Материальное и духовное в рассказе юшка. Добрый и наивный Юшка (по рассказу А

Рассказ «Юшка» был написан Платоновым в первой половине 30-х гг., а опубликован только после смерти писателя, в 1966 г., в «Избранном».

Литературное направление и жанр

«Юшка» - это рассказ, раскрывающий на нескольких страницах образ мыслей населения целого городка и менталитет человека как такового.

В произведении неожиданный конец, связанный с приездом в город сироты, выученной на врача. Такая концовка делает рассказ похожим на новеллу. Есть в произведении и сходство с притчей, если воспринимать концовку как мораль, показывающую истинное милосердие.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема рассказа – природа добра и зла, милосердия и жестокости, красота человеческой души. Основная мысль может быть выражена сразу несколькими библейскими истинами: творить добро нужно бескорыстно; человеческие сердца лукавы и крайне испорчены, поэтому люди не ведают, что творят; нужно возлюбить ближнего своего, как самого себя. Проблематика рассказа тоже связана с нравственностью. Платонов поднимает проблему запоздалой благодарности, презрения и жестокости к непохожим на всех. Одна из важнейших проблем – нравственная мёртвость героев, противопоставленная нравственной живости Юшки, хотя как раз в его живости сомневаются дети.

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходит «в старинное время». Такая отсылка к прошлому делает рассказ почти сказкой, начинающейся со слов «в некотором царстве жили-были». То есть герой рассказа сразу представлен как универсальный вневременной герой, в котором воплощены нравственные ориентиры человечества.

Помощник кузнеца Юшка, над которым смеются все жители города как над существом кротким и безответным, каждое лето уходит на месяц. По его словам, то к племяннице, то к другой родственнице в деревню или в Москву. В тот год, когда Юшка не пошёл никуда, чувствуя себя очень плохо, он умер, сбитый с ног очередным насмешником.

Осенью в городе появилась сирота, которую Юшка всю жизнь кормил и учил. Девушка приехала, чтобы вылечить своего благодетеля от туберкулёза. Она осталась в городе и всю жизнь посвятила бескорыстной помощи больным.

Герои

Рассказ назван по имени главного героя. Юшка – это не прозвище, как думают многие читатели, а уменьшительно-ласкательное имя, которое в Воронежской губернии образовывалось от южнорусского варианта имени Ефим – Юхим. Но слово юшка в том же южнорусском диалекте означает жидкую еду наподобие супа, вообще жидкость и даже кровь. Таким образом, имя героя как бы говорящее. Оно намекает на способность героя приспособиться к жёсткому злому миру, как приспосабливается вода к форме сосуда. А также имя – намёк на смерть героя, умершего от открывшегося кровотечения, очевидно, спровоцированного ударом в грудь.

Юшка – помощник кузнеца. Сейчас человека, который выполняет такую работу, «которую нужно было делать», назвали бы чернорабочим. Его возраст определяется как «старый на вид». Только в средине рассказа читатель узнаёт, что Юшке было 40 лет, а слабым и старым на вид он был из-за болезни.

Рассказ оказался пророческим и для самого Платонова, который умер от туберкулёза, заразившись от сына, попавшего в тюрьму в 15 лет и выпущенного через 2,5 года уже тяжелобольным.

В портрете Юшки подчёркнуты его худоба и невысокий рост. Особо выделены глаза, белые, как у слепца, со стоящими в них постоянно слезами. Этот образ не случаен: Юшка видит мир не таким, каким он есть на самом деле. Он не замечает зла, считая его проявлением любви, и словно вечно плачет о нуждах других.

Юшка похож на блаженного, какими их представлял русский народ. Разница только в том, что блаженных не принято было обижать. Но Юшку унижают и бьют, называя не блаженным, а блажным, непохожим, животным, божьим чучелом, юродом негодным . И требуют, чтобы Юшка был похожим на них, жил, как все.

Юшка считает всех людей равными «по надобности». Его случайно убивает односельчанин как раз за то, что он осмелился равнять себя с ним.

Герой соотносим даже с Христом, который пострадал за народ, претерпев мучения. Когда над Христом издевались римские солдаты, он молчал, не объясняя им ничего. Но ещё больше похож на Юшку герой романа Булгакова, написанного чуть позже «Юшки», в 1937 г. Иешуа, в отличие от библейского Иисуса, активно оправдывает обидчиков, называя их добрыми людьми. Так и Юшка называет обижающих его детей родными, маленькими.

Юшка считает, что он нужен и детям, и взрослым. Казалось бы, он ошибочно делает вывод о том, что дети и взрослые нуждаются в нём, потому что любят его. Но через годы становится понятным, что его действительно любили, просто не умея выразить ни любви, ни потребности в нём. А именно так и думал Юшка, которого обижали.

Как и многие блаженные, Юшка обходится малым. Свой крошечный доход (семь рублей и шестьдесят копеек в месяц) Юшка не тратит на чай и сахар, довольствуясь простой бесплатной едой кузнеца – хлебом, щами и кашей. Настолько же проста и одежда Юшки, которая за все годы как будто не изнашивается, оставаясь равномерно ветхой и дырявой, но исполняя своё предназначение.

Народ обижал Юшку, потому что в сердцах людей «лютая ярость» , «злое горе и обида» . Кротость Юшки противопоставлена агрессии людей, спровоцированной их горем, виновником которого все считают Юшку.

К Юшке добра Даша, дочь кузнеца. Она пытается объяснить Юшке, что его никто не любит, что его жизнь напрасна. Но Юшка знает, зачем он живёт: по воле родителей и для цели, о которой он никому не говорит, как и о своей любви ко всему живому.

Юшка не нуждается в людях, как они в нём, зато, уходя в безлюдные места, Юшка переживал единение с природой. Он чувствовал себя осиротевшим даже от смерти жука или букашки. Именно живая природа исцеляла героя, давая ему силы.

После смерти Юшка разделяет судьбу многих юродивых и святых. Нашедший его труп столяр сразу просит прощения: «Забраковали тебя люди» . Проститься с ним пришёл весь народ. Но потом Юшку забыли, как забывают и обычных людей, и юродивых, и святых. Одинокий Юшка оказался благодетелем, даровав народу ту, что стала заботиться о нём – выращенную и выученную на его деньги сиротку, ставшую врачом. Её и называют дочерью доброго Юшки, не помня его самого.

Особенности стиля

В рассказе встречаются традиционные для Платонова мотивы. Один из них – мотив смерти. Дети сомневаются в том, что Юшка живой, потому что он не отвечает злом на их зло.

Пейзаж в рассказе раскрывает источник душевных сил героя. В отличие от людей, черпающих энергию из удовольствия обижать слабых, Юшка слабых поддерживал и воспринимал себя как часть природы. Странное платоновское выражение «лица жуков» , встречающееся и в других произведениях, показывает, что и природу Юшка воспринимал как равную себе, очеловечивая её.

Платонов создаёт убедительный образ счастья, которое случается с людьми вопреки их злым поступкам. Жизнь писателя во многом была подобна жизни его героя: тяжёлая неблагодарная работа, в которую он вкладывал душу, и преждевременная смерть от болезни.

Рассказ А. П. Платонова «Юшка» - это история жиз­ни человека, умевшего искренне и бескорыстно любить весь мир, забывающего себя в этой любви. Это также история жестокого и неправильного мира, не умеющего понять: как это - любить «просто так»? Это история ошибок и находок, сострадания и бесчеловечности, жестокости и про­стого человеческого счастья. Юшка - главный герой рассказа - вначале вызывает у нас жалость. Это старый на вид (хотя на самом деле ему сорок лет), плохо видящий, больной человек, работающий подручным помощником у главного кузнеца. Не покла­дая рук трудится он с утра до вечера, выполняет самую черную тяжелую работу. Жалованье он получал малень­кое и жил бедно: вместо чая пил воду, одежду не менял долгие годы. Даже жилья своего не было у Юшки - ноче­вал он на квартире у хозяина кузницы. Дети дразнили Юшку, злобно толкали его, издевались, привлекая внимание и стараясь вызвать его раздражение, но Юшка не трогал их и не отвечал на насмешки. Он верил, что дети любят его, просто никто не научил их по-другому проявлять свои чувства. Взрослые тоже частень­ко вымещали на молчаливом Юшке свои горести и обиды, и били они «блажного» за его непохожесть гораздо ожес­точеннее, чем малыши. И никогда Юшка не отвечал им силой или даже укором. Он молчал, принимая в себя чужие беды, неудачи, злые эмоции. Он был уверен, что народ его любит, но «без понятия». «Сердце в людях бывает сле­пое», - говорит Юшка. Каждое лето на месяц Юшка уходил пешком в какую-то глухую деревню. Никто не знал, кого именно посещает этот странный человек. Предполагали, что там живет Юшкина дочь. Душой и телом отдыхал Юшка во время пути через поля и леса. Болезнь отпускала его, никто и ничто более не могло помешать выражению любви ко всем живым существам. Юшка целовал цветы, гладил кору деревьев, вдыхал ароматы трав, слушал пение птиц. В дороге изму­ченный чахоткой человек чувствовал себя бодрым и здо­ровым. Когда Юшка возвращался обратно в город, его жизнь начинала течь по-прежнему. Болезнь тем временем раз­вивалась, и Юшка чувствовал себя с каждым годом все хуже и слабее. В последнее лето он был так плох, что никуда не ушел, как обычно, а остался в городе. Однажды вечером по пути с работы Юшка встретил прохожего, ко­торый, как обычно, начал над ним насмехаться. В первый раз в жизни не стерпел Юшка обиды, ответил сердито про­хожему: «Я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя». Так рассердился встречный на то, что «юрод негодный» равняет себя с ним, что до смерти избил Юшку. Похоронив Юшку, люди забыли о нем, но жизнь людей в городе стала хуже, ведь не на кого было теперь выплес­кивать свою злость, обиды, горечь. Глубокой осенью в кузницу пришла молодая девушка и спросила Ефима Дмитриевича, то есть Юшку. Оказалось, что Юшка уже давно помогал этой сироте, определил ее, еще маленькую, в школу, каждый год приносил ей деньги на жизнь и обучение. Девушка выросла и выучилась на врача, но вылечить того, кто любил ее больше всех на свете, не успела. Девушку провели на могилу, а потом она навсегда ос­талась в этом городе. Всю свою жизнь она посвятила ле­чению и утешению больных людей, не беря ни с кого платы. Все ее называли «дочерью доброго Юшки», хотя люди давно забыли, кто такой Юшка. Я думаю, что А. Платонов хочет подвести нас к мысли, что доброта, любовь, сострадание, живущие в сердце челове­ка, могут победить жестокость, глупость и непонимание ок­ружающего мира. Нужно делать добро и с легкостью отпус­кать его от себя, как это делал слабый телом, но бесконечно сильный душой и сердцем Юшка - Ефим Дмитриевич.

Доброта и жестокость - два противоположных качества, вечно борющихся внутри человека. Отзывчивость, бескорыстное желание помочь ближним, забота о родных, животных, растениях, умение видеть окружающую нас красоту и делиться ею с другими - все это проявление искренней доброты человека. К сожалению, нечасто мы встречаемся и с неоправданной жестокостью, которая проявляется в бесчеловечном, грубом отношении к другим живым существам, причинении им боли и страданий. Как я уже сказала, в каждом человеке есть и то, и другое. Важно лишь воспитать в себе лучшую сторону и искоренить бессердечие.

Для подтверждения своих слов хочу привести в пример повесть Юрия Трифонова «Обмен». В центре произведения довольно типичная жизненная ситуация, которая тем не менее раскрывает очень важные нравственные проблемы.

Главные герои - инженер Виктор Дмитриев и его семья. Лену, жену Дмитриева, со своей свекровью Ксенией Фёдоровной связывают очень непростые отношения, которые с каждым годом из-за неприязни и непонимания только ухудшаются. К сожалению, обнаруживается, что Ксения Фёдоровна неизлечимо больна, что даёт дорогу Лене, для которой приближающаяся смерть свекрови становится путем к решению квартирного вопроса. О нравственной стороне этого «плана» Лена не задумывается, и вскоре вначале сопротивляющийся Дмитриев сдается под напором жены, поэтому Ксения Фёдоровна и говорит, что обмен уже давно произошел. К сожалению, во всей этой ситуации добрый, милосердный поступок совершает посторонний человек: Таня, бывшая любовница Дмитриева, готова отдать все свои накопленные деньги Виктору, которому они были нужны для лечения матери. Автор акцентирует внимание на том, что в повести происходит обмен в переносном значении этого слова: обмен со своей совестью, обмен нравственности и сострадания на бессердечие и жестокость.

В рассказе А.П.Платонова «Юшка» главный герой так и остается непонятым и непринятым обществом. Юшка - изгой. Все, от мала до велика, не гнушатся оскорбить его и пожелать ему смерти, закидать палками и камнями, избить до полу смерти. Но Юшка искренне уверен, что таким образом люди пытаются выразить свою любовь к нему, что люди действительно нуждаются в нем. Вскоре он погибает от руки очередного человека, пожелавшего ему смерти. После его гибели людям не на ком выместить свою боль и обиды, но они уже забыли, кем он был и как его звали. Поэтому, когда пришедшая осенью молодая девушка зовет Ефима Дмитриевича, они не сразу понимают о ком идет речь. Никто и не догадывался, что Юшка, слабый и ничтожный Юшка, который зиму и лето ходил в старой, грязной одежде и пил пустую воду, зарабатывал деньги для осиротевшей девочки, чтобы обеспечить ей достойное существование в пансионате. Узнав, что ее добродетель умер, девушка остается в селе доктором, которым она стала ради Юшки. Из-за собственной черствости и бессердечия люди так и не смогли увидеть истинную натуру человека, отдающего последнее ради человека, который ему дорог.

Сколько существует человечество, столько будут существовать два вечных качества человека: доброта и жестокость. Каждый человек, с самого рождения, ведет борьбу, в которой в конечном итоге победит только одно. Поэтому нам так важно с детства воспитывать в себе лучшие качества, быть милосердными и чуткими, благородными и доброжелательными. (474 слова)

Обновлено: 2018-10-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

>Сочинения по произведению Юшка

Доброта

В своей повести «Юшка» Андрей Платонов затронул одну из самых актуальных во все времена социально-нравственных тем - тему добра и милосердия. Главный герой произведения - рано состарившийся в силу болезни мужчина лет сорока, который обладает необычайно искренним и чистым сердцем. Юшка выглядит изнуренным из-за чахотки. Превозмогая свой недуг, он работает изо дня в день на кузнице, помогая хозяину.

Многие жители на этой улице издеваются над ним и часто оскорбляют, но он всегда остается неизменно добрым. Их язвительность в свой адрес, а порой даже физическую агрессию он воспринимает спокойно, называя это своеобразной любовью и благодарностью в свой адрес. Его добрый взгляд на мир так и остается непонятым. Возможно, только после его смерти кое-кто понял, что он имел в виду. Ведь не стало Юшки и злость не на ком срывать. Поэтому люди стали чаще ругаться между собой.

Удивительно то, что взрослые не особенно отличались от несмышленых детей. Они тоже, в свою очередь, могли нагрубить тяжело больному человеку, толкнуть его. Собственно так и умер бедняга. Наткнувшись на одного выпившего грубияна, впервые в жизни Юшка не выдержал оскорбления в свой адрес, и ответил с гордостью. А тот взял и толкнул его в больную грудь, повалив на землю. Умудренный опытом, автор точно знал, что доброта не умирает, даже если доброго человека не стало.

Юшкино наследие осталось жить в девушке-сироте, которой он всегда помогал материально, чтобы она выучилась на врача. Эта девушка и стала продолжателем его доброты. После смерти Юшки она приехала в город и осталась там лечить безвозмездно больных чахоткой и всех, кто нуждался в ее помощи. Ничто не могло превратить доброе сердце героя в камень, так и ничто не смогло остановить его доброту.

Вся жизнь Юшки прошла в работе. Он трудился целыми днями, превозмогая боль и трудности. В семье кузнеца к нему неплохо относились. Он мог и жить у хозяина, и питаться, а вот кровно-заработанные деньги он всегда откладывал, чтобы оплатить обучение сироты, о существовании которой никто не знал. В народе поговаривали, что у него есть дочь, такая же бедная, несчастная как он сам. Оказалась, что «приемная дочь» и, на самом деле, такая же добрая и отзывчивая как он.

Сочинение

С разными литературными героями мы уже успели познакомиться на уроках русской и зарубежной литературы - смелыми и робкими, честными и коварными, добросердечными и жестокими. Но не было среди них ни одного, похожего на Юшку - главного героя рассказа А. П. Платонова.

Удивительным человеком был Юшка. В то время как все люди вокруг тратили заработанные честным трудом деньги на то, чтобы досыта и вкусно поесть, нарядно одеться, благоустроить свой дом, Юшка вел себя странно и непонятно. С утра до вечера работая помощником в кузнице и получая ежемесячное жалование, этот человек из года в год носил одну и ту же латаную обветшавшую одежду, не покупал даже чая и сахара - пил воду. Оказывается, сэкономленные за год деньги добрый и неприхотливый Юшка относил чужой девочке-сироте в другой город, где он устроил ее на обучение и проживание.

Терпеливому, мягкому, доверчивому Юшке неведомы были гордость и самолюбие. Его огромное сердце вмещало в себя безграничную любовь ко всему миру. Но людям, живущим рядом с ним и занятым ежедневными бытовыми мелочами и проблемами, это было непонятно, как и то, для чего Юшка - такой, какой он есть - живет на свете. Нередко случалось так, что «от кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его... и в этом зле забывал на время свое горе». Срывая на главном герое рассказа свою злобу и ожесточение, люди чувствовали облегчение, в то время как слабый, больной чахоткой Юшка долго приходил в себя в пыли на дороге. Дети, видя отношение родителей к непохожему на остальных человеку, тоже смеялись над ним и мучали его. А что же Юшка? А Юшка был уверен, что и взрослые, и дети «любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Юшка точно знает, что не может человек жить без любви, просто «сердце в людях бывает слепое».

Я уверена, что если бы этот необыкновенный человек не был таким скромным и молчаливым, он многое смог бы рассказать нам о настоящей любви, когда думаешь не о себе, а о другом и ради чужого счастья и радости готов без раздумий и колебаний пожертвовать своим. Спасибо тебе, добрый, бесхитростный и самоотверженный Юшка!

В своих произведениях А. П. Платонов всегда изображает реальную жизнь, которая, к сожалению, несовершенна. И это несовершенство автор наиболее ярко раскрывает с помощью своих героев. Зачастую это «душевные бедняки», как называл их сам писатель: их душевные переживания таят в себе знания о жизни, касающиеся всех, но доступные не многим. В рассказах Платонова перед нами предстает мир, увиденный глазами человека, невыносимо страдающего, «раненного смертью». Созданные писателем образы заставляют тревожно биться наши сердца, вселяют желание каким-то образом изменить, улучшить этот мир.

Читая рассказ «Юшка», мы постоянно сталкиваемся с жестокостью, черствостью и несправедливостью людей, которые безжалостно издеваются над несчастным больным человеком, бьют и унижают его. Герою рассказа всего сорок лет, но он страдает от неизлечимой болезни и потому состарился раньше времени. Маленького роста, худой, со сморщенным лицом и глазами как у слепца, в которых «всегда стояла влага, как неостывающие слезы», он плохо видит, его руки очень слабы. Дети смеялись над ним, взрослые срывали на нем свою ярость, когда у них «бывало злое горе или обида, или они были пьяными». Бедный юродивый никогда не отвечал своим обидчикам, но это вызывало только еще большую ярость: «человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе». Родители, упрекая детей за непослушание, говорили, что те станут похожи на Юшку, когда вырастут: «Будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду».

Но несмотря ни на что добрый Юшка любил людей, прощал обиды и оскорбления, потому что искренне считал, что и они его по-своему любят. Он верил, что нужен детям, «только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Когда хозяйская дочь Даша находила его, избитого, лежащего без сознания в пыли на дороге, с кровью на щеке или разорванным ухом, он все равно утверждал, что народ его любит. «Он меня без понятия любит, - говорил несчастный. - Сердце в людях бывает слепое».

Выживать в таких жестоких условиях герою помогает лишь его твердая убежденность в том, что каждое существо уникально и

«по надобности» равно всем другим. Юшка уверен, что нужен - людям, просто они и сами этого еще не понимают, не знают. И он прощает им это незнание. И продолжает жить невзирая на свои страдания. Потому что знает, что по закону родился, а значит, «всему свету нужен... без меня тоже, значит, нельзя». За эти убеждения он и умирает, потому что не может вынести того, что кто-то посмел заявить, будто его существование никчемно и ненужно. Услышав такое от прохожего, Юшка «осерчал впервые», возмутился, за что и получил смертельный удар в грудь.

Но после его смерти оказалось, что не ошибался он. Действительно, без него люди не могут, нужен он им, чтобы сердце отвести от злобы и ярости, от ожесточения жизнью. Нужен как незаметный труженик, плоды жизни которого заметны не сразу. Юшка оставил на земле свой след - вырастил одну сиротку, выучил, передал ей тепло и доброту своего сердца. И теперь она старается распространить это тепло, свет своей души на всех людей. Возможно, ей удастся излечить их сердца от несправедливости, жестокости и «слепоты», вселить в них добро и способность к настоящей любви. Ведь именно для этого и жил Юшка.

М. Горький писал: «Потом я думаю, что когда-нибудь люди победят смерть, у меня только одно основание - вот умирает человек, и это так просто, так ненужно». В творчестве же Платонова звучит не только неприятие этой мысли о бессилии человека перед жестоким миром, бессилии его перед смертью. В рассказах писателя мы видим твердую веру в преодоление такого положения вещей, в торжество его знаменитой «идеи жизни».