Как снять кассу в налоговой пошаговая инструкция. Как снять с учета в налоговой инспекции кассовый аппарат (ккм)

Внимание! Этот материал о том, как снять кассу с учёта в налоговой . Если вас интересует как снять у кассы Z отчёт (регулярное снятие кассы), нажмите !

Предпринимательская деятельность далеко не всегда проста и безоблачна. Иногда случается и так, что приходится сворачивать бизнес, а все рабочее оборудование складировать в дальний угол. Но если прилавки, мебель, компьютеры и прочее можно просто спрятать подальше или попытаться перепродать, то с контрольно-кассовой техникой поступать нужно иначе.

Прежде чем окончательно убрать ее на полку или выставить на продажу, необходимо провести ее снятие с учета в налоговой инспекции.

Причем поступать так нужно не только в случае закрытия бизнеса, но и в некоторых других ситуациях. Разберем эту тему подробнее.

Снимаем контрольно-кассовую технику с учета: причины

Необходимость полного снятия контрольно-кассовых машин с учета в налоговых органах или их перерегистрация может возникнуть при самых разных обстоятельствах. Это может быть:

  • ликвидация юридического лица (предприятия или организации) а также закрытие ИП;
  • добровольная замена кассовой машины на более функциональную и новую модель;
  • вынужденная замена устаревшей кассовой техники вследствие того, что она была вычеркнута из перечня государственного реестра. Эксплуатировать контрольно-кассовый аппарат можно не более 7 лет с момента его выпуска ;
  • кража контрольно-кассовой техники. В данном случае, к специалисту налоговой надо будет обязательно предъявить справку из полиции;
  • предоставление в аренду, передача в дар, а также продажа другой компании или индивидуальному предпринимателю;
  • форс-мажорные обстоятельства (пожары, наводнения, разрушения зданий и т.д.);
  • изменения в соответствующей части законодательства;
  • в случаях, если кассовая машина по каким-либо причинам не применяется в работе. Особенно это важно, если дальнейшее ее использование также не запланировано, но, при этом, доступ к ней имеют как сотрудники компании, так и посторонние лица. Чтобы избежать несанкционированного и бесконтрольного использования кассы, ее надо дезактивировать.

Для чего снимать контрольно-кассовые машины с учета в налоговой

Снимать кассы с учета в налоговых органах необходимо независимо от того, что послужило причиной прекращения их применения. Нужно помнить о том, что данные о каждом используемом фискальном регистраторе или кассовом аппарате есть в базе налоговой службы. А раз так, то значит они в обязательно порядке должны подвергаться регулярному техническому обслуживанию и своевременной .

Если касса не снята с учета, представители налоговой инспекции могут в любой момент заглянуть с проверкой на предмет правильной выдачи кассовых чеков покупателям или потребителям услуг.

Особенно это касается индивидуальных предпринимателей, поскольку именно их в случае чего проще всего найти (по месту жительства, указываемом при постановке ИП на учет в ИФНС). Самое неприятное будет, если представитель организации или индивидуальный предприниматель не сможет ответить на вопрос о том, где находится контрольно-кассовая техника, зарегистрированная на его компанию.

Ну и конечно, стоит помнит о том, что не сняв кассу с учета в налоговой службе, ее не удастся продать или подарить.

Порядок снятия контрольно-кассовой техники с регистрации

Если говорить коротко, то процесс снятия ККМ с налогового учета происходит в несколько этапов:

  1. подготовка комплекта документов;
  2. консультирование и привлечение к процедуре сотрудника сервисного центра;
  3. визит в налоговую.

Если все сделано по порядку и правильно, то сам процесс снятия кассы с учета займет не более получаса.

Что важно при снятии кассы с учета

Основной смысл операции по снятию кассы с регистрации в налоговых органах заключается в том, чтобы они могли проверить, насколько соответствует информация в кассовом журнале по отношению к сведениям фискальной памяти, а также последующей дезактивации аппарата, и передачи данных ЭКЛЗ на хранение. Здесь необходимо отметить, что строгой регламентации этой процедуры нет, поэтому каждый регион РФ по-своему регулирует данный процесс.

Прежде чем отправляться в территориальный отдел налоговой службы, нужно уточнить, какие именно требования предъявляет к процедуре снятия кассы с учета именно тот отдел ИФНС, в котором она была зарегистрирована.

Внимание! Иногда налоговики требуют, чтобы снятие фискальных отчетов с контрольно-кассовой техники проводилось только в присутствии их представителя. В этом случае нужно заранее договариваться с инженером из центра технического обслуживания о том, чтобы он мог в определенное время подъехать в налоговую. ИП или сотруднику компании, подающей заявление на снятие ККМ с регистрации, надо иметь с собой все необходимые документы и саму кассу.

Следует отметить, что не все территориальные инспекции так строго относятся к данному процессу. Некоторые не требуют привозить к ним кассовые машины и приглашать технического специалиста, они ограничиваются проверкой документов, главное в которых – корректное оформление и резолюция сертифицированного технического центра.

В еще более упрощенных схемах работники обслуживающих центров самостоятельно снимают блок ЭКЗЛ и собирают все документы для снятия кассы с учета в налоговой. При этом собственнику кассовой машины нужно всего лишь лично подъехать в налоговую с заявлением или отправить туда представителя с доверенностью. Сделать это надо либо в тот же день, либо, если это установлено в правилах местной территориальной налоговой инспекции – в трехдневный срок.

Перед тем, как снимать кассовый аппарат с налогового учета, необходимо убедиться в том, что вся налоговая отчетность на текущее время сдана своевременно, никаких долгов перед налоговиками нет, все счета со стороны обслуживающей технику организации оплачены.

Кроме того, не лишним будет еще раз проверить правильность занесения информации в журнал кассира-операциониста, и проверить журнал технического обслуживания.

Документы по снятию ККМ для налоговой

После того, как все необходимые предварительные проверки и операции проведены, пора приступать к формированию пакета документов для налоговой. В него входит несколько важных документов, без которых снятие кассы с регистрации невозможно. Вот перечень этих документов:

  • карточка, выданная при регистрации кассовой машины в налоговой;
  • личный паспорт заявителя или представителя по доверенности;
  • технический паспорт контрольно-кассовой техники и отдельно паспорт блока ЭКЛЗ;
  • журнал кассира-операциониста;
  • журнал регистрации вызовов технических специалистов;
  • копия заверенного налоговой инспекцией баланса за последний отчётный период;
  • от ООО;
  • книга доходов и расходов от ИП.

Последние два документа не обязательны, но в некоторых случаях инспектор налоговой службы может попросить их для полноценного анализа сведений по ККМ.

От сотрудника обслуживающего центра, налоговики потребуют:

  • чек с фискальным отчётом за всё время использования кассы;
  • акт о снятии показаний кассовых счётчиков;
  • по одному чеку-отчёту за каждые последние три года эксплуатации кассы;
  • помесячные фискальные отчеты также за трехгодовой период;
  • чек о закрытии архива памяти аппарата;
  • отчёт по блоку памяти ЭКЛЗ;
  • акт о передаче ЭКЛЗ на хранение. Кстати говоря, храниться он должен не менее пяти лет с момента снятия кассы с учета на случай возможной налоговой проверки.

После того, как все вышеперечисленные документы будут отданы специалисту налоговой инспекции, и процедура снятия кассы с учета будет завершена, с кассовым аппаратом можно делать все, что заблагорассудиться: продать, сдать в аренду, отдать в комиссионный отдел технического центра, подарить, просто поставить в угол. Однако стоит помнить, что если модель кассы вычеркнута из госреестра, дальнейшее её использование будет невозможно. В этом случае кассу можно только выбросить.

Контрольно-кассовая машина согласно законам Российской Федерации – это инструмент контроля налично-денежного оборота предприятия или компании. Также она позволяет упростить процедуру учёта оборота товаров и деятельности продавцов.

Для осуществления коммерческой деятельности необходимо получить и зарегистрировать ККМ в Налоговой инспекции. После завершения деятельности требуется снять аппарат с учёта.

Возникла необходимость

В Российской Федерации действует специальный закон «О применении контрольно-кассовой техники». В нынешних условиях требуется уделять большое внимание такой техники, как при регистрации, так и при снятии с учёта.

Почему так важно выполнять процедуру снятия с учёта контрольно-кассовой машины? Некоторые предприниматели совершают ошибку: после завершения деятельности своей фирмы или предприятия они просто убирают ККМ, и перестают ею пользоваться. Однако закон обязывает владельца официально снимать с учёта свой аппарат, так как есть риск, что им могут воспользоваться посторонние лица.

Существует несколько распространённых причин, из-за которых приходится сталкиваться с необходимостью снятия техники с учёта:

  • прекращение деятельности фирмы или организации;
  • кража аппарата или появление каких-либо неисправностей;
  • окончание срока службы ККМ (по закону – 7 лет с начала эксплуатации);
  • изменение формата коммерческой деятельности (покупка более новой и функциональной модели) и т.д.

В этих случаях необходимо знать, как снять с учёта ККМ в соответствии со всеми требованиями Налоговой инспекции и других органов государственного контроля.

Смена кассового аппарата

В случае поломки или расширения бизнеса владельцы компаний и индивидуальные предприниматели сталкиваются с необходимостью замены или перерегистрации кассового аппарата.

Сейчас действуют упрощённые схемы решения таких вопросов, согласно которым достаточно отправить заявление в ИФНС и ЦТО.

Существует несколько разновидностей контрольно-кассовой техники, отличающихся своими возможностями . В зависимости от размеров организации или фирмы, а также особенностей её деятельности выбирается тот или иной тип оборудования. Однако со временем вполне может возникнуть необходимость в более функциональных и удобных кассовый аппаратах, например, подключаемых к компьютерным системам. В этом случае осуществляется замена оборудования и его перерегистрация.

Порядок перерегистрации включает несколько этапов:

  • снятие с учёта старой ККМ;
  • постановка на учёт нового аппарата.

В этом случае техника получает новый регистрационный номер, который вносится в её фискальную память.

С 2012 года действует упрощённая процедура. Для перерегистрации достаточно написать заявление по специальной форме КНД 1110021 в Налоговую инспекцию. Там указываются все необходимые данные и номера документов. Заявление можно отправить по почте в ФНС.

В письме нужно будет приложить необходимые документы:

  • непосредственно заявление;
  • карточку ККМ;
  • договор аренды помещения и т.д.

В случае несоблюдение требований закона РФ может последовать взыскание, как за неприменение ККМ при осуществлении коммерческой деятельности.

Ликвидация деятельности

Контрольно-кассовый аппарат можно считать главным элементом в деятельности любой коммерческой организации. При прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя необходимо пройти соответствующую процедуру по государственной регистрации данного факта. К этому относится и снятие с учёта имеющейся ККТ.

При покупке новой машины происходила регистрация в территориальном отделении ИФНС и ЦТО (Центре технического обслуживания).

Последний занимается обслуживанием и ремонтом кассовой техники, поэтому Налоговая инспекция учитывает его отчёты. У любого мастера ЦТО имеется удостоверение личности, разрешение на работу, а также специальные пломбиры.

Основными документами, которые необходимо подготовить сразу, являются:

  • заявление от владельца ККМ или лица, имеющего доверенность;
  • журнал оператора-кассира;
  • договор с ЦТО с указанием условий обслуживания ККМ;
  • регистрационная карта аппарата.

После этого можно отправляться на приём в отделение ИФНС к дежурному инспектору.

Инспектор проверяет все представленные документы, в том числе кассовые книги и различные фискальные отчёты. В ходе проверки составляют акты, которые и служат основой для положительного решения о снятии с учёта.

Необходимо отметить, что эти процедуры проходит без непосредственного участия владельца. И снятие с учёта осуществляется гораздо легче, чем первичная

Новый владелец

В связи с высокой стоимостью контрольно-кассовой техники многие предприниматели выбирают вариант с приобретением Б/У аппаратов (цена некоторых моделей превышает 15-20 тысяч рублей). На сегодняшний момент на вторичном рынке можно немало недорогих и вполне рабочих решений для своего предприятия или организации. В этом случае обычно удаётся сэкономить до половины стоимости.

При покупке Б/У кассы необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  • состояние аппарата;
  • свидетельство о государственной регистрации ККМ;
  • проверить, если ли в названии литера «К» (аппараты с литерой «Ф» нельзя зарегистрировать по новым правилам);
  • сопутствующие документы на данный вид техники;
  • наличие блока ЭКЛЗ.

Регистрация и дальнейшая работа ККМ возможно только при наличии блока ЭКЛЗ.

Также согласно законом Российской Федерации эксплуатировать аппараты более 10 лет нельзя, поэтому лучше приобретать аппараты, чей срок службы не превышает 6-7 лет. Т.е. передать кассовый аппарат во владение другому человеку (или приобрести Б/У) можно только в том случае, если он соответствует всем вышеописанным требованиям.

Порядок снятия с учёта ККМ

При ликвидации деятельности в качестве индивидуального предпринимателя следует особое внимание уделять вопросам снятия с учёта контрольно-кассовой техники.

Действующее законодательство РФ не предъявляет обязательных требований по ликвидации ККМ после закрытия деятельности.

В то же время, лучше известить об этом ИФНС и разорвать договор с ЦТО. Данная процедура регулируется указом Министерства Финансов от 10 марта 2009 года, а также соответствующим Постановлением Правительства. Снимать ККМ с учёта можно как до, так и после непосредственной ликвидации деятельности ИП.

Подача документов

Для снятия с учёта вашей ККМ потребуется собрать определённый пакет документов. Если он будет у вас на руках, то вся процедура пройдёт намного быстрее и проще. Для прохождения самой процедуры не нужно возить с собой саму контрольно-кассовую машину – можно обойтись одними бумагами.

Согласно закона РФ в пакет необходимых документов входит:

  • технический паспорт контрольно-кассовой техники (оригинал);
  • карточка-свидетельство регистрации ККМ;
  • журнал операциониста по форме КМ-4;
  • полный фискальный отчёт кассовой машины;
  • договор с ЦТО (оригинал);
  • баланс из Налоговой инспекции за последний отчётный период (копия);
  • персональные документы, удостоверяющие личность.

Такие документы всегда должны храниться в надёжном месте, так как они наверняка понадобятся через 5-6 лет (например, когда придётся заменять ККМ). Отдельно придётся позаботиться только об отчёте по балансу и журнале кассира.

К этому пакету документом нужно приложить заявление на снятие, заполненное по форме КНД 1110021. Образец его можно найти на официальном сайте ФНС или непосредственно в территориальных отделениях. Если всё документы собраны, заявление написано правильно, а в отделении нет очередей, то вопрос может решиться буквально за несколько минут. Остаётся подождать несколько рабочих дней для окончательной регистрации.

Чтобы не возникало проблем при прохождении процедуры, необходимо внимательно проверять все документы и учитывать требования.

Чаще всего при подаче документов мешает:

  • неправильно заполненные заявления;
  • несоответствие адресов подачи документов и регистрации;
  • наличие задолженностей по налогам или госпошлинам;
  • отсутствие отчётности;
  • неполный набор документов.

Проверка

Обязательный этап при снятии аппарата с учёта – проверка инспектора самого аппарата. Он, согласно регламента, должен выехать на место установки ККТ, проверить наличие и работоспособность и целостность машины.

В обязанности проверяющего в этом случае относятся также:

  1. Сверку записей кассовых документов и журнала операциониста.
  2. Проверку фискального отчёта аппарата.
  3. Составление актов на основе проведённой проверки.

В случае, когда данные не противоречат друг другу, регистрирующему дают зелёный свет на снятие с учёта указанной ККМ.

Если процедуру проводит не действующий владелец?

Все вопросы по ликвидации деятельности в качестве ИП и снятию с учёта контрольно-кассовой техники должны решаться непосредственно владельцем. Однако российское законодательство позволяет привлекать других лиц для решения таких вопросов.

Для этого достаточно написать доверенность на снятие ККМ с учёта и заверить её у нотариуса.

Она пишется в той же форме, что и другие виды доверенностей. Но нельзя забывать, что данный документ подлежит обязательному нотариальному заявлению, а также регистрации в Государственном реестре. В противном случае в ФНС просто не примут заявление на снятие с учёта.

Проверка документов перед подачей в контролирующие инстанции — задача предпринимателя. Читайте, как избежать подачи

Как открыть свою юридическую фирму? Узнайте

Материальная помощь работнику может предоставляться на различные цели. Смотрите, как это

Дальнейшая судьба ККМ

При снятии с учёта кассовой техники можно выделить несколько наиболее важных аспектов:

  • Принятие решение о прекращении деятельности или необходимости замены ККМ.
  • Сбор необходимых документов (технический паспорт, журнал отчётности и т.д.).
  • Обращение в ЦТО для получения отчёта за последний период.
  • Заявление в ФНС.

Многие предприниматели забывают о действующей кассовой технике, когда приходит момент закрытия или замены аппаратуры. Однако лучше снять с себя ответственность за неё.

После снятия с учёта кассовый аппарат уже не может эксплуатироваться.

На сегодняшний момент действует ряд ограничений в законодательстве. При нарушении этих требований могут последовать серьёзные санкции, в том числе крупные штрафы. В то же время, некоторые виды малого бизнеса при уплате ЕНВД (единого налога на вменённый доход) могут использовать незарегистрированные контрольно-кассовые аппараты, так как требования в этом случае ниже.

Таким образом, есть возможность использовать аппарат при определённых видах деятельности, можно попробовать найти заинтересованных покупателей или просто отправить его на утилизацию.

Снять с учета кассовый аппарат в налоговой - значит получить от нее карточку о снятии ККМ с регистрационного учета. Но перед этим налоговой инспекции необходимо внести в журнал учета контрольно-кассовой техники сведения о том, что пользователем прекращено применение ККМ. Снятие с учета кассового аппарата может происходить как добровольно, так и вынужденно. К примеру, до 01.07.2017 нужно снять с учета те кассовые аппараты, которые не смогут обеспечить онлайн передачу данных в налоговые органы. Расскажем в нашей консультации о снятии кассы с учета в налоговой.

Как снять с учета ККМ в налоговой: новый порядок

Для снятия ККТ с учета в налоговой организация или ИП должны подать заявление. Подать его можно на бумажном носителе в любую налоговую инспекцию или в электронном виде через кабинет контрольно-кассовой техники (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Форма заявления утверждена Приказом ФНС РФ от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@ . Это «Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники», которое применяется при регистрации, перерегистрации и снятии ККМ с учета. При снятии на титульном листе заявления указывается код вида документа 3 — «Заявление о снятии с регистрации контрольно-кассовой техники».

Заявление о снятии с учета ККМ:

Подать заявление о снятии с учета ККТ необходимо не позднее 1 рабочего дня со дня передачи аппарата другому пользователю, а в случае факта хищения или потери — не позднее 1 рабочего дня со дня обнаружения такого факта (п. 5 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Чтобы снять кассу с учета в налоговой, в заявлении необходимо указать (п. 6 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ):

  • полное наименование организации (или Ф.И.О. ИП), ИНН;
  • наименование модели ККМ и ее заводской номер;
  • сведения о случаях хищения или потери ККТ (при наличии таких фактов).

Перед подачей заявления пользователь ККТ должен сформировать отчет о закрытии фискального накопителя. Сведения, содержащиеся в этом отчете, нужно передать в налоговую инспекцию вместе с заявлением о снятии. Естественно, отчет не сдается, если ККМ была утрачена или похищена и снимается с учета в связи с этим (п. 8 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

В течение 5 рабочих дней после подачи заявления налоговая инспекция выдает (направляет) бывшему пользователю ККТ карточку о снятии ККМ с учета. Дата формирования этой карточки и будет являться датой снятия аппарата с учета в налоговой.

Обращаем внимание, что указанный выше порядок снятия ККТ с учета в налоговой применяется с 01.07.2017 года ко всем ККТ, а до этой даты к кассовым аппаратам, поставленным на учет после 01.02.2017 (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).

Временный порядок снятия с учета ККМ

До 01.07.2017 снятие с учета кассовых аппаратов, зарегистрированных в налоговой не позднее 01.02.2017, производится в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 .

ККТ снимается с учета по заявлению пользователя в течение 5 рабочих дней с даты представления заявления в тот налоговый орган, в котором ККТ была зарегистрирована. К заявлению необходимо приложить паспорт ККТ и карточку регистрации.

В паспорте ККТ делается отметка о снятии аппарата с регистрации и заверяется печатью налогового органа. Такая же отметка делается в книге учета и карточке регистрации, которая остается в налоговом органе.

Форма заявления о снятии была приведена выше.

Материал softbalance.ru (ГК Софтбаланс)

1 июля 2017 года ФНС в одностороннем порядке снимет с учета все ККТ с ЭКЛЗ. Об этом сказано в письме ФНС № ЕД-4-20/11625@ от 19.06.2017.

«Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона № 290-ФЗ контрольно-кассовая техника, соответствующая требованиям Федерального закона № 54-ФЗ (в редакции, до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ) (далее – контрольно-кассовая техника, несоответствующая требованиям Федерального закона № 290-ФЗ) зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, снимается с регистрационного учета в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 01.07.2017.

При этом контрольно-кассовая техника, несоответствующая требованиям Федерального закона № 290-ФЗ, подлежит снятию налоговым органом с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета с 01.07.2017»

Что это означает для владельцев касс и можно ли им будет продолжить работу?

«Следует учитывать, что в случае, если контрольно-кассовая техника, несоответствующая требованиям Федерального закона № 290-ФЗ, снята с регистрационного учета налоговыми органами в одностороннем порядке после 01.07.2017, и ввиду отсутствия возможности применения контрольно-кассовой техники по новому порядку, при наличии обстоятельств, указанных в письме Министерства финансов Российской Федерации от 30.05.2017 № 03-01-15/33121, такое устройство применяется для выдачи покупателю (клиенту) на бумажном носителе подтверждения факта осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), то указанные организации и индивидуальные предприниматели к административной ответственности не привлекаются»

На владельцев ККТ возлагается ответственность за предоставление в налоговые органы фискальных отчетов:

«При этом налоговые органы сообщают таким пользователям контрольно-кассовой техники о необходимости представления после 01.07.2017 в налоговые органы показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков, снятых с контрольно-кассовой техники, несоответствующей требованиям Федерального закона № 290-ФЗ, до момента осуществления ее модернизации »

Снятие ККТ с регистрационного учета это регламентированная процедура, порядок которой может изменяться по внутренним правилам региональных подразделений ФНС. Но его основные этапы, как правило, состоят из:

Подготовки пакеты сопроводительных документов:

  • регистрационная карточка, выданная при постановке ККТ на учёт;
  • журнал кассира-операциониста (форма КМ-4);
  • паспорт кассового аппарата и паспорт ЭКЛЗ;
  • журнал вызова сотрудников технического обслуживания;

Подготовка фискальных отчетов и актов по итогам работы ККТ от сотрудника ЦТО:

  • акт о снятии показаний счётчиков аппарата (форма КМ-2);
  • чек с фискальным отчётом за всё время эксплуатации ККМ;
  • по 1 чеку-отчёту за каждый из 3-х последних лет работы кассы;
  • чек о закрытии архива памяти аппарата;
  • акт о передаче блока памяти на хранение.

При этом налоговый инспектор проверяет данные в журнале кассира-операциониста с данными фискальных отчетов, полученных из ККТ. Сами фискальные отчеты по правилам снимает сотрудник ФНС из специальной утилиты используя пароль налогового инспектора. Но, как правило во многих регионах эту операцию за них выполняют сотрудники ЦТО. И только после проверки всех документов ККТ снимают с учета в базе ФНС, о чем и выдают соответствующие документы и делают записи в паспорте ККТ.

Документы по кассе и ЭКЛЗ предприятие обязано хранить у себя в течении 5 лет и предоставлять по требованию проверяющих органов.

Выход письма ФНС № ЕД-4-20/11625@ от 19.06.2017 вызывает множество вопросов.

1. Если ККТ с ЭКЛЗ продолжает работу после 01.07.17 и до момента модернизации (замены), то когда с нее снимать фискальные отчеты?

Напомним, что фискальные отчеты должны соответствовать записям журнала кассира-операциониста и отражать все операции, производимые на кассе, иначе налоговый инспектор просто не сможет их проверить. Но с 01.07.17 старый порядок работы с ККТ отменяется (включая требования по заполнению журнала). Согласно письму ФНС № ЕД-4-20/11625@ от 19.06.2017, после 01.07.17 такое устройство применяется для выдачи покупателю (клиенту) на бумажном носителе подтверждения факта осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), т.е. в режиме принтера товарных чеков. Если с 01.07.17 перестать заполнять кассовую книгу, а фискальные отчеты снять и сдать позже, то как инспектор их примет?

Мы советуем после 01.07.17 продолжать выполнять на кассе все операции в обычном режиме. И кассовый журнал тоже вести в обычном режиме. И уже непосредственно перед модернизацией или замены ККТ снять фискальные отчеты.

2. Закрытие архива ЭКЛЗ приведет к блокировке ККТ. Как этого избежать?

Операция закрытия ЭКЛЗ и ее передача на хранение входит в обязательные при снятии ККТ с учета. Но после этого чтобы продолжить работу на кассе в нее необходимо установить и активировать новую ЭКЛЗ или отключить режим ее использования. Поэтому чтобы продолжить работу на кассе, как это рекомендует ФНС, архив ЭКЛЗ лучше не трогать и закрыть его вместе со снятием фискальных отчетов перед переходом на работу по новым правилам.

3. Сколько времени дается предприятию на предоставление в ФНС фискальных отчетов о снятии ККТ с учета?

Этот период нигде не зафиксирован. Логично, что пока ККТ продолжают использовать в режиме чекового принтера до момента получения новой кассы или модернизации старой, операции по закрытию архива ЭКЛЗ произвести затруднительно, а значит и сдать фискальные отчеты тоже. Поэтому при наличии обстоятельств, указанных в письме Министерства финансов Российской Федерации от 30.05.2017 № 03-01-15/33121, срок использования старой ККТ и сдачи отчетов по ней могут быть сопоставимы. При этом при сдаче отчетов после 01.07.2017 мы рекомендуем при визите в налоговую иметь при себе документы, подтверждающие вашу добропорядочность (договор поставки ФН и платежное поручение об его оплате с датой до 01.07.2017).

4. Какой штраф предусмотрен за не предоставление фискальных отчетов после снятия ККТ с учета ФНС в одностороннем порядке?

Штрафы за такое нарушение не предусмотрены. Однако те документы, которые выдает налоговой инспектор при снятии ККТ с учета, могут быть затребованы ФНС при плановых и внеплановых (встречных) проверках. Поэтому мы рекомендуем выполнить все операции по снятии ККТ с учета в полном объеме.

5. Что делать если ФНС снимет кассу с учета по своей базе 01.07.2017, а фискальные отчеты будут за другую, более позднюю дату?

Порядок перерегистрации ККТ

Для того, чтобы внести необходимые изменения в сведения, которые пользователь ранее передал в налоговую инспекцию при регистрации ККТ, он должен подать в налоговый орган лично или через кабинет ККТ на сайте nalog.ru заявление о перерегистрации ККТ. Причем заявление на бумажном носителе при необходимости теперь можно подать в любую налоговую инспекцию, а не только по месту регистрации пользователя, как это было раньше ().

Заявление о перерегистрации подается не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изменения сведений, внесенных в журнал учета и карточку регистрации ККТ. При этом в заявлении должны быть указаны сведения, которые пользователь сообщил при регистрации ККТ, в которые вносятся изменения ().

ВНИМАНИЕ

В случае замены старого ФН на новый, например, в связи с истечением срока действия ключа фискального признака, потребуется перерегистрация ККТ. При этом необходимо будет сформировать и направить в налоговую инспекцию отчет о закрытии ФН ( , ).

После проверки представленных сведений в завершение регистрационных действий с ККТ налоговый орган направит в адрес пользователя электронную карточку регистрации ККТ. Этот документ формируется в виде подписанного электронной подписью документа и направляется налоговым органом в течение пяти рабочих дней с даты завершения перерегистрации через кабинет ККТ или посредством ОФД ().

ВНИМАНИЕ

При перерегистрации в связи с заменой ФН и снятии с регистрационного учета ККТ, которая применялась в режиме без передачи фискальных документов в налоговые органы, пользователи обязаны осуществить считывание фискальных данных всех фискальных документов, содержащихся в ФН, и представить эти фискальные данные в налоговую инспекцию вместе с заявлением о перерегистрации или о снятии ККТ с регистрационного учета на бумажном носителе или через кабинет ККТ. Датой подачи отчета в электронной форме считается дата его размещения в кабинете ККТ ().

Пользователь, которому карточка регистрации ККТ напралена в форме электронного документа, вправе получить в налоговом органе соответствующую карточку на бумажном носителе ().

Порядок снятия ККТ с регистрационного учета

Заявление о снятии ККТ с регистрационного учета подается в порядке, аналогичном постановке кассового аппарата на учет или его перерегистрации ().

При этом, снятию с учета подлежит ККТ в случаях:

  • ее передачи другому пользователю;
  • хищения;
  • потери;
  • истечения срока действия ключа фискального признака.

Нужна электронная подпись?
Удостоверяющий центр ГАРАНТ
поможет подобрать и приобрести сертификат электронной подписи и для юридического, и для физического лица.

После передачи ККТ другому пользователю, заявление о ее снятии с регистрационного учета подается в любой территориальный налоговый орган лично или через кабинет ККТ на сайте nalog.ru не позднее одного рабочего дня после передачи. В случае хищения или потери – не позднее одного рабочего дня со дня обнаружения факта хищения или потери.

Однако в случае истечения срока действия ключа фискального признака в ФН, ККТ снимается с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя. При этом в течение одного месяца с этой даты пользователь должен представить в налоговые органы все фискальные данные, которые хранятся в ФН, применявшемся в ККТ на момент ее снятия с регистрационного учета ( , ).

ВАЖНО

ККТ, поставленная на учет до 1 февраля 2017 года применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета в прежнем порядке до 1 июля 2017 г. А после 1 июля, когда старую технику использовать будет уже нельзя, она будет сниматься с учета без оповещения собственников (письмо ФНС России от 30 декабря 2016 г. № ЕД-4-20/25616 " ").

В заявлении о снятии ККТ с регистрации указываются следующие сведения:

  • полное наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество ИП-пользователя;
  • ИНН пользователя;
  • наименование модели и заводской номер экземпляра ККТ, зарегистрированного в налоговом органе;
  • сведения о случаях хищения или потери ККТ (при наличии таких фактов) ().