Определите жанр музыкального произведения исполнение произведения. Какие бывают жанры музыки? Что такое музыкальный жанр

Музыкальные жанры.

Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. Μούσα - муза) - искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Музыка́льный жанр - род музыки, музыкальных произведений, отличающийся особыми, только ему свойственными стилистическими признаками. Понятие жанра в музыке стоит на границе категорий содержания и формы и позволяет судить об объективном содержании произведения, исходя из комплекса использованных выразительных средств. Характеризует, как правило, исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений. В музыковедении сложились различные системы классификации музыкального жанра, которые зависят от того, какой из обусловливающих жанр факторов рассматривается в качестве основного. Нередко одно и то же произведение может быть охарактеризовано c разных точек зрения или один и тот же жанр можно отнести к нескольким жанровым группам. Можно выделить и «жанры внутри жанров», например, входящие в оперу различные жанры вокальной и инструментальной музыки. Опера же является по существу синтетическим жанром, в котором объединяются различные виды искусства. Поэтому при классификации необходимо иметь в виду, какой именно фактор или сочетание нескольких факторов является решающим. Жанровые черты могут переплетаться: например, песенно-танцевальные жанры. Состав исполнителей и способ исполнения определяют наиболее распространенную классификацию жанров. Это, прежде всего, разделение на вокальные и инструментальные жанры. Некоторые жанры имеют сложную историю, затрудняющую их классификацию. Tак, кантата может представлять собой и камерное сольное произведение, и крупное сочинение для смешанного состава (xop, солисты, оркестр).

Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в марше – все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.

Самая простая классификация жанров – по способу исполнения . Это две большие группы:

инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония);

вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл).

Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения . Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:

1.Обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей.

Псало́м (греч. «хвалебная песнь») - гимны иудейской и христианской религиозной поэзии и молитвы из Ветхого Завета.

Ме́сса - основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов

Ре́квием (лат. «упокой») - заупокойная служба (месса) в католической и лютеранской церквях, соответствует заупокойной литургии в Православной церкви.

2. Массово-бытовые жанры (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;

3. Концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;

Орато́рия - крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты - бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Сона́та (итал. звучать) - жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта.

Кварте́т - музыкальный ансамбль из 4 музыкантов, вокалистов или инструменталистов.

Симфо́ния (греч. «созвучие», «благозвучие») - музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса.

Наро́дная му́зыка , музыка́льный фолькло́р, или фолк-му́зыка (англ. folk music) - музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение.

Духо́вная му́зыка - музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту.

Классическая музыка (от лат. сlassicus – образцовый) - образцовые музыкальные произведения выдающихся композиторов прошлых лет, выдержавшие испытание временем. Музыкальные произведения, написанные по определенным правилам и канонам с соблюдением необходимых пропорций и предназначенные для исполнения симфоническим оркестром, ансамблем или солистами.

Латиноамерика́нская му́зыка (исп. música latinoamericana) - обобщённое название музыкальных стилей и жанров стран Латинской Америки, а также музыка выходцев из этих стран, компактно проживающих на территории других государств и образующих большие латиноамериканские сообщества (например, в США).

Блюз - это музыкальный стиль, который создали чернокожие музыканты проживающие в Соединенных Штатах Америки. Впервые блюз начали играть в конце девятнадцатого века в южных штатах, в окрестностях дельты реки Миссисипи. Музыка этого стиля очень разнообразна, многие музыканты создали свою собственную манеру исполнения.

Джаз (англ. jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

Ка́нтри (англ. сountry от country music - сельская музыка) - наиболее распространённая разновидность североамериканской народной музыки, по популярности в США не уступающая поп-музыке.

Романс в музыке - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

Электро́нная му́зыка (нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music, в просторечии также «электроника») - широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи специальных компьютерных программ).

Рок-му́зыка (англ. Rock music) - обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» - (в переводе с английского «качать, укачивать, качаться») - в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и так далее. Некоторые отличительные особенности рок-музыки, например, использование электромузыкальных инструментов либо творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение.

Ре́гги (англ. reggae; другой вариант написания - «реггей») - ямайская популярная музыка, появившаяся в 1960-е годы и ставшая популярной с 1970х.

Поп-му́зыка (англ. pop-music от popular music) - направление современной музыки, вид современной массовой культуры. Является отдельным жанром популярной музыки, а именно, легко запоминающаяся песня.

ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Студенты должны

Знать :классификации жанров, вокальные жанры, инструментальные жанры. Большие формы вокально-инструментальной, инструментальной и хоровой музыки. Симфоническую музыку. Оперу, балет. Современные направления в музыке.

Лекция

Камерная музыка

В старину, когда не было концертных залов, филармоний, инструментальная музыка и небольшие вокальные произведения исполнялись в домах любителей музыки. Звучали сонаты, трио, квартеты, кто-нибудь пел под аккомпанемент клавесина или других инструментов. Среди слушателей обычно было лишь несколько человек родственников и знакомых.

Музицировали, таким образом, и в скромных домах ремесленников, и в аристократических салонах. Отсюда и пошло выражение – камерная музыка, то есть музыка предназначена для исполнения в комнате, музыка домашняя.

Вокальная музыка

Музыка для голоса, для пения – самый древний вид музыкального искусства, ровесница человеческой речи. То, что протяжный, долгий звук красивее и выразительнее короткого, отрывистого, человек понял уже давно. Очевидно, моля, заклиная о чем-то невидимых духов, он пробовал тянуть звук, старался делать свой звук певучим. Так это было, или иначе – неизвестно, однако самые древние песни, которые мы знаем, - это именно такие вот заклинания духов. Их даже трудно назвать песнями, мелодии их очень просты и примитивны, но все-таки это уже были первые песни. конечно, были и другие песни, связанные с повседневной жизнью. Множество песен посвящены самому главному в жизни человека – труду, работе. Многие из них созданы для того, чтобы их петь во время работы. Их мелодии, ритмы приспособлены к движениям человека во время того или иного труда.

Идет человек по полю, медленно, не торопясь, зачерпывает из лукошка зерно и широким плавным жестом рассеивает по вспаханной земле – поёт песню под ритм шага.

Налились травы на лугах, пора косить. Идут друг за другом косари: дружно, враз размахивают косами и очевидно и песня должна быть энергичнее, четче.

Созрела рожь. Вышли на поля женщины с серпами – новая песня; молотят рожь на току – тоже поют.

Зима настала – и тут не обойтись без песни в долгие зимние вечера за веретеном или прялкой.

Пение без инструментального сопровождения называется – а капелла.

(разучивание и анализ народных песен по выбору учителя)

Вокальная музыка , исполняемая человеческими голосами, представляет собой соединение двух видов искусства: музыки и поэзии

Почти все вокальные произведения имеют слова. Вот почему мелодии их в той или иной мере связаны не только с языком слов, но и с выразительными интонациями человеческой речи. Во всяком вокальном произведении ведущая роль принадлежит мелодии, в которой обычно сосредоточена главная мысль произведения, выражена сущность музыкального образа.

Знакомясь с народным музыкальным творчеством разных стран можно убедиться в удивительном богатстве песенных жанров: трудовые, игровые обрядовые, хороводные, плясовые, величальные, лирические, героико-эпические, шуточные, сатирические. К семейно – бытовым песням относятся колыбельные, свадебные, похоронные, причитания. И все эти виды песен формировались в тесной связи с породившей их общественной жизнью того или иного народа, ее трудовой деятельностью и семейно-бытовым укладом.

Контрольный тест

1.Что такое вокализ?

А) песня с аккомпанементом;

Б) пение с названием нот;

В) пьеса без слов.

2.Что такое баллада?

А) песня без слов;

Б) песня повествовательного характера;

В) песня с чувственным, лирическим характером.

3. Что общего у народной песни и романса? (где неправильный ответ?)

В) создавались любителями – певцами;

Г) создавались композиторами.

4.Что такое «а капелла»?

А) пение с инструментальным сопровождением;

Б) пение хором;

В) пение без инструментального сопровождения.

Инструментальные жанры

Студенты должны

Знать:

разновидности инструментального жанра;

характерные особенности этих произведений;

названия нескольких произведений и композиторов, их создавших.

методику восприятия музыкального произведения.

Уметь:

определять на слух инструментальные произведения разных жанров;

составить план анализа музыкального произведения;

провести с учащимися анализ музыкального произведения по заданной теме;

подобрать задания учащимся для активного восприятия музыкального произведения;

придумать задания для ассоциативного восприятия музыки;

составить ритмические движения для пластического интонирования;

продумать и записать ритмическую партитуру для игры на ДМИ(детских музыкальных инструментах);

провести с учащимися различные виды музыкальной деятельности, активизирующие восприятие инструментальной музыки разных жанров и стилей.

Лекция

Какая музыка развивалась раньше вокальная или инструментальная?

Европейская инструментальная музыка развивалась позднее вокальной, долго сохраняла прикладной характер, сопровождая торжественные и траурные процессии, городские и придворные балы, выезды на охоту.

В домашней обстановке играли песни и танцы на щипковых струнных инструментах – многострунной ЛЮТНЕ – предшественнице гитары и мондолины. В 16 веке в домашнем быту получают распространение клавишные инструменты: клавесин, клавикорд, клавичембало, в Англии верджинал.

Бытовые городские танцы 16 – 18 веков были разнообразны по характеру движения и по ритму. Среди них встречались плавные танцы – шествия (итальянская павана, немецкая алеманда, испанская сарабанда), оживлённые, скользящие (французская куранта и менуэт), быстрые с подскоком и вприпрыжку (буре, гавот жига).

Из чередования и сопоставления различных танцев возникла старинная сюита.

Сюи́та (с фр. Suite - «ряд», «последовательность») -.музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единым замыслом. Например «Карнавал» Р. Шумана цикл разнохарактерных фортепианных миниатюр. Или «Картинки с выставки» М.П. Мусорского – собрание пьес, передающих впечатление композитора от выставки художника В.А. Гартмана. Часто составляются сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам, из балетных и оперных отрывков. Таковы, например, сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Кармен» Р. Щедрина.

Для сюиты характерны картинная изобразительность, тесная связь с песней и танцем. От сонаты и симфонии сюиту отличают бо́льшая самостоятельность частей, не такая строгость и закономерность их соотношения.

В Германии, в конце 17 века образовалась точная последовательность частей: . например у Г. Ф. Генделя, Ж. Б. Люли, И. С. Баха.

Сюиты XVII-XVIII веков были танцевальными; оркестровые нетанцевальные сюиты появились в XIX веке; известнейшие - «Шахерезада» Н. А. Римского-Корсакова, «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского

Наряду с сюитами для клавирной и органной музыки характкрны двухчастные циклы, состоящие из прелюдии и фуги или токкаты и фуги.

Токката (итал. – касаться, трогать) – название пьесы виртуозногохарактера, основана на быстром и ритмически ровном движении без певучих лирических эпизодов.

Прелюдия (лат. prae… - перед и лат. ludus - игра) - короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения, прелюдия всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения.

И. С. Бах написал «Хорошо темперированный клавир»

состоящий из прелюдий и фуг и оказал влияние почти на всех значительных композиторов последующих эпох. Многие из них написали свои циклы из 12 или 24 прелюдий, которые располагались, как и у Баха, по тональностям. Фредерик Шопен написал цикл из 24 прелюдий без фуг, освободив, таким образом, прелюдию от её изначального предназначения - вступительной пьесы. С тех пор многие композиторы писали прелюдии как самостоятельные произведения. Особенно большое влияние на последующих композиторов оказали два тома импрессионистских прелюдий Клода Дебюсси.

Известные циклы прелюдий

И. С. Бах - два тома «Хорошо темперированного клавира», Каждый том содержит по 24 прелюдии и фуги в 12 основных мажорных и 12 минорных тональностях, по прелюдии и фуге на каждую клавишу фортепиано.

Ф. Шопен - 24 прелюдии,

К. Дебюсси - два тома по 12 прелюдий,. В конце каждой прелюдии стоит её название, в то время как перед ней стоит только римское число, указывающее её номер.

С. В. Рахманинов -24 прелюдии, среди них всемирно известная прелюдия до-диез минор.

А. Н. Скрябин - 24 прелюдии

П. Хиндемит - Ludus Tonalis, прелюдия, 11 интерлюдий

Д. Д. Шостакович - цикл из 24 прелюдий и фуг, и более ранний цикл из 24 прелюдий для фортепиано.

Тест.

Б ).музыкальные упражнения с виртуозными пассажами;

В) краткое музыкальное приветствие.

2. Марш это:

А) пьеса с размеренным, чётким ритмом;

Б) музыкальная пьеса, в которой основная часть повторяется несколько раз;

В) виртуозная пьеса.

А) виртуозная пьеса причудливого характера;

Б) пьеса печального характера;

В) джазовая пьеса.

4. Фуга это:

А) пьеса свободной формы;

Б) пьеса в быстром движении с чётким ритмом;

5. Концерт это:

А) публичное выступление;

Б) произведение для симфонического оркестра, состоящее из четырёх частей;

В) произведение для солирующего инструмента и оркестра.

Соната

Если сравнить сонату с литературным жанром, то больше всего подойдет сравнение с романом или повестью . Подобно имсоната делится на несколько частей. Обычно их три или четыре. Подобно роману соната населена различными «героями» музыкальными темами.

Темы не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт.

Наибольшей напряженностью и остротой отличается 1-ая часть сонаты. Поэтому в ней и сложилась своя, особая сонатная форма.

Вначале композитор знакомит с основными действующими лицами - музыкальными темами. Это как бы завязка драмы. Затем действие развивается, обостряется, достигает вершины, после чего наступает развязка. Таким образом, сонатная форма состоит из 3-х разделов .

1-я. Экспозиция , в которой появляются основные темы в разных тональностях, само действие - 2 - разработка и итог 3 -реприза. В репризе происходит повторение того, что было в экспозиции, но с изменениями, вызванными событиями разработки. Все музыкальные темы в репризе появляются в одной, основной тональности, иногда завершает первую часть сонаты хода. В ней проходят отрывки наиболее важных тем части, утверждается основная тональность,

II-я часть сочинена, как правило, в медленном движении. Myзыка передает неторопливое течение мысли, воспевает красоту чувств, рисует возвышенные пейзажи.

Ш-я часть (финал) выдержан обычно в быстром темпе, подчас даже стремительном движении. Это итог, выводы из предшествующих частей: он может быть и оптимистическим, жизнеутверждающим, но иногда бывает и драматическим и даже трагедийным.

Классические сонаты возникли в одно время с симфониями, во второй половине ХVIII веке. Термин "соната" возник раньше в XVIвеке от итальянского слова звучать. Первоначально так называли любое инструментальное музыкальное произведение.

Звучит Ш часть

Какие возникли ассоциации?

Звучит как буря, всё сметающая на своём пути. Четыре волны звуков, накатывающиеся с огромным напором. Каждая волна завершается двумя резкими ударами - бушует стихия. Но вот вступает вторая тема. Верхний её голос широк, певуч: жалуется, протестует. Состояние крайней взволнованности сохраняется благодаря сопровождению – в том же движении, что и при бурном начале 3 части. Иногда кажется, что наступает полное изнеможение, но человек вновь поднимается, чтобы преодолеть страдания.

Это главенствующая часть сонаты и естественное завершение её драматических событий. Здесь всё как в жизни многих людей, для которых жить - значит бороться, побеждать страдания.

"Патетическая соната" № 8

Написана соната Л. Бетховеном в 1798 году. Заглавие принадлежит самому композитору. От греческого слова «пафос" - с приподнятым, возвышенным настроением. Это название относится ко всем трем частям сонаты, хотя "приподнятость" эта выражена в каждой части по разному.

I часть написана в быстром темпе в форме сонатного аллегро. Необычно начало сонаты "Медленное вступление звучит мрачно и вместе с тем торжественно. Тяжелые аккорды, из нижнего регистра звуковая лавина постепенно движется вверх. Всё настойчивее звучат грозные вопросы. Им отвечает нежная, певучая, с оттенком мольбы мелодия на фоне спокойных аккордов.

После вступления начинается стремительное сонатное аллегро.

Главная партия напоминает бурно вздымающиеся волны. На фоне беспокойного баса, тревожно взбегает и опускается мелодия верхнего голоса.

Связующая партия постепенно успокаивает волнение главной темы, и приводит к мелодичной и певучей побочное партии.

Вопреки установившимся правилам в сонатах венских классиков – побочная партия "Патетической сонаты" звучит не в параллельном мажоре, а в одноименном к нему миноре.

Контрольные

1.В каком году родился Л, Бетховен?

А).1670году,

Б). 1870 году,

В). 1770 году.

2. Где родился бетховен?

А). В Бонне,

Б). В париже,

В). В Бергене.

3. Кто был учителем Бетховена?

А). Гендель Г. Ф.

Б). Нефе К. Г.

В). Моцарт В.

4. В каком возрасте Бетховен написал «Лунную сонату»?

А). В 50 лет.

Б). В 41 год.

В). В 21 год.

5 . Впору любви к какой женщине Бетховен написал «Лунную сонату?

А). Джульетте Гвичарди.

Б).Джульетте Капулетти.
В). Жозефине Дейм.

6. Какой поэт дал название сонате №14 «Лунная»?

А), И Шиллер.

Б). Л. Рельштаб.

В). И. Шенком.

7. Какое произведение не относится к творчеству Бетховена?

А). «Патетитическая соната».

Б). «Героическая симфония».

В),. «Революционный этюд».

8. Сколько симфоний написал Бетховен?

Задание 1.

Прослушать два произведения, определить по стилю какое из них Л. Бетховена, пояснить своё мнение.

Звучат: «Прелюдия №7» Ф. Шопена и «Соната» №14, 3 часть Л. Бетховена.

Симфо́ния

Симфо́ния (от греч. συμφωνία - «созвучие») - жанр симфонической инструментальной музыки многочастной формы фундаментального мировоззренческого содержания.

Вследствие сходства по строению с сонатой , сонату и симфонию объединяют под общим названием «сонатно-симфонический цикл ». В классической симфонии (в том виде, в котором она представлена в творчестве венских классиков - Гайдна, Моцарта и Бетховена) обычно имеется четыре части.

1-я часть, в быстром темпе, пишется в сонатной форме;

2-я, в медленном движении, пишется в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты, сложной трёхчастной

3-я - скерцо или менуэт - в трёхчастной форме

4-я часть, в быстром темпе - в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.

Программной симфонией называется та, которая связана с известным содержанием, изложенным в программе и выраженной, например, в названии или эпиграфе, - «Пасторальная симфония» Бетховена, «Фантастическая симфония» Берлиоза, симфонии №1 «Зимние грёзы» Чайковского и пр.

Задания для студентов

Слушание и анализ фрагментов из симфоний по программе Критской Е. Д. «Музыка».

В Моцарт симфония №40, экспозиция.

1. Петь главную мелодию сольфеджио, вокализ, на придуманный самостоятельно текст.

2. Слушать и рисовать мелодическую линию главной темы.

3. В процессе прослушивания нарисовать возникший художественный образ.

4. Составить ритмическую партитуру для ДМИ.

5. Разучить предложенные ритмические движения и сочинить ритмические импровизации.

А. П. Бородин симфония №2 «Богатырская»

1. Главную тему: петь, играть на металлофонах, на фортепиано.

2. Сравнить музыкальный образ с художественным – А.Васнецов «Богатыри».

П. Чайковский симфония №4 финал

1. Пропеть главную тему с паузами на слова песни «Во поле берёза стояла».

2. Исполнить на шумовых музыкальных инструментах ритмический аккомпанемент.

Театр.


Опера.

Студенты должны:

знать:

Что такое опера;

Виды оперы: (героические, лирические, сказочные, комические, народная драма).

Что составляет основу оперы; (ария, каватина, ариозо, ансамбли – дуэты, трио, квартеты, квинтеты; речитативы, увертюра, хор)

Наиболее известные оперы русских и зарубежных композиторов;

музыкальные фрагменты из разных опер.

Уметь:

Подготовить рассказ для младших школьников об опере, о композиторах, обо всём что составляет оперу.

Провести с учащимися беседу об этом жанре.

Подготовить рассказ о какой – либо опере с прослушиванием и анализом фрагментов.

Играть и петь некоторые популярные темы из опер;

Разучить с учащимися фрагменты оперных арий; хоров.

Лекция

Опера – это большой и сложный музы кальный спектакль в котором органически сплелись пение, симфоническая музыка, драматическое действие, балет, живопись. Действие оперы, как и любого театрального спектакля, разворачивается на сцене. Зрители ви- дят героев произведения, их поступки, следят за развертыванием событий. декорации и костюмы дают представление об эпохе, определяют место действия и облик каждого персонажа. Однако ведущее место в опере принадлежит музыке. Она является главным выразительным средством: раскрывает характеры действующих лиц, их взаимоотношения, передает напряженность действия. Опера имеет богатое историческое прошлое. Она родилась около 400 лет назад в итальянскомгородеФлоренции. И все это время не утихают споры о том, что в ней главное музыка или текст. Был в истории оперы период, когда ее автором считался поэт, либреттист, а композитор – лицо второстепенное – должен был подчиняться авторам текста и певцам.

Было и такое время, когда на содержание перестали обращать внимание. Опера превратилась в «концерт» в костюмах. В XVIII-XIX веках окончательно сформировался жанр оперы в таком виде, как мы его знаем и любим сейчас.

Главное в опере – все-таки музыка

Родившись в Италии в ХVI веке опера прошла большой и сложный распространилась в другие страны Европы и мира. Возникнув как произведение мифологическое - на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Апполона со змеем Пифоном - теперь она удивительно богата по сюжетам.

В XIX веке в разных странах сложились национальные оперные школы. Самые яркие их представители в Италии - Россини «Свадьба Фигаро», «Севильский цирюльник», Верди «Ригалетто» «Травиата», Пуччини «Чио-Чио-Сан».

В России оперное искусство достигло высочайших вершин в творчестве Глинки "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", Даргомыжского "Русалка", Бородина "Князь Игорь", Мусорского "Борис Годунов", Римского-Kopcакого "Снегурочка", Чайковского "Евгений Онегин", «Пиковая дама».

Оперу композитор пишет на какой-то сюжет, содержание, т.е. либретто.

Либретто – это полный текст музыкально-сценического сочинения, т.е. оперы, оперетты, балета. Как правило, сочиняют либретто специализирующиеся на этом авторы – либреттисты. Часто в качестве первоисточника либретто служит литературное или драматическое произведение. Например, популярные произведения «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Травиата», «Ригалетто», «Кармен», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Война и мир» … это русские, зарубежные и советские оперы, в основе которых известные произведения Пушкина, Толстого, Островского, Мериме, Гюго, Дюма-сына. Однако произведения эти сильно изменены, потому что жанр оперы имеет свою специфику. Текст оперы должен быть очень лаконичный: ведь поющееся слово значительно дольше звучит, чем произнесенное. Кроме того, основа драматической пьесы – диалог. В опере же должны быть арии, ансамбли, хоры. Все это тоже требует переработки. Либретто бывает самостоятельным, не основанным на литературном произведении. Иногда автором либретто становиться сам композитор. А.П. Бородин – «Князь Игорь», М.П. Мусорский – «Борис Годунов», «Хованщина»

А. Даргомыжский для оперы «Каменный гость» избирает драматическое произведение А.С. Пушкина, не меняя в нем ни одного слова. В опере естьарии.

1. Ария – это основная характеристика действующего лица, музыкальный портрет героя. В арии присутствует главный музыкальный тематический материал, который характеризует героя. С точки зрения развития сюжета и сценического действия, ария чаще всего совпадает с важным моментом в жизни героя. Структура арии разнообразна – двухчастная, трехчастная, рондо и другие. В большинстве случаев в арии присутствуют два разных музыкальных материала (для полной характеристики героя). Ария является обязательной в партиях главных действующих лиц.

2. Ариозо – отличается от арии содержанием и размерами. Это - частичная характеристика действующего лица в связи с каким-либо событием. Здесь передается отношение героя к другому персонажу или его реакция на событие. Форма чаще всего трехчастная.

3. Ариетта – итальянская маленькая ария, невелика по размерам, напоминает ариозо, но отличается более простой, похожей на песню мелодией Форма – одночастная, простая двух- и трехчастная.

4. Баллада связана с повествовательным характером изложения (куплетная или сквозная форма).

5. Романс, серенада чаще всего передают лирические переживания героя (форма - простая трехчастная, рондо, куплетная, куплетно-вариационная).

6. Каватина – небольшая лирическая ария. С конца 18 века выходная ария в опере. Например, искрометная каватина Фигаро из оперы Россини «Севильский цирюльник», Людмилы из оперы Глинки «Руслан и Людмила», Антониды в «Иване Сусанине».

7. Ансамбли – дуэты, трио, квартеты квинтеты и так далее имеют большое значение в опере. Среди них наиболее распространенными являются дуэты "согласия" и "несогласия". В первом случае оба героя одинаково реагируют на события и это находит свое отображение в похожей по своему характеру мелодике их высказываний. Во втором – герои по-разному относятся к одному и тому же явлению, в результате чего их мелодический материал является контрастным и самостоятельным.

Хор в опере чаще всего связан с массовыми сценами, и характеризует группу людей. Форма хоров разнообразна и зависит от содержания и сюжетного значения.

К оркестровой музыке в опере относятся следующие жанры: увертюра, вступление, интродукция, прелюдия – это вступительные пьесы к опере; антракт – вступление в следующие действия или картины; интермецо – внутри действия.

Кроме того, в ряде случаев в опере встречаются балетные номера.

Иногда в опере звучат короткие, разделённые остановками фразы. Это пение, но очень похожее на декламацию, называется оноречитатив- от латинского слова - читать вслух, громко произносить. Речитатив является в опере основой развития действия. Ведь когда звучат законченные музыкальные номера - арии, ансамбли - действие обычно останавливается.

В первой половине 19 века выходную арию, т.е. первую арию по ходу действия ту, с которой герой выходил на сцену, называли

Хор – (греч. – толпа, собрание) – произведение для достаточно большого коллектива певцов, а также название певческого коллектива, массовые сцены в опере.

Хоры бывают однородные (детские, женские, мужские) и смешанные одноголосые и многоголосые. Певческий коллектив без инструментального сопровождения называется не хором, а капелла. Все участники хора разделены на несколько групп, чаще всего – на четыре.

В смешанном хоре присутствуют все основные голоса: сопрано альты, тенора, басы.

Особенность хоровой музыки состоит в том, что она дает возможность яркого воплощения идей и переживаний больших народных масс.

Увертюра - (франц. ouyerture- начало, открытие) инструментальное вступление к крупному произведению – опере, балету, оратории, театральному спектаклю, даёт представление о характере предстоящего действия, и о его содержании. Она построена на музыкальных темах, которые в дальнейшем встречаются в произведении и играют там важную роль. Многие увертюры нового типа стали фактически концертными пьесами, например «Арагонская хота» Глинки, «Ромео и Джульетта» Чайковского.

Известные музыкальные театры :

Москва - Большой театр

Санкт-Петербург - Мариинский театр

Париж - Грант-опера

Одесский театр оперы и балета

Милан (Италия) – Ла Скала

Известные оперные исполнители:

Ф. Шаляпин, И Козловский Л.Лемешев, Б. Штоколов Е Образцова, Г.Вишневская, Борисенко, Фирсова, Л. Казарновская.

Вопросы и задания для студентов

Контрольный тест

1.Опера это:

А) сценическое действие, где органично сплелись музыка, танец, живопись;

Б) сценическое действие, где органично сплелись музыка, пение, хореография, живопись;

В) крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра и хора и солистов

2.Либретто это:

А) полный текст музыкально – сценического произведения;

Б) вступление к опере;

В) литературное произведение, послужившее основой для создания оперы.

3.Увертюра это:

А) инструментальный антракт между действиями;

Б) сольный номер в опере;

В) вступление к опере.

4. Ария это:

А) произведение для большого количества певцов;

Б) декламационное пение;

В) сольный номер в опере, характеризующий героя.

А) тенор;

Б) баритон;

В) меццо сопрано;

Г) сопрано;

.Н.А. Римский-Корсаков

(1844-1908)

Тихвин, где родился и провел детские годы Н.А. Римский-Корсаков - город вольного русского Севера. Здесь царь Иван Грозный устроил Богородицкий монастырь, куда не имели доступа государевы воеводы - таких немного было на Руси. Здесь широкой волной разлилось старообрядчество, красочные обряды, поэтичные обычаи, да и народ был самостоятельный, бойкий наязык и скорые на расправу.

Отец Николая Андреевича - человек редкой порядочности и доброты, скромник, бессеребренник, склонный к чтению книг и философским размышлениям. Он помог декабристам деньгами при проезде их в сибирскую ссылку.

Дом Римского-Корсакова стоял на высоком берегу Тихвинки напротив монастыря. За большим садом начинались поля. Не надо было далеко идти, чтобы услышать песню жаворонка днем, соловьиные трели ночью. Все привлекало внимание мальчика. Стены Введенского монастыря, где когда-то 52 года томилась насильно постриженная в монахини четвертая жена Ивана Грозного.

Старший брат Ники, Воин Андреевич, уже плавает в морях дальнего Востока. Его привлекательные письма о Китае, Японии, Сахалине зажигает детское воображение. Он берет уроки музыки. В 9 лет пробует сочинять, в 12 лет мальчик расстается с Тихвином.

Всю жизнь будут вспоминаться ему пенье птиц, колокольные звоны, северные леса и озера, тихвинские обычаи и предания.

А пока военно-чиновничий Петербург, морской кадетский корпус, куда определили Нику. Но существовало еще нечто, помогавшее подростку не терять самого себя и не обезличиваться в условиях муштры, жестокости, унижений. Этим нечто была музыка. Ничего не зная о теории музыки, он пробует сочинять, не зная техники струнных и духовых инструментов, пробует "оркестровать". Этот музыкальный хаос начинает проясняться с момента, когда Ника встречает понимание настоящегомузыканта, пианиста-педагога Ф.А. Канилле. Общее музыкальное развитие Ники сделало громадный шаг вперед. Он узнал Шумана. Баха, Бетховена, новые для себя сочинения Глинки.

Когда Римскому-Корсакову было 17 лет, Канилле привел его к музыканту, которомупредстояло сыграть исключительную роль в жизни Н.А. - это был Милий Алексеевич Балакирев.

Вопросы и задания для студентов

Контрольный тест

1. Где родился и провёл детские годы Римский Корсаков?

А) в селе Новоспасском;

Б) в Воткинске;

В) в Тихвине.

2. Куда поступает учиться в 12 летнем возрасте будущий композитор?

А) в училище правоведения;

Б) в морской военный корпус;

В) в школу гвардейских подпрапорщиков.

3. Кто повлиял на становление Римского-Корсакова как профессионального композитора?

А) Бородин;

Б) Балакирев;.

В) Мусоргский.

Слушание и анализ музыкального произведения

Опера «Снегурочка»

Создание "Снегурочки" поражает предельной стремительностью. Огромное произведение редкой красоты и оригинальности было написано в два с половиной месяца. Сказалась и увлеченность содержанием, образам "весенней сказки" и то, что творчески, технически, эмоционально композитор был полностью подготовлен к этой работе. Создав только первые наброски, Римский-Корсаков отложил сочинение до лета: вместе с семьей он провел его в исключительно благоприятных условиях в усадьбе Стелёво под Лугой. Композитор так описал это счастливое для него время - работу над "Снегурочкой".

"Первый раз в жизни мне довелось провести лето в настоящей русской деревне. Здесь все мне нравилось, все восхищало. Красивое местоположение, прелестные рощи, огромный лес, поля ржи, гречихи, овса, льна, множество разбросанных деревень, маленькая речка, где мы купались, близость большого озера.

Бездорожье, запустение - все приводило меня в восторг. Какой-нибудь толстый, и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его жилищем. Тройное эхо, слышимое с нашего балкона, как бы голосами леших и др. чудовищ".

Начав работу 30 мая, композитор закончил набросок всей оперы к середине августа. "Ни одно сочинение не давалось мне с такой легкостью и скоростью, как "Снегурочка".

Полгода композитор затратил на инструментовку оперы, а 29 января 1882 года состоялась ее премьера в Петербурге в Мариинском театре. Успешная сценическая жизнь "Снегурочки" продолжается и поныне.

Пролог

1.вед. - Оркестровое вступление рисует картину последней зимней ночи. В глухом заснеженном лесу властвует хозяин Мороз; мрачная суровая тема его царит в оркестре.

(Слушание фрагмента).

Но уже летят с юга птичьи стаи, с птицами летит сама Весна-Красна. Мягкая глубокая тема ее – все яснее. Верный слуга Мороза Леший возглашает о приближении Весны. А птицы все летят и весь оркестр наполнен щебетом. Но невесело в угрюмом бору». «Леса стоят безмолвны, под снегами опущены густые лапы елей. И все лишь свет да блеск холодный – и нет тепла».

Весна признается в своей вине: «Сама я виновата, что холодно и мне Весне и вам. Шестнадцать лет тому, когда я для шутки и теша свой непостоянный нрав, изменчивый и прихотливый стала заигрывать с Морозом, и с той поры в неволе я у старого! Оставить седого бы, да вот беда: у нас со старым дочка есть Снегурочка. Люблю я Снегурочку, жалеючи ее в несчастной доле со старым я поссориться боюсь. А он и рад тому: знобит, морозит меня, Весну и берендеев. Солнце ревнивое на нас сердито смотрит и хмурится на всех, и вот причина жестоких зим и холодов весенних».

Птицам холодно, и Весна советует им: «Дрожите вы, бедняжки! попляшите, согреетесь! Видела и не раз, что пляскою отогревались люди!» И птицы пляшут все более весело и беззаботно.

Звучит Фрагмент «Песни и пляски птиц»

2.вед - Мороз готов уйти на Север. Но как же быть им с дочкой Снегурочкой?

«Милей всего на свете девке – воля!» - так думает мать Весна, но Мороз страшится этой воли: «Послушай! Известно мне, что солнце собирается сгубить Снегурочку! Только и ждет того, чтобы заронить ей в сердце лучом своим огонь любви! Тогда спасенья нет Снегурочке! Доколе ж младенчески чиста ее душа, не властен он вредить Снегурке!».

Скрепя сердце родители решают отдать Снегурочку в поселок берендеев.

И вот из леса выходит их дочка, снежная красавица. О, она с радостью пойдет к людям!

Звучит ария «С подружками по ягоды ходить …»

Вот пока все о чем мечтает полуребенок-полудевушка.

Но Мороз встревожен и этим признанием:

«А Леля узнала ты откуда? И снегурочка, волнуясь, описывает родителям пение пастуха:

Мам! Слыхала я, слыхала

И жаворонков пенье…

Слыхала я и громкие раскаты соловьев,

Певцов твоих любимых.

Песни Леля дороже мне!

И дни и ночи слушать я готова

Его пастушьи песни,

И слушаешь и таешь…

Но слово «таешь» - встревожило мороза. «Ужасный смысл таится в этом слове!» Мать Весна обещает Снегурочке свою помощь - пусть только придет она в Ярилину долину, к озеру и покличет мать!

Снегурочка идет в слободку берендеев, ее берут в свой дом Бобыль и Бобылихе

Первое действие

Пастух Лель поет Снегурочке песни. Первая грустная про "Земляничку ягодку" - доводит девушку до слез. Тогда Лель запевает веселую плясовую "Как по лесу лес шумит". Едва успела развеселиться Снегурочка, как пастух покидает ее! Другие девушки манят его, и бросив цветок, подаренным Снегурочкой, Лель уже бежит к ним

"Как больно здесь! Как сердцу тяжко стало!

Тяжелою обидой, словно камнем,

На сердце пал цветок, измятый Лелем.

К другим бежит пастух, они милей,

Звучнее смех у них, теплее речи.

Ая стою и плачу с горя,

Что Лель меня оставил…

Отец Мороз, обидел ты снегурку!

Но я возьму у матери – Весны

Немножечко сердечного тепла,

Чтоб чуть лишь теплилось сердечко.

3.вед. - Словно для того, чтобы еще больше растравить горе Снегурочки, к ней прибегает подружка Купава и рассказывает о своем счастье, о встрече с Мизгирем, о любви к нему, о свадьбе, которая состоится в Ярилин день.

Приходит Мизгирь, девушки заводят свадебную песню Купавы. Не в силах отвести глаз от чудной девушки, Мизгирь, не колеблясь, отказывается от Купавы – он ее больше не любит! Он остается со Снегурочкой!

Страстно обращаясь к Снегурочке, Мизгирь сулит ей и бесценные дары и жизнь свою в

Музыкальных жанров и направлений великое множество. Если начать перечислять жанры музыки - список будет просто бесконечным, поскольку на границах разных стилей из года в год появляются десятки новых музыкальных течений. Это связано с развитием музыкальных технологий, новыми наработками в сфере звукоизвлечения, саунд-продюсирования, но в первую очередь - с потребностью людей в неповторимом звучании, с жаждой новых эмоций и ощущений. Как бы то ни было, существует четыре широких музыкальных направления, которые так или иначе породили все остальные стили. Между ними также нет четких границ, и всё же производство музыкального продукта, содержание песен и структура аранжировок заметно отличаются. Так какие бывают жанры вокальной музыки, по крайней мере, основные?

Pop

Поп-музыка - это не только направление, но и целая массовая культура. Песня - это единственная форма, которая приемлема для поп-жанра.

Ключевые моменты в создании pop-композиции - это наличие максимально простой и запоминающейся мелодии, построение по принципу куплет-припев, а в звучании на первый план выносится ритм и человеческий голос. Цель, с которой создается поп-музыка, - сугубо развлекательная. Исполнителю в стиле поп не обойтись без шоу-балета, постановочных номеров и, конечно, дорогостоящих видеоклипов.

Поп-музыка - коммерческий продукт, поэтому она постоянно меняется по звучанию в зависимости от стиля, находящегося на пике популярности. Например, когда в США в фаворе был джаз, то популярными становились исполнители вроде Фрэнка Синатры. А во Франции в чести всегда был шансон, поэтому Мирей Матье, Патрисия Каас - это своеобразные французские поп-иконы. Когда наблюдалась волна популярности рок-музыки, поп-исполнители широко использовали в своих композициях гитарные рифы (Michael Jackson), потом была эпоха смешения поп и диско (Madonna, Abba), поп и хип-хопа (Beastie Boys) и т. д.

Современные мировые звезды (Madonna, Britney Spears, Beyonce, Lady Gaga) подхватили волну ритм-энд-блюза и развивают её в своем творчестве.

Rock

Пальма первенства в рок-музыке отдается электрогитаре, а изюминкой песни как правило становится экспрессивное соло гитариста. Ритм-секция - утяжеленная, а музыкальный рисунок зачастую усложнен. Приветствуется не только мощный вокал, но и владение техникой расщепления, скриминга, гроула и всевозможных рыков.

Рок - это сфера экспериментов, выражения собственных мыслей, порою - революционных суждений. Проблематика текстов достаточно широкая: социальное, политическое и религиозное устройство общества, личные проблемы и переживания. Сложно представить рок-исполнителя без собственной группы, поскольку выступления осуществляются только вживую.

Самые распространенные рок-жанры музыки - список и примеры:

  • рок-н-ролл (Элвис Пресли, The Beatles);
  • инструментальный рок (Джо Сатриани, Фрэнк Заппа);
  • хард-рок (Led Zeppelin, Deep Purple);
  • глэм-рок (Aerosmith, Queen);
  • панк-рóк (Sex Pistols, Green Day);
  • ме́тал (Iron Maiden, Korn, Deftones);
  • (Nirvana, Red Hot Chili Peppers, 3 Doors Down) и т. д.

Jazz

Описывая современные жанры музыки, список стоило бы начать именно с джаза, поскольку он оказал огромное влияние на развитие и других направлений, в том числе pop и rock. Джаз - музыка, в основу которой легли африканские мотивы, привезенные в Соединенные Штаты из Западной Африки темнокожими рабами. За столетие своего существования направление существенно трансформировалось, но что неизменно, так это страсть к импровизации, свободный ритм и широкое использование Легендами джаза считаются: Ella Fitzgerald, Louis Armstrong, Дюк Эллингтон и др.

Electronic

XXI век - эра электроники, а электронное направление в музыке сегодня занимает одну из лидирующих позиций. Здесь ставки делаются не на живые инструменты, а на электронные синтезаторы и компьютерные эмуляторы звука.

Вот самые популярные и востребованные электронные жанры музыки, список которых даст вам общее представление:

  • ха́ус (David Guetta, Benny Benassi);
  • техно (Adam Beyer, Juan Atkins);
  • дабстеп (Skrillex, Skream);
  • транс (Paul van Dyk, Armin van Buuren) и т. д.

Музыкантам неинтересно придерживаться рамок стиля, так что соотношение исполнителей и стилей всегда достаточно условное. Жанры музыки, список которых не исчерпывается вышеперечисленными направлениями, в последнее время имеют тенденцию терять свои характерные особенности: исполнители смешивают музыкальные жанры, в музыке всегда есть место удивительным открытиям и уникальным находкам, а слушателю интересно каждый раз знакомиться с очередными музыкальными новинками.

Музыкальные жанры – исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений, объединенных общностью содержания, формы, условий (места) исполнения и состава исполнителей.

В музыкальной науке сложились различные классификации жанров композиторского творчества. Они зависят от того, какой из обуславливающих жанр факторов рассматривается в качестве основного. По составу исполнителей жанры делятся на инструментальные и вокальные (в том числе вокально-инструментальные). В свою очередь в каждой группе можно выделить сольные, ансамблевые, оркестровые/хоровые жанры.

По месту исполнения жанры бывают камерные (для исполнения в небольших помещениях соло или ансамблем), концертные (для исполнения с концертной эстрады оркестром и/или хором), музыкально-театральные. Особняком стоят бытовые жанры (песня, танец, марш).

Совокупное действие этих критериев по отношению к основным жанрам академической музыки можно представить в виде следующей таблицы:

Вокальные жанры Инструментальные жанры
Песня Танец Марш Бытовые жанры
Сольные жанры Романс Инструментальная пьеса Соната Камерные жанры
Ансамблевые жанры Вокальные дуэты, трио, квартеты и т. д. Инструментальные дуэты, трио, квартеты и т. д.
Хоровые/ оркестровые жанры Кантата Оратория Инструментальный концерт Симфония Увертюра Симфоническая поэма (картина) Симфоническая сюита Концертные жанры
Опера Оперетта Мюзикл Балет Музыкально-театральные жанры

По форме жанры делятся на миниатюры (небольшие одночастные произведения – песни, романсы, пьесы), крупные одночастные произведения (увертюра, симфоническая поэма), циклы (произведения, состоящие из нескольких частей – соната, концерт, симфония, сюита).

По содержанию музыкальные произведения, как и литературные, бывают лирическими, драматическими и эпическими. Однако классификация музыкальных жанров по данному признаку наименее точна, т. к. в музыке качества повествовательности, выразительности, действенности порой трудно дифференцировать. Так, романс может выйти за рамки лирического жанра при наличии драматического развития. А драматическая симфония способна приобрести качество исповедального лирического высказывания.

Суммировав несколько критериев, можно дать следующие определения основным музыкальным жанрам:

Песня – наиболее распространенный жанр вокальной музыки, народной и профессиональной (авторской). Сольное или хоровое музыкально-поэтическое произведение. Может быть предназначено для исполнения в быту, для камерного или концертного исполнения.

Романс – камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Лирическая миниатюра.

Кантата – концертный вокально-инструментальный жанр, произведение для хора, одного или нескольких певцов-солистов и оркестра. Включает в себя арии, речитативы, хоры.

Оратория – крупное вокально-инструментальное произведение для хора, певцов-солистов и оркестра. Включает в себя арии, речитативы, хоры. От кантаты отличается бóльшими размерами, от оперы – предназначенностью для концертного исполнения.

Опера – музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. Включает в себя арии (сольные формы с распевной мелодикой), речитативы (сольные формы с мелодикой, приближающейся к естественной речи), ансамбли, хоры. Открывается увертюрой (оркестровым вступлением), может содержать и другие инструментальные эпизоды (вступления к отдельным действиям, танцы)

Инструментальная пьеса – обобщающее название камерных, преимущественно сольных инструментальных миниатюр. Имеет десятки жанровых разновидностей и авторских обозначений (ноктюрн, экспромт, музыкальный момент, «песня без слов», «листок из альбома» и т. п.)

Соната – один из основных жанров камерной инструментальной музыки, произведение для солиста или небольшого ансамбля. Трехчастный (реже четырехчастный) цикл с быстрыми крайними частями.

Симфония – один из основных жанров концертной инструментальной музыки, произведение для симфонического оркестра. Цикл, как правило, из 4-х частей.

Концерт – произведение для одного, реже нескольких солирующих инструментов с симфоническим оркестром. Цикл из 3-х частей, контрастных по темпу (быстро, медленно, быстро). Встречаются также концерты для одного инструмента (без оркестра), для оркестра (без выделения солистов), для голоса с оркестром, для хора a capella (без инструментального сопровождения).

Сюита – жанр инструментальной музыки, камерной и концертной. Произведение для инструмента-соло, ансамбля, оркестра. Цикл, состоящий из произвольного количества частей, обычно контрастных по темпу, ритму, характеру.

АДАЖИО - 1) медленный темп; 2) название произведения или части циклического сочинения в темпе адажио; 3) медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете.
АККОМПАНЕМЕНТ - музыкальное сопровождение солиста, ансамбля, оркестра или хора.
АККОРД - сочетание нескольких (не менее 3) звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство; звуки в аккорде располагаются по терциям.
АКЦЕНТ - более сильное, ударное извлечение какого-либо одного звука по сравнению с другими.
АЛЛЕГРО - 1) темп, соответствующий очень скорому шагу; 2) название пьесы или части сонатного цикла в темпе аллегро.
АЛЛЕГРЕТТО - 1) темп, более медленный, чем аллегро, но более быстрый, чем модерато; 2) название пьесы или части произведения в темпе аллегретто.
АЛЬТЕРАЦИЯ - повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Знаки альтерации - диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль; знак ее отмены - бекар.
АНДАНТЕ - 1) умеренный темп, соответствующий спокойному шагу; 2) название произведения и части сонатного цикла в темпе анданте.
АНДАНТИНО - 1) темп, более оживленный, чем анданте; 2) название произведения или части сонатного цикла в темпе андантино.
АНСАМБЛЬ - группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив.
АРАНЖИРОВКА - обработка музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов, голосов.
АРПЕДЖИО - исполнение звуков последовательно, обычно начиная с нижнего тона.
БАС - 1) самый низкий мужской голос; 2) музыкальные инструменты низкого регистра (туба, контрабас); 3) нижний звук аккорда.
БЕЛЬКАНТО - вокальный стиль, возникший в Италии в XVII веке, отличающийся красотой и легкостью звучания, совершенством кантилены, виртуозностью колоратуры.
ВАРИАЦИИ - музыкальное произведение, в котором тема несколько раз излагается с изменениями в фактуре, тональности, мелодии и др.
ВИРТУОЗ - исполнитель, в совершенстве владеющий голосом или искусством игры на музыкальном инструменте.
ВОКАЛИЗ - музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны вокализы для концертного исполнения.
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА - произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные с поэтическим текстом.
ВЫСОТА ЗВУКА - качество звука, определяемое человеком субъективно и связанное в основном с его частотой.
ГАММА - последование всех звуков лада, расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке, имеет объем октавы, может быть продолжена в соседние октавы.
ГАРМОНИЯ - выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия, на связи созвучий в их последовательном движении. Строится по законам лада в многоголосной музыке. Элементы гармонии - каденции и модуляции. Учение о гармонии - один из основных разделов теории музыки.
ГОЛОС - совокупность разных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых связок.
ДИАПАЗОН - звуковой объем (интервал между самым низким и самым высоким звуками) певческого голоса, музыкального инструмента.
ДИНАМИКА - различия степени силы звучания, громкости и их изменения.
ДИРИЖИРОВАНИЕ - управление музыкально-исполнительским коллективом при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения. Осуществляется дирижером (капельмейстером, хормейстером) с помощью специальных жестов и мимики.
ДИСКАНТ - 1) форма средневекового двухголосного пения; 2) высокий детский (мальчиковый) голос, а также исполняемая им партия в хоре или вокальном ансамбле.
ДИССОНАНС - неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ - время, занимаемое звуком или паузой.
ДОМИНАНТА - одна из тональных функций в мажоре и миноре, обладающая интенсивным тяготением к тонике.
ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - группа инструментов, источник звука которых - колебания столба воздуха в канале ствола (трубки).
ЖАНР - исторически сложившееся подразделение, тип произведения в единстве его формы и содержания. Различаются по способу исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, сольные), назначению (прикладные и др.), содержанию (лирический, эпический, драматический), месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.).
ЗАПЕВ - вступительная часть хоровой песни или былины.
ЗВУК - характеризуется определенной высотой и громкостью.
ИМИТАЦИЯ - в многоголосных музыкальных произведениях точное или видоизмененное повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе.
ИМПРОВИЗАЦИЯ - сочинение музыки во время ее исполнения, без подготовки.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА - предназначается для исполнения на инструментах: сольная, ансамблевая, оркестровая.
ИНСТРУМЕНТОВКА - изложение музыки в виде партитуры для камерного ансамбля или оркестра.
ИНТЕРВАЛ - соотношение двух звуков по высоте. Бывает мелодическим (звуки берутся поочередно) и гармоническим (звуки берутся одновременно).
ИНТРОДУКЦИЯ - 1) краткое вступление к первой части или финалу циклического инструментального музыкального произведения; 2) род краткой увертюры к опере или балету, вступление к отдельному акту оперы; 3) хор или вокальный ансамбль, следующий за увертюрой и открывающий действие оперы.
КАДЕНЦИЯ - 1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и сообщающий ему большую или меньшую законченность; 2) виртуозный сольный эпизод в инструментальном концерте.
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей.
КАМЕРТОН - специальный прибор, издающий звук определенной частоты. Этот звук служит эталоном при настройке музыкальных инструментов и в пении.
КЛАВИР - 1) общее наименование струнных клавишных инструментов в XVII-XVIII вв.; 2) сокращение слова клавираусцуг - переложение партитуры оперы, оратории и др. для пения с фортепиано, а также для одного фортепиано.
КОЛОРАТУРА - быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении.
КОМПОЗИЦИЯ - 1) построение произведения; 2) название произведения; 3) сочинение музыки; 4) учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.
КОНСОНАНС - слитное, согласованное одновременное звучание различных тонов, один из важнейших элементов гармонии.
КОНТРАЛЬТО - низкий женский голос.
КУЛЬМИНАЦИЯ - момент наивысшего напряжения в музыкальном построении, разделе музыкального произведения, целом произведении.
ЛАД - важнейшая эстетическая категория музыки: система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием), взаимосвязь звуков.
ЛЕЙТМОТИВ - музыкальный оборот, повторяющийся в произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции.
ЛИБРЕТТО - литературный текст, который берется за основу создания какого-либо музыкального произведения.
МЕЛОДИЯ - одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки; ряд звуков,организованных ладово-интонационно и ритмически, образующих определенную структуру.
МЕТР - порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма.
МЕТРОНОМ - инструмент, помогающий определить правильный темп исполнения.
МЕЦЦО-СОПРАНО - женский голос, средний между сопрано и контральто.
МНОГОГОЛОСИЕ - склад музыки, основанный на одновременном сочетании нескольких голосов.
МОДЕРАТО - умеренный темп, средний между андантино и аллегретто.
МОДУЛЯЦИЯ - переход в новую тональность.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА - 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.
НОТНОЕ ПИСЬМО - система графических знаков для записи музыки, а также сама ее запись. В современном нотном письме используются: 5-линейный нотный стан, ноты (знаки, обозначающие звуки), ключ (определяет высоту нот) и др.
ОБЕРТОНЫ - призвуки (частичные тоны), звучат выше или слабее основного тона, слитно с ним. Наличие и сила каждого из них определяют тембр звука.
ОРКЕСТРОВКА - переложение музыкального произведения для оркестра.
ОРНАМЕНТИКА - способы украшения вокальных и инструментальных мелодий. Небольшие мелодические украшения называются мелизмами.
ОСТИНАТО - многократное повторение мелодической ритмической фигуры.
ПАРТИТУРА - нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов.
ПАРТИЯ - составная часть многоголосного произведения, предназначенная для исполнения одним голосом или на определенном музыкальном инструменте, а также группой однородных голосов и инструментов.
ПАССАЖ - последование звуков в быстром движении, часто трудное для исполнения.
ПАУЗА - перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов в музыкальном произведении; знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв.
ПИЦЦИКАТО - прием звукоизвлечения на смычковых инструментах (щипком), дает отрывистый звук, более тихий, чем при игре смычком.
ПЛЕКТР (медиатор) - приспособление для звукоизвлечения на струнных, главным образом щипковых, музыкальных инструментах.
ПОДГОЛОСОК - в народной песне голос, сопровождающий основной, звучащий одновременно с ним.
ПРЕЛЮДИЯ - небольшая пьеса, а также вступительная часть музыкального произведения.
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА - музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие.
РЕПРИЗА - повторение мотива музыкального произведения, а также нотный знак повторения.
РИТМ - чередование различных по длительности и силе звуков.
СИМФОНИЗМ - раскрытие художественного замысла с помощью последовательного я целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и преобразование тем и тематических элементов.
СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА - музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром (крупные, монументальные произведения, небольшие пьесы).
СКЕРЦО - 1) в XV1-XVII вв. обозначение вокально-инструментальных произведений на шутливые тексты, а также инструментальных пьес; 2) часть сюиты; 3) часть сонатно-сим фонического цикла; 4) с XIX в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо.
СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ - способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними.
СОЛЬФЕДЖИО - вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот.
СОПРАНО - 1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым голосовым регистром; 2) верхняя партия в хоре; 3) высокие по регистру разновидности инструментов.
СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - по способу звукоизвлечения делятся на смычковые, щипковые, ударные, ударно-клавишные, щипково-клавишные.
ТАКТ - специфическая форма и единица музыкального метра.
ТЕМА - построение, составляющее основу музыкального произведения или его разделов.
ТЕМБР - окраска звука, свойственная голосу или музыкальному инструменту.
ТЕМП - скорость следования метрических счетных единиц. Для точного измерения служит метроном.
ТЕМПЕРАЦИЯ - выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы.
ТОНИКА - основная ступень лада.
ТРАНСКРИПЦИЯ - переложение или свободная, часто виртуозная, обработка музыкального произведения.
ТРЕЛЬ - переливчатый звук, рождающийся от быстрого повторения двух соседних тонов.
УВЕРТЮРА - оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением.
УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - инструменты с кожаной мембраной или изготовленные из материала, который сам способен звучать.
УНИСОН - одновременное звучание нескольких музыкальных звуков одинаковой высоты.
ФАКТУРА - конкретный звуковой облик произведения.
ФАЛЬЦЕТ - один из регистров мужского певческого голоса.
ФЕРМАТА - остановка темпа, как правило, в конце музыкального произведения или между его разделами; выражается в увеличении длительности звука или паузы.
ФИНАЛ - заключительная часть циклического музыкального произведения.
ХОРАЛ - религиозное песнопение на латинском языке или родных языках.
ХРОМАТИЗМ - полутоновая интервальная система двух видов (древнегреческий и новый европейский).
ШТРИХИ - способы извлечения звука на смычковых инструментах, придающие звучанию различный характер и окраску.
ЭКСПОЗИЦИЯ - 1) начальный раздел сонатной формы, в котором излагаются основные темы произведения; 2) первая часть фуги.
ЭСТРАДА - вид музыкального исполнительского искусства