Преступление и наказание аргумент разум и чувства. Пример сочинения по направлению "разум и чувство"

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадёжной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.

Пушкин, 1825

Керн, Анна Петровна (1800-1879) - племянница соседки Пушкина П. А. Осиповой. Гостила летом 1825 г. в Тригорском.

В первой строфе поэт вспоминает первую встречу с ней, в 1819 г., в Петербурге, в доме Олениных.

Керн писала о том, как Пушкин передал ей эти стихи в день её отъезда из Тригорского:

«Он пришел утром и на прощание принёс мне экземпляр 2-й главы «Онегина», в неразрезанных листках, между которых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: «Я помню чудное мгновенье» и проч. Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове - не знаю ».


20 мая (1 июня) 1804 г. родился основоположник русской классической музыки, создавший первую национальную оперу, – Михаил Глинка . Одним из самых известных его произведений, помимо опер и симфонических пьес, является романс «Я помню чудное мгновенье» , на стихи А. Пушкина. А самое удивительное заключается в том, что и поэта, и композитора в разное время вдохновили женщины, между которыми было гораздо больше общего, чем одна фамилия на двоих.



То, что Глинка написал романс на стихи Пушкина, на самом деле очень символично. Критик В. Стасов писал: «Глинка имеет в русской музыке такое же значение как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества, оба – глубоко национальные и черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке». На стихи Пушкина Глинка написал 10 романсов. Многие исследователи объясняют это не только личным знакомством и увлеченностью творчеством поэта, но и сходным мироощущением двух гениев.



Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» Пушкин посвятил Анне Петровне Керн, первая встреча с которой состоялась в 1819 г, а в 1825 г. знакомство возобновилось. Спустя годы чувства к девушке вспыхнули с новой силой. Так появились знаменитые строки: «Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты».



Спустя почти 15 лет состоялась еще одна знаковая встреча: композитор Михаил Глинка познакомился с дочерью Анны Керн, Екатериной. Позже в письме он рассказывал: «Она была нехороша, даже нечто страдальческое выражалось на ее бледном лице, ее ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство... все более и более меня привлекали... Я нашёл способ побеседовать с этой милой девицей… Вскоре чувства мои были вполне разделены милою Е. К., и свидания с нею становились отраднее. Мне гадко было у себя дома, зато сколько жизни и наслаждения с другой стороны: пламенные поэтические чувства к Е. К., которые она вполне понимала и разделяла».





Впоследствии Анна Петровна Керн написала воспоминания об этом времени: «Глинка был несчастлив. Семейная жизнь скоро ему надоела; грустнее прежнего он искал отрады в музыке и дивных ее вдохновениях. Тяжелая пора страданий сменилась порою любви к одной близкой мне особе, и Глинка снова ожил. Он бывал у меня опять почти каждый день; поставил у меня фортепиано и тут же сочинил музыку на 12 романсов Кукольника, своего приятеля».



Глинка намеревался развестись с женой, уличенной в измене, и уехать с Екатериной Керн за границу, сочетавшись тайным браком, но этим планам не суждено было осуществиться. Девушка была больна чахоткой, и они с матерью приняли решение уехать на юг, в украинское поместье. Мать Глинки была решительно против того, чтобы он сопровождал их и связывал свою судьбу с Екатериной, поэтому она сделала все возможное для того, чтобы композитор простился с ней.





Глинка остаток дней прожил холостяком. Екатерина Керн долгое время не теряла надежды на новую встречу, но Глинка в Украину так и не приехал. В 36 лет она вышла замуж и родила сына, который позже написал: «Она вспоминала Михаила Ивановича постоянно и всегда с глубоким горестным чувством. Очевидно, она его любила до конца своей жизни». А романс «Я помню чудное мгновенье» вошел в историю отечественной музыки, как и другие произведения Глинки:
  1. Размышления Родиона Раскольникова.
  2. Противоборство души и разума.
  3. Духовное возрождение Родиона Раскольникова.

Разум подчас противоречит велениям сердца. И задача человека - найти правильный путь, не встать на ошибочную стезю. Как часто человек совершает жестокие и подлые поступки, послушавшись велений разума. В то же время, если слушать веления сердца своего, никогда не совершишь неправильного поступка. Свое сочинение я бы хотел посвятить роману Достоевского «Преступление и наказание».

Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру Л изавету исклю-чительно ради того, чтобы проверить свою теорию. А теория его - это результат долгих мучительных размышлений. Работа разума в данном случае может рассмат-риваться как причина совершенной ошибки. Раскольников причисляет себя к «сильным» личностям. По его мнению, именно такие личности имеют право переступать любые грани, отделяющие преступление от нормы. Однако совершив преступление, «переступив» через эту самую черту, Раскольников начинает осознавать, что не принадлежит к кругу «избранных». За преступлением следует наказание. Раскольников испытывает сильнейшие душевные муки. Становится ясно, что если бы он действовал не по велению своего разума, а прислушался к голосу сердца, то преступление не было бы совершено. Раскольников ставит себя выше других людей. Только человеческий разум, оторванный от чувства, может «подсказать» такое решение. Люди, считающие главным следовать велениям сердца, не способны ставить себя выше других. Доброта, искренность, сердечность - вот главные качества человека. Гордость, себялюбие, эгоизм способны толкнул/его в пропасть.

Родион Раскольников делит людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Но кто дает право отельному человеку делать такие выводы? Каждый человек - это целый мир, целая Вселенная. И только чрезмерно гордый человек может придумать такую теорию. С точки зрения самого Достоевского столь человеконенавистнические идеи могли появиться исключительно в нездоровом обществе. Мы видим в романе, что образ жизни людей, атмосфера в которой они живут, становится причиной нравственного падения и разложения. Достеевский рисует мрачный образ Петербурга. Он сравнивает город с домом, в котором нет форточек. Удушающая атмосфера пошлости, жестокости, подлости захватывает всех.

Раскольников берет за основу только результат умственных размышлений. И он словно совсем забывает о том, что помимо разума, у человека есть душа, совесть. Ведь голос сердца это и есть голос совести. Раскольников только потом понял, насколько он ошибался. Голос его сердца оказался подавлен холодным, одержимым жестокой идеей рассудком. Раскольников идет против своей совести, тем самым проводит черту между собой и окружающими. Теперь ему уже нет места в мире нормальных, не совершивших преступление, людей. Такое наказание ясно доказывает, насколько важно прислушиваться именно к своей душе, к своей совести.

Достоевский, как и во всех своих произведениях, не дает нам возможности од-нозначно судить главного героя своего романа. Несмотря на всю жестокость кровавого убийства, совершенного им, Раскольникова нельзя назвать в полном смысле бессердечным, жестоким человеком. Ведь мы знаем, что он помогает Мармела-довым. В ходе произведения вплывают и другие факты из прошлого Раскольникова, доказывающие наличие в нем великодушия и благородства: любовь к больной девушке, забота о студенте, попавшем в еще более трудное положение, нежели сам Родион, спасение из огня детей... Эти поступки свидетельствуют о том, что в душе у Раскольникова есть доброта. Просто в момент совершения преступления холодный разум победил. И в этом беда.

Достоевский не просто рассказывает своим читателям о преступлении и раскаянии Родиона Раскольникова. Писатель на самом деле в художественной форме излагает концепцию «почвенничества», а также говорит о христианской вере, которая не приемлет убийства. С точки зрения самого писателя нельзя жить разумом, нужно жить так, как велит душа. Ведь разума в человеке всего только двадцать процентов, а остальное - это душа. Поэтому разум должен подчиняться душе, а не наоборот. В этом случае человек сможет соблюдать христианские законы, соизмерять каждый свой поступок с ними.

Достоевский изображает Соню Мармеладову именно таким человеком, который полностью соответствует гуманистическим идеям христианской веры. Сонечка, не задумываясь, жертвует собой ради спасения семьи от смерти. Именно с образом Сони Мармеладовой связаны воззрения Достоевского о любви ко всему человечеству, о вере и покаянии, о страданиях, которые человек должен вынести в течение своей жизни.

Роман Достоевского «Преступление и наказание», безусловно, оказывает на нас тягостное впечатление. Но, тем не менее, мы видим духовное возрождение Рас-кольникова. Он понимает, насколько неправильной и человеконенавистнической была его теория. Значит, сердце торжествует над разумом. Раскольников полностью меняется, он обретает смысл жизни. Духовное возрождение Раскольникова является символом возможного нравственного и духовного возрождения общества. Достоевский не просто показывает душевные терзания отдельного человека. В лице Раскольникова он изображает всех тех, кто ставит разум выше чувств, ценит холодные умозаключения больше, чем голос сердца. Нравственные страдания Раскольникова показывают, что каждый, кто повторит такую же ошибку, будет страдать от наказания, куда более сурового, чем тюремное заключение и каторга. Писатель показывает, насколько актуальны и важны для каждого человека христианские нормы. Роман Достоевского «Преступление и наказание» будет представлять интерес для читателей во все времена.

Делая свой выбор в пользу чего-либо или кого-либо, нельзя опираться лишь на чувство или руководствоваться одним только разумом. Человек, совершая поступок, должен прислушаться к сердцу и тщательно всё обдумать, только так можно принять правильное решение. Однако такую простую истину, к сожалению, понимает не каждый.

Родион Раскольников, к примеру, решаясь на убийство, руководствовался одним только разумом. Он просто приводил в действие придуманную собой же теорию. Герой заглушил голос сердца, призывавший его к доброте и милосердию. Но если человек «право имеет», чувствами он может пренебречь, – ошибочно думал Раскольников. Преступление заняло лишь совсем небольшую часть произведения, всё остальное посвящено наказанию. Сам преступник после содеянного начинает страдать. Если бы герой прислушался к своему сердцу, я считаю, что он не совершил бы ни одного преступления.

Также вспоминается Семён Захарович Мармеладов. Этот человек когда-то был чиновником, у него было всё необходимое для достойной жизни, он даже женился на вдове с тремя малолетними детьми. Но потом он спился, и его уволили со службы. Видимых причин для постоянных запоев у него не было. Скорее наоборот, забота о большой семье обычно сдерживает человека. Однако герой не отказывал себе в постоянном желании выпить и не мог осознать, как это отразится на его близких. В результате, его единственная дочь Соня пожертвовала честью, получив «жёлтый билет». Остальным детям и жене приходилось жить в нищете. А Мармеладов лишь чувствовал вину. В данном случае герой руководствовался одним только чувством, совершенно не задумываясь ни о своём будущем, ни о своей жене, ни о детях.

Так можно сделать вывод, что нельзя полагаться на одну из крайностей. Следует принимать к сведению и довод разума, и голос чувства, решение в любой ситуации должно быть взвешенным и обдуманным, тогда оно всегда будет правильным.

Вместе со статьёй «Сочинение «Разум и чувство» («Преступление и наказание»)» читают:

Поделиться:

Человек как высшее создание природы обладает, не­сомненно, двумя самыми отличительными чертами жи­вого организма - разумом и чувствами. Конечно же, животные тоже разумные существа, и они умеют чувст­вовать, и те, у кого дома есть домашние питомцы, под­твердят мои слова. Но всем богатством ума и спектром чувств обладает именно человек.

В. Паскаль утверждал, что от того, в какой степени человек обладает умом и добротой, зависит то, сколько он будет замечать добра в других людях. С этим выска­зыванием нельзя не согласиться, потому что действи­тельно, только тот человек, который сам наделен высо­кой степенью ума и доброты, может распознать эти добродетели в других людях.

Примеров в нашей жизни и в литературе по этому по­воду немало, но особо хочется остановиться на романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В этом произведении постоянно сталкиваются противоположные понятия: добро и зло, жизнь и смерть, разум и чувства, любовь и ненависть. К примеру, образ главного героя Ро­диона Раскольникова построен именно на борьбе этих противоположностей. Нищенское существование Рас­кольникова порождает в нем желание сделаться челове­ком, не нуждающимся в деньгах. Любовь к семье, в кото­рой сестра должна выходить замуж за ненавистного человека, лишь бы Родя ни в чем не нуждался и закончил институт, усугубляет это желание. Да и к тому же умница Раскольников, изучив немало философских трудов, вы­страивает свою теорию о сверхчеловеке, который «право имеет», потому что может избавить общество от «низших людей», «материала» и сделать таким образом счастли­выми многих и многих: «Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…»

Раскольников хотел причислить себя к тем, кто дви­жет мир (т.е. к сильным мира сего). И вроде все до мело­чей продумал Родион, и даже случай ему благоволит, но на практике теория оказывается кошмарной, она чуть не доводит Родина до сумасшествия, потому что Расколь­ников не учел главного - ни у кого нет права отнимать у другого человека жизнь. Даже ради самых высоких идей и благородных стремлений. В каждом из нас есть толика добра, которую должен рассмотреть человек с умом и до­брым сердцем.

Итак, как видим, Сонина доброта и ее умное сердце способствовали тому, что она разглядела в Раскольнико­ве под маской преступника человека доброго, хотя и за­блуждающегося. Последовав за ним на каторгу, Соня стала любимицей всех заключенных, потому что ее доб­рого сердца, участие в трудной жизни заключенных, ее непоколебимой веры в человека православного, а не в «сверхчеловека» хватило на всех тех, кто сошел с пути праведного на путь грешный. И если истинно выражение «Красота спасет мир», то, я думаю, это было сказано Достоевским именно о внутренней красоте человека, о его милосердной и доброй душе. (569 слов)