Краткий рассказ о дмитрии сергеевиче балакирева. Фортепианное творчество балакирева

Балакирев – один из представителей «Могучей кучки», музыкального сообщества, которое объединило наиболее талантливых и прогрессивных людей своего времени. Вклад Балакирева и его соратников в развитие русской музыки неоспорим, многие традиции и приемы композиции и исполнения продолжили свое совершенствование в творчестве композиторской плеяды конца 19 века.

Рояль – верный соратник

Милий Алексеевич Балакирев – русский композитор и пианист

Милий Балакирев во многом стал продолжателем традиций Листа в фортепианном творчестве. Современники отмечали его необычайную манеру игры на рояле и безупречный пианизм, включавший виртуозную технику и глубокое проникновение в смысл сыгранного и стилистику. Несмотря на то, что многие его поздние фортепианные произведения затерялись в пыли веков, именно этот инструмент позволил ему заявить о себе в самом начале творческого пути.

Для композитора и исполнителя на раннем этапе очень важно получить возможность показать свой талант, найти своего слушателя. В случае с Балакиревым первым шагом стало исполнение фортепианного концерта фа-диез минор на университетской сцене в Петербурге. Этот опыт позволил ему посещать творческие вечера и открыл путь в светское общество.

Обзор фортепианного наследия

Фортепианное творчество Балакирева можно разделить на две сферы – это пьесы виртуозно-концертного плана и салонные миниатюры. Виртуозные пьесы Балакирева – это, прежде всего, обработки тем из произведений русских и зарубежных композиторов, или же разработка народных тем. Его перу принадлежат обработки «Арагонской хоты» Глинки, его же «Марша Черномора», Каватины из бетховенского квартета, широко известной «Песни жаворонка» Глинки. Эти пьесы получили призвание публики, они использовали богатство фортепианной палитры в полную силу, были насыщены сложными техническими приемами, которые добавляли исполнению яркость и ощущение азарта.

Знаменитый “Жаворонок” Глинки-Балакирева…

Концертные обработки для фортепиано в 4 руки также представляют исследовательский интерес, это «Князь Холмский», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Глинки, 30 русских народных песен, Сюита в 3 частях, пьеса «На Волге».

Характерные черты творчества

Пожалуй, основополагающей чертой творчества Балакирева можно считать интерес к народным темам, национальным мотивам. Композитор не только основательно ознакомился с русскими песнями и танцами, вплетая затем их мотивы в свое творчество, он привозил из путешествий и темы других народов. Особенно полюбилась ему мелодика черкесского, татарского, грузинского народа, восточный колорит. Не обошла стороной эта тенденция и фортепианное творчество Балакирева.

«Исламей»

Наиболее известное и исполняемое до сих пор произведение Балакирева для фортепиано – фантазия «Исламей». Она написана в 1869 году, исполнена тогда же, автором. Эта пьеса имела успех не только на родине, но и за рубежом. Ее высоко ценил Ференц Лист, исполняя в концертах и знакомя с ней своих многочисленных учеников.

“Исламей” – восточная фантазия для фортепиано…

«Исламей» – это яркая виртуозная пьеса, в основе которой лежат две контрастные темы. Начинается произведение с одноголосной строки, с темы кабардинской пляски. Ее энергичная ритмика придает упругость и ощущение непрерывного развития музыкального материала. Постепенно фактура усложняется, обогащаясь двойными нотами, аккордами, приемами мартеллято.

Достигнув кульминации, после поэтичного модуляционного перехода, композитор дает спокойную восточную тему, услышанную им у представителя татарского народа. Мелодия вьется, обогащаясь орнаментом и чередуя гармонии.

Постепенно достигнув вершины, лирическое чувство обрывает нагнетающее движение первоначальной темы. Музыка движется по нарастанию динамики и сложности фактуры, достигая в конце пьесы своего апофеоза.

Менее известные произведения

Среди фортепианного наследия композитора стоит отметить его фортепианную сонату си-бемоль минор, написанную в 1905 году. Она состоит из 4 частей, из характерных для Балакирева черт здесь стоит отметить ритмы мазурки во 2 части, наличие виртуозных каденций, а также плясовой характер финала.

Менее яркую часть его фортепианного наследия составляют отдельные салонные пьесы позднего периода, среди которых вальсы, мазурки, польки, лирические пьесы («Думка», «Песня гондольера», «В саду»). Они не сказали нового слова в искусстве, лишь повторив излюбленные композиторские приемы автора – вариационную разработку, мелодичность тем, уже не раз использовавшиеся гармонические обороты.

Фортепианное творчество Балакирева заслуживает пристального внимания музыковедов, так как несет на себе отпечаток эпохи. Исполнители же могут открыть для себя страницы виртуозной музыки, которые помогут овладеть искусством техники за роялем.

Балакирев М. А.

Милий Алексеевич (21 XII 1836 (2 I 1837), Нижний Новгород, ныне Горький - 16 (29) V 1910, Петербург) - рус. композитор, пианист, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Игре на фп. обучался под рук. матери, неск. уроков взял у А. И. Дюбюка и К. К. Эйзриха. Муз. развитию Б. способствовало сближение с А. Д. Улыбышевым, в доме к-рого Б. знакомился с муз. лит-рой, в том числе с сочинениями М. И. Глинки, Ф. Шопена. На муз. вечерах, устраивавшихся Улыбышевым, начались выступления Б. как пианиста и дирижёра. В 1853-55 жил в Казани, состоял вольнослушателем математич. ф-та Казанского ун-та, продолжал концертировать, давал фп. уроки.

Важное событие в жизни Б. - переезд в Петербург (кон. 1855) и встреча с М. И. Глинкой, последователем к-рого он становится. В 1856 Б. дебютировал в Петербурге как пианист и композитор (исполнил концерт для фп. с оркестром). В 1856-62 завязывается дружба Б. с Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым, А. П. Бородиным и критиком В. В. Стасовым, оказавшим заметное влияние на формирование идейно-эстетич. позиций В., познакомившим его с революционно-демократич. лит-рой. В нач. 60-х гг. 19 в. под рук. Б. сформировался муз. кружок, известный под назв. "Новая рус. муз. школа", Балакиревский кружок, "Могучая кучка". Благодаря целеустремленности и художеств. инициативе, творч. и исполнительскому опыту, Б. пользовался большим авторитетом у членов кружка.
В 50-60-е гг. Б. созданы "Увертюра на тему испанского марша" (1857), "Увертюра на темы трёх русских песен" (1858), музыка к трагедии У. Шекспира "Король Лир" (1858-61), увертюра "1000 лет" (1864), романсы, фп. пьесы. Эти произв. развивают традиции Глинки, особенно его симф. музыки. В 1862 Б. совм. с Г. Я. Ломакиным организовал Бесплатную музыкальную школу (БМШ), ставшую очагом массового муз. образования и просвещения. Б. учредил постоянные концерта БМШ, в к-рых пропагандировал сочинения рус. (особенно молодых) композиторов глинкинского направления и зарубежных композиторов-романтиков (Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Шумана). Во 2-й пол. 60-х гг. Б. по приглашению чеш. музыкантов посетил Прагу, руководил постановкой оперы "Руслан и Людмила", дирижировал оперой "Жизнь за царя" (1867). В 1867-69 был гл. дирижёром РМО, изменив прежний консервативный характер его конц. программ.
Расцвет муз. деятельности Б. связан с 60-ми гг. В 70-е гг. он пережил длительный душевный кризис, вызванный рядом неудач в его муз.-обществ. деятельности и в личной жизни. Б. отходит от БМШ, перестаёт сочинять, выступать как исполнитель, порывает дружеские связи с членами кружка. Одновременно сближается с церковными кругами Петербурга, проявляет несвойственную ему ранее религиозность.
В нач. 80-х гг. Б. возвращается к муз. деятельности, к-рая, однако, утратила прежний размах и боевой "шестидесятнический" характер. В 1881-1908 он вновь возглавлял БМШ, одновременно (1883-94) состоял директором Придв. певч. капеллы. Принимал участие в муз.-обществ. жизни: содействовал увековечению памяти Глинки (открытие памятника в Смоленске, 1885) и Шопена (открытие памятника в Желязова-Воле, 1894). Выступления Б.-пианиста приобрели камерный характер (играл лишь на частных муз. вечерах). Ближайшим другом и последователем Б. стал С. М. Ляпунов. В 1880-1900 Б. создал симф. поэму "Тамара" (ок. 1882, начата в 60-е гг.), 2 симфонии (1-я - 1897, начата в 60-е гг.; 2-я - 1908), мн. романсов, фп. произв., "Кантату памяти Глинки" (1904, исп. в 1906, написана к открытию памятника Глинке в Петербурге). В эти годы он занимался переработкой и редактированием большинства своих крупных сочинений раннего периода. Его новые произв. свидетельствовали о росте композиторского мастерства, но в то же время и о нек-ром угасании таланта.
Важнейшая черта творчества Б. - яркая нац. характерность. Нар. образы (бытовые или эпические), картины рус. жизни, природы проходят через большинство его произв. Композитора отличает также традиционный для рус. музыки интерес к теме Востока (точнее Кавказа) и нар. муз. культурам др. стран (польской, чешской, испанской). Б. постоянно изучал муз. фольклор, особенно русский. Богатый материал дала Б. поездка по Волге, предпринятая в 1860 с целью записи нар. песен, результатом её явился сб. "40 русских народных песен для голоса с фп." (напечатан в 1866) - первый классич. образец этого рода в истории рус. муз. фольклористики. 2-й сб. - "30 русских народных песен для фп. в 4 руки" (1898) создан на материале, собранном песенными экспедициями Рус. географич. об-ва. С увлечённостью фольклором связано обилие в произв. Б. подлинных нар. мелодий и близких к ним авторских тем жанрово-песенного или танц. характера. Напр., увертюры на рус. нар. темы, симфонии (особенно 1-я), вок. сочинения. Поездки на Кавказ, знакомство с его фольклором вызвали к жизни красочные вост. муз. образы (поэма "Тамара", фп. фантазия "Исламей", "Грузинская песня" и др.). И в этом Б. продолжил творч. принципы Глинки.
Б.-лирику свойственно воплощение контрастных эмоций: пылкая страстность, горячность сменяются ленивой истомой, спокойной мечтательностью. В поздних сочинениях преобладают сдержанно-лирич. созерцательные настроения, связанные с философским восприятием природы или с воспоминаниями о прошлом.
Осн. сфера творчества Б. - инстр. музыка (симфоническая и фп.). Развивая вслед за Глинкой жанрово-нар. симфонизм (первое крупное сочинение этого рода - "Увертюра на темы трёх русских песен"), Б. стремился к обогащению жанра увертюры эпич. элементами (использование былинных напевов, мелодики древнего характера, окаймление центр., подвижных по темпу жанрово-бытовых разделов медленными эпизодами эпич. склада). Он обращался преим. к историческим сюжетам, стремясь воссоздать величавый образ народа. Такова его вторая рус. увертюра - "1000 лет" (написана к открытию в Новгороде памятника "Тысячелетие России"; во 2-й ред. - симф. поэма "Русь"), в лит. программе к-рой автор писал о своём намерении запечатлеть в музыке поэмы нек-рые моменты рус. истории (Русь языческая, московская, казацкая).
С именем Б. связано рождение жанра рус. эпич. симфонии. В 60-х гг. Б. начал работать над 1-й симфонией. Одновременно он принимал участие в создании симфоний Бородина и Римского-Корсакова. Принципы рус. эпич. симфонии вырабатывались в совм. творч. исканиях этих композиторов.
Б. работал преим. в области программного симфонизма. Лучший образец симф. поэмы Б. - "Тамара" (по одноим. стихотворению М. Ю. Лермонтова, посв. Ф. Листу). Построенная на оригинальном муз. материале изобразит.-пейзажного и нар.-танц. характера, "Тамара" стилистически родственна программным симф, поэмам Ф. Листа - создателя этого жанра. В то же время она связана с творчеством Глинки ("Восточные танцы" из оперы "Руслан и Людмила"). В "Тамаре" отчётливо проявились индивидуальные черты симф. стиля Б.: яркость звукописного и нац.-характерного (кавказского) колорита, свободное сопоставление разнохарактерных и красочных муз. картин (ночное Дарьяльское ущелье, празднество в замке Тамары, утренний горный пейзаж). Др. тип программного симфонизма Б. - музыка к трагедии Шекспира "Король Лир". (Первым классич. произв. этого рода в рус. музыке был "Князь Холмский" Глинки.) Это сочинение Б. открыло шекспировскую тему в творчестве рус. композиторов (произв. П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева на сюжеты Шекспира).
Б. - один из первых рус. композиторов, широко использовавший в фп. музыке крупные концертно-виртуозные формы. Среди его фп. произв. выделяется вост. фантазия "Исламей" (1869), отличающаяся оригинальным тематич. материалом (подлинные вост. темы), широтой и симфоничностыо замысла, сочетанием европ. конц. стиля со специфич. чертами вост. инстр. колорита. Эта виртуозная блестящая пьеса - важнейшая веха в развитии рус. пианизма. Характерно также обращение Б. к жанрам рвмантич. фп. музыки (мазурки, вальсы, ноктюрны, скерцо), свидетельствующее о близости к Ф. Шопену. значит. часть фп. наследия Б. составляют транскрипции и переложения (для фп. в 2 и 4 руки) произв. др. композиторов (М. И. Глинки, В. Ф. Одоевского, Л. Бетховена, Г. Берлиоза).
Камерно-вок. сочинения Б. - своего рода связующее звено между рус. романсом Глинки, Даргомыжского и рус. вок. лирикой 2-й пол. 19 в. Свежестью и новизной отличаются романсы раннего периода. Нек-рые из них - фантастико-пейзажная "Песня золотой рыбки", лирические "Исступление", "Приди ко мне", "восточные" романсы ("Песня Селима", "Грузинская песня") - являются первыми образцами этого типа в вок. музыке композиторов Балакиревского кружка. Лучшие романсы Б. написаны на тексты М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, А. А. Фета, А. К. Толстого, А. М. Жемчужникова.
Произв. Б. нередко содержат стилистич. противоречия: оригинальность муз.-поэтич. замысла и богатство муз. фантазии сочетаются в них с рыхлостью и недостаточной цельностью формы (преим. крупной). В этом проявились как индивидуальные свойства дарования композитора, так и особенности его творч. процесса - длит. перерывы в работе, вследствие чего Б. приходилось заново "вживаться" в произв. С этим связана также двойственность историч. судьбы его творчества: Б. вначале шёл впереди своих товарищей по кружку, уверенно намечал пути развития рус. музыки после Глинки, но по сравнению с другими представителями "Могучей кучки" достижения Б. оказались более скромными, тем более, что его капитальные произведения появились после симфоний Бородина и программных симф. сочинений Римского-Корсакова. Однако это не умаляет значения Б. как вождя "Новой рус. муз. школы", как автора произв., вошедших в рус. муз. классику 19 в.
Основные даты жизни и деятельности
1836. - 21 XII. В семье служащего нижегор. Соляного правления А. К. Балакирева родился сын Милий. 1844. - Занятия с матерью Елизаветой Ивановной (фп.).
1846. - Поездка с матерью в Москву, 10 уроков у А. И. Дюбюка, "от к-рого впервые усвоил себе правильные приёмы фп. игры" (Автобиография). - Поступление в Нижегор. губернскую гимназию.
1851. - Продолжение ранее начатых занятий с К. К. Эйзрихом. - Знакомство с произв. Ф. Шопена. - Первая встреча с комп. и пианистом И. Ф. Ласковским. - Начало выступлений на муз. вечерах А. Д. Улыбышева (в качестве пианиста, потом и дирижёра).
1852. - Первые композиторские опыты.
1853. - Окончание Александровского дворянского ин-та. - Переезд в Казань, зачисление вольнослушателем Казанского ун-та на физ.-математич. ф-т. - Продолжение композиторской и исполнительской деятельности.
1855. - XII. Приезд в Петербург. - Знакомство с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, позднее - с А. Н. Серовым. Отзыв Глинки: "Балакирев очень дельный музыкант".
1856. - Знакомство с Ц. А. Кюи, В. В. Стасовым, а также с С. Монюшко. - 12 II. Первое выступление в Петербурге (исп. 1-ю часть своего концерта для фп. с орк. на муз. утреннике Петерб. ун-та, дирижёр К. Б. Шуберт).
1857. - Знакомство с М. П. Мусоргским.
1858. - Появление в печати сочинений Б. (романсов), а также фп. произв. И. Ф. Ласковского в ред. Б. - Поездка в Москву, замысел "Симфонии в честь Кремля". - 21 XII.
Исп. "Увертюры на темы трёх русских песен".
1859. - Знакомство с Т. Г. Шевченко, H. P. Щербиной. - 15 XI. Исп. увертюры "Король Лир" на концерте Петерб. ун-та.
1860. - Знакомство с Л. А. Меем, И. С. Тургеневым. - VI-VII. Поездка вместе с Н. Ф. Щербиной и Н. А. Новосельским по Волге (от Н. Новгорода до Астрахани), запись нар. песен.
1861. - Замыслы (неосуществл.) крупных сочинений (Реквием, 2-я симфония "Мцыри", "Русская симфония"). - Знакомство с H. A. Римским-Корсаковым.
1862. - Организация и открытие (при участии Б.) Бесплатной муз. школы (БМШ). - VI-VIII. Поездка на Кавказ. - XI. Знакомство с А. П. Бородиным. - Окончательное сформирование Балакиревского кружка.
1863. - Выступление Б. как дирижёра в первом концерте БМШ. - VI-IX. Вторая поездка на Кавказ, запись нар. музыки.
1864. - Замысел (неосуществл.) оперы "Жар-птица".
1866. - Поездка в Прагу. Встречи с представителями чеш. интеллигенции (Б. Сметана и др.). Знакомство с нар. музыкой.
1867. - Второе посещение Праги. - 4 II. Исп. в Пражском т-ре под упр. Б. оперы Глинки "Руслан и Людмила". - 29 I. Б. дирижировал оперой Глинки "Жизнь за царя". - X. Начало дирижёрской деятельности в РМО. - XI. Знакомство с Г. Берлиозом.
1868 - Знакомство с П. И. Чайковским, Н. Г. Рубинштейном. - VI-XI. Третья поездка на Кавказ.
1869 - IV. Б. отстранён от руководства концертами РМО. - XI. Исп. Н. Г. Рубинштейном фантазии "Исламей" в концерте БМШ.
1870. - Знакомство с Т. И. Филипповым, поэтами А. М. и В. М. Жемчужниковыми.
1872. - Прекращение концертов БМШ. - Поступление на службу в Магазинное управление Варшавской ж. д.
1873. - I. Зачисление на должность инспектора музыки в жен. Мариинский ин-т. - XII. Уход из БМШ (преемником Б. стал Н. А. Римский-Корсаков).
1875. - Уход из Мариинского ин-та, зачисление на должность инспектора муз. классов жен. уч-ща св. Елены.
1876. - Постепенное возвращение к муз. деятельности.
1877. - Редактирование оперных партитур Глинки (совм. с Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Лядовым).
1881. - Возвращение в БМШ. - Начало работы по редактированию своих ранее написанных сочинений.
1882. - Возобновление концертов БМШ под упр. Б. (17 III впервые исп. 1-я симфония Глазунова). - XII. Выступление в концерте из произв. Глинки в пользу сооружения памятника ему в Смоленске.
1883. - 3 II. Уход с должности инспектора муз. классов при жен. уч-ще св. Елены. - Назначение Б. управляющим Придв. певч. капеллой. - III. Исп. под. упр. Б. симф. поэмы "Тамара" (в концерте БМШ). - IX. Участие в торжествах, связанных с закладкой памятника Глинке в Смоленске.
1884. - Знакомство с С. М. Ляпуновым. - Переписка Б. и Ф. Листа в связи с посвящением Листу поэмы "Тамара". - II. Присуждение Б. Глинкинской пр. за "Увертюру на темы трёх русских песен".
1885. - V. Концерт под упр. Б. в Смоленске в честь открытия памятника Глинке.
1887. - Муз. вечера у Б. с новым составом посетителей (Ляпунов, ученики Придв. певч. капеллы и др.). - Начало постоянных выступлений Б. на муз. вечерах в доме А. Н. Пыпина. - III. Юбилейный концерт БМШ. - Назначение Б. пожизненной пенсии (в день 25-летия БМШ).
1889. - IX. Первое исп. произв. Б. за рубежом ("Увертюра на темы трёх русских песен", дирижёр. H. A. Римский-Корсаков, Париж).
1890. - Начало переписки с франц. муз. критиком и комп. Л. А. Бурго-Дюкудре, получившим от Б. нар. темы, записанные на Кавказе.
1891. - IX. Поездка в Польшу. Посещение Желязова-Воли.
1894. - Участие в торжествах в Желязова-Воле, посв. открытию памятника Шопену (по инициативе Б.). - X. Выступление в концерте (Варшава). - 20 XII. Увольнение со службы в Придв. певч. капелле, выход на пенсию. - Первое исп. в Париже симф. поэмы "Тамара" (дирижёр Ш. Ламурё).
1897. - Выход из печати книги Б. Каленского "Бедржих Сметана и Милий Балакирев, их значение для развития славянской музыки, их личные и художественные связи" (Прага, 1897).
1898. - Чествование Б. в связи с 30-летием БМШ. - III. Б. вошёл в состав комиссии по составлению и изданию рус. нар. песен, собранных экспедициями Рус. географич. об-ва. - 11 IV. Исп. в концерте БМШ под упр. Б. его 1-й симфонии.
1899. - Концерт под упр. Б. в Берлине по случаю открытия мемориальной доски на доме, в к-ром умер Глинка.
1900. - Редактирование партитуры "Те Deum" Берлиоза.
1902. - Начало редактирования собр. соч. Глинки (совм. с С. М. Ляпуновым).
1904. - Прекращение публичных выступлений.
1906. - Исп. кантаты Б. на торжествах, посв. открытию памятника Глинке в Петербурге.
1908. - Отказ от руководства БМШ (преемником Б. стал С. М. Ляпунов). - Редактирование сочинений Ф. Шопена.
1910. - 16 V. Смерть Б. в Петербурге.
Сочинения : для хора с орк. - Кантата памяти Глинки (1904); для орк. - 2 симфонии (C-dur, 1864-97; d-moll, 1907-08), Увертюра на тему испанского марша (d-moll, 1857, 2-я ред. - Испанская увертюра, 1886), Увертюра на темы трёх русских песен (h-moll, 1858, 2-я ред. - 1881), муз. картина 1000 лет (вторая увертюра на рус. темы, Des-dur, 1863-64, 2-я ред. - симф. поэма Русь, 1887, ред. 1907), Чешская увертюра (Fis-dur, 1867, 2-я ред. - симф. поэма В Чехии, 1905), симф. поэма Тамара (1882), Сюита в 3-х частях (h-moll, Prйambule, Quasi Valse, Тарантелла, 1901-09, окончена С. M. Ляпуновым), музыка к трагедии Шекспира "Король Лир" (увертюра, Шествие, антракты, 1858-61, 2-я ред. - полная партитура, включающая 2 варианта Шествия, Сон Кента, интерлюдию, воен. музыку, симф. картину битвы, мелодраму, трубные и барабанные сигналы, 1905); для фп. с орк. - концерт No 1 (fis-moll, I ч., 1855, партитура изд. M., 1952), концерт No 2 (Es-dur, 1861-62, 1909-10, окончен С. М. Ляпуновым), Большая фантазия на русские национальные напевы, op. 4 (Des-dur, 1852, изд., М., 1954); камерные ансамбли - октет для флейты, гобоя, валторны, скр., альта, влч., к-баса, фп., ор. 3 (c-moll, 1850-56, партитура изд. М., 1959); для фп. в 2 руки - фантазия Исламей (1869), 1-я соната (b-moll, 1856-57), соната (b-moll, 1905), сонатина (C-dur, 1909), 3 скерцо, 7 мазурок, 3 ноктюрна, 7 вальсов, разные пьесы (в т. ч. Полька, В саду, Думка и др.), М. А. Балакирев, Полн. собр. соч. для фп. в 3 тт. под ред. К. С. Сорокина, М., 1952; для фп. в 4 руки - 30 русских народных песен (обр. 30 песен русского народа для одного голоса с сопровождением фп. из собранных в 1886 г. Г. О. Дютшем и P. М. Истоминым, гармонизовал Милий Балакирев, 1898), Сюита в 3 ч. (Полонез, Песенка без слов, Скерцо, 1909), На Волге (1868, изд., М., 1948); соч. на темы др. композиторов - Воспоминание об опере "Жизнь за царя" М. Глинки. Фантазия, 1899 (1-я ред. - Фантазия для фп. на мотивы из оперы "Жизнь за царя" М. Глинки, 1854-56), экспромт на темы 2-х прелюдий Шопена (es-moll и h-moll), Испанская серенада на темы, записанные Глинкой (1856); транскрипции и перелож. для фп. в 2 руки - Глинка (Жаворонок, Арагонская хота, Камаринская, Не говори), П. Запольский (Грёзы), А. С. Танеев (2 вальса-каприса), Г. Берлиоз (увертюра "Бегство в Египет": 2-я ч. оратории "Детство Христа"), Л. Бетховен (каватина из струн. квартета, B-dur, op. 130; Аллегретто из струн. квартета, ор. 59 No 2), Ф. Шопен (Романс из 1-го концерта, ор. 11); в 4 руки - Г. Берлиоз (Гарольд в Италии), А. Ф. Львов (увертюра к опере "Ундина"); для 2 фп. в 4 руки - Глинка (Князь Холмский, Ночь в Мадриде), Л. Бетховен (квартет f-moll, op. 95); для голоса с фп. - 20 романсов (1857-65), 10 романсов (1895-96), романсы (1903-04), 3 забытых романса (Ты пленительной неги полна, Звено, Испанская песня, 1855, изд. 1908), Два посмертных романса (Заря, Утёс; 1909); М. Балакирев. Романсы и песни. Ред. и вступ. ст. Г. Л. Киселёва, М., 1937; Сборник русских песен (40) (1865, изд. 1866); перелож. для голоса с орк. - Даргомыжский (Паладин, О, дева-роза), Глинка (Ночной смотр, О, дева чудная моя), собств. произв. (Грузинская песня, Запевка, Сон); для хора a cappella - Гимн в честь св. вел. кн. Владимирского Георгия Всеволодовича, основателя Н. Новгорода, сочинённый по случаю празднования нижегородцами семисотлетия годовщины его рождения (1189-1889), духовно-муз. перелож. и соч. (М., 1900) и др.; перелож. для хора a cappella - Глинка (Венецианская ночь, Колыбельная песня), Шопен (мазурки, ор. 6, No 4; op. 41, No 4); инструментовка соч. др. композиторов - Н. В. Щербачёв (две пьесы для фп.: Две идиллии...(имя Б. в изд. не указано)), А. Львов (увертюра к опере "Ундина"), Глинка (Первоначальная полька), Шопен (концерт e-moll, Сюита из соч. Шопена); редакции соч. др. авторов, в т. ч. опер и симф. произв. М. И. Глинки, фп. соч. И. Ф. Ласковского, сонат Ф. Шопена, нек-рых оригин. произв. и транскрипций Ф. Листа, Те Deum Г. Берлиоза, произв. К. Таузига. Литературные сочинения : Автобиографическая заметка М. А. Балакирева (из его писем к Н. Финдейзену 1903 и 1907 гг.), "РМГ", 1910, No 41; Юбилей Гензельта (за подписью - Валериан Горшков), "Новое время", 1888, 12 марта, No 4323. Письма: Письма M. А. Балакирева к А. П. Арсеньеву (1858-1862 гг.), "РМГ", 1910, No 41, 42; Переписка М. А. Балакирева с П. И. Чайковским, СПБ, (1912); Письма М. А. Балакирева к И. А. Покровскому, "РМГ", 1916, No 40, 44, 46, 49-52; Письма М. П. Мусоргского к М. А. Балакиреву, в кн.; Мусоргский М. П., Письма и документы, М.-Л., 1932; Письма М. А. Балакирева к Ц. А. Кюи, в кн.: Кюи Ц., Избр. письма, Л., 1955; Письма М. А. Балакирева к Б. Каленскому, в кн.: Из истории русско-чешских связей, М., 1955; Балакирев) М. A., Переписка с Н. Г. Рубинштейном и с М. П. Беляевым, М., 1956; Балакирев М. А., Переписка с нотоиздателем П. Юргенсоном, М., 1958; Письма М. А. Балакирева к А. П. Бородину, в кн.: Дианин С. A., Бородин. Жизнеописание, материалы и документы, М., 1960; Балакирев М. A., Воспоминания и письма, Л., 1962; Переписка. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым, в кн.: Римский-Корсаков Н., Лит. произведения и переписка, т. 5, М., 1963; Балакирев М. А. и Стасов В. В., Переписка, т. 1-2, М., 1970-71. Литература : Г. Т. (Тимофеев Г.), Очерк развития русского романса, М. А. Балакирев, "РМГ", 1895, No 4; его же, Балакирев в Праге. Из его переписки, "Современный мир", 1911, No 6; его же, М. А. Балакирев, "Русская мысль", 1912, No 6, 7; Финдейзен Н., Милий Алексеевич Балакирев, "РМГ", 1895, No 1; его же (Ник. Ф.), Забытый юбилей М. А. Балакирева (к 50-летию его артистич. деятельности, 1856-1906), "РМГ", 1906, No 17; Боборыкин П. Д., Русский музыкант (Памяти товарища), "Биржевые ведомости", веч. вып., 1910, 29 мая, No 11737; Ляпунов С., Милий Алексеевич Балакирев, "ЕИТ", 1910, вып. 7, 8; Шестакова Л. И., Из неизданных воспоминаний. Мои вечера, "РМГ", 1910, No 41; её же, Из неизданных воспоминаний о Новой русской школе, "РМГ", 1913, No 51-52; Чернов К., Милий Алексеевич Балакирев (по воспоминаниям и письмам), Музыкальная летопись. Статьи и материалы под ред. А. Н. Римского-Корсакова, сб. 3, Л.-М., 1925; Глебов И., (Асафьев Б. В.), Русская музыка от начала XIX столетия, М., 1930; его же. Их было трое...(Из эпохи общественного подъёма русской музыки 50-60-х годов прошлого столетия), в кн.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 3, М., 1954; его же, Русская музыка XIX и начала XX века, Л., 1968; Киселёв Г., М. А. Балакирев, М.-Л., 1938; Гозенпуд A., М. А. Балакирев (к сорокалетию со дня смерти), "СМ", 1950, No 6; Серов А. Н., Новоизданные музыкальные сочинения - Песни и романсы Балакирева, в кн.: Серов А. Н., Избр. статьи, т. 1, М.-Л., 1950; его же, Музыкальное утро в зале СПб. ун-та, там же, т. 2, М.-Л., 1957; Стасов В. В., Двадцать пять лет русского искусства. Наша музыка, в кн.: Стасов В. В., Избр. соч., т. 2, М., 1952; его же, Искусство XIX века, там же, т. 3, М., 1952; Чайковский П. И., Полн. собр. соч. - Литературные произведения и переписка, т. 2, М., 1953; Римский-Корсаков Н., Полн. собр. соч. - Литературные произведения и переписка, т. 1, М., 1955; Гиппиус Е. В., Сборники русских народных песен М. А. Балакирева, в изд.: Балакирев М., Русские народные песни, М., 1957; Кандинский A., Симфонические произведения Балакирева, М., 1960; М. А. Балакирев. Исследования. Статьи, Л., 1961; Алексеев А. Д., Русская фортепианная музыка. От истоков до вершин творчества, М., 1963; М. А. Балакирев. Летопись жизни и творчества (составители: А. С. Ляпунова и Э. Э. Язовицкая), Л., 1967; Kalienski В., Bedaick Smetana a Mily Balakirew, jich vyznam pro vevoi hudbi slovanske, jich osobni a umilacki stuky, Praha, 1897, его же, V Cechach. Symfonicka besen Milie Aleksejevice Balakirewa, "Samostatnost", (1906), No 53; Reiss Е., Lieder von Mili Balakirew, "Die redenden Kьnste", Jahrg. IV, 1897/98; Newmarch P., Mily Balakireff, "Sцmmelbцnde der internationalen Musikgesellschaft", Jahrg. IV, H. 1, 1902, Oktober - Dezember, S. 157-63; Calvocoressi M. D., Mili Balakirew, в кн.: Masters of Russian music, L., 1936; Garden E., Balakirew. A critical study of his life and music, N. Y., 1967. А. И. Кандинский.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Есть люди, которые олицетворяли целую эпоху. Такой личностью являлся Милий Алексеевич Балакирев, который был одной из ключевых и влиятельных фигур в развитии русской классической музыки. Человек, без которого бы все знания о музыке выглядели и звучали совершенно иначе. Краткая биография Балакирева Милия Алексеевича будет представлена вашему вниманию далее.

Детские годы

В метрических книгах Вознесенской церкви Нижнего Новгорода за 1836 год имеется запись о рождении сына в семье титулярного советника Балакирева Алексея Константиновича. Через несколько дней Балакирев, вместе со своей супругой Елизаветой Ивановной, в этой же церкви крестят мальчика и называют его Милием.

Мальчик получает классическое воспитание, присущее тому времени. В воскресное утро, а также праздничные дни в обязательном порядке вся семья посещала церковь. Мама Милия, Елизавета Ивановна, в комнате сына организовала уголок, в котором находились иконы. Мальчик очень гордился этой частью своей комнаты и проводил там много времени. Часто ребенок просто сидел в тишине и разглядывал образки.

Милий рос очень активным и любознательным ребенком. Ему не было и 6 лет, когда он начал интересоваться музыкой. Первым музыкальным инструментом, на котором он захотел научиться играть, стало фортепиано.

Елизавета Ивановна, увидев интерес сына к музыке, решается проверить его слух. Убедившись, что мальчик обладает абсолютным музыкальным слухом, она все свои силы направляет на развитие его музыкального таланта.

Первые годы обучения

Милий вместе с мамой отправляются в Москву на обучение. Удача им улыбается, ведь учит осваивать фортепиано мальчика сам Александр Дюбюка, один из известнейших педагогов и музыкантов того времени. Именно благодаря своему учителю, Милию удается очень быстро и виртуозно отполировать свою технику игры на музыкальном инструменте.

Через некоторое время мальчик возвращается домой в Нижний Новгород, но учебу не прекращает. Его наставником становится Карл Эйзерих, талантливый музыкант и дирижер. Под его началом проходят ежедневные уроки Милия.

В эти годы жизнь часто преподносит мальчику судьбоносные подарки. Один из них - знакомство с Александром Дмитриевичем Улыбышевым, истинным любителем и настоящим ценителем музыки. Новый знакомый по достоинству оценил талант Балакирева. Милий становится частым гостем в доме Улыбышева, где собирается музыкальная элита города. Именно под влиянием этих кружков формируется внутренний мир и идейные взгляды юноши.

В конце 40 годов XX века, когда Милию было всего 13 лет, он поступает в Нижегородский дворянский институт. Обучение длится 4 года, а после окончания института юноша переезжает в Казань. В течение двух лет Милий слушает лекции в Казанском университете на математическом факультете. Именно тогда появляются ранние труды талантливого юноши, романс «Ты пленительной неги полна» и концертное Allegro.

К этому времени мать юноши, которая всегда была его главной поддержкой и опорой, несколько лет как скончалась. Отец же, вступив в новый брак, в котором родились новые дети, еле сводил концы с концами. Для того чтобы хоть как-то держаться на плаву, Милий давал музыкальные уроки.

Знакомство с М. И. Глинкой

Все это время Милий Балакирев продолжает поддерживать тесные отношения с Улыбышевым. Надо отметить, что последний в жизни нашего героя сыграл очень важную роль. В своем поместье меценат содержал личный оркестр, на котором Балакирев впервые пробовал свою руку как музыкант. Он не только дирижировал бетховенскими симфониями, но и разбирался, как устроен оркестр и как руководить людьми. А на инструменте помещика Милий имел неограниченную возможность много заниматься и оттачивать свою технику. Позже состоятельный помещик привез Балакирева в Петербург и познакомил с Михаилом Ивановичем Глинкой.

Последний считается первым классиком русской музыки. Глинка тогда собирался уезжать из Петербурга насовсем. Однако встреча двух музыкантов все же состоялась, хотя и была очень короткой. Михаил Иванович похвалил Балакирева, пообещал великое будущее, а также сказал, что его ждет слава "второго Глинки".

С этого момента в музыкальных кругах пошла легенда о Балакиреве. О молодом, талантливом и пылком музыканте, который все умеет и многое знает, заговорил весь Петербург. Перед музыкантом открылись врата великих возможностей. В 19 лет Балакирев дал свой первый большой концерт перед избалованными петербургскими зрителями. Публика с восхищением приняла пианиста-виртуоза. Творчеством Милия Балакирева заинтересовались многие истинные ценители музыкального искусства.

Музыкальная школа Балакирева

В жизни композитора Милия Балакирева была еще одна страсть. Это страсть к учительству, желание передать свои умения кому-то другому, научить играть классическую музыку и писать свои произведения. Под влиянием этого желания и при поддержке императора Милий Алексеевич вместе со своим товарищем Гавриилом Якимовичем Ломакиным основывают музыкальную школу.

Однако в 1866 году Михаил Иванович Глинка приглашает Балакирева к совместной работе и сотрудничеству. Молодой гений переезжает в Прагу, где работает над операми "Руслан и Людмила" и "Жизнь за царя". Публика с восторгом принимает работу двух именитых музыкантов.

Судьбой же школы все это время занимался Ломакин. Однако в 1868 году он перекладывает все обязанности с себя на Милия Алексеевича, который на протяжении 6 лет оставался ее директором.

Балакирев и его ученики

Балакирев очень ответственно подошел к должности учителя в своей школе. Он мечтал о том, чтобы из стен его учреждения вышли десятки талантливых музыкантов, которые бы прославили его имя. Однако его учительство и наставничество носило крайне жесткий и авторитарный характер.

Первым из учеников, в котором Милий Алексеевич пытался воплотить свои амбиции, стал студент-химик Аполлон Гуссаковский. Юноша подавал большие надежды и готов был часы напролет заниматься музыкой. Балакирев многому обучил своего ученика, вложив в него много физических и моральных сил. Гуссаковский же после окончания института попрощался со своим наставником и уехал за границу. Больше они никогда не встречались.

Однако школа Балакирева получила популярность к тому времени. И молодые юноши толпами приходили на обучение. Среди учеников оказался офицер с Преображенского полка Модест Мусоргский. Знакомство с ним носило судьбоносное значение для Балакирева.

"Могучая кучка"

Офицер Мусоргский приводит с собой Александра Порфирьевича Бородина, врача из госпиталя, в котором он когда-то дежурил, тоже страстного любителя классической музыки. А чуть позже к ним примыкают инженерный офицер Цезарь Кюи, библиотекарь Владимир Васильевич Стасов и совсем молоденький подросток, будущий гардемарин Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Балакирев был в восторге от своих новых учеников. Для каждого из них он стал наставником. Однако в процессе работы и творчества мужчины стали единомышленниками. И Балакирев понимал, что в стенах школы дальше продолжать свою идеологию будет трудно.

Поэтому Милий Алексеевич, который жил в съемных квартирах, устраивает в них кружки и посиделки для своих новых друзей. Группировка музыкантов очень скоро стала известной и получила название "Могучая кучка". По сути, они представляли собой любительскую филармонию, стали народным проектом художественной самодеятельности.

Однако их суждения не всегда носили приемлемый характер. Целью "Могучей кучки" было выработать свой характерный стиль в музыке, который бы противостоял официальным музыкальным организациям, Императорскому русскому музыкальному обществу и консерватории.

Все члены группировки были музыкантами-самоучками. Они сочиняли музыкальные произведения, а Балакирев был главным критиком. Он вносил изменения, одобрял и поддерживал своих единомышленников. Часто, пользуясь своим авторитетом среди товарищей, Милий Алексеевич в резкой форме и достаточно агрессивно мог перечеркнуть все музыкальное сочинение.

Это и сказалось на дальнейшей судьбе "балакиревской группировки". Споры и недовольства внутри единомышленников возрастали. В результате в конце 60-х годов XIX века все члены "Могучей кучки" окончательно переругались. Группировка распалась, но все же оставила значительный след в русской музыке.

Музыкальная карьера Милия Алексеевича

После распада "Могучей кучки" Милий Алексеевич работал в ненавистном ему Императорском русском музыкальном обществе. Музыкант находится на вершине своей карьеры. Послушать именитого пианиста и дирижера приходит весь свет и элита Петербурга.

Однако радикальные взгляды на консерватизм в классической музыке, которую ему приходилось играть на концертах в этом заведении, поставили крест на его работе. Милий Алексеевич позволял себе в резкой форме высказываться в адрес руководства Императорского русского музыкального общества. Терпеть хамство дирижера никто не стал. После двух лет работы он был со скандалом уволен.

Балакирев остается один на один со своей музыкой. Дирижер возвращается к себе в Нижний Новгород и дает там концерт, на который приходит очень мало зрителей. Однако в это время он наконец-то заканчивает свою восточную фантазию "Исламей" на фортепиано. На тот момент только это произведение и несколько его увертюр были известны широкой публике.

Душевный кризис

Как свидетельствует биография Милия Балакирева, к 33 годам он изжил себя как музыкант. Он переживает тяжкий душевный кризис и пропадает из музыкального сообщества. Никто не знал, где он находится. Балакирев не поддерживал отношения ни с кем из друзей. Однако в узких кругах было известно, что музыкант поступил на государственную службу.

Он каждый день ходил на работу на товарную станцию Варшавской железной дороги. Его должность называлась чиновник магазинного управления. Он руководил складскими делами и грузовыми перевозками. На этой службе Балакирев, который в молодости был студентом математического факультета, быстро продвигается по службе.

Милий Алексеевич Балакирев, биография которого представлена вашему вниманию в статье, знакомится с кадровиком Варшавской железной дороги Тертием Ивановичем Филипповым, который являлся человеком известным в высших кругах. Балакирева и Филиппова объединяют и сближают религиозные взгляды и вера. В это время музыкант, который переживает душевный кризис, даже думает об уходе в церковь.

Тертий Иванович, когда встал вопрос об укреплении придворной певческой капеллы, предлагает кандидатуру Милия Алексеевича. Благодаря его авторитету среди верховных чиновников, Балакирева приглашают на новую должность.

Работа в придворной певческой капелле

Как только Милий Алексеевич занял должность руководителя придворной певческой капеллы, своим помощником он назначил Николая Андреевича Римского-Корсакова, который был человеком дельным и настоящим профессионалом. На него Балакирев возложил все музыкальные дела, сам же поначалу занимался исключительно административными вопросами.

Существующее на сегодняшний день в Петербурге здание академической капеллы по адресу Мойка, 20 было построено благодаря стараниям Милия Алексеевича. Он показал себя как ответственный чиновник.

Балакирев сделал очень многое для придворной капеллы. Он добился того, что при ней создали школу, в которой ученики получали качественное певческое образование. Были созданы музыкальные классы, в которых обучали игре на инструментах. Это давало возможность ученикам после окончания школы остаться работать здесь же, в оркестре.

Римский-Корсаков, который занимался отбором талантливых музыкантов в оркестр, создал отличную команду талантливых профессионалов. Балакирев же не преподавал в капелле, а только управлял этим сложным механизмом. Он держал под контролем все: от кухни заведения до организации учебно-образовательного процесса. В таком режиме он проработал в течение 11 лет, выйдя в 1884 году в отставку в чине статского советника.

Музыкальное наследие Балакирева

Уйдя на пенсию, Балакирев больше не думал о финансовых проблемах. Он посвятил всего себя сочинению музыкальных произведений. Через 4 года после отставки Милий Алексеевич заканчивает Первую симфонию, которая обсуждалась и игралась довольно продолжительное время.

Балакирев умер в 1910 году, оставив небольшое музыкальное наследие. Среди основных шедевральных произведений Балакирева Милия Алексеевича можно отметить:

  • симфоническую поэму "Тамара";
  • фортепианную фантазию "Исламей";
  • музыку к трагедии "Король Лир"
  • фантазию на тему оперы "Иван Сусанин";
  • первую симфонию C-dur;
  • а также множество романсов и песен.

Незаконченные же произведения Милия Алексеевича после его смерти дорабатывали и дописывали его единомышленники и ученики.

Милий Алексеевич Балакирев вошел в историю как один из первых критиков русской музыки. Его жизнь была чередой побед и неудач. Музыкант так и не создал семью, посвятив всего себя музыке. Помимо музыкальных достижений, Балакирев оставил свой след и как талантливейший чиновник и руководитель.

(1910-05-29 ) (73 года) Место смерти Страна

Российская империя

Профессии Инструменты Коллективы

Могучая кучка

Милий Алексеевич Балакирев

Ми́лий Алексе́евич Бала́кирев (21 декабря 1836 [2 января ], Нижний Новгород - 16 мая , Санкт-Петербург) - русский композитор , пианист , дирижёр , глава «Могучей кучки ».

Мемориальная доска на доме 7 по ул.Коломенской, Санкт-Петербург.

Биография

Милий Балакирев родился в семье Алексея Константиновича Балакирева (1809-1869).

В детском возрасте брал уроки игры на фортепиано у Александра Дюбюка . Состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета в 1853-1855. Большое участие в его судьбе принял А. Д. Улыбышев , просвещённый дилетант, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте .

Музыка

Композиторская деятельность Балакирева, хотя не обширна, но весьма почтенна. Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно выделяются следующие: оркестровая музыка к королю Лиру (1860 год), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (); две увертюры на русские темы, из которых первая сочинена в 1857 году , а вторая, под названием «Русь», написана в 1862 году на открытие памятника тысячелетия России в Новгороде ; увертюра на испанскую тему; симфоническая поэма «Тамара» (на текст Лермонтова), исполненная в 1-й раз в концерте Бесплатной музыкальной школы, в 1882 году . Из фортепианных сочинений, Балакирева известны: две мазурки (As-dur и h-moll), скерцо , фантазия «Исламей» на восточные темы (1869); им же переложены для фортепиано в две руки: «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Песня жаворонка» Глинки, увертюра (вступление) ко второй части «La Fuite en Egypte» сочинения Берлиоза, каватина из квартета Бетховена (ор. 130), «Арагонская хота» Глинки. В четыре руки: «Князь Холмский», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Глинки.

Из вокальных сочинений Балакирева большой популярностью пользуются романсы и песни («Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Введи меня, о ночь, тайком», «Наступление», «Взошёл на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой», «Еврейская мелодия», «Грузинская песня» и проч.) - числом 20 (по другим данным 43. Видимо, основная часть текста - прижизненная, составленная в промежутке между и 1895 годами .)

Cреди других неупомянутых произведений - 2 симфонии ( ; ), Сюита для оркестра ( - закончена С. Ляпуновым), 2 фортепианных концерта ( ; - закончен С. Ляпуновым, большое количество фортепианных произведений: соната, мазурки, ноктюрны, вальсы и т. д. Весьма ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является «Сборник русских народных песен», изданный Балакиревым в 1866 году (всех песен 40).

Дарование М. А. Балакирева особенно выказалось в первых его произведениях и в тонком понимании оркестровки; музыка Балакирева своеобразна, богата в мелодическом отношении (музыка к королю Лиру, романсы) и весьма интересна и красива в гармоническом. Систематического курса Балакирев никогда не проходил. Значительнейшими музыкальными впечатлениями Балакирева за все это время были фортепианный концерт (e-moll) Шопена , слышанный им от одной любительницы еще в детстве, позже - трио «Не томи родимый» из «Жизни за Царя» Глинки. Этим композиторам он остался верен всю жизнь. Большое впечатление произвел на него И. Ф. Ласковский, как пианист и композитор. Участие в музыкальных ансамблях и особенно изучение партитур и дирижирование оркестром в доме Улыбышева сильно подвинуло его музыкальное развитие. К этому времени относятся и первые попытки к сочинению: септет для фортепиано, смычковых инструментов, флейты и кларнета, остановившийся на первой части, написанной в духе очень нравившегося ему фортепианного концерта Гензельта, и фантазия на русские темы для фортепиано с оркестром, тоже оставшаяся незаконченной. Рукописный эскиз ее () хранится в публичной библиотеке в Санкт-Петербурге .

В Казанском университете, на математическом факультете, Балакирев пробыл менее двух лет, живя, главным образом, на скудные средства от уроков музыки. В Казани Балакиревым написаны: фортепианная фантазия на мотивы из «Жизни за Царя», первый романс: «Ты пленительной неги полна» () и концертное Allegro. В 1855 году он приехал в Санкт-Петербург вместе с Улыбышевым, который ввел его в музыкальные кружки столицы.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1861 год - доходный дом - Офицерская улица , 17;
  • 1865-1873 годы - дворовый флигель особняка Д. Е. Бенардаки - Невский проспект , 86, кв. 64;
  • 1882 - 16.05.1910 - доходный дом - Коломенская улица , 7, кв. 7.

Память

Примечания

Ссылки

  • Милий Алексеевич Балакирев: ноты произведений на International Music Score Library Project

Милий Алексеевич Балакирев. БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836/37 1910), композитор, пианист, дирижер, музыкально общественный деятель. Глава Могучей кучки, один из основателей (1862) и руководителей (1868 73 и 1881 1908) Бесплатной музыкальной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Русский композитор, пианист, дирижёр, музыкально общественный деятель. Родился в семье чиновника из дворян. Брал уроки у пианиста А. Дюбюка и дирижёра К. Эйзриха (Н. Новгород).… … Большая советская энциклопедия

Балакирев Милий Алексеевич - (1836—1910), композитор, пианист, дирижёр, музыкально общественный деятель. С 1855 жил в Петербурге. В 1856 дебютировал как пианист и композитор (исполнил на музыку утреннике Петербургского университета первую часть своего концерта для… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

- (1836/37 1910) композитор, пианист, дирижер, музыкально общественный деятель. Глава Могучей кучки, один из основателей (1862) и руководитель (1868 73 и 1881 1908) Бесплатной музыкальной школы. Дирижер Русского музыкального общества (1867 69),… … Большой Энциклопедический словарь

Балакирев, Милий Алексеевич, знаменитый русский музыкант, создатель новой русской музыкальной школы. Родился 21 декабря 1836 года в Нижнем Новгороде, умер 16 мая 1910 года в С. Петербурге. Учился в нижегородской гимназии, нижегородском… … Биографический словарь

- (1836 1910), композитор, пианист, дирижёр, музыкально общественный деятель. С 1855 жил в Петербурге. В 1856 дебютировал как пианист и композитор (исполнил на музыку утреннике Петербургского университета первую часть своего концерта для… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

- (1836/1837 1910), композитор, пианист, дирижёр. Глава «Могучей кучки», один из основателей (1862, совместно с Г. Я. Ломакиным) и руководитель (1868 73 и 1881 1908) Бесплатной музыкальной школы (Санкт Петербург). Дирижёр Императорского Русского… … Энциклопедический словарь

БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич - Милий Алексеевич (21.12.1836, Н. Новгород 16.05. 1910, С. Петербург), рус. композитор, глава Новой русской школы («Могучей кучки»), педагог, музыкально общественный деятель, дирижер, пианист, редактор. Потомственный дворянин (род Балакиревых… … Православная энциклопедия


О вспоминают, прежде всего, как об основателе и идейном вдохновителе «Могучей кучки», но этим не ограничивается роль, которую сыграл он в истории русской музыки. Весьма интересной частью российской музыкальной жизни второй половины XIX столетия стала исполнительская деятельность Балакирева-пианиста. Подобно братьям Рубинштейнам, он представлял в России новый тип фортепианного исполнительства, предназначенного для массовой аудитории.

Балакирев не особенно часто выступал как пианист, но каждое его выступление имело успех. Современники сравнивали его манеру игры с речью «умного оратора, которому есть что сказать». В репертуаре Балакирева-пианиста были произведения , но исполнял он и творения русских композиторов, став одним из первых пропагандистов их творчества.

В своей композиторской деятельности Балакирев не мог не обращаться к любимому инструменту. Созданию фортепианных произведений он уделял больше внимания, чем другие композиторы «Могучей кучки», в большей степени тяготевшие к опере и симфонической музыке. Первые фортепианные произведения Балакирева созданы им еще в молодости. В 1856 г. он дебютировал как пианист исполнением своего Концертного аллегро. В 1856-1857 гг. он работал над фортепианной сонатой. Ее музыкальный материал не лишен интересных моментов, но слишком разнороден, чтобы сложиться в цельный цикл: первая часть, исполненная романтического пафоса, создана под очевидным влиянием Листа, но в последующих частях проявляется влияние Шопена. По-видимому, композитор и сам осознавал недостатки произведения, и потому не завершил его.

На рубеже 1850-1860-х гг. Балакирев создает небольшие пьесы, написанные под явным влиянием Шопена, а также концертные фантазии на темы произведений , перед творчеством которого Балакирев преклонялся. В транскрипции « » композитор следовал тем же принципам, что и Лист в своих транскрипциях – сделать материал пианистически выгодным, максимально сохранив близость к оркестровому звучанию. Это произведение блестяще исполнял Николай Рубинштейн.

Такой же подход – максимальное сохранение особенностей произведения и органичное слияние их с природой фортепиано – проявляется и в транскрипции романса «Жаворонок». Здесь сохранена и та лирическая непосредственность, в которой заключается очарование романса Глинки, и та же двухстрофная форма, но изысканные орнаменты, оплетающие мелодию, придают ей оттенок романтической импровизационности. Это начало еще в большей степени проявляется во вступительном разделе и заключении, в равной степени свободных по построению и виртуозных.

Работа над фантазией на темы оперы « » растянулась на несколько лет. Еще в восемнадцатилетнем возрасте Балакирев создал первый ее вариант, впоследствии он перерабатывал произведение, а окончательная редакция, получившая заглавие «Воспоминания о «Жизни за царя», создана в 1899 г. Примечателен выбор тем, использованных Балакиревым: он обращается не к узловым драматургическим моментам (таким, как польские темы или заключительный хор «Славься»), а к тем фрагментам оперы, которые были особенно близки лично ему. Работа над произведением началась с переложения трио «Не томи, родимый», которое Балакирев неоднократно исполнял в присутствии Глинки, удостоившись его одобрения. Тема трио стала первой – лирической темой фантазии. Второй раздел основан на теме хора крестьян «Сейчас мы в лес идем», но эта тема трактована Балакиревым в духе бравурного полонеза. Во вступлении представляются основные темы увертюры в сочетании с фразами из арии Сусанина.

Вершиной балакиревского фортепианного творчества стала фантазия « », явившаяся итогом троекратного посещения композитором Кавказа. Народные темы, положенные в основу произведения, Балакирев разрабатывает в духе монументального пианизма, характерного для Листа, но сохраняет их самобытность.

Фортепианные произведения, созданные в поздний период творчества, тоже выдают влияние пианизма Листа и Шопена, но отличаются большей эмоциональной сдержанностью, созерцательностью. В них есть и идиллически-светлая лирика, и меланхоличность, но никогда не бывает пламенной страсти. Как правило, эти пьесы имеют жанровую основу (ноктюрн, мазурка, вальс), но рассчитаны они не на домашнее музицирование, а на концертное исполнение. Войти в любительский репертуар они не могли, будучи весьма сложными для исполнения. Из этих пьес наиболее интересны мазурки. Они созданы под явным влиянием Шопена, но в них проникают русские и даже ориентальные интонации.

В 1905 г. – первый раз после неудачного юношеского опыта и последний раз в жизни – Балакирев создает фортепианную сонату. В написанной им тогда четырехчастной Сонате си-бемоль минор особенно интересна и удачна первая часть. Ее главная партия близка народным песням, записанным композитором на Волге. Краткая побочная партия в духе Шопена особой роли не играет – и разработка, и кода строятся на элементах главной партии. Вторая часть – переработка мазурки из юношеской неоконченной сонаты. Часть третья – Интермеццо – образец созерцательной лирики. Главная партия финала напоминает трепак, побочная лирична и распевна.

Судьбу фортепианного наследия нельзя назвать счастливой – в эпоху и Скрябина его пианизм представлялся уже «устаревшим». Однако в его творчестве есть яркие страницы – «Жаворонок», «Исламей», которые и сегодня входят в репертуар пианистов.

Все права защищены. Копирование запрещено