Народная мысль в произведении война и мир. Мысль народная в романе-эпопее «Война и мир

Введение

«Предмет истории есть жизнь народов и человечества», – так начинает Л.Н.Толстой вторую часть эпилога романа-эпопеи «Война и мир». Далее он задается вопросом: «Какая сила движет народами?» Рассуждая над этими «теориями», Толстой приходит к выводу, что: «Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей, ибо связь между этими несколькими людьми и народами не найдена…» Другими словами Толстой говорит о том, что роль народа в истории неоспорима, и вечная истина о том, историю вершит народ, доказана им в своем романе. «Мысль народная» в романе «Война и мир» Толстого действительно одна из основных тем романа-эпопеи.

Народ в романе «Война и мир»

Многие читатели понимают слово «народ» не совсем так, как понимает его Толстой. Лев Николаевич подразумевает под «народом» не только солдат, крестьян, мужиков, не только ту «огромную массу», движимую некой силой. Для Толстого «народ» – это и офицеры, генералы, и дворянское сословие. Это и Кутузов, и Болконский, и Ростовы, и Безухов, – это все человечество, охваченное одной мыслью, одним делом, одним предназначением. Все главные герои романа Толстого напрямую связаны со своим народом и неотделимы от него.

Герои романа и «мысль народная»

Судьбы любимых героев романа Толстого связаны с жизнью народа. «Мысль народная» в «Войне и мире» проходит красной нитью через жизнь Пьера Безухова. Находясь в плену, Пьер познал свою истину жизни. Открыл ее Безухову Платон Каратаев, крестьянский мужик: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка». Французы предлагали Пьеру перевестись из солдатского балагана в офицерский, но он отказался, оставшись верен тем, с кем постиг свою участь. И после он долго с упоением вспоминал этот месяц плена, как «о полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время».

Андрей Болконский в битве под Аустерлицем тоже почувствовал свой народ. Схватив древко знамени и ринувшись вперед, он не думал, что солдаты пойдут за ним. А они, увидев Болконского со знаменем и услышав: «Ребята, вперед!» бросились на врага за своим предводителем. Единство офицеров и простых солдат подтверждает, что народ не подразделяется на чины и звания, народ един, и это понял Андрей Болконский.

Наташа Ростова, выезжая из Москвы, сбрасывает на землю семейное имущество и отдает свои подводы для раненых. Это решение приходит к ней сразу, без обдумываний, что говорит о том, что героиня не отделяет себя от народа. Еще один эпизод, говорящий об истинном русском духе Ростовой, в котором сам Л.Толстой восхищается любимой героиней: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная гувернанткой-француженкой, - этот дух, откуда она взяла эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».

А капитан Тушин, который жертвовал собственной жизнью ради победы, ради России. Капитан Тимохин, который бросился на француза с «одной шпажкой». Денисов, Николай Ростов, Петя Ростов и многие другие русские люди, стоявшие вместе с народом и знавшие истинный патриотизм.

Толстой создал собирательный образ народа – народа единого, непобедимого, когда воюют не только солдаты, войска, а и ополченцы. Мирные жители помогают не оружием, а своими методами: мужики жгут сено, чтобы не везти в Москву, люди уходят из города только потому, что не хотят подчиняться Наполеону. В этом и заключается «мысль народная» и способы ее раскрытия в романе. Толстой дает понять, что в единой мысли – не сдаться врагу – силен народ русский. Для всех русских людей важно чувство патриотизма.

Платон Каратаев и Тихон Щербатый

В романе показано и партизанское движение. Ярким представителем здесь явился Тихон Щербатый, который всей своей непокорностью, ловкостью, хитростью борется с французами. Его активная деятельность приносит успех русским. Денисов гордится своим партизанским отрядом благодаря Тихону.

Противоположен образу Тихона Щербатого образ Платона Каратаева. Добрый, мудрый, со своею житейской философией, он успокаивает Пьера и помогает пережить ему плен. Речь Платона наполнена русскими пословицами, что подчеркивает его народность.

Кутузов и народ

Единственным главнокомандующим армией, который никогда не разделял себя и народ, был Кутузов. «Он знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат…» Разобщенность русской армии при союзе с Австрией, обман австрийской армии, когда союзники бросали русских в сражениях, для Кутузова были невыносимой болью. На письмо Наполеона о мире Кутузов ответил: «Я был бы проклят, если бы на меня смотрели, как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки: такова воля нашего народа» (курсив Л.Н.Толстого). Кутузов писал не от себя, он выражал мнение всего народа, всех русских людей.

Образу Кутузова противопоставлен образ Наполеона, который был очень далек от своего народа. Его интересовал лишь личный интерес в борьбе за власть. Империя всемирного подчинения Бонапарту – и пропасть в интересах народа. В итоге война 1812 года была проиграна, французы бежали, и первым покинул Москву Наполеон. Он бросил свою армию, бросил свой народ.

Выводы

В своем романе «Война и мир» Толстой показывает, что сила народная непобедима. И в каждом русском человеке есть «простота, добро и правда». Истинный патриотизм не меряет всех по рангам, не строит карьеру, не ищет славы. В начале третьего тома Толстой пишет: «Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы». Законы чести, совести, общей культуры, общей истории.

Это сочинение на тему «Мысль народная» в романе «Война и мир»» открывает лишь малую толику того, что хотел сказать нам автор. Народ живет в романе в каждой главе, в каждой строке.

Тест по произведению

Пик творческой деятельности Льва Толстого приходится на середину XIX века. Россия содрогалась от возмущения крестьянских масс, поэтому идея народной сознательности в процессе развития общества стала ключевой темой в литературных произведениях многих писателей того времени. «Мысль народная» в романе «Война и мир» раскрывает героический образ русского народа на фоне событий Отечественной войны 1812 года.

Что подразумевал Толстой под словом народ

Писатели девятнадцатого века показывали народ то в образе угнетенного царем крестьянства или всей русской нации, то патриотического дворянства или социальной прослойки купечества. Толстой с любовью говорит «народ» каждый раз, когда речь идет о нравственных людях. Всех, кто ведет себя аморально, отличается ленью, алчностью и жестокостью, автор лишает права быть причастными к указанному сообществу граждан.

Люди, живущие в пределах одного государства, представляют его основу, являются материалом истории, не зависимо от сословия и образования. У нас есть гений, великий человек? Его роль в развитии человечества ничтожна, утверждает Толстой, гений является продуктом своего общества, завернутым в яркую обертку таланта.

Единолично никто не может управлять миллионами людей, создавать историю целого государства, по своему плану провоцировать вектор событий, тем более их последствия. В романе «Война и мир» автор отвел роль творца истории народу, руководят которым рациональные жизненные желания и инстинкты.

Мысль народная в образе Кутузова

Решения, выносимые в кулуарах власти, на законодательном уровне, русский классик называет восходящим течением развития общества. Это, по его мнению, центробежная сила истории. События, имеющие место среди простого населения, являются процессом нисходящего развития истории, центростремительной силой развития социальных связей.

Поэтому образ Кутузова наделен высокими нравственными качествами. События показывают, что генерал оказывается связанный с народом одной цепью государственных проблем. Ему близки проблемы, переживаемые простыми людьми, находящимися намного ниже Кутузова по социальной лестнице. Тревогу, горечь поражений и радость побед легендарный полководец чувствует также естественно, как его солдаты. У них одна задача, двигаются они одной дорогой событий, защищая Родину.

В романе Кутузов является ярким представителем народа, потому что его личные цели абсолютно совпадают с целями русского населения. Автор всячески акцентирует внимание читателя на достоинствах главнокомандующего русской армией. Его авторитет в глазах солдат и офицеров несокрушимый. Дух войска, которым он командует, зависит от его настроения, здорового самочувствия, от его физического присутствия на поле сражения.

Мысль народная в образах вельмож

Можно ли графа или князя считать народом? Свойственно ли было представителям русского дворянства отвечать требованиям исторической необходимости? Сюжетная линия романа явственно отображает нравственное развитие положительных персонажей, их слияние с народными массами в период Отечественной войны 1812 года.

Лев Толстой подчеркивает, что воля к победе, к избавлению от присутствия вражеской армии на территории своей земли проверяется мыслю народной. Пьер Безухов в одном потоке с беженцами заканчивает поиски смысла жизни, видя его в самой идее достойного выживания перед лицом опасности.
Наташа Ростова не может оставаться равнодушной и оставить раненых солдат. Молодая графиня бросается на поиски дополнительных подвод, чтобы вывезти раненых из пылающей Москвы. По Смоленской дороге она пытается помогать страждущим и умирающим от ран воинам.

Марья Болконская, сестра князя Андрея, чуть не поплатилась жизнью за желание вырваться из оккупированной врагом территории. Девушка не пристает на уговоры мадам Бурьен подождать французов в своей усадьбе, вступает в открытый конфликт с мужиками за возможность находиться с соотечественниками на русской земле.

Князь Болконский с начала сюжета почитает Наполеона, как передового современника, несущего новые идеи равенства и братства. На поле сражения под Аустерлицем его заблуждение рассеивается, когда он видит нездоровое восхищение Бонапарта, разглядывающего тела множества убитых солдат обеих армий.

Андрей Болконский погибает, оставаясь маленьким человеком, верным присяге, своему народу и императору.

Патриотизм есть русское начало

Лев Толстой относится к патриотизму, как явному признаку народности, объединяющему все социальные сословия в минуты опасности. Капитан Тушин, героически защищающий позиции артиллерии, наделенный как простой человек «малым и великим». Таким же неоднозначным персонажем вступает Тихон Щербатый, безжалостный к врагам, но жестокий в душе человек в целом.

Юный Петр Ростов погибает, принимая участие в партизанском движении, которое стало важным фактором победы. Платон Каратаев, попав в плен, проявляет мужественное спокойствие, исповедуя любовь к жизни в ситуациях испытания, как основную идею христианства. Добродушие и смиренное терпение Лев Толстой превыше всего ценит в русском человеке.

История знает сотни примеров героических подвигов, порой, имена героев оказываются не известные. Остается только память и слава патриотическому несгибаемому духу русского народа, который в мирные дни остается ревнивым хранителем и носителем духовных ценностей.


Коль вдруг муравьи сообща нападут,

Осилят и льва, как бы ни был он лют.

Роман-эпопея «Война и мир» является самым масштабным произведением Льва Николаевича Толстого, охватывающее жизнь всех слоев общества до и после войны 1812 года. Он показывает взлеты и падения персонажей, но самым главным героем является народ. Из множества тем романа автор уделяет особое внимание “народной мысли”.

Л.Н.Толстой задавался вопросом: «Что движет историю: народ или личность?» И на протяжении всего романа историю создает и влияет на нее народ. Именно единство русских людей, основанное на любви и привязанности к родной земле, помогло им одержать победу над французской армией. Злость за потревоженное спокойствие и мирную жизнь, убитых родных и разорение страны двигала ими во время сражений. Люди всячески старались помочь, проявить себя, забывая обо всем, что их держит, и были готовы насмерть постоять за Отечество. Война состоит из маленьких подвигов, которые имеют большое значение.

Совершая их, они показывают самое главное качество народа – патриотизм, который, по мнению Л.Н.Толстого, бывает истинным и ложным. Обладателями истинного патриотизма является семья Ростовых, Тихон Щербатый, Кутузов, Тушин, Пьер Безухов, Марья Болконская. Автор также противопоставляет их другим героям романа, общество которых наполнено лицемерием и фальшью.

Например, во время переезда семьи Ростовых из осажденной Москвы все вещи были собраны на подводы. В этот момент раненые солдаты просят о помощи. И Наташа, умоляя родителей, просила оставить подводы для нуждающихся раненых. Конечно, они могли воспользоваться шансом и спасти свое имущество, но чувство долга, сострадания и ответственности взяли вверх.

Но есть люди, совсем не заинтересованные в жизни страдающего населения.

Карьерист Берг интересовался только модой и жаждал денег. Даже во время пожара в Смоленске он думает не о том, что бы потушить, а ищет себе выгоду в покупке новой мебели.

Пьер Безухов, ставший наследником богатого графа Безухова, полностью на наследованные деньги снаряжает полк. Он мог растратить их в личных целях: на гуляньях и балах, но он поступил благородно, помогая народу. А салон А.П. Шерер наоборот ничего не предпринимает. Как обычно, их беседы полны сплетен и пустых разговоров о войне. Штраф за использование в речи французских слов никак не мог помочь народу. Поэтому их патриотизм является ложным.

Марья Болконская во время бунта Богучаровских мужиков не поддалась искушению остаться под крылом французов: она не хотела чувствовать себя предательницей. Совсем иной поступок совершает Элен Курагина. В тяжелое для страны время она меняет свою веру и хочет выйти замуж за Наполеона - врага народа.

Не только высшие слои общества внесли свой вклад в победу. Например, крестьянин Тихон Щербатый по своей воле вступает в партизанский отряд Денисова, что говорит о его небезразлии. Становится самым активным, ловя больше всех «языков» и выполняя самую тяжелую работу. Борис же Друбецкой проявляет трусость, оставшись в штабе у противника Кутузова – Бенигсена. Несмотря на всю ненависть к врагам, русские проявляют гуманизм по отношению к пленным французам. «Они тоже люди», - говорит Тихон Щербатый.

Состояние войска и ход войны зависит зависят от верховного главнокомандующего – Кутузова. В отличие от самовлюбленного и равнодушного Наполеона, Кутузов очень простой и приближенный к народу человек. Он следит только за духом войска, воодушевляет их только известиями о победных сражениях. Он относится к армии, как к родным детям и выступает в роли “отца”, проявляющего заботу. Ему искренне жаль народ. Именно с хорошим команддующим у войска возникает интерес одержать победу всеми силами.

Война, врываясь в мирную жизнь, показывает истинное лицо каждого человека, срывает маски. Обладая ложным патриотизмом и вообще бесчувственностью, кто-то будет бежать и прятаться, делать из себя героя только на словах. А кто-то с настоящим желанием помочь рвется в бой, несмотря ни на что. Каждый из них вкладывает что-то свое ради достижения народной цели. Обалдатели истинного патриотизма делают это не для показного, а ради земли, которую когда-то защищали их отцы и деды. А отдать ее без боя - позорно. Все эти люди становятся единым целым, народной “дубиной”, которая ведет только освободительную войну. Потому что чужая земля ни к чему - надо отстоять свое Отечество. А это можно сделать только объединившись, имея настоящие чувства и тревогу за будущее народа и страны.

Любить народ — значит видеть с полной ясностью и достоинства его, и недостатки, и великое его, и малое, и взлёты, и падения. Писать для народа — значит помочь ему понять свои силы и слабости.
Ф.А.Абрамов

По жанру «Война и мир» — эпопея нового времени, то есть в ней соединились черты классической эпопеи, образцом которой считается гомеровская «Илиада», и достижения европейского романа ХVIII-ХIХ веков. Предметом изображения в эпопее является национальный характер, иными словами, народ с его повседневным бытом, взглядом на мир и человека, оценкой хорошего и плохого, предрассудками и заблуждениями, с его поведением в критических ситуациях.

Народ, по мнению Толстого, это не только мужики и солдаты, которые действуют в романе, но и дворяне, обладающие народным взглядом на мир и на духовные ценности. Таким образом, народ — это люди, объединённые одной историей, языком, культурой, живущие на одной территории. В романе «Капитанская дочка» Пушкин отметил: простой народ и дворянство настолько разделены в процессе исторического развития России, что не могут понять устремлений друг друга. В романе-эпопее «Война и мир» Толстой утверждает, что в важнейшие исторические моменты народ и лучшие дворяне не противостоят друг другу, а действуют согласованно: во время Отечественной войны аристократы Болконские, Пьер Безухов, Ростовы ощущают в себе ту же «теплоту патриотизма», что и простые мужики и солдаты. Мало того, самый смысл развития личности, по Толстому, заключается в поисках естественного слияния личности с народом. Лучшие дворяне и народ вместе противопоставлены правящим бюрократическим и военным кругам, которые не способны на высокие жертвы и подвиги ради отечества, но во всех поступках руководствуются своекорыстными соображениями.

В «Войне и мире» представлена широкая картина народной жизни и в мирное, и в военное время. Важнейшим событием-проверкой национального характера является Отечественная война 1812 года, когда русский народ продемонстрировал наиболее полно свою стойкость, непоказной (внутренний) патриотизм и великодушие. Однако описание народных сцен и отдельных героев из народа появляется уже в первых двух томах, то есть, можно сказать, в огромной экспозиции к главным историческим событиям романа.

Массовые сцены первого и второго томов производят грустное впечатление. Писатель изображает русских солдат в заграничных походах, когда русская армия выполняет свой союзнический долг. Для простых солдат этот долг совершенно непонятен: они воюют за чужие интересы на чужой земле. Поэтому и армия больше похожа на безликую, покорную толпу, которая при малейшей опасности обращается в паническое бегство. Это подтверждает сцена при Аустерлице: «...наивно испуганный голос (...) закричал: «Ну, братцы, шабаш!». И как будто голос этот был команда. По этому голосу всё бросилось бежать. Смешанные, всё увеличивающиеся толпы бежали назад к тому месту, где пять минут назад проходили мимо императоров» (1, 3, XVI).

В союзнических войсках царит полная неразбериха. Русская армия фактически голодает, так как австрийцы не поставляют обещанное продовольствие. Гусары Василия Денисова вырывают из земли какие-то съедобные корешки и едят их, от чего у всех болят животы. Как честный офицер, Денисов не мог спокойно смотреть на это безобразие и решился на должностное преступление: силой отбил часть провианта у другого полка (1, 2, XV, XVI). Этот поступок плохо отразился на его военной карьере: за самоуправство Денисов попадает под суд (2, 2, XX). Русские войска постоянно оказываются в трудных ситуациях из-за глупости или предательства австрийцев. Так, например, под Шенграбеном генерал Ностиц со своим корпусом покинул позиции, поверив разговорам о мире, и оставил без прикрытия четырёхтысячный отряд Багратиона, который теперь стоял лицом к лицу со стотысячной французской армией Мюрата (1, 2, XIV). Но при Шенграбене русские солдаты не бегут, а воюют спокойно, умело, потому что знают, что прикрывают отступление русской армии.

На страницах двух первых томов Толстой создаёт отдельные образы солдат: Лаврушка, плутоватый денщик Денисова (2, 2, XVI); весёлый солдат Сидоров, который ловко подражает французской речи (1,2, XV); преображенец Лазарев, получивший от Наполеона орден Почётного легиона в сцене Тильзитского мира (2, 2, XXI). Однако значительно больше героев из народа показано в мирной обстановке. Толстой не изображает тяготы крепостного права, хотя совсем обойти эту тему он, будучи честным художником, не мог. Писатель рассказывает, что Пьер, объезжая свои имения, задумал облегчить жизнь крепостных, но ничего из этого не получилось, потому что главный управляющий легко обманул наивного графа Безухова (2, 1, X). Или другой пример: старый Болконский отдал в солдаты буфетчика Филиппа за то, что тот забыл распоряжение князя и, по старой привычке, подал кофе сначала княжне Марье, а потом компаньонке Бурьен (2, 5, II).

Автор мастерски, всего несколькими штрихами рисует героев из народа, их мирную жизнь, их труд, заботы, и все эти герои получают ярко индивидуальные портреты, как и персонажи из дворян. Доезжачий графов Ростовых Данила принимает участие в охоте на волка. Он самозабвенно отдаётся охоте и понимает в этой потехе не меньше своих господ. Поэтому он, не думая ни о чём другом, как только о волке, злобно обругал старого графа Ростова, который вздумал «закусывать» во время гона(2,4, IV). У дядюшки Ростовых живёт дворовая Анисья Фёдоровна, толстая, румяная, красивая домоправительница. Писатель отмечает её радушное гостеприимство и домовитость (сколько всяких угощений было на подносе, который она сама принесла гостям!), её доброе внимание к Наташе (2,4, VII). Замечателен образ Тихона, преданного камердинера старого Болконского: слуга без слов понимает своего парализованного барина (3, 2, VIII). Удивительным характером обладает богучаровский староста Дрон — сильный, жестокий человек, «которого мужики боялись больше, чем барина» (3, 2, IX). В его душе бродят какие-то смутные представления, тёмные мечты, не понятные ни ему самому, ни его просвещённым господам — князьям Болконским. В мирное время лучшие дворяне и их крепостные живут общей жизнью, понимают друг друга, Толстой не находит между ними неразрешимых противоречий.

Но вот начинается Отечественная война, и русская нация оказывается перед серьёзной опасностью потерять свою государственную независимость. Писатель показывает, как разных героев, знакомых читателю по двум первым томам или появившихся только в третьем томе, объединяет одно общее чувство, которое Пьер назовёт «внутренняя теплота патриотизма» (3, 2, XXV). Эта черта становится не индивидуальной, а национальной, то есть присущей множеству русских людей — мужикам и аристократам, солдатам и генералам, купцам и городским мещанам. В событиях 1812 года проявляется жертвенность русских, непонятная французам, и решимость русских, против которой захватчики ничего не могут сделать.

Во время Отечественной войны русская армия ведёт себя совсем иначе, чем в Наполеоновских войнах 1805-1807 годов. Русские не играют в войну, особенно это заметно при описании Бородинского сражения. В первом томе княжна Марья в письме к своей подруге Жюли Карагиной рассказывает о проводах рекрутов на войну 1805 года: рыдают матери, жёны, дети, сами новобранцы (1,1, XXII). А накануне Бородинского сражения Пьер наблюдает другое настроение русских солдат: «Кавалеристы идут на сражение, и встречают раненых, и ни на минуту не задумываются над тем, что их ждёт, а идут мимо и подмигивают раненым» (3, 2, XX). Русские «люди спокойно и как будто легкомысленно готовятся к смерти» (3, 2, XXV), так как завтра они будут «драться за русскую землю» (там же). Чувство войска выражает князь Андрей в последнем разговоре с Пьером: «Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит» (3,2, XXV). Тимохин и другие младшие офицеры соглашаются со своим полковником: «Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная. Что себя жалеть теперь!» (там же). Слова князя Андрея оправдались. Под вечер Бородинского сражения к Наполеону приехал адъютант и рассказал, что по приказанию императора двести орудий без устали стреляют по русским позициям, но что русские не дрогнули, не побежали, а «всё также стоят, как и в начале сражения» (3, 2, XXXVIII).

Толстой не идеализирует народ и рисует сцены, показывающие непоследовательность, стихийность крестьянских настроений. Это прежде всего богучаровский бунт (3, 2, XI), когда мужики отказались давать княжне Марье подводы под её имущество и не хотели выпускать из имения даже её саму, потому что французские листовки (!) призывали не уезжать. Очевидно, богучаровские мужики польстились на французские деньги (фальшивые, как потом оказалось) за сено и продовольствие. Мужики проявляют то же своекорыстие, что и дворяне-штабные офицеры (вроде Берга и Бориса Друбецкого), которые в войне видят средство сделать карьеру, достичь материального благополучия и даже домашнего комфорта. Однако, приняв на сходе решение не уезжать из Богучарова, мужики почему-то сразу отправились в кабак и напились. А потом весь крестьянский сход подчинился одному решительному барину — Николаю Ростову, который диким голосом закричал на толпу и приказал вязать зачинщиков, что крестьяне послушно и выполнили.

Начиная со Смоленска в русских просыпается какое-то трудноопределимое, с точки зрения французов, чувство: «Народ с беспечностью ждал неприятеля... И как только неприятель подходил, все богатые уезжали, оставляя своё имущество, бедные же оставались и зажигали и истребляли то, что оставалось» (3, 3, V). Иллюстрация к этому рассуждению — сцена в Смоленске, когда купец Ферапонтов сам зажёг свою лавку и мучной амбар (3,2, IV). Толстой отмечает различие в поведении «просвещённых» европейцев и русских. Австрийцы и немцы, покорённые Наполеоном несколько лет назад, танцуют с захватчиками на балах и совершенно очарованы французской галантностью. Они как будто забывают, что французы — враги, а русские не забывают этого. Для москвичей «не могло быть вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего» (3, 3, V).

В непримиримой борьбе с агрессором русские сохранили высокие человеческие качества, что свидетельствует о душевном здоровье народа. Величие нации, по мнению Толстого, не в том, что она силой оружия покоряет себе все соседние народы, а в том, что нация даже в самых жестоких войнах умеет сберечь в себе чувство справедливости и человечность по отношению к врагу. Сценой, раскрывающей великодушие русских, является спасение хвастливого капитана Рамбаля и его денщика Мореля. В первый раз Рамбаль появляется на страницах романа, когда французские войска входят в Москву после Бородина. Он получает постой в доме вдовы масона Иосифа Алексеевича Баздеева, где уже несколько дней жил Пьер, и Пьер спасает француза от пули сумасшедшего старика Макара Алексеевича Баздеева. В благодарность француз приглашает Пьера поужинать вместе, они вполне мирно беседуют за бутылкой вина, которую доблестный капитан по праву победителя уже прихватил в каком-то московском доме. Разговорчивый француз хвалит мужество русских солдат на Бородинском поле, но французы, по его мнению, всё-таки самые храбрые воины, а Наполеон — «самый великий человек прошедших и будущих веков» (3, 3, XXIX). Второй раз капитан Рамбаль появляется в четвёртом томе, когда он и его денщик, голодные, обмороженные, брошенные своим любимым императором на произвол судьбы, вышли из леса к солдатскому костру под селом Красным. Русские накормили обоих, а Рамбаля отвели потом в офицерскую избу отогреваться. Оба француза были растроганы таким отношением простых солдат, и капитан, еле живой, всё повторял: «Вот люди! О мои добрые друзья!» (4, 4, IX).

В четвёртом томе появляются два героя, которые, по мнению Толстого, демонстрируют противоположные и взаимосвязанные стороны русского национального характера. Это Платон Каратаев — мечтательный, благодушный солдат, безропотно подчиняющийся судьбе, и Тихон Щербатый — деятельный, умелый, решительный и смелый крестьянин, который не смиряется с судьбой, а активно вмешивается в жизнь. Тихон пришёл в отряд Денисова не по приказу помещика или воинского начальника, но по собственному почину. Он больше всех в отряде Денисова убил французов и привёл «языков». В Отечественной войне, как следует из содержания романа, больше проявился «щербатовский» деятельный характер русских, хотя «каратаевское» мудрое долготерпение-смирение перед невзгодами тоже сыграло свою роль. Самопожертвование народа, мужество и стойкость армии, самочинное партизанское движение — вот что обусловило победу России над Францией, а не ошибки Наполеона, холодная зима, гений Александра.

Итак, в «Войне и мире» народные сцены и характеры занимают важное место, как и должно быть в эпопее. Согласно философии истории, которую Толстой излагает во второй части эпилога, движущей силой любого события является не отдельный великий человек (царь или герой), а народ, непосредственно участвующий в событии. Народ — одновременно воплощение общенациональных идеалов и носитель предрассудков, он начало и конец государственной жизни.

Эту истину понял любимый герой Толстого — князь Андрей. В начале романа он верил, что конкретный человек-герой может повлиять на историю приказами из штаба армии или красивым подвигом, поэтому во время заграничного похода 1805 года стремился служить в штабе Кутузова и везде искал свой «Тулон». После анализа исторических событий, в которых он лично участвовал, Болконский пришёл к выводу, что историю делают не штабные приказы, а прямые участники событий. Об этом князь Андрей говорит Пьеру накануне Бородинского сражения: «... ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку, вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них...» (3, 2, XXV).

Народ, по мнению Толстого, имеет самый верный взгляд на мир и человека, поскольку народный взгляд формируется не в одной голове какого-нибудь мудреца, но проходит «шлифовку»-проверку в головах огромного количества людей и только после этого утверждается как национальный (общинный) взгляд. Добро, простота, правда — вот настоящие истины, которые выработаны народным сознанием и к которым стремятся любимые герои Толстого.

Роман "Война и мир" был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше Толстой работал с архивными материалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом восстании и глубже - о войне 1812 года, нельзя написать этот роман. Так замысел романа постепенно трансформировался, и Толстой создал грандиозную эпопею.

Это рассказ о подвиге народа, о победе его духа в войне 1812 года. Позже, говоря о романе, Толстой писал, что главная мысль романа - "мысль народная". Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации.

Здесь есть смысл вспомнить историческую концепцию писателя. На страницах романа и особенно во второй части эпилога Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, тиранов, монархов, и никто до сих пор не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого -это так называемое "роевое начало", дух и воля не одного человека, а нации в целом, и насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события.

Так победу в Отечественной войне Толстой объясняет тем, что столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли. Поэтому победа России над Францией была предопределена.

Война 1812 года стала рубежом, испытанием всех положительных героев в романе: для князя Андрея, который чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским сражением, веру в победу; для Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков - он даже разрабатывает план убийства Наполеона; для Наташи, отдавшей подводы раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать было стыдно и гадко; для Пети Ростова, принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом; для Денисова, Долохова, даже Анатоля Курагина.

Все эти люди, отбросив все личное, становятся единым целым, участвуют в формировании воли к победе. Эта воля к победе особенно ярко проявляется в массовых сценах: в сцене сдачи Смоленска (вспомним купца Ферапонтова, который, поддавшись какой-то неведомой, внутренней силе, велит все свое добро раздать солдатам, а что нельзя вынести - поджечь); в сцене подготовки к Бородинскому сражению (солдаты надели белые рубахи, как бы готовясь к последней схватке), в сцене боя партизан с французами. Вообще, тема партизанской войны занимает особое место в романе.

Толстой подчеркивает, что война 1812 года действительно была народной, потому что сам народ поднялся на борьбу с захватчиками. Действовали уже отряды старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова, создают свои отряды и герои романа - Василий Денисов и Долохов. Жестокую, не на жизнь, а на смерть войну Толстой называет "дубина народной войны"; "Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой, и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие".

Задачи и тесты по теме " Мысль народная в романе Л. Н. Толстого Война и мир "

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • Тема и главная мысль текста. Части текста. Разбиение текста на абзацы - Текст 2 класс

    Уроков: 1 Заданий: 11 Тестов: 1

  • Основы глаголов прошедшего времени. Правописание буквы перед суффиксом –л - Глагол как часть речи 4 класс