Князь тохтамыш. Значение слова тохтамыш в краткой биографической энциклопедии

Хан Тохтамыш был сыном одного из влиятельных ордынских царевичей. Его правление ознаменовалось возрождением золотоордынской власти, которая сильно пошатнулась в результате многочисленных усобиц при его предшественниках. В русской истории он известен как организатор похода на Москву в 1382 году, который закончился страшным опустошением города и сожжением его посада.

Воцарение

После того как его отец был убит, будущий хан Тохтамыш бежал в 1376 г. к Тимуру, который в это время правил в одном из среднеазиатских государств. В течение двух последующих лет он с помощью своего покровителя предпринимал попытки свергнуть правителя, который казнил его отца, однако всякий раз терпел неудачи. Когда его противник скончался, хан Тохтамыш в 1378 г. сверг его слабого преемника и стал правителем одной из частей уже начавшего к тому времени распадаться ордынского государства. В следующем году он вторгся в те владения, которые контролировались Мамаем и сумел захватить все ордынские земли, включая столицу. После Куликовской битвы в 1380 году он с помощью Тимура стал правителем вновь объединенного государства и способствовал восстановлению престижа власти. Кроме того, при нем началось возрождение целого ряда поволжских ордынских городов.

Ситуация на Руси

Сразу же после воцарения хан Тохтамыш послал к русским князьям послов с известием об этом и требованием прийти к нему в ставку для прохождения традиционного ритуала получения ярлыков на княжества и принесения дани. Удельные правители последовали к новому хану, однако московский великий князь Дмитрий Донской отказался. Дело в том, что после положение в русских землях изменилось: победа над монголо-татарами сделала Москву центром объединения русских земель. Это крупнейшее событие поставило вопрос об образовании единого русского государства. Такая расстановка сил изменила московско-ордынские отношения, с чем не мог смириться новый хан. По прошествии двух лет он начал подготовку к походу на Москву.

Нападение на столицу

Разорение Москвы ханом Тохтамышем в 1382 году стало одним из самых страшных эпизодов в русской истории. Этот удар особенно сильно поразил современников ввиду того, что он случился так скоро после памятной победы на Прежде чем двинуться на столицу, татары подошли к нижегородской земле, правитель которой, желая уберечь свои владения от опустошения, отдал ему своих сыновей. Рязанский князь, также желая отвести удар от своей вотчины, направил татар к речным путям, по которым они и добрались к главному городу. Тогда Дмитрий Донской вместе со своим двоюродным братом и ближайшим помощником направился в подмосковные центры для сбора войска, чтобы дать отпор врагу.

Вторжение

Разорение Москвы ханом Тохтамышем стало возможным только благодаря его хитрости. В течение нескольких дней жители столицы и пришедшие им на помощь литовские войска отбивались от нападавших и наверняка одержали бы победу, если бы завоеватель не пошел на обман: он уверил москвичей в том, что пришел только для того, чтобы взять традиционную дань и в том случае, если он ее получит, сразу же отойдет от стен города. Жители поверили и отворили ворота. Тогда хан произвел в городе страшное опустошение и сжег посад, после чего разграбил часть подмосковных городов. Поход хана Тохтамыша на Москву закончился его отступлением после того, как один из его отрядов потерпел поражение от войск Владимира Серпуховского.

Последствия

Итоги этого страшного нападения были ужасными. В городе погибло около двадцати четырех тысяч человек, это составляло примерно половину от всего населения столицы. Окрестные города и села были сожжены, разграблены. Князь по своем возвращении сразу принял активные меры для ликвидации этих последствий. Он платил деньги за захоронения погибших, кроме того, способствовал восстановлению разрушенных населенных пунктов. Набег хана Тохтамыша стал серьезным ударом для современников, однако он не остановил уже начавшегося процесса Тем не менее после этого события московский князь был вынужден отправить в ставку своего сына, а потом приехал сам, заплатил двухлетнюю дань и добился ярлыка на великокняжеский престол. Тверская земля была признана независимой от Владимирского княжества.

Борьба за власть

Ордынский хан Тохтамыш с 1388 года стал вести борьбу со своим бывшим покровителем Тимуром. Опасаясь, что последний захватит часть закавказских и западноиранских земель, он захватил часть этой территории. Однако в 1390-е годы его противник одержал над ним две крупные победы, и ему пришлось впоследствии вести постоянную борьбу со ставленниками Тамерлана. Через некоторое время он бежал к литовскому князю, который решил им воспользоваться для того, чтобы одержать победу над татарами. Ему это удалось в битве в 1399 году, однако новый сильный правитель Едигей нанес ему поражение, после чего Тохтамыш стал склоняться к миру со своим бывшим покровителем, который, однако, умер через шесть лет, а хан был окончательно разбит и убит в 1405 году.

Несмотря на те опустошения, которые он произвел в русских землях, объединительный процесс продолжался. Преемники Дмитрия Донского уже гораздо меньше считались с золотоордынскими правителями, а скоро власть хана вообще стала номинальной. Так продолжалось вплоть до 1480 года, когда при Иване III татаро-монгольское иго было свергнуто окончательно.

Тохтамыш

Т охтамыш - хан Золотой Орды, один из потомков старшего сына Джучи (X, 564); был сначала Заяицким ханом. После Куликовской битвы Тохтамыш при помощи (см.), овладел престолом Золотой Орды и послал послов к русским князьям с известием о своем воцарении. Князья приняли послов с честью и, в свою очередь, отправили послов с дарами для нового хана. Желая разогнать страх, напавший на татар после Куликовской битвы, Тохтамыш велел пограбить русских гостей и захватить их суда, а сам в 1382 году с большим войском пошел к Москве. Нижегородский князь, узнав о походе Тохтамыша и желая спасти свою землю от разорения, послал к нему своих сыновей Василия н Семена. , руководствуясь теми же мотивами, указал ему броды на реке Оке. татары застали врасплох. Он покинул Москву и уехал сначала в Переяславль, а затем в Кострому собирать войска. Когда Тохтамыш взял Серпухов, в Москве, ввиду полной беспомощности ее, поднялся мятеж. На помощь москвичам пришел литовский князь . 24 августа 1382 года Тохтамыш подошел к Москве. Два дня москвичи и литовцы упорно защищались. Тохтамыш взял Москву хитростью, подослав нижегородских князей, которые поклялись, что Тохтамыш ничего дурного москвичам не сделает, если они сдадутся. 26 августа Москва сдалась. Обещание не было исполнено: множество народу было перебито, город был разграблен. После этого татары взяли Переяславль, Владимир, Юрьев, Звенигород, Можайск и другие подмосковные города. Димитрий Донской ушел в Кострому, митрополит укрылся в Твери. Тверской князь прислал к Тохтамышу посла с заявлением о покорности. Казалось, русская земля потеряла все плоды Куликовской битвы и снова подпадет под полную власть татар. Случилось иначе: один из тохтамышевых отрядов нечаянно наткнулся на московский отряд, стоявший под начальством князя , у Волока. Татары были разбиты. Это вызвало отступление Тохтамыша. На обратном пути он разграбил Рязанскую землю. Преемник Димитрия Донского, купил в Орде ярлык на княжество Нижегородское. Татары еще несколько раз делали небольшие набеги на русскую землю, разграбили Рязань, Вятку; но предпринять большой и серьезный поход против Москвы Тохтамыш не мог, так как в это время вступил в борьбу с Тимуром (см.), которому он был обязан престолом кипчакским. В 1395 году Тохтамыш потерпел на берегах Терека поражение от Тимура; он был лишен престола и принужден вести постоянную борьбу с ханами, поставленными Тимуром. В 1407 году Тохтамыш был убит темником (см.).

Другие интересные биографии:
;
;

Золотой Орды в -1395 годах , хан Тюменского ханства с 1400 года , один из потомков Джучи , старшего сына Чингисхана .

Приход к власти

Ко времени правления Тохтамыша относится возрождение золотоордынских городов в Нижнем Поволжье .

Борьба с Тамерланом

Татары ещё несколько раз делали небольшие набеги на русскую землю, разграбили Рязань , но предпринять большой и серьёзный поход против Москвы Тохтамыш не мог, так как в это время вступил в борьбу с Тимуром (Тамерланом), которому он был обязан престолом. Опасаясь перехода Закавказья и Западного Ирана под власть противника, Тохтамыш предпринял в 1385 году вторжение в этот регион. Захватив Тебриз и разграбив его, хан отступил с богатой добычей; среди 90 000 пленников был и поэт Камол Худжанди . В 1390-е годы Тимур нанёс ордынскому хану два жестоких поражения - на Кондурче (1391) и Тереке (1395) - после которых Тохтамыш лишился престола и был вынужден вести постоянную борьбу с ханами, поставленными Тимуром. После поражения Тохтамышу, видимо, удалось на короткий срок захватить власть в Тюменском ханстве или в части его улусов .

Борьба с Едигеем

Вскоре на золотоордынском престоле при содействии эмира Едигея воцарился Тимур-Кутлуг , разбивший Тохтамыша, который вслед за этим бежал с семьёй в Киев к великому князю литовскому Витовту . Тохтамыш был принят великим князем, желавшим использовать его в качестве проводника своего политического влияния в Орде.

Витовт начал готовить масштабный поход против татар с целью посадить на золотоордынском престоле Тохтамыша, который с отрядом в несколько тысяч татар также принял участие в походе. Выступив на Орду, Витовт в 1399 году разбил лагерь на реке Ворскле , и Тимур-Кутлуг, испугавшись многочисленности противника, запросил мира. Тем временем к реке подоспел Едигей со своими войсками и разорвал переговоры, убедив Тимур-Кутлуга продолжить борьбу. Возглавив ордынские войска, Едигей нанёс сокрушительное поражение Витовту.
Тохтамыш окончательно было утратил политическое влияние, однако в последние годы стал склоняться к миру с Тимуром, к которому даже отправил посольство. Поэтому Едигей после этой громкой победы не оставил Тохтамыша в покое и в течение продолжительного времени с переменным успехом боролся с ним.

В 1405 году Тимур умер, а Тохтамыш в 16-м сражении с Едигеем и Чокре был окончательно разгромлен и убит. Под 1406 годом Архангелогородский летописец (входит в Устюжский летописный свод) сообщает (л. 215 об. - 216):

Ярлыки хана Токтамыша

Ярлык хана Токтамыша Ягайлу

Ярлык был найден в 1834 г. К. М. Оболенским в Московском главном Архиве Министерства Иностранных дел. Документ находился среди бумаг А. С. Нарушевича, находившихся некогда в Краковском коронном архиве.

Подлинник ярлыка состоит из двух листов лощеной бумаги. Длина первого листа - 39,6 см, ширина - 19,8 см. Длина второго листа - 41,8 см, ширина - 19,8 см. На обоих листах имеется знак бычьей головы. Текст выпонен чернилами уйгурским письмом на чагатайском языке на лицевых сторонах листов - 13 строк на первом листе и 12 строк на втором. На первом листе первая строка и первое слово шестой строки написаны золотом. Третья, четвёртая и пятая строка, следующие за после упоминания имени адресата сдвинуты «вниз» (влево). Рядом с этими строками с правой стороны располагается золотой оттиск четырёхугольной печати (6×6 см). Печать состоит из двух квадратов, один из которых расположен внутри другого с текстом на арабском языке, выполненным куфическим шрифтом. Надпись во внутреннем квадрате - «Султан правосудный Токтамыш». Надпись во внешнем квадрате - «Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха. Да богославит его Аллах и да приветствует его!» На втором листе золотом написаны начало первой и шестой строк. Ярлык написан 20 мая 1393 года (год курицы, 8 раджаба 795).

Одновременно был обнаружен и ещё один ярлык, выполненный на сходной бумаге (знак бычьей головы перевернут), написанный западнорусским полууставом, имеющим сходное содержание, но не являющийся переводом.

Известен целый ряд переводов ярлыка на русский язык. В 1835 году такой перевод был выполнен О. М. Ковалевским, в 1837 году - А. К. Казем-Беком, в 1850 году - И. Н. Березиным, в 1888 году - В. В. Радловым. В 1927 году А. Н. Самойлович опубликовал работу в которой сделал некоторые уточнения к переводам И. Н. Березина и В. В. Радлова.

Наиболее часто цитируемыми переводами ярлыка являются переводы И. Н. Березина и В. В. Радлова.

Я, Токтамыш, говорю Ягайлу.

Для извещения о том, как Мы воссели на великое место, Мы посылали прежде послов под предводительством Кутлу Буги и Хасана и ты тогда же посылал к Нам своих челобитников. Третьего года послали некоторые огланы, во главе которых стояли Бекбулат и Коджамедин, и беки, во главе которых стояли Бекиш, Турдучак-берди и Давуд, человека по имени Эдугу к Темиру, чтобы призвать его тайным образом. Он пришел на этот призыв и согласно их злонамерению послал им весть. Мы узнали об этом (только) тогда, когда он дошел до пределов (нашего) народа, собрались, и в то время, когда Мы хотели вступить в сражение, те злые люди с самого начала пошатнулись и вследствие этого в народе произошло смятение. Все это дело случилось таким образом. Но Бог милостив был и наказал враждебных нам огланов и беков, во главе которых стояли Бекбулат, Коджамедин, Бекиш, Турдучак-берди и Давуд.

Для извещения об этих делах мы теперь посылаем послов под предводительством Хасана и Туулу Ходжи. Теперь ещё другое дело: Ты собирай дань с подвластных Нам народов и передай её пришедшим к тебе послам; пусть они доставят её в казну. Пусть по-прежнему опять твои купеческие артели разъезжают; это будет лучше для состояния великого народа.

Такой ярлык с золотым знаком мы издали. В год курицы, по летосчислению в 795-й, в 8 день месяца Реджеба, когда орда была в Тане, мы (это) написали.

- Радлов В.В. Ярлыки Токтамыша и Темир-Кутлуга//ЗВОРАО. 1888. Т.3., С.1-17

Ягайлу.

Мы послали послов, из коих главные Котлубуга и Асан, дать знать о восшествии на великое место, и ты также послал к нам присланника. Третьего года нисколько Угланов, из коих важнейшие Бекбулат и Ходжа Медин, и Беки, из коих главные Бекгич и Турдучак Берди Давуд, отправив вперед человека, по-имени Идикгия, послали (без моего ведома) к Темирю. По тому требованию он выступил. Когда он, веруя в лукавое сердце и такой же язык их, пришёл тайно вперед мы, узнавъ, собрались; во время битвы прежде те дурные люди ушли с места, отчего и парод ушел с места. Вот что было причиной бывшему до тех пор тому делу. Бог нас пожаловав, предал нам враждующих Угланов и Беков, из коих главные Бекбулат, Ходжа Медин, Бекгич и Турдучак Берди Давуд. Тепер мы послали послов, из коих главные Асан и Тулу Оджа, дать знать об этом случившемся. А далее

С подданных Нам волостей собрав выходы, вручи идущим послам для доставления в казну. Ещё по прежнему правилу (мои) негоцианты и твои купцы пусть ходят одни к другим: признавая это хорошим для Великого Улуса, мы утвердили грамоту с золотым знаком. Велено написать курячьяго года гиджры семьсот девяносто пятого ново-лунного месяца Реджеба восьмого дня, когда Орда была на Дону.

- Березин И.Н. Ханские ярлыки. 1. Ярлык хана Золотой Орды Тохтамыша к польскому королю Ягайлу. 1392-1993 г. Казань, 1850, С.12

С проблемой точности перевода связан и вопрос места написания письма. О. М. Ковалевский, А. К. Казем-Бек, И. Н. Березин в своих переводах отмечают это место фразой «когда Орда была на Дону». В переводах В. Г. Тизенгаузена и В. В. Радлова в качестве места написания письма указывается Тан, под которым переводчики понимают город близь устья Дона (Азов). В последнем случае интерпретация является более убедительной, так как в известных случаях, когда документ составлялся на берегу реки (ярлык Тимур-Кутлука, письмо Улуг-Мухаммада, письмо Махмуд-хана), при обозначении места используются другие слова.

Подлинник в 1921 году был передан Польше.

Ярлык Тохтамыша Бек-Ходжаю

Документ принадлежал крымскому владельцу и был представлен в качестве документа на право владения князю М. С. Воронцову.

Ярлык представляет собой свиток склеенный из четырёх листов плотной, желтоватой, лощеной с обеих сторон бумаги без филиграни. Листы имеют длину 33, 36,35,5 и 18 см. Сам свиток имеет длину 119 см и ширину 25,2 см. Текст выполнен черными чернилами изящным почерком дивани-джали, исполненным вязью. Текст имеет размер 21×90 см, справа имеются поля в 5 см. Длина полных строк достигает до 21 см, коротких - до 11 см. По алифу средняя высота букв составляет 1,5-2 см. Максимальная высота букв в инвокации - составляет 4-6 см. Между строками текста расстояние в 6-7 см. Расстояния между инвокацией и интитуляцией и между интитуляцией и основным текстом составляет 10-12 см. Написаны золотом инвокация, интитуляция, слово «хан» и заменяющие это слово местоимения.

На ярлыке два оттиска алой печати квадратной формы (12см×12см). Текст печати в целом соответствует тексту в печати на ярлыке хана Токтамыша к Ягайлу, за исключением того, что перед словом «султан» во внутреннем квадрате наблюдаются нечитаемые символы.

Первый оттиск расположен справа, напротив 7-8 строк текста и приходится на место скленного стыка 2 и 3 листа бумаги. Второй оттиск расположен на 4 листе бумаги, слева, на концах 14-15 строк.

Уже в конце 70-х годов прошлого века, несмотря на реставрацию, проведенную в 1970 году, исследователями отмечалась плохая сохранность документа по сравнению с его первоначальным состоянием (в 1843 году с него была снята факсимильная копия).

Предаюсь на Бога и уповаю на милость и благость его!

Тохтамышево слово.

Крымской области начальникам, во главе коих Кутлу-Буга, Бекам, духовным судьям, духовным законоведцам, настоятелям, старцам, секретарям палат, таможникам, весовщикам, букаулам, заставщикам, каким бы то ни было мастерам, всем.

Так как Тимур-Пулад повелел так: «владеющий сим ярлыком Бек Хаджи с принадлежащими ему людьми, все нами пожалованы (они платили в государственное казначейство ежегодно все какие бы то ни было требуемые расходы с надбавками). Отныне впредь да не налагают на Суткуль называемые „подушные“, да не требуют подвод и корму; да не требуют на амбары хлебного харчу; областные власти да не трогают никакого подчиненного Суткулю человека внутри Крыма, вне, на местах остановки; всем им вкупе сущим, ради освобождения их от требуемых расходов, оказывания покровительства и помощи, написания паизоваго тарханного ярлыка, вы все в этом случае оказывайте безпрекословное содействие Бек Хаджию», то посему делающие раскладку областных подушных непременно побоятся причинять беспокойство и обиду. Но если ты Бек Хаджи, говоря: я есемь вот как пожалован" станешь причинять насилие жалким беднякам, и тебе же доброго не будет. Так молвя, для держания дали краснопечатный ярлык. Орда находилась на Дону, на Ур-тубе, на степи. Писано в лето обезьяны девяносто четвёртого года месяца Зулькаада двадцать четвёртого.

- Тарханные ярлыки Тохтамыша, Тимур-Кутлука и Саадет-Гирея с введением, переписью и примечаниями, изданные И.Березиным, профессором Казанского университета. - Казань, 1851.

Документ хранится в Институте восточных рукописей РАН.

Напишите отзыв о статье "Тохтамыш"

Примечания

Литература

  • Григорьев А. П. // Историография и источниковедение стран Азии и Африки: сборник. - Л. : ЛГУ имени А. А. Жданова , 1983. - Вып. VII .
  • Миргалеев И. М. Политическая история Золотой Орды периода правления Токтамыш-хана. - 1-е изд. - Казань: Алма-Лит, 2003. - 164 с. - 500 экз. - ISBN 5-98245-007-3 .
  • Почекаев Р. Ю. Очерк десятый. Токтамыш, или «Новый Чингис-хан» // Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. - 1-е изд. - СПб. : ЕВРАЗИЯ, 2010. - С. 155-177. - 408 с. - 1 000 экз. - ISBN 978-5-91852-010-9 .
  • Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. - 1-е изд. - Саранск: Мордовское книжное издательство , 1960. - С. 137-182. - 278 с. - 1 500 экз.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Трепавлов В. В. История Ногайской Орды. - 1-е изд. - М .: Восточная литература , 2002. - С. 75-77. - 752 с. - ISBN 5-02-018193-5 .
  • Якубовский А. Ю. // Греков Б. Д. , Якубовский А. Ю. Золотая Орда и её падение. - 2-е изд. - М .-Л. : Изд-во АН СССР , 1950. - С. 316-384. - 478 с. - 10 000 экз.

Ссылки

  • на «Родоводе ». Дерево предков и потомков
  • - перевод и фото на сайте «»

Отрывок, характеризующий Тохтамыш

В третьих, бессмысленно было терять свои войска для уничтожения французских армий, уничтожавшихся без внешних причин в такой прогрессии, что без всякого загораживания пути они не могли перевести через границу больше того, что они перевели в декабре месяце, то есть одну сотую всего войска.
В четвертых, бессмысленно было желание взять в плен императора, королей, герцогов – людей, плен которых в высшей степени затруднил бы действия русских, как то признавали самые искусные дипломаты того времени (J. Maistre и другие). Еще бессмысленнее было желание взять корпуса французов, когда свои войска растаяли наполовину до Красного, а к корпусам пленных надо было отделять дивизии конвоя, и когда свои солдаты не всегда получали полный провиант и забранные уже пленные мерли с голода.
Весь глубокомысленный план о том, чтобы отрезать и поймать Наполеона с армией, был подобен тому плану огородника, который, выгоняя из огорода потоптавшую его гряды скотину, забежал бы к воротам и стал бы по голове бить эту скотину. Одно, что можно бы было сказать в оправдание огородника, было бы то, что он очень рассердился. Но это нельзя было даже сказать про составителей проекта, потому что не они пострадали от потоптанных гряд.
Но, кроме того, что отрезывание Наполеона с армией было бессмысленно, оно было невозможно.
Невозможно это было, во первых, потому что, так как из опыта видно, что движение колонн на пяти верстах в одном сражении никогда не совпадает с планами, то вероятность того, чтобы Чичагов, Кутузов и Витгенштейн сошлись вовремя в назначенное место, была столь ничтожна, что она равнялась невозможности, как то и думал Кутузов, еще при получении плана сказавший, что диверсии на большие расстояния не приносят желаемых результатов.
Во вторых, невозможно было потому, что, для того чтобы парализировать ту силу инерции, с которой двигалось назад войско Наполеона, надо было без сравнения большие войска, чем те, которые имели русские.
В третьих, невозможно это было потому, что военное слово отрезать не имеет никакого смысла. Отрезать можно кусок хлеба, но не армию. Отрезать армию – перегородить ей дорогу – никак нельзя, ибо места кругом всегда много, где можно обойти, и есть ночь, во время которой ничего не видно, в чем могли бы убедиться военные ученые хоть из примеров Красного и Березины. Взять же в плен никак нельзя без того, чтобы тот, кого берут в плен, на это не согласился, как нельзя поймать ласточку, хотя и можно взять ее, когда она сядет на руку. Взять в плен можно того, кто сдается, как немцы, по правилам стратегии и тактики. Но французские войска совершенно справедливо не находили этого удобным, так как одинаковая голодная и холодная смерть ожидала их на бегстве и в плену.
В четвертых же, и главное, это было невозможно потому, что никогда, с тех пор как существует мир, не было войны при тех страшных условиях, при которых она происходила в 1812 году, и русские войска в преследовании французов напрягли все свои силы и не могли сделать большего, не уничтожившись сами.
В движении русской армии от Тарутина до Красного выбыло пятьдесят тысяч больными и отсталыми, то есть число, равное населению большого губернского города. Половина людей выбыла из армии без сражений.
И об этом то периоде кампании, когда войска без сапог и шуб, с неполным провиантом, без водки, по месяцам ночуют в снегу и при пятнадцати градусах мороза; когда дня только семь и восемь часов, а остальное ночь, во время которой не может быть влияния дисциплины; когда, не так как в сраженье, на несколько часов только люди вводятся в область смерти, где уже нет дисциплины, а когда люди по месяцам живут, всякую минуту борясь с смертью от голода и холода; когда в месяц погибает половина армии, – об этом то периоде кампании нам рассказывают историки, как Милорадович должен был сделать фланговый марш туда то, а Тормасов туда то и как Чичагов должен был передвинуться туда то (передвинуться выше колена в снегу), и как тот опрокинул и отрезал, и т. д., и т. д.
Русские, умиравшие наполовину, сделали все, что можно сделать и должно было сделать для достижения достойной народа цели, и не виноваты в том, что другие русские люди, сидевшие в теплых комнатах, предполагали сделать то, что было невозможно.
Все это странное, непонятное теперь противоречие факта с описанием истории происходит только оттого, что историки, писавшие об этом событии, писали историю прекрасных чувств и слов разных генералов, а не историю событий.
Для них кажутся очень занимательны слова Милорадовича, награды, которые получил тот и этот генерал, и их предположения; а вопрос о тех пятидесяти тысячах, которые остались по госпиталям и могилам, даже не интересует их, потому что не подлежит их изучению.
А между тем стоит только отвернуться от изучения рапортов и генеральных планов, а вникнуть в движение тех сотен тысяч людей, принимавших прямое, непосредственное участие в событии, и все, казавшиеся прежде неразрешимыми, вопросы вдруг с необыкновенной легкостью и простотой получают несомненное разрешение.
Цель отрезывания Наполеона с армией никогда не существовала, кроме как в воображении десятка людей. Она не могла существовать, потому что она была бессмысленна, и достижение ее было невозможно.
Цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия. Цель эта достигалась, во первых, сама собою, так как французы бежали, и потому следовало только не останавливать это движение. Во вторых, цель эта достигалась действиями народной войны, уничтожавшей французов, и, в третьих, тем, что большая русская армия шла следом за французами, готовая употребить силу в случае остановки движения французов.
Русская армия должна была действовать, как кнут на бегущее животное. И опытный погонщик знал, что самое выгодное держать кнут поднятым, угрожая им, а не по голове стегать бегущее животное.

Когда человек видит умирающее животное, ужас охватывает его: то, что есть он сам, – сущность его, в его глазах очевидно уничтожается – перестает быть. Но когда умирающее есть человек, и человек любимый – ощущаемый, тогда, кроме ужаса перед уничтожением жизни, чувствуется разрыв и духовная рана, которая, так же как и рана физическая, иногда убивает, иногда залечивается, но всегда болит и боится внешнего раздражающего прикосновения.
После смерти князя Андрея Наташа и княжна Марья одинаково чувствовали это. Они, нравственно согнувшись и зажмурившись от грозного, нависшего над ними облака смерти, не смели взглянуть в лицо жизни. Они осторожно берегли свои открытые раны от оскорбительных, болезненных прикосновений. Все: быстро проехавший экипаж по улице, напоминание об обеде, вопрос девушки о платье, которое надо приготовить; еще хуже, слово неискреннего, слабого участия болезненно раздражало рану, казалось оскорблением и нарушало ту необходимую тишину, в которой они обе старались прислушиваться к незамолкшему еще в их воображении страшному, строгому хору, и мешало вглядываться в те таинственные бесконечные дали, которые на мгновение открылись перед ними.
Только вдвоем им было не оскорбительно и не больно. Они мало говорили между собой. Ежели они говорили, то о самых незначительных предметах. И та и другая одинаково избегали упоминания о чем нибудь, имеющем отношение к будущему.
Признавать возможность будущего казалось им оскорблением его памяти. Еще осторожнее они обходили в своих разговорах все то, что могло иметь отношение к умершему. Им казалось, что то, что они пережили и перечувствовали, не могло быть выражено словами. Им казалось, что всякое упоминание словами о подробностях его жизни нарушало величие и святыню совершившегося в их глазах таинства.
Беспрестанные воздержания речи, постоянное старательное обхождение всего того, что могло навести на слово о нем: эти остановки с разных сторон на границе того, чего нельзя было говорить, еще чище и яснее выставляли перед их воображением то, что они чувствовали.

Но чистая, полная печаль так же невозможна, как чистая и полная радость. Княжна Марья, по своему положению одной независимой хозяйки своей судьбы, опекунши и воспитательницы племянника, первая была вызвана жизнью из того мира печали, в котором она жила первые две недели. Она получила письма от родных, на которые надо было отвечать; комната, в которую поместили Николеньку, была сыра, и он стал кашлять. Алпатыч приехал в Ярославль с отчетами о делах и с предложениями и советами переехать в Москву в Вздвиженский дом, который остался цел и требовал только небольших починок. Жизнь не останавливалась, и надо было жить. Как ни тяжело было княжне Марье выйти из того мира уединенного созерцания, в котором она жила до сих пор, как ни жалко и как будто совестно было покинуть Наташу одну, – заботы жизни требовали ее участия, и она невольно отдалась им. Она поверяла счеты с Алпатычем, советовалась с Десалем о племяннике и делала распоряжения и приготовления для своего переезда в Москву.
Наташа оставалась одна и с тех пор, как княжна Марья стала заниматься приготовлениями к отъезду, избегала и ее.
Княжна Марья предложила графине отпустить с собой Наташу в Москву, и мать и отец радостно согласились на это предложение, с каждым днем замечая упадок физических сил дочери и полагая для нее полезным и перемену места, и помощь московских врачей.
– Я никуда не поеду, – отвечала Наташа, когда ей сделали это предложение, – только, пожалуйста, оставьте меня, – сказала она и выбежала из комнаты, с трудом удерживая слезы не столько горя, сколько досады и озлобления.
После того как она почувствовала себя покинутой княжной Марьей и одинокой в своем горе, Наташа большую часть времени, одна в своей комнате, сидела с ногами в углу дивана, и, что нибудь разрывая или переминая своими тонкими, напряженными пальцами, упорным, неподвижным взглядом смотрела на то, на чем останавливались глаза. Уединение это изнуряло, мучило ее; но оно было для нее необходимо. Как только кто нибудь входил к ней, она быстро вставала, изменяла положение и выражение взгляда и бралась за книгу или шитье, очевидно с нетерпением ожидая ухода того, кто помешал ей.
Ей все казалось, что она вот вот сейчас поймет, проникнет то, на что с страшным, непосильным ей вопросом устремлен был ее душевный взгляд.
В конце декабря, в черном шерстяном платье, с небрежно связанной пучком косой, худая и бледная, Наташа сидела с ногами в углу дивана, напряженно комкая и распуская концы пояса, и смотрела на угол двери.
Она смотрела туда, куда ушел он, на ту сторону жизни. И та сторона жизни, о которой она прежде никогда не думала, которая прежде ей казалась такою далекою, невероятною, теперь была ей ближе и роднее, понятнее, чем эта сторона жизни, в которой все было или пустота и разрушение, или страдание и оскорбление.
Она смотрела туда, где она знала, что был он; но она не могла его видеть иначе, как таким, каким он был здесь. Она видела его опять таким же, каким он был в Мытищах, у Троицы, в Ярославле.
Она видела его лицо, слышала его голос и повторяла его слова и свои слова, сказанные ему, и иногда придумывала за себя и за него новые слова, которые тогда могли бы быть сказаны.
Вот он лежит на кресле в своей бархатной шубке, облокотив голову на худую, бледную руку. Грудь его страшно низка и плечи подняты. Губы твердо сжаты, глаза блестят, и на бледном лбу вспрыгивает и исчезает морщина. Одна нога его чуть заметно быстро дрожит. Наташа знает, что он борется с мучительной болью. «Что такое эта боль? Зачем боль? Что он чувствует? Как у него болит!» – думает Наташа. Он заметил ее вниманье, поднял глаза и, не улыбаясь, стал говорить.
«Одно ужасно, – сказал он, – это связать себя навеки с страдающим человеком. Это вечное мученье». И он испытующим взглядом – Наташа видела теперь этот взгляд – посмотрел на нее. Наташа, как и всегда, ответила тогда прежде, чем успела подумать о том, что она отвечает; она сказала: «Это не может так продолжаться, этого не будет, вы будете здоровы – совсем».
Она теперь сначала видела его и переживала теперь все то, что она чувствовала тогда. Она вспомнила продолжительный, грустный, строгий взгляд его при этих словах и поняла значение упрека и отчаяния этого продолжительного взгляда.
«Я согласилась, – говорила себе теперь Наташа, – что было бы ужасно, если б он остался всегда страдающим. Я сказала это тогда так только потому, что для него это было бы ужасно, а он понял это иначе. Он подумал, что это для меня ужасно бы было. Он тогда еще хотел жить – боялся смерти. И я так грубо, глупо сказала ему. Я не думала этого. Я думала совсем другое. Если бы я сказала то, что думала, я бы сказала: пускай бы он умирал, все время умирал бы перед моими глазами, я была бы счастлива в сравнении с тем, что я теперь. Теперь… Ничего, никого нет. Знал ли он это? Нет. Не знал и никогда не узнает. И теперь никогда, никогда уже нельзя поправить этого». И опять он говорил ей те же слова, но теперь в воображении своем Наташа отвечала ему иначе. Она останавливала его и говорила: «Ужасно для вас, но не для меня. Вы знайте, что мне без вас нет ничего в жизни, и страдать с вами для меня лучшее счастие». И он брал ее руку и жал ее так, как он жал ее в тот страшный вечер, за четыре дня перед смертью. И в воображении своем она говорила ему еще другие нежные, любовные речи, которые она могла бы сказать тогда, которые она говорила теперь. «Я люблю тебя… тебя… люблю, люблю…» – говорила она, судорожно сжимая руки, стискивая зубы с ожесточенным усилием.
И сладкое горе охватывало ее, и слезы уже выступали в глаза, но вдруг она спрашивала себя: кому она говорит это? Где он и кто он теперь? И опять все застилалось сухим, жестким недоумением, и опять, напряженно сдвинув брови, она вглядывалась туда, где он был. И вот, вот, ей казалось, она проникает тайну… Но в ту минуту, как уж ей открывалось, казалось, непонятное, громкий стук ручки замка двери болезненно поразил ее слух. Быстро и неосторожно, с испуганным, незанятым ею выражением лица, в комнату вошла горничная Дуняша.
– Пожалуйте к папаше, скорее, – сказала Дуняша с особенным и оживленным выражением. – Несчастье, о Петре Ильиче… письмо, – всхлипнув, проговорила она.

Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи. Все свои: отец, мать, Соня, были ей так близки, привычны, так будничны, что все их слова, чувства казались ей оскорблением того мира, в котором она жила последнее время, и она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них. Она слышала слова Дуняши о Петре Ильиче, о несчастии, но не поняла их.
«Какое там у них несчастие, какое может быть несчастие? У них все свое старое, привычное и покойное», – мысленно сказала себе Наташа.
Когда она вошла в залу, отец быстро выходил из комнаты графини. Лицо его было сморщено и мокро от слез. Он, видимо, выбежал из той комнаты, чтобы дать волю давившим его рыданиям. Увидав Наташу, он отчаянно взмахнул руками и разразился болезненно судорожными всхлипываниями, исказившими его круглое, мягкое лицо.
– Пе… Петя… Поди, поди, она… она… зовет… – И он, рыдая, как дитя, быстро семеня ослабевшими ногами, подошел к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками.
Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери.
Графиня лежала на кресле, странно неловко вытягиваясь, и билась головой об стену. Соня и девушки держали ее за руки.
– Наташу, Наташу!.. – кричала графиня. – Неправда, неправда… Он лжет… Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда! Убили!.. ха ха ха ха!.. неправда!
Наташа стала коленом на кресло, нагнулась над матерью, обняла ее, с неожиданной силой подняла, повернула к себе ее лицо и прижалась к ней.
– Маменька!.. голубчик!.. Я тут, друг мой. Маменька, – шептала она ей, не замолкая ни на секунду.
Она не выпускала матери, нежно боролась с ней, требовала подушки, воды, расстегивала и разрывала платье на матери.
– Друг мой, голубушка… маменька, душенька, – не переставая шептала она, целуя ее голову, руки, лицо и чувствуя, как неудержимо, ручьями, щекоча ей нос и щеки, текли ее слезы.
Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение. Вдруг она с непривычной быстротой поднялась, бессмысленно оглянулась и, увидав Наташу, стала из всех сил сжимать ее голову. Потом она повернула к себе ее морщившееся от боли лицо и долго вглядывалась в него.
– Наташа, ты меня любишь, – сказала она тихим, доверчивым шепотом. – Наташа, ты не обманешь меня? Ты мне скажешь всю правду?
Наташа смотрела на нее налитыми слезами глазами, и в лице ее была только мольба о прощении и любви.
– Друг мой, маменька, – повторяла она, напрягая все силы своей любви на то, чтобы как нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя.
И опять в бессильной борьбе с действительностью мать, отказываясь верить в то, что она могла жить, когда был убит цветущий жизнью ее любимый мальчик, спасалась от действительности в мире безумия.
Наташа не помнила, как прошел этот день, ночь, следующий день, следующая ночь. Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню. На третью ночь графиня затихла на несколько минут, и Наташа закрыла глаза, облокотив голову на ручку кресла. Кровать скрипнула. Наташа открыла глаза. Графиня сидела на кровати и тихо говорила.
– Как я рада, что ты приехал. Ты устал, хочешь чаю? – Наташа подошла к ней. – Ты похорошел и возмужал, – продолжала графиня, взяв дочь за руку.
– Маменька, что вы говорите!..
– Наташа, его нет, нет больше! – И, обняв дочь, в первый раз графиня начала плакать.

Княжна Марья отложила свой отъезд. Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, – говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню.
Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни.
Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни.
Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь.
Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы.
Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе.





















Перефразирую Гамлета: « Есть много чего на этом свете, что нам и не снилось!»….

Регистрационный номер 0299228 выдан для произведения: Чудны, Твои дела, Господи! На Куликовом поле орду "узурпатора" Мамая разбила объединённая русская рать, а победа досталась "татарину» Тохтамышу.Справка! Тохтамыш был сыном Туй - Ходжи, которого велел казнить хан Урус. Молодой чингизид бежал к владыке Мавераннахра Тамерлану и тот сделал его ханом Заяцкой орды.Кстати! «Чингизид» - это потомок Чингисхана, великого завоевателя Вселенной, деда Бату - хана. Интересно, но о них не упоминают Данте и Макиавелли! Почему? Вскоре,Тохтамыш, получил военную помощь от своего «патрона» и предпринял попытку захватить власть в Золотой Орде. Разбитый в сражении, где пал и сын хана Уруса, царевич Кутлуг - Бута, Тохтамыш вновь бежит в Самарканд. Тамерлан вторично даёт ему сильное войско, но заяцкий хан и на этот раз потерпел поражение. От другого сына хана Уруса - Токтатия. Что делать? На Самарканд! В ноги эмиру! Чтоб не выдал хану Урусу! Тот и не выдал, когда прибыли золотоордынские послы за головой заяцкого хана, а сам засобирался в завоевательный поход. Зима и смерть хана Уруса помешали решительному столкновению. Но когда после правления Токтатии, ханом Золотой Орды становится Тимур - Меликоглан, самаркандский эмир вновь снабжает Тохтамыша армией! И… опять неудача! Тамерлан, в который раз, повторяет попытку и… долгожданный успех! Тохтамыш - хан Золотой Орды (1380 - 1395)! Однако дружба не сложилась! Тамерлан дважды разбивал Тохтамыша в пух и прах! В 1391 на Кондурче и 1395, на Тереке. После последнего поражения Тохтамыш бежал в Киев, к Витовту, Великому Князю Литовскому. Этот гордец и по совместительству тесть московского князя Василия Дмитриевича, задумал добыть ханский трон для Тохтамыша! В 1399 году эту «сладкую парочку» разметал на реке Ворскле эмир Едигей! Ужасно огорчённый таким исходом, изгнанник бежит в Тюмень, где становится местным ханом. В 1406 году, под Тоболом, он был убит Шадибеком. Незадолго до своей кончины, искал примирения с Тамерланом! Вот вам вкратце как всё и было. Правда, если верить официальной истории! Получается как-то странно: именно после поражения зарвавшегося темника, ставленник Тимура образовал новое государство, и русские князья послали ему послов с подарками! Как же быть? Ведь сражение 1380 года, у рек Дон и Непрядва, наши историки всегда ставили в один ряд с Отечественной 12-ого года, Первой и Второй мировыми войнами! Говорили, при этом немного краснея, что от ига татаро-монгольского славное сражение сие не избавило Русь-матушку, зато придало всему народу храбрости и терпимости. Ага, храбрились и терпелись после этого ещё целых 100 лет! Справка! Летописные события 1380 года, либо ВООБЩЕ не говорят о Куликовской битве, как в Хронике Литовской и Жмойтской, либо сухо и без подробностей, как в Псковской 1 и Новгородской 1 летописях! Почему? Там же 1 000 000 трупов! Где звон фанфар и гром литвавр? А что же хан Золотой Орды? Как Тохтамыш отблагодарил руссов-победителей? Не поверите, но чингизид уже в мае 1382 года перешёл Волгу, а в августе стоял под стенами Москвы! Есть сведения, что после падения города, вернувшийся из Костромы князь Дмитрий, заплатил за погребение 24000 человек 300 рублей: по рублю за 80 погребённых тел! Жуткое зрелище! Однако, Донской пользовался "уважением" хана Золотой Орды, а в осаждённой Москве не было не только княгини с детьми, но и митрополита! Да и командовал обороной литовский князь! Вот тут-то и стоит призадуматься! А почему так всё было?! Раз Москва в те годы уже являлась Великокняжеским столом, то отъезд княжеской семьи и митрополита накануне осады из города стоит считать позорным бегством! Без натяжек, ведь с Дмитрием ушла и его дружина! Великий князь попросту бросил столицу на произвол судьбы и хана Тохтамыша, который в прошлом году разбил на Калке "разбитого" князем Дмитрием Донским темника Мамая! И вот, 24 000 трупов, разорение Москвы, покровительство владыки Золотой Орды... Сравка! Западная часть улуса Джучи (старшего сына Чингисхана) стала юртом его первенца Бату и получила название «Золотой Орды»! Это было одно из крупнейших государств Средневековья, долгое время, не имевшее себе равных на поле брани! От Иртыша и до Дуная! Десятки тысяч километров! Куда там карликам европейским! Тесно у них, а в Орде раздолье, гуляй, не хочу! Население гигантской территории составлялимонголы, булгары, русские, буртасы, башкиры, мордва, ясы, черкесы, грузины и прочие народы. Как вам такой «интернационал»? Есть ли всему этому здравое объяснение?! Есть! Представьте, что Москва в те времена никакая ни столица, а маленькая пограничная крепость и не думайте, что орда выступила в поход ради её взятия! Ведь как только Тохтамыш переправился через Волгу, Нижегородский и Рязанский князья тут же изъявили покорность, которую подкрепили богатыми подарками! Да и Серпухов был взят. Осада крепости Москва продолжалась два дня! И это при том, что как считается, именно тогда были применены первые пушки на Руси-"тюфяки"! За это время внутри городских стен случился бунт, и ворота открылись... Кажется, этому нет объяснения, ведь при штурме был убит близкий знакомый хана, но если принять версию Носовского и Фоменко, что Дмитрий Донской и Тохтамыш одно и тоже лицо, как всё (или почти всё) встанет на свои места! Битва с Мамаем случилась не, а бы где, а на территории будущей Москвы и Дмитрия Донского (Тохтамыша) на ней не было! Помните переодевание московского князя с князем Бренноком, который встал под знамя вместо него? На самом деле, именно Бреннок и командовал полками. Историю с переодеванием придумали позже. В официальной истории Тохтамыш разбивает Мамая на следующий год после битвы на Куликовом поле и ещё через год сжигает Москву, где сидит почему-то литовский князь Остей. Нелепица? Не совсем! Вот моя версия. Войска Дмитрия-Тохтамыша наносят поражение мамаевой орде. После победы здесь же происходит захоронение павших (это те 24 000 трупа, за погребение которых заплатил Дмитрий-Тохтамыш), строится церковь и крепость. После ухода основных сил, новую крепость берут приступом литовцы (вот откуда в Москве литовский князь!). Что бы восстановить "статус-кво", Дмитрий-Тохтамыш шлёт к захваченной крепости войска! Естественно предположить, что увидев под стенами рать князя-хана, многие раскаялись. Страшно! Вот и бунт от этого и выход с повинной за ворота. Да, только за смерть знатного боярина верные дружинники Дмитрия-Тахтамыша москвичам не спустили: посекли в горячности.
Справка! Дмитрий Иванович, сын Ивана Ивановича Красного и внук Ивана Даниловича Калиты, родился 1350 года, умер в 1389. После смерти его отца, князя Ивана, от мора в1359 году, опекуном малолетнего Дмитрия становится митрополит Алексий. Сей мудрый старец пользовался заслуженным уважением при ханах Золотой Орды и успешно лечил влиятельную ханшу Тайдулу. С гибелью Ивана 2 Красного Великое княжение Владимирское было отданонижегородско - суздальским князьям. В1362 году юный московский князь получил ярлык от хана Абдуллы, но фактически от темника Мамая! Благодаря этому, из Переяславля и Владимира был изгнан князь суздальский Дмитрий Константинович, будущий тесть героя Куликовской битвы. Дмитрий становится Великим князем Владимирским! В 1370 году Мамай дал ярлык на Великое княжение князю Михаилу Тверскому, но Дмитрий не пустил его до владимирского стола. И уже сам в следующем году получив «великий» ярлык, заключил с темником соглашение, по которому выплата дани стала намного меньше, чем при Узбеке и Джанибеке! В 1374 хитрый Мамай вновь жалует «великим» титулом тверского князя. Боясь ответных действий со стороны Москвы, Михаил Тверской уступает военной силе Северо - Восточной Руси и называет себя младшим братом Дмитрия! А что ему оставалось? Ордынцы далеко, Москва ближе. В том же году состоялся съезд князей в Переяславле - Залесском и Дмитрий «размирился» с Мамаем. В ВолжскуюБулгарию был послан с войском воевода Боброк и брал он откуп с людишек Мамая, и русских таможенников оставил. Тогда же, в 1376 году, ходил князь Дмитрий за Оку. Очень не простые были отношения у внука Калиты с ордынским военачальником! Получается, интересная картина! Почти 20 лет Дмитрий Московский был с темником «в великой дружбе» и ярлыки на княжение от него принимал, и дань с «поминками» отправлял. Мамай даже не особо сердит на своеволие Дмитрия Ивановича, когда тот не пускал во Владимир Михаила Тверского!Всё меняется с появлением на сцене заяцкого хана Тохтамыша!Чингизид, принц крови. Не спорю, но! Тохтамыш не на пустом месте появился! Ещё при хане Урусе начались его не удачные попытки! С 1377 года! Сколько их было! И все, кроме последней, провальные! Что же пообещал «татарский» царевич московскому князю? Ведь ни с того, ни с сего «царя» Мамая назвать «узурпатором»! Да, Мамай не ровняТохтамышу по рождению, зато власть реальную имел на огромной территории! А связи! Генуя, Венеция, Рим, Ватикан! И звонкая монета, много монет. Сундуки! Но Мамаю или его генуэзцам понадобился Джучиев улус, а это было не по понятиям того времени! Вот Дмитрий и выбрал «царскую милость» Тохтамыша, вместо старой «дружбы» с «узурпатором Мамаем»! И не прогадал!

В подтверждение, что Великий Хан и Великий Князь один человек, говорит и монета того времени: на одной её стороне имя Тохтамыш, а на другой - Дмитрий. Первое написано арабской (? Татарской?) вязью, второе - кириллицей! Историки не видят здесь НИЧЕГО крамольного! Мол, таким образом, Москва выражала свою вассальную зависимость от Орды!
Представьте такую картину! Россия. Девяностые годы. Правление Ельцина. СНГ. Развал, обнищание страны и народа. Рабское преклонение перед Америкой. Культ доллара. Однако каждый остался при своей валюте, пусть даже и «гринов» у нас теперь выше крыши! А так всегда: страна победительница наводняет экономику поверженного врага своими деньгами! В «Холодной Войне», СССР проиграл «янки». И, как результат явление «бакса»! Но не « двуимённой» купюры - Клинтон и Ельцин!
Так что, на лицо снова историческая натяжка! Ответ тут только один: на Руси было двуязычие и две веры! Подданные-мусульмане обращались за помощью к хану Тохтамышу, а православные к князю Дмитрию! И это естественно! Ведь это два имени одного правителя! Иначе бы, на каждой стороне монеты стояло два имени, вместо ОДНОГО! Т. е. Тохтамыш + Дмитрий на арабском языке и Дмитрий + Тохтамыш на кириллице!
Но вернёмся к тому, с чего начинали. К битве на Куликовом поле 8 сентября (по старому стилю) 1380 года.
Сразу оговорюсь, что дата «08.09.1380г.» весьма условна! Понимаете? Не факт, что в субботний праздник Рождества богородицы случилась эта «громкая» битва!!! Большинство списков «Сказания о Мамаевом побоище» датируют битву 6887 годом, а это 1378-1379гг! Но здесь мы выяснять это не будем. Начнём с того, что сбор войск Дмитрий устроил в Коломне, а выступил из города 20 или 28 августа. Вечером 7 сентября наши полки выстроились в боевом порядке, и Дмитрий Московский сделал смотр войску. Утром, 8 сентября, был сильный туман и русские рати, делая перекличку, трубили в трубы до 11 часов. Час спустя на поле появились татары Мамая.
Справка! Мамай - это христианское имя и есть в святцах в форме Мамий! В Грузии, в православном монастыре в Гелати, есть изображение Св. Мамая с крестом в руке! В одном из списков «Сказания о Мамаевом побоище», всесильный темник назван «эллином»! Мамай, пользовался в Золотой Орде огромным влиянием, из-за возникшей в ней «великой замятни», после смерти хана Бердебека. Тогда, в очень короткий срок с 1359 по1380 гг., сменилось 25 Великих ханов. Был он темником, но кое-где в летописях назван «царём», «беклярбеком», «воеводой» и «князем князей»! Ханом быть Мамай не мог, не чингизид, понимаешь! Зато сколотил свою орду и жил в крымских землях не тужил. Только не ровняйте её с Золотой Ордой! Что вы? Не тот масштаб! И сущность не та! Но тем ни менее, этот человек мог диктовать свою волю и русским княжествам, и Литве, и самой Золотой Орде, до претензий Тохтамыша! А кто за ним стоял? Без преувеличений: римский понтифик и все добрые католики Запада! Римская церковь, если помните, почти 150 лет назад пыталась организовать крестовый поход против «схизматиков и татар»! С той поры ничего не изменилось! Желание не исчезло, аппетиты возросли. Не от сырости же появились генуэзские колонии в Крыму. Кафа, Чембало, Солдая. Города-крепости. Оплоты католического мира в крымских землях. Вот вероятный источник финансов Мамая и поставщик наёмников для его похода на Русь. Генуэзские купцы! Римский папа спал и видел Русскую землю под своей дланью! Слюнки глотал! Кто же был в мамаевой орде? Татаро - монголы? Поголовно? И не мечтайте! Монголов там точно не заметили, а вот татары были. Не много. Шёл нечестивый Мамай «… со всеми князьями ордынскими (?) и со всею силою Татарскою и Половецкою (?) … понанимал рати, Бессермены и Армены, Фрязы и Черкасы и Буртасы… со всею силою Литовскою и Лятьскою… с ними же…князь Олег Иванович Рязанский». Шло три армии - одна самого темника, другая рязанского князя и третья - Ягайлы. Две последних армии к битве опоздали! Литовский князь на один день, а с опозданием Олега Рязанского сложнее. И туманно.Есть сведения, что весь центр ордынцев на Куликовом поле состоял из генуэзских наёмников. Называют при этом и их численность - 4 000 человек. Мало? 20 000 пехотинцев в цветах Генуи! Кто больше? Но ведь есть версии, г-на Веселовского например, где в 5 000 - 6 000 он оценивает ВСЕ СИЛЫ Московского князя! Вспомните Средневековье! С каждой стороны по 100 - 300 рыцарей и понеслась! А «правдивые» монахи запишут « и было врагов тьма-тьмущая»! Но где же эти «тьмы»? Только на страницах летописей! Вспомните! Последний император Константинополя просил у папы римского для спасения от турок - османов не более 10 000 ратников! В первые крестовые походы из скудных земель Европы ушло почти 500 000 паломников и стотысячные рыцарские отряды! И вот, 300 лет спустя, западный мир не смог помочь 10 000 отрядом последнему басилевсу? Или не захотел?
Как известно, исход сражения решил засадный полк русских воинов под командой Владимира Андреевича Храброго, двоюродного брата московского князя. Полк преследовал бегущих татар до Красивой Мечи. Есть такая река. Говорят, крови было много. Но «много» это сколько? Одни летописцы пишут о 800 000 павших нехристей! Другие же в такое количество определяют ВСЁ войско Мамая! У кого - то цифра в 1 500 000! Кто больше? Маловато!
Справка! Почти во столько же античные историки оценили и армию царя царей Ксеркса, сына Дария. Это он «раскатал» у Фермопил 300 спартанцев с их царём Леонидом! Кстати, с лакедемонянами вышел почему - то огрех. Их численность историки значительно приуменьшили! Вместе с илотами и союзниками их насчитывалось от 5 000 до 7 000 тысяч! Зато в памяти любого школьника засело: 300 и точка! Герои!
Какие потери у русского войска? С десяток князей, 500 бояр и 253 000 ратника! В остатке 40 000. То же, мягко говоря, нереальное количество! Откуда столько? С Луны они, что ли циферки срисовывали?
Одни твердят о 400 000 полного состава, другие, как Татищев, склоняются к 50 000 - 60 000! Упоминаемый, мной выше С. Б. Веселовский и того в 10 раз меньше! Где «золотая середина»? А незнамо где! Известно лишь, что в 1385 году хан Тохтамышдля захвата Тавриза привёл армию чуть менее 100 000 человек! Однако это со всей Золотой Орды! Почти весь её ресурс! Вряд ли число русских воинов, бывших на Куликовом поле, превышало этот ордынский ресурс! Скорее оно было в разы меньше, иначе как объяснить «трёхсотлетнее иго»? А может быть, его и не было вовсе? И тут снова «покопались» ГУМАНИСТЫ, подчищая и коверкая нашу историю?
Вот что пишет ИоганПосильге из Ризенбурга по латыни, современник Мамая и Дмитрия: «… сражались русские с татарами… с обеих сторон убито около 40 000 человек»! Т. е. ВСЕГО погибших! В это можно и поверить, помня при этом, что «истина где-то рядом»! Может ли помочь в этом вопросе само Куликовское поле? Нисколько! Ни гор оружия, ни крупных захоронений павших воинов на этом поле - Тульская область, Куркинский район - археологами не обнаружено! Да и МАЛО оно для столь «грандиозной» битвы! А для мелкого конфликта далековато! 300 километров от Москвы! Две недели пёхом с копьём наперевес при хорошей погоде. После победы над татарским темником с христианским именем, князь Дмитрий стоял на поле боя 8 дней! Хоронил тела павших воинов. Своих воинов, конечно же! «… нечестивые тела брошены были зверям и птицам на растерзание»! Без церемоний.
Повторюсь! Захоронений на официальном поле и вокруг него НЕНАЙДЕНО! Где тогда хоронили целых 8 дней? Сжигали? Но и тогда при такой массовости должны были «наследить» археологам. Ни пепла! Ни косточки! Но есть захоронения на территории Москвы. Тех самых! Их что за 300 км сюда спецрейсом доставили? По гипотезе Носовского - Фоменко, сражение с Мамаем происходило на месте нынешней Москвы! И никакого столичного города тут и в помине не было! Москву, как и итальянский Рим, историки НЕМНОГО удревнили! 1147 год от Рождества Христова. Год летописного упоминания о Москве. Как будет « от сотворения мира»? Трудно быть точным. Вариантов предостаточно! Около десяти! Удивитесь! Разница в сотни лет! Какой из них пользовался монах, ведущий летопись событий? Не знаете? Ошибка в датировке тех или иных событий вам обеспечена! Как известно, не прошло и 2 лет после Куликовской битвы, а Мамая вновь бьют. Тохтамыш постарался. И если Дмитрий = Тохтамышу, то на лицо «раздвоение» знаменитого сражения! Куликово поле, Кулишки, Калка становятся одним и тем же местом-территорией будущей Москвы! Местом, где Великий князь-хан Дмитрий-Тохтамыш наказал за «крысятничество» всесильного темника. Скажем так: вышел из-под опеки и стукнул в бубен. Историк Г. В. Вернадский: « Русь могла погибнуть между двух огней…. Предстояло выбирать между Востоком и Западом». Но Русь уже давно сделала выбор и не в пользу христианского Запада! Сестра хана Узбека, Кончака, вышла замуж за внука Александра Невского! Сам же князь Александр был приёмным сыном хана Батыя и побратимом ордынского царевича Сартака! В свою очередь ханы, до исламиста Узбека, не редко отправляли христианские обряды!
Много кто из средневековых историков утверждают о нападении на русские полки, идущие уже с Куликова поля по домам, опоздавших к битве литовцев. Якобы, сильно досталось от Ягайло победителям Мамая! Так же поступили и Рязанцы. Взбешённый таким вероломством, Дмитрий Донской заставил князя Олега бежать из своей вотчины!
ВОПРОС! Если битва была на землях будущего города, то куда держал путь князь Дмитрий? В столичный град: Кострому, Владимир или Ярославль! А нападение литовцев говорит о том, что войско победителей шло в приграничных областях!
Что делает разбитый Дмитрием-Тохтамышем бывший ордынский темник с христианским именем? Бежит в Крым, к своим хозяевам-генуэзским купцам. Встреча была явно «всмятку»! Мамай вспылил. Кто платит деньги, тот и заказывает музыку! Вот итальянцы темника и «заказали». Обиделись за несбывшиеся мечты и финансовые потери! Всё что прятал у них убиенный «князь князей», в золоте и драгоценных камнях, купцы Генуи с чистой совестью оставили себе. В счёт расходов за неудачную военную компанию! Обедневшие потомки Мамая служили Великому Литовскому князю Витовту. Именно Витовт пожаловал им в кормление город Глинск и княжеский титул! Не пройдёт и 150 лет, как праправнучка всесильного темника, менявшего по своему желанию золотоордынских ханов, выйдет замуж за Государя всея Руси Василия III. А он отец первого московского царя Ивана 4 Грозного!
Вот она, людская селекция! Вот они, благородные гены! Отец Василия 3 Великий Князь Иван 3 Васильевич рюрикович, из дома Калиты. Мать греческая принцесса, дочь Морейского деспота Фомы, племянница последнего константинопольского императора! Зоя (Софья) Палеолог. Плюс гены Елены Глинской, мамаевы. И что в итоге? Тиран - параноик с садистскими наклонностями, лично замешанный в смерти собственного сына!Царевича Иоанна Иоанновича!
Интересно! У Ивана 3 Васильевича был старший сын. Иван Иванович Молодой. Соправитель отца с титулом Великого князя. Неплохой полководец, популярен в народе. Жаль только не царского он роду, а Василий, через мать Софью Фоминишну, императорской крови. Вскоре, после рождения у Ивана 3 сына от греческой принцессы, Иван Иванович умирает от неправильного лечения. Лечил Ивана иноземный лекарь Леон. Вражину тут же и казнили! Не умеешь, не берись, гад! Кстати! Деда, как и внука, в народе прозывали Грозным! Казань воевали оба! Сплошные параллели!
Что мы имеем в конце? Не так много. Являются или нет хан Тохтамыш и князь Дмитрий одним человеком, особой роли тут не играет. Даже по официальной версии историков-ортодоксов сражение на поле Куликовом никак не тянет на начало освободительного движения! В выигрыше остался один Тохтамыш, хан Золотой Орды, ставленник Тимура-Тамерлана! Для него старался Дмитрий Московский, круша «западника» Мамая. Вассал исполнил прихоть сюзерена, не более того! Тогда зачем бить в барабаны от «фальшивой» гордости? Не пора ли признать очевидное и начать гордиться тем, что есть? Не плавать в море Фантазий! Наши предки достойны и без этой победы вечной памяти поколений! После развала Золотой Орды, они постепенно приняли под свои руки её наследие и осколки: Астраханское царство, Казанское царство, Сибирское царство и прочие земли. Русь, один из улусов империи Чингисхана и юрт его внука Бату-хана, стала законной преемницей Золотой Орды. Московские цари заняли место Великих Ханов. Или всё же ромейских императоров? Орда и Империя, не одно целое?
По-другому, видится тогда и завоевании Сибири компанией «Ермаксо товарищи»! Всего лишь, борьба с сепаратистами! Пришлый хан Кучум, сместил некорректно законного хана Едыгея, лояльного Московии. А московский царь законный наследник последних, золотоордынских ханов и, значит, право силы было за русскими людьми, казаками!
Перефразирую Гамлета: « Есть много чего на этом свете, что нам и не снилось!»….

Тохтамыш – хан Золотой и Белой Орды. Многие русские его ненавидят за жестокое и беспощадное разорение Москвы.

Тем не менее, он является видным политиком, так как многие годы держал в страхе Тамерлана, завоевателя Европы и Азии.

Жизнь Тохтамыша до восшествия на престол

Трудно определить точную дату рождения Тохтамыша, но, скорее всего, это середина XIV века. Его отцом был Туйходжа-оглан, он правил Мангышлаком, полуостровом, на котором родился его сын.

В то время государство монголо-татар делилось на четыре части, Белую, Синюю, Серую и Золотую Орду. Правитель Белой Орды, Урус-хан, пытался объединить свое государство с Золотой Ордой. Туйходжа-оглан отказался воевать против золотоордынцев, за что был вскоре казнен.

То же могло случиться и с Тохтамышем, однако он успел бежать к Тамерлану. Последний, будучи расчетливым политиком, опасался объединения государства, поэтому укрытие беглого царевича было ему на руку. Тамерлан дал Тохтамышу войско для завоевания белоордынского престола, однако оно было дважды разбито.

Урус-хан был в ярости, он требовал, чтобы Тамерлан выдал Тохтамыша, но Тамерлан пошел сам в бой. Он дошел до Сыгнака, столицы Белой Орды, но сильные морозы помешали ему в завоевании города. Однако и весной не произошло решительного сражения, Урус-хан умер, и началась частая смена правителей. В итоге Тохтамыш занимает престол Белой Орды.

Отношения с Русью

Когда московский князь Дмитрий Иванович, позже получивший прозвище Донского, был еще ребенком, митрополит Алексий, бывший регентом при малолетнем князе, поддерживал отношения с Ордой. Мамай, правитель Золотой Орды, желал поддерживать дружеские сношения с Москвой.

Однако, его армия состояла из наемников-генуэзцев. Это не устроило Алексия и Сергия Радонежского, так как купцы-генуэзцы пытались вести торговлю с Русью, но русские не хотели продавать им меха, ведь купцы исповедовали католицизм. Следовательно, это позволило Тохтамышу наладить отношения с Русью.

Куликовская битва

В 1380 году состоялась знаменитая Куликовская битва. Нельзя сказать, что это была первая победа русских над ордынцами, так как за 2 года до этого русские выиграли в битве на Воже. Тем не менее, невозможно переоценить значение этого сражения. В 1380 году столкнулись армии московского князя Дмитрия Ивановича и ордынского темника Мамая.

Решение вступить в бой с Мамаем впервые за 100 с лишним лет можно объяснить очень просто – был лишь темником, то есть, по родовитости был равен русским князьям, в то время, как Тохтамыш был ханом, т. е. царем, его власть была легитимна. Разгром Мамая был очень важен для Тохтамыша – ему открылся путь к золотоордынскому престолу.

Тохтамыш и поздравляют друг друга с победой над общим врагом. Тохтамыш становится правителем Золотой Орды и посылает убить Мамая.

Разорение Москвы

Некоторое время Русь и Орда жили в мире, Тохтамыш восстанавливал былое могущество государства. Но в 1381 покой нарушился отказом Дмитрия Донского приехать в Золотую Орду и выплатить дань.

Тохтамыш атаковал пограничные Рязанское и Суздальское княжества. Князья согласились показать Тохтамышу броды в реке Оке, при условии, что тот не будет их разорять.

Вскоре тверской князь Михаил также выразил свою покорность хану. В это время Дмитрий Иванович отправился в Кострому, надеясь собрать там войско. 23 августа ордынское войско окружило Москву.

Трехдневная осада не дала результатов. Тогда Тохтамыш пошел на хитрость – он попросил лишь выйти к нему с дарами и позволить ему осмотреть Москву. В случае исполнения просьбы Тохтамыш должен был покинуть Русь.

Однако хан нарушил обещание, ордынцы беспощадно разорили некогда богатую Москву и двинулись на родину.

Борьба с Тамерланом

После победы над Москвой Тохтамыш решил покончить со своим бывшим помощником, Тамерланом. Причина их ссоры заключалась в том, что Тохтамыш начал чеканить монеты со своим именем и решил наладить отношения с Египтом, враждовавшим с Тамерланом.

В 1385 Тохтамыш атаковал Мавераннахр, государство Тамерлана, однако не смог в нем закрепиться. Бывший покровитель ордынского хана не томил с местью – он уничтожил Ургенч, важный торговый город Орды.

В 1391 на сторону Тамерлана перешел Едигей, зять Тохтамыша, что значительно ослабило армию последнего. В 1395 Тамерлан разорил Золотую Орду, на престол взошел Едигей. Несколько лет Тохтамыш находился в бегах, но в 1405 решил помириться с Тамерланом, чтобы заключить союз против Едигея и столкнуть своих врагов.

Тамерлан вступил с ним в переговоры, так как нуждался в воинах в борьбе с Китаем. Однако, наладить отношения так и не удалось, так как Тамерлан вскоре умер. После его смерти почти нет упоминаний о Тохтамыше, но, предположительно, он был убит в 1406 году.