Описание бабушки в рассказе горького детство. Полное описание бабушки из рассказа горького "детство"

В первой части своей автобиографической трилогии писатель М. Горький беспристрастно изобразил «свинцовые мерзости» жизни, окружавшие главного героя, Алешу Пешкова, в его детские годы. Мальчику повезло, что в это трудное время рядом с ним оказались люди отзывчивые и добрые, какими были Акулина Ивановна и никогда не унывающий Цыганок.

Светлый образ бабушки

В повести Горького "Детство" Акулина Ивановна Каширина, несомненно, занимает центральное место. Она, как ангел-хранитель, оберегает внука, попавшего из дружной семьи в совершенно иной мир, наполненный завистью, жестокостью, взаимной враждой. Читая произведение, невольно задаешься вопросом о том, как бабушка, которая долгие годы провела в обстановке дома Кашириных, смогла сохранить в себе те лучшие человеческие качества, что даны были ей при рождении? Судьба никогда не баловала эту женщину, но всякий раз она находила в себе силы не просто жить по законам божьим, но и скрашивать тяготы окружавших ее людей.

Биография героини

Образ бабушки в повести Горького «Детство» вырисовывается постепенно. Мы узнаем о жизни Акулины Ивановны в основном из ее разговоров с Алешей: как она вместе с матерью-инвалидом до девяти лет просила милостыню, как научилась от нее чудесному искусству - плести кружева, как в четырнадцать лет ее выдали замуж за Каширина. Горькой была и ее дальнейшая жизнь. Родила восемнадцать детей, и только трое из них выжили. Да и те никогда не ладили друг с другом. Больно было глядеть бабушке, как насмерть бьются из-за наследства два ее сына. Не жалел жену и дед: даже в старости часто поколачивал. И хотя была героиня намного выше и сильнее его, крики и побои сносила молча. Считала: все, что случается с человеком, ему божьей волей прописано. Немалым испытанием стало и то, что перед смертью пришлось бабушке самой зарабатывать себе на кусок хлеба: дед распродал все имущество и оставил ее ни с чем.

Портрет Акулины Ивановны

Образ бабушки в повести Горького «Детство» дается через восприятие ее Алешей. При первом знакомстве она показалась мальчику «круглой, большеголовой, с огромными глазами и… рыхлым носом». Несмотря на высокий рост и сутулость, Акулина Ивановна двигалась мягко и плавно, чем напоминала кошку. Особенно преображалась она во время танца: молодела и хорошела.

У бабушки были густые черные волосы, которые она подолгу расчесывала. Может быть, поэтому вся она казалась внешне темной. Но при внимательном взгляде на нее возникало ощущение, будто героиня светится изнутри. Этот веселый, теплый, неугасимый свет шел от ее больших глаз.

А еще бабушка была прекрасной рассказчицей и знала неисчислимое множество интересных историй и народных преданий - некоторые из них вводит в свою повесть «Детство» Горький. И вообще, где бы ни оказывалась Акулина Ивановна, она словно магнитом притягивала к себе людей.

В заботах о других

Алеша не помнил, чтобы бабушка когда-либо жаловалась. Напротив, она часто старалась взять на себя чужую вину, могла подставить себя под удар, чтобы избавить от боли других. Так было в тот вечер, когда дед подверг Алешу первому наказанию. А еще когда озверевший Михаил стал ломиться в дом отца: бабушка пыталась утихомирить сына, а он сломал ей руку. И уж совсем не думала Акулина Ивановна о себе, когда бросилась в горящую мастерскую, чтобы уберечь всех от взрыва купороса. Даже взволнованный огнем конь, не подчинившийся деду, вел себя рядом с этой бесстрашной женщиной как мышонок. Не случайно герои повести «Детство» Горького в трудную минуту жизни шли именно к ней.

А еще Алеша очень любил смотреть и слушать, как бабушка молилась богу. Каждый вечер она рассказывала ему о том, что произошло в доме. И обязательно просила кому-нибудь помочь, кого-то вразумить. Эта молитва, исходящая от сердца, была близка и понятна мальчику, в отличие от заученных слов, что произносил дед.

Вот так, эпизод за эпизодом, складывается образ бабушки в повести Горького «Детство». Это портрет доброй, отзывчивой, искренней, нравственно чистой, смелой, решительной женщины. Многое она испытала за долгие годы, но осталась неизменна, «точно из меди лита», как сама наша непростая жизнь.

После пожара поведение и высказывания деда выдают его чувства: скупая похвала в адрес бабушки и тут же злобное обвинение Григория Ивановича свидетельствуют о том, что он понимает неблаговидность своего поведения во время пожара, но в то же время хочет как можно быстрее стереть это впечатление и снова заявить о своих хозяйских правах.

По сравнению с дедом бабушка ведет себя как настоящая героиня, и к ней вполне применимы слова Некрасова о русской женщине; «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!» На пожаре Акулина Ивановна, единственная в семье, не теряет самообладания. С первой же минуты бабушка словно преображается: исчезают привычная мягкость и уступчивость, на смену им приходят собранность, решительность. Она говорит строгим, крепким голосом, дает четкие и нужные распоряжения.

Она бросается в огонь, чтобы предотвратить взрыв и уберечь от гибели растерявшихся домочадцев. Она просит людей о помощи сердечно и рассудительно. Безгранично верит в силу доброго слова, поэтому смело бросается под ноги взвившемуся коню, встает перед ним «крестом», своим спокойствием и лаской воздействуя на животное. Она заботится о детях, об их безопасности.

И после пожара, вся обожженная, бабушка прежде всего чувствует не свою, а чужую боль. От нее не слышат ни единой жалобы, наоборот, она находит силы, чтобы утешать и поддерживать других.

Естественным продолжением разговора о бабушке и деде будет выяснение того, как воспринял каждый из них разорение и нищету. В процессе беседы выясняем, что тяжелые материальные испытания не изменили характер бабушки, ее отношение к миру и людям. Ей всегда были чужды «идеалы» Кашириных: их приверженность к собственности, честолюбивое стремление «выбиться в люди», командовать, презрение и жестокость по отношению к бедным.

Если крушение этих устремлений разрушает жизненную основу деда -он становится еще более злобным и в то же время жалким, беспомощным, ничтожным, то бабушка и в период невзгод остается все такой же человеколюбивой, щедрой и сострадательной. Алеша видел, как, обычно веселая и жизнерадостная, бабушка плакала втихомолку, глядя на заработанные внуком пятаки, горюя о несчастной судьбе Григория Ивановича. Это слезы о других, желание видеть их счастливыми. Всегда покорно сносившая побои и издевательства деда, что соответствовало представлениям того времени о полной зависимости жены от мужа, хозяина, старшего в семье, бабушка не склоняет головы перед трудностями жизни, наоборот, верит и внушает Алеше веру в то, что человек должен быть стойким, должен бороться с трудностями: «Мы с тобой не прокормимся,- мы? Велико дело!»

Не случайно в конце, как и в начале повести, снова в резком контрасте воспринимаются Алешей не только поступки, но даже внешность бабушки и деда. Вспомним первоначальное впечатление Алеши (глава

Книги Максима Горького обязательны к прочтению, ведь этот писатель - известный мировой драматург, который 5 раз был номинирован на нобелевскую премию в области литературы. Его произведения знаменательны тем, что натуральность сцен и персонажей соприкасаются с мыслительными рассуждениями.

Одно из значимых произведений Горького – «Детство», написанное в 1913 году. Повесть несет на своих страницах самые яркие воспоминания из тяжелой жизни автора, но многие критики считают, что Горький не совсем был автобиографичным, так как многое в произведении художественно приукрашено.

Повесть «Детство» рассказывает читателям о жизни маленького мальчика Алеши, который очень рано для своих лет познал неспокойную суровую действительность этой жизни с ее жестокими законами.

Одним из центральных персонажей повести является бабушка. И неспроста Горький выбрал именно этого персонажа для практически центральной роли.

Для всех времен и народов, бабушка – самый мудрый и святой человек, она ласковая и добрая. Ведь, даже, когда заходишь в гости к ней, на столе всегда стоят угощения, и бабушка заботится о том, чтобы ее любимый внук или любимая внучка всегда были сытыми и тепло одетыми. Вот и у Горького образ бабушки получился таким, каким мы все и привыкли его представлять.

Она была полной противоположностью деду, который отличался очень суровым нравом. Дед не нравился Алеше, потому что он был очень вспыльчивым и как-то сурово наказал маленького мальчика за, казалось бы, небольшую провинность: все дети озорные и жаждут приключений. После наказания мальчик тяжело заболел, но бабушка, словно ангел, старалась ухаживать за ним.

Бабушка в повести Горького тоже немного побаивалась сурового нрава деда, она была уверена, что все должны жить в мире и добре. Украдкой она молилась Святой Богородице, чтобы та вселила разум в ее детей и внуков.

Бабушка в повести Максима Горького - хранительница очага, которая представляется маленькому Алеше самым добрым на свете человеком, способным защитить его от окружающих злых людей.

Бабушка не жаловалась на жизнь, несмотря на все те трудные испытания, которые подкидывала ей судьба. Она считала, что все жизненные трудности у человека – это Божье испытание, которое нужно вытерпеть и преодолеть:

«...в дела взрослых не путайся! Взрослые – люди порченые; они богом испытаны, а ты еще нет, и – живи детским разумом. Жди, когда господь твоего сердца коснется, дело твое тебе укажет, на тропу твою приведет, – понял? А кто в чем виноват – это дело не твое. Господу судить и наказывать. Ему, а – не нам!..»

Также бабушка была тем, кто готов войти в пожар, чтобы спасти других, несмотря на то, что есть возможность получить ожоги.

Если говорить о внешности этой героини, то она была достаточно типичной: у нее была приятная улыбка и добрые глаза. Она была человеком веселого нрава: в ее голосе было что-то радостное и звонкое.

Вот, как описывал внешность бабушки Максим Горький:

"...бабушка – круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная..."

Скорее всего, бабушка вспоминалась на протяжении всей жизни писателя, ведь его Акулина Ивановна заменила писателю родителей. Хоть это произведение и приукрашено автором, образ бабушки более, чем реален, потому что первый набросок повести «Детство» назывался «Бабушка Акулина».

Повесть Горького «Детство» автобиографична, и образ бабушки в рассказе плотно перекликается с родной настоящей бабушкой писателя.

Мальчик Алеша Пешков рассказывает о бабушке, как о добром и мудром человеке. Ее доброта не знала границ и была абсолютно бескорыстной. Казалось, бабушка любила все и всех, просто так, ничего не требуя взамен.

Бабушка стала для Алеши самым лучшим, верным другом и учителем по жизни. Она всегда давала мудрые советы.

Внешность

Внешне бабушка была не привлекательна и даже груба. Она описывается очень полной, тучной женщиной, а на лице ее красуется большой красный нос. Ее большую круглую голову украшали черные густые волосы. Но не смотря на огромные размеры своего тела, походка ее была на удивление легка, она как будто парила над землей. Глаза ее излучали теплоту.

Характер

В отличие от своего неприглядного внешнего вида, внутренний мир ее был красив и уютен. Алеше казалось, будто она светится изнутри каким-то божественным светом, как святая. Да и недаром, ведь она всегда старалась всем помочь, не могла пройти мимо человека, нуждающегося в помощи, даже если это было ей в ущерб. Она никогда не сидела без дела. Всегда хлопотала по хозяйству, заботилась о детях и внуках. Это был ее смысл жизни.

Когда их дом охватил пожар, она сражалась как могла за дорогие ее сердцу вещи, получив при этом ожоги, она продолжала успокаивать и подбадривать людей. Она проявила себя как смелый и решительный человек. Она была полной противоположностью деду, который был настоящим тираном и держал в страхе всех вокруг. Только бабушка могла ему возразить и бросалась на защиту всех, когда дед был не прав.

Значение бабушки в жизни писателя

Алеша познакомился с бабушкой, когда ей было за шестьдесят, это случилось после смерти его отца. Но она стала самым главным человеком в его жизни, вложившим в него всю душу и научившим жить. Образ бабушки всегда вспоминался Горьким как самое светлое, что было в его жизни и отложившее печать на его характере и жизненной позиции.

Сочинение


М. Горький написал повесть «Детство», где в образе главного героя вывел автобиографический персонаж – Алешу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются писателем через восприятие маленького мальчика.

Глубже раскрыть характер главного героя помогает образ бабушки, которую так любил Алеша.

Бабушка представляет собой полную противоположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Бабушка сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом».

Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алеши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жизни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть. Бабушка не умела долго хранить обиду, быть жестокой. Люди пользовались ее добротой, но она никогда не жаловалась на жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алеша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Когда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка, а не вторая в доме по старшинству».

Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к людям – основные качества характера бабушки, поэтому она переживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка. Трудности, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмем, мол, себе; это Бог нам послал в тех место, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено… да вот полюбил Господь кровь мою, все брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнем, который словно ловил ее, черную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, все видя». Став практически нищими, Алеша был вынужден побираться. Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «глядела на них и молча плакала», переживая за будущее внука.

Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому ее образ запечатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духовно обогащая трудную жизнь людей.

(2 вариант)

Бабушку описывает малолетний внук, наблюдая за ней, разговаривая с ней, слушая ее, он познает людей и мир. Бабушка была «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом…мягкая и удивительно интересна», «сутула, почти горбата, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка». Это только описание внешности, а вот уже и наблюдения: «Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом».

Жизнь у нее действительно темная: с матерью-инвалидом просила подаяния, потом овладела мастерством кружевницы, в четырнадцать лет выдали замуж, к пятнадцати родила первенца, было восемнадцать детей, из которых выжили только трое. Муж всю жизнь зверски бьет, и ни слова поперек в ответ, все оправдывает: «Сердится, трудно ему, старому, неудачи все…Ты меня не больно жалей… я ведь тоже поди-ка и сама виновата». Сыновья – звери, а все на защиту бросается и учит внука: «Кто в чем виноват – это дело не твое. Господу судить и наказывать». Что спасало ее, давало внутренний свет? «Сказок, былей и стихов она знала бесчисленно много», «плясала, словно рассказывала что-то», разговаривала с Богом («Он поймет. Ему что ни говори – он разберет…») и Богородицей («Радости источник, красавица пречистая, яблоня во цвету!..») как с равными, с лошадьми («Что, дитятко? Что, котенок? Пошалить охота? Ну, побалуй, богова забава!»), птицами, растениями, домовым. Много в ней силы, внутреннего огня, неугомонности жизни: «Бабушка стряпала, шила, копалась в огороде и в саду, вертелась целый день, точно огромный кубарь, подгоняемый невидимой плеткой, нюхала табачок, чихала смачно и говорила, отирая потное лицо: «Здравствуй, мир честной, во веки веков!» Во время пожара всюду поспевала: успела приказать вынести из дома иконы и увести детей, вытащить купорос из мастерской, остановить лошадь, организовать и поблагодарить соседей; с обгоревшими руками после пожара принимала роды. Пятеро мещан бьют мужика – бабушка мчится на помощь, размахивая коромыслом. Вслушайтесь в отзывы об этой женщине деда («Ду-ура, блаженная ты дура…ничего тебе не жалко…»), внука («Ты – ровно святая, мучают-мучают тебя, а тебе – ничего!»).

Ни богатство, ни бедность, ни горе, ни радость не меняют ее. «И сама бабушка, точно из меди лита, – неизменна», как сама жизнь.

Другие сочинения по этому произведению

«Золотая пора детства» в произведениях Толстого, Бунина и Горького Алеша Пешков - главный герой повести «Детство» Бабушка Акулина Ивановна Бабушка в жизни Алёши Пешкова (по повести М. Горького «Детство») Доброта и жестокость в жизни героя Максима Горького «Детство» История Цыганка (по повести М. Горького "Детство") Какова идея повести М. Горького «Детство»? Образ Алёши Пешкова в «Детстве» М. Горького Портрет бабушки в повести М. Горького «Детство» Почему Алеша Пешков сохранил доброе сердце в суровых условиях жизни? (по повести М. Горького «Детство») Сравнительная характеристика главных героев повестей Л. Н. Толстого «Детство» и М. Горького «Детство» Судьба деда Каширина (по повести М. Горького «Детство») Характеристика литературного героя в произведении М. Горького "Детство" Образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела в повести М. Горького «Детство» Автобиографическая повесть Социально-«педагогические» установки Горького Портрет бабушки в повести Самые дорогие люди Алеши Особенности жанра повести Горького «Детство» Вера в творческие силы народа в повести М. Горького «Детство» Алеша Пешков - главный герой повести Портрет бабушки в повести "Детство" Путь духовного возрождения человека в трилогии М. Горького "Детство", "В людях", "Мои университеты" Самостоятельно прочитанная книга (трилогия Горького "Детство", "В людях", "Мои университеты") (рецензия) Жанровое своеобразие повести Горького «Детство»

Стоимость доступа составляет 20 рублей (включая НДС) за 1 день или 100 за 30 дней для абонентов ПАО «МегаФон». Продление доступа происходит автоматически, посредством подписки. Для отказа от предоставления Подписки на услугу отправьте SMS-сообщение со словом «СТОП6088» на номер «5151» для абонентов ПАО «МегаФон». Сообщение бесплатно в домашнем регионе.
Служба технической поддержки ООО «Информпартнер»: 8 800 500-25-43 (звонок бесплатный), e-mail: [email protected].
Правила подписки Управление подпиской