умер Пипин, а в 811 г. - Карл Молодой. Незадолго до смерти, в 813 г. Карл призвал к себе Людовика, короля Аквитании, единственного оставшегося в живых своего сына от Гильдегарды, и, созвав торжественное собрание знатных франков всего королевства, 11 сентября назначил его, с общего согласия, своим соправителем и наследником, а затем возложил ему на голову корону и приказал впредь именовать его императором и августом. Вскоре после этого, сраженный сильной лихорадкой, он слёг в постель. В начале января к лихорадке присоединился плеврит, и 28 января 814 г. император умер. Был похоронен в построенной им же дворцовой церкви Ахена. По настоянию Фридриха I Барбароссы поставленный им антипапа Пасхалий III канонизировал Карла Великого.

Жёны и дети

С 768 г. - Химильтруда (или Гимильтруда; Himiltrude), дочь Девума I (Devum I), графа Бургундского. Развод.
Пипин Горбатый (Pépin le Bossu; 769/770 - 811). В 792 г. участвовал в заговоре против отца, но неудачно. Был заточен отцом в монастырь.
Rothais, (784 - ?)
с 770 г. - Дезидерата (Désirée, 747 - 776), дочь Дезидерия (Didier), короля лангобардов. Развод в 771 г.
с 771 г. - Хильдегарда Винцгау (или Гильдегарда; Hidegarde de Vintzgau, 758 - 30 апреля 783), дочь Жерольда I (Gérold I), графа Винцгау.
Карл Юный (Charles, 772 - 4 декабря 811), герцог Ингельма.
Аделаида (Adelaide, 773 - 774). Умерла во младенчестве.
Ротруда (Rothrude, 775 - 6 июня 810). Имела связь с графом Роргоном (Рориконом) I (? - 839/840).
Пипин (Pépin, 777 - 8 июня 810), король Италии (781-810).
Лотарь (Lotaire, 778 - 779). Близнец с Людовиком, умер ребёнком.
Людовик I Благочестивый (Louis I le Pieux, август 778 - 20 июня 840), император Священной Римской империи (813-840), король всех франков (814-840), король Аквитании (781-813), король Алемании (833-840).
Берта (Berthe, 779 - 823). Вышла замуж за графа Энгельберта (750-814).
Гизела (Gisèle, 781 - 808). Замужем не была.
Хильдегарда (Hildegarde, 782 - 783). Умерла во младенчестве.
с октября 783 г. - Фастрада (Fastrade, 765 - 10 октября 794), дочь восточно-франкского графа Радольфа.
Тетрада (Tétrade, 785 - 853), аббатисса Аргентьель.
Гильтруда (Hiltrude, 787 - ?), аббатисса Фармотье.
с 794 г. - Лиутгарда (Liutgadre, 776 - 4 июня 800).
Эмма (Emme,? - 837).
Ротильда (Rothilde,? - 852).
с 808 г. - Герсвинда Саксонская (Gerswinde de Saxe, 782 - 834).
Адальтруда (Adaltrude).
Кроме шести жён известны три любовницы Карла Великого и несколько детей-бастардов.
Мальтегарда (Maltegarde).
Ротильда (Рудхильд) (790 - 852), аббатисса Фармотье.
Регина (Régine).
Дрогон (Drogon, 17 июня 801 - 8 декабря 855), епископ Меца.
Гуго (Hugues, 802 - 14 июня 844), аббат Сент-Квентинский.
Адалинда (Adalinde).
Теодорик (807 - 818).

«Разбойники» закончена в 1781 г. Шиллер только окончил курс Военной академии в Штудгарте, а драму написал, ещё обучаясь в ней. Молодому писателю пришлось издавать драму за свой счёт, потому что ни один издатель в Штудгарте не захотел её печатать.

Зато её взялся поставить директор Майнгемского театра барон фон Дальберг. Премьера состоялась в Майнгейме в 1882 г. Шиллер сразу стал знаменит.

Жанр и направление

Молодой Шиллер - идейный последователь «Бури и натиска», объединения, близкого к сентиментализму. Участники «Бури и натиска» несли просветительскую идеологию на немецкой почве. Очень важны для Шиллера работы Руссо, особенно его литературное творчество. В «Разбойниках» отражены идея «естественного человека», отвержение современной цивилизации и сомнения в прогрессе. Шиллер разделял религиозную концепцию Руссо (одно из качеств отрицательного героя Франца Моора – безбожие). Идеи Руссо Шиллер влагает в уста своих героев.

Жанр произведения «Разбойники» - драма. В финале умирают все близкие Карла, а сам он идёт сдаваться властям. Противоречия в его жизни неразрешимы. Он сломлен морально и ожидает физического возмездия. Некоторые исследователи конкретизируют жанр, называя произведение разбойничьей драмой.

Тематика и проблематика

Тематика драмы – вражда и ненависть между близкими людьми, способная убивать; ответственность человека за свой выбор и свои поступки, за моральные обязательства.

Основную мысль произносит священник: нет большего греха, чем отцеубийство и братоубийство. Ему вторит Карл в финале: «О, я глупец, мечтавший исправить свет злодеяниями и блюсти законы беззакониями!»

В предисловии Шиллер признаётся, что его цель как драматурга – «подсмотреть самые сокровенные движения души». Проблемы, поднимаемые в драме - человеческие страсти: месть и предательство, клевета старшего сына, горе обманутого отца, выбор Амалии, верность разбойников и Карла слову.

Социальные проблемы связаны с всевластием феодалов (история Косинского, чья возлюбленная стала любовницей князя, а тот отнял земли Косинского и отдал их министру). Один из эпиграфов драмы – «На тиранов».

Женщины в драме делают выбор между честью и любовью. Амалия (невеста Косинского) выбирает любовь (при этом теряя своего возлюбленного). А свою Амалию Карл избавляет от такого выбора, вернувшись вовремя домой.

Сюжет и композиция

Сюжет заимствован Шиллером из рассказа Шубарта «К истории человеческого сердца». На сюжет повлияли истории о благородных разбойниках, борющихся против феодалов. Разбойничество было нередким социальным явлением времён Шиллера.

Младший сын Франц оклеветал старшего Карла в глазах отца, а потом объявил его умершим. Он желал унаследовать богатство отца и жениться на невесте брата. Заболевшего отца он объявил мёртвым и запер в фамильном склепе.

Карл, благородный разбойник, но и убийца, чувствуя беспокойство за невесту, решает тайно пробраться в родовой замок. Он находит едва живого отца, проведшего 3 месяца в склепе, всё ещё любящую его Амалию. Карл хочет отомстить брату за страдания отца, но тот сам душит себя шнурком. Отец умирает, узнав, что Карл разбойник, а Амалия просит заколоть её, только бы не расставаться с ним снова. Карл выполняет просьбу Амалии и отдаётся в руки правосудия, попутно сделав благодеяние для отца 11 детей.

Герои и образы

Старик Моор хочет только одного: чтобы его дети любили друг друга. Он слишком мягок, чем пользуется Франц и вырывает из его уст проклятие, обращённое на Карла. Именно отказ отца принять сына в своём замке побудил Карла стать разбойником. Отец то проклинает сына, то называет его жемчужиной в венце Всевышнего и ангелом. Старик не готов принять своего сына Карла разбойником и убийцей, умирает от этого известия.

Франц Моор , младший сын, коварен и лжив. Его цель – завладеть имением отца. По его собственным словам, он погряз во всех смертных грехах. Франц подозревает, что все люди таковы, как он. Человека Франц считает грязью, а сам совершенно лишён совести.

Священник называет Франца тираном. Франц безбожник, но в глубине души он боится встречи с Богом. Его мучит грех отцеубийства, что отражается в сне о Страшном суде. Смерть его соотносима с грехами: он удавился, как Иуда.

Старший брат Карл Моор – благородный разбойник. Сам он не считает себя ни преступником, ни вором, называя своим ремеслом возмездие, а промыслом – месть.

Карл набожен, но с презрением относится к церковникам, называя их фарисеями, толкователями правды, обезьянами божества.

Карла, по словам патера, снедает гордыня. Действительно, Карл с презрением относится к разбойникам, называя их безбожными негодяями и орудием своих великих планов.

Карл – естественный человек, действующий согласно здравому смыслу. Узнав о коварстве брата, Карл готов бежать, чтобы не убить его в гневе. Он великодушен и щедр, дарит Даниэлю кошель. В конце трагедии Карл решает не просто сдаться властям, но и помочь бедняку, отдав ему деньги за свою поимку.

При этом Карл – разбойник и убийца. Он хотел бы забыть крики своих жертв, пытается найти оправдание своих поступков в своей родословной и своём воспитании.

У Карла обострённое чувство справедливости. Сам он восстаёт против человеческих законов, считая их несправедливыми, но возмущён тем, что Франц нарушает Божьи законы, когда убивает и мучит отца: «Законы вселенной превращены в игральные кости! Связь природы распалась... Сын убил своего отца».

С точки зрения Карла, месть оправдывает его разбой и убийство брата. И всё-таки он не считает себя вправе быть счастливым и любить, если он стольких убил.

Даниэль , семидесятилетний слуга, исключительно честен. Он не утешает Франца, рассказавшего страшный сон о Страшном суде, а только обещает за него помолиться. Франц называет эту искренность мудростью и трусостью черни. Даниэль отказывается заколоть Франца, когда приближается час возмездия, не желая совершить грех.

Образы разбойников

Они верны своему атаману и не соглашаются сдать его властям даже за подписанное помилование. Карл называет разбойников карающими ангелами. Обязательства перед ними заставляют Карла убить Амалию.

Амалия

Девушка верна своему возлюбленному, идеализирует его. Амалия готова уйти в монастырь, узнав о мнимой смерти Карла и его отца, но не согласна стать женой Франца, хочет заколоть себя, когда младший брат домогается её силой.

Амалия не мыслит своей жизни без возлюбленного. Когда девушка узнаёт, что её жених разбойник, она называет его сразу и демоном, и ангелом. Сама она становится жертвой долга возлюбленного.

Конфликт

Конфликт в драме внешний и внутренний. Внешний конфликт социальный: бунт против феодального произвола. Он побуждает Карла стать разбойником, а Франца - строить козни против отца и брата. В конце романа конфликт разрешается признанием Карлом ошибочности своего пути.

Внутренний конфликт Карла – противоречие между правом на протест и преступными путями его реализации, основанными на насилии. Этот конфликт неразрешим.

Внутренний конфликт присущ каждому герою. Амалия разрешает конфликт между любовью к Карлу и симпатией к переодетому Карлу. Внутренний конфликт Франца состоит в вопросе существования Бога. Отец не может решить, прощать или проклинать каждого из сыновей.

Художественное своеобразие

Для молодого Шиллера главное в драме – донести до читателя и зрителя свои идеи. Сюжет основан не на жизненных фактах, а исходит из идей. Характер героя у Шиллера условен. Он строит его рационально, основываясь на своих скудных знаниях об обществе и мире, подчиняет идее.

Шиллер создал драму нового типа. В ней есть политическая составляющая, патетика, эмоциональность и лиричность.

Большое значение в драме имеют песни. Поют Карл и Амалия, восстанавливая игрой на лютне свои силы и изливая тоску. Песни раскрывают истинные чувства героев, например, Карл поёт о Цезаре и предателе Бруте, узнав о предательстве брата.

Нет иллюзий - нет и разочарований.

Японская пословица

Разочарованность как качество личности – склонность переживать по поводу несбывшихся ожиданий, надежд, мечтаний и крушения веры в кого-нибудь или во что-нибудь.

Разочарование – это горький вкус от растаявших идеализаций. Жизнь глупца – коллекция разочарований. Казалось бы, на жизненном карнавале неисчислимое количество лиц и красок, но алгоритм разочарованности в жизни банально прост. Человек ставит перед собой неверную главную цель или что-то сильно идеализирует. Жертвуя и пренебрегая многим, он идет к не своей цели или жгуче, страстно желает обладать объектом идеализации, надеется на него, ожидает от него чего-то доброго и светлого, верит в него. В первом случае мы наблюдаем бессмысленную трату времени, энергии и душевных сил на движение к тому, что не составит его счастья. Во втором то, что крайне не любят законы мироздания – нарушение равновесного состояния. Всякие отклонения, перегибы и перекосы возбуждают равновесные силы, и они наказывают человека за сидящие в его уме идеализации.

Разочарование – это изыски фантазийного, идеализированного ума. Простота не разочаровывает. Если человек придает избыточную значимость еде, сексу, деньгам, материальным благам, равновесные силы стремятся вернуть его к равновесному состоянию. Идеализировал дружбу – получите предательство друзей, идеализировал секс – поживите импотентом, идеализировал машину, квартиру, деньги – нет проблем, обладайте, но только без здоровья и в одиночестве. Человеком овладевает разочарованность. В молодые годы неразумный человек следует по цепочке разочарований. Набил шишек, залечил душевную травму и пошел искать те же грабли. Игорь Губерман точно подметил: «За радости любовных ощущений однажды острой болью заплатив, мы так боимся новых увлечений, что носим на душе презерватив». В зрелые годы, когда изменить ситуацию не представляется возможным, разочарованность становится проявленным качеством личности.

Поход не к своей цели чреват жестоким разочарованием. Нет бы, поставить перед собой духовную цель – воспитать в себе и в детях доброту и заботливость мужчина главной целью жизни считает, к примеру, строительство и обустройство дома. Вкалывает многие годы, как раб на галерах, и, наконец, достраивает дом. Дальше живет, чтобы его обустроить, потом обставить мебелью. Строя дом, он стремился доказать себе и окружающим свою важность и значимость. Чужая цель приходит извне — под воздействием стереотипов, ложных убеждений, верований и влияния окружающих. Дом есть, а ощущения счастья не было и не будет. Люди строят грандиозные планы, мечтают, формируют в своем уме идеализации, а потом, достигнув «желанной» цели понимают, что получили подделку, суррогат того, о чем грезили. Они начинают прозревать, что затраченные усилия не стоили потраченного времени и энергии. Угробив жизнь на этот постоянно требующий ремонта и забот дом, человек в конце жизни будет испытывать разочарование. Старый, немощный, никому ненужный он будет доживать свой век в этом доме, если дети, не испытывающие к нему добрых чувств, не отправят его еще ранее в дом престарелых. Счастье духовно, в подвалах материального дома его не отыщешь.

Наибольшую глубину разочарований человек получает от того, к чему он чрезмерно привязан. Молодая семья знакомит меня со своим пятилетним сыном, и мама говорит: «Как только сынуля родился, наша жизнь кончилась. Теперь мы живем только ради него». Ребенок слышит это, и у него в сознании занозой застревает мысль: «Я главный в семье. Моя жизнь – самая большая ценность». По мере взросления он утверждается во мнении, что он Центр Вселенной, что и солнце бы утром не вставало, когда бы, не было меня. Растет махровый эгоист, не привыкший думать и заботиться о ком-то. Наступает время, когда он создает свою семью. Мать, посвятившая ему жизнь, считает, что раз она жила ради сына, то будет справедливым, если он будет жить ради нее или, хотя бы, будет заботиться о ней. Но у сына нет даже намека на такие вздорные мысли. В лучшем случае поздравит с днем рождения и с праздником 8 марта. Мама испытывает страшное разочарование, впадает в депрессию. Теперь разочарованность становится визитной карточкой ее личности. Таких разочаровавшихся женщин в возрасте после сорока лет – миллионы.

Зачастую они понимают причину своей разочарованности жизнью, но исправить уже ничего нельзя. Жизнь пишется набело, годы ушли, старую б голову да на молодые плечи. А в чем была причина разочарования? Что ж, получается, ребенка не нужно любить? Нужно, еще как нужно. Но в контексте воспитания детей нужно главной целью ставить не материальные, а духовные цели. Счастье духовно. Найти духовное в материальном, все равно, что есть землю в надежде получить для организма железо. Материальная цель относительно ребенка – здоровье, образование, материальное благополучие и хороший супруг. Женщина согласно своей природе склонна жить для детей, заботиться о них. Но воспитание – это не просто накормить, напоить и спать уложить. Воспитание – это развитие в ребенке достоинств, то есть положительных качеств личности, это искусство дать как можно больше духовного вкуса счастья. Сын должен понять вкус счастья от признательной улыбки близкого человека за проявленную к нему заботливость.

Вместо заявлений о том, что он пуп Земли, нужно научить мальчика ответственности и заботливости о других. К примеру, мама говорит пятилетнему малышу: «Я всегда забываю после прогулки мыть руки. Сможешь мне напоминать, когда мы будем возвращаться домой, что нам нужно помыть ручки?» Для ребенка это игра и, в то же время, воспитание ответственности и заботливости – двух несомненных достоинств личности. Постепенно воспитывая у сына уважение к ее интересам, заботам и тревогам, мама выпустит в жизнь не закоренелого, корыстного эгоиста, а ответственного, уверенного в себе, заботливого мужчину, который никогда не бросит своей матери.

За несколько часов до смерти с олигархом В. Березовским встретился журналист. Перед ним сидел глубоко несчастный, разочарованный человек, которому миллиарды долларов так и не принесли счастья. Вот выдержки интервью: – Вы скучаете по России? – Вернуться в Россию… Ничего я больше так не хочу, как вернуться Россию. Когда даже завели уголовное дело, я хотел вернуться в Россию. Даже кода завели уголовное дело! Только по совету Елены Боннер остался. Главное, что я недооценил, – что мне настолько дорога Россия, что я не могу быть эмигрантом. Я изменил многие свои оценки. В том числе самого себя. Что касается того, что есть такое Россия и что есть Запад. Я абсолютно идеалистически представлял возможность построение демократической России. И идеалистически представлял, что такое демократия в центре Европы. Недооценил инертность России и сильно переоценил Запад. И это происходило постепенно. Поменял свое представление о пути России… Я не должен был уезжать из России… – Если бы вы остались в России вы бы сейчас сидели в тюрьме. Вы этого хотите? – Сейчас, оглядываясь на то, как я прожил эти годы в Лондоне… Березовский медленно посмотрел перед собой, потом прижал руку к груди – она у него тряслась. Он повернулся ко мне и долго смотрел в глаза. Наконец сказал : «У мне нет сейчас ответа на этот вопрос… Ходорковский… сохранил себя». Тут Березовский посмотрел под ноги, потом быстро кинул взгляд на меня и стал говорить быстро, как будто оправдываясь : «Это не значит, что я потерял себя. Но я пережил гораздо больше переоценок, разочарований. Ходорковский все же меньше. Я… потерял смысл». – Жизни? – Смысл жизни. Я не хочу сейчас заниматься политикой. – А что же делать? – Я не знаю, что мне делать. Мне 67 лет. И я не знаю, что мне дальше делать».

Петр Ковалев 2013 год

Сочинение


Великий Гете сказал, что со смертью Шиллера он потерял половину самого себя. Эти оба писателя-просветителя всегда рядом - даже и после смерти: их памятники стоят перед театром в Веймаре, да и похоронены они недалеко один от другого. Гете и Шиллер возродили балладу и соревновались друг с другом в этом жанре. Баллады Шиллера преисполнены таинственности, опасности, неотвратимости судьбы, иногда жестокости. Стержневым моментом сюжета являются испытания героя, проверка его рыцарского мужества. У Шиллера, как и у Гете, сквозным мотивом является тема свободы человека, идея равенства прав для всех народов мира, утверждение права на государственную самостоятельность и справедливые законы. В драмах Шиллера «Мария Стюарт» (1880), «Орлеанская девственница» (1801), «Вильгельм Телль» (1804) идея равенства и свободы занимает центральное место.

Шиллер поздравлял Великую французскую революцию, увидев в ней освобождение от насилия, но жестокость революционных действий оттолкнула его от «свободной» республики, он вырабатывает собственную программу усовершенствования человека, где проповедует идею мира и согласия вместо революционных потрясений. Писателей нередко называют душевными пастырями человечества. Именно этот посыл пришел мне на упоминание, когда я раздумывал над содержанием баллады «Перчатка». Составлялось такое впечатление, будто автор ведет беседу именно с тобой, будто предлагает «примерить» события литературного рассказа на читателя. В основе баллады лежит историческая легенда о событиях, которые будто бы произошли в XIV столетии в Франции, во времена правления короля Франциска. Но история седой давности есть интересной, актуальной и для нас, современников. Когда читаешь балладу, то составляется впечатление, будто ты сам являешься зрителем спектакля, мысленно переносишься в те далекие времена, занимаешь кресло на арене королевского зверинца и наблюдаешь за событиями, за людьми…

Всюду слышать негромкий разговор, дамы обмахиваются веерами, возле них стоят достойные рыцари, готовые выполнить любой приказ своей дамы сердца. Вот красавица Кунигунд - гордая, недосягаемая. Возле нее взволнованный Делорж. С первой точки зрения видно, что он влюблен в Кунигунд. И если присмотреться внимательнее, то увидим, что она с презрением относится к юноше. И, к сожалению, любовь всегда слепа…

Аж вот начинается спектакль. Властный жест короля - и на арену выходит лев, снова жест - появляется тигр, потом два леопарда. Король развлекается, ожидая кровавой развязки. С нетерпением ждут смерти придворные. Мне становится не по себе… Звери - это звери, они живут по зверским законам, но люди, которые наслаждаются смертью… Жутко! А на арене тем временем завязывается бой между леопардами. Публика оживает. Но грозный рык царя зверей - льва - и животных успокаиваются. Казалось, спектакль закончился. Зрители разочарованы. И вдруг из руки прекрасной Кунигунд падает перчатка, попадая прямо в клетку с грозными животными. Все взгляды обращаются на даму. В какой-то момент мне показалось, будто я увидел, как гордо поднялся подбородок дамы, она ощутила себя королевой.
Спектакль продолжается. Как король в начале спектакля, теперь Кунигунд делает властный жест, посылая Делоржа поднять перчатку. Нил с напряжением, с ужасом наблюдает за действием. Мне до боли хочется, чтобы король прекратил это, как сделал царь зверей - одним жестом! Нет! Он только наблюдает. А тем временем Делорж заходит в клетку, поднимает перчатку. Он идет к Кунигунд, все восторженно поздравляют, хвалят его, гордая красавица также обещает рыцарю свою любовь. А он бросает перчатку ей в лицо, говорит: «Благодарности не надо». Зал замирает, и Делорж уходит от дамы. Конец спектакля.

Мне хочется догнать отважного юношу, который сумел защитить свое человеческое достоинство, который доказал свою смелость. Он победил мир зла, жестокости и сумел понять настоящую суть той, без которой еще вчера не воображал жизни. Человек начинается с поступка. Свой поступок сделала Кунигунд. Поступок Делоржа вызывает восторг. Не сделал поступка король. Как бы поступил я, если бы поступили так со мной?

Один из ярчайший периодов в истории немецкого Просвещения имеет название «Бури и натиска». Лирика, драма и проза 70-х лет XVIII столетия отмечаются высоким эмоциональным напряжением, бунтарскими мотивами. Носителем этого бунтарства чаще всего есть герой-одиночка, который провозглашает войну обществу. Проводником этого направления был молодой Гете, творец образа Прометея, гордого и непокорного, который бросил вызов самому Зевсу.

Шиллер присоединяется к движению «Бури и натиска» на начала 80-х лет. В духе идей и художественной манеры этого движения молодой писатель создает свою известную драму «Разбойники». Главный герой произведения излагает мысли Шиллера по поводу Просвещения. «Поставьте меня командовать войском таких молодцов, как я, - и Германия станет республикой, перед которой Рим и Спарта будут казаться женскими монастырями!» - провозглашает Карл Моор. Он является родовитым дворянином, тем не менее пренебрегает одинаково и знатную верхушку, и тех, кто ползает перед ней. К родительскому дому Карла привязывает не родительное имение, не графские привилегии, а любовь к престарелому отцу и к Амалии, воспитанницы в их доме.

Образ Карла довольно сложный, в отличие от его брата Франца. Франц изображен Шиллером жестоким, коварным, готовым ради собственной цели пойти на преступление. Сведя клевету на Карла перед отцом, тем самым он закрыл ему путь домой. Тогда Карл принимает предложение разбойников стать их атаманом. Состав банды Моора довольно интересный. Много кто знает латынь, французскую бранное слово и давнюю и новейшую истории. Эти мужчины - студенты, которые не доучились. Негодяев Карл Моор выгоняет со своего общества.

Банда Карла грабит не ради обогащения, а ради мести. «Мое ремесло - наказание», - говорит он. Свою частицу денег Карл Моор всегда отдает сиротам и помогает способным юношам получить образование. Но если надо быть жестоким по отношению к богатеям, или проучить лодыря, который толкует правосудие в свою сторону, Карл не имеет сожаления. Результат этого бунта можно было предусмотреть. Карл Моор, как умный человек, также сознавал его бесперспективность. Тем более, что борьба за справедливость, которую он вел, сопровождалась жестокостью и новыми преступлениями. Карл Моор оставляет банду, поняв никчемность своей деятельности. Он признает, что весь этот замысел был лишь юношеским чудачеством и химерическими идеями. Шиллер, как и его герой Карл Моор, также отказывается от бунта. И этим Сочинением он выражает надежду на мирные пути улучшения человечества, образования, просвещения. Мысли Шиллера актуальные и сейчас, ведь каждый желает улучшить свою жизнь. Так было, есть и будет во все времена.

ФОТО Getty Images

Почему одни люди добиваются успеха, несмотря на все трудности и неблагоприятные обстоятельства, а другие только мечтают об этом, но удача каждый раз словно обходит их стороной? Сегодня многие психологи считают, что наша судьба зависит от ментальных установок, которые становятся привычками и управляют нашей жизнью. Некоторые установки становятся тормозом на пути нашего развития и заставляют нас разочароваться в жизни даже тогда, когда у нас есть все причины быть счастливыми.

1. Не прощать других

Многие люди ставят знак равенства между «прощать» и «забывать». Но это неверно. Если мы пытаемся сделать вид, что ничего не произошло, мы лишь проглатываем свои переживания, загоняем их вглубь себя. По-настоящему простить означает освободиться от чувства обиды. Принять то, что случилось, но разрешить себе двигаться дальше. Сказать себе: «Да, мне было больно, но я не позволю чувству мести и желанию что-то доказать обидчику управлять мной». Прощение вовсе не отменяет тот факт, что кто-то поступил с вами несправедливо. Это лишь позволяет вам больше не страдать из-за этого.

2. Не прощать себя

Еще важнее – не застревать на ошибках, которые вы делаете. Сожаления, чувство унижения, стыда и вины из-за одной ошибки может преследовать нас годами. И последующие негативные мысли, стресс и пессимистические установки могут сформировать у вас негативный взгляд на мир – и все из-за чувства, что вы недостойны хорошего отношения к себе. На самом деле умение прощать себя помогает даже тем, кто находится в состоянии депрессии. Если вас преследуют мысли о прошлых ошибках, начните замечать и анализировать их: когда они проявляются сильнее? какие чувства они приносят с собой? что заставляет их уйти? Если вы тратите время на бесконечную войну со своими мыслями, постарайтесь проложить путь наружу с помощью разума. Задача в том, чтобы научиться принимать эти мысли без того, чтобы соглашаться с ними: «Снова эта мысль о том, что я была жестока по отношению к своим родителям. Привет, мысль. Да, я знаю, что ты здесь. Но ты не можешь достать меня сейчас, у меня есть дела поважнее – решить, что я буду есть на обед».

3. Мыслить по принципу «все или ничего»

Удивительно, сколько нездоровых психологических состояний происходят от мышления в стиле «пан или пропал». От панического расстройства до заниженной самооценки, от перфекционизма до чувства безысходности. Черно-белое мышление по определению делает ваш взгляд на мир более однобоким. Он усиливает негативные черты, заставляя их выглядеть более значительными, чем они есть. Он заставляет вас концентрироваться на ваших ошибках, видеть в других людях и обстоятельствах только плохое. Понаблюдайте за собой: проявляется ли эта привычка в вашей повседневной жизни? Способность четко отделять черное от белого может быть полезна, когда вы отбираете одежду для стирки, но для жизни в целом она менее применима.

4. Судить других слишком строго

Если вы постоянно разочарованы и раздосадованы из-за поведения окружающих людей, это может значить, что у вас полоса невезения и вы не получаете того отношения к себе, которого вы достойны. Это также может означать, что вы выбираете не тех людей. Или, скорее всего, у вас очень жесткие стандарты, по которым вы оцениваете поведение других людей. Возможно, вы столь же требовательны и к себе. Но иногда мы критикуем других именно потому, что видим в них черты, присущие и нам, – черты, которые мы не хотим признавать. Обратите внимание, что действительно происходит, когда вы злитесь на кого-то, будь то незнакомый человек, который не пропустил вас на дороге, или ваш неряшливый сосед. Подумайте о том, насколько целостную картину вы видите? Что, если вместо того, чтобы купаться в своем раздражении, вы задумаетесь, когда в последний раз вы сами совершали похожую ошибку? И какой отклик она могла вызвать у других? Сопереживание, даже когда вы меньше всего на это настроены, может быть мощным способом побороть гнев.

5. Думать, что ничто не изменится к лучшему

Но даже умеренная вера в то, что в вашей жизни ничего не изменится к лучшему, может приносить существенный вред. Например: «мой сын никогда не сможет добиться в жизни чего-то значительного», «я никогда не смогу вылезти из долгов», «мир – ужасное место, и становится только хуже». Эти убеждения могут настолько завладеть нашим разумом, что сделают нас глухими и слепыми к тем знакам, которые свидетельствуют об обратном. Но жизнь состоит из взлетов и падений. Спад, каким бы катастрофическим он ни казался, всегда сменяется подъемом. Если мы верим, что жизнь движется только по нисходящей, мы лишаем себя радости жизни и пропускаем те дни, когда счастье стучится к нам в дверь. Представьте, насколько умиротворенно вы будете чувствовать себя, если просто поверите в то, что сегодняшние трудности – это не навсегда.

6. Верить в то, что ваша жизнь вам неподвластна

Выученная беспомощность, которую впервые описал психолог Мартин Селигман (Martin Seligman), включает убеждение, что мы не можем контролировать то, что происходит в нашей жизни, даже если на самом деле это не так. Это мировоззрение имеет прямую связь с вероятностью депрессии. Оно формируется в детстве, когда мы на самом деле не были хозяевами своей жизни и нас убеждали в нашей несамостоятельности и неспособности что-то сделать. Такой сценарий приводит к тому, что мы теряем интерес к своей жизни и не решаемся ничего в ней изменить. И чем дольше мы бездействуем, тем сильнее нас засасывает чувство безнадежности. Напротив, когда мы решаемся действовать, мы начинаем видеть возможности и плоды своих трудов.

7. Верить, что все образуется само собой

Иногда вера в то, что все «утрясется», «перемелется», «устаканится», может быть почти такой же разрушительной, как и представление о том, что этого никогда не случится. Скажем, если ваш партнер злоупотребляет алкоголем и ведет себя вызывающе, вряд ли эта ситуация изменится сама собой. Но многие люди верят в то, что в мире существует высшая справедливость и за наши страдания мы рано или поздно получим воздаяние. Надежда на то, что Мироздание пошлет нам счастье, не только грозит нам разочарованием (если этого не случится). Она ставит нас в то же беспомощное положение, когда мы не готовы слушать себя и поступать в соответствии со своими глубинными желаниями и интересами.

8. Делать слишком широкие обобщеня

Это одно из «когнитивных искажений», описанных психотерапевтом Аароном Беком (Aaron Beck). Часто оно выражается в следующем заключении: «Мне не везет в чем-то одном – значит, я неудачник». Склонность делать неоправданно широкие выводы наблюдается у тех людей, чей взгляд на мир проникнут пессимизмом. Иногда такой тип мышления даже выглядит как паранойя: «дай им палец, они руку откусят» или «стоит дать слабину, и тебя растопчут». Конечно, не каждый встреченный нам человек – образец добродетели. Но это не значит, что нас окружают одни мошенники и бессовестные манипуляторы. И если сосед отказался придержать вам дверь в подъезд, это не повод следовать его примеру. В конце концов, помогая другим, мы сами начинаем чувствовать себя лучше.

9. Не быть благодарным

Речь не только о том, чтобы благодарить людей, которые заботятся о вас или просто проявляют свое расположение. Благодарить – и благословлять – жизнь за те счастливые моменты, которые она нам дарит, – значит обеднять себя. Что лучше – устроить скандал из-за того, что в ресторане вас заставляют долго ждать своего заказа, или подумать о том, какая чудесная сегодня погода и как прекрасно ваша спутница выглядит в этом платье? Некоторые считают это сентиментальным. Ну и пусть – если это дарит нам чувство душевного равновесия и спокойствия. В конце концов, цинизм и желчность еще никого не сделали счастливым.

Андреа Бониор (Andrea Bonior) - клинический психолог, блогер и писатель, автор книги «Отлаженная дружба: полный путеводитель по выбору друзей, расставанию с друзьями и сохранению контакта с друзьями» (The Friendship Fix: The Complete Guide to Choosing, Losing and Keeping Up with Your Friends, St. Martin"s Griffin, 2011). Ее сайт drandreabonior.com.