Чем современность музыкальных образов. О музыкальном образе

Тема: Разнообразие музыкальных образов(обобщающий урок) Класс: 7 «Б» Учитель музыки МОУ СОШ №2 Садырова Ф.Ж. Цели: развивать воображение и фантазию, умение определять музыкальный образ в различных произведениях на примере «Болеро» М.Равеля, «Грустного вальса» Я.Сибелиуса, «Рапсодии» Ф.Листа, «Прелюдии №4» А.Скрябина, музыкальных фрагментов произведений и песен, звучавших на уроках I - полугодия. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр, синтезатор. Ход урока. I. Организация класса. II. Закрепление пройденного материала. 1.- Что такое музыкальный образ? Как говорил Д.Б. Кабалевский: «Мы знаем, что в каждом музыкальном сочинении заключена какая-то частица жизни, мы называем её музыкальным образом. Это может быть образ ласковый, добрый образ колыбельной песни, может быть образ мужественный(назвать), образ, воплощающий тревогу(назвать)». - С какими музыкальными образами мы с вами познакомились в этом учебном году? - Как вы понимаете «Романтический образ»? Откуда он возник? Что это такое? Правильно, романтизм - это идейное и художественное направление культуры конца 18 - первой половины 19 века. Романтики большое внимание уделяли раскрытию внутреннего мира человека, его чувств и переживаний. Послушайте отрывок из стихотворения английского поэта Джона Китса, что характерно для его языка: О.как люблю я в ясный летний час, Когда Заката золото струится И облаков сребристых вереница Обласкана зефирами, - хоть раз Уйти от тягот, что терзают нас, На миг от неотступных дум забыться И с просветлённою душой укрыться В заглохшей чаще, радующей глаз. Какие строки из стихотворения передают нам романтику? 2.Какие музыкальные произведения вы знаете, которые передавали бы нам картины народной жизни? (Болеро и Рапсодия) Кто композиторы этих произведений?(Равель и Лист). Слайд: портрет М.Равеля Что вы знаете о творчестве этих композиторов? (Морис Равель - французский композитор, любивший много путешествовать. Его излюбленным занятием было слушать, как работают станки на заводах) -2Что вы можете сказать о названии произведения? (Испанский танец) 3.Слушание отрывка из «Болеро». Отрывок из какого произведения сейчас прозвучал? 4. Слушание отрывка из «Рапсодии» Ференца Листа. Слайд: портрет Ф.Листа Сколько образов передаёт «Рапсодия»? (два) Какие это образы?(образ цыганского табора, два полюса человеческого состояния - серьёзность и весёлая пляска) 5.Переходим к следующему образу «Лирическому». Как вы понимаете слово «лирика» и «лирический образ»? Правильно, это воспевание любой красоты. Назовите музыкальный жанр, который можно отнести к лирическому и хотя бы одно произведение, посвящённое этому образу. 6.- А сейчас поговорим об образах, которые заставляют человека сопереживать, сочувствовать, тронуть душу человека. Знаем ли мы такие образы? Какие произведения нам рассказывают о таких образах? - Правильно, это образ страдания образ грусти и драматический образ. Давайте опишем развитие этих образов. Образ страдания нам передают произведения Ал.Ник. Скрябина «Прелюдия №4». Слайд: А.Скрябин Скрябин создал цикл из 24 прелюдий для фортепиано. И все они разнообразны по характеру. Это и спокойное, светлое настроение, и взволнованная лирика, и радостно-возбуждённое стремление вперёд, а также драматическая порывистость. Прелюдия очень лаконична и с первого взгляда очень проста. Здесь передаётся образ одинокой страдающей души человека, который пытается выйти из оцепенения, но колокол отбивает свой мерный ритм. И человек вынужден примириться со своей судьбой. Три последних удара колокола завершают эту маленькую, но глубокую человеческую трагедию. 7.Слушание фрагмента из «Прелюдии №4». Знаете ли вы другие произведения, которые описывали бы грустный образ? Правильно, это «Грустный вальс» Яна Сибелиуса - известного финского композитора, написанный к драме финского драматурга Ярнефельта. Слайд: портет Я.Сибелиуса Что мы знает об этом композиторе? (ответы детей) 8.Слушание «Грустного вальса» Я.Сибелиуса В этом произведении непрерывно развивающийся образ - образ грусти. Словно человек - то совершенно подавлен безграничной печалью, то пытается вырваться из оков безжалостной печали. Вот он устремился к свету, вот почти достиг его, кажется даже улыбнулся… Но нет, опять эта тоска, вызывающая слёзы. Но то, что грусть сильна мы это чувствуем. 9.А теперь поговорим об образах, передающих покой и тишину, которых часто человеку не хватает. 10.Слушание «Островок» С.Рахманинова. Слайд: портрет С.Рахманинова 11.Какое состояние человека передаёт музыка? Подумайте над высказываем М.Горького «Как хорошо он слышит тишину» Какие строчки особенно передают на покой и тишину? 12.Немного другая тишина в «Песне туристов» из оперы «А зори здесь тихие»К.Молчанова. Пока мы будем исполнять песню, кто-то пойдёт к доске и выполнит задание. Нужно правильно соотнести имена композиторов и произведения. Работа у доски. 13.Исполнение «Песни туристов» К.Молчанова Какие чувства и настроение вызывает у вас эта песня? И какая перед нами здесь предстаёт тишина? Обратим внимание на доску, правильно ли выполнено задание? 14.Итог урока. Рассматривая разнообразные образы, с которыми мы познакомились в этом полугодии, изображают жизнь в разных её проявлениях. Создавая их, композиторы используют разнообразные средства музыкальной выразительности, это значит, характер музыки зависит от музыкального языка.

Ученые всего мира пытаются дать научный исчерпывающий ответ на вопросы о возникновении предметно-изобразительного восприятия музыки и существовании невидимой границы реальности звуков и иллюзии смысла. Подобное исследования можно сравнить с извечным поиском высшего разума, а начать необходимо с понимания природы возникновения музыкального образа в композиции.

Что такое музыкальный образ?

Это неосязаемый персонаж композиции, вобравший в себя букет звуков, мыслей композитора, исполнителей и слушателей в единый энергетический центр без времени и ориентира реального пространства.

Цельная композиция представляет собой поток чувственных интонаций, сопровождающих самые разнообразные эмоции и действия героев ее истории. Их сочетание, последовательность и противоречия друг другу создают образ композиции, раскрывая грани и расширяя границы самопознания. Создание музыкального образа в музыке отражает палитру чувств и эмоциональных переживаний, философских размышлений и восторженного отношения к прекрасному.

Удивительный мир музыкальных образов


Если композитор рисует раннее утро, он создает музыкальные образы в музыке, предлагая аудитории прочувствовать рассвет, небо в размытых облаках, пробуждение птиц и зверей. В это время темный зал, заполненный звуками, мгновенно меняет свои декорации на проекцию утреннего пейзажа бескрайних полей и лесов.

Душа слушателя ликует, эмоции захлестывают своей свежестью и непосредственностью. И все потому, что композитор, создавая мелодию, использовал звуки, их интонацию, определенные музыкальные инструменты, способные ориентировать человеческую память на подобные ощущения звучаний. Звуки колокола, пастушеской свирели либо крики петухов наполняют ассоциативный образ мелодии на столько, что время действия в композиции не оставляет сомнений - утро. В этом случае говорится о постоянных, предсказуемых ассоциациях.

Что такое музыкальный образ молнии, пытались объяснить И. Гайдн, Глинка, Верди, а Н. А. Римский-Корсаков потратил много усилий на создание музыкального образа в музыке. Звуковое нарастание использовали для света и атмосферных образов, а недрам земли отдавались низкие звуки, сохраняя логичное сопоставление низкого и высокого как в искусстве, так и в реальной жизни.

Случайные ассоциации музыкального образа

Существуют также случайные ассоциации, которые непредсказуемы и строго индивидуальны для каждого человека, как и его жизненный опыт. Это запахи, особенности настроения, нетипичное освещение, стечение обстоятельств к моменту прослушивания и многое другое. Одна ассоциация всегда провоцирует другую, насыщая музыкальный образ дополнительными деталями, придает уникальный, глубоко личностный характер всей композиции.

Ассоциации, созданные в результате прослушивания музыки, имеют свой возраст и актуальность. Именно поэтому реально-изобразительная музыка прошлых веков постепенно превращается в формальную, более абстрактную музыку нашей современности. Конкретные изобразительные ассоциации изживают себя. Так, композиции Моцарта или Баха не вызывают в душе современного слушателя те образы, которые были характерны их современникам. Ответить же на вопрос, что такое музыкальный образ в современной музыке, непросто. Электронные звуки давно заменили живые, но были бы абсолютно чужды музыкантам времен Чайковского и Бетховена.

Лирические образы в музыке

Что такое в музыке, хорошо знают русские классики. В 1840 году Глинка написал романс на стихи великого русского поэта А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновение». Композитор создал образы чарующего мгновения: воспоминание о первых минутах знакомства, горечь расставания с любимой и радость новой встречи. Невесомая мелодия сначала льется плавно, разливаясь нежными мотивами, и вдруг прерывается неустойчивым синкопированным ритмом.

Ритмические акценты, выразительные повторы и энергия «поступательного» ритма среднего раздела так ярко отразила эффекты поэтического слога, что знаменитые стихи влюбленного поэта обрели более яркие, чувственные эмоция, поражающие своей глубиной и остаточным действием.

В свою очередь трепетная любовь к Екатерине Ермолаевне Керн и глубокие переживания, сопровождавшие эти отношения, создали неповторимое произведение эффектных контрастов, гибких вариантов и интонаций и раскрыли новые малоизученные возможности создания в и его образов.

Что такое музыкальный образ в романсе? Это взволнованная речь, которая раскрывает тайну переживаний возлюбленных и делает слушателя свидетелем, соучастником, а то и самим героем-возлюбленным, погружая в мир неоднозначных чувств и потайных страхов.

Талантливый исполнитель романса сливается с образом лирического героя, как когда-то одним целым с ним был А. С. Пушкин и Глинка, и невидимое трио охватывает все органы чувств слушателя, овладевает его воображением и одним энергетическим потоком вливает в него одухотворенный импульс любви и красоты пережитых страданий.

«Все искусства, как и музыка, требуют чувства, которые приносит вдохновение - сказал Глинка. - И формы. Что значит гармонии, а «forme» -красота, т.е. соразмерность составления стройного целого... Чувство и форма - это душа и тело. Первое - дар высшей благодати, второе приобретается трудом...»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Жанры классической музыки

Вокальная музыка Инструментальная музыка На какие группы можно разделить всю музыку по способу исполнения?

Вокальная музыка Без сопровождения С сопровождением Крупная форма Миниатюры хоры a capella опера оперетта кантата оратория мюзикл Георгий Свиридов Хор «Зимнее утро» C ергей Прокофьев кантата «Александр Невский» https://yadi.sk/d/-k6X8UT4cKqCu ♪ ♪ https://yadi.sk/i/ZczaGRpGcKqNP

Кантата – произведение для хора, солистов и симфонического оркестра в нескольких частях. Сергей Прокофьев кантата «Александр Невский» IV часть «Вставайте, люди русские!» ♪ https://yadi.sk/i/n95OXbvUcKqVL ♪ Георгий Свиридов «Поёт зима » из кантаты «Памяти Есенина» https://yadi.sk/i/s9qbpwCxcKqyg

Оратория – отличается бо́льшими размерами, имеет драматический сюжет. ♪ Г.-Ф. Гендель «Аллилуйя» из оратории «Сотворение мира» https://yadi.sk/i/4LUzjabTcKqj2

Оперетта (итал. оperetta - маленькая опера) - театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на комический сюжет.

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии

Мюзикл - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Сюжеты часто берутся из известных литературных произведений, из мировой драматургии («Моя прекрасная леди» по Бернарду Шоу, «Целуй меня, Кэт!» по Шекспиру, «Человек из Ламанчи » по Сервантесу, «Оливер!» по Диккенсу).

Вокальная музыка Без сопровождения С сопровождением Крупная форма Миниатюры хоры a capella опера оперетта кантата оратория мюзикл песня романс вокализ серенада баллада ансамбли

Инструментальная музыка крупная форма камерная музыка симфония концерт увертюра симфоническая сюита симфоническая поэма балет соната этюд прелюдия токката фуга ноктюрн экспромт баллада пьеса ансамбли

Концерт – произведение для солирующего инструмента и симфонического оркестра в трёх частях. Симфония – произведение для симфонического оркестра в четырёх частях. Этюд – инструментальная миниатюра для тренировки исполнительской техники.

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 238 с углублённым изучением английского языка

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Учитель Долматова Марина Борисовна

Разработка урока музыки в 7 классе.

Тема: «Разнообразие музыкальных образов. Кантата»

Цели:

  • развитие эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желания слушать и исполнять ее.
  • передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве.
  • воспитание гражданственности и любви к Родине.

Задачи:

Раскрыть особенности жанра кантаты

Продолжить формирование эмоционально-образных представлений на примере

Кантаты С.Прокофьева «Александр Невский»

Повторить и закрепить знания о жанрах классической музыки, углубив понимание

Связи музыкального образа с жанровой принадлежностью произведения.

Продолжить работу над вокально-хоровыми навыками в исполнении распевки

О.Юргенштейна «Часы» и песни А.Городницкого «Дворец Трезини»

Технология:

элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения, информационные технологии.

Тип урока : комбинированный

Музыкальный материал: аудио-, видео- и кинофрагменты (С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский», фильм С.Эйзенштейна «Александр Невский», Г.-Ф. Гендель Аллилуйя из оратории «Мессия», Г. Свиридов «Зимнее утро»), О.Юргенштейн «Часы», А.Городницкий «Дворец Трезини»

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фортепиано, гитара, ударные

Инструменты.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Приветствие, мотивационная установка на сотрудничество, успешную работу. Оглашение задач урока.

Первый блок урока - теоретический

Музыкальное искусство, как и любое другое, имеет свой язык, свой способ выражения, свои особенности. Именно в музыке человек необычайно сильно и ярко выражает свои мысли и чувства.

Каковы же особенности музыкального искусства?

(неконкретность музыкального звука, развитие музыки во времени)

Что же выражают музыкальные звуки? Как воздействуют на нас? Какие образы создают композиторы в своих сочинениях? Иногда понять это бывает совсем не просто. Помочь нам могут наши чуткие уши, открытые сердца и, конечно, знания.

Например, мы знаем, что в музыке существуют различные жанры.

Что же такое жанр музыки?

(бытовые жанры – песня, танец, марш, и жанры классической музыки, различающиеся по составу исполнителей и способу исполнения).

Слушая фрагмент музыкального произведения, определите его жанр.

видеофрагмент «Зимнее утро» Г.Свиридова

(жанр хор a’capella)

Вновь обратимся к таблице «Жанры классической музыки» и продолжим знакомство с ними (работа в тетради).

Жанры вокальной музыки с сопровождением можно разделить на произведения крупной формы, то есть те, которые звучат долго, имеют несколько частей и, соответственно, много различных образов и миниатюры, то есть небольшие вокальные сочинения. Мне кажется, что самый масштабный, самый крупный жанр вокальной музыки вы назовёте сразу, потому что мы с ним давно знакомы.

Какой же это жанр?

(опера)

Записывая остальные жанры крупной формы вокальной музыки, вы, конечно, тоже можете встретить знакомые названия.

Сегодня нам предстоит познакомиться с жанром кантаты. Мы обратимся к одному из самых ярких произведений этого жанра - кантате Сергея Сергеевича Прокофьева «Александр Невский». У вас будет непростое задание – дать определение жанра кантаты. Напомню, что для этого, прежде всего, необходимо определить состав исполнителей. И второе задание не менее сложное. Вы, конечно, знаете, кто такой Александр Невский и можете представить круг музыкальных образов кантаты. Постарайтесь охарактеризовать музыку того фрагмента, который мы услышим. Какой музыкальный образ создал Прокофьев? Итак, давайте слушать.

видеофрагмент кантаты «Вставайте, люди русские»

(Произведение для хора, оркестра, могут быть солисты.

Призыв, решимость, готовность к подвигу, образ Родины – средняя часть, основанная на русской народной песенности.)

Запись в словарь термина «кантата» и название прозвучавшего примера в таблицу.

Кантата «Александр Невский» была создана Сергеем Прокофьевым на основе музыки к кинофильму. В ней 7 частей - «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мёртвое поле» и «Въезд Александра во Псков». Все они исполняются хором и оркестром, и только одна – «Мёртвое поле» - написана для меццо-сопрано. Великий кинорежиссёр Сергей Эйзенштейн в 1938 году снял великий фильм «Александр Невский», в котором музыка играет очень важную роль. Мы посмотрим фрагмент фильма, где звучит уже знакомая нам музыка хора «Вставайте, люди русские». Давайте попробуем увидеть и услышать, какую же роль играет музыка Прокофьева, каково её значение в фильме.

кинофрагмент фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский»

(Музыка в фильме является не просто фоном, а настоящим действующим лицом картины. Музыка раскрывает зрительные образы, делая их ярче и значительнее.

Основная мелодия хора «Вставайте, люди русские» дышит боевой удалью и отвагой, решимостью дать отпор врагу. Она выражает внутреннее состояние героев фильма, поднимающихся на защиту Родины)

Возвращаясь к крупным жанрам вокальной музыки, нужно хотя бы кратко сказать об оратории. Латинское «oro» означает «говорю», «молю». Состав исполнителей в оратории такой же, как и в кантате – хор, солисты и оркестр. Но, оратория, как правило, имеет драматический сюжет и отличается от кантаты бóльшими размерами.

В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания.

Послушаем очень известный фрагмент из знаменитой оратории Георга Фридриха Генделя «Мессия». Я думаю, что вы узнаете эту музыку и сможете сказать, как называется этот фрагмент.

видеофрагмент «Аллилуйя» из оратории Г.-Ф. Генделя «Мессия»

(«Аллилуйя», хвалебное слово, обращенное к Богу – «хвалите Бога»)

Подводя итог первой части нашего урока, вспомним с какими жанрами классической музыки мы познакомились?

(кантата, оратория)

Что же такое кантата?

(Произведение для хора, солистов и оркестра в нескольких частях.)

Фрагменты какой кантаты мы слушали?

(Кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский»)

На следующем уроке, продолжая изучать жанры музыки, мы подробнее познакомимся с жанрами оперетты и мюзикла.

Второй блок - вокально-хоровая работа

А теперь из внимательных и знающих слушателей мы превратимся в не менее внимательных и знающих исполнителей. Начнём с песни-распевки «Часы», в которой очень важна активная работа артикуляционного аппарата.

Исполнение песни-распевки «Часы».

Работа над активным звукоизвлечением, активным певческим дыханием и чёткой дикцией. Показ хлопками ритма в проигрыше и точный переход от показа ритма к пению.

Д м б д м б

Усложнение исполнительской задачи – использование для показа ритмических акцентов трёх групп ударных инструментов. Например, д еревянные (ложки, коробочки), м еталлические (треугольники) и б арабаны (бубны).

Мы с вами знаем, как непросто исполнить музыкальное произведение. Надо не только точно спеть мелодию и выучить слова песни, но, самое главное, раскрыть тот образ, который в нём заложен. Конечно, в бардовской песне, такой как «Дворец Трезини» Александра Городницкого, образ связан, прежде всего, с текстом песни, и он совсем непростой. Но ведь мы с вами петербуржцы, а значит, сможем донести до слушателей ту любовь к нашему городу, которой наполнена песня Городницкого.

Чтобы создать настроение доверительности, давайте будем исполнять песню под гитару, как обычно поют свои песни барды.

Исполнение песни А.Городницкого «Дворец Трезини» с гитарным аккомпанементом (лучше привлечь к исполнению аккомпанемента учащихся)

Завершая наш урок, хочу ещё раз напомнить, что мы сегодня познакомились с двумя жанрами классической музыки.

Какие это жанры?

Какие музыкальные фрагменты звучали на уроке?

Мне было очень приятно, что, работая сегодня на уроке, вы оказались не только внимательными, чуткими слушателями, но и хорошими, выразительными исполнителями.

(оценивание работы учащихся проводится как после каждого блока урока, так и в заключение)


Музыкальный образ

Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах, в их возникновении, развитии и взаимодействии.

Каким бы единым по настроению ни было музыкальное произведение, в нём всегда угадываются всевозможные перемены, сдвиги, контрасты. Появление новой мелодии, изменение ритмического или фактурного рисунка, смена раздела почти всегда означают возникновение нового образа, иногда близкого по содержанию, иногда - прямо противоположного.

Как в развитии жизненных событий, явлений природы или движений человеческой души редко бывает только одна линия, одно настроение, так и в музыке развитие основано на образном богатстве, вплетении различных мотивов, состояний и переживаний.

Каждый такой мотив, каждое состояние либо вносит новый образ, либо дополняет и обобщает основной.

Вообще в музыке редко встречаются произведения, основанные на одном-единственном образе. Только маленькую пьесу или небольшой фрагмент можно считать единым по образному содержанию. Например, Двенадцатый этюд Скрябина, представляет очень цельный образ, хотя при внимательном прослушивании мы обязательно отметим его внутреннюю сложность, переплетение в нём различных состояний и средств музыкального развития.

Точно так же строятся и многие другие произведения небольшого масштаба. Как правило, продолжительность пьесы тесно связана с особенностью её образного строения: маленькие пьесы обычно близки к единой образной сфере, в то время как крупные требуют более долгого и сложного образного развития. И это естественно: все крупные жанры в различных видах искусства обычно связаны с воплощением сложного жизненного содержания; им присуще большое количество героев и событий, в то время как маленькие обращены обычно к какому-нибудь частному явлению или переживанию. Это, конечно, не означает, что крупные произведения непременно отличаются большей глубиной и значительностью, часто бывает даже наоборот: небольшая пьеса, даже отдельный её мотив порой способны сказать столь многое, что их воздействие на людей оказывается даже более сильным и глубоким.

Между продолжительностью музыкального произведения и его образным строением существует глубокая связь, которая обнаруживается даже в названиях произведений, например «Война и мир», «Спартак», «Александр Невский» предполагают многочастное воплощение в крупномасштабной форме (опера, балет, кантата), в то время как «Кукушка», «Бабочка», «Одинокие цветы» написаны в форме миниатюры.

Почему же порой произведения, не обладающие сложной образной структурой, так глубоко волнуют человека?

Может быть, ответ заключается в том, что, сосредоточившись на едином образном состоянии, композитор вкладывает в небольшое произведение всю душу, всю творческую энергию, какую пробудил в нём его художественный замысел? Ведь не случайно в музыке XIX века, в эпоху романтизма, так много сказавшего о человеке и сокровенном мире его чувств, достигла высочайшего расцвета именно музыкальная миниатюра.

Очень много небольших по масштабу, но ярких по образу произведений было написано русскими композиторами. Глинка, Мусоргский, Лядов, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Шостакович и другие выдающиеся отечественные композиторы создали целую галерею музыкальных образов. Огромный образный мир, реальный и фантастический, поднебесный и подводный, лесной и степной, претворился в русской музыке, в чудесных названиях её программных произведений. Вам уже известны многие образы, воплощённые в пьесах русских композиторов, - «Арагонская хота», «Гном», «Баба Яга», «Старый замок», «Волшебное озеро»...

Не менее богатым является образное содержание и в непрограммных сочинениях, не имеющих специального названия.

Лирические образы

Во множестве произведений, известных нам как прелюдии, мазурки, таятся глубочайшие образные богатства, открываемые нам лишь в живом музыкальном звучании.

Одно из таких произведений - Прелюдия С. Рахманинова соль-диез минор. Её настроение, одновременно трепетное и тоскливое, созвучно русской музыкальной традиции воплощения образов печали и прощания.

Композитор не дал пьесе названия (Рахманинов не обозначил программным подзаголовком ни одну из своих прелюдий), однако в музыке чувствуется щемящее осеннее состояние: трепет последней листвы, моросящий дождь, низкое серое небо.

Музыкальный образ прелюдии дополняется даже моментом звукоизобразительности: в мелодико-фактурном звучании угадывается нечто похожее на прощальное курлыканье журавлей, покидающих нас на долгую-долгую зиму.

Может быть, потому, что в наших краях так долго длятся холода, а весна наступает медленно и неохотно, каждый русский человек с особой остротой чувствует конец тёплого лета и прощается с ним с тоскливой грустью. И поэтому образы прощания тесно сплелись с темой осени, с осенними образами, которых так много в русском искусстве: улетающие листья, моросняк, журавлиный клин.

Сколько стихотворений, картин, музыкальных пьес связано с этой темой! И как необычайно богат образный мир осенней печали и прощания.

Вот летят, вот летят...Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!
Вот замолкли - и вновь сиротеет душа и природа
Оттого что - молчи! - так никто уж не выразит их...

Это строки из стихотворения Николая Рубцова «Журавли», в котором так пронзительно и точно обрисован образ русской души и русской природы, воплощённый в высоком прощальном полёте журавлей.

И хотя Рахманинов, конечно, не вносил в своё произведение такой точной картины, думается, в образном строе прелюдии журавлиный мотив не случаен. Журавли – это своеобразный образ-символ, как бы парящий над общей образной картиной прелюдии, сообщающий её звучанию особую высоту и чистоту.

Музыкальный образ не всегда связан с воплощением тонких лирических чувств. Как и в других видах искусства, образы бывают не только лирическими, но порой остро драматическими, выражающими столкновения, противоречия, конфликты. Воплощение большого жизненного содержания рождает эпические образы, отличающиеся особой сложностью и многоплановостью.

Рассмотрим различные виды образно-музыкального развития в их связи с особенностями музыкального содержания.

Драматические образы

Драматические образы, как и лирические, представлены в музыке очень широко. С одной стороны, они возникают в музыке, основанной на драматических литературных произведениях (таковы опера, балет и другие сценические жанры), однако значительно чаще понятие «драматический» связывается в музыке с особенностями её характера, музыкальной трактовкой героев, образов и т. д.

Образец драматического произведения баллада Ф. Шуберта «Лесной царь», написанная на стихотворение великого немецкого поэта И. В. Гёте. В балладе сочетаются и жанрово-драматические особенности - ведь она представляет собой целую сцену с участием различных действующих лиц! - и острый драматизм, присущий характеру этой потрясающей по глубине и силе истории.

О чём же в ней говорится?

Заметим сразу, что баллада исполняется, как правило, на языке оригинала - немецком, поэтому её смысл и содержание нуждаются в переводе.

Такой перевод существует - лучший перевод гётевской баллады на русский язык, несмотря на то, что сделан он почти два столетия назад. Его автор, В. Жуковский, - современник Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт, дал такую трактовку «Страшного видения» Гёте.

Лесной царь

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой».
«О нет, то белеет туман над водой».

«Дитя, оглянися, младенец, ко мне;
Весёлого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».

«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит».
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

«Ко мне, мой младенец! В дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей;
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».

«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей».
«О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».

«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».

Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мёртвый младенец лежал.

Сравнивая немецкую и русскую версии стихотворения, поэт Марина Цветаева отмечает главное различие между ними: у Жуковского Лесной царь привиделся мальчику, у Гёте - явился на самом деле. Поэтому баллада Гёте реальнее, страшнее, достовернее: у него ребёнок погибает не от страха (как у Жуковского), а от подлинного Лесного царя, представшего перед мальчиком во всей силе своего могущества.

У Шуберта, австрийского композитора, читавшего балладу по-немецки, передана вся страшная реальность истории про Лесного царя: в его песне это такой же достоверный персонаж, как мальчик и его отец.

Речь Лесного царя заметно отличается от взволнованной речи рассказчика, ребёнка и отца преобладанием ласковой вкрадчивости, мягкости, завлекательности. Обратите внимание на характер мелодии - отрывистой, с обилием вопросов и восходящих интонаций в партиях всех персонажей, кроме Лесного царя, у него же она - плавная, закруглённая, певучая.

Но не только характер мелодической интонации - с появлением Лесного царя меняется всё фактурное сопровождение: ритм бешеной скачки, пронизывающий балладу от начала до конца, уступает место более спокойно звучащим аккордам, очень благозвучным, нежным, убаюкивающим.

Возникает даже своеобразный контраст между эпизодами баллады, такой взволнованной, тревожной по характеру в целом, с двумя лишь проблесками спокойствия и благозвучия (две фразы Лесного царя).

На самом деле, как это часто бывает в искусстве, именно в такой ласковости таится самое страшное: зов к смерти, непоправимости и безвозвратности ухода.

Поэтому музыка Шуберта не оставляет нам иллюзий: едва умолкают сладкие и страшные речи Лесного царя, тут же вновь врывается неистовая скачка коня (или стук сердца?), своей стремительностью показывающая нам последний рывок к спасению, к преодолению страшного леса, его темных и таинственных глубин.

На этом и заканчивается динамика музыкального развития баллады: потому что в конце, когда наступает остановка в движении, последняя фраза звучит уже как послесловие: «В руках его мёртвый младенец лежал».

Так в музыкальной трактовке баллады нам являются не только образы её участников, но и образы, прямо повлиявшие на построение всего музыкального развития. Жизнь, её порывы, её стремления к освобождению - и смерть, пугающая и влекущая, страшная и убаюкивающая. Отсюда и двуплановость музыкального движения, реально-изобразительного в эпизодах, связанных со скачкой коня, смятением отца, задыхающимся голосом ребёнка, и отстранённо-ласкового в спокойных, почти колыбельных по характеру речах Лесного царя.

Воплощение драматических образов требует от композитора максимальной концентрации выразительных средств, что приводит к созданию внутренне динамичного и, как правило, компактного произведения (или его фрагмента), основанного на образном развитии драматического характера. Поэтому драматические образы так часто воплощаются в формах вокальной музыки, в инструментальных жанрах небольшого масштаба, а также в отдельных фрагментах циклических произведений (сонат, концертов, симфоний).

Эпические образы

Эпические же образы требуют длительного и неспешного развития, они могут долго экспонироваться и неторопливо развиваться, вводя слушателя в атмосферу своеобразного эпического колорита.

Одним из ярких произведений, пронизанных эпической образностью, является опера-былина «Садко» Н. Римского-Корсакова. Именно русские былины, ставшие источником многочисленных сюжетных фрагментов оперы, сообщают ей эпический характер и неторопливость музыкального движения. Об этом писал и сам композитор в предисловии к опере «Садко»: «Многие речи, а также описанье декораций и сценических подробностей заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний и т. п. Поэтому в либретто зачастую сохранен былинный стих с его характерными особенностями».

Не только либретто, но и музыка оперы несёт печать особенностей былинного стиха. Действие начинается издалека, с неторопливого оркестрового вступления, носящего название «Окиан-море синее». Окиан-море числится в списке действующих лиц как царь Морской, то есть вполне достоверный, хотя и мифологический персонаж. В общей картине героев различных волшебных сказок царь Морской занимает столь же определённое место, что и Лесной царь – герой баллады Шуберта. Однако как по-разному показаны эти сказочные герои, представляющие два совершенно различных вида музыкальной образности!

Вспомните начало баллады Шуберта. Стремительное действие захватывает нас уже с первого такта. Стук копыт, на фоне которого звучит взволнованная речь героев, придаёт музыкальному движению характер смятения, нарастающей тревоги. Таков закон развития драматических образов.

Опера «Садко», в некоторых сюжетных мотивах имеющая сходство с «Лесным царём» (как мальчик полюбился Лесному царю и был силой взят в лесное царство, так Садко полюбился Морской царевне и был погружён на дно «окиан-моря»), имеет иной характер, лишённый драматической остроты.

Недраматичность, повествовательность музыкального развития оперы также выявляется уже в первых ее тактах. Не протяжённость сюжета представлена в музыкальном образе вступления «Окиан-море синее», а поэтическая прелесть этой волшебной музыкальной картины. Игра морских волн слышится в музыке вступления: не грозной, не могучей, а чарующе-фантастической. Неторопливо, словно любуясь собственными красками, переливается морская вода.

В опере «Садко» с её образом связана большая часть сюжетных событий, и уже из характера вступления видно, что будут они не трагическими, наделёнными острыми конфликтами и столкновениями, а спокойными и величавыми, в духе народных былин.

Такова музыкальная интерпретация различных типов образности, характерной не только для музыки, но и для других видов искусства. Лирические, драматические, эпические образные сферы образуют свои собственные содержательные особенности. В музыке это отражается в различных её сторонах: выборе жанра, масштабе произведения, организации выразительных средств.

О своеобразии главных особенностей музыкальной трактовки содержания мы будем говорить во второй части учебника. Потому что в музыке, как ни в каком другом искусстве, содержателен каждый приём, каждый, даже самый мелкий, штрих. И порой совсем незначительное изменение - иногда одной-единственной ноты - может в корне менять её содержание, её воздействие на слушателя.

Вопросы и задания:

  1. Как чаще проявляет себя образ в музыкальном произведении - одновременно или многопланово и почему?
  2. Как связан характер музыкального образа (лирический, драматический, эпический) с выбором музыкального жанра и масштаба произведения?
  3. Может ли в небольшом музыкальном произведении быть выражен глубокий и сложный образ?
  4. Как средства музыкальной выразительности передают образное содержание музыки? Объясните это на примере баллады Ф. Шуберта «Лесной царь».
  5. Почему при создании оперы «Садко» Н. Римский-Корсаков использовал подлинные былины и песни?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 13 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Рахманинов. Прелюдия № 12 соль-диез минор, mp3;
Римский-Корсаков. «Океан-море синее» из оперы «Садко», mp3;
Шуберт. Баллада «Лесной царь» (3 варианта исполнения - на русском, немецком языках и фортепиано без вокала), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Э то воплощенная в музыке жизнь, её чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества. Э то воплощенная в музыке жизнь, её чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества.


В музыке редко встречаются произведения, основанные на одном-единственном образе. В музыке редко встречаются произведения, основанные на одном-единственном образе. Только маленькую пьесу или небольшой фрагмент можно считать единым по образному содержанию. Только маленькую пьесу или небольшой фрагмент можно считать единым по образному содержанию.








Ритм-чередование коротких и длинных звуков Ритм-чередование коротких и длинных звуков Фактура-способ изложения музыкального материала Фактура-способ изложения музыкального материала Мелодия-одноголосное ведение главной мысли произведения Мелодия-одноголосное ведение главной мысли произведения



ФАКТУРА Музыкальная мысль может быть изложена различными способами. Музыка Музыкальная мысль может быть изложена различными способами. Музыка подобно ткани складывается из различных компонентов, таких как мелодия, подобно ткани складывается из различных компонентов, таких как мелодия, сопровождающие ее голоса, выдержанные звуки и т.д. Весь этот комплекс средств называется фактурой. сопровождающие ее голоса, выдержанные звуки и т.д. Весь этот комплекс средств называется фактурой.


Виды музыкальных фактур Монодия (унисон) (от греч. «моно» – один) – это древнейшая одноголосная Монодия (унисон) (от греч. «моно» – один) – это древнейшая одноголосная фактура, которая представляет собой одноголосную мелодию, либо проведение мелодии несколькими голосами в унисон. фактура, которая представляет собой одноголосную мелодию, либо проведение мелодии несколькими голосами в унисон. Гомофонно-гармоническая фактура складывается из мелодии и сопровождения. Она утвердилась в музыке венских классиков (вторая половина XVIII века) и является наиболее распространенной фактурой до наших дней. Аккордовая фактура - представляет собой аккордовое изложение без ярко выраженной мелодии. Примерами могут служить церковные песнопения - хоралы (довольно часто такую фактуру так и называют хоральной), Подголосочная полифония – свойственна русской народной песне. Она основана на свободной импровизации в процессе исполнения мелодии, когда к основному голосу присоединяются другие голоса – подголоски.


Сергей Васильевич Рахманинов Композитор Композитор Пианист Пианист Дирижёр Дирижёр Родился под Новгородом, на родине былинного героя Садко. Так же как и Садко, Рахманинов любил свою землю и всегда тосковал в разлуке с ней. Ведь в 1917 году в расцвете творческих сил он навсегда покинул Россию.





















Когда же родился этот страстный и драматичный полонез, которому композитор дал название – Прощание с родиной? В те самые дни, когда было подавлено Польское восстание 1794 года, и композитор покидал страну. Представьте себе, полонезу 213 лет. Когда же родился этот страстный и драматичный полонез, которому композитор дал название – Прощание с родиной? В те самые дни, когда было подавлено Польское восстание 1794 года, и композитор покидал страну. Представьте себе, полонезу 213 лет. Долговечность художественного произведения зависит от заряда душевной энергии, вложенной в него автором, такая творческая вспышка способна целые века питать людей энергией чувств. Долговечность художественного произведения зависит от заряда душевной энергии, вложенной в него автором, такая творческая вспышка способна целые века питать людей энергией чувств. И вот они – чудесные, удивительные, бесконечные и разнообразные превращения полонеза Огиньского в душах людей. И вот они – чудесные, удивительные, бесконечные и разнообразные превращения полонеза Огиньского в душах людей. «ПОЛОНЕЗ ОГИНСКОГО ПРОЩАНИЕ С РОДИНОЙ»





Песня на мотив Полонеза Огинского в исполнении хора Турецкого Что интересного было в их исполнении? Что интересного было в их исполнении? Что чувствовали вы, когда хотя бы ненадолго уезжали из дома? Что чувствовали вы, когда хотя бы ненадолго уезжали из дома?


Домашнее задание Выразить свои чувства о разлуке с домом в сочинении или рисунке. Выразить свои чувства о разлуке с домом в сочинении или рисунке. Найти или сочинить стихи о разлуке с домом, оформить в компьютерном варианте на листеА4, рассказать наизусть или сочинить музыку и исполнить на уроке. Найти или сочинить стихи о разлуке с домом, оформить в компьютерном варианте на листеА4, рассказать наизусть или сочинить музыку и исполнить на уроке.


Самооценка и оценивание учебной деятельности учащихся учителем. Алгоритм самооценки. Всё ли ты запомнил, о чём говорилось на уроке? Был ли ты активен на уроке? Были ли твои ответы безошибочны? Соблюдал ли ты порядок на уроке? Записал ли ты в тетрадь всё по теме урока? Выполнил ли ты домашнее задание?