Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности которая дана человеку в ощущени. Материя

(лат. materia - вещество)

«...философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 131). М. - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. М. включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся М. в её бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми её свойствами, связями и отношениями. Марксистско-ленинское понимание М. органически связано с диалектико-материалистическим решением основного вопроса философии (См. Основной вопрос философии); оно исходит из принципа материального единства мира, первичности М. по отношению к человеческому сознанию и принципа познаваемости мира на основе последовательного изучения конкретных свойств, связей и форм движения М. (см. Материализм).

В домарксистской философии и естествознании М. как философская категория часто отождествлялась с определенными конкретными её видами, например с веществом, атомами химических соединений, либо с таким свойством М., как Масса, которая рассматривалась как мера количества М. В действительности же вещество охватывает не всю М., а только те объекты и системы, которые обладают ненулевой массой покоя. В мире существуют и такие виды М., которые не обладают массой покоя: Электромагнитное поле и его кванты - фотоны, гравитационное поле (поле тяготения (См. Тяготение)), Нейтрино.

Сведение М. как объективной реальности к некоторым частным её состояниям и свойствам вызывало кризисные ситуации в истории науки. Так было в конце 19 - начале 20 веков, когда обнаружилась неправомерность отождествления М. с неделимыми атомами, веществом и в связи с этим некоторыми идеалистически настроенными физиками был сделан вывод, что «материя исчезла», «материализм отныне опровергнут» и так далее. Эти выводы были ошибочными, но преодоление методологического кризиса физики потребовало дальнейшей разработки диалектико-материалистического понимания М. и её основных свойств.

В литературе часто встречается термин «антиматерия», которым обозначают различные Античастицы - антипротоны, антинейтроны, позитроны и другие, составленные из них микро- и макросистемы. Этот термин не точен, в действительности все указанные объекты - особые виды М., античастицы вещества, или Антивещество. В мире может существовать и множество других, неизвестных ещё нам видов М. с необычными специфическими свойствами, но все они - элементы объективной реальности, существующей независимо от нашего сознания.

В рамках домарксистского материализма М. часто определялась как Субстанция (основа) всех вещей и явлений в мире, и этот взгляд противостоял религиозно-идеалистическому пониманию мира, принимавшему в качестве субстанции божественную волю, абсолютный дух, человеческое сознание, которое отрывалось от мозга, подвергалось абсолютизации и обожествлению. Вместе с тем материальная субстанция часто понималась как первоматерия, сводилась к первичным и бесструктурным элементам, которые отождествлялись с неделимыми атомами. Считалось, что в то время как различные предметы и материальные образования могут возникать и исчезать, субстанция несотворима и неуничтожима, всегда стабильна в своей сущности; меняются лишь конкретные формы её бытия, количественного сочетания и взаимное расположение элементов и т. д.

В современной науке понятие субстанции претерпело радикальные изменения. Диалектический материализм признаёт субстанциальность М., но только во вполне определённом смысле: в плане материалистического решения основного вопроса философии и раскрытия природы различных свойств и форм движения тел. Именно М., а не сознание или воображаемый божеств, дух является субстанцией всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения, конечной основой всех духовных явлений. Никакое свойство и форма движения не могут существовать сами по себе, они всегда присущи определённым материальным образованиям, которые являются их субстратом. Понятие субстанции в этом смысле оказывается эквивалентно также понятию материального субстрата различных процессов и явлений в мире. Признание субстанциальности и абсолютности М. эквивалентно также принципу материального единства мира, который подтверждается всем историческим развитием науки и практики. Однако при этом важно учитывать, что сама М. существует лишь в виде бесконечного многообразия конкретных образований и систем. В структуре каждой из этих конкретных форм М. не существует какой-либо первичной, бесструктурной и неизменной субстанции, которая лежала бы в основе всех свойств М. Каждый материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием структурных связей, способен к внутренним изменениям, превращениям в качественно иные формы М. «„Сущность” вещей или „субстанция”, - писал В. И. Ленин, - тоже относительны; они выражают только углубление человеческого познания объектов, и если вчера это углубление не шло дальше атома, сегодня - дальше электрона и эфира, то диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна...» (там же, с. 277). Вместе с тем для прогресса научного знания и опровержения различных идеалистических концепций всегда важно выявление того материального субстрата, который лежит в основе исследуемых в данный период явлений, свойств и форм движения объективного мира. Так, исторически представляло огромное значение выявление субстрата тепловых, электрических, магнитных, оптических процессов, различных химических реакций и др. Это привело к развитию теории атомного строения вещества, теории электромагнитного поля, квантовой механики. Перед современной наукой стоит задача раскрытия структуры элементарных частиц, углублённого изучения материальных основ наследственности, природы сознания и др. Решение этих задач продвинет человеческое познание на новые, более глубокие структурные уровни М. «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца» (там же, т. 29, с. 227).

Материальные объекты всегда обладают внутренней упорядоченностью и системной организацией. Упорядоченность проявляется в закономерном движении и взаимодействии (См. Взаимодействие) всех элементов материи, благодаря которому они объединяются в системы. Система - это внутренне упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Связь между элементами в системе является более прочной, существенной и внутренне необходимой, чем связь каждого из элементов с окружающей средой, с элементами других систем. Человеческое познание структурной организации М. относительно и изменчиво, зависит от постоянно расширяющихся возможностей эксперимента, наблюдений и научных теорий. Но оно конкретизирует и дополняет философское понимание М. как объективной реальности. Современной науке известны следующие типы материальных систем и соответствующие им структурные уровни М.: элементарные частицы и поля (электромагнитное, гравитационное и другие); атомы, молекулы, макроскопические тела различных размеров, геологические системы, Земля и другие планеты, звёзды, внутригалактические системы (диффузные туманности, звёздные скопления и другие), Галактика, системы галактик, Метагалактика, границы и структура которой пока ещё не установлены. Современные границы познания структуры М. простираются от 10 -14 см до 10 28 см (примерно 13 млрд. световых лет); но и внутри этого диапазона может существовать множество ещё неизвестных видов материи. В 60-х годах были открыты такие объекты, как Квазары, Пульсары и другие.

Живая М. и социально-организованная М. известны пока лишь на Земле. Их возникновение - результат естественного и закономерного саморазвития М., столь же неотделимого от её существования, как движение, структурность и другие свойства. Живая М. - вся совокупность организмов, способных к самовоспроизводству с передачей и накоплением в процессе эволюции генетической информации (См. Генетическая информация). Социально-организованная М. - высшая форма развития жизни, совокупность мыслящих и сознательно преобразующих действительность индивидуумов и сообществ различных уровней. Все эти виды М. также обладают системной организацией. В структуру социальных систем входят также и различные технические материальные системы, созданные людьми для реализации поставленных целей.

На каждом этапе познания было бы неправильно отождествлять философское понимание М. как объективной реальности с конкретными естественнонаучными представлениями о её структуре и формах. Тогда все другие ещё неизвестные, но реально существующие объекты и системы исключались бы из структуры М., что неверно, противоречит принципу материального единства мира. Это единство имеет множество конкретных форм проявления, последовательно раскрываемых наукой и практикой. Оно проявляется во всеобщей связи и взаимной обусловленности предметов и явлений в мире, в возможности взаимных превращений одних форм движущейся М. в другие, в связи и взаимных превращениях видов движения и энергии, в историческом развитии природы и возникновении более сложных форм М. и движения на основе относительно менее сложных форм. Материальное единство мира проявляется также во взаимной связи всех структурных уровней М., во взаимозависимости явлений микро- и мегамира (см. Космос). Оно находит своё выражение также в наличии у М. комплекса универсальных свойств и диалектических законов структурной организации, изменения и развития. К числу универсальных свойств М. относятся её несотворимость и неуничтожимость, вечность существования во времени и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость её структуры. М. всегда присущи движение и изменение, закономерное саморазвитие, проявляющиеся в различных формах, превращение одних состояний в другие.

Всеобщими формами бытия М. являются Пространство и время, которые не существуют вне М., как не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно - временными свойствами. Универсальное свойство М. - детерминированность всех явлений, их зависимость от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий (см. Причинность). Взаимодействие приводит к взаимному изменению тел (или их состояний) и отражению (См. Отражение) друг друга. Отражение, проявляющееся во всех процессах, зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит с прогрессом живой природы и общества к появлению высшей его формы - абстрактного и постоянно совершенствующегося мышления (См. Мышление), через посредство которого М. как бы приходит к осознанию законов своего бытия и к своему собственному целенаправленному изменению. Универсальные свойства М. проявляются также во всеобщих законах её существования и развития: законе единства и борьбы противоположностей, взаимных переходов количественных и качественных изменений, законе причинности и других важнейших сторонах материального бытия, раскрываемых диалектическим материализмом и всей современной наукой.

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отд. первый, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18; его же, Карл Маркс, там же, т. 26; Архипцев Ф. Т., Материя как философская категория, М., 1961; Диалектика в науках о неживой природе, М., 1964, раздел 2; Философские проблемы физики элементарных частиц, М., 1963; Мелюхин С. Т., Материя в её единстве, бесконечности и развитии, М., 1966; его же, Материальное единство мира в свете современной науки, М., 1967; Структура и формы материи, М., 1967; Кедров Б. М., Ленин и революция в естествознании XX века, М., 1969; Исследования по общей теории систем, М., 1969; Ленин и современное естествознание, М., 1969; Готт В. С., Философские вопросы современной физики, М., 1972.

С. Т. Мелюхин.

Стремясь постичь природу объективной реальности, бытия, которые в философии принято обозначать с помощью категории «материя», люди уже в древности стали задумываться над тем, из чего состоит окружающий мир, есть ли какие-то «первоосновы», «первокирпичики» в строении материального мира. Поиск основы объективной реальности в философии называют проблемой субстанции. В древности существовали разные гипотезы:

Вода - основа всех вещей (Фалес);

Огонь – основа всего сущего (Гераклит);

В основе мира лежит не какое-то конкретное вещество, а бесконечная неопределенная субстанция – «апейрон» (Анаксимандр);

В основе мира – неделимая субстанция – атомы (Демокрит, Эпикур);

Первооснова мира – это Бог, Божественная мысль, Слово, Логос (Платон, религиозные философы).

Если в XVII в. под материей понимали вещество, то уже в XIX в. наука показала, что в мире имеются такие материальные объекты, которые не есть вещество, например электромагнитные поля, что возможен взаимопереход между веществом и энергией, светом.

Наиболее полная разработка этой категории дана в трудах современных материалистов. В материалистической философии «материя» выступает как наиболее общая, фундаментальная категория. В ней фиксируется материальное единство мира. Определение понятия «материя» было дано В.И. Лениным в его работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 г.). «Материя, - писал Ленин, - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущения его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Смысл данного определения сводится к тому, что материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Понимание материи в этом случае не привязывается ни к какому конкретному ее виду или состоянию (веществу, полю, плазме, вакууму). Иначе говоря, 1) материя – субстанция, «общее в вещах». Уровень обобщения в ленинском определении материи – предельный. Но общее в природе существует через конкретные вещи и явления.2) Поэтому под материей понимают и единичное, которое воздействует на органы чувств, вызывая ощущения. Материя как объективная реальность способна воздействовать на наши ощущения, что создает основу для того, чтобы наше сознание могло воспринимать окружающий мир, то есть познавать эту объективную реальность. Материя – это нечто, что по своим качествам противоположно тому, что принято называть «сознанием», или субъективной реальностью.3) Единство общего и единичного в каждом конкретном объекте предполагает третье значение термина «материя», когда под ней понимается совокупность всех материальных образований в природе, существующих независимо от познания их человеком.

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя»:

- материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

- объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение (объективация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

- субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного духа (существующего только в виде сознания человека;

- позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны он нее.

Все материальные объекты характеризуются некоторыми общими атрибутивными свойствами. (Словом «атрибут» в философии обозначают такое свойство, без которого материальный объект не может существовать.) К таким атрибутивным свойствам материи обычно относят: - системность (упорядоченность, структурную определенность); - активность (движение, изменение, развитие); - самоорганизацию; - пространственно-временную форму бытия; - отражение; - информативность.

Структурными элементами материи (материального мира) являются: неживая природа, живая природа, социум (общество).

3.Атрибутивные свойства материи: движение, пространство, время.

Движение (Д.) в философии рассматривается как важнейшее свойство материи. Д. не существует без материи, а материя не существует без движения. В широком смысле оно понимается как любое изменение вообще, начиная с простого пространственного перемещения предмета и заканчивая человеческим мышлением; т.е. Д . представляет собой не однотипный и не однородный процесс. Выделяют следующие типы Д ., характеризующие направленность изменения: 1) Д. по восходящей линии (от простого к сложному); 2) Д. по нисходящей линии (например, процесс старения); 3) ни восходящее, ни нисходящее (например, Д . маятника). Такое Д. возможно в сравнительно короткие промежутки времени.

Д. обладает следующими свойствами: объективность, всеобщность, неуничтожимость, абсолютность.

Объективность состоит в том, что Д. – это имманентное свойство материальных систем, оно существует независимо от сознания.

Всеобщность – любой объект свою устойчивость реализует через определенные процессы и изменения. В мире нет материальных объектов, которые были бы лишены Д.

Несотворимость и неуничтожимость Д. доказывается тем, что если мы признаем конечность Д ., то мы должны будем признать и существование материи без Д. (что невозможно). Важнейшим доводом является закон сохранения энергии: энергия не исчезает бесследно, а превращается из одной формы в другую, но количественно при этом сохраняется. Качественная неуничтожимость Энергии состоит в том, что ни одна ее форма не исчезает бесследно. Движение и Энергия связаны тем, что Энергия – это способность совершать работу и она, соответственно, является характеристикой Д.

Абсолютность Д. ставит вопрос о существовании покоя.Д. и покой - противоположности, которые предполагают и не исключают друг друга, поэтому это единство противоположностей. Покой, т.е. отсутствие движения – вероятная сторона данного единства. Д. абсолютно, а покой относителен. Покой проявляется в равновесии, во временной стабильности и устойчивости явлений. Наличие покоя необходимое условие существования качественно определенных вещей. Покой относителен по отношению к некоторым материальным объектам, но не к материи в целом. Он относителен по отношению к отдельным видам Д., но не к Д . в целом. Так что, Д. и покой это две стороны одной медали, диалектически противоречивые свойства всякого материального объекта. Они взаимообусловлены: сохранение структуры предмета есть результат непрекращающегося взаимодействия его частей.

Ф. Энгельс выделил следующие формы движения материи: - механическая форма (преимущественно в пространстве); - физическая (теплота, изменение агрегатных состояний вещества); - химическая (превращение веществ); биологическая (обмен веществ); социальная (изменения в обществе). Каждая из них связана со специфическим материальным носителем.

Пространство и время (П. и В.) есть атрибуты материи, непрерывно связанные с движением, без которых она не существует. П. выражает протяженность и структурность любых объектов, порядок их сосуществования и расположения. Время выражает длительность существования объектов, последовательность причинно-следственных отношений и смены состояний материи. П. и В . не существуют отдельно от движущейся материи и друг от друга.

В истории философии существует два основных подхода по поводу расположенности материи во времени и пространстве:

1. Субстанциональный;

2. Реляционный.

Сторонники первого – субстанционального подхода (Демокрит, Эпикур) считалиП. и В. отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей, П. и В . рассматривали как межсубстанциональные.

П. отождествлялось с пустотой (местом), понимаемой как самостоятельная субстанция, благодаря которой все явления и процессы получают пространственные характеристики. Эта идей сыграла существенную роль в процессе становления классической физики. В. тоже рассматривается как самостоятельная сущность, как «длительность вообще», как условие всех возможных изменений. В. имеет свое «течение», независимо от того, происходит что-либо или не происходит.

Сторонники второго – реляционного подхода (Аристотель, Лейбниц, Гегель) – воспринимали П. и В. как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Реляционная концепция В. исходила из первичности движения, изменения конкретных объектов, относительно которых в зависимости от характера изменений формируются временные отношения. В. выступает как выражение упорядоченности, последовательности происходящих изменений.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, в соответствии с которой:

- В. – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития;

- П. – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

П. и В. тесно переплетены между собой. То, что совершается вП ., происходит одновременно и воВ ., а то, что происходит во В ., находится в П . Гегель, соединяя П. и В. с движением (Д .), утверждал, что они действительны только при наличии Д ., изменения чего-либо. А Д ., по Гегелю, является непосредственным единством П. и В.

Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнштейном: - подтвердила правильность реляционной теории – то есть понимание П. и В. как отношений внутри материи; - перевернула прежние взгляды на П. и В . как вечные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-нибудь объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта П.и В. изменяться – П. (материальные объекты) уменьшится, аВ. замедлится. Таким образом, П. и В. относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Категории П. и В. носят универсальный характер, так как применимы для анализа и объективной, и субъективной реальности, то есть носят всеобщий характер. Всеобщность обусловлена единством бытия и абсолютным характером происходящих в нем изменений.

П. и В. также имеют свои свойства. Свойствами П. традиционно называют следующие: 1. Объективность П. (общее свойство П. и В.). Данное свойство вытекает из признания объективной реальности движущейся материи. Объективность П. и В. признают не все: некоторые считают эти категории формами человеческого созерцания. Такую позицию пытаются доказать научно: с течением времени представления о П. и В. неоднократно менялись. Но следует учитывать безусловную разницу между представлениями о П. и В. и о реальном П. и В . 2. Протяженность П. – выражается в устойчивости связи элементов в системе; величина протяженности зависит от внутренних и внешних связей тел, структуры объекта. Протяженность есть всеобщая черта П. 3. Трехмерность П ., т.е. характеристиками его являются длина, ширина и высота. Данное свойство связано с некоторыми свойствами движения (Д .): Д. точки дает линию (1 измерение), Д. линии – плоскость (2 измерение), а Д . плоскости – объем (3 измерение). В науке давно говорят о наличии более, чем трех измерений, так, в физике традиционно считают, что 4-ым измерением для П. является В. Трехмерное П. характеризует привычный для человека мир и при обнаружении большего числа измерений возможны какие-либо новые представления о данной категории. (Сами положения о трехмерности П. лежат в основе теоремы линейной алгебры: максимальное число линейно независимых векторов равно трем, но данная теория не доказана). 4. Единство прерывного и непрерывного. Прерывность П. выражается в дискретности (раздельности) вещественных тел, но материя не только вещество, но и поле, которое непрерывно, соответственно есть единство прерывного и непрерывного.

Свойствами В. являются следующие: 1. Объективность – поскольку материя объективно движется, а В. атрибут материи, то соответственно оно тоже объективно. 2.Длительность как свойство В. проявляется в фактах возникновения каждого последующего момента вслед за окончанием предыдущего. Никакой процесс не может происходить мгновенно – он длится во времени; длительность обусловлена сохранностью материи и последовательным пребыванием материи в разных качествах.

Признается существование и психологического П. и В. Их особенности и характеристики обусловлены психикой отдельного человека, а также внешними обстоятельствами его существования. Так, психологическое (субъективное, перцептуальное) В. зависит от смысла деятельности человека, его настроения и способности к восприятию информации. Если деятельность человеку нравится и у него нормальная переработка информации, то В. течет быстро и наоборот, а от процесса и скорости усвоения информации зависит интеллект человека.

Следовательно, понятие психологического (перцептуального) В. выражает особенность восприятия В. конкретным человеком. Смешение субъективного и объективного В . приводит к выводу, что никакого В. вообще нет и именно такой позиции придерживались Демокрит и Аристотель. Суть их взгляда была в том, что время есть некая фикция, которая при ближайшем рассмотрении рассыпается: прошлого уже нет, будущее еще не наступило и есть только «теперь». Прошлое продолжается в настоящем и получает свое определение в связи с настоящим. Реальное прошлое есть всегда прошлое некоторого настоящего.

В. однонаправленно и необратимо, то есть прошлое порождает настоящее и будущее, но возвратить прошлое невозможно; оно недоступно воздействию, как и будущее. Эти свойства обусловливают асимметрию причинно-следственных отношений: действие всегда направлено от причины к следствию, но не наоборот. Если бы следствие порождало причину, то все следствия должны были исчезать в породивших их причинах. Однако в жизни имеют место такие явления, которые ставят под сомнение данное свойство В . Так, существует такое понятие, как «петля времени», т.е. случаи перемещения во времени из прошлого в настоящее или из настоящего в прошлое – эти перемещения противоречат свойству однонаправленности В . Однако так или иначе, но объективно в данный момент В. существует только настоящее, а прошлое и будущее существует только через настоящее: прошлое в виде культурного наследия, а будущее в виде возможностей. При этом однонаправленность В . не означает, что у Д. есть какая-то конечная цель или состояние, т.к. время вечно.

Со второй половины XX в. В . изучается также и в рамках гуманитарных наук и искусства. В конце прошлого века стали выделять художественное П. и В. Сейчас некоторые ученые полагают, что есть несколько видов В .: биологическое, историческое, геологическое и т.д.

Можно выделять П. и В . социального бытия. Единицей социального пространства может выступать деревня, полис, феодальное поместье, национальное государство и т.п. Ощущение времени в различные эпохи связано с темпом жизни, с применением календарей, часов, с насыщенностью жизни событиями, с динамичностью социальных процессов в целом. Социальное В. – форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей.

Таким образом, понятие П. и В . имеют смысл для объективной и субъективной реальности, поскольку всякая действительность дифференцирована, структурирована, а мир находится в состоянии движения.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. В чем заключается суть философской проблемы бытия?

2. В чем состоит сложность определения категории «материя»? Как это определение может быть сформулировано?

3. Раскройте взаимосвязь пространства и времени друг с другом и с движением материи.

4. Объясните суть субстанционального и реляционного подходов по поводу расположенности материи во времени и пространстве.

Конкретизация понятия бытия тесно связана с понятием субстанция, с понятием материя. Понятие суб­станция (нечто, лежащее в основе) - что лежит в основе бытия, т.е. субстанция - нечто, лежащее в основе всех из­менений бытия. Как вы знаете, в антично философии вычленялись различные субстанции, которые трактовались как первооснова всего сущего (например, вода у Фалеса, атом у Демокрита, мир идей у Платона).

В философии Нового времени выделялись две линии анализа субстанции: первая линия - онтологическая - связана с понимани­ем субстанции как предельного основания бытия и сводилась к описанию форм конкретных вещей (например, Бэкон - бытие есть вещь). Лейбниц вычленил множество простых и неделимых субстанций - монады; Декарт вы­деляет две субстанции - материальную, для которой характерна протяженность и духовную, которая характеризу­ется способностью к мыслительной деятельности, активностью и изменчивостью. Вторая линия анализа субстанции - гносеологическая. Это познавательное осмысление поня­тия субстанции, его необходимости для научного знания (Локком, Беркли, Гегель).

Понятие субстанции рассматривается в философии со стороны ее внутреннего единства безотносительно ко всем тем бесконечно многообразным изменениям, в которые и через которые она в действительности существу­ет. Для современной науки субстанция - это только формальное понятие, имеющее смысл: носитель явления. Субстрат - носитель субстанции. Существуют три точки зре­ния на проблему субстанции:

1. монистическая , где весь мир, все многообразие чувственно воспринимаемых явлений сводится к одному началу (т.е. как единство многообразия).

2. дуалистическая - она утверждает существование в мире двух исход­ных начал - материальное и идеальное.

3. плюралистическая - плюрализм - философская точка зрения, согласно которой действительность состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единст­ва. Например, "теория трех миров" К. Поппера, который считает, что существует три роды бытия: мир знаний, существующий независимо от знающего субъекта; мир психических состояний и мир физических состояний.

С тех пор, как философы стали осознавать, что природа существует независимо от человека, они пытались отыскать то общее, что присуще всем вещам, событиям, процессам. Как вы знаете, в античной философии поиск этого начала привел к понятию материя (лат. - вещество). В дальнейшем понятие материя отождествлялось с ато­мом, затем с телом (вес, масса покоя, непроницаемость и т.д.). Подобный подход был в умах философов и вид­нейших естествоиспытателей до конца 19 века. Материалистическая философия, понятие материи выступает как наиболее общее, фундаментальное понятие, в котором фиксируется материальное единство мира, разнообразные формы бытия. Хорошо объяснил, как образовалось данное понятие Ф.Энгельс в книге "Диалектика природы"(1894). Он писал: "Материя есть ничто иное, как совокупность веществ, из которых абстрагировано это понятие... Такие слова, как материя суть не более как сокращение, в котором мы охватываем сообразно их общим свойствам множество раз­личных чувственно воспринимаемых вещей. Поэтому материю... можно познать лишь путем изучения отдельных веществ и отдельных форм движения". Таким образом, тот, кто признает объективное бытие, должен выработать философ­ское понятие для обозначения этой объективной реальности. Это понятие называется материей. Современное определение ма­терии было дано В.И. Лениным в работе "Материализм и эмпириокритицизм"(1909): "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотогра­фируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от нас". Понятие материи есть научная абст­ракция, отразившая в себе всеобщее свойство всех явлений - свойство быть объективной реальностью, существо­вать вне нашего сознания. В нем подчеркивается то, что материя первична по отношению к сознанию, что она существует вне и независимо от сознания, она познаваема. Поэтому материю можно познать лишь путем изуче­ния отдельных объектов и предметов. Это бесконечное разнообразие объектов и систем, которые обладают своей структурностью, системой организации, многообразием свойств. Поэтому всякая научная теория мира неизбежно будет незамкнутой открытой для дальнейшего изучения.


Современный материализм подчеркивает, что философское понятие материи нельзя связывать с веществом. Так, в конце XIX начале XX века в физике произошли открытия электрона (А. Томпсон - 1896 г.), рентге­новских лучей (Н. Рентген - 1895 г.), радиоактивности (Беккерель - 1897 г.). Новые открытия обнаружили ог­раниченность механистического взгляда на мир, что позволило в дальнейшем сделать вывод: естествознание от­кроет другие виды материи, углубит наше знание о строении мира, но не изменит философского определения ма­терии как объективной реальности.

Понятие материи тесно связано с понятием природы. Природа в широком смысле слова есть материя, т.е. все сущее, весь мир в многообразии его форм, существующих независимо от человека, развивается по свои зако­нам. Изучение природы формирует научную картину мира как единого целого. В научную картину мира входит представление о структурной, системной организации природы, о различных формах движения материи, про­странстве, времени, отражении, развитии.

Материю следует рассматривать прежде всего как субстанцию, на и благодаря которой строятся все отношения и изменения в мире, в том числе и сознание.

Сама категория материи, как и любое общее понятие, является абстракцией, созданием чистой мысли. Но это не вздорная, а научная абстракция. Бесплодна попытка отыскать материю вообще как некое вещественное или бестелесное первоначало. Когда ставится цель отыскать единообразную материю как таковую, то создается ситуация наподобие тай, если бы желали вместо вишен, груш, яблок видеть плод как таковой, вместо кошек, собак и овей и т.д. - млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое. В современном философском понятии материи должны отражаться всеобщие черты бесконечного множества чувственно воспринимаемых вещей. Материя не существует помимо вещей, их свойств и отношений, а только в них и через них. Важно поэтому зафиксировать такие свойства материи, которые принципиально отличали бы ее в рамках основного вопроса философии от сознания как собственной противоположности. Такое определение материи предложено В.И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В этом определении получила завершение идея, которая наметилась уже у Гольбаха и была развита еще у некоторых мыслителей (в частности, у Н.Г. Чернышевского и Г.В. Плеханова).

Здесь материя определяется через сопоставление духовного и материального. Материя вечна, существует вне человеческого сознания и совершенно безразлична к тому, что мы о ней думаем. Понятие же материи - только приближенное отражение этой объективной реальности. То есть понятие материи вообще - не формальное обозначение, не условный символ для множества вещей, а отражение сущности каждой из них и всей их совокупности, основа бытия, существующая во всем и порождающая все существующее Философия / под ред. Ю.А. Харина. - Мн., 2006..

Итак, материя - прежде всего реальность, реальность объективная, существующая вне и независимо от человека, но это такая реальность, которая может быть обнаружена только через ощущения (разумеется, чувственное отражение может быть непосредственным или опосредованным приборами -- будь то микроскоп, телескоп, синхрофазотрон и др.). Такое определение материи выражает суть материализма как учения. Оно является дальнейшим развитием основного вопроса философии, и в этом состоит его мировоззренческое значение.

Материя, будучи объективной реальностью, является первичной по отношению к сознанию. Она не предполагает никакой причины или условия для своего существования, а, напротив, сама является единственной причиной сознания. Материя есть то, что Б. Спиноза называл причиной самое себя. При этом материя не какая-то сверхчувственная, сверхъестественная реальность, она дана человеку в ощущениях (непосредственно или опосредованно с помощью приборов), что, в свою очередь, делает ее доступной познанию.

Материя как первопричина всего существующего реализует свою сущность через бесконечную совокупность конкретных существований, начиная от элементарных объектов неживой природы и кончая сложнейшими социальными системами.

В анализируемом определении материи обнаруживаются два аспекта -- онтологический и гносеологический. С онтологической точки зрения материя -- единственный субъект всякого бытия. Вещи, свойства, взаимодействия, телесные и духовные процессы свою конечную причину имеют в материи. Абсолютное противопоставление материального и духовного возможно тем самым только в рамках основного вопроса философии. С гносеологической же точки зрения материя -- объект, субъект и средство познания, а ощущения, мышление -- его продукт.

Категория материи является важнейшим методологическим регулятивом, поскольку последовательное отстаивание материалистического мировоззрения оказывается существенным в конкретно-научных исследованиях. Следует не смешивать здесь философское понятие материи с исторически меняющимися естественнонаучными концепциями строения и свойств тех или иных фрагментов обозримого мира. Наука может с математической точностью отражать подробности строения и состояния отдельных системных материальных объектов. Философский же подход характеризуется тем, что он абстрагируется от свойств отдельных вещей и их совокупностей, и в многообразии мира усматривает его материальное единство Философия / под ред. Ю.А. Харина. - Мн., 2006..

Методологическая роль категории материи имеет важное значение, во-первых, потому, что по мере прогресса конкретных наук встают старые вопросы о понимании объективного мира и его законов, об отношении понятий и теорий к объективной реальности. Во-вторых, исследование конкретных материальных форм наряду с частными вопросами выдвигает массу проблем философского характера, таких как соотношение прерывности и непрерывности бытия, неисчерпаемость познания объектов.

Материя как современная философская категория

Материю следует рассматривать прежде всего как субстанцию, на и благодаря которой строятся все отношения и изменения в мире, в том числе и сознание.

Сама категория материи, как и любое общее понятие, является абстракцией, созданием чистой мысли. Но это не вздорная, а научная абстракция. Бесплодна попытка отыскать материю вообще как некое вещественное или бестелесное первоначало. Когда ставится цель отыскать единообразную материю как таковую, то создается ситуация наподобие той, если бы желали вместо вишен, груш, яблок видеть плод как таковой, вместо кошек, собак и овец и т.д. - млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое. В современном философском понятии материи должны отражаться всеобщие черты бесконечного множества чувственно воспринимаемых вещей. Материя не существует помимо вещей, их свойств и отношений, а только в них, через них. Важно поэтому зафиксировать такие свойства материи, которые принципиально отличали бы ее в рамках основного вопроса философии от сознания как собственной противоположности. Такое определение материи предложено В.И. Лениным в книг" "Материализм и эмпириокритицизм": "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности. которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" (25. Т. 18. С. 131). В этом определении получила завершение идея, которая наметилась уже у Гольбаха и была развита еще у некоторых мыслителей (в частности, у Н.Г. Чернышевского и Г.В. Плеханова).

Здесь материя определяется через сопоставление духовного и материального. Материя вечна, существует вне человеческого сознания и совершенно безразлична к тому, что мы о ней думаем. Понятие же материи - только приближенное отражение этой объективной реальности. То есть понятие материи вообще - не формальное обозначение, не условный символ для множества вещей, а отражение сущности каждой из них и всей их совокупности, основа бытия, существующая во всем и порождающая все существующее.

Итак, материя - прежде всего реальность, реальность объективная, существующая вне и независимо от человека, но это такая реальность, которая может быть обнаружена только через ощущения (разумеется, чувственное отражение может быть непосредственным или опосредованным приборами - будь то микроскоп, телескоп, синхрофазотрон и др.). Такое определение материи выражает суть материализма как учения. Оно является дальнейшим развитием основного вопроса философии, и в этом состоит его мировоззренческое значение.

Материя, будучи объективной реальностью, является первичной по отношению к сознанию. Она не предполагает никакой причины или условия для своего существования, а, напротив, сама является единственной причиной сознания. Материя есть то, что Б. Спиноза называл причиной самое себя. При этом материя не какая-то сверхчувственная, сверхъестественная реальность, она дана человеку в ощущениях (непосредственно или опосредованно с помощью приборов), что, в свою очередь, делает ее доступной познанию.

Материя как первопричина всего существующего реализует свою сущность через бесконечную совокупность конкретных существований, начиная от элементарных объектов неживой природы и кончая сложнейшими социальными системами. В анализируемом определении материи обнаруживаются два аспекта - онтологический и гносеологический. С онтологической точки зрения материя - единственный субъект всякого бытия. Вещи, свойства, взаимодействия, телесные и духовные процессы свою конечную причину имеют в материи. Абсолютное противопоставление материального и духовного возможно тем самым только в рамках основного вопроса философии. С гносеологической же точки зрения материя - объект, субъект и средство познания, а ощущения, мышление - его продукт.

Категория материи является важнейшим методологическим регулятивом, поскольку последовательное отстаивание материалистического мировоззрения оказывается существенным в конкретно-научных исследованиях. Следует не смешивать здесь философское понятие материи с исторически меняющимися естественнонаучными концепциями строения и свойств тех или иных фрагментов обозримого мира. Наука может с математической точностью отражать подробности строения и состояния отдельных системных материальных объектов. Философский же подход характеризуется тем, что он абстрагируется от свойств отдельных вещей и их совокупностей, и в многообразии мира усматривает его материальное единство.