Европейские женщины композиторы 19 века. Музыка стран западной и северной европы

Понятие «композитор» впервые появилось еще в 16 веке в Италии, и с тех пор его используют для обозначения человека, занимающего сочинительством музыки.

Композиторы 19 века

В 19 веке венскую музыкальную школу представлял такой выдающийся композитор как Франц Петер Шуберт. Он продолжил традиции романтизма и оказал влияние на целое поколение композиторов. Шуберт создал более 600 немецких романсов, возведя этот жанр на новый уровень.


Франц Петер Шуберт

Другой австриец, Иоганн Штраус, стал знаменит благодаря своим опереттам и легким музыкальным формам танцевального характера. Именно он сделал вальс самым популярным танцем в Вене, где до сих пор устраиваются балы. Кроме того, в его наследии - польки, кадрили, балеты и оперетты.


Иоганн Штраус

Ярким представителем модернизма в музыке конца 19 века был немец Рихард Вагнер. Его оперы не утратили актуальности и популярности по сей день.


Джузеппе Верди

Противопоставить Вагнеру можно величественную фигуру итальянского композитора Джузеппе Верди, который оставался верен оперным традициям и придал итальянской опере новое дыхание.


Петр Ильич Чайковский

Среди русских композиторов 19 века выделяется имя Петра Ильича Чайковского. Ему характерен уникальный стиль, сочетающий европейские симфонические традиции с русским наследием Глинки.

Композиторы 20 века


Сергей Васильевич Рахманинов

Одним из самых ярких композиторов конца 19-го - начала 20-го веков по праву считается Сергей Васильевич Рахманинов. Его музыкальный стиль основывался на традициях романтизма и существовал параллельно с авангардными течениями. Именно за индивидуальность и отсутствие аналогов его творчество было высоко оценено критиками во всем мире.


Игорь Федорович Стравинский

Второй известнейший композитор 20 века - Игорь Федорович Стравинский. Русский по происхождению, он эмигрировал во Францию, а потом США, где и проявил свой талант в полную силу. Стравинский - новатор, не боящийся экспериментировать с ритмами и стилями. В его творчестве прослеживается влияние русских традиций, элементы различных авангардных течений и неповторимый индивидуальный почерк, за что его называют «Пикассо в музыке».

Тангейзер:Что может быть проще..."Массне?", - спрашивает Раиса Захаровна(Людмила Гурченко) у Васи Кузякина(Александр Михайлов)...)) Этакая забавная дама-разлучница с претензией на интеллигентность,заражённая модными псевдо-научными увлечениями вперемежку с поверхностными знаниями о классической музыке...Всего понемножку...) Наша современница...) Ох,не дай Бог такую подружку...)) У которой "Массне" обязательно под какое нибудь дополнительное занятие...Как фон...) Из двух его шедевров,ставших настоящими шлягерами...Шутки в сторону...)Мелодии французского композитора замечательные! А то,что у многих на слуху,так это доказательство их в некоторой степени...лёгкой принимаемости слухом...Услышал раз и запомнил...Мурлыкай себе не реже,чем современную попсу...) Что лучше несомненно...До встречи...

...........................................................................................................................................

Массне создавал мелодичные, искусно построенные произведения, рассчитанные на вкусы современного композитору слушателя. Его оперы очень выигрышны для вокалистов, отличаются изысканной инструментовкой...

Жюль Эмиль Фредерик Массне (Jules Massenet)

Французский композитор Жюль Массне родился 12 мая 1842 года. В девять лет поступил в Парижскую консерваторию. В 21 год получил Римскую премию за кантату "Давид Риццио", а в 1867-м в Париже была исполнена первая опера Массне "Двоюродная бабушка".

Массне создавал мелодичные, искусно построенные произведения, рассчитанные на вкусы современного композитору слушателя. Его оперы очень выигрышны для вокалистов, отличаются изысканной инструментовкой. В них преобладает ариозно-декламационный вокальный стиль, большим мастером которого был Массне. Центральное место в операх композитора занимают женские образы в которых он как бы обощал черты своих французских современниц, недаром Массне называли "поэтом женской души".

Опера "Дон Сезар де Басан" и особенно "Царь Лахорский" имели огромный успех на парижской сцене. Такие дирижеры, как Ж. Падлу и Э. Колонн включают в свои программы увертюры и сюиты Массне.

В 1873 году была поставлена античная поэма Леконта де Лиля "Эринии" по Эсхилу. Во многом успеху произведения способствовала музыка Массне, куда входила знаменитая "Элегия". Еще больший успех имела исполненная в том же году с Полиной Виардо-Гарсиа в заглавной роли оратория ("Священная драма") Массне "Мария Магдалина".

Специалисты говорят, что после знаменитого Гуно Массне - самый популярный композитором французской лирической оперы. При жизни Массне пользовался во Франции большим авторитетом и уважением. Премьеры произведений этого композитора были значительным музыкальным событием.

Наиболее известные оперы Массне - "Манон", написанная по сюжету новеллы Прево, и "Вертер" по роману Гёте. Из других опер Массне выделяются "Иродиада", написанная по мотивам Г. Флобера, "Таис" по роману А. Франса, "Сафо" по пьесе А. Доде, "Наваррьянка" , "Жонглер богоматери".

Огромные изменения на протяжении XIX — начала XX в. про-изошли в области музыкального искусства . Прежде всего, обнови-лась его инструментальная база. К началу XIX в. виола уступила ме-сто скрипке, клавесин — фортепиано.

Стараниями композиторов «венской школы» продолжился золотой век классической герман-ской музыки. Й. Гайдн стал родоначальником современной симфо-нии, он утвердил классический состав симфонического оркестра и струнного квартета.

В Вене создал свои лучшие произведения Людвиг ван Бетховен (1770-1827), творчество которого произвело революционный пе-реворот в истории музыки. Бетховен придал венскому симфонизму монументальную силу и философскую глубину; внёс огромный вклад едва ли не во все формы и жанры музыкального искусства; раскрыл совершен-но новые горизонты для последующих поколений му-зыкантов. К числу его лучших произведений относят-ся «Лунная» и «Крейцерова» сонаты для скрипки и фортепиано, «Аппассионата» для фортепиано. Вер-шиной бетховенского творчества стали девять симфо-ний, прежде всего «Героическая» и «Патетическая». Хоровой финал к 9-й симфонии Бетховена — ода «К ра-дости» на слова Ф. Шиллера — стал гимном Евросоюза.

Л. ван Бетховен

Ф. Шуберт , Р. Шуман и другие композиторы первой половины XIX в. раз-вивали различные малые формы музыкального искусства (песня, романс, пьеса для фортепиано, танцевальная миниатюра), ещё шире раздвигая рам-ки музыкальной культуры и делая музыку доступной для самой широкой аудитории.

Самым национальным австрийским композитором считается И. Штраус-младший , выдающийся дирижёр и скрипач. На протяжении мно-гих лет он дирижировал на концертных сезонах, проходивших в Павлов-ском «музыкальном вокзале». Штраус создал классический тип венского вальса («Сказки Венского леса» и др.), заслужив славу «короля вальсов». С театральной сцены до сих пор не сходят написанные им оперетты.

В музыкальном искусстве Европы конца XIX в. главенствовал гениальный немецкий музыкант Рихард Вагнер (1813-1883).

Во второй половине XIX в. музыкальной столицей Германии являлся Байрет, и только Вена могла ещё противостоять ему. Здесь вокруг И. Брам-са группировались последователи классической традиции, сохранявшие до конца века своеобразие, свойственное старой немецкой музыке. В 1897 г. Брамса на посту директора Венской оперы сменил Г. Малер , представляв-ший новое поколение композиторов. При нём австрийский симфонизм ещё раз поднялся на одну из своих исторических вершин. Каждая из написан-ных Малером девяти симфоний становилась художественным событием ев-ропейского значения. Его новаторские произведения оказали огромное воздействие на дальнейшее развитие мирового симфонизма и составили целую эпоху в истории музыки.

Дж. Верди

Крупнейшим итальянским композитором XIX в. являлся Джузеппе Верди (1813-1901). В его творчест-ве отразилось пробуждение национального чувства, которое преобразило Италию, поэтому Верди называ-ли «маэстро итальянской революции». Мировую из-вестность принесли ему романтические оперы «Риго-летто» (1851) и «Травиата» (1853). В 1867 г. для париж-ской Гранд-Опера им написана опера «Дон Карлос». В 1871 г. в Каире была поставлена «Аида», написанная по заказу правителя Египта по случаю открытия Суэц-кого канала. Опера Верди «Отелло» (1886) представ-ляет одно из величайших творений мировой музы-кальной классики. Он стал реформатором итальян-ского оперного искусства, поэтому не очень большим преувеличением звучит утверждение: «Итальянская музыка второй половины XIX в. сводится к одному имени — Верди».

Насыщенная музыкальная жизнь продолжалась также в Париже. Ярким выражением французского музыкального романтизма яви-лось творчество композитора, дирижёра и критика Г. Берлиоза . Его «Фантастическая симфония» (1830) считается первой про-граммной романтической симфонией. Берлиоз много гастролиро-вал по Европе, способствуя утверждению канонов новой музыки и исполнительского мастерства.

А.-Ш. Адан оставил след в исто-рии музыки своими романтическими балетами «Жизель» (1841) и «Корсар» (1856).

Вершиной творчества Ш. Гуно стала опера «Фа-уст» (1859), получившая мировое признание.

Ж. Оффенбах стал основоположником нового жанра — оперетты, которая является ти-пичным порождением культуры Второй империи.

Ж. Бизе просла-вился постановкой оперы «Кармен» (1874). В Париже она вызвала скандал, но очень скоро обрела большой успех в Вене. «Кармен» Бизе считается одной из вершин оперного реализма XIX в., а П. И. Чайковский называл её «самой популярной оперой в мире».

Большой известностью во всей Европе пользовался талантливый композитор и мастер инструментальной музыки К. Сен-Санс . Материал с сайта

К. Дебюсси вступил на музыкальное поприще в убеждении, что нужно «искать пути после Вагнера, а не идти по его стопам». Дебюс-си называют основоположником «музыкального импрессионизма», его творчество оказало большое воздействие на развитие музыки XX в.

Париж стал творческой родиной для многих музыкантов из других стран Европы, среди которых выделяется польский композитор Ф. Шопен . Твор-чество Шопена представляет одно из величайших достижений мировой ху-дожественной культуры; особенно значителен его вклад в развитие жанра ноктюрна. Шопен является также основоположником польской музыкаль-ной классики, он показал своеобразие польской танцевальной музыки, со-чинял замечательные полонезы, заслужил почётное звание «короля мазу-рок».

В одно время с Шопеном началась творческая карьера крупнейшего венгерского композитора Ф. Листа . Его деятельность имела огромное зна-чение для развития мировой музыкальной культуры. В историю музыки Лист вошёл как великий преобразователь игры на фортепиано и компози-тор-новатор, который не только расширил сферу музыкального примене-ния фортепиано, но и превратил его из салонно-камерного инструмента в инструмент для массовой аудитории.

На этой странице материал по темам:

Раздел I. Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре XIX – начала XX в.
Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.
УРОК № 2
Тема: Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизненных ситуаций. Вена и Париж крупнейшие европейские центры развития музыкального искусства романтизма. Оперы-драмы. Великие композиторы 19 века восточных земель Европы. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа.
Тип: комбинированный.
Цель: Ознакомить учеников с творчеством композиторов-романтиков, представителей оперного искусства восточной Европы, научить охарактеризовать творческое наследие европейских композиторов, классифицировать основные жанры музыки, анализировать музыкальное творчество, оценить вклад мастеров в мировое музыкальное наследие; развивать умение анализировать произведения музыкального искусства, выделить главное, обосновать свою точку зрения, формировать познавательную активность; воспитывать уважение к мировому музыкальному наследию, увлеченность произведениями мастеров искусств.
Жанр (форма): урок-путешествие
Оборудование: Видео ряд: портреты композиторов (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Р. Вагнера, Дж. Верди, Ж. Бизе, Ф. Шопена, Ф. Листа); раздаточный материал («План анализа музыкального произведения», один на парту). Музыкальный ряд: Фрагменты музыкальных произведений композиторов «Неоконченная симфония». Ф.Шуберт. Фортепианный цикл «Карнавал». Р. Шуман. Фрагмент из оперы «Лоэнгрин». Р. Вагнер. Фрагмент из оперы «Риголетто». Дж. Верди. Фрагмент из оперы «Кармен». Ж. Бизе. Фрагмент Сонаты си-бемоль минор. Ф.Шопен. Фрагмент из «Венгерской рапсодии №2». Ф.Лист.
Художественное название урока: Искусством зажигать сердца!

Эпиграф: «Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы у него научаемся, а в том, какими мы благодаря ему становимся.»
О. Уайльд

ХОД УРОКА
I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.
Создание видеопрезентаций «Романтизм в художественной культуре Европы 19 века».

III. Актуализация опорных знаний.
Опрос.
- Какие художественно-стилевые направления музыкального искусства вам известны?
- Какое направление было ведущим в европейском музыкальном искусстве конце 13 =17\*Roman 14XVII15 - начале 13 =19\*Roman 14XIX15?
- Что является характерным для музыки эпохи классицизма?
- Что стало основанием для возникновения романтизма в музыкальном искусстве?
IV. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по странам Европы. Мы посетим Вену - центр европейской музыкальной культуры, Германию, Австрию, Венгрию, Францию, познакомимся с творчеством композиторов-романтиков, представителей оперного искусства восточной Европы. В ходе нашего урока попытаемся создать портреты выдающихся личностей композиторов-романтиков, представителей оперного.

V. Изложение нового учебного материала.

1. Рассказ учителя.
Я предлагаю вам продолжить наше виртуальное путешествие «Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма», проследив историю развития художественных направлений в европейской музыкальной культуре. Путешествуя, мы найдем интересующую нас информацию, посвященную художественному направлению европейской музыкальной культуры конца 13 =18\*Roman 14XVIII15 начала XIX века – романтизму.
Романтизм - направление в европейском искусстве конца XVIII - начала XIX в., возникший в атмосфере разочарований, сомнений и безнадежности, которые господствовали в обществе, того времени вследствие отрыва мечты от реальности. Композиторы-романтики сосредоточили внимание на богатом и сложном внутреннем мире человека. В своем творчестве они отдают предпочтение жанру миниатюры - как вокальному, так и инструментальному. Представителями романтизма были, в частности: Ф, Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист, Э. Григ, К. Вебер, Дж. Россини, Ф. Шопен, Р. Вагнер, М. Глинка, Ф. Мендельсон, И. Брамс, А. Бородин, Ж. Бизе, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский.
В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.
Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.
Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.
Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (183050-е гг.) творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.
В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении в её конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).
Внимание к чувствам приводит к смене жанров господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви.
С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений «Большая» симфония C-dur. Ф. Шуберт).
В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.
Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.).
Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.

2. Выступления учащихся с сообщениями, подготовленных в группах.
(Демонстрация портретов композиторов, о которых говорится в выступлениях учащихся.)
Группа 1 «Представители композиторов-романтиков»
Жизненный и творческий путь Р. Шумана.
Роберт Шуман (08.06.1810-29.07.1856) - выдающийся немецкий композитор-романтик, дирижер, музыкальный критик и общественный деятель, один из ярких представителей романтического искусства XIX в.
Произведения Шумана связаны с традициями немецкой музыкальной классики, одновременно в историю музыки он вошел как смелый новатор. Значительная часть фортепьянных произведений Шумана - циклы из небольших пьес лирико-драматического и «портретного» жанров, которые взаимосвязаны и создают сюжетно-психологическую линию. Один из самых типичных циклов - «Карнавал» (1835), в котором калейдоскопом проходят сценки, танцы, маски, женские образы, музыкальные портреты Паганини, Шопена. Близкими к «Карнавалу» являются циклы «Бабочки» и «Танцы Давидсбюндлеров». Цикл пьес «Крейслериана» принадлежит к высшим достижениям Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отражены в таких произведениях для фортепиано, как «Симфонические этюды», сонаты, концерт для фортепиано с оркестром и др. Вместе с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана имеются фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки», «Детские сцены», «Альбом для юношества» (1848) и др.
Шуман внес значительный вклад в области музыкальной критики. Пропагандируя творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу.
(Слушание музыки – фрагмент из фортепианного цикла «Карнавал». Р. Шуман. Анализ произведения по предложенному плану.)

Жизненный и творческий путь Ф. Шуберта.
Переходным этапом от классицистической к романтической музыке считают творчество австрийского композитора Франца Шуберта (нем. Franz Peter Schubert; 1797-1828). За свою короткую жизнь Ф. Шуберт создал более тысячи фортепианных и оркестровых произведений. Но при жизни композитор получил признание только как автор песен, а его симфонии, сонаты, фортепианные миниатюры на длительное время забыли.
Инструментальная музыка Ф. Шуберта связана с традициями венской классической школы. Особенно популярны Восьмая и Девятая симфонии композитора. Песенное дарование Ф. Шуберта отразилось во всех сферах его творчества, а также в фортепианной музыке. Значительную часть его наследия составляют небольшие музыкальные пьесы (миниатюры). Музыку Франца Шуберта слушатели любят за простоту, искренность, эмоциональность.
В музыке особенности романтизма проявились очень ярко. Изменение художественного мышления способствовало изменению системы музыкальных жанров. В отличие от композиторов-классицистов (которые отдавали предпочтение таким жанрам, как симфония, соната, опера, инструментальный концерт), композиторы-романтики разработали лирическую миниатюру, с помощью которой выражали сокровенные чувства и движения. души. Получили развитие песня и романс, особое место в музыке заняла любовная лирика.
Важным средством создания музыкального образа стала словесная программа, раскрывающая содержание произведения. Это понятие толковали очень широко. Программой могло служить название произведения, которое указывало на определенное состояние природы или души человека. Иногда музыкой иллюстрировали произведение литературы или живописи, иногда композитор сам сочинял сюжет для инструментальной музыки (например, для симфонии) и выражал его в специальном пояснении к партитуре. Таким образом реализовывали популярную в романтизме идею синтеза искусств - литературы, живописи и музыки.
Представителям романтизма свойственно внимание к фольклору. Композиторы использовали интонации, ритмы, мотивы народных песен и танцев. В романтической музыке нередко встречаются фантастические, сказочные образы. Особое место в ней занимают картины природы - как отражение внутреннего мира человека.
(Слушание музыки – фрагмент из «Неоконченной симфонии». Ф.Шуберт. Анализ произведения по предложенному плану.)
3. Рассказ учителя
Рихард Вагнер - выдающийся немецкий композитор, дирижер, поэт-драматург, театральный деятель, мыслитель XIX в., представитель последнего периода развития музыкального романтизма. В историю мирового музыкального искусства Вагнер вошел как реформатор оперного жанра и создатель музыкальной драмы, значительно отличается от традиционной оперы. По его мнению, в опере необходимо было резко уменьшить роль виртуозных вокальных партий и внешних эффектов в пользу инструментально-симфонического состава. Таким образом, в операх Вагнера, особенно - последних, сценическое действие появилось перед звучанием симфонического оркестра. Его оперы по сути является грандиозными программными вокально-симфоническими произведениями с драматическим сюжетом. «...Р. Вагнер как композитор является создателем замечательных и поэтических картин, создателем моментов прекрасной изобразительной музыки, в его драматично музыкальных произведениях, и в этом его главная сила», - писал Н. Римский-Корсаков. Новаторское мышление, борьба за свои реформаторские идеи в оперном жанре преподносят значение творчества Вагнера до бетховенского уровня. Хотя при жизни композитора его новаторство вызвало бурные споры. Творческие идеи Вагнера сталкивали его сторонников с противниками, которые даже выражали сомнение в его композиторском таланте. Рихард Вагнер родился в Лейпциге в 1813 году в семье полицейского чиновника. Отец умер через несколько месяцев после рождения мальчика и вскоре его мать вышла замуж за театрального деятеля из Дрездена. В этом городе в окружении театрального мира и прошло детство будущего композитора. С ранних лет Рихард увлекался литературой, много читал и в 14 лет под влиянием трагедий Шекспира написал собственное литературное произведение - трагедию «Лейбальд и Аделаида». Первое незабываемое музыкальное впечатление Вагнер получил от музыки Л. Бетховена к драме «Эгмонт» в 1821 году (в то время его семья снова жила в Лейпциге). Это послужило толчком к активным занятиям музыкой, в частности - композицией. Уже через несколько лет Вагнер написал свои первые произведения - сонаты, пьесы для фортепиано, оркестровые увертюры, симфонии и музыку к трагедии «Фауст» Гете. На протяжении жизни Рихард Вагнер часто менял место жительства, в основном с целью поисков заработка и применения своего таланта. Среди городов, где он останавливался, были Магдебург (там были написаны его первые оперы), Рига, Париж, Дрезден, Байрейт, Цюрих, Лондон, Мюнхен. С концертными выступлениями побывал композитор в Петербурге и Москве. Вагнер горячо отстаивал немецкие национальные традиции в музыке. В своем творчестве он использовал мифологические сюжеты, пытался совместить музыку с языком народных легенд. Оперные произведения Вагнера отличаются гармоничным соединением музыки, слова и театрального действия, основанные на принципе непрерывного развития музыки (так называемая «бесконечная мелодия») и системе лейтмотивов. Самые известные из них: «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо нибелунга» - «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов». Кроме опер - основного жанра его творчества - Вагнер является автором симфоний, увертюр, хоровых, инструментальных и вокальных произведений.
(Слушание музыки – фрагмент из оперы «Лоэнгрин». Р. Вагнер. Анализ произведения по предложенному плану.)
4. Выступления учащихся с сообщениями, подготовленных в группах.
Группа 2. «Представители оперного искусства»
Жизненный и творческий путь Дж. Верди.
Джузеппе Верди родился в 1813 году в деревне близ небольшого итальянского городка Буссето. Его отец занимался торговлей и был большим поклонником музыки. Джузеппе начал заниматься музыкой под руководством местного органиста и композитора Фердинандо Провези, который вскоре убедился в блестящих способностях ученика и предсказывал ему выдающееся будущее.
Желанное поступление в Миланскую консерватории обернулось горьким разочарованием - его не приняли на обучение из-за «отсутствия музыкальных способностей» (кстати, впоследствии эта консерватория соревновалась за право носить имя Джузеппе Верди). Юноша начал брать частные уроки у композитора Винченцо Лавинья и получил благодаря ему возможность бесплатно посещать спектакли в знаменитом театре «Ла Скала». Однажды, во время репетиции оратории Гайдна отсутствовали дирижер и концертмейстер. По просьбе руководителя филармонического общества Верди согласился заменить их обоих, и успешно это сделал. Этот случай привлек внимание к молодому музыканту. Верди начал писать музыку на заказ и, наконец, дождался долгожданного - заказ на оперу «Оберто», которая впоследствии была поставлена на сцене с большим успехом.
По-разному складывались судьбы следующих опер Верди - были и «провалы», и невероятное восхищение публики. Однако, в большинстве случаев его удивительно мелодичная, выразительная и драматургически совершенная музыка имела ошеломляющий успех. Часто уже на следующий день после премьеры мелодии из опер Верди люди напевали прямо на улицах... Когда композитор на 88-м году ушел из жизни, в Италии был объявлен национальный траур.
Джузеппе Верди написал 26 опер, ни одна из которых не повторяет другую ни мелодическими темами, ни художественными образами, ни сюжетными линиями. Его шедевры, такие как «Трубадур», «Отелло», «Травиата», «Аида», «Риголетто», ласкают слух настоящих любителей музыки и до настоящего времени не сходят со сцен оперных театров всего мира. Кроме оперных произведений в творчестве Верди принадлежат Реквием, кантата «Гимн наций», хоровые, вокальные, вокально-симфонические и инструментальные произведения.
В основу оперы «Риголетто» положен сюжет драмы французского писателя Виктора Гюго «Король забавляется». В опере действие перенесено из Франции в Италию, а одного из главных героев драмы - короля Франциска I заменил герцог Мантуанский. Характеризуя этого персонажа средствами музыки, Верди осветил и заострил такие его черты, как бездушие, жажду развлечений и удовольствий низких инстинктов, властолюбие и отсутствие благородства. Причем это воплощение зла проявляется не в привычном для искусства образе жестокости и варварства, а в демонстрации легкомысленного и бездумного отношения к жизни. Композитор использует гротескный прием, характеризуя герцога легкой, внешне привлекательной песенно-танцевальной мелодией. «Песенка может быть произведением искусства в той же степени, что и великий оперный финал, если в песенке есть искренний настрой», - писал Джузеппе Верди.
(Слушание музыки – фрагмент из оперы «Риголетто». Дж. Верди. Анализ произведения по предложенному плану.)
Жизненный и творческий путь Ж. Бизе
Главная сфера творчества Жоржа Бизе - оперы. Среди шести оперных произведений композитора «Кармен», благодаря глубине воплощения жизненных образов, силе драматургической выразительности и яркости музыкально-сценических характеристик, признана вершиной реалистической оперы XIX века. «Кармен - вся снаружи, вся жизнь, вся свет без теней, без недомолвок», - писал французский писатель Ромен Роллан.
Жорж Бизе родился в 1838 году близ Парижа в семье музыкантов и получил при рождении громкие имена Александр Цезарь Леопольд в честь всемирно известных полководцев. Однако в семье его называли Жоржем. С этим именем он и вошел в историю мировой музыки.
В четыре года мальчик уже знал ноты, а в десять - учился в Парижской консерватории. Когда Жоржу исполнилось 19 лет, он был удостоен Большой Римской премии за достижения в исполнительстве и композиции. Вне стен консерватории Бизе брал уроки композиции у Шарля Гуно, с которым они стали настоящими друзьями.
Об особых успехах Жоржа Бизе в фортепианном исполнительстве выдающийся французский композитор Гектор Берлиоз написал так: «Бизе отлично читает партитуры... Его пианистический талант настолько большой..., что его не могут остановить никакие трудности». Карьера пианиста открывала перед Жоржем Бизе значительные перспективы, однако он отказался от нее в пользу творчества. Среди произведений Бизе, как уже отмечалось, 6 опер, а также 3 оперетты, музыка к драме А. Доде «Арлезианка», кантаты, симфония-кантата «Васко да Гама», симфонии, произведения для фортепиано, более 40 романсов, песни, дуэты, обработки народных песен.
(Слушание музыки – фрагмент из оперы «Кармен». Ж. Бизе. Анализ произведения по предложенному плану.)

5. Выступления учащихся с сообщениями, подготовленных в группах.
Группа 3. «Композиторы-романтики»
Жизненный и творческий путь Ф. Шопена.
Фридерик Франсуа Шопен (польск. Fryderyk Chopin, иногда Szopen; 22.02.1810 - 17.10.1849) - выдающийся польский композитор и пианист, родился в с. Желязова Воля под Варшавой, с 1831 года Шопен покидает Польшу и поселяется в Париже, где начинает работать над своими первыми скерцо, этюдами и балладами.
Начало и середина 1830-х годов в Париже были плодотворным периодом в жизни художника, ведь он завершил свои самые известные работы и регулярно давал концерты, которые имели бешеный успех. Зимой 1838-1839 года здоровье композитора значительно ухудшилось, 17 октября 1849 Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади. По его желанию на отпевании в церкви Св. Мадлены прозвучали фрагменты «Реквиема» Моцарта. Шопен похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез, а сердце художника, согласно его завещанию, было перевезено на родину и покоится в костеле Святого Креста в Варшаве.
Шопен одним из первых обогатил западную музыку славянскими интонациями и новыми ритмическими рисунками. Он создал цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Цикл построен по принципам «от мала до велика»: первые прелюдии - лаконичные виньетки, последние - настоящие драмы, диапазон настроений - от полной безмятежности до порывов ярости.
Особый вклад в музыкальное искусство Шопен привнес своими оригинальными вальсами, мазурками и полонезами - жанрами, в которых воспроизведены славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, типичный для польского фольклора.
Пьесы Шопена малых форм можно условно разделить на две группы - в основном «европейские» (по мелодии, гармонии, ритму) и отчетливо «польские» (по колориту). К первой группе относится большинство этюдов, прелюдий, скерцо, ноктюрнов, баллад, экспромтов, рондо и вальсов. Специфически польскими являются мазурки и полонезы.
Ему принадлежат более 12 ноктюрнов - прекрасных, мечтательных, поэтичных, глубоко лирических откровений, Шопен - автор нескольких баллад (это единственный у него жанр программного характера). В его творчестве представлены также экспромты, особенно популярны его вальсы.
К творчеству Шопена относятся также произведения для фортепиано с оркестром и немногочисленные камерные пьесы (в частности, полонез ми-бемоль мажор, два концерта (ми-минор и фа-минор), фантазия на польскую тему, рондо-краковяк).
(Слушание музыки - фрагмент сонаты си-минор («шопеновской») Ф. Шопена. Анализ произведения по предложенному плану.)
Жизненный и творческий путь Ф. Листа.
Франц Лист (Втор. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt; 22.10.1811-31.07.1886) - венгерский композитор, пианист, педагог, дирижер, родился в селе Доборьян вблизи города Шопрон в Венгрии. Участие отца в музыкальном формировании сына было случайным: Адам Лист рано начал учить сына музыке, сам давал ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист – игре на органе. С 1821 года Лист играл в Вене мастерство игры на фортепиано у Карла Черни, который согласился учить мальчика бесплатно. Теории Листа учил Антонио Сальери.
В 1823 г. Лист едет в Париж. Его целью была Парижская консерватория, но Листа туда не приняли, так как принимали только французов. На протяжении 1835-1848 годов продолжается период жизни музыканта, за которым закрепилось название «годы странствий». 1837 году Лист едет в Италию, посещает Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию - центры искусства и культуры. Ференц Лист приезжал в Российскую империю трижды. Во время путешествия 1847 года он дал концерты во многих украинских городах.
Во время гастролей в Киеве, в феврале 1847 года Ференц Лист познакомился с Каролиной Витгенштейн, близкая дружба с которой продлится всею его жизнь. Именно этой женщине композитор посвятил свои симфонические поэмы. 1848году. Лист и Каролина поселяются в Веймаре.
В 1865г. композитор принимает малый постриг и звание аббата, в 1875 г. деятельность Листа сосредоточивается преимущественно в Венгрии (в Пеште). Здесь он был избран президентом вновь учрежденной Высшей школы музыки.
Один из величайших представителей музыкального романтизма, основатель венгерской композиторской школы, Ф. Лист был знаменитым исполнителем, известным в Европе, благодаря своему феноменальному пианизму и непревзойденному умению организовывать зрелищные концертные программы.
Фортепианный стиль Ф. Листа открыл новую эру в истории фортепианного искусства. Использование инструмента во всей его регистровой полноте, многокрасочности и динамичности придавало универсальных возможностей для воспроизведения оркестровых звучаний демократизации фортепианного исполнительства - выведение его из сферы камерности и салона в большой концертный зал. Из популярных произведений Листа - ноктюрны, 19 «Венгерских рапсодий», цикл из 12 «трансцендентных этюдов» и три цикла небольших пьес, названные «Годы странствий». Некоторые из «Венгерских рапсодий» (в основе которых - скорее цыганские, чем венгерские напевы) впоследствии были оркестрованы.
В последние годы жизни творчество Ф. Листа претерпело значительные изменения - он создал особый, аскетичный и лаконичный стиль, свободный от романтических преувеличений, опередив выразительные средства музыки XX века.
Деятельность Ф. Листа заняла главное место в становлении венгерской национальной композиторской школы и оказала огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры.
(Слушание музыки - фрагмент «Грез любви» Ф. Листа. Анализ произведения по предложенному плану.)
VI. Актуализация приобретенных знаний.
Блиц опрос.
Эпоха романтизма была представлена такими композиторами как:
а) И. Гайдн; б) В.А. Моцарт; в) Ф. Шуберт.
Композиторы-романтики в своем творчестве отдавали предпочтение таким жанрам как:
а) сюита; б) фортепианная миниатюра; в) концерт.
Реформатор оперного искусства:
а) Р. Вагнер; б) Дж. Верди; в) Ж. Бизе.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Заканчивается наш урок в удивительный мир «Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма». Самым важным в создании нашего урока было желание и стремление каждого из вас донести частичку своей души. Выразив свое отношение к выдающимся личностям музыкального искусства эпохи романтизма.
Все с чем вы нас сегодня познакомили отвечало эпиграфу нашего урока:
«Благо, даруемое нам искусством, не в том,
чему мы у него научаемся, а в том,
какими мы благодаря ему становимся.»
О.Уайльд

Сегодня я вами очень довольна, вы все молодцы, и все у вас получилось. Результатом нашей совместной деятельности станет панно, выполненное в технике коллаж «Романтизм в музыке».

VIII. Домашнее задание.
Создание видеопрезентации «Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма» (работа в группах).

13PAGE 141315

Роберт Шуман

Франц Шуберт

Рихард Вагнер

Джузеппе Верди

Жорж Бизе

Фридерик Шопен

Франц Лист

Франц Шуберт писал музыку во время перехода от периода венского классического стиля к романтическому периоду. Его произведения – очень выразительные, эмоциональные, написанные с помощью идиом венского классического стиля. Шуберт только-только перешагнул 30-летний рубеж, когда он умер, но он успел оставить обширное музыкальное наследие для грядущих поколений. Сегодня классическая музыка без произведений Шуберта не представляется возможной. До сих пор неизвестно, почему Шуберт умер – в начале 20 века немецкие врачи были уверены, что он умер от брюшного тифа, болезнь бедных. Сегодня некоторые врачи полагают, что он умер от сифилиса на поздней стадии. Можно утверждать, что Шуберт и сам знал о своей неизлечимой болезни уже в 1823 году. Кроме того, он страдал еще и лихорадкой в последние дни, но сегодня мнение о сифилисе более укрепилось.

Лично мы считаем, что нужно учитывать тот факт, что Шуберт жил в антисанитарных условиях, и что он во время своих последних дней очень мало ел и пил – а это типично для желудочно-кишечных заболеваний.

Фредерик Шопен Интерес, привлекаемый к тому, как и какие композиции писал Шопен, вызывается естественным образом – его творения не только хороши с эстетической точки зрения, но и с точки зрения техничности. Взгляд на ноты, которые писал Шопен, сразу объяснит всю его неординарность - рукописи его произведений кишат перечеркиваниями, вставками и т.д. Редко можно найти несколько вариантов одного произведения, которые были бы идентичны. Ноты, опубликованные «одновременно» в различных странах различаются – даже после того, как произведение было издано, Шопен находил способ исправить его. В целом, Шопен считал, что композиторский труд должен быть творческим, неограниченным ни пределами публикации, ни прочими причинами. Наверное, именно это привело к тому, что музыка Шопена включается в большой перечень, называемый «классическая музыка».

Вольфганг Амадей Моцарт один из самых интересных композиторов, вундеркинд, уникальный ребенок, который проявлял невероятные таланты в музыке. Моцарт уже в 3-4 года неплохо играл на клавесине и придумывал собственные композиции. Многие приписывали ему магические способности – и, по известной истории, его конкурент Сальери, не перенес зависти и отравил Вольфганга. Моцарт обладал совершенным слухом, великолепно чувствовал музыку и с легкостью создавал сложнейшие партитуры. Большинство произведений Моцарт писал для развлечения придворных особ, поэтому они легкие, воздушные, хотя с точки зрения пианиста достаточно серьезные. Пожалуй, Моцарт – это и есть классическая музыка.

Георг Фридрих Гэндель (родился 23 февраля 1685 года в городе Хале, умер 14 апреля 1759 года в Лондоне) был композитором эпохи барокко. Прославился, прежде всего, своими многочисленными операми. К его твочеству относятся примерно 40 опер и 25 ораторий. Гендель оставил композиции во всех музыкальных жанрах, которые существовали в то время. Отец Генделя Георг (1622-1697) был цирюлником и хирургом лютеранского вероисповедания и занимал место придворного хирурга у герцога Вейсенфельса саксонского.



Георг Гендель взял сына с собой, прежде чем ему исполнилось 8 лет, в Вейсенфельс. Таким образом, малыш познакомился с придворными музыкантами и играл в присутствии герцога на органе. Он сразу распознал талант мальчика и серьезно поговорил с отцом, который прислушался его аргументам, хотя он сам не интересовался музыкой.

После возвращения Гендель стал учеником Фридриха Вильгельма Захова, органиста церкви Мадонны. С ним он занимался композицией, учился играть, кроме клавишных инструментов еще на гобое и скрипке. Каждую неделю нужно было сочинять также моттеты. Затем Генделя в возрасте двенадцати лет отправляют ко двору в Берлине, где он производит большое впечатление своими музыкальными способностями. Бранденбургский курфюрст (в последствии прусский король Фридрих I) предлагает послать мальчика в Италию на обучение и определить затем при дворе в Берлине.

В октябре 1712 года Гендель вернулся назад в Лондон, где он провлл остаток своей жизни. Сначала он жил один год у богатого музыкального любителя Барна Элмса, в Суррее. 3 следующих года он жил у Ирла Бурлингтона вблизи Лондона.

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Радинге (Raiding), тогда Королевство Венгрии, сегодня - Австрия (Бургенланд). Был одним из самых знаменитых и самых успешных пианистов-виртуозов 19-ого века, а также гениальным композитором. Каждый, кто учился в музыкальной школе, обязательно сталкивался с его фамилией и произведениями. Он родился в первой половине XIX столетия, в октябре. C детства композитор начал писать музыку и давать концерты. Ф. Лист писал этюды, общался с такими композиторами, как Шопен, Сальери и Паганини. Он превратил фортепианные произведения в эстрадные, изменив восприятие фортепиано из камерного, салонного инструмента, в инструмент, рассчитанный на широкую аудиторию. Ференц Лист делал обработки других музыкальных произведений, придавая им новое звучание. Он создавал вариации и фантазии на известные мотивы. Ференц Лист также бывал в России и общался с отечественными композиторами и музыкантами, в частности, с Глинкой.

Он занимался симфоническим творчеством и часто писал пьесы, на исторические или придуманные события. В его произведениях можно найти также образы знаменитых писателей, в частности, Фауста и Мефистофеля.

Ференц Лист сыграл большую роль в развитии музыкального жанра у себя на родине – в Венгрии.

Ф. Лист умер в 1886 году, в возрасте 75 лет. Местом его смерти стал город Байрейт.

Иоганн Себастьян Бах (родился 21 марта 1685 года в Айзенахе, умер 28 июля 1750 в Лейпциге) – немецкий композитор эпохи барокко. Сегодня он считается одним из самых крупных музыкальных творцов всех времен, который существенно повлиял на более позднюю музыку и произведения которого во всём мире исполняются как в оригинале, так и в бесчисленных обработках.

Сразу после своего поступления на церковную службу Бах начал сочинять или переделывать кантаты для соответствующих выступлений. Во время этой систематической работы возникало в течение первых лет в среднем примерно одно произведение в неделю, затем темп замедлялся. В начале 1725 года Бах встретился с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрицем Алиенсом Пикандером, который, наконец, передал текст для произведения “страсти по Матфею“, которое было продемонстрировано впервые в 1727 или 1729 году. В 1729 году Бах перенял управление музыкальной коллегией, основанной Телеманном в 1701 году, которое он возглавлял до 1741 года, вероятно, даже до 1746. Наряду с преподаванием он представлял немецкую и итальянскую инструментальную и вокальную музыку, кроме того, он писал для этого некоторые из его светских кантат, как например, Геркулес на распутье, которое он назвал "Dramma per la Musica" или "Dramma per Musica" и которые являются близкими по структуре опере. В крестьянской и кофейной кантате показано, что он мог писать также и в юмористическом жанре. Последняя, по всей вероятности, была исполнена в "Цимерманском кофейном доме", когда он выступал с концертами с музыкальным коллегиумом.

Людвиг ван Бетховен (родился 16 декабря 1770 года в Бонне, Германия, умер 26 марта 1827 года в Вене), был композитором, венский классик. Он считается композитором, который привел музыку той эпохи к её наивысшему развитию. Людвиг ван Бетховен родился в семье музыканта. Отец Бетховена был поражён маленьким Вольфгангом Моцартом, который выступал как композитор уже в 6 лет и слыл вундеркиндом. С целью, сделать из сына вундеркинда, он начал давать ему уроки игры на фортепьяно. Молодой Бетховен научился играть также на органе и кларнете. Тем не менее, строгое отношение отца препятствовало развитию мальчика, которого поднимали среди ночи из кровати, чтобы продемонстрировать друзьям отца свои способности игры на пианино. Это привело к тому, что Бетховен стал часто уставать в школе и страдать от недостатка концентрации. В 11 лет он вынужден покинуть школу.И в остальном детство Бетховена не было беспроблемным. Отец был алкоголиком, его мать была очень часто больна и из его 6 братьев и сестлр выжили только двое. Да когда и он заболел в 5 лет воспаланием среднего уха, родители этого не заметили, а это считается одной из причин возникшей позже глухоты. В то время как у Бетховена было натянутое и сдержанное отношение к отцу, он очень любил свою мать. Коллеги отца Бетховена в Боннском дворе распознали талант Людвига и позаботились о том, чтобы отец решился, наконец, передать дальнейшее музыкальное образование своего сына в руки других музыкантов. К самым известным покровителям и преподавателям Бетховена в Бонне в течение следующих лет считались Кристиана Готтлоба Нэфе (пианино, орган и композиция) и Франц Антон Рис (скрипка). 9 симфоний, 5 фортепианных концертов, увертюры (Прометей, Кориолан, Элеонора), вокальные произведения, опера Фиделио, произведения для фортепиано, 32 сонаты для пианино, балеты и сценическая музыка, камерная музыка, квартеты, сонаты для виолончели.

Николо Поганини , родившийся 27 октября 1782 года в Генуе, был итальянским скрипачом, гитаристом и композитором. В свол время он был ведущим и самым виртуозным скрипачом. Внешний вид (он был худощавым, имел чёрные, как смола волосы и карие глаза) и его блестящая игровая техника сделали его уже при жизни легендой. Паганини уже в самом раннем детстве получил первое занятие на скрипке, в том числе и от его отца (Антонио Паганини), который принуждал его к регулярным занятиям. Если, по мнению отца, он не был достаточно усердным, маленький Николо не получал никакой еды, также часто имели место побои. Он зарабатывал свои средства к жизни тем, что путешествовал по Италии как скрипач- виртуоз. Между 1805 и 1809 годами у него была стабильная должность у княгини Элизы Бачиотти Люкки, сестры Наполеона. Это было его единственной постоянной должностью. С 1813 года Паганини постоянно был в концертных турах, на которых околдовал своих слушателей "волшебным искусством скрипача". Вена, Лондон, Париж, снова Вена и так бесконца… В Париже в 1833 году он встретился с Гектором Берлиозом, у которого брал уроки композиции. Он умер в 1840 в Ницце во время нахождения на отдыхе.

В· Из его 8 концертов скрипки сегодня остались 6.

В· Сегодня его 24 каприччио принадлежат к стандартному репертуару лучших скрипачей. Они настолько трудные, что удалось лишь через 50 лет после его смерти сыграть их без упрощений.

В· 12 сонат для виолончели и гитары.

В· 6 квартетов для виолончели, скрипки и гитары.

В· 60 этюдов в вариациях для виолончели и гитары.