Лоу-вистл в соль из палисандра. Ирландские народные музыкальние инструменты — Ветер Воды - фолк-рок группа, живая музыка языческой Руси и средневековой Европы Флейта вистл

Звучание инструмента Вистл на викискладе

Различные вистлы

Вистл (от англ . tin whistle , в дословном переводе «жестяной свисток, дудочка», варианты произношения (русск.): вистл, висл , первое более распространено) - народная продольная флейта с шестью отверстиями на лицевой стороне, широко используемая в народной музыке Ирландии , Шотландии , Англии и некоторых других стран.

Строй

Вистл - диатонический инструмент с диапазоном примерно в 2 октавы. Аппликатура простая, вилочные аппликатуры и закрытие отверстий наполовину используются редко, за исключением пониженной седьмой ступени, позволяющей играть во второй тональности. С помощью усложнённой аппликатуры можно добиться почти полного хроматического ряда.

Наиболее распространенный строй - D (ре второй октавы), также производятся тинвистлы в большинстве тональностей от G (соль второй октавы) до G (соль первой), инструменты в A и G иногда считаются уже лоу-вистлами.

История

История инструмента теряется в веках, поскольку подобные флейты ведут своё происхождение с доисторических времён и встречаются практически у каждого народа на Земле.

Собственно «tin» - то есть жестяной, whistle появился в 1843 году в Англии. Небогатый фермер Роберт Кларк (Robert Clarke) имел деревянный вистл и захотел сделать подобный, но из нового материала tinplate (луженая жесть), который тогда только появился. Новый инструмент получился настолько удачным, что Кларк решил начать свой бизнес. Вместе со своим сыном он путешествовал по Англии, возя с собой свои инструменты и материалы в ручной тележке. Останавливаясь в городах и деревнях, особенно на рынках, Кларк на глазах у населения сворачивал тин-вистлы из листка жести, получалась коническая трубочка, которая потом закрывалась с одного конца деревянной пробкой - получался свисток, затем в трубочке прорезались отверстия. Кларк тут же демонстрировал инструмент, играя на нём мелодии для зрителей. Дудочка стоила один пенни, от этого происходит ещё одно её название - penny-whistle . Иногда дудочки Кларка покупали ирландские моряки и другие люди с Зелёного острова, которые привозили их домой. Так тин-вистл попал в Ирландию.

В Ирландии дудочка пришлась всем по душе, поскольку очень хорошо подходила для исполнения ирландской народной музыки. Производство Роберта Кларка дожило до наших дней, вистлы марки Clarke пользуются неизменной популярностью по всему миру, в особенности как инструмент для начинающих.

Впоследствии тин-вистлы стали изготовлять из различных материалов, из металлических трубок, латунных, алюминиевых и т. д. Различных видов пластика и других материалов.

Тин-вистл получил гораздо большее распространение по всему свету в 60-70-х годах XX века на волне возрождения интереса к народной музыке в Ирландии и за её пределами. Практически все известные фолк-группы использовали тин-вистл в своей деятельности. Появились новые фирмы и мастера-изготовители тин-вистлов.

Применение

Несмотря на кажущуюся примитивность устройства, тин-вистл - в контексте ирландской народной музыки - довольно изощренный инструмент, обладающий гораздо большими возможностями, чем кажется на первый взгляд. Техника исполнения на нём, вероятнее всего, сложилась под влиянием техники игры на ирландской волынке uilleann pipes , которая имеет давнюю традицию и довольно сложна. Многие ирландские музыканты прославились именно благодаря своей мастерской игре на вистле, например Мэри Бёргин (Mary Bergin) , записавшая в конце 70-х два альбома под названием Feadoga Stain 1 & 2 (Tin Whistles 1 & 2) , которые оказали и продолжают оказывать заметное влияние на вистлеров всего света.

Известные исполнители-вистлеры:

  • Willie Clancy
  • Mary Bergin
  • Paddy Moloney
  • Sean Potts
  • Brian Finnegan
  • Joanny Madden
  • Sean Ryan
  • Cormac Breatnach
  • Michael McGoldrick

Современные вистлы

В наши дни существует множество различных видов тин-вистлов. Это и дожившие до наших дней жестяные конические вистлы Clarke , и распространенные латунные с пластмассовым свистком Generation , доступные пластиковые вистлы Dixon и Susato и деревянные вистлы профессиональных изготовителей.

Наиболее популярные производители:

  • Clarke
  • Waltons"s
  • Feadog
  • Tony Dixon
  • Susato
  • Chieftain
  • Overton/Goldie
  • Abell

Вистл один из самых распространенных инструментов в мире, во многом благодаря своей доступности: дудочка начального уровня, вполне приемлемая по качеству, может стоить 5$, инструменты профессонального уровня стоят от 100$ до 700$, но некоторые профессионалы предпочитают дешевые вистлы . Самые дорогие, как правило, деревянные мастеровые вистлы.

Лоу-Вистл

Музыкант, играющий на лоу-вистле

Low-Whistle - Лоу-Вистл - низкая разновидность тин-вистла. Отличается более низкой настройкой и большим размером, а также большей требовательностью к дыханию и меньшей подвижностью. Имеет более глубокий и густой тембр. Поэтому лоу-вистл часто применяется для исполнения медленных мелодий. Изготовляется из металла, пластика или дерева.

Наиболее распространенная тональность - D (ре первой октавы, на октаву ниже обычного тинвистла). Изготавливается в большинстве тональностей от G (соль первой октавы) до G (соль малой). Наиболее низкие тональности встречаются очень редко и иногда называются «басовыми».

История

Вероятно, продольные флейты, подобные лоу-вистлу, существовали ещё в XVI веке, этот факт остается спорным.

Изобретателем лоу-вистла в его современном виде считается английский джазовый музыкант и изготовитель инструментов Бернард Овертон (Bernard Overton) , который в 1971 году сделал лоу-вистл для известного ирландского музыканта Финбара Фьюри (Finbar Furey) , который утратил свой бамбуковый вистл в процессе гастролей. Сделав два первых лоу-вистла, которые Фьюри активно использовал в выступлениях, Овертон начал получать заказы от других музыкантов.

Начало массовой популярности лоу-вистла пришлось на 90-е годы XX века после известного танцевального шоу Риверданс (Riverdance) , в котором музыкант Дэйви Спилла́н (Davy Spillane) играл на этом инструменте.

Ссылки

  • Сайт, посвящённый вистлу (рус.)
  • Всемирно известный англоязычный форум, посвящённый вистлу, и другим духовым инструментам (англ.)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Купите вистл в местном музыкальном магазине или онлайн. Жестяные флейты продаются во всех возможных ключах. Самый распространенный вистл в «ре» играет октавы «ре» и «соль-мажор». Второй наиболее распространенный вистл в «до» играет октавы «до» и «фа-мажор». Самая низкая нота вистла, когда вы закрываете пальцами все отверстия, называется тональностью – на вистле «ре» тональность – нота «ре».

’’’Держите ваш вистл правильно. ’’" Вистл должен быть направлен вниз под углом 45 градусов. Ваша доминантная рука должна находиться внизу, а вторая рука сверху. Мизинцы в игре не используются, а выполняют поддерживающую роль или же используются в игре на самых больших (и низкооктавных вистлах). Большие пальцы поддерживают вистл снизу. Накройте отверстия вистла кончиками пальцев. Поместите наконечник вистла между губами – не зубами!

’’’Научитесь играть различные ноты. ’’’ Стандартный вистл берет две октавы. В случае с «ре»-вистлом это охватывает ноты от второй «ре» над средней «до» до четвертой «ре» над средней «до». Теоретически, с выдуванием особенного сильного потока воздуха возможно взять ноты выше, но на практике звук получается слишком громким и фальшивым. Как правило, каждый поднятый палец и открытое отверстие на вистле дает звук на ноту выше. Взгляните на табулатуру «ре»-вистла, приведенную ниже. Белые кружки обозначают открытое отверстие, черные – закрытое. Значок + под табулатурой означает вторую октаву.

’’’Сыграйте ноты на низкой октаве. Возьмите вистл и закройте пальцами все дырочки. (Не нужно прижимать пальцы с силой, просто убедитесь, что кончики пальцев полностью закрывают отверстие). Дуйте в вистл, поддерживая язык в позиции, как будто произносите «тууу». Получившийся звук – это и есть «тональность» (то есть нота «ре» на «ре»-вистле). Если вы дуете слишком слабо, нота выйдет слишком «разбавленной», если вы дуете слишком сильно – вистл сыграет во второй октаве или произведет резкий свистящий звук. Научитесь выдувать равномерный поток воздуха, чтобы производить приятный низкий звук правильной ноты. Убирайте палец за пальцем, таким образом перебирая все ноты в гамме, пока не доберетесь до ноты, при которой все дырочки на вистле открыты (до-диез). Чтобы поддерживать в руках вистл со всеми открытыми отверстиями, используйте мизинец доминантной руки.

Проиграйте ноты второй октавы. Снова закройте все отверстия пальцами и дуньте в вистл с удвоенной силой. Если вам не удается взять ноту второй октавы, попробуйте немного приоткрыть первое отверстие (самое близкое ко рту) – такая тактика поможет вам со всеми нотами второй октавы. Как и в первом уроке, одну за другой открывайте все дырочки на вистле, играя гамму во второй октаве до самой высокой ноты (до-диез). Чем выше ноты, тем сильнее вы должны будете дуть.

Научитесь играть мелодию! Если вы еще не умеете, научитесь играть музыку с листа по нотам.

  • Побольше практики! Отрабатывайте чистоту нот и плавные переходы между ними, а также специальные примочки к вашей игре:

    • Кат - Перед тем, как сыграть ноту, возьмите ноту повыше на долю секунды. Быстро уберите ваш палец с дырочки и поставьте его обратно, чтобы слушательское ухо даже не успело зарегистрировать тон.
    • Страйк - То же самое, что и «кат», только вместо ноты повыше вы берете ноту пониже.
    • Слайд между нотами - Позвольте своему пальцу соскользнуть с отверстия, чтобы плавно перейти на новую ноту.
    • Эффект Вибрато достигается вариациями потока воздуха. Чем быстрее вы дуете, тем выше тон, чем медленнее – тем ниже, и смена интенсивности позволит вам производить вибрирующий звук. Не дуйте слишком сильно, а иначе вы рискуете перейти во вторую октаву. Вибрато также можно сделать, открывая и закрывая вторую дырочку ото рта. К примеру, беря ноту A, быстро поднимайте и опускайте палец со второй верхней дырочки, чтобы получить вибрирующий звук.
  • Взялся сегодня вечером шить чехлы для своих вистлов. Вистл – такой инструмент, что способствует появлению в какой-то момент болезни, называемой вистломанией. Хочется попробовать все инструменты, которые только возможно заполучить. Не избежал и я этой заразы. Так вот, решил шить чехлы. Достал все вистлы, разложил. Потом стал на каждом что-то наигрывать. В очередной раз дошла до меня простая истина, - насколько же они все разные по звуку, характеру (в некоторых случаях даже - норову), энергии. Решил для каждого из них написать, так сказать, краткую характеристику.

    Clarke Sweetone D

    САМЫЙ ПЕРВЫЙ. Первый мой вистл. Ему четыре года, но, несмотря на то, что я точно знаю свои предпочтения в этой области, играю на нём до сих пор. Пластиковый свисток, коническое тело, свёрнутое и сваренное из полоски металла. Звучание первой октавы достаточно стабильное, даже местами плотное – несмотря на то, что стенки инструмента достаточно хлипкие. На передувании слегка визглив (особенно верхние Ля и Си).

    Чудесный инструмент, классика жанра – конический корпус, блок из твёрдого дерева (породу выяснить не смог). Обожаю его звук. Один из самых «ходовых» моих инструментов. Вот только чуть-чуть бы погромче звучал!.. Я его слегка апгрейдил – аккуратно достал блок, пропитал льняным маслом и установил обратно, уплотнив герметиком. После этого расход воздуха стал немного меньше, и не болит душа от того, что блок быстро испортится от влаги и конденсата.

    Инструмент, производящийся в мастерской Дэвида Шоу (Англия). По типу сходен Original, однако этот вистл более резко сужается к концу. Кроме того, его стенки более толстые и твёрдые, в результате чего вистл имеет более резкий и громкий звук. Капризен на второй октаве, однако это всего лишь дело привычки и потому особой проблемой не является. Очень темпераментный вистл. И расход воздуха достаточно большой. Я на нём обычно на улице играю.

    На сайте chiffandfipple.com даётся, на мой взгляд, исчерпывающая характеристика вистлов Generation: если вы их покупаете, будьте осторожны, вам точно попадётся одна из двух крайностей – либо самый лучший инструмент, который только можно себе представить, либо голимый хлам. Мне, похоже, попался именно голимый хлам. Чтобы как-то изменить ситуацию, было три недели секса с элементами извращений. Растачивались игровые отверстия, двигались свистки, затачивались (или, наоборот, затуплялись) лезвия, срезалась пластиковая бахрома внутри свистков… В результате теперь более-менее сносно звучат инструменты Bb, C и Eb. Люди! Решите приобретать Generation – будьте предельно внимательны!

    Настраиваемый вистл, классический диксоновский пластиковый свисток и алюминиевое цилиндрическое тело. Толстые стенки и общая массивность придают инструменту очень стабильный плотный звук, который можно при соответствующем дыхании сделать очень нежным.

    Tin whistle (Вистл)

    Тинвистл , Вистл , Висл , Пеннивистл (англ. "Tin Whistle" , "Penny Whistle" ) - простая продольная народная флейта, близкая по устройству к свирели и (в плане устройства свистка) к блокфлейте. Широко используется в ирландской традиционной музыке, и в других близких жанрах.
    На базовом уровне это довольно простой инструмент, даже проще блокфлейты. Однако традиционный стиль игры на вистле предполагает изучение достаточно сложной системы пальцевой орнаментации (украшений) . К тому же традиция исполнения большинства ирландских (и не только) народных мелодий предполагает игру в достаточно быстром темпе (слайды, джиги, рилы, польки).

    Базовые сведения

    Вистл состоит из свистка и тела с шестью игровыми отверстиями на лицевой стороне.

    Распространенные названия различных частей инструмента:

    Хороший рассказ о вистле, базовых вещах типа постановки рук и извлечения нот:

    Вистл относят к диатоническим инструментам, что означает что все его ноты расположены по чистым квинтам или квартам. Первые семь нот вистла сыгранные последовательно от нижней ноты (все отверстия закрыты) до верхней (все отверстия открыты) образуют диатоническую мажорную гамму, тоника (первая ступень (нота) мажорной гаммы) которой, очевидно, совпадает с тональностью (строем) вистла. Таким образом, для вистла в строе ре (D) получим гамму ре-мажор, для вистла в строе ми-бемоль (Eb) - ми-бемоль-мажор и т.д. Полный список смотри ниже.

    Диатоники для различных распространенных тональностей вистлов:
    (Здесь и далее для краткости я называю диатоникой диатоническую гамму)

    Строй вистла Список ступеней, образующих диатоническую гамму
    I II III IV V VI VII
    F# (фа-диез мажор), тоже самое,
    что и Gb (соль-бемоль мажор)
    F# (Gb) G# (Ab) A# (Bb) B C# (Db) D# (Eb) F
    F (фа мажор) F G A Bb (A#) C D E
    E (ми мажор) E F# (Gb) G# (Ab) A B C# (Db) D# (Eb)
    Eb (ми-бемоль мажор), тоже самое,
    что и D# (ре-диез мажор)
    Eb (D#) F G Ab (G#) Bb (A#) C D
    D (ре мажор) D E F# (Gb) G A B C# (Db)
    C# (до-диез мажор), тоже самое,
    что и Db (ре-бемоль мажор)
    Db (C#) Eb (D#) F Gb (F#) Ab (G#) Bb (A#) C
    C (до мажор) C D E F G A B
    B (си мажор) B C# (Db) D# (Eb) E F# (Gb) G# (Ab) A# (Bb)
    Bb (си-бемоль мажор), тоже самое,
    что и A# (ля-диез мажор)
    Bb (A#) C D Eb (D#) F G A
    A (ля мажор) A B C# (Db) D E F# (Gb) G# (Ab)
    Ab (ля-бемоль мажор), тоже самое,
    что и G# (соль-диез мажор)
    Ab (G#) Bb (A#) С Db (C#) Eb (D#) F G
    G (соль мажор) G A B C D E F# (Gb)
    Аппликатура (схема закрытия отверстий)
    X - закрыто, O - открыто, свисток слева
    XXXXXX XXXXXO XXXXOO XXXOOO XXOOOO XOOOOO OOOOOO

    С помощью вилочных аппликатур или полуприкрытых отверстий можно добиться хроматического звукоряда, но если вы собираетесь играть исключительно традиционную музыку, необходимость в этом будет возникать редко (за исключением повышения 4 или 6 ступени для игры в дополнительных тональностях, об этом читай ниже).

    Основная аппликатура вистла (на примере вистла в строе D):


    Полная аппликатура вистла, включая полутона и ноты третьей октавы на примере вистла в строе D (кликните для увеличения):


    Диапазон хорошего вистла - две октавы, плюс опциональное количество нот третьей октавы. Переход на октаву выше производится передуванием - усилением силы вдуваемой струи, аппликатура при этом не меняется.
    Как это часто бывает у духовых, аппликатура вистла не зависит от строя, поэтому научившись например играть на высоком вистле в ре, вы автоматически осваиваете всю линейку тональностей, в том числе и лоувистлы (если не брать во внимание различия касающиеся расхода воздуха, давления и способов удержания). Таким образом, взяв например в руки вистл в соль и играя на нем произведение так, как на вистле в ре, вы получите то же самое произведение, только транспонированное. Отчасти этим объясняется тот факт, что большинство вистлеров охотнее используют отдельные инструменты в других тональностях при необходимости, а не выпендриваются с альтернативными аппликатурами на одном. Исключением являются разве что "дополнительные" диатоники, которые легко можно получить на любом вистле повышая одну из ступеней на полтона - для ре-шного вистла это прежде всего соль-мажор (повышаем си на полтона - извлекая до) и, реже, ля-мажор (повышаем соль на полтона - извлекая соль-диез).
    Ниже перечислены наиболее употребительные "дополнительные" диатоники для разных тональностей вистлов, у каждого вистла их две (остальные используются редко, т.к. для их извлечения нужно повышать больше одной ступени, что накладно держать в голове, и легче взять отдельный инструмент).
    Первая из перечисленных "дополнительных" диатоник в любом строе исполняется повышением 6-ой ступени (или понижением 7-ой ступени, если вам нравится такая точка зрения), которое достигается полуприкрытием 1-го отверстия (договоримся, что нумерация отверстий начинается со свистка), либо вилочной аппликатурой - закрытием 2-го и 3-го отверстий. Это наиболее употребительная "дополнительная" диатоника.
    Вторая из перечисленных "дополнительных" диатоник в любом строе исполняется повышением 4-ой ступени (понижением 5-ой), которое обычно достигается путем закрытия 1-го и 2-го отверстия и полуприкрытия 3-го. Это диатоника по-сложнее и используется гораздо реже.

    "Дополнительные" диатоники для различных распространенных тональностей вистлов:

    Строй вистла Повышение 6-ой ступени
    (исполняется вместо 7-ой ступени нижней октавы,
    гамма начинается с 4-ой ступени нижней октавы)
    Повышение 4-ой ступени
    (исполняется вместо 4-ой ступени верхней октавы,
    гамма начинается с 5-ой ступени нижней октавы)
    F# / Gb си-мажор (извлекая E) до-диез-мажор (извлекая C)
    F ля-диез-мажор (извлекая D#) до-мажор (извлекая B)
    E ля-мажор (извлекая D) си-мажор (извлекая A#)
    Eb / D# соль-диез-мажор (извлекая C#) ля-диез-мажор (извлекая A)
    D соль-мажор (извлекая C) ля-мажор (извлекая G#)
    C# / Db фа-диез-мажор (извлекая B) соль-диез-мажор (извлекая G)
    C фа-мажор (извлекая A#) соль-мажор (извлекая F#)
    B ми-мажор (извлекая A) фа-диез-мажор (извлекая F)
    Bb / A# ре-диез-мажор (извлекая G#) фа-мажор (извлекая E)
    A ре-мажор (извлекая G) ми-мажор (извлекая D#)
    Ab / G# до-диез-мажор (извлекая F#) ре-диез-мажор (извлекая D)
    G до-мажор (извлекая F) ре-мажор (извлекая C#)
    Аппликатура
    (различные варианты)
    X - закрыто,
    # - закрыто на половину,
    O - открыто,
    свисток слева
    #OOOOO
    OXXOOO
    OXXXOO
    OXOXXX
    OXXOXX
    OXXOOX
    XX#OOO
    XXOXXX
    XXOXXO

    Соотношения дополнительных тональностей к основной тональности вистла можно быстро получить используя квинтовый круг и простое правило: если принять направление движения по квинтовому кругу по часовой стрелке, и считать одну из мажорных тональностей на внешнем круге в качестве основной тональности вистла, то предыдущая мажорная тональность на внешнем круге укажет на первую дополнительную тональность (повышение 6-ой ступени), а последующая - на вторую дополнительную тональность (повышение 4-ой ступени). Например для вистла в D: предыдущая мажорная тональность на круге - G, последующая - A, для вистла в C# (Db): предыдущая F#(Gb), последующая G#(Ab), и т.д.

    Очевидно, что на вистле можно играть и в минорных тональностях соответствующих мажорным, их опять же можно легко определить по квинтовому кругу (тональности внешнего круга - мажорные, соответствующие им тональности внутреннего круга - минорные). Например для ре-мажора параллельная тональность - си-минор, для ми-бемоль-мажора - до-минор, и т.д. Но тут нужно еще конечно учитывать ограничение по доступным октавам - например на ре-шном вистле в этом плане си-минор играть сложнее чем ми-минор, т.к. гамма си-минора начинается, внезапно, с 6-ой ступени нижней октавы, т.е. в двух октавах уже не особо поиграешь, тогда как ми-минор начинается только лишь со второй ступени нижней октавы.

    Таким образом, если собрать все вместе, получаем например, что на вистле в ре можно легко играть в тональностях: ре-мажор, ми-минор и соль-мажор, а делая усилие еще и в фа-диез-миноре, ля-мажоре и си-миноре. Думаете, на этом все? Ха, как бы не так. Мы рассмотрели лишь мажор и минор. На вистле можно играть и пентатонику, что еще больше увеличивает формальный список тональностей. Но гораздо важнее здесь вспомнить о натуральных ладах.

    Традиционную музыку гораздо чаще описывают не в понятиях мажорных и минорных тональностей, а в понятиях натуральных ладов (т.к. традиционная музыка не ограничивается мажором и минором). Чаще всего натуральными ладами называют семь октавных диатонических звукорядов: ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский. Один натуральный лад отличается от другого уникальной последовательностью пяти тонов и двух полутонов. Например ионийский лад это мажор (тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон), эолийский - натуральный минор (тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон). Полный список:

    • T-T-П-Т-Т-Т-П - ионийский (мажор)
    • T-П-Т-Т-Т-П-Т - дорийский
    • П-Т-Т-Т-П-Т-Т - фригийский
    • Т-Т-Т-П-Т-Т-П - лидийский
    • Т-Т-П-Т-Т-П-Т - миксолидийский
    • Т-П-Т-Т-П-Т-Т - эолийский (натуральный минор)
    • П-Т-Т-П-Т-Т-Т - локрийский

    Описывая характер ирландской мелодии используют понятие т.н. "тонального центра", основной ноты мелодии. Обычно это такая "педальная" нота, т.е. нота которой заканчивается вся мелодия или её часть, которую хочется пафосно тянуть в конце. Полное имя лада мелодии состоит из названия тонального центра мелодии и используемого звукоряда, считая при этом тональный центр тоникой (первой нотой) звукоряда. Возьмем например мелодию "Cooley’s reel". Для одного из вариантов данного рила в нотной записи этого тюна при скрипичном ключе указывают два диеза, казалось бы, вот он, ре-мажор. Но если мы захотим описать данный тюн в понятии натурального лада? Тональным центром является нота ми, обычно именно этой нотой заканчиваются обе части этого рила. Два диеза задают основной набор нот, из которых мы можем составить диатонический звукоряд (специально запишем звукоряд начиная с тонального центра): E, F#, G, A, B, C#, D. Тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон. Это дорийский лад. Таким образом можно сказать, что данный рассматриваемый вариант Cooley’s reel играют в E-дорийском натуральном ладу. На практике конечно все немного сложнее. Помимо того, что тональный центр может гулять при вариациях мелодии или транспонировании (что просто меняет название лада), бывают тюны которые просто выходят за рамки диатонического звукоряда, самый банальный пример - использование и С и С# в одной и той же мелодии. Такие тюны уже нельзя строго отнести к тому или иному натуральному ладу. Также тюн может запросто иметь несколько тональных центров, тогда говорят о разных натуральных ладах по отношению к частям мелодии. Как бы там ни было, иметь представление о натуральных ладах и тональных центрах полезно, например если вы играете аккомпанемент.

    В ирландской традиционной музыке чаще всего используются: B-эолийский(минор), A-миксолидийский, E-дорийский, D-ионийский(мажор), A-дорийский, G-ионийский(мажор), E-эолийский(минор) и D-миксолидийский лады. Первые четыре играют через C#, оставшиеся через C. Также используются несколько пентатоник. Все такие мелодии без проблем можно исполнить на вистле в ре. Подробнее вы можете прочитать об этом в книге Грея Ларсена "Основной курс по ирландской флейте и тин-вистлу".

    Разновидности и диапазоны

    Самый распространенный и каноничный строй вистлов: сопрано Ре (D). Именно на него стоит обратить внимание новичку, именно его следует покупать в качестве первого инструмента. Данный строй многими принимается за стандарт, и практически всегда на сейшенах люди играют именно на D вистлах. Как уже упоминалось выше, на вистле в этом строе можно легко играть в тональностях ре-мажор и соль-мажор, этого достаточно для подавляющего большинства ирландских мелодий и для существенной части музыки Шотландии, Уэльса и Англии. Такая распространенность данных тональностей обычно объясняется тем, что эти тональности проще всего исполнить на скрипке, а так как в ирландских бэндах скрипач был чуть ли не обязательным участником, то и музыка формировалась соответственно.

    Строй (тональность) вистла определяется самой нижней нотой, которую можно на нем извлечь (закрывая все дырки).
    Закрывая все дырки вистла и дополнительно закрывая наполовину выходное отверстие в нижней части тела вистла мизинцем нижней руки или коленом можно извлечь так называемый вводный тон (“leading tone”), т.е.ноту на полтона ниже основного тона вистла.

    Условное разделение вистлов по диапазонам:

    Материал и особенности

    Каноничным вариантом считаются металлические вистлы (из алюминия, никеля, латуни, жести), бюджетным - пластик, наиболее распространенным и компромиссным - пластиковый свисток и металлическое тело. Вистлы с пластиковым свистком особенно удобны для игры в холодных помещениях, так как по очевидным причинам дают меньше конденсата чем металлические свистки. Дорогие мастеровые вистлы делают также из дерева.
    Вистлы бывают настраиваемыми и не настраиваемыми. У настраиваемых вистлов свисток подвижен относительно тела что можно использовать для подстройки (однако особо на это не рассчитывай, обычно подстройкой можно сдвинуться максимум на полтона). Дополнительный плюс настраиваемого вистла — возможность снять свисток, что облегчит чистку.
    Бывают также вистлы с регулируемой громкостью (например, модель Every от мастера Carey Parks), что достигается путем возможности изменения размера окошка свистка (чем уже окошко в ширину, тем слабее и, как правило, хуже звук, можешь поэкспериментировать со скотчем).
    Существуют вистлы с коническим каналом. Основное его назначение это стабильность строя в обеих октавах. Однако не нужно думать, что любой вистл с цилиндрическим каналом теряет в стабильности, качественный вистл с цилиндрическим каналом ничем не хуже вистла с коническим. И вообще, вистлы с коническим каналом распространены гораздо меньше, думаю это можно объяснить тем, что вистл с цилиндрическим каналом легче в изготовлении (один из распространенных методов - взять длинную металлическую/пластиковую трубку и разрезать на несколько частей, получив заготовки для тел будущих вистлов).
    Как это часто бывает в случае народных инструментов, для вистлов в принципе не существует никаких устоявшихся соглашений об их звуке и игровых характеристиках. Не будет большим преувеличением сказать, что каждая фирма выпускает уникальную модель вистла: какие-то вистлы - тихие, другие напротив - громкие; одни - шипящие (как говорят, с "чифом"), другие имеют чистый или даже острый звук; одни инструменты имеют высокое давление и расход воздуха, другие наоборот низкое. В целом никто этому особо не удивляется. Это огромное разнообразие (а также сравнительно небольшая цена) очень часто приводит к забавному эффекту - любой заядлый вистлер со временем превращается в настоящего коллекционера , заказывающего все новые и новые вистлы тех производителей, которых у него еще нет. В той или иной форме этим заболевают все.

    Покупка вистла

    Читайте также раздел Выбор вистла
    Инструкция по покупке вистла, которая нагло стянута мною из одной группы в вк - http://paste.org.ru/?je3yhj
    http://dpshop.ru - Новосибирский интернет-магазин Д. Панфилова, торгующий этническими инструментами, в том числе вистлами. В хорошие годы тут можно было найти даже вистлы Хилча, но в последнее время ассортимент поубавился, но дешевые вистлы типа кларков и фидогов туда завозят регулярно. Доставка почтой.
    http://ta-musica.ru - Московский интернет-магазин этнических инструментов, вистлы в наличии. Здесь часто продают вистлы Susato и Tony Dixon, вистлы мастерской Караваева. Доставка почтой или курьерской службой.
    https://shamanic.ru/ - Питерский магазин этнических инструментов, вистлы Кларка, фидоги, из мастерской Караваева.
    http://whistle.jeffleff.com/makers.html - Сборник ссылок на оффициальные сайты различных компаний и мастеров по вистлам, некоторые ссылки устарели, но это лучше чем ничего.
    http://www.chiffandfipple.com/inexp.html - Выбор недорогого вистла, сравнительное описание (англ.)
    http://www.chiffandfipple.com/tutorial.html - Туториал по разновидностям, отличиям (англ.)

    Модели и производители

    Если говорить о цене и качестве, то вистлы часто делят на категории недорогих (“Inexpensive”) и дорогих, мастеровых, изготавливаемых вручную ("High-end", "expensive", "high quality whistles"). Интересно, что даже профессиональные исполнители часто предпочитают дешевые вистлы, допиливая их под себя до нужного состояния (т.н. “твик вистла”). Имей ввиду, что некоторые профессиональные вистлы сложны для новичка (они могут иметь большее давление и расход воздуха, в расчете на профессиональных вистлеров). Вообще вистл (наряду с блокфлейтой) - один из самых дешевых инструментов среди духовых, вы легко можете найти хороший инструмент начального уровня за 1-3 тыс. рублей, и даже цена мастеровых качественных высоких вистлов из металла/пластика редко переваливает за 10-15 тыс. руб. Металлические/пластиковые лоувистлы более дороги, но обычно цены на них не переваливают за 400-500$. Деревянные вистлы могут стоить сколько угодно, цена в определенной степени зависит от породы дерева.

    Бюджетные вистлы
    Generation - очень распространенные, дешевые высокие вистлы с пластиковым свистком и телом из никеля или латуни (на выбор), которые штампуются кое-как. Часто можно услышать фразу - “если вы купили Generation, то вы купили либо потрясающий инструмент либо барахло, как повезет”. К сожалению, процент барахла обычно выше, поэтому если есть возможность - покупайте в оффлайне, когда есть возможность сразу проверить звучание. Впрочем люди часто берут Generation-ы именно для того, чтобы собственноручно твикнуть его и получить вполне сносный инструмент. Есть даже люди которые специально целенаправленно скупают Generation-ы и ему подобные вистлы, твикают их и перепродают, один из самых известных таких мастеров - Jerry Freeman (его твикнутые вистлы очень уважают в среде профессиональных вистлеров). Еще одна деталь, которая влияет на популярность Generation-ов - хороший выбор различных тональностей (G, F, Eb, D, C, Bb) за малые деньги. Дженерейшены (как правило твикнутые) очень часто можно увидеть у олдскульных традиционных музыкантов. Несмотря на это, я еще раз хочу подчеркнуть, что хорошие инструменты среди дженерейшенов - большая редкость, но уж если вам повезет найти хороший экземпляр - берегите его.
    Feadog, Walton, Clare, Oak - дешевые высокие вистлы, похожи на Generation. Отзывы о них обычно плохие, но их иногда берут с целью твикнуть.
    Clarke - аутентичные вистлы с коническим (сужающимся к концу) металлическим телом. Выпускается несколько различных моделей различающихся характером звука. Тональности - только сопрано До и Ре. Самые популярные модели - Sweetone (очень простой и легкий в плане игры, с достаточно точным строем, часто рекомендуемый новичкам) и Original (с большим расходом воздуха и узнаваемым шипящим тембром, т.н. “чифом”, за который его так любят). Среди данных вистлов могут попадаться не слишком качественные (особенно это касается модели “Meg”), но реже чем среди Generation. Время от времени поступают сообщения о том, что пластиковые свистки вистлов Sweetone и ему подобных трескаются и лопаются, я думаю это из-за особой формы тела вистлов, в поперечном сечении тело вистлов Sweetone имеет не совсем круглую, а скорее овальную или даже каплевидную форму, и будучи надеваемым на круглый свисток растягивает его, что может приводить к трещинам. Лично мой Sweetone не избежал этой печальной участи, хотя возможно я сам виноват, так как пару раз хорошенько его ронял, в любом случае мне повезло - треснул он столь удачно, что это никак не повлияло на положение и целостность свистка, звук не изменился.
    Shaw - формой очень похож на вистл Clarke Original, но (насколько я слышал) он громче, имеет еще больший расход воздуха чем Original, и характерный хриплый грубоватый тембр.

    Вистлы по-дороже, профессиональные и полупрофессиональные
    Tony Dixon - довольно популярные вистлы, чаще всего имеют пластиковый свисток и пластиковое / металлическое цилиндрическое тело. Существует довольно много моделей различающихся формами свистка, материалом, возможностью подстройки и тональностями. Диксон продает как высокие вистлы, так и лоувистлы. В целом, мнение большинства людей сходится на том, что это довольно хорошие инструменты, не без огрехов конечно, но довольно хороши в плане цена-качество.
    Мне доводилось играть на двух моделях: "DX006D" из алюминия (не самый приятный вистл), и латунном "Trad D" (который мне понравился куда больше первого). Минусом вистла DX006D является его до безобразия неровный тембр, у trad-а с этим куда лучше, что кстати весьма парадоксально, учитывая разницу в цене. Вистл Trad не настраиваемый (хотя пластиковый свисток похоже держится на клее и в принципе его можно попробовать снять), он имеет тихий звук с небольшим чифом, давление и затраты воздуха на нем низки и в целом это хороший инструмент для начинающего.
    Заметьте, что некоторые модели Диксонов поставляются с двумя сменными свистками, один из которых превращает инструмент в простенькую поперечку. Воспринимайте это как бонус, не стоит целенаправленно покупать эти модели из-за поперечного свистка, т.к. качество звука с ним хуже чем у нормальных поперечных флейт, лучше купите полноценную поперечку (или файф), если она вам нужна.
    Susato - чрезвычайно качественные и популярные пластиковые вистлы. Обладают чистым, довольно громким, звенящим звуком. Susato производят несколько линеек с различными моделями, как со съемным свистком так и цельные. Susato производят как лоувистлы так и высокие вистлы, количество доступных тональностей одно из самых высоких среди данной ценовой категории. Интересно, что в рамках отдельного диапазона (сопрано, альт) вистлы из одной линейки моделей стандартизированны по размерам таким образом, что съемный свисток можно прикреплять к различным телам. Таким образом, имеется возможность заказать несколько тел вистлов в разных тональностях из одного диапазона и один свисток, который по необходимости устанавливается на нужное тело, что экономит деньги и место в сумке. Вистлы susato это чуть ли не единственные вистлы, которые можно приобрести со специальными ключами на дырках которые облегчают игру на лоувистлах с большими расстояниями между дырками. Хотя с другой стороны, привыкнув к этим удобствам возможно в дальнейшем вам будет сложнее переходить на модели других производителей, а так же у вас могут появиться проблемы с игрой некоторых орнаментов, так что лоувистл с ключами можно рекомендовать людям с небольшими кистями рук, которым сложно играть на лоу вистлах, но очень хочется.
    Killarney - металлические вистлы из Ирландии, на данный момент доступные в никелевом и латунном вариантах. Это качественные и приятные инструменты с отличным строем, комфортным давлением и приятным, ровным тембром. С чифом. Вистлы настраиваемые, свисток можно снять. Где-то я кажется видел информацию о том, что диаметр игровой трубки данного вистла такой же, как у бюджетных вистлов типа Generation или Clare, что позволяет использовать их игровые трубки со свистком от Killarney (по крайней мере я лично могу подтвердить это для вистла Clare), это якобы даже сделано специально. Дизайном эти вистлы напоминают вистлы мастера J. Sindt (особенно латунный вариант). На данный момент выпускаются в сопрано тональностях до (С), ре (D) и ми-бемоль (Eb).
    Hiltch (мастер Галь Хилч)
    Overton/Goldie (мастер Колин Голди)

    И некоторых других стран.

    Вистл
    Пример звучания Звучание пластикового вистла
    Классификация Продольная флейта со свистковым устройством
    Медиафайлы на Викискладе

    Строй

    Вистл - диатонический инструмент с диапазоном примерно в 2 октавы. Аппликатура простая, вилочные аппликатуры и закрытие отверстий наполовину используются редко, за исключением пониженной седьмой ступени, позволяющей играть во второй тональности. С помощью усложнённой аппликатуры можно добиться почти полного хроматического ряда.

    Наиболее распространённый строй - D (ре второй октавы), также производятся тинвистлы в большинстве тональностей от G (соль второй октавы) до G (соль первой), инструменты в A и G иногда считаются уже лоу-вистлами .

    История

    История инструмента теряется в веках, поскольку подобные флейты ведут своё происхождение с доисторических времён и встречаются практически у каждого народа на Земле.

    Собственно «tin» - то есть жестяной, whistle появился в 1843 году в Англии. Небогатый фермер Роберт Кларк (Robert Clarke) имел деревянный вистл и захотел сделать подобный, но из нового материала tinplate (лужёная жесть), который тогда только появился. Новый инструмент получился настолько удачным, что Кларк решил начать свой бизнес. Вместе со своим сыном он путешествовал по Англии, возя с собой свои инструменты и материалы в ручной тележке. Останавливаясь в городах и деревнях, особенно на рынках, Кларк на глазах у населения сворачивал тин-вистлы из листка жести, получалась коническая трубочка, которая потом закрывалась с одного конца деревянной пробкой - получался свисток, затем в трубочке прорезались отверстия. Кларк тут же демонстрировал инструмент, играя на нём мелодии для зрителей. Дудочка стоила один пенни, от этого происходит ещё одно её название - penny-whistle . Иногда дудочки Кларка покупали ирландские моряки и другие люди с Зелёного острова, которые привозили их домой. Так тин-вистл попал в Ирландию.

    В Ирландии дудочка пришлась всем по душе, поскольку очень хорошо подходила для исполнения ирландской народной музыки. Производство Роберта Кларка дожило до наших дней, вистлы марки Clarke пользуются неизменной популярностью по всему миру, в особенности как инструмент для начинающих.

    Впоследствии тин-вистлы стали изготовлять из различных материалов, из металлических трубок, латунных, алюминиевых и т. д. Различных видов пластика и других материалов.

    Тин-вистл получил большое распространение по всему свету в 60-70-х годах XX века на волне возрождения интереса к народной музыке в Ирландии и за её пределами. Практически все известные фолк-группы использовали тин-вистл в своей деятельности. Появились новые фирмы и мастера-изготовители тин-вистлов.

    Применение

    Несмотря на кажущуюся примитивность устройства, тин-вистл - в контексте ирландской народной музыки - довольно изощрённый инструмент, обладающий гораздо большими возможностями, чем кажется на первый взгляд. Техника исполнения на нём, вероятнее всего, сложилась под влиянием техники игры на ирландской волынке uilleann pipes , которая имеет давнюю традицию и довольно сложна. Многие ирландские музыканты прославились именно благодаря своей мастерской игре на вистле, например Мэри Бёргин (Mary Bergin) , записавшая в конце 70-х два альбома под названием Feadoga Stain 1 & 2 (Tin Whistles 1 & 2) , которые оказали и продолжают оказывать заметное влияние на вистлеров всего света.

    Современные вистлы

    В наши дни существует множество различных видов тин-вистлов. Это и дожившие до наших дней жестяные конические вистлы Clarke , и распространённые латунные с пластмассовым свистком Generation , доступные пластиковые вистлы Dixon и Susato и деревянные вистлы профессиональных изготовителей.

    Лоу-вистл

    Low-Whistle - лоу-вистл - разновидность тин-вистла. Отличается более низкой настройкой и большим размером, большей требовательностью к дыханию и меньшей подвижностью. Имеет более глубокий и густой тембр. Поэтому лоу-вистл часто применяется для исполнения медленных мелодий. Для изготовления вистлов используется металл, пластик или дерево.

    Наиболее распространённая тональность - D (ре первой октавы, на октаву ниже обычного тинвистла). Изготавливается в большинстве тональностей от G (соль первой октавы) до G (соль малой). Самые низкие тональности встречаются очень редко и иногда называются «басовыми».

    История

    Вероятно, подобные лоу-вистлу продольные флейты существовали ещё в XVI веке, но этот факт остаётся спорным.

    Изобретателем лоу-вистла в его современном виде считается английский джазовый музыкант и изготовитель инструментов Бернард Овертон (Bernard Overton) , который в 1971 году сделал лоу-вистл для известного ирландского музыканта Финбара Фьюри (Finbar Furey) , утратившего свой бамбуковый вистл во время гастролей. Сделав два первых лоу-вистла, которые Фьюри активно использовал в выступлениях, Овертон стал получать заказы от других музыкантов.

    Начало массовой популярности лоу-вистла пришлось на 90-е годы XX века после известного танцевального шоу Риверданс (Riverdance) , в котором музыкант Дэйви Спилла́н (Davy Spillane) играл на этом инструменте.