Иван сергеевич тургенев начало литературной деятельности. Жизнь и творчество Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев родился в дворянской семье в 1818 году. Надо сказать, что из этой среды вышли практически все крупные русские писатели 19 века. В этой статье мы рассмотрим жизнь и творчество Тургенева.

Родители

Примечательно знакомство родителей Ивана. В 1815 году в Спасское приехал молодой и красивый кавалергард Сергей Тургенев. На Варвару Петровну (мать писателя) он произвёл сильное впечатление. По словам близкой к окружению современницы, Варвара велела передать Сергею через знакомых, чтобы тот сделал формальное предложение, и она с радостью согласится. По большей части это был Тургенев принадлежал к дворянскому сословию и был героем войны, а Варвара Петровна имела большое состояние.

Отношения в новоиспечённой семье были натянутыми. Сергей даже не пытался спорить с полновластной хозяйкой всего их состояния. В доме витала лишь отчуждённость и еле сдерживаемое взаимное раздражение. Единственное, в чём сходились супруги - в стремлении дать своим детям лучшее образование. И на это они не жалели ни сил, ни денег.

Переезд в Москву

Именно поэтому вся семья переехала в Москву в 1927 году. В то время состоятельные дворяне отдавали своих детей исключительно в частные учебные заведения. Вот и юный Иван Сергеевич Тургенев был отдан в пансион при Армянском институте, а через несколько месяцев переведён в Вейденгаммерский пансион. Спустя два года его оттуда исключили, и родители больше не предпринимали попыток устроить сына в какое-либо заведение. Готовиться к поступлению в университет будущий писатель продолжил на дому с репетиторами.

Учёба

Поступив в Московский университет, Иван проучился там всего год. В 1834 году он переехал вместе с братом и отцом в Петербург и перевелся в местное учебное заведение. Юный Тургенев окончил его через два года. Но в будущем он всегда чаще упоминал Московский университет, отдавая ему наибольшее предпочтение. Это объяснялось тем, что Петербургский институт был известен своим жёстким надзором за студентами со стороны правительства. В Москве такого контроля не было, и вольнолюбивые студенты были очень довольны.

Первые произведения

Можно сказать, что творчество Тургенева началось с университетской скамьи. Хотя сам Иван Сергеевич не любил вспоминать о литературных опытах того времени. Началом своей писательской карьеры он считал 40-е годы. Поэтому большая часть его университетских произведений так до нас и не дошла. Если считать Тургенева взыскательным художником, то он поступил правильно: имеющиеся образцы его сочинений того времени относятся к категории литературного ученичества. Интерес они могут представлять лишь для историков литературы и тех, кто хочет понять, с чего начиналось творчество Тургенева и как формировалось его писательское дарование.

Увлечение философией

В середине и конце 30-х годов Иван Сергеевич очень много писал для оттачивания писательского навыка. На одно из своих произведений он получил критический отзыв Белинского. Это событие оказало большое влияние на творчество Тургенева, кратко описанное в этой статье. Ведь дело было не только в том, что великий критик исправил ошибки неопытного вкуса «зелёного» писателя. Иван Сергеевич изменил свои взгляды не только на искусство, но и на саму жизнь. Путём наблюдений и анализа он решил изучить реальную действительность во всех её ипостасях. Поэтому, помимо литературных занятий, Тургенев увлёкся философией, причём настолько серьёзно, что подумывал о профессорской деятельности на кафедре какого-нибудь университета. Желание подтянуть эту область знаний привело его уже в третий по счёту университет - Берлинский. С большими перерывами он провёл там примерно два года и очень хорошо изучил работы Гегеля и Фейербаха.

Первый успех

В 1838-1842 годах творчество Тургенева не отличалось бурной активностью. Он писал мало и в основном только лирику. Опубликованные им стихотворения не привлекали внимания ни критиков, ни читателей. В связи с этим Иван Сергеевич решил больше времени уделить таким жанрам, как драма и поэма. Первый успех на этом поприще пришёл к нему в апреле 1843 года, когда вышла в свет «Пороша». А уже через месяц в «Отечественных записках» на неё была напечатана хвалебная рецензия Белинского.

На самом деле эта поэма не отличалась оригинальностью. Незаурядной она стала лишь благодаря отзыву Белинского. Да и в самой рецензии он говорил не столько о поэме, сколько о таланте Тургенева. Но всё же Белинский не ошибся, он точно разглядел в молодом авторе выдающиеся писательские способности.

Когда рецензию прочёл сам Иван Сергеевич, она вызвала у него не радость, а, скорее, смущение. Причиной тому были сомнения насчёт правильности выбора своего призвания. Они одолевали писателя с начала 40-х годов. Всё же статья его приободрила и заставила повысить планку требований к своей деятельности. С этого времени творчество Тургенева, кратко описанное в школьной программе, получило дополнительный стимул и пошло в гору. Иван Сергеевич чувствовал ответственность перед критиками, читателями и, прежде всего, собой. Поэтому он усердно работал над улучшением писательского навыка.

Арест

В 1852 году умер Гоголь. Это событие сильно повлияло на жизнь и творчество Тургенева. И дело тут вовсе не в эмоциональных переживаниях. Иван Сергеевич написал по этому случаю «горячую» статью. Цензурный комитет Петербурга её запретил, назвав Гоголя «лакейским» писателем. Тогда Иван Сергеевич отправил статью в Москву, где стараниями его приятелей она была напечатана. Сразу же назначили расследование, в ходе которого объявили Тургенева и его друзей виновниками государственной смуты. Иван Сергеевич получил месяц заключения с последующей высылкой на родину под присмотр. Все понимали, что статья был лишь предлогом, но приказ исходил с самого верха. Кстати, во время "отсидки" писателя вышел в тираж один из его лучших рассказов. На обложке каждой книги красовалась надпись: «Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг».

После освобождения писатель отправился в ссылку в село Спасское. Там он провёл почти полтора года. В первое время ничего не могло его увлечь: ни охота, ни творчество. Он очень мало писал. Тогдашние письма Ивана Сергеевича изобиловали жалобами на одиночество и просьбами хоть ненадолго приехать к нему в гости. Он просил собратьев по ремеслу навестить его, так как чувствовал сильную потребность в общении. Но были и положительные моменты. Как гласит хронологическая таблица творчества Тургенева, именно в то время у писателя зародилась идея написания «Отцов и детей». Давайте же поговорим об этом шедевральном произведении.

"Отцы и дети"

После публикации в 1862 году этот роман вызвал очень бурную полемику, в ходе которой большинство читателей окрестили Тургенева реакционером. Эта полемика напугала писателя. Он считал, что ему больше не удастся найти взаимопонимания с молодыми читателями. А ведь именно им было адресовано произведение. В общем, тяжёлые времена переживало творчество Тургенева. «Отцы и дети» стали тому причиной. Как и в начале писательской карьеры, Иван Сергеевич засомневался в собственном призвании.

В это время он написал повесть «Призраки», которая прекрасно передала его мысли и сомнения. Тургенев рассуждал, что писательская фантазия бессильна перед тайнами народного сознания. А в повести «Довольно» вообще усомнился в плодотворности деятельности отдельного человека на благо общества. Создавалось впечатление, что Ивана Сергеевича больше не волнует успех у публики, и он думает о завершении карьеры писателя. Изменить своё решение Тургеневу помогло творчество Пушкина. Иван Сергеевич прочёл рассуждения великого поэта относительно мнения публики: «Она непостоянна, многолика и подвержена веяниям моды. Но истинный поэт всегда обращается к публике, данной ему судьбой. Его долг - пробудить в ней добрые чувства».

Заключение

Мы рассмотрели жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева. С тех времён Россия сильно изменилась. Всё, что писатель выставлял в своих произведениях на передний план, осталось в далёком прошлом. Уже нет большинства барских усадеб, встречающихся на страницах сочинений автора. Да и тема злых помещиков и дворянства уже не обладает социальной остротой. И русская деревня сейчас совсем другая.

Тем не менее судьбы героев того времени продолжают возбуждать в современном читателе неподдельный интерес. Оказывается, всё, что ненавидел Иван Сергеевич, ненавистно и нам. А то, что виделось ему хорошим, является таковым и с нашей точки зрения. Конечно, можно не согласиться с писателем, но вряд ли кто-то будет спорить с тем, что творчество Тургенева находится вне времени.

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орловской губернии. Его отец – Сергей Николаевич – отставной гусарский офицер, участник Отечественной войны 1812 года. Мать – Варвара Петровна (в девичестве Лутовинская) – происходила из богатой помещичьей семьи, поэтому многие говорили, что Сергей Николаевич женился на ней исключительно из-за денег.
До 9 лет Тургенев жил в родовом имении матери Спасское-Лутавиново Орловской губернии. Варвара Петровна обладала жестким (порой жестоким) характером, пренебрежительно относилась ко всему русскому, поэтому маленький Ваня с детства был обучен трем языкам – французскому, немецкому и английскому. Начальное образование мальчик получил от гувернеров и домашних учителей.

Образование Тургенева

В 1827 году родители Тургенева, желая дать детям достойное образование, переехали в Москву, где отдали Ивана Сергеевича на обучение в пансион Вейденгаммера, а затем под руководство частных учителей.
В пятнадцать лет, в 1833 году, Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Через год Тургеневы переехали в Петербург, а Иван Сергеевич перевелся в Санкт-Петербургский университет. Данное учебное заведение он закончил в 1836 году со степенью действительного студента.
Тургенев был страстно увлечен наукой и мечтал посвятить ей жизнь, поэтому в 1837 году сдал экзамен на получение степени кандидата наук.
Дальнейшее образование он получил заграницей. В 1838 году Тургенев уехал в Германию. Поселившись в Берлине, посещал лекции по классической филологии и философии, занимался грамматикой древнегреческого и латинского языков. Кроме учебы, Иван Сергеевич много путешествовал по Европе: объездил почти всю Германию, посетил Голландию, Францию, Италию. Кроме того, в этот период он познакомился и подружился с Т.Н.Грановским, Н.В.Станкевичем и М.А.Бакуниным, которые оказали существенное влияние на мировоззрение Тургенева.
Через год после возвращения в Россию, в 1842 году, Иван Сергеевич ходатайствовал о сдаче экзамена в Московском университете на получение степени магистра философии. Экзамен он успешно сдал и надеялся получить должность профессора Московского университета, однако вскоре философия как наука попала в «немилость» к императору и кафедру философии закрыли – стать профессором Тургеневу не удалось.

Литературная деятельность Тургенева

После возвращения из заграницы, Тургенев поселился в Москве и по настоянию матери поступил на чиновничью службу в Министерство внутренних дел. Но служба не приносила ему удовлетворения, куда больше он был увлечен литературой.
Пробовать себя в качестве писателя Тургенев начал еще в середине 1830-х годов, а его первая публикация состоялась в «Современнике» в 1838 году (это были стихи «Вечер» и «К Венере Медицейской»). Тургенев продолжал сотрудничество с этим изданием в качестве автора и критика на протяжении долгого времени.
В этот период он активно начал посещать различные литературные салоны и кружки, общался со многими писателями – В.Г.Белинским, Н.А.Некрасовым, Н.В.Гоголем и др. Кстати, общение с В.Г.Белинским значительно повлияло на литературные взгляды Тургенева: от романтизма и поэзии он перешел к описательной и нравственно ориентированной прозе.
В 1840-х годах увидели свет такие повести Тургенева, как «Бретер», «Три поросенка», «Нахлебник» и другие. А 1852 году вышла первая книга писателя – «Записки охотника».
В этом же году он написал некролог Н.В.Гоголю, что послужило поводом для ареста Тургенева и его ссылки в родовое имение Спасско-Лутавиново.
Подъем общественного движения, произошедший в России перед отменой крепостного права, Тургенев воспринял с воодушевлением. Он принимал участие в разработке планов предстоящего переустройства крестьянского быта. Стал даже негласным сотрудником «Колокола». Однако, если необходимость социальных и политических преобразований была очевидна для всех, то по поводу деталей реформаторского процесса мнения интеллигенции расходились. Так, у Тургенева были разногласия с Добролюбовым, написавшим критическую статью на роман «Накануне», и Некрасовым, опубликовавшим эту статью. Также писатель не поддерживал Герцена в том, что крестьянство способно совершить революцию.
Позднее, уже живя в Баден-Бадене, Тургенев сотрудничал с либерально-буржуазным «Вестником-Европы». В последние годы жизни выступал «посредником» между западными и русскими литераторами.

Личная жизнь Тургенева

В 1843 году (по некоторым данным в 1845 году) И.С.Тургенев познакомился с французской певицей Полиной Виардо-Гарсия, дававшей гастроли в России. Писатель страстно влюбился, однако понимал, что построить отношения с этой женщиной вряд ли возможно: во-первых, она замужем, во-вторых, она иностранка.
Тем не менее, в 1847 году Тургенев вместе с Виардо и ее мужем уехал заграницу (сначала в Германию, затем – во Францию). Мать Ивана Сергеевича была категорически против «проклятой цыганки» и за связь сына с Полиной Виардо лишила его материального содержания.
После возвращения на родину в 1850 году, отношения между Тургеневым и Виардо охладели. Иван Сергеевич даже завел новый роман с дальней родственницей О.А.Тургеневой.
В 1863 году Тургенев вновь сближается с Полиной Виардо и окончательно переезжает в Европу. С Виардо он жил сначала в Баден-Бадене, а с 1871 года – Париже.
Популярность Тургенева в это время, как в России, так и на Западе, была поистине колоссальной. Каждый его приезд на Родину сопровождался триумфом. Однако самому писателю поездки давались все труднее – в 1882 году стала проявляться тяжелая болезнь – рак позвоночника.

И.С.Тургенев чувствовал и осознавал приближающуюся смерть, но переносил это, как и подобает магистру философии, без страха и паники. Писатель умер в г.Буживаль (недалеко от Парижа) 3 сентября 1883 года. Согласно его завещанию, тело Тургенева было привезено в Россию и похоронено на Волковском кладбище Петербурга.

«Гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы», — так восторженно отозвался о Тургеневе его младший современник, французский писатель Ги де Мопассан.

Тургенев — один из крупнейших европейских писателей XIX в., яркий представитель «золотого века» русской прозы. При жизни он пользовался непререкаемым художественным авторитетом в России и был, пожалуй, самым известным русским писателем в Европе. Несмотря на долгие годы, проведенные за границей, все лучшее, что написано Тургеневым, — о России. Многие его произведения на протяжении десятилетий вызывали споры критиков и читателей, становились фактами острой идейно-эстетической борьбы. О Тургеневе писали его современники В.Г.Белинский, А.А.Григорьев, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин...

В дальнейшем отношение к тургеневскому творчеству стало более спокойным, на первый план вышли другие стороны его произведений: поэтичность, художественная гармония, философская проблематика, пристальное внимание писателя к «таинственным», необъяснимым явлениям жизни, проявившееся в его последних произведениях. Интерес к Тургеневу на рубеже XIX-XX вв. был преимущественно «историческим»: казалось, питавшаяся злобой дня, но гармонически уравновешенная, безоценочная, «объективная» проза Тургенева далека от взвинченного, дисгармоничного прозаического слова, культ которого утвердился в литературе началаXX в. Тургенев воспринимался как «старый», даже старомодный писатель,-певец «дворянских гнезд», любви, красоты и гармонии природы. Не Тургенев, а Достоевский и поздний Толстой дали эстетические ориентиры «новой» прозе. В течение многих десятилетий на произведения писателя наслаивались все новые и новые слои «хрестоматийного глянца», мешая увидеть в нем не иллюстратора борьбы «нигилистов» и «либералов», конфликта «отцов» и «детей», а одного из крупнейших художников слова, непревзойденного поэта в прозе.

Современный взгляд на творчество Тургенева, и прежде всего на изрядно потрепанный школьными «разборами» роман «Отцы и дети», должен учитывать его эстетическое кредо, особенно выразительно сформулированное в лирико-философском рассказе «Довольно» (1865): «Венера Милосская, пожалуй, несомненнее римского права или принципов 89-го года». Смысл этого высказывания прост: во всем можно усомниться, даже в самом «совершенном» своде законов и в «несомненных» требованиях свободы, равенства и братства, только авторитет искусства несокрушим — его не способны разрушить ни время, ни брань нигилистов. Именно искусству, а не идеологическим доктринам и направлениям честно служил Тургенев.

И.С.Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 г. в Орле. Его детские годы прошли в фамильном «дворянском гнезде» — имении Спасское-Лутовиново, находившемся недалеко от г. Мценска Орловской губ. В 1833 г. он поступил в Московский университет, а в 1834 г. перевелся в Петербургский университет, где учился на словесном отделении (окончил в 1837 г.). Весной 1838 г. выехал за границу для продолжения филологического и философского образования. В Берлинском университете с 1838 по 1841 г. Тургенев изучал философию Гегеля, слушал лекции по классической филологии и истории.

Самое важное событие в жизни Тургенева тех лет — сближение с молодыми русскими «гегельянцами»: Н.В.Станкевичем, М.А.Бакуниным, Т.Н.Грановским. Юный Тургенев, склонный к романтической философской рефлексии, в грандиозной философской системе Гегеля пытался найти ответы на «вечные» вопросы жизни. Интерес к философии соединился в нем со страстной жаждой творчества. Еще в Петербурге были написаны первые романтические стихотворения, отмеченные влиянием популярного во второй половине 1830-х гг. поэта В.Г.Бенедиктова, и драма «Стено». Как вспоминал Тургенев, в 1836 г. он плакал, читая стихотворения Бенедиктова, и только Белинский помог ему избавиться от чар этого «златоуста». Тургенев начинал как лирический поэт-романтик. Интерес к поэзии не угасал и в последующие десятилетия, когда прозаические жанры стали господствовать в его творчестве.

В творческом развитии Тургенева выделяются три крупных периода: 1) 1836-1847 гг.; 2) 1848-1861 гг.; 3) 1862-1883 гг.

1) Первый период (1836-1847) , начавшийся подражательными романтическими стихотворениями, завершился активным участием писателя в деятельности «натуральной школы» и публикацией первых рассказов из «Записок охотника». В нем можно выделить два этапа: 1836-1842 гг. — годы литературного ученичества, совпавшие с увлечением философией Гегеля, и 1843-1847 гг. — время напряженных творческих поисков в различных жанрах поэзии, прозы и драматургии, совпавшее с разочарованием в романтизме и прежних философских увлечениях. В эти годы важнейшим фактором творческого развития Тургенева было влияние В.Г.Белинского.

Начало самостоятельного творчества Тургенева, свободного от явных следов ученичества, относится к 1842-1844 г. Вернувшись в Россию, он попытался найти достойное жизненное поприще (два года служил в Особой канцелярии министерства внутренних дел) и сблизиться с петербургскими литераторами. В начале 1843 г. состоялось знакомство с В.Г.Белинским. Незадолго до этого была написана первая поэма — «Параша», привлекшая внимание критика. Под влиянием Белинского Тургенев решил оставить службу и целиком посвятить себя литературе. В 1843 г. произошло и еще одно событие, во многом определившее судьбу Тургенева: знакомство с французской певицей Полиной Виардо, гастролировавшей в Петербурге. Любовь к этой женщине не только факт его биографии, но и сильнейший мотив творчества, обусловивший эмоциональную окраску многих тургеневских произведений, в том числе его знаменитых романов. С 1845 г., когда он впервые приехал во Францию к П.Виардо, жизнь писателя была связана с ее семьей, с Францией, с кругом блестящих французских писателей второй половины XIX в. (Г.Флобер, Э.Золя, братья Гонкуры, позднее Г. де Мопассан).

В 1844-1847 гг. Тургенев — один из самых видных участников «натуральной школы», содружества молодых петербургских писателей-реалистов. Душой этого содружества был Белинский, внимательно следивший за творческим развитием начинающего писателя. Творческий диапазон Тургенева в 1840-е гг. очень широк: из-под его пера выходили и лирические стихотворения, и поэмы («Разговор», «Андрей», «Помещик»), и пьесы («Неосторожность», «Безденежье»), Но, пожалуй, самыми примечательными в творчестве Тургенева этих лет стали прозаические произведения — повести и рассказы «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретер» и «Петушков». Постепенно определялось главное направление его литературной деятельности — проза.

2) Второй период (1848-1861) был, вероятно, самым счастливым для Тургенева: после успеха «Записок охотника» известность писателя неуклонно росла, а каждое новое произведение воспринималось как художественный отклик на события общественной и идейной жизни России. Особенно заметные изменения в его творчестве произошли в середине 1850-х гг.: в 1855 г. был написан первый роман «Рудин», открывший цикл романов об идейной жизни России. Последовавшие за ним повести «Фауст» и «Ася», романы «Дворянское гнездо» и «Накануне» упрочили славу Тургенева: его по праву считали крупнейшим писателем десятилетия (имя Ф.М.Достоевского, находившегося на каторге и в ссылке, было под запретом, творческий путь Л.Н.Толстого только начинался).

В начале 1847 г. Тургенев надолго уехал за границу, а перед отъездом передал в некрасовский журнал «Современник» (главный печатный орган «натуральной школы») свой первый «охотничий» рассказ-очерк «Хорь и Калиныч», навеянный встречами и впечатлениями лета и осени 1846 г., когда писатель охотился в Орловской и соседних с ней губерниях. Напечатанный в первой книжке журнала за 1847 г. в разделе «Смесь», этот рассказ открыл длинную серию публикаций тургеневских «Записок охотника» , растянувшуюся на пять лет.

Окрыленный успехом своих внешне непритязательных произведений, выдержанных в традициях «физиологического очерка», популярного среди молодых русских реалистов, писатель продолжил работу над «охотничьими» рассказами: 13 новых произведений (в том числе «Бурмистр», «Контора», «Два помещика») были написаны уже летом 1847 г. в Германии и во Франции. Однако два сильнейших потрясения, испытанные Тургеневым в 1848 г., затормозили работу: это были революционные события во Франции и Германии и смерть Белинского, которого Тургенев считал своим наставником и другом. Лишь в сентябре 1848 г. он вновь обратился к работе над «Записками охотника»: были созданы «Гамлет Щигровского уезда» и «Лес и степь». В конце 1850— начале 1851 г. цикл пополнился еще четырьмя рассказами (среди них такие шедевры, как «Певцы» и «Бежин луг»). Отдельное издание «Записок охотника», в которое вошли 22 рассказа, появилось в 1852 г.

«Записки охотника» — поворотный момент в творчестве Тургенева. Он не только нашел новую тему, став одним из первых русских прозаиков, открывших неизведанный «материк» — жизнь русского крестьянства, но и выработал новые принципы повествования. В рассказах-очерках органично слились документальное и вымышленное, лирический автобиографизм и стремление к объективному художественному исследованию жизни деревенской России. Тургеневский цикл стал самым значительным «документом» о жизни русской деревни накануне крестьянской реформы 1861 г. Отметим основные художественные особенности «Записок охотника»:

— в книге нет единого сюжета, каждое произведение вполне самостоятельно. Документальная основа всего цикла и отдельных рассказов — встречи, наблюдения и впечатления писателя-охотника. Географически точно обозначено место действия: северная часть Орловской губернии, южные районы Калужской и Рязанской губерний;

— беллетристические элементы сведены к минимуму, каждое событие имеет ряд событий-прототипов, образы героев рассказов — результат встреч Тургенева с реальными людьми — охотниками, крестьянами, помещиками;

— весь цикл объединяет фигура повествователя, охотника-поэта, внимательного и к природе, и к людям. Автобиографический герой смотрит на мир глазами наблюдательного, заинтересованного исследователя;

— большинство произведений — социально-психологические очерки. Тургенева занимают не только социальные и этнографические типы, но и психология людей, в которую он стремится проникнуть, пристально вглядываясь в их внешний облик, изучая манеру поведения и характер общения с другими людьми. Этим тургеневские произведения отличаются от «физиологических очерков» писателей «натуральной школы» и «этнографических» очерков В.И.Даля и Д.В.Григоровича.

Главное открытие Тургенева в «Записках охотника» — душа русского крестьянина. Крестьянский мир он показал как мир личностей, весомо дополнив давнее «открытие» сентименталиста Н.М.Карамзина: «и крестьянки любить умеют». Однако и русские помещики по-новому изображены Тургеневым, это хорошо видно в сопоставлении героев «Записок...» с гоголевскими образами помещиков в «Мертвых душах». Тургенев стремился создать достоверную, объективную картину русского поместного барства: не идеализировал помещиков, но и не считал их существами порочными, заслуживающими только негативного отношения. И крестьянство, и помещики для писателя — два слагаемых русской жизни, как бы застигнутой «врасплох» писателем-охотником.

В 1850-е гг. Тургенев — писатель круга «Современника», лучшего журнала того времени. Однако к концу десятилетия отчетливо проявились идейные различия между либералом Тургеневым и разночинцами-демократами, составлявшими ядро «Современника». Программные эстетические установки ведущих критиков и публицистов журнала — Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова — были несовместимы с эстетическими взглядами Тургенева. Он не признавал «утилитарного» подхода к искусству, поддерживал точку зрения представителей «эстетической» критики — А.В.Дружинина и В.П.Боткина. Резкое неприятие писателя вызвала программа «реальной критики», с позиций которой критики «Современника» интерпретировали его собственные произведения. Поводом к окончательному разрыву с журналом стала публикация, вопреки «ультиматуму» Тургенева, предъявленному редактору журнала Н.А.Некрасову, статьи Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860), посвященной разбору романа «Накануне». Тургенев гордился тем, что его воспринимали как чуткого диагноста современной жизни, однако категорически отказывался от навязанной ему роли «иллюстратора», не мог равнодушно наблюдать, как его роман использовался для пропаганды совершенно чуждых ему взглядов. Разрыв Тургенева с журналом, в котором он напечатал лучшие свои произведения, стал неизбежным.

3) Третий период (1862-1883) начался двумя «ссорами» — с журналом «Современник», с которым Тургенев перестал сотрудничать в 1860-1861 гг., и с «молодым поколением», вызванной публикацией «Отцов и детей». Хлесткий и несправедливый разбор романа напечатал в «Современнике» критик М.А.Антонович. Полемика вокруг романа, не утихавшая несколько лет, воспринималась Тургеневым очень болезненно. Этим, в частности, обусловлено резкое снижение скорости работы над новыми романами: следующий роман —«Дым» — был опубликован только в 1867 г., а последний — «Новь» — в 1877 г.

Круг художественных интересов писателя в 1860-е-1870-е гг. изменился и расширился, его творчество стало «многослойным». В 1860-е гг. он вновь обратился к «Запискам охотника» и дополнил их новыми рассказами. Еще в начале десятилетия Тургенев поставил перед собой задачу увидеть в современной жизни не только «пену дней», уносимую временем, но и «вечное», общечеловеческое. В статье «Гамлет и Дон-Кихот» был поставлен вопрос о двух противоположных типах отношения к жизни. По его мнению, анализ «гамлетовского», рассудочного и скептического, мироощущения и «донкихотского», жертвенного, типа поведения — философская основа для более глубокого понимания современного человека. Резко усилилось значение философской проблематики в произведениях Тургенева: оставаясь художником, внимательным к социально-типическому, он стремился открыть в современниках общечеловеческое, соотнести их с «вечными» образами искусства. В повестях «Бригадир», «Степной король Лир», «Стук... стук... стук!...», «Пунин и Бабурин» Тургенев-социолог уступил место Тургеневу-психологу и философу.

В мистически окрашенных «таинственных повестях» («Призраки», «История лейтенанта Ергунова», «После смерти (Клара Милич)» и др.) он размышлял над загадочными явлениями в жизни людей, необъяснимыми с позиций разума состояниями души. Лирико-философская тенденция творчества, обозначившаяся в рассказе «Довольно» (1865), в конце 1870-х гг. обрела новую жанрово-стилевую форму «стихотворений в прозе» — так Тургенев называл свои лирические миниатюры и фрагменты. За четыре года были написаны более 50 «стихотворений». Таким образом, Тургенев, начинавший как лирический поэт, в конце жизни вновь обратился к лирике, считая ее наиболее адекватной художественной формой, позволяющей выразить его самые сокровенные мысли и чувства.

Творческий путь Тургенева отразил общую тенденцию в развитии «высокого» реализма: от художественного исследования конкретных социальных явлений (повести и рассказы 1840-х гг., «Записки охотника») через глубокий анализ идеологии современного общества и психологии современников в романах 1850-х-1860-х гг. писатель шел к осмыслению философских основ человеческой жизни. Философская насыщенность произведений Тургенева второй половины 1860-х—начала 1880-х гг. позволяет считать его художником-мыслителем, близким по глубине постановки философских проблем к Достоевскому и Толстому. Пожалуй, главное, что отличает Тургенева от этих писателей-моралистов, — «пушкинское» отвращение к морализаторству и проповедничеству, нежелание создавать рецепты общественного и личного «спасения», навязывать свою веру другим людям.

Последние два десятилетия жизни Тургенев провел в основном за границей: в 1860-е гг. жил в Германии, на короткое время приезжая в Россию и во Францию, а с начала 1870-х гг. — во Франции вместе с семьей Полины и Луи Виардо. В эти годы Тургенев, пользовавшийся в Европе высочайшим художественным авторитетом, активно пропагандировал русскую литературу во Франции и французскую — в России. Только в конце 1870-х гг. он «помирился» с молодым поколением. Новые читатели Тургенева бурно чествовали его в 1879 г., сильное впечатление произвела его речь на открытии памятника А.С.Пушкину в Москве (1880).

В 1882-1883 гг. тяжело больной Тургенев работал над своими «прощальными» произведениями — циклом «стихотворений в прозе». Первая часть книги была издана за несколько месяцев до его смерти, последовавшей 22 августа (3 сентября) 1883 г. в Бужи-вале, близ Парижа. Гроб с телом Тургенева отправили в Петербург, где 27 сентября состоялись грандиозные похороны: в них участвовало, по словам современников, около 150 тысяч человек.

Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Тургенева и та среда, из которой он непосредственно вышел.

Родители Ивана Тургенева

Отец его - Сергей Николаевич , отставной полковник-кирасир, был человек замечательно красивый, ничтожный по своим качествам нравственным и умственным. Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда говорил друзьям об отце, характеризовал его, как "великого ловца пред Господом". Женитьба этого разорившегося жуира на немолодой, некрасивой, но весьма богатой Варваре Петровне Лутовиновой была исключительно делом расчета. Брак был не из счастливых и не сдерживал Сергея Николаевича (одна из его многочисленных "шалостей" описана Тургеневым в повести "Первая любовь"). Он умер в 1834 г., оставив трех сыновей - Николая, Ивана и скоро умершего от эпилепсии Сергея - в полном распоряжении матери, которая, впрочем, и раньше была полновластной владыкою дома. В ней типично выразилось то опьянение властью, которое создавалось крепостным правом.

Род Лутовиновых представлял собою смесь жестокости, корыстолюбия и сладострастия (представителей его Тургенев изобразил в "Трех портретах" и в "Однодворце Овсяникове"). Унаследовав от Лутовиновых их жестокость и деспотизм, Варвара Петровна была озлоблена и личной судьбой своей. Рано лишившись отца, она страдала и от матери, изображенной внуком в очерке "Смерть" (старуха), и от буйного, пьяного отчима, который, когда она была маленькой, варварски бил и истязал ее, а когда она подросла, стал преследовать гнусными предложениями. Пешком, полуодетая спаслась она к дяде своему, И.И. Лутовинову, жившему в селе Спасском - тому самому насильнику, о котором рассказывается в "Однодворце Овсяникове". Почти в полном одиночестве, оскорбляемая и унижаемая, прожила Варвара Петровна до 30 лет в доме дяди, пока смерть его не сделала ее владетельницей великолепного имения и 5000 душ. Все сведения, сохранившиеся о Варваре Петровне, рисуют ее в самом непривлекательном виде.

Детство Ивана Тургенева

Сквозь созданную ею среду "побоев и истязаний" Тургенев пронес невредимо свою мягкую душу, в которой именно зрелище неистовств помещичьей власти, задолго еще до теоретических воздействий, подготовило протест против крепостного права. Жестоким "побоям и истязаниям" подвергался и он сам, хотя считался любимым сыном матери. "Драли меня, - рассказывал впоследствии Тургенев, - за всякие пустяки, чуть не каждый день"; однажды он уже совершенно приготовился бежать из дому. Умственное воспитание его шло под руководством часто сменявшихся французских и немецких гувернеров. Ко всему русскому Варвара Петровна питала глубочайшее презрение; члены семьи говорили между собою исключительно по-французски.

Любовь к русской литературе тайком внушил Тургеневу один из крепостных камердинеров, изображенный им, в лице Пунина, в рассказе "Пунин и Бабурин".


До 9 лет Тургенев прожил в наследственном Лутовиновском Спасском (в 10 верстах от Мценска, Орловской губернии). В 1827 г. Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве; на Самотеке был куплен ими дом. Тургенев учился сначала в пансионе Вейденгаммера; затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе. Из учителей своих Тургенев с благодарностью вспоминал о довольно известном в свое время филологе, исследователе "Слова о Полку Игореве", Д.Н. Дубенском (XI, 200), учителе математики П.Н. Погорельском и молодом студенте И.П. Клюшникове, позднее видном члене кружка Станкевича и Белинского, писавшем вдумчивые стихотворения под псевдонимом - Ф - (XV, 446).

Студенческие годы

В 1833 г. 15-летний Тургенев (такой возраст студентов, при тогдашних невысоких требованиях, был явлением обычным) поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, из-за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в Санкт-Петербург, и Тургенев тогда же перешел в Петербургский университет. И научный, и общий уровень Санкт-Петербург ского университета был тогда невысокий; из своих университетских наставников, за исключением Плетнева, Тургенев в своих воспоминаниях никого даже не назвал по имени. С Плетневым Тургенев сблизился и бывал у него на литературных вечерах. Студентом 3-го курса он представил на его суд свою написанную пятистопным ямбом драму "Стенио" , по собственным словам Тургенева - "совершенно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду". На одной из лекций Плетнев, не называя автора по имени, разобрал довольно строго эту драму, но все-таки признал, что в авторе "что-то есть". Отзыв ободрил юного писателя: он вскоре отдал Плетневу ряд стихотворений, из которых два Плетнев в 1838 г. напечатал в своем "Современнике". Это не было первым появлением его в печати, как пишет Тургенев в своих воспоминаниях: еще в 1836 г. он поместил в "Журнале Министерства Народного Просвещения" довольно обстоятельную, немножко напыщенную, но вполне литературно написанную рецензию - "О путешествии ко святым местам", А.Н. Муравьева (в собр. соч. Тургенева не вошла). В 1836 г. Тургенев кончил курс со степенью действительного студента.

После окончания университета

Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 г. отправился в Германию. Поселившись в Берлине, Тургенев усердно взялся за занятия. Ему не столько приходилось "усовершенствоваться", сколько засесть за азбуку. Слушая в университете лекции по истории римской и греческой литературы, он дома вынужден был "зубрить" элементарную грамматику этих языков. В Берлине сгруппировался в это время кружок даровитых молодых русских - Грановский, Фролов, Неверов, Михаил Бакунин, Станкевич. Все они восторженно увлекались гегельянством, в котором видели не одну только систему отвлеченного мышления, а новое евангелие жизни.

"В философии, - говорит Тургенев, - мы искали всего, кроме чистого мышления". Сильное впечатление произвел на Тургенева и весь вообще строй западноевропейской жизни. В его душу внедрилось убеждение, что только усвоение основных начал общечеловеческой культуры может вывести Россию из того мрака, в который она была погружена. В этом смысле он становится убежденнейшим "западником". К числу лучших влияний берлинской жизни принадлежит сближение Тургенева с Станкевичем, смерть которого произвела на него потрясающее впечатление.

В 1841 г. Тургенев вернулся на родину. В начале 1842 г. он подал в Московский университет просьбу о допущении его к экзамену на степень магистра философии; но в Москве не было тогда штатного профессора философии, и просьба его была отклонена. Как видно из опубликованных в "Библиографе" за 1891 г. "Новых материалах для биографии И.С. Тургенева", Тургенев в том же 1842 г. вполне удовлетворительно выдержал экзамен на степень магистра в Петербургском университете. Ему оставалось теперь только написать диссертацию. Это было совсем не трудно; для диссертаций словесного факультета того времени не требовалось солидной научной подготовки.

Литературная деятельность

Но в Тургеневе уже простыл жар к профессиональной учености; его все более и более начинает привлекать деятельность литературная. Он печатает небольшие стихотворения в "Отечественных Записках", а весной 1843 г. выпускает отдельной книжкой, под буквами Т. Л. (Тургенев-Лутовинов), поэму "Параша". В 1845 г. выходит тоже отдельной книжкой другая поэма его, "Разговор"; в "Отечественных Записках" 1846 г. (N 1) появляется большая поэма "Андрей", в "Петербургском Сборнике" Некрасова (1846) - поэма "Помещик"; кроме того, мелкие стихотворения Тургенева разбросаны по "Отечественным Запискам", разным сборникам (Некрасова, Сологуба) и "Современнику". С 1847 г. Тургенев совершенно перестает писать стихи, если не считать несколько небольших шуточных посланий к приятелям и "баллады": "Крокет в Виндзоре", навеянной избиением болгар в 1876 г. Несмотря на то, что выступление на стихотворное поприще было восторженно встречено Белинским, Тургенев, перепечатав в собрании своих сочинений даже слабейшие из своих драматических произведений, совершенно исключил из него стихи. "Я чувствую положительную, чуть не физическую антипатию к моим стихотворениям, - говорит он в одном частном письме, - и не только не имею ни одного экземпляра моих поэм - но дорого бы дал, чтобы их вообще не существовало на свете".

Это суровое пренебрежение решительно несправедливо. У Тургенева не было крупного поэтического дарования, но под некоторыми небольшими его стихотворениями и под отдельными местами его поэм не отказался бы поставить свое имя любой из прославленных поэтов наших. Лучше всего ему удаются картины природы: тут уже ясно чувствуется та щемящая, меланхолическая поэзия, которая составляет главную красоту тургеневского пейзажа .

Поэма Тургенева "Параша" - одна из первых попыток в русской литературе обрисовать засасывающую и нивелирующую силу жизни и житейской пошлости. Автор выдал замуж свою героиню за того, кто ей полюбился и наградил ее "счастьем", безмятежный вид которого, однако, заставляет его восклицать: "Но, Боже! то ли думал я, когда исполненный немого обожанья, ее душе я предрекал года святого благодарного страданья". "Разговор" написан отличным стихом; есть строки и строфы прямо лермонтовской красоты. По содержанию своему эта поэма, при всем своем подражании Лермонтову - одно из первых в нашей литературе "гражданских" произведений, не в позднейшем значении обличения отдельных несовершенств русской жизни, а в смысле призыва к работе на общую пользу. Одну личную жизнь оба действующие лица поэмы считают недостаточной целью осмысленного существования; каждый человек должен совершить какой-нибудь "подвиг", служить "какому-нибудь богу", быть пророком и "карать слабость и порок".

Две другие большие поэмы Тургенева, "Андрей" и "Помещик" , значительно уступают первым. В "Андрее" многоглаголиво и скучно описывается нарастание чувства героя поэмы к одной замужней женщине и ее ответные чувства; "Помещик" написан в юмористическом тоне и представляет собой, по терминологии того времени, "физиологический" очерк помещичьей жизни - но схвачены только внешние, смехотворные ее черты. Одновременно с поэмами Тургенев написал ряд повестей, в которых тоже очень ярко сказалось лермонтовское влияние. Только в эпоху безграничного обаяния печоринского типа могло создаться преклонение молодого писателя пред Андреем Колосовым, героем повести того же названия (1844). Автор выдает нам его за "необыкновенного" человека, и он действительно совершенно необыкновенный... эгоист, который, не испытывая ни малейшего смущения, на весь род людской смотрит как на предмет своей забавы. Слово "долг" для него не существует: он бросает полюбившую его девушку с большей легкостью чем иной бросает старые перчатки, и с полной бесцеремонностью пользуется услугами товарищей. В особенную заслугу ему вменяется то, он "не становится на ходули". В том ореоле, которым молодой автор окружил Колосова, несомненно сказалось и влияние Жорж Занд, с ее требованием полной искренности в любовных отношениях. Но только тут свобода отношений получила весьма своеобразный оттенок: то, что для Колосова было водевилем, для страстно полюбившей его девушки превратилось в трагедию. Несмотря на неясность общего впечатления, повесть носит на себе яркие следы серьезного таланта.

Вторая повесть Тургенева, "Бретер" (1846), представляет собой авторскую борьбу между лермонтовским влиянием и стремлением дискредитировать позерство. Герой повести Лучков своей таинственной угрюмостью, за которою чудится что-то необыкновенно глубокое, производит сильное впечатление на окружающих. И вот, автор задается целью показать, что нелюдимость бретера, его таинственная молчаливость весьма прозаически объясняются нежеланием жалчайшей посредственности быть осмеянной, его "отрицание" любви - грубостью натуры, равнодушие к жизни - каким-то калмыцким чувством, средним между апатией и кровожадностью.

Содержание третьей повести Тургенева "Три портрета" (1846) почерпнуто из семейной хроники Лутовиновых, но очень уж в ней сконцентрировано все необыденное этой хроники. Столкновение Лучинова с отцом, драматическая сцена, когда сын, стиснув шпагу в руках, злобными и непокорными глазами смотрит на отца и готов поднять на него руку - все это гораздо более было бы уместно в каком-нибудь романе из иностранной жизни. Слишком густы также краски, наложенные на Лучинова-отца, которого Тургенев заставляет 20 лет не говорить ни единого слова с женой из-за туманно выраженного в повести подозрения в супружеской неверности.

Драматическом поприще

Рядом со стихами и романтическими повестями, Тургенев пробует свои силы и на драматическом поприще. Из его драматических произведений наибольший интерес представляет написанная в 1856 г. живая, забавная и сценичная жанровая картинка "Завтрак у предводителя" , до сих пор удержавшаяся в репертуаре. Благодаря, в особенности, хорошему сценическому исполнению пользовались также успехом "Нахлебник" (1848), "Холостяк" (1849), "Провинциалка", "Месяц в деревне".

Автору особенно был дорог успех "Холостяка". В предисловии к изданию 1879 г. Тургенев, "не признавая в себе драматического таланта", вспоминает "с чувством глубокой благодарности, что гениальный Мартынов удостоил играть в четырех из его пьес и, между прочим, пред самым концом своей блестящей, слишком рано прерванной карьеры, превратил силою великого таланта, бледную фигуру Мошкина в "Холостяке" в живое и трогательное лицо".

Расцвет творчества

Несомненный успех, выпавший на долю Тургенева на первых же порах его литературной деятельности, не удовлетворял его: он носил в душе сознание возможности более значительных замыслов - а так как то, что пока выливалось на бумагу, не соответствовало их широте, то он "возымел твердое намерение вовсе оставить литературу". Когда, в конце 1846 г., Некрасов и Панаев задумали издавать "Современник", Тургенев отыскал у себя, однако, "пустячок", которому и сам автор, и Панаев настолько мало придавали значения, что он был помещен даже не в отделе беллетристики, а в "Смеси" первой книжки "Современника" 1847 г. Чтобы сделать публику еще снисходительнее, Панаев к скромному и без того названию очерка: "Хорь и Калиныч" прибавил еще заглавие: "Из записок охотника" . Публика оказалась более чуткой, чем опытный литератор. К 1847 г. демократическое или, как оно тогда называлось, "филантропическое" настроение начинало достигать в лучших литературных кружках высшего своего напряжения. Подготовленная пламенной проповедью Белинского, литературная молодежь проникается новыми духовными течениями; в один, два года целая плеяда будущих знаменитых и просто хороших писателей - Некрасов, Достоевский, Гончаров, Тургенев, Григорович, Дружинин, Плещеев и др. - выступают с рядом произведений, производящих коренной переворот в литературе и сразу сообщающих ей то настроение, которое потом получило свое общегосударственное выражение в эпохе великих реформ.

Среди этой литературной молодежи Тургенев занял первое место, потому что направил всю силу своего высокого таланта на самое больное место дореформенной общественности - на крепостное право. Поощренный крупным успехом "Хоря и Калиныча"; он написал ряд очерков, которые в 1852 г. были изданы под общим именем "Записок Охотника" . Книга сыграла первоклассную историческую роль. Есть прямые свидетельства о сильном впечатлении, которое она произвела на наследника престола, будущего освободителя крестьян. Обаянию ее поддались и все вообще чуткие сферы правящих классов. "Запискам Охотника" принадлежит такая же роль в истории освобождения крестьян, как в истории освобождения негров - "Хижине дяди Тома" Бичер-Стоу, но с той разницей, что книга Тургенева несравненно выше в художественном отношении.

Объясняя в своих воспоминаниях, почему он в самом начале 1847 г. уехал за границу, где написано большинство очерков "Записок Охотника", Тургенев говорит: "...я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право . Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примиряться... Это была моя Аннибаловская клятва".

Категоричность Тургенева, однако, относится только к внутренним мотивам "Записок Охотника", а не к исполнению их. Болезненно-придирчивая цензура 40-х годов не пропустила бы сколько-нибудь яркий "протест", сколько-нибудь яркую картину крепостных безобразий. И действительно, непосредственно крепостное право затрагивается в "Записках Охотника" сдержанно и осторожно. "Записки Охотника" - "протест" совсем особого рода, сильный не столько обличением, не столько ненавистью, сколько любовью.

Народная жизнь пропущена здесь сквозь призму душевного склада человека из кружка Белинского и Станкевича. Основная черта этого склада - тонкость чувств, преклонение пред красотой и вообще желание быть не от мира сего, возвыситься над "грязной действительностью". Значительная часть народных типов "Записок Охотника" принадлежит к людям такого покроя.

Вот романтик Калиныч, оживающий только тогда, когда ему рассказывают о красотах природы - горах, водопадах и т. п., вот Касьян с Красивой Мечи, от тихой души которого веет чем-то совершенно неземным; вот Яша ("Певцы"), пение которого трогает даже посетителей кабака, даже самого кабатчика. Рядом с натурами глубоко-поэтическими "Записки Охотника" выискивают в народе типы величавые. Однодворец Овсяников, богатый крестьянин Хорь (за которого Тургенева уже в 40-х годах упрекали в идеализации) величественно спокойны, идеально честны и своим "простым, но здравым умом" прекрасно понимают самые сложные общественно-государственные отношения. С каким удивительным спокойствием умирают в очерке "Смерть" лесовщик Максим и мельник Василий; сколько чисто романической обаятельности в мрачно-величественной фигуре неумолимо честного Бирюка!

Из женских народных типов "Записок Охотника" особенного внимания заслуживают Матрена ("Каратаев" ), Марина ("Свидание" ) и Лукерья ("Живые Мощи" ) ; последний очерк залежался в портфеле Тургенева и увидел свет лишь четверть века спустя, в благотворительном сборнике "Складчина", 1874): все они глубоко-женственны, способны на высокое самоотречение. И если мы к этим мужским и женским фигурам "Записок Охотника" прибавим удивительно-симпатичных ребятишек из "Бежина Луга" , то получится целая одноцветная галерея лиц, относительно которых никак нельзя сказать, что автор дал тут народную жизнь во всей ее совокупности. С поля народной жизни, на котором растут и крапива, и чертополох, и репейник, автор сорвал только красивые и благоухающие цветы и сделал из них прекрасный букет, благоухание которого было тем сильнее, что представители правящего класса, выведенные в "Записках Охотника", поражают своим нравственным безобразием. Господин Зверков ("Ермолай и Мельничиха" ) считает себя человеком очень добрым; его даже коробит, когда крепостная девка с мольбою бросается ему в ноги, потому что по его мнению "человек никогда не должен свое достоинство терять"; но он с глубоким негодованием отказывает этой "неблагодарной" девке в разрешении выйти замуж, потому что его жена останется тогда без хорошей горничной. Гвардейский офицер в отставке Аркадий Павлыч Пеночкин ("Бурмистр" ) устроил свой дом совсем по-английски; за столом у него все великолепно сервировано и выдрессированные лакеи служат превосходно. Но вот один из них подал красное вино не подогретым; изящный европеец нахмурился и, не стесняясь присутствием постороннего лица, приказал "насчет Федора... распорядиться". Мардарий Аполлоныч Стегунов ("Два помещика" ) - тот совсем добряк: идиллически сидит на балконе прекрасным летним вечером и пьет чай. Вдруг донесся "до нашего слуха звук мерных и частых ударов". Стегунов "прислушался, кивнул головой, хлебнул, и, ставя блюдечко на стол, произнес с добрейшей улыбкой и, как бы невольно вторя ударам: чюки-чюки-чюк! чюки-чюк! чюки-чюк!". Оказалось, что наказывают "шалунишку Васю", буфетчика "с большими бакенбардами". Благодаря глупейшему капризу злющей барыни ("Каратаев"), трагически складывается судьба Матрены. Таковы представители помещичьего сословия в "Записках Охотника". Если и встречаются между ними порядочные люди, то это или Каратаев, кончающий жизнь трактирным завсегдатаем, или буян Чертопханов, или жалкий приживальщик - Гамлет Щигровского уезда. Конечно, все это делает "Записки Охотника" произведением односторонним; но это та святая односторонность, которая приводит к великим результатам. Содержание "Записок Охотника" во всяком случае, было не выдумано - и вот почему в душе каждого читателя во всей своей неотразимости вырастало убеждение, что нельзя людей, в которых лучшие стороны человеческой природы воплощены так ярко, лишать самых элементарных человеческих прав. В чисто художественном отношении "Записки Охотника" вполне соответствуют великой идее, положенной в их основание, и в этой гармонии замысла и формы - главная причина их успеха. Все лучшие качества тургеневского таланта получили здесь яркое выражение. Если сжатость составляет вообще одну из главных особенностей Тургенева, совсем не писавшего объемистых произведений, то в "Записках Охотника" она доведена до высшего совершенства. Двумя-тремя штрихами Тургенев рисует самый сложный характер: назовем для примера хотя бы завершительные две странички очерка, где душевный облик "Бирюка" получает такое неожиданное освещение. Наряду с энергией страсти, сила впечатления увеличивается общим, удивительно-мягким и поэтическим колоритом. Пейзажная живопись "Записок Охотника" не знает себе ничего равного во всей нашей литературе. Из среднерусского, на первый взгляд бесцветного, пейзажа Тургенев сумел извлечь самые задушевные тона, в одно и тоже время и меланхолические, и сладко-бодрящие. В общем, Тургенев "Записками Охотника" по технике занял первое место в ряду русских прозаиков. Если Толстой превосходит его широтой захвата, Достоевский - глубиной и оригинальностью, то Тургенев - первый русский стилист.

Личная жизнь Тургенева

В его устах "великий, могучий, правдивый и свободный русский язык", которому посвящено последнее из его "Стихотворений в прозе", получил самое благородное и изящное свое выражение. Личная жизнь Тургенева, в то время, когда так блестяще развертывалась его творческая деятельность, складывалась невесело. Несогласия и столкновения с матерью принимали все более и более острый характер - и это не только нравственно его развинчивало, но приводило также к крайне стесненному материальному положению, которое осложнялось тем, что все считали его человеком богатым.

К 1845 г. относится начало загадочной дружбы Тургенева с знаменитой певицей Виардо-Гарсия. Неоднократно были сделаны попытки пользоваться для характеристики этой дружбы рассказом Тургенева: "Переписка", с эпизодом "собачьей" привязанности героя к иностранной балерине, существу тупому и совершенно необразованному. Было бы, однако, грубой ошибкой видеть в этом прямо автобиографический материал.

Виардо - необыкновенно тонкая художественная натура; муж ее был прекрасный человек и выдающийся критик искусства (см. VI, 612), которого Тургенев очень ценил и который, в свою очередь, высоко ставил Тургенева и переводил его сочинения на французский язык. Несомненно также, что в первое время дружбы с семьей Виардо Тургенев, которому мать целых три года за привязанность к "проклятой цыганке" не давала ни гроша, весьма мало напоминал популярный за кулисами тип "богатого русского". Но, вместе с тем, глубокая горечь, которою проникнут рассказанный в "Переписке" эпизод, несомненно имела и субъективную подкладку. Если мы обратимся к воспоминаниям Фета и к некоторым письмам Тургенева, мы увидим, с одной стороны, как права была мать Тургенева, когда она его называла "однолюбом", а с другой, что, прожив в тесном общении с семьею Виардо целых 38 лет, он, все-таки, чувствовал себя глубоко и безнадежно одиноким. На этой почве выросло тургеневское изображение любви, столь характерное даже для его всегда меланхоличной творческой манеры.

Тургенев - певец любви неудачной по преимуществу. Счастливой развязки у него почти ни одной нет, последний аккорд - всегда грустный. Вместе с тем, никто из русских писателей не уделил столько внимания любви, никто в такой мере не идеализировал женщину. Это было выражением его стремления забыться в мечте.

Герои Тургенева всегда робки и нерешительны в своих сердечных делах: таким был и сам Тургенев. - В 1842 г. Тургенев, по желанию матери, поступил в канцелярию министерства внутренних дел. Чиновник он был весьма плохой, а начальник канцелярии Даль, хотя тоже был литератор, к службе относился весьма педантически. Кончилось дело тем, что прослужив года 1 1/2, Тургенев, к немалому огорчению и неудовольствию матери, вышел в отставку. В 1847 г. Тургенев вместе с семейством Виардо уехал за границу, жил в Берлине, Дрездене, посетил в Силезии больного Белинского, с которым его соединяла самая тесная дружба, а затем отправился во Францию. Дела его были в самом плачевном положении; он жил займами у приятелей, авансами из редакций, да еще тем, что сокращал свои потребности до минимума. Под предлогом потребности в уединении, он в полном одиночестве проводил зимние месяцы то в пустой даче Виардо, то в заброшенном замке Жорж Занд, питаясь чем попало. Февральская революция и июньские дни застали его в Париже, но не произвели на него особенного впечатления. Глубоко проникнутый общими принципами либерализма, Тургенев в политических своих убеждениях всегда был, по собственному его выражению, "постепеновцем", и радикально-социалистическое возбуждение 40-х годов, захватившее многих его сверстников, коснулось его сравнительно мало.

В 1850 г. Тургенев вернулся в Россию, но с матерью, умершей в том же году, он так и не свиделся. Разделив с братом крупное состояние матери, он по возможности облегчил тяготы доставшихся ему крестьян.

В 1852 г. на него неожиданно обрушилась гроза. После смерти Гоголя Тургенев написал некролог, которого не пропустила петербургская цензура, потому что, как выразился известный Мусин-Пушкин, "о таком писателе преступно отзываться столь восторженно". Единственно для того, чтобы показать, что и "холодный" Петербург взволнован великой потерей, Тургенев отослал статейку в Москву, В.П. Боткину, и тот ее напечатал в "Московских Ведомостях". В этом усмотрели "бунт", и автор "Записок Охотника" был водворен на съезжую, где пробыл целый месяц. Затем он был выслан в свою деревню и только благодаря усиленным хлопотам графа Алексея Толстого года через два вновь получил право жить в столицах.

Литературная деятельность Тургенева с 1847 г., когда появляются первые очерки "Записок Охотника", до 1856 г., когда "Рудиным" начинается наиболее прославивший его период больших романов, выразилась, кроме законченных в 1851 г. "Записок Охотника" и драматических произведений, в ряде более или менее замечательных повестей: "Дневник лишнего человека" (1850), "Три встречи" (1852), "Два приятеля" (1854), "Муму" (1854), "Затишье" (1854), "Яков Пасынков" (1855), "Переписка" (1856). Кроме "Трех встреч", которые представляют собой довольно незначительный анекдот, прекрасно рассказанный и заключающий в себе удивительно-поэтическое описание итальянской ночи и летнего русского вечера, все остальные повести нетрудно объединить в одно творческое настроение глубокой тоски и какого-то беспросветного пессимизма. Это настроение теснейшим образом связано с унынием, которое охватило мыслящую часть русского общества под влиянием реакции первой половины 50-х годов (см. Россия, XXVIII, 634 и сл.). Доброй половиной своего значения обязанный идейной чуткости и уменью улавливать "моменты" общественной жизни, Тургенев ярче других своих сверстников отразил уныние эпохи.

Именно теперь в его творческом синтезе создался тип "лишнего человека" - это до ужаса яркое выражение той полосы русской общественности, когда непошлому человеку, потерпевшему крушение в сердечных делах, решительно нечего было делать. Глупо заканчивающий свою умно начатую жизнь Гамлет Щигровского уезда ("Записки Охотника"), глупо погибающий Вязовнин ("Два приятеля"), герой "Переписки", с ужасом восклицающий, что "у нас русских нет другой жизненной задачи, как разработка нашей личности", Веретьев и Маша ("Затишье"), из которых первого пустота и бесцельность русской жизни приводит к трактиру, а вторую в пруд - все эти типы бесполезных и исковерканных людей зародились и воплотились в очень ярко написанные фигуры именно в годы того безвременья, когда даже умеренный Грановский восклицал: "благо Белинскому, умершему вовремя". Прибавим сюда из последних очерков "Записок Охотника" щемящую поэзию "Певцов", "Свидания", "Касьяна с Красивой Мечи", грустную историю Якова Пасынкова, наконец "Муму", которую Карлейль считал самой трогательной повестью на свете - и мы получим целую полосу самого мрачного отчаяния.

Далеко не полные собрания сочинений Тургенева (нет стихотворений и многих статей) с 1868 г. выдержали 4 издания. Одно собрание сочинений Тургенева (со стихами) было дано при "Ниве" (1898). Стихотворения изданы под редакцией С.Н. Кривенко (2 издания, 1885 и 1891). В 1884 г. Литературный фонд издал "Первое собрание писем И.С. Тургенева", но множество писем Тургенева, рассеянных по разным журналам, еще ждут отдельного издания. В 1901 г. вышли в Париже письма Тургенева к французским друзьям, собранные И.Д. Гальперин-Каминским. Часть переписки Тургенева с Герценом издана за границей Драгомановым. Отдельные книги и брошюры о Тургеневе напечатали: Аверьянов, Агафонов, Буренин, Былеев, Венгеров, Ч. Ветринский, Говоруха-Отрок (Ю. Николаев), Добровский, Michel Delines, Евфстафиев, Иванов, Е. Кавелина, Крамп, Любошиц, Мандельштам, Мизко, Mourrier, Невзоров, Незеленов, Овсянико-Куликовский, Острогорский, J. Pavlovsky (фр.), Евг. Соловьев, Страхов, Сухомлинов, Tursch (нем.), Чернышев, Чудинов, Юнгмейстер и другие. Ряд обширных статей о Тургеневе вошел в собрания сочинений Анненкова, Белинского, Аполлона Григорьева, Добролюбова, Дружинина, Михайловского, Писарева, Скабичевского, Ник. Соловьева, Чернышевского, Шелгунова. Значительные выдержки как из этих, так и из других критических отзывов (Авдеева, Антоновича, Дудышкина, Де-Пулэ, Лонгинова, Ткачева и др.) даны в сборнике В. Зелинского: "Собрание критических материалов для изучения произведений И.С. Тургенева" (3-е изд. 1899). Отзывы Ренана, Абу, Шмидта, Брандеса, де Вогюэ, Мериме и др. приведены в книге: "Иностранная критика о Тургеневе" (1884). Многочисленные биографические материалы, рассеянные по журналам 1880-х и 90-х годов, указаны в "Обзоре трудов умерших писателей" Д.Д. Языкова, выпуск III - VIII.

Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения. Поначалу определили их в частный пансион. Ивану здесь отчетливо запомнилось, как однажды надзиратель начал пересказывать воспитанникам на память только что вышедший тогда из печати роман Загоскина «Юрий Милославский». Это растянулось на несколько вечеров. Затаив дыхание слушали они повествование о похождениях Кирши, Алексея, разбойника Омляша. Был момент, когда Тургенев вскочил и бросился бить одного мальчика, который вздумал заговорить посреди расказа.

Кирша, земский ярыжка, боярин Шалонский - все эти лица казались Тургеневу с того времени чуть не родными, и навсегда запечатлелись в его сознании малейшие подробности романа.

По выходе из пансиона Тургенев занимался с домашними учителями, а когда ему исполнилось пятнадцать лет, поступил на словесный факультет Московского университета. Но пробыл он здесь недолго: через год семья переселилась в Петербург и Тургенев был переведен туда на филологическое отделение философского факультета.

Еще в студенческие годы Иван Сергеевич начал писать стихи и поэмы в романтическом духе и занимался переводами стихотворных драм Шекспира и Байрона.

Вскоре стихотворения Тургенева стали появляться время от времени на страницах журналов, а 1843 год был ознаменован в его жизни выходом в свет поэмы «Параша», очень сочувственно встреченной Белинским. Это и было, собственно, началом сорокалетнего творческого пути Тургенева. За «Парашей» последовал еще ряд поэм: «Помещик», «Разговор» и другие.

«Записки охотника»

И все же не стихотворениям и поэмам Тургенева суждено было открыть новую страницу в летописях русской литературы. Она была открыта, как известно, «Записками охотника».

При переходе Тургенева от поэтических опытов к «Запискам охотника» исключительную роль сыграла его дружба с Белинским. Она длилась около пяти лет, и только смерть великого критика в 1848 году оборвала ее. Белинскому не суждено было увидеть полный расцвет литературной деятельности Тургенева. Но он внимательно следил за первыми шагами молодого писателя, отмечая в его произведениях благоуханную свежесть поэзии, оригинальность мысли, свободные переходы от лиризма к иронии, замечательное мастерство пейзажа.

Все усилия Белинского в последний период его жизни были направлены на то, чтобы объединить писателей, продолжавших гоголевские традиции обличения самодержавно-крепостнического строя. К этой литературной школе, которую принято было тогда называть «натуральной», примкнул и Тургенев. Рассказы его явились как бы ответом на призыв Белинского проникнуться сочувствием к угнетенному народу, показать безнравственность рабства, мешавшего прорасти «плодовитому зерну русской жизни».

С некоторых пор писатели, входившие в кружок Белинского, все чаще строили планы издания собственного журнала. По условиям того времени речь могла идти лишь о приобретении одного из существующих журналов, потому что власти не давали разрешений на издание новых, не желая увеличивать их числа.

Некрасов и другие литераторы видели, что редактор-издатель журнала «Современник», основанного еще Пушкиным, плохо ведет дело. В его руках журнал утратил связь с эпохой, захирел и растерял подписчиков.

С ним и решено было вступить в переговоры о покупке «Современника».

Расставаясь с Иваном Сергеевичем на летние месяцы 1846 года, Белинский просил его не забывать об обещанной литературной «дани» для альманаха, который он предполагал выпустить в свет в ближайшее время.

Вы уж, пожалуйста, это лето не увлекайтесь там охотой, а пишите, чтобы рассказ ваш не был с куриный носок, напишите как следует; слава богу, времени у вас будет много, достаточно пошалаберничали в Петербурге...

Но увлечение Тургенева охотой, проявившееся с особенной силой именно в это лето и осень, оказалось в высшей степени благотворным для его литературной судьбы.

В Спасском он прожил до глубокой осени и почти все это время не выпускал ружья из рук, а до пера не касался вовсе. «Охота» - это волшебное слово могло заставить его забыть обо всем.

Русские люди, - говорил он, - с незапамятных времен любили охоту. Это подтверждают наши песни, наши сказания, все предания наши. Да где же т охотится, как не у нас: кажется, есть где и есть по чем. Витязи времен Владимира стреляли белых лебедей и серых уток на заповедных лунах... Вообще охота свойственна русскому человеку: дай мужику ружье, хоть веревками связанное, да горсточку пороху, и пойдет он бродить, в одних лаптишках, по болотам да по лесам с утра до вечера. И не думайте, чтобы он стрелял одних уток: с этим же ружьем пойдет он караулить медведя «на овсах». вобьет в дупло не пулю, а самодельный, кой-как сколоченный жеребий - и убьет медведя, а не убьет, так даст медведю себя поцарапать, отлежится, полуживой дотащится до дому и, коли выздоровеет, опять пойдет на того же медведя с тем же ружьем...

Занятие охотой сблизило писателя с людьми из народа, широко открыло перед ним картины деревенской жизни, помогло понять и полюбить душу русского крестьянина.

Охота помогала ему и проникать глубоко в тайны природы, ибо только охотник «видит ее всякое время дня и ночи, во всех ее красотах, во всех ее ужасах».

Тургенев исходил с ружьем вся Орловскую и смежные с нею губернии. Частым спутником его в этих скитаниях по лесам и болотам был крепостной егерь помещика Черненского уезда Афанасий Алифанов, с которым никто в округе не мог сравнится в искусстве ловить весной, в полую воду, рыбу, доставать руками раков, отыскивать по чутью дичь, подманивать перепелов, вынашивать ястребов, добывать соловьев с «лешевой дудкой», с «кукушкиным перелетам».

Писатель привязался к Алифанову, полюбил его, помог выкупиться на волю, и Афанасий поселился в лесу, носившем название высокое, верстах в пяти от Спасского. Сюда нередко захаживал к Афанасию Тимофеевичу Тургенев посидеть за чашкой чая, потолковать об охоте, о жизни.

Заглядывая в глухие деревеньки, в усадьбы степных помещиков, посещая лесные угодья и лесные сторожки, совершая далекие поездки на беговых дрожках по соседним уездам, Тургенев пристально всматривался в крестьянский и помещичий быт, жадно впитывал народную речь.

Так прошло лето и короткая пора первоначальной осени с ее тихой красотой и «пышным увяданьем». Наступили холодные осенние дни, И Тургенева потянуло в Петербург, который он покинул чуть ли не полгода назад.

В середине октября, как только кончились осенние вальдшнепы, Тургенев выехал в Петербург, где его ждала радостная новость: вопрос о приобретении права на издание «Современника» разрешился благополучно. На подготовку первого номера оставалось уже немного времени. Белинский настойчиво убеждал друзей работать не покладая рук, чтобы каждый номер журнала был полон жизни и честного направления».

Он с Тургенева взял слово, что тот будет поддерживать «Современник» всеми силами.

В эти месяцы встречи его с Белинским особенно участились - они видались чуть ли не каждый день. Сначала Белинский огорчался, что Тургенев в Спасском весь отдался охоте и потому не привез с собою, как было условлено, готового рассказа.

Белинский еще не знал тогда, что из деревни Тургенев вернулся вовсе не с пустыми руками и что вскоре, взявшись за работу, он украсит страницы современника первыми рассказами из записок охотника».

Пожалуй, Тургенев и сам не вполне ясно представлял себе эту перспективу - сюжеты будущих отдельных произведений этого цикла еще не складывались в его сознании в нечто единое и целое. Кристаллизация замысла произошла позднее, в самом ходе работы над рассказами.

Наблюдения, вынесенные писателем за время пребывания в деревне, были так изобильны, что материала этого ему хватило потом на несколько лет работы, в результате которой сложилась книга, открывшая новую эпоху в русской литературе.

Тургенев был искренне убежден в том, что не написал бы «Записок охотника», если б остался в России: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел... Мне нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали напасть на него. В моих глазах враг этот... был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примирятся... Это была моя Аннибаловская клятва...»

Но прежде чем надолго уехать за границу, Тургенев хотел приготовить, по крайней мере, для первых двух номеров «Современника», несколько рассказов, критическую статью и ряд стихотворений. «Работаю изо всех сил, - читаем мы в одном из его писем конца 1846 года. - Я взял на себя некоторые обязательства, хочу их выполнить и выполню». Тургенев рассчитывал, сделав все это, в начале следующего года покинуть Петербург.

Рассказ, написанный им для первого номера «Современника», назывался «Хорь и Калиныч». Подзаголовок рассказа - «Из записок охотника» - был придуман одним из редакторов современника И.И. Панаевым, который считал, что очерк этот, изданный с таким подзаголовком, расположит читателей «к снисхождению».

Но в снисхождении не было никакой нужды. Напротив, и в литературных кругах, и у читателей «Хорь и Калиныч» вызвал единодушное одобрение и сразу же высоко поднял автора в общем мнении.

Знакомые и друзья Панаева и Некрасова осаждали их вопросами, будут ли в «Современнике» продолжаться рассказы охотника.

появление в печати следующих произведений этого цикла («Ермолай и мельничиха», «Льгов», «Однодворец Овсянников») окончательно закрепило успех Тургенева. О них с восторгом заговорили в московской публике. «Нисколько не преувеличу, - писал Некрасов автору, - сказав вам, что эти рассказы сделали такой же эффект, как романы Герцена и Гончарова».

Стало ясно, что Тургенев вступил на свою настоящую дорогу. Эта творческая победа писателя была не только его личным успехом, но и торжеством реалистической эстетики, основы которой неустанно разрабатывал и провозглашал великий критик в своих статьях и беседах с писателями в последний период деятельности.

О том, как Белинский ценил «Записки охотника», красноречиво говорит его предсмертный обзор русской литературы за 1847 год, где он писал: «Не все его рассказы одинакового достоинства: одни лучше, другие слабее, но между ними нет ни одного, который бы чем-нибудь не был интересен, занимателен и поучителен. «Хорь и Калиныч» до сих пор остается лучшим рассказом охотника, за ним «Бурмистр», а после «Однодворец Овсянников» и «Контора». Нельзя не пожелать, чтобы г. Тургенев писал еще хоть целые тома таких рассказов».

Отдельное издание «Записок охотника» вышло в 1852 году и стало настоящим общественным событием. Современники почувствовали антикрепостнический характер сборника и по достоинству оценили его. Так началась карьера большого писателя Ивана Сергеевича Тургенева.