Высший орган государственной власти по конституции 1977. Новая конституция ссср

Подготовка проекта новой всесоюзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.

Конституция СССР 1977 г. принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР 7 октября. Структура Конституции 1977 г. следующая:

— I раздел - Основы общественного строя и политики;

— II раздел - Государство и личность;

III раздел - Национально-государственное устройство;

— IV раздел - Советы народных депутатов и порядок их избрания;

— V раздел - Высшие органы власти и управления;

— VI раздел - Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках;

— VII раздел - правосудие, арбитраж и прокурорский надзор;

— VIII раздел - О гербе, флаге, гимне и столице государства;

— IX раздел - Действие Конституции и порядок ее применения.

Особенности Конституции СССР 1977 г.:

— утверждала впервые в истории СССР окончатель­ное построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства;

— общегосударственная цель поданной Конституции - формирование бесклассового коммунистического общества, где все будут равны и по правам, и по обязанностям;

— впервые данная Конституция вводила некоторые формы непосредственной демократии, а именно: всенародное обсуждение законопроектов и референдум по важнейшим вопросам; гражданские права (право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство), но, естественно, всем этим правам всегда сопутствовали обязанности;

— коммунистическая партия по-прежнему была проводником официальной политической идеологии, ей принадлежала руководящая и направляющая роль;

— Конституция 1977 г. провозглашала принцип демократической централизации органов власти, что означало их выборность на всех уровнях, подотчетность народу, их вертикальную соподчиненность, подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим.

Устанавливалась обязанность органов Советского государства соблюдать социалистическую законность.

Устанавливались трудовые гарантии и гарантии трудовым и профессиональным союзам - например, право коллективов организации участвовать в решении и обсуждении общественных и государственных дел.

Конституционные основы СССР:

1) политическая основа: СССР - социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочего класса;

2) экономическая основа: социалистическая собственность (государственная собственность) на средства производства и землю;

3) социальная - нерушимый союз рабочих, крестьян, интеллигенции.

Система государственных органов по Конституции 1977 г.:

— народ являлся единственным источником власти в государстве;

— Советы народных депутатов - единая система органов государственной власти: Верховный Совет, Союзный Совет, Совет автономных республик - выс­шие органы власти (срок их полномочий - пять лет; в составе Верховного Совета формировался также Президиум); местные Советы народных депутатов (срок их полномочий - 2,5 года);

— высший исполнительно-распорядительный орган - Совет министров СССР. Компетенция Верховного Совета СССР - это все вопросы, отнесенные Конституцией к ведению СССР.

Полномочия Совета Союза и Совета автономных республик - право законодательной инициативы в Верховном Совете.

Вторая половина 70-х гг. стала временем принятия очередной Конституции СССР. Она должна была сменить старую, сталинскую 1936 г., а также в известной степени проваленную окончательно Программу КПСС, принятую в 1961 г. на XXII съезде КПСС и обещавшую построить коммунизм через 20 лет, т.е. к началу 80-х гг. В новом Основном законе сохранялось положение о всемирно-историческом повороте человечества от капитализма к социализму: «Советская власть осуществила глубочайшие социально-экономические преобразования, навсегда покончила с эксплуатацией человека человеком, с классовыми антагонизмами и национальной враждой...»

Определяя социальную природу государства, новая Конституция утверждала: «В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни...». Признаками «развитого социализма» она называла «общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ». Целью государства провозглашалось «построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление».

Политическая система СССР была определена как «социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». Устанавливалось, что «основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной и колхозно-кооперативной собственности», т.е., по сути, в стране сохранялась государственная собственность. «В исключительной собственности государства, - было зафиксировано в Конституции, - ...находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и с/х, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий...» При этом «никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях».

Законодательная власть. Конституция 1977 г. не изменила политическую организацию общества. Как и раньше,Верховный Совет СССР объявлялся высшим органом государственной власти СССР. Теоретически он олицетворял представительную власть и был законодательным органом. Он избирался сроком на 4 года путем всеобщего, равного и прямого избирательного права. Депутатом мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет. Депутаты собирались дважды в год на сессии Верховного Совета. Остальное время они должны были работать на своей прежней работе.


Верховный Совет СССР был наделен правом высшего контроля за деятельностью гос.аппарата. На него же возлагалось избрание Президиума Верховного Совета СССР, образование Правительства СССР, избрание Верховного суда и назначение Генерального прокурора СССР. Верховный Совет СССР мог назначить следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу. Он состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по норме: один депутат от 300 тыс. человек населения. В Совет Национальностей избирались по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой национальной области и по 1 депутату от каждого национального округа. Обе палаты обладали правом законодательной инициативы, их сессии проходили одновременно.

Верховный Совет избирал Президиум, который работал между сессиями и обладал широкими полномочиями, фактически сопоставимыми с правами самого Верховного Совета. Президиум Верховного Совета издавал указы, обязательные к исполнению. Эти указы утверждались на очередной сессии Верховного Совета и становились законами.

Исполнительная власть. Формально исполнительная власть была представлена системой министерств и ведомств, возглавляемых Советом Министров СССР. Это был высший исполнительно-распорядительный орган СССР. Число союзных министерств и госкомитетов постоянно увеличивалось и достигло более 80. Новые возникали, как правило, в результате деления старых промышленных министерств.

Судебная власть оставалась в значительной зависимости от исполнительной. Министерство юстиции СССР, восстановленное в 1970 г., должно было руководить адвокатурой; в составе Минюста были управления общих судов, военных трибуналов. Высшим судебным органом был Верховный суд СССР. На него возлагался надзор за судебной деятельностью, он обладал правами суда первой инстанции и надзора дел в кассационном порядке. Высший надзор за соблюдением законов Конституция возлагала на Прокуратуру СССР.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СССР

ПО КОНСТИТУЦИИ 1977 г.

В 1977 г. принята новая Конституция. Конституция законодательно зафиксировала построение в СССР общества «развитого социализма». В Конституции законодательные функции закреплялись за Верховным Советом СССР. Высшим исполнительным органом управления и исполнительной власти являлось правительство - Совет Министров СССР, образуемый Верховным Советом нового очередного созыва. Центральными органами управления являлись министерства и государственные комитеты, опиравшиеся на свои структуры.

Местные Советы наделялись правом координировать и контролировать работу всех расположенных на их территории предприятий и организаций по жилищному, коммунальному строительству. Вся эта стройная советская система на практике дополнялась параллельно функционировавшей партийно-номенклатурной системой, которая зачастую подменяла Советы. Верховный Совет и его Президиум по-прежнему были фактически не законотворческим, а законоутверждающим и законопубликующим органом, которые готовили по поручению ЦК КПСС и фиксировали уже принятые партийные решения.

Судебная система также была подконтрольной власти. Система органов народного контроля также была подотчетной партии, более того, она была существенно ограничена в правах даже по сравнению с первоначальными указами и законами.


69) Перестройка органов государственной власти и управления во второй половине 1980-х – начале 1990 гг.

в1985г. Генеральным секретарем ЦК КПСС становится М.С. Горбачев. Он сразу создал новую команду управленцев. Начало перемен в области управления, осуществленных М.С. Горбачевым в 1986-1987 гг., воодушевило всю страну. План экономических реформ предусматривал поэтапный переход к регулируемой рыночной экономике. Единственно, в чем режим Горбачева-Рыжкова достиг заметных результатов, - это кадровая политика. Однако все кадровые и иные перестановки и преобразования не могли обеспечить экономический эффект.

На XIX партконференции, состоявшейся в конце июня 1988 г., были приняты решения о преобразовании всей государственной системы, о развертывании гласности, борьбы с бюрократизмом, о перестройке. Впервые сформулированы понятия «правовое государство» и «гражданское общество» применительно к СССР. Состоявшийся в июле 1990 г. последний XXVIII съезд КПСС выявил полный раскол партийных рядов. Политбюро лишилось части своих полномочий и превратилось в представительский орган. Возникло своеобразное двоевластие - союзного и республиканского - российского центра со своими органами управления и, самое главное, с разными идейно-политическими ориентирами.

В рамках суверенной России оформилась самостоятельная компартия, лидеры которой - Полозков и Сергеев - заняли позицию полного неприятия идей горбачевской перестройки и политики союзного центра во главе с Президентом СССР, объективно подрывая и без того робкие усилия Горбачева по сохранению Союза. В августе 1991 г. высшее руководство СССР предприняло попытку спасти конституционный строй и союзное государство не вполне законными средствами.

19 августа было объявлено о создании Государственного комитета по Чрезвычайному Положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер-министр Павлов и восемь министров правительства СССР. От имени ГКЧП был издан ряд указов, в которых было заявлено о необходимости защиты Конституции и союзного государства от экстремистских сил. В поддержку своей позиции ГКЧП ввел в Москву войска. В ответ Президент РСФСР Ельцин объявил создание ГКЧП незаконным, а его указы преступными деяниями. Крах ГКЧП был концом всей номенклатурной коммунистической элиты, еще раз показавшей свою неспособность решить актуальную задачу сохранения Советского Союза как естественноисторической федерации и сверхдержавы.

Органы государственной власти и управления по Конституции 1977 г.

Верховный Совет СССР – высший орган государственной власти СССР, состоял из двух равноправных палат. Сессии ВС СССР созывались два раза в год.

Совет Союза – избирался по избирательным округам с равной численностью населения.

Совет Национальностей – избирался по норме: 32 депутата от союзной республики, 11 депутатов от автономной республики, 5 депутатов от автономной области и один депутат от автономного округа.

Президиум Верховного Совета СССР –постоянно действующий орган Верховного Совета СССР, подотчетный ему и осуществляющий функции высшего органа государственной власти СССР в период между его сессиями. Избирался на совместном заседании палат в составе: Председателя, Первого заместителя Председателя, 15 заместителей и 21 члена Президиума.

Комитет народного контроля СССР –образован Верховным Советом СССР. Возглавлял систему органов контроля.

Совет Министров СССР –правительство СССР. Высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти СССР. Образован Верховным Советом СССР и был ответствен и подотчетен ему. В состав СМ СССР входили по должности председатели советов министров союзных республик.
Генеральный прокурор СССР –назначался Верховным Советом СССР. Был ответствен перед ним и ему подотчетен. Назначал прокуроров союзных, автономных республик, краев и областей, которые были ему подотчетны.

Верховный Суд СССР –высший судебный орган СССР. Осуществлял контроль за судебной деятельностью судов СССР. Избирался Верховным Советом СССР. В состав Верховного Суда входили по должности председатели Верховных Судов Союзных республик.

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

Федеральное Собрание – постоянно действующий орган законодательной власти. Состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Обе палаты заседают раздельно.

Президент России – глава государства, глава исполнительной власти. Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами РФ, гарант Конституции РФ.

Правительство России – орган исполнительной власти. Председатель правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Временно исполняет обязанности Президента, когда тот не в состоянии их выполнять.

Судебная власть представлена Конституционным судом (состоит из 19 судей), Верховным судом и Высшим Арбитражным судом.

Прокуратура РФ – единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от неё Советом Федерации по представлению Президента.

Совет Безопасности – организуется и возглавляется Президентом РФ.

Полномочные представители Президента РФ – назначаются и освобождаются Президентом РФ.

Счетная Палат а – осуществляет контроль за выполнением федерального бюджета. Образуется Советом Федерации и Государственной Думой.

История государства и права России. Шпаргалки Князева Светлана Александровна

107. Система государственных органов по Конституции 1977 г

Высшим органом государственной власти (законодательным органом), по Конституции, считается Верховный Совет СССР, высшим исполнительным и распорядительным органом - Совет Министров, или Правительство СССР.

Верховный Совет СССР.

Законы СССР принимаются Верховным Советом СССР или всенародным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета СССР.

Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Палаты Верховного Совета СССР равноправны.

Право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР принадлежит Совету Союза, Совету Национальностей, Президиуму Верховного Совета СССР, Совету Министров СССР, комиссиям Верховного Совета СССР и постоянным комиссиям его палат, депутатам Верховного Совета СССР, Верховному Суду СССР, Генеральному прокурору СССР.

Совет Министров СССР.

Совет Министров СССР образуется Верховным Советом СССР на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей в составе Председателя Совета Министров СССР, первых заместителей и заместителей Председателя, министров СССР, председателей Государственных комитетов СССР.

Совет Министров СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями - подотчетен перед Президиумом Верховного Совета СССР.

Совет Министров СССР правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению СССР.

В пределах своих полномочий Совет Министров СССР обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и вносит в Верховный Совет СССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития СССР; осуществляет меры по защите интересов государства; принимает меры по обеспечению государственной безопасности; осуществляет общее руководство строительством Вооруженных Сил СССР; осуществляет общее руководство в области отношений с иностранными государствами; образует в случае необходимости комитеты.

Высшим органом государственной власти и управления союзной республики является Верховный Совет союзной республики.

Законы союзной республики принимаются Верховным Советом союзной республики или народным голосованием (референдумом).

Из книги Налоговый кодекс РФ часть 1 автора Дума Государственная

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Органы государственных внебюджетных фондов. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, их должностных

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Органы государственных внебюджетных фондов. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации1.

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

28. Система государственных органов Великобритании Система государственных органов Великобритании, в частности парламент, действует на основании конституционных соглашений и правовых обычаев. Такое положение существует со времени принятия самой

Из книги Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова) автора Маклаков Вячеслав Викторович

31. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Во Франции существует смешанное (или полупрезидентское) республиканское правление. Система органов власти во Франции построена на принципе разделения властей.Современная Франция

Из книги Система государственного управления автора Наумов Сергей Юрьевич

38. Система государственных органов Японии Систему государственных органов Японии представляет глава государства – Император, Парламент, Кабинет министров и Верховный суд.Власть переходит по наследству только по мужской линии – от отца к старшему сыну, женщины

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

48. Система государственных органов стран СНГ Система государственных органов стран СНГ основана на конституционном принципе разделения государственной власти.Все страны СНГ условно подразделяются по форме государственного правления на две основные

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

5. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция Федеральное Собрание Российской Федерации создает законодательную базу в области образования, утверждает соответствующие статьи бюджета и контролирует выделение

Из книги Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) автора Власов Анатолий Александрович

Система государственных органов КНР По Конституции КНР высшим органом государственной власти является ВСНП. Число депутатов ВСНП не должно превышать 3000 человек. Срок полномочий ВСНП - пять лет. ВСНП работает в сессионном порядке, очередные сессии проводятся один раз в

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Глава 3. Система организации государственных органов Российской

Из книги автора

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти Система государственных органов власти Киевской Руси:1) Великий киевский князь;2) удельные князья;3) представительный орган – всенародное вече;4) совещательный

Из книги автора

39. Система государственных органов Великобритании Особенностью функционирования британского Парламента является отсутствие в государстве писаной конституции, поэтому многие Нормы парламентской жизни, взаимоотношений с правительством остаются урегулированными

Из книги автора

44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Франция является смешанной (полупрезидентской) республикой, система органов власти которой основана на принципе разделения властей.Франция сегодня – это республика с сильной

Из книги автора

59. Система государственных органов Японии Главой государства является Император. Монарший трон переходит по наследству от отца к старшему сыну. Женщины полностью исключены из системы престолонаследия. Согласно конституционным нормам, Император является только

Из книги автора

76. Система государственных органов СНГ Принцип разделение властей – основополагающий принцип осуществления государственной власти. Этот принцип заложен в организацию и деятельность высших органов государства.По форме правления государства – участники Содружества

Из книги автора

Статья 53. Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов 1. В ч. 1 ст. 53 говорится о праве государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом, возбуждать от своего

Из книги автора

Система и виды государственных органов РФ. Конституционные принципы их организации Государственный орган – гражданин (индивид) или коллектив граждан, наделенный государственно-властными полномочиями на осуществление задач и функций государства и действующий в