Расставить динамические оттенки в порядке увеличения громкости. Динамические оттенки

В предыдущей статье мы рассмотрели понятие темпа, как средства выразительности в музыке. Также вы узнали варианты обозначения темпа. Помимо темпа, огромное значение имеет громкость звучания музыкального произведения. Громкость - мощное средство выразительности в музыке. Темп произведения и его громкость дополняют друг друга, создавая единую картину.

Динамические оттенки

Степень громкости звучания музыки называют динамическим оттенком. Сразу обращаем внимание на то, что в рамках одного музыкального произведения могут использоваться различные динамические оттенки. Ниже приводим список динамических оттенков.

Постоянная громкость
Полное название Сокращение Перевод
fortissimo ff очень громко
forte f громко
mezzo forte mf средняя громкость
mezzo piano mp средне-тихо
piano p тихо
pianissimo pp очень тихо
.
Изменения громкости
.
Смена громкости

Рассмотрим примеры взаимодействия громкости и темпа. Марш, скорее всего, будет звучать громко, чётко, торжественно. Романс будет звучать не очень громко, в медленном или среднем темпе. С большой долей вероятности, в романсе мы встретим постепенное ускорение темпа и нарастающую громкость. Реже, в зависимости от содержания, возможно постепенное замедление темпа и снижение громкости.

Итог

Для того, чтобы исполнять музыку, необходимо знать обозначение динамических оттенков. Вы увидели, какие знаки и слова используются для этого в нотах.

ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ

Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками (от греческого слова dynamicos -- силовой, то есть сила звука). В нотах вы, конечно, видели такие значки: pp, p, mp, mf, f, ff, dim, cresc. Все это -- сокращения названий динамических оттенков. Посмотрите, как они пишутся полностью, произносятся и переводятся: pp -- pianissimo «пианиссимо» -- очень тихо; р -- piano «пиано» -- тихо; mp -- mezzo piano «меццо пиано» -- умеренно тихо, немножечко громче, чем пиано; mf -- mezzo forte «меццо форте» -- умеренно громко, громче, чем меццо пиано; f -- forte («форте» -- громко; ff -- fortissimo «фортиссимо» -- очень громко. Иногда, гораздо реже, в нотах можно встретить такие обозначения: ppp (пиано-пианиссимо), рррр. Или fff, (форте-фортиссимо), ffff. Они означают очень-очень тихо, еле слышно, очень-очень громко. Знак sf -- sforzando (сфорцандо) указывает на выделение какой-то ноты или аккорда. Очень часто встречаются в нотах и такие слова: dim, diminuendo (диминуендо) или значок указывающие на постепенное ослабление звука. Cresc. (крещендо), или значок -- указывают, напротив, что нужно постепенно усиливать звук. Перед обозначением cresc. иногда ставится poco а poco (поко а поко) -- мало-помалу, понемногу, постепенно. Конечно, эти слова встречаются и в других сочетаниях. Ведь постепенно можно не только усиливать звук, но и ослаблять его, ускорять или замедлять движение. Вместо diminuendo иногда пишут morendo (морендо) -- замирая. Такое определение означает не только затихая, но и замедляя темп. Приблизительно тот же смысл имеет слово smorzando (сморцандо) -- приглушая, замирая, ослабляя звучность и замедляя темп. Вы, наверное, не раз слышали пьесу «Ноябрь» из цикла «Времена года» Чайковского. Она имеет подзаголовок «На тройке». Начинается не очень громко (mf) простая мелодия, похожая на русскую народную песню. Она растет, ширится, и вот уже звучит мощно, громко (f). Следующий музыкальный эпизод, более живой и грациозный, имитирует звучание дорожных бубенцов. А потом на фоне неумолчного звона бубенцов вновь возникает мелодия песни -- то тихая (р), то приближающаяся и вновь исчезающая вдали, постепенно истаивающая.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Смотреть что такое "ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ" в других словарях:

    Содержание 1 Темпы 1.1 Характеристики темпа 1.1.1 Медленные темпы … Википедия

    - (франц. nuance) оттенок, едва заметный переход в интонациях речи, в значении слов, в красках и т.д. Термин «Н.» широко применяется в музыке, где относится преимущественно к исполнению музыкальных фраз и отдельных звуков (созвучий).… …

    Может иметь высоту основного тона от до субконтроктавы до до ре пятой октавы (от 16 до 4000 4500 гц). Громкость его не может превышать порога болевого ощущения (См. Порог болевого ощущения). По длительности и по тембру З. м. очень… … Большая советская энциклопедия

    - (от имени изобретателя и лат. vox голос) первый сов. электромузыкальный инструмент. Изобретён Л. С. Терменом в 1920. В первом варианте одноголосный; применяемые электронные схемы были радиоламповые, позже транзисторные. В Т. электрич.… … Музыкальная энциклопедия

    Мы живем в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен и даже, порою, переполнен звучаниями. Стук захлопнувшейся двери, звон водопроводной струи, непрерывный гул машин за окном, шум трамвая, голоса разговаривающих людей, гул пылесоса, жужжание… … Музыкальный словарь

    Звук музыкальный звук, обладающий: определённой высотой (высота основного тона обычно от до субконтроктавы до до ре пятой октавы (от 16 до 4000 4500 Гц); тембром, который определяется присутствием в звуке обертонов и зависит от источника звука.… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Динамика. Динамика в музыке совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Содержание 1 Обозначения 1.1 Громкость (относительная) … Википедия

    Звук, обладающий определённой высотой (высота основного тона обычно от до субконтроктавы до до ре пятой октавы (от 16 до 4000 4500 Гц); тембром, который определяется присутствием в звуке обертонов и зависит от источника звука. По тембру звуки… … Википедия

    Сергей Лемешев Полное имя Сергей Яковлевич Лемешев Дата рождения 10 июля 1902 Место рождения Тверская губерния, Российская империя Дата смерти … Википедия

Книги

  • Хрестоматия балалаечника. Младшие классы детской музыкальной школы , Щербак В.. Хрестоматия балалаечника. Младшие классы ДМШ - Щербак В. Хрестоматия предназначена для начального обучения детей 6-8 лет, включая донотный период. Она предусматривает возможность играть…
  • Битлз для двоих. Для дуэта гитар , . Этот сборник - для поклонников музыки великой ливерпульской четверки. В нем вы найдете переложения популярных песен "Битлз" для двух гитар. Для того чтобы сыграть эти песни, от вас требуется…

Громкость (относительная)

Два базовых обозначения громкости в музыке:

Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:

Кроме знаков f и p , есть также

Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p . Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp . У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».

В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука. Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff , а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии - fffff .

Обозначения динамики носят относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p , и несколько тише, чем mf . У некоторых компьютерных программ записи звука существуют стандартные значения скорости нажатия клавиши, соответствующие тому или иному обозначению громкости, но, как правило, эти значения можно настраивать.

Постепенные изменения

Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины креше́ндо (итал. crescendo ), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэ́ндо (итал. diminuendo ), или декреше́ндо (decrescendo ) - постепенное ослабление. В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc. ). Для этих же целей используются особые знаки-"вилочки". Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся (<), это означает усиление звука, если сходятся (>) - ослабление. Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:

«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке. Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. - изменения на более долгом интервале времени.

Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (по́ко - немного), poco a poco (поко а поко - мало-помалу), subito или sub. (су́бито - внезапно) и т. п.

Обозначение сфорцандо

Резкие изменения

Сфорца́ндо (итал. sforzando ) или сфорца́то (sforzato ) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz . Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорца́ндо (итал. rinforzando ) и обозначается rinf. , rf или rfz .

Обозначение fp означает «громко, затем сразу тихо»; sfp указывает на сфорцандо с последующим пиано.

Музыкальные термины, связанные с динамикой

  • al niente - буквально «до ничего», до тишины
  • calando - «понижаясь»; замедляясь и снижая громкость.
  • crescendo - усиливая
  • decrescendo или diminuendo - снижая громкость
  • perdendo или perdendosi - теряя силу, сникая
  • morendo - замирая (затихая и замедляя темп)
  • marcato - подчёркивая каждую ноту
  • più - более
  • poco - немного
  • poco a poco - мало-помалу, постепенно
  • sotto voce - вполголоса
  • subito - внезапно

История

Указания на динамические оттенки одним из первых ввёл в музыкальную нотацию композитор эпохи Возрождения Джованни Габриэли, однако до конца XVIII века подобные обозначения использовались композиторами редко. Бах использовал термины piano , più piano и pianissimo (написанные словами), и можно считать, что обозначение ppp в тот период означало pianissimo .

См.также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Музыка - вид искусства, апеллирующий к нашей чувственной сфере при помощи звуков. Язык звуков имеет в своём составе различные элементы, которые в профессиональной терминологии называются «средства музыкальной выразительности». Одним из таких важнейших и мощнейших по воздействию элементов является динамика.

Что такое динамика

Это слово знакомо всем из курса физики и ассоциируется с понятиями «масса», «сила», «энергия», «движение». В музыке оно определяет то же самое, но по отношению к звуку. Динамика в музыке - это сила звука, она также может выражаться понятиями «тише - громче».

Игра на одинаковом уровне звучности не может быть выразительной, она быстро утомляет. Напротив, частая смена динамики делает музыку интересной, позволяя передавать широкую гамму эмоций.

Если музыка призвана выразить радость, торжество, ликование, счастье - динамика будет яркой и звучной. Для передачи таких эмоций, как печаль, нежность, трепетность, проникновенность используется светлая, мягкая, спокойная динамика.

Способы обозначения динамики

Динамика в музыке - это то, что определяет уровень громкости. Обозначений для этого существует совсем немного, реальных градаций в звучании значительно больше. Так что динамические символы следует рассматривать всего лишь как схему, направление поиска, где каждый исполнитель проявляет в полной мере свою фантазию.

Уровень динамики «громко» обозначается термином «форте», «тихо» - «пиано». Это общеизвестно. «Тихо, но не слишком» - «меццо пиано»; «Не слишком громко» - «меццо форте».

Если же динамика в музыке требует выхода на уровень крайностей, используются нюансы «пианиссимо» - очень тихо; или «фортиссимо» - очень громко. В исключительных случаях количество значков "форте" и "пиано" может доходить до пяти!

Но даже с учётом всех вариантов количество символов для выражения громкости не превышает цифры 12. Это совсем не много, если учесть, что на хорошем рояле можно извлечь до 100 динамических градаций!

К динамическим указаниям относятся также термины: "крещендо" (постепенно усиливая громкость) и противоположный по значению термин "диминуэндо".

Музыкальная динамика включает в себя ряд символов, указывающих на необходимость проакцентировать какой-либо звук или созвучие: > ("акцент"), sf или sfz (резкий акцент - "сфорцандо"), rf или rfz ("ринфорцандо" - "усиливая").

От клавесина до рояля

Сохранившиеся экземпляры клавесинов и клавикордов позволяют нам представить, что такое динамика в музыке Механика старинных не позволяла изменять уровень громкости постепенно. Для резкой смены динамики существовали дополнительные клавиатуры (мануалы), которые могли добавлять к звучанию обертоны за счёт октавных удвоений.

Специальная и ножная клавиатура на органе позволяли добиваться разнообразия тембров и усиления громкости, однако всё равно изменения происходили внезапно. По отношению к музыке барокко даже существует специальный термин «террасообразная динамика», поскольку смена уровней громкости напоминала уступы террасы.

Что касается амплитуды динамики, то она была совсем невелика. Звук клавесина, приятный, серебристый и тихий вблизи, был почти не слышен на расстоянии нескольких метров. Звучание клавикорда было более жестковатым, с металлическим оттенком, но немного более звучным.

Этот инструмент был очень любим И. С. Бахом за его способность пусть в едва заметной степени, но всё же менять уровень динамики в зависимости от силы прикосновения пальцев к клавишам. Это давало возможность придавать фразе определённую выпуклость.

Изобретение в начале 18 века фортепиано с его молоточковой системой произвело революцию, расширив возможности Динамика в музыке, исполняемой на современном рояле, имеет огромное количество градаций звука и, главное, доступность постепенных переходов от одного нюанса к другому.

Динамика крупная и детализированная

Крупная динамика обычно выражается символами, изложенными в таблице. Их немного, они ясны и определённы.

Однако «внутри» каждого из этих нюансов может быть масса более тонких звуковых градаций. Для них не придумано специальных обозначений, однако эти уровни существуют в реальном звучании и именно они заставляют нас трепетно вслушиваться в игру талантливого исполнителя.

Такая мелкая динамика называется детализированной. Традиция её использования берёт начало (вспомните возможности клавикорда).

Динамика в музыке - это один из пробных камней исполнительского мастерства. Именно мастерское владение тонкой нюансировкой, лёгкими, едва заметными её изменениями отличает игру талантливого профессионала.

Впрочем, не менее сложно бывает равномерно распределить усиление или ослабление звучности, когда оно «растянуто» на большом отрезке нотного текста.

Относительность динамики

В заключение стоит заметить, что динамика в музыке - это весьма относительное понятие, как, впрочем, и всё остальное в нашей жизни. Каждый музыкальный стиль и даже каждый композитор имеет свою динамическую шкалу, а также свои особенности в применении нюансировки.

То, что хорошо звучит в музыке Прокофьева, абсолютно неприменимо при исполнении сонат Скарлатти. А нюанс piano у Шопена и у Бетховена будет звучать совсем по-разному.

Это же относится и к степени акцентировки, продолжительности сохранения одного и того же уровня динамики, способа его смены и так далее.

Чтобы овладеть данным средством музыкальной выразительности на хорошем профессиональном уровне, необходимо, прежде всего, изучать игру великих мастеров, вслушиваться, анализировать, думать и делать выводы.

Два полярных состояния громкости даже заложены в названии фортепиано. Форте – громко. Пиано – тихо. Термин обусловлен технологией этого инструмента: струны поражает молоток, и сила исполнения благодаря ему может варьироваться. И уровни ее изменения это и есть динамические оттенки. Их виды и особенности отражены далее.

Первые разновидности

Их появление связано с разными эпохами развития искусства. С появлением первого фортепиано возникли и соответствующие определения (форте и пиано). Позже число динамических оттенков стало увеличиваться.

Каждый вид носит итальянское наименование и имеет буквенное сокращение, и перевод на русский. Например, фортиссимо кратко обозначается как ff. А в переводе трактуется – очень громко.

В период ренессанса существовало 6 оттенков. 3 уже представлены выше (форте - f, пиано - p, фортиссимо). Другие три таковы:

  1. Меццо форте. Кратко – mf. Русская трактовка – не очень громко.
  2. Пианиссимо. Сокращение – pp. В переводе означает очень тихое исполнение.
  3. Меццо пиано. Аббревиатура – mp. На русском – не очень тихо.

Дальнейшее развитие

Во времена романтизма (1790-1910 гг.) композиторам было мало существующих динамических оттенков в музыке. Поэтому начались большие расширения: от ppppp до fffff.

Ученые пытались оттенки измерять в физических величинах. Результаты получились лишь ориентировочные. Так, Н. А. Гарбузов при исследовании зонного происхождения динамического слуха пришел к такому заключению: ширина участка всех динамических оттенков достигает примерно 10 дБ.

На сегодняшний день максимальный параметр музыкального диапазона составляет 40 дБ. Обозначения оттенков демонстрируют некоторые интервалы громкости, но не постепенные развития и упадки динамики.

Современные соотношения

Введенные обозначения mp, mf и p позволяют разнообразить исполнение произведения. Когда музыкант видит в нотных записях наличие символа mp, то играет определенный отрывок произведения немного громче. Если есть знак mf, то игра идет потише. При наличии «p» - еще тише.

Сегодня компьютерные технологии позволяют записывать звук с применением этих обозначений. Каждая программа позволяет их настраивать. И каждое название динамического оттенка в современном мире принято соотносить с децибелами (дБ). Причем анализ проходит в двух измерениях:

  1. Фонах – логарифмических параметрах громкости. Это физическое исследование.
  2. Сонах – ее субъективных единицах. Это психологическое восприятие звука.

Сон (1 сон = 40 дб)

Крайние уровни

Дополняя свои произведения символами f и p, композиторы обозначали увеличение пределов мощности звука.

Это довольно редкие случаи. Их примеры таковы:

  1. «Шестая симфония» Петра Ильича Чайковского. В ней творец задействовал музыкальные динамические оттенки pppppp и ffff.
  2. «Четвертая симфония» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Здесь применяется fffff.
  3. «Шестая соната» Галины Ивановны Уствольской. В произведении задействовано 6 форте (ffffff) и прием «экспрессивисимо», говорящий о предельной экспрессии в композиции.

Плавные изменения

Они обозначаются тремя терминами:

  • вилки;
  • «крещендо» (cresc. - усиление) ;
  • «диминуэндо» (dim. - снижение).

У третьего понятия есть синоним – «дикрещендо» (decresc.). Вилки обозначаются парой линий, которые связаны с одной стороны и расходятся с другой. При их расхождении справа налево громкость ослабевает.

Последующий компонент нотной записи обозначает умеренное сильное начало, после чего следует усиление и ослабление. Вилки пишут под или над станом. Во втором случае обычно поступают при записи вокальной партии.

Как правило, они свидетельствуют о кратковременных динамических оттенках. Обозначения cresc. и dim. говорят об их большей длительности. Эти знаки могут дополнять следующими надписями:

  • poco (немного) ;
  • poco a poco (мало-помалу) ;
  • subito или sub. (неожиданно).

Понятие сфорцандо

Это неожиданный и резкий акцент. Его краткие принятые обозначения: sf или sfz . Также есть смежное определение - ринфорцандо (rinf или rfz). Он срабатывает, когда внезапно усиливаются несколько звуков либо короткая фраза. В некоторых случаях в нотнике может сначала прописываться fp, а затем sfp. Первое означает громкую игру и сразу тихую. Второе свидетельствует о наличии сфорцандо и идущем пиано после него.

Изучение оттенков

Основная теория музыки преподается в начальных классах любой детской музыкальной школы. Ученикам преподают, как правильно исполнять произведения, чтобы ощущать цельную линию всей композиции.

Для детей динамические оттенки в музыке преподносятся сначала в виде двух базисов: форте и пиано. Ученики их задействуют в специальных упражнениях и несложных произведениях. По степени накопления знаний увеличивается и усложняется и практическая часть. Отрабатывается материал с разными динамическими оттенками.

  • стабильная;
  • с частичным и полным изменением.

Стабильное звучание:

С изменениями:

С полной сменой:

В процессе обучения исследуют, как взаимодействуют громкость и темп. Анализируются произведения различных музыкальных жанров. Ученики должны самостоятельно выделить те или иные музыкальные динамические оттенки в них.

Как правило, у каждого жанра своя специфика. Например, у марша четкая высокая громкость. У романса она меньшая, при этом темп медленный или средний. Здесь часто эти показатели постепенно нарастают.

Частая вариация динамических оттенков и темпа встречается во многих классических произведениях, а также развернутых и продолжительных композициях в рок-музыке. Примеры:

  1. Первая часть «Пятой симфонии» (Л. Бетховен).
  2. «Полет Валькирий» (Рихард Вагнер).
  3. «Игра с огнем» (гр. “Ария”).
  4. Sign of the cross (Iron Maiden).

В подобных произведениях может идти постепенное развитие громкости и темпа. Затем они достигают определенных пределов. Композиция может затихнуть и снова развиваться, но в другом ключе. Для исполнения таких творений требуется высочайшее мастерство музыкантов.