Репарации по итогам первой мировой войны. Немецкие репарации и советская экономика: цифры, факты, люди

Суммарный ущерб СССР от Второй мировой войны был равен примерно половине всех потерь стран-союзниц (Советский Союз, США, Великобритания, Франция) . Сталин на Ялтинской конференции в феврале 1945 года предложил установить общую сумму репараций для Германии в размере 20 млрд. долларов, предусмотрев, что половина этой суммы (10 млрд. долларов) будет выплачиваться Советскому Союзу как стране, внесшей наибольший вклад в победу и пострадавшей больше всех в антигитлеровской коалиции.

С некоторыми оговорками Рузвельт и Черчилль приняли предложение Сталина. 10 млрд. долларов при тогдашнем золотом содержании валюты США (1 долл. = 1/35 тройской унции) были эквиваленты 10 тысячам тонн золота, а все репарации – 20 тысячам тонн золота. Получалось, что СССР соглашался на покрытие немецкими репарациями неполных 8% своих прямых ущербов и лишь 2,8% по всем ущербам . Со стороны Сталина это выглядело щедрым жестом.

Данные цифры резко контрастируют с теми гигантскими суммами репараций, которые страны Антанты (без России) возложили на Германию на Парижской конференции в 1919 году. Версальский мирный договор определил сумму репараций в 269 млрд. золотых марок — эквивалент примерно 100.000 (!) тонн золота. Разрушенная и ослабленная сначала экономическим кризисом 20-х годов, а затем и Великой депрессией страна была неспособна выплачивать колоссальные репарации и была вынуждена занимать у других государств, чтобы выполнять условия договора. Репарационная комиссия в 1921 году сократила сумму до 132 млрд. долларов, т.е. примерно в два раза, но и это было эквивалентно 50 тысячам тонн золота.

Гитлер, придя к власти, в 1933 году полностью прекратил выплаты репараций. Уже после Второй мировой и образования в 1949 году Федеративной Республики Германии главы МИД США, Англии и Франции обязали её вернуться к выплате долгов по Версальскому договору. Согласно Лондонскому договору 1953 года, потерявшей часть территории Германии было разрешено не платить по процентам вплоть до объединения. Объединение Германии 3 октября 1990 года повлекло восстановление её репарационных обязательств по Версальскому договору.

На то, чтобы погасить долги, Германии было отпущено 20 лет, для чего стране пришлось взять двадцатилетний кредит в 239,4 миллиона марок. Германия завершила выплату этих репараций своим ближайшим союзникам лишь в конце 2010 года. Как это разительно отличается от политики СССР, отказавшегося уже через несколько лет после окончания Второй мировой войны от репараций со стороны Румынии, Болгарии и Венгрии, которые вошли в состав социалистического содружества! Даже ГДР, вскоре после своего образования, полностью прекратила репарационные перечисления Советскому Союзу.

Сталин не хотел повторения того, что произошло в Германии и Европе после подписания Версальского мирного договора. Фактически этот договор загонял Германию в угол и предопределял движение Европы ко Второй мировой войне . Выступая на Парижской мирной конференции по поводу мирного договора с Венгрией, тогдашний заместитель министра иностранных дел СССР А. Я. Вышинский разъяснял суть советской репарационной политики:

«Советское правительство последовательно проводит такую линию репарационной политики, которая заключается в том, чтобы исходить из реальных планов, чтобы не удушить Венгрию, чтобы не подрубить корни её экономического восстановления, а, наоборот, облегчить ей возможность её экономического возрождения, облегчить ей возможность стать на ноги, облегчить ей возможность войти в общую семью Объединённых наций и участвовать в деле экономического возрождения Европы ».

Щадящий подход Советский Союз применял и в отношении других стран, воевавших на стороне Германии. Так, мирный договор с Италией возлагает на последнюю обязанность выплатить Советскому Союзу репарации на сумму 100 млн. долларов, что составляло не больше 4-5% прямого ущерба, причинённого Советскому Союзу.

Принцип щадящего подхода к определению объема репараций дополнялся еще одним важным принципом советской политики — преимущественным погашением репарационных обязательств продукцией текущего производства . Этот принцип формулировался с учетом уроков Первой мировой войны. Напомним, что репарационные обязательства, возложенные на Германию после Первой мировой войны, были исключительно денежными, причем в иностранной валюте. В результате Германии приходилось развивать те производства, которые были ориентированы не на насыщение внутреннего рынка необходимыми товарами, а на экспорт, дававший необходимую валюту.

Кроме того, Германия вынуждена была обращаться за кредитами для выплаты очередных траншей репараций, что загоняло ее в долговую кабалу. Повторения этого Советский Союз не хотел. В.М. Молотов на заседании Совета министров иностранных дел 12 декабря 1947 года разъяснял советскую позицию:

«Из западных зон не производится никаких текущих репарационных поставок, но промышленность в англо-американской объединённой зоне достигает всего 35 процентов от уровня 1938 г. Из советской зоны в Германии производятся текущие репарационные поставки, и промышленность здесь уже достигла 52 процентов от уровня 1938 г. Таким образом, промышленный индекс советской зоны, — хотя здесь более сложные условия для восстановления промышленности, — в полтора раза выше, чем промышленный индекс англо-американской зоны ».

На Ялтинской конференции принцип немонетарного характера репараций был согласован руководителями СССР, США, Великобритании. На Потсдамской конференции англо-американские союзники еще раз его подтвердили. А начиная с 1946 года они начали его активно торпедировать. Впрочем, они торпедировали и другие договоренности, относящиеся к репарациям. Так, еще на Потсдамской конференции союзники СССР согласились, что покрытие репарационных обязательств Германии будет частично осуществляться за счет поставок продукции и демонтажа оборудования в западных оккупационных зонах. Однако союзники чинили советской стороне препятствия в получении товаров и оборудования из западных оккупационных зон (было получено всего несколько процентов от запланированного объема).

Начало Западом в 1946 году холодной войны против СССР привело к тому, что единого союзнического механизма взимания репараций и их учета создано не было. А с созданием в 1949 году в западных оккупационных зонах Федеративной Республики Германии возможность получения Советским Союзом репарационных возмещений из западной части Германии окончательно исчезла.

Конкретная цифра репараций, возложенных на Германию по итогам Второй мировой войны, после Ялтинской конференции больше нигде не фигурировала. Этот вопрос до сих остается достаточно затемнённым. Общие репарационные обязательства Германии документально зафиксированы не были. Не удалось создать эффективного централизованного механизма взимания репараций и учета выполнения репарационных обязательств Германией. Страны-победительницы удовлетворяли свои репарационные претензии за счет Германии в одностороннем порядке.

Сама Германия, если судить по заявлениям ее официальных лиц, не знает точно, сколько она выплатила репараций. Советский Союз предпочитал получать репарации не в денежной, а натуральной форме. По данным российского историка Михаила Семиряги, с марта 1945-го в течение одного года высшие органы власти СССР приняли почти тысячу решений, относящихся к демонтажу 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран. Плюс еще примерно тысяча заводов была перевезена в Союз из Маньчжурии и даже Кореи. Цифры внушительные. Однако всё оценивается в сравнении.

Немецко-фашистские захватчики подвергли разрушению в СССР 32 тысячи промышленных предприятий. То есть количество демонтированных Советским Союзом предприятий в Германии, Австрии и Венгрии не превышало 14% от того, что было в СССР разрушено . По данным тогдашнего председателя Госплана СССР Николая Вознесенского, за счет поставок трофейного оборудования из Германии было покрыто лишь 0,6% прямого ущерба Советскому Союзу .

Кое-какие данные содержатся в немецких документах. Так, по сведениям Министерства финансов ФРГ и Федерального министерства внутригерманских отношений, изъятия из советской оккупационной зоны и ГДР до 1953 года составили 66,4 млрд. марок, или 15,8 млрд. долларов. По оценкам немецких специалистов, это эквивалентно 400 млрд. современных долларов. Изъятия совершались как в натуральной форме, так и в денежной. Основными позициями репарационных перемещений из Германии в СССР были следующие (млрд. марок): поставки продукции текущего производства германских предприятий – 34,70; денежные выплаты в различных валютах (включая оккупационные марки) – 15,0.

В 1945-1946 гг. достаточно широко использовалась такая форма репараций, как демонтаж оборудования германских предприятий и его отправка в СССР. В марте 1945 г. в Москве создали Особый комитет (ОК) Государственного комитета обороны СССР, который координировал всю деятельность по демонтажу военно-промышленных предприятий в советской зоне оккупации Германии.

С марта 1945 по март 1946 г. были приняты решения о демонтаже более 4000 промышленных предприятий: 2885 из Германии, 1137 - немецких предприятий Польши, 206 - Австрии, 11 - Венгрии, 54 — Чехословакии. Демонтаж основного оборудования был осуществлён на 3474 объектах, было изъято 1 118 000 единиц оборудования: металлорежущих станков 339 000 штук, прессов и молотов 44 000 штук и электромоторов 202 000 штук. Из чисто военных заводов в советской зоне демонтировали 67, уничтожили 170, переоборудовали для выпуска мирной продукции 8 .

Однако демонтаж оборудования вел к прекращению производств в восточной части Германии и росту безработицы, поэтому уже к началу 1947 года эта форма репараций была свернута. Вместо этого на базе 119 крупных предприятий восточного сектора оккупации было создано 31 акционерное общество с советским участием . В 1950 г. на них приходилось 22% промышленного производства ГДР. В 1954 году все акционерные общества с советским участием были безвозмездно переданы Германской Демократической Республике. На этом под историей репараций Второй мировой войны была подведена черта.

Репарации

По итогам Первой мировой был заключен Версальский мирный договор , по которому была определена сумма репараций: 269 миллиардов золотых марок - эквивалент примерно 100 тысяч тонн золота. Разрушенная и ослабленная сначала экономическим кризисом 20-х годов, а затем и Великой депрессией страна была неспособна выплачивать колоссальные репарации и была вынуждена занимать у других государств, чтобы выполнять условия договора. Репарационная комиссия сократила сумму до 132 млрд. (тогда это соответствовало 22 млрд фунтов стерлингов).

В апреле 1924 г. американский банкир Чарльз Дауэс выдвинул ряд предложений по урегулированию проблемы выплат репарационных платежей Германии. Эти предложения были вынесены на обсуждение международной конференции в Лондоне в июле-августе 1924 г. Конференция завершилась 16 августа 1924 г., ею был принят так называемый «План Дауэса ».

Но основным элементом «Плана Дауэса» было предоставление финансовой помощи Германии от США и Англии в виде кредитов якобы для выплаты репараций Франции. В 1924-1929 гг. Германия получила по «Плану Дауэса» от США - 2,5 млрд долл., от Англии - 1,5 млрд долл. Это дало возможность германской промышленности полностью переоснастить свою материальную базу, практически стопроцентно обновить производственное оборудование и создать базу для будущего восстановления военного производства. При этом в Германию были проданы все технологии, обеспечивающие военное производство, а американские промышленники были владельцами большинства предприятий.

В августе 1929 г. и январе 1930 г. состоялись репарационные конференции, на которых было решено предоставить Германии льготы и был принят новый план выплаты репараций, который получил название плана Юнга, по имени американского банкира, председателя комитета экспертов. План Юнга предусматривал сокращение общей суммы репараций со 132 до 113, 9 млрд марок, срок выплаты предусматривался в 59 лет, уменьшились ежегодные платежи. В 1931-1934 гг. сумма выплат должна была увеличиваться, начиная с 1 млрд. 650 млн марок. В последующие 30 лет репарации должны были выплачиваться по 2 млрд марок. В остальные 22 года объём ежегодных взносов уменьшался.

Однако, разразившаяся вскоре Великая депрессия привела к срыву этого плана. С начала 30-х гг. ХХ века сменявшие друг друга германские правительства всё настойчивее требовали полной отмены репарационных платежей, мотивируя это возможным крахом германской экономики, а также коммунистической революцией в Германии, которую этот крах неминуемо повлечёт. Эти требования нашли понимание у правительств великих держав. В 1931 году президент США Герберт Гувер объявил мораторий на германские репарации.

Для окончательного решения вопроса с репарациями была созвана международная конференция в Лозанне, которая закончилась подписанием 9 июля 1932 г. соглашения о выкупе Германией за три миллиарда золо­тых марок своих репарационных обязательств с погашением выкупных облигаций в течение 15 лет. Лозаннский договор, или, как его называли, «Заключительный пакт», был подписан Гер­манией, Францией, Англией, Бельгией, Италией, Японией, Польшей и британскими доминионами. Он заменил собой все предыдущие обязательства по плану Юнга.

Однако, и эти соглашения не были проведены в жизнь, так как после прихода к власти в Германии в 1933 году Гитлера его правительством уплата каких-либо репарационных платежей была прекращена.

Уже после Второй мировой, и образования в 1949 году Федеративной Республики Германия главы МИД США, Англии и Франции обязали её вернуться к выплате долгов по Версальскому договору. В 1953 году согласно Лондонскому договору потерявшей часть территории Германии было разрешено не платить по процентам вплоть до объединения.

Репарации с союзников Германии после Второй мировой войны

Репарации с государств, воевавших на стороне Германии в Европе , были предусмотрены в мирных договорах на следующих принципах: ответственность за агрессивную войну (с учётом, однако, того, что эти страны вышли из войны, порвали с Германией, а некоторые из них объявили ей войну), частичное возмещение ущерба, причинённого войной, с тем, чтобы выплата репараций не подрывала экономику страны, выплата репараций натурой, в частности за счёт демонтажа оборудования военной промышленности, а также текущей промышленной продукции.


В последнее время отношения между Грецией и Германией стали особенно напряженными. При этом неделю назад греческое правительство заявило, что оно потребует выплаты репараций от Германии за преступления, которые были совершены нацистскими войсками по время Второй мировой войны.

Премьер-министр Греции Алексис Ципрас заявил, что Германия "никогда должным образом не выплачивала репарации за нанесенный ущерб", цитирует его слова агентство Reuters.

Только на прошлой неделе правительство Великобритании заявило о том, что они завершили выплаты долгов со времен Первой мировой войны.

Так почему же страны до сих пор выплачивают долги со времен войн, которые произошли еще в прошлом веке?

Большая часть этих сумм – это предмет постоянных спекуляций. Большая часть сумм, о которых изначально шла речь, были подсчитаны в ныне устаревших валютах, поэтому они множество раз пересмотрены и пересчитаны.

Издание CNBC проанализировало, какие страны имеют долги и кому они должны.

Что такое военные репарации?

В конце войны страны должны выплатить репарации в качестве возмещения нанесенного ущерба. Именно так происходило в конце Первой и Второй мировых войн.

Эти репарации могут потребоваться по целому ряду причин: нанесение ущерба технике, принудительный труд и так далее. Как правило, компенсация выплачивается в виде денег или материальных благ.

После Второй мировой войны был подписан целый ряд соглашений, в которых оговаривались выплаты таким странам, как Греция, Израиль и в первую очередь Советский Союз, за нанесенный ущерб. Те, кто проиграл в войне, должны были выплатить странам-победителям.

Единственная страна, которая оказалась среди победителей, но была вынуждена выплатить компенсации, это США – компенсации Японии.

В 1988 г., согласно Акту о гражданских свободах, президент США Рональд Рейган извинился перед американцами японского происхождения за то, что их содержали в лагерях во время Второй мировой войны, а также объявил о том, что США выплатят $20 тыс. каждому оставшемуся в живых арестанту.

Германия

От Германии потребовали выплатить основную сумму после Второй мировой войны, однако изначальная сумма до сих пор не совсем ясна, в основном из-за того, что союзные государства требовали выплат в разных формах и на разных встречах, во время которых обсуждалось положение Европы после войны.

Считается, что изначально союзные государство предложили, чтобы Германия выплатила $320 млрд, однако вскоре они поняли, что это требование не может быть выполнено Германией в то время, особенно если учесть, что у Германии на тот момент был не выплачен еще долг за Первую мировую войну.

На конференции в Лондоне в 1952 г. часть долга была списана до 7 млрд немецкий марок (что в настоящее время составляет приблизительно $3 млрд) по сравнению с предыдущей суммой в 16,2 млрд немецких марок, в то время как довоенные долги страны были сокращены до 7,3 млрд немецких марок.

При этом предполагалось, что после выплаты репараций у Германии должно было остаться достаточно средств, чтобы народ Германии мог жить без внешней помощи.

14 января 1946 г. в Париже были установлены две формы репараций: в виде ценных бумаг и в виде "промышленного и производственного оборудования". Великобритания, США, Франция и Югославия стали основными держателями ценных бумаг.

Кроме того, Германия подписала соглашение 10 сентября 1952 г., подтверждая, что Западная Германия выплатит 3 млрд немецких марок Израилю в рассрочку и также 450 млн немецких марок Всемирному еврейскому конгрессу, который представляет интересы еврейских общин, за 12 лет.

Точно так же как и в случае с Грецией, министр финансов Израиля в 2009 г. заявил, что он требует от Германии выплаты репараций в размере от 450 млн до 1 млрд евро в качестве компенсаций евреям, которые оказались в концлагерях, несмотря на тот факт, что Германия уже выплатила установленный долг Израилю.

Тем не менее пока остается неясно, сколько Германия изначально была должна и сколько в настоящий момент ей осталось выплатить, особенно учитывая тот факт, что многие страны до сих пор заявляют, что Германия никогда должным образом не выплачивала свои репарации, а также учитывая проценты с долга.

История вопроса

Формы репараций с нацистской Германии и ее союзников в возмещение ущерба, нанесенного ими в ходе Второй мировой войны 1939-1945 гг., были определены на Ялтинской конференции 1945 г.

На Потсдамской конференции 1945 г. было достигнуто следующее соглашение: репарационные претензии СССР будут удовлетворены путем изъятия из восточной зоны Германии и за счет германских активов, находящихся в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии; репарационные претензии Польши СССР удовлетворит из своей доли; претензии США, Великобритании и других стран, имеющих право на репарации, будут удовлетворены из западных зон; некоторую долю репарационных платежей СССР дополнительно должен был получить из западных зон Германии.

Взимание репараций с ГДР было прекращено по совместному соглашению СССР и Польши с 1 января 1954 г.

Изъятие промышленного оборудования, прочего оборудования и торговых судов по Парижскому соглашению от 14 января 1946 г. из западной зоны Германии в пользу США, Великобритании и других государств оценивается в общей сложности в $4,782 млрд (по курсу 1938 г.), что эквивалентно 4249,5 тонны золота.

Япония

Для Японии выплата репараций после Второй мировой войны оказалась делом более сложным. После Второй мировой войны было подсчитано, что Япония потеряла 42% национального богатства. Поэтому в 1951 г. Япония подписала "Соглашение о мире с Японией" в Сан-Франциско.

Договор официально завершил Вторую мировую войну, закрепил порядок выплаты репараций союзникам и компенсаций пострадавшим от японской агрессии странам.

Предусматривалась выплата репараций Японией жертвам ее агрессии, но без указания размера репараций и порядка их выплаты (предлагалось решать этот вопрос на основе двусторонней договоренности).

В целом Япония должна была выплатить $6,7 млн Международному Красному Кресту в качестве компенсации бывшим военнопленным.

При этом, как отмечают историк Кристофер Гертис, те сумма, которые Япония выплатила в качестве репараций в 1950-е гг., хоть и являются незначительными, однако переговоры о размере репараций были завершены и достигнуто соглашение по этому вопросу, и сейчас страны Восточной и Юго-Восточной Азии считают вопрос репараций закрытым.

Кто еще?

Есть и другие страны, которые должны выплатить репарации в рамках Парижского мирного договора от 1947 г.

Италия ($360 млн)

Италия, как и Япония, была одним из самых важных союзников Германии. Согласно мирному договору страна должна была выплатить $125 млн Югославии, $105 млн Греции, $100 млн Советскому Союзу, $25 млн Эфиопии и $5 млн Албании.

Финляндия ($300 млн)

Из всех стран, которые должны выплачивать репарации после Второй мировой войны, Финляндия – это единственная страна, которая полностью выплатила свои долги. Последний перевод она сделала в 1952 г. - $300 млн Советскому Союзу.

Венгрия ($300 млн)

Согласно мирному договору Венгрия должна была выплатить $200 млн Советскому Союзу и $100 млн Чехословакии и Югославии.

Румыния ($300 млн)

Что касается Румынии, то она должна была выплатить $300 млн Советскому Союзу за ущерб, который она нанесла во время военных операций на его территории. Согласно мирному договору долг необходимо было выплатить в течение 8 лет с 12 сентября 1944 г. в виде сырьевых товаров.

Болгария ($70 млн)

От Болгарии потребовали выплаты $45 млн Греции, $25 млн - Югославии. Все $70 млн, как значилось в мирном договоре, страна должна была выплатить в течение 8 лет в виде промышленных продуктов и продуктов добывающих отраслей.

Ущерб от войны, развязанной нацистской Германией, оценивался в сотни миллиардов долларов. Как ни старалась Германия добросовестно выплачивать компенсации, удовлетворить все финансовые претензии ей не удалось.

Сложности подсчета

В 2000 году Министерство финансов Германии опубликовало заявление, касающееся репарационных положений по итогам Второй мировой войны. В частности, там говорилось, что в отсутствие документированных долгосрочных выплат страны-победители в одностороннем порядке потребовали для себя компенсации за ущерб, нанесенный нацистским режимом.

Согласно документам Потсдамской конференции, состоявшейся в июле-августе 1945 года, репарации, в первую очередь, должны были выражаться в имущественной форме (заводы, техника, оборудование и прочие товары).

Однако «общая стоимость имущества, взятого странами-победителями, а также прочих германских выплат не может быть определена до настоящего времени и, по состоянию вещей, вероятно, никогда не сможет быть зарегистрирована достаточно точно», сообщалось в заявлении Министерства финансов Германии.

Щадящий режим

В 1945 году на Ялтинской конференции Сталин озвучил сумму репарационных выплат Германии – 20 млрд. долларов - которая должна быть разделена поровну между СССР и союзниками (50% процентов – Советскому Союзу, остальные 50% – Франции, США и Великобритании).

Почему Сталин поделил репарации таким образом? По расчетам французского экономиста А. Клода, общая стоимость ущерба, нанесенного нацистским режимом, составила 260 млрд. долларов (в ценах 1938 года). В частности, из этой суммы на саму Германию приходится $48 млрд., на Польшу - $20 млрд., Англию - $6,8 млрд., Францию - $1,5 млрд. Ущерб СССР составил $128 млрд., а это и есть примерно 50%.

Более чем скромную сумму репарационных выплат, названную советским лидером, историки объясняют так: «Сталин помнил, что неподъемные контрибуции, навязанные Германии после Первой мировой войны, истощили немецкую экономику, вызвав тем самым в стране реваншистские настроения и рост национал-социализма».

Порядок выплат, установленный на Потсдамской конференции, был следующий: претензии США, Великобритании и других стран удовлетворялись за счет западных зон оккупации, СССР - за счет восточной зоны. Флот Германии при этом был разделен между Великобританией, СССР и США.

Союзники

По советским данным, США, Великобритания и Франция из своих зон оккупации вывезли оборудования на сумму около 1,2 млрд. долларов, 277 тонн золота (почти на 300 млн. долларов), морских и речных судов на 200 млн. долларов. Под контроль союзников перешли зарубежные активы Германии на сумму порядка 4 млрд. долларов. Изъятые США и Великобританией германские патенты и техническая документация оцениваются примерно в 5 млрд. долларов.

Польша

Предполагалось, что репарационные претензии Польши должен был удовлетворить Советский Союз из своей доли (15%). Но в 1953 году Польша под давлением СССР отказалась от части репараций в обмен на сдвиг своей границы на запад. Хотя в 1975 году Варшава все же получила 1,3 млрд. марок компенсации за преступления нацистов.

В 2004 году польский Сейм заявил, что Польша до сих пор не получила достаточного возмещения за тот ущерб, который был вызван гитлеровской агрессией. Впрочем, у немцев к полякам тоже есть претензии. В 1945 году миллионы немецких граждан были выселены с территорий, которые отошли Польше. Перемещенные лица и их потомки стали подавать в суды с требованием вернуть им собственность, и решения выносились в пользу истцов.

СССР

Американское «Бюро стратегических служб» еще в 1944 году произвело расчеты по возможным германским репарациям в пользу СССР. Сумма, названная американцами, составила 105,2 миллиарда долларов (в пересчете на нынешний курс - больше 2 триллионов). Это немного меньше 128 млрд. долларов – цифры, о которой в итоге договорились советская и немецкая стороны.

Отечественные экономисты заявляют, что поставки Советскому Союзу в рамках репараций составили не более 4% от всего ущерба, нанесенного Германией в ходе войны. По оценке немецких экспертов, итоговая стоимость вывезенного из восточной зоны оккупации имущества составила около 66 млрд. марок (15 млрд. долларов). Что же это было за имущество?

Российские исследователи Михаил Семиряга и Борис Кнышевский, ссылаясь на данные Главного трофейного управления, пишут, что из Германии в СССР было вывезено около 400 тыс. железнодорожных вагонов (в том числе 72 тыс. вагонов строительных материалов), 2885 заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов. Репарационные поставки также включали в себя 1 млн. 335 тыс. голов скота, 2,3 млн. тонн зерна, 1 млн. тонн картофеля и овощей, полмиллиона тонн жиров и столько же сахара, 20 млн. литров спирта, 16 тонн табака.

Кроме этого у жителей советской зоны оккупации официально конфисковали 60 тыс. роялей, 460 тыс. радиоприемников, 190 тыс. ковров, 940 тыс. предметов мебели, 265 тыс. настенных и настольных часов, которые в основном были распределены за небольшую плату между советскими партийными работниками и старшими офицерами.

В 1955 году президиум Верховного совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией». К тому времени уже был заключен мирный договор с ГДР, в котором Москва официально отказывалась от всех материальных претензий к республике по итогам Второй мировой войны. На этом тема репараций для СССР была официально закрыта.

Единственной страной из гитлеровской коалиции, полностью выплатившей репарации СССР в сумме 226,5 млн. долларов, оказалась Финляндия.

Нидерланды

Осенью 1945 года Голландия потребовала 25 млрд. гульденов в качестве возмещения ущерба, нанесенного ей Германией в период оккупации. Однако в 1949 году голландская сторона отказалась от своих требований взамен на 69 кв. км территории. В 1963 году ФРГ выкупила эти земли, заплатив Нидерландам 280 млн. марок.

Израиль

По Люксембургским соглашениям (1952 год) ФРГ перевела Израилю 3 млрд. марок. Позднее еще 500 млн. марок ушли на счета Конференции по материальным претензиям евреев к Германии – именно эта организация впоследствии стала главным лоббистом интересов еврейского народа в вопросах германских компенсаций. Это уникальный случай в истории, когда репарации получала страна, которая не только не участвовала в войне, но и на период конфликта отсутствовала на карте мира.

В период с 1953-го по 1965 годы поставки в счет немецких репараций составляли от 12 до 20% ежегодного импорта в Израиль. Экономисты уверены, что именно эти выплаты, а не помощь США в большей степени способствовали экономическому росту еврейского государства. К 2008 году Германия выплатила Израилю репарации более чем на 60 млрд. евро.

Греция

В 1960 году Греция и ФРГ подписали договор, согласно которому балканская страна в качестве компенсации получала 115 млн. марок. Однако греки посчитали эту сумму недостаточной и до сих пор продолжают шантажировать немецкое правительство.

В 2000 году Верховный суд Греции вынес постановление, согласно которому Германия должна выплатить 28 млн. евро родственникам 218 жителей деревни Дистомо, расстрелянным фашистами 10 июня 1944 года. Кроме этого, по мнению греческой стороны, Германия должна компенсировать вынужденный оккупационный заем, выданный Грецией в 1938 году в размере 3,5 млрд. долларов (по текущему курсу - около 54 млрд. евро).

В ответ на эти претензии немецкий канцлер Ангела Меркель заявила: «Немецкое правительство считает вопрос о компенсациях политически и юридически решенным. В то же время мы осознаем жестокость и произвол, которые происходили в Греции во времена нацизма».

Италия

В 1961 году между ФРГ и Италией было заключено соглашение о компенсациях итальянским жертвам нацизма, по которому правительство Италии получило 40 млн. марок (примерно 20 млн. евро). В 2008 году Кассационный суд Италии постановил, что жертвы нацистских преступлений могут подавать иски против Германии в итальянские суды.

Германское правительство в ответ обратилось в Международный суд ООН, обвинив судебные власти Италии в том, что они «игнорируют юрисдикционный иммунитет Германии как суверенного государства». В феврале 2012 года суд постановил, что Германия обладает юридической неприкосновенностью от преследований в национальных судах за нацистские злодеяния. Вердикт является окончательным и обжалованию не полежит.

Жертвы нацизма

Помимо репараций государствам Германия выплачивала компенсации и отельным лицам, вошедшим в категорию «жертвы нацизма». Так, В 1950-1960 годы ФРГ выплатила жертвам нацистов во Франции - $100 млн., в Бельгии - $20 млн., в Норвегии - $15 млн., в Люксембурге - $4,5 млн., в Дании - $4 млн., в Великобритании - $2,8 млн.

В конце 90-х после ряда частных исков в американские суды Берлин был вынужден создать фонд «Память, ответственность и будущее» (действовал в 2000-2007 годах). Через этот фонд предоставлялись компенсации бывшим подневольным рабочим, угнанным в Германию в ходе Второй мировой войны. В общей сложности на счета фонда правительство ФРГ и германские предприятия перечислили 5,2 млрд. евро.

Всего фондом «Память, ответственность и будущее» были выплачены компенсации на сумму 4,4 млрд. евро 1,66 млн. человек, в том числе 427 млн. евро - жертвам, проживающим в России. Однако самым крупным получателем стала Конференция по еврейским материальным претензиям к Германии, которой фонд перевел 1,149 млрд. евро.

Также нужно отметить, что в 2008 году правительство Германии согласилось выплатить единовременные компенсации в размере 2556 евро примерно шести тысячам проживающим в западных странах евреям, пережившим блокаду Ленинграда.

По подсчетам специалистов, в общей сложности Германия выплатила частные компенсации примерно 8 млн. человек, 6 млн. из которых - евреи.

В тему германских репараций были вовлечены и швейцарские банки. Финансовые организации Швейцарии обвинялись в том, что они скрывали активы жертв холокоста и отмывали полученные незаконным путем средства нацистов. В 1998 году было заключено соглашение, по которому швейцарские банки выплачивали примерно 24 тысячам потерпевших или их наследникам 1,25 млрд. долларов.

Автор этой книги, напечатанной очень маленьким тиражом и ставшей чуть ли не сразу после публикации в Москве библиографической редкостью, - военный историк, профессор, действительный член Академии военных наук Михаил Иванович Семиряга. Во время войны он служил в 27-й гвардейской стрелковой дивизии, потом в СВАГе - Советской военной администрации в Германии. Когда началась перестройка, Семиряга получил возможность работать в закрытых прежде архивах и очень достойно использовал эту возможность. Он первым в России опубликовал пресловутый секретный протокол к пакту Молотова-Риббентропа, многие другие документы, в частности, документы о расстреле в Катыни в 1940 году польских офицеров.

Личный опыт и знакомство с недоступными ранее архивными источниками, рассказывающими о деятельности советской военной администрации в послевоенной Германии, позволили Михаилу Семиряге написать насыщенную интереснейшей и редкой информацией книгу, которая называется "Как мы управляли Германией". Автор подробно рассматривает самые разные аспекты деятельности советской администрации, управлявшей оккупированной Восточной Германией: политические, экономические, идеологические, культурные, работу органов НКВД и трофейных бригад, национализацию промышленных предприятий и интеграцию бывших нацистов... Один из самых любопытных аспектов - репарации. Что это вообще было такое? В чем выражались репарации? Что именно и сколько получил Советский Союз?

10 миллиардов долларов - много или мало?

Послевоенные репарации, пишет в своей книге Михаил Семиряга, должны были служить двум целям: уничтожению военно-промышленного потенциала Германии и частичному возмещению ущерба, нанесенного нацистами странам антигитлеровской коалиции. Размеры репараций обговаривались на Ялтинской конференции в марте 1945 года. И хотя ни Англия, ни позже США не согласились со всеми требованиями, которые предъявлял Советский Союз, тем не менее, было решено, что половину всех будущих репараций получат от Германии СССР и Польша. Эта половина оценивалась в 10 миллиардов долларов. Из какого расчета тут исходили, неясно. Только прямой ущерб СССР, по данным советских экспертов, составил за годы войны 679 миллиардов рублей. Правда, рубль был неконвертируемой валютой и реальный курс доллара установить очень трудно, но все равно это намного больше, чем 10 миллиардов долларов.

С другой стороны, как показывают остававшиеся секретными до недавнего времени данные, на практике размеры репараций, которые получил в итоге с Германии Советский Союз, существенно превысили обговоренную с западными союзниками сумму. Трофейные команды отправили из Германии в СССР более двух с половиной тысяч демонтированных промышленных предприятий, свыше двух миллионов голов рогатого скота, почти сто тысяч вагонов со стройматериалами, мебелью, вещами, различным хозяйственным оборудованием, около трех миллионов пар обуви, полмиллиона радиоприемников, 60 тысяч одних только роялей и пианино и многое-многое другое.

Пока еще шли боевые действия, сбором трофеев занимались специальные армейские подразделения. Но демонтировать крупные предприятия они были не в состоянии. Поэтому после капитуляции был создан особый институт "демонтажников", задействованы специалисты соответствующих отраслей промышленности. Позднее, как рассказывает автор книги, не только каждый наркомат промышленного профиля, но и многие крупные советские предприятия, а также различные учреждения, не имевшие к промышленности никакого отношения, отправляли в Германию своих собственных "демонтажников". Так, например, Госкомитет по физкультуре и спорту поручил своим бригадам демонтировать плавательные бассейны. Даже Ленинская библиотека послала в Германию своих работников: собирать и переправлять в СССР книги и рукописи.

Экономическая нецелесообразность

На первых порах, подчеркивает Михаил Семиряга, "демонтажники" не слишком задумывались над экономической целесообразностью их работы. Он приводит пример завода Carl Zeiss в Йене. Сначала было решено демонтировать завод полностью. Работники СВАГ были против. Но генерал Добровольский, командовавший тогда заводом, заверил Москву, что полностью демонтированный и отправленный в СССР завод уже через год будет работать там с миллионной прибылью. И что же получилось? Установленное в СССР оборудование привело к дефициту в 50 миллионов рублей, в то время, как "полуживые", по выражению Семиряги, цеха Carl Zeiss в Йене, в которых оставалась только часть оборудования, да и то устаревшего, производили продукции на сумму в 100 миллионов рублей.

Заметим, что значительная часть этой продукции также шла в Советский Союз, потому что в репарации были включены и поставки из текущего производства. По оценке некоторых немецких исследований, демонтаж даже целых заводов играл лишь второстепенную роль по сравнению с поставками текущей продукции и доходами от советских акционерных и торговых обществ. Немецкие исследователи подсчитали, например, что в 1947 году четвертая часть всей производимой в советской зоне оккупации продукции шла в СССР в качестве репараций.

Кстати говоря, Советский Союз получал репарации не только из Восточной Германии. Из западных зон было намечено передать СССР и Польше почти триста заводов. И хотя в атмосфере начавшейся "холодной войны" западные оккупационные власти всячески тормозили этот процесс, но из 39 особо ценных заводов, находившихся в западной зоне и предназначенных для репараций Советскому Союзу, тридцать были полностью демонтированы к весне 1948 года.

Особого внимания заслуживают такие источники репарационных платежей, как созданные на территории Восточной Германии Советские государственные акционерные общества и Советские торговые общества. Это, в сущности, совместные предприятия, в значительной мере работавшие на СССР. Во главе многих из них стояли советские генеральные директоры. Такая форма позволяла одновременно изымать репарации и решать проблему занятости в Восточной Германии. Ведь когда демонтировали и вывозили целые предприятия, очень многие немцы оставались без работы. Чтобы представить масштабы деятельности Советских акционерных обществ (САО) в Восточной Германии, можно привести такие цифры. В 1950 году доля САО в промышленном производстве ГДР составляла более 22 процентов, а в некоторых отраслях – в энергетике, электронике и особенно в химической промышленности – она была даже намного выше.

Немецкий Днепрогэс?

Насколько существенны были репарации для советской промышленности? Михаил Семиряга подчеркивает, что, например, стремительный рост парка оборудования в СССР происходил прежде всего за счет репараций из Германии. А восстановленные в рекордные сроки Днепрогэс и другие электростанции? Ни в коем случае не принижая значения трудового героизма людей, работавших на этих объектах, автор книги напоминает, что из Германии в СССР было вывезено почти сто демонтированных электростанций общей мощностью 4 миллиона киловатт. Вывозились и целые фабрики, производившие продукцию, которая в Советском Союзе вообще не выпускалась: перлон, искусственный шелк, синтетический каучук.

Ракета "Фау-2"

Но Советский Союз нуждался не только в немецкой продукции и в немецком промышленном оборудовании, не только, так сказать, в "материальном" возмещении ущерба. Ослабленная и частично разоренная в годы войны и оккупации советская экономика испытывала нужду также в материально-технических кадрах, в специалистах, - подчеркивает Михаил Семиряга. В советской зоне Германии было создано около двухсот технических бюро, полсотни экспериментальных цехов и лабораторий. В них работали тысячи немецких ученых, инженеров, техников. Особое внимание уделялось специалистам в военной области.

Правда, западным союзникам здесь явно повезло больше: к ним вчерашние нацистские конструкторы и ученые перебегали охотнее. Достаточно вспомнить хотя бы создателя "Фау-2" Вернера фон Брауна, который в США работал в космической области. Именно он стал главным конструктором ракеты-носителя, доставившей американских космонавтов на Луну. Но и в Советском Союзе работали немцы, причастные к созданию "Фау", "мессершмиттов", боевых отравляющих веществ...

К 1948 году около 200 тысяч немецких специалистов были вместе с семьями вывезены в СССР. Первой была группа ученых-ядерщиков, за ней последовали ракетчики и химики. Те, кто занимался созданием советского ядерного оружия, работали, в основном, в Подмосковье, на Урале и в Сухуми, химики - в Ленинграде, самолетостроители и ракетчики - на острове Городомля (озеро Селигер) и в подмосковных Подлипках, специалисты по оптике - в Ленинграде, Москве и Киеве.