Изобразительное искусство классицизма и рококо. Изобразительное искусство классицизма

Cлайд 1

Cлайд 2

Итальянский художник и поэт Агостино Кррачи (1557-1602) призывал живописцев строго следовать принципам античности и Возрождения: Кто стремится и хочет стать хорошим живописцем, Тот пусть вооружится рисунком Рима, Движеньем и светотенью венецианцев И ломбардской сдержанностью колорита. Мощную манеру возьмет от Микеланджело, От Тициана – передачу натуры, Чистоту и величье Корреджиева стиля И строгую уравновешенность Рафаэля…

Cлайд 3

Никола Пуссен – художник классицизма Творчество французского художника Никола Пуссена (1594-1665) считается вершиной классицизма в живописи. Свой идеал красоты он видел в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармония и четкости форм. По мнению художника, главным критерием художественной правды и красоты являются разум и мысль. Вот почему он призывал творить так, «как этому учат природа и разум». При выборе тем Пуссен руководствовался героическими поступками и деяниями, в основе которых лежали высокие гражданские побуждения, а не низменные человеческие страсти. Никола Пуссен. Автопортрет. 1650 г. Лувр, Париж.

Cлайд 4

Пуссен. Пейзаж с Диогеном. Свое творчество Пуссен посвятил прославлению героического человека, способного силой могучего разума познавать и преобразовывать природу. Его герои – люди высоких нравственных качеств. Они часто попадают в драматические ситуации, требующие особой собранности, величия духа и характера.

Cлайд 5

Аполлон и Дафна Пуссен. Аполлон и Дафна В сюжетах Пуссен искал только те, в которых были действие, движение и экспрессия. Работу над картиной он начинал с внимательного изучения литературного источника («Метаморфозы» Овидия или Священного Писания). Если он отвечал поставленным целям, художник обдумывал не сложную внутреннюю жизнь героев, а кульминацию действия. Обычная сюжетная формула Пуссена была такова: «Жребий брошен, решение принято, выбор сделан».

Cлайд 6

Пуссен. Давид-победитель Композиционная система картин Пуссена строилась на двух началах: уравновешенность форм (построение фигур вокруг центра) и на их свободном соотношении (сдвинутости в сторону от центра). Взаимодействие этих двух начал позволяло достичь необыкновенного впечатления упорядоченности, свободы и подвижности композиции. «Гармонию» любой картины художника всегда можно «проверить алгеброй». Любая закономерность в картине – это не выдумка ее автора, она всегда отражает логику и закономерность развития природы мироздания.

Cлайд 7

Никола Пуссен. Аркадские пастухи. 1638-1639 гг. Лувр, Париж. Никола Пуссен – автор многочисленных картин на мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы. Картина «Аркадские пастухи» - одна из вершин творчества художника, плод его неустанных поисков. У каменного надгробия остановились трое молодых людей и молодая женщин. Судя по их одежде и посохам, это пастухи. Один из них припал на колено, он внимательно разбирает надпись на надгробии. Юноша и девушка слева замерли, погрузившись в молчаливое раздумье о бренности человеческой жизни.

Cлайд 8

Нарцисс и Эхо Никола Пуссен. Нарцисс и Эхо. Большое значение в художественной системе Пуссена занимает колорит. Краски он накладывал от темного к светлому. Небо и тени фона выполнял так тонко, что сквозь них просвечивала зернистая фактура холста. Множеству цветов предпочитал ультрамарин, медную лазурь, желтую и красную охру, зеленую и киноварь.

Cлайд 9

Николо Пуссен. Похищение сабинянок Большинство созданных Пуссеном картин на мифологические темы принадлежит к шедеврам мирового искусства («Сбор манны в пустыне», «Поклонение золотому тельцу», «Моисей, источающий воду из скалы», «Суд Соломона», «Снятие с креста»).

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Скульптурные шедевры классицизма. Один из выдающихся скульпторов классицизма – Антонио Канова (1757-1822). Первые работы молодого итальянского скульптора, изображавшие героев древнегреческой мифологии, прославили его имя. Статуи «Орфей», «Эвридика», «Персей», «Дедал и Икар», «Тесей, победитель Минотавра», «Амур и Психея» поразили современников, отметивших, что в статуях пульсирует сама жизнь.

Cлайд 16

Совершенной гармонией пропорций, красотой линий и тончайшей обработкой поверхности мрамора отличается скульптурная группа «Три Грации». Современники Кановы считали ее высшим воплощением нового идеала красоты. Известно, что в греческой мифологии три Грации олицетворяли красоту и женственную прелесть юности. Фигуры Граций расположены полукругом. Переплетение из рук, композиционно объединяют скульптурную группу. Один из современников писал: «Вся группа олицетворяет любовь, трудно найти другое, более тонкое ее выражение в других произведениях западноевропейского искусства. Антонио Канова. Три Грации. 1816 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Cлайд 17

Cлайд 18

Cлайд 19

Cлайд 20

Cлайд 21

Антонио Канова.. Портрет Полины Боргезе в образе Венеры. Мрамор. 1805-1807 годы. Галерея Боргезе. Рим.

Cлайд 22

Cлайд 23

Скульптурная группа Антонио Кановы «Дедал и Икар». 1777-1779 годы. Музей Каррер. Венеция.

Cлайд 24

Cлайд 25

Бертель Торвальдсен. Художественным идеалом датского скульптора Бертеля Торвальдсена (1768-1844) также стали шедевры античной пластики. Большинство своих произведений он посвятил мифологическим сюжетам и образам. Лучшие среди них – «Язон с золотым руном», «Ганимед и орел Зевса» и «Меркурий»

Cлайд 26

Образ идеальной гармонии и красоты запечатлен в статуе княгини М.Ф.Барятинской, жены известного русского дипломата. При жизни она славилась острым умом и ослепительной красотой, добротой и женским обаянием. Здесь она представлена в облике античной богини в изящно ниспадающих одеждах, сквозь которые легко угадывается ее чудесно сложенная фигура. Идеально прекрасны овал ее лица, задумчивая, исполненная достоинства поза, голова, чуть склоненная вправо. Левой рукой она осторожно придерживает легкую шаль, правая кокетливо поднесена к подбородку. Этот жест возвращает «античную богиню» к реальной жизни, делая ее вполне земной женщиной. Бертель Торвальдсен. Княгиня М.Ф.Барятинская. 1818 г. Музей Торвальдсена, Копенгаген.

Cлайд 27

Бертель Торвальдсен. Ясон с золотым руном. 1803-1828, Музей Торвальдсена, Копенгаген.

Cлайд 28

Бертель Торвальдсен. Ганимед и орел. 1818-1829, Художественный институт, Миннеаполис. МХК, 11 класс
Урок № 6
Искусство
классицизма и
рококо
Д.З.: Глава 6, ?? (с.63), тв.
задания (с.63-65), таб. (с.
63) в тетради заполнить
© А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА
дать представление об искусстве
классицизма, сентиментализма и
рококо;
расширять кругозор, навыки анализа
жанров искусства;
воспитывать национальное
самосознание и самоидентификацию,
уважение к музыкальному творчеству
рококо.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

О. Фрагонар;
классицизм;
Г. Риго;
рококо;
сентиментализм;
гедонизм;
рокайлеи;
маскароны;
В.Л. Боровиковский;
ампир;
Ж. Ж. Руссо

Проверка знаний учащихся

1. Каковы характерные черты музыкальной культуры барокко? Чем
она отличается от музыки эпохи Возрождения? Аргументируйте
свой ответ конкретными примерами.
2 . Почему К. Монтеверди называют первым композитором барокко? В
чём выразился реформаторский характер его творчества? Что
характерно для «Взволнованного стиля» его музыки? Какое
отражение этот стиль нашёл в оперных произведениях
композитора? Что объединяет музыкальное творчество К.
Монтеверди с произведениями барочной архитектуры и живописи?
3. Что отличает музыкальное творчество И. С. Баха? Почему его
принято рассматривать в рамках музыкальной культуры барокко?
Приходилось ли вам слушать органную музыку И. С. Баха? Где?
Каковы ваши впечатления? Какие произведения великого
композитора вам особенно близки? Почему?
4. Каковы характерные черты русской музыки барокко? Что
представляли собой партесные концерты XVII - начала XVIII в.?
Почему развитие русской барочной музыки связывают с
формированием композиторской школы в России? Какое
впечатление производит на вас духовная хоровая музыка М. С.
Березовского и Д. С. Бортнянского?

Универсальные учебные действия

определять
определять существенные
существенные признаки
признаки стилей
стилей классицизма
классицизма
и
и рококо,
рококо, соотносить
соотносить их с определенной исторической
эпохой;
эпохой;
исследовать
исследовать причинно-следственные связи,
связи,
закономерности
закономерности смены
смены художественных
художественных моделей
моделей мира;
мира;
оценивать
оценивать эстетическую,
эстетическую, духовную
духовную и
и художественную
художественную
ценность
ценность культурно-исторической
культурно-исторической эпохи;
эпохи;
выявлять
выявлять способы
способы и
и средства
средства выражения
выражения общественных
идей
идей и
и эстетических
эстетических идеалов
идеалов эпохи
эпохи в
в процессе
процессе анализа
анализа
произведений
произведений искусства классицизма,
классицизма, рококо и
сентиментализма;
сентиментализма;
находить
находить ассоциативные
ассоциативные связи
связи и
и различия
различия между
художественными
художественными образами классицизма, барокко и
рококо,
рококо, представленными в различных
различных видах
видах искусства;
искусства;
характеризовать
характеризовать основные
основные черты,
черты, образы
образы и темы
темы
искусства
искусства классицизма,
классицизма, рококо
рококо и
и сентиментализма;
сентиментализма;
выдвигать
выдвигать гипотезы,
гипотезы, вступать
вступать в диалог,
диалог, аргументировать
аргументировать
собственную
собственную точку
точку зрения
зрения по
по сформулированным
сформулированным
проблемам;
проблемам;
систематизировать
систематизировать и
и обобщать
обобщать полученные
полученные знания
знания об
об
основных
основных стилях и течениях искусства
искусства XVII-XVIII вв.
(работа
(работа с таблицей)
таблицей)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Эстетика
классицизма.
2.Рококо и
сентиментализм.
Задание на урок. Какое значение для Мировой
цивилизации и культуры имеют эстетика
классицизма, искусство рококо и
сентиментализм?

подвопросы

1.
1.
2.
2.
Эстетика
Эстетика классицизма.
классицизма. Обращение
Обращение кк античному
античному
наследию
наследию и
и гуманистическим
гуманистическим идеалам Возрождения.
Выработка
Выработка собственной
собственной эстетической
эстетической программы.
программы.
Главное
Главное содержание искусства
искусства классицизма
классицизма и
и его
его
творческий
творческий метод.
метод. Черты
Черты классицизма
классицизма в
в различных
различных
видах
видах искусства.
искусства. Формирование стилевой системы
системы
классицизма
классицизма во Франции
Франции и ее влияние на развитие
художественной
художественной культуры
культуры западноевропейских
западноевропейских стран.
стран.
Понятие
Понятие о
о стиле
стиле ампир.
ампир.
Рококо
Рококо и
и сентиментализм*.
сентиментализм*. Происхождение
Происхождение термина
термина
«рококо».
«рококо». Истоки
Истоки художественного
художественного стиля
стиля и
и его
его
характерные
характерные особенности. Задачи
Задачи рококо
рококо (на
(на примере
примере
шедевров
шедевров декоративно-прикладного
декоративно-прикладного искусства).
Сентиментализм
Сентиментализм как
как одно
одно из
из художественных
художественных течений
течений
в
в рамках
рамках классицизма.
классицизма. Эстетика
Эстетика сентиментализма
сентиментализма и
и
его
его основоположник
основоположник Ж.
Ж. Ж.
Ж. Руссо.
Руссо. Специфика
Специфика русского
русского
сентиментализма
сентиментализма в литературе
литературе и живописи (В. Л.
Боровиковский)
Боровиковский)

Эстетика
классицизма
Левицкий Д.Г.
Портрет
Дени Дидро.
1773-1774
гг. Музей
искусства и
истории
города
Женевы в
Швейцарии.
Новый художественный
стиль - классицизм (лат.
classicus образцовый) следовал классическим
достижениям Античности и
гуманистическим идеалам
Возрождения.
Искусство Древней Греции и
Древнего Рима стало для
классицизма главнейшим
источником тем и сюжетов:
обращения к античной
мифологии и истории,
ссылки на авторитетных
учёных, философов и
писателей.
В соответствии с античной
«…изучать Античность, чтобы
традицией был
научиться видеть Природу»
провозглашён принцип
(Дени Дидро)
первенства природы.

Эстетика
классицизма
О. Фpaгonap. Портрет
Дени Дидро. 1765-1769 гг.
Лувр, Париж
Эстетические принципы классицизма:
1. Идеализация древнегреческой
культуры и искусства, ориентация на
нравственные принципы и идеи
гражданственности
2. Приоритет воспитательного
значения искусства, признание
ведущей роли разума в познании
прекрасного.
3. Пропорциональность, строгость,
ясность в классицизме сочетаются с
законченностью, завершенностью
художественных образов,
универсализмом и нормативностью.
Главным содержанием искусства
классицизма стало понимание мира
как разумно устроенного механизма,
где человеку отводилась
существенная организующая роль.

10.

Эстетика
классицизма
Клод Лоррен. Отплытие царицы
Савской (1648). Лондонская
Национальная картинная галерея
Творческий метод
классицизма:
стремление к разумной
ясности, гармонии и
строгой простоте;
приближение к
объективному отражению
окружающего мира;
соблюдение
правильности и порядка;
подчинение частного
главному;
высокий эстетический
вкус;
сдержанность и
спокойствие;
рационализм и
логичность в поступках.

11.

Эстетика
классицизма
Каждому из видов искусства были
присущи свои особенные черты:
1. Основой архитектурного языка
классицизма становится ордер (тип
архитектурной композиции, использующий
определённые элементы и
подчиняющийся определённой архитектурностилевой обработке), гораздо более
Ш. Персье, П.Ф.Л. Фопmеп.
Триумфальная арка на
площади Каррусель в Париже.
1806 г. (стиль - ампир)
близкий по формам и пропорциям к
зодчеству Античности.
2. Произведения архитектуры отличают
строгая организованность
соразмерность и уравновешенность
объёмов, геометрическая
правильность линий, регулярность
планировки.
3. Для живописи характерны: чёткая
разграниченность планов, строгость
рисунка, тщательно выполненная
светотеневая моделировка объёма.
4. Особую роль в решении
просветительской задачи играли
литература и в особенности театр,
ставший самым массовым видом
искусства этого времени.

12.

Эстетика
классицизма
в эпоху царствования
Г. Риго. Портрет Людовика XIV.
1701 г. Лувр, Париж
«короля – солнце» Людовика
XIV (1643-1715) была
выработана некая идеальная
модель классицизма, которой
подражали в Испании,
Германии, Англии и в странах
Восточной Европы, Северной
и Южной Америки.
вначале искусство
классицизма было
неотделимо от идеи
абсолютной монархии и
являлось воплощением
целостности, величия и
порядка.

13.

Эстетика
классицизма
Казанский собор в Петербурге (1801-1811 гг.) Арх. А.Н. Воронихин.
Искусство в форме так называемого революционного классицизма,
служило идеалам борьбы против тирании, за утверждение
гражданских прав личности, созвучных Французской революции.
На последней стадии своего развития классицизм активно
выражал идеалы наполеоновской империи.
Своё художественное продолжение он нашёл в стиле ампир (от фр.
style Empire - «имперский стиль») – стиль позднего (высокого)
классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во
Франции в период правления императора Наполеона I.

14.

Рококо и
сентиментализм
Характерной особенностью XVIII в.
в западноевропейском искусстве
стал неоспоримый факт
одновременного существования с
классицизмом барокко, рококо и
сентиментализма.
Признавая только гармонию и
порядок, классицизм «выпрямил»
причудливые формы барочного
искусства, перестал трагически
воспринимать духовный мир
человека, а основной конфликт
перенёс в сферу отношений между
отдельной личностью и
государством. Барокко, изжившее
себя и пришедшее к логическому
завершению, уступило место
классицизму и рококо.
О. Фрагонар. Счастливые
возможности качелей. 1766 г.
Коллекция Уоллес, Лондон

15.

Рококо и
сентиментализм
Ринальдиевское рококо:
интерьеры Гатчинского замка.
г. Гатчина
В 20-е гг. XVIII в. во Франции
сложился новый стиль искусства –
рококо (фр.rocaille - раковина). Уже
само название раскрывало
главную, характерную черту этого
стиля – пристрастие к изысканным
и сложным формам, причудливым
линиям, во многом напоминавшим
очертания раковины.
Раковина то превращалась в
сложный завиток с какими-то
странными прорезями, то в
украшение в виде щита или
полуразвёрнутого свитка с
изображением герба или эмблемы.
Во Франции интерес к стилю
рококо ослабел уже к концу 1760-х
гг., но в странах Центральной
Европы его влияние было
ощутимо вплоть до конца XVIII
столетия.

16.

Рококо и
сентиментализм
Главная цель искусства рококо
- доставлять чувственное
наслаждение (гедонизм).
Искусство должно было
нравиться, трогать и
развлекать, превращая
жизнь в утончённый
маскарад и «сады любви».
Сложные любовные интриги,
мимолётность увлечений,
дерзкие, рискованные,
бросающие вызов обществу
поступки героев, авантюры
и фантазии, галантные
Аллегория изобразительного искусства,
развлечения и праздники
1764 г. - Холст, масло; 103 х 130 см.
определяли содержание
Рококо. Франция.
произведений искусства
Вашингтон, Нац. галерея.
рококо.

17.

Рококо и
сентиментализм
Характерными чертами стиля рококо в произведениях искусства:
грациозность и лёгкость, затейливость, декоративная утончённость
и импровизация, пасторальность (пастушеская идиллия), тяга к
экзотике;
орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабесок,
цветочных гирлянд, фигурок амуров, разорванных картушей,
масок;
сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим
количеством белых деталей и золота;
культ прекрасной наготы, восходящий к античной традиции,
изощрённая чувственность, эротичность;
культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в
скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам
(«Прелестным безделицам»), наполнявшим быт галантного
человека;
эстетика нюансов и намёков, интригующая двойственность
образов, переданная с помощью лёгких жестов, полуоборотов,
чуть заметных мимических движений, полуулыбки, затуманенного
взгляда или влажного блеска в глазах.

18.

Рококо и
сентиментализм
Мебель в стиле
рококо
Наибольшего расцвета стиль
рококо достиг в произведениях
декоративно-прикладного
искусства Франции (интерьерах
дворцов
и костюмах аристократии). В
России он проявился прежде
всего в архитектурном декоре в виде свитков, щитов и
замысловатых раковин рокайлей (декоративных
орнаментов, имитирующих
соединение причудливых раковин
и диковинных растений), а
также маекаранов (лепных или
резных масок в виде
человеческого лица или головы
зверя, размещённых над
окнами, дверьми, арками, на
фонтанах, вазах и мебели).

19.

Рококо и
сентиментализм
Court Joseph-Desire (Жозе-Дезери
Кур). живопись. Франция
Сентиментализм (фр. sentiment - чувство).
В мировоззренческом плане он, как и
классицизм, опирался на идеи
просветительства.
Важное место в эстетике сентиментализма
занимало изображение мира чувств и
переживаний человека (отсюда его
название).
Чувства воспринимались как проявление
природного начала в человеке, его
естественного состояния, возможного
только при тесном контакте с
природой.
Достижения цивилизации с множеством
соблазнов, развращавших душу
«естественного человека», приобретали
явно враждебный характер.
Своеобразным идеалом
сентиментализма стал образ сельского
жителя, следовавшего законам
первозданной природы и живущего в
абсолютной гармонии с ней.

20.

Рококо и
сентиментализм
Французскийй̆ философ, писатель,
мыслитель эпохи Просвещения.
Также музыковед, композитор и
ботаник. Родился: 28 июня 1712
г., Женева. Умер:2 июля 1778 г. (66
лет), Эрменонвиль, близ Парижа.
Основоположником сентиментализма
считают французского просветителя
Ж.Ж. Руссо, провозгласившего культ
естественных, природных чувств и
потребностей человека, простоты и
сердечности.
Его идеалом был чувствительный,
сентиментальный мечтатель,
одержимый идеями гуманизма,
«естественный человек» с «прекрасной
душой», не развращённый
буржуазной цивилизацией.
Главную задачу искусства Руссо
видел в том, чтобы учить людей
добродетели, звать их к лучшей
жизни.
Главный пафос его произведений
составляет восхваление человеческих
чувств, высоких страстей, пришедших
в столкновение с общественными,
сословными предрассудками.

21.

Рококо и
сентиментализм
Правомернее всего рассматривать
сентиментализм как одно из
художественных течений,
действовавших в рамках
классицизма.
Если рококо делает акцент на
внешнем проявлении чувств и
эмоций, то сентиментализм
подчёркивает внутреннюю,
духовную сторону бытия человека.
В России наиболее яркое
воплощение сентиментализм
нашёл в литературе и в
живописи, например в
творчестве В. Л. Боровиковского.
В.Л. Боровиковский. Лизынька и
Дашинька. 1794 г. Государственная
Третьяковекая галерея,Москва

22. Контрольные вопросы

1 . Какова эстетическая программа искусства классицизма? В
чём выразились связь и различия между искусством
классицизма и барокко?
2 . Каким образцам Античности и Ренессанса следовало
искусство классицизма? От каких идеалов прошлого и
почему ему пришлось отказаться?
3. Почему рококо считается стилем аристократии? Какие его
особенности отвечали вкусам и настроениям своего
времени? Почему в нём не нашлось места для выражения
гражданских идеалов? Как вы думаете, почему стиль рококо
достиг наивысшего расцвета в декоративно-прикладном
искусстве?
4. Сравните основные принципы барокко и рококо. Можно ли
считать рококо продолжением барокко? Что нового стиль
рококо «добавил» к барокко? Каковы отличия
эмоционального воздействия на человека этих стилей?
5*. На каких идеях просветительства базировался
сентиментализм? Каковы его главные акценты? Правомерно
ли рассматривать сентиментализм в рамках большого стиля
классицизма?

23. Творческая мастерская

24. Темы презентаций, проектов

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
«Роль Франции в развитии европейской художественной
культуры».
«Человек, природа, общество в эстетической программе
классицизма».
«Образцы Античности и Возрождения в искусстве
классицизм».
«Кризис идеалов барокко и искусство классицизма».
«Рококо и сентиментализм - сопутствующие стили и
течения классицизма».
«Особенности развития классицизма в искусстве Франции
(России и др.)».
«Ж. Ж. Руссо как основоположник сентиментализма».
«Культ естественного чувства в искусстве
сентиментализма».
«Дальнейшая судьба классицизма в истории мирового
искусства».

25. рефлексия

Оцените свою работу на уроке,
закончите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Я смог…
Меня удивило…
Мне захотелось…

26. Литература:

Программы для общеобразовательных учреждений.
Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.:
Дрофа, 2011
Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень:
учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
Кобяков Руслан. Санкт-Петербург

МХК, 11 класс

Урок № 6

Искусство классицизма и рококо

Д.З.: Глава 6, ?? (с.63), тв. задания (с.63-65), таб. (с. 63) в тетради заполнить

© А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • дать представление об искусстве классицизма, сентиментализма и рококо;
  • расширять кругозор, навыки анализа жанров искусства;
  • воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к музыкальному творчеству рококо.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • О. Фрагонар;
  • классицизм;
  • Г. Риго;
  • рококо;
  • сентиментализм;
  • гедонизм;
  • рокайлеи;
  • маскароны;
  • В.Л. Боровиковский;
  • ампир;
  • Ж. Ж. Руссо

Проверка знаний учащихся

1. Каковы характерные черты музыкальной культуры барокко? Чем она отличается от музыки эпохи Возрождения? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами.

2 . Почему К. Монтеверди называют первым композитором барокко? В чём выразился реформаторский характер его творчества? Что характерно для «Взволнованного стиля» его музыки? Какое отражение этот стиль нашёл в оперных произведениях композитора? Что объединяет музыкальное творчество К. Монтеверди с произведениями барочной архитектуры и живописи?

3. Что отличает музыкальное творчество И. С. Баха? Почему его принято рассматривать в рамках музыкальной культуры барокко? Приходилось ли вам слушать органную музыку И. С. Баха? Где? Каковы ваши впечатления? Какие произведения великого композитора вам особенно близки? Почему?

4. Каковы характерные черты русской музыки барокко? Что представляли собой партесные концерты XVII - начала XVIII в.? Почему развитие русской барочной музыки связывают с формированием композиторской школы в России? Какое впечатление производит на вас духовная хоровая музыка М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского?

Универсальные учебные действия

  • оценивать ; выявлять способы и средства находить ассоциативные связи систематизировать и обобщать
  • определять существенные признаки стилей классицизма и рококо, соотносить их с определенной исторической эпохой;
  • исследовать причинно-следственные связи , закономерности смены художественных моделей мира;
  • оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность культурно-исторической эпохи ;
  • выявлять способы и средства выражения общественных идей и эстетических идеалов эпохи в процессе анализа произведений искусства классицизма, рококо и сентиментализма;
  • находить ассоциативные связи и различия между художественными образами классицизма, барокко и рококо, представленными в различных видах искусства;
  • характеризовать основные черты , образы и темы искусства классицизма, рококо и сентиментализма;
  • выдвигать гипотезы, вступать в диалог , аргументировать собственную точку зрения по сформулированным проблемам;
  • систематизировать и обобщать полученные знания об основных стилях и течениях искусства XVII-XVIII вв. (работа с таблицей)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Эстетика классицизма.
  • Рококо и сентиментализм.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеют эстетика классицизма, искусство рококо и сентиментализм?


подвопросы

  • Эстетика классицизма. Обращение к античному наследию и гуманистическим идеалам Возрождения. Выработка собственной эстетической программы. Главное содержание искусства классицизма и его творческий метод. Черты классицизма в различных видах искусства. Формирование стилевой системы классицизма во Франции и ее влияние на развитие художественной культуры западноевропейских стран. Понятие о стиле ампир.
  • Рококо и сентиментализм *. Происхождение термина «рококо». Истоки художественного стиля и его характерные особенности. Задачи рококо (на примере шедевров декоративно-прикладного искусства). Сентиментализм как одно из художественных течений в рамках классицизма. Эстетика сентиментализма и его основоположник Ж. Ж. Руссо. Специфика русского сентиментализма в литературе и живописи (В. Л. Боровиковский)

Эстетика

классицизма

  • Новый художественный стиль - классицизм (лат. classicus образцовый) - следовал классическим достижениям Античности и гуманистическим идеалам Возрождения.
  • Искусство Древней Греции и Древнего Рима стало для классицизма главнейшим источником тем и сюжетов: обращения к античной мифологии и истории, ссылки на авторитетных учёных, философов и писателей.
  • В соответствии с античной традицией был провозглашён принцип первенства природы.

Левицкий Д.Г.

Портрет

Дени Дидро. 1773-1774 гг. Музей искусства и истории города Женевы в Швейцарии.

«…изучать Античность, чтобы научиться видеть Природу»

(Дени Дидро)


Эстетика

классицизма

Эстетические принципы классицизма:

1. Идеализация древнегреческой культуры и искусства, ориентация на нравственные принципы и идеи гражданственности

2. Приоритет воспитательного значения искусства, признание ведущей роли разума в познании прекрасного.

3. Пропорциональность, строгость, ясность в классицизме сочетаются с законченностью, завершенностью художественных образов, универсализмом и нормативностью.

  • Главным содержанием искусства классицизма стало понимание мира как разумно устроенного механизма, где человеку отводилась существенная организующая роль.

О. Фpaгonap. Портрет

Дени Дидро. 1765-1769 гг. Лувр, Париж


Эстетика

классицизма

Творческий метод классицизма:

  • стремление к разумной ясности, гармонии и строгой простоте;
  • приближение к объективному отражению окружающего мира;
  • соблюдение правильности и порядка;
  • подчинение частного главному;
  • высокий эстетический вкус;
  • сдержанность и спокойствие;
  • рационализм и логичность в поступках.

Клод Лоррен. Отплытие царицы Савской (1648). Лондонская Национальная картинная галерея


Эстетика

классицизма

Каждому из видов искусства были

присущи свои особенные черты:

1. Основой архитектурного языка

классицизма становится ордер ( тип

архитектурной композиции, использующий

определённые элементы и

подчиняющийся определённой архитектурно-

стилевой обработке ) , гораздо более

близкий по формам и пропорциям к

зодчеству Античности.

2. Произведения архитектуры отличают

строгая организованность

соразмерность и уравновешенность

объёмов, геометрическая

правильность линий, регулярность

планировки.

3. Для живописи характерны : чёткая

разграниченность планов, строгость

рисунка, тщательно выполненная

светотеневая моделировка объёма.

4. Особую роль в решении

просветительской задачи играли

литература и в особенности театр ,

ставший самым массовым видом

искусства этого времени.

Ш. Персье, П.Ф.Л. Фопmеп.

Триумфальная арка на площади Каррусель в Париже. 1806 г. (стиль - ампир)


Эстетика

классицизма

  • в эпоху царствования «короля – солнце» Людовика XIV (1643-1715) была выработана некая идеальная модель классицизма, которой подражали в Испании, Германии, Англии и в странах Восточной Европы, Северной и Южной Америки.
  • вначале искусство классицизма было неотделимо от идеи абсолютной монархии и являлось воплощением целостности, величия и порядка.

Г. Риго. Портрет Людовика XIV.

1701 г. Лувр, Париж


Эстетика

классицизма

  • Казанский собор в Петербурге (1801-1811 гг.) Арх. А.Н. Воронихин.
  • Искусство в форме так называемого революционного классицизма, служило идеалам борьбы против тирании, за утверждение гражданских прав личности, созвучных Французской революции.
  • На последней стадии своего развития классицизм активно

выражал идеалы наполеоновской империи.

  • Своё художественное продолжение он нашёл в стиле ампир (от фр. style Empire - «имперский стиль») – стиль позднего (высокого)

классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во

Франции в период правления императора Наполеона I.


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

  • Характерной особенностью XVIII в. в западноевропейском искусстве стал неоспоримый факт одновременного существования с классицизмом барокко, рококо и сентиментализма.
  • Признавая только гармонию и порядок, классицизм «выпрямил» причудливые формы барочного искусства, перестал трагически воспринимать духовный мир человека, а основной конфликт перенёс в сферу отношений между отдельной личностью и государством. Барокко, изжившее себя и пришедшее к логическому завершению, уступило место классицизму и рококо.

О. Фрагонар. Счастливые

возможности качелей. 1766 г.

Коллекция Уоллес, Лондон


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

В 20-е гг. XVIII в. во Франции

сложился новый стиль искусства –

рококо (фр.rocaille - раковина). Уже

само название раскрывало

главную, характерную черту этого

стиля – пристрастие к изысканным

и сложным формам, причудливым

линиям, во многом напоминавшим

очертания раковины.

Раковина то превращалась в

сложный завиток с какими-то

странными прорезями, то в

украшение в виде щита или

полуразвёрнутого свитка с

изображением герба или эмблемы.

Во Франции интерес к стилю

рококо ослабел уже к концу 1760-х

гг., но в странах Центральной

Европы его влияние было

ощутимо вплоть до конца XVIII

столетия.

Ринальдиевское рококо:

интерьеры Гатчинского замка.

г. Гатчина


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Главная цель искусства рококо - доставлять чувственное

наслаждение ( гедонизм ). Искусство должно было

нравиться, трогать и развлекать, превращая жизнь в утончённый маскарад и «сады любви».

Сложные любовные интриги, мимолётность увлечений, дерзкие, рискованные, бросающие вызов обществу поступки героев, авантюры и фантазии, галантные развлечения и праздники определяли содержание произведений искусства рококо.

Аллегория изобразительного искусства,

1764 г. - Холст, масло; 103 х 130 см. Рококо. Франция. Вашингтон, Нац. галерея.


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Характерными чертами стиля рококо в произведениях искусства:

грациозность и лёгкость, затейливость, декоративная утончённость

и импровизация, пасторальность (пастушеская идиллия), тяга к экзотике;

Орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабесок, цветочных гирлянд, фигурок амуров, разорванных картушей, масок;

сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим количеством белых деталей и золота;

культ прекрасной наготы, восходящий к античной традиции, изощрённая чувственность, эротичность;

Культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам («Прелестным безделицам»), наполнявшим быт галантного человека;

эстетика нюансов и намёков, интригующая двойственность

образов, переданная с помощью лёгких жестов, полуоборотов,

чуть заметных мимических движений, полуулыбки, затуманенного

взгляда или влажного блеска в глазах.


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Наибольшего расцвета стиль рококо достиг в произведениях

декоративно-прикладного искусства Франции (интерьерах дворцов

и костюмах аристократии). В России он проявился прежде всего в архитектурном декоре - в виде свитков, щитов и замысловатых раковин - рокайлей (декоративных орнаментов, имитирующих

соединение причудливых раковин и диковинных растений), а также маекаранов (лепных или резных масок в виде

человеческого лица или головы зверя, размещённых над окнами, дверьми, арками, на фонтанах, вазах и мебели).


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Сентиментализм (фр. sentiment - чувство). В мировоззренческом плане он, как и классицизм, опирался на идеи просветительства.

Важное место в эстетике сентиментализма занимало изображение мира чувств и переживаний человека (отсюда его название).

Чувства воспринимались как проявление природного начала в человеке, его естественного состояния, возможного только при тесном контакте с природой.

Достижения цивилизации с множеством

соблазнов, развращавших душу

«естественного человека», приобретали

явно враждебный характер.

Своеобразным идеалом

сентиментализма стал образ сельского

жителя, следовавшего законам

первозданной природы и живущего в

абсолютной гармонии с ней.

Court Joseph-Desire (Жозе-Дезери Кур). живопись. Франция


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Основоположником сентиментализма считают французского просветителя Ж.Ж. Руссо, провозгласившего культ

естественных, природных чувств и

потребностей человека, простоты и

сердечности.

Его идеалом был чувствительный,

сентиментальный мечтатель,

одержимый идеями гуманизма,

«естественный человек» с «прекрасной душой», не развращённый буржуазной цивилизацией.

Главную задачу искусства Руссо

видел в том, чтобы учить людей

добродетели, звать их к лучшей

жизни.

Главный пафос его произведений

составляет восхваление человеческих чувств, высоких страстей, пришедших в столкновение с общественными, сословными предрассудками.

Французский̆ философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник. Родился: 28 июня 1712 г., Женева. Умер:2 июля 1778 г. (66 лет), Эрменонвиль, близ Парижа.


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Правомернее всего рассматривать сентиментализм как одно из художественных течений, действовавших в рамках классицизма.

Если рококо делает акцент на внешнем проявлении чувств и эмоций, то сентиментализм

подчёркивает внутреннюю,

духовную сторону бытия человека.

В России наиболее яркое воплощение сентиментализм нашёл в литературе и в живописи, например в творчестве В. Л. Боровиковского.

В.Л. Боровиковский. Лизынька и Дашинька. 1794 г. Государственная

Третьяковекая галерея,Москва


Контрольные вопросы

1 . Какова эстетическая программа искусства классицизма? В чём выразились связь и различия между искусством классицизма и барокко?

2 . Каким образцам Античности и Ренессанса следовало искусство классицизма? От каких идеалов прошлого и почему ему пришлось отказаться?

3. Почему рококо считается стилем аристократии? Какие его особенности отвечали вкусам и настроениям своего времени? Почему в нём не нашлось места для выражения гражданских идеалов? Как вы думаете, почему стиль рококо достиг наивысшего расцвета в декоративно-прикладном искусстве?

4. Сравните основные принципы барокко и рококо. Можно ли

5*. На каких идеях просветительства базировался сентиментализм? Каковы его главные акценты? Правомерно ли рассматривать сентиментализм в рамках большого стиля классицизма?



Темы презентаций, проектов

  • «Роль Франции в развитии европейской художественной культуры».
  • «Человек, природа, общество в эстетической программе классицизма».
  • «Образцы Античности и Возрождения в искусстве классицизм».
  • «Кризис идеалов барокко и искусство классицизма».
  • «Рококо и сентиментализм - сопутствующие стили и течения классицизма».
  • «Особенности развития классицизма в искусстве Франции (России и др.)».
  • «Ж. Ж. Руссо как основоположник сентиментализма».
  • «Культ естественного чувства в искусстве сентиментализма».
  • «Дальнейшая судьба классицизма в истории мирового искусства».

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Кобяков Руслан. Санкт-Петербург

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!

Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать онлайн-видео, видео приколы, видео скрытой камеры, художественные фильмы, документальные фильмы, любительское и домашнее видео, музыкальные клипы, видео про футбол, спорт, аварии и катастрофы, юмор, музыка, мультфильмы, аниме, сериалы и многие другие видео совершенно бесплатно и без регистрации. Конвертировать это видео в mp3 и другие форматы: mp3, aac, m4a, ogg, wma, mp4, 3gp, avi, flv, mpg и wmv. Онлайн Радио - это радиостанции на выбор по странам, стилям и качеству. Онлайн Анекдоты - это популярные анекдоты на выбор по стилям. Порезка mp3 на рингтоны онлайн. Конвертер видео в мп3 и другие форматы. Онлайн Телевидение - это популярные TV каналы на выбор. Вещание телеканалов производится абсолютно бесплатно в режиме реального времени - эфир онлайн.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Изобразительное искусство классицизма и рококо МХК 10-11 классы

План Никола Пуссен – художник классицизма Скульптурные шедевры классицизма Мастера «галантного жанра»: живопись рококо

Никола Пуссен – художник классицизма (1594 - 1665) французский художник, стоявший у истоков живописи классицизма

Идеал красоты видел в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармонии и четкости форм. Его картины отличают уравновешенность композиции, жесткая, математически выверенная система организации пространства, чеканный рисунок, чувство ритма. Главные критерии художественной правды – разум и мысль. Основные темы творчества – героические поступки, в основе которых высокие гражданские побуждения; прославление героического человека, способного силой разума познавать и преобразовывать природу. Любимые герои – люди высоких нравственных качеств. Композиционная система картин строилась на двух принципах: уравновешенности форм и на их свободном соотношении.

« Великодушие Сципиона »

«Аркадские пастухи»

«Танкред и Эрминия»

Скульптурные шедевры классицизма Один из выдающихся скульпторов классицизма – Антонио Канова (1757 - 1822) Скульптуры: «Орфей», «Эвридика», «Персей», «Тесей, победитель Минотавра», «Амур и Психея», «Три Грации».

«Орфей» «Эвридика»

«Персей»

«Три грации» - высшее воплощение нового идеала красоты, по мнению современников Канова.

Бертель Торвальдсен (1768 - 1844) Лучшими работами датского художника признают «Язон с золотым руном», «Ганимед и орел Зевса» («Ганимед, кормящий орла Зевса»), «Меркурий»

«Язон с золотым руном»

«Ганимед, кормящий орла Зевса»

«Меркурий»

Жан Антуан Гудон (1741 - 1828) Известный французский скульптор классицизма, создавший уникальную портретную энциклопедию выдающихся людей эпохи. Главный герой его произведений – человек общественный, благородного и сильного характера, мужественный и бесстрашный, творческая личность.

Статуя Вольтера –вершина творчества Гудона, идеальный образ мыслителя-мудреца.

Мастера «галантного жанра»: живопись рококо Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворных, праздники, идиллические картины жизни на фоне природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий.

Антуан Ватто (1684 - 1721) – «поэт беспечного досуга», «певец изящества и красоты»

«Паломничество на остров Киферу»

«Жиль» («Пьеро»)

Франсуа Буше (1703 - 1770) – «художник граций», «королевский живописец» 1.Изображение фривольных (соблазнительных, легкомысленных) сцен 2.Двусмысленные намеки 3.Пикантные детали

«Рождение Венеры»

« Юнона посещает хранителя ветров Эола »

«Аллегория живописи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация стиль в музыке (классицизм)

презентация 8 класс стили в музыке знакомит с характерными признаками музыкального классицизма и с представителями венской школы...

Презентация к уроку МХК "Художественная культура классицизма и рококо"

Презентация представляет собой иллюстративный ряд для общего знакомства учащихся с особенностями искусства классицизма и рококо....

Конспект урока по французской литературе с использованием мультимедийной презентации «Французская литература эпохи классицизма»

В данном уроке представлены сведения об основных представителях класицизма во Франции....