Конспект лекции по техникам гештальт-терапии.

Техники, используемые в гештальт-терапии, группируются вокруг двух главных направлений работы. Их называют принципами и играми. Принципы вводятся на начальной стадии терапии, и их не слишком много, число же игр не ограничено. Принципы указывают предпочтительные направления поведения и условия, которые благоприятствуют расширению осознания и наиболее полному контакту с окружением и самим собой.

Основными принципами гештальт-терапии являются следующие:
1. Принцип "сейчас". "Сейчас" - это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого явялется частью "сейчас", а то, что происходило несколько минут назад, не является "сейчас".
2. Принцип "я - ты". Выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Часто свои высказывания члены психотерапевтической группы направляют не по адресу -конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасения говорить прямо и откровенно. Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению.
3. Принцип субъективизации высказываний. Психотерапевт предлагает пациенту заменить объективизированные формы ("что-то давит в груди") на субъективизированные ("я подавляю себя").
4. Континуум сознания. Является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может использоваться и в качестве отдельного метода. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций, одно из центральных понятий. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.

Технические процедуры называются гештальт-играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. Эти игры предоставляют возможность экспериментировать с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр участники группы "примеряют" различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами. Цель игр-экспериментов - достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности. Эмоциональное осознание ("ага-переживание") - это такой момент самопостижения, когда человек говорит: "Ага!". По Ф.Перлзу, "ага" - это то, что происходит, когда что-нибудь защелкивается, попадая на свое место; каждый раз, когда "закрывается" гештальт, "звучит" этот щелчок. По мере накопления фактов эмоционального прояснения приходит прояснение интеллектуальное.

Число игр не ограничено, так как каждый психотерапевт, пользуясь принципами гештальт-терапии, может создавать новые игры или модифицировать уже известные.

Наиболее известными являются следующие игры.
1. Диалог между частями собственной личности. Когда у пациента наблюдается фрагментация личности, психотерапевт предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности - между агрессивным и пассивным, "нападающим" и "защищающимся". Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком. Техника игры такова: напротив стула, который занимает пациент ("горячий стул"), располагается пустой стул, на который "сажают" воображаемого "собеседника". Пациент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально отождествлять себя с различными частями своей личности.
2. Совершение кругов. Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например, выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группам.
3. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. По существу, вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями и т.п. Чаще всего, это невысказанные жалобы и претензии. Пациенту предлагается с помощью приема пустого стула высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу.
Гештальт-психотерапевтами замечено, что наиболее частое и значимое чувство - чувство обиды. Именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов: "Я обижен.".
4. Проективная игра. Когда пациент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией. Пациенту предлагается "разыграть проекцию", т.е. примерить на самого себя это чувство или черту. Так, пациента, который заявляет: "Я испытываю к тебе жалость", просят разыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к каждому из участников группы и вступая с ним во взаимодействие. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.
5. Выявление противоположного (реверсия). Явное поведение пациента часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Для осознания пациентом скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Например, пациентке с манерами "душечки" предлагается разыграть роль агрессивной, высокомерной, задевающей других женщины. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.

6. Упражнения на воображение. Иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра "Старый заброшенный магазин". Пациенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого, заброшенного магазина. Его окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Пациенту предлагают тщательно его рассмотреть, а затем отойти от заброшенного магазина и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с этими предметами, пациенты проецируют на них какие-то свои личностные проблемы.

В гештальт-терапии большое внимание уделяется работе со сновидениями пациентов. Перефразируя З.Фрейда, Ф.Перлз говорил, что "сон - это королевская дорога к интеграции личности". В отличие от психоанализа, в гештальт-терапии не интерпретируются сны, они используются для интеграции личности. Автор считал, что различные части сна являются фрагментами нашей личности. Для того, чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части нашей личности и признать своими скрытые тенденции, которые проявляются во сне. С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов, может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа.

Учение о гештальт-терапии было разработано супругами Фрицем и Лаурой Перлз, совместно с Полом Гудменом в 1940-1950 годах. Перлз работал над методикой лечения людей, страдающих от расстройства психики. Уже при жизни психоаналитика гештальт-терапия из простого учения превратилась в практику, широко используемую в психологических кругах. Она активно развивалась и разрабатывалась, вбирая в себя идеи разнообразных школ психологии.

Многие современные психотерапевты используют данную методику практически во всех сферах жизни, так как с её помощью можно разрешить трудные ситуации , в которые попадает пациент.

По убеждению Перлза, человек должен быть целостен, а все стороны его жизни – духовные, социальные и физические – должны сливаться в единую целую личность. Из этого утверждения учёного появилось название терапии. Слово Gestalt в дословном переводе с немецкого языка переводится как «фигура», «форма», «личность», «целостный образ».

Теории Фрица Перлза направлены на осознание жизни «здесь» и «сейчас», на полноценную жизнь настоящим, а не прошлым или будущим.

В процессе роста и развития психологии в гештальт-терапию было внесено два немаловажных изменения:

  1. Групповая терапия стала применяться значительно реже;
  2. Появилось более внимательное и терпимое отношение к пациенту, а вхождение с ним в контакт (что нередко использовал основатель учения) – нежелательным.

В 1969 году Перлз опубликовал в одной из своих книг короткий текст, получивший широкую известность сначала в Америке , а затем и распространился по всему миру. «Гештальт-молитва», предлагавшая концепцию независимой личности, подвергалась как бурной критике, так и восторженным отзывам. Она оказала значительное влияние на культуру 1970 годов, когда люди вели активную борьбу за свои права, отвергали многие традиции и находились в постоянном поиске новых форм отношений друг с другом.

Основные принципы и положения терапии

В основе этого учения заложены следующие понятия и принципы:

Таким образом, основная цель гештальт-терапии проявляется в возможности позволить человеку осознать себя в настоящем , принять и полюбить себя, двигаться вперёд собственным путём, а не пытаться подавить индивидуальность. Выполнение упражнений гештальт-терапии помогает чувствовать себя лучше, увереннее, отбрасывать все ненужное и находить свой путь в жизни.

Терапия может быть групповой, или проводиться в индивидуальном порядке. Во время групповых занятий терапевт обычно работает с одним (максимум с двумя) участниками, при этом остальные члены группы могут давать им обратную связь, идентифицироваться с «рабочим» участником и оказывать эмоциональную поддержку, что играет немаловажную роль в процессе лечения.

Кому подходит гештальт-терапия

Прибегать к методам гештальт-терапии может любой человек, испытывающий трудности в общении, находящийся в разладе с собой и желающий изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Гештальт-терапия может быть также применена при следующих расстройствах , характерных для хронического стресса:

  • психосоматические заболевания;
  • подавленные переживания, фобии и страхи;
  • расстройства невротического характера;
  • депрессия, суицидальные наклонности, кошмарные сны;
  • повышенная агрессивность, раздражительность и тревожность.

Выяснилось, что этот метод имеет высокую эффективность при работе с клиентами, имеющими суицидальные тенденции.

Гештальт-терапия весьма эффективна при работе с жертвами изнасилования . Используемые при этом методы дают возможность:

  • возвращения к реальности, делая упор на «здесь и сейчас»;
  • сосредоточения внимания на актуальных переживаниях, отстранение от прошлого, установка акцента на переменах в собственном состоянии;
  • прорабатывания негативных воспоминаний, завершение гештальта;
  • вербализации мыслей и чувств;
  • осознанного контроля своих эмоций, избавление от бесчувственности и страха.

Существует несколько особенностей, которые необходимо знать для удачной терапии.

По статистике, женщины обращаются за помощью к психологии намного чаще, чем мужчины. Они более открыты и эмоциональны , а потому проще налаживают контакт со специалистом, чаще прислушиваются к советам и рекомендациям, с большей охотой участвуют в играх и групповых занятиях.

Мужчины, напротив, в большинстве своём, не склонны общаться на групповых занятиях и с трудом идут на контакт. Однако здесь все зависит от индивидуального подхода психотерапевта к общению с клиентом. Талантливый специалист, умеющий подбирать грамотную методику общения, сумеет выйти на контакт даже с самым нелюдимым клиентом.

К детям у психотерапевтов подход особенный, в том числе и в гештальт-терапии. Например, проблемным для них считается ребёнок, который никогда не жалуется на своих родителей. Это может означать, что идёт подавление истинных чувств ребёнка из-за страха перед недовольством родителей. С такими детьми наиболее сложно найти общий язык.

Как работает гештальт-терапия?

Незавершённые гештальты

Поведение личности легко объясняется при создании и завершении гештальт-структур. Всякая личность устраивает свою жизнь так, чтобы направлять свои действия на завершение текущих нужд и потребностей.

Например, человек, желающий приобрести какую-то ценную вещь, копит деньги на её покупку, ищет дополнительные способы дохода и прибыли. А тот, кто желает обзавестись потомством, направляет все силы на достижение именно этой цели. После выполнения гештальт разрушается, и человек испытывает чувство удовлетворения.

Однако не каждый процесс достигает своего завершения, и люди начинают постоянно формировать однотипные паттерны . Данные отклонения связаны с незавершёнными психическими образами, и человек будет продолжать попадать в негативную ситуацию одного и того же характера до тех пор, пока гештальт не будет разрушен.

Проработать незавершённые гештальты помогают психотерапевты на индивидуальных или групповых сеансах, используя специальные практики.

Терапевтические техники

Все техники гештальт-терапии могут быть разделены на две группы:

  1. Проективные. Используются во время работы со снами, образами, диалогами с вымышленными собеседниками и так далее.
  2. Диалоговые. Во время этих техник производится сложная работа психотерапевта с клиентом. Отследив механизмы прерывания, психолог трансформирует собственные эмоции в часть окружающей среды клиента и переносит их на границу контакта.

Чёткое разграничение техник есть только в теоретической психологии, на практике они тесно переплетены друг с другом.

Заключение контракта

Чаще всего процесс гештальт-терапии начинается с «заключения контракта»: соглашения о том, что врач и пациент – равноправные партнёры, несущие равную ответственность за результат совместной работы. Разделение ответственности – один из самых важных шагов в терапии.

«Горячий стул», «Пустой стул»

Пожалуй, это самый известный и распространённый метод гештальт-терапии.

«Горячий стул» – это то место, куда человек садится и рассказывает о своих проблемах, пока психолог и участники группы его внимательно слушают. Выражать свои эмоции, делиться мнениями и чувствами разрешено только после того, как речь будет завершена.

«Пустой стул» – это место, куда при помощи воображения помещают значительного для пациента человека, с которым можно вести беседу независимо от того, в каких они отношениях, и, вообще, жив ли этот человек. Ещё одним предназначением «пустого стула» является разговор между разными частями личности, необходимый в случае наличия у человека внутреннего конфликта. Подобные диалоги помогают обрести целостность, принять себя и окружающий мир.

Концентрация

Концентрация – это оригинальная техника института гештальта. Метод основан на концентрированном осознании внутренних миров (эмоциональные и физические ощущения), внешних миров (видеть, слышать) и мыслей. Используя главный принцип гештальт-терапии «здесь и сейчас», клиент рассказывает психологу о своих чувствах в данный момент времени, описывает все, что с ним происходит, и о чём он думает.

Эта технология позволяет усилить ощущение реальности и понять свои способы ухода от неё.

Экспериментальное усиление

Одна из эффективных техник – это специальное усиление каких-либо малозначительных проявлений. Например, пациент неосознанно может часто повторять слова «Да, но», тем самым отыскивая причину не делать что-либо, не следовать рекомендациям лечащего врача, и так далее. Специалист может предложить клиенту начинать каждое своё предложение с этой фразы, чтобы человек осознал стремление к противоречию и желанию всегда оставлять за собой последнее слово.

Работа с полярностями

Техники этого направления обычно нацелены на поиск противоположностей в личности. Например, скромному, неуверенному в себе человеку психолог может предложить вообразить себя сильной уверенной личностью и пообщаться с этой позиции с окружающими людьми.

Стеснительному клиенту, который боится просить о помощи, врач может посоветовать обращаться к группе с самыми невообразимыми просьбами.

Эта техника поможет расширить зону осознавания и открыть в себе недоступный ранее потенциал.

Работа со снами

Со сновидениями работают психологи и терапевты самых разнообразных школ, однако гештальт-методика имеет характерные черты. В ней детали сна рассматриваются как части личности, с каждой из которых происходит идентификация клиента. Это делается для присвоения собственных проекций и, несмотря на тонкую сферу работы данной методики, в ней продолжает действовать основное правило гештальт-терапии: «здесь и сейчас».

Клиент может рассказать психотерапевту о своём сне так, как будто это происходит в настоящем времени. Важно, чтобы описание сна происходило не только от лица сновидца, но и от имени предметов и других людей, являющихся частью сна.

Работа с техниками гештальт-терапии будет крайне полезна для любого человека, имеющего незавершённые дела, застрявшего в определённом сценарии, находящегося в разладе с собой или обществом. И даже если нет времени или возможностей обратиться к квалифицированному специалисту, будет полезным попробовать выполнить несколько упражнений самостоятельно. Нередко во время таких упражнений случаются инсайты, помогающие выбрать правильное и желанное направление в жизни.

Как ни парадоксально, но гештальт-терапия опознается не­которой частью общества как профессионалами, так и неспе­циалистами по некоторым техникам, которые не являются специфическими для гештальт-метода, а иногда даже совсем не согласующимися и вообще мало или совсем не употребляемы­ми современными гештальт-терапевтами. Например, техника диалога с одним или несколькими пустыми стульями, представ­ляющими различных персонажей из жизни субъекта, в сущнос­ти, является техникой, заимствованной Перлзом из психодрамы Морено.

Техники являются приемами, позволяющими реализовывать фундаментальный метод. В некоторых случаях техники, появ­ляющиеся в других подходах, могут найти свое место в «ящике для инструментов» (выражение М. Фуко) гештальт-терапевта, лишь бы они были совместимы с методом и приспособлены к происходящему опыту. Напомним, что гештальт-метод фоку­сируется на работе по осознанию явлений, которые происходят на границе контакта, чтобы способность осуществлять творчес­кое приспособление при контакте с окружающей средой могла восстановиться (Perls, 1969; Рудестам, 1990; Наранхо, 1995).

Будь это диадические или групповые отношения, ситуация определяется прежде всего установлением терапевтического контекста: рамок, условий встреч, частоты и продолжительнос­ти сеансов, гонорара и т. д. Все эти условия контекста на самом деле могут рассматриваться как экспериментальные, потому что они должны быть приспособлены к каждому пациенту. Во вся­ком случае, если цель терапевтического проекта состоит в вос­становлении пластичности в построении гештальтов, а терапев­тическая ситуация определялась бы неизменными правилами, которым должен подчиняться каждый отдельный пациент, име­ло бы место противоречие.

В действительности формы, которые может принимать те­рапия, с каждым новым пациентом могут меняться, так же как они могут меняться в зависимости от чувствительности и лич­ного опыта каждого терапевта - с некоторыми пациентами связь будет главным образом словесная, с другими возможно обращение к выразительным формам и невербальному обще­нию, как-то: рисунок, движение, лепка, звук и т. д.

Техники гештальт-терапии можно подразделить на две большие группы. С одной стороны, это техники диалога, ко­торый происходит на границе контакта между терапевтом и клиентом. Для этой работы необходимо полнокровное лич­ностное присутствие терапевта в диалоге; об этой форме рабо­ты говорят, что терапевт «работает собой», использует свой опыт, свои переживания. С другой стороны, это проективные техники, такие, как работа с образами, сновидениями, вооб­ражаемым диалогом; при этом терапевт поддерживает прояв­ление и осознание клиентом своих переживаний. Техники не являются самоцелью, а лишь обозначают различные подходы и пути экспериментирования.


Экспериментирование, являясь сердцевиной метода, создает своеобразие гештальтистского способа работы. В ходе терапии субъекту предлагается не ограничиваться рассказом, а превра­тить свои слова в действия, развертывающиеся в ситуации «здесь и теперь». Такое экспериментирование является своего рода структурой, навязанной терапевтом. Оно имеет смысл, только если оно полностью соотносится с опытом, который воспроиз­водит пациент. Экспериментирование манипулирует различны­ми параметрами, чтобы благодаря расширению поля найти в контакте новизну, восстановленные возможности идентифи­кации и отвержения, творческое приспособление. Некоторые терапевты охотно обращаются, особенно в группе, к арсеналу заранее подготовленных упражнений, которые они предлагают независимо от эволюции каждого пациента. Само собой разу­меется, клиент всегда сможет открыть в этих упражнениях что-то о себе самом при столкновении с этой безопасной ситуацией, но это мало что имеет общего с терапевтическим эксперимен­тированием, которое прямо связано с острыми ситуациями и не­завершенными ситуациями каждого пациента.

Эти эксперименты могут быть разного порядка, например: а) эксперимент может быть сфокусирован на росте осознавае­мого, когда терапевт предлагает, например, осознать свое дыха­ние или ту или иную часть тела (Рудестам, 1990; Энрайт; 1994, Керпег, 1987); б) эксперимент может позволить исследовать тему, изложенную клиентом в скрытой форме, например, когда тера­певт предлагает привести в действие метафору, которую он толь­ко что употребил («Я чувствую, что грудь моя в тисках!», «Он возбуждает во мне желание обращаться с ним, как с собакой») (Рудестам, 1990; Польстер, Польстер, 1997).

Это исследование может пройти через усиление и акцен­тирование употребленных слов и жестов («Не можете ли вы попытаться повторить мне это, усиливая жест, который вы едва уловимо делаете?»). В экспериментировании могут быть об­наружены модельные условия, позволяющие получить информацию о том, что произойдет в определенных ситуациях, ко­торые трудно или невозможно смоделировать в действии. Тогда привлекаются некоторые формы проекции, чтобы исследовать фантазии, катастрофические ожидания, незавершенные или «застывшие» ситуации, разрешение которых кажется невоз­можным.

Экспериментирование также предоставляет возможности для исследования разных типов границ собственного «я» и кон­такта: пределов проявления себя, границ самовыражения, привычек, порогов ощущений и телесных движений, ценностей и т. д. Использование фантазии позволяет расширить области эксперимента, опробовать новое поведение в безопасных усло­виях (Рудестам, 1990; Польстер, 1999).

Одним из наиболее известных инструментов гештальт-терапии является эксперимент с «пустым стулом». Организуя ди­алог между двумя различными частями личности, терапевт под­держивает выражение различных чувств до тех пор, пока не наступает интеграция противоположных, конфликтных, так сказать, непримиримых сторон личности человека.

Введение

Теоретические открытия гештальтпсихологии к практике психотерапии применил Фритц (Фредерик Соломон) Перлз (1893-1970). В 40е годы XX в. известный среди профессионалов своего времени психоаналитик Фредерик Перлз задумался о создании собственной системы психотерапии. В то время его не устраивали многие положения современного ему психоанализа, в частности преимущественно интеллектуальный характер переработки проблем пациента, ориентация на прошлое, пассивная позиция пациента в процессе психоаналитического лечения. Результатом его совместных с коллегами размышлений, в число которых входили его жена Лаура Перлз, Изидор Фром, Пол Гудман, стала книга «Гештальт-терапия», изданная в 1951 г. Первая часть этой книги, представляющая собой практическое руководство по самоисследованию, неоднократно издавалась на русском языке под названием «Практикум по гештальт-терапии». Для объяснения человеческого поведения Перлз и его коллеги использовали идеи гештальтпсихологии, такие как концепцию динамики фигуры и фона, представления о целостности человеческого организма и о том, что организм и его окружающая среда представляют собой единое поле. Перлз использовал также некоторые философские идеи - идеи феноменологии, философского направления, возникшего в начале XX в. и настаивающего на необходимости исследовать вещи такими, какими они представлены в сознании, и идеи экзистенциализма о свободе и ответственности человека, экзистенциальной встрече Я - Ты.

Основные положения гештальт-терапии

Гештальт-терапия - форма психотерапии, разработанная в рамках гештальт-психологии Фредериком Перлзом. Гештальт-терапия - это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миров, в том числе с окружающими людьми. Гештальт-психология повлияла на формирование представления об организме как о едином целом, неделимом на отдельные части (например, на независимо существующие органы или независимо существующие душу и тело).

В целом теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях:

    человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части, например, психику и тело, является искусственным;

    человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм - окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие должны меняться;

    человеческое поведение, согласно теории гештальт-терапии, подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает привлекать доминирующее внимание организма - фигура проявляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере) приводит к удовлетворению потребности - гештальт завершается и разрушается;

    контакт - базовое понятие гештальт-терапии. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, так же, как и в пространстве, лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде, лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. То, насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным;

    осознание - осведомленность о том, что происходит внутри организма и в окружающей его среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Оно включает переживание восприятия как стимулов внешнего мира, так и внутренних процессов организма - ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности - идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, то есть охватывает многие уровни. Осознанием, за исключением его мыслительного слоя, обладают и животные. Однако в цивилизованном мире у людей гипертрофировано мышление в ущерб эмоциям и восприятию внешнего мира. Именно осознание, в противоположность рациональному знанию, дает реальную информацию о потребностях организма и об окружающей среде. Основная цель практики гештальт-терапии - это расширение осознания. Огромное количество человеческих проблем связано с тем, что подлинное осознание реальности подменяется интеллектуальными и, зачастую, ложными представлениями о ней, например, о том, что можно ожидать от людей, как они относятся ко мне, что я должен хотеть и что должен делать. Такие ложные представления заслоняют реальность и затрудняют удовлетворение потребностей организма - процесс формирования и разрушения гештальта нарушается. Гештальт-терапия исходит из того, что если люди достигают ясного осознания внутренней и внешней реальности, то они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы. Поэтому терапия не ставит своей целью изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания;

    здесь и теперь - принцип, который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа позволяет интенсифицировать процесс осознания;

    ответственность - способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь - за свои желания, действия, говоря словами Перлза, опираться на себя;

Цели психологической помощи.Основная цель - помочь человеку пол­ностью реализовать свой потенциал. Эта главная цель разбивается на вспо­могательные: обеспечение полноценной работы актуального самоосоз-навания; смещение локуса контроля вовнутрь, поощрение независимос­ти и самодостаточности; обнаружение психологических блоков, препят­ствующих росту, и изживание их.

Позиция психолога.В гештальт-терапии и консультировании психолог рассматривается как «катализатор», «помощник» и сотворец, интегрирован­ный в единое целое, в «гештальт» (нем. Gestalt - форма, образ) личности клиента. Психолог старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента - скорее, он пытается облегчить выражение этих чувств. Его роль - роль активного, живого, творческого, сопереживающе­го, изменчивого, как сама жизнь, союзника в поисках собственного «Я» клиента. Назначение - активация внутренних личностных резервов кли­ента, высвобождение которых ведет к личностному росту.

Позиция клиента. В гештальт-терапии клиентам отводится активная роль, включающая в себя право на собственные интерпретации, позиции и, глав­ное, - на осознавание «паттернов», схем своего поведения и жизни. Пред­полагается, что клиент должен переключиться с рационализирования на переживание, причем вербализация чувств не настолько важна, насколько важно желание клиента и его готовность принять сам процесс актуального переживания, в котором он будет на самом деле испытывать чувства и го­ворить от их имени, а не просто сообщать о них.

Показанием к гештальт-терапии является востребованность со стороны клиента в психотерапии, его готовность изменить что-то в своей жизни и (или) в своем состоянии, его способность принятия на себя личной ответственности за свое существование в этом мире. Необходимой является способ­ность критически относиться к своему поведению.

Противопоказана гештальт-терапия лицам с соматическими заболеваниями на стадии явных органических изменений внутренних органов. Проведение фрустрирующей терапии вызовет обострение органического процесса. Таким лицам показаны нефрустрирующие формы терапии. Опытный гештальт-терапевт может позволить себе такую работу, контролируя степень фрустрации. Но здоровьем клиента лучше не рисковать.

Неэффективна гештальт-терапия у лиц с выраженными изменениями личности в виде ригидности, застреваемости, резонерства, аморфности мышления, с наличием активной психопатологической продукции, с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Недостатки гештальт-терапии. Ф. Перлз, основатель направления, изначально поставил проблему выживания здоровой личности в нездоровом обществе. Поэтому вся много­образная техника гештальт-терапии направлена на обеспечение психоло­гической поддержки личности, на освобождение человека от бремени про­шлых и будущих проблем и возвращение его “Я” в богатый и изменчивый мир личностного «сейчасного» бытия. С этим связаны как преимущества, так и очевидные ограничения концепции. Наиболее популярным направле­нием критики является недооценка гештальт-терапией когнитивных аспек­тов личности, односторонность ориентации на сиюминутные переживания.

Следующим уязвимым моментом становится тенденция представителей концепции избегать объяснений и оставлять клиента одного со своими пе­реживаниями, а также то обстоятельство, что приверженность гештальт-терапии к различным техникам открывает путь к злоупотреблению техни­ческой стороной дела в ущерб углубленной психологической работе.

Психотехники в гештальт-терапии. Психотехникам, которые в данном направлении именуются также «игры» и «эксперименты», придается в геш-тальт-терапии большое значение. Более того, гештальт-терапия получила известность во многом благодаря этим «играм», «трюкам» и тому подобным описаниям психотехник в массовой прессе. Рассмотрим наиболее извест­ные из них.

«Экспериментальный диалог», «диссоциированный диалог». Данная психотехника, известная также под названием «пустой стул», предназначе­на для проработки внутренних конфликтов клиента. Построена техника на использовании психодрамы, происходящей между двумя полярными позициями клиента, например, позицией жертвы и агрессора. Диалог осуществ­ляется самим клиентом, который по очереди воспроизводит реплики от имени одной, затем другой психологической позиции. Широко распростра­ненным приемом является использование двух игровых позиций: «боль­шой пес» и “»щенок». Техника обладает выраженным энергетическим по­тенциалом, усиливает мотивацию клиента к более адекватному поведению.

«Идти по кругу» - также известнейшая психотехника, согласно которой клиент по просьбе ведущего (техника применяется в групповой работе) обходит всех участников по очереди и либо говорит им что-то, либо совер­шает какие-то действия с ними. Члены группы при этом могут отвечать. Техника используется для активизации членов группы, для поощрения их к риску нового поведения и свободы самовыражения. Часто участнику пред­лагается начало высказывания с просьбой завершить его, например: «По­жалуйста, подойдите к каждому в группе и завершите следующее высказы­вание: Я чувствую себя неудобно, потому что...»

Техника «наоборот» («перевертыш»)- сущность техники заключается в том, чтобы клиент сыграл поведение, противоположное тому, которое ему не нравится. Скажем, застенчивый - стал вести себя вызывающе, при­торно-вежливый - грубо, тот, кто всегда соглашался, - занял бы позицию непрестанного отказывания и т.п. Техника направлена на принятие клиен­том себя в новом для него поведении и на интегрирование в «Я» новых структур опыта.

«Экспериментальное преувеличение»- техника направлена на разви­тие процессов самоосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и др. движений - это обычно интенсифицирует чувства, привязанные к тому или иному поведению (все громче и громче повторять фразу, вырази­тельнее сделать жест и т.п.). Особое значение имеет ситуация, когда кли­ент стремится подавить какие-либо переживания. Использование техники приводит к развитию внутренней коммуникации.

«Я несу за это ответственность» - используя этот прием, психолог мо­жет обратиться к клиенту с просьбой выразить то или иное чувство или высказать суждение с обязательным добавлением: «...и я несу за это от­ветственность».

«Психодрама»- широко используется в гештальт-терапии, в том числе для прояснения межличностных отношений и для проработки сновидений, которые, в отличие от психодинамического подхода, не интерпретируются, а драматизируются.

К основным понятиям гештальт-терапии относятся: фигура и фон, осознание и сосредоточение на настоящем, полярности, защитные функции и зрелость.

Отношение фигуры и фона. В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это фон. Нередко фигура и фон меняются местами.

В качестве фигуры (гештальта) могут быть желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма, посредством которого он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостазис.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован и не может уступить место другому. Такая неотреагированная потребность становится, по Перлзу, причиной многих незавершенных проблем и может привести к неврозу.

Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном итоге - нейтрализовать (завершить) ее.

Осознание и сосредоточение на настоящем.Основным условием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт, является способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность в данный момент. Осознание и сосредоточенность на потребности является важным принципом в гештальт-терапии, получившим название здесь и теперь.

Смысл гештальт-терапии состоит не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных травм (как делал Фрейд), а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознании настоящего.

Защитные механизмы. Защитные механизмы - это такие маневры и способы мышления и поведения, к которым прибегает мозг, чтобы избавиться от болезненного эмоционального материала. Некоторой аналогией понятию защитных механизмов в гештальт-терапии является прерывание контакта со средой.

Слияние - механизм защиты, фиксированный у тех, кто не переносит различий, стараясь умерить неприятные переживания нового и чуждого. При этом нет разницы между Я и не-Я, различий между фигурой и фоном, нет возникающей фигуры собственной потребности. Одна из проблем слияния - ненадежность основы отношений. Два человека не могут думать и чувствовать одинаково. Слияние же - это своего рода игра, в которой скованные одной цепью партнеры заключили соглашение не спорить. Сам факт негласного договора может быть обнаружен постфактум, если один из участников нарушает установившиеся правила, а второй недоумевает, один негодует, а другой испытывает чувство вины. Но человек может пренебречь различиями ради важной цели. Такой шаг отличается от слияния как прерывания контакта, поскольку сделан по собственному выбору.

При интроекции человек пассивно принимает то, что предлагает среда. Он прилагает мало усилий, чтобы определить свои потребности и желания. В соответствии с перлзовской пищевой метафорой, он «проглотил» все ценности своих родителей, школы и среды и ждет, что дальше в жизни все будет, как было. Когда мир или ситуация вокруг него начинает изменяться, он использует свою энергию не на изменение ситуации, а на поддержание интроецированных ценностей.

Следующий защитный механизм или тип прерывания контакта, прерывания возбуждения, направленного в среду, - проекция. Ее определение близко к этому же защитному механизму, который описан в психоанализе.

Человек не признает свои собственные чувства и поступки, а приписывает их другим. В результате возникает разница между тем, что он знает о себе, и его реальными чувствами и действиями. Так, подозрение о том, что кто-то не любит его, в большинстве случаев может быть основано на неприятии того, что он сам так относится к другим людям.

Однако проекция не всегда противоречит контакту. Проецирование - это еще и нормальная человеческая реакция, с помощью которой человек узнает о мире. Ведь его предположения о «другом» могут быть не лишены оснований, а его деятельность во многом построена на планировании и предвидении ситуаций. Патологическим этот механизм становится тогда, когда возникает фиксация и теряется осознавание.

Ретрофлексия - это делание себе того, что человек первоначально делал, пытался или хотел делать другим людям или с другими людьми. Энергия его возбуждения перестает направляться наружу, туда, где он манипулирует людьми и объектами. Вместо этого он подставляет себя, и его личность делится на действующего и испытывающего воздействие.

Вспышки, горячность, крики или драки детей последовательно искореняются родителями. Интроекция «Я не должен злиться на них» направляет импульс на себя и создает ретрофлексивную оборону, поворачивая гнев на самого индивида и превращая его в вину.

Полезная функция ретрофлексии состоит в сдерживании деструктивных импульсов, временном ограничении, соответствующем содержанию ситуации. Однако если ретрофлексия становится особенностью характера, возникает ступор из-за противоположных стремлений человека. Тогда естественная задержка спонтанного поведения, временная и разумная, закрепляется в отказе от действия. Освобождение от ретрофлексии состоит в поиске какого-то иного, применимого к жизни, реального поведения, направленного в среду.

Дефлексия - способ снятия напряжения контакта. Это разглагольствование и вышучивание, избегание прямого взгляда на собеседника, реплики не по существу, банальности и общие фразы, минимум эмоций вместо живых реакций. Поведение человека не достигает цели, оно вяло и неэффективно. Его отношения с людьми не приносят того, чего он больше всего ждет. Иногда такое поведение полезно, поскольку есть ситуации, вызывающие слишком большой накал страстей, которого следует избегать (язык дипломатии).

Полярности. Разные части личности действуют в разных направлениях. Они «делят территорию» и «поселяются» на разных частях тела. Можно, например, наблюдать, как одна рука держит другую, или как борются разные мышцы, когда человек хочет расплакаться и сдерживает плач, бьет себя в грудь, порывается уйти, но остается на месте. Как и в случае с другими невротическими механизмами, полярность не всегда патологична. Она проявляется в обычной ситуации, когда человек сдерживает какие-либо импульсы, но при этом действует гибко и произвольно. Автоматизм и неосознанность являются критериями невротического характера данного механизма.

Зрелость.Перлз определяет зрелость, или психическое здоровье, как способность перейти от опоры на среду и от регулирования средой к опоре на себя и саморегуляцию. Для того, чтобы достичь зрелости, индивидуум должен преодолеть свое стремление получать поддержку из окружающего мира и найти любые источники поддержки в самом себе. Главным условием как для опоры на себя, так и для саморегуляции является состояние равновесия. Условием достижения этого равновесия является осознавание иерархии потребностей.

Если индивидуум не достиг зрелости, то он, вместо того, чтобы попытаться самому удовлетворить свои потребности и брать ответственность за свои неудачи на себя, более склонен манипулировать своим окружением.

К основным процедурам гештальт-терапии относятся:

    расширение осознавания;

    интеграция противоположностей;

    усиление внимания к чувствам;

    работа с мечтами (фантазией);

    принятие ответственности за себя;

    преодоление сопротивления.

Аутентичная личность. Аутентичная личность знает различия между своими ощущениями и мыслями, фантазиями, не приписывает реальности свои представления, не требует от нее соответствия своим ожиданиям. Принимать на себя ответственность - это прежде всего отвечать за свой внутренний мир, понимать свои чувства и потребности и действовать в соответствии с ними, доверять интуиции.

Контакт и сопротивление контакту. В гештальт-терапии котакт необходим для изменения и роста. Когда мы вступаем в контакт с окружающей средой, изменения неизбежны.

Хороший контакт обозначает взаимодействие с природой и другими людьми без потери индивидуальности. После переживания контакта типичным является отступление, чтобы интегрировать то, что было узнано. Гештальтисты обучают клиента лучше осознавать свое тело, ощущения и самих себя по отношению к окружающей среде.

Гештальт-терапевты также фиксируют внимание на сопротивлении контакту. С точки зрения гештальта сопротивление относится к защитным механизмам, развиваемым нами, которые препятствуют нам испытывать настоящее наиболее полным и реальным способом. Избегание сознавания и возникающую в результате этого ригидность восприятия и поведения - основное препятствие для психологического развития. Те, кто прерывает собственное развитие, не могут ясно видеть собственные потребности, а также не могут провести точное разграничение и установить правильное равновесие между собой и остальным миром.

Интроекция. Когда человек интроецирует, он пассивно усваивает то, что предлагает окружающая среда. При этом тратится мало времени на прояснение того, чего он хочет или в чем нуждается. Одно из следствий интроецирования состоит в том, что человек теряет способность различать, что он действительно чувствует. Примером интроекций могут служить родительские поучения, которые ycваиваются ребенком без критического осмысления их ценности.

Одна из задач терапевта состоит в том, чтобы отработать эти интроекты, позволить изучить то, что полезно и может быть ассимилировано, и то, что следует отбросить. Любой опыт, усиливающий чувсто «Я» - это важный шаг на пути освобождения от интроекций.

Проекция - противоположность интроекций. В проекции мы отчуждаем некоторые аспекты самого себя, приписывая их окружающей среде.

Когда мы проецируем, у нас возникают проблемы различения внешнего и внутреннего мира. Видя в других те самые качества, которые мы отказываемся признать в нас самих, мы избегаем брать на себя ответственность за свои собственные чувства и личность, которой мы являемся. Когда проективный человек сможет представить себе, что ему свойственны некие качества, которые он в прошлом не осознавал, а лишь замечал в других, это расширит его подавленное чувство идентичности.

Ретрофлексия состоит в том, что мы причиняем себе то, что желали бы сделать с кем-то другим. Это означает, что ту энергию, которую необходимо направить для преобразования среды с целью удовлетворения потребностей, мы направляем вовнутрь. Такими неудовлетворенными потребностями (незавершенными гештальтами) часто являются агрессивные чувства.

Ретрофлексия решительно прерывает контакт, заставляет субъекта действовать, отрицая другого. Она проявляется в мышечных зажимах, скованности. Если ребенок по требованию своих строгих родителей перестает плакать, он не должен приносить эту «жертву» всю оставшуюся жизнь.

Главная проблема нормального существования - научиться своевременно сдерживать себя только в соответствии с ситуацией, а не тиражировать данное поведение. Показателем ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц, например: «Я должен заставить себя сделать это», «Мне стыдно за себя». Ретрофлексия проявляется в задержке дыхания, сжатии кулаков, закусывании губ, психосоматических заболеваниях, самодеструктивном поведении.

Для того, чтобы освободиться от ретрофлексии, человеку нужно вновь осознать, как он сидит, как держит себя при людях и т.д. Если он знает, что происходит у него внутри, его энергия готова к преобразованию в реальное действие.

Таким образом, когда человек говорит «Я себя недооцениваю», то это ререфлексия; «Меня недооценивают» - это пример проекции; «Я ничего не стою» - это интроекция.

Слияние. Если идентификация представляет собой тип поведения здоровой личности, то слияние - это невротический механизм избегания контакта. Слияние происходит, когда индивидуум не может дифференцировать себя и других, не может определить, где кончается его «Я» и где начинается «Я» другого человека. Слияние легко выявить по преимущественному использованию при описании собственного поведения местоимения «мы» вместо «я».

Слияние делает невозможным здоровый ритм контакта и ухода, поскольку и контакт, и уход подразумевает «другого». Слияние делает невозможным принятие различий между людьми, поскольку при слиянии человек не может принять ощущения границы, не может дифференцировать себя и других.

Гештальт терапия - это форма терапии, вобравшая в себя и обобщившая различные психотерапевтические методы лечения. В переводе с немецкого языка слово «gestalt» означает «фигура», «форма». В основе гештальт терапии лежит целостный подход к человеку и его проблеме с учетом телесных, духовных, социальных аспектов. Основное внимание направлено не на поиск причин возникновения проблемы, а на попытке осознать сиюминутные ощущения человека, что он чувствует в данный момент и как можно что-то изменить к лучшему.

Основателем гештальт терапии является немецкий психоаналитик Фриц (Фредерик Соломон) Перлз, который окончательно сформулировал принципы терапии в своей работе в 1951 году. Главной целью нового метода лечения Перлз обозначил достижение «здоровой личности» (нем. gute gestalt) – отсюда и появилось название гештальт терапия.

В настоящее время последователи Перлза пытаются и дальше совершенствовать методы гештальт терапии, применяемые для лечения заболеваний психики, например, шизофрении , шизоидного невроза .

Основные положения

Гештальт-терапия базируется на способности психики человека к саморегуляции и адаптации к изменившимся условиям внешней среды. Человек должен осознавать последствия за собственные поступки, цели, желания. Психотерапевт сосредотачивает внимание пациента на осознании и оценке ощущений, которые чувствует пациент «здесь и сейчас».

Очень важно, чтобы пациент сам осознал свои истинные потребности. Например, при наличии у пациента алкогольной или наркотической зависимости, он должен осознать, что алкоголь или наркотики – это не истинная потребность его организма, есть что-то более значимое. Для такого осознания необходим положительный практический опыт взаимодействия с окружающей средой, например, новое интересное хобби. Основная цель – восприятие чего-то нового, развитие творческого мышления, побуждение к росту, развитию личности. Помогает обозначить истинные потребности пациента экспериментальный анализ.

Суть гештальт терапии заключается в получении пациентом способности концентрироваться на новом положительном опыте, осознавать его значимость на телесном, интеллектуальном и эмоциональном уровнях, понимать, что в жизни существует выбор. Свой стиль жизни можно изменить в соответствии с новыми ощущениями, полученными в результате практического опыта взаимодействия с теми элементами окружающего мира, которым раньше не придавалось должной значимости.

Техники гештальт терапии

Главные техники гештальт терапии, можно разделить на две основные части: принципы и игры. Принципы – это вспомогательные средства, опираясь на которые, пациент способен привести в порядок свои мысли и чувства и играть по правилам.

Принципы гештальт терапии:

  • Первый принцип - понимание настоящего. Важно, чтобы пациент осознал, что происходит в конкретный момент. Он должен уметь абстрагироваться от прошлого и будущего.
  • Второй принцип - «я» и «ты». Пациент не просто кому-то говорит, а адресует свои слова конкретному человеку, сидящему напротив, которого должен называть по имени.
  • Третий принцип - пациент должен «перевоплощаться» и говорить не от своего имени, а от имени образа, в который он «перевоплотился». Пациент не говорит: «Моя рука дрожит», но говорит: «Я дрожу».
  • Четвертый принцип - использование потока сознания. Пациент должен рассказать о своих эмоциях и показать то, что он переживает, например, наглядно изобразить страх.
  • Пятый принцип - пациенту запрещается говорить о других рядом находящихся людях, но он должен обращаться непосредственно к ним.
  • Шестой принцип опирается на вопросы пациента. Терапевт пытается отделить важные вопросы от незначительных.

Игры

В гештальт терапии применяют много различных игр. Например, игра «Я буду за это ответственным» используется на занятиях групповой терапии для создания определенного настроения. При этом пациент к каждой высказанной им мысли должен добавлять: «...и я буду за это ответственным». Другие игры - «Монолог» (развернутое высказывание от первого лица), «Кружок» (пациент должен откровенно сказать каждому члену группы, какие чувства он к нему испытывает), «У меня есть тайна» (пациент рассказывает как реагировали бы другие, если бы они знали тайну, которую он желает сохранить), «Советы супругам» (во время игры супруги должны завязать откровенный диалог). Гештальт терапия использует и другие подобные игры. Кроме того, терапевт может придумывать новые игры, соответствующие проблемам пациентов и их жизненным ситуациям.

Упражнения гештальт-терапии

  • Горячий стул – все участники группы располагаются на стульях, стоящих по кругу. В центре круга стоит еще один стул, который называется «горячим». Один из участников группы садится на горячий стул, причем по своему желанию. Сидящий на горячем стуле начинает рассказывать о своих проблемах, остальные задают ему вопросы, на которые должны быть даны откровенные ответы. Человек на горячем стуле должен ощутить теплоту, понять, что его проблемы кого-то волнуют, стать уверенным в себе, осознать, что его проблемы преодолимы.
  • Ассоциации – психотерапевт или один участник группы называет понятие или термин, вызывающий негативные эмоции, например, «страх», а другой подбирает к нему позитивную ассоциацию, например, «преодоленный страх».
  • Незаконченные фразы – скажите другим участникам группы то, что о них думаете. Ваши фразы должны начинаться со слов: мне нравится, что ты…, меня злит, что ты…, я удивлен, что ты… и т.д.
  • Человек, которого не хватает – участник закрывает глаза и представляет человека, которого ему не хватило в прошлом, например, старшего брата или наставника. Затем участник рассказывает группе о том, как этот человек мог бы повлиять или предупредить проблему.
  • Обратные эмоции – участник выражает словами свои чувства и эмоции, которые он испытал при выслушивании проблемы других участников. Затем пытается изобразить противоположную эмоцию и исследует новые ощущения.
  • Реверсия – игра в противоположность. Например, правильной девушке предлагают побыть стервой, а верующему – грешником.
  • За и против – после выслушивания проблемы одного из участников группа делится на тех, кто критикует и тех, кто защищает. Каждая группа приводит свои аргументы, дискуссия и споры приветствуются.
  • Челнок – данное упражнение гештальт терапии можно выполнять самостоятельно в домашних условиях. Потребуется два стула – «горячий» и «пустой». Суть заключается в том, что человек сидит на «горячем» стуле и рассказывает вымышленному собеседнику на пустом стуле о своей проблеме. Затем пересаживается на пустой стул, пытается выслушать сказанное и воспринять со стороны слушателя, дать совет, задать уточняющий вопрос. Затем снова на «горячий» стул, снова на пустой и т.д.

Принимая участие в различных играх, пациент должен понять, что реальная жизнь - это та же игра, в которой принимают участие настоящие люди, и что одни из этих игр для него приемлемы, а другие нет. Терапия должна научить людей менять неудовлетворяющую их игру и не бояться меняться самим, чтобы жизнь стала полноценной. Человек должен избавиться от комплексов и научиться быть свободным от навязываемых обществом предубеждений. Кроме того, во время терапии человек учится принимать своих близких такими, какими они являются, и не пытаться их изменить.