Н. Давыдов - Теоретические основы мастерства баяниста

Муниципальное автономное образовательное учреждение

1.1 Исполнительский аппарат баяниста.

Работа с учащимися начинается с важных моментов для любого музыканта: правильной посадки, постановки рук, положения инструмента. В отличие от скрипачей, вокалистов, которые тратят много лет на постановку рук, голосового аппарата, баянисты занимаются этим вопросом очень мало. А ведь правильная постановка игрового аппарата на начальном этапе обучения очень важна, от нее зависит возможность выражения в исполнении художественных замыслов.

Конечно же, наиболее активным в процессе исполнительства на бая­не является плечевой пояс, состоящий из плеча, предплечья, запястья и пальцев, но не следует игнорировать и другие части исполнительского ап­парата. считал, что: «Под игровым аппаратом музыканта - исполнителя часто понимают пальцы, кисть, предплечье, непосредственно участвующие в звукоизвлечении. Между тем их нельзя рассматривать изолированно. Речь, думается, должна идти о двигательных реакциях всего организма человека» .


Его утверждение основано на достижени­ях педагогов и исполнителей в области рационализации исполнительских движений, а также введения новых красочных элементов в исполнитель­ское искусство баянистов.

Нельзя в качестве исполнительского аппарата рассматривать только руки и плечевой пояс. Характерной особенностью исполнитеьства на бая­не, является то, что для извлечения звука необходимо не только нажимать клавиши, но и вести мех. Так как именно ведение меха во многом определяет качество извлекаемого на баяне звука, следует более внимательно рассматривать работу мышц спины. Мы можем уверенно ут­верждать, что спина, также как и плечевой пояс, является важной частью исполнительского аппарата баяниста.

Еще одной особенностью баяна является то, что инструмент во вре­мя игры находится на коленях исполнителя. Способы удержания баяна, принято называть посадкой баяниста. Так же как и меховедение, измене­ния в посадке влияют на характеристики извлекаемого из баяна звука. Анализируя современный репертуар композиторов-баянистов таких как: Вечеслав Семёнов, Владимир Зубицкий, Александр Мордухович, Александр Летунов, можно с уверенностью сказать, что в процессе игры участвуют даже колени и стопы. Это, без сомнения, существенно расширяет поня­тие об исполнительском аппарате баяниста. Мы не можем исключить из рассмотрения вопроса тазобедренную часть и ноги исполнителя. Все вышеизложенное позволяет утверждать, что в исполнении на баяне актив­но участвует вся опорно-двигательная система человека.

Тем не менее, научный подход не позволяет в качестве исполнитель­ского аппарата рассматривать только костно-мышечную структуру челове­ка. При любых движениях, исполнительская деятельность не исключение, двигательная система человека управляется, регулируется и координиру­ется центральной нервной системой.

С учетом вышеизложенного под исполнительским аппаратом баяниста следует рассматривать всю опорно-двигательную систему человека, регулируемую и координируемую нервной системой.

Постановка исполнительского аппарата баяниста, аккордеониста обусловлена главным образом характером конкретно исполняемой музыки, конструктивными особенностями инструмента, а также психологическими и анатомо-физиологическими особенностями самого исполнителя. Вопросы постановки включают в себя три компонента: посадку, установку инструмента, положение рук.

В нашей работе мы будем рассматривать только один из компонентов исполнительского аппарата баяниста – ПОСАДКУ.

1.2. Анализ подхода к формированию посадки

в методической литературе баяниста.

На начальном этапе обучения баяниста педагог часто сталкивается с такой проблемой, как правильное формирование посадки учащегося. Чаще в такой ситуации за помощью обращаются к разнообразным «Школам» и «Самоучителям».

Мы, в свою очередь, постараемся рассмотреть подходы к формированию посадки в наиболее часто используемой литературе. В качестве такой литературы мы будем использовать: четыре «самоучителя игры на баяне» (авторы: О. Агафонов, В. Алёхин, Р. Бажилин, А. Басурманов), четыре «школы игры на баяне» (авторы: Ю. Акимов, П. Говорушко, А. Онегин, В. Семёнов), а также книгу А. Иванова «Начальный курс игры на баяне» и пособие «Система начального обучение игре на баяне», автор Н. Якимец.

О. Агафонов, такой теме как «посадка», практически совсем не отводит места, сказано буквально три предложения:

«Прежде чем начинать играть, необходимо подогнать плечевые ремни так, чтобы инструмент не был прижат к корпусу и устойчиво стоял на коленях играющего. Правая нога создаёт упор при сжиме меха. Это необходимо для обеспечения свободы движений правой руки».

В книге так же присутствует изображение (рис.1):

https://pandia.ru/text/79/152/images/image002_109.gif" align="left" width="228 height=324" height="324"> Интересными в данном описании являются 5 и 6 пункты. «Правый ремень надевается на плечо. Левый ремень служит опорой для левой руки…». Выходит, что плечевой ремень используется только один. Это же вы наблюдаем в 6 пункте. «…Три точки опоры: Правая и левая нога и ПЛЕЧО, на которое надевается РЕМЕНЬ.». Подтверждением данного текста служит рисунок 2, взятый из вышеуказанного самоучителя. Действительно, в «старой» баянной школе использовался один плечевой ремень, но обратим внимание, что год выпуска сборника 1977, а в это время уже все играли с двумя плечевыми ремнями. Можно сделать вывод, что тему посадки автор скорее взял из самоучителей старого образца, отсюда следует, что данный вопрос не особо важен для автора.

Роман Бажилин в своём «Самоучителе игре на баяне (аккордеоне)» очень подробно описывает посадку и установку инструмента:

«Удобная для игры посадка, прежде всего должна быть устойчивой. Для занятий необходимо подобрать удобный стул. Сиденье стула должно быть немного выше уровня коленей ученика. Сидеть следует достаточно глубоко, примерно на половине сиденья. Ноги, стоящие на полной ступне, немного расставлены и слегка выдвинуты вперёд. Вес туловища вместе с весом инструмента должен приходиться на три точки опоры – на сиденье стула и ступни ног».

Следует обратить внимание на «удобный стул» , какой именно не конкретизировано, а так же, что «сидеть следует достаточно глубоко» .

Если сидеть на стуле слишком глубоко, то теряется опора на стопы.

В данном описании не указано как при такой посадке должен стоять инструмент. Можно прийти к выводу, что в данном пособии посадке опять не уделено должного внимания.

Последний предложенный самоучитель А. Басурманова. Посадка в нем описывается следующим образом:

«Играть на баяне следует сидя на стуле с небольшим наклоном вперёд и неглубоко. Во время игры мех баяна должен находиться на левой ноге, а нижняя часть правой стороны корпуса баяна упираться в правую ногу. Ноги должны опираться на всю ступню. Левую ногу следует несколько выдвинуть вперёд».

В данном определении не указана только жёсткость стула, а всё остальное описано подробно, кроме того автор далее рассказывает о правильном положении ремней, о верном меховедении, и других вещах, напрямую зависящих от посадки за инструментом. Всё сказанное конечно проиллюстрировано (рис. 3). Но рисунок немного противоречит описанию посадки, т. к. на нем баянист сидит очень глубоко на стуле, из-за чего опять же отсутствует опора на стопы.

Рассмотрим конкретно, «школы» игры на инструменте. Ю. Акимов говорит о посадке следующее:

«В работе над посадкой необходимо учитывать физические данные ученика. Принятая поза должна придать устойчивость корпусу тела и не стеснять движения рук, обусловить собранность исполнителя и создать эмоциональную настроенность перед игрой. В начальный период обучения можно считать правильной такую исходную посадку, которая удобна и обеспечивает свободу действий исполнителя, устойчивость инструмента. Баянист играет сидя на стуле с жёстким или полужёстким сидением, которое должно находиться приблизительно на уровне его колен. Детям маленького роста следует подставлять скамеечки, или сажать на стул с укороченными ножками».

Мнение автора по поводу посадки в начальный период обучения не совсем верно изложено. Ребёнку, взявшему инструмент впервые в жизни, сидеть за ним будет в любом случае неудобно, организм человека специально не приспособлен для баяна. К верной посадке нужно приучать с самого начала.

«Сидеть нужно на половине сиденья, не касаясь спинки стула. Ноги слегка расставлены и стоят на полу (или скамеечке), опираясь на полную ступню. Корпус исполнителя должен быть слегка наклонён вперёд, к инструменту, для сохранения постоянного контакта тела ученика и баяна. Инструмент с собранным (сжатым) мехом ставится на бёдра. Нижняя часть грифа находится на правой ноге».

Снова говориться, что «на половине стула», это опять может привести к неполной опоре на ступни ног..gif" align="left hspace=12" width="193" height="324">Для обеспечения устойчивости инструмента во время игры применяются плечевые (длинные) ремни, которые надеваются на верхнюю часть плеч».

Объясняется, почему ноги должны стоять именно так, для чего инструмент должен быть слегка наклонен. И даже приводится пример, в каких случаях посадка помогает в вопросе аппликатуры. Изображение посадки из данной «Школы» на рисунке 5.

Я думаю, что применяя материал из данной «Школы», ученику нужно обязательно объяснить, почему нужно сидеть именно так, только тогда он поймёт и оценит огромную пользу правильной посадки.

В «Школе игры на баяне» А. Онегина, посадке уделена огромная глава, и как в предыдущей «Школе» некоторые моменты подробно поясняются, т. е. не только как, но и для чего нужно сидеть именно таким образом:

«С первых же уроков нужно усвоить правильную, естественную посадку. Сидеть на стуле нужно не очень глубоко, ближе к краю с некоторым наклоном вперёд. Ноги должны стоять плотно на полу. Ученикам маленького роста необходимо ставить под ноги скамеечку (подставку) или давать стул соответствующей высоты, чтобы опора ног придавала корпусу устойчивость.

Колени не следует держать слишком широко и при этом нужно следить, чтобы левая нога не участвовала в ведении меха. Учащийся должен сидеть свободно и удобно, но не расхлябанно, а собрано.

Голову нужно держать прямо, во время игры не следует смотреть на клавиатуру».

Бесспорно, посадка в данной школе описана безупречно, но в дальнейшем повествовании автора, мы наблюдаем опять один плечевой ремень (рис 6). А. Онегин говорит об этом так: «…два ремня создают более устойчивое положение инструмента. Но наряду с этим, прикрепление инструмента к груди двумя ремнями чрезмерно приближает его, и вызывает скованность играющего, стесняет свободу движения его рук и ограничивает подвижность инструмента в руках. Поэтому учащимся ДМШ не рекомендуется применять два плечевых ремня. Это допустимо лишь для зрелых исполнителей».

Дети очень активны по природе, и если их что-то сковывает, они непременно сами меняют положение, а ведь баян инструмент не из лёгких, и если держаться он будет только на коленях, то при неаккуратном движении ребёнка инструмент может упасть. В данном вопросе с автором можно не согласиться.

Одна из самых молодых «Школ», это «Школа» В. Семёнова. В ней очень подробно описана не только правильная посадка, но так же автор поддерживает и изменение посадки во время игры, для более удобного положения рук, кистей или пальцев. Автор пишет так:

«Сначала педагог ставит баян на левое бедро ученика таким образом, чтобы создать условия для свободных, естественных движений правой руки и регулирует длину правого плечевого ремня, затем левого, который должен быть короче правого. Это создаёт устойчивость верхней части инструмента во время игры».

В этом определении описан базис для правильного положения инструмента, по мнению В. Семёнова. А вот как он описывает изменения в посадке:

«Во время игры некоторые элементы посадки могут меняться, например: наклон инструмента к себе делает более удобным применение первого пальца, а так же позволяет более рационально использовать вес правой руки при исполнении аккордов. Ровное положение инструмента идеально для исполнения сложных приёмов тремолирования мехом. Некоторый наклон вперёд удобен для традиционного трёхпальцевого движения на выборной клавиатуре».

Безусловно это полезная и нужная информация для педагога-баяниста, но на начальном этапе обучения, не стоит запутывать учащегося. По мере усложнения программы и появлением возможности для использования данных методов, они будут очень уместны. Очень важно при использовании данной «Школы» помнить, что она написана для пятирядного баяна (рис. 7) .

Рассмотрим ещё два пособия, предназначенные так же для начального обучения игре на баяне. В «Начальном курсе игры на баяне» А. Иванова вопрос посадки описан очень подробно. Вот опорное определение:

«Сидеть следует не на всём стуле, но достаточно глубоко, чтобы тело было устойчивым и положение достаточно удобным. Корпус слегка наклоняется вперёд. Не следует откидываться на спинку стула, так же как и сидеть слишком прямо; сидящий прямо затрачивает больше энергии и поэтому скорее устает. Плечи должны быть опущены. Поднимание плеч, создаёт излишнее напряжение. Руки не должны быть прижаты к туловищу, иначе невозможна свобода движений. Высота сиденья не должна нарушать устойчивости тела и удобства общей посадки. Ноги должны быть поставлены естественно, с должной опорой».

Немного непонятной является фраза: «…не следует сидеть слишком прямо: сидящий прямо, затрачивает больше энергии и поэтому скорее устаёт». Таким образом, положение спины в вопросе посадки за инструментом у А. Иванова остаётся загадкой. Что же автор говорит о ногах:

«Колени не должны быть высоко подняты; высота колен должна находиться примерно на уровне сидения. Ноги не следует держать прижатыми одна к другой или разводить их и помогать движению меха. В процессе игры ноги должны оставаться неподвижными».

Опять же нет точности и конкретизации, которую мы встречали в некоторых самоучителях и «Школах».

Данное пособие снова предлагает баян с одним плечевым ремнём, и только детям можно иногда использовать второй:

«…будет так же целесообразным применение для детей второго ремня – на левое плечо».

Данное утверждение абсолютно противоречит «Школе» А. Онегина.

О наличии скамеечки или подставки под ноги автор пишет так:

«…Никаких скамеечек для ног не надо применять, как бы коротки не были ноги; Лучше подыскать стул соответствующей высоты».

Это утверждение не сходится со многими самоучителями и «Школами».

Так же в данном пособии есть интересное замечание:

«Исполнитель должен сидеть с некоторым поворотом (наискось) к слушателю, как бы с целью лучшего показа правой клавиатуры».

Таким образом, в книге А. Иванова много спорных вопросов, которые не отвечают современным требованиям.

Последняя книга, которую предлагаю рассмотреть, это «Система начального обучения игре на баяне», автор Н. Якимец.

«…освоение правой клавиатуры, связано с развитием её умозрительного представления…, а для этого нужно установить баян с некоторым наклоном верхней части корпуса к груди…».

В данной книге это, пожалуй, самое большое отличие от предыдущих пособий.

Делая выводы, можно в очередной раз убедиться в том, что посадка, это такой вопрос, на который нельзя дать однозначный ответ. Посадка зависит от инструмента, от стула, от возраста учащегося и т. д., да ещё и может изменяться в процессе игры. Не каждый баянист уделяет посадке должное внимание, что не всегда благополучно складывается на его дальнейшей профессиональной деятельности .

В качестве итога проведённого выше анализа предлагаю таблицу основных элементов посадки и их отражение у разных авторов.

Название книги

издания

Стул

(высота,

глубина,

жёсткость, наличие подставки)

Количество ремней

Расстояние между

корпусом и инструментом

Положение ног

Точки опоры

Начальный курс игры на баяне

Сидеть следует не на всём стуле, но достаточно глубоко. Колени не должны быть высоко подняты; высота колен должна находиться примерно на уровне сидения. Никаких подставок.

2 шт. 3-ий только детям

Корпус слегка наклоняется вперёд.

Ноги должны быть поставлены естественно, с должной опорой. В процессе игры ноги должны оставаться неподвижными

Школа игры на баяне

Сидеть на стуле нужно не очень глубоко, ближе к краю с некоторым наклоном вперёд. Ученикам маленького роста необходимо ставить под ноги скамеечку.

2 шт. 3-ий только профессионалам.

Между корпусом и инстрцментом должно быть расстояние.

Ноги должны стоять плотно на полу, чтобы опора ног придавала корпусу устойчивость.

Говорушко Пётр

Иванович

Школа игры на баяне

Сидеть на стуле нужно неглубоко. Стул должен быть такой высоты, при которой линия бёдер будет только слегка понижаться к коленям.

Основное положение корпуса – слегка наклонённое вперёд.

Правая нога ставится на линии правого плеча, левая – немного далее левой плечевой линии, и несколько впереди правой ноги.

Инструмент ставится на левое бедро всем основанием меха, а не его внутренним или наружным углом. Нижняя правая часть корпуса упирается в правое бедро.

Самоучитель игры на баяне

Сидеть следует на половине сидения стула.

Между корпусом инструмента и грудью должно оставаться небольшое пространство.

Ноги должны быть в таком положении, чтобы колени были на уровне сиденья. Левую ногу – несколько выдвинуть вперёд.

Инструмент ставится на левую ногу, при этом гриф опирается на правую ногу.

Три опорные точки: правая и левая нога и плечо, на которое надевается ремень.

Юрий Тимофеевич

Школа игры на баяне

Стуле должен быть с жёстким или полужёстким сидением, которое должно находиться приблизительно на уровне колен учащегося. Детям маленького роста следует подставлять скамеечки.

Сидеть нужно на половине сиденья, не касаясь спинки стула.

Корпус исполнителя должен быть слегка наклонён вперёд, к инструменту, для сохранения постоянного контакта тела ученика и баяна.

Ноги слегка расставлены и стоят на полу, опираясь на полную ступню. Инструмент с собранным мехом ставится на бёдра. Нижняя часть грифа находится на правой ноге.

Басурманов

Аркадий Павлович

Самоучитель игры на баяне

Сидеть на стуле с небольшим наклоном вперёд и неглубоко.

Ноги должны опираться на всю ступню. Левую ногу следует несколько выдвинуть вперёд. Во время игры мех баяна должен находиться на левой ноге, а нижняя часть правой стороны корпуса баяна упираться в правую ногу.

Система начального обучения игре на баяне

Установить баян с некоторым наклоном верхней части корпуса к груди. Перенести наклон по мере взросления ученика.

Самоучитель игры на баяне

Инструмент не прижат к корпусу

Правая нога создаёт упор при сжиме меха

Семёнов Вечеслав Анатольевич

Современная школа игры на баяне

3 шт. 4-ый на лопатках.

Инструмент плотно прижат к телу.

Самоучитель игры на баяне

Сиденье стула должно быть немного выше уровня коленей ученика. Сидеть следует достаточно глубоко, примерно на половине сиденья.

Ноги, стоящие на полной ступне, немного расставлены и слегка выдвинуты вперёд.

Три точки опоры – на сиденье стула и ступни ног.

2. Посадка, как важный элемент игрового аппарата баяниста.

Основываясь на материале предыдущей главы, описательный подход, свойственный методической литературе не соответствует повышению эффективности занятий с начинающими баянистами. Рассмотренный подход должен быть дополнен требованиями к результату посадки и критериям оценки различных её элементов.

2.1. Основные требования к формированию посадки.

Безусловно, посадка за инструментом должна быть устойчивой, для этого нужно подобрать стул, отвечающий следующим требованиям:

1. Стул должен быть устойчивым, крепким.

2. Сиденье должно быть полужёсткое, так как мягкое сиденье, не даёт чувства устойчивости, а жёсткое при многочасовых занятиях утомляет играющего.

3. Высота стула подбирается в соответствии с физическими данными играющего. Сиденье стула должно быть немного выше уровня коленей ученика. (Можно использовать подставку для ног.)

Сидеть следует примерно на половине сидения. Ноги, стоящие на полной ступне, немного расставлены и слегка выдвинуты вперёд. Вес туловища вместе с весом инструмента должен приходиться на три точки опоры: на сиденье стула и ступни ног. Однако если почти полностью ощущать свой вес на стуле, то можно обрести грузную, «ленивую» посадку. Необходимо ощущать ещё одну точку опоры – в пояснице. Корпус при этом следует распрямить, грудь подать вперёд. Именно ощущение опоры в пояснице придаёт лёгкость и свободу движениям рук и туловища.

Посадка баяниста – понятие динамичное. О том, как правильно сидеть за инструментом и держать его, баянист узнает на первых уроках. Тем не менее, со временем, учащиеся начинают испытывать дискомфорт при игре на инструменте, появляются зажатость, скованность движений и несуразная посадка.

Основная из причин подобной ситуации, это элементы посадки, сформированные на начальном этапе обучения, которые не соответствуют возросшим художественным и техническим задачам музыканта.

В связи с физическим и профессиональным развитием учащегося усложняются технические и художественные задачи, поставленные перед формирующимся исполнителем. Всё это требует и частичного изменения посадки.

Одной из особенностей современного исполнительства на баяне является возрастающая роль актёрского мастерства музыканта. Для более яркого раскрытия идеи произведения баянисты всё чаще прибегают к различным театральным приёмам: жесты, мимика, элементы танцев и т. д. В такой ситуации посадка является одним из элементов раскрытия художественного образа. Идеального варианта посадки на все случаи жизни не бывает.

Посадка делится на 3 вида:

1. Исходная посадка (базовая)

2. Посадка в процессе игры

3. Посадка, как элемент раскрытия художественного образа

Исходная посадка предшествует началу исполнения. Одной из конструктивных особенностей баяна является очень маленькая площадь клавиш и небольшое расстояние между ними, поэтому от исполнителя требуется большая скоординированность игровых движений. Слабая зафиксированность, неустойчивость инструмента во время игры, приводит к обилию технических ошибок.

Для уверенного «чистого» исполнения необходим своеобразный ориентир. В его качестве используют базовую посадку. Базовая посадка используется при разучивании и исполнении наиболее сложных в техническом отношении разделов произведения.

Посадка должна быть активной, а основным критерием ее целесообразности является устойчивость инструмента при максимальной свободе исполнительского аппарата.

Во врем исполнения произведений посадка может изменяться, но все изменения должны быть осознанны и направлены на решение какой-либо конкретной задачи. Например, чтобы сделать удобным включение подбородочных регистров при игре на сжим, достаточно приподнять гриф правым бедром и подвести нужный регистр на подбородок. Если возникла необходимость игры на широком мехе, то возможно скольжение левого полукорпуса на бедре, для этого нога заранее отводится в лево, а колено наклоняется к полу. В таком случае не тратятся силы на удержание веса левого полукорпуса и исполнитель получает возможность более качественно исполнять меховые приемы. Но необходимо помнить, что такая посадка выглядит неэстетично и пригодна для использования крайне редко.

Иногда для более полного раскрытия образа приходится прибегать к театральным жестам, элементам танца или пантомимы. В этом случае посадка становится средством художественной выразительности и может затруднять игровые движения. Такие изменения в посадке должны тщательно обдумываться и отрабатываться, чтобы их применение, не разрушило метроритмическую и динамическую структуру произведения.

2.2. Влияние посадки на формирование исполнительского

аппарата баяниста.

Начальный этап обучения игры это наиболее важный и ответственный период в воспитании исполнителя, здесь закладывается фундамент знаний и навыков, от которого зависит дальнейшее их развитие, весь творческий путь исполнителя. Отправной точкой этого пути, является выработка постановочных навыков. Допущенные здесь просчёты и ошибки в последствии могут ограничить технические возможности исполнителя, привести к возникновению неоправданных трудностей в работе и даже к нарушению физического здоровья. Постановка игрового аппарата – это прежде всего естественные и целесообразные движения рук, соответствующая посадка и контакт с инструментом. С первых моментов обучения педагог должен ясно и доходчиво объяснить и показать то, что является основой основ игры: положение корпуса (посадка), постановка рук, положение пальцев, аппликатурную систему, приёмы звукоизвлечения, технику ведения меха, положение инструмента.

Необходимо учесть, что «правильная» постановка – это не «мёртвая», статичная картинка положения инструмента, корпуса, рук, а динамический процесс, на который влияют многие объективные и субъективные факторы. Индивидуальные физиологические особенности учащегося, конструктивные особенности инструмента и, наконец, главный фактор – сама музыка. Говоря о выработке постановочных навыков необходимо указать на недостатки и ошибки, встречающиеся на этом этапе обучения. Важно вовремя их заметить и устранить.

Рассмотрим самые распространённые ошибки в посадке баянистов.

Учащийся выдвигает вперёд ступню правой ноги вместо левой (рис. 8). Это лишает правую корпусную коробку точки опоры при сжиме меха, нарушается правильность положения корпуса, искривляется позвоночник, зажимается правая рука, образуется шейный зажим. Всё это может привести к некачественному звучанию музыки, а так же неудобству игры на сжим, т. к. баян будет «проваливаться».

Следующая распространённая ошибка выражается в том, что учащийся подгибает в колене левую ногу и «прячет» её под стул (рис. 9).

При такой посадке левая нога быстро утомляется, затрудняется управление мехом, инструмент начинает «захлёбываться» при смене меха. К тому же большая часть веса инструмента приходится на левое плечо, что может привести к искривлению, позвоночника и грудной клетки. Происходит перенапряжение спинных мышц.

Если ребёнок зажат от природы, то может проявиться такой вид посадки: ступни ног придвинуты одна к другой, колени плотно сжаты (рис. 10).

При такой посадке абсолютно отсутствует устойчивость инструмента, как правого его корпуса, так и левого. Затрудняется ведение меха в обе стороны. Большое напряжение приходиться на плечи, предплечья и кисти рук. Инструмент во время такой посадки сильно приближен к телу, что затрудняет полноценное дыхание музыканта. Это может привести к неправильной фразировке в произведении. А так же может начаться головокружение. Такая посадка может появиться у девушки-баянистки, если она в узкой юбке, без бархотки.

Когда ученик находится в расслабленном состоянии, у него непроизвольно выдвигаются вперёд ноги (рис. 11). При такой посадке исключается возможность опоры на ноги во время игры. При этом осуществляется огромная нагрузка на плечи и позвоночник, зажимается грудная клетка, таким образом, сбивается дыхание. Если злоупотреблять таким положением при занятиях на инструменте, может развиться сутулость и искривление позвоночника.

Когда ученик сидит на маленьком стуле, он пытается для удобства опустить колени, для этого он прячет ноги под стул. Если учащийся от природы не уверенный в себе человек, то он тоже может прятать ноги под стул в положении крест-накрест (рис. 12). Такая посадка может сопровождаться неустойчивостью инструмента, отсутствует опора на обе стопы, вес тела играющего направлен на инструмент, из-за чего ухудшается звуковедение, затрудняется смена меха, Сильно нагружены плечи и позвоночник, инструмент висит на них.

Часто для того, чтобы посмотреть на клавиатуру баянисту приходиться приподнимать правую ногу или обе ноги на носок, чтобы приблизить к себе нужный участок клавиатуры (рис. 13). Так же такое положение возможно при внутренней зажатости, или страхе (например, выступление на сцене). Такое положение возможно если маленький стул или туго затянуты ремни. Во время такой посадки теряется опора на стопы, Инструмент частично теряет устойчивость. Отсутствует возможность игры на широком мехе. Инструмент наклоняется на грудную клетку, затрудняет дыхание.

Когда баянист ощущает недостаточную опору на стопы, не произвольно стараясь улучшить своё положение, он ставит ноги на пятки, приобретая тем самым мнимую опору (рис. 14). Мнимая опора заключается в том, что при такой посадке инструмент отодвигается от тела баяниста, которому в свою очередь приходится налегать на баян всем телом. Таким образом, на пятки приходится вес тела и инструмента. Возможно, такая посадка будет удобна для беременных девушек и полных людей, так как расстояние между телом и корпусом баяна значительно увеличивается.

При разборе произведения баянисты как правило часто смотрят на клавиатуру, при этом баян держится на коленях в наклонном положении, голова опущена вниз (рис. 15). При такой посадке происходит давление инструментом на грудь, что затрудняет дыхание, вызывает сутулость, нарушается правильное положение рук, у баяниста не воспитывается осязательное ощущение, необходимое для профессионального роста. Кроме того, про такой посадке идёт неправильная смена меха, из-за чего портится инструмент. Уместно посмотреть на клавиатуру при больших скачках или при взятии сложного аккорда.

При неверной посадке часто «страдает» постановка руки, самое распространённое, это излишнее давление кисти на гриф (рис.16).

Ещё от неверной посадки неправильное положение приобретает мех, часто используется гармошечный приём – «восьмёрка» (рис. 17)

Для достижения наилучщего результата, для профессионального роста и для физического здоровья, правильная посадка является необходимым условием (рис. 18). Вовремя сформированная посадка послужит огромной предпосылкой для дальнейшего творческого и духовного развития музыканта-баяниста.

2.3. Основные критерии посадки баяниста.

Основным критерием посадки баяниста является устойчивость инструмента . Инструмент уверенно стоит на коленях без удержания ремнями и без поддержки рук. При небольшом движении ног, инструмент не падает, значит, критерий выполнен, инструмент будет стоять устойчиво без напряжённого состояния исполнительского аппарата баяниста.

Если инструмент стоит близко к коленям, то исполнитель вынужден сильно к нему наклоняться, в данном случае плечевые ремни теряют свою функциональность. Корпус исполнителя должен иметь непосредственный контакт с инструментом. Таким образом, мы подошли ко второму критерию, это – возможность игры на инструменте. Главным показателем соблюдения этого критерия является собранность посадки, а не расхлябанность.

Если исполнитель позволил себе «развалиться» на стуле, т. е. наклониться на спинку стула, открывается обзор на правую клавиатуру, но вес инструмента приходится на корпус исполнителя, теряется опора на ноги. Игра на сжим при таком положении сильно затрудняется, т. к. мех приходиться не вести, а поднимать. Третий критерий: ноги должны стоять устойчиво, создавая опору. Его можно проверить следующим образом: попробовать поднять стопы на пятки или на носочки, если у вас это не получается, значит критерий выполнен.

При глубоком сидении на стуле, опора на ноги пропадает совсем, вся нагрузка идёт на тазобедренную часть, отсюда следует четвёртый критерий: сидеть на стуле нужно ближе к краю . Проверяется данный критерий следующим образом, сидя глубоко на стуле, ноги чаще всего подгибаются под стул. Если баянист может спокойно встать, значит опоры на тазобедренную часть нет, вся опора приходится на ноги.

Если в процессе игры баянист ощущает несоответствие высоты стула, то небольшое изменение в посадке может решить эту проблему: если стул высокий, то ноги ставятся на носочки, если стул низкий, левая нога подгибается внутрь, опираясь на ножку стула.

В процессе игры посадка иногда помогает баянисту в исполнении технически сложных мест, например: при игре на широком мехе левую ногу целесообразно отодвинуть в сторону. Пятый критерий: мех всегда должен быть на левом бедре.

При переключении подбородочных регистров, поможет поднятие правой ноги на носок; при необходимости посмотреть на правую клавиатуру, правую ногу нужно выдвинуть вперёд. Эти действия будут доступны при соблюдении шестого критерия: гриф инструмента должен упираться в правое бедро. Подталкивая инструмент с левой стороны, он не должен проваливаться вниз или соскальзывать в сторону.

Последний, на наш взгляд, критерий касается ремней инструмента.

Ремни должны помогать удержанию инструмента, не сковывая исполнителя. При игре на сжим левый ремень не должен напрягаться, стягивая левое плечо. Если длина правого ремня верная, то инструмент при игре на разжим не будет «уезжать» влево. Если плечи тянутся вперёд, значит ремни маленькие.

Безусловно, посадка баяниста зависит от физиологических особенностей исполнителя, место соприкосновения с корпусом исполнителя, угол наклона, длина ремней и др.

Заключение

В процессе данной работы мы дали определение игровому аппарату баяниста и выявили его составляющие. Провели анализ методической литературы баяниста по отношению авторов к формированию правильной посадки баяниста на начальном этапе обучения. Результаты были подытожены в виде хронологической таблицы, по году создания пособий.

Понятие посадки в процессе работы рассмотрено очень подробно, дано полное определение, а так же выявлены основные ее виды. В виде исследования рассмотрены наиболее частые ошибки в посадке баянистов, а так же их последствия на исполнительский процесс. На основе используемых в работе методов были сформулированы основные критерии правильной посадки баяниста.

Поставленные нами задачи решены, цель работы достигнута.

Возможно продолжение работы в исследовании изменений посадки во время игры, а так же в подробном рассмотрении посадки баяниста, как элемента раскрытия художественного образа.

Выбранная тема может быть расширена и разработана в направлении создания методических рекомендаций по формированию посадки.

Данная работа может оказать помощь начинающим педагогам баянистам, а так же баянистам-любителям. Для педагогов с многолетним педагогическим стажем, данная работа может быть полезной при обобщении своего опыта, и помочь при выявлении показателя своего педагогического мастерства.

Список использованной литературы

1. Агафонов, игры на баяне/ , ёв. – М.: Музыка, 1998

2. Акимов, Ю. Школа игры на баяне/ Ю. Акимов. – М.: Советский композитор, 1980

3. Алёхин, игры на баяне/ В. В Алёхин, . – М.: Советский композитор, 1977

5. Бажилин, игры на баяне (аккордеоне)/ . – М.: Изд. В. Катанского, 2004

6. Бажилин, игры на аккордеоне/ . – М.: Изд. В. Катанского, 2008

7. Басурманов, А. Самоучитель игры на баяне/ А. Басурманов. – М. : Советский композитор, 1989

8. Говорушко, игры на баяне/ . – Л.: Музыка, 1971

9. Давыдов, исполнительского мастерства баяниста: пособие для ВУЗов/ . – Киев: Изд-во «Олэни тэлiги» 1998

10. Егоров, Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне/ Б. Егоров// Баян и баянисты. Вып.2. – М.:Советский композитор, 1984. – С. 104-128

11. Иванов, курс игры на баяне/ . – Л.: Музыка, 1963

12. Липс, игры на баяне/ . – М.: Музыка, 1985

13. Найко, С. Ф. К вопросу о постановке баяниста/ / Красноярская государственная академия музыки и театра. – Красноярск, 2005

14. Онегин, игры на баяне/ . – М.: Музыка, 1964

15. Паньков, О. С. О становлении игрового аппарата баяниста/ //Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах/ сост. Л. Бендерский. – Свердловск, 1990. – С. 3-12

16. Пуриц, статьи по обучению игре на баяне; учебное пособие / . – М.: Изд. Дом Композитор, 2001

17. Семёнов, школа игры на баяне/ ёнов. – М.: Музыка, 2003

18. Судариков, А. Основы начального обучения игре на баяне/ А. Судариков: часть 1. – М.: Советский композитор, 1978

19. Шульга, работа студентов вузов культуры и искусств по дисциплине «Самостоятельный инструмент (баян)»: учебное пособие. – Челябинск.: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2007

20. Якимец, методики обучения игре на баяне/ . – М.: Музыка, 1987

21. Якимец, начального обучения игре на баяне/ . – М.: Музыка, 1990

Начальный этап обучения игре на баяне - самый трудный, ответственный и значимый для ребёнка. От него зависит создание основы дальнейшего развития ученика. В этот период закладывается его отношение к музыке, духовное и эстетическое развитие.

Первые годы обучения являются своеобразным этапом и музыкально-профессионального развития ребёнка. В процессе работы с начинающими музыкантами нет определённых стандартов в обучении и воспитании. Главное в творческом процессе - сформировать у ребёнка положительные мотивы в занятиях по музыке. Здесь важны методы для активизации процесса обучения, повышения интереса к игре на баяне.

Все дети рождаются с определёнными предпосылками музыкальных задатков. На сегодняшний день приёмные экзамены в музыкальную школу отменены. На первом этапе очень трудно безошибочно выявить музыкальные данные не умеющих играть детей и предвидеть их дальнейшее развитие.

Необходимо заинтересовать ребёнка, ведь посещение двух школ одновременно с одинаковой ответственностью требуют огромных психологических, физических и умственных нагрузок. Столкнувшись с таким объёмом информации, ребёнок начинает понимать, учение - это, прежде всего труд, требующий от них большого терпения, внимания, и множество различных самоограничений. Не все дети могут приспособиться к такому режиму, поэтому у многих наступает разочарование, падение интереса к учёбе. Необходимо предотвратить этот критический момент, заранее сформировать желание учиться в музыкальной школе.

Первые уроки в этот период в основном несут в себе информационный характер. Важно донести её до ребёнка на понятном ему языке и в первую очередь увлечь его музыкой. Больше слушать, беседовать с ребёнком о характере, настроении пьесы или песенки. Обязательно спеть ёе с учеником. Это вовлекает ребёнка в «творческое царство музыки». Индивидуальная работа даёт такую возможность.

Сопоставление жизненных фактов, взятых из нашей повседневной жизни, учитывая интересы и увлечения каждого ребёнка, позволяют донести нужную программную информацию в доступной для него форме. При помощи различных упражнений, наглядного пособия в виде различных картинок, видеозаписей, инновационных методов работы преподаватель сможет провести урок интересно и сделать его запоминающимся ученикам с различной возрастной категорией.

Чаще всего приходится работать с детьми младшего возраста. Физические и умственные данные таких детей требуют особого подхода. Они малоусидчивы и проведённые 45 минут могут показаться вечностью для ученика и учителя. Работа с такими детьми должна проходить в игровой форме. Урок делится на несколько периодов: первые 15 минут изучение материала следующие 5 минут - ритмические упражнения под музыку. Это могут быть вальс, марш, полька, кадриль и т. д., во время исполнения которой, ребёнок может в соответствии со стилем музыки исполнить различные танцевальные движения, придерживаясь чёткого ритма. Марш - промаршировать; вальс - двигать руками как дуновение лёгкого ветерка, раскачивающего веточки деревьев (рук). Полька, кадриль - привычные, самые простые движения, которые дети знают ещё с детского сада - пяточка, носок или два притопа ножками и три прихлопа ручками. И закончить музыкальную разминку тем же маршем. Такая музыкальная пауза развивает воображение, эмоциональность ребёнка, чувство ритма; расслабляет мышцы рук, ног и корпуса.

Следующие 15 минут продолжить изучать новую тему или дать ребёнку задание на закрепление изученного материала, в зависимости от сложности новой темы. В конце урока важно убедиться насколько ребёнок усвоил изученную тему и готов самостоятельно выполнять домашнюю работу. Домашнее задание записывается чётким лаконичным языком, в малейших деталях, подробно. Например: упражнение 1- точными пальцами, этюд наизусть 2 строчки, пьеса - разобрать отдельно каждой рукой, соблюдая движение меха (сжим, разжим).

Работа с учащимися начинается с важных моментов для любого музыканта: правильной посадки, постановки рук, положения инструмента. В отличие от скрипачей, вокалистов, которые тратят много лет на постановку рук, голосового аппарата, баянисты занимаются этим вопросом очень мало. Но правильная постановка игрового аппарата на начальном этапе обучения очень важна, ведь от неё зависит возможность выражения в исполнении художественного замысла композитора в произведении.

Постановка баяниста состоит из трёх компонентов: посадки, установки инструмента, положение рук. При работе над посадкой следует учесть анатомо-физиологические данные ученика, психологические особенности, а так же характер изучаемого произведения.

Правильная посадка такова, что корпус тела устойчив, не стесняет движения рук, определяет собранность ребёнка, создаёт его эмоциональную настроенность. Правильной считается та посадка, которая удобна и создаёт максимальную устойчивость инструмента, свободу действий исполнителя.

Сидеть нужно на передней половине стула с жёстким или полужёстким сиденьем, которое находится примерно на уровне его колен. Маленьким детям подставляют под ноги специальную подставку или сажают их на стул с укороченными ножками. У баяниста три опорные точки: опора на стул и опора ногами на пол. Ноги для удобства опоры должны быть расставлены. Однако следует учесть ещё одну точку опоры - в пояснице. Именно это придаёт лёгкость и свободу движениям туловища и рук. Инструмент стоит устойчиво, параллельно корпусу ученика, мех на левом бедре. Корпус должен быть слегка наклонен вперёд, к инструменту с целью постоянного контакта тела с баяном. Гриф упирается в бедро. Именно в таком положении баян приобретает устойчивость при игре «сжим». Плечевые ремни должны быть подогнаны так, чтобы между корпусом ученика и инструментом было расстояние для свободного дыхания.

В некоторых случаях используют ремень, соединяющий плечевые ремни на спине. Это даёт ремням устойчивость, они теперь не спадают с плеч. Рабочий ремень левой руки также подгоняется с учётом, чтобы рука могла свободно перемещаться вдоль клавиатуры.

При игре на баяне левая рука и правая несут разную функциональную деятельность. Левая рука - силовую (сжим, разжим меха). При этом главное не поднимать левой рукой корпус баяна вверх. Правая - сольное исполнение на клавиатуре. Именно правая рука требует к себе особого внимания. Кисть руки должна иметь округлую форму. Для того, чтобы ребёнок мог держать нужную форму кисти руки можно использовать такие предметы как мячик, яблоко. Обхватив его пальцами и катая на твёрдой поверхности, ребёнок начинает привыкать держать нужную форму и автоматически придерживаться её. Локтевой сустав должен двигаться параллельно полу, при этом мышцы руки должны быть свободны и не должны сковывать движения руки. Можно использовать такие упражнения, как волна: сцепленные между собой пальцы рук сцепить в замок и изобразить плавными движениями волну. Такие движения, если их делать регулярно, способствуют развитию гибкости суставов пальцев рук, и плечевого сустава, что тоже не маловажно для правильного развития игрового аппарата и положения рук.

Основным критерием правильной постановки рук является природная естественность и целесообразность движений. Работая над постановкой баяниста необходимо, чтобы выполнение домашнего задания происходило под контролем родителей. Ведь не секрет, что 90% успеха, при усвоении данной темы учеником, ложится именно при правильном выполнении домашнего задания. Поэтому в обучении обязательно должен действовать принцип взаимодействия учителя и родителей. Для этого желательно посещать родителями уроки по специальности своих детей. Если нет такой возможности, то на классных родительских собраниях, на которых они могли бы услышать игру своего ребёнка, проводить анализы их развития, правильной приспособляемости к инструменту и допускаемые распространённые ошибки при исполнении музыкальных произведений.

Начинающих баянистов, младшего школьного возраста, с целью обретения уверенности в своих силах необходимо систематически стимулировать словесным поощрением. Оценивать их труд и развитие не бальной системой, так как она в 1 классе отсутствует, а например: различными картинками (смайликами, или любимыми героями из мультфильмов).

отлично хорошо удовлетворительно

При таком подходе, ребёнок будет стремиться получить наилучшую похвалу.

При изучении теоретического материала (нотной грамоты, длительностей нот и расположения их на нотном стане...) для лучшего усвоения терминов лучше использовать

наглядное красочное пособие. Например: целая нота - целое яблоко, половинная нота - разрезанное пополам яблоко и т. д.

Переломным и самым трудным моментом является непосредственно изучение произведений на инструменте. Прежде чем начать играть ученик должен хорошо знать клавиатуру и строение самого инструмента, принцип извлечения звука.

Баян состоит из трех основных частей:

1) правая часть корпуса, к которой прикреплен гриф с расположенными на нем клавишами (правой клавиатурой), ремень для правой руки и большой ремень для левой руки;

2) левая часть корпуса с клавишами на внешней стороне (левой клавиатурой) и малым ремнем для левой руки;

3) складчатый мех, соединяющий обе части корпуса.

Изучение правой клавиатуры требует особого внимания. Полученные ранее навыки и знания применяет на практике, под чётким контролем преподавателя, не нажимая клавиш, для начала проводит правой рукой движением вверх и вниз по клавиатуре, соблюдая все правила положения игрового аппарата.

Мышцы должны быть свободными и без напряжения в движениях рук. Особенность строения правой клавиатуры баяна даёт возможность играть музыкантам, несмотря на неё (в слепую).


На грифе правого корпуса клавиатуры расположены три ряда основных и вспомогательных клавиш. Отсчёт рядов идёт со стороны меха. Основные белые клавиши: на 1-м ряду до, ля; на 2-м - ми, соль; 3 - си, ре, фа. Звуки извлекаются на баяне при движении меха и одновременном нажатии клавиш. Нажимать клавиши следует спокойно, без особых усилий, так как громкость звука зависит от движения меха, а не от силы нажатия пальцем клавиш. Воздух, нагнетаемый мехом, поступает в открытое отверстие клавишей и приводит в колебательное движение стальную пластинку - «голос». При снятии пальца с клавиши отверстие закрывается, воздух перестает поступать к «голосу», и звук прекращается. Не разрешается разжимать и сжимать мех без нажатия клавиш или специального клапана-отдушника, который имеется у некоторых баянов на левой стороне корпуса. При слабом движении меха звук получается тихий, при более энергичном движении - громкий, при чрезмерном усилии - очень резкий и неприятный для слуха. Водить мех нужно только левой рукой. Правая рука в ведении меха участие принимать не должна. Нельзя помогать движению меха ногами. Правильное ведение меха является основным условием выразительного и осмысленного музыкального исполнения.

Уроки с начинающими музыкантами должны проводиться разнообразно и интересно, при систематической смене видов деятельности. На протяжении многих лет обучения в музыкальной школе дети должны много слушать, уметь рассуждать о музыке и музыкальных произведениях, уметь анализировать нотный текст, воспринимая определённый художественный образ через средства музыкальной выразительности. На первых уроках дети должны не только освоить теоретические азы музыки, но и научиться чисто интонировать мелодию голосом, подобрать её на инструменте от разных клавиш, обрести способность слышать гармоническое сопровождение к ней. Прежде всего, необходимо научить ребёнка чувствовать логическую связь музыкальных звуков, образующих мелодию. Бывают случаи, когда ученики, исполняющие сложные пьесы, не могут воспроизвести (сыграть или спеть) по памяти мелодию уже выученного произведения. Причина такого явления кроется в том, что начальный педагогический процесс был построен неверно: преподаватель обращал внимание на ремесленно-техническую сторону обучения, забыв о музыкальном развитии. Самые простые попевки и песенки при разучивании должны воспитывать в детях верное слуховое восприятие мелодии. При этом необходимо помнить, что певучее исполнение, красивая фразировка связаны с правильным овладением игры на «легато». Лучше всего начинать занятия с выработки хорошего «легато» в исполнении мелодии «легато».

Необходимо иметь в виду, что реальное хорошее звучание достигается в результате непосредственной работы пальцев и меха, причём и способы прикосновения пальцев к клавишам, и ведение меха постоянно дополняют друг друга и, о чём всегда следует помнить, находятся во взаимной зависимости с конкретно исполняемой музыкой. Упражнения на нон легато, легато полезно играть с переносом руки из октавы в октаву, ощущая при этом свободу руки. Виды творческой работы на уроках специального баяна очень многообразные, они увлекают маленьких музыкантов, которые начинают ощущать себя и свою значимость в музыкальном мире с первой удачей, с первой творческой работой. Набранный самостоятельно в программе «Финал» - нотный текст является шедевром для начинающих музыкантов. Они начинают чувствовать свою сопричастность с музыкой, с композиторским мастерством и начинают заниматься увлечённо. В работе с коллективом учащихся важно увлечь их совместным творческим делом. Это может быть подготовка к каким-либо вечерам, праздникам. И здесь, Вы конечно встретитесь с большим размахом фантазии детей. Они любят рисовать, составлять сценарии, на свои рисунки сочинять произведения и использовать их в театрализованных представлениях. Детей надо только уметь зажечь и увлечь творчеством!

Виды творческой работы:

  • подбор мелодий с последующим их усложнением ритмическим рисунками от разных клавиш;
  • подбор сопровождения к песням и мелодиям;
  • сочинение мелодических фраз на слова,
  • сочинение мелодии на ритмические рисунки;
  • досочинение фраз;
  • сочинение фраз вопрос-ответ;
  • сочинение пьесы на рисунок;
  • превращение мелодии в разные жанры (марш, полька, вальс, песня);
  • сочинение этюда с разными превращениями, и многие другие...





Параллельно с развитием слухового контроля ребёнка обязательно воспитывать навыки чтения всех сложных знаков, входящих в понятие «Под понятием «нотный текст» подразумеваются не только ноты, но и обозначения длительностей, динамические, аппликатурные указания и т. д.

Обязательно необходимо приучать ученика к тщательному изучению и точному выполнению всех многочисленных обозначений, которые являются ключом к пониманию композиторского замысла. Воспитания привычки точного соблюдения аппликатурных обозначений, а впоследствии сознательного отношения к этому вопросу будут способствовать техническому росту ученика. Аппликатура выбирается педагогом для наиболее удобного членения пассажа, с последующим пояснением целесообразности выбранного, для наискорейшего преодоления трудностей. Аппликатура подбирается в соответствии с художественными задачами произведения.

В первый год обучения ученик приобретает определённые технические навыки, которые вырабатываются на специальных упражнениях в этюдах, различных позиционных построениях и пятиклавишных последовательностях, гаммами. Изучение гамм следует связывать с применением их в педагогической литературе, этим самым объединяя задачи технические и художественные. «Техника должна с самого начала идти рука об руку с подлинным музыкальным развитием», - пишет Гофман. Следует обращать внимание ученика на звуковую ровность в игре гамм. Правильное изучение и усвоение гамм, упражнений и т. д. на первом году обучения - залог хорошего технического продвижения учащегося в будущем. Развитие техники баяниста следует связывать с общим музыкальным развитием. Важнейшая задача педагогического процесса - это правильное и продуктивное упражнение за инструментом. Но под упражнением нельзя понимать игру только гамм, инструктивных этюдов...

В технику входит овладение всеми приёмами, которые нужны для воплощения художественного образа. «Техника - это туше, аппликатура, знание фразировки», - пишет М. Лонг. Поэтому работа над чисто техническими задачами должна идти параллельно с работой над звуком, фразировкой и т. д. «Всегда связывайте упражнение с работой над исполнением, трудность часто не в нотах, а в предписанном динамическом оттенке», - писал Ф. Бузони. Необходимо техническую работу подчинить художественным задачам, чтобы не было разрыва между музыкальным развитием и накоплением двигательных навыков. Результаты работы над гаммами и арпеджио, к примеру, без которых не мыслится развитие техники ученика, должны учитываться при исполнении художественных произведений. Есть случаи в практике, когда ученик, хорошо грающий гаммы, не может применить их в изучаемых произведениях с нужной динамикой и фразировкой. Выбирая ученику этюды, необходимые для развития определённых видов техники, педагог должен отдавать предпочтение таким, в которых технические трудности и музыкальные задачи находятся в единстве. Ученик, усваивая и накапливая двигательные навыки, должен одновременно работать над фразировкой, нюансировкой.

Используемая литература:

1. Акимов Ю. Т. Школа игры на баяне
2. Липс Ф. Р. Искусство игры на баяне
3. Судариков. Школа беглости
4. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство
5. Говорушко М. Об основах развития исполнительских навыков баяниста
6. Ильин Е. Н. Искусство общения
7. Семёнов И. Современная школа игры на баяне

Техническая подготовка баяниста в условиях музыкальной школы
Дудина Алевтина Владимировна, педагог дополнительного образования
Статья отнесена к разделу: Преподавание технологии
Техника, в широком смысле этого слова, это материальная сторона
исполнительского искусства, важное средство передачи художественного
содержания произведения. В узком смысле, техника – это предельная
точность и быстрота пальцевых движений. Двигательно-игровые навыки
(взаимодействие всех частей рук, координация движений), умение свободно
использовать звуковые и технические возможности баяна приобретаются и
отрабатываются на материале упражнений, гамм, арпеджио, этюдов.
Несомненно, развитие техники в значительной мере зависит от природных
данных ученика. Но и дети со средними данными при условии правильно
организованной работы и целеустремленности могут достичь высоких
результатов.
Работа с учащимися начинается с важных моментов для любого музыканта:
правильной посадки, постановки рук, положения инструмента. В отличие от
скрипачей, вокалистов, которые тратят много лет на постановку рук,
голосового аппарата, баянисты занимаются этим вопросом очень мало. Но
правильная постановка игрового аппарата на начальном этапе обучения
очень важна, ведь от нее зависит возможность выразить в исполнении
художественный замысел.
Постановка баяниста состоит из трех компонентов: посадки, постановки
инструмента, положения рук. При работе над посадкой следует учесть и
характер исполняемого произведения, и психологические особенности, а
также анатомо-физиологические данные музыканта, особенно ученика (рост,
длина и строение рук, ног, корпуса).
Правильная посадка такова, что корпус тела устойчив, не стесняет движения
рук, определяет собранность музыканта, создает эмоциональную
настроенность. Правильной считается та посадка, которая удобна и создает
максимальную свободу действий исполнителя, устойчивость инструмента.
Сидеть нужно на половине стула с жестким или полужестким сиденьем,
которое находится примерно на уровне его колен. Маленьким детям
подставляют под ноги специальную подставку или сажают их на стул с

укороченными ножками. У баяниста три опорные точки: опора на стул и опора
ногами на пол. Ноги для удобства опоры должны быть расставлены. Однако
следует учесть еще одну точку опоры - в пояснице. Именно это придает
легкость и свободу движениям туловища и рук.
Инструмент стоит устойчиво, параллельно корпусу баяниста, мех – на левом
бедре. Корпус исполнителя должен быть слегка наклонен вперед, к
инструменту с целью постоянного контакта тела с баяном. “Нижняя часть
правого полукорпуса находится на правом бедре”, - так говорится во многих
школах. Но, как отмечает Ф. Липс, это неверно, ведь на практике в бедро
упирается гриф. Именно в таком положении баян приобретает устойчивость
при игре на сжим. Плечевые ремни должны быть подогнаны так, чтобы между
исполнителем и инструментом было расстояние для свободного дыхания. В
некоторых случаях используют ремень, соединяющий плечевые ремни на
спине. Это дает ремням устойчивость, они теперь не спадают с плеч. Рабочий
ремень левой руки также подгоняется с учетом, чтобы рука могла свободно
перемещаться вдоль клавиатуры. Конечно, рациональная установка
инструмента еще не все, но баянист и инструмент должны быть единым
художественным организмом.
В течение всего периода обучения следует уделять следующим
психологическим факторам: вниманию, воображению, сознанию, эмоциям,
развивать их. Необходимо научить ребенка самостоятельно выявлять
трудности, ставить перед собой цели.
Освоение инструмента и совершенствование игровых навыков невозможно
без изучения и исполнения упражнений, гамм, арпеджио. Работа над
упражнениями, гаммами, этюдами является процессом художественным.
Успех здесь зависит от выбора правильного метода работы. Игра гамм,
упражнений, арпеджио бесполезна без связи с конкретными звуковыми
задачами. Успешное техническое развитие происходит лишь в том случае,
если при каждом проигрывании учащимся решается определенная
музыкальная задача, контролируется слухом характер звучания, соблюдаются
динамические оттенки, ритм, штрихи. В гаммах обязательно должны
присутствовать штриховые, ритмические, динамические варианты для
привлечения большего интереса учащегося. В процессе повторения
определенных технических формул развиваются необходимые для
автоматизма, точности, уверенности исполнительские движения.
Основная работа музыканта – работа над музыкальным произведением,
раскрытием его художественного замысла. Но для этого иметь необходимые
технические навыки. Надо ли баянисту, развивая технику, прибегать к
специальным упражнениям?

Современная музыкальная педагогика рассматривает упражнения как важное
и эффективное средство для технического развития ученика. Большинство
упражнений основано на многократных повторениях какого-либо пассажа. Из
таких простейших элементов состоят и гаммы, арпеджио.
О необходимости упражнений следует сказать, что любая деятельность
человека связана с упражнениями, будь это спортсмен, ученый и т.п. В
процессе изучения гамм и упражнений музыкант овладевает ритмом,
динамическими оттенками, различными штрихами. При разучивании
упражнений, гамм, арпеджио необходимо ставит перед собой разнообразные
задачи: на ведение меха, штрихи, динамические оттенки, ритм, темп. Это
поможет играть осмысленно, творчески, избегая механическую и бездумную
игру. Следует приучать ученика к сознательной игре, понимая поставленную
цель, слушать свою игру, оценивать свои действия.
Упражнения, построенные на элементах технически трудных мест
разучиваемого произведения, являются хорошим средством преодоления
технических трудностей в произведении. Упражнения могут состоять из
наиболее сложного оборота, пассажа, двух-трех элементов следующих в
произведении друг за другом.
Домашнюю работу следует начинать именно с упражнений и гамм. Начиная с
пьес, в целях “экономии” нескольких минут, ученик теряет часы, т. к. мышцы
не “разогреты”, пальцы малоподвижны, и чтобы добиться нужного
результата, требуется много времени.
Для освоения трудных мест ученику необходимо давать специальные
упражнения, связанные с музыкально-исполнительскими задачами,
возникающими при разучивании произведения. В этом случае у упражнения
есть конкретная, связанная с музыкой, цель, направленная не только на
физическую сторону движения.
Педагог подбирает каждому ученику упражнения в зависимости от
технических трудностей. Эти упражнения составляют комплекс наряду с
обязательными упражнениями для всех. Такая работа над упражнениями,
гаммами, арпеджио организует исполнительские движения, позволяя ученику
добиться свободы, уверенности в овладении техническим мастерством,
необходимом исполнителю. При работе над сложными местами особая роль
должна отводиться проигрываниям в медленных темпах, что полезно для
выработки автоматизированных движений пальцев. Ритм, нюансы,
фразировка должны соответствовать исполняемому в темпе.

Еще один важный пункт в техническом развитии инструменталиста –
систематическое изучение этюдов. Включение какого-либо этюда в учебную
программу обуславливается следующими задачами: освоение определенного
вида техники, подготовка учащегося к преодолению технических трудностей
в художественном произведении. В первом случае этюды изучаются для того,
чтобы закрепить приобретаемые на упражнениях навыки, технически развить
ученика. Каждый этюд должен быть несколько выше возможностей
учащегося, обеспечивая его постоянный технический рост. Во втором случае
этюды – это пьесы, объединяющие технические задачи с исполнительскими
трудностями, задачами музыкальной выразительности. Поэтому выбираются
такие этюды, которые содержат тот вид техники, те элементы движений,
которые встретятся в произведении, близкие характеру музыки. Ученик
должен знать, что беглость в исполнении этюда не цель, а средство для
достижения выразительности исполнения. Ведь этюд – это не только учебная
музыка. Любой этюд, пусть небольшой и простой по тексту, должен
содержать художественный смысл. Технические трудности тоже нуждаются
во внимании. Поэтому наряду с разбором нотного текста нужно выявить
особенности фактуры, технические трудности, определить пути их
преодоления.
Начинающим следует давать этюды на какой-то один вид техники, но и не
следует загружать его этюдами только на один вид техники.
Предпочтительнее чередовать этюды на различные виды техники, что
способствует успешному развитию ученика.
Педагог-баянист должен обратить внимание на этюды Н.Чайкина,
А.Холминова, К.Мяскова, В.Галкина, А.Сударикова, А.Онегина и др.
композиторов, т. к. эти этюды написаны с учетом технических возможностей
нашего инструмента и обладают качествами художественного музыкального
произведения. Часто в баянной педагогике прибегают к скрипичным и
фортепианным этюдам (их переложениям для баяна). Однако не всегда их
замысел способствует выработке необходимых навыков, т. к. они призваны
развивать технику, прежде всего у скрипачей и пианистов. Поэтому педагог
должен четко представлять себе задачу, которую поставит перед учеником,
при выборе этюда.
Этюдный материал подбирается на учебное полугодие по строго
продуманному плану, рассчитанному на индивидуальное техническое
развитие каждого ученика. Нужно отдавать предпочтение тем этюдам,
которые будут полезны ученику и связаны с музыкальными произведениями,
запланированными на полугодие.

Ежедневная работа над этюдами – это не самоцель, а средство для овладения
различными исполнительскими навыками игры на баяне, применение этих
навыков в пьесах для наиболее полного раскрытия музыкально-
художественного образа.
Роль технического развития учащегося-баяниста трудно переоценить. Ученик-
музыкант должен осознавать задачу своей деятельности. Прежде всего, это
создание художественного образа музыкального произведения посредством
своего инструмента – баяна.
Литература:
Акимов Ю. Т. Школа игры на баяне. – М. : Советский композитор, 1989.
Липс Ф. Р. Искусство игры на баяне. – М. : Музыка, 2004.
Судариков А. Ф. 16 уроков баяниста (аккордеониста). – М. : Композитор, 2003.
Судариков А. Ф. Школа беглости. – М. : Композитор, 2001.

Дудина Алевтина Владимировна

Аспирант Уральского государственного педагогического университета, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Детская музыкальная хоровая школа» г. Верхняя Салда Свердловской обл.

[email protected]

Усовершенствование баяна и, как следствие, расширяющийся за счет переложения классических произведений и сочинения оригинальных пьес репертуар требует от исполнителя владения разнообразными приемами игры (тремоло мехом, рикошет, шумовые эффекты). Для этого необходимы психические и физические усилия, развитие исполнительского аппарата. Конечным продуктом исполнительского процесса является создание художественного образа.
Воспитание исполнительских навыков являлось одной из центральных проблем музыкальной педагогики. На протяжении веков музыканты не могли опираться на знание физиологии. В результате было немало противоречий в попытке различными способами решить вопросы повышения исполнительского мастерства на основе достижения целесообразности действий. Это был механистический подход, затем решалась проблема соотношения техники и художественности. И лишь общение музыкантов-педагогов с исследователями в области психофизиологии движений привело к разрешению спора сторонников слухового и двигательного методов.
Только к концу 19 – началу 20 века музыкальная педагогика встала на более сложный путь в понимании управления процессом обучения игре на музыкальном инструменте. Этот процесс – путь достижения музыкальной целесообразности игровых действий.
До сих пор является популярным среди педагогов-музыкантов путь к целесообразным игровым движениям через слуховой компонент. Это связано с его определяющим местом в музыкальном творчестве, несмотря на зависимость реализации слуховых представлений от качества игровых движений и эффективности управления ими.
Теория об анализе особенностей мыслительной деятельности, результаты исследований в области «общей теории формирования умственных действий» (Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий) раскрывают особенности протекания процесса управления игровыми действиями при слуховом контроле.
Большой вклад в объяснение анатомической и физиологической сторон двигательных процессов внесли ряд крупнейших физиологов: И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин, В. Л. Зинченко, А. В. Запорожец и др.
Двигательная функция – основная функция человека. На протяжении многих лет ученые пытались определить значение движения и научно обосновать двигательный процесс (И. М. Сеченов) . И. М. Сеченов впервые отметил роль мышечно-двигательных факторов в слуховом представлении музыки. Он писал: "Я не в силах мысленно пропеть себе одними звуками песни, а пою всегда мышцами" . В своем труде «Рефлексы головного мозга» И. Сеченов обосновал рефлекторную природу произвольных движений человека и раскрыл роль мышечной чувствительности в управлении движениями в пространстве и во времени, ее связь со зрительными и слуховыми ощущениями. Он полагал, что любой рефлекторный акт заканчивается движением. Произвольные движения всегда имеют мотив, следовательно, сначала появляется мысль, а затем – движение.
Исполнительская деятельность музыканта включает в себя умственную, физическую и психическую работу , .
Правильность игровых движений проверяется звуковым результатом. Ученик вслушивается в звучание гамм, упражнений, этюдов, пьес, играет осмысленно и выразительно. Опора на слуховые представления воспитывает в ученике, умение опираться в игре на слух, а не только на зрительную и мышечную память. Трудность на данном этапе представляет и координация между движениями рук и пальцев, а также выработка координации между слуховой сферой и сложными движениями, так как каждое движение воплощает определенную музыкальную задачу. Поэтому нельзя научить разнообразным двигательным навыкам, не связывая их с реальной музыкой. Что подтверждает принцип учить музыке, а не движениям.
Несмотря на то, что музыкально-игровые движения не являются безусловными, естественными для аппарата, нужно стремиться к свободе, гибкости, расширять двигательные способности. Все зависит от индивидуальных особенностей организма музыканта, взаимодействия двигательных и психических процессов (музыка – сфера духовных действий), от темперамента, быстроты реакции, природной координированности.
В отличие от скрипачей, вокалистов, которые тратят много лет на постановку рук, голосового аппарата, баянисты занимаются постановкой очень мало. Но правильная постановка игрового аппарата на начальном этапе обучения очень важна, ведь от нее зависит возможность выразить в исполнении художественный замысел. Постановка баяниста состоит из трех компонентов: посадки, постановки инструмента, положения рук. При работе над посадкой следует учесть и характер исполняемого произведения, и психологические особенности, а также анатомо-физиологические данные музыканта, особенно ученика (рост, длина и строение рук, ног, корпуса).
Правильная посадка такова, что корпус тела устойчив, не стесняет движения рук, определяет собранность музыканта, создает эмоциональную настроенность. Правильной считается та посадка, которая удобна и создает максимальную свободу действий исполнителя, устойчивость инструмента. Конечно, рациональная установка инструмента еще не все, но баянист и инструмент должны быть единым художественным организмом. Таким образом, в исполнительских движениях баяниста участвует все тело: и дифференцированное движение обеих рук, и дыхание (во время исполнения нужно следить за ритмичностью дыхания, т.к. физическое напряжение неизбежно ведет к нарушению ритма дыхания).
Вследствие конструктивных особенностей для извлечения звука требуются два движения – нажатие клавиши и ведение меха. Каждая Школа игры на баяне, учебно-методические пособия говорят о взаимосвязи ведения меха и звучания, его громкости. Но опыт показывает, что у начинающих баянистов существует ошибка, когда они сильным нажатием клавиши пытаются достичь большего звучания без соответствующего ведения меха, что приводит к закрепощению игрового аппарата и сказывается на общем психологическом состоянии организма. Для правильной организации игрового аппарата мы должны иметь в виду эту взаимосвязь. Преимущество баяна в том, что независимость звучания от силы нажима клавиши экономит силы музыканта. Большое значение в развитии исполнительских навыков имеет так называемое "мышечное чувство". Это ощущения, возникающие при раздражении мышц и связок, принимающих участие в осуществлении певческих или игровых движений. О связи музыкально-слуховых представлений с неслуховыми говорит Б. М. Теплов, отмечая, что они (слуховые) обязательно включают в себя зрительные, двигательные моменты и являются необходимыми, "когда требуется произвольным усилием вызвать и удержать музыкальное представление" .
Физиологическая наука доказала, что, основываясь на взаимодействии слуховых и двигательных представлений, каждый вид музыкальной деятельности позволяет наметить
мысленную проекцию исполнения музыкального материала. "Человек, умеющий петь, – писал Сеченов, – знает, как известно, наперед, то есть ранее момента образования звука, как ему поставить мышцы, управляющие голосом, чтобы привести определенный и заранее назначенный музыкальный тон" . По данным психологии, у музыкантов за возбуждением слухового нерва следует ответная реакция и голосовых связок, и пальцевых мышц. Не случайно Ф. Липс советует баянистам (и не только им) чаще слушать певцов. Фразы, исполненные человеческим голосом, звучат естественно и выразительно. Также очень полезно пропевать темы музыкальных произведений для того, чтобы определить правильную, логичную фразировку .
В основе усвоения музыкального произведения лежат два метода: двигательный и слуховой. При слуховом методе главенствующая роль в контроле над исполнением отводится слуху, а при двигательном он (слух) становится наблюдателем действий моторики. Поэтому в методике преподавания эти два метода объединяются в один – слухо-двигательный. Для его успешного развития необходимым условием является художественность учебного материала. Ведь образные, находящие отклик в душе произведения имеют преимущество перед техническими упражнениями. Это подтверждает психология, которая учит, что воспринимается и запоминается то, что находит отклик в душе. Физиология доказывает, что следовая реакция продолжительна при условии, что дан более яркий раздражитель . В основе этого метода лежат прочные рефлекторные связи между слуховым образом, моторикой и звучанием. В результате достигается желаемый звуковой итог и исполнительские движения, необходимые для его получения. Психомоторная организация направлена на воплощение художественного образа посредством движения.
Каждое новое исполнение музыкального произведения несет в себе новый художественный образ, смысл. Исполнительская деятельность является интонационной. Например, композитор может интонировать музыку внутри себя. А исполнитель должен воспроизвести ее голосом или на инструменте. В это время он сталкивается с сопротивлением материала, ведь инструмент и голос, который можно считать инструментом, являются материальными компонентами интонационного процесса.
Даже человек, который только начал учиться играть на инструменте, стремится передать слушателю смысл содержание, настроение произведения, т.е. выразить свое понимание воспроизводимой музыки. На этом уровне интонирования как осмысленно-выразительного звуковысказывания, нельзя обойтись без организации звучания в мелодических, метроритмических, ладофункциональных, тембровых, гармонических, динамических, артикуляционных и т. п. отношениях. Возможность понять музыкальные
мысли, истолковать их, объединить в целостное художественное единство зависит от способности и искусности исполнителя. Невозможно постичь образный строй произведения, его «подтекст», убедительно интерпретировать его без ясного понимания формы. С этой точки зрения на уроках преподаватель и учащийся выясняют через то, что исполняется, то, как исполнять.
В основе обучения не должно лежать механическое заучивание, формирование стереотипного мышления. Любое обучение должно быть построено на технологии творческого развития.
В процессе исполнения деятельность музыканта направлена на раскрытие замысла композитора, создание художественного образа и интерпретация произведения напрямую связана с внутренним миром исполнителя, его чувствами, представлениями. Интерпретация произведения всегда связана с воображением, а значит, с творческим мышлением. Именно поэтому важно развивать творческое мышление учащегося-музыканта. В основе понимания и решения проблемы лежат интонационное учение Б. В. Асафьева и теория ладового ритма Б. Л. Яворского. Из этого следует, что и музыкант, и слушатель в процессе восприятия должны иметь представление об интонации, музыкально-выразительных средствах, вызывающих определенные настроения, образы и т. д.
Развитие исполнительских навыков осуществлялось как при помощи общепедагогических методов (словесных, наглядных, практических) и средств (внушение, убеждение), так и специфических методов и приемов, рассмотренных далее. Данные методы и приемы развития исполнительских навыков баяниста в ДМШ, которые возможно использовать педагогу в своей работе.
В процессе реализации метода наблюдения и сравнения у учащихся была возможность прослушать произведение в исполнении разных музыкантов, сравнить их исполнительские приемы.
Еще одним методом был метод анализа звукоизвлечения. Он позволил выработать рациональные движения, скоординировать их, снизить утомляемость, приобрести навык самоконтроля.
Интонационный метод координирует психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение), вычленяя основные интонации, способствует целостному представлению содержания музыкального произведения, воплощения художественного образа.
Метод «единства художественного и технического». Развитие правильных исполнительских навыков нужно сочетать с определением художественной цели.
Прием эмоционального воздействия связан с появлением интереса к произведению посредством исполнения его педагогом жестами, мимикой. Впоследствии эмоции воплощаются в исполнении на инструменте.
Нередко в классе музыкального инструмента работа сводится к разучиванию пьес посредством пальцевой памяти, т. е. «задалбливанием». Поэтому необходимо сместить центр тяжести в сторону развития творческого мышления. Наиболее эффективным методом является проблемное обучение (М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, В. И. Загвязинский), для которого характерно, что знания и навыки не преподносятся ученику в готовом виде. В технологии проблемного обучения Д. Дьюи стимулом к творчеству является проблемная ситуация, побуждающая учащегося включаться в поисковую деятельность. Смысл обучения строится на стимулировании поисковой деятельности, самостоятельности. В процессе работы преподаватель не декларирует, а рассуждает, размышляет, наталкивая, таким образом, ученика на поиск. Также в работе мы применяем интенсивный метод Т. И. Смирновой, суть которого заключается в принципе «погружения». Методика предполагает активизацию всех возможностей учащегося: он должен играть на инструменте, формулировать и решать технические и художественные задачи. Знания не преподносятся в готовом виде, а «добываются им самим из практической работы над заданиями, из постоянного анализа произведения, из ответов преподавателя на поставленные вопросы».
В процессе работы поэтапно учащимся давались задания: сравнить одно и то же музыкальное произведение в интерпретации разных исполнителей, выбрать наиболее удачное, опираясь на знания о стиле, эпохе и т.д.; выбрать наиболее логичные варианты аппликатуры, фразировки, динамики, штрихов; творческие задания по подбору по слуху, транспонированию, импровизации.
Нередко в основе работы с начинающими лежат не художественные произведения, а элементы нотной грамоты, упражнения, этюды. А работа над художественными произведениями оттесняется на второй план, что зачастую отбивает интерес юных музыкантов к занятиям. Педагогу следует обратить внимание на то, чтобы занятия носили развивающий характер и не были исключительно для одной лишь техники.
Практика показывает, что начинать работу в классе баяна нужно с активных форм музицирования, которые требуют от учащихся инициативы, самостоятельности. В этом случае исключается всякая механическая работа. Для этого вместо гамм на начальном этапе лучше играть пьесы с поступенным движением вверх и вниз.
В заключение хотелось бы напомнить, что вся организация движений напрямую связана с изложением музыкального материала. Поэтому чем раньше ученик научится
анализировать свои движения, способные привести к естественности и свободе, тем лучше будут его исполнительские результаты. И еще немаловажный факт: нельзя под свободой исполнения понимать расслабленность, ведь свобода – это сочетание тонуса с ослаблением активности, правильное распределение усилий. Двигательные навыки в сочетании с музыкальностью и интеллектуальностью составляют основу исполнительского мастерства музыканта, с помощью которой он создает художественный образ произведения.
Литература
1. Акимов Ю. Т. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне / Ю. Т. Акимов. М.: «Советский композитор», 1980. 112 с.
2. Липс Ф. Р. Искусство игры на баяне: метод.пособие / Ф. Р. Липс. М.: Музыка, 2004. 144 с.
3. Максимов В. А. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторная теория артикуляции на баяне: Пособие для учащихся и педагогов музыкальных школ, училищ, вузов / В. А. Максимов. СПб: Композитор, 2003. 256 с.
4. Паньков О. С. О становлении игрового аппарата баяниста / О. С. Паньков // Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах / сост. Л.Г.Бендерский. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1990. Вып.2. С.12–27: ил.
5. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов. М., 1961. 128 с.
6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. 336 с.
7. Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности [Текст]: учеб. пособие / Ю. А. Цагарелли. СПб: Композитор, 2008. 368 с.
8. Шахов Г. И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование (баян, аккордеон): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. И. Шахов. М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 224 с.