"золотое сечение" кацудзо ниши. Золотое сечение

/ Forens.Ru — 2008.

библиографическое описание:
Золотое сечение в анатомии человека / Forens.Ru — 2008.

html код:
/ Forens.Ru — 2008.

код для вставки на форум:
Золотое сечение в анатомии человека / Forens.Ru — 2008.

wiki:
/ Forens.Ru — 2008.

Золотое сечение - деление отрезка на неравные части, при этом весь отрезок (A) относится к большей части (B), как эта большая часть (B) относится к меньшей части (C), или

A: B = B: C ,

C: B = B: A .

Отрезки золотой пропорции соотносятся друг другу с помощью бесконечной иррациональной дробьи 0,618..., если C принять за единицу, A = 0,382. Числа 0.618 и 0.382 - это коэффициентами последовательности Фибоначчи, на которой построены основные геометрические фигуры.

Например, прямоугольник с отношением сторон 0.618 и 0.382 - золотой прямоугольник. Если от него отрезать квадрат, то останется вновь золотой прямоугольник. Этот процесс можно продолжать до бесконечности.

Другой всем знакомый пример - пятиконечная звезда, в которой каждая из пяти линий делит другую в точке золотого сечения, а концы звезды являются золотыми треугольниками.

Золотое сечение и тело человека

Кости человека выдержаны в пропорции, близкой к золотому сечению. И чем ближе пропорции к формуле золотого сечения, тем более идеальным выглядит внешность человека.

Если расстояние между ступней человека и точкой пупа = 1, то рост человека = 1.618.

Расстояние от уровня плеча до макушки головы и размера головы равно 1:1.618

Расстояние от точки пупа до макушки головы и от уровня плеча до макушки головы равно 1:1.618

Расстояние точки пупа до коленей и от коленей до ступней равно 1:1.618

Расстояние от кончика подбородка до кончика верхней губы и от кончика верхней губы до ноздрей равно 1:1.618

Расстояние от кончика подбородка до верхней линии бровей и от верхней линии бровей до макушки равно 1:1.618

Высота лица / ширина лица

Центральная точка соединения губ до основания носа / длина носа.

Высота лица / расстояние от кончика подбородка до центральной точки соединения губ

Ширина рта / ширина носа

Ширина носа / расстояние между ноздрями

Расстояние между зрачками / расстояние между бровями

Точное наличие золотой пропорции в лице человека и есть идеал красоты для человеческого взора.

Формула золотого сечения видна при взгляде на указательный палец. Каждый палец руки состоит из трех фаланг. Сумма двух первых фаланг пальца в соотношении со всей длиной пальца = золотое сечение (за исключением большого пальца).

Соотношение средний пальец / мизинец = золотое сечение

У человека 2 руки, пальцы на каждой руке состоят из 3 фаланг (за исключением большого пальца). На каждой руке имеется по 5 пальцев, то есть всего 10, но за исключением двух двухфаланговых больших пальцев только 8 пальцев создано по принципу золотого сечения (цифры 2, 3, 5 и 8 - это и есть числа последовательности Фибоначчи).

Также следует отметить тот факт, что у большинства людей расстояние между концами расставленных рук равно росту.

© Е.В.Гурвич, Вл.В.Шкарин, 2002 г.
УДК 616.12-008.331.1:616-071
Поступила 17.06.2002 г.

Е.В.Гурвич, Вл.В.Шкарин

Государственная медицинская академия, Нижний Новгород

«Золотое сечение» в медицине. Мистика или универсальный критерий?

Иоганн Кеплер, немецкий астроном (1571-1630), говорил, что «геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них - это теорема Пифагора, а другое - деление отрезка в среднем и крайнем отношении… Первое можно сравнить с мерой золота; второе же больше напоминает драгоценный камень» . «Золотое сечение» (ЗС) - это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей, или, другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему : c: b = b: a или a: b = b: c (рис. 1).

Свойства ЗС описываются уравнением х2–х–1=0. Положительным корнем этого уравнения является (-1+O5)/2, так что отношение 1/х в рассматриваемой пропорции равно числу 1/х = 1,618033989…

Обратное их соотношение равно 0,618033…

Такое деление Пифагор называл «золотым делением» или «золотой пропорцией». Число 1,618 принято обозначать буквой Ф в честь древнегреческого скульптора Фидия, часто использовавшего «золотую пропорцию» в своих творениях. В соответствии с делением в среднем и крайнем отношении единичный отрезок АВ точкой С делится следующим образом 3:

1: 0,618 = 0,618: 0,382 = 1,618,

или иначе

0,382 + 0,618 = 1.

В биологии эта пропорция встречается очень часто. Иллюстрацией может послужить рис. 2, представляющий данную пропорцию в соотношениях различных частей растений (а.б), насекомых (в) и яйца птицы (г)*. При изучении различных размеров человеческого тела и его частей также обнаружено широкое представительство данной пропорции (рис. 3). При этом, чем больше показанные пропорции приближаются к значениям ЗС, тем гармоничнее выглядит индивидуум. Деление тела точкой пупа - один из важнейших показателей гармоничности телосложения. Пропорции мужского тела в среднем по этому показателю составляют 1,625, женского - 1,6. У новорожденных это соотношение равно 1:1 и с возрастом постепенно приближается к указанным величинам.

К сожалению, в доступной медицинской литературе мало встречается публикаций, посвященных этой проблеме.

П.П.Черныш 4 провел анализ некоторых параметров функции сердечно-сосудистой системы с позиций структурной и функциональной биосимметрики с целью определения закономерностей во взаимоотношениях отдельных показателей ее деятельности. Им было установлено, что кроме коэффициентов K1 и K2 (K1 - коэффициент пропорциональности отношения общей систолы и длительности кардиоцикла, K2 - отношение длительности систолы желудочков и общей систолы) отношения величины систолического артериального давления (САД) к диастолическому (ДАД), САД к ЧСС, пульсового АД (АДп.) к ДАД также относятся друг к другу в пропорции ЗС (рис. 4). Причем у здоровых лиц отклонение значений от идеальных составило менее 5%. Кроме этого, им было выявлено, что правилу «золотого сечения» подчиняется также и строение самого сердца. В частности, это относится к размерам полостей предсердий и желудочков, их объемам в фазы систолы и диастолы. Так, отношение конечного диастолического размера (КДР) левого желудочка (ЛЖ) к размеру полости левого предсердия (ПЛП) составило 1,66±0,09 см, ударного объема (УО) к конечному систолическому объему (КСО) ЛЖ - 0,612±0,10 см. Формула расчета фракции выброса (ФВ) ЛЖ - отношение КСО к конечному диастолическому объему (КДО). В его исследовании ФВ составила 62,4 ± 4,0% 5 .

Несмотря на индивидуальные колебания параметров функционирования сердечно-сосудистой системы, у каждого из обследованных сохранялись взаимоотношения этих показателей с пропорцией ЗС, т.е. в любой момент времени сохранялась гармония, выражающаяся коэффициентами, близкими к 0,618 и 1,618 (см. таблицу). Отклонение К1 и отношения КДР ЛЖ к ПЛП от идеальной пропорции составило менее 3%, УО к КСО ЛЖ - 1,3%, а К2 - менее 0,5% (!).

Таким образом, у здоровых лиц, несмотря на различные значения гемодинамических показателей, порой отличающихся друг от друга в 1,5-2 раза, соотношения их находятся в гармонической пропорции, близки значениям ЗС и отличаются от них не более, чем на 8%. Полученные результаты еще раз подтверждают положение о том, что организм, и в частности органы кровообращения, являются целостной системой. Можно также утверждать, что нормальными показателями для каждого конкретного индивидуума являются не только и не столько абсолютные и усредненные значения, сколько их соотношения друг с другом, близкие к пропорции ЗС 5 .

В 80-е годы рядом исследователей 6-8 установлена математическая зависимость, приближающаяся к ЗС в соотношениях САД, ДАД и АДп в аорте: АДп: ДАД: САД = 0,365: 0,635: 1. Эта пропорция является как бы критерием оптимальности АД в покое. Отклонения от этого соотношения наблюдаются при физических и других видах нагрузок и, видимо, имеют диагностическое и прогностическое значение. В 1998 г. нами исследовано клиническое значение соотношения ДАД и САД 9 . Этому соотношению присвоен термин «структурная точка АД» (СТАД). К настоящему времени известно, что СТАД приближается к значению пропорции ЗС - 0,618 7, 10 . Независимо от уровня АД СТАД стремится к константному значению и соответствует пропорции ЗС - 0,618 или к такому же фундаментальному значению 1/e = 0,632, которое отражает наиболее оптимальное и стабильное состояние системы (относительно стабильными следует считать значения АД со СТАД в диапазоне от 0,564 до 0,673 (СТАД ± 1s) у здоровых и от 0,549 до 0,687 - у пациентов с артериальной гипертензией - АГ). Бульшие отличия от пропорции ЗС характерны для нестабильных состояний: пограничной АГ, тяжелых форм АГ, возможно кризовых форм АГ. Таким образом, анализ значений структурной константы АД может открыть новые возможности в плане прогноза гипотензивной терапии (резистентности при оптимальных значениях СТАД), подбора дозы гипотензивного препарата (бульшая доза для выведения из стабильного состояния), прогноза стабильности течения АГ на ближайшее время (нестабильность при значениях СТАД, значительно отличающихся от 0,618). Авторы делают вывод, что СТАД - это константа, величина которой не зависит от уровня АД. Теоретически значения СТАД могут колебаться от 0 до 1, однако приближение к этим цифрам несовместимо с жизнью. Оптимальным, вероятно, является значение, соответствующее фундаментальной пропорции ЗС. Учитывая не жестко детерминированный характер большинства физиологических констант организма, можно предположить оптимальное состояние «устойчивого неравновесия» системы, с константным диапазоном этого показателя, центрированным возле 0,618, и с нечетко обозначенными (пока) верхней (около 0,7) и нижней (около 0,55) границами.

Интересно, что по данным широкомасштабного исследования HOT (Hypertension Optimal Treatment) 11 , включавшего в себя изучение 18790 пациентов с АГ, оптимальным АД в плане наименьшего риска смерти, обусловленной кардиоваскулярными причинами, является АД = 138,8/86,5 мм рт.ст. Расчет СТАД по этим данным дает цифру 0,6231, абсолютно идентичную среднему значению СТАД, которое получено нами при исследовании группы здоровых лиц. Наименьший риск развития сердечно-сосудистых осложнений установлен при АД=138,5/82,6 мм рт.ст. СТАД при этом составляет 0,5942, что также входит в диапазон СТАД ± 1s.

В состоянии относительного покоя, т.е. ночью, отношение ДАД/САД ближе к пропорции ЗС (0,618), нежели днем, когда на АД действует гораздо больше возмущающих факторов 12 .

Установлена связь с пропорцией ЗС и для соотношений высоко– и низкочастотной частей электроэнцефалограммы (ЭЭГ). А.А.Соколов и А.Я.Соколов 13 показали, что на частотах b-волн ЭЭГ (диапазон 14-35 Гц - умственная работа) проявляется максимум спектральной мощности, разделяющий весь диапазон ЭЭГ на высоко– и низкочастотную части, соотносящиеся между собой по правилу ЗС с инвариантом 1,618.

В.Г.Бочков 7 отметил близкое к ЗС значение соотношения фаз кардиоцикла - систола/сердечный цикл: идеальным (по Бочкову) является в покое - 0,368, при нагрузке - 0,632. В.А.Добрых 14 показана «экстрасистолия золотых сечений». Экстрасистолы, имеющие отношение интервала сцепления к продолжительности предэктопического кардиоцикла, близкое к пропорции ЗС, по сравнению с другими достоверно более устойчивы к противоаритмической лекарственной терапии. Автор высказал мнение, что ЗС являются своеобразными островками устойчивости динамических систем, обеспечивающими стационарный режим их существования. Принцип спирального строения сердца как оптимальной структуры для создания максимального усилия желудочков по изгнанию крови и придания ей поступательного винтообразного движения для сообщения потоку максимальной скорости и наименьшего сопротивления выдвинут также с учетом роли этого соотношения (рис. 5).

Существуют указания на то, что правилу ЗС подчиняются и такие показатели, как гематокрит, объем циркулирующей крови (ОЦК) и его компоненты: отношение ОЦК к плазматическому объему и отношение последнего к глобулярному объему (цит. по 15). Если рассматривать любую систему с позиций организации, или энтропии, т.е. меры неопределенности, то оптимальной организацией системы, в частности системы поддержания АД в условиях обычной жизнедеятельности 9 , будет относительная организация (соотношение порядка и хаоса), приближающаяся к значению 0,382, т.е. 1 - 0,618.

Пифагор, Платон и Евклид считали ЗС числом, лежащим в основе мироздания. Если вместо десятичной системы с единицей в качестве эталона измерения представить систему исчисления, единицей которого будет 0,618, то такие сложные математические вычисления как, например, логарифмирование, становятся элементарными, как сложение и вычитание. Кроме того, представление о множественности пропорций «золотого сечения» (рис. 6) позволяет рассматривать многие показатели и временные отношения в организме с позиций, приближенных к нелинейной динамике, гораздо более полно отражающей закономерности функционирования как живых организмов в частности, так и природы в целом.

Литература

    Кеплер И. Гармония мира. Музыкальная эстетика Западной Европы ХVII – XVIII веков. М: Музыка; 1971; с. 174-186.

    НиТ. Текущие публикации. Золотое сечение. http://www.n-t.org/tp/iz/zs/htm).

    Цветков В.Д. Сердце, «золотое сечение» и симметрия. Пущино: ПНЦ РАН; 1997; 170с.

    Черныш П.П. К вопросу об индивидуальной норме некоторых показателей гемодинамики. Мед журн Узбекистана 1999; 1: 62– 64.

    Черныш П.П. Гармонические соотношения в строении и функции сердечно-сосудистой системы. Журнал теоретической и клинической медицины. Морфология и физиология 2000;1.

    Цветков В.Д. Ряды Фибоначчи и оптимальная организация сердечной деятельности млекопитающих. Пущино: НЦБИ АН СССР; 1984; 19 с.

    Бочков В.Г. Многовариантность регулирования в биологических системах и новые физиологические константы. Автореф. дис. … канд. биол. наук. Киев; 1986.

    Дмитриева Н.В. Симметрийный подход к оценке функционального состояния организма человека. Известия АН СССР. Серия биологическая 1990; 1:52-66.

    Шкарин В.В. Системный подход в диагностике, лечении и ведении пациентов с артериальной гипертензией в амбулаторных условиях. Дис. … докт. мед. наук. Н.Новгород; 1998.

    Шхвацабая И.К. Патогенез и варианты течения гипертонической болезни. Кардиология 1985;6:5-10.

    Hansson L., Zanchetti A., Carruthers S.G., Dahlff B. et al. Effects of intensive blood-pressure and low dose aspirin in patients with hypertension: principal results of the Hypertension Optimal Treatment (HOT) randomized trial. Lancet 1998; 351: 1755 – 1762.

    Шкарин В.В. Концепция структурной точки артериального давления, как физиологической константы организма. Вестник НМТ 2000; 1:11-16.

    Соколов А.А., Соколов А.Я. Математические закономерности электрических колебаний мозга. М: Наука; 1976; 97 с.

    Добрых В.А. Экстрасистолия золотых сечений у больных ишемической болезнью сердца. Физиология человека.1994;1 (20): 165-166.

    Дубров А.П. Симметрия биоритмов и реактивности. М: Медицина; 1987; 176.

    *Иллюстрации взяты с сайта http://www.n-t.org/tp/iz/zs/htm

Наука о прекрасном – это наука о соразмерности, согласовании, отношении частей между собою и к их целому, или соотношение разных величин между собою. Красота и гармония мира – это пропорции Творца, основанные на принципе Золотого сечения. Все в мире подчиненно строгим вечным законам мироздания, от метагалактики и до квантового микромира: что наверху – так и внизу, как внутри – так и снаружи.

Однако эти принципы гармонии природы пока остаются вне понимания и глубокого осмысления современной наукой. Золотое сечение было известно ещё в глубокой древности.

В дошедшей до нас античной литературе пропорции Золотого сечения впервые встречается в «Началах» Евклида в 3 веке до новой эры, сам же термин Золотое сечение ввёл великий Леонардо да Винчи в 15 веке.

Принципы Золотого сечения легли в основу композиционного построения мировых произведений архитектуры, живописи, классической музыки, литературы и т.д. Пропорции Золотого сечения исходят из строения Мира, поэтому все известные принципы и правила обретения гармонии основаны именно на этом «сечении».

Из школьного курса математики известно определение, что Золотым сечением называется деление отрезка AB на две части таким образом, что большая его часть AC является средней пропорциональной между всем отрезком AB и меньшей его частью CB (рис. 1). Геометрически эта пропорция также выражается отношением стороны пятиугольной звезды к стороне правильного пятиугольника, вершины которых совпадают (рис. 2).

А алгебраически отношение отрезков может быть также выражено приближённо в виде дробей 2 / 3 , 3 / 5 , 5 / 8 , 8 / 13 , 13 / 21 и т.д., где 2, 3, 5, 8, 13, 21 и т.д. – числа ряда Фибоначчи, т.е. ряда, где каждый последующий член ряда равен сумме двух предыдущих.

По мере увеличения порядка чисел в ряду, отношение приближается трансцендентному числу: 0,618 033 988 749 894 848 204 586 834 365 …, а обратное отношение – 1,618 033 988 749 894 848 204 586 834 365 …

Но все эти отношения отрезков всегда рассматриваются на плоскости, а мир окружающий нас – объемен.

Глядя на конструкцию сферы, мы видим, что она имеет 12 сегментов в виде правильных пятиугольников, в которые вписаны пятиугольные звезды (рис. 3).

Напомним, что одно из «Платоновых тел» (рис. 4) – додекаэдр имеет двенадцать граней в виде правильных пятиугольников.

Таким образом «сфера Золотого сечения» является сферическим додекаэдром, ребрами которого являются стороны этих правильных пятиугольников. Принцип «Золотого сечения»это соотношение между ребрами додекаэдра и куба, форм вписанных в одну сферу, додекаэдр содержит пять кубов, т.к. у звезды пять лучей.

Все кубы имеют общий центр симметрии, но развернуты друг относительно друга таким образом, что любая пара кубов имеет только одну общую вершину (рис. 3).

Додекаэдр является изначальным «телом космоса»,о чем знали древние, занимавшийся именно этой формой.

Известно, что «сфера Золотого сечения» обладает эффектом гармонизации пространства (за счет «эффекта формы» и «эффекта полостных структур»). «Эффект формы» – например, влияние пирамидальных и др. подобных конструкций на жизнь (здоровье), состояние и развитие живых и неживых объектов.

«Сфера Золотого сечения» является сочетанием кубов и додекаэдра, вписанных в одну сферу.

Любая плоскостная фигура концентрирует энергию внутри себя, забирая (собирая, скапливая) ее извне.

«Эффект полостных структур» в живых системах описал В.С. Гребенников в своей книге «Мой мир», где указал, что в этих системах эффект полостных структур создается трубками, открытыми с двух концов (рис. 5).

Более подробно с описанным эффектом можно ознакомиться в работах Николы Теслы, Джона Ворела Кили, Вильгельма Райха и мн. др.

«Сфера золотого сечения» имеет полости, только, в отличие от пирамид, эти полости открыты изнутри наружу, поэтому и «эффект полостных структур» создается вне этой сферы, что легко можно ощутить держа мяч в руках. Сочетание «эффекта формы, полостных структур и сферы золотого сечения» гармонизирует окружающее пространство вокруг себя, защищает человека от многих вредных излучений электромагнитных приборов и оказывает оздоровительное действие на весь организм в целом (рис. 6).

По отношение к энергетическому строению человека «положение трубки» выглядят сл. образом (рис. 7).

Рис. 7. «Трубка сердца и тела человека».

Пентаграмма – пять структур космоса.

Наряду с полюсами в мире существуют еще «5 видов» тонкой энергии, которые обозначаются сл. терминами: Дерево, Огонь, Земля (Почва), Металл и Вода. Эти понятия не тождественны одноименным материалам в природе, стихии – это абстрактные качества, и у каждой из них существуют свои «персональные» свойства.

Круговая схема 5-ти стихий и времен года.

Объемное (тело и кристалл) изображения пентаграммы.

Пять стихий это также различные состояния вещества: твердое состояние – металл, жидкое – вода, плазменное – огонь. Газообразное состояние представлено двумя «состояниями» ветер (Ци, воздух) и дерево.

Стихия Земля отображает время и основу (источник) всех 4-х стихий и является для всех стихий «местом» их циклических изменений. При движении в пространстве поток Ци меняется, как качественно, так и структурно, т.е. изменяется внутренняя структура энергии (направление, вектор силы и т.п.).

Геометрические формы 5-ти стихий.

Пять стихий имеют свои принципы взаимодействия между собой, ниже приводится перечень четырех главных принципов-порядков взаимодействия стихий (элементов):

  1. Дерево – Огонь – Земля – Металл – Вода;
  2. Огонь – Дерево – Вода – Металл – Земля;
  3. Земля – Вода – Огонь – Металл – Дерево;
  4. Металл – Огонь – Вода – Земля – Дерево.

В медицине термин У син трактуется как «пять стихий или первоэлементов», однако термин «первоэлемент» является по сути своей условным. Исходя из буквального перевода с китайского языка, иероглиф-знак Син означает сл. идеи и образы:

  1. Движение, двигаться;
  2. Импульс к движению;
  3. Подвижная сила (субстанция, материя);
  4. Агент (проводник) движения.

Др. вариант прочтения иероглифа – Хин (тин), который означает линию, ряд, порядок и пересечение линий.

Пояснение. У Син – это 5 порядков, которые в китайской литературе обозначались числами от 1 до 5 (6 – 10).

Крест – форма взаимодействий энергии в пространстве, но уже с учетом сторонам света: Юг – стихия Огонь, Восток – Дерево, Запад – Металл и Север – Вода.

5-й элемент схемы был введен с целью обозначения времени протекания циклических процессов, их движения в некой среде, в которой живет человек. Традиционно в китайской философии принято выделять пять стихий, четыре из которых также обозначают пространственное расположение энергии плюс 5-е направление – центр.

Пять стихий и лицо человека .

Схема 1. Линейное распределение 5-ти стихий.

Рис. 1. Линейное распределение стихий на лице.

Схема 2. Крестообразное расположение 5-ти стихий.

Рис. 2. Пять стихий-секторов на лице.

Схема 3. Расположение стихий 5 + 1.

Рис. 3 а – б. Пять (6) стихий и лицо человека.

На рис. 3 показана малоизвестная схема У син, представляющая собой сочетание разных фигур, здесь стихии Огонь выделено два сектора сверху (область лба).

В центре рисунка расположена стихия Земли (основа, база, время), что соответствует области переносицы.

Пояснение. На рис. 3 а в секторе лба находятся два круга, что соответствует Огню Ян – Инь и 12-ти меридианам китайской медицины, здесь две стихии Огня уравновешиваются одной стихией Воды.

На лице это можно выразить одним треугольником сверху и одним треугольником снизу, т.е. когда две главные стихии природы находятся (через стихию Земли, форма) Огня и Воды в балансе, только при достаточном количестве Ци Воды.

С течением времени (рис. 4 – 7) этот баланс сдвигается в сторону стихии Огня (эмоции), что и вызывает уменьшение влаги в теле, а также «сдвиг стихии Земли» – неправильным мышлением с нарушением обмена веществ, кроме этого нарушается внешний энергетический баланс между кожей и окружающим средой.

Схема «отношений» Ци стихий Воды и Огня на теле.

Рис. 4 – 5. Годовой цикл 5-ти стихий. Пять изменений (цикл 12 лет) состояния Ци в пространстве.

Рис. 4 – 5 показывает годовой цикл 5-ти стихий: от Дерева (юность, весна) – до стихии Воды (старость, зима).

Линия движения («гравитационное старение») 5-ти стихий сначала идет под углом 30 град, потом – 45 град. и после 50-ти лет под углом 60 град и т.д.

С точки зрения Западной медицины и косметологии старение человека состоит из 3-х основных механизмов:

– воздействие солнечных лучей (фотостарение);

– воздействие силы притяжения Земли (по вертикали);

– объемное старение кожи (атрофия мышц, испарение влаги).

В эстетической косметологии принято выделять шесть главных признаков старения кожи.

Основные признаки старения кожи:

– изменение рельефа и структуры «упругости» кожи;

– морщины и складки по всей поверхности лица и тела;

– сухость кожи;

– «старческие» пигментные (светлые, темные) пятна;

– сосудистые звездочки;

– опущение и дряблость кожи (птоз).

Рис. 6 – 7. «Старение – как течение Ци времени».

Чем старше человек, тем больше «угол гравитационного старения», т.е. образования морщин (рис. 4 – 7).

На рис. 6 показано изменение баланса между с 3-мя стихиями: Воды, Огня и Земли (центральная ось тела, центр тяжести).

На рис. 6 фигура баланса Ци «песочные часы (треугольник) постепенно переходит в квадрат» – в фазу старения.

В количественном отношении на лице у стихии Огня два сектора, а у Воды – 1, однако у нее есть и второй «выравнивающий сектор» – это область затылка.

В то же время 3 сектором ст. Воды в верхней части тела является шея, т.к. все Инь меридианы сходятся здесь.

Тело человека создано природой таким образом, чтобы энергии Воды (чистой Инь Ци) в нем хватало надолго.

Согласно постулатам Восточной медицины старение человека состоит из 10-ти сл. аспектов:

– нарушение естественной циркуляции энергии Ци и крови по телу;

– уменьшение стихии (объема) Воды в организме;

– увеличение стихии Огня (скрытые воспалительные процессы);

– нарушение «жидкокристаллической структуры тела» (стихии Земля);

– рост грязной энергии Ци (шлаки и токсины) в организме;

– неправильное мышление (избыток логического мышления, нестабильный эмоциональный фон);

– отсутствие творческого (интуитивного) отношения к жизни;

– смещение центра тяжести (из области живота в голову) тела;

– нежелание человека духовно и нравственно развиваться;

– не умение и не знание, как работать с силой притяжения Земли (см. системы Цигун, Дао инь);

– старение, дряблость и отвисание кожи ввиду отсутствия регулярных физических упражнений (атрофия мышц, слабость связок и костей) под контролем сознания.

Для остановки процесса старения и деградации человеку следует коренным образом изменить свое отношение к окружающему миру, и только в этом случае, возможно, его физическое и духовное возрождение.

Примечание. В работе по восстановлению баланса 5-ти стихий в организме человека главным и определяющим условием успеха является учет текущего сезона года по Солнечному календарю.

Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.
Давайте выясним, что общего между древнеегипетскими пирамидами, картиной Леонардо да Винчи "Мона Лиза", подсолнухом, улиткой, сосновой шишкой и пальцами человека?
Ответ на этот вопрос сокрыт в удивительных числах, которые были открыты итальянским математиком средневековья Леонардо Пизанским, более известным по именем Фибоначчи (род. ок. 1170 - умер после 1228.После его открытия числа эти так и стали называться именем известного математика. Удивительная суть последовательности чисел Фибоначчи состоит в том, что каждое число в этой последовательности получается из суммы двух предыдущих чисел.
Числа, образующие последовательность 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597, 2584, ... называются "числами Фибоначчи", а сама последовательность - последовательностью Фибоначчи. Это сделано в честь итальянского математика 13 века Фибоначчи.
В числах Фибоначчи существует одна очень интересная особенность. При делении любого числа из последовательности на число, стоящее перед ним в ряду, результатом всегда будет величина, колеблющаяся около иррационального значения 1.61803398875... и через раз то пpевосходящая, то

достигающая его.
(Прим. иррациональное число, т.е. число, десятичное представление которого бесконечно и не периодично)
Более того, после 13-ого числа в последовательности этот результат деления становится постоянным до бесконечности ряда. Именно это постоянное число деления в средние века было названо Божественной пропорцией, а ныне в наши дни именуется как золотое сечение, золотое сpеднее или золотая пропорция.
Не случайно величину золотой пропорции принято обозначать греческой буквой Ф(фи) - это сделано в честь Фидия.

Итак, Золотая пропорция = 1: 1,618

233 / 144 = 1,618
377 / 233 = 1,618
610 / 377 = 1,618
987 / 610 = 1,618
1597 / 987 = 1,618
2584 / 1597 = 1,618
Золотое сечение - соотношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. (Если обозначить целое как С, большую часть А, меньшую В, то правило золотого сечения выступает как соотношение С:А=А:В.) Автор золотого правила - Пифагор - считал совершенным такое тело, в котором расстояние от темени до пояса относилось к обшей длине тела как 1:3. Отклонения величины веса и объема тела от идеальных норм зависят прежде всего от строения скелета. Важно, чтобы тело было пропорционально.
В создании своих творений греческие мастера (Фидий, Мирон, Пракситель и др.) использовали этот принцип золотой пропорции. Центр золотой пропорции строения человеческого тела располагался точно в месте пупка.
КАНОНЫ
Канон - система идеальных пропорций человеческого тела - была разработана древнегреческим скульптором Поликлетом и в V веке до нашей эры. Ваятель задался целью точно определить пропорции человеческого тела, согласно с его представлениями об идеале. Вот результаты его вычислений: голова - 1/7 всего роста, лицо и кисть руки - 1/10, ступня -1/6. Однако уже современникам фигуры Поликлета казались слишком массивными, “квадратными”. Тем не менее каноны стали нормой для античности и с некоторыми изменениями для художников ренессанса и классицизма. Практически канон Поликлета был воплощен им в статуе Дорифор (”Копьеносец”). Статуя юноши полна уверенности; уравновешенность частей тела олицетворяет могущество физической силы. Широкие плечи почти равны высоте туловища, половина высоты тела приходится на лонное сращение, высота головы восемь раз укладывается по высоте тела, а центр “золотой пропорции” приходится на уровень пупка.
Уже тысячелетия люди пытаются найти математические закономерности в пропорциях тела человека. Долгое время отдельные части тела человека служили основой всех измерений, являлись естественными единицами длины. Так, у древних египтян было три единицы длины: локоть (466 мм), равнявшийся семи ладоням (66,5 мм), ладонь, в свою очередь, равнялась четырем пальцам. Мерой длины в Греции и Риме была ступня.
Основными мерами длины в России были сажень и локоть. Кроме этого, применялся дюйм - длина сустава большого пальца, пядь - расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами (их копнами), ладонь - ширина кисти руки.

Тело человека и золотое сечение
Художники, ученые, модельеры, дизайнеры делают свои расчеты, чертежи или наброски, исходя из соотношения золотого сечения. Они используют мерки с тела человека, сотворенного также по принципу золотой сечения. Леонардо Да Винчи и Ле Корбюзье перед тем как создавать свои шедевры брали параметры человеческого тела, созданного по закону Золотой пропорции.
Самая главная книга всех современных архитекторов справочник Э.Нойферта "Строительное проектирование" содержит основные расчеты параметров туловища человека, заключающие в себе золотую пропорцию.
Пропорции различных частей нашего тела составляют число, очень близкое к золотому сечению. Если эти пропорции совпадают с формулой золотого сечения, то внешность или тело человека считается идеально сложенными. Принцип расчета золотой меры на теле человека можно изобразить в виде схемы
M/m=1,618
Характерно, что размеры частей тела мужчин и женщин существенно различаются, но отношения этих частей соответствуют в большинстве случаев отношениям тех же целых чисел.
Первый пример золотого сечения в строении тела человека:
Если принять центром человеческого тела точку пупа, а расстояние между ступней человека и точкой пупа за единицу измерения, то рост человека эквивалентен числу 1.618.
Кроме этого есть и еще несколько основных золотых пропорции нашего тела:
расстояние от кончиков пальцев до запястья и от запястья до локтя равно 1:1.618
расстояние от уровня плеча до макушки головы и размера головы равно 1:1.618
расстояние от точки пупа до макушки головы и от уровня плеча до макушки головы равно 1:1.618
расстояние точки пупа до коленей и от коленей до ступней равно 1:1.618
расстояние от кончика подбородка до кончика верхней губы и от кончика верхней губы до ноздрей равно 1:1.618
расстояние от кончика подбородка до верхней линии бровей и от верхней линии бровей до макушки равно 1:1.618
расстояние от кончика подбородка до верхней линии бровей и от верхней линии бровей до макушки равно 1:1.61
Золотое сечение в чертах лица человека как критерий совершенной красоты.
В строении черт лица человека также есть множество примеров, приближающихся по значению к формуле золотого сечения. Однако не бросайтесь тотчас же за линейкой, чтобы обмерять лица всех людей. Потому что точные соответствия золотому сечению, по мнению ученых и людей искусства, художников и скульпторов, существуют только у людей с совершенной красотой. Собственно точное наличие золотой пропорции в лице человека и есть идеал красоты для человеческого взора.
К примеру, если мы суммируем ширину двух передних верхних зубов и разделим эту сумму на высоту зубов, то, получив при этом число золотого сечения, можно утверждать, что строение этих зубов идеально.
На человеческом лице существуют и иные воплощения правила золотого сечения. Приведем несколько таких соотношений:
Высота лица / ширина лица,
Центральная точка соединения губ до основания носа / длина носа.
Высота лица / расстояние от кончика подбородка до центральной точки соединения губ
Ширина рта / ширина носа,
Ширина носа / расстояние между ноздрями,
Расстояние между зрачками / расстояние между бровями.

Рука человека
Каждый палец нашей руки состоит из трех фаланг.
Сумма двух первых фаланг пальца в соотношении со всей длиной пальца и дает число золотого Достаточно лишь приблизить сейчас вашу ладонь к себе и внимательно посмотреть на указательный палец, и вы сразу же найдете в нем формулу золотого сечения.сечения (за исключением большого пальца).
Кроме того, соотношение между средним пальцем и мизинцем также равно числу золотого сечения.
У человека 2 руки, пальцы на каждой руке состоят из 3 фаланг (за исключением большого пальца). На каждой руке имеется по 5 пальцев, то есть всего 10, но за исключением двух двухфаланговых больших пальцев только 8 пальцев создано по принципу золотого сечения. Тогда как все эти цифры 2, 3, 5 и 8 есть числа последовательности Фибоначчи.
Пропорции в одежде.
Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции (для художников и архитекторов они имеют первостепенное значение). В основе гармоничных пропорций лежат определённые математические соотношения. Это единственное средство, с помощью которого удаётся «измерить» красоту. Золотое сечение самый известный пример гармоничной пропорции. Пользуясь принципом золотого сечения, можно создавать в композиции костюма наиболее совершенные пропорции и устанавливать органичную связь между целым и его частями.
Однако пропорции одежды теряют всякий смысл, если они не увязаны с человеком. Поэтому соотношение деталей костюма определяется особенностями фигуры, её собственными пропорциями. В теле человека тоже существуют математические соотношения между отдельными его частями. Если принять за модуль, т. е. условную единицу, высоту головы, то (согласно Витрувию, римскому архитектору и инженеру 1 в. до н. э., автору трактата «Десять книг об архитектуре») в пропорциональной фигуре взрослого человека уместится восемь модулей: от макушки до подбородка; от подбородка до уровня груди; от груди до талии; от талии до линии паха; от линии паха до середины бедра; от середины бедра до колена; от колена до середины голени; от голени до пола. Упрощённая пропорция говорит о равенстве четырех частей фигуры: от макушки головы до линии груди (по подмышкам); от груди до бёдер; от бёдер до середины колена; от колена до пола.
Готовое платье шьется на идеальную, стандартно сложенную фигуру, которой в реальной жизни похвастается далеко не каждый. Однако человек может подобрать одежду таким образом, чтобы выглядеть гармонично.
Огромную роль в одежде играют пропорции.
Пропорции в одежде - это соотношения частей костюма по величине между собой и в сравнении с фигурой человека. Сравнительная длина, ширина, объем лифа и юбки, рукавов, воротника, головного убора, деталей влияют на зрительное восприятие фигуры в костюме, на мысленную оценку ее соразмерности. Самыми красивыми, совершенными, "правильными" выглядят такие соотношения, которые близки естественным пропорциям человеческой фигуры. Известно, что высота головы "укладывается" в росте около 8 раз, а линия талии делит фигуру в отношении примерно 3:5.
Наиболее пропорциональной фигурой человека считается та, в которой эти пропорции также повторяются (соотношение отдельных частей). То" же самое касается и костюма.
В костюме можно применять как естественные пропорции, так и сознательно нарушенные. Здесь невозможно подробно разобрать разные варианты, так как для этого нужно серьезно изучить законы композиции. Надо помнить, что естественные пропорции, как правило, "выгодны" для любой фигуры; в то же время недостатки сложения можно "исправить", слегка передвинув, "поискав" во время примерки ту или иную линию (например, можно немного завысить или занизить талию, заузить или расширить плечи, изменить длину платья, рукава, величину воротника, карманов, пояса).
Создание одежды во многом как бы перекликается с зодчеством - оба эти искусства предназначены для непосредственного соприкосновения с человеком, исходят из его природных пропорций; наконец, костюм вместе с человеком почти постоянно находится в окружении зданий, внутренних помещений. И здания, в свою очередь, находятся в естественной природе, в городской архитектурной среде. Поэтому в различные эпохи архитектура и костюм отражают художественный стиль своего времени; а народный костюм как бы вбирает и хранит в веках все лучшее, совершенное, "вечное".
Масса костюма, его кажущаяся "тяжесть" или "легкость" зависит от разных причин. Чем больше "нагромождено" линий, деталей, украшений, тем массивнее фигура; зато когда нет "ничего лишнего", даже монументальная от природы фигура будет свободнее, как бы легче. При физически равных объемах материалы плотные, темные, рельефные, шероховатые кажутся массивнее, чем легкие, светлые, прозрачные, гладкие, блестящие. При этом светлые тона "увеличивают" объем, "уменьшая" тяжесть, темные - наоборот. Отсюда - практический вывод: полным людям не следует бояться светлых материалов, но лучше располагать их в верхней части фигуры, около лица.

Установлена связь с пропорцией ЗС и для соотношений высоко– и низкочастотной частей электроэнцефалограммы (ЭЭГ). А.А.Соколов и А.Я.Соколов показали, что на частотах b-волн ЭЭГ (диапазон 14-35 Гц - умственная работа) проявляется максимум спектральной мощности, разделяющий весь диапазон ЭЭГ на высоко– и низкочастотную части, соотносящиеся между собой по правилу ЗС с инвариантом 1,618.

Таким образом, у здоровых лиц, несмотря на различные значения гемодинамических показателей, порой отличающихся друг от друга в 1,5-2 раза, соотношения их находятся в гармонической пропорции, близки значениям ЗС и отличаются от них не более, чем на 8%. Полученные результаты еще раз подтверждают положение о том, что организм, и в частности органы кровообращения, являются целостной системой. Можно также утверждать, что нормальными показателями для каждого конкретного индивидуума являются не только и не столько абсолютные и усредненные значения, сколько их соотношения друг с другом, близкие к пропорции ЗС.

В.Г.Бочков отметил близкое к ЗС значение соотношения фаз кардиоцикла - систола/сердечный цикл: идеальным (по Бочкову) является в покое - 0,368, при нагрузке - 0,632. В.А.Добрых 14 показана «экстрасистолия золотых сечений». Экстрасистолы, имеющие отношение интервала сцепления к продолжительности предэктопического кардиоцикла, близкое к пропорции ЗС, по сравнению с другими достоверно более устойчивы к противоаритмической лекарственной терапии. Автор высказал мнение, что ЗС являются своеобразными островками устойчивости динамических систем, обеспечивающими стационарный режим их существования. Принцип спирального строения сердца как оптимальной структуры для создания максимального усилия желудочков по изгнанию крови и придания ей поступательного винтообразного движения для сообщения потоку максимальной скорости и наименьшего сопротивления выдвинут также с учетом роли этого соотношения.

Ритмы сердца и мозга.

Равномерно бьется сердце человека – около 60 ударов в минуту в состоянии покоя. Сердце как поршень сжимает, а затем выталкивает кровь и гонит ее по телу. Предсердия выполняют роль резервуара, принимающего кровь из вен, а желудочки - насоса, ритмически перекачивающего кровь в артерии. Давление крови изменяется в процессе работы сердца. Наибольшей величины оно достигает в левом желудочке в момент его сжатия (систолы) . В артериях во время систолы желудочков кровяное давление достигает максимальной величины, равной 115-125 мм рт.ст. у здорового молодого человека. В момент расслабления сердечной мышцы (диастолы) давление снижается до 70-80 мм рт.ст. Отношение максимального (систолического) к минимальному (диастолическому) давлению равно в среднем 1,6 ,т.е. близко к золотой пропорции.